Завершено оглашение обвинительного приговора экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и бывшему руководителю МЕНАТЕПа Платону Лебедеву. В рамках второго дела ЮКОСа, связанному с «хищением нефти и отмыванием денег», им назначены значительные сроки заключения. Об этом сообщил председательствующий на суде Виктор Данилкин. Таким образом, осужденные, в случае вступления приговора в законную силу, с учетом не отбытой части наказания по первому делу, смогут выйти на свободу только в 2017 году.
Информация о расследовании второго уголовного дела в отношении Ходорковского и Лебедева стала известна еще в 2005 году. В декабре 2006 года осуждённых этапировали из Краснокаменска в Читу для предъявления новых обвинений по делу об отмывании денежных средств. В читинском СИЗО Ходорковскому объявили, что его подозревают в легализации денежных средств от продажи нефти, похищенной у дочерних предприятий ЮКОСа. Аналогичные обвинения были выдвинуты и против Лебедева.
Позже Генпрокуратура уточнила свои обвинения, указав на хищение всей добытой нефти и легализацию средств от её продажи. Адвокаты и фигуранты дела сочли предъявленные обвинения абсурдными. Эксперты отметили нестыковку в деле: если осуждены за неуплату налогов, как можно судить за хищение, за которое налоги не были уплачены? Это ставит под сомнение законность обоих дел.
В том же году Ходорковский объявил бессрочную голодовку в знак солидарности с бывшим вице-президентом ЮКОСа Василием Алексаняном, который, несмотря на серьезную болезнь, не был переведен из СИЗО в гражданскую клинику. Голодовка длилась две недели до тех пор, пока Алексаняна не госпитализировали.
На фоне всех этих событий страну возглавил новый человек – Дмитрий Медведев, который заявил о новом курсе на обеспечение реальной независимости судебной системы. Адвокаты подали прошение об условно-досрочном освобождении Ходорковского, но суд Читы отклонил ходатайство. Несмотря на положительную характеристику Ходорковского от администрации СИЗО, отмечалось, что он «не встал на путь исправления», так как не раскаялся в содеянном.
Общественность продолжала замечать в действиях и словах представителей власти определенные намёки на судьбу экс-главы ЮКОСа и его партнера. Многие аналитики предполагали, что личная месть со стороны Владимира Путина является причиной заключения Ходорковского. Премьер-министр оставался последовательным в своих высказываниях: слова о том, что «вор должен сидеть в тюрьме», известные фразы о «руках по локоть в крови» внушали сомнения в том, что приговор будет мягким.
Тем не менее, в итоге суд значительно снизил объемы похищенной нефти и прекратил уголовное преследование бывших руководителей ЮКОСа по эпизоду с хищением акций Томскнефтегаза в связи с истечением срока давности. Весной, после продления ареста осуждённым еще на три месяца, Ходорковский вновь объявил голодовку и направил открытое письмо председателю Верховного суда с жалобой на незаконные действия.
После того как пресс-служба президента сообщила о том, что Дмитрий Медведев ознакомлен с письмом, Ходорковский решил прекратить голодовку. Суд также удовлетворил ходатайство защиты о вызове высокопоставленных свидетелей, среди которых были глава Сбербанка Герман Греф и министр промышленности и торговли Виктор Христенко. Бывший премьер-министр Михаил Касьянов также выступил в защиту Ходорковского, отметив, что деятельность компании контролировалась правительством, и похитить нефть было невозможно.
Тем не менее, показания свидетелей защиты суд посчитал недостаточными. В итоге приговор по второму делу фактически повторил обвинительное заключение, с некоторыми изменениями: восемь лет по одной статье и девять по другой. Суд признал Ходорковского и Лебедева виновными в хищении и отмывании денег, снизив тяжесть обвинений в хищении с «особо крупного» до просто «крупного». Суд установил, что они похитили более 200 миллионов тонн нефти на сумму около 900 миллиардов рублей.
Как отмечают наблюдатели, судья заложил основу для дальнейшего имущественного преследования Ходорковского и Лебедева. Экс-главу и бывшего председателя совета директоров ЮКОСа также обвинили в легализации имущества на сумму почти 500 миллиардов рублей и сокрытии финансовой информации от акционеров. Суд отметил, что бухгалтерия компании велась на двух языках, хотя большинство акционеров были гражданами России.
Суд признал недействительными некоторые эпизоды, в том числе о хищении акций, так как срок для привлечения к уголовной ответственности истек. Показания Ходорковского о контроле компании судья оценил как разоблачение. Все это привело к тому, что Ходорковский и Лебедев встретили приговор с улыбками, несмотря на его жесткость.
Это решение вызвало осуждение со стороны ряда общественных деятелей и правозащитных организаций, которые назвали его политически мотивированным. Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, согласно свидетельствам очевидцев, встретили приговор спокойно, хотя адвокат Генри Резник отметил, что это было «вызовом логике и здравому смыслу». В ситуации, когда первое дело касается неуплаты налогов, второй приговор мог бы стать основанием для пересмотра первого. Это решение имеет серьезные последствия для страны, включая возможные иски со стороны миноритарных акционеров.