'Вопросы к интервью
Т. РОДНЯНСКАЯ: Добрый вечер. В эфир радиостанции «Эхо Москвы» программа «Zoom». Меня зовут Таня Роднянская. И со мной моя коллега Ира Баблоян begin_of_the_skype_highlighting end_of_the_skype_highlighting.



И. БАБЛОЯН: Доброй ночи!

Т. РОДНЯНСКАЯ: Доброй ночи. Сегодня мы говорим о модном интернете, о модных сайтах, о том, что мы можем видеть на модных сайтах и что вообще такое модный сайт – популярный или это сайт о моде, где мы можем посмотреть последние тренды. И я представляю наших гостей, с которыми мы будем об этом разговаривать. Василий Эсманов, создатель сайта Lookatme.ru. Добрый вечер!

В. ЭСМАНОВ: Добрый вечер!

Т. РОДНЯНСКАЯ: И Артем Шилов, главный редактор мужского онлайн-ресурса Trendymen.ru. Добрый вечер!

А. ШИЛОВ: Добрый вечер!

Т. РОДНЯНСКАЯ: Я вновь напоминаю, что у нас идет, помимо радиотрансляции, веб-трансляция, которую вы можете видеть на сайте «Эхо Москвы» или на сайте RuTube. Как угодно выбирайте. Можете нас не только слушать, но и подсматривать за нашим эфиром. А также напоминаю телефон для ваших сообщений: 7-985-970-45-45 begin_of_the_skype_highlighting 7-985-970-45-45 end_of_the_skype_highlighting. Мы ждем ваших вопросов, сообщений, комментариев в течение всего часа.

И. БАБЛОЯН: Да, может быть даже дополнений или пожеланий каких-то этим сайтам. А я хочу у вас вот что спросить: насколько такие сайты, пусть это Trendymen.ru, пусть это будет Lookatme.ru или другие, абсолютно модные или просто популярные сайты, вообще нужны? Насколько на них вообще велик запрос в обществе.

В. ЭСМАНОВ: Если смотреть с точки зрения медиа, то медиа всегда обслуживала интересы какой-то сформированной, сформировавшейся социальной группы. И рассказывала им об окружающем мире. От этого все газеты шли, все журналы, радиостанции и прочее. На самом деле, интернет – это же просто новая форма передачи данных, а не что-то кардинально новое. Людям всегда нужна была сопричастность, людям всегда нужно было быть информированными. Поэтому спрос появляется тогда, когда есть социальные группы. Может, конечно, делать новые социальные группы, создавать спрос, так сказать, но это получается гораздо реже и обычно это гораздо сложнее.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Давайте вы сейчас поясните оба, что такое из себя ваши сайты представляют. Как вы себя позиционируете, какой у вас контент, чтобы наши слушатели на всякий случай понимали, кто не знает.

А. ШИЛОВ: Наш Trendymen.ru, мы позиционируем себя как онлайн-журнал о людях, трендах и вещах. То есть о всех тех интересных штуках, которые появляются, с учетом пожеланий, предложений и каких-то внутренних ощущений мужской аудитории. Мы пытаемся это сделать, конечно. Мы не заявляем о том, что мы стопроцентно мужской журнал. У нас очень много моды, у нас очень много лайф-стайла. И мы делаем главный упор на красивую картинку, потому что в интернете очень мало, на самом деле, красивой картинки. Информации достаточно, информации много, ее можно как-то структурировать, существуют сервисы для структурирования информации. Но для того чтобы показывать красивую картинку, таких ресурсов, на мой взгляд, очень мало. Поэтому, собственно, мы и попытались занять эту нишу. И я считаю, что у нас получается.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Василий, а вы?

В. ЭСМАНОВ: Ну, у нас сайт о том, что интересует людей в больших городах в возрасте от 20 до 30 лет, кем бы они ни были. У нас довольно большая аудитория уже. Она все растет. Нас более миллиона человек в месяц читают и смотрят. Поэтому у нас спектр тем гораздо шире. Но это все можно описать лайф-стайлом: где что смотреть, что слушать, на что обращать внимание, куда ходить, где интересно и что про это говорить. Собственно, вот.

А. ШИЛОВ: Как любой, мы на самом деле являемся наследником таких больших российских или зарубежных молодежных или постмолодежных журналов (НРЗБ).

И. БАБЛОЯН: Наша «Афиша».

А. ШИЛОВ: «Афиша» все-таки про мероприятия и развлечения. А у нас есть развлечения, но они занимают незначимую долю. Нас в большей степени читают. «Афиша», если сравнивать с журналом, по тематике мы пересекаемся, как и много с кем еще. Но по подаче…

И. БАБЛОЯН: Мне кажется, у вас аудитория приблизительно одна.

Т. РОДНЯНСКАЯ: А кто ваша аудитория?

А. ШИЛОВ: С журналом – нет. У них чуть-чуть другая публика. Наша аудитория, как я уже говорил, — 20-30 лет, Москва, Санкт-Петербург и другие большие города, где происходит много всей культурной жизни. На самом деле, эти люди, в связи с тем, что мы сейчас живем в таком довольно открытом мире, открытом даже не в плане передвижения, а информации, то это люди, которые живут, и центры происходящих событий для них даже не Москва, а Лондон, Нью-Йорк. Все, что с культурой происходит.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Поэтому вы на своем сайте перемешиваете все культуры, переносите все новости, в том числе и лайф-стайл, и одежду, и моду, и кино, и актеров, зарубежных в том числе.

В. ЭСМАНОВ: Да.

Т. РОДНЯНСКАЯ: А ваша аудитория кто, Артем?

А. ШИЛОВ: Ну, у нас аудитория, как я уже сказал, мы больше ориентированы, конечно, на мужскую аудиторию. Нас читают и девушки, тоже где-то 20, 30 плюс.

И. БАБЛОЯН: Мне кажется, девушки вас должны больше читать, если заявлено, что это мужской сайт.

А. ШИЛОВ: Ну, наверное. Конечно, посчитать аудиторию в интернете очень просто. Но сказать точно, какой пришел юзер: мужчина он, женщина или нечто среднее – это вообще очень тяжело. Конечно же, если есть социальная составляющая, как блоги, например, то можно просто по портрету человека или блогу понять, кто он мужчина или женщина, если он ведет. Но у нас пока нет такой социальной составляющей, чтобы мы точно знали, что нас читают женщины. Они читают нас регулярно, естественно.

И. БАБЛОЯН: Я вот на днях зарегистрировалась на сайте. Думала, что выплывет окошко: вы женщина, вам нельзя.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Но такого, видимо, не выплыло.

А. ШИЛОВ: Нет, такого, конечно, не было и не будет. Мы всех любим. И девушек, конечно, очень любим. И надеемся, что вы нас читаете. Вот такая аудитория.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Вот вы затронули тему блогов. Сейчас блоги это просто повальное увлечение: кто пишет просто так, кто получает за это гонорары. У кого высокие рейтинги, у кого не очень. Раз уж у нас тема о моде, предлагаю затронуть тему именно фэшн-блогов и фэшн-блоггеров. Это сейчас очень развито. И сейчас пишут какие угодно блоги: просто с занимательными новостями фэшн-индустрии, аналоги глянцевых журналов. Или там можно прочитать новости, кто, что, куда. Давайте послушаем комментарий Мирославы Думы, которая нас расскажет о фэшн-блогах и о фэшн-блоггерах.

МИРОСЛАВА ДУМА: Фэшн-блоги я читаю относительно регулярно. Есть очень известные западные блоги, такие, как, например, Jak&Jil, который ведет известный азиатский парень, зовут его Томми Тон. Его блог достиг такой популярности, что его сайт style.com, который принадлежит международному конденасту, пригасили вести колонку у них на style.com. А style.com – это такой один из самых-самых популярных сайтов о моде. Был очень хороший блог на сайте сюрреалист, который ведет Скотт Шумэн до сих пор. Вообще в принципе модные блоги сегодня достигли апогея по популярности, известности, потому что модных блоггеров сажают на первые ряды в самых авторитетных домах моды, рядом с Анной Винтур. Самые-самые такие известные блоги вышли из того, что эти блоггеры снимали модных людей на показах, потом выставляли их на блогах. И снимали они настолько красиво, настолько профессионально и качественно и (НРЗБ), что даже казалось, что они очень суперинтересно и как-то креативно одеты. В итоге на этом блоге и на фотографиях выглядели ну очень красиво и являлись вдохновением для очень многих там девочек, мальчиков. Потом это уже превратилось в подобие журнала. Вот эти блоггеры стали там оставлять какие-то комментарии, читать какие-то лекции, подборки выкладывать чего-то. Даже вот сейчас делают видео.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Мы сейчас послушали комментарий Мирославы Думы. Скажите, а как вы считаете: фэшн-блоги пришли уже на замену глянцевым журналам?

А. ШИЛОВ: Нет, и мне кажется не придут.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Никогда не будет этого?

В. ЭСМАНОВ: Они являются дополнением. Вы знаете, эти разговоры как во всеми любимом фильме «Москва слезам не верит», что телевидение убьет все, театр убьет. Но до сих пор театр люди любят, люди до сих пор читают книги, люди до сих пор смотрят телевизор, люди до сих пор покупают журналы.

И. БАБЛОЯН: Просто зачем тратить деньги на журнал, когда можно все это бесплатно прочитать, посмотреть в интернете.

К. ЭСМАНОВ: Журналы предоставляют опыт. Это как разница между тем, чтобы слушать музыку на виниловых пластинках или в цифре. Например, разницы между МР3 и прослушиванием на компакт-диске нет никакой. А вот есть серьезная разница между виниловой пластинкой в опыте прослушивания. Это имеет отношение именно к опыту.

И. БАБЛОЯН: Нет, я согласна. Допустим, я, например, люблю читать новости именно в газетах. Это какое-то ощущение газеты в руках. Но все равно, мне кажется, они заполонили абсолютно все.

В. ЭСМАНОВ: Прекрасно! Это дополнительная возможность.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Есть серьезный плюс в блогах в том, что буквально произошло какое-то событие, через минуту ты об этом можешь прочитать в интернете. Через минуту ты не получишь новый номер журнала, где напечатана новость об этом событии.

В. ЭСМАНОВ: Смотрите, новостные форматы в физической форме, такие, как газеты, ну, не знаю… В основном газеты умирают, правда – очень быстро умирают и совсем умрут в ближайшие несколько лет. Но журналы это другое. Журналы не про новости, а про сопричастность и про то, что ты причастен к некой группе людей. Поэтому нужен журнал. Они никогда не заменятся блогами. Они дополнятся блогами, но не заменятся. Газеты заменятся интернетом, однозначно.

А. ШИЛОВ: Мне кажется, вообще невозможно существование фэшн-блоггинга как такового без журналов, потому что там работают стилисты, которые делают, формируют вкус людей (так считается, во всяком случае).

И. БАБЛОЯН: И как сейчас нам говорила Мира в своем комментарии, что фэшн-блоггеры – это люди, которые просто фотографировали перед показами знаменитостей. И делали это намного лучше даже, чем в журналах.

В. ЭСМАНОВ: Это опять же немножко все смешано. Люди очень любят смешивать и не разделять. Для фэшн-блоггеров стилисты и главные редактора такие же ньюсмейкеры и являются ньюсмейкерами. Понимаете, рынок труда все больше похож на спортивный рынок: такие же команды, ты болеешь за отдельные команды, смотришь, кто куда перешел. Никто же непрофессиональном футболом, которым все занимаются и прекрасно, что все занимаются футболом и гоняют мяч во дворе, не заменит профессиональные команды, потому что это другой уровень шоу, другой уровень развлечения. Да, есть люди-скауты. Не знаю, как называются по-русски. Спортивные скауты, которых находят в каких-нибудь деревнях, которые правда классно играют. Вот фэшн-блоггеры и являются теми деревенскими, неизвестными парнями, которые могут играть гораздо круче, чем люди, которые составляют команду. Но это не делает их командой, за которой интересно следить и смотреть, что они делают.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Но все равно есть такие звезды, как, например, тот же Брайн Бой. Не буду попсовой, но все-таки. Та же Тави, 14-летняя девочка, которая начала вести свой блог. Вроде бы совсем несуразно.

В. ЭСМАНОВ: Во сколько лет, простите, Пеле в сборную Бразилии вошел? Я, конечно, не сравниваю Тави с Пеле, но он тоже играл во дворе и тоже стал известен до того, как вошел в сборную.

А. ШИЛОВ: Мне кажется, Василий говорит вполне понятные вещи. И он прав, что путается немножко новостной формат. Новостной формат действительно сейчас все больше и больше завоевывает аудиторию. Сейчас есть, например, Твиттер, и ты можешь через несколько секунд увидеть, как падает дом, и ты уже ньюсмейкер, потому что у тебя есть инструменты и у тебя есть аудитория, которая тебя читает. Но это не значит, что ты РИА Новости, грубо говоря. Ты не можешь проверять, отвечать и говорить, почему так произошло, почему дом упал и т.д. Но это очень простой пример. То же самое и с фэшн-блогами. Это дополнение. И очень хорошее дополнение. И без фэшн-блоггинга было бы, наверное, довольно скучно, потому что, например, глянцевые журналы и журналы вообще имеют свою редакционную политику, они пишут о каких-то их интересующих вещах. Фэшн-блоггер может писать о чем угодно. Он может написать плохо, может написать хорошо, у него нет того, кто его ангажирует и т.д.

И. БАБЛОЯН: Но, с другой стороны, он может написать то же самое, что в журнале напечатают только через месяц.

В. ЭСМАНОВ: Неправда. Вы опять путаете новости. Смотрите, фэшн-блоггер не сделает красивую фотосессию.

И. БАБЛОЯН: Почему?

В. ЭСМАНОВ: Потому что это стоит…, это продакшн, это команда, это усилия, которые один человек не способен нести. Все люди получили возможность делать первичную обработку, скажем так, новости. После того как что-то произошло, новость никому не принадлежит. После того как ты ее сообщил, она не принадлежит никому. И новость — это низкий формат. Он самый популярный и востребованный. Есть второй уровень. Второй уровень – это журналы, которые хороши и плохи одновременно тем, что у них есть мнения. Они хороши тем, что у них есть мнения, потому что вы можете с ними соглашаться или не соглашаться. И они плохи тем, что у них есть мнения, потому что они не могут накрывать большую публику.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Вы сами ведете блоги?

В. ЭСМАНОВ: Я пописываю, но это не ЖЖ.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Не регулярно?

В. ЭСМАНОВ: Я перешел на Твиттер, потому что он самый простой.

И. БАБЛОЯН: Он быстрый

В. ЭСМАНОВ: Мне обычно нечего сказать про свою жизнь. А для того, что я могу сказать людям или общественности, есть прекрасные сайты, типа нашего, где каждый может высказаться.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Артем, а вы ведете блоги?

А. ШИЛОВ: У меня есть личный блог, я с какой-то периодичностью его веду. Но я пишу не в Твиттер, потому что немножко не понимаю этого формата, когда ты пишешь и никак не можешь тут же получить реакцию. Я люблю реакцию, поэтому я сижу в Facebook больше. И на западных сайтах.

В. ЭСМАНОВ: Артем сказал прекрасную вещь!

И. БАБЛОЯН: А у вас на Lookatme, по-моему, все сложно. Тысячу раз подумаете, прежде чем захотите что-то написать.

В. ЭСМАНОВ: Да, тысячу раз подумаете. Но у нас новости, понимаете. Люди путают общественное пространство и частное пространство. Люди путают новостной формат, мнения, ваше отношение к этому. Люди путают рассказывание историй, люди путают репортаж. Это все разные истории, и везде, для каждой истории хороши свои методы. Для новостей блоги стали прекрасной заменой, дополнением, но они никогда не заменят журналы, каким бы он ни был: в печатном формате, на apple-вском ipad-e он будет приходить. Журнал – это герметичная штука: в него нельзя добавить. И в этом его огромное преимущество. Это как книга. Книга не дописывается. Хотя была одна картина. У Иванова, по-моему, «Явление Христа народу», которую он писал 30 лет. Когда она уже в галерее висела, а он приходил и брался дописывать. Его выгоняли из музея. Но журналы именно этим и хороши, что они герметичны. Блоги бесконечны, как колбаса.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Нам пишет Мария: «Газеты и журналы не прокомментируешь. А журналы теперь покупаются для стиля. Тебе, может быть, не по карману большинство вещей из журнала, однако, раз ты его читаешь, твой статус, типа, повышается для окружающих».

А. ШИЛОВ: В целом Мария права. Но не всегда так. Смотря какие журналы. Журнал на бумажке зачастую читать удобнее, чем читать с экрана: глаза меньше болят.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Но слушатели, читатели, пользователи хотят, чтобы была обратная связь. Хотят отвечать. Вот, видимо, Мария это и имеет в виду. Хочется оставлять свои комментарии, хочется, может быть, обратиться к автору. А в журнале этого не получится.

И. БАБЛОЯН: С другой стороны, можно прочитать какую-то статью, она у тебя вызвала какие-то эмоции, и ты напишешь об этом в своем блоге.

В. ЭСМАНОВ: Я говорю, что в этом и плюс есть, и есть серьезный минус. Плюс в том, что это законченное произведение, художественное законченное произведение: журнал, книга. А блог – бесконечная коллективная штука. Они разные функции выполняют, их нельзя сравнивать. Да, правда, в денежном эквиваленте невозможна популярность журналов и газет. И они будут все быстрее умирать и умирать. Но они никогда не уйдут окончательно, как театр. В театре же ты тоже не можешь начать комментировать их действия, а в кино ты можешь обсуждать. Люди путают интернет с разговором с телевизором, когда телевизор еще не показывает, а люди сидят и говорят…

Т. РОДНЯНСКАЯ: Давай, телевидение!(смеются)

В. ЭСМАНОВ: А люди приходят в интернет, приходят на какие-то открытые форумы и начинают писать свои комментарии. Они пишут свои комментарии, совершенно не ожидая, что им люди ответят: людям же не отвечает телевизор. Поэтому диссонанс: люди хотят что-то сказать, но большинству людей сказать нечего, кроме «круто!», «понравилось!», «не понравилось!».

А. ШИЛОВ: Мне кажется, такие люди после энного количества времени ведения таких блогов бросают и начинают говорить с телевизором, потому что нужна реакция.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Как в одной известной передаче.

А. ШИЛОВ: Да, как в одной известной передаче ,когда есть мнение и оно интересно другим пользователям, не зря же придуманы платформы такие, чтобы можно было добавлять в друзья, например, или просто читать. Можно же не комментировать, а просто читать. Вот я, например, читаю очень-очень много блогов и очень часто их не комментирую. Просто читаю, потому что мне интересно.

И. БАБЛОЯН: Я читаю, но не пишу.

А. ШИЛОВ: Да, вот я не комментирую и не пишу.

В. ЭСМАНОВ: Я не знаю, что сказать этим людям. «Хорошо написал», «мне понравилось»? Если есть что дополнить, я пишу развернутый и хороший комментарий, но это происходит довольно редко. Если подытожить, то это прекрасно, что существуют фэшн-блоги, пусть их будет больше, чтобы мы нашли такую 14-летнюю девочку, которую поставили бы потом на обложку глянцевого журнала.

Т. РОДНЯНСКАЯ: А может быть, даже сделали главным редактором, когда она вырастет.

В. ЭСМАНОВА. ШИЛОВ Да-да, сделали главным редактором, потому что…

Т. РОДНЯНСКАЯ(говорят одновременно): Она талантлива.

А. ШИЛОВ(говорят одновременно): … почти знаменит. Для автобиографической истории режиссера, который в 15 лет стал штатным автором журнала «The Rolling Stones», ездил по всей стране с рок-группой. Прекрасная история. История про вундеркиндов не первая. Моцарта тоже можно считать. Вот, малыш, пишет музыку. Написал большинство своих гениальных произведений до 20 лет практически.

И. БАБЛОЯН: Нет, фэшн-блоги – это здорово. Во многих блогах же сейчас еще появилось про интернет-магазины какие-то.

В. ЭСМАНОВ: Знаете, что самое главное дает интернет? Интернет дает выбор.

И. БАБЛОЯН: Можешь читать, а можешь не читать.

В. ЭСМАНОВ: Это отличие его от телевизора или моноканалов вещания. В телевизоре у тебя есть выбор только переключить на какие-то другие каналы.

И. БАБЛОЯН: Или выключить.

В. ЭСМАНОВ: Или выключить. А в интернете у тебя есть бесконечный выбор. Ты можешь найти то, что тебе интересно. Интернет – просто метод передачи данных. У всех все больше и больше телевизоров, больше и больше радиоприемников, устройств, которые берут из интернета. Когда мы смотрим на них видео, читаем текст, смотрим картинки. И даже не подозреваем, что это интернет. Интернет – это просто способ передачи данных.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Вот как раз об этом. Расскажите, какие сейчас есть интересные ресурсы, которые могут нам представить какие угодно сайты, в том числе и ваши. Вы как представители этих сайтов. Что-нибудь интересное, может быть новинки, может быть уже не такие уж новинки. Что это такое? Вы сказали: радио, интернет-телевидение. что есть на ваших сайтах, что вы можете предложить, помимо новостей, блогов, которые уже в общем-то приелись?

И. БАБЛОЯН: Может быть, что-то отличное от других сайтов, такое ярко бросающееся в глаза.

А. ШИЛОВ: Я боюсь, что буду говорить меньше Василия, потому что у них все-таки в этом смысле дела обстоят несколько лучше. Я давно читаю www.lookatme.ru и все время с удовольствием смотрю на какие-то ваши новые придумки. Очень интересно, на самом деле.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Вот такой вот маленький дифирамб.

А. ШИЛОВ: Да, дифирамб, потому что это правда.

И. БАБЛОЯН: А у вас что?

А. ШИЛОВ: Я не могу сказать, что у нас появилось много каких-то уникальных сервисов, которых нет ни у кого, просто потому, что придумать уникальный сервис в интернете – это сразу заработать очень много денег. То есть ты придумываешь что-то, чего нет у кого-то еще и празднично у тебя это покупает какой-то гигант, типа Google. Как, например, это случилось с мальчиком, который придумал эти спонтанные трансляции. Там уже все хорошо, и у него хорошо, и сервис новый. Я вот не могу сказать, что у нас есть какие-то кардинально новые сервисы. У нас есть все сервисы, которые доступны читателям. У нас есть и медийная информация, и видеоинформация. Теперь и радиоинформация о каких-то вещах, какие-то инетерсные программы, треки и т.д. Но такого, чтобы это было новаторское что-то у нас нет. Больше – консервативная подача с собственным мнением. То есть если на www.lookatme.ru очень много пользовательского контента, про который вот Вася сейчас расскажет, то мы, конечно, все делаем сами. И пока…

Т. РОДНЯНСКАЯ: А что у вас?

В. ЭСМАНОВ: Мы в первую очередь пытаемся дать людям платформу для высказываний на какой-то довольно широкий, с одной стороны, с другой стороны — довольно узкий список тем. И в целом, наверное, довольно неплохо с этим справляемся. Мне кажется, что многие идеи хорошие постепенно превращаются из чьих-то ноу-хау в некий стандарт. Рано или поздно четыре колеса станут оптимальным количеством колес для автомобиля или повозки. Так же и с блогами, с комментариями, радиоформатом, видеоформатом. Рано или поздно это станет общим, общеупотребительным. Вопрос в том, что при помощи этого можно делать и выносить. Технологии как раз для этого и сделаны, чтобы ты мог сразу легко и просто начать делать и делать только то, что ты хочешь делать, а не заниматься настраиванием, поиском людей и прочими всякими прекрасными вещами. Вот мы позволяем людям иметь большую аудиторию, к которой можно обратиться. Мы много чего еще не знаем. Можно долго описывать.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Вот не назову, конечно, новинкой интернет-магазин, но все-таки это вещь интересная, которая может дополнить сайт, у которого есть интернет-магазин, дополнительной публикой, аудиторией, потому что это интересно, удобно, легко и приятно. Давайте послушаем сейчас комментарий Насти Сартан, совладелицы lookatme-store, которая расскажет нам, что такое интернет-магазин, чем он удобен, преимущества и какие-то, может быть, недостатки.

НАСТЯ САРТАН: Интернет-магазин – это сайт, на котором мы можем заказать вещи с доставкой на дом, оплатить их через курьера или через он-лайновую систему. Когда заходишь в интернет-магазин, видишь перед собой витрину, ту же самую, что и в обычном магазине, в котором за стеклом товары выставлены. Только это все в канале режима. Соответственно, это коллекции, в которых выставлены товары. Выбираешь. Выбираешь какие-то дополнительные характеристики для них, как то: размер, может быть количество. И заказываешь. Также в магазине можно увидеть комментарии других людей, которые это уже купили: что им понравилось, что не понравилось, какую-то общую оценку вещи, посмотреть технические характеристики, спросить совета у онлайн-продавца. Главное преимущество интернет-магазина в том, что это можно сделать в любое время суток. Вопрос, как долго будут существовать интернет-магазины и смогут ли они составить конкуренцию по (НРЗБ) отношению другим магазинам, сейчас остро стоит, потому что, например, в США интернет-магазины занимают большую часть рынка. И каждый заказывает себе одежду из интернет-магазина. В России, к сожалению, к этому еще не совсем привыкли, но постепенно начинают привыкать. Мы, со своей стороны, тоже делаем многое, чтобы люди не боялись покупать вещи в интернет-магазинах. Например, мы предлагаем услугу демо-выезд, когда курьер привозит вещи разных размеров или разные вещи, которые понравились покупателю, и он может в спокойной обстановке дома, например, их померить. И дальше уже приобрести только то, что ему понравилось. В дальнейшем вот сейчас многие компании разрабатывают такую систему, как 3D примерка, когда ты можешь ввести свои параметры (объем талии, бедер, груди и даже свою фотографию) и мерить таким образом одежду. То есть то платье, которое тебе понравилось в интернет-магазине, будет показано, как именно оно выглядит на твоей фигуре.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Вот нам сейчас Настя рассказала о последних тенденциях, о новинках, которые могут быть представлены в интернет-магазине. Потому что многих смущает, что ты не можешь примерить, пощупать, потрогать и тогда ты не покупаешь.

И. БАБЛОЯН: Увидеть качество вещи.

Т. РОДНЯНСКАЯ: В том числе и увидеть качество. И она сейчас говорила о том, что в России все-таки не развиты интернет-магазины. Но появляются такие сервисы, как 3D-габариты: загрузить свои размеры, фотографию, и тогда ты можешь померить, посмотреть, как на тебе эта вещь будет сидеть. Это, конечно, наверное, удобнее. Тогда, возможно, будет больше людей пользоваться интернет-магазинами. А сами вы ими пользуетесь, интернет-магазинами?

В. ЭСМАНОВ: Можно я про интернет-магазины скажу?

И. БАБЛОЯН: Да, конечно.

В. ЭСМАНОВ: Просто штука в том, что в России мы проскочили период заказа по каталогу и эту инфраструктуру. Она до революции была.

Т. РОДНЯНСКАЯ: А я заказывала.

В. ЭСМАНОВ: ЦУМ когда был, у них был огромный каталожный магазин, еще до революции. Он доставлял по все стране. В советское время заказы по каталогам были очень-очень слабо развиты. В отличие от Америки или Европы. Поэтому наша интернет-магазинная история значительно печальнее. Даже сейчас все еще печальная, потому что с доставкой у нас большие проблемы.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Все это осуществляется через почту. Иногда даже не приходит доставка, посылки.

И. БАБЛОЯН: Таможня…

А. ШИЛОВ: Дело даже не в таможне, а именно в инфраструктуре доставки, до конечного пункта. Нет проблемы ввезти в страну – есть проблема доставить до конечного потребителя. Все товары стоят не где-то там на сортировке.

И. БАБЛОЯН: Ну ладно, есть и приятные моменты. Мы с Таней заказывали, через три дня прислали из США.

Т. РОДНЯНСКАЯ: А один раз мне не прислали вообще, а деньги я заплатила. Бывают разные минусы у интернет-магазинов.

В. ЭСМАНОВ: С интернет-магазинами абсолютно такая же история, как с журналами: есть вещи, которые ты можешь через интернет покупать, потреблять. Например, стандартный набор еды, который везде одинаков, независимо от магазина. И очень удобно заказывать. Сейчас у нас куча сетевых супермаркетов обросли такой возможностью. Это гораздо удобнее, чем ездить куда-нибудь за город или в большой торговый центр покупать еду.

И. БАБЛОЯН: По пробкам.

В. ЭСМАНОВ: Да, по пробкам. При этом многие какие-то категории товаров, особенно модные-модные вещи, чем дороже, тем сложнее продавать людям. Вот и все. Поэтому магазины, в которые ты хочешь пойти и померить вещи, никуда не денутся также.

Т. РОДНЯНСКАЯ: А как со спросом в интернет-магазине? Вот у вас на сайте есть интернет-магазин. действительно есть спрос, покупают люди? Или так, дополнение всего лишь?

В. ЭСМАНОВ: Нет, люди, конечно, покупают, потому что в России везде катастрофический спрос на все. Здесь вопрос в том, что вы продаете. Мы продаем хорошую, недорогую одежду.

И. БАБЛОЯН: Для узкой аудитории.

В. ЭСМАНОВ: Для узкой аудитории, это правда. Мы похожи на такой небольшой магазин в центре города. А есть гигантские

И. БАБЛОЯН: Большой магазин в центре города Лондона, я бы сказала.

В. ЭСМАНОВ: В Москве тоже такие есть, и их не так мало, так скажем.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Артем, а вы пользуетесь интернет-магазинами?

А. ШИЛОВ: Да, я пользуюсь интернет-магазинами. Я покупаю там больше статичные вещи, которые не требуют примерки.

И. БАБЛОЯН: А в российских интернет-магазинах?

А. ШИЛОВ: Честно говоря, и в российских тоже. И в западных тоже. И у меня один раз была проблема: я заплатил, а мне не приехало ничего.

А. ШИЛОВ: Бывают такие проблемы. Вася сказал, что мы проскочили момент, когда можно было заказывать по каталогу. Могу сказать за ту аудиторию, которая читает lookatme. Да, она немножко другая, так как мы пишем про бизнес. Сейчас, за последний, во всяком случае, год продажи в интернет-магазинах увеличились на 45 процентов! Например (НРЗБ) торгует на 45 процентов больше, чем продавали в 2008 году, хотя кризис. То есть безумный всплеск интернет-торговли, к онлайн-шоппингу он огромен.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Чем вы это объясните?

А. ШИЛОВ: Во-первых, существует огромный ассортимент, который ты можешь выбрать. Это во-первых. Amazon, например, или EBay или еще какой-то. ты видишь огромное количество товаров.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Того, чего не увидим никогда в наших магазинах.

А. ШИЛОВ: Никогда. Онлайн-шоппинг предлагает очень гибкую систему скидок, которые ты видишь сразу. Вот эта вещь тубу будет стоить столько-то. То есть если ты, например, планируешь купить себе костюм, ты берешь какое-то энное количество денег и ходишь, как заведенный, по всем магазинам, ища себе на эту сумму конкретный костюм, например Brioni. А в интернете ты можешь найти его гораздо дешевле.

И. БАБЛОЯН: А можешь найти его, но ненастоящий.

А. ШИЛОВ: Вам и в бутике Brioni никогда не скажут, настоящий он или нет, грубо говоря.

И. БАБЛОЯН: Совсем плохая…

А. ШИЛОВ: Я утрирую, конечно. Но проблема фейка существует везде. То есть у вас нет никаких гарантий, где это сделано. Нужно просить все документы, сертификаты качества, соответствия, бла-бла-бла.

И. БАБЛОЯН: На официальном сайте.

А. ШИЛОВ: Но также у официального сайта есть аффилированные продавцы, которые продают эти бренды. Например, у lookatme есть American apparel, которые…

В. ЭСМАНОВ: У нас все люди, с которыми мы работаем, у нас подписаны с ними договора, и они официально разрешили нам это делать. Мы дорожим своим брендом. Здесь всегда очень легко вычислить магазин, где вы можете купить фейк. Чем больше магазин и чем дольше у него история, тем гарантированнее на нем «не наколитесь». Чем моложе и меньше сайт, чем меньше на него ссылок и совсем какая-то у него новая тема, нужно ждать, пока пройдет этап.

И. БАБЛОЯН: Вот Илья из Санкт-Петербурга нам написал, что люди боятся, что их обманут, поэтому не заказывают в интернет-магазинах.

Т. РОДНЯНСКАЯ: В том числе и не пришлют, и подделку, и все остальное.

А. ШИЛОВ: Это проблема и регионов, между прочим. У нас в регионах люди еще не совсем понимают, как это, что это и как этим пользоваться…

Т. РОДНЯНСКАЯ: Хотя им было бы удобнее, потому что у них многих магазинов даже нет в городах.

А. ШИЛОВ: … могу сказать, что это реалии. Я езжу по разным городам. Был в Нижнем Новгороде, в Иваново, не очень далеко, но тем не мене в каких-то крупных городах. Я могу сказать, что там читают лекции большие, крупные компании, и ты видишь совершенный интерес в глазах людей. Они ничего этого не знают, что для нас обыденные вещи! Мы все пользуемся Google, а не Mail.Ru.

И. БАБЛОЯН: Существует же интернет! Они читают и видят в интернете то же, что и мы!

В. ЭСМАНОВ: Это вы думаете так!

Т. РОДНЯНСКАЯ: Интернет же в каждом городе, в каждой глубинке один и тот же.

В. ЭСМАНОВ: Интернет для регионов – это «Одноклассники» и «ВКонтакте». Это синонимы интернета.

В. ЭСМАНОВ: К сожалению, это так.

И. БАБЛОЯН: Это правда.

А. ШИЛОВ: Самая большая растущая публика была сейчас для людей старше 40. Что очень прекрасно, очень хорошо. И вот моя мама…

И. БАБЛОЯН: А чем это объяснить?

А. ШИЛОВ: «Одноклассники» вытащили всех.

И. БАБЛОЯН: Нет я имею в виду, что…

А. ШИЛОВ: Почему они не развиты?

И. БАБЛОЯН: Да.

А. ШИЛОВ: В Москве есть смысле заниматься медийными проектами, чтобы что-то заработать. В регионах заниматься медийными проектами, которые объясняют все это и рассказывают, очень-очень тяжело. Именно с финансовой точки зрения. На голом энтузиазме. В крупных городах это так. А чем меньше город, тем сложнее работать. Плюс еще серьезные проблемы с доставкой. Серьезная проблема с тем, что…

И. БАБЛОЯН: С формой оплаты?

В. ЭСМАНОВ: Нет, с формой оплаты…

И. БАБЛОЯН: Это кредитные карты или просто…

В. ЭСМАНОВ: С формой оплаты тоже. Если в Москве все крупные компании перешли давно уже на карточную систему, в регионах все еще, особенно в бюджетных организациях или монокомпаниях через кассы. И как бы…

Т. РОДНЯНСКАЯ: Или через почту. Ты приходишь на почту и когда получаешь посылку – платишь деньги.

И. БАБЛОЯН: А какая разница, если на сайте написано, что ты можешь платить кредитной картой?

В. ЭСМАНОВ: У них нет кредитных карт! Они их не делают. Почта России, когда ты приходишь, оплачиваешь через почту и ждешь, пока это поступит к ним, убивает всю прелесть интернет-магазинов. Интернет-магазин хорош именно тем, что ты заплатил…

И. БАБЛОЯН: Лежа на диване!

В. ЭСМАНОВ: … и через пять дней у тебя… В Москве это через один день у тебя. А с регионами это заставляет сильно нервничать тебя: ты платишь довольно внушительную сумму зачастую. Не знаю, например, телевизор или одежда, которая стоит, не знаю…

Т. РОДНЯНСКАЯ: Хорошо, купил холодильник, заплатил 15 тысяч рублей. Внушительная сумма. И ты не знаешь, придет к тебе этот холодильник или нет.

В. ЭСМАНОВ: Боюсь, с холодильниками, габаритными товарами совсем все плохо.

И. БАБЛОЯН: А почему такая проблема? Я просто понять не могу. Какая разница, куда им поставлять: в Саратов поставлять или в Москву.

В. ЭСМАНОВ: Разница как ты заплатишь: у них нет карточек. У большинства.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Артем?

А. ШИЛОВ: Мне кажется, что Василий все-таки утрирует. В регионах пользуются банковскими картами.

В. ЭСМАНОВ: Смотря в каких. Крупные города, города-миллионники – у них все хорошо.

А. ШИЛОВ: Ну, я думаю, что у нас в деревнях плоховато и с интернетом. Просто интернет – это же тоже среда. Вот для нас с вами уже обычное дело – найти что-то в интернете. То есть уже долго мы сами занимаемся ресерчингом таким. Мы знаем, где это найти, как, какими средствами. Люди в регионах зачастую не знают средств. То есть они знают какие-то поисковики, но как ими пользоваться? Это же тоже инструменты, которыми можно пользоваться из года в год. Поэтому существует эта проблема. Они видят, какое-то ограниченное число тех же крупных интернет-магазинов, они там один раз что-то заказывают, им один раз что-то неправильно приходит. И они отказываются сразу. Они не пытаются выяснить, почему так произошло, что случилось. Бла-бла-бла. Этим тоже нужно уметь пользоваться.

Т. РОДНЯНСКАЯ: И, может быть, он сам что-то неправильно сделал.

А. ШИЛОВ: Может быть, он сам что-то неправильно сделал.

И. БАБЛОЯН: Слушайте, отличный бизнес! Надо ехать в регионы и развивать там эту систему!

В. ЭСМАНОВ: Знаете, какой отличный бизнес в регионах? Есть куча компаний, которые, например, везут вещи из Zara или Benetton и продают там в три раза дороже, как элитную одежду.

А. ШИЛОВ: Еще улица бутиков есть!

В. ЭСМАНОВ: Да, да.

А. ШИЛОВ: Например, в Иваново есть…

И. БАБЛОЯН: Таня, я знаю, как мы сейчас с тобой будем зарабатывать деньги!

В. ЭСМАНОВ: И это все стоит в 3-4 раза дороже. Даже в Сочи Zara – элитный бренд.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Какая наглость!

В. ЭСМАНОВ: Очень элитный, очень дорогой.

И. БАБЛОЯН: В городе Сочи?

В. ЭСМАНОВ: Да.

И. БАБЛОЯН: Я видела там огромный бутик Dolce&Gabbana.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Какая наглость! Давайте перейдем к следующей теме – к теме популярных сайтов, можно сказать, не модных, а популярных сайтов. И один из таких сайтов сейчас, наверное потому, что люди всегда хотели подглядывать за чужой жизнью, подсматривать и подсматривать именно фотографии – Сплетник.Ру. Есть такой сайт, который неоднозначно уже всплывал у нас.

И. БАБЛОЯН: Один раз.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Просто мы не могли обойти его стороной. Он действительно довольно популярный. По поводу этого сайта нам сейчас выскажется Ксения Чилингарова, публицист. Она скажет нам просто свое отношение к этому сайту.

КСЕНИЯ ЧИЛИНГАРОВА: Он был создан, видимо, судя по названию, для того, чтобы собирать сплетни о знаменитостях, обсуждать. Но я так понимаю, что его все-таки позиционировали как сайт, который обсуждает моду людей: стильно / не стильно, плохо одеты / хорошо. Потом в определенный момент он действительно превратился в такую жесткую историю, как лучше подобосрать, так сказать, знакомых. Потому что я знаю, что многие люди регистрируются, знакомые, пишут там, обсуждают. Я читаю, честно. Я читаю, смотрю фотографии. Свои. Мне интересно, что пишут обо мне люди. Почему нет, в конце концов?! Надо же знать, что о тебе думают. Пишут иногда смешные вещи, иногда очень обидные. Больше всего мне обидно, когда пишут даже не про меня, а про моих каких-то близких подруг. И один раз даже про мужа. Это меня обидело больше всего. Ну а так, обращать внимание, что они там пишут… Если все написали, что ты поправилась, стоит задуматься: а не поправилась ли ты на самом деле или это просто неудачная фотография. Плюс это очень хорошая возможность посмотреть, как ты выглядишь со стороны, как тебя видят люди со стороны. Где-то, может, исправиться, а где-то не обращать внимания. Ну так, смешно это бывает, забавно. Пишут, что у меня толстые ноги, что я похожа на жука-боровика. Ну так, смешно. Последний раз предложили мне нанять человека, который бы занимался позиционированием моих ног. Сейчас это у меня домашняя шутка. Я тренируюсь позиционировать ноги. Забавно! Зачем обижаться на то, что пишут другие люди? Ну, они так считают. У нас демократия: ни имеют на это полное право. Можно посмеяться, это будет неприятно иногда. Но обижаться и выносить, говорить: вот, вы плохие, вы так плохо обо мне думаете – это как-то, мне кажется, не очень правильно. Они имеют право на свое мнение. Не любят тебя – значит, не любят. Кого-то же они любят, правильно?

Т. РОДНЯНСКАЯ: Сейчас нам Ксения рассказала, что все-таки она читает и смотрит, как ее обсуждают. Вы сами заходите? Вам нравится формат сплетен? Не новостей, а именно сплетен?

А. ШИЛОВ: Да не очень, мне кажется, интересно. Мне интересна фактура. Возможно даже так называемая горячая фактура: это интересно. А домыслы… Есть прекрасный сайт Facebook, который гораздо лучше справляется со всеми сплетнями и слухами, чем любой другой новостной сайт.

И. БАБЛОЯН: Сплетни всегда людей интересуют.

А. ШИЛОВ: Интересуют, да.

ГОВОРЯТ ОДНОВРЕМЕННО

А. ШИЛОВ: По пирамиде Маслоу у нас, где идет заинтересованность жизнью других.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Там, насколько я знаю, тоже увеличилось количество блогов именно от пользователей. Пишут и новости. И просто какие-то свои мысли.

А. ШИЛОВ: Это давно у них. Я как-то имел отношение к созданию этого сайта. Его создавала девочка одна. Потом начала делать другая компания. А я занимался немножко его переделкой.

Т. РОДНЯНСКАЯ: А как он позиционировался?

А. ШИЛОВ: Он всегда позиционировался как… На самом деле это жизнь, только с точки зрения звезд. Вот есть звезды и вот они живут: они едят, одеваются, любят. И люди рассматривают, что люди смотрят. Сплетни плохо продаются. Они, видимо, интересны, но в них очень плохо продавать рекламу. Газета «Жизнь» в печатном эквиваленте нормальная, потому они нормально зарабатывают, потому что люди платят за нее, за саму копию. Рекламу там никто не может продать. Потому и на сайтах тоже. Если говорить про сплетни, желтуху, жестяк, Life.Ru прекрасный пример. «Твой день», «Жизнь» — они когда в печатном варианте, люди за них платят рублем. И это позволяет им жить. И всегда на таких больших сплетнических сайтах это все жило. Журналы типа «Hеllo», «Хит», «Okey» — это немножко другая штука. Это не сплетни. Вот есть известные люди. Остальным людям с их жизни… передается такой их стиль жизни. И ты можешь выбирать: а я купила платье, как у Дженифер Лопес, или приготовила то, что посоветовала мне Мерил Стрип.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Но есть прослойка населения, скорее это девушки молодые, которым интересно. Но все равно не продается реклама на таких сайтах?

А. ШИЛОВ: У Сплетника другая история. Сплетник же не про сплетни.

Т. РОДНЯНСКАЯ: А про что?

В. ЭСМАНОВ: Он про обсуждение действий публичных людей из самого модного сообщества, тех, кто модой занимается, к моде причастен. Поэтому они сами это читают, пишут, смотрят. Он не про отношения личные – он про отношения публичные.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Вы знаете, я, готовясь к программе, заглянула на Сплетник и первая, вторая, третья статья, которую я увидела, это, наверное, был блог от пользователя. Девочка, я не знаю, мальчик, написали о декларации налогов нашего президента и нашего премьера. И там это девочки ну очень бурно обсуждали. У кого какая машина, у кого какой дом.

А. ШИЛОВ: Это же публичная информация!

Т. РОДНЯНСКАЯ: Да. Но это, вроде бы, немодная информация, да, вроде бы не сплетни. Но все равно людям интересно это муссировать.

А. ШИЛОВ: Людям интересна чужая жизнь. Всегда. Чем более известен человек, тем более интересен он становится для окружающих, потому что это как ролевая модель.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Вы думаете, такие сайты не будут иметь успех?

А. ШИЛОВ: Они будут иметь успех, но…

В. ЭСМАНОВ: Их трудно монетизировать.

А. ШИЛОВ: Да, их трудно монетизирвать.

В. ЭСМАНОВ: Их можно монетизировать, но очень трудно. Если говорить о классическом рекламодателе, то он никогда туда не пойдет. Такие сервисы можно монетизировать только посредством оплаты смсок, платных сервисов каких-то, введением новых сервисов каких-то, за которые люди будут сознательно платить. Но пока еще не придумали, за какие сплетни…

Т. РОДНЯНСКАЯ: Платная регистрация на сайте?

А. ШИЛОВ: Она не принесет, к сожалению, такого…

И. БАБЛОЯН: В тех же самых Одноклассниках сделали платную регистрацию.

А. ШИЛОВ: Слушайте, а чем отличается слежение за френд-лентой в ЖЖ, например, слежение за друзьями в Facebook или в новостной ленте ВКонтакте или активностью в Одноклассниках от любого сайта сплетен? В целом – ничем. Поэтому…

И. БАБЛОЯН: Публикой?

А. ШИЛОВ: Нет, публичностью. Они пытаются личное на публичное вынести. Но это в большинстве стран конституционно противозаконно.

Т. РОДНЯНСКАЯ: А какие сайты делают какие-нибудь платные сервисы у себя? Которые не имеют рейтинга или просто «а вот, что бы нам еще придумать – давайте сделаем платный сервис»? Почему они на это переходят? Потому что просто еще больше хотят денег или для того чтобы еще какую-то аудиторию приманить?

В. ЭСМАНОВ: Нет, смотрите, с Одноклассниками очень простая история. Их жизнь очень конечна. И они сейчас находятся в стадии умирания. И умирание будет происходить еще очень долго. И еще долго это будет довольно массово посещаемый сервис. То есть с гигантской посещаемостью

И. БАБЛОЯН: В регионах?

В. ЭСМАНОВ: Где бы то ни было. И для них единственная возможность зарабатывать на сайте – как можно больше выводить платных сервисов для тех, кто готов платить. А это тоже регионы.

А. ШИЛОВ: Я немного не согласен. Просто есть такие вещи, например Facebook. Они тоже социальная сеть, по большому счету ничем не отличается от Одноклассников. По факту. Это тоже социальная составляющая. Они придумали просто немного другие форматы.

ГОВОРЯТ ОДНОВРЕМЕННО

В. ЭСМАНОВ: Ты можешь…

А. ЭСМАНОВ: И от Одноклассников Facebook тоже очень сильно отличается. Facebook – это инфраструктура интернета. Перестанет быть скоро сайтом и станет неким стандартом. Facebook будет везде и во всем. Это некий стандарт профиля в интернете, который подключается к любому другому сайту. И сейчас в Америке все больше: там почти уже 500 миллионов человек.

Т. РОДНЯНСКАЯ: И он, по-вашему, в отличие от Одноклассников, будет иметь бесконечный успех? Вы сказали, что Одноклассники скорее это лимитированный успех.

В. ЭСМАНОВ: Да, да. Они превращаются в инфраструктуру, поэтому они, как и компания Google, у них бизнес-модель: чем больше людей просто в интернете, тем больше наш бизнес. Поэтому они будут все больше и больше. И с ними конкурировать просто невозможно практически никому. Так же, как с Google. А Одноклассники довольно нишевый проект российский, который является, как и многие большие проекты, копией западного. И ВКонтакте, собственно, Facebook скопировал.

А. ШИЛОВ: Вот мы разговариваем здесь о социальных сетях и сервисах. Но ни в одном из таких крупных социальных сервисах, кроме Facebook, не позиционируют себя ведущие мировые бренды. У всех ведущих мировых брендов, начиная с Versace, Dolce&Gabbana, Coca-Cola и других…

И. БАБЛОЯН: Твиттер?

А. ШИЛОВ: Есть своя страница в Facebook. Твиттер – это скорее к новостному формату. То есть если в Facebook ты можешь выложить лукбук коллекции новой…

Т. РОДНЯНСКАЯ: Новое меню нашего ресторана.

А. ШИЛОВ: … да. Мы там сделали новую какую-то штуку, и все обсуждают. Твиттер – новостной. Вот мы сделали, мы молодцы. Вот мы первые, вы посмотрите.

В. ЭСМАНОВ: Facebook вне контекста существует. И Твиттер тоже. Это некий микроформат, который будет стандартным. А Одноклассники – это очень понятная аудиторная штука, узкая, которая не может расти, потому что, к сожалению, возраст ограничен.

А. ШИЛОВ: Есть конечное количество одноклассников.

В. ЭСМАНОВ: Да.

И. БАБЛОЯН: Ну ладно, они же появляются.

А. ШИЛОВ: Они появляются, но они не пользуются этим сервисом.

В. ЭСМАНОВ: Да, они им не нужны. Поэтому это сайт для довольно взрослой аудитории. ВКонтакте – это в первую очередь аудио— и видеохостинг, а не социальная сеть.

Т. РОДНЯНСКАЯ: А сейчас аудитория именно социальных сетей таких, как Одноклассники, и их еще много развелось, я точных названий не помню, она падает?

А. ШИЛОВ: Она имеет конечную цифру, скажем так.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Но все равно кто-то уже начал удаляться. Я понятия не имею, никогда там не была зарегистрирована.

В. ЭСМАНОВ: Это прекрасный очень (не люблю это слово) тренд, что есть социальные сети, а сейчас есть асоциальные сети. Это извечный вопрос: где заканчивается публичная жизнь и где начинается публичная жизнь.

Т. РОДНЯНСКАЯ: А что же у нас такое асоциальные сети?

В. ЭСМАНОВ: Асоциальные сети это когда всех удаляешь. И у тебя нет друзей.

А. ШИЛОВ: Или удаляешься сам с сервиса. Это самопротест.

И. БАБЛОЯН: Почему бы тогда не делать сайты, с которых нельзя удалиться?

А. ШИЛОВ: С Однолкассников сейчас тяжело удалиться.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Сейчас, я так понимаю, все-таки идет тенденция к тому, что кто-то удаляется.

А. ШИЛОВ: Очень много удаляется. Очень много.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Это так надоедает? Или боятся?

В. ЭСМАНОВ: Всегда есть группа людей, которые идут против течения. Ну хорошо, вот они сейчас идут против течения. Вот начнет много людей идти против течения — они пойдут в обратную сторону. У многих людей такая психология. Нет ничего плохого или хорошего в социальных сетях. Это инфраструктура. Она делает многие вещи значительно более удобными. Она помогает тебе выбирать. Интернет дал нам бесконечную возможность выбора, но при этом совершенно не дал нам инструментов в помощь, чтобы этот выбор совершить. Facebook или Твиттер – это одни из тех сайтов, которые имеют социальные привязки и помогают. У нас тоже это все. Например, есть события в lookatme, которые работают от того, куда идут твои друзья. Ты видишь, куда твои друзья собираются. В этом ценность события. Не только в том, чтобы пойти на какой-то концерт, но и встретить там друзей и вместе провести время.

И. БАБЛОЯН: И ты всегда видишь, кто.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Не только в виртуальной, но и в реальной жизни.

В. ЭСМАНОВ: Понимаете, виртуальная жизнь очень ограничена. Все равно мы живем, и пока нам никаких шнуров в голову не повтыкали и в матрицу мы не грузились. Мы живем реальной жизнью. Мы ходим есть, мы одеваемся, мы принимаем какие-то решения.

Т. РОДНЯНСКАЯ: Спасибо большое. Мы все-таки закончим на том, что мы будем жить не только в виртуальной жизни, но и в реальной. С нами были Василий Эсманов и Артем Шилов. Я Таня Роднянская. И Ира Баблоян begin_of_the_skype_highlighting end_of_the_skype_highlighting.

И. БАБЛОЯН: Спасибо!

В. ЭСМАНОВ: Спасибо!

А. ШИЛОВ: До свидания.















Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире