А. Дурново Всем добрый вечер, это программа «Военный совет», ее ведущие Анатолий Ермолин и Алексей Дурново, мы сегодня встречаемся по случаю дня военного автомобилиста, у нас в гостях Александр Шевченко, начальник главного автобронетанкового управления Минобороны России, генерал-лейтенант. Александр Александрович, добрый вечер.

А. Шевченко Добрый вечер.

А. Ермолин Александр Александрович, традиционно давайте напомним нашим слушателям о том, что представляют из себя современные автомобильные войска, а может быть даже и краткий экскурс в историю сделаем. Откуда они есть, пошли?

А. Шевченко Вопрос очень интересный. Если кратко экскурсию брать, то действительно, они пошли от специальных технических войск, еще в доброе развитие технических войск при русской армии. Если начинать свою историю, то первые попытки массового применения автомобильной техники зародились еще накануне воин на юге России. Были первые попытки создания подразделения уже сформированы установленным порядком, имеющие свой штат, имеющие личные составы, имеющие стандартную автомобильную технику, произведенную на заводах. Но это был первый опыт, он был не очень большой опыт.

А. Дурново А какие это годы?

А. Шевченко Это годы, когда шла Крымская война еще. Уже есть там вот документы, которые свидетельствуют об этом. Это были первые тракторные роты так называемые, если мы по-современному будем говорить. А тогда конечно применялись более примитивные механизмы, паровые, на паровой тяге. Можно сказать, что тогда уже начались прообразы рождаться автомобильных войск.

А. Ермолин Фильм про «Гамбит»…

А. Шевченко Да, да, да.

А. Дурново «Турецкий Гамбит», да, да, да.

А. Ермолин «Турецкий Гамбит», да. Вот там паровая машина едет, да.

А. Шевченко Там есть эпизоды, когда там работает паровая машина. Предполагалось, что они будут использоваться как тягачи для вооружения, в первую очередь конечно там для пушек, но они используются даже для перевозки материальных (неразборчиво), для перевозки личного состава. То есть, тогда уже генеральный штаб царской армии, уже задумался о создании такого рода (неразборчиво). Ну, как говорится чем больше потребности, больше хочется. И получается, что потребности русской армии росли не только в одной из материальных в подвозе материальных средств, но и в подвижности, самое главное. И уже к концу Крымской войны, уже были русскими генералами подготовлены первые записки, о необходимости создания такого рода войск (неразборчиво). Уже были первые записки в Генеральный штаб о необходимости создания подразделений при каждой полевой армии. Необходимостью было создание управлений этими подразделениями при каждой полевой армии, при полевом штабе, и появляются прообразы. Понятно, что первые попытки, как говорится куда их присоединить, кто ими должен командовать, в каком виде, это все этап исторического развития. И уже где-то ближе к 90-м годам прошлого века, уже более-менее сформировалась встроенная концепция… Ну, проще говоря по-современному, встроенная концепция как, и для чего нужны такие войска. И в генеральном штабе был разработан… Совместно с техническим управлением, был разработан очень серьезный труд, называется «Докладная записка об устройстве», и она была доложена начальнику генерального штаба. Она была направлена на доработку, ее очень тщательно доработали, уже с учетом перспективных требований. И первые прообразы подразделения автомобильных войск, они являются апробацией, как модно сказать, оснащались в большинстве не отечественными автомобилями. Это были передовые автомобили для испытаний Франции, Германии, Англии, Америки даже. И на основе созданных подразделений, проходила апробация правильности взглядов. И действительно, что эти взгляды, они показали, что правильно направление принято. И в 905-м, потом в 907-м появились первые уже штатные подразделения при полевых армиях. Они по-разному назывались, ими управляли различные органы управления. Но зародыш уже в будущую мысль то был уже, зерно было посеяно, ростки пошли. И поэтому, русская армия, генеральный штаб четко понимал, что автомобильные войска и автомобиль, это подвижность войск. В то время, вы прекрасно понимаете, очень бурно развивалась военная мысль. Это появление скорострельного оружия, артиллерии дальнобойной. Появление массовых соединений, которые надо было перемещать на большие расстояния. Изменилась стратегия, это за собой повлекло изменение всего, и вот здесь как говорится, в точку попало создание автомобильных войск. Официально считается, что в 910-м году был подписан официальный, высочайший указ императора, и была создана первая учебная автомобильная рота. Я вот здесь вот хотел бы подчеркнуть для слушателей, первая учебная автомобильная рота. Значит, уже к этому времени подразделения то автомобильные уже существовали. Вот существовали те подразделения, но они были как бы разрознены, не объединены в единые системы. Были уже подразделения автомобильных войск, в действующей армии. А венцом, там где было четко поставлена точка, да, автомобильным войскам быть, это был высочайший указ 910-го года, о создании первой учебно-автомобильной роты. Задачи на нее возлагались, это обучение водителей, обучение техников, обучение офицеров-автомобилистов. Тогда впервые был произведен набор… Опять же очень интересный факт, что автомобильные войска постоянно черпали своих специалистов в железнодорожных войсках царской армии. И был произведен первый набор, где железнодорожная бригада, которая дислоцировалась в Белоруссию, лично по указу императора, были отобраны офицеры с высшими техническими, или техническим образованием, и солдаты, которые окончили, и имевшими хотя бы какое-то образование. Это был первый набор в эту учебно-автомобильную роту. Задача была учебно-автомобильной роты на тот период — это подготовить классных специалистов, которые могли бы автомобильные отделы развивать дальше в войсках. Соответственно, появилась первая учебная автомобильная рота, то есть учебное подразделение, значит для кого-то они это учили. Соответственно, подразделения автомобильных войск уже тогда-то существовали. Поэтому, система начала складываться, как мы говорим, в строенную понятную структуру. В генеральном штабе был орган управления, учебно-автомобильная рота, как подразделения, где учились. А в полевых армиях уже были первые подразделения, о которых мы сейчас говорим, что были автомобильные подразделения. Пусть будут они называться по-другому, но они там были. Были и автомобильные подразделения, и самокатные, и бронеавтомобильные, и подвозы, и… По-разному называли, но это были прообраз автомобильных подразделений, прообраз автомобильных войск.

А. Ермолин Это у вас уже совершеннолетие, 118 лет получается, да? Через сотню совершеннолетие. А что сейчас представляют из себя современные автомобильные войска?

А. Шевченко Современные автомобильные войска, прежде всего это род войск, и он имеет полный замкнутый облик. Есть органы управления, есть учебные подразделения, есть учебные заведения высшего обучения, есть соединения, части, подразделения автомобильных войск, есть соединения, подразделения обеспечения и обслуживания автомобильных войск. То есть, это род вооруженных сил, который имеет полный облик, который мы привыкли читать в руководящих документах.

А. Ермолин Почему автобронетанковые войска, если больше вы говорите про автомобили? Вот собственно, автобронетанковая техника и танки, это уже не ваше ведомство, или в том числе?

А. Шевченко Скажем наше ведомство в том числе, это исторически. Если вернуться немножко назад в историю, рабоче-крестьянская красная армия, тоже существовало бронетанковое управление, занималось развитием автомобильного бронетанкового вооружения техники. В дальнейшем, при решении задач по обороноспособности нашей родины, управление было разделено на два управления: главное автомобильное управление, и главное бронетанковое управление. Так шло развитие двух направлений, так потребовала Великая отечественная война, и требования на тот момент были совершенно правильными. Поэтому, главное автомобильное управление занималось развитием, подготовкой автомобильных войск, а главное бронетанковое управление занималось развитием, подготовкой механизированных и бронетанковых войск. В послевоенный период, опять же история подтвердила правильность, образовывается главное автобронетанковое управление. И получается, что наше управление занимается развитием и подготовкой автомобильных войск, развитие, подготовка танковых войск. Мы отвечаем за развитие автомобильной техники, поэтому считаем с честью, что 29 мая, это тоже наш праздник, поэтому мы не разделимы сейчас.

А. Дурново Есть сейчас в российской армии такая техника, которой больше ни у кого, ни в одной стране мира нет?

А. Шевченко Вы знаете, я хотел бы немножко не с этого начать. Мы с вами ведем разговор в очень знаменательный период, знаковый. Потому, что верховным главнокомандующим, министром обороны поставлена задача 18-й год — это переломный год для оснащения автомобильных войск. Мы находимся на пороге поступления в вооруженные силы абсолютно новых автомобилей, перспективных, я бы даже сказал продвинутых автомобилей, которые придут на замену, и уже начинают идти первые партии на замену знаменитых «Камазов», знаменитых «Уралов», а придут абсолютно другие автомобили. Может быть, это не заметно простым взглядом в настоящее время, потому что сейчас идут первые партии, и они идут на войсковое воспитание, как мы говорим апробацию, легче воспринимается. Это машины, это автомобили семейства «Торнадо», их разрабатывают и камазовцы, и ураловцы разрабатывают. Машины проходят сейчас… Вернее машины завершают сейчас испытание, они прошли предварительное испытание, машины уже получили литеру «О». И мы уже имеем решение Генерального штаба начать переоснащение этими автомобилями подразделение тактического звена, потому что эти машины будут совсем уникальные, они в себе вобрали лучшее, что было в «Уралах», «Камазах», и туда же мы добавили выполнение требования, которые сейчас диктуют современные условия. То есть, эти машины будут уникальные чем? Во-первых, они повышенной грузоподъемности, раньше у нас такого не было. Это машины, которые должны иметь грузоподъемность от 16 до 20 тонн, и выше. Это машины, у которых будет совсем другая мощная силовая установка, соответственно другая будет трансмиссия, это другая подвеска. Ну и самое интересное, мы сделали правильный вывод из всех наших ведущихся, и которые мы вели конфликты, где мы участвовали, особенно сирийский опыт, что все-таки автомобиль, который мы привыкли видеть и понимать, что он только ездит по дорогам, только обеспечивает. Он превращается в машину, которая должна гарантированно защищать жизнь водителя, и работать в тех условиях, когда она может внезапно попасть под обстрел, в засаду. Не только под обстрел стрелковых пуль, но могут быть самодельные взрывчатые устройства, мины. Так вот эти вот машины, они предназначены именно в том числе, еще и для этого. И 18-й год становится переломным годом, когда мы начинаем, Минобороны согласно плану, закупку первых серийных партий этих автомобилей. И 18-й год становится переломным в оснащении автомобильных войск. Потому, что параллельно с этими машинами, (неразборчиво) видели, и сейчас вот все много задают вопросов, что такое «Тайфуны». А это новый тип автомобиля для вооруженных сил РФ, которых раньше не было. Раньше о них только мечтали военные, а сейчас это абсолютно новый тип, это абсолютно другое семейство, и они сейчас массово пошли в войска. Опять же, в тактическое звено. Главная задача – гарантировать солдату, гарантировать водителю и экипажу безопасность, он должен эффективно и гарантированно выполнить любую боевую задачу. Боевую, или обеспечившую задачу. То есть, вот в этом уникальность, то есть, тоже эти машины пошли массово в войска. Ну, я надеюсь, слушатели видели на параде, идут звенники наши новые, и снегоходы новые, мотовездеходы. То есть, это тоже уникальность, это тоже раньше такого не было, а вот пошли. Это тоже переоснащение автомобильных войск. Еще бы хотел подчеркнуть, что мы с вами живем в то время, когда года через 2-3 автомобильные войска поменяют свой облик. Мы уже не будем видеть на дорогах «Уралы» и «Камазы», как вы привыкли. Я думаю, что наши дети уже будут видеть на дорогах совсем другие автомобили, это автомобили семейства «Торнадо», и ихнее развитие. Это защищенные автомобили семейства «Тайфун». То есть автомобиль, он тоже приспосабливается под требования, а требования-то диктуются, мы их видим, мы с вами живем среди этих требований, и мы видим как автомобиль, он вечно развивается. Все для войск.

А. Ермолин А на параде они были, или это такая перспективная разработка, которую пока не показывают?

А. Шевченко На параде были «Тайфуны», о которых говорилось. Вы видели, привыкли мы уже смотреть не первый парад «Тайфуны» с колесной формулой 6 на 6 большие, а еще проходили кто видел, называемые «Тайфуны» 4 на 4, поменьше грузоподъемности. Вот это было уникально, что они проходили наравне с «Тиграми».

А. Ермолин А боевое предназначение все-таки какое? Это переброска личного состава, или грузов, в том числе?

А. Шевченко Вот в том-то состоит универсальность автомобильных войск, что они могут выполнять любую задачу, которую им назначат. Эти машины, они обеспечивают и перевозку войск, и перевозку грузов, и монтаж вооружения на себе, и доставку вооружения, и даже могут участвовать в боевых столкновениях.

А. Дурново Я так понимаю, что в любых погодных условиях, да?

А. Шевченко Абсолютно, в любых погодных условиях, климатических, днем, ночью.

А. Ермолин Я пытаюсь представить себе вот эту новую такую технику с гибридным функционалом. Ну, то есть получается, что это грузовые автомобили, защищенные не хуже бронетранспортеров как минимум, а еще наверное перспективнее, это чтобы было капсульное бронирование, да? Если говорить про гарантированную… Ну, относительно гарантированную защиту личного состава. Но ведь это же огромное утяжеление, та же капсула…

А. Дурново А говорите, что квалификацию потеряли, Анатолий Николаевич.

А. Ермолин Я как спикер, мог потерять за 3 месяца квалификацию, а как кадровый офицер, я думаю, она у меня до конца жизни сохранится.

А. Шевченко Вы абсолютно правильно задаете вопрос, пока в настоящее время конечно чудес нет. Как я говорил, физика и математика, ее не обойдешь. Естественно, если мы предъявляем к автомобилю требование по высокой защите личного состава, должны быть броневые материалы, должны быть определенные конструктивные решения, которые за собой однозначно потянут вес автомобиля в большую сторону. Но для этого есть разумное задание требований, и конструкторские решения.

А. Ермолин Вот вы говорили как прототипы «Камазы», «Уралы»… Я исторически из погранвойск происхожу, то есть мое первое военное образование связано с погранвойсками, и у нас в общем-то уникальный автомобиль, известный «Шиши», как «ГАЗ-66». Легкое, маневренное, супер-проходимое, вот в таком классе автомобиля есть какие-то подвижки, которые решают вот ну, собственно задачу такую, очень быстрой переброски личного состава по пересеченной местности там.

А. Шевченко Вот хорошо, что в такой день мы с вами вспомнили наш знаменитый «ГАЗ-66», это действительно уникальная машина, которая обладает самой результативной проходимостью, только хорошие отзывы. Ну, как говорится, время свое забирает. Конечно, есть. В семействе «Торнадо» разрабатываются автомобили с формулой 4 на 4, и грузоподъемностью до 4, и до 6 тонн. Конечно, есть востребованность в таких автомобилях. Это именно автомобили тактического звена, для перевозки небольших танажей, я имею в виду грузов для монтажа легкого вооружения, для перевозки небольших подразделений. Конечно есть, никто «ГАЗ-66» так просто со счетов не снимет, потребность в таких автомобилях есть. Просто на смену «ГАЗ-66» придет «Торнадо» с колесной формулой 4 на 4, то есть ну, это будет его уже я так думаю, правнук наверное, но более достойный, с более высокими характеристиками.

А. Ермолин А в категории «УАЗиков»?

А. Шевченко В категории «УАЗиков»… Тот же «УАЗик», только называется «Патриот».

А. Дурново А если вот обо всем об этом, только применительно к Арктике поговорить, да? Потому, что про Арктику мы говорим очень много, и про ее освоение. Вот как обстоят дела вот именно с автомобилями, которые помогут выполнению этой задачи?

А. Шевченко Ну, я бы здесь хотел бы отметить, что наши отцы и деды оставили нам очень богатое наследие. Россия имеет очень богатую историческую базу по освоению Арктики, соответственно то, что наработано было нашими отцами и дедами, оно просто бесследно не ушло. В Советском Союзе была очень большая школа по разработке автомобилей, именно приспособленных для тех широт. У нас даже есть нормативные документы по исполнению наших серийных автомобилей, которые мы с вами видим в повседневной жизни, в исполнении, так называемом холодном климате. То есть, специально были требования разработаны Минобороны, которые прошли полностью испытания, прошли апробацию, конструктора знают, как это все применять. То есть, если Минобороны заказывает например «Камаз» или «Урал» в арктическом исполнении, или в исполнении холодном, наша промышленность готова это все изготовить, такие машины в серийном Минобороны покупает для наших подразделений, соединений стоящих на страже Родины на самом крайнем Севере. Такие автомобили действительно есть, и они прекрасно себя зарекомендовали, и подтверждение этому, что это было правильно нашими отцами и дедами все сделано, это наши экспедиции на крайний север. Там именно участвовали такие автомобили, которые были исполнены именно по требованиям холодного климата, и они себя там очень хорошо зарекомендовали. Но мы не стоим на месте. Имея такой богатый опыт, и имея опыт освоения Арктики, конечно мы об этом задумываемся, что дальше, какие должны придти на смену автомобили. Вы прекрасно видите, что даже мы разрабатывая те же новые автомобили в программе «Торнадо», мы тоже к ним предъявляем определенные требования для работы в этих широтах. Я должен сказать, что изначально при развитии автомобилей, в документах… Базовых документах, которые Минобороны разрабатывает, и как базовые требования выдвигает к созданию автомобиля, там уже заложены определенные конструктивные требования, позволяющие нашим автомобилям использовать. Наши автомобили позволяют использовать как сказать, от тропиков до северных широт, и нашим автомобилям это не страшно. Вы прекрасно видите наши «Камазы», «Уралы», они работают. Там мне кажется, некоторые автомобили туда даже не заезжают, но они там работают. Соответственно продолжение этой темы, конечно наши двухземники. Наши двухземники Ишимбаевского завода, они себя очень хорошо зарекомендовали, Минобороны их закупает для наших подразделений. Это двухземные машины гусеничные десятитонной нагрузки, и тридцатитонной нагрузки. Они сейчас прошли модернизацию, они имеют перспективу, потому что на них сейчас мы монтируем вооружение на параде, вы прекрасно это все видели. Они предназначены и для перевозки мотострелков, для перевозки грузов, и для монтажа вооружения. Есть у нас дальнейшее развитие по требованию Генерального штаба, недавно разработаны, и серийно начали поставляться в войска двухземные гусеничные машины, малой грузоподъемности. То есть, это для небольших подразделений, это надо мотострелковое отделение, это грузоподъемность до 2 тонн, легкие машины в двухземном… То есть, способные преодолевать, способные плавать, способные эксплуатироваться в тех широтах, причем показывают себя в ходе эксплуатации даже в последних экспедициях с самой только лучшей стороны.

А. Ермолин Сан Саныч, вот у меня вопрос по конверсии, вы планируете делиться с гражданской промышленностью вот тем же опытом эксплуатации техники в Заполярье… Я сейчас поясню, я сейчас часто бываю в Норильске, и не редко, когда там в конце октября прилетаешь, а там уже -45. И на полном серьезе народ объясняет, что ну, если машину в теплый гараж не поставил, то лучше оставить ее работающей на ночь. Потому, что если она… Если заглушишь, то потом весной можешь завести, да? То есть, это вопрос очень актуальный. У вас есть какое-то взаимодействие вот ну, в ваших конструкторских службах?

А. Шевченко Я думаю, кто вам так отвечает, он купил машину не в исполнении холодном, я вот об этом только что говорил, надо внимательно читать руководящие документы, и знать, что мы покупаем. Конечно, в развитии вот этого вопроса, о котором вы говорите, оно идет у нас совместно. Я бы сейчас не делил бы развитие военной техники для военных, и они должны делиться с гражданскими. И развитие гражданской техники, которая делится с военными. Сейчас то время, когда вес идет вместе. То есть конструктора военные что для военных, что для гражданских, порой часто встречаются одни и те же решения. Во-первых, это… Давайте честно, это выгодно. Это удешевляет продукт, и самое главное, что идет сокращение времени. Когда работает, вот работает скажем так в параллельном, и причем по многим вопросам в купе, что для гражданских, что для военных, тогда получается очень хорошо. И сейчас говорить делимся, или не делимся? Ну, как говорится, постоянно варимся водном котле. Самое лучшее решение они сейчас применяются что на военной, что на гражданской технике. Взять даже те двигатели, мосты, рамы подвеска. Ведь сейчас идет такая вот… Обмен, обмен идет. Мы же можем взять автомобили гражданского исполнения, и для военных. То есть, здесь есть определенные свои требования. Я даже думаю, что после выхода серийного «Торнадо», они тоже найдут свое место в гражданском, только может быть в исполнении немножко будут другом. А так, как говорится, пожалуйста. Я бы на сегодняшний день строго бы не делил, в зависимости какие требования к машине предъявляют. (Неразборчиво) абсолютно гражданский автомобиль может быть сейчас превращен в абсолютно военный, мы это все с вами наблюдаем.

А. Дурново Сейчас мы сделаем паузу буквально на 2 минуты, и сразу после этого вернемся, и продолжим программу «Военный совет».

НОВОСТИ.

А. Дурново Продолжается программа «Военный совет», мы сегодня встречаемся по случаю дня военного автомобилиста, у нас в гостях Александр Шевченко, начальник главного автобронетанкового управления Минобороны России, генерал-лейтенант. Александр Александрович, во-первых еще раз здравствуйте, во-вторых я вот вас хотел немножко про кадры спросить. А как стать военным водителем, с чего начать?

А. Шевченко Вопрос с одной стороны настолько легкий…

А. Ермолин Надо стать водителем.

А. Шевченко А с другой да, с другой стороны как стать военным водителем? Есть у нас у государства автомобильные школы. Заканчиваешь школу, получаешь права, сдаешь экзамены, и если пройдешь конкурс, то идешь служить в российскую армию. Ну а дальше, если у вас есть права, если вы подготовленный водитель, вы однозначно попадете в автомобильные войска, однозначно придете водителем. И как говорится, служить (неразборчиво).

А. Ермолин Это мы про срочников, и про контрактников говорим?

А. Шевченко Это вот мы говорим, если так вот рассуждать, как бы я сказал, по-бытовому. А так, система подготовки водителей, это очень сложный механизм. Если разложить все по полочкам, то эта система постоянно работает. Даже пришедший, или призванный военнослужащий-срочник, он попадает в систему подготовки военных автомобилистов. Согласно программы боевой подготовки автомобильных войск, военный автомобилист, он находится постоянно в обучении, с ним проводятся постоянно занятия. Самое главное, что на первых днях даже своего нахождения в автомобильных войсках, он попадает в систему подготовки. То есть, в первые дни с ним будут проводиться подготовительные занятия. Либо это будет доподготовка на определенный тип автомобильный, на определенную марку, либо это будет переподготовка в той же категории, но на другую машину. После этого, он приступает к эксплуатации автомобиля, на котором он служит, или с которым он (неразборчиво) он служит в течение своего года. И с ним постоянно проводятся занятия в техническом направлении, то есть в технической подготовке, специальной подготовке, совершенствование знания автомобилей, и применение его. Если он желает продолжить службу в автомобильных войсках, у нас есть военная академия материально-технического обеспечения, в ее состав входит Омский автобронетанковый институт. Любой желающий, он может поступить пройдя конкурс, чтобы стать автомобилистом-офицером. В течение пяти лет проходит обучение, получает образование. Офицер-механик, инженер автомобильных войск, получает лейтенантское первичное воинское звание, и опять идет служить в любимые автомобильные войска уже командиром взвода, ну дальше командир роты, командир батальона. Если он не хочет быть офицером, хочет быть прапорщиком, то есть специальный факультет среднего профессионального обучения. Поступая туда, учится 2,5 года, получает среднее техническое образование, и выходит прапорщиком автомобильных войск, и дальше идет служба на благо нашей родины. Если офицер изъявил желание дальше продолжать службу в автомобильных войсках, академия материально-технического обеспечения, технический факультет. Есть целая группа офицеров, которые учатся управлению автотехническим обеспечением, то есть автомобилистами. Заканчивают академию материально-технического обеспечения, идут уже командирами частей автомобильных войск. То есть, было бы желание, мы готовы.

А. Дурново Вот я хотел спросить, военный водитель получает какую-то особую категорию прав, или это вот она в существующей (неразборчиво)?

А. Шевченко Военный водитель получает ту категорию прав, которая определена нашим законодательством. Наши подразделения, учебные подразделения, где готовят водителей сложных автомобилей, таких как многоосные тягачи (неразборчиво), такие как многоосные шасси под монтаж тяжелого вооружения, либо это двухзвенники. Они проходят определенные учения, имея… Подразделение наше имеет лицензию, и установленным порядком через ГИБДД сдают экзамены. Все строго по закону, все строго по руководящим документам нашего государства.

А. Дурново А кстати, с ДОСААФ вы сотрудничаете?

А. Шевченко Конечно, у нас очень самые хорошие отношения, самые теплые отношения сотрудничества с ДОСААФ, они готовят для нас специалистов-водителей, причем массово готовят, по заказу Минобороны. Уже призывник приходит уже в категорию (неразборчиво) с правами, все, готовый водитель.

А. Ермолин Я вот в день вашего праздника вас слушаю, такой размеренный, профессиональный разговор… И слушатели, нас тоже сейчас кто слышит, думает, ну такая в общем-то бытовая, не очень романтическая профессия для вооруженных сил. И вспоминаю историю, когда собрались… Из личного опыта там, офицеры, спецназы собрались, разведки там. Выпивают, ордена там, и с ними тоже один знакомый, ну (неразборчиво) автомобилист. Потом выясняется, что у него больше всего наград, больше всего правительственных орденов, правительственных. И спрашивают, а ты где? Он говорит: Да я часто через (неразборчиво) колонны водил. К вопросу о том, что действительно профессия водителя в войсках, наверное такая, одна из самых-самых… Трудяжки водители, ну в самых горячих точках все время они оказываются, и в самых сложных ситуациях. И не зря столько много фронтовых песен посвящены вот именно этим солдатикам и офицерам, которые собственно этим занимаются.

А. Шевченко Ну, давайте с вами просто вспомним один героический пример, «Дорога жизни». Я думаю, этим все сказано. Кто там нес основную нагрузку? Ведь они же знали, прекрасно знали, что они все вернутся.

А. Ермолин Так и сейчас в горячих точках… Ну на самом деле, вот из личного опыта скажу, вот даже по Афгану. Вот когда мото-маневренная группа идет, кого бережешь? Водителя, солдатика. Потому, что там ладно, там… Как только останавливаешься, все сразу же копать начинают, офицеры, солдаты, никто не смотрит, да? А солдатик ты поспи, отдохни, мы тебя сейчас накормим. Потому, что жизнь всех нас, кто сидит под броней или на броне, зависит ровно вот от этого паренька, который ведет бронетранспортер. А вот как все-таки отбираете кадры, с точки зрения вот офицерского состава, прежде всего. Есть ли у вас какой-то вот особый портрет, особая профессиограмма, особое требование?

А. Шевченко Вы же прекрасно знаете, что в вооруженные силы идут только лучшие. Конечно, выбор есть, из лучших надо выбирать лучших. Есть соответствующие руководящие документы, квалификационные требования. Если кандидат соответствует, конечно он проходит.

А. Ермолин А какая-то вот дополнительная психологическая подготовка, ну вот действительно в горячих точках. Потому, что вот в той же Сирии там идет колонна, да? Но ведь это же самая такая угрожающая ситуация. И одно дело ты едешь… Ведешь машину в Москве, а другое дело ты ее ведешь где-то в горячей точке, да? Вот какая-то дополнительная работа с бойцами проводится? Вот как его подготовить поехать по дороге, которая там фифти-фифти. Может быть заминирована, а может и пронесет?

А. Шевченко Конечно же, готовится. Мы же прекрасно с вами понимаем, для чего нужны автомобильные войска. Это вот о чем вы говорите, это ихний хлеб. Я хочу напомнить, что вот я сказал, когда молодой человек по призыву, ему выпало счастье, он попал в автомобильные войска, с ним начинают заниматься, идет процесс боевой подготовки. Это и одиночная подготовка, подготовка в составе взводов, подготовка в составе рот, это маршевая подготовка. И причем конечно, здесь везде есть элементы и психологической подготовки, и устойчивости. Вы прекрасно все понимаете, и рассказываете конечно из своего боевого опыта. Конечно готовим, это не зря… Готовим, и длительные марши проходят, и марши проходят в очень тяжелых условиях, это все идет боевая подготовка.

А. Ермолин А вот помогают вам вот сейчас вот новые такие, инновационные я бы сказал методики, и подходы? Вот ну, как сейчас, в бизнесе это называют геймефикация, да? Вот разного рода игры, потом разного рода полуспортивные, или квази-спортивные состязания, вот там танковый биатлон, там авиадартс. Вот в автомобильных войсках есть что-то похожее на это?

А. Шевченко Ну, конечно есть, мы же… Автомобильные войска, они же неотрывно от вооруженных сил.

А. Ермолин А расскажите поподробнее, как вот это устроено?

А. Шевченко Во-первых. У нас сейчас поступают абсолютно новые тренажеры, о которых даже вот и не мечтали мы. Они основаны конечно на компьютерных всех технологиях. Прежде, чем водитель будет допущен к управлению самостоятельному, управлению автомобиля, а тем более, если это автомобиль несет на себе вооружение, и (неразборчиво) тягач с прицепом, конечно он проходит серьезную подготовку на тренажерах. В каждой воинской части, где есть автомобильное подразделение, а тем более в учебном подразделении, которое готовит специалистов… Там специально есть целый курс обучения именно на этих компьютерных технологиях. Упрощенно скажем, специальные компьютеры, и специальные устройства. То есть, это тренажер, которые полностью имитирует действие водителя, создает такое условие, что водитель должен работать как на живой машине, скажем так. То есть, это тренажер, он полностью имитирует машину, и заставляет водителя выполнять то, что он бы делал на машине, в обычном нашем понимании. Конечно, есть такие технологии, они очень широко применяются. Я думаю, здесь даже вот вопросов быть не может.

А. Ермолин Ну, вот сейчас за последние 20 там лет, наверное… Что радикального изменилось в жизни водителя? То, что сейчас уже бессмысленно поднимать капот на такой современной технике, потому что там все нашпиговано электроникой, и собственно… Вот насколько это угрожаемая ситуация, кстати говоря, для боевого предназначения? Ну, наши машины, те же вот «УАЗики», которые мы вспоминали там, «ГАЗ-66» там, квалифицированный механик там всегда руками мог сделать. Вот сейчас что происходит? Вот это усложняет, или облегчает все-таки работу?

А. Шевченко Конечно создание новых автомобилей, о которых мы говорим, оно усложняет обслуживание, усложняет ремонт, заставляет водителя обладать более серьезными знаниями, более высоким уровнем подготовки нужно обладать. Мы с вами об этом и говорили, где мы учимся. Может мы не так подробно с вами говорим на простом языке, но обучение происходит очень серьезное. Естественно все машины, которые сейчас идут на оснащение вооруженных сил, а тем более перспективные, тем более такие сложные, они несут на себе, как мы говорим, и немножко компьютера. То есть, в каждой машине есть элементы бортовой, информационно управляющей системы. Эти системы разработаны, установлены на автомобилях, но выполняют те требования, которые в них заложены. Что я хочу сказать? В зависимости конечно от сложности автомобиля, и от того, что нужно. Ведь мы прекрасно понимаем, что если этот автомобиль (неразборчиво) назначения, который предназначен для перевозки грузов, для перевозки личного состава, то эти информационные технологии, они должны с него снимать информацию та, что нужна водителю, непосредственно. Это состояние двигателя, состояние трансмиссии, наличие топлива, может быть где он находится, куда он едет. А есть автомобили, которые более серьезные, которые несут на себе вооружение. Там кончено параметры снимаются гораздо более… Гораздо тщательнее, там есть система, которая можно в полном объеме сказать, что это бортовая, информационно-управляющая система. Которая может связываться не только внутри со всеми агрегатами, она может еще связывать с соседним автомобилем, есть такое. Но я думаю, что поднять капот, осмотреть, никуда это не уйдет,

это все равно будет в автомобильных войсках.

А. Ермолин Когда наши эфиры начинались, а они начинались уже больше 9 лет назад, и начинался переход к новому облику вооруженных сил, когда появилась идея аутсорсинга, и в том числе аутсорсинга ремонтного. И было очень много нареканий в основном от десантников, что это не правильное решение, что нельзя гражданским отдавать ремонтные базы, там особенно те, кто с войсками перемещается. Сейчас поменялась ситуация, вернули обратно этот функционал?

А. Шевченко Ситуация сейчас поменялась, в Минобороны с 2013 года немножко мы посмотрели… Получив определенный опыт… Подчеркиваю, получив определенный опыт применения аутсорсинга ситуация поменялась, но положительно используется до сих пор в вооруженных силах. Сейчас в автомобильных войсках, в тактическом звене, в оперативном звене, есть свои ремонтные подразделения, есть подразделения технического обслуживания. То есть та составляющая, которая обеспечит в любое время, в любых условиях боевую готовность автомобильной техники, автомобильных войск. Но мы параллельно применяем и все то лучшее, которое было взято вот из темы, о которой вы говорили. Потому что мы переходим, жизнь заставляет. Переходим на выполнение требования, так называемого контракта жизненного цикла. Что лучшее мы взяли из этой системы? Мы из этой системы взяли такое понятие, как технический надзор за автомобилями, или просто в народе можно сказать, сервисное обслуживание. Но мы четко знаем где, кого, когда обслуживать. И четко ограничили рамки, что делается в тактическом звене, что делается выше. Мы четко понимаем, какие автомобили надо обслуживать, и как говорится, как применять это. Такой опыт есть, такой опыт очень хорошо применяется, и последние 5 лет массово применяется, как обеспечение жизненного цикла, это за автомобилями семейства «Камаз», за автомобилями семейства «Урал». По этому пути сейчас идет… Заводы идут по обслуживанию бронеавтомобилей «Тигр», по этому пути сейчас идут по обслуживанию специальных колесных шасси. Есть моменты, где нам нужна помощь завода-изготовителя, но это сказывается очень положительно. И все это идет именно под неусыпным бдением наших командиров. То есть, они делают то, что нужно для поддержания боевой готовности.

А. Дурново У нас чуть-чуть больше трех минут остается до конца, мы все-таки встретились в преддверии дня военного автомобилиста. Скажите в двух словах, а вот у вас есть какое-то традиции празднования этого дня?

А. Ермолин Вообще, что для вас день автомобилиста?

А. Дурново Военного.

А. Шевченко Для меня день военного автомобилиста – это святой праздник. Я хоть по профессии танкист, но я происхожу из семьи военного автомобилиста. Отец у меня настоящий автомобилист, солдатом прослужил срочным в автомобильных войсках, училище закончил автомобильное, поэтому конечно, это праздник святой. Во-первых, он святой от того, что в вооруженных силах есть такой профессиональный праздник, день военного автомобилиста. И давайте посмотрим, если есть такой праздник, это значит родина, вооруженные силы отдали честь, дань тем, кто обеспечивал, тем кто за штурвалом как вы говорили. Тем, кто ремонтировал, то есть автомобильным войскам. Я считаю, это знаковым, что есть такой вот памятный день, день военного автомобилиста. Это еще раз говорю, дань родины тем трудягам войны, которые вынесли на своих плечах все, о чем мы сейчас так можем спокойно говорить: и дорога жизни, и миллионы тонн к фронту, и эвакуация раненных. Любую нашу ситуацию возьмите, везде есть военные автомобилисты. Традиция сейчас вот заложена очень хорошая, вот мы сейчас заканчиваем эфир, и я уезжаю на финал всеармейских соревнований автомобилистов, который сейчас будет проходить. Лучшие из лучших, лучшие команды из военных округов, лучшие водители приехали сейчас, и сейчас будет проводиться соревнование в честь дня военного автомобилиста, этого праздника. Ведь это здорово, когда вот мальчишки водители, как мы говорим уже водители, уже мальчишек можно называть команда, в составе команд плечом к плечу будут отстаивать сейчас честь автомобильных войск каждого конкретного округа. Это вот одна хорошая традиция. Вторая традиция, которую мы не забываем, мы всегда встречаемся с ветеранами автомобильных войск. И вот в первую очередь хочется сказать ветеранам спасибо за ихний самоотверженный труд, за то, что они много дали для того, чтобы мы с вами сегодня разговаривали на новых автомобилях. Это наши конструктора, это наши технические работники, это наши ремонтники. И вот хочется, использовав оставшееся время вашего эфира, пожелать ветеранам, пожелать действующим, пожелать в первую очередь военным автомобилистам удачи, здоровья. Как говорится, ни гвоздя на дорогах, и чтобы самое главное, у них было все хорошо. Я думаю, автомобильные войска, они будут настоящим оплотом вооруженных сил.

А. Дурново Большое вам спасибо, мы тоже вас поздравляем с днем военного автомобилиста. Это программа «Военный совет», Анатолий Ермолин, Алексей Дурново ее ведущие, мы прощаемся ровно на одну неделю до следующей субботы, всего хорошего.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире