А. Ермолин Добрый день всем, кто нас слушает, в эфире очередной выпуск программы «Военный совет», ведущий в студии Анатолий Ермолин. Наш гость сегодня Сергей Григорьевич Рихель, начальник Вольского военного института материального обеспечения. Сергей Григорьевич, добрый день.

С. Рихель Добрый день.

А. Ермолин Сергей Григорьевич, я предлагаю начать наш разговор с того, чтобы так коротко ввести наших слушателей в то, вообще что такое тыловое обеспечение, материально-техническое обеспечение.

С. Рихель Материально-техническое обеспечение включает в себя материальное обеспечение и техническое обеспечение. Мы занимаемся обеспечением, начиная от продовольственного, вещевого, обеспечения горюче-смазочными материалами, ракетным топливом, боеприпасами. Начиная от патрона и заканчивая всем, что необходимо военнослужащему в повседневной деятельности.

А. Ермолин Ну, то есть весь тыл по сути дела?

С. Рихель Весь тыл.

А. Ермолин Все, что помогает выполнять (неразборчиво). Ясненько. Сергей Григорьевич, а расскажите пожалуйста, что у вас за училище? Когда оно образовалось, какая у него история?

С. Рихель Наше училище, или правильно он называется, филиал военной академии материально-технического обеспечения, имени генерала армии Худулева, в городе Вольске. Еще его называют Вольский военный институт материального обеспечения. Его история начинается с 1928 года. И когда образовалось училище, называлось оно объединенная военная школа летчиков, и авиационных техников. И подготовка специалистов для ВВС, осуществлялась до 59 года. С 1960 по 1964 год оно готовило специалистов-ракетчиков для ракетных войск стратегического назначения. В 64-м году училище было передано в состав тыла вооруженных сил, и с 64-го года мы начали готовить специалистов (неразборчиво) обеспечения. Училище уникальное. Оно единственное в РФ, и многоуровневое. Мы готовим специалистов первого уровня, это младших специалистов: поваров, пекарей, лаборантов, мотористов. Среднее профессиональное образование, высшее образование, по четырем специализациям. Объединенное обеспечение войск, объединенное обеспечение сил флотов, организация обеспечения ракетным топливом и горючим, и объединенное обеспечение сил флота.

А. Ермолин А вот такая многопрофильность сильно осложнила жизнь? Ну, все-таки была какая-то специализация, то ВВС, да, то ракетные войска, да? А сейчас вы за все отвечаете практически, да?

С. Рихель Мы готовим специалистов для всех родов, и видов войск. Мы готовим специалистов… Если говорить о том, что вот если прибыть в любую воинскую часть, можно встретить нашего специалиста, выпускника нашего учебного заведения.

А. Ермолин Именно вашего? У вас есть конкуренты?

С. Рихель У нас конкурентов нету, только наше учебное заведение готовит специалистов материального обеспечения.

А. Ермолин А, ну то есть все, кроме финансов, да? Финансы – это уже не ваша епархия, да?

С. Рихель Нет.

А. Ермолин То есть, у вас другие учеты, и другое обеспечение.

С. Рихель Да.

А. Ермолин А вот ваши выпускники-офицеры, вот они когда прибывают в обычную воинскую часть, вот чем они занимаются, что называется с утра до вечера?

С. Рихель С утра до вечера. Ну, самое главное, это обеспечение всеми видами довольствия. Начиная от продовольственного обеспечения, надо солдата накормить утром, в обед и вечером, надо его обеспечить всеми положенными видами довольствия, обмундированием. Надо обеспечить его боеприпасами, ракетами, стрелковыми боеприпасами, и так далее, горючим. Потому, что без нашего обеспечения ничего двигаться, делаться не будет. Каждый солдат должен быть накормлен, одет, обут, обеспечен, только тогда он в состоянии выполнить любую задачу.

А. Ермолин Я предлагаю нам лингвистически синхронизироваться. Мы уже привыкли, что у нас приходят моряки, и говорят там компаса, штурмана. Как в войсках правильно говорить, обеспечение или обеспечение?

С. Рихель Обеспечение.

А. Ермолин Обеспечение, да?

С. Рихель Да.

А. Ермолин Я постараюсь не сбиваться. Сергей Григорьевич, а вот скажите, в этом году у вас какой был набор, много ребят поступило?

С. Рихель В этом году у нас набор был более 300 человек.

А. Ермолин Более 300 человек, да?

С. Рихель Совершенно верно. Из них мы набирали… Очередной раз мы набрали девушек-курсантов. В количестве 30 человек.

А. Ермолин Это первый раз, или постоянно набираете?

С. Рихель Нет, постоянно…. Были наборы, потом они прекращались. Постоянный пошел набор с 2013 года, и в этом году, будем так говорить, у нас первый выпуск девочек, после очередного перерыва в наборе.

А. Ермолин Вы как-то отслеживаете их судьбу, девушек? Или они еще не выпустились, или они выпустились?

С. Рихель Они только в этом году будут выпускаться.

А. Ермолин Будут выпускаться…

С. Рихель До этого тоже были выпуски, кратковременные наборы были, были выпуски. Конечно, мы отслеживаем не только девушек, мы отслеживаем службу всех наших курсантов. По выпуску из нашего института, в личное дело каждому выпускнику вшивается отзыв. И по окончании года, командир части дает на каждого выпускника отзыв, и отправляет его к нам в институт. Мы его анализируем, и по этим отзывам мы смотрим, где у нас какие были упущения в подготовке той или иной специальности. Вносим изменения в учебные планы, программы, и продолжаем дальше обучение.

А. Ермолин А на какие первые должности вот распределяются ваши выпускники?

С. Рихель Первые и основные должности – это начальник продовольственной вещевой службы, батальона, начальник службы горючего, вот это основные должности. В зависимости от того, в какой вид, или род войск он попадет. Ну, это в принципе основная должность.

А. Ермолин А существенна специализация… Вот ну, скажем в обеспечении там того же ВМФ, да? Там ВВС…

С. Рихель Конечно.

А. Ермолин То есть, как вы ее вот учитываете, планируя образовательный процесс у себя?

С. Рихель Все нюансы есть, и мы… Допустим у нас отдельная специализация, по обеспечению сил флота. По организации обеспечения сил флота. Они у нас ходят все в морской форме, и изучают те необходимые азы, которые необходимы будут ему в ВМФ. Все остальные специализации, я имею в виду РВСН, ВДВ… Мы даем определенные нюансы, но каких-то отдельных дисциплин для них не предусмотрено.

А. Ермолин Ну база все равно какая-то одна, общая?

С. Рихель Общая база есть, да.

А. Ермолин Уставы все регламентируют, да?

С. Рихель Совершенно верно.

А. Ермолин Ну, вот возвращаясь к содержанию образования, вот курсанты когда поступают, какие у вас есть ну факультеты, и чему учат…

С. Рихель Ну, как я говорил, уже у нас 4 специализации, у нас определенные, это объединенное обеспечение войск, это идут во все виды и рода войск, кроме ВМФ. Организация обеспечения ракетным топливом и горючим, это обеспечение всеми топливными, и ракетным топливом ракетных шахт. И объединенное обеспечение сил флота. Для них вот это отдельные специальности, вернее специализации, и по ним отдельно идут программы.

А. Ермолин А много учебных дисциплин курсанты изучают?

С. Рихель 66 дисциплин.

А. Ермолин Ого!

С. Рихель Ну это все, те которые определены государственными образовательными стандартами. Там есть… Там изучается и математика, и химия, и концепция современного естествознания, и (неразборчиво), и экология, все это мы изучаем на основании государственных стандартов. Есть еще военно-профессиональный цикл, в нем мы изучаем именно те военные дисциплины, которые будут необходимы для профессионального роста, и выполнения своих функциональных (неразборчиво).

А. Ермолин А есть какой-то вот соответствующий профиль в гражданских университетах?

С. Рихель Есть, наверное. Ну есть, конечно же есть, и допустим если мы говорим про специальность ракетного топлива и горючего, такие специальности готовятся в университете имени Губкина. Мы с ними поддерживаем связь, и к нам приезжают студенты для проведения практики из города Казани. Они месяц у нас проходят практику, там же принимают присягу, и получают воинское звание лейтенанта запаса.

А. Ермолин А вот ну, сейчас уже времена поменялись, сильно поменялись, скажем уже мало офицеров сейчас рвутся на гражданку, судя по нашим эфирам, да? Ну все-таки, в гражданской жизни это кто? Вот вы… Я все пытаюсь для себя просто понять, это больше инженерное образование, или гуманитарное?

С. Рихель Нет, это менеджер.

А. Ермолин А, управленческое, это логистика по сути дела.

С. Рихель Совершенно верно. И такая дисциплина, логистика.

А. Ермолин То есть, ребята не пропадут и на гражданке, в случае чего.

С. Рихель Нет. Они будут востребованы, и на гражданке востребованы.

А. Ермолин А когда курсанты поступают в училище, они как-то вот имеют право, ну там претендовать на какой-то профиль? На ту же службу ГСМ там, или…

С. Рихель Конечно, конечно. Они подают заявление в военных комиссариатах, и мы говорим, что вот у нас есть специализация, на какую бы вы хотели? Они на эту специальность подают рапорт. У нас на все специализации, единый ЕГЭ – это русский язык, математика профильная, и обществознание. Сдача физ.подготовки, 100 метров 3 километра, подтягивание, и единственное, что от всех остальных училищ, у нас еще обязательное плавание, сдача плавания. Ну, естественно профессионально-психологический отбор.

А. Ермолин Интересно это, обязательная специализация. Офицер, ты должен уметь выплывать в любой ситуации, да?

С. Рихель Наверное, да.

А. Ермолин А есть какие-то вот направления, ну где вот те же абитуриенты, которым отдают особое предпочтение. Там вот ну что ли там более престижные, менее престижные…

С. Рихель Я бы не сказал, что какое-то есть определенное направление. Потому, что когда наверное абитуриенты поступают, они еще мало осведомлены в том, чем они будут заниматься. И основное их направление, они хотят стать офицерами. В первую очередь. Мне кажется так.

А. Ермолин Ну все равно, есть своя специфика в работе офицера, офицера тыла, да?

С. Рихель Специфика есть конечно, да. Ведь ну, наверное специфика какая? Для того чтобы обеспечить питанием личный состав, это приходит военнослужащий завтракать в 8 утра, а этот завтрак надо приготовить. А специалист должен во-первых организовать это приготовление, должен проверить технологию приготовления пищи. Это до 8 часов, то есть он дожжен придти раньше всех на службу, организовать это все, и потом, пока он не покормит последнего солдата за ужином, он со службы не уйдет.

А. Ермолин А сколько по времени учатся ребята?

С. Рихель 5 лет.

А. Ермолин 5 лет серьезно, да. То есть, они специалисты, диплом специалиста по выпуску получают?

С. Рихель Да, совершено верно.

А. Ермолин Жестко у вас с дисциплиной?

С. Рихель Ну, дисциплина… Наверное есть немножко. Но мы придерживаемся того, что только научившись подчиняться, можно научиться командовать. Я придерживаюсь такого принципа, и поэтому…

А. Ермолин Ну, это старая, еще суворовская заповедь, да?

С. Рихель Да.

А. Ермолин Я вот сейчас пытаюсь на себя примерить, я пограничное училище заканчивал, у нас был такой предмет, войсковое хозяйство кстати назывался. Ну, многие вне зависимости от профиля могли попасть на заставу, и соответственно они должны быть специалистами во всем, да? Там и как за помещениями ухаживать, как воду сливать там, как менять в отоплениях там… А вот с точки зрения… Ну, я уже молчу там про склады, там…

С. Рихель Склады.

А. Ермолин Склады правильно?

С. Рихель Да.

А. Ермолин Вот правильно вы меня поправляете, да? Даже помню детали, как там от крыс надо продукты уберегать. Это все у вас входит, только соответственно совсем на другом, более серьезном уровне.

С. Рихель Совершенно верно.

А. Ермолин А какие самые вот важные, практические навыки, да? Вот у ваших офицеров? Вот что он должен уметь, вот практически в первую очередь, когда он в войска приходит?

С. Рихель Ну, он должен знать во-первых свою специальность, специализацию до тонкостей. Он должен знать, что необходимо сделать для того, чтобы обеспечить всем необходимым военнослужащего. Как это сделать, как это организовать, как это проконтролировать, чтобы все соответствовало, чтобы военнослужащий не думал о… Будем так говорить, бытовых проблемах, чтобы у него не было бытовых проблем. Он должен думать только о том, как выполнить свою, поставленную перед ним задачу.

А. Ермолин Ну, это общий такой заход.

С. Рихель Да.

А. Ермолин А вот если взять, например офицера, ну который там… Ну не специализируется, а вот изучает ПФС, да? Вот кстати столовая, это сейчас вы к ним имеете отношение, или это…

С. Рихель Конечно.

А. Ермолин Имеете, да?

С. Рихель Обязательно, обязательно.

А. Ермолин Начальники столовой сейчас кто в войсках, ваши выпускники?

С. Рихель Начальников столовых нету.

А. Ермолин Уже нет, да?

С. Рихель Раньше были.

А. Ермолин Аутсорсинг же пришел, я совсем забыл.

С. Рихель Да, пришел аутсорсинг, совершенно верно. Теперь наша основная задача – это контроль. Начиная с поставки продуктов, чтобы эти продукты были качественными, контроль технологии приготовления пищи, контроль выдачи пищи, чтобы все, что необходимо, положено солдату, было доведено до каждого солдата. Доведение именно нормы.

А. Ермолин Не боитесь, что потеряете компетенции там? Ну, отдали сейчас гражданским кухню можно сказать, да? А вдруг что происходит, какие-то события…

С. Рихель Мы говорим про стационарные условия, у нас еще есть полевые условия. И в полевых условиях у нас есть технические средства приготовления пищи различной. Начиная от (неразборчиво), заканчивая (неразборчиво). Это мобильный (неразборчиво) для приготовления пищи в поле. И не только приготовления пищи, но и выпечка хлеба. И я вам хочу сказать, что такого хлеба, как выпекают в полевых условиях, ну, в магазине не купишь.

А. Ермолин А большая практика вот у ваших курсантов, вот действительно обращение с теми же вот полевыми кухнями?

С. Рихель Очень большая, очень большая практика. У нас начиная с третьего курса… Во-первых, у нас все наши столовые, это те же учебные места. То есть, курсанты в них и питаются, и они проходят там практику на наших столовых. У нас на территории института, три столовых. Потому, что на довольствии стоит около 3000 человек. Они во-первых контролируют все, начиная с выдачи со склада, и заканчивая выдачей пищи, в счет идет контроль, и кроме того, у нас есть занятие по приготовлению пищи. Как в стационарных условиях, у нас есть 6 лабораторий по приготовлению пищи в стационарных условиях. По выпечке хлеба у нас есть 2 лаборатории, и есть у нас еще технические средства для приготовления пищи в полевых условиях. И на всем этом, курсанты проходят практику. И при сдаче государственного экзамена, перед получением диплома, они сдают междисциплинарный государственный экзамен, и там они рассказывают не только как готовится пища, но они знают досконально устройства технических средств.

А. Ермолин И рецепты, соответственно. Ну, это естественно.

С. Рихель Конечно, конечно.

А. Ермолин А я правильно понимаю, вот вы сейчас только про питание сказали, но в принципе это очень интересно, да? То есть, по сути дела, ваша собственная жизнедеятельность является учебным полигоном для ваших же курсантов, да? То есть, они и учатся, и сами же занимаются организацией своей жизнедеятельности.

С. Рихель Да.

А. Ермолин В других училищах такого…

С. Рихель Такого нет, да. Поэтому, уникальность нашего учебного заведения в этом и заключается.

А. Ермолин Я сейчас вспоминаю бизнес-аналоги, вот в Швейцарии есть школы-рестораны, да? Там или школы-отели, да? Когда ты приезжаешь, и тебя там обслуживают собственно ученики, которые еще стажеры, действительно. А вот кроме питания, вот куда вы еще привлекаете (неразборчиво)?

С. Рихель В вещевое обеспечение. У нас есть лаборатории, вот на территории института есть три лаборатории. Понятно, что мы сами не шьем, но у нас есть такое, как ремонт обмундирования. И наши специалисты должны знать, как ремонтировать обмундирование. У нас лаборатория швейных машинок, где они проходят навыки на работе с этими машинками. Для того чтобы самому уметь ремонтировать и показать это своим подчиненным, уже в войсках.

А. Ермолин Я улыбаюсь, какая-то академия идеальных мужей. Ребята должны уметь все, и готовить, и шить, и… Что еще они должны делать вот их таких вещей?

С. Рихель Ну все… Стирать – это же тоже возлагается на материальное обеспечение. У нас есть полевые прачки, их тоже, мы их эксплуатируем, и умеем на них работать, и организовать работу, мы этому учим курсантов.

А. Ермолин Ну, а курсантам нравится вот такой вид именно деятельности? Ну, он такой, сугубо тыловой, очень правильный, очень нужный там. Ну все равно, такая специфика очень своеобразная. Может им больше хочется повоевать, или там не знаю…

С. Рихель Ну когда они идут… Те, кто хочет повоевать, идут в Рязанское воздушно-десантное в общевойсковое, в танковое, в летное училище. А к нам идут наверное уже те, кто хотят попробовать себя вот на этом поприще.

А. Ермолин Ну ведь это тоже вид боевого обеспечения, в любом случае.

С. Рихель Да.

А. Ермолин Я просто вот вспоминаю своих друзей, вот ваших коллег по службе там, по Афгану. Там провести колонну бензовозов через Саланг там, или через другие какие-то горячие точки, там кто живой возвращался, сразу ордена получали. Там сжигали половину колонны, а то и больше. То есть нельзя сказать, что…

С. Рихель Совершенно верно. (Неразборчиво) трубопровода еще, и обслуживание его.

А. Ермолин То есть, это такое, не игрушечная армия, а самая настоящая.

С. Рихель Совершенно верно. Многие не зная специфики нашей, иногда так думают. А что там, приготовить тоже пищу там, или обеспечить обмундированием, заправить технику. Но когда вникаешь в эти нюансы, и понимаешь, какова эта огромная работа, чтобы все это обеспечить.

А. Ермолин Много у вас офицеров, ну может быт наставников, которые имеют реальный боевой опыт?

С. Рихель Да, очень много. У нас очень много, и Афганистан, и чеченская республика, и в Алжире были, и в Эфиопии были, и в сирийской, арабской республики. Наши преподаватели ездили в прошлом году туда для получения опыта ведения обеспечения в боевых условиях, за территорией РФ.

А. Ермолин Ну, это кстати общая практика. Потому, что к нам представители разных видов иродов войск приходят, и вот я уже от вас не от первого слышу, что именно преподавательский состав, офицеры-преподаватели получают этот опыт. И мне кажется это очень важно, потому что…

С. Рихель Да, решением министра обороны было принято чтобы со всех высших учебных заведений съездили в сирийско-арабскую республику, и посмотрели, как там все организовано, там есть чему поучиться.

А. Ермолин А иначе чему учить-то, если ты пороху не нюхал. А вот служба ГСМ, все-таки это такая, очень серьезная вещь и с точки зрения логистики. Вот есть какие-нибудь особенные подходы, вот именно в этом предмете. Мы так подробно там про питание поговорили, про вещевое обеспечение…

С. Рихель Если говорить… У нас есть организация обеспечения ракетным топливом, и горючим. Мы изучаем и ракетное топливо, и окислители, и горючее. Очень много различных… Мы привыкли… Ну, в обиходе говорить, есть дизельное топливо, есть бензин, и так далее. Очень много различных марок топлива, очень. И бензина очень много, и авиационного керосина, и дизельного топлива. И арктическое, и зимнее, и летнее, очень много всего. И конечно, основное обеспечение ракетным топливом и горючим, специфика такова, что это очень опасная работа по обеспечению. Здесь надо быть очень внимательным, и очень аккуратным, особенно с ракетным топливом, и с окислителем.

А. Ермолин Ну, жидкостные ракеты, они в принципе и экологически очень опасны, и заправка – это особая подготовка должна быть у ребят.

С. Рихель Да. У нас есть свой учебно-тренировочный полигон, на котором развернуты учебные точки. Опять же, по опыту боевых действий в сирийско-арабской республике, у нас развернута учебная точка. Где создан так же, как в сирийско-арабской республике, центральный топливозаправщик, для заправки топливом летательных аппаратов. У нас есть там два летательных аппарата, вертолет и самолет, и курсанты учатся их заправлять. У нас есть своя учебная точка по заправке ракетным топливом и горючим. И ракетные войска специального назначения, обеспечили нас техническими средствами, для оборудования этой точки.

А. Ермолин Сергей Григорьевич, мы сейчас сделаем небольшой перерыв, потому что подошло время для небольших новостей.

НОВОСТИ.

А. Ермолин Мы продолжаем заседание «Военного совета», ведущий в студии Анатолий Ермолин. Наш гость, наш эксперт сегодня Сергей Григорьевич Рихель, начальник Вольского военного института материального обеспечения. Мы так много…

С. Рихель Обеспечения.

А. Ермолин Обеспечения, правильно, обеспечения, да. Мы долго говорили про специализацию, скажем так, ваших курсантов. Сергей Григорьевич, а расскажите пожалуйста, а как офицеров-то, вот как их готовят? У вас же ведь не только там кухня, не только там ГСМ, и все, что связано там с тылом, да? Ребята же должны еще и автомат в руках уметь держать.

С. Рихель Это совершенно верно, и у нас есть все дисциплины, которые необходимы офицеру. У нас есть и огневая подготовка, и тактика, и топография, и инженерная, и занятия по РХБЗ, по защите объектов (неразборчиво) химического биологического оружия, все это изучается. У нас есть свое стрельбище, а для курсантов по специализации объединенное обеспечение сил флота, у нас есть еще на берегу Волги своя плавбаза, которая включает в себя три катера, и три лодки на веслах, где они проходят практику.

А. Ермолин А вот по процентному соотношению учебного времени, какую долю занимает… Ну примерно там, не обязательно в процентах. Там какую долю занимает собственно ну, боевая подготовка?

С. Рихель Боевая подготовка занимает около 30%.

А. Ермолин Около 30%, да?

С. Рихель Да.

А. Ермолин Ну, и 5 лет (неразборчиво).

С. Рихель Совершенно верно, все 5 лет мы это все изучаем, и проходим.

А. Ермолин А спорту уделяете?

С. Рихель Очень большое внимание уделяется в нашем институте спорту. У нас есть курсанты, которые входят в состав сборной вооруженных сил России, которые ездят на международные соревнования. У нас одна девушка-курсант Подчиненкова входит в состав сборной вооруженных сил России, и они буквально в ближайшее время уезжают на сборы в Индонезию.

А. Ермолин Поблажек не делаете? Большой отрыв от учебного времени получается у спортсменов.

С. Рихель Поблажек никаких нету, и я хочу сказать, чем больше курсант занимается спортом, тем у него лучше получается с учебой.

А. Ермолин Ну, мы кстати с вами вот уже эту тему в первой части проговаривали, что очень часто ваши выпускники оказываются ну в пекле боевых событий. Вспоминали Афганистан, вспоминали вот эти колонны с заправщиками, да? У вас много награжденных офицеров?

С. Рихель Офицеров очень много, и если говорить за всю историю нашего института, 39 выпускников нашего института имеют звание героя Советского Союза, и один выпускник, заместитель министра обороны, генерал армии Булгаков, выпускник 76 года, герой России.

А. Ермолин Ну так если сравнивать с десантниками наверное только можно сравнить по количеству героев Советского Союза.

С. Рихель (Неразборчиво).

А. Ермолин А скажите, вот одно дело, вы учите ребят на своей базе, там идет образовательный процесс. В какой момент начинается непосредственная связь с войсками? Вот когда они оказываются реально в воинских частях? И в какой форме это проводится?

С. Рихель Значит, у нас есть практики, и стажировки. И по окончании 3-го курса, они едут на первую свою практику. Во всех округах, курсанты проходят практику.

А. Ермолин Чем отличается практика от стажировки, это вот что?

С. Рихель Практика – они получают привычные навыки свои, а стажировка – они уже стажируются на определенной должности. На той, на которой ни будут проходить службу по выпуску.

А. Ермолин А практики они получают самые разные, да? То есть, сначала он едет практику там как начальник продовольственно-фуражной службы, да?

С. Рихель Вначале они едут на практику, это будем так говорить, учебная практика. То есть, они едут в войска, и ознакамливаются, как работают младшие специалисты в войсках. После 4-го курса у них есть эксплуатационная практика, где они уже едут туда, как будем говорить, специалисты среднего звена. И стажировка она уже стажируется в той должности, в которой он будет исполнять свои обязанности по выпуску.

А. Ермолин Интересно. Ну, то есть у вас… А много практик у ребят?

С. Рихель Вот три практики.

А. Ермолин Три практики, да?

С. Рихель Значит месяц…

А. Ермолин И стажировка.

С. Рихель Месяц практика после третьего курса, месяц практика после четвертого курса, и полтора месяца стажировка в войсках. Мы хотим… Дело в том, что у нас самый главный отчет… Учет, и отчетность. И для того, чтобы они могли постажироваться, как делает в войсках отчет за определенный период, поэтому вот мы даем им в конце года полтора месяца для того, чтобы они застали отчет, годовой отчет по продовольственному обеспечению, по вещевому обеспечению.

А. Ермолин Это работа на складах?

С. Рихель Не только на складах, это работа в войсках.

А. Ермолин В войсках, да?

С. Рихель Да.

А. Ермолин Ну, я просто пытаюсь себе представить такую ключевую единицу, где ведутся учеты, выдачи, хранение (неразборчиво).

С. Рихель Продовольственная служба, вещевая служба, учет и отчетность, служба горючего.

А. Ермолин А вот какой опыт вы используете для организации вашей деятельности? Я почему сейчас спрашиваю? Потому, что ну, сейчас очень много практик пришло… Ну, на гражданке, да? Вот в работу крупных супермаркетов сейчас совсем другие склады, да?

С. Рихель Да.

А. Ермолин Совсем другие уже склады, совсем другая система логистического обеспечения. То есть, по сути дела, как точная наука такая вот. И изучаете вот самые современные логистические подходы?

С. Рихель У нас есть отдельная дисциплина – логистика. Для того, чтобы получить какой-то опыт, увидеть что-то новой в войсках, во-первых все… Ну, большинство наших преподавателей ездит на ежегодные учения, которые проводятся в масштабе вооруженных сил. Это вот в 15-м году был центр, в 16-м году был юг, южный военный округ, в 17-м году. Вот в прошлом году был «Запад 2017», учения.

А. Ермолин А что на учениях курсанты делают? То есть, это…

С. Рихель Не курсанты, а преподаватели.

А. Ермолин А, преподаватели.

С. Рихель Преподаватели получают опыт, и потом этот опыт… Во-первых, нам показывают всю новейшую технику, все технические средства новые, которые планируется вводить на вооружение, в вооруженные силы. И если их там на учениях апробируют, и если все получается, то сразу же следующий, второй экземпляр всегда идет к нам в училище, чтобы мы могли в институте у себя изучить, это курсантам показать, чтобы курсанты изучили это техническое средство, и уже по выпуску оно будет в войсках, они уже умели его эксплуатировать, и работать на нем.

А. Ермолин А есть какие-то уникальные новации, или все-таки вот то, что в нашей военной истории было создано с точки зрения боевого обеспечения, все-таки это такая база, которую лучше не трогать, не менять систему.

С. Рихель Нет, система меняется очень сильно, и самое главное, сейчас создаются логистические центры. Ну если говорить по техническим средствам, допустим в 15-м году показали новый полевой склад горючего на 600 тонн, на учения «Центр 2015». И его апробировали, оно себя хорошо показало, и второй экземпляр уже находится у нас. В 16-м году мы его получили, и уже показываем курсантам, как его использовать, как на нем работать.

А. Ермолин Ну, то есть это практически между разработкой и внедрением проходит совсем немного времени.

С. Рихель Немного, да, совершенно верно.

А. Ермолин А вот в форуме, который вот в Подмосковье армия проводится, вы как-то вот участвуете?

С. Рихель Ну опять же, у нас профессорско-преподавательский состав ездит туда. Смотрит, участвует в этих форумах. Вот был форум в прошлом году, «Интерполитех». Мы показываем свои новые разработки, которые мы тоже… Вот допустим, у нас есть трубоукладочная машина «ТУМ-150», да? Министр обороны посмотрел, говорит а надо бы трубо… Чтобы укладывать есть транспортное средство, а чтобы обратно собирать трубопровод, надо придумать. И вот мы показывали уже такое техническое средство.

А. Ермолин Ну, у министра правильное прошлое в этом смысле, он в этом понимает.

С. Рихель Да.

А. Ермолин И как инженер, и как спасатель, да?

С. Рихель Совершенно верно.

А. Ермолин Да, ну это вы для… Трубопроводные войска вы тоже укомплектовываете, да?

С. Рихель Совершенно верно.

А. Ермолин То есть, это тоже ваше направление.

С. Рихель Да, да, да.

А. Ермолин Ну, кстати был очень интересный эфир как раз с руководителем как раз этих войск, и просто не все слушатели наши знают, насколько разнообразны бывают виды деятельности в вооруженных силах. Скажите пожалуйста, а вот сейчас кардинально меняется организация учебных процессов, в связи с появлением новых информационных средств. Вот на вас это как-то распространяется?

С. Рихель Конечно. Все вот новое, которое идет в обучение, идет и к нам в институт. Вот я могу сказать, последнее что было. Значит, последние разработаны были электронные учебники, по всем дисциплинам. Все эти учебники были созданы в единую библиотеку Минобороны, и сейчас любой курсант может зайти к нам, у нас есть электронная библиотека в институте. Зайти туда, и найти по любой специальности, по любой специализации учебник. Открыть его, и прочитать. У каждого курсанта… При поступлении в институт, каждому курсанту выдаются флеш-накопители информации, и к нему на каждый год закачивается вся информация, которую он будет получать на занятиях в аудитории. И если даже где-то он заболел, или где-то находился в наряде, где-то что-то упустил, он может со своего флеш-накопителя придти, и посмотреть эту информацию самостоятельно, прочитать ее.

А. Ермолин Даже если пропустил, да?

С. Рихель Даже если пропустил.

А. Ермолин То есть, это такой, автоматизированный…

С. Рихель Совершенно верно.

А. Ермолин А вот какие-то программные и средства. Ну вот понятно, что сейчас вот на гражданских рынках труда используется огромное количество там средств информатизации учета. Вот у вас какие-то свои особенные, или все-таки вы стараетесь…

С. Рихель У нас есть свои. Вот у нас есть, допустим, автоматизированные системы управления материально-техническим обеспечением. Называется она Палац, такая система есть. У нас так же широко используется специализированное программное обеспечение (неразборчиво) оператор, это по работе на электронных картах. Это все у нас есть, и мы на занятиях и на учениях, которые мы проводим… Опять же, учения у нас проводятся не только в составе, в масштабе вооруженных сил, но и в масштабе академии. И почему мы говорим многоуровневая? Академия готовит специалистов с оперативным… Оперативное звено, мы готовим тактическое звено, младших специалистов готовим, и среднее профессиональное образование готовим. И проводим обучение, начиная от солдата, который младший специалист участвует, и до допустим оперативного звена. И все это мы отрабатываем на картах, и все это мы… Передача базы данных происходит по вот этой вот системе Палац.

А. Ермолин В академии Генштаба есть даже такой специальный факультет… Ну, для высшего руководящего состава. Там учатся вице-губернаторы, руководители крупных промышленных предприятий, производств, депутаты Госдумы. Вот и там как раз отрабатывается вопрос взаимодействия промышленности, вооруженных сил, и как это все можно синхронизировать. Вот на практике у вас такое происходит, чтобы… Ну, есть та же самая гражданская оборона, да? Вот не может получиться так, что у вас своя идеальная система, а потом вдруг что-то произошло, и очень трудно синхронизироваться ну, с теми же вашими профильными коллегами там из промышленности.

С. Рихель Ну, у нас тактическое звено, поэтому мы взаимодействуем только с вышестоящим командованием.

А. Ермолин Ага, то есть…

С. Рихель С оперативным звеном. Связь эта налажена.

А. Ермолин Это вопрос не по зарплате, как шутят иногда, да? Так, вот мы достаточно подробно сейчас проговорили про курсантов, но вот вы уже не один раз упомянули, что у вас ведется подготовка и специалистов среднего звена, да? То есть, среднее-специальное профессиональное образование. А скажите чуть-чуть подробнее, вот кто это? Это контрактники, куда они идут, к чему вы их готовите?

С. Рихель Ну, вот если мы говорим у нас подготовка в институте трехуровневая. Как я уже говорил, мы готовим… Раньше были так называемые школы поваров во всех округах, а сейчас всего их осталось две, и наш институт, который готовит младших специалистов. Ведь у нас есть в стационарных условиях, готовят у нас аутсорсинг, а в полевых условиях мы готовим сами. Поэтому, мы готовим тех специалистов, солдат срочной службы, которые будут именно готовить, обеспечить всем необходимым на уровне младших специалистов. Это (неразборчиво) и военнослужащие по призыву, и военнослужащие по контракту. Следующее, это среднее профессиональное образование. У нас подготовка… Ну, я хотел бы еще сказать, младший специалист у нас готовится в течение 4-х месяцев. Подготовка идет средне-профессионального образования, здесь подготовка идет в течение трех лет. Мы готовим начальников складов горючих, и высшее образование 5 лет, это уже мы готовим офицеров…

А. Ермолин Складов только горючих готовите, или…

С. Рихель Только горючих. Среднего профессионального образования по продовольственному вещевому обеспечению у нас…

А. Ермолин Здесь не нужно.

С. Рихель Не нужно, нет необходимости.

А. Ермолин Вот эти те самые пресловутые прапорщики со складов, кто же их тогда готовит?

С. Рихель Сейчас нету, сейчас склады переданы аутсорсингу. Мы только контролируем, чтобы были запасы определенные.

А. Ермолин И склады переданы? Вот для меня это новость, да, я этого даже не знал. Но (неразборчиво), которое охраняет склады. Пока на аутсорсинг не передается?

С. Рихель На аутсорсинг не передается.

А. Ермолин А скажите пожалуйста, вот мы так достаточно подробно поговорили о такой, о профессиональной специфике. А как жизнь-то курсантов устроена в самих училищах? Вот у вас что, общежитие, или вот… Ну, вот на прошлой неделе у нас был гость, он как отстаивал 3 года назад, так и до сих пор считает, что казарма лучше любого общежития, потому что это команда, и так далее. Вот расскажите, как у вас был организован?

С. Рихель Я хочу сказать в сравнении. То, что было, когда я учился курсантом, и то, что сейчас.

А. Ермолин Какие это годы были?

С. Рихель Это 84-88 год, я учился. Значит, по сравнению с тем, что было, и то, что сейчас – это разница очень большая. Если мы начнем с проживания в казармах, везде душевые кабины, это раз. Дальше, нет сейчас швабр, нет щеток, и так далее, есть моющие пылесосы. На каждое подразделение, свои моющие пылесосы, это по проживанию. Курсанты у нас живут как в общежитиях, так и в казармах. Везде условия очень хорошие. И я хочу сказать, если раньше горячей воды не было, то сейчас она везде, и повсеместно есть.

А. Ермолин А по сколько человек в общежитии? У вас кубрики, или как общежитие?

С. Рихель Есть разные. Допустим, девочки у нас проживают, 2-3 человека в комнате, ребята проживают 4-5 человек. Ну, это старшие курсанты. Девочки все проживают в общежитии, а старшие курсы, 4-5 курс проживают в общежитии.

А. Ермолин А если казарма, то это повзводно, или поротно?

С. Рихель Поротно.

А. Ермолин Традиционно, да. А как-то это от курса зависит, в каких условиях живет ваш курсант? Ну, скажем там первый год обучения – казарма, потом уже там какие-то более благоприятные условия создаются.

С. Рихель Первый, второй, третий курс – это казарма, а четвертый, пятый – общежитие. Девочки, у всех общежитие. Ну и специальный факультет, потому что у нас еще обучаются из 20 стран ближнего и дальнего зарубежья военнослужащие, их около 300 человек, они тоже проживают в общежитии.

А. Ермолин А в увольнение когда курсантов начинаете отпускать? Ну, так активно?

С. Рихель Активно курсанты у нас ходят постоянно в увольнение.

А. Ермолин И даже первый курс?

С. Рихель Даже первый курс. Женатые у нас ходят в увольнение каждый день. Они прибывают утром на физическую зарядку, и убывают после сан.подготовки.

А. Ермолин Во сколько после сан.подготовки? Я просто был женат на четвертом курсе.

С. Рихель В 19.30.

А. Ермолин Прямо не жизнь военная, а прямо малина какая-то.

С. Рихель Да, а если еще говорить… Про питание если мы говорим, да? То сейчас первое на выбор два блюда, второго на выбор три блюда, плюс еще элементы шведского стола, на выбор любую закуску выбирают.

А. Ермолин А свободное время есть у курсантов?

С. Рихель Конечно, есть. Свободное время у них в обеденный… После обеда полчаса, и полтора часа в вечернее время.

А. Ермолин Какие есть специальные… Ну не знаю, инструменты там, службы. Что предлагаете с точки зрения… Ну, вот самоорганизации, с точки зрения досуга, культурного досуга курсантов? Какая у вас… Там я не знаю, клуб…

С. Рихель У нас клуб, но если мы все время говорим училище уникальное, то и клуб у нас уникальный. У нас вместимость клуба — 800 человек. Здание очень большое, очень хорошее…

А. Ермолин Это в общем зале, да?

С. Рихель Да, да, да, это в общем…

А. Ермолин Я только в Абакане видел, в бригаде в железнодорожной, там такое здание.

С. Рихель (Неразборчиво) службы такого клуба еще не видел, вот только здесь в Вольске увидел. Ну, кроме того различные кружки, там и (неразборчиво) географический кружок, и танцевальный. Ну, различные. Я вам хочу сказать, что в прошлом году, в 17-м году, на выпуске все выпускники нашего института танцевали вальс. Все до единого. С нашими девочками, которые учатся, со своими женами, со своими девушками.

А. Ермолин Так и хочется спросить, это была их добрая воля? Или начальник училища подсказал?

С. Рихель Начальник училища… Я подсказал, они это восприняли, и я считаю, офицер должен уметь танцевать вальс. И они, если в прошлом году мы говорили: давайте попробуем… То в этом году все говорят: когда мы начнем тренироваться танцевать вальс? Все уже учатся, и все ждут, что это будет.

А. Ермолин А вот, что называется за забором. Что в Вольске есть такого интересного, ну куда вот вы возможно проводите экскурсии там, музеи. Чем примечателен сам город?

С. Рихель Сам город Вольск примечателен тем, что это город, во-первых очень старый город. В нем хорошая картинная галерея, в нем есть театр, и все наши курсанты, и солдаты срочной службы ходят в театр, каждое воскресенье. Кинотеатр у нас есть хороший, у нас есть краеведческий музей, у нас есть хорошая картинная галерея.

А. Ермолин А вы вот дружите учебными заведениями? Ну, например там с педагогическим университетом, с медицинским университетом, ну как традиционно.

С. Рихель У нас одно высшее учебное заведение…

А. Ермолин Девочки к мальчикам же должны ходить, и мальчики к девочкам знакомиться.

С. Рихель Высшее учебное заведение в Вольске одно, это Вольский институт материального обеспечения. И институт является градообразующим в Вольске. Есть техникумы, со всеми техникумами мы общаемся, и наши курсанты ходят к ним, и организовываем вечера встреч, и они приходят к нам на различные мероприятия. Два года назад в городе Вольске проходил фестиваль театров малых городов. И показывали выступление и в театре, драматическом театре Вольска, и в нашем клубе. То есть, есть куда сходить, есть ледовый дворец. У нас очень много спортивных сооружений, и ледовый… Не ледовый дворец, а многофункциональная площадка хоккейная. У нас есть и бассейн, и большой спортивный зал, игровой зал есть, где есть различные там секции и рукопашного боя, и тяжелой атлетики, и легкой атлетики, все это есть.

А. Ермолин А потом, у вас есть Волга.

С. Рихель У нас есть Волга, совершенно верно.

А. Ермолин А вот полевой учебный центр у вас…

С. Рихель Есть, есть учебный комплекс, полевой учебный комплекс. И там у нас есть учебные места, там у нас (неразборчиво)-психологическая полоса есть, у нас есть тактическое поле, инженерный городок, автодром свой. Есть фин.городок, и все точки для… Будем так говорить, проведения практических занятий.

А. Ермолин К сожалению, наше время подошло к концу, я хочу напомнить нашим слушателям, что наш эксперт, наш гость сегодня был Сергей Григорьевич Рихель, начальник Вольского военного института материального обеспечения. Честно сказать, обзавидовался. Кого вы выпускаете, как папа дочки, да? Спасибо большое Сергей Григорьевич, что были у нас, приходите к нам еще.

С. Рихель Спасибо.

А. Ермолин Спасибо за интересный разговор.

С. Рихель Спасибо большое.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире