'Вопросы к интервью
27 января 2018
Z Военный совет Все выпуски

День штурмана Военно-морского флота


Время выхода в эфир: 27 января 2018, 12:05


Подписывайтесь на Youtube-канал «Эхо Общество» А. ДУРНОВО: Так и есть, 12 часов и 05 минут в Москве, это программа «Военный совет», Анатолий Ермолин и Алексей Дурново, ведущие этой программы приветствуют вас. И мы приветствуем наших гостей, которые находятся в Петербурге, в замечательном отеле Гельвец – Игорь Дегало, и контр-адмирал Эдуард Луйк, главный штурман военно-морского флота. Добрый день вам, как вы нас слышите? И. ДЕГАЛО: Добрый день, слышим отлично. Ну, я последний как бы такой, да? Вот коммуникатор. Мы как традиционно в студии, в студии Гельвец, морская столица России, и самый что ни наесть морской адмирал, Эдуард Эндельевич Луйк, главный штурман ВМФ, уникальная должность. И очень приятно вас слышать, Алексей и Анатолий, и мы готовы к работе. А. ДУРНОВО: Ну, я напомню только нашим слушателям, что если у них возникнут вопросы, то модно писать на номер: +7-985-970-45-45, это номер для СМС, и можно воспользоваться твиттером, где работает аккаунт @vyzvon, через который тоже можно вопрос задать, если есть желание и потребность задать вопрос. Просто скажу, что 25 января, если кто-то не знал, это не только Татьянин день, но это еще и день штурмана ВМФ, и в общем именно поэтому мы и собрались сегодня в таком составе, в этой студии. И. ДЕГАЛО: Алексей, штурмана, прошу прощения перебил, они знают, когда очень ждать день штурмана, именно в Татьянин день, чтобы все совпадало. Потому, что так романтики налет получается. А. ЕРМОЛИН: Надо сразу же договориться, как мы говорим. Штурмана, или штурманы? И. ДЕГАЛО: А вот сейчас сам штурман скажет. А. ЕРМОЛИН: Эдуард Эндельевич, добрый день. Э. ЛУЙК: Да, добрый день, уважаемые слушатели. Вот я рад вас приветствовать в студии, готов рассказать про день штурмана. И среди штурманов, и вообще в ВМФ говорят не штурмана, а штурманы. Штурмана. И. ДЕГАЛО: Есть замечание. Э. ЛУЙК: Не штурманы, а штурмана. А. ЕРМОЛИН: Штурмана. Ну, мы будем стараться не сбиться, вопрос такой. Эдуард Эндельевич, а как вот штурмана ВМФ отмечали свой профессиональный праздник на этот раз, и как он обычно проводится на флоте? Э. ЛУЙК: День штурмана ВМФ, как профессиональный праздник всех штурманов, введен приказом главнокомандующего в 1996 году, в год 300-летия образования ВМФ. С целью популяризации специальных служб, профессий в ВМФ. Ранее штурмана тоже отмечали праздник свой штурманский, но это были различные даты, связанные с положением земли, относительно солнца. И штурманов как правило, поздравляли в день весеннего равноденствия, или летнего солнцестояния. Потому что знали, что из всех специалистов в ВМФ больше всех используют свои знания в астронавигации, специалисты штурманской специальности. Значит 25 января, почему именно этот день назначен для празднования? Не случайно. В этот день, в 1701 году, по указу Петра I, в Москве была создана навигатская школа. В ней впервые в России начали преподавать морскую навигацию, лоцию, астрономию, ну и прикладную математику. И этот день, непосредственно связанный с нашей профессией, и был выбран для того, чтобы этот праздник профессионально отмечать в ВМФ. Ну сложились традиции более, чем за 20 лет празднования этого праздника в ВМФ, достаточно устойчивые. Этот день 25 января, своеобразный подведения итогов, деятельности штурманов за год. Проведения (неразборчиво) и других мероприятий, оценка лучших и чествования лучших штурманов, лучших преподавателей в военных учебных заведений, и лучших курсантов. Как правило, проводятся мероприятия конкурсные для выявления лучших специалистов, в области навигации, астрономии, среди офицеров и курсантов. К примеру, на Тихоокеанском флоте, и в Тихоокеанском высшем военно-морском училище, эти мероприятия, посвященные дню штурмана были организованы лучше, чем у остальных. Проведены конкурсы офицеров, штурманов с кораблей, и курсантов пятого курса. Значит курсантов пятого курса, и кадетов морского колледжа. Флагманские штурмана выступили в учебных заведениях с информацией, по деятельности штурманов на флотах. Так же были приглашены ветераны штурманской службы, ветераны ВМФ, для общения с курсантами. И торжественное собрание, совместно с Тихоокеанским флотом, проведено в Тихоокеанском высшим военно-морском училище, много об этом написали в прессе, и в целом очень полезный праздник. Он не только как подведение итогов, но и большая военно-патриотическая работа в этот (неразборчиво). И. ДЕГАЛО: А во Владивостоке лучше. Потому, что там солнце встает, они первыми (неразборчиво). Э. ЛУЙК: Они раньше всех, да. И. ДЕГАЛО: Вот поэтому штурман сейчас и сказал. Э. ЛУЙК: Тогда еще не успели (неразборчиво). А. ДУРНОВО: А вот Эдуард Эндельевич, а вот если корабль в море находится, в море как-то отмечают профессиональный праздник? И как? Э. ЛУЙК: В море праздники не отмечают, в море лишних людей нет на кораблях. Все несут постоянную вахту. Ну конечно этот день, наверное командиры кораблей поздравляют штурманов, и отмечают их заслуги таким образом. Другие культурно-массовые мероприятия, как правило не проводятся. И. ДЕГАЛО: Самое главное такое поощрение – это командиры, как сейчас помню в море, я на севере служил. Этот командир может зайти в штурманскую рубку, сказать ну как ты штурман, у тебя сегодня праздник. Либо в кают-компанию (неразборчиво) сегодня у штурмана праздник. А. ЕРМОЛИН: Эдуард Эндельевич, а вот в военно-морском флоте хорошо отлаженный механизм существует подготовки штурманов. Вот с чего начинается эта подготовка, и что она включает в себя на этапе подготовки в высших военно-морских учебных заведениях. Э. ЛУЙК: Ну, подготовка штурманов в училище, вообще очень важная и ответственная задача. Главнокомандующий ВМФ поставил перед штурманами задачу по выпуску. Лейтенанты должны быть допущены к самостоятельному исполнению своих обязанностей по занимаемой должности на тех должностях, куда они будут назначены. Это большая объемная задача, которую мы сейчас все вместе решаем, вместе с училищем и с курсантами. Привлекая флагманских штурманов соединений, объединений. Главных штурманов флотов. Подготовка курсантов проходит все 5 лет, программа подготовки соответствует государственным стандартам, и квалификационным требованиям главнокомандующего ВМФ. Обучением занимаются исключительно подготовленный научно-педагогический состав военно-морских училищ, которые преподаватели имеют как правило ученую степень, ученые звания, в прошлом проходили большую службу в должностях штурманских на флотах. Есть современная учебно-материальная база, в распоряжении училищ находятся два учебных корабля, и 10 учебных катеров, на которых регулярно периодически проходят практики и стажировки. Дважды за период обучения, за 5 лет штурмана участвуют в штурманских дальних походах, ежегодные практики на флотах, стажировка. Выпускники получают хорошее штурманское образование, и большинство из них выполняют задачи, поставленные главнокомандующим, к выпуску имеют допуск к самостоятельному исполнению занимаемой должности, куда будут назначены. А. ЕРМОЛИН: Эдуард Эндельевич, а вот само направление подготовки штурманов, это какое-то такое… Ну, скажем специализированное на всю жизнь, или штурмана бывает так, что становятся командирами кораблей? Вот какая существует практика во флоте? Э. ЛУЙК: Ну, все выпускники военно-морских институтов, училищ назначаются как правило на штурманские должности. А. ЕРМОЛИН: А потом, в ходе службы? Э. ЛУЙК: В ходе службы их служебная карьера разделяется, некоторые становятся флагманскими штурманами, идут по специальности до главного штурмана флота, а некоторые командиры боевых частей на кораблях выбирают себе командный профиль в дальнейшей своей профессии, и становятся успешными командирами кораблей, соединений, объединений. Ну вы знаете, мы гордимся тем, что лучшие представители штурманов стали главнокомандующими ВМФ. У нас 3 адмирала, адмирал флота Советского Союза, Сергей Георгиевич Горшков, адмирал флота Владимир Иванович Куроедов, и главнокомандующий ВМФ адмирал Королев Владимир Иванович, первичное образование имеется штурманское. А. ЕРМОЛИН: Я почему спрашиваю, потому что вот в авиации например считается, что это два разных типа личности, что тот же штурман, он отбирается совсем по другим критериям. Это такой узкий специалист, в общем-то ему далеко не всегда бывает до того, чтобы руководить коллективами. И я понял, что на флоте совсем другой подход к этому, да? Э. ЛУЙК: Нет, это тоже учитываются личные особенности, и у кого есть склонности к организаторской командной деятельности, имея штурманское образование, они легко становятся крупными военноначальниками, делают успешную военную карьеру. А. ЕРМОЛИН: А что вот самое главное в обучении будущих штурманов? Вот какие дисциплины ключевые? Э. ЛУЙК: Все дисциплины штурманские в училище, они важны. Их более десятка, морская навигация, мореходная астрономия, лоция, гидрометеорология, маневрирование, морские средства навигации, и их боевое использование. Все дисциплины, они одинаково важны. Мы оцениваем уровень подготовки выпускников не по одной дисциплине, а по комплексу тех дисциплин и полученных знаний, в процессе всего обучения. А. ЕРМОЛИН: Эдуард Эндельевич, вот сейчас флот получает свой состав, новые корабли, новые подводные лодки. Вот приходят ли к вам на вооружение какие-то новые радиолокационные, навигационные комплексы? Э. ЛУЙК: Ну, это естественно. ВМФ обновляет свой состав, в соответствии с государственной программой вооружения. Вот на новые корабли естественно устанавливаются новые морские средства навигации. На подводных лодках установлены новейшие навигационные комплексы, на базе инерциальных навигационных систем, входящих в их состав. Это навигационные комплексы на атомных подводных лодках «Симфония». На не атомных подводных лодках, а долго и впервые вот отмечено руководителями предприятий, производителями этих комплексов, тесное взаимодействие штурманов и промышленности, по их освоению. Головные образцы подводных лодок новых проектов уже успешно эксплуатируется на флотах, а тот полученный опыт, он является исключительно ценным для промышленности, для того, чтобы модно было учесть все предложения штурманов, и иметь задел для создания новых навигационных комплексов еще лучше, чем те, которых эксплуатируются сегодня. А. ДУРНОВО: Эдуард Эндельевич, а вот слушатель наш постоянный, капитан Колесников спрашивает, как изменился вообще труд штурмана, с изменением вот новых систем глобальной спутниковой навигации? Повлияло ли это в том числе и на подготовку? Э. ЛУЙК: Ну, задачи, которые стоят перед штурманом, они не изменились. Изменились те средства, с помощью которых он эти задачи может решать. Естественно, новые возможности новых морских средств навигации, как то электронная картография, использующая высокоточные спутниковые навигационные системы. Новые радионавигационные системы, они позволяют решать штатные штурманские задачи, максимально эффективно. Но нужно учесть, что и по сравнению с прошлым периодом, требования к точности плавания кораблей значительно выросли. Это прежде всего определяется требованиями нашего вооружения, прежде всего ракетного. И поэтому подготовка штурманов, она… И их значимость на корабле, она не ослабевает. Все необходимые знания и навыки по эксплуатации новых средств навигации, курсанты еще получают в училище. Причем, новейшие средства, которых еще нет на флоте, так же изучаются курсантами, прямо на предприятиях. Под руководством опытных специалистов предприятий промышленности, и преподавателей в учебных заведениях, мы работаем на упреждение, для подготовки наших штурманов, к эксплуатации этих средств, когда они поступят на корабли. А. ДУРНОВО: Ну вот Эдуард Эндельевич, ну вот раньше вы не дадите соврать, ведь вычисляли широту например просто по полярной звезде. А сейчас, вот с появлением новых систем спутниковой связи, этот навык утрачен, или штурман в случае чего может и по полярной звезде все рассчитать? Э. ЛУЙК: Ну, я хотел поправить, не спутниковой связи, а спутниковой навигации. А. ДУРНОВО: Да, прошу прощения, да. Э. ЛУЙК: В училище обучают всем возможным способам навигации, в том числе и астронавигационном. Выпускник, он подготовлен использовать все и аварийные, и самые современные средства навигации. В море, на корабле при решении задач конечно способы навигации выбираются с учетом максимальной точности, надежности, быстрого получения навигационной информации, и обеспечения оружия навигационными данными, заданной им точности. Потому штурмана, выпускники училищ, они все умеют использовать, в том числе астронавигационные системы. Ну а по полярной звезде широта, конечно это способ древнейший, известный. Штурмана, и курсанты, и офицеры его использовать могут. Конечно не на практике, а только для своей лично астронавигационной подготовке, и для поддержания навыков работы с навигационным сикстаном, и другими морскими средствами. И. ДЕГАЛО: Либо когда знакомятся с будущими женами, чтобы рассказать о звездном небе. А. ДУРНОВО: А вот смотри, я тебе сейчас покажу… А. ЕРМОЛИН: Ну, наверное все-таки с сикстаном можно определить широту там, и точку своего нахождения, но наверное управлять современными вооружениями все-таки не возможно. Это так, чтобы не заблудиться в общем-то больше это используется, да? Э. ЛУЙК: На самом деле сикстан как средство измерения, очень полезен. Вот если его использовать грамотно, не только может использоваться для астрономических наблюдений, но и для определения места по… Есть такой способ, горизонтальные углы между ориентирами. По вычислению дистанции, по измеренному углу, от уреза воды, до мачты корабля, высота которого известна, и другие средства. А средства автоматизации расчетов сейчас позволяют решать астрономические задачи, в считанные минуты. Что так же используется штурманами, при плавании в открытом море. А. ЕРМОЛИН: Ну мы понимаем, что без математики в вашей службе не обойтись. То есть, скорее всего это один из главных предметов по ЕГЭ, да? Когда абитуриенты хотят поступить по вашему профилю в военно-морские училища. Э. ЛУЙК: Математика, физика, русский язык, и физ.подготовка. Это вот основные проверяемые дисциплины при принятии решения на зачисление курсантов. И. ДЕГАЛО: И почерк красивый у штурманов тоже. А. ДУРНОВО: Ну, у нас 4 минуты остается до перерыва, я вот, что хочу спросить. Вот береговую систему радионавигационных средств, за нее сейчас отвечает управление навигацией, океанографией Минобороны. А как у вас осуществляется взаимодействие с этим управлением? Э. ЛУЙК: Управление навигацией и океанографией Минобороны РФ – это довольствующий орган штурманской службы, который отвечает за организацию навигационно-гидрографического, и гидрометеорологического обеспечения действия всех сил ВМФ. То, что вы сказали о наземных радионавигационных системах, это только часть нашей совместной работы их по обеспечению нас по использованию для действия сил. И могу сказать, что по анализу состояния радионавигационных систем, было принято решение о совершенствовании радионавигационного поля, и создания новых современных систем ближнего действия, среднего и дальнего. Такие системы разработаны, мы ожидаем поставку их в ближайшее время, некоторые из них уже поставляются. Вот ближняя система «Крабик», есть система «Спрут», «Немон». В ближайшее время, я думаю, что в ближайшие годы штурмана получат новые возможности использования этих систем, в целях обеспечения безопасности мореплавания. А. ЕРМОЛИН: А вот для не специалистов, вот когда вы говорите про особое поле, да? Это что, это вы используете какие-то маяки, радионавигационные знаки? Ну по сути, да? Вот как эти системы работают, и как… Как взаимодействуют с ними те же самые штурмана? То есть, это какие-то радиосигналы, да? Идут. Э. ЛУЙК: Да, ну радионавигационные системы, это… И. ДЕГАЛО: (Неразборчиво). Э. ЛУЙК: Три и более станции, которые излучают радиосигналы в установленное время, на установленной частоте. На кораблях эти сигналы принимают, электронные средства вычисляют навигационные параметры, и в результате штурман может определить свое место. Задача стоит, чтобы покрыть этим радионавигационным полем всю площадь, акваторию нахождения наших сил в море. Для чтобы был надежный способ определения места, кроме спутниковых навигационных систем. А. ЕРМОЛИН: Ну, это… Э. ЛУЙК: С точностью не хуже. А. ЕРМОЛИН: Вдоль нашего берега, да? Э. ЛУЙК: Да. А. ЕРМОЛИН: Если в основном это все. Э. ЛУЙК: Да, вдоль нашего побережья, но в зависимости от дальности систем, они до 1000 километров дальностью. Поэтому ну, можно посчитать это побережье 1000 километров, это нормальные радионавигационные системы поля, нас обеспечат в полном объеме. Ну и нужно сказать, что доля современных средств навигации, в том числе и для определения места, средств океанографии, вот за последние 5 лет увеличилась в 2 раза. А. ДУРНОВО: Сейчас прервемся мы буквально на 5 минут, у нас короткие новости и реклама. Но никуда не уходите, потому что в 12.35, мы вот ровно с этого места и продолжим программу «Военный совет». НОВОСТИ. Продолжение следует…

Комментарии

1

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


odobryam_s 27 января 2018 | 12:33

Передайте штурманам, что давно уже работает ДжиПиЭС! Система глобального позиционирования! Иногда и ГЛОНАСС тоже может помочь. Пусть выбросят к чертям собачьим свои астролябии и уволятся в запас!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире