'Вопросы к интервью
02 сентября 2017
Z Военный совет Все выпуски

Совершенствование подготовки штурманов надводных кораблей и подводных лодок ВМФ России на этапе активного обновления флота


Время выхода в эфир: 02 сентября 2017, 12:05

А. Дурново Всем добрый день, это программа «Военный совет» действительно, и 12.05 в Москве, наше традиционное субботнее время. Анатолий Ермолин, Алексей Дурново, мы сегодня вдвоем. Гость у нас удаленный, из Санкт-Петербурга, гостиница Гельвеции. Эдуард Эндельевич Луйк, главный штурман военно-морского флота, контр-адмирал. Говорить будем, как вы понимаете, на тему ВМФ, на тему подготовки штурманов. Слышите ли вы меня, Эдуард Эндельевич, и слышит ли меня Игорь Дыгало, который обычно сопровождает наших гостей в Петербурге? Алло, ау.

И. Дыгало Привет, привет. Привет Анатолий, привет Алексей, главный штурман передо мной, в форме, все как положено.

Э. Луйк Добрый день Алексей, и Анатолий.

А. Ермолин Добрый, добрый, добрый день.

И. Дыгало Гостиница Гельвеция, спасибо за предоставляемую студию, адмиралтейство золотится сегодня в лучах солнца, что для Питера не совсем обычно. Но здесь бьется сердце флота, и нам всегда приятно выходить отсюда, из студии в Гельвеции, и говорить с уже родными ведущими Алексеем и Анатолием.

А. Дурново А вот скажите пожалуйста, как у вас… Не в тему начну, у вас как день знаний-то прошел во вверенных вами учебных учреждениях?

И. Дыгало Вчера он прошел, надо сказать, очень массированно. Наряду с днем знаний, который проводился в вооруженных силах в общем, у нас во-первых прошли дни знаний в Нахимовских училищах. Это в Мурманске, в Санкт-Петербурге у Авроры, в Севастополе и во Владивостоке, в Мурманске, в частности главнокомандующий ВМФ, адмирал Владимир Королев вручил знак за дальний поход нахимовцу 7-го класса, которому посчастливилось сходить на Северный полюс, на ледоколе. Это случилось вчера, во время дня знаний. Так же Санкт-Петербургское Нахимовское училище у «Авроры» посвятило 80 мальчишек в Нахимовцы, они дали почетную такую клятву. Кронштадтский морской кадетский корпус высшие военно-морские учебные заведения, и в частности вот главный штурман ВМФ, контр-адмирал Луйк Эдуард Эндельевич вчера был, он об этом расскажет, в старейшем учебном заведении России, военно-морском институте, морском корпусе Петра Великого, на набережной лейтенанта Шмидта. Но главный штурман там и должен быть, поскольку профессия у него самая старейшая. Я не буду говорить древнейшая, а то каламбур будет. Старейшая. Поэтому, в общем-то хорошо прошел, и родители плакали от умиления, и дети, сестры, в тельняшках даже ребятишки были. А завтра в Петербурге состоится праздник морской тельняшки. Очень такой крупный помпезный по-хорошему, в районе площади Труда, совместно с Центральным военно-морским музеем. Кто придет в тельняшке, тому мороженое бесплатно. Но это я утрирую, вход в музей бесплатный будет, и так далее. Так что вот, обрисовал ситуацию.

А. Ермолин Эдуард Андреевич, а можно такой вот вопрос. А чем занимается главный штурман военно-морского флота?

Э. Луйк Главный штурман военно-морского флота, это начальник структурного подразделения Главного командования военно-морским флотом, и занимается руководством штурманской службой, и штурманской подготовкой в военно-морском флоте.

А. Ермолин Ну, вот поскольку у нас программа публицистическая, а не сугубо профессиональная. А можно чуть подробнее рассказать вообще кто такой военно-морской штурман? Вот если рассматривать вот как раз такую, классическую единицу не делимую на флоте.

И. Дыгало Толя, совершенно верно. Я вот вклинюсь, надо расслабить главного штурмана, он очень по-военному настроен. Поэтому конечно, чтобы рассказал интересности, весь объем работы. Я понимаю твой вопрос, и перевожу его еще вдобавок.

Э. Луйк Ну, штурманская служба как я сказал, структурное подразделение главного командования, небольшой аппарат главного штурмана занимается руководством штурманскими службами. Всего в ВМФ специалистов штурманской службы насчитывается более 3000. Из них более 650-ти – это офицеры, а так же есть мичманы, старшины и матросы. Значит четкая система управления штурманской службы, она всегда была и остается в настоящее время от главного штурмана до значит командира штурманской боевой части. Так же мы в число наших штурманов включаем и курсантов военно-морских училищ штурманского факультета от первого до пятого курса. Ну, как сказал Игорь Викторович, значит вчера мне представилась возможность выступить с вводной лекцией, в старейшем военно-морском учебном заведении, морском корпусе Петра Великого, на котором присутствовал весь коллектив этого учебного заведения, включая курсантов и всех преподавателей. Плюс руководство значит училища. Приятно было находиться там, потому что история учебного заведения напрямую связана с образованием штурманской службы в ВМФ. День образования штурманской службы 25 января, и день образования военного учебного заведения совпадают. Это один и тот же день. И мы исчисляем историю штурманской службы, с момента создания этого учебного заведения. Но конкретно не в этом месте, первая школа математических и навигатских наук была образована Петром I в Москве, в Сухаревой башне, а военно-морской институт, морской корпус Петра Великого является правопреемником этой школы. И особенно приятно было увидеть курсантов первого курса, которые очень внимательно слушали и с большим романтизмом относятся к ВМФ. В своей вводной лекции я конечно постарался понятным языком для них объяснить, чем занимаемся ВМФ, какие задачи решает, и какая у этих курсантов дальнейшая перспектива в и служебном, профессиональном росте.

И. Дыгало 316 лет уже занимается флотская служба.

А. Ермолин Хорошее число лет, да? А вот ну в двух словах, какими компетенциями основными, что должен уметь делать штурман на корабле?

Э. Луйк В двух словах наверное сказать не получится. Все требования к уровню подготовки специалиста, специальность которого называется кораблевождение, и эксплуатация морских средств навигации, она соответствует государственному стандарту, и квалификационным требованиям к подготовке таких курсантов, в ВМФ. Но прежде всего, это конечно готовность к выполнению обязанностей первичной офицерской должности, по штурманской специальности. Это инженер, или командир электронавигационной группы штурманской боевой части на корабле, или на подводной лодке. К этому курсантов готовят все 5 лет, и подготовка складывается из теоретической подготовки в виде лекций, практических занятий, и практической подготовки в море, на учебных кораблях, учебных катерах, в период практик на флотах, стажировок. Практического исполнения обязанностей.

А. Ермолин А вот за 316 лет насколько сильно изменился характер такой службы? Вот какая сейчас специфика вот такой ответственной работы в наше время, когда казалось бы ну, в общем-то существует огромное количество технических средств, которые позволяют определять и точку нахождения, и курсы, и так далее.

Э. Луйк Ну, значит за 316 лет действительно много что поменялось, и в способах и методах кораблевождения, и в технических средствах навигации. Значит, сегодня штурмана на кораблях используют самые современные морские средства навигации, сложнейшие навигационные комплексы на подводных лодках, решают целый комплекс задач по выполнению навигационно-тактических расчетов, маневрированию кораблей и подводных лодок, при применении им оружия различных видов. И поэтому работы у научно-преподавательских составов в военно-морских училищах очень много. Мы дружным коллективов штурманов флотских активно участвуем, в том числе и оказываем помощь преподавателям, для того чтобы самые новые и современные методы кораблевождения внедрялись в процесс подготовки молодых курсантов.

А. Дурново Эдуард Эндельевич, скажите пожалуйста, а как у вас выстроена система управления? Вот как ее от главного штурмана ВМФ, до штурманов отдельно взятых боевых кораблей, вот как это все выстраивается? Такое древо управленческое?

Э. Луйк Ну, как я сказал уже, руководит штурманской службой в ВМФ главный штурман ВМФ, и является руководителем структурного подразделения Главного командования ВМФ. Мне в специальном отношении подчиняются штурманские службы флотов: Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского, и Каспийской флотилии, да непосредственные мои подчиненные по специальности. В состав штурманских служб флотов входят штурманские службы объединений, таких как флотилии разнородных сил, военно-морских баз, подводных сил, и штурманские службы соединений. Это дивизии, бригады подводных лодок и надводных кораблей, дивизионы, тактические группы. Ну а самым начальным звеном штурманских подразделений являются штурманские боевые части на кораблях и подводных ложках. Ну кроме того, по вопросам подготовки кадров, мне так же в специальном отношении подчиняются наши специальные кафедры военно-морского образования, военно-морской академии, классах, училищах. В учебных центрах, учебные циклы.

А. Дурново А вот объясните мне пожалуйста такую вещь: вот есть штурман на боевом корабле допустим Черноморского флота. Для него кто главнее? Вы, главный штурман ВМФ, или командующий флотом?

Э. Луйк Для него самый главный начальник – это командир его корабля.

А. Дурново Понятно.

Э. Луйк Который практически непрерывно осуществляет руководство его деятельностью. Деятельность командира штурманской боевой части, она периодически оценивается специалистами разного уровня, в том числе иногда и мне приходится значит выполнять эту задачу. Ну оценка деятельности, она проходит чисто по профессиональным принципам, и оценивается его профессиональная готовность к выполнению тех задач, которые на него возложены.

А. Ермолин Эдуард Эндельевич, а скажите пожалуйста, вот… Ну, вы уже упомянули про романтику морской службы, и в общем-то все время я думаю в сознании мальчишек как раз существуют, живут разного рода романы, и собственно связанные с этим трудности, проблемы вот в того, где находится судно. Скажите, а много сейчас белых пятен на карте Мирового океана, которые до сих пор неизвестны, где можно заблудиться? Или все-таки сейчас все под таким тотальным контролем находится. Спутники, различные системы управления. Вот что сейчас Мировой океан из себя представляет? Это действительно такая же вот карта города, где все известно, каждое местечко? Или все-таки это по-прежнему такая, вот большая тайна?

Э. Луйк Ну, тайны уде никакой нет, наши технологии продвинулись так далеко, что мы можем в режиме реального времени практически постоянно наблюдать за местонахождением наших кораблей, в любой точке Мирового океана. А то что вы сказали, как изменилась с древних времен, я хотел бы… Значит в голову пришла такая мысль интересная, что каждый моряк, он может выйти в море, но не каждый знает дорогу обратно.

А. Ермолин Не каждый может вернуться, да?

Э. Луйк Да, вот как раз задача штурманов в этом и заключается, чтобы точно знать, постоянно точно знать свое местоположение, местоположение своего корабля, потому что точное знание не только обуславливает его безопасность. Посадки на мель, столкновение с айсбергами, или с другими объектами. Но и так же требование (неразборчиво) предъявляются к высокоточным оружиям, носителям которых являются наши корабли.

И. Дыгало Анатолий, Алексей, я добавлю, извините что перебил. Вот по поводу белых пятен, как раз недавно вернулось океанографическое судно «Адмирал Владимирский» с очередной экспедицией. И я вам обещаю в ближайшее время в студию привести капитана судна Александра Пышкина, либо заместителя Главного управления навигации океанографии Осипова, которые расскажут, что все-таки белые пятна есть Штурмана прокладывают курсы, определяют место, и следят за навигационной безопасностью, а гидрографы как раз вот ищут и обмениваются информацией со штурманами по поводу белых пятен. Потому что острова движутся, появляются новые острова, льды движутся, и вот как раз управление навигацией, океанографией уточняют, корректируют карты, которые потом штурманы ВМФ используют, чтобы не ошибаться. А вообще это очень лукавый, строгий, самый интеллигентный народ штурманы. Вот сидит передо мной главный штурман, он меня как раз не сможет сейчас как-то остановить в этом плане. Поскольку у меня в дипломе есть штурман запись, я чувствую его подчиненным, и помню, что карандаш, секстан, параллельная линейка, они всегда останутся не смотря на развитие навигационный комплексов. И за неподточенный карандаш, не заточенный очень остро, любой преподаватель штурманской кафедры кораблевождения, может так легонечко по пальцам, указкой длинной стукнуть. Потому, что толстая линия проведенная на карте, она дает безумную ошибку карандашом.

А. Дурново А вот скажите пожалуйста тогда такую вещь, вот есть у вас супер-точные современные приборы, да? Наверное, спутниковые. В свое время учитывали широту по полярной звезде, долготу по времени, причем без приборов, своими силами. Современные вот ребята молодые, которые сейчас обучаются этой профессии, они умеют по звезде и по времени сами, или уже все?

А. Ермолин И по секстанту.

А. Дурново Да, и по секстанту?

Э. Луйк Секстан.

А. Дурново Секстан, да, без Т.

Э. Луйк Да. Ну, я вам сейчас хотел бы, прежде чем ответить на этот вопрос, сказать, что вся система штурманской подготовки курсантов в училище штурманов, она проводится последовательно, от простого к сложному. От простых, но наиболее трудоемких способов кораблевождения, до простых, но технологичных. В настоящее время, значит учебный корабль «Переком», который осуществляет штурманский поход, и находится сейчас в Средиземном море, как раз с курсантами военно-морского института, морского корпуса Петра Великого, во главе с начальником. Как раз от отрабатывают все способы кораблевождения, начиная от аварийных и резервных, основных, и до электронной картографии, и получают этот практический опыт. Ну а (неразборчиво) навигационная подготовка – это традиционный способ определения места, он совершенствуется, и не стоит на месте. Мы сейчас поставили задачу курсантам, не просто уметь измерить высоту светила, и рассчитать линию положения, или определить место астрономическим способом, а насколько точно это сделать. То есть, и оценивается значит точность измерения светила. Потому, что способов расчета, кроме традиционных таблиц, высот азимута светил, морских, астрономических ежегодников сейчас множество, это можно сделать и на калькуляторе, на компьютере очень быстро. А измерить, именно точно измерить высоту светила, это требуется навык. Ну, у нас традиционно такая подготовка отрабатывается в средиземном море, где гидрометеоусловия позволяют производить измерения круглые сутки.

А. Ермолин Эдуард Эндельевич, ну вот все понятно про надводные суда. Тут в конце концов есть такой запасной вариант всегда, как карта звездного неба. А вот подводные лодки, когда они… Там же ничего не видно.

Э. Луйк Да, ну это особое искусство штурмана, быть штурманом-подводником. Это особо ответственная задача, действительно кроме штурмана и командира подводной лодки, никто из экипажа больше не знает, где находится подводная лодка. А штурман обеспечивает точность плавания, безопасность плавания путем правильной эксплуатации сложнейших навигационных комплексов, которые обеспечивают хранение координат. И четко ведет навигационную прокладку, используя гидроакустические, и другие всевозможные средства. Я могу сказать, что вот на современных атомных подводных лодках, мы имеем навигационные комплексы, которые обеспечивают фантастическое хранение координат, в течение нескольких, так скажем многих суток. Без определения места и всплытия, надводное положение. Но правильная эксплуатация этих навигационных комплексов и позволяет добиться такой фантастической точности. Я сам в прошлом был штурманом подводной лодки 20 лет назад, даже больше. И те точности, которые сейчас обеспечивают технические средства, они просто поражают.

А. Ермолин Это вы сейчас говорите про боевые информационные управляющие системы, наверное, да? Вот подводных лодок, (неразборчиво) так называемые.

Э. Луйк Нет, я сейчас говорю о навигационных комплексах, которые находятся на подводных лодках. И конечно те требования к точности плавания, и прежде всего обуславливаются требованием основного потребителя, это нашего высокоточного орудия большой дальности.

А. Дурново А вот откройте секрет пожалуйста, у нас полторы минуты до перерыва. Существует какой-то способ определить свое местонахождения под водой, без помощи приборов? Есть какие-то природные ориентиры, по которым можно понять, где ты находишься? Простите за мой такой вот простой язык, слишком наверное.

Э. Луйк Ну, в подводном положении основная задача штурмана – это конечно хранить те координаты, которые он получил в надводном положении, чтобы их точность позволяла обеспечивать безопасность плавания, и применение оружия. И все имеемые возможности, которые появляются у штурмана, он их конечно должен использовать. Основная из них – это применение гидроакустических средств в подводном положении, традиционный, может быть не самый точный способ определения места по изобатам глубин, когда изменяется глубина при движении подводной ложки. Эти моменты фиксируются штурманом, переносятся на навигационную карту, и таким образом штурман может либо подтвердить нахождение подводной лодки в данном месте, либо доложить командиру о необходимости проведения определения места.

А. Дурново Спасибо, мы сейчас прервемся буквально на 5 минут, у нас короткие новости и реклама. А я напомню, что Эдуард Эндельевич Луйк, главный штурман военно-морского флота, контр-адмирал у нас в гостях, и ровно через 5 минут в студию вернемся, и «Военный совет» продолжим.

НОВОСТИ.

А. Дурново Продолжается «Военный совет», в Москве 12.35, в Петербурге где находятся наши гости Игорь Дыгало и Эдуард Луйк, главный штурман военно-морского флота, и контр-адмирал тоже 12.35, насколько я знаю. Слышите ли вы нас по-прежнему, все ли хорошо со связью?

И. Дыгало Никаких сомнений в том, петербургское время совпадает с московским, пока еще. Все нормально, да. А кстати хронометраж, вернее служба, которая занимается часами и временем… Служба времени на кораблях. Об этом задайте вопрос, очень интересный вопрос.

Э. Луйк Да, я как раз хотел сказать, когда мы сверяли московское и санкт-петербургское время, что на корабле за службу времени отвечает штурманская боевая часть, лично командир штурманской боевой части. И требования очень высокие, к хранению времени на корабле. Потому, что негде посмотреть поправку часов, сверить с какими-то источниками. Вот время на корабле хранится, за его хранение отвечает командир штурманской боевой части. Ну, к примеру вот на подводных лодках, в подводном положении требование к точности хранения времени, весь период плавания – полсекунды. Это требование, оно обеспечивается морскими хронометрами, палубными часами, секундомерами, и морскими часами, которые установлены на корабле. Служба времени – такая служба, которую организуют штурмана, и проверка времени, и проверка всех часов, регулярно производится каждые 4 часа на всех подводных лодках, и на всех кораблях ВМФ. Поэтому время под надежной опекой всех штурманов.

А. Дурново А вот Эдуард Эндельевич, ответьте пожалуйста на наш любимый с Анатолием вопрос: а женщины-штурманы есть в ВМФ России? Или это чисто мужское занятие?

Э. Луйк Ну, значит штурмана – это морские офицеры. У нас в ВМФ на кораблях пока женщины не служат. Хотя, опыт общения с офицерами и моряками других флотом показывает, что и женщины очень успешно справляются с совершением навигационных задач кораблевождения на боевых кораблях.

И. Дыгало Мы своих женщин бережем. Служба на кораблях суровая, поэтому бережно к ним относимся.

А. Ермолин Нет, ты лукавишь. Просто это плохая традиция морская – женщина на корабле, поэтому их нет.

И. Дыгало Но они кстати ходили в море полноправно, в отличие от англичан и прочих. Еще на кораблях экспедиции Петра, у нас даже выставки есть, семье Прончичевых, которые ходили капитан-лейтенант Прончичев, и его жена, и так далее. Ну а я не лукавлю, в этом году 10 девушек поступили на факультет автоматизированных систем управления в военно-морской политехнический институт, пройдя конкурс 10 человек на место. Они хотят, но мы их бережем.

Э. Луйк На штурманскую специальность самый высокий конкурс в ВМФ, тоже 5,5 человек на место. Но это сразу после женщин, девушек.

А. Ермолин А вот такой вопрос, Эдуард Эндельевич. Вот… Ну, вот психологические типы скажем командира корабля и штурмана, на много они отличаются? Ну, я вот немножко по вашим коллегам что ли, по вооруженным силам, по летчикам. Ну считается, что штурман никогда не станет хорошим командиром корабля потому, что другой тип личности. Вот скажите пожалуйста, вот у вас много ли штурманов… По-вашему говорю (неразборчиво), да? Становятся командирами, или это все-таки такой военный ученый-математик, который обеспечивает подготовку решения для командира корабля, но сам не стремится занять вот эти лидерские позиции, а может это и не приветствуется?

Э. Луйк Ну вы знаете, в ходе подготовки в училище, и службы на флоте, у каждого штурмана возникает штурманская культура. Ну, часто используется вот этот вот термин – высокая штурманская культура, там низкая штурманская культура. Но прежде всего, это сочетание конечно таких качеств, как высокая, личная самодисциплина штурмана. Не обойтись без глубоких теоретических знаний, и конечно нужно проявлять творчество, находчивость, исключительно аккуратность. Вот такие качества, которые вот соответствуют культурному штурману, или штурману, обладающему вот этими качествами, позволяет ему дальше успешно продолжать службу. А что касается перспективы службы офицером, в штурманской службе или в командирах я могу сказать, что многие штурмана становятся командирами кораблей, достаточно успешными. И дальше командирами соединений, объединений, и выше. Ну, к слову сказать, что вот главнокомандующий ВМФ, Сергей Георгиевич Горшков, адмирал Куроедов, нынешний главнокомандующий адмирал Владимир Иванович Королев, они по образованию штурмана. Это им только помогло в служебной карьере добиться высоких результатов, в руководстве ВМФ.

А. Ермолин Убедительные примеры, убедительные.

Э. Луйк Поэтому штурманская профессия и является на сегодняшний день одной из самых востребованных в ВМФ.

А. Дурново Ну смотрите, штурманы же есть, насколько я понимаю, и на гражданских судах. А вот в чем преимущество в подготовке штурмана военного… И в чем вообще отличие подготовки штурмана военного корабля, от штурмана гражданского судна?

Э. Луйк Ну, есть кончено отличия по тем задачам, которые решают образовательные организации ВМФ и гражданских учебных заведений. Прежде всего, гражданские готовят по программам соответствия с правилами подготовки дипломированных специалистов, и их штурмана предназначены кроме решения задач судовождения, еще для выполнения других функций на судах по обеспечению хранения и установки грузов там, и так далее. Штурмана ВМФ так же обладают навыками кораблевождения, кроме того кораблевождение приведения боевых действий кораблями различных проектов. Как то минно-тральные, минно-заградительные, десантные, противолодочные, действия по нанесению артиллеристских ракетных ударов, обеспечение полетов авиации, и так далее. То есть, кругозор флотских штурманов, он шире, и касается больше вопроса безопасности плавания. Кроме того штурмана-подводники, как я уже сказал, они должны обладать высокими техническими знаниями для того, чтобы правильно эксплуатировать сложнейшие навигационные комплексы подводных лодок. Ну, я могу сказать, что любой штурман, выпускник военно-морского института или училища, может заменить штурмана на гражданском судне, гарантировано обеспечить безопасность его плавания. А вот гражданский штурман вряд ли сможет заменить без дополнительной подготовки штурмана военного.

А. Ермолин Ну да, потому что ведь и от штурмана зависит и система управления вооружениями, да? То есть, практически без штурманской работы, управление огнем на современных судах практически не возможны. Это так?

Э. Луйк Да, значит подготовка штурманов не только по вопросам кораблевождения и безопасности плавания, но еще и производится по эксплуатации сложных технических средств. Вот чего нет как раз в подготовке гражданских судоводителей. Это чисто командный состав, который занимается управлением судна. А штурман корабля, он в том числе и специалист-инженер.

А. Ермолин А какие высшие военно-морские учебные заведения являются такими основными и якорными, вот для подготовки штурманов?

Э. Луйк У нас подготовка штурманов в ВМФ сейчас проводится в двух учебных заведениях, это как мы уже много раз значит упоминали – военно-морской институт, морской корпус Петра Великого, там есть штурманский факультет, город Санкт-Петербург, на Васильевском острове. И Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени Степана Осиповича Макарова, город Владивосток. Там тоже есть факультет, где готовят специалистов по кораблевождению, и эксплуатации морских средств навигации.

А. Ермолин А вот как набор в этом году прошел? Вот вы когда цифры называли по конкурсу, это уже по этому году, да?

Э. Луйк Да, это по этому году. У нас традиционно высокий конкурс для поступления на штурманскую специальность. Конечно, мы прежде всего… Мне тоже приходилось в этом году участвовать в этих конкурсных мероприятиях. Могу сказать, что в этом году отобраны лучшие представители из абитуриентов для поступления на первых курс. Мы прежде всего оценивали уровень подготовки школьников по результатам ЕГЭ по математике, по физике, по русскому языку. Конечно, требуется хорошее здоровье и физическая подготовка, ну и плюс высокие морально-психологические качества. При положительных результатах по данным видам контроля, выпускников приняли на первый курс штурманской специальности. В этом году 44 курсанта на первом курсе в военно-морском институте, и 25 в тихоокеанском высшем военно-морском училище.

А. Дурново Ну, это совсем не много, да? Получается.

Э. Луйк Это совсем не много, но это как раз на сегодняшний день соответствует потребности ВМФ в плане замещения вакантных должностей.

А. Ермолин А что за ребята? Вот как в известном фильме, чьих будут? Вот это кто, из каких социальных групп ребята приходят, и вообще что их зовет с море?

Э. Луйк В основном это школьники, которые закончили среднюю школу, есть в этом году военнослужащие, и впервые за много лет на штурманскую специальность поступили нахимовцы и кадеты, что очень отрадно. Контингент традиционный, требования, они общеприняты, никаких специальных требований мы не предъявляем. По порогу уровня подготовки, по математике и физике, это 35 баллов, и по русскому языку 40 баллов для того, чтобы… Минимальный пороговый уровень для того, чтобы можно было быть зачисленным в кандидаты для поступления.

А. Ермолин А профотбор у вас серьезный? Вот есть какие-то специфические требования, которые отличают скажем ваш подход к профессиональному отбору от других видом и родов вооруженных сил?

Э. Луйк Нет, у нас подходы к проверке уровня профессионально-психологической готовности абитуриентов – он точно такой же, как общепринятый в вооруженных силах, специального отбора нет.

А. Ермолин А династийные традиции, вот есть вот такие у вас абитуриенты в этом году…

А. Дурново Потомственные.

А. Ермолин Да, которые продолжают вот дело своих отцов, может быть дедов. Вот есть такие ребята, которые из таких, традиционных военно-морских семей?

Э. Луйк Да, есть. Встречаются фамилии иногда и знакомых, руководителей и должностных лиц. Но я могу сказать, что мы относимся к их подготовке, к их службе, и отношение точно такое же, как ко всем остальным без всяких значит преференций и оказания помощи. Конечно, звучат эти фамилии, и традиции семейные морские, их нужно поддерживать. Потому что люди, которые прошли вместе со своими родителями долгий служебный путь, обучались в различных школах, жили в различных гарнизонах, часто меняли место жительства, знают, что такое морская служба, они наиболее мотивированы для военной службы, и их время становления в должности придя на флот будет минимальна, они практически будут готовы выполнять обязанности в тех условиях, и в службе своей не разочаруются.

И. Дыгало Алексей, Анатолий, а можно глубже копнуть штурманов? Вот почему-то я сижу как слушатель, да?

А. Ермолин Не как штурман.

И. Дыгало И как провокатор, да, в хорошем смысле. Вот по поводу профотбора главный штурман абсолютно справедливо сказал, что ничем не отличается. Но это механизм, он опять по-штурмански очень хорошо лукавит, механизм замедленного действия. Профотбор начинается потом, когда они на учебных кораблях начинают ходить в дальние походы, как вот сейчас перекоп, и там смотрят на них, как они справляются с первичными обязанностями по ведению прокладки, определения места. Кстати говоря, не буду открывать его, но если вы сейчас спросите главного штурмана о том, что сделано сейчас на учебном корабле «Перикоп», он расскажет там интересную вещь.

А. Ермолин Спрашиваем, да.

Э. Луйк Ну, значит в распоряжении учебных заведений для подготовки штурманов, и не только штурманов, находятся два учебных корабля. Учебный корабль «Перикоп», и учебный корабль «Смольный». Они прежде всего предназначены для выполнения задач дальних штурманских походов, и длительного нахождения в море с курсантами на борту, для производства их подготовки. В этом году, впервые на учебный корабль «Перикоп» поставили тренажерный комплекс «Регель», который обеспечивает подготовку 30 рабочих мест, обеспечивает подготовку штурманов, к выполнению… Вернее к освоению различных способов навигации. Еще раз говорю, вот начиная от аварийных, это использование магнитного компаса для расчета оборотов (неразборчиво) тахометров машинных отделений, лагов, (неразборчиво) компасов, электронных картографических систем. Вот все имеемые возможные способы и кораблевождения, реализованы на этом тренажерном комплексе. Скоро корабль вернется в Кронштадт после походов, я конечно же вот эти вот все достижения штурманов оценю, проверю, но у нас появился новый эффективный механизм, инструмент для того, чтобы мы могли качественно готовить штурманов к несению штурманской вахты. Но для несения штурманской вахты так же предназначены учебные катера. Нужно сказать, что в последнее время, вот последние 2 года я лично оцениваю уровень подготовки выпускников, в ходе практической части государственного экзамена. Мы выходим в море на катерах, и каждый выпускник лично несет штурманскую вахту в течение 1 часа, под контролем государственной комиссии. Могу сказать, что все выпускники этого года, 2017 года подготовлены к самостоятельному несению штурманской вахты как специалисты, получили оценку государственной комиссии. И могу сказать, что многие из выпускников нынешнего года, 17-го года уже самостоятельно исполняют обязанности, в том числе на кораблях, которые находятся в дальних морских походах. Сроки адаптации, сроки допуска офицеров к самостоятельному исполнению обязанностей, в результате вот такой подготовки сократились фактически в 3 раза. Раньше это было от 3 до 6 месяцев, сейчас не более 1 месяца занимает необходимая дополнительная подготовка для того чтобы офицер, молодой штурман мог самостоятельно исполнять обязанности в море.

А. Дурново А скажите пожалуйста, вот вы сказали, когда мы говорили о наборе в этом году, вы сказали, что впервые в этом году поступили на штурманские специальности кадеты, и выпускники нахимовских училищ. А почему не происходило такого раньше?

Э. Луйк Дело в том, что нахимовцы и кадеты поступают в военно-морские учебные заведения на общих основаниях. Желающие пробовали поступить, и в прошлом и в позапрошлом году, но по уровню подготовки, к сожалению по конкурсу не проходили.

И. Дыгало Это именно наш (неразборчиво) факультет, да? На штурманский.

Э. Луйк На штурманский факультет, да.

И. Дыгало Мы говорим о штурманской специальности. На другие они (неразборчиво).

А. Дурново Это понятно, да.

Э. Луйк Не поступали, да. Ну на штурманский факультет значит не поступали. В этом году мы это дело проанализировали в прошлом, позапрошлом году, приняли необходимые меры по подготовке нахимовцев и кадетов. Вот ну, и результаты на лицо. Действительно, они по уровню подготовки способны конкурировать с общеобразовательными школами, а по некоторым позициям их превосходят. К примеру по английскому языку, физике и математике.

А. Дурново То есть, я так понимаю, что теперь в нахимовских училищах есть специальная какая-то подготовка, вот именно по штурманской направленности.

Э. Луйк В нахимовских училищах кадетских корпусах проводится военно-морская подготовка, и они вместе с курсантами высших учебных заведений участвуют и в штурманских походах, и в штурманских практиках, наравне с курсантами высших училищ.

А. Ермолин Времени уже совсем мало остается до конца эфира. Вот скажите пожалуйста, вот а вы чувствуете проблему, характерную для всего профессионального образования? Это такой разрыв между дисциплинарными знаниями, и дисциплинарным мышлением. То есть, человек вроде бы много знает, но когда до дела доходит, вот он как-то не может применить эти знания, очень часто бывает. Вот когда ну, скажем ваши будущие офицеры перерезают эту пуповину, когда они один на один остаются, вот как раз со всем, чем должны остаться во время исполнении своих служебных обязанностей?

И. Дыгало Сдача зачетов на корабле, наверное.

Э. Луйк Вы знаете, один на один со специальностью, они значит остаются не один раз. И в ходе подготовки училища, и даже один на один со мной практически, все выпускники в ходе государственного экзамена в море, когда лично приходится оценивать уровень подготовки каждого выпускника. После такого экзамена я думаю, что им другие сложности не так будут пугать, с которыми они сталкиваются на флоте. Действительно, это тяжелый экзамен достаточно для многих курсантов. Но это самая лучшая проверка уровня теоретической подготовки и практических навыков, это при исполнении обязанностей в ходе несения штурманской вахты.

И. Дыгало Слава Богу, что училище я раньше закончил, и не проходил экзаменов (неразборчиво).

А. Ермолин Кто прошел через главного штурмана, тому шторма не страшны, да?

И. Дыгало Это точно.

А. Дурново Спасибо вам большое, к сожалению, время наше подошло уже к концу. Я напомню, что Эдуард Луйк был у нас в гостях, главный штурман военно-морского флота, контр-адмирал. С ним был Игорь Дыгало, это была гостиница Гельвеция Санкт-Петербурга, а мы здесь в Москве, Анатолий Ермолин и Алексей Дурново, говорим до свидания до следующей субботы, когда опять «Военный совет» в свое время, в свое место в 12.00 субботы выйдет в эфир «Эха Москвы», спасибо.

Комментарии

3

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


kottigr1 02 сентября 2017 | 12:05

Главное в профессиональной подготовке российских десантников, это грамотное и правильное обучение технике колки глиняных кирпичей об свою голову..


jupiter 02 сентября 2017 | 12:18

Блин, каким скучным языком он все это рассказывает, ничего не может раскрыть стороннему слушателю... Типичный занудный военный


02 сентября 2017 | 12:55

Главный штурман ВМФ о ВДВ? Похоже он и коров доить умеет))))

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире