'Вопросы к интервью

А. Ермолин Добрый день всем, кто нас слушает, в эфире очередной выпуск программы «Военный совет», ведущий в студии Анатолий Ермолин. Наш гость сегодня Борис Алексеевич Новиков, полковник, первый заместитель начальника Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооруженных сил РФ. Борис Алексеевич, здравствуйте.

Б. Новиков Здравствуйте.

А. Ермолин Наверное не будет большим секретом, если я скажу, что вот сегодня с утра прямо из Смоленска, прямо из стен своей воинской части, своей академии… Борис Алексеевич, расскажите в двух словах, вот про историю.

Б. Новиков История академии берется с начала (неразборчиво) в 1950 году, в Москве факультета зенитной артиллерии, при военной артиллеристской академии имени Дзержинского, который послужил основой для образования филиала академии противовоздушной обороны сухопутных войск, в военной артиллеристской академии, в городе Киеве. В дальнейшем, по мере усложнения задач, стоящих перед ПВО сухопутных войск, насыщение новой техникой, в городе Киеве, в 1977 году была образована военная академия ПВО сухопутных войск. В условиях распада Советского Союза, в соответствии с распоряжением президента РФ, на базе Смоленского высшего инженерного училища радиоэлектроники войск ПВО, была образована военная академия противовоздушной обороны сухопутных войск. Которая включила в себя профессорско-преподавательский состав, часть научно-(неразборчиво) кадров, учебно-материальной базы Полтавского, Киевского, Смоленского, Санкт-Петербургского, Оренбургского зенитных ракетных училищ, 39-го центрального научно-исследовательского института. 20 мая академия будет отмечать свою 78-ю годовщину, а в период с 25 по 26 мая, в ходе проведения 25-й военно-научной конференции, мы отметим 25-летие нахождения военной академии на Смоленской земле.

А. Ермолин Борис Алексеевич, а чем сейчас занимается академия, какие основные направления деятельности?

Б. Новиков Основные направления деятельности академии – это подготовка офицерских кадров для войсковой ПВО, для частей, соединений, подразделений ПВО сухопутных войск, для частей и подразделений ВДВ, подразделений северного флота для других силовых ведомств. Кроме того, академия осуществляет подготовку иностранных военных специалистов.

А. Ермолин Я так понимаю, что вы в основном занимаетесь боевой подготовкой?

Б. Новиков Да.

А. Ермолин То есть, это ваша специфика ключевая. Но я вас попытаю по другим вопросам. В этом году ждете курсантов?

Б. Новиков Да, ежегодно академия осуществляет набор курсантов, и этот год не является исключением.

А. Ермолин То есть, вы работаете и с курсантами, и со слушателями, с теми, кто приходит уже из войск с опытом.

Б. Новиков Да.

А. Ермолин Скажите, вот а… Ну, вот был период, в общем-то это не секрет, когда не было набора ни в одно учебное военное заведение страны. Вот в этот период, как вы выживали?

Б. Новиков Ну, в академии все равно были наборы, они просто были меньше, работу свою академия не прекращала. Кроме того, все эти годы только возрастал набор иностранных военных специалистов, проходило много офицеров на курсы повышения квалификации, академия была востребована во все времена, и было чем заняться, и соответственно государство заботилось об академии, она только развивалась.

А. Ермолин Ну, вот все-таки профессорско-преподавательский состав наверное не был загружен по полной, что называется. Вот удалось сохранить ключевые кадры?

Б. Новиков Да, удалось сохранить ключевые кадры, в составе (неразборчиво) академии более 300 ученых, 40 докторов наук. Академия в полном объема (неразборчиво) свой сохранила, сохранила свой потенциал, и готова выполнять свои задачи уже при полной нагрузке, при полном наборе курсантов и слушателей.

А. Ермолин А как вы оцениваете, вот спрос на ваше образование со стороны вот вчерашних школьников, или ребят, которые в армии отслужили. Вот те, кто приходит к вам именно курсантами, как это (неразборчиво), вот вы чувствуете, что какое-то… Ну, другое отношение что ли стало?

Б. Новиков О спросе на образование полученном в академии, или скажем так на получение в академии, можно судить о конкурсе на одно учебное место, при поступлении в академию. Вот при поступлении на обучение по курсу высшего профессионального образования конкурс составляет более 3 человек на место. На среднее профессиональное образование – более 4, и с каждым годом конкурс только возрастает.

А. Ермолин Когда вы говорите про среднее специальное образование…

Б. Новиков Среднее профессиональное.

А. Ермолин Среднее профессиональное. Это речь идет о сержантах, или о… Вот расскажите поподробнее, как эта система устроена?

Б. Новиков Среднее специальное образование – это обучение в течении 2 лет и 8 месяцев, можно поступать без высоких баллов по ЕГЭ, только по средним баллам в аттестации. И выпускаются прапорщиками.

А. Ермолин То есть, категория прапорщиков оказалась более живучая, чем это в свое время казалось, да? Помните, были разговоры про…

Б. Новиков Ну, это очень необходимая категория, это специалисты-техники, которые выполняют свои задачи, занимают свою нишу в системе потоки армии.

А. Ермолин А вот специфика образования, она в большей степени командная, или в большей степени инженерная? Вот я думаю, что у вас есть и командный профиль, да? У вас наверное инженерный профиль, но и там, и там все-таки нужны и те, и другие знания.

Б. Новиков В большей степени специфика инженерная, но все первичные должности, на которые распределяются наши выпускники, они командные. Для того чтобы эксплуатировать сложную высокотехнологическую технику, все-таки необходимо инженерное образование. И мы своих курсантов готовим в первую очередь как инженеров, но при этом не забывая о том, что командир все-таки важнее, чем инженер. И развиваем командно-методические навыки у курсантов, стараемся воспитать в них высокий морально-былой дух, большое значение придается физической подготовке. Курсанты получают развитие разнообразное.

А. Ермолин Ну у вас специалитет, да? То есть, они заканчивают… Учатся 5 лет, и выходят все с инженерными дипломами, да?

Б. Новиков Да.

А. Ермолин То есть, тут не увернешься.

Б. Новиков Не увернешься, да.

А. Ермолин А вот в этой связи, вот какие дисциплины изучают ваши курсанты?

Б. Новиков на младших курсах изучают… Основными дисциплинами является физика, математика, история, иностранный язык, информатика. Проводится занятия по военно-профессиональной подготовке, в объеме значит обязанностей солдата–сержанта. На втором, третьем курсе уже появляются общие профессиональные дисциплины. Такие, как теория электро-радиоцепи, основы (неразборчиво) управления, антенные устройства, устройства СВЧ устройств, и тому подобное. Так же продолжается развиваться военно-профессиональное направление, курсанты уже обучаются в объеме значит обязанности начальника расчетных командиров взвода. На старших курсах основной упор делается на изучение уже конкретных образцов вооружения, кто по какой специальности готовится. Это основные наши зенитно-ракетные системы «С-300», «ТОР», «Оса», зенитные комплексы ближнего действия, радиолокационные станции разведки, (неразборчиво) системы управления. И в ходе всего обучения, как я уже говорил, большой упор, большое значение придается физической подготовки. Курсанты занимаются (неразборчиво), в общем сильная спортивная массовая работа у нас развита, большое значение уделяется развитию в академии военно-прикладных видов спорта, для курсантов это полоса препятствий, (неразборчиво) спорт, марш-броски, ну и для офицеров естественно тоже и стрельба из штатного оружия, и плавание с оружием, и (неразборчив) в длину. То есть, ну по всем этим направлениям работа ведется очень активная.

А. Ермолин А когда ваши выпускники приходят в войска, вот на какие должности идет основная масса ваших выпускников, и вот чем они занимаются, чтобы понять, чему вы их готовите?

Б. Новиков Значит ну, в зависимости от специальности, по которой готовится будущий офицер, они приходят на должности начальников расчетов в зенитно-ракетные бригады, зенитно-ракетные полки, начальников радиолокационных станций, командиров взводов зенитные дивизионы, начальников командных пунктов, каких-то образцов автоматизированной системы управления. То есть, каждому выпускнику (неразборчиво) специфики в подчинении будет не большое количество людей, не так как лейтенантов, офицеров других родов войск. Но основной упор у них будет в обслуживании техники подготовки ее к эксплуатации, боевой стрельбе.

А. Ермолин Ну, надо обратить внимание слушателей наверное на то, что вот ваши выпускники – это щит сухопутных войск, ну или ВДВ. То есть, вы занимаетесь обеспечением ПВО собственно самих войск, сами себя защищаете.

Б. Новиков Не сами себя, мы защищаем…

А. Ермолин Ну, войска да, которые вы прикрываете.

Б. Новиков Да, сухопутные войска, воздушно-десантные войска, береговые войска флотов.

А. Ермолин А скажем вот ваши выпускники… Имеются такие ситуации, когда они переходят на какие-то другие должности, связанные уже там ну, я не знаю там, с защитой там Москвы, других… То, что не входит в систему сухопутных войск.

Б. Новиков Вы имеете ввиду воздушно-космические силы?

А. Ермолин Ну да, да.

Б. Новиков Достаточно часть бывает такое, что офицеры оказываются в частях, соединениях ВКС, таких случаев не мало, и в других родах сухопутных войск. У нас достаточно подготовка обширная, и офицер может выполнять эти задачи и для силовых ведомств, мы готовим офицеров, такие как национальная гвардия, тоже у нас выпускаются офицеры, в состав войск (неразборчиво) гвардии.

А. Ермолин То есть, у вас такая универсальная подготовка…

Б. Новиков Универсальная подготовка, да, позволяющая офицерам выполнять задачи, и в составе других видов вооруженных сил и родов войск.

А. Ермолин У вас есть какая-то такая вот профессиограмма, набор… Ну, сейчас уже не модно говорить компетенции, но последние 10 лет уже приучили к этому, да? Вот вы четко понимаете, вот по каким направлениям какие знания, умения, навыки должен получить ваш будущий офицер, ну как такие целевые результаты образовать?

Б. Новиков Ну конечно, как можно заниматься подготовкой офицеров, не понимая четко, что от него необходимо. Разработаны квалификационные требования, и вся наша подготовка направлена на удовлетворение этих требований.

А. Ермолин Это нам военным понятно. Я знаю, что в системе общего образования очень часто учат совсем непонятно как, да? Извиняюсь, прошу прощения у коллег, которых я возможно сейчас задел, но тем не менее далеко не везде вот так четко прописаны именно целевые результаты образования, как вооруженных сил. Ну, вот поскольку мы затронули тему боевой подготовки, вот к вам приходят ну, юноша, который собственно кроме того, что… Кроме мечты стать офицером, у него нет никаких серьезных знаний, тем более опыта. Вот как в течение 5 лет, да? Вот по каким этапам? Вот вы его превращаете в профессионала, которого не стыдно передать в войска на реальные должности.

Б. Новиков Ну, к нам приходят во-первых школьники, которые хорошо подготовлены по таким предметам, как математика, физика, русский язык, иностранный язык. Кроме того, поступают и их войск военнослужащие по контракту, и срочники срочной службы. И у них базовая подготовка уже по определению должна быть не плохой для того, чтобы освоить ту программу обучения, которая предполагается в ходе учебного процесса, значит (неразборчиво) в академии. И естественно, принцип обучения идет от простого к сложному, сначала его готовят по базам, (неразборчиво) дисциплинам, затем обще-профессиональная, а потом уже конкретная специальная подготовка, техническая подготовка на тех образцах вооружения техники, на котором (неразборчиво)… Который он будет предназначен по выпуску.

А. Ермолин А вот первый год обучения, он уже связан как-то вот с получением практики, работы на… Ну, на реальной боевой технике, или сначала какая-то общевойсковая такая (неразборчиво).

Б. Новиков В первый год обучения идет подготовка все-таки в большей степени под дисциплинам теоретическим, и военно-профессиональная подготовка тоже идет в объеме как я уже говорил солдата, сержанта, этим занимаемся.

А. Ермолин И первый год ваши курсанты находятся на положении военнослужащих срочной службы, да?

Б. Новиков Да, да, да.

А. Ермолин То есть, это казарма, это такой ну, настоящий воинский быт.

Б. Новиков Ну, в казарме есть место и военнослужащим и старших курсов, в соответствии с (неразборчиво) подразделения в академии. Но конечно в меньшей степени имеют свободу перемещения, младшие курсы, и больше занимаются в стенах академии.

А. Ермолин (Неразборчиво) на первом курсе.

Б. Новиков В соответствии с уставом, не более 30% одновременно личного состава может быть уволено в город.

А. Ермолин ну, не злоупотребляете на первом курсе увольнениями?

Б. Новиков Ну, для нас поступают уже достаточно взрослые ребята, женатые. Для женатых естественно в этом отношении есть определенные поблажки, чтобы они могли видеться со своими семьями. У нас курсанты сложной службы, кто еще не заключил контракт. Ну, имеют возможность раз в неделю, раз в две недели побывать в увольнении. Но это еще будет зависеть от того, как он успевает по предметам обучения, по физической подготовке, и от его дисциплины.

А. Ермолин Не считаете это такими серьезными поблажками? В наши годы, это раз в год сходишь, и счастлив был, да? Ну, в полгода точно. Сейчас вот не сильное ли это послабление? Не теряем ли мы что-то в такой вот подготовке сугубо военной?

Б. Новиков Такой порядок был и в наши годы, когда мы учились и были курсантами, и он мало изменился с тех пор. Ну а во-вторых, увольнение для курсанта является серьезным мотивирующим фактором к обучению интенсивному в академии.

А. Ермолин А вот у вас ребят с самого Смоленска много?

Б. Новиков Если из Смоленска – порядка 40%.

А. Ермолин 40%? Ого, то есть это такое, серьезное учебное заведение. Для Смоленска я имею в виду.

Б. Новиков Да, оно пользуется популярностью для ребят из Смоленской области.

А. Ермолин А вот с других регионов… Вот как представлена Россия?

Б. Новиков Очень много поступает абитуриентов значит от Брянской области нашей, которая граничит со Смоленской. С Московской области, города Москвы, а так же традиционно с города Оренбурга, Оренбургской области. Там в свое время было Оренбургское зенитно-ракетное училище, командное училище, и дети офицеров, кто в свое время обучался в Оренбурге, так же стремятся идти по стопам своих отцов, и поступают в нашу академию.

А. Ермолин А много вот ребят, которые продолжают династии именно?

Б. Новиков Да, много.

А. Ермолин Где-то вот процентно вот как (неразборчиво)?

Б. Новиков Ну, мы так проценты не высчитывали, но я думаю, что процентов 15-20 точно.

А. Ермолин Вот возвращаясь к боевой подготовке. Ну вот ребята пришли, да? Вот сохраняется ли такое понятие, как курс молодого бойца?

Б. Новиков Ну, называется он сейчас по-другому. По сути мы называли август месяц после поступления в июле… С 1 августа до 1 сентября, раньше называли курс молодого бойца, теперь это совершенствование начальной военной подготовки. В общем, войсковая подготовка курсантов, есть на то программа, и мы занимаемся до присяги с курсантами интенсивно этой подготовкой.

А. Ермолин Многие отсеиваются? Вот я заканчивал командное пограничное училище, вот и ну, в общем-то сейчас я хорошо понимаю, что ну, специально дожимали иногда, чтобы те, кто ну, скажем не имеет достаточной моральной психологической подготовки, чтобы он за этот месяц понял, что он не туда попал, и в общем-то отсев очень серьезный был.

Б. Новиков За последние 2 года у нас не было ни одного курсанта, который бы высказал желание отчислиться именно в ходе этой общевойсковой подготовки. Дело в том, что если занятия организованы правильно, с интересом, определенная доля романтики включена в эти занятия, то молодым ребятам это будет очень интересно, и трудности их не пугают.

А. Ермолин Ну, как-то вот…

Б. Новиков Ну приезжайте…

А. Ермолин (Неразборчиво) как положено в это время этих занятий? Танками обкатываете?

Б. Новиков Да, обкатываем танками, и преодоление тактической полосы, все это включено в программу именно (неразборчиво).

А. Ермолин В противогазе ходят?

Б. Новиков И в противогазе ходят, палатку окуриваем.

А. Ермолин Да, палатку окуриваете. В общем традиции соблюдаются, как бы это не называлось, но традиции соблюдаются.

Б. Новиков Они только совершенствуются.

А. Ермолин А вот собственно, когда вот уже курсанты ну, получают достаточную базовую подготовку, поняли что такое воинский коллектив, что такое воинские традиции, быт. С какого момента начинается вот такая серьезная техническая подготовка собственно на той боевой технике, которую они будут эксплуатировать?

Б. Новиков Ну, вплотную они приступают к изучению боевой техники. Уже не ознакомительно, а вплотную, начиная с 4 курса. Уже после окончания 4 курса, осенью… У нас уже традиционно осенью проводится тактическое учение с боевой стрельбой, а на пятом курсе… Выпускной курс у нас слушатели и курсанты убывают на государственный полигон, из курсантов и слушателей формируются расчеты зенитно-ракетных систем комплексов, (неразборчиво) станций. Курсанты выполняют стрельбу в должностях от оператора до командира батареи, и слушатели формируются в штабы управления дивизионов, полков, бригад. И все это в комплексе формируется группировка ПВО, выделяется достаточное количество (неразборчиво) ракет, боеприпасов, мишеней, и проводятся тактические учения, уже послу чего курсанты выполнив реальную боевую стрельбу… Ну не все конечно, а те, кто лучше всех подготовлен, тем дают право на пуск зенитно-управляемой ракеты. Получают потребность в знаниях, у них еще есть полгода, следующий есть семестр, чтобы эту потребность удовлетворить, и курсанты после этого убывают… В 10-м семестре убывают на войсковую стажировку уже в должностях командира батареи, начальников расчетов, командиров взводов, и как правило мы стремимся на этих стажировках отправить в те части которые выполняют задачи на государственных полигонах, по тактическим учениям с боевой стрельбой. Они повторно проходят уже практику с этой стрельбой, и я считаю становятся нормальными, полноценными, хорошо подготовленными добротными офицерами.

А. Ермолин А вот первый раз, когда они попадают на полигоны, формируются вот расчеты, о чем вы говорите. Собственно ну понятно, что боеприпасы, которыми вы стреляете, те же ракеты, это там… Я не знаю, что там, «БМВ» улетает каждый раз, да там… То есть, это… Я вспоминаю там свои годы, когда эти патроны говорят, вот 3 рубля стоят там, не дай бог промажешь там… А чего, точно мажешь там и так далее. А здесь вот эти… Ну, психологический элемент все-таки это очень дорого, не дай бог промажешь. Что этому предшествует? Вот сейчас вот высокотехнологичные все-таки виды вооружений, и огромное значение уделяется вот различным тренажерам. Как у вас это все устроено?

Б. Новиков В академии 48 специализированных классов оборудованных тренажерами для работы на вооружении военной техники. Курсант проходит сначала подготовку на этих тренажерах, кроме того офицерами кафедр разработаны программные продукты – технические симуляторы, которые загружаются на обычную (неразборчиво) вычислительную машину, и курсант имеет возможность готовиться (неразборчиво) техники для него привычной обстановке на персональном (неразборчиво) компьютере. Потом они проходят адаптацию на реальной боевой технике, слаживание проводится в составе боевых расчетов, причем стремимся к тому, чтобы все номера расчетов были взаимозаменяемые в расчете. Потому, что все-таки это будущий офицер. И только после этого они выходят на боевую стрельбу, сдают на полигоне, офицерам полигона проверку на допуск к стрельбе. Те, кто проверку не сдают, к стрельбе не допускаются, ну а те, кто вышел на (неразборчиво) рубеж, тот кто взял первым воздушную цель, тому предоставляется право на пуск…

А. Ермолин Борис Алексеевич, мы тут поставим запятую потому, что время летит незаметно, вы в эфире, да? И я хочу напомнить нашим слушателям, что наш гость сегодня эксперт «Военного совета», Борис Алексеевич Новиков, полковник, первый заместитель начальника Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооруженных сил РФ, а сейчас мы уходим на небольшой перерыв.

НОВОСТИ.

А. Ермолин Мы продолжаем заседание «Военного совета», ведущий в студии Анатолий Ермолин. Напомню, что наш гость сегодня Борис Алексеевич Новиков, полковник, первый заместитель начальника Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооруженных сил РФ. Мы естественным образом сделали крен в боевую подготовку, мы обязательно продолжим эту тему, вот только хочется ответить на один вопрос наших слушателей. Вот из Москвы спрашивают, а какова доля среди поступивших, прошедших срочную службу в научных ротах, и лиц, прошедших нахимовские и суворовские училища. Есть ли у вас профильное суворовское, или кадетское училище? Три вопроса в одном, и про научные роты, это я так понимаю не по адресу, поскольку после научных рот ребята уже могут стать лейтенантами, да? Сразу же, они с высшим образованием… Ой, извините, я за вас начал отвечать, да? Так вот про суворовские и кадетские училища. У вас есть профильные свои собственные кадеты?

Б. Новиков У нас есть, при академии функционирует школа будущего офицера, но это все-таки не кадетское и не профильное училище.

А. Ермолин (Неразборчиво) подготовка, да? Вот что-то такое.

Б. Новиков Да, да, вот что-то типа этого. Профильного нет. Что касается поступления кадетов и суворовцев, они имеют льготы при поступлении, при прочих равных, и такие ребята к нам тоже поступают.

А. Ермолин Вот интересно, вот вы сейчас упомянули необычную форму довузовской подготовки… Как вы назвали?

Б. Новиков Школа будущего офицера.

А. Ермолин Школа будущего офицера.

Б. Новиков Да.

А. Ермолин А вот расскажите, а вот что это, очень интересно.

Б. Новиков Школа будущего офицера – ну, это что-то типа курсов. Приходят, естественно добровольно приходят ребята, школьники разного возраста. С ними организована подготовка по военным предметам обучения, занимаются в большей степени курсанты старших курсов, и даже они участвуют у нас в параде гарнизона, отдельным парадным расчетом, мальчишки и девчонки.

А. Ермолин А как часто?

Б. Новиков Ежегодно.

А. Ермолин Нет, я имею в виду, школьники как часто приходят на такие занятия?

Б. Новиков Три раза в неделю.

А. Ермолин А, три раза в неделю. То есть, это такая серьезная подготовка.

Б. Новиков Да, да.

А. Ермолин И именно такая серьезная довузовская, вы их…

Б. Новиков Ну, как правило, мы готовим их для себя, они потом к нам и поступают.

А. Ермолин То есть, вы их и заранее отбираете. Ну, это правильно мне кажется, когда курсанты старших курсов вот уже… На территории училища это проводится?

Б. Новиков На территории академии, да

А. Ермолин Академии все это проводится.

Б. Новиков Да.

А. Ермолин Давайте вернемся к боевой подготовке. Вот ну, я все время когда слушал ваших коллег, да? Вот и реально представляешь, с какими скоростями приходится работать, работая даже по мишеням. То есть, это километры в секунду там буквально, да? И такое ощущение складывается, что человеческий фактор ну минимален, что ли в этой ситуации. В основном это такая… Ну, компьютерная, но не игра, да? То есть, вот все решения все-таки уже машина принимает. Вот в этом плане если говорить про какую-то кибер-подготовку, да? Как ваши ребята с точки зрения… Вот цифровых технологий как вот… Чему вы их учите, какой предмет, и как все это происходит?

Б. Новиков Один их основных предметов обучения на начальных курсах обучения в академии – это информатика. То есть, в этом отношении они подготовлены очень не плохо. Что касается применения боевой техники, которую вы упоминали, то естественно все-таки принимает решение офицер на применение оружия, а не машина сама за него решает. Ну, а уже наведение (неразборчиво) ракеты, это конечно процесс автоматический. И этому тоже учат… На это нацелено очень много предметов обучения, об этом мы можем говорить здесь бесконечно. Это и основы (неразборчиво) управления, про которых я говорил, и теория распространения радиоволн, и антенные устройства, и теория электро-радиоцепи, тут можно разложить всю нашу программу подготовки о вас в студии, и все равно не удастся все рассказать за одну передачу.

А. Ермолин Я думаю, там (неразборчиво) гораздо больше, чем (неразборчиво). А вот такие старые добрые виды боевой техники как «Шилка», «Стрела», вот как-то курсанты ваши с этим знакомятся?

Б. Новиков Все это присутствует, у нас третий факультет, факультет зенитных комплексов ближнего действия, и курсанты этого факультета как раз таки изучают «Шилку». Но «Шилку» ознакомительную потому, что это уже устаревший образец вооружения. Стрела 10-я, и новые модификации, всех (неразборчиво) переносных зенитно-ракетных комплексов, комплекс «Тунгуска», и его модификация. Все это изучается, и более того они выполняют боевые стрельбы. А на четвертом этапе всеармейского конкурса… Ну, вот конкурс «Чистое небо». Курсанты, в том числе и в этом году будут выступать, и выполнять боевые стрельбы из переносного зенитно-ракетного комплекса «Игла». (Неразборчиво) линейки зенитных комплексов (неразборчиво).

А. Ермолин: Пзрк это тоже так набор арсенала, которым должны владеть ваши выпускники, да?

Б. Новиков Ну, это отдельная специальность, для подготовки наших выпускников.

А. Ермолин А вы расскажите вот про то, как построена система взаимодействия… Мы отчасти уже начали об этом говорить, вот академии с войсками. Вот вы упомянули «Чистое небо». Это вот что, это учение?

Б. Новиков Это конкурс. Это конкурс (неразборчиво) выучки, на который приезжают лучшие расчеты от частей и подразделений военных округов, ВДВ, северного флота, других силовых ведомств. И мы тоже выставляем команду на этот конкурс, готовим курсантов, у нас будут выступать курсанты 4-го курса, как раз с третьего факультета зенитных комплексов ближнего действия. Заодно учебной группы сформирован взвод, который будет выступать на этих соревнованиях. Там будут пуски зенитных управляемых ракет ПЗРК, стрельба из стрелкового оружия, преодоление полосы препятствий, тактическая подготовка будет показана. Подготовка инженерная, подготовка по радиационной химической, биологической защиты, будем соревноваться со слаженными лучшими профессиональными расчетами вооруженных сил, попробуем противопоставить им опыт наших преподавателей, нашу оснащенность тренажерными средствами, высокую мотивацию к победе наших будущих выпускников, ну и конечно высокий интеллект будущих офицеров.

А. Ермолин То есть, вашими соперниками являются действующие профессионалы, да?

Б. Новиков Да, действующие профессионалы.

А. Ермолин И как, были уже какие-то результаты, да?

Б. Новиков Да.

А. Ермолин Как себя показывают курсанты?

Б. Новиков Значит, в прошлом году мы впервые участвовали в этом конкурсе, наша команда заняла второе место, немножко уступив команде южного военного округа, которая кстати явилась победителем всеармейских игр в прошлом году. То есть, не обидно было проиграть такой профессиональной сильной команде. Но мы там чуть-чуть все равно проиграли.

А. Ермолин Не обижаются действующие профессионалы, что курсанты выигрывают у них?

Б. Новиков Ну, для действующих профессионалов это будет видимо дополнительным мотивирующим фактором в их подготовке к этому конкурсу.

А. Ермолин Ну курсанты вот совсем-совсем одни участвуют в этом конкурсе, или там на правом сиденье находится человек, 30 лет отслуживший…

Б. Новиков Нет, при подготовке естественно мы с ними занимаемся, и у нас назначены тренеры (неразборчиво) преподавательского состава, есть группа технического обеспечения, которая будет готовить технику в случае ее выхода из строя. А курсанты выполняют все упражнения по конкурсу самостоятельно, никто им не помогает, за этим жестко следят судьи, и судейская бригада, она же формируется из представителей всех округов, и других родов и видов вооруженных сил, поэтому никто не позволит нам каким-то образом создавать благоприятные условия для действий нашей команды.

А. Ермолин Ну, вот вы уже упомянули, что здесь есть и полоса препятствий, и стрелковое орудие. Ну в общем-то не секрет, что в войсках, особенно в ВДВ это очень приветствуется, когда те же боевые стрельбы, да? Или какие-то серьезные учебно-боевые задания выполняются ну, скажем не в таком вот расслабленном состоянии, как мы с вами сидим, да? А когда это в общем после серьезной физической нагрузки. Ну, специальное создание ситуации боевого стресса. Вот такие какие-то модели вы практикуете?

Б. Новиков Ну, мы пока не дошли до такого мастерства, чтобы создавать боевые стрессы в процессе обучения академии, но те стрессы, они сами по себе происходят, когда участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, (неразборчиво) на стажировках выполняют задачи в роли. На младших курсах, вот в учебных центрах они стажируются в роли заместителей командиров взводов, командиров отделений, сержантами работают. На старших курсах уде в роли командиров батарей, начальников расчетов. На боевой стрельбе, тактические учения с боевой стрельбой, выходя на огневой рубеж, даже если он… Если курсант не смог пустить ракету, то есть он не успел, кто-то лучше чем он оказался подготовлен, то все равно побывав в этой ситуации он испытывает определенный стресс, и это закаляет будущего офицера

А. Ермолин А вот вы упоминали, что ну, собственно основное место службы, да? Это и основная кухня, это боевой расчет. Вот старший боевого расчета, каким требованиям должен этот человек отвечать, как вы их отбираете? Вот для иллюстрации, ну вот опытные летчики рассказывают, что… И говорят, что ошибка, когда из штурманов переучивают на пилотов потому, что это другой тип личности. Как бы второй номер никогда не станет первым номером. Вот кто ваш первый номер, и как вы его отбираете?

Б. Новиков Ну, наши курсанты выпускались… Назначаются на должности начальников расчетов, командиров взводов, то есть они все по определению будут исполнять эти должности.

А. Ермолин То есть, мы только первые номера должны выпускать?

Б. Новиков Да, поэтому у нас…

А. Ермолин Только лидеров.

Б. Новиков Но естественно, когда формируются расчеты с курсантов, то там кто-то выполняет задачи в должности оператора, кто-то начальника расчета, кто-то вообще командир батареи. Естественно, на должности командные назначаются самые лучшие курсанты, это для них и определенная практика, и престиж, и возможность проявить себя. Поэтому, это конкурс, кто лучше учится, кто лучше успевает.

А. Ермолин Это сильная стрессовая ситуация вот участие в таких реальных боевых стрельбах?

Б. Новиков Да, это очень стрессовая ситуация.

А. Ермолин Ну а как помогаете преодолеть ее?

Б. Новиков Ну никак мы не помогаем, сами они преодолевают, чего помогать?

А. Ермолин Правильно, это очень хороший, очень правильный ответ. Вот мы так увлеклись курсантами, но вы же работаете и учите не только курсантов, ну и в общем-то офицеров, которые пришли уже ну с реальных должностей, которые уже имеют определенные результаты. Вот чем отличается их образование, их подготовка?

Б. Новиков Слушатели, в отличие от курсантов у нас обучаются в течение 2 лет, получают высшее военное образование, и упор подготовки слушателей конечно делается на оперативно-тактические дисциплины. В первую очередь, они уже прошли этап становления офицера, прошли должности начальника расчета, командира батареи, начальника штаба дивизиона. Многие из слушателей поступивших прошли должность командира дивизиона. И конечно для них важнее предметы обучения такие, как тактика оперативного искусства, военной истории, и у них подготовка несколько иная. За 2 года мы должны подготовить на основе того опыта который уже есть у офицера, будущего командира полка, командира бригады. До этого уровня мы и готовим.

А. Ермолин А вот в этой подготовке, как учитывается вот ну, специфика современных боевых действий? Вот сейчас много говорят про сетецентрические воины, про то, что нет линии фронта, что постоянно нужно… Ну, не понятно где передовая, где тыл. Вот в этой ситуации есть какие-то разработки?

Б. Новиков Конечно, для решения основной нашей задачи, подготовки офицеров для войсковой ПВО, ведется методическая работа, Ведется научная работа, все это направлено на учет опыта воин локальных конфликтов и перспектив по развитию техники вооружения. Все это учитывается, и офицер готовится уже по тем программам которые обеспечат ему возможность выполнять задачи в тех условиях, которые могут произойти или сформироваться в ближайшей перспективе.

А. Ермолин А вот ваши расчеты включены в автоматизированную систему управления боем, ну в том же тактическом звене?

Б. Новиков Да, конечно.

А. Ермолин Ну, то есть вы туда интегрировано.

Б. Новиков Да.

А. Ермолин И это вот уже уровень кого, вот уметь работать в таких системах, это…

Б. Новиков Ну, это уже уровень начиная от командира батареи, от начальника расчета. У нас в академии создана специальная система командных пунктов, где можно формировать различные конфигурации систем управления от командирского батарейного пункта, до совмещенного командного пункта противовоздушной обороны, и авиации. Значит преподавателями разработан специальный моделирующий комплекс, который формирует обстановку воздушную в различные степени сложности. И слушатели, и курсанты, находясь на своих местах, в образцах техники автоматизированного управления, тренируются в отражении ударов воздушного противника. Кроме того, к этой системе имеется возможность подключать станции разведки, и те образцы автоматизированной системы управления, которые реально находятся на полигоне академии. И проводить тренировки по реальным воздушным целям. Мы специально тренируем в этом своих офицеров от курсантов до слушателей, они готовы работать в таких условиях.

А. Ермолин Насколько сложнее работать в условиях радиоэлектронной борьбы, и тренируете ли вы вот своих офицеров действовать, когда наполовину ослеп, полностью оглох, и так далее. То есть, вот…

Б. Новиков Ну, это уже самое сложное условие выполнения задач для офицеров-зенитчиков. Мы конечно этим занимаемся, мы готовим их к этому. Более того, при проведении тактических учений с боевой стрельбой, при выполнении зачетных учебных стрельб, они все выполняются в условиях радиоэлектронного противодействия, и во-первых наша техника позволяет отстраиваться от этих помех, во-вторых должны уметь офицеры работать в этих условиях, они это умеют.

А. Ермолин Вот правильный термин отстраивается, да? Вот много нужно времени для того, чтобы вот отстроиться, да? Здесь же на секунды идет, в общем-то.

Б. Новиков Тысячная доля секунд, техника сама это делает.

А. Ермолин Ну, вот вы человек, который отвечает за боевую подготовку. Как вы считаете, вот что… Ну, в армии говорят, хорошо знают термин главное направление удара. Вот какое ваше главное направление удара, вот что может не знать скажем ваш выпускник, ну что он должен обязательно владеть, как отче наш?

Б. Новиков Ну, он должен знать основы боевого применения, в объеме своих должностных обязанностей. И конечно же правильно эксплуатировать, содержать ту технику, которая (неразборчиво) для того, чтобы она могла быть потом применена по предназначению. У нас очень хорошая, лучшая в мире техника. Но для того, чтобы она могла показать все свои… Могли быть реализованы все свои боевые возможности, для этого необходима грамотная эксплуатация, подготовленный расчет, это все зависит от офицера.

А. Ермолин А есть ли вот какие-то… Ну, я не знаю там, открытые компьютерные игры, которые ну, в какой-то степени формируют те навыки, которые нужны вашим инженерам. Ну, вот например у танкистов есть известная игра «Ворлд оф тенкс», да? Ну я не знаю, насколько она с точки зрения формирования компетенции, но с точки зрения мотивации точно работает. Вот как вообще вот новое поколение, которое родилось с этими со всеми гаджетами, со всем. Оно более скажем так предрасположено, да, к освоению вашей профессии?

Б. Новиков Ну, в определенной степени компьютерной игрой можно считать… В определенной степени можно считать занятие курсантов на персональных электронных вычислительных машинах с техническими симуляторами, которые (неразборчиво) разработали. Я в самом начале нашей встречи об этих симуляторах упоминал. Когда, как вы правильно заметили, молодые люди, привыкшие все познавать через клавиатуру компьютера, занимаются изучением техники, значит на технических симуляторах они проходят ее там в какой-то степеней в виде игры. После этого они свои навыки совершенствуют на тренажерах, где уже более конкретная, и более осязаемая такая по впечатлениям своим подготовка, и далее уже на реальную боевую технику. В какой-то степени можно считать это компьютерной игрой. Что касается, вот как вы вспомнили про танкистов, я не знаю, компьютерными играми не увлекаюсь, поэтому может быть такие игры есть, но я пока по крайней мере не видел, не встречался с ними.

А. Ермолин У нас была история, когда один комбат нашел себе солдата, играл с ним под никами, да? А потом через какое-то время тот ему говорит, что вот все, год меня не будет. Тот говорит а чего такое? Да вот говорит призывают. Он говорит, так иди ко мне. Это реальная история, вот в это эфире она была озвучена. Вот времени совсем мало остается, вот про ваш научно-технические потенциал. Будете ли участвовать в военно-техническом форуме «Армия 2017»?

Б. Новиков Да, конечно будем. Академия традиционно участвует в этих форумах, в этом году наши представители будут участвовать в 15 круглых столах, и кроме того мы представляем свои наработки на выставку на этом форуме.

А. Ермолин Будут закрытые наверное наработки, или что-то покажете в ходе динамического показа?

Б. Новиков Что-то покажем в ходе динамического показа.

А. Ермолин Ну а вообще это престижно, вот участвовать в форуме?

Б. Новиков Да, это очень престижно. И самое главное, это мотивирует наших преподавателей к научной деятельности. Обязательно надо делать.

А. Ермолин То есть, это работает?

Б. Новиков Да.

А. Ермолин То есть, это не просто там командных подход, да? там когда сверху команда спускается. Иностранцев учите?

Б. Новиков Учим.

А. Ермолин Так мы быстро закончим эфир. Расскажите чуть поподробнее, что у вас за люди учатся, из каких стран? У нас еще пара минут есть.

Б. Новиков Обучение иностранных военнослужащих у нас проводится на специальном факультете, язык обучения русский. Значит из тех стран, пребывающих… Из которых пребывают к нам курсанты, и не владеют русским языком, с ними проводятся год обучения русскому языку, ну еще пока ни один у нас офицер не выпустился без знания русского языка. У нас учатся из 32-х стран ближнего и дальнего зарубежья курсанты, общая численность 425 человек Соответственно учим по всем образцам вооружения и военной техники, которая стоит на вооружении войсковой ПВО, в зависимости от заказа, от контракта по обучению этих военнослужащих.

А. Ермолин А есть такие, которые у нас учатся, и скажем так, по другую сторону океана? Вот есть, что сравнить.

Б. Новиков Ну, таких мы не встречали, чтобы учились и у нас, и там. По крайней мере, никто не признал…

А. Ермолин Это разные люди, да?

Б. Новиков (неразборчиво) там другие. Здесь по крайней мере никто это не сможет сделать. Я думаю, такого нет.

А. Ермолин Ну это большое количество, да? А сколько у вас вообще вот курсантов и слушателей?

Б. Новиков 2,5 тысячи.

А. Ермолин 2,5 тысячи. Ну, вот как-то вот уже последние года 4… Ну, 3 точно мы почти перестали говорить о проблемах о социальных, о квартирах, о жилье, о зарплате. Вот как вы сами чувствуете, вот у вас проблемы с тем же жильем каким-то образом сохраняются, или…

Б. Новиков Перестали об этом говорить потому, что эта проблема исчезла, никакой проблемы с жильем у постоянного состава академии не существует. Все получают… Кому положено постоянное жилье, он получает постоянное. Кому-то положено служебное тоже обеспеченность полная. Никакой напряженности в этом отношении нет. Денежное довольствие тоже достаточно достойное, поэтому социальная напряженность в этом отношении, она исчезла.

А. Ермолин Ипотеку берут ваши военнослужащие?

Б. Новиков Да, берут. Молодые офицеры берут ипотеку, это очень удобно и выгодно для них, офицеры постарше получают субсидии, квартиры по выбранному месту, жительство, и так же не испытывают никаких неудобств.

А. Ермолин На этот раз мы ставим не запятую а точку, потому что время нашего эфира подошло к концу. Я хочу сказать, что в гостях «Военного совета» был наш эксперт, Борис Алексеевич Новиков, полковник, первый заместитель начальника Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооруженных сил РФ. Борис Алексеевич, огромное спасибо за живой эфир, приходите к нам еще.

Б. Новиков Спасибо, обязательно приду.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире