'Вопросы к интервью
18 февраля 2017
Z Военный совет Все выпуски

Подготовка специалистов для современного военно-морского флота, история и традиции военно-морских образовательных учреждений


Время выхода в эфир: 18 февраля 2017, 12:09

А. Дурново Все так и есть, 12.06, это «Военный совет», в студии Анатолий Ермолин и Алексей Дурново, наш гость в Санкт-Петербурге находится, но это не помешает нам с ним поговорить. Поговорим мы о подготовке специалистов для современного военно-морского флота, и об истории, традициях военно-морских образовательных учреждений. У нас в гостях Александр Карпов, заместитель начальника Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия», контр-адмирал. Здравствуйте Александр Владимирович, как нас слышно?

А. Карпов Добрый день Алексей, добрый день Анатолий, добрый день уважаемые радиослушатели, я вас слышу прекрасно. Современные технологии позволяют обеспечить такой наш телемост.

И. Дегало Алексей, Анатолий, приветствую вас, северная платформа «Эха» с морской столице как обычно. И слава богу, что есть такая возможность, здесь для слушателей напомним, что здесь находится мозг ВМФ, адмиралтейства, главного командования, и конечно же научная мысль, сконцентрированная здесь. Как связь, нормально все?

А. Дурново Да, все отлично, замечательно вас слышно. Игорь Дегал тоже с нами. Мы сейчас только единственное, что перед тем, как начнем наш разговор напомним, что если у вас есть вопросы, вы можете присылать СМС +7-985-970-45-45. Это я естественно говорю слушателям, а не гостям. И можете воспользоваться аккаунтом @vyzvon в твиттере.

А. Ермолин Александр Владимирович, это Анатолий Ермолин, добрый день. С моей стороны уже. Ну, военно-морское образование имеет… Это не просто образование, я бы сказал это фундамент вообще серьезного российского образования, которое появилось по сути дела в тот момент, как только началось строительство первых кораблей. Расскажите чуть подробнее вот про историю, откуда пошло военно-морское образование?

А. Карпов Анатолий, действительно если мы (неразборчиво) взгляд на развитие подготовки офицеров российского флота, то отметим, что высочайшим указом Петра Великого 14 января по старому стилю, или 25 января по новому, 1701 года в Москве сначала была создана навигатская школа. Именно с этого момента объективная история показывает, что в России начала реализацию именно светское образование. До этого в нашей стране было сугубо духовное. Поэтому отсчет светского образования в России в целом, и военно-морского образования в частности, идет с 1701 года. А в дальнейшем, навигатская школа в 1715 году переехала в Санкт-Петербург, и отсюда идет начало военно-морского образования. Дальнейшее развитие флота привело к тому, что уже в XIX веке был создан корпус корабельных инженеров, правопреемником которого в настоящее время является военно-морской политехнический институт, самый наш большой образовательный институт, в структуре нашей организации. Ну, и еще далее это уже создание по инициативе легендарного мореплавателя и исследователя адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна, 10 февраля 1827 года высших офицерских классов. Сама жизнь заставила создать и сформировать уже академическое образование. То есть, не только подготовку гардемаринов, но и подготовку уже старших офицеров. Вот такой путь, таковы традиции. И мы не только знаем эту историю, но и свято чтим ее, и самое главное всегда прекрасно помним, что мы являемся правопреемниками таких образовательных организаций нашей страны.

А. Ермолин Александр Владимирович, но ведь военно-морское образование – это ведь не просто светское образование, да? То есть, по сути дела, это же очень серьезное инженерное в первую очередь образование, военно-инженерное образование. И вот если можно, вот в двух словах, а вот говоря про этот опыт, даже не только с точки зрения… Ну я не знаю там, какой-то высокой идеи, а с точки зрения содержания, вот что вам особенно нравится вот в той системе подготовки морских офицеров, которую основал Петр I?

А. Карпов Вы правильно сказали, вот фундамент был заложен действительно еще с Петра. Это конечно учитывая, что ВМФ является одним из… А может быть и самым наукоемким во все времена видом вооруженных сил, то и подготовка кадров должна была отвечать потребностям ВМФ. Поэтому инженерное образование, которое и в настоящее время получают все наши выпускники без исключения, все выпускаются с дипломами инженеров, вне зависимости от того, какой конкретный институт они заканчивают. Оно лежит этим фундаментом в их профессиональном становлении, в их профессиональной компетенции. Потому, что и во времена Петра, там был свой флот, свои особенности, и сегодня конечно, им придется эксплуатировать самую сложную технику, в которой сконцентрированы самые передовые технологии и научные мысли. И наши кадры, наши выпускники должны быть готовы к этому.

А. Дурново Давайте тогда поговорим вот именно о военном учебно-научном центре. Как он структурно выглядит, какие образовательные учреждения в него входят, и самое главное какие положительные стороны появились у военно-морского образования, после создания центра?

А. Карпов Военный учебный научный центр был создан на базе военно-морской академии в 2009 году. И надо посмотреть и конкретные исторические условия, в которых эта система, это распоряжение правительства правительством, председателем правительства было подписано, Владимиром Владимировичем Путиным. Распоряжение о создании военного… Учебного научного центра ВМФ. Это именно та тенденция, она общемировая, создания крупных, я бы сказал вот таких университетских академических научно-образовательных комплексов. Поэтому и структура военного учебно-научного центра отвечает вот этой тенденцией. Ну, теперь про структуру: собственно военно-морская академия. Образовательные институты, которые представлены военно-морским политехническим институтом, об этом я уже говорил, самый крупный у нас институт. Военно-морской институт, правопреемник вот той навигатской школы 1701 года, и еще филиал в городе Калининграде. Кроме того, значительная научная составляющая – это все три научно-исследовательских института, которые дислоцированы здесь, в Санкт-Петербурге, научно-исследовательский институт оперативно-стратегического исследования строительства ВМФ, научно-исследовательский институт кораблестроения вооружения, научно-исследовательский институт спасания подводных технологий, вот это все вместе в совокупности составляет сейчас единую организацию – военно-учебный научный центр.

А. Ермолин Александр Владимирович, это Анатолий. А можно пояснить, вот в чем состоит академический статус? И что поменялось вообще ну, даже в сравнении с советской системой? То есть, вы же практически тоже перешли на те же самые стандарты, на которое перешло все наше образование, на стандарты так называемой болонской системы? Или что-то все-таки… Есть какая-то специфика?

А. Карпов Я бы не сказал, что наша федеральные государственные образовательные стандарты, которые сейчас, как вы правильно отметили, реализуются в нашей стране, это следствием болонских соглашений. Но действительно федеральный государственно-образовательный стандарт является той основой, на которой у нас реализуются наши образовательные программы. Первое – значит мы выдаем дипломы не ведомственного, а именно государственного образцы. Мы находимся в правовом поле действующего Федерального Закона об образовании, поэтому безусловно Федеральный государственный образовательные стандарты, которые и нами разрабатываются, а так же ведущими гражданскими ВУЗами, они у нас реализуются. Но помимо этого. Учитывая специфику, у нас еще есть квалификационные требования так называемого заказчика подготовки кадров, который главнокомандующий ВМФ утверждает, это вот та, я бы сказал военная именно составляющая подготовки наших выпускников, учитывающая те особенности подготовки кадров, которые должны как я уже тоже говорил выше, придти на флот, и без всякой паузы сразу влиться в строй флотских офицеров. Теперь, если мы говорим об академическом статусе собственной уже военно-морской академии. Давайте опять посмотрим. Вернемся к истории. Когда была создана собственно академия в 1827 году, был тогда уже через недалекое время, подтвержден академический статус подготовки именно старших офицеров. И все 190 лет авторитет академии в этом статусе, он остается непререкаем. И наверное крайне важно, что именно статус подтверждается качеством выпускников. Все плотоводцы, кораблестроители, открыватели новый земель, исследователи океанов, морей, создатели нового орудия военной техники, это все являются выпускниками военно-морской академии. И этот статус, он подтверждается именно еще раз подчеркну, качеством наших выпускников. Что же изменилось в создании военно-учебного научного центра? В этом и был смысл его создания, это интеграции науки и образовании, вот главное преимущество. То есть, в образовательном процессе стали гораздо более быстрее реализовываться (неразборчиво) достижения, те результаты, которые достигает наши научно-исследовательские институты. С другой стороны, достаточно мощный потенциал, который был сосредоточен в научно-образовательных учреждениях, стал востребован в прикладных вопросах строительства, подготовки и применения военно-морского флота. Вот именно в этой интеграции образования науки, и есть самая главная положительная черта создания военно-учебного научного центра.

А. Ермолин Ну, то есть это такой классический университет, да? В таком высшем понимании этого слова? Есть и наука, и соответственно и обучение.

А. Карпов Да. И вы знаете, говорить, что раньше до 2009 года науки не было в образовательных организациях – это не правильно, наука и там была. Но она стала иметь сегодня более прикладной характер, и он стал направлен более вот именно на те потребности создания современного наукоемкого ВМФ. И это есть. Потому, что к этому процессу мы подключили не только преподавателей, но слушателей-курсантов. И вот это очень важно, что буквально с первого курса они уже задействованы в конкретных работах, с конкретной тематикой, и вот в этом есть самое положительное свойство по моему мнению. И необходимо добавить еще следующее, вот сама территориальная размещенность, я бы сказал бы такой кластер мощный ВМФ, который сегодня есть в Санкт-Петербурге, морской столице нашей страны. Здесь посмотрите, все сошлось, главное командование ВМФ. Здесь все научно-исследовательские институты, здесь образовательные, здесь ведущие конструкторские бюро, здесь основные заводы, тоже здесь. И вот этот кластер, вот эта территориальная общность она позволяет нам успешно, по моему мнению, функционировать.

А. Ермолин Александр Владимирович, а вот… Ну, конечно помните, в Советском Союзе, кстати не все наши слушатели знают, что вот выпускники высших военных учебных заведений, они получали высшее гражданское образование, и среднее военное. Поэтому для того, чтобы ну, офицер молодой получил тот самый академический статус, ему нужно было отслужить в войсках, потом поступить в академию, и только после этого он получал высшее военное образование. А вот в академии что получается? Получается вот… Ну, хороший мальчик, да? Поступает в академию, и он сразу же получает обучаясь у вас, и полный комплект образования, включая высшее военное образование. Или сейчас это как-то нивелировано, вот такое разделение?

А. Карпов Ну, я наверное был не совсем все так в предыдущих ответах, если создалось такое впечатление. Нет, это не совсем так.

А. Ермолин Я больше для слушателей спрашиваю, потому, что…

А. Карпов Да, да, да, я понял. Вот тот мальчик, он не поступает собственно в академию, он поступает в военно-морской институт, и учится там 5 лет по программам специалитета. Тоже кстати отмечу, не по программам бакалавриата, а именно по программе специалитета, в течение 5 лет. И это по всем нашим специальностям. Почему я и говорю, что у нас везде наши выпускники получают именно инженерное образование. Потом в дальнейшем, как вы правильно отметили, он служит на первичной должности, дальше развивает его карьера, как мы говорим карьерно-образовательная траектория, и он служит, достигает определенных должностей, есть у нас еще я наверное скажу ниже, специальный институт в системе дополнительно-профессионального образования, он так и называется военный институт дополнительного профессионального образования. Где проходит профессиональная переподготовка с инженеров на командиров, вот именно там мы готовим командиров подводных лодок, и надводных кораблей. Но этого еще не достаточно для того, чтобы поступить в академию, он еще дальше служит. И уже после того, как он занял определенную должность, он рассматривается прежде всего командованием флота, главным командованием в качестве кандидата для поступления собственно в академию. Поэтому в самой академии, на ее двух факультетах командно-штабного, командно-инженерного, учатся уже старшие офицеры, часть из которых уже успешно прокомандовала атомными подводными лодками, большими надводными кораблями, проходила службу даже в главном командовании, часть в генеральном штабе, и уже с этих должностей они поступают в военно-морскую академию. Вот такое.

А. Ермолин Вот теперь все четко, все по полочкам, все понятно.

А. Дурново Александр Владимирович, я вот о чем хотел спросить, ведь очень активно строятся сейчас новые корабли, новые подводные лодки. Вот как под это подстраивается система подготовки кадров у вас?

А. Карпов Действительно, система подготовки кадров должна адекватно реагировать на те изменения, которые проходят в строительства ВМФ иначе она не выполняет свое основное предназначение. Поэтому, я бы разделил бы ее на несколько компонентов: прежде всего, это подготовка собственно преподавателей. Те, которые будут учить вот этой новой технике, размещенной на новых кораблях и подводных лодках. Эту подготовку мы осуществляем и на предприятиях промышленности, где она разрабатывается, и с участием опять-таки вот наших научно-исследовательских институтов. Вторая компонента – это создание необходимой учебно-материальной базы, прежде всего для практического обучения. Она тоже должна отвечать потребностям в новой технике, и такая база у нас создается, и я бы сказал бы, синхронизируется программа строительства флота, с нашей программы развития учебно-материальной базы. И третий момент – это разработка необходимых учебно-методических материалов на основе. И вот когда эти три компонента выполняются, тогда мы успешно обучаем людей новой технике, новому вооружению, которое стоит на современных и даже перспективных подводных лодках, и надводных кораблях.

А. Дурново А кстати ну понятно, что с современными образцами вооружения им работать, но обучаются ли у вас они еще и работе с более старыми там кораблями, подводными лодками… Я не знаю, там с парусниками например?

А. Карпов Ну вообще, каждый моряк должен уметь управлять парусом, поэтому во всех наших образовательных институтах, на первом и втором курсе, с этого и начинается. Не важно, что он потом придет на самую современную атомную подводную ложку. Прежде всего, он профессиональный моряк, он должен уметь и грести на шлюпке, и под парусом ходить. Это просто отвечает вообще самому статусу моряка. Поэтому, такая подготовка у нас ведется, она ведется на первых курсах, входит в систему с самого начала абитуриента, когда она поступает. Сразу идет шлюпочная практика, обязательным элементом является.

А. Ермолин А нет у вас в планах приобрести, построить я не знаю, ну настоящее парусное судно, вот ну Крузенштерн, да? По-моему… (Неразборчиво) вот в Макаровке свой… Свой парусник, на котором курсанты ходят. Вот это же… Это же очень важно, действительно вот выйти в море так, как выходили 300 лет назад?

А. Карпов Вы знаете, сейчас действительно вот своего учебного парусного корабля в составе ВМФ нет. Но покупать я думаю вряд ли мы будем уже несколько устаревшие образцы, или где-то за границей хотя бы в рамках импортозамещения, поэтому в планах программы кораблестроения предусмотрено строительство такого корабля. Вы знаете, эта программа есть, о ней уже наверное неоднократно говорили мои коллеги, до 2010 года, утвержденная президентом РФ. А сегодня наши курсанты имеют уникальную возможность, у нас есть два учебных специально построенных корабля, один их которых вот буквально в прошлом году в 16-м прошел глубокую модернизацию, и они активно используют вот эти учебные корабли. Но по моему мнению более еще важно, что наши курсанты проходят практику именно на боевых кораблях ВМФ, на лодках. То есть, учатся тому, с чем они столкнутся буквально через несколько лет, по окончании своего обучения. И не просто находятся, а участвуют активно в различных мероприятиях боевой подготовки, те стрельбы, которые проводятся, и так далее, и тому подобное. И вот эти практики, они ежегодно утверждаются главнокомандующим ВМФ по всем флотам, и практика на учебных кораблях прежде всего штурманская, дальние походы, где мы их учим первый раз встречаться с океаном. Вот в этом году, в прошлом году такие… Ниже экватора спускались наши курсанты в район южной Африки, вот эти корабли у нас есть, и активно эксплуатируются.

И. Дегало Толь, на самом деле я бы тебе предложил взять обещание с Александра Владимировича, когда первые проектные какие-то наметки будут, чтобы он первым рассказал «Военному совету» о том, что это будет. (Неразборчиво), какой класс, сколько мачт, и так далее. Поэтому будем держать эту новость специально.

А. Ермолин Игорь знаешь, я переживаю, почему Англичане не уберегли (неразборчиво). Вот мне кажется, что подобный легендарный клипер дожжен быть в каждой стране. Для того, чтобы (неразборчиво) духом прежде всего.

И. Дегало Я помню эту новость, я о нем очень много писал…

А. Карпов Ну, я вам скажу… Тоже извините перебиваю, что вообще-то вот учебные корабли современные, которые имеет ВМФ России, очень мало государств имеют такие специальные учебные корабли. Достаточно современные, оснащенные по последнему слову техники именно штурманской, там именно штурманская практика проводится. И я бы сказал, ВМФ России здесь в лидерах. Не многие государства могут себе это позволить.

А. Дурново Да, такие вот… Кстати довольно часто, когда я сталкивался вот тоже в современно мире с парусниками, это либо рестораны, либо гостиницы, либо музеи такие вот в основном. Уже навеки пришвартованные где-нибудь.

А. Карпов Во многих странах мира используется либо списанный бывший боевой корабль… А это были специально построенные, по специальному проекту, учебные корабли для подготовки курсантов.

А. Ермолин «Перекоп» и «Смольный».

А. Карпов «Перекоп» и «Смольный», абсолютно верно.

А. Дурново Осталось у нас Александр Владимирович полторы минуты до перерыва, я не хочу сейчас большие темы затрагивать, чтобы не разбиваться. Но задам наш любимый вопрос, который мы всегда задаем, и вопрос, который сейчас еще от двух слушателей пришел. Есть ли среди курсантов девушки?

А. Карпов Есть. Я кратко ответил?

А. Дурново Много?

А. Ермолин Женщина на корабле…

А. Карпов Это все сравнительно. Нет, девушек… У нас есть специальности в военно-морском политическом институте, в Калининграде, у нас готовятся пока еще только на береговые должности, но такие специальности у нас есть, и девушек мы принимаем.

А. Дурново Это хорошо, мы сейчас прервемся на короткие новости и короткую рекламу. Никуда не уходите, потому, что через 5 минут «Военный совет» продолжится. Я напомню, что мы говорим о подготовке специалистов для современного ВМФ, и об истории традиций военно-морских образовательных учреждений. И в гостях у нас Александр Карпов, заместитель начальника Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия», контр-адмирал. Анатолий Ермолин, Алексей Дурново, никуда не уходите, ровно через 5 минут снова вернемся в «Военный совет».

НОВОСТИ.

А. Дурново Так и есть, «Военный совет», 12.35, Анатолий Ермолин и Алексей Дурново по-прежнему в студии, в Петербурге у нас на прямой связи Александр Владимирович Карпов, заместитель начальника Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия», контр-адмирал. И говорим мы о подготовке специалистов для современного военно-морского флота, об истории и традициях военно-морских образовательных учреждений. Я напомню, что ваши вопросы можно присылать на номер +7-985-970-45-45, а так же можно воспользоваться аккаунтом @vyzvon в твиттере.

А. Ермолин Александр Владимирович, это Анатолий снова подключается. Скажите пожалуйста, а по каким программам вы готовите слушателей, курсантов, на каких факультетах. И если можно, вот что является самым престижным, и самым популярным?

А. Карпов Я бы хотел бы все-таки в силу лимита времени перед рекламой, не смог развернуто ответить на тот вопрос про девушек.

И. Дегало Вот я так и знал, что обязательно продолжим.

А. Карпов Да, да, я чуть-чуть, а потом отвечу на ваш вопрос. Значит как я уже сказал, девушек мы принимаем, наиболее информация во-первых она есть на сайте Минобороны, в образовательной там структуре, где мы программу и вступительных, и правила приема все размещено. Но есть еще более, есть у нас специальная страничка в социальной сети ВКонтакте. Она так и называется: «Хочешь служить на флоте, научим». И там наши специалисты отвечают на все вопросы, в том числе и тот, который был задан. Но с девушками я бы сказал так: очень надо тщательно готовиться, потому что в прошлом году средний конкурс по тем специальностям, по которым мы принимаем, составлял в районе 14-15 человек на место. Согласитесь, что это достаточно…

А. Дурново Ничего себе! Это для девочек?

А. Карпов Да, высокая конкуренция, поэтому кто изъявляет такое желание, надо иметь очень хорошие результаты по ЕГЭ, и по такой, наверное не очень… К сожалению современная молодежь не очень любит физику, но у нас именно мы принимаем результаты ЕГЭ именно по таким предметам: математика, русский вы знаете, он является обязательным, а профильный – это физика по всем нашим специальностям. Поэтому надо более тщательно готовиться. Теперь, отвечая на ваш вопрос по программам подготовки. Вы знаете, их очень много специальностей, более 30. И всех их наверное вряд ли смогу перечислить, но это связано разнообразие. Опять-таки есть потребности специалиста ВМФ, начиная с морских средств навигации, и заканчивая специалистом в области эксплуатации ядерных энергетических установок. То есть, многообразие. По итогам прошлого набора, можно сказать наиболее как вы сказали престижно, или где у нас самый был высокий конкурс, это… Прежде всего конечно это где готовят будущих штурманов, она называется морские средства навигации специальность. Поисково-спасательное обеспечение сил флота, и традиционно тоже автоматизированные системы управления ВМФ. Я бы выделил бы вот эти три специальности, где мы наблюдали наиболее высокий конкурс среди поступающих.

А. Ермолин А чтобы стать капитаном, командиром судна, вот какой самый близкий факультет надо закончить к этому?

А. Карпов Вы знаете, сегодня в ВМФ практически выпускники всех специальностей имеют возможность стать командирами подводных лодок и надводных кораблей. Все, без исключений. Это все зависит от того, насколько он будет успешен, служить в дальнейшем на флоте, и насколько он проявит именно качества, необходимые для командира корабля. То есть, того человека, который в отрыве за тысячи миль от родных берегов, способен самостоятельно принимать решения, обоснованные я подчеркну решения. Который несет ответственность за выполнение всех поставленных задач, за тот экипаж который у него, вот эти качества необходимы командиру кораблей. И в дальнейшем, как я уже говорил, офицер служит, и если командование видит в нем задатки командира, он приходит на следующую образовательную организацию – военный институт дополнительного профессионального образования, или более они известны как высший специальный офицерский класс ВМФ, где их уже готовят целенаправленно к исполнению должностей командиров.

А. Дурново Александр Владимирович, вот простите, если уж мы затронули тему поступления, да? Про девушек мы поняли, но вот если молодой человек, да? Вот можно ли поступить из школы, как это сделать? И нас уже спрашивают слушатели, например есть ли стипендия, есть ли общежитие, и так далее.

А. Карпов Ну первое, сейчас опять-таки как в РФ, везде, я еще раз подчеркну, мы находимся в правовом поле действующего законодательства РФ об образовании. Поступление по результатам ЕГЭ. Исключение составляют только категории, это у которых есть выбор, либо представить результаты ЕГЭ, либо сдавать вступительные испытания уже у нас. Это проживающие в республике Крым, проживающие в городе Севастополе и те, у которых уже есть законченное среднее профессиональное образование. Вот эти три категории в виде исключения, они… На выбор у них либо результаты ЕГЭ либо вступительные испытания. Для всех остальных без исключения, результаты ЕГЭ. Кроме того, представляя результаты ЕГЭ, так же у нас есть вступительные испытания по физической подготовке, и обязательным элементом является вполне понятно, потому что люди идут служить в государственную службу, в особый ее вид на военную – это профессиональный психологический отбор. Тоже является неотъемлемым элементом поступления в наш образовательный институт.

А. Дурново А скажите пожалуйста, а вот нахимовцы имеют какие-то преимущества при поступлении?

А. Карпов В настоящее время законодательство всех уравнивает, то есть они являются такими же выпускниками образовательных школ, и в настоящее время преференции у них нету. То есть, так же они представляют результаты ЕГЭ, то все, как и у выпускников общеобразовательных школ. Такой вопрос рассматривается, но пока он находится в стадии решения, вполне понятно, что он должен быть согласован не только внутри Минобороны, но и более высоком уровне. То есть, отвечать требованиям законодательства РФ.

И. Дегало Но у них больше моральная готовность.

А. Карпов Это уже другой вопрос, да. Задан был вопрос, есть ли у них какие-то сейчас преференции. Вот когда я выпускался из Нахимовского училища в 1979 году, мы шли без экзаменов, но это были другие годы. Сейчас…

И. Дегало (Неразборчиво) более осознанный выбор в дальнейшем.

А. Карпов Да, безусловно. Нахимовца мы всегда отличаем, равно как и суворовца, выпускников Кронштадтского морского кадетского корпуса. Это люди, которые в течение 7 лет… Они более мотивированы, я бы сказал бы, профессионально где-то уже подготовлены, но вот пока они поступают все, скажем так, на общих основаниях.

А. Ермолин А не пугает вот нынешних абитуриентов вот скажем атмосфера… Ну, вот я считаю у Лескова, вот в его «Кадетском монастыре», да? В известном рассказе. В общем-то жизнь-то такая не мед, не сахар. Вот вы сказали про Кронштадтский корпус, там казематы такие еще петровские… Действительно такая, морская атмосфера военно-морская присутствует. Не угнетает психику не подготовленного молодого человека?

А. Карпов Ну я думаю, этот вопрос больше адресовать стоит к начальнику Кронштадского морского кадетского корпуса Николаю Васильевичу Давешко.

А. Ермолин Да, ему привет от нас.

А. Карпов Да, да.

А. Ермолин Были у него в гостях.

А. Карпов Да, я сегодня с ним только утром встречался. Он более наверное даст, но по указанию главнокомандующего… Безусловно, так как они у нас являются основными поставщиками кадров, наши довузовские образовательные организации безусловным образом курируем. Я там был, я общался, и достаточно часто бываю. Нет, не угнетает. И вот как раз мы плавно переходим в ответ, и я на него не ответил – есть ли стипендия, в каких условиях проживают. Надо понимать, что курсант, он когда поступает, он поступает на военную службу, с ее определенными ограничениями. Поэтому проживание у нас первый и второй курс, пока они еще не заключили контракт, это считается военнослужащий по призыву. Ясно, что это условия проживания, это не пятизвездочный отель, да? Ну нормальные условия для проживания молодых людей, которые избрали своей будущей профессией, своим будущим жизненным предназначением, это служение отечеству, быть на военной службе. То есть, комфортные условия достаточно, но без проживания у мамы, и так далее, как студенты.

А. Ермолин Это кубрики, да?

А. Карпов Да кубрики, нормальная кубриковая система есть. Но со второго курса… На первом курсе тоже есть, как вы назвали ее стипендия, а со второго курса они заключают контракт, и уже проходят военную службу как по контракту, соответствующе у них достаточно весомо денежное содержание поднимается. Ну я могу сказать такие цифры, значит если он старшина, старше курс, это порядка 25 тысяч. Согласитесь, что у нас вряд ли какие-либо студенты в гражданских ВУЗах имеют соответствующую стипендию.

А. Ермолин У нас в регионах и зарплату такую редко кто имеет.

А. Карпов Да, да, да, поэтому…

А. Дурново Да и в Москве не всегда, чего греха таить. Александр Владимирович, я хотел вас спросить вот, о чем. В чем заключается функция военно-научного сопровождения строительства ВМФ, который выполняет ваш центр? Это я перескакиваю уже на другую тему, но времени мало, а тем, которых хочется затронуть, еще очень много.

А. Карпов Первая функция военно-научного сопровождения – это важнейшая функция, безусловно этим в основном занимаются, или большей частью, это предназначение наших научно-исследовательских институтов. Но как я уже говорил выше, мы сейчас активно к этому вопросу подключаем и преподавательский состав, и по отдельным вопросам слушателей, даже курсантов. Суть его заключается в том, что по результатам выполнения наших научно-исследовательских работ… Повторяю, те, которые делают наши институты. Мы прогнозируем будущее, и будущее даже не в строительстве, а будущее как мы говорим перспективной вооруженной борьбы. Что необходимо военно-морскому флоту, цели, задачи, какие он будет их выполнять, какой он должен иметь облик. А отсюда, уже исходя из потребности применения, каково должно быть строительство, какие должны быть конкретные корабли, какими они характеристиками должны обладать. И вот это есть функция военно-научного сопровождения, которая начинается с разработки тактико-технических заданий на строительство конкретного корабля, конкретной подводной лодки. Но не просто как видение какое-то, а на основе того научного задела, который получают наши институты по результатам выполнения своих научно-исследовательских работ. И вот эти тактико-технические задания мы разрабатываем, потом они в дальнейшем рассматриваются, утверждаются, и это является основой для нашей промышленности разрабатывать то, что нужно ВМФ, необходимо. Поэтому это и есть задающий импульс в строительстве ВМФ. Еще раз надо понимать, что промышленность выполняет то, что заказали им ВМФ на основе вот тех тактико-технических заданий, которые разрабатываются нашими специалистами. И в дальнейшем, когда исполняется, уже строительство идет корабля по утвержденному тактико-техническому заданию, безусловно контроль вот этого исполнения. Это достаточно сложный процесс, взаимный процесс, процесс взаимодействия нас, и предприятий промышленности, которые исполняет в рамках государственного оборонного заказа строительство современных подводных лодок, надводных кораблей, а так же отдельных образцов вооружения военной техники.

А. Ермолин Прислушиваются к вам? Я почему задаю этот вопрос, потому, что вспоминаю Колчака. Как он писал, что мы заказываем одно, а военно-промышленная комиссия (неразборчиво) то еще, да? Такие интересные деньги выделяют, что корабли получаются удивительные, — как он писал в свое время.

А. Карпов Вы знаете, для того, чтобы прислушиваться, и тебя не только слушали но и слышали, надо, как я это не однократно сегодня подчеркнул, иметь соответствующее научное обоснование. Чем больше и авторитетней, и научно-обоснована твоя позиция, тогда тебя и будут слушать, вот в этом и заключается суть. Поэтому, если оно научно-обосновано, тебя все услышат.

А. Ермолин Вот я… Хоть Алексей и поменял тему, но я вот… Вопрос на языке все у меня крутится, вертится. Вот а вы довольны результатами именно ЕГЭ? Вот насколько объективно… Вот вы видите потом тех ребят, которые к вам поступают. Это эффективно? Ну я понимаю, что вы не можете сказать нет, поскольку государство ест государство. Какие плюсы и минусы вот в таком способе отбора абитуриентов?

А. Карпов Ну вы правильно сказали, что это не совсем как бы оценку давать ЕГЭ, и ее реализации в нашей стране. Мне удобно давать, и даже не с точки зрения того, что это принято государством, а потому, что это несколько другой уровень, это уровень школы. И дошкольное, довузовское образование – это не совсем, чем я занимаюсь в силу своих должностных обязанностей. Но в чем плюсы? Плюсы — это вот действительно возможность… Равные возможности, неважно где человек проживает, представить… Я бы сказал так, единый знаменатель. Единый знаменатель, и вот это репетиторство даже может быть, или там знакомство с членами экзаменационной комиссии, вот это все ушло, мы получаем результаты ЕГЭ. Насколько вы имеете в виду, я вам могу сказать вот здесь честно, вот это уже наша оценка. Первый курс – качество абитуриентов с каждым годом становится лучше. Вот конкретно если я говорю про свою образовательную организацию.

А. Ермолин Ну, это очень важно.

А. Карпов Это факт, это факт. Два – и профессиональный… То есть, ну я же встречаюсь, мы постоянно делаем оценку, мониторим. Вот преподаватели, наши уже преподаватели математики, физики, если еще несколько лет назад они жаловались, что практически весь первый семестр необходимо давать школьную программу, то сегодня таких жалоб нету, то есть уже приходят. А вторая позиция – приходят люди гораздо более мотивированные к военной службе, государевой службе, к службе ВМФ. Это тоже я могу сказать честно и объективно. То есть качество абитуриентов, и тех, которые по результатам уже поступают к нам, с каждым годом становится лучше, это объективно.

А. Ермолин Но я кстати скорее сторонник ЕГЭ, потому, что у раз во всем мире работает, то странно, почему бы у нас это не работало. Но вот ваши коллеги там из сухопутных войск, они очень интересную мысль подмечают, что собственно оттестировать дисциплинарные знания можно, а вот нет ли необходимости добавить… Ну, скажем какое-то дополнительное тестирование с точки зрения креативности, способности решать, с точки зрения достижительства, ну вот лидерские качества оценки.

А. Карпов Ну, если мои коллеги так, я бы несколько с ними поспорил. Потому, что о чем вы говорите, это и суть наших образовательных институтов. Мы должны формировать во многом эти лидерские качества, необходимые будущему офицеру как управленцу, как руководителю, а не уже получать готового. Ну кто их сформирует лидерские качества? Они конечно природой у многих заложены, но не школой ведь. Это и суть военных организация, формировать эти лидерские качества, и мы этому уделяем очень большое внимание.

А. Ермолин А творческий потенциал?

А. Карпов А что мы понимаем под творческим…

А. Ермолин Ну, способность…

А. Карпов А вот участие в военно-научном сопровождении, участие в строительстве флота, где ты видишь частицу своего труда, это и есть развитие творческого твоего потенциала. А тем более многообразие тех тем, которые есть, поэтому я считаю вполне можно и раскрыться, и самое главное преподаватели, они помогают в этом, не только строевые начальники.

А. Дурново Александр Владимирович, ну вот если заговорили мы о творческом начале, я знаю, что ваш центр регулярно участвует во всевозможных форумах, таких например как «Армия», «Архимед». Расскажите пожалуйста чуть подробнее, какова ваша деятельность на этих форумах, чем удивляете их участников?

А. Карпов Действительно, мы уже на протяжении вот последних лет активно участвуем… Ну, давайте начнем с «Архимеда», это международный такой очень престижный достаточно форум современных передовых технологий, научных достижений, которые проводятся. И вот на протяжении уже точно 4 лет мы держим устойчиво первое место… Ну, назовем так, не официально… Точнее нет такого, что первое место, а первое место в медальном зачете по количеству медалей, которые наши представители завоевывают. Теперь опять, кто у нас ездит? Вот опять мы возвращаемся к сути воздания военно-научного центра. Это и преподаватели, и научные работники, и курсанты, и слушатели, и операторы научной роты, которые у нас тоже в нашем центре есть, 60 человек – это выпускники. Лучшие выпускники гражданских ВУЗов, люди уже имеющие высшее образование. Вот они все представляют. Более того, в 2015 году мы завоевали гран-при, то есть высочайшую, самую высокую награду этого форума, а на нем между прочим участвуют более 300 различных организаций, и не только из России. И очень много международных. И вот вреди всех 300, мы прочно удерживаем… Буду надеяться, что и дальше будем удерживать первое место в общем количестве медалей, которое мы завоевываем. Что же касается «Армии 2000»… Участия в международном военно-техническом форуме «Армия», вот «Армия 2016», вот смотрите, какие мы по итогам завоевали: лучшие экспозиции среди образовательных организаций Минобороны, лучшее мероприятие научно-деловой программы, лучшая прикладная разработка в интересах Минобороны. Опять, лучшая прикладная разработка – это и преподаватели участвовали, и курсанты. И вот я бы сказал бы, такая взаимосвязь различных поколений, опытных преподавателей и курсантов, молодежи с раскрытием их творческого потенциала, дает нам такие результаты.

А. Ермолин А военно-научные роты вот вы упомянули. В двух словах, вы довольны…

А. Карпов Без слова военные, без слова военные. Они просто называются научные роты.

А. Ермолин Как вот организована жизнь военнослужащих, которые к вам приходят в эти роты?

А. Карпов Вы знаете…

А. Ермолин С точки зрения науки, прежде всего.

А. Карпов Да, да, я понял. Вы знаете, это по инициативе министра обороны РФ, решением президента РФ, верховного главнокомандующего, было признано целесообразным, и были созданы научные роты. У нас была создана именно так, научная рота №1 ВМФ. То есть, сама цифра даже уже накладывает на нас определенную ответственность. Их 60 человек наборы, они проходят службу военную не по контракту, а именно по призыву, но их основное предназначение – заниматься научной работой, научной деятельностью в период прохождения военной службы. Как вы прекрасно понимаете, не каждого выпускника гражданского ВУЗа, а берутся именно выпускники гражданские ВУЗы, и те, которые не прошли военную кафедру, чтобы он занимался, то есть, это человек должен быть уникальным. Поэтому есть очень тщательный отбор, по определенным критериям. Ну например, средний балл у него должен быть по итогам выпуска из гражданского ВУЗа не менее 4,5. Он дожжен быть отмечен уже в период своего обучения различными… То есть, склонность к научной деятельности, это должно быть подтверждаться соответствующими грамотами, и так далее. И вот таких мы проводим очень тщательный отбор, потому что конкурс достаточно высокий у них. И отбираем этих кандидатов, для этого у нас есть специальные комиссии, и представляем этих людей для того, чтобы их утвердили уже в дальнейшем в центральных органах военного управления Минобороны. И потом эти абитуриенты приходят к нам служить. И вот занимаются они именно тоже прикладными вопросами, очень важными для строительства ВМФ, очень важными для строительства… То есть, под руководством ведущих наших ученых, они проводят различного рода исследования. И что очень я считаю важно, с каждым годом, это действительно модно как говорится проверить. Вот количества, которые… Вот уже когда они заканчивают в течение года свою военную службу хотят остаться в дальнейшем для службы в качестве лейтенантов им присваивается, есть такая возможность, лейтенантов возрастает. Если к примеру мы начинали с цифры 25-30%, то сейчас осенью 16-го года 60%...

А. Дурново 20 секунд у нас остается, Александр Владимирович.

А. Карпов Все, 60% пришло в Минобороны.

А. Дурново Спасибо большое, извините, что пришлось прервать вас, просто к сожалению время наше подошло к концу. Александр Владимирович Карпов, заместитель начальника Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия», контр-адмирал. Игорь Дегало тоже с ним, Санкт-Петербург у нас был на связи, Анатолий Ермолин, Алексей Дурново, военный совет. Прощаемся до следующей субботы, спасибо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире