'Вопросы к интервью
16 июля 2016
Z Военный совет Все выпуски

Ход учебно-полевых сборов со студентами вузов по программам военной подготовки сержантов и солдат запаса


Время выхода в эфир: 16 июля 2016, 12:08

А. Ермолин Добрый день всем, кто нас слушает, в эфире очередной выпуск, очередное заседание «Военного совета», ведущий в студии Анатолий Ермолин. Наш эксперт, гость «Военного совета» сегодня Руслан Александрович Миляев, начальник группы, заместитель начальника направления комплектования второго управления главного управления кадров Министерства обороны РФ, полковник. Добрый день, Руслан Александрович.

Р. Миляев Добрый день.

А. Ермолин У нас сегодня очень интересная тема, я бы даже сказал в каком-то смысле инновационная. Мы говорим про ход учебно-полевых сборов со студентами ВУЗов по программам военной подготовки сержантов и солдат запаса. Руслан Александрович. А давайте напомним нашим гостям вообще, как давно появилась эта идея, работать со студентами, и в чем ее суть?

Р. Миляев Да, идея работать со студентами на самом деле не нова, и работа со студентами Минобороны на самом деле продолжается много десятков лет. Дело в том, что подготовка офицеров запаса проводится фактически с 20-х годов прошлого века. А новым является в данной системе то, что подготовка в данном случае осуществляется по программам солдат и сержантов запаса. То есть это не офицеры, это будут солдаты и сержанты, это другая категория. Данная идея возникла в 2013 году, когда в своем послании президент РФ предложил не отказываясь от отсрочек для студентов от призыва в армию, изменить систему военной подготовки в образовательных организациях высшего образования. Далее…

А. Ермолин Ну тут надо напомнить, что раньше отслужил, и на год в армию, да? Если у тебя не было военной кафедры, да?

Р. Миляев Да, это раз, раньше. Кроме того, вот в свое время еще до 2009 года даже окончившие военные кафедры по программам офицеров запаса призывались вооруженные силы на 24 месяца служить, все это закончив только в 2009 году. И понимаете, система военной подготовки, она производная, да. Она зависит от системы комплектования вооруженных сил в целом. Она зависит от развития средств вооруженной борьбы, она зависит от каких-то исторических периодов. Вот например, когда началась Великая отечественная война, существовавшие военные кафедры тут же перешли на подготовку граждан… Влились в структуры военных комиссариатов, и готовили граждан к военной службе, в общем-то на фронте. То есть, эта вещь, она гибкая, она динамичная, она меняется в зависимости от реальной ситуации.

А. Ермолин А я правильно понимаю, что теперь студент по сути дела не покидая парты, в течение всего периода обучения в высшем учебном заведении получает определенную военно-учетную специальность, да? Заканчивает высшее учебное заведение, и собственно получает звание там солдата, сержанта и так далее, да? Но он не служит после ВУЗа в вооруженных силах, если сам не пожелает.

Р. Миляев Да, да, совершенно верно, так оно и есть. Ряд финансов. Значит для того, чтобы получить звание… А звание у нас в данном контексте – это сержант, старшина первой статьи, это по линии ВМФ, да? Рядовой матрос соответственно опять же, ВМФ. Чтобы получить данное звание, необходимо соблюдение двух условий одновременно: это окончание программы военной подготовки успешное соответствующей, а второе условие – окончание высшего учебного заведения, собственно говоря. То есть, сочетание двух факторов: диплом о высшем образовании, и освоенная программа военной подготовки. И здесь нужно иметь ввиду, что в зависимости от нюансов образовательных программ конкретно ВУЗа, набор граждан для данных видов подготовки происходит с разных курсов: где-то с первого курса, где-то со второго. И таким образом, иногда бывают ситуации, когда сборы к примеру гражданин проходит в этом году, а выпуск из Вуза у него будет в следующем году. И вот из количества граждан, студентов, проходящих сейчас военные сборы, а это количество составляет порядка 11,5 тысяч человек, которые пройдут этим летом военные сборы. Порядка 50% выпускается в этом году, а 50% в следующем.

А. Ермолин Ждут, когда они закончат ВУЗ.

Р. Миляев Да. То есть, те самые 5 тысяч с половиной студентов, которые в данном году одновременно еще со сборами оканчивают свой ВУЗ, и получают дипломы, им будут именно в этом году вручены соответственно военные билеты с записью, что он является рядовым сержантом запаса.

А. Ермолин А много университетов в этой системе сейчас находится?

Р. Миляев В данной системе с нами взаимодействуют 65 ВУЗов.

А. Ермолин О, это очень много.

Р. Миляев В 2014 году, когда был произведен первый набор, он был произведен в 65 ВУЗов, и вот порядка 12 тысяч человек было набрано. Кто-то отчислился, и вот 11,5 сейчас тысяч человек будут участвовать на сборах.

А. Ермолин А это… Ну, к вопросу о силах и средствах, которые есть в тех же гражданских университетах. Там, где есть кафедры, или не обязательно?

Р. Миляев Да, конечно. Основу новой системы военной подготовки естественно составили те ВУЗы, в которых имеются соответствующие инфраструктуры. Потому, что это опять же силы и средства, как вы говорите. Это ВУЗы, в которых уже есть военные кафедры, и которые занимаются подготовкой офицеров запаса.

А. Ермолин Как вы оцениваете вот востребованность вот этого предложения среди самих студентов?

Р. Миляев Мы оцениваем, что это востребовано. Мы оцениваем, что дана система подготовки в общем-то состоялась. Вот первые практически выводы, вот уже по итогам опять же сборов текущих – система состоялась, как система. Я могу привести цифры востребованности, если позволите.

А. Ермолин Да, конечно.

Р. Миляев Вот отбор набора текущего года, он еще не завершен в ВУЗах, он идет, и вот предварительно ряд ВУЗов уже конкурс достигает свыше 2 человек на место.

А. Ермолин То есть, это не для всех, да? Получается.

Р. Миляев Надо иметь ввиду, что количество граждан, которые проводят… С которыми осуществляется военная подготовка, она опять же производная. Это не игра, это государственный заказ на подготовку обученного мобилизационного ресурса. Мобилизационный ресурс является в общем-то важным элементом обороны страны, и в данном случае все зависит от потребности Минобороны в конкретных специалистах, в конкретных регионах, и естественно это не может быть для всех. К тому же это в общем-то имеет цену вопроса для государства.

А. Ермолин То есть, вы…

Р. Миляев Военная подготовка, да, она имеет цену вопроса, и государство (неразборчиво) финансирование. А налогоплательщики соответственно платят в бюджет, поэтому Минобороны очень рачительно старается расходовать соответствующие средства.

А. Ермолин То есть, у вас есть возможность выбора из желающих студентов?

Р. Миляев Совершенно верно. И это нас очень радует, потому, что конкурс, конкуренция – это всегда хорошо, положительно, прогрессивно. В ходе отбора параметры следующие…

А. Ермолин Вот, да, (неразборчиво) очередной вопрос, да.

Р. Миляев Естественно состояние здоровья. Военный человек и состояние здоровья, это вот… Проходит военно-врачебную комиссию. Для военной подготовке по программам солдат, сержантов допускаются граждане, годные к военной службе или годный с незначительными ограничениями. Второй момент – это профессионально-психологический отбор. Третье – это физическая подготовленность кандидатов, её проверяют кафедры физподготовки ВУЗов. И четвертый момент – это средний балл успеваемости по основной образовательной программе. Собственно говоря, можно… (Неразборчиво) то, что мы все (неразборчиво) стимулируем образовательную активность. И составляется рейтинговый список, и соответственно побеждают сильнейшие.

А. Ермолин А какие… Ну так вот переходя на образовательный язык, целевые результаты образования закладываются за весь период обучения? Ну, вот у той программы, которая внедрена в этих 60 ВУЗах. Вот кого вы должны получить на выходе, есть ли стандарты?

Р. Миляев Да, конечно. Стандарты есть, есть квалификационные требования, которые предъявляются к подготовке специалиста, конкретного специалиста. Эти требования определяют органы военного управления, которые являются организаторами подготовки по конкретным военно-учетным специальностям. Соответственно эти же органы… (Неразборчиво) не только квалификационные требования, но и составляется учебный план, программа, это вот достаточно такой толстый документ, в котором расписано детально, пошагово да? По каждому часу подготовки что делается, с какой целью, и соответственно этот стандарт и на выходе должен закончиться тем, что проводится квалификационный экзамен, где проверяется соответствие подготовки специалистов к данному стандарту. Ну естественно надо понимать, что если студент экзамен не выдерживает, то в общем-то он будет проходить военную службу на общих основаниях. То есть, (неразборчиво).

А. Ермолин Потом (неразборчиво).

Р. Миляев Да.

А. Ермолин Потренируются в сапогах, да?

Р. Миляев Да. Нет, потренировался он получается в ВУЗе. Если он не…

А. Ермолин Ну если не сдал экзамен.

Р. Миляев Экзамен, да. А там уже…

А. Ермолин А сложно сдать экзамен?

Р. Миляев Вы знаете, трудно судить. Здесь все зависит наверное от личной добросовестности человека. Тут уж кто как учится.

А. Ермолин У вас ведется подготовка по конкретным военно-учетным специальностям, да?

Р. Миляев Да.

А. Ермолин То есть, в военных билетах вы вписываете специалист.

Р. Миляев Да, специалист, конкретно вот…

А. Ермолин Вот какие специальности в первую очередь осваиваются в университетах? Я понимаю, что они зависят от профиля ВУЗа, ну вот что вам важно?

Р. Миляев Да. Значит вот вы правильно заметили, очень важно совместить, сопрячь основную образовательную программу, в которой готовится студент, и специальность военную. То есть, таким образом военная подготовка будет гораздо более эффективнее, то есть одно накладывается на другое. Это получается в гражданском смысле он готовый специалист, например инженер, да? Какой-нибудь колесно-гусеничных машин например, да? И соответственно есть эквиваленты военно-учетных специальностей, фактически прямые, да? И естественно подготовка эффективнее. То есть, если мы берем молодого человека, который окончил школу, и он призывается в армию, и готовится к какой-то специальности. Год служит, и уходит в запас, и параллельно берем молодого человека, который оканчивает целый ВУЗ, по специальности родственной этой военной, то по сути дела в лице солдата запаса мы имеем практически там где-то рядом с офицером таким соответствующим, да? По сути базовой подготовки. Да? Вот я имею ввиду, образовательной.

А. Ермолин В этой связи нет у тех ребят, которые учатся по специальностям солдатским, сержантским, по флотским, да? Как вы уже упоминали, нет ревности к тем, кто учится все-таки и получает по выходу офицера запаса. Это же получается военные кафедры…

Р. Миляев Очень интересный вопрос, кстати. А вот здесь по-разному. Вы знаете, есть случай, когда наоборот граждане предпочитают офицерским программам солдатские. Мы анализируем ситуацию, почему? А там часов меньше на подготовку. То есть, по офицерской программе надо учиться дольше, так сказать въедливее и глубже. Ну, определенная как бы вот такая (неразборчиво).

А. Ермолин А надо (неразборчиво) потом служить еще год?

Р. Миляев Нет. Как вы уже говорили, (неразборчиво) года…

А. Ермолин Тоже не надо, да?

Р. Миляев Это отменено. Потому, что меняется опять же система комплектования, обращается внимание, это у нас контрактная основа занимает уже значительную часть. Да? Общей численности солдат. Поэтому от этого отказались в 2009 году еще.

А. Ермолин Вот у нас хороший вопрос из Иркутской области пришел от нашего слушателя: а почему к этой программе привлекаются только студенты высших учебных заведений? Чем студенты профессионально-технического профиля такого доверия не достойны?

Р. Миляев Имеется ввиду среднего профессионального образования?

А. Ермолин Ну да, здесь употреблен ПТУ, такой советский термин, да? Но кстати вот поскольку за 8 лет наших эфиров здесь много было военноначальников, и не только в студии разговаривали, что например когда в танковые части брали ребят-трактористов, да? То тот уровень боевой подготовки был на порядок выше вот от такого целевого напора.

Р. Миляев Ну да, тоже очень интересный вопрос. Ну, ближе к исторической параллели это интересно. На самом деле до 91-го по-моему года, существовало в Советском Союзе военная подготовка, в том числе и офицеров младших запасов, там младших лейтенантов по-моему давали. Именно вот как вы говорите ПТУ, вот в техникумах.

А. Ермолин А, в техникумах, да.

Р. Миляев В техникумах, да.

А. Ермолин Среднетехнические специальности в общем.

Р. Миляев Да. И в этот период, я вам скажу, было… Вот у меня даже вот как раз перед глазами… Была очень интересная цифра – 441 учебное заведение профессионального образования, в которых проводилась военная подготовка. Вопрос, насколько вот такой объем, да? По карману государства был – раз, во-вторых был востребован как бы для той цели, для которой ты готовился, это уже второй вопрос. Ну, после того, как Советский Союз прекратил существование, вот подготовка в средних профессиональных образовательных организациях была прекращена. Потому, что вопросы объемов, да? Зачем, да? Текущая система в структурных подразделениях гражданских ВУЗов, занимающихся военной подготовкой, она обоснована потребностью Она имеет определенный математический эквивалент. То есть, она соответствует нашим задачам.

А. Ермолин То есть, вы заранее считаете, по каким ВУЗам сколько вам нужно подготовить?

Р. Миляев Конечно, конечно. И избыточная подготовка мобилизационного ресурса – это излишняя нагрузка на государственный бюджет.

А. Ермолин А как ректоры к этой идее относятся? Они вообще это поддерживают каким-то образом? И есть ли стимул для ректоров с вашей стороны?

Р. Миляев Вы знаете, мы взаимодействуем с ВУЗами достаточно давно, в части вот подготовки опять же повторюсь офицеров, учебных военных центров. И естественно есть взаимопонимание там, где мы давно работаем. Ведь когда формировалась структура ВУЗов, учитывается не только потребность Минобороны, ну и собственно говоря желание ВУЗа работать с нами. Потому, что это та сфера, в которой насильно счастлив не будешь. Естественно везде, где есть структура военной подготовки, есть взаимопонимание, причем которое складывалось годами. И вот на самом деле у истоков собственно говоря вот новой системы военной подготовки, тоже стояли ряд ВУЗов достаточно крупных, которые с энтузиазмом восприняли.

А. Ермолин А какие?

Р. Миляев Например МГТУ имени Баумана, например Московский государственный университет имени Ломоносова. Сибирский федеральный университет, вот наши такие передовики.

А. Ермолин Сибирский – это в Красноярске?

Р. Миляев Это в Красноярске который, да. Поэтому взаимопонимание есть.

А. Ермолин Ну вот это же дополнительные расходы для университетов. Минобороны как-то ресурсы планирует выделять?

Р. Миляев Ну, тоже интересный вопрос. В плане ресурсного обеспечения схема подготовки действует так: То, что касается образовательной части, за это отвечает ВУЗ. Ну, собственно говоря класс, в котором студент учится по основной образовательной программе, и класс, по которой учится в рамках программы военной подготовки, это тот же самый порой класс. Ну конечно не тот же самый, это просто немножко другой класс, но это то же здание, да? Та же инфраструктура. А вот то, что касается специфики военной, учебные пособия, тренажерная база, какие-то видеофильмы. Все, что касается именно военной специфики, это поставляет Минобороны, это зона ответственности Минобороны.

А. Ермолин А расходы на сборы?

Р. Миляев Расходы на сборы – это расходы бюджета Минобороны. Все это закреплено соответствующим образом в нормативных документах, во время наших ответственностей есть совместный приказ и Министерством образования науки. То есть, есть Минобрнауки с одной стороны, который занимается системой образования, а есть Минобороны. Есть еще учредители ВУЗов. То есть, на самом деле Министерство образования и науки, он лишь один из учредителей, самый крупный, самый ведущий, но есть еще порядка 7 учредителей, у которых есть ВУЗы, и которые участвуют в этом процессе.

А. Ермолин Вы только в федеральными университетами работаете?

Р. Миляев Нет.

А. Ермолин Или… Ну, я не правильно сказал. С государственными университетами?

Р. Миляев Да.

А. Ермолин Только с государственными? Никто из частников не просится в эту систему?

Р. Миляев Вопрос такой не стоит, потому, что у нас достаточное количество, достаточно серьезных ВУЗов. И вот хотелось бы отметить следующее: Вот в (неразборчиво) развития новой системы военной подготовки, а она собственно говоря уже состоялась, потому, что идут первые сборы, прошел первый выпуск…

А. Ермолин А сколько они учились уже вот первые ребята?

Р. Миляев Первые ребята? С 2014 года.

А. Ермолин: С 14го года, да?

Р. Миляев Да.

А. Ермолин То есть, по сути дела двухгодичная программа, да?

Р. Миляев Ну, солдаты в среднем полтора года, а сержанты – 2 года. Ну, здесь учебные программы конкретных ВУЗов, они могут иметь какие-то нюансы. В среднем подготовка ведется методом так называемого военного дня, когда один день в неделю в Вузе выделяется именно вот на военную подготовку.

А. Ермолин Полный день?

Р. Миляев Да, полный день. У них так и называемый, день военного дня.

А. Ермолин Это…

Р. Миляев Метод военного дня.

А. Ермолин Метод военного дня, да.

Р. Миляев Да. Кто-то начинает подготовку с сентября, какой-то ВУЗ. Какие-то ВУЗы начинают подготовку с февраля, в другой семестр. Мы не ограничиваем данные тенденции, ВУЗу удобнее и виднее, как организовывать свою образовательную программу. Важно, что он позволяет и контролирует своевременность проведения всех мероприятий, и гражданин осваивает программы, то есть важен результат. Программа освоена, это подтверждается соответствующими экзаменами.

А. Ермолин Я предлагаю собственно про кухню поговорить чуть подробнее после перерыва, потому, что у нас тут всего лишь 20 секунд остается, и эти 20 секунд я использую для того, чтобы напомнить, что в эфире «Военного совета» эксперт Руслан Александрович Миляев, начальник группы, заместитель начальника направления комплектования второго управления главного управления кадров Министерства обороны РФ, полковник. И сегодня мы говорим, будем говорить, да? Про ход учебно-полевых сборов со студентами ВУЗов по программам военной подготовки сержантов, и солдат запаса.

НОВОСТИ.

А. Ермолин Мы продолжаем заседание «Военного совета», ведущий в студии Анатолий Ермолин, наш гость сегодня Руслан Александрович Миляев, начальник группы, заместитель начальника направления комплектования второго управления главного управления кадров Министерства обороны РФ, полковник. Мы говорим про необычные формы, про инновационные формы работы с молодежью, в частности со студентами, которая апробируется в течение последних нескольких лет, и в частности о ходе учебно-полевых сборов со студентами ВУЗов по программам военной подготовки сержантов и солдат запаса. Руслан Александрович, а расскажите, вот что это за сборы? Вот как они устроены, где проводятся, чем заканчиваются?

Р. Миляев Сборы по сути своей являются итоговым этапом военной подготовки студентов. В данном случае по траектории солдата и сержанта запаса. Условно систему подготовки можно разделить на 3 наверное этапа. Первый – это теоретический, который проходит непосредственно в ВУЗе, на базе военной кафедры, когда… Ну естественно есть и практические занятия, ну в целом, условно, да? Он основной, по длительности своего времени. Вот в ходе этого этапа усваиваются основные теоретические знания, согласно избранной военной специальности. Как мы уже говорили, он проходит методом военного дня, вот эта подготовка. А второй и третий этап – это уже практические. Они проходят в ходе сборов, на базе воинских частей Минобороны, или военно-учебных заведений. Минобороны. Вот в частности, в ходе текущих сборов, задействовано 8 ВУЗов Минобороны, как площадок для вот организации сборов, для студентов. Ну, здесь причины какие? Первая близость к месту обучения. Потому, что чем ближе, тем это экономичнее опять же. И второй момент – это соответствие специальности, и учебно-материальной базе, специфики конкретной воинской части. В данном случае вот 8 ВУЗов у нас являются задействованы, они оптимальные являются.

А. Ермолин Не накладывается это в ВУЗах на работу с абитуриентами?

Р. Миляев Ну, на самом деле воинские части тоже занимаются делом. Минобороны – это предусматривает, во-первых планирование происходит заблаговременно, фактически за год до организации сборов. Это планирование учитывает все факторы, которые могут возникнуть. То есть, время и место подбирается, согласовывается, и все это включается в соответствующий план, поэтому не пресекается.

А. Ермолин Это по форме… Ну, типа учебные центры? Отдельные учебные центры, палаточные городки, или по-разному, в зависимости от ситуации?

Р. Миляев Нет, по-разному. Это конкретные реальные воинские части, которые участвуют в проведении сборов, офицеры проводят занятия.

А. Ермолин Подстригаете студентов? Переодеваете их в форму?

Р. Миляев Аккуратная стрижка, она никогда никому не вредила. Да, студенты в ходе сборов переодеваются в форму, эта форма обеспечивает за счет Минобороны в данном контексте. Естественно они переодеваются, проживают и кушают, все это за счет Минобороны естественно. То есть, они стоят на всех видах довольствия на этот период.

А. Ермолин А по времени сколько это?

Р. Миляев Это занимает месяц календарный, календарный месяц. И вот в ходе этого практического этапа, можно увидеть два таких подэтапа. Первое – это общевойсковая подготовка, которую проходит в общем-то все, независимо от специфики специальности. И она завершается принятием военной присяги.

А. Ермолин Это аналог курса молодого бойца, да? Что-то такое.

Р. Миляев Ну, курс молодого бойца – это так сказать, просторечивое обозначение так называемого курса общевойсковой подготовки, так называется правильно. И принятие военной присяги юридически возможно только после него. И следующий этап – это уже после принятия военной присяги, и вот общевойсковой подготовки, идут практические занятия именно по специфике военной специальности. Если он инженер – значит инженер, значит вот (неразборчиво) пример специалиста радиационной химически-биологической защиты, то это вот своя специфика. Итогом является как правило такое комплексное занятие, тактико-специальное, которое объединяет знания по данной специальности, разрозненные, да? Которые решаются в одной практически задаче.

А. Ермолин А удается вам? Извините…

Р. Миляев Да.

А. Ермолин Удается, ну скажем так, по-настоящему смоделировать условия ну, такой боевой подготовки жизни в реальных вооруженных силах? Потому, что тут у нас есть из Самары критические замечания, там: как всегда пьянка у партизан. Вот насколько скажем профессионально все это устроено? И насколько серьезно сами студенты относятся к этому, и насколько серьезно вы контролируете?

Р. Миляев Ну, студенты (неразборчиво), конечно студенты. Во-первых студенты контролируются педагогами их ВУЗов. Они приезжают не сами по себе, они приезжают организованно, под руководством преподавателей военной кафедры. А преподаватели военной кафедры – это собственно говоря, все офицеры запаса.

А. Ермолин Офицеры запаса, да, понятно.

Р. Миляев Начальник кафедры, заместитель, это офицеры, которые без приостановления военной службы направлены в ВУЗ работать, да? (Неразборчиво) военные, то есть все в той или иной степени офицеры, это раз. Во-вторых, в воинской части – воинский порядок. По прибытию студенты формируются в какие-то группы, взвода, отделения, вот как положено в армии, в зависимости от их количества и все, это вливается в общий распорядок дня. Более того, проведение учебных сборок контролируется представителями органов военного управления, которые организуют подготовку. Это планируется, это контролируется, в том числе контролируется контроль, те кто выезжает… Да? Извините за тавтологию…

А. Ермолин Контроль контролируется, так и должно быть.

Р. Миляев Да, так и должно быть. Потому, что все это планово, поэтому (неразборчиво) комментировать…

А. Ермолин Тут наверное еще и цена, извините за просторечие залета очень высока, да? Там пролетел по пьянке, пойди послужи еще годик.

Р. Миляев Требования – да, соответственно да.

А. Ермолин Если месяц не захотел нормально послужить… Так, а насколько с точки зрения материально-технического обеспечения, подготовлены такие сборы? И вообще, есть ли там какая-то практика боевых стрельб там, вождение боевой техники, прыжки с парашютом, если это какие-то профильные. Кстати есть, или…

Р. Миляев Прыжки с парашютом я думаю, нет. Потому, что у нас такой специальности по солдатам нет, которая предполагает.

А. Ермолин То есть, Рязанское училище вы не привлекаете к проведению таких сборов?

Р. Миляев Конечно есть стрельбы, то, что положено по программам подготовки для того, чтобы квалификационный экзамен показал, что да, он солдат или сержант по данной специальности. Естественно это все, что соответствует, это такая же программа по сути дела, как вот… Это сертификация, да? То есть, если солдат в войсках осваивает данный вид оружия, данный навык действия, соответственно если студент ВУЗа по данным военно-учетным специальностям получает звание, военный билет, то естественно он должен владеть теми же навыками.

А. Ермолин Сейчас вспоминаю свой курс молодого бойца в пограничном училище, там помню на (неразборчиво) мазали поджигали, потому тушили друг друга, потом палатки и (неразборчиво), потом под танками лежали, над тобой они проезжали. Вот такие вещи традиционные сохранялись в какой-то степени?

Р. Миляев Да. Ну вы знаете, на самом деле прохождение данных учебных сборов, будет активно освещаться в СМИ, соответствующие мероприятия планируются нашей пресс-службой. И я думаю, можно будет еще визуально увидеть, как это происходит.

А. Ермолин А надо бы съездить, договориться с пресс-службой, да? Вот… Ну, на этот вопрос мы уже ответили, да? Там обязательно студенту стричься под расческу? Не знаю что такое, там (неразборчиво).

Р. Миляев Ну, аккуратность никому не мешала.

А. Ермолин Да, про пьянку мы тоже ответили, что слишком дорогая цена для такой пьянки. Ну а как в принципе, вот у вас есть удовлетворение от результатов вот этой работы? Вы же говорили, что даже уже не эксперимент. То есть, это уже такая технология можно сказать отработана. И какие для себя вот вы определяли… Ну, как говорят, ключевые показатели эффективности, результативности, вот на что вы ориентируетесь, оценивая свою работу?

Р. Миляев Ну, формально математическим показателем эффективности является количество граждан, которые выпустятся успешно, освоив эти программы – это раз.

А. Ермолин Успешно освоив. Не просто выпустятся, а которые успешно освоят эту программу.

Р. Миляев Успешно, да, да. Ну надо полагать, что сборы – они только вступают в активную фазу. Вот на данный момент у нас закончились боры порядка 850 человек в общей совокупности, из 11,5 тысяч. То есть, итоги сборов еще предстоит подвести, так более уже существенно и достоверно. Но то, что состоялись сами сборы, это уже говорит о том, что система работает, система обеспечена нормативно-правовыми актами, которые позволяют ее реализовывать. Ну, созидать всегда интересно, понимаете? То есть, что-то создавалось с нуля. Создавалось большим трудом многих органов военного управления. Трудов Вузов.

А. Ермолин А вот дальше? Дальше, вот они ребята отучились, прошли сборы, получили военные билеты, получили первые военно-учетные специальности. Вот что будет с ними дальше? Ну тут много таких (неразборчиво), во-первых могут ли они подписать контракт, и остаться навсегда?

Р. Миляев Да, да, да. Конечно, они со своей специальностью могут по окончании ВУЗа поступить на военную службу по контракту.

А. Ермолин А есть такие планы вот у этих 11 тысяч?

Р. Миляев Я думаю, да. Вот первый выпуск, который состоялся, это вот МИФИ, Московский инженерно-физический институт. Вот сейчас вам скажу даже цифры. Из 67 выпускников семеро планируют окончить магистратуру, и поступать на военную службу по контракту, в качестве офицера. Вот то есть, уже 7 человек конкретные люди, конкретные фамилии.

А. Ермолин В качестве офицера?

Р. Миляев В качестве офицера. Они себя видят офицерами, и после окончаний магистратуры, вот…

А. Ермолин А, то есть они заканчивают ВУЗ, заканчивают сержанта (неразборчиво).

Р. Миляев Ну дело в том, что получив звание солдата или сержанта, у них…

А. Ермолин По итогам бакалавриата.

Р. Миляев Да, у них две траектории. Собственно первая – это пойти на военную службу по контракту в качестве солдата, а второе – они могут пойти на военную службу в качестве офицера, в порядке реализации соответствующих положений законодательства, для этого нужно что? Нужна потребность Минобороны в офицере именно этого профиля, а соответственно армия строится по принципу пирамидки, да? Офицеров как бы требуется всегда меньше, чем солдат, да? А второе – он должен захотеть, и соответствие специальности, это третий пункт.

А. Ермолин Ага, то есть…

Р. Миляев Если специальности соответствует, есть желание, и Минобороны нужен такой специалист, то при назначении на должность ему присвоят звание лейтенанта, и он будет служить.

А. Ермолин То есть, как раньше это называлось аттестоваться, да? То есть, если у тебя есть высшее образование, то то, что ты закончил (неразборчиво) сержантом запаса, это как бы не приговор. То есть, ты можешь аттестоваться на офицерские должности?

Р. Миляев Нет, не приговор. Да, то есть варианты есть. Ну кроме того ест варианты, тут достраиваются в системе государственного управления, муниципального управления, потому, что военную службу они прошли как полагается, да? И соответственно вы знаете, что был прият закон, ограничивающий приемные соответствующие виды службы государственные, муниципальные. Граждан, которые на законных основаниях не отслужили в армии. Поэтому варианты есть.

А. Ермолин Кстати интересно было бы поговорить с представителями действительно органов муниципального государственного управления. Насколько работает этот закон? То есть, почувствовали они какой-то вклад от этого?

Р. Миляев Ну да, я думаю эта тема уже другой передачи.

А. Ермолин Ну да. Вот наш традиционны слушатель Дмитрий Мезенцев спрашивает: а много ли отсева в этой системе?

Р. Миляев Отсева… Имеется ввиду что? Отсева в ходе приема на обучение? Отсева в ходе обучения?

А. Ермолин Ну мы можем трактовать как угодно, да? Поскольку…

Р. Миляев Отсев в ходе приема на обучение по данному виду подготовки, мы уже говорили, начали программу, уже сейчас в некоторых ВУЗах отбор еще идет, уже достигает 2, где-то 3 человека на место, вот в Уфимском авиационном институте. Отсев в ходе обучения? Да, несомненно он есть. Дело в том, что если гражданин отчисляется из ВУЗа, в ходе обучения по основной программе он автоматически отчисляется с военной кафедры. И вот основная форма отсева на само деле идет по линии ВУЗа. То есть гражданин не осваивается, не тянет, да?

А. Ермолин А если академический отпуск берет?

Р. Миляев Дело в том, что программа военной подготовки не предусматривает перерывов. То есть, в данном случае не может быть академического отпуска, это должно быть непрерывно. Это предусмотрено соответствующими нормативно-правовыми документами. То есть, в данном случае нужно работать непрерывно. Это тоже стимул учиться, и концентрироваться на учебе.

А. Ермолин Как вам сами студенты? Вот они как-то… Вот те, кто проходит эту подготовку, вы же с ними, я уверен общаетесь? Вот ну как социальная группа, что они из себя представляют? Какая у них мотивация, какие у них ценности? Какое желание служить?

Р. Миляев Ну, во-первых это совершенно разные социальные группы. Потому, что как-то нет такой однородной массы среди студенчества по-видимому. Во-вторых, ну людям интересно. Потому, что они получают альтернативу, они вовлечены как правило образовательным процессом по основной программе. Ведь не успевающие к нам вообще-то не поступают по большому счету.

А. Ермолин Это такая серьезная… Ну не услуга конечно, но по крайней мере очень серьезное предложение для студента. Ведь я помню, когда…

Р. Миляев Да, я помню как вариант, это альтернатива. Тем более, что это вариант даже в системе военной подготовки. То есть, у него уже появляется выбор, пойти участвовать в отборе конкурсном на офицера, если кафедра есть, да? На солдата, на сержанта. Это разные программы подготовки, разное количество часов на эту подготовку, разный итог, да? Разный статус по выходу. Это выбор, это интересно.

А. Ермолин Ну, это вот кстати очень важно. Потому, что вот я вспоминаю, когда 8 лет назад мы начинали наши эфиры, сколько… Такой поток просто такой, голословной критики шел, да? Ну иногда кстати и не голословный, да? А сейчас просто это принцип (неразборчиво) как сейчас говорят, да? Выиграть-выиграть. И студент выигрывает потому, что он не теряет года, да? И соответственно вооруженные силы выигрывают, потому, что получают кадровый резерв себе.

Р. Миляев Да, здесь встречное такое движение. Минобороны получает подготовленного специалиста, а студент получает возможность выполнить свой конституционный долг в процессе обучаясь, не прерывая обучения, и в общем-то этот консенсус как бы взаимоприемлем. И более того, у нас ведь не во всех регионах есть как бы система военной подготовки данного рода. И есть большой интерес, граждан очень много. Пишут и граждане, и обращаются ректора ВУЗов, и руководители субъектов РФ.

А. Ермолин Какие (неразборчиво), будете расширяться?

Р. Миляев Мы уже расширяемся.

А. Ермолин Ну 60 ВУЗов – это уже очень много.

Р. Миляев Ну, 65 ВУЗов – это те, кто набирали в 2014 году. Расширяемся, но аккуратно, точечно. Расширяемся именно в части реализации программ подготовки солдат и сержантов, в основном да? В основном, потому, что ну, в качестве примера за прошедший год мы создали военную кафедру, например во всероссийском государственном университете юстиции по подготовке офицеров. Но мы их будем готовить как мобилизационный ресурс, для новой структуры вооруженных сил, военная полиция, относительно новая такая структура. И в ее интересах ничего как бы предусмотрено не было. То есть, как мы уже говорили, все зависит от задачи и потребности. Иначе в этом смыла не будет. В связи с принятием в РФ республики Крым, открыты две военные кафедры в городе. Симферополь – это Крымский федеральный университет имени Вернадского, и при Севастопольском государственном университете открытая кафедра. И со следующего года там уже начнется подготовка. Открыта военная кафедра в (неразборчиво), при (неразборчиво) государственном университете. Тут буквально есть месячный, да, город Кызыл. Открыта военная кафедра в городе Абакан, там тоже недалеко от Кызыла.

А. Ермолин 500 километров.

Р. Миляев Да, это филиал Сибирского федерального университета. То есть, кафедра в филиале. Уже как бы проходят соответствующее согласование документы на открытие военной кафедры в Северокавказском Федеральном университете город Ставрополь. Данная работа будет продолжаться. Следует отметить, что создание новых кафедр предполагает и потребность, наличие в ВУЗе соответствующей инфраструктуры.

А. Ермолин А какие-то церемонии по выпуску вы предусматриваете? Ну, в общем это не последняя вещь в вооруженных силах, там каждый помнит свой выпуск, да? там как это все торжественно происходит.

Р. Миляев Да, однозначно. Тем более что выпуск-то этот первый в этом году, и вот те 5,5 тысяч человек, о которых мы говорили, которых в этом году соблюдаются два условия, они выпускаются из ВУЗа, и окончили, завершили программу военной подготовки, да? Вручение военных билетов, выпуск будет проходить в торжественной обстановке, с присутствием руководителя органов военного управления, вот который организует данную подготовку. Вот как вы уже говорили, первый выпуск состоялся, это вот в Московском инженерно-физическом институте, в МИФИ. 67 студентам вручили военные билеты, вручал их руководитель органов управления соответствующего. А как раз мероприятие, вот интересно, проходило в процессе общего мероприятия вручения диплома выпускника, вот (неразборчиво). Ректор вручал дипломы, а начальник органов военного управления, вручал военный билет. И вот таки мероприятия будут продолжены у всех.

А. Ермолин Вот Юрий спрашивает из липецкой области: а есть ли возможность поступить на военную кафедру студентов российских ВУЗов, которые учатся в филиалах этих ВУЗов?

Р. Миляев Подготовка, прием предусмотрена для тех, кто учится в ВУЗе. То есть, если военная кафедра находится в ВУЗе, то именно из ВУЗа он как бы может поступать. В филиале, это только если в филиале открыта соответственно тоже военная кафедра, как структурное подразделение.

А. Ермолин Вот Денис пишет: видел я эту церемонию, супер было.

Р. Миляев Да?

А. Ермолин Да.

Р. Миляев Очень приятно.

А. Ермолин Обратная связь.

Р. Миляев Обратная связь. Значит, не зря работаем.

А. Ермолин Ну вот у нас буквально минутка одна остается, а какие еще вот возможные инновационные есть идеи? Только очень коротко, там мне уже машут что все, пора нам закрывать.

Р. Миляев Очень коротко? Идеи есть, и под эти идеи уже подготовлен проект Федерального Закона, о внесении изменений в два закона, в который необходимо внести изменения. Данный проект находится в правительстве РФ.

А. Ермолин Прерываю. Я хочу напомнить, что был «Военный совет» в эфире, наш гость Руслан Миляев, мы говорили про ход учебно-полевых сборов со студентами ВУЗов по программам военной подготовки сержантов и солдат запаса. Приходите к нам еще, спасибо.

Р. Миляев Спасибо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире