'Вопросы к интервью
05 декабря 2015
Z Военный совет Все выпуски

Подготовка офицерских кадров ВМФ для службы на кораблях нового поколения


Время выхода в эфир: 05 декабря 2015, 12:05

А. Дурново Действительно так, «Военный совет», меня зовут Алексей Дурново, 12 часов и почти 7 минут в Москве, с удовольствием представляю своего гостя, Александр Карпов, заместитель начальника Военного учебно-научного центра ВМФ, контр-адмирал. Александр Владимирович, добрый день.

А. Карпов Добрый день.

А. Дурново Поговорим мы сегодня о подготовке офицерских кадров ВМФ для службы на кораблях нового поколения, но мы немножко шире возьмем, вообще о подготовке кадров наверное поговорим. Если у вас есть вопросы. У нас для этого есть номер для СМС: +7-985-970-45-45, номер на который нужно присылать СМСки с вопросами, еще можно воспользоваться гостеприимным аккаунтом @vyzvon в твиттере. Александр Владимирович, пока мы ждем вопросов от слушателей, я вот о чем хочу вас спросить. У вас же, я так понимаю, один из крупнейших военных ВУЗов в стране. Вы можете рассказать об основном ВУЗе, о его истории для начала?

А. Карпов Конечно. Военный учебно-научный центр ВМФ является одним из крупнейших, или как говорится системообразующих военно-образовательных организаций Минобороны, он действительно имеет богатую славную историю. Начнем с того, что он был основан 25 января 1701 года, свою историю ведет, и основан был императором Петром Великим. И является старейшим не только военным, но и в целом светским образовательной организации России. И за этот более чем 300-летний путь, много выпускников прославили Россию. Достаточно наверное назвать имена таких адмиралов, как Ушаков, Нахимов, Сенявин, Корнилов, великий композитор Римский-Корсаков. Советский период – это легендарный нарком ВМФ в годы войны, адмирал флота Советского Союза Николай Геращин-Кузнецов. Строитель отечественного океанского ракетно-ядерного флота, главнокомандующий ВМФ Советского периода, адмирал флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков, и многие другие выпускники, которые славятся, которые прославили и Россию, и в целом ту же организацию, которую вы назвали, которая является правопреемником всех ВУЗов ВМФ. Сегодняшний день, структура военного учебно-научного центра включает в себя 4 военно-морских института, собственно военно-морская академия, центры подготовки экипажей подводных лодок, и три научно-исследовательских института. Поэтому мы сегодня говорим, что это действительно является крупным, образовательным, научным сбалансированным комплексом, который осуществляет подготовку кадров в интересах ВМФ, так и проводит различные научные исследования в обосновании перспектив строительства, развития, и применения ВМФ.

А. Дурново А где вы расположены, если не секрет?

А. Карпов Основная часть, ядро нашей организации расположена в городе Санкт-Петербурге, его пригородах. Это Пушкин, Петродворец, Ломоносов, а так же мы имеем филиал в городе Калининграде – Калининградский филиал военного учебно-научного центра ВМФ, или как может быть более нашим радиослушателям известно, как Балтийский военно-морской институт имени адмирала Федора Федоровича Ушакова.

А. Дурново Ну, давайте тогда поговорим, что называется о молодых кадрах. У вас вообще какой конкурс на место, сколько человек вы набираете там, когда приходит время набирать?

А. Карпов Ну, для того, чтобы ответить на вопрос, я сначала скажу, кого мы готовим. В системе нашего образования в комплексе, у нас ведется подготовка. Начну снизу вверх, подготовка мичманов для ВМФ, по программам среднего профессионального образования. Она длится в течение 2 лет 10 месяцев. Ну, практически 3 года. Мы готовим по так называемым наукоемким специальностям. То есть те, которые необходимы для обслуживания сложных вооружений военной техники на современных кораблях ВМФ России. Следующее – это высшее образование, так называемая программа специалитета. В течение 5 лет готовим младших офицеров, то есть офицеров на первичные должности. Вот этим занимаются наши три военно-морских института, которые расположены два их них в Санкт-Петербурге, и один в Калининграде. И собственно, уже в системе высшего образования, это подготовка уже старших офицеров по программам высшей военно-оперативной тактической подготовке, готовим мы их по программам магистратуры, в течение двух лет. Это уже состоявшиеся командиры кораблей, подводных лодок, которые приходят на обучение в академии и в дальнейшем, после ее окончания назначаются на различные руководящие должности и на флоте, и в главное командование ВМФ, и в генеральный штаб вооруженных сил РФ. То есть, уже в различные звенья оперативно-тактического, оперативного, оперативно-стратегического, и даже стратегических звеньев управления.

А. Дурново То есть, это я так понимаю, уже люди опытные, да? Это как повышение квалификации, капитаны первого, второго ранга приходят, да?

А. Карпов Это не повышение квалификации, это основные образовательные программы, программы магистратуры. А то, что вы говорите – это система дополнительного профессионального образования, она у нас сейчас тоже существует, и у нас есть даже специальный институт, военный институт дополнительного профессионального образования, основное предназначение которого – готовить командиров кораблей. И там, в системе ДПО либо повышение квалификации, либо профессиональная переподготовка, в зависимости от того, куда офицер будет в дальнейшем назначаться. Есть четкое и ясное указание министра обороны, что каждый офицер вооруженных сил, ВМФ не является исключением, должен пройти повышение квалификации, не менее одного раза в 3 года, а так же перед назначением на новую должность… А если он меняет свою управленческую деятельность, тогда происходит процесс профессиональной переподготовки, которая длится от 4 до 10 месяцев. Вот это достаточно стройная система, которая позволяет постоянно повышать уровень своей профессиональной компетенции, и в дальнейшем успешно осваивать свои должности.

А. Дурново То есть, получается так, что более-менее каждый офицер ВМФ однажды у вас окажется.

А. Карпов Безусловным образом, и даже не однажды. Он может закончить военно-морской институт, а в дальнейшем в ходе своей службы и приехать к системе дополнительного профессионального образования, или обучения уже собственно в академии. Поэтому, в основном офицеры за весь цикл своей службы, где-то от 2 до 3, а может быть и более раз, возвращается в военно-учебный научный центр, поэтому они его и так закономерно считают своей (неразборчиво).

А. Дурново Но ведь на вас, я так понимаю, ложится огромная нагрузка. У вас вот сколько в год человек проходит обучение?

А. Карпов В год обучение, если мы берем систему дополнительного профессионального образования, то это несколько тысяч человек. Вот количество обучающихся у нас варьируется где-то от 10 до 12 тысяч человек.

А. Дурново То есть, это общая аудитория, как у МГУ примерно получается.

А. Карпов Ну наверное, да. Где-то уже может быть сравнительно с таким большим.

А. Дурново А расскажите тогда пожалуйста о преподавательском составе. Кто преподает у вас?

А. Карпов Преподавательский состав – это как правило офицеры, имеющие достаточно богатый практический опыт службы на флоте, и после занятия определенных должностей, после прихода в академию, тоже они прошли профессиональную переподготовку для того, чтобы заниматься преподаванием. Потому, что офицер меняет свою деятельность. Одно дело быть командиром, другое дело уже преподавать. Поэтому у нас существуют специальные для этого программы обучения, и проходят профессиональную переподготовку, после чего начинает преподавать. Не зависимо, с какой высокой должностью он даже пришел с флота, это обязательное условие. И офицеры и в военно-морских институтах, и собственно в академии, они делятся своим большим опытом, который имеют, а так же постоянно существует, постоянная неразрывная связь с практикой современного флота потому, что весь наш преподавательский состав, в обязательном так же порядке участвует во всех крупных учениях. В испытаниях новых образов вооружения военной техники, то есть они уже извините за такой сленг, не засиживаются в своих кабинетах, а постоянно чувствуют пульс современного флота России.

А. Дурново А вот скажите, у меня такой любопытный вопрос С учетом вашей специфики бывает так, что преподаватель по званию младше, чем абитуриент?

А. Карпов Такие бывают, потому что в академии, как мы уже говорили, приходят уже люди с высоких должностей, к примеру командиры атомных подводных лодок, которые уже имеют воинское звание капитанов первого ранга, а преподаватель может иметь воинское звание – капитан второго ранга. Ну, формально это никак не влияет на их взаимоотношение служебной деятельности, и преподавательской.

А. Дурново Давайте тогда поговорим вот именно о новобранцах. О тех, кто приходит первый раз. Что за ребята приходят, и много ли? Вот как раз мы говорили мичманы, младшие офицеры. Какой там конкурс?

А. Карпов Знаете, вот те меры, которые проводятся на уровне государства, лично президентом РФ, правительством, руководством Минобороны в последние годы, оно конечно дает свои результаты. Престиж военной службы, и ВМФ в частности, мы просто наглядно это видим. Потому что, не смотря на большие сейчас наборы, которые за последние 3 года у нас идут, большое количество, конкурс все время возрастает, с каждым годом. И по ряду наших специальностей, к примеру по высшему образованию, у нас 20 специальностей различных диапазонов, начиная от морской навигации, и заканчивая автоматизированными системами управления, ядерными энергетическими установками, то есть в этом диапазоне. И вот по ряду у нас специальностей, у нас конкурс в среднем составляет 5-6 человек на место. А если у нас есть ряд специальностей, по которым можно набирать и девушек, там конкурс уходит где-то 15-16 человек на место.

А. Дурново Вот кстати о девушках. У нас потому, что это любимый вопрос наших слушателей. Я удивляюсь даже, что его еще никто не задал. А на какие специальности набирают девушек, и много ли их там?

А. Карпов Ну, сказать много или мало, все познается в сравнении. Скажем, это процентов где-то 10-15 от общего количество набора. А специальности, они в основном связаны именно с автоматизированной системой управления. То есть, пока они ориентированы в основном на дальнейшую службу на береговых частях ВМФ, их достаточно много. И девушки, в силу своих каких-то особенностей, тщательности, пунктуальности, они являются достаточно востребованными в дальнейшей службе.

А. Дурново А скажите пожалуйста, что сдают при поступлении к вам, и какие баллы по ЕГЭ учитываются, какие предметы?

А. Карпов Я может быть сейчас не осветил, у нас преподавание и наша программа, они построены исходя… Так как мы выдаем дипломы именно государственного образца, неведомственного, поэтому у нас все подчинено, и руководствуется федеральными государственными образовательными стандартами, равно как и во всех ВУЗах России, федеральных. Ну, и учитывая специфику все-таки военной службы, есть еще и так называемые квалификационные требования подготовленности выпускника. Они утверждаются главнокомандующим ВМФ, то есть учитываются те особенности, которые выпускник должен знать по своим результатам. Вот исходя из этого вопроса, поэтому содержание программ, оно так же… Образовательных программ, оно ориентировано на выполнение требований федерального государственного образовательного стандарта, и квалификационных требований. И мы являемся исключением из общего ряда, потому, что закон об образовании, он един в нашей стране, поэтому при поступлении так же, как и гражданские ВУЗы – это единый государственный экзамен, его результаты. У нас в основном это предметы русский язык, математика и физика, основные. Ну и плюс, учитывая нашу специфику, это обязательно является экзамен по физической подготовке, как мы его называем – вступительные испытания, и профессиональный психологический отбор.

А. Дурново А можете вот об этих двух испытаниях подробнее рассказать, какие нормативы например надо сдавать?

А. Карпов Физическая подготовленность, и профессиональный психологический отбор. Значит ну, достаточно нормативы, они в принципе где-то соответствуют нормам ГТО, и они достаточно подробно изложены. У нас есть сайт Минобороны, на сайте Минобороны сайт нашего ВУЗа, где разработано пособие для поступающих, где буквально в алгоритме действий каждый поступающий может понять, когда документы принести, куда принести, какие нормативы ему необходимо сдавать (неразборчиво), какие адреса. То есть, очень на мой взгляд подробная детальная информация, которую каждый абитуриент может почитать, и выяснить. Если нет, у нас есть контактные телефоны, колл-центр своеобразный существует, поэтому в такой социальной сети как ВКонтакте есть свои странички. Если и кому-то даже будет ничего не ясно исходя из пособий материалов, содержания пособий, всегда можно задать тот или иной, интересующий его вопрос.

А. Дурново Вот кстати о ГТО, ведь возрождение ГТО – это относительно новая история. По-моему указ вступил в силу президентский только в этом году, причем уже во второй половине. А вот вы как-то учитываете ГТО при поступлении? Если к вам пришел уже молодой человек с отличным ГТО, ему все равно нужно сдавать?

А. Карпов Безусловно, да. Потому, что может все меняться, где он сдавал. Поэтому здесь мы исходя из принципа доверяй, но проверяй. Поэтому все без исключения испытания физической подготовленности, это обязательный атрибут. Ну, это и понятно, потому, что человек будет в дальнейшем связан с особенностями военной службы, с ее и ограничениями, и достаточно физическими нагрузками сильными, поэтому абитуриент уже должен иметь базовый какой-то уровень для того, чтобы в дальнейшем его совершенствовать.

А. Дурново Я напомню, у нас в гостях Александр Карпов, заместитель начальника Военного учебно-научного центра ВМФ, контр-адмирал. Александр Владимирович, я вот еще о чем хотел спросить, вот в последнее время у нас государство довольно много делает для повышения престижа воинской службы. А вот вы как-то это ощущаете на абитуриентах, приходящих к вам молодых?

А. Карпов Безусловно. Без всякого преувеличения я могу сказать, что сегодня юношей и девушек, которые к нам приходят, они более мотивированы к прохождению военной службы. И эта мотивация, без лишнего пафоса, она определяется такими словами, как патриотизм, любовь к родине, и готовность всю свою жизнь посвятить её служению, в рамках защиты этой родины. Поэтому вот этот настрой очень хорошей современной молодежи, мы его ощущаем буквально с первых минут, насколько основная масса настроена на успешное обучение, и дальнейшую службу в ВМФ в таком наиболее высокотехнологичном виде вооруженных сил, и они… Готовность их к освоению сложных образцов знания – мы это просто вот видим. Действительно вот эта мотивация, она просто ярко проступает. Не прагматизм, связанный… Хотя это тоже безусловно фактор, связанный с повышением денежного содержания для военнослужащих, те социальные льготы, которые предоставляются. Но основной все-таки настрой – это вот настрой именно патриотический чувств.

А. Дурново Нам пришел вопрос от человека, он подписался капитан третьего ранга Емельяненко. Он спрашивает, много ли среди претендентов людей, окончивших Нахимовское училище, и гражданские речные училища. И используется ли опыт лиц, имеющих опыт службы на кораблях иностранных государств?

А. Карпов Нахимовское училище, равно как и Кронштадтский морской кадетский корпус вот в этом году… Я беру средств как раз 2015 года, до 90% выпускников этих довузовских образовательных организаций Минобороны пошло именно в военный учебный научный центр. Ну еще есть два училища Черноморское, Тихоокеанское, не входящее в наш состав командующих, то есть до 90%. Я думаю, сама цифра говорит за себя, что много их, или мало выпускников Нахимовского и Кронштадтского морского кадетского корпуса. Подавляющее большинство. Что касается выпускников речных, мы такой специальный анализ не проводили, но как я сказал – любой, кто соответствует требованиям гражданин РФ, имеет возможность поступить в установленном порядком к нам.

А. Дурново А вот кстати, ведь было так в свое время, скорее всего так и сейчас. Ведь фактически всегда сыновья военных идут потом продолжать дело отцов, да? Идут на военную… Ну, мне кажется процентов на 97, на 98. А вот сейчас, каков примерно процент вот так называемые потомственные военные, приходящиеся, и приходящие люди, у которых вот нет там у родителей такого опыта, да? Из гражданских семей.

А. Карпов Вы знаете, то, что мы так называем базы, да? Для поступления, тоже средств абитуриента, действительно очень много тех, которые являются продолжатели военных или военно-морских династий. Ну, я думаю не 90%, чуть пониже цифра. Там 60, где-то 70, но они существуют. Но однако они являются определяющими. Достаточно широк круг, диапазон развития социальных слоев, поэтому может быть устойчивое мнение, которое сложилось, что в ВУЗы ВМФ поступают только дети военно-морских офицеров, это отнюдь не так. Наши двери открыты, поступают лучшие. Поступают те, у которых лучшие результаты ЕГЭ, у кого физическая подготовленность, у которого лучше психологическая подготовленность. Независимо от того, из какой он семьи пришел. Здесь мы абсолютно все открыты. И двери, и для нас здесь все одинаковы.

А. Дурново А кстати, вот не сдавшие, у них второй шанс через год будет?

А. Карпов Конечно. Как я сказал уже, мы все определяемся теми положениями закона об образовании, который существует в РФ. Никаких исключений для военных образовательных организаций, в том числе и ВМФ нету, все определяется в рамках закона.

А. Дурново Я вот хочу… Ну, у нас… Не сейчас а после наверное перерыва перейдем к громоздкой теме большой материально-технической базы. А скажите пожалуйста, вот если тенденцию отслеживать, больше поступающих по сравнению с предыдущими годами?

А. Карпов Да, конечно. Как я уже говорил, конкурс возрастает. И вот в этом году 2015-м, у нас конкурс был выше где-то в полтора раза, чем в 2014 году. Вот это свидетельство, объективное свидетельство того, что и престиж военной службы, и в частности те, которые себя хотят посвятить служению отечества, их достаточно много.

А. Дурново Ну, вот кстати очень многие ваши коллеги из военных ВУЗов рассказывают, что они например ходят в школы, рассказывают там и о ВУЗе, и… А вы так делаете?

А. Карпов Да, мы тоже так делаем. Это называется военно-профессиональная ориентация, мы выезжаем в различные регионы России, и работаем не только в школах. Различные, и в школах в том числе, и есть различного рода, так называемые ярмарки, и трудовые молодежные форумы, где мы… Наши представители рассказывают, отвечают на вопросы, которые возникают у аудитории. Поэтому такую военно-профессиональную ориентацию мы конечно ведем.

А. Дурново Вот кстати еще одна любопытная вещь. Насколько я знаю, очень большую роль в повышении интереса к военной службе сыграла очень популярная сейчас в России компьютерная игра «Мир танков». А я тут недавно увидел, что оказывается существует еще и игра «Мир боевых кораблей», «Мир военных кораблей». Вот вы как-то о ней слышали? Потому, что я знаю, что уже многие командиры чуть ли не потенциальных себе новобранцев находят в этой игре. И что уже Минобороны… Ну, это я про танки сейчас, да? Внимательно следит за тем, что там происходит, а вот про «Мир боевых кораблей» вы слышали что-то?

А. Карпов Ну, я уже в силу возраста не особо увлекаюсь лично компьютерными играми, но я могу сказать, и (неразборчиво) дальнейшие наши вопросы, что сегодняшние наши тренажеры, в том числе симуляторы, я могу с полной уверенностью сказать, гораздо более даже интереснее, чем вот те игры, которые у нас существуют игры онлайн, в компьютерной сети.

А. Дурново Ну, давайте… Нет, у нас все-таки минута у нас остается до перерыва, чтобы там не прерываться, и не перебивать, задам сейчас вопрос я от слушательницы нашей. Сейчас, одну секунду… А, вот она спрашивает, Елена спрашивает. Я так понимаю, пишет она, ВУЗы закрыты. А допускаются ли родители к студентам?

А. Карпов Конечно допускаются. У нас есть дни открытых дверей, если мы говорим об абитуриентах. А когда уже проходят обучение, во-первых все уходят в увольнение, и если чья-то мама приехала – нет вопросов, существует специальное место, комната приема посетителей, где они всегда могут дети встретиться с родителями. Но безусловно, это не должно идти в ущерб регламенту служебному распорядка дня.

А. Дурново Ну и обучения соответственно.

А. Карпов Ну конечно, это входит в понятие регламента.

А. Дурново Александр Карпов я напомню у нас в гостях, заместитель начальника Военного учебно-научного центра ВМФ, контр-адмирал. Мы сейчас прервемся на 5 минут, у нас впереди новости и реклама, после этого вернемся, никуда пожалуйста не уходите.

НОВОСТИ.

А. Дурново 12.35 в Москве, продолжается «Военный совет». Александр Карпов, заместитель начальника Военного учебно-научного центра ВМФ, контр-адмирал. Александр Владимирович, я проанансировал уже, и мы с вами проанансировали тему материально-технической базы, и даже успели упомянуть тренажеры. Расскажите пожалуйста поподробнее и о базе, и о тренажерах.

А. Карпов Ну, сама специфика службы, как я уже говорил, в таком… Одним из наиболее высокотехнологичных видов вооруженных сил, каковым является ВМФ, сложные образцы военной техники, которые придется эксплуатировать нашим выпускникам, оно накладывает и отпечаток на ту учебно-материальную базу, которая существует. Поэтому мы должны… Мы оснащены сегодня современными тренажерными комплексами, которые на различных уровнях образования – и среднего профессионального, и высшего, и даже вот как мы говорили, где уже приходят к нам обучаться состоявшиеся люди, профессионалы своего дела, от командовавшего уже подводными лодками, надводными кораблями, каждый, на каждом уровне соответствует своя тренажерная база. Что она собой представляет? Это безусловным образом те операторские навыки, которые необходимо освоить нашим участием для того, чтобы в дальнейшем без всякого так называемого пассивного времени, был способен и на корабле, если он занят эксплуатацией вооружения военной техники, сразу приступить к ее освоению. Поэтому мы сегодня оснащены именно теми, которые ставятся на перспективных кораблях ВМФ, этими тренажерными комплексами. Сегодня есть программа развития, утвержденная министром обороны, где есть четкий целевой показатель до 2020 года 100% все учебно-материальные базы должны иметь так называемый современный. Вот на сегодняшний день у нас 72%, то есть, есть еще куда двигаться вперед, и оснащаться соответствующими тренажерами. Эти тренажеры, они представляют практически срез той фактической материальной части, которая стоит на современных наших кораблях, и подводных лодках, в том числе и атомных. Поэтому, это и не только тренажеры, это и электронные курсы обучений. Сейчас мы заняты формированием так называемой электронной библиотеки, и в целом должны перейти, есть указания министра обороны для того, чтобы перейти в нормальное, единое такое пространство образовательное, основанное на цифровых технологиях.

А. Дурново То есть, в общем база флота обновляется, да? И ваша база обновляется вместе (неразборчиво).

А. Карпов Более того… Нет, мы идем вперед. Потому, что в первую очередь опять-таки руководство Минобороны, главнокомандующие ВМФ, в первую очередь должны ставить в ВУЗах… То есть те, которые проводят обучение, в систему подготовки, и уже мы как бы упреждающе все время (неразборчиво), вполне понятно, чтобы к моменту уже выхода новых кораблей, офицерский состав, мичманы, уже умели осваивать эту сложную технику.

А. Дурново Тогда вот сейчас моя любимая мини-рубрика, дилетантский вопрос. Насколько я понимаю, к 2030 году должны появиться на вооружении у нас авианосцы, или авианесущие крейсеры. А готовят ли уже сейчас для них кадры?

А. Карпов То, что у нас к 2030 году должны появиться авианосцы, мне лично неизвестно. Вот такой четкий, ясный… Что они к 2030 году должны появиться. То, что вопросы проработки имеются – они есть. Если мы говорим об авианосцах, я приведу пример: сегодня профессиональная подготовленность преподавательского состава нашего такова, что она способна подготовить соответствующие кадры. Я не буду голословен, авианосец (неразборчиво) весь экипаж, начиная с командира корабля, заканчивая матросом – 1400 человек обучили именно у нас, в нашем военном учебном научном центре ВМФ. И обучили очень успешно, но получали благодарность и от командира корабля, и от командования ВМС Индии за качество этого обучения, поэтому опыт такой у нас уже есть, подготовки экипажей авианесущих и авианосцев, в частности (неразборчиво). Поэтому, если такая задача будет поставлена нам, она не вызовет затруднения потому, что преподавательский состав наш обладает необходимым профессионализмом для того, чтобы это успешно сделать.

А. Дурново А тогда скажите пожалуйста, а вот была мучительная история с «Мистралями», а успели ли подготовить кадры для «Мистралей»?

А. Карпов Ну опять-таки, мы их готовили. Экипажи российские, они готовились у нас прежде всего, на базе военно-морской академии, готовили наши институты. Тут мы не разделяем институт, отдельно академия, все работаем единой командой, поэтому мы готовили да, два экипажа «Мистраля», они проходили и Севастополь, и Владивосток, как и они тогда… Они проходили у нас обучение.

А. Дурново То есть, они уже были готовы…

А. Карпов Безусловно, и французская сторона приезжала именно в академию на нашей базе, французская сторона готовила, но основу базиса закладывали именно мы.

А. Дурново Я напомню, что Александр Карпов у нас в гостях, заместитель начальника Военного учебно-научного центра ВМФ, контр-адмирал. Вот о чем я еще хотел спросить, а учитывается ли при подготовке… Ну, я понимаю, что вот есть разделение, да? Надводники, подводники. Какие требования к ним предъявляются, и в чем разница в подготовке?

А. Карпов Есть больше общего, нежели различий. Ну конечно мы учитываем те особенности службы в корабельном составе, а в корабельном составе уже разделяем на подводные силы, и надводные силы. И здесь основная направленность – она связана с тем, чтобы научить достаточно еще молодых людей, уметь быстро принимать решение, но решения должны быть эти обоснованы. Вот эта мгновенная реакция на возникающую ситуацию, службу будет проходить достаточно в экстремальный условиях, вдали от родных берегов, в достаточно агрессивной морской среде. Умение психологически быть к этому готовым, и умение управлять. Даже если лейтенант приходит, он уже офицер, который обязан управлять, пусть своим сначала небольшим коллективом, и он несет за них ответственность. Вот эта безусловная ответственность за выполнение поставленной задачи, и умение принимать обоснованные решения. Вот это главное, что мы закладываем в период обучения, наряду с профессионализмом. И оно учитывает действительно вот эту специфику морской службы. Потому, что командир корабля, даже не большого, это уже представитель России. Он один, он уже может даже иметь не высокое воинское звание – капитан-лейтенант, капитан третьего ранга, но он уже представляет Россию, он один… Бывает так ситуация, что и спросить совета, и он должен уметь принять правильно решение, которое не нанесет ущерба не престижу РФ, и в то же время поставит задачу. Вот эта специфика военно-морской службы, мы безусловно ее учитываем.

А. Дурново Ну, вот смотрите, мы про тренажеры поговорили, но тренажеры тренажерами, а есть ли возможность пройти практику непосредственно на корабле боевом?

А. Карпов Конечно. И не более того есть возможность, а наша программа обучения практическая подготовленность, практическая подготовка, наряду с отработкой тренажеров, входит органическая составляющая. Ежегодно наши курсанты, ежегодно подчеркну, проходят практику. Во-первых в ВМФ России есть специально два специализированных построенных учебных корабля. Кстати, не многие страны мира это имеют. Где все предусмотрено для прохождения прежде всего штурманской практики, есть специально оборудованный класс. И вот только в этом году у нас были два этапа, четырехмесячный поход, каждый из которого был двухмесячный, и наши курсанты, под руководством опытных преподавателей, ходили в южное полушарие, то есть ниже экватора, с заходом в такие страны, как Ангола, (неразборчиво) республика, Канарские острова. Такой был большой поход, и они приобретали опыт океанского плавания. Наряду с учебными кораблями так же ежегодно наши курсанты проходят обучение… Практику на боевых кораблях, на подводных лодках…

А. Дурново То есть, непосредственно в армии.

А. Карпов Непосредственно, да. И мы стремимся, чтобы именно эта практика проходила именно в так называемых современных кораблях, которые построены буквально за последние там 5-7 лет. Это корветы, фрегаты, атомные подводные лодки типа (неразборчиво), типа «Ясень». Для того, чтобы именно на этих кораблях наши курсанты проходили практику соответствующую.

А. Дурново И как, если не секрет, какие отзывы оттуда? Вот с боевых кораблей?

А. Карпов Отзывы со стороны командования кораблей, или отзывы самих курсантов?

А. Дурново И то, и другое.

А. Карпов И то и другое. Вот эта обратная связь между нами и флотом, она существует. Опять-таки, есть выстроенная система, мы получаем отзывы, которые являются для нас основой, что необходимо скорректировать (неразборчиво) вопросы, в программах обучения. Поэтому в основном, как я уже говорил, мы отмечаем, и командование на действующих флотах, что сейчас и выпускники, вот поколение, которое приходит, оно гораздо более мотивировано на прохождение военной службы, к успешному ее прохождению службы ВМФ. И отсюда уже все остальные, что называется производные. Они лучше осваивают свои должности, быстрее это делают, качественнее делают, и стремление, самое главное, оно просто наблюдается воочию.

А. Дурново Таня спрашивает, хватает ли рабочих мест для ваших выпускников?

А. Карпов Хватает. Кадровый заказ, который мы обучаем, он четко скоррелирован с теми кадровыми потребностями, и связан с той программой кораблестроения, которая утверждена президентом РФ на такой достаточно длительный период, до 2050 года, где четко и ясно определено, какое количество кораблей должно в тот или иной год. Это все скоррелировано между собой, поэтому у нас нет такого, что выпускник пошел со свободным условно говоря дипломом на рынок труда, такого не бывает. У нас каждый выпускник уже идет на конкретную должность.

А. Дурново Вы можете им гарантировать трудоустройство?

А. Карпов Гарантировать 100%.

А. Дурново А скажите пожалуйста, вот это опять дилетантский вопрос. При подготовке есть какая-то разница, на каком типе корабля будет служить человек? Там фрегат, (неразборчиво), корвет, есть какая-то разница?

А. Карпов Во-первых, сейчас при строительстве ВМФ чуть-чуть другое направление, максимальная унификация происходит. Ну конечно, особенности существуют, поэтому как мы сказали уже, после выпуска из военно-морских институтов, существует система дополнительного профессионального образования, в том числе в состав нашей организации входят учебные центры подготовки экипажа подводных лодок, где уже лейтенант может уже непосредственно в составе экипажа, пройти… Ну, скажем так, доподготовку, которая достаточно незначительная, для того, чтобы уже к конкретному проекту корабля, там конкретные получить необходимые профессиональные компетенции. То есть, система – да, она это учитывает, и она и выстроена. То есть, есть много общего, но есть специфические особенности, и опять-таки есть возможность все это делать для того, чтобы он успешно освоил, и в дальнейшем успешно выполнял свои должностные обязанности.

А. Дурново То есть, вот как говорится, чтобы знать (неразборчиво), да?

А. Карпов Ну, где-то да, да, в зависимости от того, кто какую должность занимает.

А. Дурново Напомню я, что Александр Карпов у нас в гостях, заместитель начальника Военного учебно-научного центра ВМФ, контр-адмирал. Александр Владимирович, вот возвращаясь к теме материально-технической базы, вот что касается именно жизни выпускников. Вот что есть… Я так понимаю, что живут они у вас в корпусах. Там есть ли душевые, как питание у вас организовано, можете рассказать?

А. Карпов Да. Вопросы быта, они немаловажные в жизни каждого человека, и военный не является исключением. Что необходимо отметить? Со второго года обучения, все кто успешно проходят обучение, они заключают контракт, то есть они уже меняют свое качество, они уже являются военнослужащим не по призыву¸ а военнослужащими-контрактниками, со всеми предоставленными государственными льготами в этом вопросе. Собственно каждый из наших институтов имеет… Ну, естественно это не пятизвездочные отели, но нормальные условия для проживания. Каждое из ротных помещений, в котором живут наши курсанты, оснащены душевыми, и там существуют стиральные машины для того, чтобы человек имел возможность нормальной жизнедеятельности. Питание сейчас опять-таки принятое руководством Минобороны, и уже реализованное так называемое сервисное обслуживание. Существует поэтому на выбор несколько блюд, есть питание, достаточно что называется сбалансированное, и вот даже можно видеть по нашим обучающимся, когда еще бывает на первом курсе приходят такие несколько субтильного типа, то уже второму-третьему году, основная масса – это крепкие ребята. Что еще так же необходимо отметить? Что государство берет на себя все расходы на обучение, полное обеспечение курсантов, в отличие от студентов, полное. То есть, это и денежное довольствие выплачивается, и когда они заключают контракт, оно значительно повышается. Ну проживание, питание, медицинское обеспечение, форма одежды – это все обеспечивается, как мы говорим, за счет государственных расходов.

А. Дурново А как день расписан у ваших курсантов? Они… Ну, вообще есть ли выходные, каникулы например?

А. Карпов Конечно, есть. Есть и каникулы, есть и выходные, увольнения. В зависимости от курса их количество увеличивается, но тут тоже надо понимать, это люди, которые избрали военную профессию, и поэтому они руководствуются достаточно таким строгим распорядком дня – это подъем, это обязательная утренняя физическая зарядка, это занятия, но есть и время для самостоятельных дел. У нас курсанты имеют возможность выйти и в интернет, специальное есть оборудованные интернет-классы, и если в этом необходимость… Что называется, вся сокровищница культурная города Санкт-Петербурга в их распоряжении. При этом тоже отмечу, у нас есть прекрасный проект с президентской библиотекой, и спасибо им, они нам предоставляют возможность, через соответствующую связь мы имеем возможность… Наши курсанты не выходя из своих помещений, я имею ввиду своих институтов, так же имеют возможность так же работать с той базой, которую предоставляет президентская библиотека.

А. Дурново А вот кстати библиотека популярна сейчас у учащихся?

А. Карпов Да.

А. Дурново То есть, читают.

А. Карпов (Неразборчиво) все больше и больше, конечно может быть отвечая скажем сегодняшнему дню, уходим именно на электронные вопросы, и электронные библиотеки. То есть, это вот такой вектор направленности, в основном именно туда.

А. Дурново А скажите пожалуйста, иностранцы обучаются у вас?

А. Карпов Да. Ну, наверное это является одним из показателей востребованности ВУЗа, у нас обучаются представители более 22-х государство, достаточно наверное назвать Китайская народная республика, Южная Корея, страны из Африки. И опять-таки, они обучаются на различных. Эти курсанты, которые в дальнейшем станут младшими офицерами, есть и на уровне академии, и есть даже агентура, те, которые пишут у нас диссертации. Кроме того, мы готовим… Я уже приводил пример, с экипажем авианосца (неразборчиво), так же мы готовим экипажи подводных лодок и надводных кораблей, и расчета береговых ракетных комплексов, которые РФ поставляет на экспорт (неразборчиво) страны, в рамках межправительственных соглашений. Поэтому достаточно такой широкий диапазон обучения иностранных военнослужащих в нашем ВУЗе. И курсанты, и слушатели, и адъюнкты, и уже собственно экипажи.

А. Дурново Вот кстати в гражданский ВУЗах зачастую иностранцев селят отдельно от россиян, а у вас они вместе живут?

А. Карпов Да, они у нас вместе, они вместе и питаются, и проживание вместе, поэтому нет такого четкого разделения, каких-то барьеров зримых и незримых.

А. Дурново У нас остается около 5 минут, я хотел у вас спросить про научные роты, которые вот если я правильно помню, в позапрошлом году были созданы. И я так понимаю, что научная рота ВМФ, она вообще первый номер имеет.

А. Карпов Она имеет действительно первый номер, но справедливости надо сказать, она не была первой набрана, первая у нас научная рота у наших коллег, у наших друзей из военного учебно-научного центра военно-воздушных сил появилась. У нас первый набор был как раз 2 года назад, в ноябре 2013 года. И вот уже 2 года функционирования позволяет сделать определенные выводы по опыту. Это операторы научных рот, они проходят военную службу по призыву, то есть относятся к этой категории, но мы их набираем из числа выпускников гражданских ВУЗов. То есть, это уже люди, имеющие высшее образование, либо бакалавриат, либо магистратуру, магистры, и средний балл у которых не ниже 4,5. То есть, это действительно творческие, и люди себя проявившие в научной области. Поэтому, вот эта рота функционирует, и они активно участвуют, как я уже говорил, структуру военного учебно-научного центра наряду с образовательным комплексом, у нас свой достаточно мощный и научный комплекс, в лице трех научно-исследовательских институтов. Вот они вместе, по плану научных исследований, под руководством своих руководителей, участвуют в этих научных исследованиях. Но если мы затронули этот вопрос, то необходимо отметит, что в научных исследованиях, и в таком достаточно сложном, но очень интересном вопросе, как военное научное сопровождение, по строительству новых кораблей и подводных лодок, у нас участвуют не только представители научно-сельских институтов, но преподаватели, те же слушатели, и курсанты. То есть, мы активным образом всех обучающихся вовлекаем вот в этот процесс научных исследований. И научные исследования даже менее теоретической направленности, а более имеющие практическую значимость. То есть, можно увидеть результаты своей мыслительной деятельности участвуя в этом. И согласитесь, для молодого человека достаточно интересно, и в своей биографии, что он участвовал в той или иной мере, в строительстве современной подводной лодки, или надводного корабля. Это очень интересно, и они с удовольствием участвуют в различного рода научных исследованиях.

А. Дурново Я просто помню, что тогда вот, когда это все начиналось, многие со скептицизмом известным относились к идее научных рот. Как вы считаете, оправдала себя эта (неразборчиво)?

А. Карпов Я считаю, что вот за эти 2 года, у нас есть конкретные результаты, что это себя оправдало. Теперь как эти конкретные результаты, условно говоря, можно измерить, чтобы не на зло. Вот проходят достаточно известные международные такие форумы – «Армия 2015», «День инноваций Минобороны», международная выставка «Архимед», только что прошла «Интерполитетс», и вот операторы научной роты представляют свои изобретения, в том числе и программные продукты, которые они разработали, они завоевывают престижные золотые, серебряные медали, поэтому вот я считаю достаточно четкий, ясный критерий эффективности и ответ скептикам по данному вопросу.

А. Дурново Скажите пожалуйста, а у вас как-то… Вот многие забывают, что ДОСААФ – это не только авиация, но еще все-таки армия и флот, в том числе наши слушатели. Скажите пожалуйста, а вы как-то взаимодействуете с ДОСААФ?

А. Карпов С ДОСААФ, вот как раз буквально неделю-полторы назад был один из представителей ДОСААФ, как раз принес на рассмотрение план взаимодействия ВМФ, в том числе и нашего центра с организациями ДОСААФ, и подготовке молодежи. Поэтому, мы достаточно я считаю активно участвуем в этом процессе, представляя в том числе и свою учебно-материальную базу.

А. Дурново 2 минуты у нас осталось, на мой любимый дилетантский вопрос… Вот я понимаю, что там век парусных кораблей, он давно уже прошел, и по-моему там Нахимов последний победитель сражения, с участием парусных….

А. Карпов Ну вы знаете, Черноморский флот, да.

А. Дурново Да. А с другой стороны я слышал от некоторых ваших коллег, что прежде чем научиться управлять кораблем современным, можно понять, что такое парусник. Это действительно так?

А. Карпов Это действительно так. Поэтому опять-таки в наших программах обучения, хождение… Начнем даже со шлюпки, умение ходить на шлюпке с веслами, хотя это может быть тоже очень важно, с этого начинается морская служба. Потом переходят к парусу, поэтому вот эти все вопросы, отработка, умение всех курсантов без исключения, оно входит в содержательную часть нашего обучения.

А. Дурново Спасибо вам большое, будем уже потихоньку прощаться. Потому, что время наше подошло к концу, я напомню, что Александр Карпов был у нас в гостях, заместитель начальника Военного учебно-научного центра ВМФ, контр-адмирал. Мы говорили о подготовке офицерских кадров ВМФ, для службы на кораблях нового поколения, но это заявленная тема, на самом деле мы вообще по-моему говорили о подготовке офицерских кадров, для ВМФ. Спасибо вам большое, меня зовут Алексей Дурново, «Военный совет» ровно через неделю, на том же месте в то же время, не пропустите и услышимся в следующую субботу, всего самого доброго.

А. Карпов Спасибо всем.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире