'Вопросы к интервью
11 октября 2014
Z Военный совет Все выпуски

Подготовка будущих защитников отечества в довузовских образовательных учреждениях ВДВ


Время выхода в эфир: 11 октября 2014, 12:09

А. ЕРМОЛИН: Добрый день, в эфире очередной выпуск «Военного совета», заседание «Военного совета», как мы часто говорим. Ведущий в студии Анатолий Ермолин, я сегодня работаю один, и наш гость сегодня Александр Валерьевич Шушукин, заначальника штаба ВДВ, генерал-майор. Здравствуйте, Александр Валерьевич.

А. ШУШУКИН: Добрый день, всем здравия желаю.

А. ЕРМОЛИН: Мы сегодня будем говорить на очень интересную, и не скрою, близкую мне тему – это подготовка будущих защитников отечества, в довузовских образовательных учреждениях ВДВ. И что это за такая система – довузовские образовательные учреждения ВДВ.

А. ШУШУКИН: Ну, я немножко предысторию сначала скажу. Довузовские образовательные учреждения – они исторически были предназначены для того, чтобы молодой человек, или… Как современное время сейчас показывает, даже девушки поступили в ВУЗы по военному формату, с военной направленностью, желательно конечно такое. И согласно решения министра обороны, согласно предложения командующего ВДВ, в 1991 году было передано, или преобразовалось из Ульяновского танкового училища, было преобразовано в суворовское училище Ульяновское гвардейское. Со всеми регалиями было передано, со всеми орденами. И вот буквально недавно, опять же по инициативе командующего ВДВ, по просьбе ветеранов, по просьбе общественности, в мае 2014 года, в состав (неразборчиво) вошло второе (неразборчиво) образование, как Омский кадетский корпус.

А. ЕРМОЛИН: То есть, это даже не то, что вы курируете, или что вы там шефы каких-то кадетских корпусов, а это ваша трудовая (неразборчиво).

А. ШУШУКИН: Да, это подразделение. (Неразборчиво) организмы, которые вошли в состав ВДВ.

А. ЕРМОЛИН: Очень интересно. Вот и в чем отличие от тех же суворовских училищ?

А. ШУШУКИН: Ну, практически по порядку обучения, по специфике, по структурности, они где-то одинаковые, и однообразные. Но вот тот менталитет, который закладывается, та направленность, присуща ВДВ, она (неразборчиво). Там дополнительно есть соответственно предметы воздушно-десантной подготовки, на фоне обще-военных наук. Ну, и соответственно командующие, требование командующего – это привить молодым людям… У нас кстати только мужского пола. Нет такого, что (неразборчиво) пополам, привить верность традициям ВДВ с таким расчетом, чтобы молодые люди пополнили ряды прославленного Рязанского воздушно-десантного училища. И это подтверждается. Вот в последние годы, если мы считаем, что Омский кадетский корпус – он молодой для ВДВ. Он только вот я говорю, первый выпуск сделал под эгидой ВДВ, и первые молодые люди после выпуска в этом году только пошли в частности в рязанское училище, в другие военные ВУЗы. Если говорить статистикой, то практически что ну, говорим только вот я говорю за Омский кадетский корпус, и за Ульяновское (неразборчиво) училище. До 90% молодых людей, которые выпускаются, они идут и выбирают свой жизненный путь дальше в высшие военные заведения. Что и было реально в этом году. Омский кадетский корпус, если на него обратить внимание, как вновь приобретенный организм ВДВ, он тоже давно к этому готовился, процесс становления или прихода ВДВ длился больше полутора лет, начиная от подачи заявки, по линии командующего ВДВ, проходимость всех инстанций, включая постановление правительства, и приказа министра обороны. И вот даже я, ваш собеседник, являлся в мае месяце председателем комиссии по приему Омского кадетского корпуса. Раньше он стоял на балансе губернатора Омской области, и соответственно в мае месяце мы его приняли во всем формате, прошло еще полтора месяца, когда прошла вся адаптация документальная, и практически с августа месяца он является полнокровным учреждением, структурой ВДВ. Ну а Ульяновское суворовское училище уже впитало все традиции, через несколько… Многие поколения, которые выпустились за это время. Очень много, или достаточно много выпускников, которые реально поступили в Рязанское десантное училище, или в другие специальные ВУЗы, а потом пришли… По завершению которых пришли в ВДВ, и с честью и достоинством вспоминают те традиции, которые заложили… Изначально заложили командиры, воспитатели, преподаватели, в этих довузовских учебных заведениях.

А. ЕРМОЛИН: Так это к вам теперь с улицы не поступишь, получается? То есть, вот так сразу же на первый курс поступить… Вы специально создаете такую систему, скажем выращивания с детских лет десантника?

А. ШУШУКИН: Ну я думаю, что во-первых, вот если говорить по положению по поступлению в довузовские учреждения, они общепринятые. Там не только как говорится, поступает кто-то из семьи военнослужащих. Конечно, хотим отдать приоритет. Есть такое понятие как династии, и в ВДВ есть династия. Тем более, что мы сейчас стоим перед эпохальными событиями вот нашей великой победы, у нас еще будет юбилей ВДВ. Конечно, мы к этому готовимся, мы пытаемся (неразборчиво) традиции, мы во всех городах, где существуют воинские части, соединения ВДВ, мы проводим агитационную работу. Тем более, что вот этот период с контрактниками, и молодое поколение, вот ребята – школьники, конечно охвачены нашим патриотическим воспитанием. К тому, помощником являются не только командиры, действующие командиры (неразборчиво), но и конечно наши ветераны, наши солдаты, которые ранее служили в ВДВ, которые являются продолжателями традиций. Могу сказать, вот опять же свежий этого года показатель, я сам выпускник… Можно сказать, выпускник с Омска, с территории Омска. Я в свое время 2 года командовал Омским учебным центром ВДВ, который готовил младших специалистов. И я в то время еще был близок с Омским кадетским корпусом, когда он стоял под флагом ВДВ.

А. ЕРМОЛИН: А сколько ему лет кстати исторически?

А. ШУШУКИН: Исторически в прошлом году Омскому кадетскому корпусу исполнилось 200 лет. 13 мая…

А. ЕРМОЛИН: Старше ВДВ.

А. ШУШУКИН: Да. 13 мая 1813 года был образован, потом много эпохальных событий произошло, были и убытия с территории, возвращение, и потом… Ну, и если так правильно говорить, что один ВУЗ, другой ВУЗ, они находятся у нас на намоленных местах. Это славные традиции вооруженных сил. Один на территории прославленного Ульяновского танкового гвардейского училища, другой вот на базе бывшего Омского кадетского корпуса в те времена традиционные, и прославленного со своими традициями Омского общевойскового училища. Поэтому, мы не только прививаем так называемые традиции ВДВ, мы требуем и хотим, чтобы традиции их предшественников обязательно сохранились. История шикарна. В каждом заведении у нас есть и свой музей, который отражает эпоху становления этих ВУЗов. Что там говорить, вот опять же, если придти к Омскому учебному центру, там даже ступеньки металлические, которыми гордятся все поколения, по которым ходили и большие чины царских военных, потом ходили в составе Советского Союза, и вот сейчас молодое поколение. На самом деле историческое здание, охраняемое губернатором, охраняемое законом. И там дух такой, дух правильный.

А. ЕРМОЛИН: Это очень важно. Вот вы употребляете сугубо армейский термин – организм, когда говорите про воинские части. Но ведь это же были многочисленные организмы, да? Подразделения и части. Я имею в виду училище танковое. А пришлось сокращать я не знаю, людей, которые были задействованы… В материальную базу как-то поджимать. Или… Вот сколько сейчас детей учится там и в Ульяновске, и в Омске?

А. ШУШУКИН: Значит ну постарались, что во время становления Ульяновского училища, и конечно сейчас во время становления (неразборчиво) кадетского, постарались максимально сохранить преподавательско-профессорский состав. Это было важно. Не зависимо от того, что мы идем под флагом ВДВ, то что мы пытаемся ряд занятий посвятить десантной тематике. Тем не менее, базовые науки – они важны. Это и язык, и это русский язык, литература, математика. Они общепризнанны, и поэтому то, что там сложилось, и появился опыт определенный, мы старались сохранить. И практически большая часть преподавателей, большой процент у нас остались их предшественников. Обучаемые у нас соответственно практически из 46-48 субъектов федерации.

А. ЕРМОЛИН: Я вас хотел спросить. Поехали люди со всей страны, да?

А. ШУШУКИН: Мы даем себе отчет, что не только Ульяновская, и Омская суворовская кадетская. Есть и другие. Кому удобно территориально, кому удобно по специфике. Но тем не менее, к нам едут, у нас достаточно большой конкурс.

А. ЕРМОЛИН: А какой, кстати?

А. ШУШУКИН: Ну, вот в этом году, поступало порядка 500 человек на 80 положенных мест, или разрешенных мест.

А. ЕРМОЛИН: Очень большой конкурс.

А. ШУШУКИН: В настоящий момент, практически у нас обучается… По штату, в каждом заведении учебном, у нас по 560 человек, это по штату так определено. Есть определенные конечно моменты…

А. ЕРМОЛИН: А сколько параллелей? Ну, классов, скажем так?

А. ШУШУКИН: Вот в Ульяновском с 5 класса. С 5 по 11. Потому, что оно уже полностью набрало систему, (неразборчиво) набрало обучение согласно специфике. А Омский кадетский корпус, вот только 8, 9, 10, 11. Но по перспективам дальнейшего развития, с каждым годом на один младший класс будет прибавляться. Например, в 15-м году…

А. ЕРМОЛИН: Вниз?

А. ШУШУКИН: Да, вниз. В 15-м году будет добавляться 7-й класс, и так до 5 класса. И вот через несколько лет, практически эти два ВУЗа, они выровняются, и будет набор с 5 класса. Согласно отдельных решений, министр обороны по просьбе там, ходатайству командующего… Бывают исключения, когда есть определенный естественно отбор. На это может повлиять здоровье, какая-то измена… И перемена например желания учиться… Бывают такие единичные случаи, и чтобы содержать классы в полной комплектации, бывают, что за этим исключением берем и 8, и 9, и 10 классы, берем еще донабор так называемый. Но это соответственно приказная форма, это отдельная сдача… Такие ситуации, чтобы классы были полными.

А. ЕРМОЛИН: А как вы определяете контингент? Вот есть ли какие-то целевые группы, которые пользуются льготами при приеме, при таком конкурсе большом.

А. ШУШУКИН: Нет, есть общее понимание, как по руководящим документам. Этим преимуществом практически никто не пользуется. За исключением того момента, когда вот вышли на общий уровень, сдали на равных, и потом только идет соответственно отбор. Вот привычным правом приема училища, в соответствии с законодательством пользуются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Ну, это чисто житейский момент, мы понимаем. Дети конечно военнослужащих, которые погибли при выполнении воинского долга при защите отечества. Дети, оставшиеся без попечительства. Ну, и дети героев Советского Союза, РФ. Ну еще раз хочу отметить, что это не просто такой-то приоритетом пользуется. На равных так же сдает экзамены: математика, русский, иностранный язык, обязательно профотбор, обязательно физическая подготовка, ну и конечно здоровье. И только после того, как набираем тех делегатов, которые сдали эти вступительных экзамены, и если получается, что на равных сдали, то тогда вот эти категории пользуются льготами. Очень большой за последние годы, по нашему анализу, очень большой процент ребят идет из семьи военных. Вот я так понимаю, и объясняем мы сами себе, что это очередной виток. Видно узнаваемость армии повысилась, с учетом престижности службы в вооруженных силах. И достаточно большой процент, вот именно из… То есть, осознанно идут. Не для того, чтобы просто закончить, что папа был военным там. Они же знают, они видели, как служил отец, в каких гарнизонах, перемещался с места на место, определенные трудности испытывал. Но тем не менее, это не отталкивает. И самое главное, что не ради того, чтобы закончить просто ВУЗ при кадетских, суворовских погонах походить в этой форме, вот в этот период ихней жизни. В идеале – продолжить путь. То, что он увидел, чем занимался отец, как это было достаточно не просто, какое материальное обеспечение в этом, тоже не маловажно. Потому, что они должны знать, как дальше развиваться. Но очень дорого… Я знаю не только за наше суворовское, кадетское училище. Я знаю, что практически во всех довузовских учреждениях вооруженных сил, вопрос ставится – это вопрос конечно обучения, и духовного воспитания. Практически у нас все довузовские заведения вооруженных сил базируются на базе какого-то бывшего или военного, или кадетского корпуса. И в ту науку, которую вкладывают преподаватели, конечно базу (неразборчиво) достаточно, чтобы поступить в один из ВУЗов. Знаем примеры, когда ребята… Не то, что знаем примеры, мы гордимся этим, когда ребята выигрывают олимпиады, и становятся достаточно развитыми людьми по жизни, идут продолжателями традиции не только вооруженных сил, а просто в общем общении, в человеческом общении.

А. ЕРМОЛИН: Я так понимаю, что ваши преподаватели, они в общем-то представляют высшую школу?

А. ШУШУКИН: Да.

А. ЕРМОЛИН: С одной стороны это большой плюс для младших кадетов, как будущих курсантов, или там студентов, если они там например на гражданку пойдут. Но ведь есть и проблема с теми же самыми… Я преподаванием… Не трудно преподавателям общаться… Переключаться, скажем так со взрослых, или почти взрослых молодых людей, вот на такую детскую аудиторию? У пятиклассников совсем другая психология. Совсем другие методики удержания внимания.

А. ШУШУКИН: Я сам неоднократно бывал на занятиях, вот в сравнении старшие курсы, когда уже такой зрелый кадет или суворовец, как он ведет себя тактично с педагогом, уважая женщину, отдавая дань уважения офицеру – воспитателю, который с ним работает. Ну, и те ребята… Вы знаете, очень быстро проходит процесс адаптации. (Неразборчиво) даже буквально после так называемого карантина. А он везде карантин, что для школьника 5-го класса… Он все равно форму одел – это уже карантин. Когда он первый раз укололся иголкой, подшивая себе воротничок, или когда он первый раз набил себе мозоль, или когда прошелся первый раз по своему квадрату. Тогда становление происходит очень быстро. И вот таких, чтобы плаксивых, таких ребят очень расстроенных, очень-очень мало. Бывает конечно разнохарактерные ребята, зависит от воспитания в семье. Но тем не менее, вот это (неразборчиво) в пятом классе для Омского кадетского корпуса, становление с 8-го класса, оно проходит достаточно быстро. Тому конечно большими помощниками являются преподаватели, и конечно особенно я вот на эту линейку ставлю офицеров – воспитателей. Мы стараемся сохранить и офицерские кадры. Если нет возможности служить в кадровых, действующих войсках, выполнять те нормативы… Есть такая форма, как у офицера-воспитателя, с правом ношения формы одежды, при суворовских кадетских училищах.

А. ЕРМОЛИН: А на какое количество кадетов у вас предусмотрено офицеры-воспитатели?

А. ШУШУКИН: Ну, это практически на каждую роту, 8 человек, да? Есть командир роты, и 3 командира взвода. А командир роты – это не просто командир роты. Этот юнец, лейтенант, который там… Или старший лейтенант который тут пришел, а это уже умудренный не только житейским опытом, это умудренный и боевым опытом. Вот у нас практически… Я вот опять же вернусь к параду, к торжественному построению Омского кадетского корпуса. Посмотришь на грудь офицеров – это ребята что-то прошли. У них и ордена, медали, и жизненный путь просматривается в лице. Это взрослые люди, уже практически все отцы, и у которых не просто ребята в пятом классе, уже взрослые сыновья. Поэтому они знают, чем они занимаются, они знают, как ставить на крыло… Служебное крыло ставить молодых людей, и я думаю, что они являются достаточно мудрыми воспитателями в этом плане.

А. ЕРМОЛИН: Это офицеры запаса, или в действующих (неразборчиво).

А. ШУШУКИН: Нет, офицеры, просто они уже офицеры запаса.

А. ЕРМОЛИН: Запаса, да?

А. ШУШУКИН: Запаса. И считаю, что наши руководители этих ВУЗов, в лице полковника Шкиркова, прославленных офицер ВДВ, руководитель Ульяновского суворовского училища, и наш, сейчас вот в данный момент начальник Омского кадетского корпуса, герой Советского Союза, полковник Кравченко. (Неразборчиво) проложили достаточно большой вектор, и за собой ведут эти коллективы преподавателей… Так что там… Во-первых, с одной стороны не забалуешься, ну и в плане организации занятий, там просто проходят житейскую школу такую. И начинают с порядка… Мне даже показалось, что даже женщины-преподаватели, они даже как-то подражают мужчинам в плане выправки. Например не одного занятия не происходит, чтобы не произошло например представление, доклад. Эта женщина, казалось бы, она никогда не стояла в строю, но тем не менее, она уж находясь в таких условиях что по английскому языку, по иностранному языку, что в предметах общеобразовательных… Сначала доклад, прием, поздороваются по-военному с ней, а потом начинается урок. И в ходе урока все это тактично, правильно, по-военному. И они это понимают. Ну, и отдать должное нашим кадетам и суворовцам, уважают они преподавателей, уважают. Уважают, это можно понять не только на выпусках, когда происходит выпуск. До слез доходит. Чисто по-человечески, по-мужски доходит до слез. Ну, и даже вот так в повседневной жизни общаются. Знают, что такое женщина, знают, что такое офицер с боевым опытом. Поэтому…

А. ЕРМОЛИН: Вот мы уже коснулись чуть-чуть темы содержания образования. Вот какие предметы вообще ребята изучают, и… Ну, понятно, что они изучают то же самое, что в обычной школе должны изучать. Вот а что для вас является скажем приоритетом? Вот помимо той же десантной подготовки? Или (неразборчиво).

А. ШУШУКИН: Правильно сказали, да. Общепризнано, что в (неразборчиво) заведениях, вот в суворовских, кадетских, обычные предметы, как в средней школе. Ну и плюс накладывается общая военная подготовка. Она делится на ряд приводов у нас. Это сначала теоретическая подготовка по одному часу, это 3-4 часа получается для младших классов, хотя бы основа их понятия. Потом часть практических занятий, базирующих на уставных положениях. Это уже сложнее, это уже следующий этап. Ну, и потом в более старших классах, это практические занятия с практической практикой на полигонах. А тем более, что у нас… Мы почему и брали территориально эти два заведения под себя, под ВДВ потому, что у нас есть там своя база. В Ульяновске есть прославленная 31-я бригада, которая сейчас является у нас миротворческая, которая выполняет ряд специальных задач. И у них есть… Соответственно в этом гарнизоне есть полигон, где можно совершенствовать, где свобода нужна. (Неразборчиво) состав классов суворовцев, и помочь им в восстановлении по военным наукам. Ну, а в Омске – это омский учебный центр, который так же… И соответственно вот накладывается предмет воздушно-десантный подход. Но если мы теорию можем преподавать даже по крайней мере (неразборчиво) преподаватель с 5 класса, но допуск на совершение прыжков, подготовку-допуск мы начинаем только с 10 класса.

А. ЕРМОЛИН: Это сколько лет там ребятам?

А. ШУШУКИН: Ну, это практически 14-15 лет.

А. ЕРМОЛИН: Все прыгают?

А. ШУШУКИН: Да, в основном прыгают все, за исключением тех, кому запрещено по медицинским показателям. К сожалению, есть такие ребята, они же не все попадут в Рязанское десантное училище. Поэтому совершают прыжки в Омске, в Ульяновске, гордо носят значок парашютиста, гордятся этим.

А. ЕРМОЛИН: А сколько прыжков?

А. ШУШУКИН: Ну, в среднем у них получается до 3-х прыжков. Этого достаточно, это как раз начальная база (неразборчиво) раньше было.

А. ЕРМОЛИН: Чтобы испугаться нормально.

А. ШУШУКИН: Да. И продолжают они соответственно заниматься воздушно-десантной подготовкой. Очень удобно. Дислокация по 31-й бригаде (неразборчиво) учебного центра, что они не только посмотрят на простой парашют, они посмотрят и на полную экипировку, и на полное содержание воздушно-десантной техники. То есть, они уже будут иметь представление. Не просто, как (неразборчиво), одел парашют, подготовился, сдал зачет и прыгнул, а это уже полное понимание. И очень хочется сказать лестные слова а плане понимания в той же теме патриотизма. Это их командиры тех соединений, которые дислоцируются рядом. Это полностью зеленый свет, это полностью понимание того, что мы готовим будущее поколение. Даже командующий неоднократно отвечал, и отмечал этот вопрос, что дополнительная специальная нагрузка ложится на 31-ю бригаду, и на (неразборчиво) учебный центр. Это дорогого стоит, чтобы… Командиры правильно (неразборчиво)… Под командиров же ходят еще офицеры. Они тоже понимают, что и его ребенок может когда-то придти в эту составляющую. Поэтому вот такое (неразборчиво).

А. ЕРМОЛИН: Я хочу напомнить нашим слушателям, что мы сегодня говорим про подготовку будущих защитников отечества, в довузовских образовательных учреждениях ВДВ. Наш гость сегодня Александр Валерьевич Шушукин, заместитель начальника штаба ВДВ, генерал-майор, и сейчас мы уйдем на небольшой перерыв.

НОВОСТИ.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире