Р. ПЛЮСОВ: Эфир «Эха Москвы» продолжается, в эфире передача «Водная среда», и сегодня мы поговорим об экологическом образовании. Такая, кажется, сложная тема. И такая непопулярная. И, тем не менее, экологическое образование важно, у нас к тому же начинается новый, начался уже новый учебный год, поэтому весьма актуально. У нас сегодня в студии Дмитрий Михайлович Кириллов — директор департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов мин. природы, Дмитрий Михайлович — здравствуйте.

Д.КИРИЛЛОВ: Здравствуйте, Роман. Добрый день, уважаемые слушатели.

Р. ПЛЮСОВ: Разбаш Илья Андреевич — начальник отдела связей с общественностью и СМИ центра развития водохозяйственного комплекса. Илья, ну, мы уже с тобой давно знакомы, потому Илья Андреевич мне даже как-то неудобно.

И. РАЗБАШ: Да, добрый день, Рома, отлично.

Р. ПЛЮСОВ: И Татьяна Алексеевна Пузанова — старший научный сотрудник географического факультета МГУ, ученый секретарь московского отделения русского географического общества, Татьяна Алексеевна, здравствуйте.

Т.ПУЗАНОВА: Здравствуйте.

Р. ПЛЮСОВ: Экологическое образование. Мне кажется, что сегодня детей очень сложно привлечь к чему-то вот такому общественному. Каким-то важным общественно значимым моментам. У детей сегодня компьютеры, игры, планшеты, телефоны. Почему-то у меня такое ощущение, что экологическое образования для них – это далекая тема.

Т.ПУЗАНОВА: Ну, а мне так не кажется на самом деле. По той простой причине, что я читаю лекции по экологии на журфаке МГУ, который, наверное, и вы заканчивали.

Р. ПЛЮСОВ: Нет, я не МГУ заканчивал, я в регионе.

Т.ПУЗАНОВА: Нет? Ну не важно.

Р. ПЛЮСОВ: Я заканчивал в краю озер – в Карелии.

Т.ПУЗАНОВА: Тем более. Слушайте, одно из самых красивых мест, которое я видела в совей жизни – это Карелия. Так оно и есть.

Р. ПЛЮСОВ: И что касается нашего водного вопроса, Карелия…

Т.ПУЗАНОВА: Там чисто. Она реально осталась чистой.

Р. ПЛЮСОВ: Да.

Т.ПУЗАНОВА: Ну так вот когда я начинаю эти лекции, я каждый раз говорю: забудьте о том, что вы находитесь в Москве. Потому что Москва – это не Россия, Россия – это не мир. И проблемы Москвы — это одни проблемы. Проблемы Подмосковья – это даже чуть-чуть другие проблемы. А если мы выезжаем в регионы, тем более в далекие регионы, на Байкал, не важно даже куда, в Карелию, мы каждый раз видим новые огромнейшие проблемы, которые есть. И московских школьников, наверное, действительно тяжело удивить чем-то. Так оно и есть. Огромное информационное поле, огромное количество проблем, огромное количество сыпящейся информации отовсюду, оно существует. Но если мы говорим про регионы, то в регионах как раз очень легко объединить какое-то знамя, в том числе экологическое, огромное количество детей. В частности вот это проблема малых рек. Я думаю, что с нее надо как раз и начать. Потому что, когда мы говорим про большие реки, наверное, все-таки государственная политика скорее вопрос этот будет к Дмитрию, по поводу очистки больших рек, водоемов. А если мы говорим про малые реки, которые как раз являются водосбором, и из которых, собственно, и происходит основной источник загрязнения рек, изменения рек больших уже, то к ним и можно обратиться. Именно с ними легко работать со школьными. На этих малый реках. По той простой причине, что…

Р.ПЛЮСОВ: Ну как это происходит?

Т.ПУЗАНОВА: Ну, ты жил. Это твоя Родина, это твоя малая река. И когда ты в ней купался, например, лет 10 назад, 15 лет назад, а сейчас ты не можешь купаться, по той простой причине…

Р.ПЛЮСОВ: То есть ребенку просто показывают пример конкретно.

Т.ПУЗАНОВА: Конечно!

Д.КИРИЛЛОВ: Он его видит. Как раз год назад мы делали довольно большое исследование, в котором принимало участие около 13 тысяч человек, 13 тысяч детей, которых опрашивали во всех регионах. И конечно же забота о, ну, по крайней мере, опять же, говоря о мотивации, то мотивация у школьников есть. И здесь важно лишь умно и грамотно организовать их для того, чтобы они несли уже на себе какую-то социальную нагрузку в виде, допустим, уборки мусора или наоборот, каким-то образом менять их сознание, чтобы они не мусорили около своей речки. И вот слово «своей речки» как раз здесь ключевое.

Т.ПУЗАНОВА: Ну да, ключевое. Локальная родина.

И.РАЗБАШ: Я готов согласиться с оптимизмом Татьяны, но все-таки тут действительно есть проблема, которая вот Роман говорил по поводу увлеченность молодого поколения. Дело в том, что экологическое образование – это не просто образовательная какая-то функция, это прежде всего функция воспитательная. Это значит, что мы – взрослые должны быть готовы к этому воспитанию. Мы должны уметь заинтересовать этих детей, должны им помочь, предложить что-то, потому что тот же выход к берегу реки, уборка мусора и так далее, понимаете, это же молодое поколение подрастающее. Если рядом не будет взрослого, если не будет что-то предложено, организовано, элементарные вещи по сбору, вывозу, утилизации этого мусора, то даже имеющаяся инициатива у детей, она просто не сможет быть реализована.

Р.ПЛЮСОВ: Вот для этого и проводятся конкурсы, да? Чтобы вот объединить, чтобы помочь взрослым и детям организоваться вот в этом вопросе.

И.РАЗБАШ: Конечно.

Р.ПЛЮСОВ: Юниорский водный конкурс. Илья, подробнее можешь рассказать?

И.РАЗБАШ: Ну, в двух словах, это один из старейших детских конкурсов, который проходит по всей России, в нем участвуют в последний год порядка 75 регионов, детишки…

Р.ПЛЮСОВ: Примерно, сколько вовлекается детей, взрослый? Есть какие-то примерные цифры?

И.РАЗБАШ: В качестве финалистов выходит как раз то количество регионов. Но в регионах нешуточная, собственно, борьба развивается. За призы. И за возможность участия в финале конкурса в Москве. И министерство природных ресурсов — это та базовая площадка, на которой уже раздаются эти призы,

Р.ПЛЮСОВ: Это 10, 20 или это 100, 200 человек примерно?

И.РАЗБАШ: Это тысячи человек.

Р.ПЛЮСОВ: То есть тысячи людей.

И.РАЗБАШ: Финалистов около ста.

Р.ПЛЮСОВ: А, только финалистов.

Т.ПУЗАНОВА: А всего участвуют, я так понимаю, сотня с чем-то тысяч, да?

И.РАЗБАШ: Это тысяча, это тысяча, да. И это детишки с 7 по 11 класс, ну как, уже молодые люди, которые предлагают конкретные проекты, поэтому и вот сегодня как раз в Стокгольме проходит финал этого конкурса, и приезжают дети со всего мира.

Р.ПЛЮСОВ: Это международный конкурс.

И.РАЗБАШ: И приезжают дети со всего мира.

Д.КИРИЛЛОВ: И дело в том, что наш конкурс, который проходит, он в том числе входит в организацию международных конкурсов по всему миру подобных, и, конечно, наш финалист национального конкурса, он традиционно представляет Россию со своим проектом на международной неделе воды, которая ежегодно проходит в Стокгольме. И на международном юниорском конкурсе.

Р.ПЛЮСОВ: Я предлагаю связаться по телефону с организатором юниорского водного конкурса, я так понимаю, что Наталья Геннадьевна Давыдова, она с Стокгольме находится.

И.РАЗБАШ: Да, она сейчас в Стокгольме, да, она в Стокгольме вместе с поддержкой и от министерства природных ресурсов. И мы все скрестили пальцы.

Р.ПЛЮСОВ: На прямой связи у нас Наталья Геннадьевна, Наталья Геннадьевна, вы слышите нас?

Н.ДАВЫДОВА: Да, добрый день, коллеги, здравствуйте, Роман.

Р.ПЛЮСОВ: Здравствуйте, скажите, пожалуйста, вот много ли усилий приходится прикладывать, чтобы мало того, что организовать, так еще выйти на международный уровень и представлять еще и в Стокгольме проекты?

Н.ДАВЫДОВА: Роман, спасибо за вопрос, это очень вообще актуальный для нас вопрос. Конечно, очень много усилий. Коллеги, как я понимаю, говорили о том, что мы при поддержке министерства водных ресурсов проводим российский национальный конкурс. Он, кстати, самый большой в рамках международного формата. И, конечно, много усилий требуется для того, чтобы привести нашего победителя, чтобы он достойно представлял Российскую Федерацию, здесь в Стокгольме, а здесь присутствуют все ведущие страны мира.

Р.ПЛЮСОВ: Буквально вот пару слов о самом проекте, что это за проект, который вы представляете в Стокгольме сейчас?

Н.ДАВЫДОВА: Да, в этом году национальный комитет наш выбрал проект мальчика, молодого человека из Санкт-Петербурга. Он занимался так называемой аквакультурой на Белом море. То есть вы знаете все, что такое мидии, да? Такой совершенно замечательный биологический и промысловый продукт. И он смотрел, какие факторы влияют на то, чтобы обеспечить воспроизводство и коммерческое и промысловое мидий, для того, чтобы использовать эти мидии на российском рынке на нашем.

Р.ПЛЮСОВ: Вот этот проект прошел в финал и сейчас представляет нашу страну на международном уровне, да?

Н.ДАВЫДОВА: Да, да.

Р.ПЛЮСОВ: Я так понимаю, что сегодня вечером будут названы победители, как вы сами оцениваете шансы на это?

Н.ДАВЫДОВА: Вы знаете что, на самом деле конкуренция очень высокая, но то, что Павел очень хорошо представил проект, и здесь, Слава Богу, у нас такая группа поддержки, министерство, из нашего посольства Швеции, и по крайней мере очень много людей подходило к стенду, участников всемирной недели воды. Поэтому я не знаю, какой будет результат, это непредсказуемые вещи. Сегодня вечером мы услышим на церемонии награждения финалистов, ком.председ. из Швеции будет присутствовать. Ну то, что он нормально выступил и хорошо представил – это уже большой плюс. Мне, в общем, не стыдно.

Р.ПЛЮСОВ: Желаем вам удачи, а что победитель получает, какой главный приз?

Н.ДАВЫДОВА: Победитель получает хрустальную композицию – каплю воды. Он получает приз от стокгольмского водного фонда, по-моему, 15 тысяч долларов.

Р.ПЛЮСОВ: То есть на развитие своего проекта, да? На внедрение проекта.

Н.ДАВЫДОВА: Да. Ну просто даже он сам решает, куда направить, но это за его вклад в победу. Ну плюс там еще призеры получают поменьше немножко вознаграждений, поощрений. Но в целом вообще просто даже поездка в Стокгольм, и организация конкурса, и возможность нашего старшеклассника здесь учувствовать – это само по себе очень интересно. И это само по себе приз.

Р.ПЛЮСОВ: Спасибо, Наталья Геннадьевна. У нас на прямой связи из Стокгольма была Наталья Давыдова – организатор юниорского водного конкурса, который, как вы слышали, сегодня проходит в Стокгольме. Узнаем вечером победителя. Коллеги, как вы думаете, сможем мы?

Д.КИРИЛЛОВ: Мы конечно сможем. Вот Наталья Геннадьевна не случайно говорила, что у нас самый представительный конкурс внутристрановой. Учитывая масштабы нашей страны, учитывая количество регионов, который в них участвуют, и профессиональный уровень , как следствие нашего победителя, он от года к году всегда высок, потому что конкуренция большая. Для того, чтобы победить и больше того. Мы, как члены этого национального комитета. По большому счету разница между тремя финалистами нашими, которые постоянно являются лауреатами нашего национального конкурса, она минимальна. Там, что победитель, что второе место, что третье. По профессиональному уровню различия там совсем минимальны. И конкуренция очень большая. Поэтому…

Т.ПУЗАНОВА: А мне очень понравилась идея сама, что вот не просто какой-то размазанный проект по экологии, да? Про что-то как-то. А вполне конкретное действо. Каким образом можно улучшить конкретную ситуацию с этими мидиями. Это же здорово, это интересно, человек об этом думал. Он выдумал некий вариант увеличения биомассы этих мидий и далее продвигания на рынок. Это здорово.

Р.ПЛЮСОВ: Мы уже как-то делали одну из передач, при участии детей в этих проектах. Но дети действительно порой предлагают такие интересные проекты. И кажется, что почему бы не придумать, тут лежит на поверхности .

И.РАЗБАШ: Слушайте, ну некоторые были вообще с фантастическими проектами. Из истории этого конкурса, когда тоже, собственно, это детская инициатива была притащить поближе к берегам айсберг какой-нибудь. Для того, чтобы местная вода там была в том или ином вододефицитном регионе. Но вообще как раз мотивация участия этих детей в конкурсе – это вопрос большой. Это вопрос воспитания, это вопрос скорее к учителям, которые ведут, собственно, ведь не только заслуга ученика, это заслуга его научного руководителя. Здесь нельзя не отметить.

Д.КИРИЛЛОВ: Это заслуга многих людей.

И.РАЗБАШ: Я смотрю очень много людей организуют участие.

Д.КИРИЛЛОВ: Он ведь практический, все эти проекты перед тем, как попасть, будем говорить, в даже жюри, они все реализованы на практике в регионах. А для этого, понимаете, да, для этого нужен и контакт с учителем. И где-то может быть помощь, ну, я не говорю про региональных, ну, муниципальных властей. Где-то заинтересованность определенных бизнес структур. Вот если мы про те же мидии и этот проект заговорили. И все это получается, в этом конкурсе, в этих проектах, все это получается. И, конечно, там задействовано очень большое количество людей. Ну а идеи, безусловно, у наших школьников.

Р.ПЛЮСОВ: Это самое что ни на есть настоящая общественная работа. Это гражданское общество. То, о чем очень много говорят.

Д.КИРИЛЛОВ: Ну, хотелось бы, конечно, тиражировать этот опыт. И хотелось бы заинтересовывать. И вот тут вопрос как раз в поиске тех решений правильных, которые могли бы влиять на увеличение участников этого конкурса, не этого конкурса. У нас в рамках реализации федеральной целевой программы «Вода России» есть ресурс, собственно, и этот эфир — это дискуссионный клуб, и я бы обратился к нашим слушателям и тем людям, которые читают на сайте и смотрят за нашей программой «Водная среда», попробовать все-таки сгенерировать, предложить, все, что угодно, пообщаться в рамках, как раз, вопрос один — как замотивировать, и второй вопрос — как показать практику, которая существует в регионах реализации…

Р.ПЛЮСОВ: Ты говоришь про портал, связанный с водными проблемами Вода.ру, да?

Д.КИРИЛЛОВ: Абсолютно верно. Вода. Орг.ру. И еще один сайт – это сайт дискуссионного клуба с «Эхо Москвы» можно перейти туда.

Р.ПЛЮСОВ: Дискуссионный клуб – перемена природы, да?

Д.КИРИЛЛОВ: Да.

Р.ПЛЮСОВ: То, что делаем мы. И любой желающий может зайти, оставить свои какие-то пожелания, свои какие-то комментарии, правильно?

Д.КИРИЛЛОВ: Конечно.

Р.ПЛЮСОВ: И посмотреть, и почитать.

Д.КИРИЛЛОВ: И предложить. И более того, получить отклик.

Р.ПЛЮСОВ: Давайте сейчас мы ненадолго прервемся и вернемся в студию в передачу «Водная среда».

РЕКЛАМА.

Р.ПЛЮСОВ: Мы продолжаем наш дискуссионный клуб «Перемены природы». Сегодня у нас тема «Экологическое образование». Мы говорили про конкурс. А что делается именно, когда мы говорим про школьников.

И.РАЗБАШ: Этот конкурс – это конкурс проектов. Разных. Более того, часть из их проектов в согласовании с министерством природных ресурсов обязательно попадет в рамках реализации федеральной целевой программы «Вода России». И мы отобрали сейчас несколько проектов, которые будут обсуждаться уже такими научными дядечками и тетечками, которые имеют кандидатские степени. И этот проекты детей. А что касается практики, то в этом году был организован конкурс «Вашим рекам и озерам чистые берега». И я считаю, что он прошел, крайне популярным был. И завоевал довольно большой интерес у гражданского общество и плюс, естественно, у школьников, 170 тысяч человек.

Р.ПЛЮСОВ: 170 тысяч приняло участие в проекте «Чистые берега». А вот можно поподробнее об этой акции, Дмитрий Михайлович, расскажите.

Д. КИРИЛЛОВ: Акция проходила более, чем в 75 регионах нашей страны. Конечно, она, о чем Илья говорит, при общем количестве участников 170 тысяч, есть регионы у нас, которые просто лидеры, фантастически. Это Башкирия, это Тамбовская область, в которых данная акция имела большой отклик. Конечно, будем так говорить, они проходили у нас не только в этом году. В этом году просто удалось их объединить под некой общей идеологией, провести в одно время. По своему содержанию в общем-то это что? Можно сказать, как в старые времена субботник. Это уборка, уборка водоемов от накопившегося мусора, расчистка береговых полос.

Р.ПЛЮСОВ: Вы поддерживаете, поддерживаете и проводите эти акции. То есть со стороны государства идет поддержка.

Д. КИРИЛЛОВ: Да. А это некое такое волонтерское движение. Но само количество участников, конечно, говорит, скажем так, превзошло все наши ожидания. Потому что понятно, что 1700 водных объектов.

Р.ПЛЮСОВ: Это солидно. Ну это крупный город.

Д. КИРИЛЛОВ: Да, безусловно, безусловно. При том, мы же понимаем, что сейчас это сугубо волонтерское, будем так, добровольное движение. У нас нет ни комсомола, ничего такого.

И.РАЗБАШ: Нет, ну принудить мы не можем. И это не нужно.

Д. КИРИЛЛОВ: Конечно, конечно. Поэтому как раз в первой части нашего разговора о том, есть заинтересованность, нет заинтересованности, у нашего гражданского общества, прежде всего у молодого поколения. Участие в каких-то воспитательных, образовательных экологических акциях. Вот эта акция, которая прошла, она говорит, что заинтересованность, в принципе, колоссальная. Ну, однако, нам взрослым есть, как и эту акцию в частности совершенствовать. Вот. Создавать условия для того, чтобы они были заинтересованы в ней участвовать.

Р.ПЛЮСОВ: У нас по телефону на прямой связи организатор этой акции «Чистые берега» Вероника Михайловна Тарбаева. Она также председатель природоохранного союза. Добрый день. Скажите, легко привлекать детей к таким проектам?

В. ТАРБАЕВА: Вы знаете, действительно легко. Единственное, здесь бывает как бы припон — это когда нужно согласование родителей. То есть учителя и дети с большой легкостью и с удовольствием привлекаются. Но вот обязательно согласие родителей.

Р.ПЛЮСОВ: А почему родители против? Я, честно говоря, даже не понимаю.

В. ТАРБАЕВА: Ну, понимаете, ну не все, то есть там же все-таки где-то грязно, где-то родители просто не подготовлены экологически. То есть это замечательно, что ребенок приобщается с детства сразу и воспитывается бережное отношение к природе и к воде в том числе.

Р.ПЛЮСОВ: Это удивительно. Знаете, сорить вместе с родителями, а убирать? Да нет, не надо, пускай другие убирают. Тем не менее, по-моему, такое число говорит о большой популярности акции.

В. ТАРБАЕВА: Да, вы знаете, я достаточно много делала различных акция, и мы сами, когда взялись, мы не ожидали, что 56 регионов откликнуться. И причем это не только, как раньше, субботник под кнутом. И все должны и обязаны. Здесь этого не было. Потому что инициатива исходила от общественных организаций. И от школьных организаций учебных различных. И как раз очень удивительно было то, что и бизнес, кстати, ко мне пришли представители бизнеса и сказали, что мы хотим провести эту акцию сами.

Р.ПЛЮСОВ: Спасибо огромное. У нас на прямой связи с нами была Вероника Михайловна Тарбаева – это организатор акции «Чистые берега» и председатель природоохранного союза. Это же не последняя акция, как я понимаю?

Т. ПУЗАНОВА: Можно, как тетечка со степенью?

Р.ПЛЮСОВ: Да, конечно. Татьяна Ивановна Пузанова – старший научный сотрудник факультета МГУ.

Т. ПУЗАНОВА: Ну там просто Илья сказал, дядечки и тетечки со степенью. Поэтому тетечка со степенью хочет чуть-чуть расширить, чуть-чуть ложку дегтя в эту акцию. Эти акции, на самом деле, они параллельно проводятся действительно многими образованиями. Внутри разных регионах дублирующие. Поэтому конкретно не про эту акцию скажу, а в принципе про уборку мусора вокруг рек. Необходимая вещь, несомненно. Наверное, вы знаете, что есть мусорные острова в Тихом океане. Они известны. Вот представьте себе масштаб этих мусорных островов в Тихом океане. Такие дрейфующие острова. Приблизительно площадь Средиземного моря. Вот столь велики эти острова. Они сумасшедшие. Такой мусорный круговорот. Со всех континентов в Тихий океан. Буквально смыкался это пластиковый мусор. Ну, это, конечно, пластик. Поэтому, когда мы идем вдоль берега реки, мы очень хорошо понимаем, какое количество вдоль берегов, особенно малых. Это очевидно. Но другой момент, что часто мне очень из регионов звонят и говорят. В чем ужас ужасный, как говорит мой приятель Марк из Англии, ужас ужасный подобных акций бывает. Заключается он в том, что очень часто детей перепрессингуют. Заставляют собирать мусор отдельно. И потом, собственно говоря, на глазах этих же детей, весь этот мусор, который был только что сложен, там, веточки отдельно, органика отдельно, пластик отдельно, скидывают все в один грузовик. И поэтому мне кажется, что очень важно, чтобы не было у детей цинизма, что они действительно убирают, действительно собирают, все делают благое дело. Но после этого не надо детям врать. Когда начинаешь врать, на самом деле вот этот вот запал чуть-чуть заканчивается, к сожалению. Поэтому надо останавливаться и говорить: «Товарищи, к сожалению, переработка мусора в России на данный момент находится на такой-то стадии». И это правда ужас ужасный. Что с этим делать? Сказать, как есть. Мы убрали берег, и слава Богу. И дальше будем жить в пределах чистого берега. И это здорово.

Р.ПЛЮСОВ: Но и действительно, мне кажется, что молодые мозги, врать, действительно, не стоит. Потому что ребенка легко обучить. Вот нас взрослых тяжело приучить к экономии воды, например. Когда мы кран открываем.

Д.КИРИЛЛОВ: Да конечно, в этом смысле они и прогрессивнее, и подготовленнее нас. О чем и говорит, собственно говоря, их отклик. И порою та картина, которая у нас есть. Причем Татьяна говорит по поводу раздельного сбора мусора. Да, у нас его нет, у нас он не развит, не развит в том числе ментально, не развит благодаря или, так сказать, по причине неготовности к этому прежде всего взрослых, а не детей. И в этом смысле, конечно, мы, вот то, о чем Татьяна сказала, это, что называется, российская действительность: заставь дурака Богу молиться, он лоб расшибет. Так и здесь. А вообще, это говорит о том, что взрослые на самом деле куда меньше готовы и к экологическому просвещению, для них это уже во многой степени поздно делать. И вообще, не столь чувствительны даже уже в силу сформировавшейся личности ко всем этим для них вдруг новым граням и открытиям в бережном отношении к природе, чем наше подрастающее поколение. Поэтому на самом деле мы очень правильную тему, вообще говоря, затронули, это воспитание именно подрастающего поколения.

Р.ПЛЮСОВ: Дети, как губка. Она впитывают. Они потом будут с этим идти всю жизнь, если правильно это подать.

И.РАЗБАШ: Тут даже элементарно. Те дети, которые… они взрослых-то и начнут воспитывать. Они пришли, убрали мусор, пришли домой и сказали: «Пап, ну слушай, в следующий раз поедем на пикник, в конце концов, потом все убрали и ушли, потому что мне не охота потом за вами убирать».

Р.ПЛЮСОВ: Спасибо вам за дискуссию, еще раз напомню, у нас в гостях были Дмитрий Михайлович Кириллов – директор департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов мин. природы, Дмитрий Михайлович, спасибо вам. Илья Андреевич Разбаш – начальник отдела связей с общественностью и СМИ центра развития водно-хозяйственного комплекса и Татьяна Алексеевна Пузанова – старший научный сотрудник географического факультета МГУ, ученый секретарь московского отделения русского географического общества, Татьяна Алексеевна и гости, еще раз спасибо.

Т.ПУЗАНОВА: Спасибо.

И.РАЗБАШ: Всего доброго.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире