'Вопросы к интервью
Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель» — программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, мы говорим с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. И сегодня мы поговорим о том, как старое телевидение может или не может влиять на телевидение, каким оно будет сегодня и завтра. И вообще – актуальна ли для телевидения фраза, что новое – это хорошо забытое старое? Об этом мы будем говорить с человеком, который о нашем телевидении знает все. Это Анатолий Григорьевич Лысенко. Добрый день, Анатолий Григорьевич.

А.ЛЫСЕНКО: Добрый день.

Е.АФАНАСЬЕВА: Думаю, даже представлять не надо. Он сейчас президент Международной Академии ТВ и радио и человек, который сделал огромное количество культовых программ телевидения советского. И также у нас главный редактор телеканала «Ностальгия» Михаил Жуков. Добрый день, Михаил.

М.ЖУКОВ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот о том, почему вдруг в нынешнем таком буйном пиршестве разных каналов все чаще становится востребован такой показ старого советского телевидения или российского уже, почему мы как завороженные, иногда переключая с сегодняшней программы «Время» на программу «Время» двадцатилетней давности, не может оторваться. Вот об этом мы с вами и попробуем говорить, уважаемые наши слушатели, если вы сможете нам дозваниваться, а также присылать свои сообщения по смс. Наш смс-номер: +7 985 970 4545. Вопрос к вам один – интересно ли вам наше старое телевидение? Смотрите ли вы канал «Ностальгия» или какие-то другие каналы, которые показывают старые фильмы и программы? Если смотрите, то с каким чувством и что из старого телевидения вам хотелось бы увидеть сейчас? Анатолий Григорьевич, что случилось – у нас кризис идей или у нас такая ностальгия по старой жизни, по юности, по молодости? Почему вдруг появился канал, который Михаил редактирует, и другие передачи и каналы, посвященные старому телевидению?

А.ЛЫСЕНКО: Да вы знаете, в общем, на эту тему можно говорить часами. Во-первых, конечно, есть определенная ностальгия по старой жизни, подкрепляемая тем, что очень много повторяется. В этом вообще особенность истории, особенно нашей истории. Понимаете, здесь две причины. Для людей пожилого возраста это возврат к молодости и встреча с молодостью. Какой бы она ни была, она все равно была молодостью, и приятно вспомнить.

Е.АФАНАСЬЕВА: А в ней и небо голубее, и трава зеленее.

А.ЛЫСЕНКО: Конечно. И сахар слаще, и все лучше.

Е.АФАНАСЬЕВА: А уж телевидение какое хорошее!

А.ЛЫСЕНКО: Да. Это для них. Для молодых это примерно то же самое, если б мне удалось бы увидеть телевидение, если б оно тогда существовало… ну, я не знаю… 18-19 века. Представляете себе, программа «Время», рассказывающая и прибытии французского посла ко двору императрицы Елизаветы. Да никого ж не оторвешь от этого. Если сегодня смотрят сериалы на эту тему, то уж живое телевидение смотрели бы вовсю. Так что тут двойная причина. Даже, если говорить об идеях, вы знаете, я не устаю говорить о том, что у нас было великое телевидение.

Е.АФАНАСЬЕВА: В прошедшем времени?..

А.ЛЫСЕНКО: Оно сегодня есть – трансформированное уже, к сожалению… вы знаете, как бывает – вот развалины старого… говорят, одна дама, посмотрев Венецию, была очень потрясена и возмущена тем, что Венеция совершенно не покрашена и какая-то облезлая, развалины. Но это же Венеция, понимаете? Она и сегодня существует Венецией. И не надо ее перекрашивать. У нас, к сожалению, как все бросились реставрировать, и такой новодел получился. Из великого телевидения стал новодел, который подкрашен под современное американское телевидение. Американское, потому что если так честно посмотреть, в Европе и французское телевидение тоскливо до ужаса, и немецкое телевидение тоскливо до ужаса. Наш зритель покусал всех и разнес все…

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, а уж про скандинавские страны вообще промолчим.

А.ЛЫСЕНКО: Это вообще лучше промолчать. Да честно говоря, и американское телевидение. На сегодня мы особо от них не отличаемся. Если говорить честно, то наши сериалы получше. Во-первых, потому что актеры получше играют.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но бюджеты у нас поменьше, чем у их крупных сериалов. Не доросли еще.

А.ЛЫСЕНКО: Так прелесть-то в том, что мы же умеем из четырех железок сделать космическую ракету. Понимаете, в этом же наша прелесть. Что американцы уже совершенно разучились делать. А в Европе этого просто никогда не было – если у них нет инструментов, то они ж и близко не подойдут.

Е.АФАНАСЬЕВА: Конечно. Если Бекмамбетов снимает за 3-5 миллионов долларов, а у них за 180…

А.ЛЫСЕНКО: Я вам скажу – у меня приятель поехал в Америку. Когда он при помощи ногтя отрегулировал карбюратор у машины, он вызвал у американцев, которые работали на станции техобслуживания, шоковое состояние. Они решили, что это как минимум Эдисон или Архимед пришел.

Е.АФАНАСЬЕВА: Телевизионщики наши примерно так же, при помощи ногтя…

А.ЛЫСЕНКО: Точно так же – делали это телевидение, не зная даже, какое оно.

М.ЖУКОВ: Мысль в тему. Поскольку мы как бы кормимся продуктами того, что вы создавали – та же программа «Взгляд», один из хитов нашего эфира, — вот сейчас можно было бы сделать такую программу. Она бы стоила, наверное, безумных денег.

Е.АФАНАСЬЕВА: Миш, подождите. Давайте не опережать.

А.ЛЫСЕНКО: Понимаете, какая штука – вот вы сразу говорите о деньгах. Мы когда делали программу «Взгляд», я недавно говорил с Кравченко Леонидом Петровичем, без помощи которого, при всех нападках на Леню…

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте только объясним для тех, кто не знает…

А.ЛЫСЕНКО: Да, Леонид Петрович Кравченко был председателем Гостелерадио. И когда создавался «Взгляд», он создавался в какой-то мере благодаря ему, и без его помощи он создан бы не был. Мы вспоминали все свои столкновения, споры, убеждения друг друга. Но ни разу тогда не прозвучало слово «деньги». «Нам нужна студия» — «Ребят, студии сейчас нет» — «Если не будет студии, мы не начнем» — «Вот вам студия». Нам нужны камеры, то-се… Но деньги… Да не было разговора о деньгах на телевидении. Вообще не было!

М.ЖУКОВ: Вот поэтому 20 лет назад такие программы и делались.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, времена поменялись. Давайте чуть-чуть структурируем наш разговор. И вопрос к Михаилу Жукову. Михаил, почему ваш канал создался? Откуда пошла идея просто, без всяких примесей показывать старое телевидение? Мы говорим о канале «Ностальгия».

М.ЖУКОВ: Ну, во-первых, не без примесей. Примеси все-таки есть, потому что мало просто показывать время – его еще надо осмыслять каким-то образом. И у нас есть ряд программ, где мы пытаемся это делать, и сейчас новые проекты запускаем с нового сезона, которые будет именно этому посвящены. А что касается идеи, она настолько висела в воздухе…

Е.АФАНАСЬЕВА: Но все-таки, не в обиду вам будет сказано, самое выражающее там – это не обсуждение, а именно старое телевидение.

А.ЛЫСЕНКО: Леночка, не соглашусь. Вы знаете, я участвовал в нескольких программах. На мой взгляд, самое интересное там – звонки.

Е.АФАНАСЬЕВА: Звонки – это тоже интересно. Сегодня, если нам позволит дождь, который мешает сегодня звонкам, которые на «Эхо Москвы» идут, мы поговорим и с нашими слушателями.

А.ЛЫСЕНКО: К сожалению, очень много звонков из-за рубежа там в основном.

Е.АФАНАСЬЕВА: У нас тоже случается.

А.ЛЫСЕНКО: И из Америки, и… Нет, к сожалению, герои передач уехали.

Е.АФАНАСЬЕВА: Михаил, вы говорите, идея лежала на поверхности. А кто ее все-таки осуществил? Не все ваш канал видят, не все знают. Буквально такое резюме короткое вашего канала.

М.ЖУКОВ: Я думаю, что сейчас уже трудно вспомнить. Меня пригласил наш генеральный продюсер Владимир Юлианович Ананич. Он обсуждал эту идею тогда с руководством НТВ+. Мы обсуждали с Академией телевидения уже потом эту идею…

А.ЛЫСЕНКО: Идея эта лет 10-15 назад появилась.

М.ЖУКОВ: Вот и получилось.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тогда придется задать вопрос, который не принято задавать было при создании «Взгляда». А деньги? За счет чего живет канал старого телевидения?

М.ЖУКОВ: Только за счет подписки. Мы же платный канал. Нам платят абоненты НТВ+, абоненты кабельных сетей по многим республикам бывшего СССР. Нас смотрят в Америке тоже за деньги люди, которые подписаны там на кабельные пакеты с российскими телеканалами. Только за это.

Е.АФАНАСЬЕВА: В качестве затравок прочту несколько реплик, которые по смс, просто подряд. Руслан из Уфы пишет: «С умилением смотрю старые выпуски программы «Время» и «Международную панораму». Я ведь в свое время действительно думал, что в Америке негров линчуют». «Господин Лысенко, о чем вы? Вы сравниваете количество и качество детских образовательных передач на Би-Би-Си и у нас?! Это пропасть!», — пишет Александр. Это, видно, к вашей реплике о том, что там телевидение скучное.

А.ЛЫСЕНКО: А я не сказал ни слова про Би-Би-Си. Би-Би-Си – очень качественное телевидение.

Е.АФАНАСЬЕВА: Юра пишет: «Я всегда по всем каналам смотрю ретро – советские детективы, Кабачок «13 стульев», эпопею «Освобождение», «Тегеран-43» и старый «Голубой огонек».

А.ЛЫСЕНКО: «Королева бензоколонки» еще.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. У нас не только зависает телефон, но, к сожалению, еще и смски немножко виснут. Извините. «В Самаре пару лет назад «Ностальгия» была в кабеле, потом трансляцию прекратили из-за высокой цены канала. Не могли бы вы проводить более разумную ценовую политику?» Без подписи, к сожалению. Но просьба к вам, Михаил.

М.ЖУКОВ: Это не совсем так. Просто один из операторов кабельного телевидения, имеющий сети во многих городах страны, по своим внутренним причинам отказался от трансляции нашего канала. Здесь цена ни при чем.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Хочется глотнуть чистого воздуха – без гламура, постоянного цинизма и бабла. Сергей из Барнаула». Вот вы знаете, когда речь идет о старом телевидении – это как о молодости, когда все зеленее, вкуснее, слаще. А у меня, когда смотрю ваш канал, иногда просто действительно… иногда щелкаешь-щелкаешь, случайно попадешь на него и зависаешь. Но у меня бывают очень двоякие ощущения. С одной стороны, если попадаешь на тот же «Взгляд», это до сих пор перед Анатолием Григорьевичем и всей его командой снимаешь шляпу, потому что редко какая программа 20 лет может выдержать и ее можно смотреть адекватно, как современную…

А.ЛЫСЕНКО: Лен, тоже уже не все.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это у вас уже такая строгость мастера самого к себе. Но у меня ощущение бывает…

А.ЛЫСЕНКО: А КВН, извините?

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте… Можно, я сейчас расскажу?

А.ЛЫСЕНКО: 50 лет уже прошло. А «Что? Где? Когда?»

Е.АФАНАСЬЕВА: Анатолий Григорьевич, вот хочу сказать. Некоторое время назад – Михаил, может, скажет, когда это было, точнее – я попала на первый возрожденный выпуск КВНа – значит, это 86-й год. И он еще не такой структурированный, когда жюри в зале. Там жюри почему-то за кадром. Я была потрясена! Это совершенно не тот КВН, который я помню по ощущению 86-го года – от счастья того, что он вернулся, от глотка свободы. Нудный, скучный.

А.ЛЫСЕНКО: От одной фразы – «Партия, дай порулить!»…

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, очень плохо снятый. Лица темные, камера дергается.

М.ЖУКОВ: А КВНы 60-х годов, которые сохранились? Мы их тоже показываем.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы знаете, вы на меня можете посмотреть…

М.ЖУКОВ: Это не то что скучно…

Е.АФАНАСЬЕВА: Миш, я КВНа 60-хне помню. А КВН 86-го я помню свои ощущением зрительским, поэтому мне было так интересно сравнить два разных ощущения. Второй пример. В Новый год очень много новогодних концертов по всем каналам – по большим, по маленьким. И вы повторяли старый. И, щелкая, я зависла на вашем канале. Мои дети, которые совершенно обычные дети, насмотренные современного компьютера и телевизора, зайдя, сказали только две реплики: «А почему они снимают только с двух камер?» — мне это не пришло бы даже в университете, где я изучала журналистику, в голову. И второе – «А почему у него звук и губы не синхронизируются?» То есть, вероятно, качество съемки за эти 20 лет ушло так далеко, что даже современные дети это видят.

А.ЛЫСЕНКО: Конечно. Лен, ну я вам скажу, что представить себе… это трудно очень сейчас объяснить, но я помню, был гениальный режиссер, очень рано ушедший из жизни, Толя Монастырев, прекрасный режиссер и, кстати, поэт хороши – это его знаменитая песня «Впереди крутой поворот…», он в серии наших фильмов «Наши биографии» делал впервые наложение одного кадра на другой. Каждая вот эта операция, которая сегодня длится доли секунды, наверное, на компьютере…

Е.АФАНАСЬЕВА: Если не меньше.

А.ЛЫСЕНКО: …она длилась часами. Трикратные записи… это было чудо. Прибегали техники и говорили «Как ты это сделал?» Конечно, все ушло вперед.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть при всей вашей критики нынешнего телевидения технологически…

А.ЛЫСЕНКО: Технологически оно ни в какое сравнение не идет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мне вот кажется, что не все далеко отрасли бывшие советские, ныне российские, сумели так перестроиться и рвануть вперед, как телевидение.

А.ЛЫСЕНКО: Вы знаете, нет, очень многие. Во-первых, это совершенно другая жизнь сегодня. Технологически. Ну как вам сказать? это самолет и телега – если чисто технически подходить.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну самолеты по сравнению с тем же 88-м, например, годом, не сильно изменились, а программа «Время», в общем-то, изменилась.

А.ЛЫСЕНКО: Очень все изменилось. Ну вы поймите – я пришел на телевидение, когда не было понятия синхронной записи звука, когда не было синхронных съемок. Когда человек заговорил в кадре синхронно, это было чудом. А монтаж? А эти старые камеры гигантские с вращающейся турелью?

М.ЖУКОВ: А в программе «Время», по-моему, до конца 70-х все сюжеты снимались на кинопленку. Это новости – понимаете?

Е.АФАНАСЬЕВА: Так вот сейчас показывают какого-нибудь 91-го года – и то кинопленка там есть.

М.ЖУКОВ: Это новости. То есть сначала снять на кинопленку, потом поехать проявить, а когда проявилось – может, там засветилось…

А.ЛЫСЕНКО: Загнать синхрон, потом еще смонтировать…

Е.АФАНАСЬЕВА: Так как вы выходите на спутнике и в кабеле, у вас, наверное, нет рейтинговых измерений – то есть вы не можете сказать, какие программы у вас более популярны, каике менее. Или у вас есть какие-то внутренние представления?

М.ЖУКОВ: Нет, мы это можем мерить только по обратной связи – со звонками зрителей, с обращениями на сайт.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот что зрителя современного больше завораживает в старом телевидении?

М.ЖУКОВ: Вы знаете, самое разное. Самые большие хиты – это и программа «Время», с одной стороны, и выходящая после нее наша уже программа, «Рожденные в СССР», куда приходят каждый день гости и с которыми в прямом эфире и со звонками зрителей общаемся. Это те же программы «Взгляд», и тут же 40-минутное выступление Председателя президиума Верховного совета СССР Леонида Ильича Брежнева на собрании, посвященном принятию новой Конституции в 77-м году. Тоже – что заставляет людей на это смотреть? Смотрят не отрываясь. Это старые фильмы. Причем не те старые фильмы, которые помнят все наизусть и пересматривают по сотому разу, как «Джентльмены удачи», а совсем забытые фильмы. Нам пишут на сайт: «Покажите фильм «Судьба барабанщика» на День пионерии».

Е.АФАНАСЬЕВА: Вам пришла от Игоря из Москвы просьба: «А можно ли показать «Приключения Кале-сыщика»? Телеканалу огромное спасибо». Я тоже с детства помню фильм. Но он, по-моему, эстонской студии. Наверное, прав нет.

М.ЖУКОВ: Посмотрим. Он по закону Гостелерадио в любом случае. Я думаю, что можно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тоже помню фильм из детства. Так что присоединяюсь к Игорю. Меня как раз больше удивляет, может, не столько разница между выступление Леонида Ильича Брежнева 77-го года и нынешним телевидением, сколько той порой, когда телевидение все-таки стало меняться и мы стали его воспринимать как… ну даже не глоток воздуха, а такой уже мощный шторм пошел – это конец 80х, да, Анатолий Григорьевич, правильно?

А.ЛЫСЕНКО: Да, 86-87гг.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ой, слушайте, мы так с вами заговорились. Оказывается, уже Александр Климов хочет про новости более современные рассказать. Давайте через несколько минут вернемся в программу «Телехранитель».

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы продолжаем программу «Телехранитель». Говорим мы сегодня о том, относится ли к телевидению истина о том, что новое – это хорошо забытое старое. И почему нам так интересно старое телевидение?

А.ЛЫСЕНКО: Нет, наверное, Леночка. Вот только что прошли новости – я слушал.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это Анатолий Григорьевич Лысенко, еще раз напомню для тех, кто только что подключился и стал слушать нашу передачу, — президент Международной Академии ТВ и радио, а также в гостях у нас главный редактор телеканала «Ностальгия» Михаил Жуков. Да.

А.ЛЫСЕНКО: Вот смотрите, новости: взрыв в Пакистане – ну, это могло быть, у них все — и взрывы, и все что угодно… убили руководителя антинаркотической службы МВД Назрани – этого не могло быть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это в советские времена не прошло бы.

А.ЛЫСЕНКО: Что-то еще там. В общем, сплошные неприятности, кроме курса доллара, который вообще никого не интересовал, кроме валютчиков и милиции, которая за ними охотилась. Тревожное время, достаточно тревожное время. Пожалуй, кроме Уимблдона и того, что завтра не будет дождя, никаких таких светлых новостей-то и не было.

Е.АФАНАСЬЕВА: Уимблдон тоже мог быть в конце выпуска спорта.

А.ЛЫСЕНКО: Да, возможно, мог быть. Особенно если наш играл бы – ну тогда был бы просто отпад полный.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну. Тогда теннис был послабее.

А.ЛЫСЕНКО: Послабее, да.

М.ЖУКОВ: Не то чтобы послабее. Он был не столь популярен, не столь раскручен.

Е.АФАНАСЬЕВА: Михаил, вот как раз здесь одна из реплик была, которая по смс пришла, что вот где рвануло… вот – «Сильнее всего телевидение рвануло в футбольных трансляциях…» Виснет сегодня у нас смс – извините, не могу сразу прочесть. Вот – «Десять лет назад камера-паук нам даже не снилась», — пишет JC Denton.

А.ЛЫСЕНКО: Конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Михаил, ну кроме того, что, может, трансляции немножко поменялись, как раз мне кажется, спорт старый можно смотреть завораживающим образом, потому что…

М.ЖУКОВ: Ничего подобного.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет?

М.ЖУКОВ: Попробуйте. Мы показываем нам канале «Ностальгия» матч начала…

А.ЛЫСЕНКО: Как говорится, два мира, два детства.

М.ЖУКОВ: …70-х годов – Россия-Канада…

Е.АФАНАСЬЕВА: Не идет?

М.ЖУКОВ: Ужас. Как медленно они ползают по льду! Это смотреть невыносимо скучно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Значит, это то самое детство, где трава зеленее и хоккеисты наши лучше.

А.ЛЫСЕНКО: Я не знаю, рассказывал я на «Эхе» или нет, я на всю жизнь запомнил наше разное восприятие. Мне позвонил много лет назад – лет 25, наверное, — приятель мой и говорит: «В повторном кинотеатре идет фильм «Неуловимый Ян»…

Е.АФАНАСЬЕВА: А, вы рассказывали. Я помню, Анатолий Григорьевич, эту вашу замечательную историю.

А.ЛЫСЕНКО: Мы же помним то…

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Давайте будем очень быстро таким блицем отвечать на те вопросы и реплики, которые пришли на смс, и заодно попробуем назвать наш номер прямого эфира. Если чудо не произойдет и ливни суточные не помешают дозваниваться нашим слушателям, мы с ними поговорим. 363 36 59 – дозванивайтесь. Реплики. «Когда вас можно будет смотреть в Интернете? Готов платить. Дмитрий». Вероятно, имеется в виду все-таки ваш канал «Ностальгия».

М.ЖУКОВ: Работаем над этим. Если не полное вещание, то какие-то программы будем выкладывать.

Е.АФАНАСЬЕВА: А Дмитрий из Москвы пишет: «Старым ТВ занимаются те, кто ничего нового придумать не может. Нет идеи – так и скажите».

М.ЖУКОВ: Нет идеи – так и скажем.

Е.АФАНАСЬЕВА: Анатолий Григорьевич, нет идеи?

А.ЛЫСЕНКО: Ну, знаете, что – я думаю, что показывать старое телевидение можно так, что оно забьет новое телевидение. Потому что это интереснейшие вещи.

Е.АФАНАСЬЕВА: А как с правами дела обстоят? Вот вы говорите – выкладывать в Интернет. Даже текущие программы российских каналов очень сложно выкладывать в Интернет. Там может быть лицензия, еще что-то.

А.ЛЫСЕНКО: Ну, до 91-го года – там попроще.

М.ЖУКОВ:У нас программы собственного производства – все наши собственные. Программы Гостелерадиофонда – с ними мы разговариваем на эту тему. Ока не пришли к какому-то жесткому консенсусу. Но такая идея обсуждается. Конечно, да. Потому что программы Гостелерадиофонда, как ни странно, сейчас очень востребованы. Даже по эфирным каналам вы видите огромное количество документальных фильмов, которые сейчас делаются, где в огромном количестве используется хроника телевидения нашего, которая осталась. Вот. Будем, работаем над этим.

Е.АФАНАСЬЕВА: А чем вызвано, что иногда идет та же программа «Время» или что-то под такими, что называется «кустами», одного года, потом другого – не сохранились архивы или почему?

М.ЖУКОВ: Очень мало. Программы «Время» сохранилось очень мало. Это в основном конец 80-х годов, может, начала 90-х…

Е.АФАНАСЬЕВА: А что, их раньше не записывали, Анатолий?

А.ЛЫСЕНКО: Во-первых, очень много записей появилось не так давно. Скажем, была гениальная передача «Это вы можете» — об изобретателях.

М.ЖУКОВ: Осталось несколько выпусков.

А.ЛЫСЕНКО: Осталось несколько выпусков. Мы не можем найти следов этой программы. Хотя известно, что их было очень много.

Е.АФАНАСЬЕВА: А какая практика была – было это узаконено или затирались передачи?

А.ЛЫСЕНКО: Было узаконено. Во-первых, очень много передач стиралось, потому что не было пленки. Раз. Потом – очень многое редакции хранили у себя, и в смутное время это все исчезло. Выносили. Вот мне говорят, что – это вы может показываться на каком-то частном телевидении в Одессе. Но вот мы не могли выяснить, где это показывают. Очень много пропало. Сейчас идет разборка. Но не надо забывать, что запись появилась с 70-х годов только, в конце 70-х.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да уж. Ирина спрашивает: «Планируете вы полной повтор журнала «Новости дня»? можно ли его скачать бесплатно на сайте?» Наверное, надо сказать, что «Новости дня» — это что? Это то, что было до программы «Время»?

А.ЛЫСЕНКО: Это киножурнал.

М.ЖУКОВ: Его показывали перед фильмами в кинотеатрах. Думаем, что покажем. Постараемся.

А.ЛЫСЕНКО: Это интересно было бы.

М.ЖУКОВ: Вряд ли его можно будет скачать где-то в Интернете, потому что все-таки это защищено правами. Но он сохранился. Сохранилось много. Сохранился «Хочу все знать» с 60-х годов.

А.ЛЫСЕНКО: «Наука и жизнь».

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте попробуем звонок. Может, получится. 363 3659. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут? Вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Константин, я из Москвы. У меня одна просьба. Я еще во времена черно-белого телевидения видел изумительный фильм – опера «Демон» Антона Рубинштейна, и в главной роли был…

Е.АФАНАСЬЕВА: Это у вас заявка, да? показать?

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Нельзя ли показать?

М.ЖУКОВ: Примем к рассмотрению, поищем.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59 – раз дозваниваются, еще попробуем. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Александр, я из Москвы. Вы знаете, я слушаю вашу передачу с немым удивлением. Честное слово, вот мне хочется все время задать вам один-единственный вопрос – вы, собравшиеся там, смотрели фильм «Гудбай, Ленин»? Вот мне кажется, этот фильм о вас. Понимаете, есть какое-то количество людей, которые прикалываются, для которых речи Брежнева, вот эти идеологические передачи, «Время» и так далее – это забава…

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну а вы канал «Ностальгия» смотрели, нет?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, я не смотрел.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну так же есть не только программа «Время». Там же есть совершенно гениальные спектакли Эфроса, например.

М.ЖУКОВ: Недавно мы показывали почти день в день Первый Съезд народных депутатов СССР. Вам это было бы интересно?

Е.АФАНАСЬЕВА: Первое реалити-шоу большое.

СЛУШАТЕЛЬ: Понимаете, в чем дело – я не спорю, что наверное какие-то вещи, чисто хроникальные или художественно ценные, из прошлого для нас были бы интересны.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну так об этом и идет речь.

СЛУШАТЕЛЬ: Но какие-то вещи, исключительные. Но – делать канал, которым упиваются люди… это люди, которые выпали из современной жизни… это больные люди, а вы им потакаете.

Е.АФАНАСЬЕВА: Зачем вы так говорите, Александр? В данном случае я готова послушать гостей, но я с вами совершенно не согласна, потому что сейчас идет анонс программы «Ленин – шпион». Если б телевидение было в те времена, легче было бы все-таки понять, шпион он или нет…

А.ЛЫСЕНКО: Лен, вы знаете, я могу понять товарища. Я думаю, что он довольно молод еще…

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, не юн, по голосу.

А.ЛЫСЕНКО: Не юн, да. Ну вот есть люди, которые считают, что все началось с них. Вы понимаете, ведь почему-то же люди покупают историческую литературу. Люди покупают сборники исторических документов, изучают их, хотя, может, им даже и не нужно по работе.

Е.АФАНАСЬЕВА: Анатолий Григорьевич, мы же с вами не говорим о том, что все, что идет по каналу «Ностальгия», или все старое телевидение – это хорошо…

А.ЛЫСЕНКО: Нет, ни в коем случае.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы как раз и говорим, что это потрясающая возможность…

М.ЖУКОВ: Это документ эпохи.

А.ЛЫСЕНКО: Посмотри и сравни.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да.

А.ЛЫСЕНКО: Есть тебе не нравится, есть гениальное изобретение – переключатель каналов. Переключись на другой канал.

М.ЖУКОВ: Если вам не нравится погода за окном, посмотрите программу «Время» 2-летней давности.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вдруг там была погода лучше.

М.ЖУКОВ: И вы перестанете думать о том, что глобальное потепление, климат испортился… все было то же самое!

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59, добрый вечер. И выступления, говорит Анатолий Григорьевич.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте. Дмитрий, Москва. Я бы хотел возразить предыдущему звонку. Вы знаете, конечно, никто ни из какой обоймы не выпал. Старое телевидение – это как старая фотография. Мы их перебираем, мы смотрим, мы умиляемся, вспоминаем и испытываем, конечно, наслаждение от этого. А может быть, и горечь.

А.ЛЫСЕНКО: И возмущение.

СЛУШАТЕЛЬ: Да все.

А.ЛЫСЕНКО: И все. Для этого и существует история.

СЛУШАТЕЛЬ: Конечно. Старые фотографии мы храним в альбоме – зачем? Мы смотрим на них. Поэтому работайте, работайте!

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо вам за реплику.

СЛУШАТЕЛЬ: А мы будем получать удовольствие.

Е.АФАНАСЬЕВА: Александр пишет: «Старое телевидение лучше только тем, что не было рекламы». Но в общем-то и рекламы вы показываете конца 80-х – какая, действительно, потешная.

М.ЖУКОВ: Да, какая смешная была реклама.

А.ЛЫСЕНКО: «Храните деньги в сберкассе», «Пейте томатный сок», «Летайте самолетами Аэрофлота» — вот и все.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет-нет, когда КВНщики делали рекламу очень смешную.

А.ЛЫСЕНКО: Официальная реклама была такою. Там была пародия уже.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет-нет, я помню, когда в 80-х реклама пошла уже – «Обращайтесь на Московский вентиляторный завод», потом выяснилось, что это Саша Левин делал, который сейчас крупнейший продюсер. «Есть ли на «Ностальгии» выпуски программы «А» и «Экзотика»?» — спрашивает Рустем.

М.ЖУКОВ: Программа «А» есть. Сохранилось, к сожалению, очень мало выпусков. Мы время от времени их повторяем.

Е.АФАНАСЬЕВА: Юрий из Самары пишет: «Побольше, пожалуйста, старых фильмов».

М.ЖУКОВ: Стараемся.

Е.АФАНАСЬЕВА: А Александр благодарит Анатолия Григорьевича за бесплатный проход в Дом кино в 87-м году. Вот так, Анатолий Григорьевич. 363 36 59 – давайте еще звоночек. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Александр, я звоню из Самары. К сожалению, я вас только сейчас включил. Я хотел бы узнать, а сохранились бы записи – вот была такая программа для детей и молодежи «Этот фантастический мир». И еще раз напомните, а можно ли ваш канал поймать, допустим, у нас в городе?

М.ЖУКОВ: Отвечу. «Этот фантастический мир» — да, несколько телеспектаклей из этой серии сохранилось, мы их все уже показывали по одному разу точно, а возможно, еще повторим. А что касается в вашем городе – обращайтесь к вашим кабельным операторам, это они выходят на нас, ретранслируют нас.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сейчас современное поколение – они даже не понимают… я вот вспомнила – мы, чтобы посмотреть какие-то фильмы хорошие. Я не в Москве росла, в Ростове-на-Дону – я не знаю, это надо было каким-то чудом того же Тарковского посмотреть, я уж не говорю «Человек с киноаппаратом» Вертова. Это чудом смотрели. Сейчас можно пойти и купить ДВД, можно скачать пиратский или не пиратский в сети… и то же самое с телевидением. Как раньше учились телевидению – у нас на урок приходили и рассказывали на пальцах: вот так было, вот здесь стояла камера, и поверьте мне на слово, это было чудесно. Попробуй научи! Сейчас хочешь – смотри. Можешь не верить своему учителю – это вы все придумываете, это вам в вашу молодость казалось круто, а на самом деле вообще фуфло. Так что опасно для учителей. Романтизации времени, эпохи теряется, Анатолий Григорьевич.

А.ЛЫСЕНКО: Вы знаете, в чем дело. Я вообще считаю, что романтизировать ничего не надо. Нужно как раз рассказывать по возможности, как бы ты романтически ни относился, трезво – как это было. Может, с иронией. Но ни в коем случае нельзя говорить: ну вот мы были, а вот вы, конечно… Нет. Да, было романтики. Было романтики в студенческих строительных отрядах. Но было масса туфты и приписок.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вероятно, в тот момент более взрослые люди говорили вам, что все в этот момент плохо, все не так, а вот только в их молодости все было правильно.

А.ЛЫСЕНКО: Да я как вспомню, как мы матюкались, сидя в колхозе и убирая капусту, какой висел в воздухе мат. Сейчас мы недавно встречались – мы с такой ностальгией вспоминали об этом времени. Но это ж не значит, что мы должны говорить – «Ребята, давайте в колхоз по колено в грязи».

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер, Дмитрий. Вы знаете, у Михаил голос, как у Михаила Галича, которого мы знаем по джазовым программам. Это правда или нет?

М.ЖУКОВ: Да, это я и есть.

СЛУШАТЕЛЬ: А он делает где-то еще джаз?

М.ЖУКОВ: Нет, давно не делаю.

СЛУШАТЕЛЬ: Уже все? Нигде не найти? Ни сайтов, ничего нет?

М.ЖУКОВ: Нет, я теперь только ностальгирую.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну дай бог вам.

М.ЖУКОВ: Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хотя еще совсем молодой человек Михаил внешне. «Технически-то телевидение рвануло, а изменения в свободе слова не радикальные», — пишет Диана из Саратова. Так вот мягко – не радикальные. Ольга пишет: «Мастерство оператора возросло необычайно». По-моему, просто небо и земля. Но и техника другая, скажем так.

А.ЛЫСЕНКО: Я бы сказал, что это все-таки мастерство техники. Я не могу сказать, что мастерство операторов. Ушло, к сожалению, поколение блистательных операторов. Сейчас есть неплохие операторы, но они, конечно, технически оснащены так, как… я пользуюсь термином «старики» — мы между собой не обижаемся, когда так друг друга называем, но техническое оснащение стариков и сегодняшних операторов – это небо и земля.

М.ЖУКОВ: И вы знаете, во многом старое телевидение еще интересно тем, что тогда не было ни у кого возможности спрятаться за технологию. Ее просто не было. Когда спектакли снимались просто как театральные постановки.

Е.АФАНАСЬЕВА: Когда сейчас смотришь, как Валентина Леонтьева выдерживала часа полтора, наверное, программа шла «От всей души» — без телесуфлера… «уха» тогда, наверное, тоже в большой студии не было? Или было?

А.ЛЫСЕНКО: Технология была. Была возможность и подсказки, и все было. Вы знаете, в чем дело – может, отсутствие телесуфлера дисциплинировало? Ведь любая подсказка… ведь вы ж экзамены помните – если есть подсказка, легче отвечать. Отсутствие техники компенсировалось профессионализмом.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот тут есть реплика от Марии: «Нельзя ли выпустить на ДВД учебные телеуроки?»

А.ЛЫСЕНКО: Вы знаете, об этом очень давно говорят.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я знаете, почему подумала – неделю назад был такой внутренний праздник Первого канала, внутреннюю премию, как в соцсоревновании, внутри вручали, и бывший эховец Дима Борисов получил приз как лучший ведущий новостей, и вручала ему Анна Шатилова. И Дима парень совсем молодой еще. То есть помнить хорошо профессиональную работу Шатиловой в эфире он точно не может. И он рассказывал, как ему важно получать именно из ее рук, как он ее ценит как профессионала и смотрит он это явно на канале «Ностальгия». То есть это и профессионально востребовано.

А.ЛЫСЕНКО: Конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так что… Давайте еще несколько звонков примем. 363 36 59. Добрый вечер, алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Вопрос можно?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, говорите.

СЛУШАТЕЛЬ: До каких пор будет «Модный приговор» по Первому каналу?

Е.АФАНАСЬЕВА: Это совсем не сюда. Вот когда «Модный приговор» попадет в программу «Ностальгии», то тогда мы зададим Михаилу этот вопрос. А постараюсь пригласить замечательных людей, которые эту программу делают, она очень востребована – вы зададите им вопрос, до каких пор они будут выходить.

М.ЖУКОВ: А вот интересно – через 20 лет с каким чувством они будут смотреть.

А.ЛЫСЕНКО: Я думаю, как сегодня смотрят «Мода 70-80-х».

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер, вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Баженов Алексей, Москва. Вы знаете, я считаю, что нынешнее телевидение это полное г…

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, ну вы знаете, мы так можем сказать и про вашу деятельность абсолютно без всяких аргументаций. Добрый вечер. Вы в эфире. Как вас зовут? Вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Серж, Сан-Франциско. Я звоню поблагодарить и поаплодировать – аплодирую в уме. Совершенно гениальный подход. Всегда людям нужно что-то, и вы нашли свою нишу. Я только хотел бы узнать, как мне подписаться на ваше телевидение в Сан-Франциско.

М.ЖУКОВ: Спасибо. Насчет Сан-Франциско не знаю, присутствует ли там. В Америке мы вещаем через канал «Русский мир» — там большая часть этого канала. Надо узнать, наверное, у друзей, коллег, кто смотрит «Русский мир» и как на него подписаться.

Е.АФАНАСЬЕВА: Маша спрашивает? «Спектакль Малого театра «Царь Федор» в качестве заявки принимаете?»

М.ЖУКОВ: Принимаем.

Е.АФАНАСЬЕВА: Владимир из Москвы: «Был такой веселый телефильм «Тарапунька и Штепсель» про машину-робота. Не могу нигде найти».

М.ЖУКОВ: Был. И, кажется, он даже у нас есть, мы его вроде даже уже показывали, пороемся. Может, найдем, еще покажем.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Спасибо за канал. Смотрю и радуюсь, что больше нет той страны», — пишет Марсель из Казани.

А.ЛЫСЕНКО: Логично.

М.ЖУКОВ: Но в то же время она есть.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Извините, пропустил первую половину. О каком канале вы говорите? Он уже существует или только планируется? И будет ли там «В мире животных» и «Очевидное-невероятное»? Макс». Макс, мы говорим вообще о старом телевидении, но так как у нас сегодня гость в том числе главный редактор телеканала «Ностальгия» Михаил Жуков, мы говорим об этом канале чуть подробнее.

М.ЖУКОВ: Он существует скоро уже 4 года.

Е.АФАНАСЬЕВА: Будут ли «В мире животных» и «Очевидное-невероятное»?

М.ЖУКОВ: Постоянно показываем. Сейчас сделали небольшую паузу, потому что почти все, что сохранилось, показали уже по паре раз точно. Но я думаю, с нового сезона возобновим. И «В мире животных» остались, и «Очевидное-невероятное» — во многом сохранлись эти программы.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Добрый вечер.

М.ЖУКОВ: Ой, а вы знаете, наш любимый выпуск «Очевидного-невероятного» — это 70 бог знает какой год, когда в гостях у Капицы был уже тогда известный НЛОшник Ажажа, и они обсуждают Бермудский треугольник. Та самая легендарная передача, после которой Высоцкий написал свою знаменитую песню «Дорогая передача». И когда вы это смотрите, вот оно самое – документ эпохи…

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, мы вас слушаем. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Михаил из Санкт-Петербурга. У вас очень интересный канал. А вопрос такой. Я не сначала слушаю, может, уже говорили. Я бы хотел, чтобы вы побольше показали каких-нибудь старых хоккейных матчей.

Е.АФАНАСЬЕВА: Только что я тоже хотела, тоже просила. Кубок Канады, что ли, покажите… А Михаил говорит – не смотрят, скорости не те. Не верю, Михаил, вот не верю!

М.ЖУКОВ: Вы знаете, тут несколько разных аспектов. Перечислю коротко все. Во-первых, есть специализированные спортивные каналы, которые этим занимаются, насколько могут, и имеют более профессиональный подход, что ли, к этому. Они не показывают матчи впрямую – они делают какую-то выжимку. Во-вторых, мало чего сохранилось, и по правам наиболее интересные игры часто принадлежали не нам.

Е.АФАНАСЬЕВА: А канал ТВ-6, когда Сагалаев его возглавлял, показывал эти матчи, я помню, лет 10 назад.

А.ЛЫСЕНКО: А американцы просто дали их.

Е.АФАНАСЬЕВА: А. Потому что я помню, я смотрела, и далеко не все выглядели так плохо.

А.ЛЫСЕНКО: Там с правами жестко.

М.ЖУКОВ: Конечно. Вот та знаменитая наша серия в Канаде – это все канадское телевидение.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Потому что когда показывали 81-го года кубок Канады, то пятерка, в которой нынешний глава агентства по спорту Фетисов играл, она выглядит на голову выше многих нынешних даже чемпионов мира. «Вы молодцы. Слов нет – одни воспоминания. Владимир». «Замечательная передача с Дибровым о Биттлз. Смотрел недавно на канале «Ностальгия». Браво! Сергей из Тюмени».

М.ЖУКОВ: Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: А кстати, у вас, по-моему, планируются какие-то с Дибровым программы?

М.ЖУКОВ: У нас уже идет программа «Битломания» с Дмитрием Дибровым, в прямом эфире.

Е.АФАНАСЬЕВА: А его культовую «Антропологию» не будете показывать?

А.ЛЫСЕНКО: Там с правами, я думаю, будет непросто.

М.ЖУКОВ: Не знаю.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вот сейчас интересно было бы. Лет десять с тех пор прошло. Мне кажется, не только 80-х годов, а уже и 90-х телевидение было бы очень интересно посмотреть, а?

А.ЛЫСЕНКО: Конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так. «Не подскажете, можно ли отыскать запись театра Современник «Сказка о голом короле» с Евстигнеевым и Квашой?» — спрашивает Андрей.

А.ЛЫСЕНКО: Сам бы хотел посмотреть. По-моему, была такая запись.

Е.АФАНАСЬЕВА: Михаил, записывайте заявки. «Какой путь к вашему каналу самый прямой? НТВ+?» — спрашивает Ната.

М.ЖУКОВ: Самый простой – это НТВ+, мы там в базовом пакете. Если нет возможности или желания подписываться на НТВ+, то кабельные операторы по вашему месту жительства.

Е.АФАНАСЬЕВА: «А архивы питерского телеканала могут быть показаны?» — спрашивает Кирилл.

М.ЖУКОВ: Могут быть.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Ностальгию» можно смотреть в Интернете на bestrussiantv.com. небось какие-то пираты?

М.ЖУКОВ: Это пираты.

Е.АФАНАСЬЕВА: Не смотрите пиратов, пожалуйста. Пиратить – это очень плохо. «А будет ли брежневское «Время»? – спрашивает Антон. Имеется в виду программа.

М.ЖУКОВ: Вы знаете, мы сейчас готовим новый проект, который стартует с нового сезона, с осени. И там будет много товарища Брежнева, почти каждый день, в том числе в сюжетах из программы «Время».

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну так а когда дойдем уже до 90-х, Михаил?

М.ЖУКОВ: Понимаете, а мы не только ходим тюда-сюда – мы все показываем одновременно. И в смеси это приобретает совсем новый, неожиданный оттенок. Приближаемся к 90-м, приближаемся.

Е.АФАНАСЬЕВА: Анатолий Григорьевич, последняя минута эфира. Вот вы человек, который телевидение знает от и до. Для вас было какое-то открытие в телеканале «Ностальгия»? что-то увидели и – ах?

А.ЛЫСЕНКО: Нет, я просто лишний раз убедился в том, что история – самая интересная тема. Первое. Второе – я убедился, что огромное количество людей, судя по откликам на канал, все-таки не сбрасывает историю с корабля современности.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как правильно сказал наш слушатель дозвонившийся, что, как старые фотографии, это очень востребовано.

М.ЖУКОВ: Да.

А.ЛЫСЕНКО: И вы знаете, для меня оно точно так же, как и для всех. Это же ведь встреча с прошлым. И к счастью, оно заставляет задумываться и о сегодняшнем дне, и о будущем. Вот это, наверное, самое главное. Чтобы ностальгия не была грустью, а была поводом для размышлений о будущем и о сегодняшнем дне.

Е.АФАНАСЬЕВА: Михаил, вам, наверное, кажется, программироваться легко – бери старые программы и показывай. Или это все не так?

М.ЖУКОВ: Нет, это все не так просто, конечно. Ну, я всех секретов программирования сейчас не расскажу. Их очень много.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так как последняя минута, только самое интересное.

М.ЖУКОВ: А мы стараемся выбирать самое интересное и самое вкусное. Сейчас вот у нас идет серия новогодних «Голубых огоньков», которые мы раньше не показывали, по выходным. Вот так вот – на три часа «Голубой огонек». Замечательно! Сидишь на даче, под шашлычок. Что еще нужно человеку?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что ж, мы говорили сегодня о старом телевидении, которое, как старые фотографии и старые фильмы, часть нашей истории. И можно ненавидеть историю или обожать – телевидение только ее отражение. Хорошо, что теперь мы ее можем видеть. Спасибо Анатолию Григорьевичу Лысенко, спасибо Михаилу Жукову, главному редактору телеканала «Ностальгия». Я с вами прощаюсь. Надеюсь, что не на одну неделю, а на целых три. Попробую уйти в отпуск. Услышимся в конце месяца. Елена Афанасьева. Спасибо. До свидания.

М.ЖУКОВ: До свидания.

А.ЛЫСЕНКО: До свидания.

Комментарии

1

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

#16935 02 августа 2008 | 23:31

однокласссники
я сис.админ, и запретил доступ к однокласссникам.ру на работе потому, что траффик зашкаливает за реально нужный

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире