Е. Афанасьева Добрый вечер, в эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра.

В гостях Яна Чурикова. Добрый день, Яна.

Я. Чурикова Привет.

Е. Афанасьева Говорить мы будем о ее должности, которую, может быть, не все из вас видят, но она для нее не менее важна, чем ее собственно телевизионная звездная ипостась в качестве ведущей. Яна – руководитель музыкальных молодежных каналов, или как правильно это формулируется?

Я. Чурикова Ой, это скорее по-английски, чем по-русски.

Е. Афанасьева Назови красиво. По-английски можешь.

Я. Чурикова По-английски это звучит head of youth of music – руководитель молодежного музыкального вещания, Viacom International Media Networks тут в России.

Е. Афанасьева А по-русски это будет MTV forever.

Я. Чурикова Да, forever. При этом там кроме MTV есть еще всякие наши музыкальные каналы тематические и (неразб.) для тех, кому за 25. Музыка для нас.

Е. Афанасьева Мы слегка за 25…

Я. Чурикова Да.

Е. Афанасьева Итак, мы сегодня и поговорим о поколении. Вот, смотри, так необычно, я заметила недавно в Фейсбуке у девочек, девушек, которые когда-то, когда я была такая старая, мне было лет 30, они у меня начинали 18-19-летние работать в «Новой газете», и я у них заметила в Фейсбуке ссылки на тесты в «Медузе», и все это по поводу эмтивишной жизни. Это поколение, которое выросло на MTV и на тебе, на твоем ведении и твоих друзей, и вот они неожиданно стали уже большими, мамами и папами, и уже ностальгируют и вспоминают это как свое детство.

Я. Чурикова Да, это действительно так. Главное, что ничего в этом такого нет – да, действительно, поколение все и повзрослело, и у нас на эту тему есть внутреннее виакомовское исследование, как Generation X, повзрослев, поменяла – ну, не то чтобы поменяла, а кем она стала сегодня, это действительно и родители, и люди, которые ходят на работу и создают ценности, и…

Е. Афанасьева В принципе, это сейчас основное поколение, которое двигает все вперед, потому что они еще молоды, но уже много чего смогли, достигли, это ребята вокруг 30-ти, да?

Я. Чурикова 30+, да.

Е. Афанасьева Да, 30-40, основной тот костяк, который, собственно, рос под пик популярности MTV в России. Не будем брать сейчас мир, у них немножко другие пики популярности, наверное, мне кажется.

Я. Чурикова Да, пожалуй. Просто у нас в 98-м году появился MTV, и это был эфирный канал, и это было действительно событие, когда мы заменили все вообще, что было. Вернее, не заменили, нет, мы просто были всем, что нужно молодежи на тот момент. От общения – мы там часами…

Е. Афанасьева Еще не было соцсетей, чатов…

Я. Чурикова Конечно. Страшно сказать – там был пейджер.

Е. Афанасьева О, да!

Я. Чурикова Был пейджер, и первые прямые эфиры мы читали с пейджера эти тексты.

Е. Афанасьева Вы были самые продвинутые.

Я. Чурикова Мы были весьма, а для того чтобы оставить нам сообщение, зритель должен был позвонить пейджинговому оператору… Боже мой!

Е. Афанасьева Да-да.

Я. Чурикова И как этот бизнес быстро убился.

Е. Афанасьева Моментально умер.

Я. Чурикова Смс-сообщения.

Е. Афанасьева Да. Вот интересно, те, для кого вещают ваши music каналы сейчас, они слово «пейджер» знают?

Я. Чурикова Уверена, что нет. Так и не надо им это знать, потому что в данном случае, представьте себе, в этом году у MTV юбилей, действительно каналу исполнилось 35 лет.

Е. Афанасьева Это каналу вообще, каналу не российскому?

Я. Чурикова Вообще, как явлению. В 1981 году 1 августа начал вещание канал MTV, Music Television.

Е. Афанасьева: 35й август.

Я. Чурикова Да, получается.

Е. Афанасьева То есть, те, кто родился под это – им уже 35, а кто начал смотреть лет в 5, им и есть 30 с чем-то, из поколения этого там, на Западе.

Я. Чурикова По крайней мере, действительно, MTV каждый раз – мы стали заложниками нашего же собственного новаторского мышления. Каждый раз мы что-то придумываем, потом это становится…

Е. Афанасьева … общим местом, потому что все повторяют.

Я. Чурикова Да. Вот видеоклипы придумали первыми ставить в телевизионный эфир канал MTV.

Е. Афанасьева А до этого клипы были? Вот, извини, совсем не в теме.

Я. Чурикова Были, но нигде их особо не показывали.

Е. Афанасьева А зачем тогда были нужны клипы?

Я. Чурикова Считается, что первый музыкальный видеклип – это «Богемская рапсодия» группы Queen образца 1975 года. Но и потом, и до того просто были традиции снимать некие музыкальные фильмы. Например, у Pink Floyd есть такие широкие полотна, скажем, основанные на их музыке.

Е. Афанасьева Это такие, монументальные полотна.

Я. Чурикова И, как вы понимаете, это все так длинно, долго, хорошо и обстоятельно снято. А музыкальный клип – это слегка другой видеожанр. Музыка, конечно, диктует и ритм монтажа, и все-все.

Е. Афанасьева Мышление другое у поколения – есть же «клиповое мышление» термин, это вот собственно поколение MTV.

Я. Чурикова Мы плавно подвели аудиторию к тому, что сейчас клиповое мышление – это нормально, то есть, монтаж должен быть динамичным, да и желательно, видео должно быть коротким, потому что иначе просто пользователь – а теперь мы все пользователи чего бы то ни было – он просто не в состоянии воспринять, следить за этим даже долго не в состоянии. Но началось все, действительно, маленькая революция началась с MTV. Просто не было у артиста такого в привычку заложено – снимать видеоклип на песню, которую ты выпустил. Надо было как: выпустить сингл, сразу на радио – это и есть та самая популярность. А клип – это была такая игрушка. И вот когда все те, кто снимал видеоклипы, они все-таки наснимали клипов на вещание…

Е. Афанасьева На то, чтобы можно было уже вещать.

Я. Чурикова И получилось так, что с этого момента стало обязательно для артиста снимать еще и видеоклипы.

Е. Афанасьева Какой год примерно?

Я. Чурикова Вот, 81-й год мы стартовали – в смысле, MTV.

Е. Афанасьева Они еще, еще без тебя.

Я. Чурикова Да. Я в это время где-то на просторах Советского Союза ходила в детский сад.

Е. Афанасьева Я напоминаю: Яна Чурикова сегодня не как звезда, сама по себе звезда эфира больших каналов, ведущая популярнейших проектов, а как большой начальник, начальник молодежных и музыкальных каналов. И, собственно говоря, MTV, которому вот сейчас в этом августе, 35, большому MTV международному.

В принципе, если подумать, то мало в мире каналов, которые так поменяли поколенческое мышление.

Я. Чурикова Да пожалуй, их и нет – давайте по-честному.

Е. Афанасьева Ну, в общем, да. Потому что если поколения обозначаются какими-то…. Ну, там, поколение некст, поколение пепси, то, собственно, поколение MTV – это нормальное обозначение целого большого-большого такого сегмента людей, родившихся от и до.

Я. Чурикова Пожалуй. И, действительно, мы уникальное медиа в этом вопросе, потому что бренд настолько сам по себе силен, что у нас даже есть целое направление, это так называемый consumer products…

Е. Афанасьева А по-русски?

Я. Чурикова Это когда лицензия продается каким-то компаниям, которые выпускают, например, майки с изображением MTV.

Е. Афанасьева Еще одно красивое слово – merchandising.

Я. Чурикова Не совсем, но… даже лучше сейчас в это не вникать. Я к тому, что сила бренда такова, что майки с логотипом MTV, причем, старым логотипом, где еще написано Music Television, это просто какая-то прямо великая сила…

Е. Афанасьева Это уже раритет такой? Винтаж?

Я. Чурикова Это не раритет. Сейчас, да, это немножечко такая винтажная модная история, и они расходятся как горячие пирожки, и очень много где в мире выпускаются.

Е. Афанасьева Ты сейчас рассказываешь вообще о мире, или в России это настолько же популярно?

Я. Чурикова Я сейчас говорю про весь мир.

Е. Афанасьева Куда мы входим сейчас, в отличие от того времени, когда MTV стартовало 35 лет назад.

Я. Чурикова Да, и тогда нам потихонечку в конце 80-х – начале 90-х начали доходить только вэхаэски, то есть, кассеты.

Е. Афанасьева Ну, да, вэхаэски – это уже отечественный сленг. Скажи, пожалуйста, в других странах, насколько по-разному MTV развивался? Вот, в Россию он пришел позже в силу определенных обстоятельств. Какие пиковые страны были интереса, а где вот MTV не пошел, не приняли? Есть такие страны?

Я. Чурикова Сейчас около 170-ти стран имеют свои какие-то версии MTV, вернее, вещает MTV в 170-ти. Это приблизительная цифра, потому что надо пересмотреть данные – может, нас опять стало больше. Но так получилось, что, появившись в США, MTV перекочевал за океан уже к концу 80-х – началу 90-х, потом появилась церемония Europe Music Awards, то есть, не только, скажем, американские артисты, которые были в топе по миру, могли выступать, и эта церемония была посвящена исключительно видепроизведениям, то есть, родив жанр клипа, как некую обязательную программу для артиста, на тот момент, когда все артисты стали снимать клипы, появилась целая премия в виде Music Awards, она проходит в этом году 28 августа, мы ее в русском дубляже показываем 1 сентября, когда выбирается лучший видеоклип именно с точки зрения профессии и индустрии, потому что видеоклипов снимать стали великое множество, и сейчас у нас номинанты такие – Адель, Бейонс, и при этом, конечно же, это приз не для артиста, а для клипмейкера, для режиссера этой короткой формы. И если вы помните, в 90-е годы в России тоже был бум клипмейкерства, очень большое количество режиссеров сегодня…

Е. Афанасьева Крутейшие режиссеры начинали…

Я. Чурикова … начинали с клипов или с рекламных роликов.

Е. Афанасьева Да, тогда сериалов не было…

Я. Чурикова А что делать-то? Клипы снимать, и вот Федор Бондарчук, Тигран Кеосаян, Михаил Хлебородов, который, насколько я знаю, уехал сейчас из России, где-то там вообще далеко нашел себя в чем-то другом. Они тогда были весьма-весьма крутыми пацанами.

Е. Афанасьева Клипы тогда смотрелись просто как откровение, когда их показывали.

Я. Чурикова Потому что… самый дорогой клип, насколько я помню, в истории, это клип Паффа Дэдди, у него там что-то за полтора миллиона долларов бюджет зашкалил, боюсь ошибаться в цифрах. Один только видеоклип. Там просто стало в один момент очень модно, чтобы показать собственную крутость, в частности, наши друзья рэперы, и режиссер Хай Уильямс, который много снимал для таких вот дорогих рэперов. Там все – и машины, и тачки – это вот та эстетика, которая потом перекочевала в клипы Тимати, и сейчас она слегка переосмыслена с учетом российских реалий.

Но появилось и движение альтернативное, когда люди стали брать камеру простую и снимать просто, как что-то происходит вокруг, такую документалку на любительскую камеру, предвосхитив тем самым ту самую эпоху, когда мы сегодня можем снимать видео на смартфон и монтировать здесь же в смартфоне, и выкладывать быстро.

Поэтому мы воспитали поколение людей, которые сами творцы. Они сегодня сами могут быть себе и клипмейкерами, они могут писать музыку, на том же смартфоне можно запросто записать себе вполне приличный трек. О’кей, не на смартфоне, а на домашнем компьютере.

Е. Афанасьева Воспитали. И что с этим поколением теперь вам делать в качестве зрителей? Потому что поколение, воспитанное MTV и чуть более молодое, оно все вот там в смартфонах и живет, а вы, хоть и перестали в России быть, MTV перестало быть эфирным каналом, но остается все-таки каналом. Как вы работаете с этой аудиторией, как вы за шкирку их тащите к ящику, либо иные есть формы у вас?

Я. Чурикова Понятно, что за шкирку притащить к ящику людей, которые не привыкли смотреть ящик и называют его «зомбоящиком», задача такая, непростая. И поэтому нам нужно сегодня быть более гибкими и диверсифицированными в том плане, что наша аудитория – это несколько, скажем, слоев населения, как возрастных групп, так и социодемографических. Я сейчас начну, как обычно, выражаться наукообразно, но тем не менее, если мы говорим о бренде MTV, о молодежной продвинутой и все такое, конечно же, мы очень активно в цифровой среде, соцсети и прочее, придумали формат – это называется, бежать надо всегда впереди паровоза чуть-чуть – придумали формат новостей MTV Selfie News, когда у нас ведущий, он же и монтажер, он ходит с селфи-палкой, кубик MTV микрофон, здесь же все пишется на маленькую такую гоупрошку, закамерный свет, и потом человек просто обозревает весь материал… Он гибок, его не воспринимают как съемочную группу, поэтому пускают в такие места, куда съемочную группу не пускают. И с Selfie News форматом на 3 минуточки потом монтирует новостные сюжетики нам, как для эфира, так и для соцсетей. Поэтому вот это взаимное проникновение цифровой культуры и телевизионной по нам очень четко ощущается.

У нас, например, сейчас будет визуальный ребрендинг канала, когда телевизор визуально начинает просто восприниматься как монитор. У нас компьютерная вот эта восьмибиточка, очень так смешно. Поэтому ты даже не понимаешь, что ты смотришь телевизор, или ты просто залез в какой-то…

Е. Афанасьева И перекинул изображение на большой экран, как сейчас люди и смотрят, используя плазму как просто экран для какого-то носителя цифрового.

Еще раз напомню, Яна Чурикова, сегодня говорим о MTV, которому, большому MTV в этом августе 35 лет.

У вас зрители основные вашего неэфирного канала, но канала телевизионного – это уже молодые люди, то есть, настолько же молодые по возрасту, как и были раньше, либо это ностальгирующие вот те, кто смотрел старое НТВ… извини, MTV, конечно.

Я. Чурикова Да, оговорочка прикольная. Конечно же, мы не можем не считаться с интересами тех, кто помнит про старое MTV.

Е. Афанасьева Как это все было.

Я. Чурикова Да. Потому что так получается, что в течение дня наша аудитория меняется, и мы ориентируемся в программировании сетки на разные аудиторные группы. Ну, например, там, 12-24 – мы с ними коммуницируем активно. Это старшие школьники и студенты.

Е. Афанасьева Люди от 12-ти до 24-х лет.

Я. Чурикова Это наша самая активная аудитория. Она очень легкая на подъем, с ней отлично играть в игры, она у нас в основном коммуницирует в Твиттер-чате, который у нас выводится в эфир, там целый софт под это дело написан. Студенты. Ну, и, конечно же, огромной пласт – людей 25-34 с небольшим плюсом – те, кто помнит старое MTV, ностальгирует по таким программам, как «Тачка на прокачку», мультсериалу «Дарья» и прочему-прочему. Вот тому контенту старого MTV.

Не весь контент доступен у нас по правам на территории Российской Федерации, но это видно, что есть спрос на это ностальгическое MTV, и мы не можем, будучи представителем MTV здесь, будучи MTV здесь, не показать это тоже но это просто идет немножко другой таймслот.

Е. Афанасьева Когда возвращаются с работы…

Я. Чурикова Да, когда возвращаются с работы те, кому за 25 – вот им сразу привет.

Е. Афанасьева Вы к юбилею что-то придумывали специально, какие-то активити здесь в России? Или просто вместе с планетой всей отметили?

Я. Чурикова У нас так принято в компании, что круглые даты – это такая корпоративна культура – не являются сверх круглыми и большим праздником для всех. Потому что действительно мы как-то все боле нацелены на то, чтобы быть впереди. Поэтому, наверное, 35-летие MTV было отмечено запуском канала MTV Classic, это не в России произошло.

Е. Афанасьева MTV Classic – это уже интересно. Раньше казалось, что MTV и слово «классика» — это просто антонимы. И вдруг появляется канал MTV Classic. И что на нем? Классические?..

Я. Чурикова Да, как слышится, так и пишется. Там программа классического MTV, причем, там проще делать сетку, потому что для США больше программ доступны по правам, в основном произведены там. Мы и так отчасти MTV Classic, потому что и так показываем какой-то контент из золотой истории MTV, поэтому, да. Просто мне казалось, что ностальгия для американцев не свойственна – оказалось, они тоже любят…

Е. Афанасьева У них тоже поколение это активно ностальгирует по молодости.

Я. Чурикова Как все было. У нас все было, конечно, по-разному, и я очень люблю все-таки говорить, что мы – глобальный канал, который не знает границ. Вот для меня это важно. Поколение MTV – это не специфический феномен какой-то страны, а это поколение людей, которые в разных странах объединены какими-то общими идеями, и так получилось, что это все спровоцировал один канал мощный. Это удивительно, конечно. Действительно, ты права, мало какое медиа может этим похвастаться.

Медиа, скажем, в последнее время сильнее зависит от технологий. Сила брендов в медиа сегодня не так велика, это очевидно. И, наверное, способы доставки контента, они просто сегодня изменились, мне проще посмотреть то, что я хочу, в любой среде. Я знаю, где я это достану. Поэтому я меньше привязана в данном случае к прямому телевизионному сигналу. Поэтому, конечно, MTV – уникальный бренд и уникальный медиа-бренд. Другое дело, что приходится действительно придумывать какие-то моменты, как быть актуальными сегодня. Но учитывая, то тематических каналов 360 – ты пойди еще выделись в этой большой палитре.

Е. Афанасьева А музыкальных из них сколько?

Я. Чурикова А мы не совсем же музыкальный канал, мы же не позиционируем MTV как музыкальный канал. У нас где-то приблизительно 30 на 70 в зависимости от того, сколько у нас контентов, или 60 на 40.

Е. Афанасьева: 30 музыки?..

Я. Чурикова Да-да. Чуть больше развлекательного контента, нежели музыкального.

Е. Афанасьева Молодежно-развлекательного?

Я. Чурикова Да. Поэтому, ну, собственно, музыки и так много, она существует отдельно на тематических каналах, там, танцевальная на MTV Dance, рок – на MTV Rocks, поэтому, вот так.

Е. Афанасьева Мы прервемся сейчас на выпуск новостей на «Эхо Москвы», и продолжим разговор с Яной Чуриковой, руководителем молодежных и музыкальных каналов MTV в России.

НОВОСТИ

Е. Афанасьева Мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии Елена Афанасьева, говорим мы сегодня с Яной Чуриковой, и говорим не о ее звездной ипостаси, а о руководящей. Яна, кроме того, что ведущая множества популярных проектов, она уже несколько лет руководитель молодежных и музыкальных каналов MTV в России. И так как этому удивительному явлению, которое называется MTV, 35 лет в этом августе, вот это и стало поводом для нашей встречи и разговора и о поколении MTV, и о явлении MTV, о том, как чувствует себя сейчас MTV здесь у нас на нашей истерической и прочей родине.

Мы остановились перед новостями на том, что обсуждали, как наш канал MTV Россия существует сейчас, когда он уже перестал быть эфирным, стал цифровым. Как вы доставляетесь – это спутниковое вещание, кабельное?..

Я. Чурикова У нас есть операторы, как спутниковые, так и кабельные. Собственно, и цифра. У нас сигнал есть как аналоговый, так и цифровой. Да, мы – тематический канал. Это, с одной стороны, не простая реальность, но, с другой стороны, скажу честно, не займись я 3 года назад всем этим вплотную, то, наверное, я бы не так хорошо представляла, как выглядит медиаиндустрия сегодня в России, что это такое…

Е. Афанасьева И что ты узнала за эти 3 года для своего канала?

Я. Чурикова За эти 3 года выяснилось, что если раньше, стоя в кадре – тебе же, в общем, все равно, каким образом тебя показывают, как ты сюда попала, и что должно произойти, чтобы случилась программа. Понятное дело, что ты, как ведущая, понимаешь, что вот есть продюсеры, режиссеры, вот этот телевизионный процесс. В продакшн я была достаточно глубоко погружена.

Но когда речь идет о канале, то здесь пришлось глубоко прокачаться как в программировании эфиров, сетки, в работе с данными исследований, да, поэтому как-то, если раньше: ой, у вашей программы были хорошие цифры – это было просто комплиментом мне и коллегам, то сейчас я понимаю, что это действительно серьезная история – хорошо знать свою аудиторию, понимать, что ей нужно, и как-то взаимодействовать с ней.

Е. Афанасьева А как вы отслеживаете свою аудиторию? Потому что таких измерений, как у больших эфиров, у вас, наверное, нет? TNS, наверное, отдельно меряет?

Я. Чурикова Есть система Индекс, это как раз большое телевидение. А есть Индекс+ – это мы. Привет, малыши – называется. Но тем не менее…

Е. Афанасьева «Другие каналы», как пишут в большом Индексе.

Я. Чурикова Знаете что? Другие-другие – но нас много, и в конце концов у нас тоже есть свой зритель.

Е. Афанасьева И вот эти многие оттяпывают аудиторию у больших каналов.

Я. Чурикова Я не думаю, что этот дискурс актуален, потому что тут даже уже не каналы друг у друга оттяпывают аудиторию. Возвращаемся к первому пункту нашей дискуссии.

Е. Афанасьева А интернет и цифровая среда.

Я. Чурикова Все стало общемедийной средой. Другое дело, каким именно медиа руководишь ты, и с чем именно ты имеешь дело. Вот тут-то надо понимать, каким образом ты действительно можешь доставить свой контент до конечного потребителя наилучшим образом. И создать контент, который интересен твоему потребителю. Вот да, наверное, вся работа как раз об этом.

Поэтому я не думаю, что сегодня кто-то у кого-то оттяпывает аудиторию. Борьба происходит постоянно. У нас сегодня самые большие звезды – это видеоблогеры. Вот у них какое количество, миллионов подписчиков на Ютьюбе, и при этом они уже в принципе ведут себя как большие медиа.

Е. Афанасьева А вы их привлекаете, интегрируете в классический вид телевидения?

Я. Чурикова Безусловно. У нас начинается кампания, при которой видеоблогеры будут вести нашу двадцатку, в большом телевизионном деле.

Е. Афанасьева Это блогеры, которые свои блоги посвящают музыке современной?

Я. Чурикова Это блогеры, которые вообще сегодня популярны, за которыми следует молодежь, у которых есть подписчики наши целевые.

Е. Афанасьева: Я уже не молодежь. Может, расскажешь чуть-чуть, что это за люди, они в Ютьюбе ведут?..

Я. Чурикова Да, это просто на самом деле вообще обо всем. Молодежная такая история.

Е. Афанасьева Вот я проснулся, вот я встал пошел…

Я. Чурикова Это, кстати, уходящая натура.

Е. Афанасьева Уже такого нет?

Я. Чурикова Это есть, но народ начал обращать внимание на правильную форму, поэтому сегодня хорошие видеоблогеры, типа, там, Кати Клэп, они вполне себе с телевизионной точки зрения неплохо монтируют.

Е. Афанасьева Человек сам себя снимает, сам монтирует?

Я. Чурикова Там есть уже съемочная группа, заточенная на создание этого видеоблога, и поэтому это серьезное медиа, которое совершенно никаким образом не зависит ни от канала, ни от кого.

Е. Афанасьева В нашей с тобой молодости, когда мы только поступали, на журфаке, представляешь, бы сказали: будешь сам себе СМИ.

Я. Чурикова Да, и это была проблема, потому что приходилось пробиваться в какие-то СМИ.

Е. Афанасьева Не надо пробиваться – работай.

Я. Чурикова Об этом я говорю студентам, я говорю: ребята…

Е. Афанасьева Раньше была отмазка: нельзя пробиться, везде нужен блат – говорили те, кто не пробился, а сейчас попробуй – вот тебе смартфон, есть практически у всех – вперед.

Я. Чурикова Правильно.

Е. Афанасьева Отмазки нет.

Я. Чурикова Никакой. Выбирает аудитория, которая перекормленная, ей не интересно смотреть то, что ей навязывают. Это называется, сами себе воспитали поколение.

Е. Афанасьева MTV.

Я. Чурикова Да. Вот оно сегодня, поколение такое, пост-MTV, оно действительно очень избирательное. Оно не будет смотреть всякую скукоту, и действительно, уж если людям нравится, то нравится. И сегодня это выражается в количества лайков и репостов.

Е. Афанасьева И сколько у таких блогеров, лайков, репостов и подписчиков? Какие категории — сколько тысяч, сот тысяч, миллионов?..

Я. Чурикова В зависимости от блогера. У кого-то и миллионы. Но при этом при всем…

Е. Афанасьева СМИ, сравнимое с каналом, пусть не эфирным…

Я. Чурикова … без регистрации, без лицензии, без уплаты налогов и без всего – сказка.

Е. Афанасьева Не то слово. – Сказал руководитель крупного канала, который сталкивается со всеми этими проблемами в ежедневной работе. Завистливо.

Я. Чурикова Слегка. Я понимаю, почему сейчас у нас идет направление, скажем, приведения в порядок цифрового пространства, потому что действительно люди там зарабатывают, и как-то это все происходит немножко не структурированно, стихийно.

Е. Афанасьева Надо немедленно все структурировать, взять с них налоги…

Я. Чурикова Это как стихийный рынок образовался – давайте мы лучше их посадим в какие-то цивилизованные павильончики…

Е. Афанасьева А реально их построить?

Я. Чурикова Ух, вот этого я не знаю. Мне бы не хотелось заниматься этой проблемой самостоятельно, потому что действительно огромный сегмент.

Е. Афанасьева Пусть занимаются другие.

Я. Чурикова Да пусть уже цветут все цветы.

Е. Афанасьева Мы только за. Я напоминаю, говорим с Яной Чуриковой о поколении MTV, уже стали говорить, о поколении пост-MTV. Расскажи немножко о том, что теперь называется контент, не буду говорить о канале, потому что любой канал – это то, что он производит, а распространяется ли это сейчас через кабель, спутник или вот на мобильные устройства, это, мы уже сказали, не имеет значения.

Вот сегодняшний MTV, которым ты руководишь в России – это что? Какие есть такие брендовые знаковые вещи у вас?

Я. Чурикова Мы решили придумывать собственные бренды, потому что – а что еще остается делать? Действительно, если посмотреть на то, как позиционируют себя каналы, любой канал – это набор успешных идей из контента. Там, предположим, ТНТ – это «Универ», там, не знаю, какие-то крутые сериалы, у СТС тоже есть набор сериалов, которые работают, у Пятницы свои бренды, которые они активно эксплуатируют.

Что касается нас, то мы решили, что раз уж мы такие все из себя нишевые получаемся, то у нас есть свобода для экспериментов, как и во времена вот этой золотой поры MTV, когда сказали: а вот, ребята, теперь это один большой эксперимент. Тогда это было эфирно, это все видели, хотя у нас действительно было ощущение, что мы вещаем как бы сами по себе, и когда вдруг потом начали дежурить толпы фанатов у крыльца, мы даже удивились: откуда вы? Сейчас другая история, сейчас мы можем просто придумывать, например, контент сами, придумывать какие-то альтернативные большому телевидению формы телевизионного бытия, например, реалити-шоу о том, как делается музыка. Мы придумали историю, которая называется Casa Musica, это такая получается…

Е. Афанасьева Casa – по-испански?

Я. Чурикова Получается Дом Музыки. 16 молодых людей, которых мы отобрали в Санкт-Петербурге и в Москве, авторы и исполнители. А сегодня, между прочим, музыку делают очень многие.

Е. Афанасьева Тоже стало легче делать, как и снимать.

Я. Чурикова Действительно. А что уж тут? Ты сидишь весь день рабочий в офисе, к примеру, или, например, у тебя работа на удаленке, ты графический дизайнер, тебе проще, или ты на аутсорсе где-то что-то там пишешь, поэтому у тебя есть время, для того чтобы посвящать его музыке. И вот таких людей довольно много, как выяснилось, потому что когда мы запустили сайт проекта, это было в конце мая, за месяц мы собрали полторы тысячи заявок уже с треками, то есть, люди прямо треки присылали.

Е. Афанасьева Загрузили свою музыку.

Я. Чурикова Загрузили музло – это у нас профессиональное арго. Наш глава музыкального департамента Рустам Киреев своими ушами это все отслушал, для того чтобы не всех из них, а кого-то пригласить на кастинги в Москву и Питер. И мы увидели – и обалдели – там действительно девушка говорит: здравствуйте, а я в HR тружусь в крупной компании…

Е. Афанасьева: Hr отдел подбора персонала.

Я. Чурикова Да. Отдел кадров иными словами. Я говорю: сейчас вот мы на 2 месяца вас выбьем из колеи, если вы в итоге пройдете в проект.

Е. Афанасьева … потеряете работу.

Я. Чурикова Нет, я, — говорит, — разберусь, нормально все.

Е. Афанасьева То есть, жажда музыки, страсть писать музыку – она сильнее карьерных устремлений.

Я. Чурикова Вот это то самое поколение, которое уже вот эти все фильмы а-ля «Духless» о нулевых – это точно не про это поколение.

Е. Афанасьева Про это еще не успели рассказать.

Я. Чурикова Точно, мы еще не успели осмыслить то, как это поколение чувствует реальность. А мне кажется, они уже от амбиций от каких-то далеки. Очень, кстати, сложно их на что-то мотивировать, они, такое ощущение, что даже не хотят соревноваться, если там…

Е. Афанасьева Зачем, если можно работать удаленно и писать музыку? Зачем же соревноваться?

Я. Чурикова Да. И поэтому сейчас у нас – я, как телевизионщик старой школы, испытываю затруднения драматургически, чтобы как-то мотивировать, потому что мне это уже надо. Они уже в проекте, и вот они должны в принципе хотеть перегрызть друг другу глотки ради победы…

Е. Афанасьева Из чего же выстраивать…

Я. Чурикова А они не хотят.

Е. Афанасьева Что за музыку они пишут, эти молодые?

Я. Чурикова Очень разная музыка – классная, современная, свежая музыка. Удивительно, насколько народ – между прочим, тоже благодаря MTV – прокачался в плане того, что… а с другой стороны, MTV только начал этот процесс, а потом, когда музыка стала доступна, люди сами начали смотреть, что им нужно, и сами выбирать себе свой плейлист. Сегодня же это так и происходит. Я вот iTunes свой загружу – зачем мне…

Е. Афанасьева Чтобы узнать человека, надо посмотреть, что у него в плейлисте в телефон закачано.

Я. Чурикова Вот именно, будь то Google Play или iTunes – что угодно, главное, что музыка сегодня определяет человека. А музыки стало такое количество, что, чтобы в этом во всем разбираться, нужно быть, наверное, нашим Рустамом. Короче говоря, народ делает действительно разную музыку. У нас такие артисты молодые подобрались разных типажей, такие хрупкие девушки, играющие на гитаре что-то такое очень нежное. Есть девушка такая в духе Ланы Дель Рей, такая на клавишах что-то исполняет, такая вот милая. Есть такие электронщики матерые.

Е. Афанасьева Это только музыка, или они еще исполняют ее не как только авторы, но и голос?..

Я. Чурикова Кто-то лучше поет, а кто-то лучше сочиняет. У нас и то, и то, вот мы их так набрали…

Е. Афанасьева Но обязательно собственного сочинения?

Я. Чурикова Да, конечно. Новый контент. Потому что, как правило, все наши телевизионные форматы грешат тем, что на выходе получаются люди…

Е. Афанасьева Которым нечего петь, конечно. Потому что в «Голосе» они повторяют в одних тех же конкурсах.

Я. Чурикова Одни и те же…

Е. Афанасьева Уже на 5-й сезон их слушать невозможно.

Я. Чурикова Это просто получается, нужно же понять коллег-телевизионщиков – это же очистить надо по правам, чтобы исполнять.

Е. Афанасьева Конечно.

Я. Чурикова Это огромная работа, и совершенно утяжеляет стоимость программ.

Е. Афанасьева Да, все поют одно и то же.

Я. Чурикова А что делать? А наши придумывают сами – нам ничего чистить не надо.

Е. Афанасьева Очень удобно!

Я. Чурикова Отлично.

Е. Афанасьева И как выглядит эта ваша Casa Musica?

Я. Чурикова Они у нас целыми днями сочиняют.

Е. Афанасьева Это реалити, вы их куда-то заселили или как?

Я. Чурикова Да. Те, кто иногородние, мы поселили здесь.

Е. Афанасьева Вы снимаете их в жизни?

Я. Чурикова Снимаем немножко. Но быт – это не главное, то есть, это не вариант, когда мы следим за тем, как люди чистят зубы, и как на «Фабрике», как мы там готовим еду, обсуждаем все – нет, мы фокусируемся на процессе творчества.

Каждую неделю приходят артисты, причем, артисты, которые являются для зрителей, для сегодняшних потребителей музыки, скажем, какими-то действительно… кстати, авторитетов нет.

Е. Афанасьева Вот я об этом – ты говоришь фразу, а я думаю: сейчас спрошу – а кто же для зрителей сейчас авторитет?

Я. Чурикова Это очень сложно.

Е. Афанасьева А судьи кто? Как найти для этого поколения авторитетное жюри?

Я. Чурикова Мы решили этот вопрос. Авторитетное жюри – это сложно действительно, потому что авторитетов нет. Но по крайней мере есть жюри, к мнению которого прислушиваются. И вот у нас есть такая группа, вернее, она сначала распалась, потом опять воссоединилась, группа «5'Nizza». Вот для поколения моего и чуть помоложе – это культовый коллектив. И часть группы «5'Nizza», 50%, «SunSay», Андрей Запорожец, вот он у нас сидит в жюри. И, действительно, наши все участники: о, «SunSay» круто, «SunSay» клево!

Есть группа «Guru Groove Foundation», вокалистка ее и основательница Татьяна Шаманина у нас в жюри, такая яркая рыжая, очень за музыку, вот кто-кто, а Таня, она все время очень зациклена на качестве звука, и если что-то не так, она может звукорежиссера со сцены своего собственного обложить, что, мол, э… Вот это люди, фанатично преданные качеству музыкальному в том числе, это очень круто. Ну, и у нас каждый раз меняется третий член жюри, например, такой артист, как Муджус, который на пикнике Афиши все там порвал.

Е. Афанасьева Порвал в хорошем смысле.

Я. Чурикова В хорошем.

Е. Афанасьева Для аудитории «Эха Москвы»: порвать – это значит, просто завести толпу со страшной силой.

Я. Чурикова Толпа неистовствовала. Как оказалось, он действительно очень тонкий автор, который зациклен на качестве музыкального текста. Я имею в виду тексты для песен.

Е. Афанасьева Что для русского потребителя очень часто важнее, чем даже музыка, потому что мы воспитаны были на советских песнях, где текст должен был значить, что-то.

Я. Чурикова Вот у нас как раз каждую неделю приглашенный член жюри дает задание ребятам, и, в частности, Муджус, Рома Литвинов, он дал им задание по поводу текста, должны экспериментировать с разными формами стихотворными. Это здорово, настолько классно, ты погружаешься в эту лабораторию того, как рождается песня, и при этом это не обязательно суперхит, потому что у нас так получилось, что на программе есть ребята, например, там, Родион Толочкин из Питера, хитмейкер страшный…

Е. Афанасьева Это комплимент.

Я. Чурикова Он все время выбирает к себе в пару – он как исполнитель больше выступает – авторов, которые имеют это чувство хита. Хит – он во все времена хит, просто когда много музыки, сделать хит довольно сложно, чтобы он действительно остался в человеческой памяти. Но вот, например, наш музыкальный департамент сказал, что, да ладно, он уже какую-то попсу гонит. – А у нас там три эпизода всего снято. – Давайте мы лучше будем акцентироваться на молодых исполнителях, которые сочиняют музыку, которые за музыку.

Но, опять же, это здорово, потому что в рамках Casa Musica мы имеем такой срез того, что происходит сегодня с музыкой вообще. Как выглядит сегодня музыкальное творчество, как это поколение MTV, что оно породило, какое поколение творцов. Мы были Х, они У, получается.

Е. Афанасьева Да, уже Z подрастают.

Я напоминаю, мы говорим с Яной Чуриковой, MTV, 35-летней уже истории большого MTV, и о тех премьерах, которые российское MTV подготовило.

А что на выходе этого проекта Casa Musica? Вот они у вас собрались, вот они, сколько недель это все сочиняют?..

Я. Чурикова У них 6 отчетных концертов.

Е. Афанасьева «Фабрика звезд» оставила в тебе свой след…

Я. Чурикова Я просто использую этот термин, хотя бью себя по рукам и по губам каждый раз, потому что никакой аналогии с «Фабрикой» нет. У них нет продюсера, который заставляет что-то делать.

Е. Афанасьева И дает материал.

Я. Чурикова Да, они сами творцы. Это такая получается анти-фабрика по большому счету.

Е. Афанасьева Чем хорошо было «фабричным» выпускникам – они попадали к продюсерам в руки, которые их вели и ведут до сих пор многих, и дают материал. А вот выпускникам других музыкальных проектов такого не досталось, и где же те выпускники очень часто?

Я. Чурикова Да, пожалуй. Поэтому сейчас мы аккумулируем вокруг себя творцов. Что получит на выходе победитель? Он получит клип, мы снимем клип ему, конечно же, поставим в ротацию MTV, поможем записать альбомчик. Скажу – абсолютно музыкантский приз.

Но надо сказать, что наблюдая вот за ними, я понимаю, что это действительно немножко иное поколение, у них другие ценности, и при этом нельзя сказать, что они безответственные. Они очень ответственно относятся к звуку.

Е. Афанасьева Я уже поняла. Сколько раз ты рассказала про качество звука.

Я. Чурикова Я чуть с ума не сошла. Я думала – я одна такая помешанная, когда дело идет о работе, я очень четко – мне надо понимать, о чем та программа, которую я веду, мне нужна психология героев, мне нужно все. Но я смотрю – передалось это что ли им как-то, они тоже действительно очень ответственно относятся к работе.

Е. Афанасьева Но это именно то поколение, которое уже насмотрено и наслышано на хорошем качестве музыки, звука, изображения, в том, что они потребляли, поэтому они уже не прощают это. Это же не поколение наше с тобой, которое начинало что-то слушать с чудовищных переписанных много раз пленок, где качества такого было не достать. Поэтому вот в этом разница. Может быть, мы не заметим какой-то… ну, какой-то ляп, скажем деликатно. Долго придумывала синоним для того, что хотела произнести.

Ну, что, у нас не так много времени, к сожалению, осталось. Мы говорим сегодня с Яной Чуриковой о поколении MTV и пост-MTV, надеемся, нашим слушателям «Эха Москвы» тоже это интересно и любопытно.

Как дальше будет, по-твоему, развиваться вся эта история эмтивишная – только за счет контента, или у тебя есть какие-то истории, как вы еще можете расширяться в средах?

Я. Чурикова Мы как раз этим и занимаемся – расширяемся в средах, у меня все мои любимые летучки и планерки на тему будущего развития, они как раз в том числе и этому посвящены, потому что сегодня, ну, если ты не супербольшое эфирное медиа, тебе точно нужно думать о том…

Е. Афанасьева А ты думаешь, большим эфирным не надо ни о чем думать?

Я. Чурикова Ну, все-таки модель, скажем, монетизации…

Е. Афанасьева Ну, да, там пока еще классически – реклама эфирная…

Я. Чурикова Да, у нас ее нет.

Е. Афанасьева Вы должны монетизироваться иначе.

Я. Чурикова Мы должны как-то по-другому лавировать, лавировать и вылавировать желательно.

Е. Афанасьева Вот что значит, ведущая – выговаривает все скороговорки.

Я. Чурикова Это, так скажем, старые заначки. Здорово, конечно. Кстати, у нас еще одна есть развеселая передача, не о конфликте поколений, а о проблеме отцов и детей. Нашей ведущей 20, мы снимаем передачу, которая называется «Просто Тата» — Тата ее зовут. Студентка журфака, на третьем, что ли, уже курсе. Так вот, Тата общается с артистами, у которых нет ротации на MTV.

Е. Афанасьева С более возрастными?

Я. Чурикова Да-да. Но это наши так называемые (неразб.), большие российские знаменитости, просто в силу, скажем, определенных обстоятельств это не аудитория канала MTV. Например, там, мощные артисты вроде Елены Ваенги.

Е. Афанасьева И приходит к ним Тата.

Я. Чурикова И приходит к ним Тата.

Е. Афанасьева С непосредственностью этого поколения.

Я. Чурикова И очень забавный получился диалог. Итак, очень интересный формат получился такой документальный о том, что…

Е. Афанасьева Неожиданные вопросы задает.

Я. Чурикова Неожиданные вопросы и получает неожиданные ответы, потому что по большому счету люди-то все одинаковые в каких-то своих базовых вещах – ценности, порядочность, как пробиться молодому начинающему.

Е. Афанасьева О, да.

Я. Чурикова Как решать свои вопросы с бойфрендом.

Е. Афанасьева Вечные темы, интересуют они всегда. Любое поколение, хоть MTV, хоть пост-MTV, хоть до-MTV.

Я. Чурикова Это факт.

Е. Афанасьева Яна Чурикова, мы говорим об MTV, заканчиваем, к сожалению, разговор. Скажи как все-таки найти тем, кто вдруг сегодня послушал нас и заинтересовался – вот что сделать, чтобы найти MTV в эфире или в других возможностях?

Я. Чурикова Я думаю, что самый простой способ сегодня – это просто понять, кто ваш оператор спутниковый, или кабельный, или просто цифровой, и мы в большинстве крупных операторов присутствуем. К примеру, там, Ростелеком, МТС, Билайн – в общем, все такие мейджеры, они с нами, вернее, мы с ними, за что им огромное спасибо. Потому что если рассуждать о процессе с точки зрения оператора, им же тоже нужно предоставлять своем абоненту максимально интересный контент. Вот хорошо, что операторы нас ценят как, скажем, ответственных за ту часть аудитории, которую сложно привлечь к телевизору.

Е. Афанасьева Либо, вероятно, на вашем сайте, те, кто не подключен к операторам, могут смотреть.

Я. Чурикова Нет, из-за того, что у нас есть соглашение с операторами, мы не выкладываем на сайт.

Е. Афанасьева Например, Casa Musica или ваша Тата – на сайте мы не увидим?

Я. Чурикова Casa Musica увидим, но позже, после премьеры.

Е. Афанасьева Понятно. То есть, кто не найдет в эфире, может потерпеть и посмотреть.

Я. Чурикова Потом посмотреть, конечно. Кроме того, мы создаем отдельный контент. К вопросу о том, как мы должны развиваться в разных средах.

Е. Афанасьева Да.

Я. Чурикова Для сайта и для соцсетей мы создаем еще и дополнительные модифицированные образцы возможностей, потому что маленькие в Инстаграме видео и видео на Фейсбуке.

Е. Афанасьева Ну, что, поздравляем поколение MTV!

Я. Чурикова Ура, у нас юбилей почти!

Е. Афанасьева Юбилей. И Яну, которая начинала как вообще, вышла из MTV российского, стартовала, получила шанс, а теперь возглавила этот канал в России. Яна Чурикова была в программе «Телехранитель». Елена Афанасьева, прощаюсь с вами, всего доброго, до свидания!

Я. Чурикова Пока!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире