'Вопросы к интервью

Е. Афанасьева Добрый вечер, в эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра.

Мы чаще всего говорим, конечно, о федеральных каналах, крупных. Но примерно раз в год мы обращаем свои взоры к региональному телевидению. Чаще всего поводом для этого становится конкурс ТЭФИ-Регион, который уже много лет, лет 13, наверное – сейчас мне скажут его организаторы…

А. Акопов 14.

Е. Афанасьева 14. Проходит каждый год, и вот он недавно завершился. Александр Акопов, руководитель, президент Академии российского телевидения, продюсер. Здравствуйте, Александр Завенович.

А. Акопов Добрый вечер.

Е. Афанасьева Этери Левиева, генеральный директор Фонда Академии российского телевидения, организатора ТЭФИ-Регион.

Э. Левиева Добрый вечер.

Е. Афанасьева И Леонид Млечин, член жюри этого года конкурса. Мы собрались сегодня здесь поговорить и о конкурсе, и конкурс для нас – это повод поговорить о состоянии нынешнем, состоянии регионального телевидения в России, поэтому мы вас, уважаемые слушатели наши, активно призываем высказывать свои мнения, комментарии по поводу того, какое телевидение у вас на местах, потому что очевидно, что вряд ли вы видели работы, присланные на конкурс, это сложно вам обсуждать. Но нам очень интересно узнать, какое телевидение у вас, как оно меняется, что интересно вам. Может быть, мы не знаем каких-то новых людей, новые программы. Пожалуйста, сообщайте нам – смс-номер +7-985-970-45-45. Во второй части программы мы будем принимать и ваши звонки, поэтому всячески призываем на эту тему поделиться с нами вашими мнениями.

Уважаемые мои гости, расскажите, пожалуйста – прошло в этом году опять, как всегда, два тура и финал совсем недавно – что было нового по сравнению с 2014 годом, что было не такое, как всегда, или такое, как всегда? Наверное, Леонид, как член жюри начнет.

Л. Млечин Как младший по званию. Это традиция русского флота.

Е. Афанасьева Как я понимаю, член жюри – это человек, который отсмотрел все работы.

Л. Млечин Да, я имел удовольствие. Их было не так много – несколько сот всего.

Е. Афанасьева Да, всего несколько сот… Но вы честно – я знаю, что Леонид…

Л. Млечин В этом году больше, чем в прошлом, да?

А. Акопов 543.

Л. Млечин А в прошлом году на сотню где-то меньше было.

А. Акопов Да. Так что, если говорить о новом – каждый год количество работ, которые присылают на конкурс, только увеличивается.

Е. Афанасьева Александр, а как вы считаете, это показатель чего – интереса к конкурсу или того, что региональное телевидение развивается, больше компаний, может быть?

А. Акопов Это, конечно, и то и другое – все сразу. Дело в том, что сегодня региональное телевидение, в общем, по техническим возможностям своим так особо-то не уступает федеральному, во всяком случае, цветные камеры high definition есть у каждого, причем, даже в кармане, поскольку сегодня очень многое реально можно снять на телефон. В частности, горячие всякие события. Это нисколько не противоречит стилистике вещания. Извините, Леонид, что я с вводным словом. Вот, поэтому технический уровень позволяет делать очень многое. Технику эту можно себе позволить, потому что она дешевеет с каждым годом. Поэтому то, что мы видим – это не просто увеличение количества работ, это еще и вглубь. То есть, сегодня иметь свое телевидение позволяют себе, в общем, поселки городского типа. И это, в общем, вполне себе работает, и эти люди присылают материалы на конкурс.

Э. Левиева И выигрывают.

Е. Афанасьева Кто выиграл из таких небольших компаний? Я понимаю, что…

А. Акопов Усолье-Сибирское.

Е. Афанасьева Это знаменитая. Это еще я была несколько лет назад, многократно они выставлялись, очень хорошая компания.

А. Акопов В прошлом году у нас был поселок Тарко-Сале.

Э. Левиева Да, было такое.

Е. Афанасьева Это где такое?

А. Акопов Это Салехард, это Крайний Север. И так далее. То есть, для регионального телевидения, конечно, как бы его естественный плюс и источник живительной силы – это близость, конечно, к аудитории. Люди выходят на улицу, и в отличие от московских телевизионщиков, непосредственно сталкиваются со своей аудиторией.

Е. Афанасьева То есть, тут врать нельзя.

А. Акопов Да. И это, в общем, та особенность, которая является источником силы и ответственности, конечно, региональных журналистов.

Е. Афанасьева Леонид, вы выслушали вступление президента.

Л. Млечин Я должен получить ориентир, прежде чем высказываться.

Е. Афанасьева Начнем сразу с того, что Леонида поздравим. Как только я прочла в пресс-релизе, Леонид получил ТЭФИ за личный вклад.

Э. Левиева Да, вот это очень приятно.

Е. Афанасьева Расскажите нам, пожалуйста.

Л. Млечин Дедушке к пенсии.

Е. Афанасьева Вы кокетничаете, Леонид.

Э. Левиева Мы опять не даем Леониду высказаться…

Е. Афанасьева Придется рассказать про него сначала.

Э. Левиева Дело в том, что уже практически каждый представитель регионального телевидения, региональной телекомпании, который занимался когда-то развитием этой всей вещи, они уже все получили эти региональные, так сказать, представители получили статуэтки ТЭФИ в свое время, это был Игорь Мишин, это был Игорь Ярош, Урушев – их очень много ребят замечательных, прекрасных, которые уже по разным федеральным городам и весям…

Е. Афанасьева И каналам.

Э. Левиева Да, и каналам, разбрелись, и есть люди, которые посвятили вот этом конкурсу очень большое количество сил, времени и, в общем, небольшую часть своей жизни. Потому что это, представьте себе, поехать в три города, там, по 3-4 дня каждый, отсмотреть фактически пятьсот с чем-то работ – это очень тяжелая вещь. И один из таких наших любимейших членов жюри, человек, всегда откликающийся на такого рода мероприятия, который умеет прекрасно принимать участие в образовательных наших проектах, конечно, это Леонид Млечин, и жюри единогласно решило, что вот мы должны наградить Леню за вклад в развитие – я бы даже не говорила, регионального телевидения – российского телевидения. Российского, регионального телевидения.

А. Акопов Мастер-классы, вопросы, которые задают люди, люди приезжают на конкурс и лицом к лицу сталкиваются…

Е. Афанасьева Если кто-то не знает из наших слушателей до сих пор – ТЭФИ-Регион это не только конкурс, но это и обучение, которое, проводятся мастер-классы, не только члены жюри, но и – Этери расскажет, приглашают и просто профессионалов, которые, может быть, в этом году не участвовали, и обучение, я даже заметила, что с большим удовольствием молодые региональные журналисты, которые пишут: спасибо за мастер-классы, потом смотрю фотографии – они получают тоже ТЭФИ.

Л. Млечин Это вообще важнейшая часть этого конкурса на самом деле.

Э. Левиева Я тоже хотела сказать, что мне кажется, что академия на самом деле, само слово «академия», оно заключается в том, что главное – три задачи, это объединять, это образовывать и это, может быть, потом награждать, выделять лучшие работы и так далее. Собственно, когда-то здесь присутствующие люди, и Саша, эту академию организовывали, в общем-то, все это делали. Потом, как вы знаете, ситуация была изменена. Но я сейчас воспринимаю все, что мы тогда перенесли все вместе, я имею в виду то, что национальный конкурс стал как бы более отдельным. Я не считаю, что он отдельно от академии, я считаю, что это мы видим, что голосуют тоже академики. Да, Саша?

А. Акопов Да.

Э. Левиева В общем, в большей степени, члены Академии телевидения. Другое дело, что там чисто организационные вещи ведет Комитет индустриальных премий. Возможно, это правильно, это нормально. И там есть финансовые вопросы, которые решает этот комитет. Но по сути это, в общем-то, одна и та же работа, это одни и те же люди. Просто условия, правила награждения, они изменились.

Е. Афанасьева Этери Левиева говорит о конкурсе федеральном.

Э. Левиева О национальном, да. Но в региональном конкурсе ТЭФИ-Регион, они всегда были такие, там всегда было жюри, которое выбиралось и так далее. Но я все-таки хотела бы, чтобы Леонид рассказал об образовательном процессе.

Л. Млечин На самом деле это важнейшая часть, потому что, ну, одно дело – люди в Москве работают, им проще и встретиться, и обсудить, и есть коллектив, условно говоря. А для людей, работающих вне Москвы, в небольшом городе, где одна компания, две компании, а журналистское дело – практически это же не теория ни какая, надо посмотреть: это хорошо, это плохо. Кто-то должен это сказать.

И вот я считаю, что замечательно, что сохранилась академия, и она проводит вот то, что называется ТЭФИ-Регион, потому что дает уникальную и единственную, по-моему, на сегодня возможность для немосковских телевизионщиков, наших немосковских коллег встретиться, первое – услышать замечательных мастеров, второе – услышать оценку собственной работы и чужих работ и пообщаться между собой. Мне кажется, это совершенно уникальная возможность. Просто счастье, что это сохранилось, и дай бог, чтобы это было и дальше. Без этого развиваться не сможет наше телевидение немосковское.

А. Акопов Поскольку, представьте, две соседние области, каждая вещает на себя, и, там, ну, вы живете в Самаре, и вы там оренбургское телевидение не видите. А здесь можно посмотреть, поскольку программы, безусловно, в большинстве регионов однотипны. Ну, скажем, утренняя информационно-развлекательная программа.

Е. Афанасьева Жанры примерно одни и те же.

А. Акопов И возможность увидеть, что делают соседи фактически существует только на этом конкурсе. Правда сейчас многие станции вещают уже…

Е. Афанасьева В интернете.

А. Акопов … и это можно посмотреть. Но все равно это такая уникальная возможность встретиться, поговорить. У людей очень много общих вопросов, общих проблем, и мне кажется… мы точно знаем, что это полезно.

Е. Афанасьева Я напоминаю, что мы говорим сегодня о региональном телевидении России. Поводом стал финал конкурса ТЭФИ-Регион 2015, который прошел в Нижнем Новгороде, несколько дней назад завершился конкурс, в гостях люди, которые этот конкурс организовывают и проводят. Еще раз представлю вас. Александр Акопов, президент Академии российского телевидения; Этери Левиева, генеральный директор Фонда Академии российского телевидения; Леонид Млечин, член жюри этого года конкурса и в этом году обладатель статуэтки бронзового Орфея за личный вклад в развитие телевидения. Вот Этери Левиева хочет сказать что-то.

Э. Левиева Да, я просто хотела добавить, что не секрет, что в любом сообществе всегда возникают такие конкурирующие истории, и это было и у нас в академии, это присутствует везде. И в какой-то момент была ситуация, когда филиалы ВГТРК – их много очень региональных…

Е. Афанасьева Когда ВГТРК не хотела участвовать в большом ТЭФИ.

Э. Левиева Да. Свыше восьмидесяти филиалов, и, значит, они перестали участвовать. То есть, участвовали какие-то отдельные компании изредка, до которых, видимо, не дошло, так сказать, общее указание.

Е. Афанасьева Веяния сверху.

Э. Левиева Да. И в этом году впервые мы вместе с ВГТРК вернулись изначально к тому, что должно было быть, и плюс к всем тем, кто и раньше участвовал, компаниям региональным, стали участвовать уже официально и телекомпании ВГТРК, и они были очень серьезно представлены, с разными возможностями, с разными программами, жанрами, и так далее, и некоторые из них попали в финал, мы видели. Плюс, еще появились, как вы знаете, на нашем медиа-пространстве новые городские каналы типа 360 Подмосковье и Москва 24, которые, конечно, все-таки ближе по возможностям к каким-то федеральным каналам, но тем не менее, они считаются региональными каналами, и они тоже принимали участие и, соответственно, была такая коллизия по этому поводу. И вот Леня, наверное, тоже может рассказать об этом. И Саша знает, что как-то скептически относятся регионалы к представителям Москвы и Подмосковья. Есть, наверное, за что.

Е. Афанасьева Но они, наверное, считают, что возможности раз больше, то как бы сложно конкурировать Усолью-Сибирскому…

Э. Левиева Ты же помнишь, Лена, она была всегда.

Е. Афанасьева Этот конфликт всегда бывает.

Э. Левиева Даже екатеринбургские каналы, допустим, на порядок выше, красноярские – то есть, крупные такие, миллионники.

А. Акопов Сейчас эта разница не так заметна. Это раз. А во-вторых, мы всем всегда объясняем: вы должны быть адекватны своему материалу. Мы не сравниваем технические возможности компании из Усолья-Сибирского или компании из Подмосковья.

Е. Афанасьева … творчество, да.

А. Акопов Но адекватность работы журналистов своей аудитории, ситуации, которая есть в крае – да, безусловно, это померить можно и это можно сравнивать.

Э. Левиева Я еще хотела добавить, что в этом году мы пригласили на финал Станислава Сергеевича Говорухина и фильм «Конец прекрасной эпохи». Мы подумали, что это интересная была бы история, потому что речь о молодом журналисте по Сергею Довлатову, там фактически прототип этого героя был Сергей Довлатов. И мы все вместе смотрели это кино и потом беседовали с Говорухиным, задавали ему всяческие неудобные, разные вопросы.

Е. Афанасьева Вы или участники?

Э. Левиева Участники, разумеется. Да и мы тоже задавали. Гурнов там изголялся. Он все время сравнивал…

Е. Афанасьева Александр Гурнов – член жюри.

Э. Левиева Саша Гурнов сравнивал, он там увидел какой-то плакат со Смоктуновским, он говорит: а интересно, это в это время… Я говорю: даже не смотри, это было в это время точно, Говорухин очень точен. – Нет, я посмотрю. И смотрел. И в общем… И нам было интересно, потому что выходили молодые ребята участники и говорили: нет, так в редакции быть не может. Нет, не может так быть.

Е. Афанасьева Не узнавали.

Э. Левиева Не узнавали.

Е. Афанасьева Я напомню еще раз наш смс-номер +7-985-970-45-45. Если вы хотите рассказать о том, какое региональное городское, республиканское, может быть, областное телевидение у вас – пожалуйста, пишите нам: +7-985-970-45-45.

Сергей из Москвы пока отреагировал на реплику Александра Акопова, что «дешевеет»: «Где все дешевеет?» По поводу техники, вероятно, это он.

А. Акопов Профессиональная камера такого качества, которую можно сегодня купить в магазине – 500 долларов, а 15 лет назад стоила, ну, например, 20 тысяч долларов – ну, так, по-простому.

Е. Афанасьева В принципе, уже легче делать…

Э. Левиева Монтажную делать легче, там, от 15-ти до…

Е. Афанасьева Сейчас на компьютерах монтируют вполне эфирного качества…

Леонид, я все-таки вернусь к вопросу о работах участников. Может быть, вы расскажете, что особенно запомнилось, и так сформулируем: какие жанры сейчас наиболее активно развиваются в региональном телевидении?

Л. Млечин Знаете, а теперь начинается главное. Смешанное ощущение, потому что верно, все достигли определенного и очень неплохого уровня.

Е. Афанасьева То есть, провалов таких, как были…

Л. Млечин Нет. Все очень неплохо. Но вот такого, чтобы взяло за сердце, вот чтобы произвело сильное впечатление, что хотелось бы досмотреть не потому, что ты должен, а потому что тебе хочется – вот этого очень мало. Знаете, какая странная штука – ведь у нас профессия – это же профессия амбициозных людей, которые хотят быть первыми и лучшими. А это почти не ощущается. Это очень странно для меня, человека, выросшего в этой среде.

Е. Афанасьева А вы это оцениваете, Леонид, как это: в нашу профессию уже не рвутся теперь такие молодые горячие амбициозные регионалы, как это было раньше, когда они активно рвались?..

Л. Млечин Тогда были открытия, когда смотришь, всегда были открытия.

Е. Афанасьева А сейчас не рвутся?

Э. Левиева Рвутся.

Е. Афанасьева Рвутся – Этери считает.

А. Акопов Ну, рвутся-то, рвутся, но, знаете, это бывает и в спорте тоже, вот очень техничная команда, а не захватывает.

Э. Левиева Не берет.

А. Акопов В телевидении, может быть, это обратная сторона того, что мы все время кого-то учим, но, конечно, очень много стандартных ходов таких типичных.

Е. Афанасьева Научили как правильно, все правильно и делают.

Э. Левиева А живость теряется.

А. Акопов … как выдать, что сказать, как встать и так далее. Леонид Парфенов чувствуется во многих…

Е. Афанасьева До сих пор. Хотя сколько лет нет Лени в большом эфире.

Э. Левиева Но это не самое плохое, есть хуже.

Е. Афанасьева Те, кто чувствуется похуже, да?

А. Акопов Но мы же говорим об адекватности своей аудитории. Так что, то, о чем говорит Леонид, это действительно имеет место. То есть, очень многие вещи делаются, что называется, на классе, и в результате ощущение, что они так с холодным сердцем…

Е. Афанасьева Просто работа без какого-то…

Э. Левиева Но это, кстати, касается не только регионального телевидения. Это касается…

А. Акопов … регионального телевидения – однозначно.

Э. Левиева Еще там одна была очень забавная история. Во время финальной церемонии замечательной, прекрасной, когда на сцену выходили члены жюри и награждали наших замечательных ребят, там была такая история: вели эту церемонию Андрей Малахов и Татьяна Арно, это было приятно. И Малахов начал свою речь с того, что он сказал, что, вот, Нижний Новгород (где проходила, собственно говоря, эта церемония) – это родина Натальи Водяновой, там, и что-то такое еще. После этого на сцену вышел Станислав Сергеевич Говорухин, а поскольку зал был однозначно как бы общий, они понимали, о чем идет речь, и они говорили с Говорухиным на одном языке, ему это было страшно приятно, он вышел и сказал Нижний Новгород – родина Водяновой, а я думал, что это родина Максима Горького. Ну, и зал рухнул, он смеялся очень долго, потому что понятно, о чем шла речь.

Е. Афанасьева Мы сейчас прервемся на выпуск новостей на «Эхо Москвы» и продолжим разговор о региональном телевидении России. Вы можете писать свои смс: +7-985-970-45-45. Мы с удовольствием их будем читать и отвечать на ваши вопросы.

НОВОСТИ

Е. Афанасьева Мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева. В гостях сегодня организаторы и члены жюри конкурса ТЭФИ-Регион 2015. Это Фонд Академии российского телевидения. Его здесь представляют Этери Левиева, генеральный директор Фонда; Александр Акопов, президент Академии российского телевидения и Леонид Млечин, член жюри конкурса этого года и лауреат ТЭФИ – он сейчас выяснял, из какого металла этот Орфей – бронзового Орфея работы Эрнста Неизвестного.

А. Акопов Победители регионального конкурса получают точно такие.

Е. Афанасьева Точно такие же, да, как и федерального. Мы еще раз предлагаем вам писать свои реплики, комментарии, замечания о том, какое региональное телевидение у вас, что вы смотрите, какие региональные компании и программы вам интересны: +7-985-970-45-45.

Вот пишут из республики Бурятия: «Участник (неразб.), огромное спасибо за ваш труд, для нас это важно. После фестиваля мы движемся вперед благодаря вам».

Много очень таких, я бы сказала, с большим знаком вопроса смсок. Вот Виталий Авилов пишет: «В 90-х годах зародилось свободное кабельное телевидение. Что от него сейчас осталось? Возможно ли независимое от властей телевидение в провинции? Где берет деньги региональное телевидение?»

Таня вот вообще уверена, что: «Все регионалы под пятой местных князьков прогибаются». Где берет деньги региональное телевидение, и возможно ли независимое? Александр?

А. Акопов Есть два источника. Первый источник, все равно — это коммерческая реклама. Понятно, что в большинстве регионов страны это работает. Конечно, есть регионы, есть городские небольшие совсем станции, где рекламных денег, конечно же, недостаточно для функционирования.

Е. Афанасьева Рекламы в регионах гораздо меньше, да.

А. Акопов Есть просто разные по размеру регионы. Есть Московская область и есть, например, Чукотка. Это ясно, что по возможностям это финансово совершенно разные по возможностям регионы, поэтому в этих случаях есть либо частные спонсоры, либо из региональных бюджетов, либо из федеральных бюджетов. Такие станции поддерживают, то есть, регионов, в которых не существует хотя бы двух-трех так или иначе конкурирующих станций, таких регионов у нас в стране, конечно, несколько тысяч местных телеканалов.

Что касается – в конце концов речь идет о качестве, ну, я употребил слово «конкуренция». Мне кажется, что, в общем, эта штука в крови у нашего брата, даже несмотря на всякие привычки, то, что уже как бы технически, как вот мы говорили, делается, может быть, достаточно стандартно, но тем не менее, конкуренция на региональном уровне существует, и она очень похожа на конкуренцию, которая существует между федеральными каналами. Вот мы говорили, есть обязательно в регионе канал ВГТРК, но есть обязательно канал, который так или иначе принадлежит еще кому-то. Поэтому эта борьба существует, информационное пространство совершенно не одинаково в регионах, и мне кажется, это вот тот источник, из которого наши коллеги черпают свою…

Э. Левиева Существует огромная проблема на самом деле с региональными телекомпаниями, с региональным телевидением, мы все это знаем. Вследствие того, что я не хочу забивать слушателям голову нашими специальными вопросами, но тем не менее, в связи с введением мультиплексов первого и второго, региональные каналы выскакивают оттуда, и соответственно идут по совету нашего, так сказать, руководства Минсвязи, идти в различные среды, как-то, в кабельное, интернет-площадки, спутниковое и так далее.

И проблема эта до сих пор не решена, она решается на уровне Национальной ассоциации телевещателей, академия принимает в этом участие. У нас было очень много по этому поводу дискуссий. И у нас в Астрахани как раз был замминистра связи Алексей Волин, который по этому вопросу говорил.

То есть, проблема существует именно в том, что появились некоторые законы, которые что-то ограничивали для и в том числе регионального телевидения. Потом они были изменены вследствие огромной большой широкой дискуссии, которая состоялась, и она еще не закончена. Поэтому проблема есть.

Е. Афанасьева То есть, есть риск, что зрители теряют свои региональные каналы в свободном доступе, так как…

Э. Левиева … выживают сильнейшие, как я понимаю.

Е. Афанасьева Вам тут пишут, Леонид: «Леонид Млечин – лучший, плюс его замечательные книги», — пишет Елена. Пишут товарищу Млечину: «Уважаемый Леонид Михайлович, возвращайтесь в «Особое мнение», без вас по понедельникам стало невыносимо скучно» — Александр из Ярославля ваш постоянный слушатель.

Л. Млечин Спасибо.

Е. Афанасьева «Слава богу, Млечин на «Эхе», «Млечину дайте слово». Видите, как соскучились по вас, несмотря на то, что на этой неделе вы уже второй раз, по-моему, на «Эхе» в разных программах.

А. Акопов Вот скромный Леонид Млечин. Когда его программа, он там говорить не стесняется. А в компании…

Е. Афанасьева Мы не даем прямо слова сказать. Много спрашивают, например, вот есть от Вадима из Свердловской области: «Участвовало ли Телевизионное агентство Урала?» Вот его интересует этот вопрос.

Э. Левиева Нет, у нас были уральские телекомпании, те, кто находится в этом регионе, но вот этой конкретной не было.

Е. Афанасьева Есть вопрос от Василия из Саратова. Его интересует, что уважаемые гости сказали в защиту закрытия принудительное компании ТВ-2 из Томска. Вот в Саратове интересует судьба ТВ-2.

Э. Левиева Мы уже очень много говорили на эту тему, и говорили до, и после, так сказать, и во время. И самое главное в ситуации, которая была, это то, что программы этого телеканала в принципе вышли в финал, две. Другое дело, что когда уже финальные программы жюри смотрело, оно уже выбирало как бы не по принципу, кого закрыли, кого открыли, там, а по принципу, что Саша сказал, ну, там, качества, интересного, того, что им показалось в этот момент интересным и лучшим.

Е. Афанасьева То есть, ТВ-2 не получили в этом году?

Э. Левиева Они вышли в финал, они получили дипломы как финалисты, но они не получили статуэток. Но надо сказать, что у этого замечательного канала статуэток-то побольше, чем у тех, кто впервые их получил.

Е. Афанасьева Я все-таки хочу вернуться к вопросу о жанрах. Вот в разное время, вероятно, бывают всплески. Это очень большое внимание, и много приходит вам работ на конкурс в информационных жанрах, где-то больше, может быть, в публицистических, где-то в развлекательных. Сейчас какой тренд? Каких работ больше прислано? Куда идут силы регионального телевидения?

Э. Левиева Репортер и документальное кино.

Л. Млечин Документального кино было очень много в этот раз, да.

Е. Афанасьева Да, Леня, вы всегда внимательно смотрите документальное кино. Какое сейчас документальное кино региональное, о чем?

Л. Млечин Такое ощущение, что у нас полстраны поет и пляшет на самом деле, потому что огромное количество развлекательных программ, просто вот невозможно совершенно. Второе – все программы выстроены, как правило, по единому шаблону, хотя эти люди от Калининграда до Владивостока никогда не встречались, но ты включаешь – вот человек открывает рот, и ты уже точно знаешь, что он сейчас скажет. Ну, фамилии только надо вставлять.

Е. Афанасьева … создатели развлекательных программ?...

Л. Млечин Не очень. Не шибко развлекают. А знаете, информационные программы – то же самое. Они по жесткому шаблону.

Е. Афанасьева Понятно.

Л. Млечин Ты всегда знаешь: губернатор поутру посетил судоверфь, мэр осмотрел ремонт улицы, потом происшествия в городе. Даже ленятся поехать посмотреть что произошло, а идут в Главное управление внутренних дел, где дама в погонах им рассказывает, что там произошло. Даже ленятся съездить. И потом – премьера в областном театре. Ленятся.

Е. Афанасьева .. кивает головой..

Л. Млечин Это правда. Это профессиональная лень. Я говорю, что отсутствие амбиций – я не шучу. Я думаю, что, конечно, спроса нету, потому что…

Е. Афанасьева Спроса на что?

Л. Млечин Если губернатор финансирует телевидение, то его не шибко интересует что-то остро интересное. А второе – на самом деле действительно видимо сократилось число амбициозных людей, которые идут в эту профессию. Видимо, есть другие сферы жизни, где амбициозный талантливый человек может о себе заявить. Это правда. Сорок лет назад было по-другому, тридцать лет назад было по-другому и, может быть, двадцать лет назад было по-другому. А сейчас это так. Это правда заметно. Желающих – вот я сейчас на себе рубашку разорву, но сделаю так, что на меня все будут смотреть – а есть жанр, где это возможно. Что репортаж ничего кроме камеры не требует, сходи да сними.

Е. Афанасьева Огромное количество репортеров было на старте конкурса, которых мы помним до сих пор, и они активно работали и в регионах.

Л. Млечин Такое, что: ух ты, вот это да! Вот таких слов я не произносил. Отсмотрел много, а таких слов не было.

Э. Левиева А на федеральных каналах…

Л. Млечин Я только член жюри регионального.

Э. Левиева Вы также член жюри национального конкурса.

Л. Млечин Это не было представлено…

Е. Афанасьева А раньше, особенно это было видно в 90-е, региональное телевидение ярко и бурно развивалось там, где, например, губернатор держал одну телекомпанию, а мэр в контрах был с губернатором и держал другую. Вот там был драйв, у них была конкуренция. Если власть была едина в регионе, то как-то и телевидение было послабее, потому что незачем был конкурировать. Сейчас ситуация какая, Александр?

А. Акопов Я здесь согласен с Леонидом в том смысле, что хотите – не хотите, это называется словом стабильность.

Е. Афанасьева Хорошо это или плохо, да?

А. Акопов Открываются судоверфи, и это самое большое событие, слава богу. Надо перекреститься и сказать: ну, слава богу – стабильность. Другое дело, что ту же самую судоверфь или премьеру в местном театре можно сделать талантливо, интересно, живо – вот то, о чем Леонид говорит – а можно сделать так, просто спустя рукава, и в итоге – ну, сообщили и слава богу. Информация попала в мозг зрителя, и на этом все закончилось.

Так что, дело тут не в том, существует конкуренция или не конкуренция между какими-то ветвями власти, внутри власти, это, знаете, хороший скандальчик – это всегда вброс с одной стороны, вброс с другой стороны. Тут журналистских собственно заслуг, я извиняюсь, не так уж и много.

В 90е, когда еще никто ничего не понимал, что происходит – ну, да, можно было бегать, рыть чего-то такое. Сейчас уже все материалы готовы, только кнопку нажми – тебе принесут на одного, на другого, на третьего. И дальше остается только разжечь. То, что не разжигают, мне кажется, это как раз правильнее, чем когда разжигают. Я лично не сторонник того, когда телевизионные каналы зовут людей куда-то там на площадь собраться и так далее. Я считаю, что это общественно опасно.

Так что, есть, безусловно, вопросы, но мы писали в школе такое сочинение: в жизни всегда есть место подвигу. Вот у журналистов это, мне кажется, тоже должно быть слоганом. То есть, если ты любишь профессию, если ты любишь нарыть что-то такое действительно полезное для общества, глубокое, важное, или обеспечить какой-то интересный взгляд на проблему, возможности для этого всегда существуют. Я все время говорю, что даже в Советском Союзе, мягко говоря, талантливые журналисты отличались от неталантливых – их было видно, их любили, и люди умудрялись сделать материалы даже в той системе запретов, которая существовала.

А что касается развлекательного, как ни странно, ну, кажется, что региональное телевидение должно в первую очередь заниматься информацией, но это не совсем так. Культура регионов, она тоже отличается. Где-то у нас есть национальности, где-то есть казаки, народности, местные какие-то напевы, и так далее. То есть, даже музыка, литература и так далее, в регионах различаются. Даже детские программы, как мы видели, они тоже в каждом регионе разные – где-то ходят на лыжах, а где-то наоборот в море что-то такое ловят. Страна-то огромная, поэтому…

Э. Левиева Леонид, я так понимаю, говорил о шоу-бизнесе.

А. Акопов Понимаю, да, но что делать, в нем тоже существуют определенные нормативчики. И, собственно, вырваться из этого нормативчика и означает оказаться чем-то или кем-то серьезным на поляне шоу-бизнеса.

Но я говорю о том, что неправильно представлять, что региональное телевидение – это чисто вещь информационная, это документалистика, публицистика, это еще и достаточно широкий круг и познавательных программ, и развлекательных, и детских. В общем, это практически все телевидение, вся панорама.

Е. Афанасьева Это Александр Акопов, президент Академии российского телевидения. Напоминаю, говорим мы о региональном телевидении России, Этери Левиева, генеральный директор Фонда Академии российского телевидения, Леонид Млечин, член жюри этого года конкурса ТЭФИ-Регион. Вот Владимир с подписью очень смешной «оленевод из Австралии», но из Санкт-Петербурга, пишет: «Вы не поверите, но в Санкт-Петербурге и области нет регионального телевидения, достойного ТЭФИ. Спасибо». Вот такое мнение нашего слушателя. Были питерские работы?

Э. Левиева Нет, я не согласна, там получил канал ГАТР. У меня здесь есть, я даже загляну в список и посмотрю. Я вот точно не помню, как называлась работа. Но очень активно Санкт-Петербург участвовал, и там были, в общем, ряд неплохих очень программ. Поэтому оленевод из Австралии, может быть, не очень в курсе.

А. Акопов Другое важное, что нужно отметить, я скажу так, это моя личная позиция, которую не все разделяют. Все-таки у нас есть некое такое снисходительное отношение к региональному творчеству.

Е. Афанасьева У нас – это у кого? У федералов?..

А. Акопов В нашем сообществе. И какие-то вещи, которые там на федеральном канале никто бы не простил, те же банальности и так далее, здесь – ну, ничего, ребята, там… Я лично сторонник того, чтобы судить все по максимально строгой планке. И если там есть номинация, в которой некому вручать приз, лучше сказать честно: дорогие друзья, вот это банальность, вот это мы тысячу раз видели; здесь вы не побежали там, где надо было побежать; здесь вы не сопоставили те вещи, которые надо было сопоставить; здесь вы не нашли героя. И так далее – то есть, относиться к этому максимально строго.

Е. Афанасьева Но я, например, могу сказать, что когда я по работе бываю иногда на форумах, где представляют свои проекты новые телеканалы разных стран Европы, то очень многие федеральные каналы европейских стран выглядят иногда хуже, чем наше региональное телевидение.

Э. Левиева Безусловно.

А. Акопов Это правда.

Е. Афанасьева Потому что это и менее качественно, и менее интересно. Ну, может быть, они просто точно попадают в свою аудиторию.

Вот есть смс из Бишкека от Толкунбека: «Дорогой Леонид, вместе со мной ваши уроки профессионального мастерства благодарно вспоминают ваши питомцы по всему Кыргызстану. Успехов вам, здоровья. С глубоким уважением».

Л. Млечин Спасибо большое! Я был действительно в Кыргызстане.

Е. Афанасьева Я знаю, что у вас у Академии телевидения есть еще и ТЭФИ-Содружество, которое вы проводите с коллегами из стран СНГ, это такой же конкурс.

А. Акопов Это фестиваль.

Е. Афанасьева То есть, там просто делятся своими работами.

А. Акопов Там другая формула. Вот здесь действительно разница достаточно серьезная.

Э. Левиева Гуманитарный такой проект.

А. Акопов Да, в разных странах содружества. Здесь для нас важно, чтобы, во-первых, было общение между странами, чтобы это общение происходило на русском языке, и чтобы оно происходило под эгидой российской Академии телевидения. Это все происходит. Приезжают гости даже из стран, которые дружественными на сегодняшний день не назовешь.

Е. Афанасьева Но сообщество журналистское общается.

А. Акопов Сообщество существует, люди испытывают потребность в том, чтобы друг с другом общаться, поэтому ТЭФИ-Содружество – это наша важнейшая составная часть.

Э. Левиева И мы были сейчас в Душанбе в сентябре и провели там очень такое интенсивно эффективно прекрасное время. И, кстати сказать, если сравнивать то, что ты сказал, если сравнивать уровень работ, то, конечно, наш региональный потенциал значительно выше даже республиканского. Не везде, но в значительной степени. Я хотела сказать – Петербург нашла – еженедельная информационно-аналитическая программа «Пульс города», ГАТР Санкт-Петербург. И «Петербургские заступники», это просветительская программа ВГТРК Санкт-Петербурга.

Е. Афанасьева Тогда, может быть, вы немножко скажете о том, какие регионы вот в этом году были наиболее яркие, или какие компании больше работ получили.

Л. Млечин Разнообразно очень было.

А. Акопов По списку, да. У нас тут не было таких явных лидеров, хотя были компании, которые получили по два приза.

Э. Левиева Это как раз Усолье-Сибирское.

А. Акопов Да. Совершенно верно.

Е. Афанасьева Прекрасно.

Э. Левиева Очень много Казань активно участвовала. Активно участвовала Чувашия и…

А. Акопов Я могу сказать, что каждый год лидеры…

Э. Левиева Башкортостан, извините.

А. Акопов Конечно же, Казань, понятно, что…

Е. Афанасьева То есть это, извините, Александр, это не прошлые старые, когда обязательно существовали Екатеринбург, Красноярск, Томск, а все остальные на их фоне выглядели блекло. Ситуация сейчас не такая?

Э. Левиева Екатеринбург тоже есть и Красноярск.

А. Акопов … и, конечно, всегда претендует на что-то, но на сегодняшний день география гораздо шире.

Е. Афанасьева Вот у Насонова Кирилла вопрос: «А есть ли в Москве региональное телевидение?» Но коллеги уже сказали, что как раз участвуют.

А. Акопов Да. Вот ТВЦ – все-таки московский, но федеральный канал на самом деле.

Е. Афанасьева Да. Он участвует в федеральном ТЭФИ.

А. Акопов Да, но Москва-24 – это уже региональный канал.

Э. Левиева Так даже существует телеканал Химки, например, телеканал Сергиев Посад. Они, допустим, не участвуют в конкурсе, но они существуют.

Е. Афанасьева Я хотела бы вас попросить рассказать еще быстренько, может быть, кратко, информацию – вы начали проводить студенческий ТЭФИ, и это следующий проект в этом году ваш, как я понимаю. Так он в прошлом году проходил первый раз, возможно, не все студенты медийных специальностей о нем знают и захотели бы поучаствовать. Может быть, Этери, вы два слова скажете, что это за конкурс?

Э. Левиева Это наше любимое детище, потому что…

Е. Афанасьева Уже теперь самое любимое?

Э. Левиева Самое любимое, потому что оно самое молодое, только начинает, так сказать, всю эту деятельность. И удивительные ребята попадаются студенты.

Е. Афанасьева То есть, это такой же ТЭФИ, только для студентов?

Э. Левиева Это такой же ТЭФИ, только для студентов. Причем, там нету различий на региональные, не региональные – любые.

Е. Афанасьева Московские вузы, или региональные.

Э. Левиева Какие угодно, да. И то же самое, десант московский выезжает, руководство области Ростовской и города Ростова-на-Дону настаивает, чтобы…

Е. Афанасьева А почему ростовский, тогда объясните.

А. Акопов Так исторически сложилось.

Е. Афанасьева То есть, они вас пригласили проводить в Ростове?

Э. Левиева Они все время нас просят, и они это хорошо проводят, там раки, в конце концов.

(смех)

А. Акопов … сильный университет.

Э. Левиева … база, да, университетская прекрасная, и там есть медиа-площадка, и поэтому мы туда и ездим, надеемся, в марте. Но мы испытываем, естественно, финансовые очень большие трудности, поэтому мы призываем, кто может, помочь нам и в организации конкретно этого конкурса, и к нашим учредителям я еще раз хочу обратиться, чтобы они не забывали нашу академию.

И я хотела бы сказать вот так в заключение своей, во всяком случае, что, вы знаете, академия переживала разные периоды жизни, каждый раз предрекали ей смерть — то она завтра уходит, послезавтра она умирает, вот, тем не менее, она жива, здорова, и надеюсь, еще долгое время будет так же. И прошло уже почти 20 лет, и там были разные периоды.

Первый президент нашей академии Владимир Владимирович Познер внес такие романтические нотки в развитие академии, были надежды очень большие, какие-то сбылись, какие-то, может быть, не сбылись, но это было такое романтическое время.

Потом пришел президент Михаил Ефимович Швыдкой, и это было очень все красиво, культурологические такие гуманитарные проекты, мы выехали в страны СНГ, мы там встречались, проводили круглые столы и так далее.

Сейчас другое время, и на смену Михаилу Ефимовичу пришел Александр Акопов, который очень твердо стоит на ногах, он точно знает, что надо делать, знает, как надо делать телевидение и развлекательное, и информационное. И это уже время таких, очень четких понятных и, наверное, полезных для индустрии задач, которые должны быть возможно выполнены, но это такая, может быть, переходная, что ли, часть вообще в общем развитии нашего телевидения.

И вполне возможно, что мы через какое-то время увидим какие-то новые события, которые, может быть, что-то изменят. По крайней мере то, что академия жива, говорит о том, что в этом году туда поступили заявления и учредители, и все члены академии приняли туда новых 13 академиков, уже теперь ставших – среди них, например, Игорь Угольников, Валдис Пельш, Флярковский Слава. Ну, как бы люди, достаточно известные и заслуженные, но вот так случилось.

Е. Афанасьева Тогда надо сказать в завершение программы, что уже, как подчеркнул Александр, 14 лет, да, существует ТЭФИ-Регион…

Э. Левиева В следующем году он будет юбилейный.

Е. Афанасьева Вот. И мы все надеемся, что юбилей будет, и будут конкурсы, и будут новые работы, новые участники. Уже не одно поколение сменилось в региональной журналистике, а как-то быстрее меняются поколения. Видно, молодые, те самые амбициозные, о которых Леонид говорил, приходят, если себя там не находят, они быстро уходят дальше. Но от всей души желаем регионалам всяческих побед дальше и участвовать в этих конкурсах. И студенты присылают работы, надеюсь, у вас найдутся спонсоры этих мероприятий.

А. Акопов Найдутся.

Е. Афанасьева Найдутся, — сказал Александр Завенович.

А. Акопов Самое главное, что у всех есть вызовы новые, безусловно, в региональной журналистике, в региональном телевидении, вызов со стороны интернет, вызов, прежде всего, технологический. Там уже многие работают, и работают не менее успешно, чем работали раньше на классических телевизионных каналах. Мы все говорим о том, что там в регионе можно, например, делать сайт мирового уровня, как в Казани делается AdMe, который на английском языке сделан прекрасно, работает и так далее. Таких примеров очень много. Поэтому глобализация – в данном случае это не просто слова. Да, сегодня, сидя на Чукотке, можно делать информационное нечто мирового класса. Поэтому, если вы этого не делаете – ну, хорошо, не делайте, но вас можно назвать ленивыми.

Е. Афанасьева На этой оптимистической ноте мы закончим программу. Спасибо – Леонид Млечин, Этери Левиева и Александр Акопов, говорили о региональном телевидении России, о конкурсе ТЭФИ-Регион. Елена Афанасьева, прощаюсь с вами до следующего воскресенья.

А. Акопов Спасибо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире