'Вопросы к интервью
20 сентября 2012
Z Три точки-три тире-три точки Все выпуски

80 лет Гражданской обороне: зачем она нужна сегодня — часть II


Время выхода в эфир: 20 сентября 2012, 16:35

И. ВОРОБЬЕВА — 16.35 в столице. Всем еще раз здравствуйте. Наша традиционная рубрика «Три точки, три тире, три точки». Совместный проект с МЧС России. И сегодня опять говорим о гражданской обороне. Зачем она нужна сегодня. И у нас в гостях Сергей Кададов — зам. директора департамента гражданской защиты МЧС России. Здравствуйте.

С. КАДАДОВ — Здравствуйте.

И. ВОРОБЬЕВА — В прошлый раз мы с вами не коснулись большой темы, она действительно большая. Наверное, заслуживает отдельной программы. Это система оповещения при чрезвычайных ситуациях. Вообще как это выстраивается. Как правильно сделать систему оповещения, что нужно учитывать при этом в отдельных регионах или есть какая-то единая штука.

С. КАДАДОВ — Говоря о системе оповещения населения, об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций в РФ, необходимо сказать, что это одна из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она строится у нас следующим организационно-техническим порядком. Для реализации своих полномочий у нас в соответствии с федеральным законодательством на все федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации возложены обязанности по оперативному и своевременному информированию и оповещению населения об угрозе возникающей чрезвычайной ситуации. Или об возникших чрезвычайных ситуациях. А также способах и мерах защиты и поведения населения в этих чрезвычайных ситуациях. На сегодняшний день все вопросы, которые связаны с нормированием этих функций, соответствующих должностных лиц, они в полном объеме у нас сегодня нормированы. Для выполнения этих полномочий у нас в РФ существует федеральная система оповещения населения. Которая включает в себя 8 межрегиональных систем оповещения, которые строятся в рамках границы федеральных округов, которые в свою очередь включают 83 автоматизированных системы оповещения в рамках границ субъектов РФ. На сегодняшний день, к сожалению, из 83 региональных систем оповещения у нас только 48 полностью готовы к оповещению населения. И 35 находятся в ограниченном состоянии. С чем это связано. Во-первых…

И. ВОРОБЬЕВА — Сергей, стойте. Давайте не так. Полностью готовые это что? Как это выглядит. Например, нас слушают сейчас в разных городах. Вот как человек должен понять, что в его городе действительно есть система оповещения? Там проверяют сирену…

С. КАДАДОВ — У нас есть регламент, даже не у нас, а в соответствующих органах исполнительной власти, где на соответствующем уровне с определенным регламентом осуществляются проверки технического состояния, технических средств, которые включены в систему автоматизированного оповещения населения. Эти проверки проводятся регулярно, на федеральном уровне проходят они не реже, чем один раз в год и с убыванием… чаще и чаще проводятся. Говоря о готовности, я имею в виду, что сами системы оповещения создавались еще, наверное, в 60-50 годах и поэтому на сегодняшний день ресурс этих средств технических уже выработал себя. И требует обновления и модернизации. Те субъекты, о которых я говорю, 45, они поддерживают их в постоянной готовности, выделяют необходимые финансовые средства в рамках региональных своих бюджетов. А в этих 35, которые ограниченные есть определенная доля технических средств, которые нуждаются в обновлении, замене или модернизации. И там соответственно или выделяются средства в очень ограниченном количестве или не выделяются вообще.

И. ВОРОБЬЕВА — Давайте так. Сейчас наш слушатель прислал sms, на основе которой мне хочется задать вопрос. Айрат пишет, что толка от этого нет, потому что в случае ЧС все равно происходит хаос. Происходит он, в том числе из-за того, что люди, которые слышат сирену или понимают, что произошла ЧС, просто не знают, как им действовать. Давайте запустим голосование. Мы уже проводили такое голосование, но не в рамках этой программы. Уважаемые радиослушатели, если вы услышали какой-то сигнал сирены, сигнал тревоги, вы знаете, что надо делать или нет. Давайте по-честному. Вот система оповещения есть в вашем городе. Она сработала, вы знаете, как реагировать или нет?

ГОЛОСОВАНИЕ И. ВОРОБЬЕВА – Продолжаем.

С. КАДАДОВ — Говоря об эффективности использования системы оповещения, нужно сказать, что она невозможна без соответствующей подготовки должностных лиц, которые отвечают непосредственно, как за организацию оповещения, так и за принятие соответствующих мер по даче соответствующих указаний на оповещение населения, органов управления и сил, так и на принятие соответствующих мер по обеспечению защиты населения. То есть меры, которые принимаются по той или иной ситуации, связанной с различными факторами поражающими. Это может быть и эвакуация, отселение населения, размещение его другими способами защиты и так далее. Поэтому в рамках единой государственной системы подготовки у нас большое внимание и большое количество часов уделяется именно подготовке категорий, это руководители соответствующих уровней, которые непосредственно ответственны за принятие и использование…

И. ВОРОБЬЕВА — Это чиновники.

С. КАДАДОВ — Непосредственно это руководители и председатели комиссий по ЧС. Они организуют работу на своих территориях. Они готовят персонал, у нас основная нагрузка, связанная с оповещением, она ложится на муниципальный уровень. Именно оттуда начинается непосредственно уже оповещение. Единые диспетчерские службы, которые проходят специализированную подготовку, тесты сдачи на различные возможные угрозы, ЧС, по которым их уже допускают к несению дежурства именно на своих дежурных постах. Кроме того, у нас в принципе вся территория…

И. ВОРОБЬЕВА — Извините, давайте еще раз остановимся. Чиновники на местах, которые должны знать, что надо делать. Во-первых, каких учреждений это касается, всех государственных учреждений? Или это только местные власти.

С. КАДАДОВ — Я говорю об органах власти. У нас по законодательству именно в полномочия руководителя органов исполнительной власти возложены все вопросы, связанные с обеспечением защиты населения от ЧС. И именно на руководителей. Для этого создаются соответствующие органы внештатные.

И. ВОРОБЬЕВА — Их проверяют.

С. КАДАДОВ — Да, организуют эту работу, проверяют на готовность, в ходе тех же проверок, о которых вы говорите.

И. ВОРОБЬЕВА — А есть какая-то специфика, например, чиновники, условно говоря, местная власть города Москвы, например, и местная власть города, который находится в горной или как-то еще, то есть где природные условия не такие, как в Москве. Отличается подготовка этих людей и проверка их, частота проверки или у всех все одинаково?

С. КАДАДОВ — У нас, безусловно, есть отличия в способах защиты населения в зависимости от их географического расположения. Алгоритм действий должностных лиц по организации оповещения везде очень схож и одинаков. Все зависит от организационно-технического построения непосредственно на конкретной территории самой систему оповещения. Если говорить о географических особенностях, то у нас достаточно с недавнего времени развивается под руководством Росгидромета система раннего обнаружения опасных природных явлений. Например, Камчатка. Там с 2000 года создана и функционирует система предупреждения о возможных цунами. Она включает в себя перечень определенных технических устройств, сейсмических станций, информационных центров, которые позволяют на раннем этапе возникновения сейсмоактивности предупредить население о возможной угрозе и соответственно должностным лицам, которые эту информацию в первую очередь получают, принять необходимые меры, которые позволяют защитить население от возможных последствий. То есть вывести в безопасный район, и так далее. Просто информировать о текущем состоянии. Для своевременного информирования населения и оповещения используются не только системы, которые я сказал, но в том числе и широкий спектр всех технических специальных устройств, которые на сегодняшний день у нас есть в повседневной жизни. Это и обязательно СМИ, ресурсы радио, телевидения, интернет-порталы, печати, кроме того, активно сейчас используются каналы и средства мобильной связи, которые имеют уже возможность информирования населения, привязано к конкретному географическому расположению. То есть они рассылают информацию об угрозе и необходимых действиях непосредственно в каком-то районе, где создалась угроза. Кроме того, у нас создана и функционирует больше чем в 38 крупных городах общероссийская комплексная система информирования населения. Которая включает в себя более 30 информационных центров, через которые выводится информация для населения о том, как нужно действовать и вести себя в критической ситуации.

И. ВОРОБЬЕВА — Тогда давайте поставим нашу беседу на паузу. Потому что у нас есть результаты голосования. 93% говорят, что не знают, что надо делать и только 7% точно знают, что нужно делать, куда бежать. Наш слушатель Алексей пишет: сирена — легко, тревожный чемоданчик, документы, легкие ценности, все в зубы, вперед в эвакуационный пункт. Вячеслав пишет: гудеть гудит, а что делать, куда бежать совершенно непонятно. А вот в Сиднее Алексей пишет: проверка раз в месяц всех систем, стоит кучу денег на поддержание, тренинг людей. Ведь наверняка люди, которые живут в регионах, где возможные природные катаклизмы, наверное, знают, что надо делать.

С. КАДАДОВ — Конечно, они заинтересованы в этом в первую очередь. Знать и уметь. И их это беспокоит в первую очередь, поэтому я думаю, что если бы голосовали они, то наверное результат был бы немного другой. Там, где люди живут на территории, которые мало подвержены рискам, природным в первую очередь, они этим мало озабочены. И то, что вы говорите, слышали сирены, во-первых, говорит о готовности. Раз они ревут, значит действуют, в принципе действие сирены предназначено для того, чтобы ее услышать, после чего включается любой из источников средств массовой информации, в котором уже идет если посредством телевидения, то бегущая строка, по радио идет информация, и так далее. Где идет информация по мерам защиты населения в конкретном районе, регионе, что нужно делать, как защитить свою жизнь, здоровье.

И. ВОРОБЬЕВА — Давайте скажем нашим слушателям, что надо делать. Хотя бы какие-то первые шаги. Во-первых, есть же ситуация, когда проверяют сирены, это не значит, что надо бежать со всех ног. Как отличить, что это проверка системы…

С. КАДАДОВ — Любая проверка системы начинается с того, что идет информация для населения, для всех руководителей, что идет техническая проверка средств связи. Поэтому когда она проводится, люди об этом знают. Если это идет не тренировочное оповещение, то звук сирены означает просто — внимание всем. Человек, который услышал, должен включить или радиоприемник или телевизор, по которому он уже будет в кратчайшее время получать информацию о том, что происходит в районе, в каком районе и что ему нужно делать в этой ситуации.

И. ВОРОБЬЕВА — То есть всю информацию…

С. КАДАДОВ — Кроме того, эта информация выводится на терминальных комплексах, если взять территорию Москвы, она насыщена различными терминальными комплексами, где идет реклама в том числе, и просто какие-то информационные ролики. Которые переключаются и дают сведения, которые нужно знать.

И. ВОРОБЬЕВА — Давайте себе представим, что ЧС произошла, радиоточки в квартире нет, электричество отключилось, в том числе в половине города, терминалы не работают. Что делать в первую очередь? Выходить из квартиры, не выходить, бежать на улицу, не бежать.

С. КАДАДОВ — У нас работает мобильная связь.

И. ВОРОБЬЕВА — Не работает мобильная связь. Ничего не работает, все сломалось. Что делать? В подвал бежать, спасаться как-то. То есть серьезно, какой-то есть выход. Потому что все насмотрелись фильмов американских, когда все отключается и все в панике бегают.

С. КАДАДОВ — Страшный фильм. В том случае, если вероятность хоть мала, но, тем не менее, просто теоретически представить, что энергоснабжение города отключено и нет возможности включить ни один из приемников, во-первых, те же сирены пресловутые имеют источник резервного питания, который позволяет им в автономном режиме запускаться и кроме того, не только звуковую информацию передать, но еще речевую в течение от 3 до 5 минут. Все равно можно транслировать через них, кроме того, то, что я говорил мобильные терминальные комплексы, которые позволяют с автономным источником питания, передавать информацию. Кроме того, у нас многие специальные службы, это и в МВД, и в МЧС есть, и многие другие, которые имеют специализированные подвижные мобильные автомобили, у которых установлен громкоговорящий речевой, выводящий информацию громкоговоритель, посредством которых также в зоне, где не охватывается население по средствам обычным связи, могут использоваться такие способы информирования населения о том, что нужно делать и как защитить себя и своих близких.

И. ВОРОБЬЕВА — Посоветуйте людям ходить на какое-нибудь обучение, пройти какой-нибудь курс. Потому что у нас было в школе ОБЖ, но я ничего не помню. Наверное, стоило бы…

С. КАДАДОВ — Я бы посоветовал бы не куда-то сходить, а у нас в принципе это уже все организовано, и в рамках ОБЖ, то, что в школах и для занятого в производстве населения это на предприятиях всех организовано. Просто уделять этому больше внимания, интересоваться этим и тогда и люди при голосовании будут знать, что делать, и просто самому в первую очередь обеспокоиться своей безопасностью и своих близких. У нас, кроме того, сейчас активно ведется работа по созданию при администрациях муниципальных образований учебно-консультационных пунктов, на которых население, которое не занято в производственной сфере, могут также приходить, получать необходимую информацию, и уже быть подкованными, знать, что нужно делать.

И. ВОРОБЬЕВА — Сергей, скажите, по опыту может быть вашей работы, люди вообще, если смотреть на население, скорее заинтересованы в том, чтобы знать, как спасаться или скорее заинтересовано в том, что если что, чтобы их спасли? Чтобы они сидели и их спасали.

С. КАДАДОВ — Я думаю, что здесь такой статистики никто не ведет, а вот как вы сказали, что те люди, которые живут в зонах потенциально опасного риска, они заинтересованы, они знают, и они этим владеют. Те, кто живет в зоне пониженного риска, они, конечно, менее к этому настроены и поэтому они уже стараются получать информацию непосредственно при возникновении угрозы или по факту ее. Через СМИ, различным каналам связи.

И. ВОРОБЬЕВА – Я тоже советую пройти курсы, я проходила курсы при Московской службе спасения. Неважно, какая разница. В любом случае вы должны знать, что нужно делать. И это голосование 93 на 7 это конечно чудовищно, учитывая, сколько разных катаклизмов происходит в нашей стране, понятно, что все-таки велик шанс того, что когда-нибудь вы окажетесь в ситуации, когда нужно будет спасать себя или близких, и нужно знать, что нужно делать. Поэтому, я знаю, что например, в Москве, если мы говорим про сирены, более 1200 сирен. И периодически они включаются и так или иначе их все слышат. Радиоточки это не только в домах которые есть, но и на каждом объекте, который сдается в эксплуатацию. В городе должна быть радиоточка. Громкоговорители в городе есть, уличные, на магистралях, рядом с торговыми центрами, в спальных районах.

С. КАДАДОВ — На машинах.

И. ВОРОБЬЕВА — То есть это каким-то образом все сделано. Те самые экраны, на которых сейчас идут картинки, как не допустить пожара, звонить туда-то, тоже экраны, которые смогут транслировать информацию о том, что надо делать. Операторы сотовой связи, СМИ, так или иначе, в случае ЧС включаются и тоже помогают. И разные другие меры, то есть я так понимаю, это и сотрудники и не только МЧС, но и полиции, и военные и все, кто может, так или иначе, подключаются в случае чего. Спасибо большое. Поэтому гражданская оборона это знаете, дело каждого, кто живет в любом городе и не в городе. Спасибо большое. Сергей Кададов — зам. директора департамента гражданской защиты МЧС России. Поговорили о гражданской обороне, зачем она нужна сегодня. И о системах оповещения в РФ.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире