'Вопросы к интервью
Т. ДЗЯДКО – 16.35 в Москве. Завершающая получасовка Дневного Разворота. Это совместный проект с МЧС России «Три точки, три тире, три точки». И сегодня будем говорить о безопасности на воде, и у нас в студии Николай Крючек — заместитель начальника Управления Госинспекции по маломерным судам МЧС России. Добрый день.

Н. КРЮЧЕК — Добрый день.

Т. ДЗЯДКО – Расскажите, подходит к концу лето, к сожалению, и как всегда стремительно. Какие-то вы подводите итоги летних месяцев о ситуации с безопасностью на воде?

Н. КРЮЧЕК – Конечно, мы подводим итоги к концу лета. Они у нас в принципе всегда есть. И вот на данный момент, на сегодняшний день в целом по РФ с начала года было зарегистрировано 3 тысячи 821 происшествие. Много это или мало, в прошлом году на этот период было 4 тысячи 880. На тысячу меньше.

О. ЖУРАВЛЕВА — Я прошу прощения, речь идет об инцидентах, связанных именно с маломерными судами?

Н. КРЮЧЕК — Нет, это именно на воде. То есть в результате чего люди гибнут. Погибло с начала года 3348 человек. Это много или мало. Это на 982 человека меньше, чем в прошлом году. То есть благодаря усилиям МЧС России, усилиям других федеральных органов. Органов МВД, которые вместе с нами работают, благодаря органам местного самоуправления. Субъектов РФ. В этом году на 22 с лишним процента снизилась гибель людей на водных объектах. Если брать маломерные суда, сейчас в РФ на учете состоит более полутора миллионов. Из них около миллиона 100 моторные. Всего в этом году произошло 15 аварий. Что на 3 аварии меньше, чем в прошлом году. При этом погибло 12 человек, что на 5 человек меньше, чем в прошлом году. Много или мало. Ну вот если сравнивать с 2005 годом, когда ГИМС по существу начал работать в составе МЧС России.

Т. ДЗЯДКО – Это госинспекция по маломерным судам.

Н. КРЮЧЕК — Да, и началась эта статистика, то за 2005 год было порядка 480 происшествий, при которых погибло 280 человек. Сейчас цифра совершенно другая. Если брать прошлый год, была у нас 41 авария, при которой погибло 39 человек. То есть получается почти в 10 раз уменьшилась за последние 6 лет аварийность маломерных судов.

О. ЖУРАВЛЕВА — Николай Алексеевич, а вот что касается регистрации всевозможных средств. Федеральный закон еще президентом Медведевым был подписан с облегчением регистрации совсем маленьких судов. То есть это то, что катамараны…

Н. КРЮЧЕК — Масса до 200 килограммов.

О. ЖУРАВЛЕВА — Двигатель меньше 10 лошадиных сил.

Н. КРЮЧЕК — Менее 8 киловатт, они регистрации не подлежат.

О. ЖУРАВЛЕВА — Они выпали из вашей сферы контроля.

Н. КРЮЧЕК — Контроль, надзор за ними будем осуществлять. Все маломерные суда на воде поднадзорны. Они выпали из-под регистрации, то есть человек сейчас в принципе данное судно может не регистрировать. Хотя многие обращаются к нам с регистрацией. Потому что регистрация, судовой билет это единственное подтверждение, что это ваша собственность.

О. ЖУРАВЛЕВА — Вот. Потому что есть две стороны. С одной стороны очень хорошо, легко и просто, все обзавелись крошечными яхтами. И колесят, где хотят. Нет контроля, кто ей управляет.

Н. КРЮЧЕК — У нас база данных…

О. ЖУРАВЛЕВА — Есть ли у него право на управление судом. Может ли он кого-то катать.

Т. ДЗЯДКО – Я вас прерву на секунду, потому что только что пришли сообщения о том, что Эквадор все-таки определился со своим решением по политическому убежищу Джулиана Ассанжа. Эквадор предоставляет политическое убежище основателю сайта Викиликс. Только что об этом заявил министр иностранных дел Эквадора Рикардо Патино. Какие-то подробности вскоре последуют.

О. ЖУРАВЛЕВА — И реакция Лондона.

Т. ДЗЯДКО – Пока вот только сообщение с пометкой «срочно», что политическое убежище в Эквадоре Джулиан Ассанж получил.

О. ЖУРАВЛЕВА — Хорошо. Возвращаемся к нашим судам. Есть какая-то часть неподконтрольных, совсем маленьких и вроде бы не таких опасных. Есть часть, которая регистрируется, требует определенных усилий. С автомобилями мы знаем, у нас есть какая-то система. Техосмотр, страховка. По поводу безопасности. Безопасность владельца этого судна это его…

Н. КРЮЧЕК — Прежде всего да. Его личное дело.

О. ЖУРАВЛЕВА — Один, кстати, из наших слушателей задается вопросом: для чего мне на резиновые лодки огнетушитель, который от меня требуют согласно судовому билету.

Н. КРЮЧЕК — Должно быть, есть специальный перечень необходимого оборудования, которое в целях безопасности должно быть на лодке. Но мы сейчас вносим дополнения и изменения и конечно на резиновой лодке будут более упрощены требования к тому оборудованию, которое необходимо в целях безопасности.

О. ЖУРАВЛЕВА — Хорошо. Как обезопасить себя гражданину, который вдруг, ему предложили покататься. Потому что одно дело, когда идет регистрация, люди…

Н. КРЮЧЕК — Прежде всего если вы хотите покататься, когда идет регистрация маломерного судна, то судовладелец этого судна при регистрации обязан предоставить то необходимое оборудование для безопасности. И если это судно рассчитано, что там 4 человека должно находиться на борту, то соответственно у хозяина должно быть 4 спасательных жилета. А он должен сесть на судно и во многих субъектах РФ, это принимает субъект РФ, на борту обязательно должны быть спасжилеты, но в большинстве субъектов РФ принято, что сел на судно, жилет должен не просто лежать, а должен быть надет на пассажира.

О. ЖУРАВЛЕВА — Но просто я вспоминаю, были какие-то инциденты странные. Странные для человека с берега. Когда выясняется, что управлял неким моторным катером человек либо нетрезвый, не умеющий им управлять. Нарушил, вышел из своей акватории. И так далее. В результате либо пловец погиб, либо еще какие-то ужасные истории. Возникает вопрос: кто пустил человека на катере неграмотного. Кто ему разрешил плыть неизвестно куда.

Н. КРЮЧЕК — Так же точно как и на автомобиле. Человека никто не пускает, он садится без прав, без оборудования и также нарушает. Есть нарушители и здесь. Хотя я уже сказал, аварий меньше стало, значительно меньше.

Т. ДЗЯДКО – Наши слушатели считают, что это потому что лето холоднее.

Н. КРЮЧЕК — Да нет. В прошлые тоже было лето, а 2010 год вы помните, какое было лето непростое. Я сейчас на 1-2 ошибусь, может быть, в 2010 году было 46 происшествий, 45 погибших. Сравнивая 2005 год – 480 происшествий.

Т. ДЗЯДКО – А с чем снижение все-таки связано?

Н. КРЮЧЕК — Снижение, я надеюсь, что с нашей работой, прежде всего. Но более того, в принципе судоводители многие стали сейчас более организованны и дисциплинированы. Прежде чем получить удостоверение на право управления мало того, что они изучают правила плавания, сдают, государственные инспекторы при регистрации, при сдаче экзаменов пытаются разъяснять это судоводителям их права и прежде всего обязанности. Более того, у нас из года в год так называемая профилактическая пропагандистская работа увеличивается. В принципе это связано и со снижением гибели людей на водных объектах в целом и снижение аварийности маломерных судов и гибели людей. Я бы еще хотел объяснить, почему снижение идет, и призвать всех слушателей отдыхать, купаться в отведенных местах. Это прежде всего на пляжах. В этом году мы допустили к эксплуатации 3385 пляжей. Много или мало. Конечно, для России это мало и надо эту цифру увеличивать. Но она хоть не намного, но на 300 пляжей мы в этом году добились больше. Почему я акцентирую внимание на пляжах. Потому что статистика показывает, что из того количества, я сказал 3348 человек, которые погибли на водных объектах, в этом году лишь только 12 человек погибло на пляже.

Т. ДЗЯДКО – То есть купались непонятно где.

О. ЖУРАВЛЕВА — Да. То есть купались в местах, не предназначенных для пляжа.

Н. КРЮЧЕК — Да. Я вам даже скажу, Южный федеральный округ, юг у нас в основном все отдыхают, погиб один человек.

О. ЖУРАВЛЕВА — Там есть спасатели, пляжи.

Н. КРЮЧЕК — Потому что на пляжах есть спасатели, медицинские работники, которые могут своевременно оказать помощь. Требования к пляжам. Прежде чем пляж запускается, проходит освидетельствование государственной инспекции, санэпиднадзор проверяет на загрязнение и так далее. Там очень много требований к пляжу. И дно должны проверить и оборудование должно быть. Поэтому я призываю купаться только на пляжах.

О. ЖУРАВЛЕВА — А я тогда вас призываю со своей стороны как борца за безопасность на воде, намекать всевозможным структурам, что чем больше вы пляжей оборудуете правильно, тем меньше народу будет купаться, где попало.

Н. КРЮЧЕК — У нас в законодательстве РФ за обеспечение безопасности людей на водных объектах отвечают муниципальные органы. Мы с ними работаем. Многие руководители муниципальных органов идут на это. Я уже сказал, что в этом году мы открыли на 300 больше пляжей, которые планировались. Более того, мы выявили более 2 тысяч мест необорудованных. Это там, где люди все равно каким-то образом купаются. Из этих мест около 200 мы заставили сделать, если люди купаются, муниципальные органы, где заставили, причем через определенные органы, где сами руководители. Многие губернаторы идут и весной ставят прямо задачи своим руководителям хотя бы один пляж в каждом районе, каждом муниципальном образовании иметь. За счет этого и увеличилась. Если где-то нет, мы требуем от руководителя муниципального выставлять аншлаги, что купание запрещено, более того, в этом году функционировало порядка 400 так называемых мобильных постов, подразделений. Которые если на пляже постоянно находятся спасатели, то вот эти мобильные были предназначены, где люди купаются, чтобы туда выехать и смотреть за порядком, оказать помощь.

О. ЖУРАВЛЕВА — По поводу порядка вы когда говорите про нетрезвых водителей, про права, мы знаем, что у нас на дорогах есть ГИБДД. Которое, так или иначе, но периодически может остановить машину, которая не очень внятно едет, проверить документы на машину. Вы говорите без прав ездят, люди с правами боятся права дома оставить.

Н. КРЮЧЕК — На воде есть Государственная инспекция по маломерным судам. По существу ГИБДД на воде.

О. ЖУРАВЛЕВА — Но оно существует…

Н. КРЮЧЕК — Во всех субъектах РФ.

О. ЖУРАВЛЕВА — Значит, если на наш пляж примчался пьяный катамаран, и хулиганит в зоне отдыха…

Н. КРЮЧЕК — Есть телефоны.

О. ЖУРАВЛЕВА — К кому апеллировать?

Н. КРЮЧЕК — В ГИМС. Есть телефоны, они все вывешены на сайтах.

О. ЖУРАВЛЕВА — Через какой номер можно на них попасть?

Н. КРЮЧЕК — В каждом субъекте РФ. Или в принципе можно выйти на 01, это единый наш телефон. Который соединит и в принципе даже не то что соединит, а если вы скажете о беспорядках, они выйдут на ГИМС и дадут им соответствующие указания.

Т. ДЗЯДКО – Прекрасная sms, точнее твиттер пишет Габриель Грановский нам: в областях России все плавсредства МЧС это ГИМС, а они часто не желают подчиняться ГПС. Вы поняли?

Н. КРЮЧЕК — Я понял, что государственная противопожарная служба. Да нет, это неправильно. В принципе и ГПС и ГИМС и все другие структуры выходят на руководителей территориального органа, есть начальник главка, есть ЦУКСы. Единая система, и через ЦУКСы идут указания. И поэтому все структуры они у нас согласованы и действуют. Возможно, где-то что-то и есть, но в основном есть у нас ЦУКСы, есть национальные ЦУКСы, есть в каждом территориальном органе ЦУКС, который реагирует на все телефоны и во всех службах, в том числе и в ГПС и ГИМС, и спасателям дает соответствующие распоряжения, указания.

О. ЖУРАВЛЕВА — Антон из Волгограда интересуется про пляжи в детских летних лагерях. Там есть какая-то отдельная статистика.

Н. КРЮЧЕК — Есть отдельная статистика. Она передо мной лежит. Количество пляжей детских оздоровительных лагерей, которые приняты в этом году – 689. То есть любое детское оздоровительное учреждение, если там есть водоем, у него должен быть пляж и прежде всего мы именно уделяем им. Более того, наши сотрудники, я уже говорил о пропагандистской работе, перед каждым заездом смены, приезжают туда сотрудники ГИМС, проводят занятия с руководящим составом. С воспитателями и беседуют со всеми детьми, которые там. Разъясняют.

Т. ДЗЯДКО – Еще спрашивают про пляж в Строгино. Почему он никогда не является разрешенным? Сможете сказать сейчас.

О. ЖУРАВЛЕВА — Я как житель близлежащего района скажу, что там всегда летом через дорогу ходят голые люди.

Н. КРЮЧЕК — Я все-таки федеральная структура. Тем не менее, я отвечу, я знаю, что в этом году в городе Москве 12 пляжей было. Открыли они 11. Не открыли только один, который был закрыт на реконструкцию. И Строгино это ведь большое наверное, здесь по кольцу едешь, тоже строгинская пойма. И многие те нерадивые граждане купаются прямо недалеко. Хотя стоят аншлаги, купаться запрещено. Поэтому в Строгино насколько я знаю, они открыли в этом году дополнительно несколько пляжей, не 11, а в Москве открыто 14. То есть еще дополнительно. И я знаю, что мэром города поставлена задача, чтобы в каждой префектуре, где есть водоемы, были открыты пляжи. Потому что у них порядка 34, если мне не изменяет память есть зоны отдыха у воды. Но без купания. То есть водоем по тем или иным причинам не может быть для купания.

О. ЖУРАВЛЕВА — Если можно просто объясните, что с точки зрения МЧС является препятствием для открытия пляжа. Мы, граждане считаем, что если там грязно или на дне валяется бог знает что, или дно неудобное, у вас какие еще есть позиции, по которым вы можете не признать возможным купание в таком-то районе.

Н. КРЮЧЕК — Есть определенные требования к пляжам. Это должны быть и спасатели, должны быть медицинские работники, должно быть очищено дно от мусора, деревья. Если детский, должна быть зона детского пляжа. Сам пляж должен быть очищен от грязи. Ну и много других. Есть определенные требования и должны быть спассредства, информация должна быть. Если все это соответствует, по существу сотрудник ГИМС это крайний человек, который подписывает все документы, дает разрешение на эксплуатацию пляжа. Санэпиднадзор должен проверить состояние воды. Многие пляжи именно по состоянию воды не могут быть допущены, потому что ту или иную болезнь могут подхватить люди. И в Строгино, наверное, тоже, там есть многие места, поэтому в Строгино есть пляжи, где официально разрешено. Народ хочет, наверное, купаться в любом месте.

О. ЖУРАВЛЕВА — Где ему удобнее, конечно. Со скольких лошадиных сил требуются права, — интересуется Борис из Санкт-Петербурга.

Н. КРЮЧЕК — В настоящее время до 5 лошадиных сил. Существующий закон, его никто не отменял. 36-й закон он не вносит изменения, хотя у нас документы сейчас разрабатываются и регистрация до 8 и у нас будет тоже. Но пока до 5 лошадиных сил. Или 3,8 киловатт. 3,68 киловатта.

О. ЖУРАВЛЕВА — То есть без права судовождения.

Н. КРЮЧЕК — Без удостоверения на право управления.

Т. ДЗЯДКО – А после соответственно обязательно должно быть

Н. КРЮЧЕК — Да.

О. ЖУРАВЛЕВА — А регистрация и права это разные вещи.

Н. КРЮЧЕК — Да. Регистрация это вы просто регистрируете право собственности. Вам выдается судовой билет, заносится…

Т. ДЗЯДКО – То есть, иначе говоря, как техпаспорт у автомобиля.

Н. КРЮЧЕК — Да.

Т. ДЗЯДКО – Все понятно. Спасибо большое. Николай Крючек — заместитель начальника Управления Госинспекции по маломерным судам МЧС России. Мы говорили о безопасности на воде.

О. ЖУРАВЛЕВА — Граждане, будьте бдительны.

Н. КРЮЧЕК — И купайтесь в отведенных местах.

Т. ДЗЯДКО – Спасибо большое. На этом Дневной Разворот завершен. До свидания.





Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире