'Вопросы к интервью
09 августа 2012
Z Три точки-три тире-три точки Все выпуски

Подготовка к новому учебному году общеобразовательных заведений


Время выхода в эфир: 09 августа 2012, 16:35



И. ВОРОБЬЕВА — 16.37 в столице. Наша традиционная рубрика, совместный проект с МЧС России «Три точки, три тире, три точки». У нас в гостях — заместитель директора департамента Надзорной деятельности МЧС России Анатолий Гилетич. Говорим мы о подготовке к новому учебному году в общеобразовательных учебных заведениях. Здравствуйте.

А. ГИЛЕТИЧ — Добрый день, уважаемые радиослушатели.

И. ВОРОБЬЕВА — Давайте так, уже у нас август, соответственно подскажите, как проходит подготовка к новому учебному году от вас.

А. ГИЛЕТИЧ — Да, уже август месяц, и начинается интенсивная подготовка наших образовательных учреждений к новому учебному году. Данная подготовка традиционна, она каждый год проводится и поэтому нам действительно важно обеспечить безопасность наших детей. Комплекс организационных мероприятий, проводимых министерством, а также правоприменительная деятельность в надзорных органах, направленная на подготовку образовательных учреждений к началу учебного года является важнейшим действенным инструментом по приведению данных объектов в надлежащее противопожарное состояние. На сегодняшний день на учете у нас свыше 100 тысяч образовательных учреждений. Из них школ порядка 46, 5 тысяч.

И. ВОРОБЬЕВА — Это по России?

А. ГИЛЕТИЧ — По России. И среди них, в том числе 3 тысячи учреждений органов образования с круглосуточным пребыванием детей. Достаточно большое количество. Каких же результатов мы добились за последние годы. За последние лет количество пожаров на указанных объектах снизилось почти на 45%. А гибель людей более чем на 70%. Цифры достаточно внушительные. Гибели детей за этот период не допущено. Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику ежегодного снижения количества пожаров на указанных объектах и гибели при них людей, в текущем году предстоит немалая работа по поддержанию надлежащего уровня их противопожарной защиты. В результате плановой работы, проведенной надзорными органами МЧС России, совместно с комиссиями, выявлено свыше 135 тысяч требований нарушений пожарной безопасности в образовательных учреждениях. С целью их пресечения, к административной ответственности привлечено более 19 тысяч должностных лиц и около 6 тысяч юридических лиц. О неудовлетворительном противопожарном состоянии этих объектов направлено свыше 10 тысяч информаций в органы управления образования субъектов РФ, и около 6 тысяч в органы прокуратуры. За неисполнение в срок законных предписаний пожарного надзора более 5 тысяч дел об административных правонарушениях переданы в суды. По решению суда приостанавливается эксплуатация 222 объектов образования, находящихся в пожароугрожаемом состоянии. Благодаря таким мерам устранено свыше 110 тысяч нарушений, требований пожарной безопасности.

И. ВОРОБЬЕВА — Хотелось бы спросить, какие чаще всего встречаются.

А. ГИЛЕТИЧ — К сожалению, встречаются. И к сожалению эти нарушения традиционные. Так систем автоматической пожарной сигнализации выявлена неисправность в 1150 образовательных учреждениях. Фактически у нас все учреждения оборудованы ими, но вместе с тем за этот период выявлено, что они неисправны. Среди них школ порядка 350. Дальше следующее наиболее системное нарушение это система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре. Следующее нарушение это обеспечение первичными средствами пожаротушения. Порядка 500 объектов, которые не оборудованы. Далее имеются серьезные нарушения по требованиям к путям эвакуации. То есть то, что необходимо сделать для того, чтобы обеспечить безопасное пребывание людей. К сожалению, не везде еще проведен достаточный инструктаж по действиям персонала во время пожара. Не прошли соответствующее обучение.

И. ВОРОБЬЕВА — То есть учителя, люди, которые работают в школах, обязаны знать правила пожарной безопасности. И эвакуации и прочее.

А. ГИЛЕТИЧ — В обязательном порядке обязаны знать и должны знать, что делать в случае поступления сигнала о возможном пожаре или задымлении и какие действия должны предпринять. Это в обязательном порядке. Это залог, прежде всего, успеха того, что у нас в случае возникновения чрезвычайной ситуации никто не погибнет.

И. ВОРОБЬЕВА — Ну и я так понимаю, что далеко не все знают.

А. ГИЛЕТИЧ — Да, к сожалению, не все знают, к сожалению, об этом надо напоминать. И когда встречаются такие ситуации, не каждый раз персонал должным образом действует. Хотя отмечу, что за последнее время на объектах с массовым пребыванием людей, не только образования, но и на других, когда возникали аварийные ситуации, и в интернатах и на объектах социальной защиты, как правило, персонал уже понимает, как действовать. Поэтому это обучение персонала является достаточно важным элементом в системе предотвращения последствий пожара.

И. ВОРОБЬЕВА — И как наказываются люди, которые нарушают все это?

А. ГИЛЕТИЧ — Да, действительно в последние годы в кодекс внесены серьезные изменения по штрафам за нарушение тех или иных требований пожарной безопасности. Сделана четкая градация, за какие нарушения какой штраф. И теперь каждый знает, что если имеются нарушения по таким системам, как сигнализация, оповещение, нарушение путей эвакуации, четкая сумма штрафа. Если на должностных лиц она порядка 15 до 20 в некоторых случаях до 40 тысяч идет, на юридических лиц она достигает сумму и 200 тысяч.

И. ВОРОБЬЕВА — А кто в школе должен отвечать за это и кто, если что, является виноватым?

А. ГИЛЕТИЧ — В любом случае вся ответственность в соответствии с законодательством не только в школах, но и везде несет, прежде всего, должностное лицо. Кто является, это директор школы, второе лицо, как правило, это тот, кто по приказу директора отвечает за безопасность в школе. И естественно, в зоне ответственности преподаватели, ответственность несут в тех или иных классах, аудиториях, лабораториях, преподаватели или сотрудники, которые там работают.

И. ВОРОБЬЕВА — Кстати, о лабораториях, мне всегда было интересно, к лабораториям, где проводятся химические какие-то опыты или физические опыты наверное есть какие-то повышенные требования безопасности. Или нет?

А. ГИЛЕТИЧ — Естественно особых требований таких нет, потому что там применяются вещества и материалы в минимальных количествах. Хотел бы сказать, что единственное условие это если вещества являются горючими или легковоспламеняющимися жидкостями, то для них особое место по хранению. И естественно при проведении лабораторных каких-то занятий, как правило, учащимся не выдается данный продукт для проведения непосредственно за учебным местом. Это проводится или в специальных шкафах или стендах, таким образом, чтобы минимизировать возможность распространения и возникновения пожара. И перед этим проводят естественно особый инструктаж. Это что касается лабораторий.

И. ВОРОБЬЕВА — То есть по большому счету нельзя сказать, что большинство пожаров, которые происходят в подобных заведениях, происходят из-за каких-то нарушений именно в лаборатории.

А. ГИЛЕТИЧ — В ходе учебного процесса. Как правило, нет. К сожалению, основное, из-за чего происходят пожары в школьных заведениях это все те же подсобные помещения, это, как правило, ночное время. Это не тогда, когда используются какие-то химические вещества или реактивы или проведение каких-то физических опытов, как правило, в этот период пожаров у нас не зарегистрировано. Это достаточно отрегулировано, отработано и все эти методы достаточно безопасны.

И. ВОРОБЬЕВА — Вообще в целом, если говорить по цифрам, в учебных заведениях не так часто к счастью происходят какие-то пожары.

А. ГИЛЕТИЧ — Да. У нас за последнее время, могу привести цифры, у нас произошло за первое полугодие 376 пожаров.

И. ВОРОБЬЕВА — Среди десятков тысяч заведений учебных.

А. ГИЛЕТИЧ — Да, среди свыше 100 тысячи учебных заведений. Это достаточно минимальный процент, меньше 1%. И гибель составила всего лишь 9 человек. Это обслуживающий персонал, это, как правило, тот персонал, который напрямую не имеет отношения к учебному процессу.

И. ВОРОБЬЕВА — Мне всегда было интересно, из-за чего происходит пожар в школе. В принципе, как и везде, наверное, причины одинаковые.

А. ГИЛЕТИЧ — Да, у нас достаточно большая была причина возникновения по детской шалости с огнем. Но эта целенаправленная работа, которая проводилась в последние 8-10 лет, которая ведется достаточно интенсивно, показала, что у нас только в сравнении с прошлым годом за первое полугодие по детской шалости с огнем число пожаров снизилось практически на 11%. Это за полгода. А в общем числе пожаров, которых порядка 180 тысяч, процент от детской шалости с огнем составляет менее 2%. А раньше эта цифра доходила до 8-10%. То есть результат работы и нас, и СМИ большая заслуга и обучение такое интенсивное дало вот такие значительные результаты.

И. ВОРОБЬЕВА — Вот Габриэль спрашивает: насколько эффективно работники образовательных учреждений применяют первичные средства на реальных пожарах? Это очевидно огнетушители, еще какие-то вещи.

А. ГИЛЕТИЧ — Да, может быть кошма.

И. ВОРОБЬЕВА — Что это такое?

А. ГИЛЕТИЧ — Кошма плотный материал, который в случае небольшого загорания можно им просто накрыть источник зажигания и все потухнет.

И. ВОРОБЬЕВА — Это в школах есть.

А. ГИЛЕТИЧ — Это предусматривается в тех же кабинетах химии. Из-за того, что прекращается доступ кислорода и горение прекращается. В начальной стадии это эффективно. Как часто используется, честно говоря, не часто. Но вместе с тем на начальной стадии применение первичных средств пожаротушения весьма эффективно. Любое загорание в рамках порядка метр квадратный, два метра первичными средствами потушить может любой, кто умеет обращаться с первичными средствами пожаротушения.

И. ВОРОБЬЕВА — Еще очень интересно по тому, какими красками красят стены в школах. Они должны быть какие-то особенные. Потому что есть ощущение, по крайней мере, когда я училась в школе, когда это загорится, то всем будет очень плохо, потому что начнет испаряться всякая химия. Есть какие-то требования к краскам?

А. ГИЛЕТИЧ — По современным школам эти вопросы отрегулированы. Сейчас имеется достаточно много средств для того, чтобы покрасить коридор, стены и так далее, которые пожаробезопасны. Конечно, у нас не всегда школы имеют современный вид, в школах в деревнях, в небольших районных центрах, где применяются обыкновенные краски масляного происхождения. Что я могу сказать. Конечно, есть краски, которые у нас пожароопасны. И накладывая слой на слой, мы получаем уже пожароопасную отделку коридора. Естественно, если эта краска ложится тонким слоем на бетон или штукатурку или кирпич, 1-2 раза, оно не вызовет никаких последствий в случае возникновения пожара. Оно не даст распространения. Но если слой достаточно большой, как слоеный пирог, конечно, он будет способствовать распространению пожара и будет происходить горение. Все надо смотреть по месту и как это делается. Дать совет на все случаи жизни невозможно. Но лучше применять краски, которые не пожароопасны. А их сейчас достаточно много и краски достаточно эффективные.

И. ВОРОБЬЕВА – У нас слушатель Габриэль спрашивает, он лично составлял план пожаротушения на музыкальную школу в здании 4-й степени огнестойкости, спрашивает, сколько в России остается школ в зданиях 3-4 степени огнестойкости. Это что такое за градация.

А. ГИЛЕТИЧ — Здания 4-й степени огнестойкости, 5-й это пожароопасные здания, где распространение пожара может быть достаточно быстро и, как правило, такие здания школ находятся в сельской местности. Это старые школы, конечно, к ним требуется повышенное внимание. Но таких зданий у нас немного. Ежегодно число школ сокращается. Не только потому, что возможна здесь демографическая ситуация, но и потому что строятся новые, которые имеют повышенную степень огнестойкости, 1-2-й, 3-я степень это достаточно устойчивое здание, но наличие каких-то отдельных элементов не позволяет их привести в более повышенную степень. Это может быть перекрытия или наличие чердачных помещений с горючей отделкой. Поэтому самое главное в таких зданиях обеспечить несгораемость конструкции. А для этого сейчас достаточно много материалов производится, и они недорогие и работы по ним провести в летнее время не представляет особого труда.

И. ВОРОБЬЕВА — Но есть же среди учебных заведений еще всякие училища технического характера, где, по-моему, станки всякие есть, то есть это уже не школы.

А. ГИЛЕТИЧ — Мастерские.

И. ВОРОБЬЕВА — Да, там наверное еще больше проверяется. Или нет?

А. ГИЛЕТИЧ — Да, естественно, имеются ряд учебных заведений, в том числе может быть и в школах специализированных, мастерские по обработке того же дерева, различные профили, специализации. Естественно, с учетом этого оценивается, сколько там может быть учащихся и какая пожарная опасность, естественно, повышенный инструктаж тех же преподавателей. Ограничение учащихся на этих местах. Поэтому здесь все меры принимаются в этом плане. Повторю, у нас за последнее время в таких случаях, где бы в мастерских что-то произошло, не допущено. И поэтому требования разумны и все понимают их, прекрасно выполняют, и инцидентов не происходило.

И. ВОРОБЬЕВА — Татьяна спрашивает: во всех школах есть противопожарная сигнализация?

А. ГИЛЕТИЧ — Да, во всех школах. В тех школах, где нецелесообразно делать целую систему сигнализации, где ограниченное число учащихся, как правило, сельские школы, ставятся индивидуальные извещатели, которые в случае какой-то чрезвычайной ситуации подают соответствующий сигнал. Он достаточно сильный. И среагировать вполне можно и реально.

И. ВОРОБЬЕВА — У меня к вам такой вопрос. Все-таки я сколько вижу в школе и еще где-то план эвакуации, на стене висит, из него, во-первых, ничего непонятно и им особо никто не интересуется по большому счету. Это насколько важно вообще, знать план эвакуации? И почему он такой маленький и непонятный.

А. ГИЛЕТИЧ — Важно. Зависит от того, кто как рисует. Как правило, план эвакуации является схематичным. Достаточно простой он по своему содержанию. Указывается точка, где ты находишься и указано 2-3 стрелки, в каком направлении нужно двигаться. Сориентироваться для любого гражданина достаточно просто. Только надо уделить этому, если по времени не больше минуты, посмотреть его и станет все ясно и станет все понятно. Только сориентироваться на плане, где ты находишься. А во многих случаях именно наличие этого плана позволило правильно осуществить эвакуацию. Наличие плана особенно важно, где объекты разветвленные, большие, где имеется множество коридоров. Это в обязательном случае он нужен.

И. ВОРОБЬЕВА — Смотрите внимательно на план эвакуации, изучайте заранее, чтобы потом не возникло каких-то дурацких ситуаций, непонятных, приведших к плохим последствиям. Спасибо большое. Заместитель директора департамента Надзорной деятельности МЧС России Анатолий Гилетич был у нас в эфире. Поговорили о подготовке к новому учебному году общеобразовательных и учебных заведений. Спасибо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире