04 декабря 2019
Z Трансформаторы Все выпуски

Социальная политика в компании Норникель


Время выхода в эфир: 04 декабря 2019, 13:05

Я. Розова В студии – Яна Розова и Елена Брызгалина, специалист по биоэтике, заведующая кафедрой философии образования Философского факультета МГУ.

Е. Брызгалина Добрый день!

Я. Розова И наша гостья – Светлана Ивченко, директор департамента социальной политики компании «Норникель».

С. Ивченко Добрый день!

Я. Розова В ближайшее время поговорим о социальных программах «Норникеля».

Е. Брызгалина: 18го ноября 2019-го года в Лондоне «Норникель» проводил ежегодный День инвестора. И руководство компании, как пишут везде в публичном пространстве, представило инвестиционному сообществу стратегическое видение развития компании до 2030-го года. Мы хотели бы спросить, какое место в стратегии развития занимает социальная политика?

С. Ивченко Социальная политика занимает одно из важных мест, поскольку компания взяла курс на устойчивый рост, на развитие бизнеса. И это невозможно без человека. А для того, чтобы люди хотели работать в нашей компании, хотели приезжать в наши города на Север, очень важно не только предоставить качественное, хорошее рабочее место, но и также предоставить качественное социальное обеспечение и качество тех городов, в которых работают наши предприятия, чтобы качество жизни в наших городах было сопоставимым с Москвой, Питером, Красноярском, Екатеринбургом. Город как часть того совокупного предложения, которое мы делаем о работе.

Е. Брызгалина То есть получается, что первый адресат социальной политики – это ваши сотрудники и, наверное, члены их семей.

С. Ивченко Безусловно, да. Наши предприятия градообразующие. В Норильске работает порядка 60 тысяч сотрудников – это треть населения города. А если посмотреть вместе с семьями, то получится все 2/3.

Я. Розова А сколько всего предприятий у «Норникеля» и сколько в принципе человек примерно вы должны охватить?

С. Ивченко На наших предприятиях работает 75 тысяч сотрудников (в Норильске, а также в Мурманской области, в Забайкальском крае). Но большинство – в Норильске. Самый крупный заполярный город в мире.

Е. Брызгалина А в каких формах реализуется поддержка сотрудников, членов их семей?

С. Ивченко У нас самый большой социальная пакет в отрасли. Это и оплата билетов к месту отдыха и обратно. По законодательству такая помощь предоставляется раз в 2 года, но компания взяла на себя добровольное обязательство делать это ежегодно. Это санаторно-курортное лечение, поскольку тяжелые условия проживания – Север.

Е. Брызгалина Надо восстанавливаться.

С. Ивченко Да. Условия труда. Соответственно, сотрудникам необходима профилактика, необходимо улучшать свое здоровье. Ежегодно мы 25 тысяч сотрудников и членов их семей охватываем санаторно-курортным лечением. Это детский отдых. Это жилищные программы, которые компания софинансирует. И сотрудники имеют возможность приобретать себе жилье за пределами наших городов, а также брать ипотеку на приобретение жилья там, где они бы хотели.

Одна из программ не связана с ипотекой – это программа, по которой компания сама приобретает жилье и финансирует половину стоимости (это порядка 2 миллионов рублей) и половину – сотрудник. Есть программа ипотечная, в которой процент рыночный, но при этом компания компенсирует ту сумму денежных средств, которые оплачивает сотрудник. Таким образом, получается, что то же примерно соотношение 5050 участия компании и сотрудника в приобретении жилья.

Я. Розова Это сотрудники, которые чем-то себя проявили?

С. Ивченко Очень правильный вопрос.

Е. Брызгалина И я хотела спросить, через какое время от начала работы можно воспользоваться?

С. Ивченко Воспользоваться можно уже отработав год в компании. Но в эту программу мы берем тех сотрудников, которые являются ключевыми, критичными, которые обладают нужной квалификацией, необходимой для компании. Это программа, которая позволяет таких сотрудников удерживать на 5, 7, 10 лет. И также, безусловно, важно, чтобы сотрудники соблюдали правила техники безопасности, разделяли ценности компании и в целом демонстрировали себя эффективными, лояльными и позитивными, положительными людьми.

С этого года у нас добровольное медицинское страхование будет охватывать всех сотрудников компании, если раньше это была преимущественно Москва. Но здесь очень важная часть – это еще создание той самой медицинской базы, где могли бы предоставляться качественные услуги, поскольку в этом тоже есть в городах ограничения. Также программы, связанные со спортивными мероприятиями, праздничные мероприятия. Плюс традиционные детские новогодние подарки.

Я. Розова Благодаря всем этим социальным пакетам люди предпочитают оставаться на предприятиях? Каков процент ухода?

С. Ивченко Если текучесть – порядка, наверное, 10%. А если говорить про удержательную часть, то социальная программа – это, безусловно, то, что формирует лояльность. Лояльность – это про желание сотрудника оставаться и быть вместе с компанией. Вот очень четкий удержательный характер долгосрочный – это наши жилищные программы. Но с точки зрения взаимодействия сотрудника и компании, лояльность – это часть. Есть еще более такие материи. Например, вовлеченность.

А здесь уже желание не просто «я хочу здесь работать» и все, а желание сотрудника вкладываться в работу больше своих должностных обязанностей, быть заинтересованным, видеть проблемы, предлагать решение, не стоять на пути трансформации, а включаться в изменение.

Я. Розова А как вы это реализуете на практике?

Е. Брызгалина И вот меня очень это заинтересовало. Вы сказали, что вы заинтересованы в том, чтобы сотрудники были позитивными и активными людьми. Это только касается работы – предлагать новые решения, видеть проблему? Или в целом в социальной жизни?

С. Ивченко Знаете, если человек занимает активную жизненную позицию, она проявляется во всем – и в работе, и в социальной сфере, и в его нерабочем пространстве. И для нас важно показывать ту модель поведения, которая как раз бы подкрепляла позицию «я могу» вовлеченного, энергичного человека с горящими глазами, с идеями. Это очень важно для бизнеса. Это важно и для наших сообществ.

Я. Розова Ну приведите пример.

С. Ивченко Один из примеров программы, которая позволяет сотруднику проявить свою активную жизненную позицию – это программа корпоративного добровольчества, корпоративного волонтерства. Мы предлагаем нашим сотрудникам объединяться в команды и реализовать те проекты, свои задумки, которые они считают важными и нужными для себя, для города. И направления здесь разнообразные – это и помощь детским домам, это профориентация в детских садиках, это спортивные направления, помощь приютам для животных, поисковая деятельность.

И вне зависимости от того, что интересует ребят, они объединяются в команды, они делают доброе дело, они взаимодействуют с сообществом, в том числе они даже выходят на уровень взаимодействия с местными администрациями. У нас есть совершенно потрясающие проекты по запуску мальков в озера. И это невозможно было бы сделать в Мончегорске, если бы не было поддержки со стороны местных властей. И это то, в чем могут проявить свои лучшие качества.

Более того, это очень интересный эффект оказывает на бизнес, поскольку наши сотрудники в большей своей массе – это выпускники технических вузов (горняки, металлурги, инженеры, технари). Но когда молодые, энергичные проявляют неформальное лидерство, управление не потому что административно сложилось, а потому что интересно. Вот это проектное мышление, уметь договориться, убедить, увлечь, привлечь.

Я. Розова А вы-то как их убеждали? Что вы сделали для того, чтобы они себя проявили таким образом?

С. Ивченко Вы знаете, мы им предложили возможность свои проекты представить на конкурс, получить финансирование на реализацию. Не на заработную плату, а именно на необходимые инструменты и материалы, для того чтобы это было сделано.

Я. Розова Опять жду примера.

С. Ивченко Для того, чтобы заработал приют для животных, необходимо было сделать скважину для воды. Соответственно, вот средства, которые были выделены на проект, они пошли на установку этой скважины. Либо там ребятам нужны какие-то материалы из серии: краска покрасить забор, что-то еще. Но, что самое интересное, они и сами привлекают. Они стали заниматься фандрайзингом, когда просят принести у кого что есть. Или, например, саженцы. Если в первый год реализации были заложены средства на приобретение саженцев деревьев, то потом они уже не стали тратить на это деньги, они просто кликнули клич: «Приходите со своими саженцами».

То есть такое получается объединение и ресурсов сотрудника и компании, и в то же время объединение вокруг общей идеи, вокруг общей ценности. У нас одна из корпоративных ценностей – это ответственность. Она проявляется в том числе в ответственности за свою территорию, за свое сообщество, за своих друзей.

Я. Розова А вы эту программу запустили потому, что когда-то сами были волонтером?

С. Ивченко В том числе, да. И потому, что это хорошая вещь. Вот если посмотреть на палитру разнообразных социальных благотворительных программ, сейчас я бы так сказала: это не то что nice to have, это must to have. Это то, в чем нуждаются люди. Это то, что легко делать. Это то, что приносит пользу компании. А польза-то тут интересно в чем? Вот мы выявляем тех людей, которые активные и неравнодушные. И что интересно, это люди не вот как та Шурочка из бухгалтерии. Помните, наверное, фильм. А где у нас Шурочка работает? Давайте ее вернем в бухгалтерию.

Я. Розова «Служебный роман».

С. Ивченко Ведь часто бывает ощущение, что раз человек что-то делает в свободное время, то ему что, больше всех надо; ты что, на своей работе не наработался; вообще, почему он туда пошел? Возникает вопрос об успешности этих людей в бизнесе. Но на деле оказывается, что те, кто успешны в социальной сфере, они и в своей работе показывают хорошие показатели. Они заряжают коллектив, они восприимчивы к новому, они восприимчивы к тем изменениям, которые происходят в компании.

Очень многих наших волонтеров номинируют в эксперты по вовлеченности, в тренеров по ценностям, они участвую в фабрике идей. Они включаются в те проекты, которые важны для компании.

Сейчас у нас очень много идет цифровизации бизнеса, в целом изменяется, реконфигурируется производство. Есть запрос на бережливое производство, на новые идеи. И вот они там, где жизнь. Они туда приносят энергию, они приносят хорошее настроение, они улучшают атмосферу в коллективе. Потому что даже те, кто не участвует в волонтерстве, очень многие одобряют. Это показывают наши исследования. Они видят, что в коллективе есть люди, на которых можно положиться, кто может прийти в трудную минуту на помощь.

И в целом-то мы видим, что каждый год количество волонтеров растет. В следующем году мы хотим пойти дальше. Сейчас работаем над программой, которую мы называем «Кому не все равно» для того, чтобы поддержать разных неформальных лидеров внутри компании, которые вовлечены в разные проекты – наставники, инспектора по технике безопасности, тренеры внутренних тренингов, которые делают что-то такое полезное для производства – новые инициативы, в которые набирают участвовать за пределами должностной инструкции.

Е. Брызгалина И вы еще мониторите успешность своих программ. Вы рассказывали о том, как относятся сотрудники. В интернете есть информация о том, как вы анкетируете городские сообщества.

С. Ивченко Ну, это часть нашей работы. Это один из этапов. Я б не сказала, что это прям какое-то отдельное направление. Но для того, чтобы понимать, что нужно людям, что важно людям, безусловно, важно проводить исследования. И также важно оценивать тот эффект, который в итоге получаем, реализуя наши программы. Но это встроено в нашу деятельность.

А если говорить про департамент, я б так назвала нас интеграторами. Мы всегда работаем где-то на стыке и в смежных областях. Потому что, например, забота и внимание к сотруднику – это не просто про его рабочее время. Это выходит за пределы рабочего времени, рабочего места. В нашем контуре оказывается город. А это совершенно такое направление, связанное с социально-экономическим развитием, с урбанистикой. Это уже больше, чем HR, это больше, чем просто социалка для предприятия. Это целое направление, которое охватывает интересы и города, и бизнеса, и людей, которые живут, и предпринимателей.

Я. Розова А как вам работается с властью?

С. Ивченко С каждым годом мы получаем все больше поддержки и понимания. Мы выстраиваем свою деятельность на основе партнерства, софинансирования. И мы достаточно долго шли к тому, чтобы совместно реализовать стратегию, общее видение, куда мы идем вместе. Это очень важно, потому что компания развивается, мы наращиваем объемы производства. И нам очень было важно, чтобы и город тоже показал со своей стороны жителям, что город будет развиваться, что здесь работы будет на десятилетия, здесь можно жить хорошо.

Я. Розова Что вам удалось реализовать вместе?

С. Ивченко Первые проекты реализуются в Норильске. Потом этот опыт мы распространяем и на другие территории. У нас уже 3 года работает Агентство развития Норильска. Это организация некоммерческая, которую мы учредили совместно – «Норникель», Администрация Норильска и Благотворительный фонд Потанина (частный фонд). Это организация, которая заняла нишу такого модератора, катализатора социально-экономического развития. Она современная, гибкая. И она занимается проработкой разных стратегических вопросов, которые объединяют интересы компании, властей и жителей.

Одна из важных задач агентства – это вести диалог, разрабатывать общее видение, вовлекать в общую повестку. И первый шаг большой, который был сделан – было проведено исследование «Социальный портрет жителя города». Мы хотели узнать, кто наши горожане, чем они живут, хотят ли они и сколько они хотят жить в наших городах, что им важно, в чем проблемы.

Я. Розова Это там 400 вопросов было?

С. Ивченко Масштабное исследование. Нужно было 2-3 часа, чтобы ответить на это.

Я. Розова Сколько приняло участие?

С. Ивченко 8 тысяч человек зарегистрировались в системе. До конца дошли 4 тысячи.

Я. Розова Все равно много.

С. Ивченко Это репрезентативно. Это достаточно для того, чтобы делать выводы. Ну представьте себе, 4 тысячи человек уделили 3 часа своего свободного времени для того, чтобы ответить на порядка 400 вопросов о жизни города. Это действительно включенность населения в процесс. Мы очень хотели, чтобы это было интерактивно. Нам очень хотелось вернуться к людям с обратной связью. Поэтому вы выбрали облачные технологии, машинный интеллект, который позволил проанализировать активность людей в системе и из всего массива участников выбрать 500 наиболее активных людей.

И мы их пригласили на форсайт, где совместно с этими людьми, с экспертами, с представителями компании, администрацией мы обсуждали, как развивать города. И вот эти материалы сейчас ложатся и в основу Стратегии города, и в повестку деятельности агентств развития Норильска, Мончегорска. «Вторая школа» у нас есть в «Никеле» — это некоммерческая организация, которая выполняет сейчас функции агентства развития. И это важно показать людям вектор развития, что будущее есть и как мы туда хотим прийти.

Я. Розова И сколько времени вы даете себе для того, чтобы реализовать все ожидания населения?

С. Ивченко Ну, лет 10 мы точно берем. Но наша работа сбалансирована – и из быстрых шагов, и из долгосрочных решений. Если брать долгосрочные, вот 4 направления. Это развитие туристического кластера, поскольку все наши города в уникальнейших совершенно природных условиях (заповедники, плато Путорана). То есть это совершенно потрясающая природа, которая не охвачена туризмом. Второе направление связано с развитием малого, среднего бизнеса с точки зрения оказания сервиса услуг. А это прямая связка с качеством жизни.

Плюс производственный малый бизнес, который мог бы помогать и компании, и куда могли бы приходить работать наши сотрудники. Это вопрос, связанный с девелопментом – развитие города. Здесь и гостиницы как поддержка туристического кластера, это общественные пространства. И огромная вещь – это реновация жилья в Норильске. В ближайшие 10 лет планируется обновить 100 домов. Это огромный объем. И социокультурный проекты – это то, что насыщает жизнь вот той самой красотой, которая спасет мир.

Вот в этих 4-х направлениях в каждом есть очень сложное решение. То есть сам по себе туристический кластер – это вопрос и землепользования, и лицензии, и больших дорог, и так далее. А есть решения, которые вот уже можно делать сейчас. У нас неделю назад прошел фестиваль «Большой Аргиш» – это этнофестиваль. И это уже осязаемо сейчас – вот насыщение города разными событиями, которые могли бы быть привлекательны для туристов. Это проба пера первых ивент-агентств, попытки малого бизнеса встроиться в социокультурную рамку с какими-то новыми своими услугами.

Мы даем им попробовать себя в гастрофестивалях. Привозим экспертов, которые показывают совершенно новый уровень событий и мероприятий, которые стали бы базой для туризма в том числе.

Я. Розова Мы продолжим говорить о социальных программах «Норникеля» со Светланой Ивченко, директором департамента социальной политики компании «Норникель», сразу после новостей.

НОВОСТИ/РЕКЛАМА

Я. Розова В студии – Яна Розова и Елена Брызгалина, специалист по биоэтике, заведующая кафедрой философии образования Философского факультета МГУ. И Светлана Ивченко, директор департамента социальной политики компании «Норникель». Мы продолжаем говорить о социальных программах компании.

Е. Брызгалина И дальше мы поговорим о благотворительной программе «Мир новых возможностей». «Норникель» запустил эту программу с 2014-го года. Насколько активны регионы? Чем вы гордитесь в этой программе? почему так много разных форматов?

С. Ивченко На сейчас у нас уже более 500 проектов, которые приняты к реализации. Всего на конкурс было подано 2 500. И если первые годы был примерно конкурс 1 к 3, то последний год – это 1 к 5. То есть уже явно растет интерес в наших сообществах участвовать и уже есть ощутимые результаты. В целом за все это время было направлено более полумиллиарда рублей на реализацию проектов. И если сначала было ощущение, что нам нужно раскачивать сообщество, поскольку самой по себе грантовой практики не было. Скорее организации приходили, просили деньги на что-то не совсем внятное, кто во что горазд.

Конкурс нам позволил, во-первых, сфокусироваться на определенных направлениях. Их в настоящее время 9. И они, по сути, охватывают все те направления, которые важны для сообщества. Здесь вы найдете все, что необходимо: и экопросвещение, и образование, и спорт, и поддержку социально незащищенных. Получается, что организации сами, которые работают с людьми, видят, что нужно, что будет востребовано, они и являются такой вот селекцией, что нужно сделать. Сознательно они фокусировались на чем-то одном, потому что понимали, что за нами целый город со всей его проблематикой. И важно поддержать разные.

За время реализации самое-самое важное, что у нас произошло – мы смогли установить разные связи между разными организациями. Если вначале они воспринимали друг друга конкурентами, то по мере того, как мы развивались, стали объединяться ресурсами, партнерствами. Уже они не пытались мешать друг другу, а, наоборот, взаимодействовали, для того чтобы лучше обслуживать интересы своей целевой аудитории. У нас получилось так, что каждый грантовый конкурс мы обучали, как оформить заявку, как придумать проект, как управлять проектом, с какими сложностями можно столкнуться в бухгалтерии, как про это рассказывать, как взаимодействовать со СМИ.

В результате мы подготовили такие организации, которые вполне себе конкурентны и на больших конкурсах, участвуют в конкурсе президентских грантов, привлекают оттуда финансирование на реализацию проектов. Таким образом, становятся более устойчивые, не зависят только от финансирования «Норникеля», но и имеют возможность также привлекать разные. Для нас это инвестиции в наши города.

Я. Розова Есть у вас любимый проект?

С. Ивченко Ой, знаете, у меня любимый проект не из области грантов, а из серии социального предпринимательства – это тоже одно из направлений, которое поддерживает компания. Но это не гранты как безвозмездные деньги, это займы беспроцентные на реализацию бизнес-проектов. Вот один из бизнес-проектов – это гостиница в поселке Никель. Инициатором этого проекта выступила женщина, у которой был болен сын, с которым они много ездили по разным городам, останавливались в гостиницах. И как-то он поделился с ней своей мечтой: «Я хочу, чтобы у нас была гостиница».

И чтобы его поддержать в его сложной ситуации, она выкупила на свои средства заброшенное здание, участвовала в разных программах поддержки предпринимателей, привлекая из разных источников средства на то, чтобы сделать ремонт. Она участвовала в том числе в направлении социального предпринимательства в «Норникеле», прошла обучение, получила эту ссуду. Она смогла достроить эту гостиницу, запустить ее. Сейчас она работает. И в самой гостинице работают социально незащищенные – инвалиды, матери-одиночки. Их немного, но вот она создала рабочие места для людей, которым сложно было интегрироваться в социум.

Я. Розова С ограниченными возможностями.

С. Ивченко Да, да,

Е. Брызгалина Вот в одном из интервью вы сказали, что «Норникель» как раз является катализатором – вы употребили такое слово – когда вы запускаете темы, даете ресурс, помогаете научиться для того, чтобы дальше люди могли, получив эту поддержку, двигаться дальше. И если оценивать те темы, которые сейчас волнуют людей, какие бы темы вы выделили как самые актуальные?

С. Ивченко Мы ориентируемся на то, что важно людям. И мы понимаем правила игры, правила развития. И ряд тем мы запускаем в наше сообщество. какие-то новые темы, которые мы видим, что пока на них нет спроса, потому что просто нет информации про это. Мы для того, чтобы расширять вот эту палитру желаний и возможностей, ежегодно проводим Форум социальных технологий. Мы приглашаем экспертов из разных других городов, которые рассказывают о разных моделях того, с чем люди работают.

И каждый год мы стараемся что-то показать новое. Когда-то мы показывали, как работать с волонтерами. Один из Форумов был посвящен общественным пространствам. То есть мы учим чему-то такому, что потом наше сообщество подхватывает и уже начинают их в своей деятельности реализовывать.

А если смотреть на то, что нужно людям – и это как раз подтвердилось нашим исследованием, о котором я говорила ранее – людям очень нужны элементарные сервисы, которые может обеспечить малый и средний бизнес. В наших городах, особенно в Мурманской области, наши социальные предприниматели запустили, например, лабораторию, где можно сдать анализы (медицинская лаборатория). Ее просто не было раньше в городе, а теперь она возникла. И там есть спрос. Вот это как раз высший пилотаж, когда не мы как компания всех и вся обеспечиваем, а мы поддерживаем людей, которые знают, которые компетентны, которые могут. И вот это получается хорошая синергия.

Я. Розова А где люди получают информацию?

С. Ивченко У нас есть разные каналы информирования. Когда мы запускали все только, мы распространяли информацию через СМИ, через газеты, через интернет-сайты, через рассылки Администраций городов. А сейчас у нас есть и странички в соцсетях, посвященные добровольчеству и программе «Мир новых возможностей», есть страницы компании «Норникель», есть наш сайт. Для участников программы «Мир новых возможностей» (грантовая программа) работает мобильное приложение, в котором люди уже сами находят друг друга, взаимодействуют, общаются. Туда же мы распространяем информацию о наших конкурсах и о мероприятиях.

Я. Розова Знаете, я порадовалась за нашу страну и в том числе за вас, когда выяснилось, что «Форбс» назвал «Норникель» самым привлекательным работодателем.

С. Ивченко Номер 1. Мы очень гордимся этим. Здесь важно понимать, что мы на первом месте за весь комплекс тех мер, которые мы делаем для наших сотрудников, для жителей наших городов, для той среды, в которой находится наше предприятие.

Е. Брызгалина Вы неоднократно сегодня в интервью говорили о партнерстве. А еще развитие и инновации. И поскольку наша программа называется «Трансформаторы», мы приглашаем в эфир людей, которые своей работой, НРЗБ своей институции трансформируют мир. Я бы хотела задать вам личный вопрос. Вот для вас лично что такое инновация?

С. Ивченко Инновация – это то, чего не было, а сейчас это есть. Причем не то чтобы этого не было в принципе в мире, этого может не быть в данном конкретном сообществе. Это вот привнесение чего-то нового, что дает новые смыслы, новые возможности, новые способы реализации. Это то, что дает нам возможность развиваться и улучшать нашу жизнь.

Я. Розова Недавно в Совете Федерации состоялась встреча женщин-лидеров корпоративной благотворительности с представителем верхней палаты Валентиной Матвиенко. Одним из гостей были вы.

С. Ивченко Да. Это было очень почетно, очень приятно, ценно.

Я. Розова О чем шла речь?

С. Ивченко Речь шла о роли, которую женщины играют в благотворительности; о том, что могут сделать женщины в благотворительности; о том, как мы своим взглядом, вниманием, влиянием можем менять мир к лучшему. Потому что не секрет, что в сфере благотворительности процентов 80 – это женщины. И вот эта душевность, сердечность, интегральный взгляд на проблему позволяют решать многие вещи, которые, наверное, ускользают из поля зрения мужчин, которые больше про эффективность, про результат, про деньги, про достижения. А вот эта сфера нуждается в взращивании.

Е. Брызгалина Может быть, вы тогда сформулируете для слушателей свои аргументы, почему социальная политика важна для бизнеса?

С. Ивченко Во всем мире не все решается только экономическими вопросами. Если посмотреть сейчас очень широко на повестку глобальную и Цели устойчивого развития (17 целей, которые были приняты в 2015-м году) – это все о том, что планета и социум важны. И если исходить, что бизнес только ради бизнеса, только ради денег, мы начинаем как-то не обращать внимание на те ресурсы людей, природные ресурсы, планету, которые используют. Потому что стоит вопрос, вообще: а ради чего, зачем вот эта экономическая возгонка?

И социальная политика – это то, что сейчас просто жизненно необходимо, потому что это является ценностью людей. А так как это ценность для людей, разных заинтересованных сторон, то это становится ценностью для бизнеса. Ты просто понимаешь, что невозможно быть необращенным к человеку, к его нуждам и потребностям. Но бизнес – это же не просто про финансы и машины. На любых предприятиях работают люди.

И та жизнь, которая сейчас вокруг нас, и те вызовы, которые есть, связанные с роботизацией, с изменением способа коммуникации, стресс, который люди испытывают от этих всех непрерывных жизненных изменений, как ценности меняют – это все возвращается бизнесу. Потому что люди приходят на работу в каком настроении? Ну вот в мире сейчас интересно, если так посмотреть на взгляд на экономику последние 20 лет. Недавно меня зацепила тема поведенческой экономики. Я много прочитала книг за последний год.

Я с таким удивлением, восторгом обнаружила, что в последние периоды Нобелевские премии по экономике получали психологи; что есть сейчас такое направление как поведенческая экономика, которая учитывает людей, их ошибки выбора, их потребности в экономической модели; есть экологическая экономика, которая считает вот эту часть; есть целая система «Nudge» («Подталкивание») – как можно помочь людям совершать правильный выбор в системе вот этого многообразия выбора. То есть человек сейчас в экономике занимает существенное место.

Есть даже такая штука как Doughnut Economics. Donut – это пончик. Там взгляд на экономику, что невозможно вести бизнес, не учитывая интересы людей и планеты. Это, мне кажется, то, что вошло в Цели устойчивого развития. Даже вот сам значок, как пончик. Здесь речь о том, что нужно находиться внутри определенных, установленных самими же собой рамок, чтобы не нарушать вот этот баланс в социуме…

Я. Розова Равновесия.

С. Ивченко Экономики, социальных вопросов и экологических. И если мы не в этой повестке, значит, наверное, мы просто отстали от жизни с тех пор, как учились в вузах.

Я. Розова Светлана Ильченко, директор департамента социальной политики компании «Норникель». Елена Брызгалина, специалист по биоэтике, заведующая кафедрой философии образования Философского факультета МГУ.

Е. Брызгалина И Яна Розова.



Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире