'Вопросы к интервью
С.БУНТМАН – Тема нашей сегодняшней программы — развитие туристско-рекреационной зоны. Сразу представляю наших гостей. У нас в гостях Елена Николаевна Пискунова, первый заместитель представителя Комитета по туризму Москвы, Сергей Иванович Гречанников, заместитель префекта Центрального округа и начальник управления Китай-город и президент ГАО «Москва» – Андрей Николаевич Кривошеин, вице-президент тоже ГАО «Москва» Леонид Васильевич Николаев.

Вот скажите, развитие, вот у нас были планы, так, отдельно, сделаем пешеходную зону, сделаем такую-то зону, вопрос о том, будут ли в историческом центре Москвы в туристических заведомо местах, будут ли жить люди, будут ли работать? Двайте уберем из Китай-города все конторы, давайте сделаем что-то еще, здесь мы видим комплексную программу, что она собой представляет, кто сможет ответить?

С.И.ГРЕЧАННИКОВ – Ну, прежде всего, наверное, надо начать с истории. Дело в том, что идея создания вокруг Кремля некой такой туристско-рекреационной зоны возникла еще, теперь можно сказать, в конце прошлого века, это где-то 1992-95 гг. и в 1998 году правительством Москвы было принято решение о создании туристско-рекреационных зон «Золотое кольцо Москвы».

С.БУНТМАН – Скажите, что туда входит.

С.И.ГРЕЧАННИКОВ – Значит, прежде всего, это Кремль и территории, прилегающие к нему, Китай-город и вокруг Китай-города. Практически все 10 районов Центрального округа входят в эту зону, одним, либо двумя кварталами исторической застройки, приближенной к Кремлю, застройки которым 100, 200, 300 лет, вот такие здания и улочки.

С.БУНТМАН – А какие границы? Замоскворечье входит туда?

С.И.ГРЕЧАННИКОВ – Входит половина Замоскворечья. Если позволите, я зачитаю эти границы, так как много улиц и переулков. Для краткости туристско-рекреационную зону будем называть ТРЗ. В границы ТРЗ входят улицы: Кузнецкий мост, Большая Лубянка и Лубянский проезд, площади Лубянская, Славянская, площадь Варварских ворот, Китайгородский проезд, Москворецкая набережная, улицы Балчук и Пятницкая, Климентовский переулок, Большой и малый Толмачевский переулки, Кадашевская, Берсеневская, Якиманская набережная, Саймоновский проезд, площадь Пречистинских ворот, улица Волхонка, большой и малый Знаменский переулоки, Колымажная улица, Староваганьковский, Романов, Никитский и Камергерский переулки.

С.БУНТМАН – В общем, понятно, скажите, пожалуйста, кто мне может сказать теперь, начнем, вот с чего, вот, когда я говорил, про конторы, помните, когда делали Гостиный двор, вот там, этих самых контор было, я не знаю, у меня такое ощущение, что тысяч 5 было, вот, что в каждом окошке… Здесь есть огромные учреждения, здесь все кишит всевозможными конторами с одной стороны, с другой стороны, это уже очень во многом занято торговыми предприятиями, что, наверное, не мешает, неорганизованность застройки странной, есть огороженные проезды, улицы так ведомственно, чуть ли не стоянка и шлагбаум, то есть масса того, что было накоплено и за советское и за антисоветское время, вот какие здесь главные проблемы для организации городской среды?

С.И.ГРЕЧАННИКОВ – Может быть, мне это ближе, как руководителю территории, Ирина Николаевна меня просто дополнит. Прежде всего, это, конечно, отчасти мешает и как бы затеняет само понятие ТРЗ, зона для туристов, зона для отдыха, зона для прогулок, но тем не менее, нахождение в центральной части административных зданий, либо крупнейших организаций федерального подчинения, и представляющих собой по сути власть России, от них нельзя просто так отказаться. Это можно приспособить, привести эти здания в тот исторический вид, в котором они находятся, потом, упорядочить движение транспорта, пожалуй, развить систему парковок (и ведомственных и публичных), потому что туристы, как правило, пешком не приходят, это не только частный транспорт, это и автобусы, поэтому мы и призваны для того, чтобы комплексно подойти к решению этих вопросов, кого можно вывести, кого нельзя, необходимо проработать вопрос так, чтобы было удобно и функционированию этих организаций разного уровня власти, плюс торговые, плюс гостиничные комплексы, и приспособить территорию для безопасного нахождения на ней туристов и гостей столицы.

С.БУНТМАН – Все верно, хорошо, пожалуйста, Елена Николаевна.

Е.Н.ПИСКУНОВА – Мне хотелось бы добавить, что понятие ТРЗ, оно впервые появилось в проекте Генплана развития Москвы на период до 2020 года, и было это еще в прошлом веке, в 1999 году. И особенностью ТРЗ является, что это, в общем, пешеходная должна быть зона.

С.БУНТМАН – В основном или полностью? Полностью не получится.

Е.Н.ПИСКУНОВА – В основном. И именно потому, что в центре сосредоточенно большее количество памятников архитектуры, культуры и истории, там помимо этих памятников должна появиться развитая туристская инфраструктура, ведь в 15 минутах ходьбы турист должен не только увидеть интересный туристический объект, но и гостиница должна быть рядом, какие-то зрелищные заведения, киоски с сувенирами, ну и так далее, все то, что необходимо туристу для комфортного пребывания.

С.БУНТМАН – Скажите, пожалуйста, 2 слова, что такое ГАО «Москва».

А.Н.КРИВОШЕИН – Первое слово Государственное акционерное общество, такой, возможно пережиток старых времен, когда были у нас РАО и ГАО, ну вот, одно из таких акционерных обществ ГАО «Москва», это продолжение политики в области развития гостеприимства, правительственной политики с предпринимательскими целями, то есть мы с одной стороны государственные с одной стороны, но мы акционерное общество, и мы зарабатываем и вкладываем и реализуем деньги, сугубо методами, которые присущи предпринимательству. В данном контексте мы являемся координатором этой программы, в части внедрения стандартов, приспособления под именно туристские цели и взаимодействие с префектурой с архитектурой и так далее, то есть с теми участниками и разработчиками программы, которые, каждый, решая свое дело, должны, тем не менее, достичь какого-то единого результата. А вот тут бы я хотел сделать некоторый такой шаг в сторону от этой и темы, и сказать, что сегодня город, может быть, я впервые употреблю в эфире этот термин, сегодня город впервые подошел и, может, перешел где-то границу двух смыслов реконструкции, то есть первая реконструкция материально техническая – восстановить ветхое, пробить тоннель, где его не было, чтобы было что-то делать и чтобы электричество поступало, вода была, машины не скользили, не разбивались и так далее, то есть реконструкция со смыслом развития и восстановления, то есть сегодня 2006 год, пожалуй, впервые мы вводим термин и уже ввели, и по смыслу живем по этому термину, это экореконструкция. То есть реконструкция среды обитания. Это уже не только прочность стены здания, это комфорт человека в том месте и в то время, где он находится, и поэтому, когда мы говорим о территории «Золотое кольцо Москвы» и называем туристической, мы говорим, что туристом может быть необязательно гость северной Финляндии или там Южного Сенегала, но и так же житель соседнего переулка, который вышел погулять с ребенком, он такой же турист, он потребляет тот же самый туристский продукт, который потребляет житель Швеции, например.

С.БУНТМАН – У нас будет отдельная передача о том, что как взаимодействуют люди, которые здесь работают, рядом живут и так далее. Понимаете, вот когда мы сейчас с вами говорили со всеми гостями, что в Москве с одной стороны есть грандиозные здания, не всегда приветливые, очень даже неприветливые бывают, здания, охраняемые серьезно, с большой инфраструктурой вокруг, одновременно здесь уютные переулки рядом, которые должны быть уютными. Я сразу вспоминаю Рим № 1, который в этом отношении почти идеален, где существует вот такой вот сенат, а тут же рядом маленькие улицы и с ресторанами и всё, выходишь на площадь, там памятник величайшей древности, там Пантеон, выходишь, а вокруг тоже уютное пространство, именно среда, которая и с магазинами, и с кафе, и с историей, и вся организована. Вот здесь, как это решаться будет, вот, на некоторых примерах, принципиальные вещи.

Л.В.НИКОЛАЕВ – Я хочу вернуться к тому вопросу, прежде всего, который вы задали, когда же конторы из центра могут быть убраны и так далее. Ну, если мы посмотрим на вообще любые города столичные, то мы естественно осознаем, что всегда в историческом центре всех мегаполисов были крупнейшие государственные и другие общественные институты, поэтому сейчас сказать, что решение вопроса о выводе и создании исключительно туристской среды, это, конечно, немножко наивна такая постановка. К ним, естественно, приплетается масса контор, которые их обслуживают. Может быть, сейчас о другой особенности, той, о которой Андрей Николаевич упомянул, об экореконструкции, ведь речь идет, может быть, прежде всего, не о том, чтобы конторы выгнать, прежде всего, посмотрите, как сложился центр к концу 20 века, очень неравномерная картина, вот есть прекрасно обслуживающие туризм и государственные цели – Кремль, который вылизан, хорошо чувствующие себя такие центры, как, скажем, кусок университета старого, Манеж сейчас восстановили, и посмотрите на Золотой остров, который буквально через речку, Москва-реку, где промышленные предприятия, энергостанции, которые не только не украшают и не обслуживают в конкретном случае городскую среду и ее жителей, а создают огромное количество проблем.

С.БУНТМАН – Ну, например, фабрика «Красный октябрь» тоже памятник сам по себе, дивное ведь строение.

Л.В.НИКОЛАЕВ – Мы не о строении говорим, а о его производстве. А менее заметные серые огромные коробки и это энергоресурсы, которые так же, естественно, было необходимо держать в центре Москвы, но сейчас глядя на эту золотую, действительно…

С.БУНТМАН – Вы имеете за «Ударником» так, да?

Л.В.НИКОЛАЕВ – Да, там очень мощные энергетические мощности.

С.БУНТМАН – Тоже очень интересное место.

Л.В.НИКОЛАЕВ – Вот, если говорить о коробке, о таком здании как здание «Красного октября», мы и примеры видим, и проект конкретный ощущаем, когда вот такие здания приспосабливаются для общественных целей, как памятники и промышленной эстетики, и культуры и инженерного искусства, они приспосабливаются и служат, я не буду фантазировать, или скорее буду, что там может быть музей некого инженерного искусства или шоколада, к чему придут люди. При этом выведется загрязнение среды, лишний транспорт и так далее, все эти производства там естественно нужно сохранять, городу нужен шоколад, энергетика и так далее, но необязательно напротив Кремля. Поэтому одна из целей этой программы была экореконструкция с точки зрения придания этой части города ее такой функции, как обслуживание людей, турист это точно такой же человек и житель, такой же турист. И если мы посмотрим и внимательно проанализируем все эту комплексную программу, которая в рамках Генплана, она как раз и нацелена на то, чтобы последовательно, очень быстрые темпы здесь, просто непомерные, и вложения нужно сделать, чтобы все это вывести, вот, последовательно превращать, выводить то, что не профильно, что сегодня не отвечает задаче городской среды в центре Москвы за пределы этой среды и максимально приспосабливать эту среду к тому, чтобы было удобно жить людям.

С.БУНТМАН – Смотрите, есть же остроумные решения помимо других, вот тоже смотрим, район Лубянки. Вот старое такое, промышленное вполне здание в Милютинском переулке, красное здание конца 19 века, сделали там французский лицей, около церкви святого Людовика, выглядит совершенно изумительно сейчас. И сразу он организовал вокруг себя, надо идти дальше и уже, чтобы и для жителей, нормально все это, гармонично соответствует.

Л.В.НИКОЛАЕВ – И что мы, к сожалению, сейчас находимся на этапе, когда фрагменты этого уже видны, но еще не перешла эта большая работа в иное качество. Вот уже проложен мост на стрелку острова от храма Христа Спасителя, но он пока уперся вот в эти корпуса, пока по этому мосту турист просто гуляет, но ему некуда дальше идти. В плане в следующем году будет строиться продолжение этого моста уже на другую сторону, таким образом, волей неволей эта середина, этот остров должен превращаться так же в туристскую среду со всеми вытекающими последствиями.

С.БУНТМАН – Хочется, чтобы она была естественной, вот, когда Роман нам пишет на пейджер: «Руки прочь от «Красного октября»». Что они имеет в виду, от промышленного предприятия, то о чем мы говорим, со своей технологией, не всегда изумительной для центра Москвы или памятник промышленной архитектуры, который ценен как, я не знаю, как определить его ценность. Вот, ну что такое, типичный американский кирпичстрой, вот, понимаете, как только мы откажемся, вот помните, сколько раз говорили «малоценно в художественном отношении», у нас столько всего, вот есть московская, когда вы говорите «среда», есть московская среда, которая состоит не всегда из одних шедевров, но это особая атмосфера, вот, как достигается то, что это живое, за счет чего, как вы считаете?

А.Н.КРИВОШЕИН – И так я хочу сказать, что если бы 2 века стояла грязная помойка, то это не значит, что она памятник, она по сути своей помойка, понимаете, что если говорить о некоторых вещах, то не всегда старое нужно сохранять, жалко, что с нами нет нашего коллеги из Охраны памятников, он бы дискутировал со мной об этом, но старое можно изменять, очищать, устранять вот этот запах помойки. Ну, допустим, сделать из этого какие-либо свои приспособления, поэтому вопрос о формах и сохранении, это вопрос отдельной дискуссии, очень большой, здесь очень важно, чтобы среда была удобной, технологичной, внутри кондиционированной, несмотря на то, что когда-то это был памятник, там топили печи, сейчас же никто не разрешит топить печь, у нас пожарники тоже одни из лучших в мире, поэтому вопрос о сохранении чего и как, это вопрос отдельной дискуссии.

С.БУНТМАН – Меня как раз и интересует, как сделать это живым. Понимаете, в чем дело, вот, если обратиться, есть система города совсем вылизанного, такой почтенный германский лад, а есть система живых таких стран как Италия, Франция, вот которые очень здорово, кажутся обшарпанными, но это не отвратительно, потому что здесь все время видно дыхание времени и живая жизнь, вот это очень важно для Москвы, потому что Москва никогда не станет штатным и не должна.

А.Н.КРИВОШЕИН – И москвичи не допустят и власть не допустит.

С.БУНТМАН – Вот как в проекте, как достигается живая жизнь?

Е.Н.ПИСКУНОВА – Я могу сказать, что территория Золотого кольца, она останется территорией с постоянным населением и именно в этом и состоит, если хотите, новизна, что с одной стороны эта территория будет комфортна для туристов, но одновременно будут улучшаться условия пребывания, проживания на этой территории постоянного населения, москвичей, и как это будет делаться, наверное, этому можно посвятить целую отдельную передачу, потому что сейчас это реализуется полным ходом и, конечно же, что бы присутствовали еще представители других органов исполнительной власти.

С.БУНТМАН – Хорошо, мы о конкретных вещах через 5 минут поговорим. Мы сейчас послушаем новости, а потом вернемся к Золотому кольцу.

НОВОСТИ

С.БУНТМАН – Мы занимаемся городом и занимаемся золотым кольцом Москвы. Сейчас я возвращаюсь к нашим гостям. Пешеходные зоны, давайте уточним это понятие, все представляют себе Арбат и окрестности.

А.Н.КРИВОШЕИН – Во-первых, когда мы говорим о пешеходном кольце, ни в коем случае нельзя говорить, что это зона, закрытая для доступа автотранспорта и любого вида транспорта, и там можно перемещаться только пешком, конечно нет. Вообще вся эта туристско-рекреационная зона – золотое кольцо Москвы, она включает в себя 15 типизированных пешеходных маршрутов, из которых можно набрать абсолютно любое множество конкретно под каждого человека, понимается так, что посетитель этой зоны, гость, он либо приезжает на автобусе, который его в определенной точке высаживает и в определенной точке подбирает, не обязательно это одна и та же точка, он может высадить в одном месте, потом переехать и забрать из другого. И турист или гость он ходит по этой зоне в том маршруте, который ему нужен, ему нужно только попасть из точки «А» в точку «Б». Гости, которые приезжают на собственном автотранспорте или на метро, если на собственном, то они, конечно, должны где-то оставить.

С.БУНТМАН – А вот где?

А.Н.КРИВОШЕИН – И вот один из самых конкретных проектов, который сейчас в разработке, это обустройство крупной автостоянки автотранспорта под водоотводным каналом от стрелки Золотого острова по сути до моста малого, как он сейчас называется, Малый каменный мост, продолжение Большого каменного моста, до Ударника, то есть, и там, где сейчас фонтаны, там вторая очередь этой парковки всего на 4 тысячи мест, это огромное количество для центра.

С.БУНТМАН – Ну, это первый крупный проект подземной парковки, потому что убожество, которое сделали в свое время около покойницы Москвы, вот это, конечно, это спасибо большое, но это было…

А.Н.КРИВОШЕИН – Тем не менее, я назвал крупную парковку, на самом деле мелких должно возникнуть много.

С.БУНТМАН – Подземные в основном и подводные.

А.Н.КРИВОШЕИН – Поэтому, возвращаясь к пешеходности, то есть нужно как в режиме «ромашка», «звезда» или из пункта «А» в пункт «Б» – линейный, то есть нужно дать гостю любую возможность пешком воспринять ту среду, о которой мы уже говорили в первой части нашей программы. Поэтому, когда мы эти маршруты говорим, они самые разные, я не буду сейчас называть все, например, Климентовский переулок, который начинается от станции метро, проходит мимо совершенно замечательной церкви Климента и выходит в Лаврушинский переулок там, где одно из самых притягательных мест.

С.БУНТМАН – Ты упирался очень в несколько вещей, во-первых, сам Климентовский переулок, который оставался и остается очень сильно застроенным торговыми изданиями, которые выросли над метро, там очень много всего понарастало, вот угол Ордынки и Климентовского переулка и, конечно, ключевая проблема самой церкви Климента, которая остается до сих пор отделом библиотеки Ленина, что само по себе неплохо, но это ни то, ни се. Слишком хорошо знаю эту церковь, где работала моя мама в отделе и знаю, как, в общем-то, там серьезно, я помню, помните, как его выкрасили, начиная по второго яруса, выкрасили, потому что низа не видно из Кремля было, вот вам и вся реставрация была. Как, кстати, с этим кварталом и церковью Климента?

С.И.ГРЕЧАННИКОВ – Вы знаете, учитывая тот факт, что в следующем году в мае месяце Москва и Россия, культурная общественность всего мира будут отмечать 150-летие государственной Третьяковской галереи, мы — правительство Москвы, помощники правительства, организация, которая непосредственно ножками, ручками выполняют эту работу, решили сделать так, что, как пилотный проект, пилотный маршрут, на котором отработать все вопросы взаимодействия и вопросы реконструкции этой зоны, это маршрут № 13, который как раз начинается от этой церкви по Климентовскому переулку, пересекает большую Ордынку и проходит на Лаврушинский переулок к Третьяковской галерее уже через Лужков мост на Репинский парк, ну и так далее к Кремлю и отправной точкой, как бы точкой начала маршрута, как раз считается площадка у церкви Климента, с нее мы и начали.

С.БУНТМАН – А что с самой церковью будет?

С.И.ГРЕЧАННИКОВ – Церковь, слава богу, частично передана уже патриархии и, конечно же, там будет рано или поздно та церковь, которая когда-то была и будет воссоздана. Вопрос упирается в то, куда вывести книгохранилище библиотекиЛенина.

С.БУНТМАН – Да, это же обменный фонд.

С.И.ГРЕЧАННИКОВ – И в настоящее время город активно думает, куда это дело перевести, и я думаю, что ну, не в этом году так в следующем этот вопрос обязательно решится, потому что нет равнодушных людей, ни Юрий Михайлович на это дело так не смотрит, ни Иосиф Николаевич Орджаникидзе, тем более патриархия к этому относится очень серьезно, поэтому я думаю, что это только вопрос времени. Кроме того, мне хотелось бы отметить, что на этом не заканчивается реконструкция самого Климентовского переулка, мы планируем прилегающую к метро Третьяковская площадку привести в порядок, там планируется воздвигнуть совершенно уникальный торгово-развлекательный комплекс вокруг и над метро, затем…

С.БУНТМАН – А как он будет соответствовать облику, потому что здесь всегда есть опасность, что он, как говорят, «Дисней-ленд», не хочется нам «Дисней-ленда» с искусственными зданиями в Москве.

С.И.ГРЕЧАННИКОВ – Сереж, давайте сразу поставим все точки над «и». Либо снимем сомнения у наших радиослушателей в том плане, что все, что делается, в туристско-рекреационной зоне – Золотое кольцо Москвы, направлено на то, чтобы все то, что не соответствует историческому облику Москвы, духу Москвы, было приведено в это состояние, в этот дух. Реконструкция, внешний декор, либо новое строительство планируется под строгим контролем наших архитекторов и Москомнаследия, привести вот в тот московский стиль, включая, кстати, почему гостиница «Россия» в настоящее время будет разбираться, потому что на ее месте планируется воссоздать московско-кремлевский стиль воссоздать, тоже самое будет в Климентовском переулке.

С.БУНТМАН – Очень важно тоже не сделать такой сусальный «Дисней-ленд». Вот, Москва очень живой город, очень много веков архитектуры, разной, кстати, одно из достижений, когда на Арбате сделали снесенный дом на углу Серебряного переулка пристроили дом, продолжающий дом 1920-х годов, это очень было хорошее решение, потому что тут же объем вот так вот замкнулся. Вот у меня вопрос такой, скажите, пожалуйста, насколько можно ознакомиться с этими планами, как они делаются, как постепенно, и насколько можно москвичам знать о том, как это будет выглядеть, что это собой представляет?

Л.В.НИКОЛАЕВ – Ну, прежде всего, сам эфир уже есть один из способов.

С.БУНТМАН – Ну, это знаете, на пальцах не покажешь и в эфире тоже, увидеть их надо.

Л.В.НИКОЛАЕВ – Тем не менее, я воспользуюсь очень коротенько, чтобы сказать, что сама идея Золотого кольца Москвы как новой среды обитания, она ведь возникла прежде всего как крупнейший инвестиционный градостроительный проект, и те институты городские, планировочные команды, которые это делали, они исходили из нормативов, они исходили из аналогов определенных, и существует подробное описание того, что есть, и что должно быть, и это, в принципе, всем доступная, совершенно незакрытая информация. С этой информацией можно знакомится, ну, сейчас пока еще через Интернет-сервер города Москвы, там эта программа опубликована, у нас ГАУ «Москва» так же есть Интернет-сервер, в котором есть раздел «Золотое кольцо Москвы», можно посмотреть там, но, начиная с этого года, вместе с нашими партнерами, если речь идет об ознакомлении с проектами и с планами, мы планируем целый ряд и публичных определенных вот таких презентаций этой программы, и достаточно подробное картографическое, например, описание зон, которые составляют золотое кольцо Москвы. Сейчас вышла такая карта Якиманки, посмотрев которую можно увидеть ту среду, которая есть и объекты, которые будут соответственно там восстанавливаться, перестраиваться. В ближайшее время такая же карта выйдет по Китай-городу, сейчас, поскольку мы заказываем предпроектные проработки, и мы первые как бы видим, что проектные институты предлагают сделать на этой зоне, мы, скажем, сделали анимационный фильм по Замоскворечью, который так же мы предложим и через туроператоров, возможно и каким-то иным способом доводить до всех желающих. Один из способов, например, то, что мы на всех выставках, которые проходят в Москве в частности, вот, выставка есть «Риалтекс» представляем всегда подробнейшую картину, что такое «Золотое кольцо Москвы» и как оно будет развиваться, в этом году, когда будет проходить выставка в мае, пожалуйста, мы всех слушателей приглашаем посмотреть и будет, вот эти анимационные фильмы, очень интересные, типа прогулки по новой Москве в той зоне, в которой человек через некоторое время окажется, когда эта программа будет сделана.

С.БУНТМАН – Скажите, пожалуйста, это очень важная, но не такая большая территория, это очень точно выбранные объекты, вот скажите, например, такой прилегающий всегда заветный, удивительным образом, вот говорят, что Москва 17-18, такая старая Москвы, но ведь старая Москва 19 начала 20 века – замечательное место и поразительный квартал, зажатый между Никольской и Ильинкой, он будет преображаться?

С.И.ГРЕЧАННИКОВ – Это как раз территория, на которой я работаю. Совершенно уникальная территория, она не только будет, она уже преображается. Это территория четвертого-пятого кварталов Китай-города, которая будет подвержена реконструкции в общей концепции с реконструкцией центра и Центрального округа. Существует определенная программа по реконструкции этих кварталов. Уже проведены инвестиционные конкурсы на реконструкцию этих кварталов, я их называю даже не столько кварталы, сколько подворья, и вот каждое подворье было выставлено на инвестиционный конкурс, где пришли, на мой взгляд, очень серьезные профессионалы инвесторы, и в настоящее время можно начинать от ГУМа от Ветошного переулка, который разделяет ГУМ и 5-ю линию ГУМа. Квартал между Ветошным переулком и Богоявленским переулком, где несколько подворий, на мой взгляд, находится в самой активной стадии реконструкции, и года через 3-4, мы увидим не новую, а, наоборот, ту старую Москву.

С.БУНТМАН – Это было задумано как деловой центр, и он очень живой всегда был, а потом скукожился чуть-чуть.

С.И.ГРЕЧАННИКОВ – Да, в настоящее время мы призваны его оживить, и он оживляется, и там будут и торговые, и развлекательные комплексы, ресторанные комплексы. Конечно же, венцом реконструкции всех этих подворий, всех этих кварталов между Ильинкой и Никольской улицей, это, конечно же, гостинично-деловые и торговые комплексы.

С.БУНТМАН – Вот, потому что гостиница недалеко, как мы говорим, это не означает, что все мы ходим вокруг гигантов типа «России», «Москвы» и других гигантских гостиниц, это означает, что должны быть небольшие гостиницы разного типа и это очень здорово.

Л.В.НИКОЛАЕВ – Есть такой норматив, что на тысячу жителей в нормально развитом городе должно быть 20 гостиничных мест. У нас, к сожалению, в центре Москвы всего 6 гостиниц, и те, кто приезжают и хотят смотреть центр практически всегда должны в него ездить. И сейчас есть план развития гостиничного хозяйства и схема размещения гостиниц до 2010 года, и в центре Москвы запланировано 16 новых гостиниц. При этом, естественно, экономика всегда стремится к тому, чтобы объект был крупным, но жизнь заставляет и, как говорится, эта среда заставляет, чтобы гостиницы были удобными, привлекательными и обслуживали в таком домашнем что ли классе, поэтому наряду и с крупными гостиницами, которые, естественно, строятся, будут гостиницы очень небольшие, в частности на Золотом острове, где сейчас вообще ни одной гостиницы нет, планируется несколько гостиниц, и количество номеров в них будет варьироваться от 20 до 60 и это, естественно, совершенно новый подход к тому, как строить гостиницу. Одна из них в скором времени будет введена, условное название «Мезонин».

С.БУНТМАН – Это где?

Л.В.НИКОЛАЕВ – Это на Кадашевкой набережной.

С.БУНТМАН – Хорошо, спасибо большое, я единственное, что хочу, вот так вот, сказать и слушателям, которые очень бурно реагируют на остров и на «Красный октябрь», запах шоколада не мешает Москве, и это любимый запах шоколада, и никто не сказал, что вместе с большими комплексами и со всеми, например, и с шоколадным музеем, и с шоколадными, кондитерскими магазинами, что там, например, не будет, как в очень многих странах мира сделано, кусочек исторического и такого штучного производства шоколада, который будет радовать всех: и старых москвичей, и новых, и не москвичей. Это тонкое очень дело, которое делается в каждом городе, главное его делать действительно тонко и, я бы сказал, остроумно, вот это еще очень важная вещь, остроумно и по-доброму. Спасибо большое.



Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире