'Вопросы к интервью
А. ПЛЮЩЕВ: 21 час, почти уже 9 минут в Москве, вы слушаете программу «Точка» на волнах радиостанции «Эхо Москвы». Здесь Александр Белановский.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Здесь. Добрый вечер.

А. ПЛЮЩЕВ: И я, Александр Плющев. Сегодня мы, как и многие другие… надо сказать, практически весь радиоэфир говорит об эволюции интернет-браузеров. Ну, и вот с финальными гастролями этой недели, поскольку всю неделю об этом шла речь, у нас вице-президент и технический директор Mail.Ru Владимир Габриелян – добрый вечер.

В. ГАБРИЕЛЯН: Добрый вечер.

А. ПЛЮЩЕВ: И Тигран Худавердян, руководитель направления мобильных и программных продуктов Яндекса – добрый вечер.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Привет.

А. ПЛЮЩЕВ: Значит, вы уже почувствовали себя звездами? – хочу я личный вопрос задать. Поскольку вы с эфира на эфир, так сказать, с интервью на интервью.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Я вот думаю, может, заболеть звездной болезнью уже? Правда, говорят, она только половым путем передается, но…

А. ПЛЮЩЕВ: Не надо намекать, Тигран.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Не, на самом деле очень тяжело, очень тяжелый у вас труд, эти все эфиры –все это очень тяжело.

В. ГАБРИЕЛЯН: Особенно по выходным.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Да. Может, лучше пока останемся…

А. ПЛЮЩЕВ: Поэтому, друзья, мы постараемся как-то хоть немножко повернуть беседу так, чтобы дополнить то, что уже было в других средствах массовой информации про браузеры. Я заметил такую вещь, что о пользователях меньше всего разговор шел, о пользователях этих браузеров. Хотел бы как раз в сторону пользователей обратиться. Тем более программа у нас такая, ламерско-пользовательская, да?

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Да, ламеры-пользователи могут нам писать на смс +7-985-970-45-45 или в Твиттер аккаунту @vyzvon. Кроме того, на сайте «Эха», как всегда, идет видеотрансляция. Ну, давайте сначала, конечно, поговорим про, собственно, браузеры, которые и Mail.ru, и Яндекс выпустили совсем недавно (Яндекс позже, на этой неделе). Вот у меня как у пользователя, как у ламера, безусловно, возник такой вопрос. Вот выпускаются браузеры под брендами компаний Mail.ru и Яндекс. Я скачиваю и, в общем-то, я вижу копию браузера, который я использовал задолго до этого – Гугл Хром. Ну, я, например, знаю, что основа – это Хромиум, поэтому как бы это похоже. Но я не понимаю, почему я должен переходить, там, на Mail.ru или на Яндекс браузеры, да, и изменять своим привычкам. Расскажите мне об этом.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Ну, можно я начну?

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Да.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Во-первых, если вы внимательно… ну, если внимательно посмотреть, то, конечно – ну, я вот сейчас говорю про наш браузер, про браузер Яндекс – конечно, браузер Яндекс отличается от Хромиума лук энд филом, ну, просто сразу же. Там и табы по-другому выглядят, и…

А. ПЛЮЩЕВ: Специально для тех, кто будет расшифровывать нашу беседу: и как выглядит, и как чувствуется, — вот это сказал Тигран.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Look and feel.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Look and feel другой, да. И страница вот нового таба, она другая. На самом деле у нас там есть много интерфейсных изменений как бы. Я не отрицаю, что, в действительности, есть общие, у Хромиума заимствованные вещи, и, в действительности, какие-то интерфейсные части Хромиума мы пока что оставили. Но совершенно точно мы практически все будем менять и шаг за шагом улучшать, делать свои какие-то…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Вот тут просто сразу хочу уточнить. «Будем делать, улучшать» – это значит, что вы будете отходить от образа Хромиума к чему-то более автономному, уникальному, яндексовскому, или как?

Т. ХУДАВЕРДЯН: Ну, если честно, то это не самоцель, отходить от образа, но дело в том, что в каждом конкретном элементе ключевом… Ну, давайте, вот если внимательно посмотреть на браузер сейчас Яндекса, то какое место говорит о том, что это Хромиум? Процесс скачивания файлов. Он идентичен, и мы сохранили пока что хромиумовский интерфейс. Мы много хотим там исправить, улучшить, а если уж это место как-то трогаем, то, наверное, будет и свой собственный интерфейс, какой-то свой, другой. Вот.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Пожалуйста, Владимир.

В. ГАБРИЕЛЯН: Ну, я поддержу коллегу, то, что все-таки уникальный какой-то интерфейс – это все-таки далеко не самоцель в том смысле, что те вещи, которые привычны и удобны пользователю, они должны такими и оставаться. Ну, а что касается браузера Амиго от Mail.ru, то, ну, он сильно отличается своим функционалом, в частности там есть очень раскидистая интеграция с социальными сетями. Это, наверное, не секрет, что Mail.ru как бы… ключевыми продуктами компании Mail.ru являются социальные сети, мы именно на этот сегмент делали упор. И, более того, если вот мы говорим о наших пользователях, мы понимаем, что именно в социальных сетях проводится большое количество времени. Соответственно, когда мы думали о том, что бы такого нам сделать еще, в том числе и в браузере, мы поняли, что есть потребность у пользователя не уходить со странички социальной сети, продолжать оставаться в онлайне в чате, продолжать слушать музыку и общаться с друзьями. Соответственно, вот то, что мы сделали, оно решает именно эти задачи. И здесь вроде ни на кого не похоже.

А. ПЛЮЩЕВ: Скольким пользователям, и вашим, и вашим, уже понравилась вся эта идею, которую вы только что изложили, они себе скачали браузер, установили и активно им пользуются? Есть ли какая-нибудь статистика у вас, которой вы можете похвалиться?

В. ГАБРИЕЛЯН: Ну, я могу… точных цифр я не помню, но это как бы…

А. ПЛЮЩЕВ: Это Mail.ru, чтоб понимали.

В. ГАБРИЕЛЯН: Да. Какие-то тысячи пользователей. Мы вообще в этот раз решили обратиться к эксперименту и запустили альфа-версию нашего браузера, для того чтобы постараться доделать его вместе с его пользователями. Соответственно, те, кто его скачивает, они отправляют нам свой фидбэк, и мы клятвенно обещаем, что, по крайней мере, следующие несколько релизов будут построены исключительно по запросам пользователей. Я не знаю, чем это закончится, но вот такой эксперимент имеет место быть. Соответственно, есть и установки, есть и запросы.

А. ПЛЮЩЕВ: То есть, я еще раз уточню. Правильно ли я понял, что речь идет о тысячах пользователей?

В. ГАБРИЕЛЯН: Да, совершенно верно.

В. ГАБРИЕЛЯН: Ну, у нас цифры немножко другие, потому что дело в том, что браузер Mail.ru Амиго вышел…

А. ПЛЮЩЕВ: Пораньше, да.

В. ГАБРИЕЛЯН: Пораньше и в альфа-тестировании, а у нас мы запустили полноценный релиз. Я не могу сейчас раскрыть цифры, но это сотни тысяч.

А. ПЛЮЩЕВ: Сотни тысяч. То есть, на порядки больше, чему у Mail.ru.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Ну, для того чтобы не вводить в заблуждение людей, эта цифра различается именно из-за того, что Mail.ru закрыто бета-тестированием.

А. ПЛЮЩЕВ: Понятно. Очень много вопросов было конкретно к Яндексу. Кстати, вот это интересная история, потому что, конечно же, те, кто все сразу пробуют – это в основном гики, ясное дело. Вот они… А те, кто пользуются соцсетями, вот на кого вы рассчитываете – совсем не гики. Ну, такие люди вовлеченные. Мне кажется, расчет был на другую совсем аудиторию. Вот. Но попробовали-то вас совсем другие люди, и, естественно, от них очень мощная критика. Я, к сожалению, не пробовал мэйловский браузер, потому что у меня вся аппаратура Mac-овская, а здесь мне администратор запрещает что-нибудь ставить, и мне его не хотелось лишний раз трогать – на «Эхе» в смысле, я имею в виду. Поэтому я не могу никакого экспертного мнения высказать по этому поводу. А вот яндексовский браузер я попробовал. И он мне очень понравился, но буквально минуты на три моего пользования, после чего он стал очень сильно грузить систему и мне пришлось от него отказаться, Тигран. Как надолго, скажи мне?

Т. ХУДАВЕРДЯН: Ну…

А. ПЛЮЩЕВ: Я Хромом пользуюсь, разумеется.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Я понял.

А. ПЛЮЩЕВ: Точнее, Яндекс Хром.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Саша хочет сказать, что у него браузер затормозил и что-то с ним случилось. Значит, почему это произошло? Дело в том, что мы… ну, у нас вот версия, которая… первая версия браузера, которой можно было полноценно пользоваться, была доступна уже два месяца тому назад. И вся компания и какая-то аудитория бета-тестеров его тестировали. Чтобы было понятно, реальное количество тестировщиков, которые активно багрепортили – это где-то тысяча человек. Любой продукт такого рода, когда выходит на аудиторию в сотню тысяч человек, количество ошибок, которые невозможно было поймать и найти в процессе вот раннего бета-тестирования, возрастает. То есть, можно было, наверное, еще несколько месяцев потренировать продукт и, там, найти, может, больше тестировщиков, но на самом деле мы бы все равно не были бы застрахованы от этой проблемы. И, в действительности, у нас сейчас есть некоторое количество сообщений об ошибках, мы собираем все эти ошибки, анализируем. Вот буквально, я думаю, на этой неделе выйдет очередной апдейт такой, который исправляет такие ошибки. Я думаю, что это вопрос недели, когда будут решены все эти проблемы. В основном это происходит, когда меленький продукт, новый продукт выходит на большой рынок, и вот сразу разные системы, разные операционные системы, разные настройки.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Раскрой секрет своей загадочной улыбки, Александр.

А. ПЛЮЩЕВ: Да нет, поступил вопрос смешной от радиослушателя Павлика из Москвы. Я его потом задам, чуть-чуть попозже. Я хотел спросить вот о чем. Несмотря на то, что у нас пользовательская программа, чуть-чуть все-таки (неразб.) о слухах, о сплетнях и так далее. Слухи и сплетни о том, что Яндекс делает свой браузер, вот свой прям браузер, они ходили очень давно, чуть, там, я не знаю, не с начала года. Ну, с весны точно, да? Вот. Ну, Тигран, ты не знаешь, когда ходили слухи, ладно, ты должен официально не знать. Вот.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Нет, я читал прессу…

А. ПЛЮЩЕВ: И вдруг, там, буквально на несколько недель раньше свой браузер выпускает Mail. Это было каким-то таким хитрым маркетинговым ходом, так, что вот мы первые, там, туда-сюда? Вот это как?

В. ГАБРИЕЛЯН: Ну, бог его знает. Я не могу сказать, что это был какой-то хитрый маркетинговый ход. Мы действительно с весны делали свой браузер. То есть, я вот не знаю, когда первые слухи…

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, про вас не ходили слухи. Извините, не хотел обидеть (смеется).

В. ГАБРИЕЛЯН: Я не знаю, это хорошо или плохо. То есть, с одной стороны, как бы хорошо, а с другой стороны, это самое… Ну, на самом деле мы с весны делаем свой браузер, вот, и сейчас у нас появилось что-то, что можно показать и попробовать получить фидбэк. Поэтому, как только оно появилось, так мы сразу и запустили – чего ждать?

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Тут Илья по смс спрашивает… ну, такой достаточно частный вопрос, но тем не менее. Как браузер отображается в Гугл Аналитикс? Как они там называются и определяются?

Т. ХУДАВЕРДЯН: Я не знаю, отображается он в Гугл Аналитикс или нет, но наш браузер имеет специальное идентификационное поле, ну, то есть его можно идентифицировать. И я думаю…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Называется Яндекс.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Ну, там есть специальное поле, где он называется Я-браузер по-английски. И я думаю, что в ближайшее время и в Лайвинтернете, и везде появится возможность фильтровать по этому браузеру.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, это, кто не понимает суть вопроса, имеется в виду статистика, у кого сколько этих браузеров, кто каким браузером пользуется и на сайт кто каким заходил.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Это как раз к вопросу…

А. ПЛЮЩЕВ: … что имеется в виду, да. Ну что же, обещанный вопрос радиослушателя Павлика из Москвы. Он просит объяснить, почему на логотипе браузера Яндекса стринги. Там буква «Y» такая стилизованная…

Т. ХУДАВЕРДЯН: Это буква «Y» английская. В действительности, некоторые люди усмотрели в нем женские стринги красного цвета. Ну, не знаю, нам логотип так понравился, что мы подумали, что…

А. ПЛЮЩЕВ: Не, он вполне себе сексуальный.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Ну, красивый логотип. Яркий, круглый. Мы очень долго выбирали логотип, будем честными, мы пытались пробовать разные формы. У нас очень много агентств нам давали разные предложения. А в итоге логотип родился внутри команды. Менеджер нарисовал, менеджер проекта, не дизайнер, нарисовал его на доске, через два часа дизайнер отрисовал его уже примерно в таком виде, который вы сейчас видите. Такая была внутренняя история успеха. И мы его показали потом внутри компании, и всем он сразу понравился.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Как-то подсознательно вдруг внезапно…

Т. ХУДАВЕРДЯН: Да, и на самом деле после этого уже возникли такие… кто-то пришел, сказал: «Ой, это же на стринги похоже». Но уже был такой успех, что… то есть, ничего до этого так не нравилось. Поэтому совершенно точно не было сомнений, что надо брать этот логотип.

А. ПЛЮЩЕВ: Вопрос, который задает Андрей Лис: «Почему старые версии Хромиум под капотом?» Ну, то есть, не последний билт, по которому это сделано.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Ну, это на самом деле технологический процесс некий. Для того чтобы собрать такой браузер с таким количеством изменений, которые сделали мы… Дело в том, что там же не просто… это не Хромиум, это Хромиум с очень-очень большими количественными изменениями, улучшениями. Я для того чтобы соединить эти улучшения с Хромиумом, нужно время определенное технически. Вот. Поэтому есть некое техническое отставание такое, мы будем его сокращать, конечно. Но на самом деле, если, там, пользователь заботится о безопасности, то разница не очень большая между 19-й и 21-м версией, ну, она буквально минимальная по исправлениям в системе безопасности. Поэтому проблем нет. Ну, то есть, это такой технический момент только.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Я бы хотел напомнить, что мы говорим сегодня о браузерах, точнее об эволюции интернет-браузеров. У нас с Плющевым сегодня в гостях вице-президент и технический директор Mail.ru Владимир Габриелян и Тигран Худавердян, руководитель направления мобильных программ и продуктов компании Яндекс. Я бы, собственно, хотел обратиться к теме…

А. ПЛЮЩЕВ: Наконец-то.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Да, да, непосредственно к эволюции интернет-браузеров. Потому что, мне кажется, все-таки есть какой-то вектор развития вообще всех браузеров, не важно: Опера, Хром, там, Сафари и так далее. И я бы хотел услышать от вас как от специалистов в этом вопросе… дать какое-то описание этой тенденции¸ что происходит в целом с интернет-браузерами, куда это движется. Владимир, давайте, наверное, с вас начнем.

В. ГАБРИЕЛЯН: Ну, если говорить именно об эволюции, то вот сам браузер по себе, он становится легче и быстрее. То есть, вот это те вещи, которые прям можно так системно проследить от версии к версии. Если, там, обратиться к исторической ретроспективе, то, помимо ускорения движков, которые есть в браузерах, прослеживается еще и постоянно поддержка новых стандартов. Там, последнее – это HTML 5, до этого это был CSS, там, когда-то появился в браузерах JavaScript. То есть, браузер меняется вместе с тем, как меняется веб. Появляется новая технология, которая улучшает наш веб, она начинает применяться в браузерах и дальше она появляется в вебе. То есть, с каждым днем количество, так скажем, программных элементов, которые вы можете использовать в вебе, оно увеличивается. Они становятся разные, они становятся более… веб становится еще более интерактивным, еще более красивым, еще более удобным. И браузер как бы – это то, что позволяет вебу становиться краше.

А. ПЛЮЩЕВ: Ты говоришь «веб-веб-веб-веб-веб» — естественно, у меня сразу возникает вопрос… я в последнее время очень мало пользуюсь собственно вебом, потому что планшеты и телефон в основном.

В. ГАБРИЕЛЯН: И планшеты, и телефон ходят в тот же веб, как ты понимаешь.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, ты понимаешь, в основном это все равно приложения. Вот. И Хром у меня в виде приложения того же, да, существует и на Айпэде, и на Айфоне. Будет ли у вас мобильная версия?

В. ГАБРИЕЛЯН: Мобильная версия, конечно же, будет. Вопрос в другом – какой она будет. Потому что, в отличие от PC, на мобильнике у тебя очень маленький экран. И это, собственно, является причиной того, что, в частности, более популярны приложения на мобильниках, чем… даже мобильный веб, даже сайты, которые заточены, так скажем, под просмотр на маленьком экране, они все равно проигрывают приложениям, которые ты ставишь локально на своей телефон, которые обладают нативным интерфейсом и, так скажем, сделаны именно для тебя как для пользователя этой платформы. Вот. Но, тем не менее, мы считаем, что за мобильником будущее, и все равно в каком-то виде это появится на мобильных.

А. ПЛЮЩЕВ: Тигран? Тебе не удастся отмолчаться. Ты надеялся, что как-то перейдем к следующему…

Т. ХУДАВЕРДЯН: Нет, я не буду отмалчиваться. Я хочу сказать, что мы сделали шаг в сторону того, чтобы стать полноценной браузерной компанией («мы» — имеется в виду Яндекс). И совершенно очевидно, что невозможно находиться на этом рынке, не предоставляя пользователю полноценное решение. А полноценным решением является решение, когда ты вышел на улицу и продолжаешь пользоваться тем, чем ты пользовался только что дома. Вот. Поэтому совершенно очевидно, что не может не быть у браузерной компании мобильного браузера. Вот.

А. ПЛЮЩЕВ: Хорошая история. Владимир Габриель, практически тезка Владимира Габриеляна из Mail.Ru, спрашивает: «Саш, спроси у них, какая самая интересная идея для пользователей, которая не повторяет ничью идею, а рождена в локальных головах этих компаний». Тигран.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Ты бы мне позвонил, Владимир, и задал этот вопрос, я тебе рассказал бы все. Ну…

А. ПЛЮЩЕВ: Давайте позвоним сейчас всем слушателям.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Ладно, сейчас расскажем. На самом деле есть две истории, что появилось в браузере в первой версии нового, в Яндекс-браузере, то, что рождено в компании. Ну, если кто попробовал, то, например, там есть такое новое интерфейсное решение, которое мы называем «табло». Мы показываем совершенно другую страницу нового таба, когда вы пытаетесь открыть новую страничку, и показываем такое же интерфейсное решение, когда вы пытаетесь в этой же странице перейти на новую страницу. Мы это называем нулевыми подсказками. Дело в том, что, когда пользователь начинает что-то набирать, браузер ему подсказывает. Он ему может подсказать поисковый запрос, а может подсказывать сайт, на который перейти. Сайт «Сбербанка», например. Там, набираете «сб», а вам уже «Сбербанк», например… Но есть ситуации, когда пользователь еще ничего не начал вводить. Ему тут тоже можно что-то подсказать. И мы подсказываем ему самые им посещаемые сайты. Анализируется автоматически история пользователя прямо на его браузере, показываются крупно логотипы восьми сайтов. По статистике, которой обладает… ну, которая есть в Яндексе, большинство пользователей чаще всего ходят, там, от пяти до десяти сайтов, где-то так.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Подождите, это про адресную строку идет речь?

Т. ХУДАВЕРДЯН: Про адресную строку.

А. ПЛЮЩЕВ: Когда ты наводишь курсор…

Т. ХУДАВЕРДЯН: … вам сразу уже показали вот эти 8 сайтов. Мы собрали статистику еще во время бета-тестирования. Люди очень быстро привыкают к этому и начинают пользоваться. Буквально они нажали, вместо того чтобы набрать даже сайт, который… не знаю, давайте представим, вашей любимой социальной сети Одноклассники, или ВКонтакте, не важно. Если вы пользуетесь этим сайтом… люди очень быстро переучиваются, просто мышкой нажать на крупный логотип – это намного удобнее. Во-вторых, мы еще также показываем, если это социальные сети, если почтовая система, показываем уведомления от этой социальной системы или почтовой системы, количество писем сколько там или непрочтенных сообщений. В общем, очень удобно. Вот это интерфейсное решение, которое полностью новое, оно не реализовано вообще нигде.

А. ПЛЮЩЕВ: Клево. Владимир.

В. ГАБРИЕЛЯН: Ну, у нас как бы альфа-версия нашего браузера, которая сейчас доступна, она целиком нами придумана, в том смысле, что те фичи, которые там есть, я их не видел ни в Эксплорере, ни в Хроме. И вот, ну, если кратко говорить, то, поставив браузер Амиго, вы становитесь всегда в онлайне для социальных сетей, у вас всегда под рукой список контактов и всегда можете пообщаться с вашими друзьями, всегда узнать о том, что вот именно сейчас ваш друг пришел в онлайн в социальную сеть. Потому что на самом деле это проблема. Когда ты используешь социальную сеть именно для общения, вместо мессенджера, тебе очень важно или постоянно быть на этой страничке, или каким-то магическим образом узнавать, что друг пришел в онлайн. Соответственно, вот теперь этот магический способ существует. Также я точно знаю, что очень много пользователей используют социальную сеть для прослушивания музыки. Эта функция тоже есть в нашем браузере. Ну, и куча таких мелких вещей, как, например, где бы вы ни серфили по интернету, вы всегда можете текущую страницу отправить в свою социальную сеть и рассказать своим друзьям о том, что она вам нравится или там что-то интересное. Вот примерно такие фичи у нас есть. И мы бы хотели в дальнейшем сделать наш браузер таким, что вам как пользователю социальной сети будет очень удобно и комфортно проводить там все время.

А. ПЛЮЩЕВ: У меня будет два разных вопроса вам последовательно, чтобы на один вы не отвечали. Значит, Мэйлу и Владимиру Габриеляну будет вопрос: появится ли версия для Мака? Ну, для меня, да? А тебе, Тигранчик, будет вопрос, соответственно…

Т. ХУДАВЕРДЯН: Появится ли версия для Линукс, наверное.

)смех)

А. ПЛЮЩЕВ: Нет, будет ли… Я сейчас сижу на Яндекс… Яндекс Интернет называется браузер, да? Назывался Яндекс Хром, теперь Яндекс Интернет. Вот. Будет ли он в дальнейшем поддерживаться в связи с появлением вашего нового? Володя.

В. ГАБРИЕЛЯН: Версия для Мака обязательно появится. Я пользуюсь Маком, и поэтому вариантов нет. Соответственно, ждите, очень скоро будет.

А. ПЛЮЩЕВ: Хорошо, попробуем тогда. Так.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Про браузер Яндекс Интернет. Дело в том, что через некоторое время все пользователи, которые сидят на Яндекс Интернете, у них браузер обновится до браузера Яндекс автоматически.

А. ПЛЮЩЕВ: А!

Т. ХУДАВЕРДЯН: Вот так вот.

А. ПЛЮЩЕВ: То есть, насильственная такая штука…

Т. ХУДАВЕРДЯН: Ну, дело в том, что нету никакой функциональности в Яндекс Интернете, которой, например, нет в Яндекс Хроме. То есть, он… браузер Яндекс, извините, браузер Яндекс в любом случае лучше. Поэтому никто не пострадает, скажем так.

А. ПЛЮЩЕВ: Слушай, а почему, вот когда вы сделали Яндекс Интернет – ну, это такая была первая проба, да? – никакой шумихи не было в связи с этим, а вот кода сделали уже…

Т. ХУДАВЕРДЯН: Яндекс Интернет – была честная кастомизированная версия без либо каких-то серьезных изменений браузера Хромиум, скажем так. Это так же, как есть, например, Фаерфокс со вкусом Яндекса, Интернет Эксплорер со вкусом Яндекса и даже браузер Опера со вкусом Яндекса.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Там основная фишка вообще в расширениях просто яндексовских фирменных, я так понимаю.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Ну, можно идти по пути расширений, там, брать просто браузер и добавлять туда расширения, и некоторые так идут. Мы, если… есть еще альтернативный путь – это играть, ну, как бы по-взрослому, считать, что ты делаешь полноценным браузер и думать не только о, ну, там, тех сервисах… как свои сервисы интегрировать в браузер, но и как его сделать лучше, даже если бы у тебя бы не было сервисом. Вот подход такой.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, вот подожди…

Т. ХУДАВЕРДЯН: Я вам хочу привести пример.

А. ПЛЮЩЕВ: Но ведь, да, есть вещи кастомизированные. Мне, например, нравится социальная сеть ВКонтакте, да? Вот. И нравится из нее скачивать… Ой, я что-то сказал, мне кажется, лишнее. В общем, нравится, что она предоставляет сервис музыки. И вот для того, чтобы иногда ее оттуда как-то задирать, есть расширение соответствующее на Хроме, соответственно, да? Мне ужасно нравится таким образом кастомизировать. Я понимаю, что там, может быть, 80% или 20% людей, я не знаю, сколько еще там, им это не надо, они себе не ставят это расширение, и хорошо.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Ну, поэтому, если мы будем производить браузер, в котором установлено какое-то определенное расширение, то он получается нишевым, практически браузером для этой аудитории. У нас же… я хочу заметить, что если вы, например, установите браузер Фаерфокс со вкусом Яндекс, то выйдет намного больше интеграции, кнопочек Яндекса: там, почта, фотки, тому подобное. Этого всего нету в браузере Яндекса, потому что..

А. ПЛЮЩЕВ: И, слава богу, нет Яндекс Бара.

Т. ХУДАВЕРДЯН: И нету Яндекс Бара, Яндекс-элемента. Здесь совершенно другой подход. То есть, в первую очередь мы пытаемся сделать очень-очень хороший браузер. Те сервисы, которые органично интегрируются от Яндекс Браузера, мы будем интегрировать. Вот. Может быть, будет еще специальная версия для…

В. ГАБРИЕЛЯН: Есть еще одна проблема с расширениями: они довольно нетривиально ставятся, и на самом деле для вот массового пользователя, не для гиков, как мы, это довольно большой порог. Поэтому им проще скачать браузер целиком, с тем вкусом, который они хотят, чем пытаться в настройках туда какое--то расширение…

А. ПЛЮЩЕВ: Но на ваших, на ваших браузерах есть или будет возможность стандартные расширения на Хром ставить или нет?

В. ГАБРИЕЛЯН: Мы поддерживаем стандартные расширения Хрома, как бы ничего плохого в этом не вижу.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Ну, формальный ответ – что, да, мы тоже поддерживаем, так же, как и браузер Амиго, но дело в том, что пользователю счастья от этого мало, потому что нужно еще специальное место, где можно прийти их выбрать и сказать: «Вот хочу Одноклассники и ВКонтакте, например».

А. ПЛЮЩЕВ: Так. Да-да.

Т. ХУДАВЕРДЯН: И вот этого места, я так понимаю, сейчас нет. Ну. в браузере Яндекс нет. Я так понимаю, что в браузере Амиго этого места тоже нет. Вот.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: В смысле, место, откуда закачивать можно?

Т. ХУДАВЕРДЯН: Да.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Как он называется? Магазин приложений для Хром.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Вот сейчас гики могут это сделать, не гики – не могут. Я думаю, что в нашем браузере это со временем будет обязательно.

А. ПЛЮЩЕВ: А, ну, то есть, нужен некоторый танец с саблями сейчас производить, в отличие от стандартного Хрома, где все это реализовано.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Собственно, да.

А. ПЛЮЩЕВ: Вот. То есть, это не невозможно, но трудно пока.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Но трудно, да. Но будет, будет доступно.

А. ПЛЮЩЕВ: Когда?

Т. ХУДАВЕРДЯН: Не могу сказать. Ну, дело с том, что на самом деле…

А. ПЛЮЩЕВ: Но это же все, за что мы любим Хром на самом деле. Ну, в основном.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Ты – наверное, да. Но если посмотреть на статистику, то, конечно…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Мало нас.

Т. ХУДАВЕРДЯН: … не приложения являются критически важной частью сейчас браузера. Конечно, они нужны, и они будут поэтому, но аудитория там не массовая.

А. ПЛЮЩЕВ: Вопросы по смс для Владимира Габриеляна, вице-президента и технического директора Mail.Ru, и Тиграна Худавердяна, руководителя направления мобильных и программных продуктов компании Яндекс, по смс +7-985-970-45-45 или более легким и продвинутым способом – через Твиттер, аккаунт @vyzvon. Вперед! И вот есть вопросы. Например: «Почему Яндекс не спрашивает, в какой каталог устанавливается?» В какой каталог устанавливается, когда это скачиваешь? Почему не спрашивает?

Т. ХУДАВЕРДЯН: Вы знаете, мы… я сейчас отвечу немножко можно более расширенно? Мы, например, в нашем браузере даже не показываем пользователю ссылочки, потому что я не знаю нормального человека, который не разработчик, которому нужно видеть вот этот вопросик, cgi, =, 33, куча…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Я не понял…

Т. ХУДАВЕРДЯН: Также не нужнопоказывать…

А. ПЛЮЩЕВ: Когда ты наводишь на ссылку, когда ты наводишь на ссылку, внизу у браузера не показывается…

Т. ХУДАВЕРДЯН: Нет-нет-нет. В браузерах наверху показывается ссылка, на которой вы находитесь. И мы эту ссылку скрываем.

А. ПЛЮЩЕВ: А, урлик в смысле.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Мы показываем красиво название. И также совершенно незачем пользователю знать, в какую папку, в какой каталог устанавливается. Зачем? Это…

А. ПЛЮЩЕВ: Подход Mac-овский абсолютно (смеется).

Т. ХУДАВЕРДЯН: Ну, не знаю, Mac-овский, не Mac-овский, но мы пытаемся убрать все техническое, все лишнее. Это все атавизмы.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Ну, не знаю, насчет того, что, там, ссылочки не нужны – это я бы не согласился…

Т. ХУДАВЕРДЯН: Ссылки, конечно, нужны, чтобы делиться ими, но их не нужно видеть. Зачем нужно видеть всю техническую информацию?

А. ПЛЮЩЕВ: Нет, ее не нет, ты ее не видишь. Она есть.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Я понимаю. Я начинаю беспокоиться, когда не вижу ссылки.

А. ПЛЮЩЕВ: Понимаешь, вот этот вопрос уже не впервые поднимается, это очень забавно.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Я думаю, через 10 лет вообще ссылок…

А. ПЛЮЩЕВ: Я думаю, через 10 лет и браузеров может не быть, ты знаешь. Как-то ты далеко шагаешь так, десятилетиями.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Видимо, стратегия разработана… А. ПЛЮЩЕВ: Ну, на самом деле, наверное, та аудитория, которая вот основная, ей, в общем, по барабану, там, есть ссылка, нет.

Т. ХУДАВЕРДЯН: На самом деле тебе тоже ссылка не нужна, ты просто это не осознаешь. Ну, то есть…

А. ПЛЮЩЕВ: Мы очень привыкли к этому, мы очень привыкли и беспокоимся, если этого нет, конечно. Знаешь, вообще к хорошему быстро привыкаешь, а к плохому – долго, но совсем вот до конца жизни. Так, сейчас, секундочку, еще есть вопросы. Так-так-так… «Объясните чайнику, как это отразится на мне как на пользователе». Да никак на вас, собственно говоря, не отразится, пользуйтесь, чем пользовались, потом, рано или поздно, как-нибудь… Тут хороший был вопрос: можно ли поставить сразу одновременно пять… оба браузера одновременно?

А. БЕЛАНОВСКИЙ: И оставить Хром там еще.

А. ПЛЮЩЕВ: Плюс оставляя при этом Хром. Да можно установить, мне кажется. Это я отвечу даже, без наших гостей. Единственный вопрос, на который я знаю ответ. Можно хоть пять браузеров установить и еще при этом даже Сафари поставить. Вот.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Слушайте, я на самом деле хочу продолжить, с чего я начал. Потому что я просто над этим думал и как-то пока не понял. Вот Тигран сказал, что Яндекс мыслит себя как полноценная браузерная компания.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Да, мы хотим такими стать.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Мыслит ли так себя Mail.Ru? – задаю вопрос…

В. ГАБРИЕЛЯН: Ну, Mail.Ru себя мыслит как Mail.Ru, и если мы решили делать браузер, мы сделаем браузер. То есть, как бы… я не знаю, что такое браузерная компания. Если говорить про браузерную компанию, как, там, про Оперу – ну, не хотелось бы. А если, там, как другие, то почему бы и нет?

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Я на самом деле вопрос к тому, что…

Т. ХУДАВЕРДЯН: Я сейчас поясню, чем это отличается. Когда делается браузер для того, чтобы помочь своему бизнес, или когда делается браузер сам по себе, то есть это независимое направление компании. И вот такой…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Тут как раз вопрос был в том, что…

Т. ХУДАВЕРДЯН: … внутреннего ощущения.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: … ведь Хромиум – это же Гугл, это же ваш конкурент. И Mail.Ru, и Яндекс взяли основу Хромиум – это Гугл. Нет ли здесь какого-то противоречия? У меня оно как-то… имеет место.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Надо же понимать, что, помимо Хромиума, там есть вебкит, есть довольно большая часть open source движка. И сам Хромиум – это как бы надстройка над вебкитом. Соответственно, мы сели, подумали и решили, что как бы если мы сейчас сгенерируем еще один движок браузерный, разработчикам счастье от этого не наступит. А потом мы прикинули, сколько это делать по времени и что мы туда можем привнести, ну, для пользователей, именно в движок. И поняли, что счастье от этого не наступит никому, включая пользователей. Решили этой дорогой не ходить.

А. ПЛЮЩЕВ: Есть вопросы, очень характерные именно для нашей радиостанции, для нашей аудитории.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Неужели про Путина спрашивают?

А. ПЛЮЩЕВ: Практически. Я бы так сказал: про Путина в прошлом некотором смысле. Вот меня через Твиттер спрашивает пользователь Насморк: «Ну, хорошо, пусть Яндекс круче, чем Хром. Но какая гарантия того, что Яндекс не стучит в ФСБ на пользователя?»

(смех)

Т. ХУДАВЕРДЯН: Очень сложно отвечать на такие вопросы. Я не знаю, как можно вообще в этой жизни что-то гарантировать, наверное, кроме как, может быть, нашему президенту – он же гарант всего. Вы пользуетесь Яндексом много лет. Если не стучит, значит, и не будет стучать. Как-то так. Наверное, история является гарантией.

А. ПЛЮЩЕВ: Репутация.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Репутация. Я думаю, что вряд ли что-то другое может глобально в мире являться гарантией.

А. ПЛЮЩЕВ: Вы не стучите на пользователей?

В. ГАБРИЕЛЯН: Нет, не стучим.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Очень хороший вопрос, как раз про наш разговор про неотображение ссылок в браузере. Что таким образом, не отображая ссылки, вы развязываете руки фишингу. Спрашивает Ярослав. Точнее восклицает.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Ну, наверное, надо пояснить, что такое фишинг радиослушателям, потому что не все знают, что это такое. Дело в том, что бывают такие сайты, которые мимикрируют под другие. Ну, например, можно взять зарегистрировать домен, там, не yandex, а yandex и в конце y.ru. Нарисовать такой же дизайн и потом предлагать ввести логин-пароль от вашей почти.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Обман, да.

Т. ХУДАВЕРДЯН: И собирать логины-пароли от почты. Дело в том, что, во-первых, мы показывает домен – это важно. То есть, в случае если… то есть, пользователь все-таки видит доменное имя, что это Яндекс. В общем, вот этого достаточно на самом деле, чтобы защищаться от фишинга. Потому что если уж это Яндекс, то дальше внутри себя обычно сайты фишинги не устраивают, так что ПатентСервис крал бы данные от других. Вот. Ну, есть еще другие технологии, как от фишинга защититься.

А. ПЛЮЩЕВ: Смотри, а там будут применяться… и у вас тоже, к вам тоже этот вопрос. Будут ли применяться технологии, которые вот у меня в том же самом Яндекс Интернете, Яндекс Хроме, есть? Ну, когда он (браузер) видит, что я зашел на какой-то опасный сайт, он меня об это предупреждает. Опасный, с точки зрения вирусов, там, и так далее.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Да. Дело в том, что … ну, во-первых, я, там, немножко расскажу. В поиске Яндекс есть специальная технология, которая определяет, сайт завирусован или нет. И если вы нажимаете на ссылку с поиска Яндекса, то вам говорят: «Эй, осторожно, там есть вирус, и лучше не переходите». Эта же технология фактически переходит в браузер. По нашим замерам, она имеет большую полноту в разы, чем у конкурентов, чем у ближайшего конкурента. И мы ее интегрировали в браузер сейчас. То есть, фактически вы сейчас защищены, не только когда вы переходите с поиска Яндекса, но и когда ходите по интернету.

А. ПЛЮЩЕВ: А что вы делаете для безопасности пользователя?

В. ГАБРИЕЛЯН: У нас есть решение от Web of Trust – это компания, которая по всему миру занимается как раз выловом сайтов с фишингом и, так скажем, ограничением доступа к сайтам с неблагонадежной репутацией. И мы пользуемся этим решением. Соответственно, наши пользователи защищены от неблагонадежного контента с помощью Web of Trust. Можно сказать, это такой антивирус для веб.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Я еще добавлю, в нашем браузере все файлы, которые вы скачиваете, будут автоматически мгновенно проверяться специальным модулем от Касперского.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Вот я уже хотел это сказать…

Т. ХУДАВЕРДЯН: Да, это такая уникальная функциональность, ее нет нигде.

А. ПЛЮЩЕВ: Хорошо. Продолжаю тему безопасности. Сергей из Пензы спрашивает: «А что в вашем браузере есть для ребенка?» Там, 16+ и так далее.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что я на самом деле не знаю, что есть и в интернете для ребенка вообще глобально…

А. ПЛЮЩЕВ: (смеется)

Т. ХУДАВЕРДЯН: У меня вот трое дети, все они маленькие, и как-то они…

В. ГАБРИЕЛЯН: Ну, мне на этот вопрос ответить чуть попроще, потому что я прекрасно знаю, чем в интернете занимаются ребенки. Ребенки занимаются социальными сетями 24 часа в сутки. Вот в браузере от Mail.Ru для ребенков есть все.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Я вначале понял, что это вопрос про безопасность…

А. ПЛЮЩЕВ: Конечно, да.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Конечно, как доступ к сервисам – это одна история, а про безопасность – другая. Но специального режима для детей сейчас там нет.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Вот, А есть ли режим… как он?.. инкогнито называется. В Хроме, когда нажимаешь Ctrl Shift N, и открывается страничка, которая не запоминает в cookies, историю и так далее.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Режим анонимности, он есть. И, соответственно, это стандартный функционал, который тянется из, так скажем, родительских движков, он у нас тоже существует. Другое дело, что надо понимать, что, в случае если вы серфите по интернету и делаете что-то неблагонадежное, то никакой режим инкогнито особо вас не спасет, потому что все равно IP-адрес ваш остается на тех сайтах, которые вы посещаете.

В. ГАБРИЕЛЯН: Единственный вот мой комментарий добавочный. Я на самом деле… ни разу у меня не возникало даже желание воспользоваться режимом инкогнито и я не знаю никого лично, кто этим пользуется.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Надо спросить слушателей, куда они ходят-то, когда используют этот режим…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: … на самом деле, ну, просто не всегда, там… сейчас редко, но вообще там куда-то…

А. ПЛЮЩЕВ: Я хожу.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: … куда-то приходишь, там, ну, чужой компьютер, да? Ну, как-то вот такие ситуации, вполне.

Т. ХУДАВЕРДЯН: У меня ни разу за жизнь не возникало такого ни желания, ни даже… Вот поэтому удивляет.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Я не знаю, я на самом деле… я пользуюсь этой функцией, она еще просто позволяет, скажем, в одной и той же социальной сети использовать несколько аккаунтов, да? Заходить, там… у тебя основной браузер стоит, там, под основным аккаунтом, ты открываешь вот это все…

Т. ХУДАВЕРДЯН: Зачем тебе несколько аккаунтов в одинаковых социальных сетях?

А. БЕЛАНОВСКИЙ: А вот так…

А. ПЛЮЩЕВ: Он сам с собой там разговаривает (смеется).

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Плющев мне не пишет ничего, я сам с собой разговариваю.

А. ПЛЮЩЕВ: Так, значит, сейчас еще, секундочку. Есть вопросы. Я напомню, смс — +7-985-970-45-45, твиттер-аккаунт @vyzvon. Значит, так. А, очень много спрашивают – и у вас везде это спрашивали, но ладно – насчет того, зачем это надо, поскольку браузер – бесплатная программа, да? Он не продается. Где тут момент, где вы зарабатываете деньги на этом? Ну, разработка же стоит денег каких-то и так далее. И правильно ли я понимаю… вот я вот так своим каким-то куриным умом дошел до двух ответов. Первый ответ: это имиджевая вещь. А второй ответ: это показ рекламы в браузере.

В. ГАБРИЕЛЯН: Ну, как мы уже обсуждали… Честно говоря, сразу отвечу: реклама в браузере – даже мыслей таких не было показывать. Это уже пройденный этап, по-моему.

Т. ХУДАВЕРДЯН: 2007-й год.

В. ГАБРИЕЛЯН: В 2007-м году в Опере был баннер – что-то как-то плохо пошло. А на самом деле история очень простая. Сейчас очень важно быть близко к пользователю. Близко – это, имеется в виду, на расстоянии одного клика. Там, пока… вот ты, когда хочешь что-то сделать, пока ты наберешь www.mail.ru, пока ты зайдешь туда, проходит время, и часто вот такие, так скажем, ежеминутные порывы, они за это время проходят. Поэтому, имея свой браузер, имея браузер с интегрированными твоими сервисами, ты всегда рядом с пользователем. Пользователь захотел поискать – вот поиск. Пользователь захотел… пользователю пришло письмо – вот уведомление. Пользователю написал друг в социальной сети – вот все рядом. То есть, идея браузера в том, чтобы упростить доступ к своим сервисам. А на наших сервисах мы умеем делать свой бизнес. Поэтому браузер оправдывает себя именно таким путем. Ну, и еще одна вещь, которая, мне кажется… Тигран, по-моему, со мной не согласен. А еще одна вещь, которая, мне кажется, что обязательно скоро будет – я считаю, что, рано или поздно, браузер окажется последним приложением, которое будет работать на PC, все остальное будет работать в интернете.

А. ПЛЮЩЕВ: Все остальное будет работать на Маке.

(смех)

А. ПЛЮЩЕВ: Извините пожалуйста.

В. ГАБРИЕЛЯН: И в этом смысле хотелось бы, конечно, чтобы этим последним приложением был наш браузер, а не какой-нибудь другой абстрактный.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Я немножко добавлю про нас. Дело в том, что, я еще раз повторюсь, у нас… на самом деле, конечно, есть внутреннее всегда желание делать браузер такой, чтобы он упрощал доступ к собственным сервисам. Это понятно, всегда такое эгоистическое желание, и мы постоянно одной рукой себя оттаскиваем от такого состояния. Поэтому, конечно, в первую очередь, вообще интересно просто сделать хороший браузер, вот без относительности ни от чего. Но, конечно, когда мы его думаем, мы думаем про те сервисы, которые у нас есть, как эти уникальные сервисы, которых нет ни у кого, они могут улучшить… есть такое слово английское, а не знаю, как его по-русски – experience. Вот ощущение. Я могу привести пример. На самом деле, если посмотреть, зачем нужны поисковые машины, они нужны только для одного – для того, чтобы попасть на сайт просто вам. Ну, то есть, невозможно запомнить миллион сайтов. Можно запомнить 10 сайтов. Вот эти 10 сайтов как-то интерфейсно делают так, чтобы… закладки красиво делают, а вот как попасть на миллион сайтов – не понятно. И фактически страницы результатов поиска, вот все это, оно… это не должно быть сайтом, это должно быть просто какой-то частью браузера, которая помогает, упрощает попасть на этот сайт. И если у нас есть возможность ускорить этот путь пользователя, то мы это сделаем, чтобы пользователь попадал на тот сайт, который он хочет, быстрее. Вот задача. Ну, просто мы поняли, что поисковая машина может помочь этому в действительности.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Михаил спрашивает, есть ли вариант portable. Ну, то есть, чтобы можно было установить тот же самый браузер, с теми же настройками, cookies и прочим на другие компьютеры, устройства.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Я сейчас так не отвечу. Наверное, можно сделать так, собрать как-то, но…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Пока не предусмотрено.

В. ГАБРИЕЛЯН: Я думаю, что сейчас можно поставить этот браузер на флешку, если выбрать путь установки, и он будет вполне себе portable. То есть, никакой привязки к компьютеру, там, к конкретному железу не существует.

Т. ХУДАВЕРДЯН: В общем, любой нормальный гик сделает за пять минут.

А. ПЛЮЩЕВ: Вот вопрос как раз не от гиков, а прям совсем от начинающих. Валерий Вольнов спрашивает: «Разберется ли с этим браузером мой дедушка? Насколько понятен интерфейс для пожилых или начинающих?» Мне кажется, я не знаю, насчет Яндекса, он там очень простой, да, это правда. Я не видел, к сожалению, Амиго, но мне кажется, судя по тому, что там есть Одноклассники, там, Мой мир Mail.Ru, наверное, там что-нибудь… это как раз для дедушек браузер-то в основном.

В. ГАБРИЕЛЯН: Ну, не только для дедушек. Мы надеемся, что все-таки аудиторией нашего браузера будут именно те люди, которые пользуются социальными сетями.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Будут еще и бабушки.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Для детей и для дедушек, получается.

А. ПЛЮЩЕВ: Еще ВКонтакте.

В. ГАБРИЕЛЯН: В Амиго мы поддерживаем популярные социальные сети: ВКонтакте, Мой мир, Одноклассники и даже Фейсбук. Соответственно, вот если дедушка или бабушка пользуется чем-то из этого, браузер осилит с гарантией.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, у вас-то все просто там. Там даже вообще одна кнопка всего.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Ну, вообще то, что мы, например, пытаемся убрать адреса страничек – это шаг в сторону наших мам, пап. Ну, не бабушек, наших родителей, например, людей, которые… для новичков. Да, конечно.

А. ПЛЮЩЕВ: Да, хорошо. Так. «Будут ли Яндекс применять завоевавшие успех расширения Фаерфокс и Оперы? Например, настройки интерфейса, NoScript, менеджер сессий, отключение изображений и другие».

Т. ХУДАВЕРДЯН: Ой-ё-ёй, очень сложный вопрос, я его даже не успел запомнить, если честно.

А. ПЛЮЩЕВ: Хочешь, я тебе повторю? У меня он написан, мне легко.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Ты думаешь, кто-то запомнил? (смеется)

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, есть расширения Фаерфокс и Оперы, которые снискали успех, завоевали успех. например, настройки интерфейса, NoScript, менеджер сессий.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Мы об этом объявили уже, мы совершенно точно будем применять… это не расширение, а базовый функционал браузера Опера, он называется Турбо. Это очень популярная штука, и ею очень многие пользуются в России. Она позволяет загружать сайты на медленном интернете быстрее специальным сжатием. Она сжимает и сам сайт, и специальным алгоритмом, который разработали в Опере, пережимает картинки так, чтобы без потери качества, но при этом они весят намного меньше. И эта технология будет доступна в браузере Яндекс в ближайшем релизе.

А. ПЛЮЩЕВ: А у вас что, Владимир, насчет завоевавших успех расширений?

В. ГАБРИЕЛЯН: Мы будем поддерживать те расширения, которые поддерживает Хромиум. И, более того, мы, наверное, выпустим свой социальный плагин в отдельном расширении, там, когда-нибудь. Не в ближайшем будущем, но это будет сделано. Что касается… как там было сказано? Снискавших популярность расширений, NoScript и так далее. На самом деле, как бы нам, айтишникам, ни было обидно, вот популярность этих решений очень невелика. И те самые вышеупомянутые бабушки и дедушки, у них даже мысли не возникает, чтобы этим воспользоваться.

А. ПЛЮЩЕВ: Не для нас, друзья, все это делается, не для нас.

В. ГАБРИЕЛЯН: И в этом ключе мы бы хотели, конечно, ориентироваться на массовую аудиторию, а не на вот такие специфические…

Т. ХУДАВЕРДЯН: Согласен с Владимиром, конечно, что мы… конечно, браузер в первую очередь рассчитан на массовую аудиторию. Означает, что мы много думаем про то, как упростить жизнь, а не еще больше усложнить. Но, с другой стороны, конечно, есть полная совместимость со всеми теми плагинами, которые сейчас есть на рынке. Это означает, что люди, которые, ну, активные, которые гики, они могут продолжать себе их устанавливать и пользоваться. И веб-мастера тоже могут пользоваться. Потому что весь функционал, который есть в Хромиуме, там, веб-консоль – ну, там много разных терминов – все это доступно.

А. ПЛЮЩЕВ: Да.

В. ГАБРИЕЛЯН: Для вот таких вот гиков, как ты, например, мы специально сейчас… Я уже говорил, что мы ведем разработку нашего браузера вместе с пользователями. И, ну, так получилось, так оказалось, что самые активные – это именно гики. И, ну, наверное, большого секрета я не открою, но мы в следующей нашей версии сделаем клиент для Твиттера. Соответственно, это вот тот самый запрос, который вот на данный момент самый массовый от наших гиков поступает, которые активно…

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, это клево, да.

В. ГАБРИЕЛЯН: … с нами переписываются. То есть, вот будет клиент для Твиттера. Честно говоря, вряд ли вот мы бы сами придумали делать клиент для Твиттера, но вот на самом деле приходят запросы… явно не бабушки. Будем делать.

А. ПЛЮЩЕВ: Да сейчас последнее время и бабушки идут в Твиттер. Ну, и хорошо. «Функция быстрого доступа к любимым сайтам, — подкалывает тебя Пауль, — уже давно есть в Опере. Что еще из собственных уникальных изобретений скопировал в свой браузер Яндекс?»

Т. ХУДАВЕРДЯН: Ой-ё-ёй, Павлик из Москвы…

А. ПЛЮЩЕВ: Нет, это другой.

Т. ХУДАВЕРДЯН: А, это другой Павлик из Москвы.

А. ПЛЮЩЕВ: Это Пауль.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Я на самом деле не очень понял вопрос.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, имеется в виду, что тебя поймали, как бы поймали…

Т. ХУДАВЕРДЯН: Как бы поймали, хорошо.

А. ПЛЮЩЕВ: Да, на том, что вот эта вот история, когда появляются… ты наводишь, кликаешь курсором, а там 8, значит, подсказочек. Это вроде бы уже в Опере.

Т. ХУДАВЕРДЯН: Нет, дело в том, что действительно браузер… компания Опера в 2008-м году придумала такое визуальное решение, называлось «визуальные закладки». Команда из Норвегии осознала, что закладки вообще никому не нужны. И тогда появился такой продукт, который называется Speed Dial. При открытии нового таба открываются визуальные закладки. Какое изменение?.. Мы сделали следующий шаг. Во-первых, мы показываем эти визуальные закладки, не только когда пользователь открывает страницу нового таба, но и когда пользователь хочет просто посетить, в этом же окне открыть сайт. И это изменение не было сделано никем.

А. ПЛЮЩЕВ: Слушай, вот буквально…. Надо заканчивать, но буквально последний вопрос, «да» или «нет» вот буквально. Вы на какую долю рассчитываете?

Т. ХУДАВЕРДЯН: На значимую.

А. ПЛЮЩЕВ: А вы?

В. ГАБРИЕЛЯН: Ну, как минимум хотелось бы быть на уровне с распространенными сегодня браузерами. Не меньше, чем Файерфокс, Опера, Эксплорер.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Спасибо большое. Это была программа «Точка», говорили про браузеры. В гостях у нас были Владимир Габриелян и Тигран Худавердян. Счастливо. До встречи через неделю.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире