'Вопросы к интервью


А. ПЛЮЩЕВ — Московское время 21 час 7 минут. Добрый вечер. С вами Александр Плющев. Начинается программа «Точка». Сегодня будем обсуждать тему, насчёт того, что блогеры становятся журналистами и знак вопроса в конце такой. Блогеры СТАНОВЯТСЯ журналистами или нет? БЛОГЕРЫ становятся журналистами? В общем, можно как угодно рассуждать об этом. Сегодня будем говорить на эту тему с шеф-редактором «LiveJournal.ru» Романом Челюскинм, Игорем Черским, создателем проекта «Best 3.0», по телефону надеемся услышать Марину Литвинович, создателя проекта «Besttoday». В студии постоянный эксперт программы Виктор Захарченко. Начнём через 4 с небольшим минуты. Прежде вступление по теме от моего коллеги Саши Белановского.

БОЛЬШОЙ ЭХОНЕТ.

А. ПЛЮЩЕВ — Продолжаем программу «Точка». Ещё раз напомню, у микрофона Александр Плющев, в гостях у нас Роман Челюскин из «LiveJournal.ru», Игорь Черский, на самом деле мы выяснили, что проект в последней итерации называется «Flash 5». Добрый вечер, господа.





Р. ЧЕЛЮСКИН — Добрый вечер, Саш.

А. ПЛЮЩЕВ — Добрый вечер и Виктору Захарченко, нашему постоянному эксперту.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Добрый вечер.

А. ПЛЮЩЕВ — А также у нас на прямой линии связи из Санкт-Петербурга, если не ошибаюсь, Марина Литвинович, создатель проекта «Besttoday.ru». Марина, добрый вечер.

М. ЛИТВИНОВИЧ — Добрый вечер.

А. ПЛЮЩЕВ — Ну, давайте так и начнём. Во-первых, чтоб Марину сильно не задерживать на междугороднем телефоне. Во-вторых, всё-таки ladies first, что называется. Я хочу спросить, прежде чем передать возможность Виктору Захарченко сделать свой блиц на 10 вопросов. К кому уж не знаю сегодня он обратит. Я хотел как раз с Марины начать и спросить у неё: есть ли ощущение, что постепенно блогофера как-то структурируется и есть ли такой процесс, как бы ты его охарактеризовала, вот, с точки зрения, может быть, создания твоего издания. Оно же тоже в некотором смысле структура. Является ли это частью характерного процесса или ты делаешь что-то из ряда вон исключительное, я не знаю. Как бы ты это оценила?

М. ЛИТВИНОВИЧ — Ну, мне кажется, что, конечно, структурирование есть, потому что вся идея «Besttoday» родилась из простого наблюдения, что в течение дня блогосфера представляет собой такую обширную, можно сказать, газету, если говорить в старом смысле, то есть газета, в которую пишет нескончаемое число добровольных журналистов, которые пишут кто новости, кто комментарии, кто аналитику, кто постит фотографии и видео. Собственно, и появилось ощущение, что из этой большой газеты можно сделать газету чуть поменьше, отбирая материалы по качеству по меньшей мере, по интересу, по злободневности. Когда ты спрашиваешь о структурированности, отвечать здесь можно по-разному. И может быть политическая структурированность или информационная, что ты имеешь в виду?

А. ПЛЮЩЕВ — Да я имею в виду даже чисто формальную сторону. Я прошу прощения, прерву ненадолго и тебя, и сам себя. Я должен напомнить, что нашу программу можно не только слушать, но и смотреть на сайте «Эхо Москвы» аж в 2 вариантах. Один четырёхкамерный с помощью наших партнёров из «Сетевизора», которые делают возможным просмотр нашей программы не только на компьютерах, но и на различных мобильных устройствах, включая iphone’ы, ipad’ы и устройства на платформе Goggle android. Также с помощью наших давних партнёров из Rutube’а. Вот, собственно, то, что я должен был сказать. Да, СМС +79859704545. А также есть такой виртуальный абонент vyzvon, он сидит в Twitter’е, ему можно reply’ить, и я это увижу как ваши сообщения. Так вот, Марина Литвинович на проводе, я имел в виду даже чисто не только… ты уже говоришь более глубоко… не только политическую или даже контентную составляющую, а скорее такую формальную. Ну потому что появляются издания. Вот, смотри, у нас сегодня получается в гостях сразу 3 издания, которые так или иначе являются агрегаторами блогов. Мне кажется, этот список не исчерпан ещё к тому же этими тремя изданиями, тремя людьми. Соответственно…

М. ЛИТВИНОВИЧ — Я считаю, что ниша ещё осталась в принципе, потому что мы, например, берём в основном общество… очень мало берём культуру или светскую жизнь, вообще не берём. То есть мне казалось, что, например, по светской жизни точно ниша не занята, и из блогов можно кое-что выбирать и вполне себе делать отдельный продукт. Мне кажется, что то количество контента, которое есть в блогах, оно до сих пор как бы не до конца оформлено агрегаторами, я думаю, что появятся ещё какие-то.

А. ПЛЮЩЕВ — Угу. Хорошо. Сейчас тогда мы делаем так. Как будет тебе удобнее? Чтобы мы тебе перезвонили или ты повисишь немного на трубке, пока у нас будет блиц от Вити Захарченко, это будет минут за 5.

М. ЛИТВИНОВИЧ — Ну, хорошо, я повишу.

А. ПЛЮЩЕВ — Отлично. Поехали.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Коллеги, если позволите, вопросами помучаю Романа. Их в последнее время сильно мучают. LiveJournal… «ЖЖ» можно называть в эфире?

Р. ЧЕЛЮСКИН — Лучше LiveJournal.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Лучше LiveJournal, понятно. Вопросы касаются самого LiveJournal. Вы главный редактор LiveJournal.ru, но вопросы так или иначе затрагивают всю платформу как таковую… 10 коротких вопросов, 10 коротких ответов, к которым можем вернуться в ходе программы. Если готовы, начинаем? Сколько россиян ежемесячно читают LiveJournal?

Р. ЧЕЛЮСКИН — В России, в географическом сегменте зарегистрировано 5 миллионов пользователей.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Читают.

Р. ЧЕЛЮСКИН — Читают миллионы. К сожалению, цифру точно не могу сказать. Миллионы.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Хорошо, какими темпами прирастает читательская аудитория «ЖЖ»?

Р. ЧЕЛЮСКИН — Темпы прироста хорошие. Я могу сказать. например, про наш портал L:iveJournal.ru. Где-то 50-60% ежегодно прирастает.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Сколько россиян ежемесячно пишут в «ЖЖ»?

Р. ЧЕЛЮСКИН — Много читателей, естественно, в «ЖЖ», в LiveJournal, больше, чем писателей. Ну это как бы очевидно. Причём, в LiveJournal достаточная большая доля, например, путешественников…

В. ЗАХАРЧЕНКО — Ну из 5 миллионов сколько человек пишут каждый месяц хотя бы одну запись?

Р. ЧЕЛЮСКИН — Это много.

А. ПЛЮЩЕВ — Хы-хы. Хороший ответ.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Хороший ответ, да. Ваше определение. Что такое блог?

Р. ЧЕЛЮСКИН — Блог – это личный дневник, личное пространство человека, в котором он отражает своё настроение, свои эмоции, делится какими-то впечатлениями, мыслями с другими пользователями.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Какое главное отличие блога от СМИ?

Р. ЧЕЛЮСКИН — СМИ обязано проверять информацию, достоверность информации, а блогер этого не делает. Естественно, мы знаем случай, когда блогеры понесли уголовную ответственность за свои записи, но их немного, в отличие от большого количества СМИ, которые могут пострадать, там, отослать лицензию, им могут вынести предупреждение.

В. ЗАХАРЧЕНКО — LiveJournal.com – это СМИ или нет?

Р. ЧЕЛЮСКИН — LiveJournal.com – это платформа.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Известны ли вам случаи получения блогом в рамках LiveJournal свидетельства о регистрации СМИ?

Р. ЧЕЛЮСКИН — Попытки были у известного блогера «Оттенки Серого» Сергея Мухамедова. Но, как я знаю, что у него была попытка, но она ничем не закончилась.

В. ЗАХАРЧЕНКО — В чем конкурентное преимущество LiveJournal как средства массового информирования перед остальными платформами?

Р. ЧЕЛЮСКИН — У каждой блог-платформы, у каждого social-media есть своя ниша, своё позиционирование. В России LiveJournal ориентирован в последние годы… то есть LiveJournal меняется, я могу следить за теми изменениями, которые произошли, там, 5 лет, 3 года назад. Он стал более социально-политически ориентирован. И отличие LiveJournal от других блог-платформ – LiveInternet, Facebook, это большое количество политического и социального контента.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Почему Twitter в России растёт намного быстрее, чем LiveJournal?

Р. ЧЕЛЮСКИН — Ну, во-первых Twitter – он появился позже, чем LiveJournal. Здесь надо смотреть исключительно по цифрам. И всё-таки LiveJournal – это блог-платформа, которая позволяет большое количество букв, в отличие от Twitter’а, где 140 символами ограничивается запись.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Ну и последний вопрос. Можете ли вы гарантировать, что сейчас в состоянии LiveJournal выдержать DOS-атаку той мощности, которая случилась в апреле?

Р. ЧЕЛЮСКИН — Я могу сказать, LiveJournal.ru это выдерживало, и предыдущие DOS-атаки. Мы работаем над этим, надо так ответить.

И. ЧЕРСКИЙ — А глючило совсем не из-за DOS-атак.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Спасибо большое за ответ. У меня буквально маленькая…

И. ЧЕРСКИЙ — Атаки-то оно выдерживает.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Маленькая ремарка. Я смотрю на Google Trends, на статистику. Уж не знаю, вы на trends опираетесь или нет, но LiveJournal.ru находится сейчас на посещаемости на уровне апреля 2009 года.

А. ПЛЮЩЕВ — 2009?

В. ЗАХАРЧЕНКО — Приблизительно прямая линия.

И. ЧЕРСКИЙ — А взлёт когда был?

В. ЗАХАРЧЕНКО — Взлёт, ну, зафиксирован в январе.

И. ЧЕРСКИЙ — Потом всё пошло вниз.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Спасибо большое.

А. ПЛЮЩЕВ — Да, друзья. Я единственное… у меня всегда есть некая, знаешь, такая совестливость. Вот, поскольку деньги считаются у единственного участника сегодняшнего эфира – у Марины Литвинович, мне хочется как можно скорее этот процесс завершить и не сильно вгонять её в растраты. Вот. И давайте вот какую тему затронет, после чего Марина выскажется, мы её отпустим. Влияет ли на блогеров вот этот процесс, то, что они постепенно фактически пишут в издания. Ну, вот, Besttoday по какому принципу формируется, насколько я понимаю. Во всяком случае, как я туда попадал, да? Пишешь ты какой-нибудь пост, там, политический, не политический, не знаю, но который принимает внимание в том числе и вашей редакции. Вы его помещаете и присылаете там ссылку – мы тебя, значит, опубликовали. Вот. Само собой, ну, одно дело, там, я, другое дело – люди, которые, может быть, никогда нигде не публиковались. Тут происходит к нему некоторое внимание или они чувствуют своё влияние, да, и, видимо, может быть, стремятся ещё раз попасть на это… либо, наоборот, не стремятся больше никогда и никуда не попадать не дай Бог, потому что тоже понятно, бывают всякие разные последствия твоей такой, вот, популярности, да? Либо с ними ещё что-то происходит. Они меняют свой стиль письма под это. Только под это затачивают. Ну, я не знаю. В общем, что происходит по твоим наблюдениям, Марин?

М. ЛИТВИНОВИЧ — Ну, конечно, люди в основном радуются, когда попадают к нам на сайт. У нас был даже один случай, когда человек попросил свою запись удалить. Я так понимаю, он действительно испугался, мы сделали сюжет, который пошёл в блогах. Был он связан с тем, что блогеры обсуждали, что случилось с вице-премьером Сечиным. Он просто резко похудел. Появился на публике, все увидели, что он резко похудел. Мы об этом сделали сюжет. И один человек… к нам попал тоже. И он написал, попросил его убрать. Это был единственный случай, когда человек к нам обратился. Вот, но в целом, конечно, люди начинают чувствовать, что они что-то пишут такое, что привлекает внимание читателей, потому что бывают интересные случаи. Мы находим запись, она очень интересная, очень важная, она готова поспорить с какой-нибудь статьёй в приличной газете. При этом там 0 комментариев, то есть никто не читает по каким-то причинам. Мы вытаскиваем к себе, в общем, видим потом, что к человеку начинают уже ходить люди, появляются friend’ы, то есть, безусловно, это такой способ вытаскивания новых талантов, как мне кажется, и это очень позитивно влияет, то есть набирается такой… набирается новая обойма новых авторов, и мы их стараемся, конечно, всё время заполнять, находить новых, но есть костяк, есть костяк, который действительно часть пишет о политике, часто пишет об обществе, они чаще всего к нам попадают.

А. ПЛЮЩЕВ — Никто из таких авторов не выставлял вопрос о том, что вообще неплохо бы уже как-то и заплатить?

М. ЛИТВИНОВИЧ — Нет, такого не было. Несколько авторов как-то возражали, что мы их цитировали. То есть какое-то было обращение, что просто в принципе, пожалуйста, не цитируйте мои записи вообще никогда. То есть не приходите ко мне, не забирайте мои записи. Ну, такое было. Я не знаю, с чем это связано. Мы извиняемся, говорим, что никаких проблем, больше не будем, потому что мне кажется, что всё-таки аудитория приходит после нас к людям и замечает их.

А. ПЛЮЩЕВ — Понятно. Спасибо большое. Марина Литвинович, создатель проекта BestToday, на этом, вот, как раз процессе… не процессе даже, а вопросе оплаты я перейду к Игорю Черскому. Он уже представляет проект «Flash 5». У вас же каким-то образом для писателей, да, вот, есть блогеры-читатели, как мы выяснили от Романа, есть блогеры-писатели… для блогеров-писателей ещё это дело и монетизировано.

И. ЧЕРСКИЙ — Да, это именно так. Собственно, у меня идея всё-таки платить блогерам что-то, да, возникла тогда, когда «ЖЖ» и другие социальные сети захлестнула лавина так называемых проплаченных постов. Причём, их тоже можно делить на разные категории, да, я могу себе представить, что, например, не знаю, там, какая-нибудь компания «Рено» везёт какому-то там фотографу, там, в роде Сергея… куда-то там тестировать новую машину, потом выходит отчёт, да, то понятно, что как бы он съездил, он об этом написал, да, и денег ему не платили, потому что его свозили, ему обеспечили… это нормально, как в любой журналистике, да?

А. ПЛЮЩЕВ — Ну, да.

И. ЧЕРСКИЙ — Это я бы не относил к категории проплаченных постов, да? Но есть, к сожалению, печально известные службы типа Блогун, их миллионы, клоны какие-то, да, которые за какие-то несчастные, там, 300 рублей или там ещё что-то, да, предлагают людям писать позитивные вещи, там…

А. ПЛЮЩЕВ — Суммы – это самое обидное во всей это истории.

И. ЧЕРСКИЙ — Там даже дело не в суммах. Дело в том, что они шлют письма, да, вот, блогерам, да, ну вот если у него хоть какая-то аудитория есть, они ему говорят – вот, давай ты напишешь позитивный отзыв о таком-то продукте, да, положим, макароны, там, «Дядя Вася», ты напиши, что они хорошие, а мы тебе за это заплатим. И блогер каким-то образом… да, и там должны быть какие-то ключевые слова, и так далее… и вот он за эти свои 3 копейки пишет – а я недавно пошёл, попробовал макароны «Дядя Вася», а потом ты вбиваешь в поиске, да, и выясняешь, что ещё тысячи вот этих…

В. ЗАХАРЧЕНКО — Эпидемия макаронов «Дядя Васи».

И. ЧЕРСКИЙ — Да, они все попробовали макароны «Дядя Вася» при разных условиях, да, и определили, что они хорошие. Хотя ты понятия не имеешь, что это за макароны. И вот этой дрянью загажена вся лента «ЖЖ». Это читать было совершенно невозможно.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Или хотя бы они просто ставили тег «реклама», это было хотя бы честнее.

И. ЧЕРСКИЙ — Ну, я согласен, да.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Так они зарабатывают, но это у них такая аудитория, считают, что так нужно, мы поставим честно тег «реклама», да, этот пост проплачен. Пусть все читатели, все пользователи видят, что это реклама макарон, и так далее.

А. ПЛЮЩЕВ — Я боюсь, рекламодатель не очень согласится.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Кто хуже – Блогун или тот, кто подписался этот делать?

И. ЧЕРСКИЙ — А я не знаю, кто из них хуже. Нет, это в любом случае мерзость – и то, и другое, потому что человек – это уже же не частный блог, он уже начинает размещать рекламу, да? Причём, как бы, ну, платят за эту рекламу копейки, а он за копейки готов на любую мерзость. Ну ладно бы ты уже взял бы больших денег, потом уже взял пример… и он бы хоть…

В. ЗАХАРЧЕНКО — Нет, я не в защиту самой идеи, просто предложения… очень часть это делается сугубо с целью простой оптимизации, то есть как нужно, там, нагенерить какой-то текст с ключевыми словами – то же самое. Нужно создать 30 ссылок в «ЖЖ»…

И. ЧЕРСКИЙ — Ну, это понятно.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Ерунда, где они будут размещены… сугубо оптимизация.

И. ЧЕРСКИЙ — Нет, я сейчас говорю не про подробности, а про результат. В результате мы имеем огромное количество просто мусора, спама, бреда…

В. ЗАХАРЧЕНКО — Шума.

И. ЧЕРСКИЙ — В котором надо выискивать, вот… меня коллега очень хорошо понимает, потому что ему тоже приходится…

Р. ЧЕЛЮСКИН — Дискредитирует очень сильно вообще блог-платформу и вообще контент. Потому что один раз человек зашёл, увидел мусор у дяди Вани, завтра он ещё что-то зашёл, и в третий раз он уже может не зайти.

И. ЧЕРСКИЙ — Ну вот, а в качестве протеста я очень хотел найти какую-нибудь или фирму, или предпринимателя, да, который будет платить блогерам за посты, которые они уже написали сами о чём угодно. Просто интересно написанные посты. В общем, то, ради чего был создан когда-то «ЖЖ», да, и благодаря чему он развивался, потому что можно было зайти в «ЖЖ», и ленту читаешь… там интересные посты… один куда-то съездил, репортаж, да? Другой – у девушки какое-то настроение интересное, или что-то ещё, да? А сейчас заходишь – сплошной копипаст, и так далее. И вот я долго ходил, искал, вот, причём… ну, было забавно, потому что если обращаться в какую-то крупную фирму, в какой-то автомобильный концерн, да, ну, для них в принципе выделить сколько-то денег на поощрение просто блогеров – ну это слону дробина, да? Ну, они говорили – нет, а прибыль, а как же это… я говорю – ну у вас есть деньги на пиар, на рекламу, что вам, жалко, что ли? Нет, ну, да, но как мы это проведем, и так далее. Тут совершенно случайно меня моя знакомая познакомила с бизнесменом Артуром Перепелкиным. Значит, ну, человек достаточно известный в бизнесе, вот, ну, в частности, мы ему обязаны, конечно, вот, флагман, который он придумал, в общем, сделал какие-то бастионы, достойная вещь. В общем, он много всего… человек очень много разных…

В. ЗАХАРЧЕНКО — Реклама звучит в эфире «Эхо Москвы».

И. ЧЕРСКИЙ — Хорошо, хорошо, хорошо. А у вас же другая не звучит. Обычно же прорывается. У вас нет. Ну, неважно, короче, вот, у него много разных бизнесов, и как бы я когда ему это предложил, он говорит – ну, а ты гарантируешь? Ты будешь хороших людей отбирать? Это не будет какая-то… ну, я всё-таки 6 лет был редактором в журнале «Максим». Наверное, я постараюсь. Ну, давай. И он выделил просто определённую сумму, которая позволяет поощрять не только авторов, да, но и обозревателей, которые их находят. Как работает механизм? Например, ты, Саш, прочитал интересный пост, да, там, Васи Петрова, да, тебе понравился пост Васи Петрова. Ты берёшь и нам на «Flash» присылаешь этот пост, то, что он написал. Ну просто копируешь, да, но в начале обязательно ставишь ссылку на исходный пост и пишешь, что это написал Вася Петров. Если это соответствует правилам нашего, значит, дайджеста «Flash 5», мы это публикуем. Ты как обозреватель получаешь 50 рублей, а Вася Петров получает 100 рублей, да, но просто за то, что он взял и написал хороший пост. Но когда он писал, он не подразумевал, что ему за это кто-то заплатит, да? Я согласен, что это не очень большая сумма, да, но как бы, во-первых…

А. ПЛЮЩЕВ — Я тебе даже больше скажу – это в три раза меньше названной тобой суммы, которую обещает Блогун.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Блогун, да.

И. ЧЕРСКИЙ — Я согласен…

В. ЗАХАРЧЕНКО — Но это честные 100 рублей, за которые не стыдно.

И. ЧЕРСКИЙ — Честные 100 рублей, и лучше написать 3 хороших поста, чем три вот этих…

А. ПЛЮЩЕВ — Чем один.

И. ЧЕРСКИЙ — Да, чем один вот этот мерзкий проплаченный… а потом, опять же, ну, мы себе отдаём отчет, что, ну, как бы не всем нужны эти 100 рублей, да, для кого-то это смешная сумма, вот, и поэтому у нас есть опция. То есть если автору они не нужны, то он просто, там, разрешает там перечислить эти деньги в фонд «Справедливая помощь» doctorliza.ru , и там постоянно накручиваются какие-то суммы, да, и там когда нужно что-то экстренно, там, купить бездомным еды, там, не знаю, там, больным, там, малоимущим что-то там, лекарства…

В. ЗАХАРЧЕНКО — У меня две ремарки, Игорь, если позволите. Я глупый вопрос задам. А зачем писать условно говоря на «Flash» или какой-то другой агрегатор, какой бы он ни был, если есть Facebook с прекрасной кнопкой Like, и по этим лайкам… ну, я считаю, что люди нажимают на Like, да, там, наверное, тоже есть боты, но скорее всего нажимают живые люди, и по числу этих одобрений можно понять, что популярно, а что нет. Допустим, я пользуюсь двумя или тремя сервисами, которые фильтруют мой в Facebook’е Twitter-потоки, выделяют из моей friend-ленты, там, 5-10 публикаций, сколько уж я захочу ползунком переставив, то, что будет мне наиболее интересно. Вы же говорите человеку – напиши письмо, и вот мы выделим, ну, то есть…

И. ЧЕРСКИЙ — Я согласен, да.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Какая-то ненужная надстройка, на самом деле, уж извините.

И. ЧЕРСКИЙ — Немножко сложнее. Но я просто объясню. То, что ты сейчас упомянул, свои лайки, это твои лайки, то, что нравится тебе.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Так.

И. ЧЕРСКИЙ — А мы пытаемся объединить, да, и Facebook, и «ЖЖ», и другие платформы, вот, где мы увидели что-то талантливо написанное или интересное, да, мы пытаемся свести всё это в один дайджест…

В. ЗАХАРЧЕНКО — То есть более субъективная точка принятия решения, правильно? Вот, условно говоря, Плющев написал вам, один человек… ну, Плющев – это СМИ всё-таки.

И. ЧЕРСКИЙ — Ну, да.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Как его называют. Это авторитетный человек, и его мнение скорее всего будет важно широким массам…

А. ПЛЮЩЕВ — Вообще, молодец, усвоил многое за годы участия… молодец.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Вам присылает некий пользователь, у которого вы смотрите – он читает 5-ых в ЖЖ пользователей, и сам подписан на 8-ых, он вам присылает ссылку, и шансы есть, что он тоже пролезет к вам?

И. ЧЕРСКИЙ — У него как раз шансов больше. И я продолжу. То, что говорила Марина. Вот, Марина сказала, что она очень часто находит интереснейшие посты, да, где комментариев нет, потому что никто не читал. Это как раз следствие того безумного распространения этих ботов, этих фальшивых… этой бесконечной…

В. ЗАХАРЧЕНКО — Все накручивается.

И. ЧЕРСКИЙ — Да. Вот, найти что-то… вот, мы уже с Романом опытные редакторы, мы можем, да, а вот нормальный читатель, да, он заходит, он видит этот поток спама, и он просто, не знаю, уходит…

В. ЗАХАРЧЕНКО — Это альтруизм чистой воды или какой-то есть… ну, я понял, скорее это благотворительная составляющая с перечислением в фонд…

А. ПЛЮЩЕВ — Doctorliza, да.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Но это не бизнес?

И. ЧЕРСКИЙ — Нет, конечно, это не бизнес. Это не приносит никаких денег Артуру Перепёлкину, потому что он делает такое доброе дело. Ну, вот… мы все иногда делаем какие-то добрые дела. Вот, он захотел сделать такое доброе дело, он его делает.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Ну, вас надолго хватит, чтобы фильтровать всё это?

И. ЧЕРСКИЙ — Сколько уже… полгода этим занимаемся, фильтруем.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Я если правильно понял, у вас есть и сообщество в LiveJournal?

И. ЧЕРСКИЙ — Да, там оно называется «Best 3.0», ну, «Flash 5»…

В. ЗАХАРЧЕНКО — И, собственно, сам сайт?

И. ЧЕРСКИЙ — Ну, сайт есть, да, сейчас просто как бы будут направлены усилия, чтобы сделать… к этому нас как раз подтолкнули апрельские эти события в супе, когда не работал… у нас же изначально «Flash 5» был как устроен? Мы вообще не копировали пост целиком, мы ставили анонс.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Ссылку на…

И. ЧЕРСКИЙ — И отправляли читать к автору. Это мало кто делает. Вот, даже СМИ у нас официальные – они крайне редко дают ссылку на автора, то есть, например, какой-нибудь там тот же «Слон», да, он, например, у кого-то что-то возьмёт, да, и там даже если будет ссылка на автора, то ты её нажмёте, вы попадёте на тот же слон, где будет как бы страничка этого автора. То есть к автору нет, потому что у нас крутые СМИ очень переживают, что не дай бог они дадут ссылку на автора. Правда, уже появляются порядочные… «РИА Новости» дают ссылку на блогеров, да, там «Комсомолка», kp.ru, тоже даёт. Вот они честно, да, то есть они взяли картинку из блога, они ставят ссылку на автора, это, конечно, приятно. Вот, а что касается проекта «Flash 5», вот, как бы, опять же, продолжая тему, да, мы стараемся, да, привести к интересным авторам читателей, потому что, ну, сам «Flash» он недавно существует, но уже почти 2000 читателей есть, да? И, ну, грубо, если они в день зайдут к кому-то, да, то вот у него уже, там, аудитория, да, и многие его добавляют… и человек понимает, что он написал что-то интересное, сфотографировал или рассказал, и есть смысл продолжать, потому что это всегда очень обидно, когда ты что-то написал, и нулевой отклик, да, это никому не нужно.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Ещё тогда про агрегацию, Саш, если позволишь. Дотошность моя, связанная со статистикой…

И. ЧЕРСКИЙ — Давай, давай…

В. ЗАХАРЧЕНКО — Залез ещё в статистику LiveJournal.ru по версии Top-Mail, тоже как бы не рост. Если конечно так показать Роману, то, наверное, рост…

Р. ЧЕЛЮСКИН — А там по сравнению с каким периодом?

В. ЗАХАРЧЕНКО — Ну, это стабильное падение, наверное, с… а, хотя это короткий период. Да, это короткий отрезок. Ну, наверное, это апрельское падение.

Р. ЧЕЛЮСКИН — Апрель может быть с мартом это падение. Но по сравнению с апрелем этого года, по сравнению с прошлым годом, то там однозначно рост.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Ну, о-кей, LiveJournal.ru – это вещь, связанная с LiveJournal.com, и понятно, что есть возможность для кросс-прома. Вы говорите, что у вас 2000 подписчиков. У Марины на её BestToday это сейчас в данный момент это 5000 в сутки по данным LiveInternet.ru. К чему веду? Слышали, да, о том, что история Дига, она в стагнации, вернее, даже падении, и проект очень близок к своей смерти. А это крупнейший, наверное, агрегатор, который был. Диг умирает. Вы говорите о том, что работа по агрегации. Да, там были, вот, ну скорее возможность и большая возможность для накруток, для работы ботов, технических вещей. У вас же очень большая субъективная штука по отбору качественного…

И. ЧЕРСКИЙ — У нас ручная работа, да.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Тем не менее, агрегация… к чему она вообще движется? Вот, это все-таки псевдосми получается.

И. ЧЕРСКИЙ — Псевдосми…

В. ЗАХАРЧЕНКО — По большому счёту вы не заказываете у блогеров статьи…

И. ЧЕРСКИЙ — Нет, конечно.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Вы просто шерстите и говорите, вот, мы насобирали десять лучших статей.

И. ЧЕРСКИЙ — Нет, я считаю, что и мы делаем, и Роман делает – это примерно одно и то же. То есть у нас же как получается? У нас в последнее время получается, что СМИ уже вторичные, а блогеры первичные. То есть очень часто появляется информация… то есть блогеры – они везде, их миллионы… сколько там у нас одних ЖЖ-шников?

Р. ЧЕЛЮСКИН — 5 миллионов.

А. ПЛЮЩЕВ — 5 миллионов.

И. ЧЕРСКИЙ — 5 миллионов.

Р. ЧЕЛЮСКИН — 30 в мире, 5 миллионов в России.

И. ЧЕРСКИЙ — Если представить эту картину, да, каждый блогер – это такой маленький пиксель, который разбросан по всему миру. Эти пикселы – они улавливают информацию, да, свет, звук слова, в общем, то, что происходит вокруг этого пикселя. И он выкладывает это у себя в блоге. Кто-то делает это лучше, кто-то делает это хуже, да, но если рядом с пикселом произошло какое-то значимое событие, то уж он как-нибудь его запечатлит – камерой, мобильным телефоном, ещё чем-то. Ну что-то у него будет, потому что не этот, так соседний. И вот получается первичная информация, да, что блогер Вася Пупкин выложил у себя первым, как рухнула труба у завода. Дальше по идее, значит, это моментально себе тащут в первую очередь жёлтая пресса успевает урвать, естественно, без всяких ссылок на Васю Пупкина. Потому что кто такой Вася Пупкин? Да никто. Блогер, который случайно оказался рядом. А мы же СМИ, то есть понятно, что это наш корреспондент, потому что по нынешним временам очень мало осталось СМИ или агентств, которые могут себе позволить такую широкую сеть журналистов, такого количества пунктов, которым обладает ЖЖ тот же самый.

В. ЗАХАРЧЕНКО — LiveNews платит за видеосюжеты.

И. ЧЕРСКИЙ — Ну, LiveNews – это, ну, давайте ещё про канализацию сейчас вспомним… ну, она есть в городе, но просто… ну, можно не обсуждать сейчас, потому что LiveNews платит за сюжеты, снятые камерой мобильного телефона, подсунутых под дверь туалета, и, там цвет трусов Жанны Фриске или ещё что-то, ну, это немножко не наша область интересов.

Р. ЧЕЛЮСКИН — Спрос рождает предложение.

И. ЧЕРСКИЙ — Ну, это они так говорят. На самом деле если бы этой мерзости не было, никто бы не умер, мне кажется. Так вот, эти пиксели, да, и дальше это попадает в газеты, которые выходит, а потом это попадает в журналы. Журналы – они же вообще за 2 месяца делаются. В результате если журнал не делает свою мощную редакционную часть, какие-то свои съёмки, какие-то свои репортажи, какие-то свои поездки, да, то по сути любой журнал – это Интернет двухмесячной давности, потому что в основном всё оттуда, да, как там ещё… тогда получается закономерный вопрос – а зачем тогда нужны все эти газеты и журналы, да?

А. ПЛЮЩЕВ — Для тех, кто сам не ищет ничего в Интернете или не ходит туда. У меня сейчас будет вопрос к Роману. Вообще создание LiveJournal.ru для меня с имиджевой точки зрения было несколько противоречивым. Почему? Потому что, ну, получается, что если ты отбираешь что-то лучшее, да, с твоей точки зрения, как платформа, таким образом немножко дискредитируешь платформу. Дескать, у нас, конечно, полно дерьма, но зато мы для вас, вот, лучшее на этой страничке всё-таки отберём. Может быть, я не прав, я не знаю.

Р. ЧЕЛЮСКИН — Ну, вопрос субъективности — он всегда присутствует в любом случае, я, честно говоря, не верю в объективные СМИ. В любом случае редактор напишет один заголовок, выберет другой источник, и так далее. Мы ориентируемся прежде всего на рейтинги, которые существуют. Ну, если, например, запись Навального про Транснефть попала в рейтинг, то мы не можем не опубликовать, потому что благодаря рейтингу, благодаря количеству просмотров и других характеристикам автоматических эта запись популярна.

А. ПЛЮЩЕВ — Роман, это ты какой имеешь в виду рейтинг, когда…

Р. ЧЕЛЮСКИН — Автоматический рейтинг. Ну, на LiveJournal.ru у нас тоже есть, ну и, соответственно, это комовский рейтинг, который, там, по просмотрам…

А. ПЛЮЩЕВ — Угу.

Р. ЧЕЛЮСКИН — Это первое. Но самая главная наша миссия – это популяризация блогосферы. То есть когда, например, человек, который не знаком с блогосферой, да, зайдёт к кому-нибудь в дневник, да, и увидит рекламу супа от Дяди Васи, ну, раз зайдёт, второй раз, третий зайдёт, и он реально может разочароваться, и уже дальше не заходить. Ну, может быть, дальше ему кто-нибудь… к кому-то пришлют ссылку на фотографии Анастасии Волочковой, понравится, кому-то на Алексея Навального, кому-то тоже может понравиться, но мы существуем, для того чтобы человек как такое некоторое СМИ, каждый день заходил и узнавал, что происходит в блогосфере, какие есть интересные посты, выбирал интересных авторов, которые ему наибольше подходят, потому что у нас есть, помимо главных страниц с самыми горячими постами в новостной блогосфере, есть ещё тематические разделы, там, женский журнал, путешествия, кино, технологии, и так далее.

А. ПЛЮЩЕВ — Да, вот, мне как раз интересно было бы о принципах отбора. Потому что я понял, каким образом, ну и там невооруженным глазом видно, каким образом у BestToday отбираются посты, у Марины Литвинович. Более или менее понятно, что происходит во «Flash 5». Я это называю такое «новости простых людей» в хорошем смысле.

И. ЧЕРСКИЙ — Да, мы к этому и стремимся.

А. ПЛЮЩЕВ — В хорошем смысле этого слова, да, новости простых людей там… что конкретно человек подсмотрел, там, увидел, я не знаю, что в его жизни произошло, как правило, с картинками. Всё очень интересно. Каков принцип отбора у вас?

Р. ЧЕЛЮСКИН — Значит, отбирает это всё редактор. Он пользуется как открытыми источниками, это рейтинги, это friend-ленты, и так далее, и другими инструментами, которые выработаны на протяжении большого опыта. Ну, либо первый принцип – это, конечно, запись, которая набрала уже в данный момент популярность, но для нас наибольший интерес публиковать ту запись, которая находится на взлёте, которая, мы видим в ней потенциал, что она очень интересная, но пока ещё в связи с тем, что, может быть, блогеры не совсем популярны или прошло не так много времени, мы её своей публикацией на LiveJournal.ru, мы её подтолкнем к росту популярности.

А. ПЛЮЩЕВ — Ну, на самом деле, если я правильно понял, у вас как в любом таком стандартном СМИ есть разные раздели, и вы под них подбираете, да, там, есть, там, спорт, я не знаю, есть политика, есть женщины, там, не знаю, что там ещё.

Р. ЧЕЛЮСКИН — Путешествия, технологии, кино.

И. ЧЕРСКИЙ — Как раз есть на все случаи жизни…

Р. ЧЕЛЮСКИН — На все интересы.

И. ЧЕРСКИЙ — Ну, опять же, важно отметить, что они ничего не редактируют, они пишут анонс, но сохраняется полностью текст автора, это коренное отличие от основных СМИ, где текст автора может быть изменён до неузнаваемости, и с точностью до наоборот. То есть в этом как бы, вот, я вижу преимущество, да, вот этих… web 2.0, web 3.0…

А. ПЛЮЩЕВ — Угу.

И. ЧЕРСКИЙ — Называется миллион названий, но именно сетевые издания… то есть точно так же, принцип одинаковый, что у Марины с BestToday, что у LiveJournal.ru, что у нас… мы ничего у автора не искажаем. Вот, то, что он написал, то мы и ставим, да? Иногда просто пишется анонс.

А. ПЛЮЩЕВ — Тут хороший вопрос задаёт вольный художник из Соликамска, он прислал нам на сайт этот вопрос, и я его сейчас прочту буквально через полминуты, сейчас должен напомнить, что в гостях у нас Роман Челюскин, шеф-редактор LiveJournal.ru, Игорь Черский, создатель проекта «Flash 5», Виктор Захарченко тут же присутствует. Наш СМС +79859704545 и абоненту vyzvoy в Twitter’е вы можете направлять свои reply’и, мы их увидим как ваши сообщения. Так вот, вольный художник из Соликамска спрашивает: «Можно ли современную блогосферу Рунета назвать тем самым гражданским обществом, которого всегда не хватало в нашей стране?». Дальше он развивает мысль уже такую, в чисто журналистскую сферу идёт: «В связи с тем, что некоторые частные блоги становятся слишком влиятельными, например, блог Навального и Литвинович, насколько необходимо раскрученным блог-сервисам, например, администрации LiveJournal или другим подобным предъявлять определённые требования к блогерам с целью повышения подачи качественной информации и её объективности. Если такие требования вводить, то не будет ли это воспринято как попытка ввести цензуру в Рунете?». Ну, несколько похоже на разговор человека самого с собой, но тем не менее. На самом деле есть несколько интересных здесь проблем упомянуто. В частности, качество. Потому что когда ты делаешь издание, то у тебя должна быть нижняя планка качества, ниже которой ты не опускаешься. Но, тем не менее, если у тебя есть какие-то авторы, на которых всегда идут и какие-то авторы, которых ты считаешь интересными, но на них не ходят, там, ну, возникает вот эта вот проблема отбора, которая, как известно, базовая функция журналистики. Как вы решаете эту проблему, Игорь и Роман?

Р. ЧЕЛЮСКИН — Ну, смотрите, сейчас можно вернуться к такому сейчас модному очень спору – вытеснят ли блоги традиционные СМИ и как они будут жить? Моё мнение – конечно же, нет. Блогеры – это очевидцы. Блогер, вот, возьмите, например, сейчас очень популярно сообщество, которое создано год назад. Это «Ру_ведёрко». Это пользователи, которые фотографируют на улицах автомобили со спецсигналами, которые нарушают всевозможные правила дорожного движения. И в данный момент они выступают просто очевидцами, они публикуют в своём сообществе эту фотографию. Дальше уже профессиональные журналисты могут взять эту информацию для своего журналистского расследования. Выяснить, что за чиновник был, какие санкции к нему будут применены, и так далее. Вот такая ситуация, и как бы… и, естественно, конечно, многие блогеры… я сам как бы достаточного много читаю постов. И в LiveJournal, и в других блог-платформах. И, конечно, это несравнимо с той профессиональной подачей, которая есть в средствах массовой информации. Очень часто я вижу посты достаточно известных блогеров, ну, они… там большое количество текста, и зачастую, не знаю, там, не всегда удаётся понять, о чём суть. В отличие от заметки в газете, где есть литподводка и, там, можно быстро понять…

А. ПЛЮЩЕВ — Я, честно говоря, часто и в газетах-то не понимаю. Да. Игорь.

И. ЧЕРСКИЙ — Ну. На какой из двух вопросов ты хочешь, чтоб я ответил первым. Гражданское общество?

А. ПЛЮЩЕВ — Нет давай гражданское общество отложим. Если мы даже не успеем, ничего страшного с ним не случится, я думаю. А вот как раз о качестве…

И. ЧЕРСКИЙ — Качество материала. Хорошо, смотри.

А. ПЛЮЩЕВ — Да.

И. ЧЕРСКИЙ — Ну, как бы у меня, да, как у редактора, у меня критерии очень простые, да? Во-первых, это должно быть интересно, ярко, там, ну, насчёт необычности не знаю, потому что посты, в общем, обычные. Но там должно быть что-то свежее, по крайней мере. Это раз. Вот. Единственное, по моим критериям это может не пройти, если это написано абсолютно безграмотно, да, но не творчески безграмотно, потому что есть творческие люди, которые специально что-то коверкают, и так далее, а когда… долгое же время существовал этот подонковский язык, сейчас уходит…

А. ПЛЮЩЕВ — Ну, да.

И. ЧЕРСКИЙ — Но жертвы-то остаются, которые больше никак писать не умеют. И когда если человек даже, ну, вот, он что-то выложил какие-то фотографии, но там идут комментарии на таком языке, то это публиковать… ну, это невозможно, это просто, не знаю, оскорбление аудитории, я считаю.

А. ПЛЮЩЕВ — Ну, если у Игоря такой проект можно его назвать… я бы его назвал даже благотворительным проектом абсолютно во многих смыслах этого слова, благотворительным по отношению к блогерам, благотворительным по отношению к doctorliza’е, то ваш проект LiveJournal.ru – это составляющая коммерческого проекта LiveJournal.com, правильно ведь?

Р. ЧЕЛЮСКИН — Ну, это проект компании…

А. ПЛЮЩЕВ — Продукт, да. Мне очень интересно, за что вам платят деньги. Ну, не в том смысле, что вы бездельничаете, там, или ещё что-нибудь, нет. А в том смысле, как определяется критерии вашего успеха. Вот, если это, конечно, не коммерческая тайна ваша, как, вот, допустим, у вас там происходит? Может быть, и никак, я не знаю, но вас начальство вызывает и говорит – сегодня плохие показатели, или, там, в прошлом месяце были лучше. То, что Витя Захарченко уже затрагивал каким-то образом.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Типа как количество переходом с LiveJournal.ru на LiveJournal.com.

А. ПЛЮЩЕВ — Что должно случиться, чтобы вам дали премию?

Р. ЧЕЛЮСКИН — Во-первых, это, конечно, статистика, статистика роста. На данный момент LiveJournal.ru – это более 100 000 уникал в день посещений. То есть год назад…

В. ЗАХАРЧЕНКО — Сколько из них заходят напрямую, а не с LiveJournal.com?

Р. ЧЕЛЮСКИН — Ну, напрямую, то есть прям вбивают LiveJournal.ru либо… процентов 20. Дальше уже по ссылкам, потому что зачастую, если мы берём чей-то материал, то блогер у себя ссылку расставляет, и также достаточно часто активно многие СМИ берут нашу информацию, стали от нас ссылки… именно для того чтобы нам… проще взаимодействовать со средствами массовой информации, мы создали информационную службу LiveJournal, мы делаем на дайджесты блогосферы, рассылаем всем заинтересованным средствам массовой информации. На сегодняшний день их более, ну, около… более двухста, там, ВГТРК, Russia Today, Коммерсантъ, Газета, Лента. Также у нас была совместная программа на телеканале «Дождь», сейчас она тоже возобновится, и совместная программа на радиостанции «Коммерсант-ФМ», обзор блогосфры. Просто я говорю, что мы все в своей миссии занимаемся тем, что мы популяризируем блогосферу. Естественно, количество переходов в LiveJournal.ru, в оригинальный блог автора, естественно, рост количества его читателей, рост количества friend’ов – это естественно всё учитывается. Есть свежий пример. Станислав Кучер, это политический обозреватель «Коммерсант-ФМ», мы начали его публиковать в декабре месяце, и на тот момент у него было 100 friend’ов, сейчас у него полторы тысячи. То есть те люди, которые, ну, знакомы с блогосферой, они могут сказать, что в принципе это достаточно хороший показатель, и, причем, у Станислава Кучера один текст, никаких фотографий и никакой такой, ну, заманухи, как у потребительского контента. Это ежедневный политический комментарий.

А. ПЛЮЩЕВ — У него тексты эротичные. Слушайте, я вот что хотел ещё спросить, пользуясь случаем. Просто вообще не очень имеет отношение к нашей сегодняшней теме, но раз уж у нас здесь представитель LiveJournal’а есть, может быть, вы не знаете, Роман, может, знаете, я не знаю, Арис Ресин из Тучково спрашивает: «А каким образом Навальный обрёл право зафрендить 10000 друзей, что впятеро превышает лимит платного аккаунта?».

Р. ЧЕЛЮСКИН — Ну, эта возможность есть у абсолютно любого пользователя, нужно просто написать… оставить запрос в сообществ LJ.ru support. Некоторое время назад, когда была эта ситуация с Навальным, когда было увеличено количество friend’ов. В LJ.ru support есть большая инструкция, и любой человек может…

В. ЗАХАРЧЕНКО — Сколько использовалось?

Р. ЧЕЛЮСКИН — Я не могу сказать, просто здесь очень много… ну, Алексей Навальный, понятно, это сделал, для того чтобы бороться с ботами и спамом, для того чтобы мог friend’ить своих друзей. Просто людей, у которых больше 10000 френдов, их на самом деле не так уж и много. И каждый человек должен понимать, когда он френдит тот объём френд-ленты, которая у него будет после того, как он включит эту…

А. ПЛЮЩЕВ — Мы все понимаем, что Навальный не читает эти 10000 человек. Боюсь, что…

Р. ЧЕЛЮСКИН — Но эта функция есть.

И. ЧЕРСКИЙ — Прочесть достаточно сложно… а 10000…

А. ПЛЮЩЕВ — Невозможно. Несколько сотен ты читаешь… лента у тебя обновляется в режиме реального времени. Кстати, интересная тема. И вот здесь был в предыдущей программе мой коллега из слон.ру, мы когда-то вместе работали в Newsweek’е, Александр Баунов. Он подсказал тему… наоборот развернуть её… журналисты становятся блогерами. Мы как-нибудь поговорим отдельно на эту тему.

И. ЧЕРСКИЙ — Перед тобой тут сидят…

А. ПЛЮЩЕВ — И, вот, кстати, Игорь… ну, ты знаешь, в некоторой степени я тоже, знаешь, здесь… так что…

В. ЗАХАРЧЕНКО — И я тоже.

А. ПЛЮЩЕВ — И перед тобой тоже…

В. ЗАХАРЧЕНКО — Говорил, по-моему, герой «Простоквашино… в этой стране президенты становятся блогеры… о чём речь?

А. ПЛЮЩЕВ — Да, потихонечку да, а как иначе? Можно будет тоже как-нибудь отдельно поговорить на эту тему.

В. ЗАХАРЧЕНКО — У меня ещё про Навального вопрос. Есть большое ощущение, возможно, оно предвзятое, ощущение, что всё-таки вы со звёздами своими заигрываете, то есть с теми людьми, которые… ну, вот, я смотрю, опять-таки, ложь, большая ложь и статистика… Google trends говорит о том, что наибольшее пересечение по аудитории – «Русский репортер» на втором месте, «Газета» на третьем, Open Space, «Новая газета», Высшая школа экономики. На первом месте стоит сайт rospil.info. У вас наибольшее пересечение именно с Алексеем Навальным. Да, Алексей – это сейчас тренд, медиатренд, во всех отношениях трендам тренд. Тем не менее, вот, истории все, в том числе связанные с Егором Жгуном, да, публикации его видеоролика, и был шум по поводу того, что на западе бы такую проблему решили просто – выдворили бы спорщиков за пределы платформы, а вы, тем не менее, вам в какой-то степени приходится заигрывать со звёздами, потому что если они уйдут, то, ну… меня, но мне кажется, что они ничего не потеряют, уйдя с «ЖЖ» на свободную площадку как блогеры.

Р. ЧЕЛЮСКИН — Мы не заигрываем, но, естественно, как любое СМИ, не то что как… а как любая блог-платформа заинтересованы в хороших известных блогерах, и, опять же, вот, возвращаясь к вопросу о включении, там, функции больше 10000 френдов, это может делать абсолютно каждый. И, ну, как бы… ну, никакого заигрывания нету.

А. ПЛЮЩЕВ — Убедительно, Роман, убедительно сказали.

И. ЧЕРСКИЙ — Потом я не очень согласен с утверждением, что человек ничего не теряет, если он уходит с ЖЖ, потому что как раз он теряет…

А. ПЛЮЩЕВ — Аудиторию.

И. ЧЕРСКИЙ — Ты же озвучивал… 2/3, по-моему.

Р. ЧЕЛЮСКИН — Большое количество примеров, когда люди уходили из LiveJournal, естественно, они потеряли свою аудиторию…

В. ЗАХАРЧЕНКО — Возвращаются часто?

Р. ЧЕЛЮСКИН — Конечно. Очень много блогеров. У каждого, наверное, блогера известного были такие ситуации, когда он написал – всё, я ухожу из ЖЖ.

И. ЧЕРСКИЙ — Головокружение от успехов.

Р. ЧЕЛЮСКИН — Я устал, я ухожу. Через некоторое время всё равно без этого жить не может, сначала одну строчку написал, потом другую, а потом всё понеслось.

А. ПЛЮЩЕВ — Я не знаю, у меня не было. Спасибо большое. Роман Челюскин, шеф-редактор LiveJournal.ru, Игорь Черский, создатель проекта «Flash 5», Виктор Захарченко, постоянный эксперт нашей программы были сегодня с вами. Через пару часов, нет, уже через час будет программа «Попутчики» с моим участием, так что я не прощаюсь, но гостям нашим до свидания. Спасибо большое.

Р. ЧЕЛЮСКИН — До свидания.

В. ЗАХАРЧЕНКО — Спасибо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире