'Вопросы к интервью
26 декабря 2010
Z Точка Все выпуски

Дополнительные услуги. Навязывают ли их сотовые операторы?


Время выхода в эфир: 26 декабря 2010, 21:09



А.ПЛЮЩЕВ: В Москве 21 час 8 минут, добры вечер, у микрофона Александр Плющев, в эфире программа «Точка». Сегодня вообще необычный день. Мало того, что «Точка» была в прошлом часе (кто пропустил, тот опоздал), видеотрансляция будет выложена и на сайте «Эха Москвы», и на сайте plushev.com, звук, там же будет и расшифровка – в общем, все как обычно. Это раз. Во-вторых, сегодняшняя «Точка» практически чуть ли не последняя в этом году. Да, последняя в этом году. Посвящена, как ни странно, не интернету. Вообще, по идее, стоило бы, наверное, собраться как-то интернет-экспертами, подвести итоги года. Но я подумал, что это мы в случае чего успеем и в январе сделать, никуда не убегут от нас итоги года. А сегодня у нас совсем необычная «Точка» тем, что она посвящена, по сути, по большому счету, и не очень-то интернету. Но слушатели и те, кто активно комментируют мои блоги и на «Эхе Москвы», и вообще в интернете, они давно, очень давно, ну, наверное, где-то, чтобы не соврать, чуть не полгода просят сделать на эту тему передачу. И, вот, наконец, мне удалось.



Удалось каким образом? Дело в том, что на эту тему – вы сейчас услышите, о чем идет речь, Саша Белановский доложит как это обычно бывает. На эту тему я приглашал представителей трех наших операторов связи и согласился только один. Какой это и кому, собственно, выражать респект и кому отдуваться за всех троих в какой-то степени придется, вы узнаете через 5 с небольшим минут после небольшого эссе от Саши Белановского, который введет нас в тему разговора.

(передача «Большой Эхонет»)

А.ПЛЮЩЕВ: Ну вот вы поняли. То есть это различные услуги, которые сотовые операторы нам предлагают. Мы считаем, может быть, некоторые из нас считают, что нам навязывают. Я бы хотел от себя историю небольшую рассказать. Я не буду даже называть оператора – это не был «Мегафон», представитель которого, директор по связям с общественностью Петр Лидов сегодня у нас в гостях. Добрый вечер.

П.ЛИДОВ: Добрый вечер.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну вот, Петр, еще минутку буквально внимания я задержу, а потом с вами начнем разговор. Так вот, у супруги моей, у которой тоже телефон от Билайн… Ой, я сказал оператора, да? Ну не важно. (смеется) Значит, как и у меня, и оформлен он на меня. Ну, вот, ей как и многим абонентам этой компании подключили услугу «Привет», она же известна в других компаниях как услуга «Гудок». Она бесплатная, а там проинформировали, что через некоторое время она станет платная, но ее можно отключить. Вот, когда мы взялись отключать ее, это было довольно сложное занятие. Там то по техническим причинам нам почему-то ее отказывались отключать, роботы, то они срывали звонок, то еще что-то. Как только мы ее отключали, сразу же приходила смска, что «Дорогой наш потребитель, вам опять подключена услуга «Привет». Нет, слова «опять» там не было – просто «Подключена услуга «Привет», через некоторое время она станет платной, но вы ее можете совершенно спокойно отключить». В общем, эта круговерть длилась довольно долго, до тех пор пока мы не связались с живым оператором. Живой оператор нам отключил эту услугу, после чего нам пришла смска, что нам вновь подключена услуга «Привет».

Когда, наконец, моя супруга позвонила живому оператору и совершенно в непристойных выражениях поговорила с ним и это было… Это очень стыдно, на самом деле, но это единственное, что смогло подействовать. И рассказала, что она работает на федеральном телеканале, из каких мест ей звонят и что она думает по поводу той мелодии, которую ей включили вместо гудка… И только это подействовало на оператора связи – больше оттуда не приходило ничего, слава богу, и так далее. Со мной, опять же, была история. 10 месяцев у меня без моего ведома, оказывается, была подключена услуга «конференц-связь». Ну, деньги вернули, все такое.

Я хочу выразить огромный респект Петру Лидову, который сегодня пришел, потому что он – единственный из всех трех операторов. Я их приглашал, все они под разными, благовидными или другими предлогами сказали, что по этой теме они спикеров предоставить не могут. Я не знаю, почему они трусят разговаривать на эту тему или не хотят общаться почему-то. Но, вот, Мегафон будет отдуваться, по сути, за всех операторов нашей страны. Вопросы свои вы можете задавать по SMS +7 985 970-45-45. Единственное что я хотел сказать, теме этой мы посвятим не всю программу, а где-нибудь половинку, чтобы нам не замыливаться откровенно, потому что есть еще другие вопросы и к Мегафону, и вообще к операторам сотовой связи. И об интернете тоже. Мы вернемся, все-таки, на поле, которое занимает наша программа, и о миллионном деле тоже поговорим Мегафоновском. Так что вы не стесняйтесь по темам ваших вопросов, не ограничивайте себя только дополнительными услугами. Редкий случай, когда вас не ограничивают в теме. Так что +7 985 970-45-45.

Теперь, вот, к Петру Лидову у меня вопрос. Вот, описанный случай. Во-первых, Саша Белановский что-то там перечислил, я только что сказал. В практике вашей компании они случаются? Вы делаете такое? Вот, у вас есть, что вы предлагаете какую-то услугу бесплатно, потом говорите «Вот, она у нас с какого-то момента станет платной, но вы можете отключиться»?

П.ЛИДОВ: Ну, я, во-первых, хотел бы сразу оговориться, что я, конечно, не представляю здесь всех операторов, представляю только компанию «Мегафон», хотя, конечно, во многом, наверное, компании похожи в своих услугах – ну, это объективно такой фактор конкуренции. Но то, о чем я буду говорить, это о компании Мегафон – я, к сожалению, наверное, не знаю и не могу говорить о других компаниях.

Что касается нашей работы, то да, работает примерно так. Такие услуги у нас, безусловно, есть – это дополнительные услуги. Они предлагаются нашим клиентам в момент того как клиент покупает определенный тариф.

А.ПЛЮЩЕВ: Они уже включены в тариф.

П.ЛИДОВ: Они уже включены в тариф, да, там есть целый ряд различных услуг. Значительная часть из них – бесплатная, незначительная часть, как правило, 2-3 услуги – они платные. И, действительно, мы даем клиенту возможность попробовать эту услугу неделю обычно, после этого она становится платной, о чем мы информируем абонентов путем отправки им SMS. Ну, собственно, вот так вот.

То есть наш подход – он очень простой. Что навязывание услуг – это практика порочная и мы ею не занимаемся. Но, безусловно, понятно, что многие абоненты (чего уж греха таить), они когда покупают тариф, не особо вчитываются вообще, что там есть. И, собственно, можно сказать, что это, наверное, их проблема. Но с другой стороны, наверное, это проблема информирования их в том числе. Поэтому мы считаем, что предоставлять максимум информации о том, что там есть, и решать вопросы, которые возникают, — это очень важно.

По поводу решения вопросов. Если у абонента возникает, там не знаю, подозрение или какие-то проблемы с тем, что он подключил ту услугу, которую он не хотел, или ему что-то с его точки зрения навязывают, то, конечно, надо обращаться в службу поддержки оператора, идти, там я не знаю, в салон оператора или звонить в службу поддержки и эти вопросы решать. И здесь мы обязательно в любом случае разбираемся, и к каждому такому запросу подходим индивидуально, понимаем, что, собственно, человеком движет и какие у него есть проблемы, стараемся их решать.

А.ПЛЮЩЕВ: Но с другой стороны, мне вот просто интересен сам принцип. Это я мог бы сравнить с тем, что, ну вот, знаете, по домам ходят разные люди, предлагают попылесосить что-нибудь, чтобы купили их чудо-пылесос. А если бы они, например, не предлагали попылесосить, а оставляли бы пылесос, потом говорили «Ну, вы, в принципе, можете легко его отнести на первый этаж, допустим, через месяц. Вы можете пока попылесосить бесплатно, а через месяц можете его отнести на первый этаж. Но если вы через месяц его забудете, то за каждый день мы с вас будем брать деньги. Но так – бесплатно, пожалуйста». И вот такая вот ситуация. Мне кажется, что это откровенное навязывание услуги. Почему? Потому что я могу через месяц уехать. И более того, этот пылесос, кстати, получается так – я не мог бы отказаться от его получения, они бы его, условно говоря, мне в окошко забрасывали ночью. Например так. Ну, правда. Потому что, естественно, люди забывают об этих услугах. Вот, я, например, человек более или менее продвинутый, с техникой там как-то еще чуть-чуть могу обращаться. Но все вокруг меня, все в моей семье, начиная от жены, которой телефон нужен только звонить и отправлять смски, больше ни для чего. Она просто не разбирается в его устройстве и не хочет в нем разбираться – имеет на это полное право. Моя мама, пенсионерка, моя дочь, школьница – они все, никто не обязан знать, как чего, в какой там последовательности набирать цифры, кому куда звонить и так далее. Почему они должны это делать? Я вот этого никак не понимаю. Дети, например. Я очень много, часто звоню на телефоны, слышу там услугу вот эту «Гудок» или «Привет». И в большинстве случаев, когда я спрашиваю: «А ты ее заказывал?» Мне говорят: «Да нет, вроде нет». А я говорю: «Ты знаешь, что это там рубль в день или, там, сколько там, 2?» Как правило, люди не в курсе.

П.ЛИДОВ: Ну да. Я начал про пылесос. Пылесос мы в окно не забрасываем. Вообще, при подключении, безусловно, абонент получает всю информацию о том, что у него в тарифе находится. Более того, он подписывает договор, в котором все это перечислено. Ну, здесь можно сослаться на невнимательность, незнание, что мне купил кто-то тариф в другом месте. Это, наверное, очевидно, проблемы здесь, с одной стороны, со стороны абонента, который не сильно интересуется и думает, что там ничего такого дополнительного нет, а, на самом деле, оно включено. Но с другой стороны, наверное, есть и доля определенная вины того, кто продает, собственно, ему этот тариф – что его там должным образом не информируют.

Продажи у нас идут в разных местах. Есть дилеры, есть люди, которые продают со стоек, есть собственные салоны. Я думаю, что это просто, ну, наверное, такая болезнь роста определенная нашей мобильной отрасли. Мне кажется… Вот, мы, как раз Мегафон активно сейчас развивает собственную розницу, собственные салоны связи, где тарифы продаются, где есть квалифицированные консультанты, которые все это в обязательном порядке обязательно подробно объясняют. Объясняют как это можно отключить прямо сразу, причем, отключить потом и так далее. Здесь, конечно, нужно больше информации.

Формально, с формальной точки зрения мы абонента информируем. И когда он подписывает договор, он пишет, что «Я, вот, подписывая этот договор, проинформирован, все прочитал, знаю и так далее». Но с другой стороны, конечно, надо понимать, что люди не все внимательно читают, поэтому мы информацию в обязательном порядке размещаем на сайтах, инструктируем свои службы поддержки, чтобы они это все рассказывали при обращениях. И опять же, ну, со всеми бывают такие ситуации, у нас число таких обращений, сразу скажу, не очень большое. Конечно, нужно обращаться и мы обязательно эти вопросы будем решать.

С другой стороны, важно отметить, что вот эти дополнительные услуги как раз это, ну, для нас понятно, что это, во-первых, источник развития, потому что развивается отрасль и мы предлагаем новое и придумываем всякие новые дополнительные услуги. Во-вторых это понятно, что это источник дохода для компании. Ну и в-третьих, мне кажется, очень важно понимать, что эти сервисы – они востребованы. То есть если бы они были не востребованы, они бы не продавались – тут действуют законы рынка. Большинство абонентов – они пользуются, среди них большое количество пользователей этих услуг, ну, я, вот, сам гудок периодически заменяю. Хотя, я, конечно, честно буду говорить, за это не плачу. Но если б надо было, наверное, заплатил бы.

А.ПЛЮЩЕВ: Друзья, ваши вопросы по +7 985 970-45-45, я сказал не ограничиваться, конечно, одной темой. Другое дело, с другой стороны, давайте не будем превращать сегодняшнюю программу в службу поддержки. Я не знаю, у вас хорошо служба поддержки работает, Петр?

П.ЛИДОВ: Да, у нас есть телефон 0500 – лучше звонить туда и задавать им вопросы, потому что я, конечно, на что-то смогу ответить, но в большинстве случаев я буду просто перенаправлять, потому что я не большой специалист.

П.ЛИДОВ: Не-не, есть, кстати, вопросы очень конкретные, но у нас… Я бы хотел просто в обсуждение проблем каких-то превратить сегодняшнюю передачу, а не в… Там, например, вопрос: «Когда на этом тарифе будет отключено то-то и подключено сё-то». Ну, друзья, я думаю, что, может быть, мы как-нибудь с Петром отдельно для этого соберемся и, если будет на то взаимное желание, поговорим как раз на конкретные такие вопросы.

П.ЛИДОВ: У нас есть, кстати, специалисты хорошие, мы проводим такие прямые линии. Ну, это, скорее всего, с коммерческим руководителем, там, скажем, столичного филиала, потому что тарифы региональные и это мы можем совершенно спокойно сделать, в прямом эфире рассказать обо всех тарифах, что куда там подключается, какие есть тарифы в роуминги, особенно во всякие сезоны праздничные, когда люди ездят.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, я бы хотел сейчас прямо закончить разговор о вот этих подключаемых услугах – можно ли как-то оценить их количественно? Мне, вот, очень интересно, сколько, например, на дополнительных услугах, которые подключаются уже после того как человек приобрел тариф, не в него включены, а после. Сколько зарабатывает на этом оператор сотовой связи?

П.ЛИДОВ: Ну, вы знаете, я вам конкретную цифру раскрыть, к сожалению, не могу, но могу сказать, что это не существенная доля в наших доходах. Да, мы подключаем их во время подключения тарифа, после мы ничего туда не добавляем – вот это принципиальная вещь. Если там, конечно, по условиям договора могут меняться цены на какие-то из этих услуг, но, собственно, сами они уже там изначально заложены. То есть никаких таких добавлений без ведома абонента, конечно, не происходит.

Рынок этот развивающийся, он, в принципе, перспективный, как я уже сказал. Сумму называть не буду, но могу сказать, что это очень незначительная часть совокупности всех наших доходов. У нас вообще 80% примерно дохода – они идут от голосовых услуг. И, кстати, наверное, предвосхищая историю про роуминг – тоже очень многие считают, что для операторов это какой-то такой, колоссальный источник заработков…

А.ПЛЮЩЕВ: Это золотое дно.

П.ЛИДОВ: Да. У нас заработок в роуминге международном не превышает 1% всей структуры доходов, причем еще не факт, что мы много зарабатываем на этом. Вот. Так что сумма небольшая, но опять же тут важно знаете, что понимать?..

А.ПЛЮЩЕВ: Все время тогда возникает вопрос: «Что ж так дорого-то?»

П.ЛИДОВ: Ну, давайте про роуминг тогда поговорим.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, раз уж начали, да.

П.ЛИДОВ: Да. Международный роуминг. Почему так дорого? Действительно, услуга дорогая. Дорогая она во всем мире – это не российская особенность. Если вы, к примеру, являетесь абонентом любой европейской компании, уезжаете в США, то платить за минуту разговора в среднем будете 1,5 евро примерно. В нашем случае это, по-моему, 33 рубля ну или в зависимости от страны, у нас там 3 разных ставки есть. Поэтому, в принципе, цена наша сопоставима со всеми ценами других стран.

Из чего складывается цена на роуминг? Там есть 3 основные составляющие. Первая составляющая – это та цена, которую выставляет местный оператор, принимающий, это его тариф, это самая большая часть, она может достигать, ну не знаю, 50% цены, может даже и быть гораздо больше. Потому что операторов много, цены у них разные. Есть очень талантливые люди. Например, в странах Ближнего Востока, в частности…

А.ПЛЮЩЕВ: Я только подумал, Египет.

П.ЛИДОВ: Не, Арабские Эмираты – они, вот, выставляют нам 10 долларов, и чего хочешь, то и делай. Поэтому там мы субсидируем, то есть а мы берем с абонентов по доллару за минуту. Вторая составляющая – это плата за, собственно, межоператорский транзит трафика, то есть чтобы вам, условно говоря, голос или сигнал, передачу данных абонента пропустить по кабелю через определенные территории, вам надо заплатить тому, кто этим кабелем владеет. То есть этот тариф – он тоже бывает разный, бывает недорогой. Можно использовать, кстати, IP-каналы – это каналы интернет-телефонии, они дешевле, но они ниже качеством. Поэтому если хотите качества, будет дороже. Если хотите IP-телефонию дешево, покупайте карточки, по которым можно звонить с большими номерами – это будет очень дешево.

Вот. И третья составляющая – это, собственно, прибыль оператора, которая тоже варьируется от страны ситуация оператора. Бывают разные ситуации с платой за транзит. Ну, например, есть страны, где государственная монополия, ну, в Белоруссии, например, какой-нибудь Белорусский телеком владеет всеми транзитными правами, поэтому цену они за этот транзит выставляют, ну, тоже такую, которая с их экономической точки зрения на сегодня представляется наиболее интересной.

Поэтому влияние мобильных операторов на, собственно, цену в роуминге – оно сильно ограничено. И главное для нас, конечно, в большей степени мы пытаемся эту цену сделать приемлемой для наших абонентов. Хотя, это сложно, потому что цены высокие – в некоторых случаях выше, в некоторых ниже. Ну, бывают разные ситуации. В Канаде, например, там вообще один GSM-оператор и у нас нет выбора, с кем работать.

А.ПЛЮЩЕВ: А, ну там же CDMA.

П.ЛИДОВ: Да. Поэтому, ну, ситуация такая. В среднем, прибыльность тоже гораздо ниже, чем от обычных услуг, в целом так. Ну вот, вот такая вот история.

А.ПЛЮЩЕВ: Вот вы сказали, Петр, что вы мало зарабатываете на роуминге. Но вы, видимо, отыгрываетесь, соответственно, когда вы сами становитесь местным партнером для зарубежных сотовых компаний?

П.ЛИДОВ: Да, а так делают все операторы. Но тут, знаете, какой есть нюанс? Надо понимать, сколько людей куда едет. Ну, например, наших людей в Германию едет больше, чем выгодных германцев едет к нам.

А.ПЛЮЩЕВ: Зато, наверное…

П.ЛИДОВ: Зато если взять Таджикистан, то там ситуация обратная, но с них много не возьмешь. Поэтому тут тоже сложности. Нет, ну это объективная реальность – это, действительно, совершенно правы. У нас на сегодняшний день, по-моему, 562 роуминговых соглашений с компаниями различными в разных странах, которые определяют эти двусторонние тарифы. Чтобы их поменять, надо, соответственно, с каждым вести постоянные переговоры, чем мы занимаемся. То есть для нас… Мы, конечно, это смотрим как на предоставление такой, дополнительной услуги нашим абонентам. Для многих, конечно, дорогая услуга, но для многих, в принципе, вполне приемлемая. Для бизнес-клиентов, например, это, в общем, нормальная цена – они готовы ее платить. Плюс, как вы знаете, мы цены на большое количество стран, на 19 стран снизили. Ну и к тому же у нас, если внимательно следить за нашими тарифами, то там всегда есть предложения именно сезонные, по странам, по направлениям, когда можно реально очень хорошо сэкономить.

А.ПЛЮЩЕВ: Я, раз уж заговорили о международном роуминге, заодно и об интернете поговорим – это, конечно же, знаменитая миллионная история. Вот то, что она знаменита, уже говорит то, что она получила имя собственное «миллионная история». То есть если вдруг кто-то не слышал, я сейчас изложу очень кратко. Это когда молодая пара поехала, кажется, в свадебное путешествие на Крит, и там через модем Мегафона, который работал в роуминге, через 3G-модем они скачали «Интернов» (тоже сериал прославился, благодаря этому). Не знаю уж, одну серию или сколько-то, не помню – ну, вот, какое-то количество видео они скачали. А вы понимаете, что видео – это трафик большой. И по возвращении, даже не по возвращении, а еще там их уведомили о том, что пришел им какой-то гигантский счет. Точнее даже, сначала еще не счет, а просто из компании позвонили и так далее. И, в общем, Мегафон хотел бы получить эти деньги, они отказываются их платить, потому что считают, что Мегафон должен был отключить связь как только деньги закончились на счету на их, вообще никто их не предупреждал, что в роуминге это так дорого, ну и так далее. Вот такая история, и просят вашего комментария наши слушатели.

П.ЛИДОВ: Ну, вы знаете, давайте я, да, прокомментирую. Единственное, что надо понимать, что у нас судебное разбирательство не закончено, очередной суд состоится 11 января – это будет уже 6-е судебное заседание по этому вопросу. Ну, оно там затягивается по каким-то процедурным вопросам. Я бы здесь разграничил, так сказать, 2 части. Ну, юридическая сторона заключается в том, что у нас есть договор с абонентом, он, опять же, подписал его, согласившись с условиями обслуживания, с ценами, подтвердил, что он знаком с тарифами, ну и так далее. У нас большая судебная практика по этим вопросам. После этого он отказался выполнять условия договора. Мы обратились в суд, чтобы принудить его эти условия выполнять.

Существует другая еще сторона вопроса, ну, такая, человеческая что ли, я бы сказал. И здесь, конечно, наверное, есть о чем поговорить, потому что… Ну, с одной стороны, звучат такие мнения, что только сейчас ленивый не знает о том, что вот это все очень дорого и так далее. А! Есть еще техническая сторона.

А.ПЛЮЩЕВ: Давайте, да. Техническая интереснее всего, мне кажется, здесь, особенно для нашей программы.

П.ЛИДОВ: Ну да. Ну, все-таки, давайте с человеческой закончу.

А.ПЛЮЩЕВ: Давайте, да.

П.ЛИДОВ: Все-таки, бывают, действительно, такие ситуации. Это дорого и люди, очевидно, по незнанию все это сделали. Мы всегда стараемся идти навстречу нашим абонентам. Для нас, конечно, нет интереса отнимать у кого-то гараж или что-то еще. Мы, собственно, немножко в другом бизнесе. Поэтому мы мировое соглашение, безусловно, предлагаем. Мы вообще такие споры урегулируем всегда в досудебном порядке, всегда идем навстречу путем снижения суммы. Эти вопросы решаем, но в данном случае почему-то наш оппонент на это не идет, хотя, в общем, ну, я надеюсь, что так как мировое соглашение на любом этапе судебного разбирательства может быть заключено, то, может быть, в будущем еще…

А.ПЛЮЩЕВ: А можете раскрыть? В вашем мировом соглашении какая сумма сейчас предлагается?

П.ЛИДОВ: А мы не предлагали пока никаких сумм, мы хотели просто договориться, в принципе, готовы обсудить или не готовы? Они говорят, что не готовы. А если уж готовы, то давайте обсуждать – сколько можете, там, и сколько мы хотим. Потому что для нас, конечно, принципиальным вопросом является несогласие абонента с условиями договора. У нас таких договоров много, мы со всеми их заключаем и если мы это признаем, ну, конечно, это будет неправильно и мы уверены в том, что мы надлежащим образом его проинформировали.

Теперь техническая сторона вопроса. Проблема здесь, действительно, такая, уникальная, она заключается вот в чем. Дело в том, что для того чтобы делать онлайн-тарификацию GPRS в международном роуминге, должна быть у обоих операторов, ну, скажем так для простоты, установлена соответствующая система вот этого GPRS-онлайн-тарификации. Причем, она должна быть у нас и должна быть у соответствующего, там, греческого оператора. Она должна быть настроена и нормально функционировать. Тогда в режиме онлайн мы сможем получать информацию о том, что делает наш абонент и отключать его, когда он превысил лимит.

Что произошло в этой ситуации? Они тарифицировали его по факту, то есть когда он закончил свою закачку. То есть была бы она 2 мегабайта, они бы закончили через 2 мегабайта. Но так как она была несколько гигабайт непрерывная, то они остановили после этого, тут же нам отправили информацию, мы получили эту информацию и отключили его. У нас сейчас со многими… Сейчас идет такая большая работа – это проблема, опять же, не специфически российская. Более того могу сказать, что у Мегафона такая система есть, и у Мегафона есть готовность со всеми операторами соответствующие настройки устанавливать. Но дело в том, что она довольно дорогостоящая, требует времени и не все операторы в странах мира готовы идти на подобные расходы – в общем, им там, по большому счету, все равно. Тем не менее, процесс к этому идет. Я думаю, что в течение какого-то времени онлайн-тарификация появится во всем мире со всеми операторами. Сейчас она есть, ну, скажем так, я думаю, что в 25% случаев, в других случаях ее нет. Поэтому, конечно, абоненты должны очень внимательно относиться к тому, сколько они там времени тратят, особенно при закачке GPRS-данных, и обращать внимание на те тарифы, которые установлены. У нас это, по-моему, 44 рубля за 100 килобайт.

А.ПЛЮЩЕВ: Я не представитель сотового оператора российского, будет сказано, всем тщательно и настоятельно рекомендую. Выезжайте за рубеж, вот как только увидели, где продается SIM-карта, купите местную симку, качайте все, что вам угодно, за какие-то копеечки. Я тут был, что ли, в Испании и купил карточку, что ли, за 10 евро. И по 3G я час болтал по Скайпу, и деньги не кончились. Более того, еще что-то осталось. Поэтому, друзья, все в ваших руках. Чуть-чуть изучили перед выездом куда-нибудь, какие там карты есть, спросили, я не знаю, мне задайте вопрос – я хотя бы ссылочку вам дам какую-нибудь и все. И все у вас будет хорошо. Роуминг, мне кажется, это какая-то вещь, которая, на мой взгляд, со временем умрет и это тоже связано с проблемой глобального именно роста. То есть рано или поздно будет какая-то глобальная система, которая позволит от всего этого первобытного избавиться, первобытной техники, технологии.

П.ЛИДОВ: Ну, я бы не сказал, что она сильно первобытная. Я думаю, что лет 10 назад вообще сложно было представить, что можно по телефону где-нибудь в Европе посредине улицы разговаривать. А сейчас мы уже удивляемся, почему так дорого вообще.

А.ПЛЮЩЕВ: Я имею в виду первобытное в том смысле, что… Ну а что такого, на самом деле, меняется с переездом моим заграницу? Просто прибавляется один участник и все, второй оператор. Ну, там бывают большие, трудные схемы и так далее. Я понимаю. Наземные, подземные, интернет там пошел и так далее. Безусловно. Но по большому-то счету, в общем, ничего особенного не меняется. А уж сейчас с развитием интернета и всякой разной интернет-телефонии и 3G…

Кстати, о 3G. Вот, отличная вещь, что у нас сегодня есть представитель сотового оператора. Мы тут как-то собирались разговаривать о Скайпе и о том, будут его сотовые операторы блокировать или нет? Была такая прямо история целая. У нас тут были представители МТТ, кажется. Ну, в общем, не важно. Большого оператора тоже, наземного, и они рассказывали о том, как они будут взаимодействовать со Скайпом. Я знаю, что в Европе тоже многие сотовые операторы – они блокируют в своих 3G-сетях Скайп – там не поговоришь так, через 3G особенно. А некоторые, вот, не блокируют, как мне повезло. Что у вас с этим?

П.ЛИДОВ: Ну, вы знаете, вообще, если так посмотреть на Скайп и на IP-телефонию, то понятно, что это вопрос будущего, за этим будущее, я бы сказал – здесь никаких вопросов нет. На сегодняшний день у Скайпа 521 миллион пользователей. Если бы это был мобильный оператор, это был бы оператор №1 в мире, он больше, чем China Mobile (у них, по-моему, около 500). Это 12%, кстати, в прошлом году было всех международных минут использованных, и еще и с видео. Поэтому, конечно, Скайп – ну, как бы, с ним бороться в стратегическом плане бессмысленно, потому что это то же самое, что бороться просто с будущей технологией.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, под Скайпом мы имеем в виду вообще IP-телефонию.

П.ЛИДОВ: Ну, можно сказать, там Google Talk есть, IP-телефония есть, эти сервисы. То есть наш подход такой, что, конечно, мы не относимся и мы не вправе запрещать Скайп или не запрещать – это мы считаем, что это эволюционное развитие технологии, нам надо с этим работать. Мегафон – я не знаю, в курсе вы или нет, мы запустили свой такой аналог Скайпа, Мультифон называется. Он пока еще молод, у нас на сегодняшний день 350 тысяч абонентов, что, в принципе, неплохо. Он лучше чем Скайп. (все смеются) Лучше он тем…

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, что еще может сказать представитель Мегафона здесь? Конечно.

П.ЛИДОВ: Не, ну понятно, что он меньше и ни в какое серьезное сравнение его пока нельзя ставить, но подход наш именно такой. Мы считаем, что не стоит бороться с тем, что, в общем-то, само к нам идет, а надо этим заниматься и заниматься активно. Вообще, если говорить о будущем, то, безусловно, мобильный интернет – это с нашей точки зрения это вообще основа будущего развития, это новый, я думаю, технологический феномен. Мобильный интернет развивается колоссальными темпами, в том числе и в нашей стране – можно привести массу этому примеров. Мегафон это видит, мы очень активно развиваем собственную сеть 3-го поколения. На сегодняшний день мы занимаем безоговорочное первое место по передаче данных среди операторов большой тройки, и у нас самая лучшая сеть в России. Более того, мы вкладываем в нее в 2 раза больше, чем все остальные.

А.ПЛЮЩЕВ: Петр, я прошу прощения, прерву ваши некоторые такие гипнотизирующие вот эти вот рассказы. Ну, то есть если я нахожусь в сети 3G в мегафоновской, я могу воспользоваться Скайпом?

П.ЛИДОВ: Да, конечно.

А.ПЛЮЩЕВ: Не через модем, а через телефон?

П.ЛИДОВ: Ну да, если у вас стоит приложение, почему же нет? Конечно, вы можете воспользоваться.

А.ПЛЮЩЕВ: Вы не блокируете?

П.ЛИДОВ: Нет. Там был, знаете, какой нюанс? Ну, с точки зрения государства уже – это не совсем к нам вопрос. Ведь, смотрите, Скайп, интересна тоже феноменальность этого сервиса, ведь, он, по сути, не подпадает под действие российского законодательства.

А.ПЛЮЩЕВ: Безусловно.

П.ЛИДОВ: А российское законодательство предусматривает, что при необходимости спецслужбы должны получать доступ туда. Соответственно, если мы хотим запустить собственный Скайп или тот же Мультифон, то мы должны этому законодательству соответствовать – получать лицензии, разрешения и так далее, и тому подобное.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, то есть получается, что у него есть конкурентное преимущество.

П.ЛИДОВ: Да, у него очень серьезное конкурентное преимущество, которое… Ну, это, наверное, относится ко всем странам мира. Может быть, в этом его уникальность, это, действительно, глобальная система.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, мне нравится, как поступают наши участники рынка. Знаете, в чем дело? Они не борются за изменение законодательства в этом смысле. Потому что имело бы смысл бороться за изменение законодательства, чтобы унифицировать его с мировыми условиями. Вот, Скайп находится в той же Эстонии, если он эстонский сервис, или кто там его купил, я не помню. Не важно. Он находится внутри того законодательства и ему соответствует. Ну, это компания просто в той стране. Поэтому наши сотовые операторы или в других странах тоже, между прочим, они борются со Скайпом, они говорят, что «он не соответствует нашему законодательству». Не наше законодательство не соответствует, а бог с ним, наше законодательство пусть будет пещерное, пусть оно будет какое угодно, но оно хорошее и мы его любим. А Скайп – нет, мы будем, вот… Мне очень нравится. Это хорошая позиция.

П.ЛИДОВ: Нет, ну если смотреть на факты, то, конечно, здесь Скайп соответствует американскому законодательству и, безусловно, там они выполняют все требования, которые им предъявляют местные власти – это понятно и очевидно. Так же, как все социальные сети.

Но это мы немножко в сторону. Я бы хотел вот еще, знаете, о чем сказать? Вообще о будущем. Мне представляется очень важным понимать, сейчас мы стоим на пороге таких, серьезных изменений и взрывного роста мобильной передачи данных и будущей, мне кажется, комбинация такой очень важной 5 факторов, каждый из которых нельзя недооценивать. И если их назвать, то это 3G, безусловно, на сегодняшний день – это самая динамично развивающаяся технология. Это, безусловно, передача видео – тоже растет колоссально очень быстро. Есть прогнозы, что объем… Ну и собственно какие прогнозы? Есть факты, объем видео растет, ну, в каких-то геометрических просто пропорциях. Третье – это как раз Скайп, грубо говоря. Социальные сети и последнее, пятое – это те пользовательские устройства, которые позволяют всем этим полноценно пользоваться – ну, на сегодняшний день это Apple и Google Android. Вот эти вот 5 факторов, они определяют с нашей точки зрения будущее. И по каждому из этих факторов надо работать. То есть 3G мы строим, Скайп тоже нельзя сбрасывать со счетов. Ну, социальные сети мы все знаем, что это такое.

А.ПЛЮЩЕВ: Вы начали говорить о том, что у вас значительное внимание уделяется интернету, и 3G, в частности, что вы лидирующее положение занимаете и так далее. Вот, за прошедший год… Мы, тем более, сегодня можем хоть как-то итоги года подвести. Как увеличилось у вас число клиентов, которые используют ваш мобильный интернет?

П.ЛИДОВ: Ну, вы знаете, в России сейчас пользователей 3G, активных пользователей, я думаю, порядка 14-15 миллионов человек.

А.ПЛЮЩЕВ: Это ваших только?

П.ЛИДОВ: Ну, из них наших будет, наверное, чуть побольше чем у конкурентов. Нет, это всего.

А.ПЛЮЩЕВ: А, это всего?

П.ЛИДОВ: Всего тех, кто пользуется 3G. Ну, вот, что касается роста, я вам могу сказать…

А.ПЛЮЩЕВ: Да, сколько было и сколько стало – это же интересно, динамика.

П.ЛИДОВ: Ну вот смотрите, вот у меня есть цифра, могу назвать такую. Если посмотреть то, что было в 2001 году, то 100% фактически наших услуг – это был голос. Если голос перевести в гигабайты, то на сегодняшний день (и посчитать, как его сейчас сопоставить с передачей данных), то на сегодняшний день если в гигабайтах его считать, а не в минутах, то это 1%.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, интересней, мне кажется, считать не в гигабайтах и не в минутах, а в деньгах.

П.ЛИДОВ: В деньгах могу посчитать, да.

А.ПЛЮЩЕВ: Вам что больше денег приносит?

П.ЛИДОВ: Не, ну, безусловно, нам приносит денег больше голос. У нас примерно 10% выручки – это передача данных, в том числе дополнительные услуги туда входят. Но интересно, что очень большой потенциал. Если взять европейские страны, особенно взять если азиатские страны, Японию и Корею, которые являются лидером, то у них передача данных – это 40-50% на сегодняшний день. И, безусловно, мы к этому придем, потому что вот те 5 факторов, которые я назвал, они начинают развиваться и у нас. То есть люди хотят быть в соцсетях через устройства, которые позволяют, там не знаю, смотреть, закачивать и так далее видео. И здесь, конечно, принципиальный вопрос, как это монетизировать, и бизнес уже учится это монетизировать, мы в том числе. Мы считаем, что за этим будущее. Именно поэтому, возвращаясь к той красивой песне, которую я тут начал исполнять, именно поэтому очень активно инвестируем в развитие сетей 3-го поколения. И еще что интересно, у нашей страны же есть очень много особенностей важных. Ну, например, у нас страна большая.

А.ПЛЮЩЕВ: И внутрисетевой роуминг есть.

П.ЛИДОВ: Внутрисетевой роуминг у нас есть, сейчас расскажу, да. Страна у нас большая, и во многих… Ну, мы привыкли в Москве, в Петербурге, что интернет у нас быстрый, фиксированный в том числе. Если вы попадаете в регионы, то там интернет вообще очень медленный, либо его вообще нет. И нам представляется еще, что мобильный интернет – он фактически в ближайшее время заменит фиксированный интернет в отдаленных регионах страны, где мы, собственно, его и строим.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, он кое-где уже, мне кажется, и заменил.

П.ЛИДОВ: Он пока немного дороже…

А.ПЛЮЩЕВ: Точно также как сотовая связь заменила наземную абсолютно.

П.ЛИДОВ: Да. И здесь вот мы, кстати, видим еще и не только возможность решать задачи нашего бизнеса, потому что для нас это бизнес в первую очередь, но и важные социальные задачи. Ну, помимо того, что люди смогут, например, развивать бизнес, общаться больше и так далее – вообще, это такой, хороший двигатель прогресса. Ну, если, возвращаясь к вашей предыдущей дискуссии, это еще и определенный двигатель демократических процессов в нашей стране. Потому что имея доступ к мобильному интернету, люди могут пожаловаться, скажем, на местного чиновника. И у нас, между прочим, есть очень интересный случай, когда из одного из регионов пришло письмо благодарственное, что, вот, в рамках борьбы с коррупцией очень мы вам благодарны за установку мобильного интернета в наших маленьких городах, потому что теперь наши граждане могут обратить внимание руководство этого региона на нерадивых чиновников. Ну, забавная такая социальная миссия. Но если хотите, вот по роумингу внутрисетевому.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, давайте. У нас просто осталось 5 минут, еще есть масса вопросов. Давайте, да. Внутрисетевой роуминг – меня всегда волновало, единственная ли наша страна, в которой существует внутрисетевой роуминг? Потому что я нигде, где бывал, с этим не сталкивался.

П.ЛИДОВ: Можно разложить на 2 части – техническая сторона и сторона коммерческая. Нет, мы страна не единственная, все крупные страны, в принципе, работают по такому принципу. То есть особенность строения сетей связи – это страна, как бы, состоит из большого количества отдельных сетей, которые соединены между собой магистралями, которые принадлежат разным людям. Соответственно, за вот эти переходы по этим магистралям операторы должны платить, ну и, грубо говоря, там звонок из одного региона в другой стоит дороже. У нас, кстати, есть еще особенности как всегда свои. У нас есть места типа Якутии, где вообще все через спутник, то есть это объективно дороже.

Теперь, такие же страны – это любая страна с большой территорией. Это США, Китай, Индия.

А.ПЛЮЩЕВ: Вот, я не видел в США, чтобы было там, условно говоря, AT&T Alabama или, там, Verizon New York.

П.ЛИДОВ: Да, смотрите, там какая ситуация? На сайт Verizon или AT&T если вы зайдете, то вам там будет предложено 2 варианта тарифа – тариф локальный и тариф «Вся страна». Они, наверное, вперед ушли с точки зрения конкуренции и коммерческих предложений. Я думаю, что мы к этому тоже придем, когда мы будем предлагать… Мы, кстати, уже сейчас предлагаем единый тариф по всей стране.

А.ПЛЮЩЕВ: И брендов будет не так много. Потому что приезжаешь, там какой-то есть местный плюс еще есть Билайн или Мегафон Нижний Новгород…

П.ЛИДОВ: Ну, грубо говоря, выглядит так. У вас есть тариф, если вы живете в Москве и, например, не выезжаете за пределы Московской области, и есть тариф, там не знаю, в 2 раза дороже, если вы ездите по всей стране. Вот именно такая система в США. То есть, в принципе, то же самое – это вопрос тарификации.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, будем надеяться, что рано или поздно это закончится. Потому что для меня это, конечно, все время взрыв мозга, особенно своим иностранным друзьям рассказывать, какую им здесь SIM-карту купить, если они собираются путешествовать по стране.

П.ЛИДОВ: Да нет, им не надо SIM-карту покупать, им надо просто позвонить, опять же, туда же, куда я рекомендовал, в службу поддержки и попросить им порекомендовать. Сейчас у нас тарифы есть… Есть, например, у нас тариф, «Везде Москва», по-моему называется – это все близлежащие к Москве области по одному тарифу.

А.ПЛЮЩЕВ: Еще из текущих новостей. Сегодня были проблемы в Московской области с электричеством, соответственно со связью, и в Домодедово, там говорили, что связь очень плохо работает, там аэропорт бурлил. У вас что на этот счет?

П.ЛИДОВ: Да, действительно, ситуация достаточно сложная в Домодедово и в Московской области. Ну, она не критическая, она нормальная ситуация. У нас на резервном питании сейчас находится порядка, по-моему, 250 базовых станций по всему региону. В Домодедово, безусловно, с тем, что там вообще нет никакого электричества, у нас не работает связь внутри здания аэровокзала и есть перебои со связью вокруг Домодедово. То же самое происходит у других операторов. Но у нас… В принципе, мы эти вопросы решаем, мы в полном контакте со всеми службами – МЧС, Минэнерго и так далее. Работают у нас сейчас 12 выездных бригад, люди сейчас работают и в центре управления мониторингом. То есть у нас такая ситуация, она немножко нештатная, но, в принципе, у нас взаимодействие было отработано очень хорошо на лесных пожарах, которые были летом. В принципе, ситуация решаемая. Да, кое-где есть перебои, но, в целом, я бы сказал, что все под контролем, все нормально и ситуация, сейчас пошла тенденция к улучшению. Но в случае с Домодедово – там вопрос, конечно, когда восстановят обрыв на ЛЭП, который не позволяет вообще ничему там работать.

А.ПЛЮЩЕВ: Буквально последний вопрос (у нас минутка осталась). Денис из Москвы: «Почему за детализацию счета физлицам приходится платить? Я даже не могу себе представить, когда в ресторане за то, чтобы увидеть счет, который мне нужно оплатить, мне покажут за деньги – иначе придется платить за «итого»?»

П.ЛИДОВ: Ну, слушайте, не знаю. Ну, это не ресторан. Такие условия. Я, честно говоря, не знаю ответа на этот вопрос.

А.ПЛЮЩЕВ: Меня тоже все время это смущало.

П.ЛИДОВ: Хороший вопрос. Не знаю. Но, очевидно, могу предположить, что детализация требует каких-то дополнительных усилий, и таким образом, наверное, компания пытается избежать каких-то дополнительных издержек, если все попросят эту бесплатную детализацию. Может быть, это, действительно, людей как-то останавливает и стимулирует, чтобы они детализацию получали не в письменном виде, а где-нибудь еще. Извините, не могу так сходу ответить, но разберусь и обязательно отвечу.

А.ПЛЮЩЕВ: Хорошо. Я думаю, что мы с Петром Лидовым, директором по связям с общественностью компании Мегафон, может быть, в этом формате, может, в каком-то другом встретимся когда-то еще и у вас будет возможность задать все вопросы. Сегодня мы так, о более-менее глобальных темах по верхушкам проскакали. Спасибо большое, Петр.

П.ЛИДОВ: Да, через личный кабинет – вот мне тут подсказывают коллеги – бесплатно можно детализацию получить.

А.ПЛЮЩЕВ: Спасибо. Видите, как работает сегодня Мегафон в системе онлайн. (смеется) Спасибо. Программа «Попутчики», в которой опять мы сегодня с вами встретимся, через час уже.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире