'Вопросы к интервью
19 декабря 2010
Z Точка Все выпуски

Интернет — сервисы по уплате налогов


Время выхода в эфир: 19 декабря 2010, 21:08

А.ПЛЮЩЕВ: В Москве 21 час 10 минут, добрый вечер, вас приветствует Александр Плющев. Начинаем программу «Точка» и сегодня будем говорить о сервисах, которые помогают жить, помогают жить спокойно и взаимодействовать с государством. Сервис по уплате налогов. Сегодня мы без моего коллеги Саши Белановского работаем, ну, надеюсь, он к нам присоединится в следующих программах. Зато на месте Виктор Захарченко. Добрый вечер.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Добрый вечер.

А.ПЛЮЩЕВ: И Петр Диденко у нас здесь тоже в студии. Добрый вечер, Петр.

П.ДИДЕНКО: Добрый вечер.





А.ПЛЮЩЕВ: Петр у нас представляет компанию «СКБ Контур». Ну и вообще Петр – известный наш интернет-аналитик. Сегодня просто его пост на Хабрхабре меня заинтересовал, я подумал, почему бы об этом не поговорить в один из дней уходящего года. Начинается видеотрансляция на сайте echo.msk.ru и на сайте plushev.com – кому где удобнее, там можно Петра и смотреть и слушать. То же самое можно делать по обычному радио. Если у вас есть вопросы, по SMS +7 985 970-45-45 можно их задавать. Несмотря на относительную узость темы, часть вопросов – ну, довольно много вопросов пришло посредством нашего сайта «Эхо Москвы» и я их задам в течение нашей программы. Ну а пока как всегда в начале нашей передачи блиц от Виктора Захарченко.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Да. Петр, если позволите, как всегда (ну, не первый раз уже) 10 коротких вопросов. Говорим сегодня в первую очередь про сервисы, которые ориентированы на уплату налогов через интернет, и 2 вектора – это, собственно, сервисы для физических лиц, то есть для обычных граждан, и для юрлиц, для компаний, ООО и других форм юридических лиц, да?

П.ДИДЕНКО: Да.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Собственно, 10 вопросов. Если готовы, начинаем.

П.ДИДЕНКО: Поехали.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Петр, вы законопослушный налогоплательщик?

П.ДИДЕНКО: Да.

В.ЗАХАРЧЕНКО: В своей истории, в своей жизни вам доводилось уклоняться от уплаты налогов?

П.ДИДЕНКО: За меня это делал работодатель, но очень давно. Так что да.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Опыт какой страны является передовым в мире в плане оплаты налогов через интернет?

П.ДИДЕНКО: Таких стран много. Например, США, конечно.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Еще 2 назовете?

П.ДИДЕНКО: Германия, Швейцария.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Понятно. Смогут ли российские банки закрыть собой нишу оплаты налогов через интернет?

П.ДИДЕНКО: Если у каждого гражданина будет по банковскому счету, никаких проблем больше не будет.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Налоги есть у всех, банковские счета не у всех, да.

П.ДИДЕНКО: Да.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Когда все россияне, физлица получат возможность оплатить свои налоги через интернет?

П.ДИДЕНКО: После того как будет принято такое решение, необходимо немножко денег и, скажем, полгода.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Ну, ваши ожидания по срокам?

П.ДИДЕНКО: Я думаю, что через 3 года мы наверняка все сможем платить через интернет как-нибудь, те, кто может вообще через интернет что-то оплачивать.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Тот же самый вопрос про юрлиц. Для компаний когда такая дата наступит?

П.ДИДЕНКО: Юрлица уже давно платят через интернет в каком-то смысле, через банк-клиент и потом отправляют налоговую отчетность через интернет в налоговые инспекции. Это происходит уже для некоторых лиц, ну, лет 8 и больше. Вот так вот.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Следующий вопрос. Какое главное преимущество, на ваш взгляд, для компаний по оплате налогов через интернет?

П.ДИДЕНКО: Скажем так. Интересно не столько платить через интернет, сколько сдавать отчетность. Вот, оплатить можно просто – взял, отправил платежку в банк и все. Это все, что необходимо сделать. А потом надо пойти и постоять в очереди в налоговой инспекции или на почте. И вот это проблема, потому что наши налогоплательщики как юрлица, так и физлица – они все делают в последний день. И они, вот, всей страной собираются там в этих тесных коридорах и стоят. И это вызывает боль. И, вот, для того чтобы от этой боли избавиться, можно уже давно отчетность через интернет отправлять.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Ну, то есть вопрос теперь не в ширине коридоров, а в ширине канала интернет-трафика, да?

П.ДИДЕНКО: Да.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Следующий вопрос, абсолютно вне темы, о которой говорили только что. Облагаются ли налогами операции с использованием платежной системы Webmoney?

П.ДИДЕНКО: Это вопрос, на который никто не может ответить, потому что никто не может разобраться, что такое система Webmoney до конца.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Ну, я надеюсь, вы не пользователь Webmoney? Именно сейчас после такой фразы ваш аккаунт могут заблочить.

П.ДИДЕНКО: (смеется)

В.ЗАХАРЧЕНКО: Следующий вопрос. Каков средний возраст бухгалтеров, пользующихся сервисами вашей компании «СКБ Контур»?

П.ДИДЕНКО: Им за 30. Там 2 основных категории. Есть люди, которым за 40, и есть те, которым в районе 30, так вот.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Ну и последний вопрос. Планирует ли ваша компания предоставлять услуги физическим лицам?

П.ДИДЕНКО: Мы думаем, что это должно сделать само государство и очень рассчитываем на это. Но если государство этого не сделает, то мы с удовольствием могли бы сделать услуги для физических лиц хоть завтра, если государство позволит независимым компаниям вроде нас.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Ну, то есть это был последний вопрос, наличие некоего государственного API так называемого, который позволит присоединиться и обеспечить интерфейсы, сервисы уже с вашей стороны.

П.ДИДЕНКО: Сегодня налоговую декларацию гражданина по форме 3НДФЛ, насколько я помню, в электронной форме сдать нельзя. То есть каждый из нас, если он получал доход больше, чем в одном месте и так далее (вы знаете все эти слова), он должен, по-моему, в конце, если не ошибаюсь, апреля заполнить бумажку и отправить ее в налоговую. Для этого есть программа специальная и, вот, по-моему, эта бумажка – она до сих пор только в бумажном виде может существовать.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Ну, очевидно, что вы общаетесь с Федеральной налоговой службой, ну, ваша компания общается. Очевидно, что есть ощущение того, насколько… Понятно, что со стороны компаний есть спрос, я думаю, на такую услугу, избавление себя не только от того, что ты стоишь в очереди, но и от общения, скажем так. Общение с Налоговой службой испокон веков никому не доставляло особой радости как один из факторов негативных.

Тем не менее, вопрос такой. Со стороны государства, со стороны налоговой службы насколько оперативна скорость реагирования на потребность со стороны компаний? Ну, то есть готовы ли они открывать те самые возможности по предоставлению сервисов и услуг?

П.ДИДЕНКО: Можно только сравнивать с другими ведомствами. Вот, ФНС – очень прогрессивное ведомство, Федеральная налоговая служба – очень прогрессивное ведомство. Они делают столько вещей, которые другим ведомствам даже не снились. Кто-то недавно открыл сайт только и, может быть, даже не полноценный еще, а ФНС уже много-много лет электронную отчетность, юридически значимую через интернет принимает. Так что ФНС гораздо более такое, прогрессивное ведомство, чем какое-либо другое, по-моему. Им надо поставить 5, там где можно ставить оценки.

В.ЗАХАРЧЕНКО: А процесс идет, в основном, как? Ну, как обычно, централизованно? То есть в Москве все хорошо, все активно движется, а в регионах это все упирается в стены каких-то опять бюрократических проволочек?

П.ДИДЕНКО: Нет, в случае с ФНС обычно так не происходит. Там нужно принять решение, и в регионах его очень быстро и качественно исполняют как правило.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Но, ведь, до сих пор отчетность сдают еще, насколько я знаю, на дискетах кое-где.

П.ДИДЕНКО: Сейчас на данный момент если вы компания и хотите сдать отчетность, то сначала вы должны заработать денег, потом заплатить налоги, а потом сдать отчетность – такой бизнес-процесс для вас, каждый квартал. Соответственно, для того чтобы сдать отчетность, у вас есть выбор. Вы можете пойти с бумажной декларацией в офис Налоговой службы – у нас их множество, 1400 по стране, по-моему, — можете пойти на почту, отправить заказным письмом. А можете, допустим, к такому, специализированному оператору вроде нас обратиться и отправить через интернет. И, вот, насколько я знаю, по итогам 3-го квартала, который закончился совсем недавно, пару месяцев назад, 59% юрлиц российских, ООО имею в виду – они сдавали отчетность через интернет.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Какая была цифра год назад?

П.ДИДЕНКО: Ну, в районе 50. То есть там хороший рост, да. Там хороший рост.

В.ЗАХАРЧЕНКО: На 10%?

П.ДИДЕНКО: За год, да. Вот, представьте себе миллионы юрлиц и рост на 10% за год. В Казахстане, насколько я знаю, при том, что там все гораздо более жестко устроено в плане добровольности, недобровольности той или иной формы отчетности, там 80% удалось достичь при том, что там электронная отчетность обязательна. Вот, насколько я знаю, насколько я слышал, там такие цифры. У нас – 59%. По-моему, прекрасно.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Я был поражен цифрой. Собственно, готовясь к программе, увидел новость довольно свежую о том, что ваш центр сертификации (поправьте, если иначе называется)

П.ДИДЕНКО: Да. Удостоверяющий центр.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Удостоверяющий центр выдал миллионную ЭЦП. То есть фактически получается, что если бы только все юрлица были бы клиентами вашей компании, то у нас фактически, ну, на 150 человек приходится одно юрлицо. Как-то… Не слишком большая цифра?

П.ДИДЕНКО: На самом деле, вот есть такая штука, которая называется «Единый государственный реестр юридических лиц», никто не знает, сколько там юридических лиц записано, но есть предположение, что 4 миллиона и 300 тысяч примерно. Вот, из них ненулевую отчетность сдает порядка 2 миллионов, если я сейчас не ошибаюсь. То есть можно сказать, что у нас там 2 плюс, больше 2-х миллионов существующих бизнесов, которые что-то делают, что-то продают.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Ну, ваш миллион – это, скорее всего, все вместе, то есть с момента начала выдачи.

П.ДИДЕНКО: Да, да.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Скорее всего, не все живые из них сейчас.

П.ДИДЕНКО: Да-да. Это несколько сотен тысяч на данный момент, действительно, живых. Сертификаты, которые были упомянуты, они нужны для того, чтобы удостоверять действия гражданина от имени компании, производимые через интернет. То есть для того, чтобы, допустим, настоящую налоговую декларацию заполнить, нужно ее заполнить, подписать и поставить печать. И отправить, я имею в виду в бумажном варианте. В случае через интернет надо тоже как-то подписать, но в интернете нет вот этих подписей ручкой и нет печатей. Соответственно, там роль печати и подписи гражданина выполняет ЭЦП. То есть у нас, считайте, если 2 миллиона работающих бизнесов, то где-то до миллиона компаний у нас пользуется ЭЦП и сдает регулярно налоговую отчетность в электронном виде. По-моему, это очень здорово.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Есть еще немного про вашу компанию. Насколько я понимаю, сейчас «СКБ Контур» помимо предоставления собственных сервисов, он еще и предоставляет платформу для тех, кто хочет предоставлять подобного рода услуги. Насколько я помню «Мой склад» сервис, да? Что-то еще.

П.ДИДЕНКО: Да, мы еще несколько сервисов готовим.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Еще несколько сервисов как платформа. И я слышал о том, что вы собираетесь даже инвестировать в подобные облачные сервисы. Ну, уж извините, что про бизнес. Тем не менее, получается… Вот, для всех… Я, к сожалению, человек, который в бухгалтерии и в налоговой отчетности, ну, не сильно хорошо разбирающийся, не буду лукавить. Тем не менее, для меня есть один крупный бренд – это компания, в которой цифра и буква, «1С», да? Это такой вот монстр, о котором знают все, все бухгалтера видели эти желтые коробки с «1С». Тем не менее получается, что за последнее время… Ну, очевидно, что вам не с руки и не совсем корректно говорить о деятельности другой компании. И тем не менее, что получается? Что фактически монополист рынка, «1С» никогда не была компанией такой, архаичной, которая не реагировала на тренды. Тем не менее, они пока особо ничего не предпринимают. Что происходит на рынке? Это время для молодых компаний вроде вас для его завоевания? Или же просто-напросто настоящие лидеры рынка, один из них остается, пока не видит перспектив этому всему?

П.ДИДЕНКО: «1С» – я, как было правильно сказано, не хочу ничего особенно про «1С» говорить. Но вкратце там история в том, что они сконцентрированы на своем продукте для бухгалтеров, для управления предприятием, вот, ERP есть, еще что-то похожее. И они вот этим занимаются. Они там какую-то веб-версию тоже делают, которая как веб-сервис будет работать и бухгалтер сможет через браузер, может быть, пользоваться бухгалтерской программой, что, в принципе неплохо – посмотрим, как это будет работать. Тоже такой, облачный сервис, по сути, можно будет предоставлять пользователям через интернет. Но у нас такая концепция, что, вот, у нас есть хороший, нужный сервис для огромного количества компаний в этой стране и теперь мы им еще что-то будем продавать дополнительно, предлагать, чтобы их бизнес работал эффективнее.

Вообще, очень хорошая идея, чтобы кто-то, наконец, задумался о том, чтобы помогать другим, чтобы их бизнес работал эффективнее и на этом, как бы, зарабатывать. Вот, мы не хотим никаких громких слов говорить, никого обманывать, а просто делаем сервисы, которые нужны огромному количеству людей, и это реально работает.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Я не случайно спросил о среднем возрасте, да? Ну, вот, простой пример: в нашей компании работает молодой бухгалтер, который все прекрасно понимает, разбирается. Ну, аккаунты на FaceBook и в Твиттере говорят о том, что человек довольно прогрессивный и, в принципе, все технологические новинки она отслеживает очень активно. В то же время в моем понимании всегда был бухгалтер – это человек немного более старшего поколения. И, допустим, если в Москве это стало уже нормой что люди общаются нормально с технологичными продуктами, то, все-таки, в регионах компании, они бы и рады, наверное, пойти и сдавать отчетность через интернет, а не обивать пороги налоговой, но, тем не менее, вот такую стену – как вы планируете пробивать ее?

П.ДИДЕНКО: Это очень просто. Представляете, как выглядит очередь в налоговой инспекции в час-пик, когда все приходят туда, чтобы сдать эти бумажки? Ну, она ужасно выглядит. Там стоят эти женщины, эти мужчины, те, которые далеки от прогресса, и они мучаются реально, потому что им нужно туда, ну, самое редкое раз в квартал, кому-то даже раз в месяц бывает ходить, чтобы постоять в этой очереди. И их это уже очень расстраивает, им много лет. И поэтому когда им говорят «А, слушайте, а давайте, вот, вы, все-таки, будете пользоваться технологией, вот, прямо завтра и больше сюда никогда не придете», то им это очень нравится. Вот, это реально сдача отчетности через интернет – это очень классная штука, потому что она реально избавляет от большой проблемы. То есть мы не придумываем какие-то преимущества для бизнеса, которые, может быть, вы сможете реализовать, если будете хорошо использовать наш продукт. Это избавление от боли. (смеется)

В.ЗАХАРЧЕНКО: Это очевидно. Но проведу параллель. Мамы и бабушки тоже знают о том, что есть возможность отправить SMS и это отличный способ коммуникации с их ребенком или со внуком. Но тем не менее, они там будут из окна кричать, потому что они для себя психологически не могут этот барьер преодолеть – я больше про это говорю, про неготовность людей. Ну, очевидно, что это вопрос, скорее, не к вам. Да, нужно омоложение бухгалтерского состава, как там, не знаю, во всех других отраслях. Естественные процессы должны идти. Тем не менее, как пробивать именно стену того, что люди не готовы вообще пользоваться технологиями как таковыми?

П.ДИДЕНКО: Ну, вот, представьте, что…

В.ЗАХАРЧЕНКО: Я просто приведу еще, вот, самый простой пример. Я помню компании, начало 2000-х лет, когда бухгалтерия вся велась на бумагах, а потом ее просто брали и дублировали в «1С» или в какой-то другой продукт, потому что, вот, нужно.

П.ДИДЕНКО: Да. Как возникла компания «1С», собственно, насколько мне рассказывали. Ну, скажем так. У вас должен быть довольно простой продукт, чтобы он реально был понятен целевой аудитории. Ну, то есть да, бухгалтеры, ну да, понятно, что им сложно. Но тем не менее, у них есть проблема, которую надо решать – это стояние в очередях, им это не нравится. Там еще мы несколько интересных вещей им даем. То есть можно заранее отправить в Налоговую инспекцию, декларацию, получить заранее ответ «прошла – не прошла» и так далее, и тому подобное. Много таких полезных фишек. Но самое главное, что продукт очень простой получается. Иначе мы продадим. И смотрите, 59% компаний реально этим пользуется. Ну, не только нашими услугами, но и услугами наших партнеров по освоению рынка. 59% бухгалтеров, считайте, они, действительно, пользуются всем этим. То есть это та отрасль IT, где несмотря на то, что сложный такой, ответственный продукт…

В.ЗАХАРЧЕНКО: Страхи пересиливают.

П.ДИДЕНКО: Да. Он уже пересилил. То есть можно сказать, что… Можно пожелать успеха тем, кто верит, разрабатывая сложные IT-продукты для бизнес-аудитории.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Я очень часто вижу цифры 23:59 как, вот, время, когда некоторые бухгалтера сдают там отчетность свою, вот, в день сдачи, до конца рабочего дня Налоговой, собственно. Тем не менее, многие боятся интернета еще и потому, что нет уверенности. То есть когда ты стоишь в очереди, ты передал в руки налоговому инспектору, ты сдал отчетность. Что происходит, когда ты отправляешь через интернет? Ну, извините за такой ламерский вопрос. Тем не менее, вопрос подтверждения и ответственности, если не дошло, засбоило, ну не знаю, попало в спам-ящик?

П.ДИДЕНКО: На налогоплательщике лежит ответственность за то, чтобы вовремя передать документы.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Отправить?

П.ДИДЕНКО: Отправить, да, документы. То есть вовремя принести в Налоговую инспекцию или вовремя принести на почту, или такому оператору как мы. Мы принимаем электронную декларацию и выдаем подтверждение того, что мы ее получили – и это считается моментом сдачи.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Никто к вам не приходил, не говорил, что «Сегодня 2-е число. Ребят, давайте 30-го оформим? У вас же есть возможность».

П.ДИДЕНКО: Да. Ну, естественно, приходят такие люди и говорят эти слова. Но так нельзя, потому что на этом наш бизнес закончится или там на следующий раз, когда-то это всплывет. Еще одна в этом смысле интересная возможность интернета, которой нет в оффлайне у бухгалтеров – это возможность принести декларацию, действительно, в 23:59, потому что в 23:59 Налоговая закрыта уже 6 часов как минимум. А у нас еще можно в 23:59 принести и люди этим пользуются.

У нас огромное количество техники и она все время простаивает кроме 3-х дней – 18, 19, 20 число, когда вот тот самый страшный срок наступает.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Понятно. Смотрите, вы не задумывались о том, что такие сервисы должны быть по тому же принципу, как, допустим, Яндекс.Деньги? Вот, простой пример. Я хочу оплатить провайдера интернет-услуг и понимаю, что… Ну, то есть я оплачу его через интернет, а интернета у меня, как бы, нету. Та же Йота, она предоставляет возможность в оффлайне это все оплатить.

А.ПЛЮЩЕВ: Да. Я единственное что хочу сказать, я тоже тут есть, во-первых. Но Витя прекрасно задает вопросы, так что я не буду мешать и дальше. Но у нас есть небольшой перерыв на рекламу, что с нами редко случается. Ну, сегодня, видишь, какая передача? Сегодня даже перерыв на рекламу есть. И Петя ответит сразу после.

РЕКЛАМА

В.ЗАХАРЧЕНКО: Ну так вот, закончу вопрос, собственно. Когда по каким-то причинам провайдер обрубает канал или что-то такое, есть ли возможность?..

П.ДИДЕНКО: Как заплатить за интернет без интернета?

В.ЗАХАРЧЕНКО: Да, фактически.

П.ДИДЕНКО: Нет, в этом смысле есть очень интересная практика. У нас есть так называемые пункты коллективного доступа.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Киберпочта?

П.ДИДЕНКО: Не-не-не, это интереснее. Особенно они распространены в южных наших субъектах Федерации, где… Вот, допустим, в Москве, по-моему, порядка ближе к 40% налогоплательщиков сдает налоговую отчетность в электронной форме. А, вот, допустим, в южных наших республиках 90%. Угадайте почему. Потому что там на рынке сидит человек специально обученный, который принимает декларации от других людей, которые торгуют на рынке, и им удобнее прийти к этому человеку и отдать ему по доверенности право отправить декларацию…

В.ЗАХАРЧЕНКО: Рентабельный бизнес у человека?

П.ДИДЕНКО: Ну, не знаю. Какой-то да. Хороший бизнес.

В.ЗАХАРЧЕНКО: А он просто сидит и вбивает это к вам?

П.ДИДЕНКО: Да-да, он вбивает это в электронной форме и все это отправляется дальше через интернет. То есть эти люди, которые на рынке торгуют, они не хотят ходить в Налоговую, они ходят к этому специальному человеку и тот за них…

В.ЗАХАРЧЕНКО: Не, ну, наверное, есть какая-то категория людей, которые хотят ходить в Налоговую. Но я думаю, что у большинства именно… Это, кстати, немаловажный фактор.

П.ДИДЕНКО: Может быть, какой-то социальный момент в этом есть, с другими бухгалтерами пообщаться, какие-то вопросы задать. Я думаю, что да. Ну, вообще с развитием социальных сетей и комьюнити для бухгалтеров… Есть несколько больших бухгалтерских сайтов, там очень много бухгалтеров, там десятки тысяч ежедневная аудитория. То есть это, как бы, очень важно и для них. Не обязательно ходить в Налоговую для того, чтобы поговорить с бухгалтерами.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Ну, тем не менее, очень важный момент, что вы, все-таки, скажем так, в данном случае касательно сдачи отчетности, вы – транспортный канал. Но вы никак не несете ответственности за то, что именно сдает человек, за ошибки, собственно, в учете, которые допускает.

П.ДИДЕНКО: Нет, там очень интересно. Да, мы не несем. Если вы, допустим, совершили налоговое преступление, не дай бог, и обманываете кого-то, государство, то мы тут никак. Мы просто взяли от вас декларацию, в неизменной форме доставили ее в вашу налоговую и всем разослали об этом уведомление, чтобы вы потом, если…

В.ЗАХАРЧЕНКО: Ну, ведь, на самом-то деле, большинство так называемых налоговых преступлений не совершается потому, что нету четкой позиции и налогового ведомства по некоторым вопросам. Я стал общаться с бухгалтерами, я слышал несколько раз такую формулировку, что ответ налоговой был следующий: «Мы не знаем, как это сделать. Ну, вот, вы пришлите в таком виде, а если будет неправильно, то вы штрафы получите свои».

П.ДИДЕНКО: Да-да.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Вот, просят ли люди у вас какой-то сервис консультационный? Ну, то есть рассказать, разъяснить?

П.ДИДЕНКО: Безусловно, да. То есть люди нам доверяют, они приходят и просят нам еще какие-то дополнительно услуги оказывать. И если это возможно, мы, конечно, стараемся идти навстречу.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Давайте, все-таки, к физлицам перейдем, к людям.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, у меня был вопрос по этому поводу. Например, тут через Твиттер можно задавать тоже вопросы – в Твиттере работает мой аккаунт plushev, никуда не девается. Леонид Волков пишет, что ты про возрастной состав нагнал, а также неправильно сказал про 3НДФЛ – можно сдавать и всегда было можно.

П.ДИДЕНКО: Здесь речь о том, можем ли мы сделать сервис для физических лиц по отправке их налоговых деклараций. Вот, раз в год, если я имел больше одного источника доходов и хочу декларацию подавать…

А.ПЛЮЩЕВ: Кстати, по-моему, сейчас не надо подавать, если больше одного имеешь источника дохода. Я лет 10 имею больше одного источника, и ни разу не подавал.

П.ДИДЕНКО: Да, там еще другие основания есть. И, в основном, это делают люди, которые хотят получить имущественный вычет. Которые купили квартиру или которые хотят получить имущественный вычет за лечение или за образование детей.

А.ПЛЮЩЕВ: Или если ты продавал автомобиль меньше 3-х лет отроду или больше 150 тысяч кэшем.

П.ДИДЕНКО: Естественно, мы очень хотели бы предоставить частникам, ну, обычным гражданам такой сервис, и мы периодически исследуем, насколько просто легально это можно сделать. И, вот, текущее наше убеждение, что мы не можем сделать такой сервис просто, то есть для этого придется что-то сложное делать. И поэтому у нас его нет.

Но вообще, кстати, мы сейчас, наверное, в такое время находимся, когда скоро как раз подойдет срок заполнения вот этих деклараций за прошлый год. Может быть, мы сделаем бесплатную заполнялку на вебе.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Ну, просто распечатать и отнести.

П.ДИДЕНКО: Да-да-да. Хотя, для этого есть программа, которую Налоговая сама и распространяет.

А.ПЛЮЩЕВ: Несколько вопросов от наших слушателей. Во-первых, можно еще задать вопрос на +7 985 970-45-45, вот один вопрос оттуда, а потом я к сайту перейду. «Отказался от подачи налоговой отчетности через интернет из-за неадекватной цены за эту услугу. Для маленького бизнеса это дорого».

П.ДИДЕНКО: Там история такая, что есть рынок и там есть операторы. Ну, в принципе, это похоже на сотовую связь. То есть если, допустим, вам кажется, что есть хороший сотовый оператор и он просит больше денег, то это считается нормальным. А если, допустим, молодой сотовый оператор, у которого покрытие поменьше, качество похуже в чем-то, то он, как правило, меньше денег берет. Здесь ситуация абсолютно такая же имеет место. Есть много операторов – можно к любому пойти. Это очень здорово, когда такие услуги, которые, вроде бы, на государственные похожи, вроде бы налоговая отчетность, но государство не делает само, а поручает рынку это делать. Тогда рынок идет, быстро все сделает, регулируются цены естественным образом очень интересно (есть дешевые операторы, есть дорогие операторы).

В.ЗАХАРЧЕНКО: Ну, цены на услуги, в среднем, падают, если брать среднерыночные?

П.ДИДЕНКО: Да. То есть я думаю, что сейчас если вы зададитесь целью, то вы найдете, как бесплатно сдавать отчетность. Если вам хочется больше сервиса, вы там за 2 тысячи рублей в год, допустим.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Ну, определяетесь – вам шашечки или ехать.

П.ДИДЕНКО: Да-да-да. То есть если вы хотите не только в Налоговую, а еще там в Пенсионный фонд, в социальное страхование, Росстат, то там чуть больше будет и так далее.

А.ПЛЮЩЕВ: Есть несколько вопросов, пришедших через сайт. Вот они. Ты ЭЦП раздаваемую упоминал. У тебя спрашивает Альберт2 из сферы телекоммуникаций: «Как вы думаете, почему ЭЦП является платной услугой для юрлиц, хотя ее основное назначение на данный момент – подача регламентированной государством отчетности? В большинстве платежных систем для физических лиц ЭЦП является бесплатной услугой». Ну, второй вопрос позже задам.

П.ДИДЕНКО: Я не знаю платежных систем для физических лиц, где применяется ЭЦП – таких на данный момент нет, это он ошибается. Ну, опять же, государство – оно может очень много различных ролей играть. Допустим, не знаю, двор у меня убирать или, там, цветы выращивать. Но оно этого не делает, а поручает эту работу кому-то, и тогда приходят, допустим, какие-то управляющие компании и начинают конкурировать за то, чтобы убирать мой двор качественнее и дешевле. И соответственно в случае с ЭЦП государство тоже не выступает в роли такого огромного удостоверяющего центра, который всем выдает этот электронный паспорт, так скажем. А там есть много вот этих удостоверяющих центров так называемых – их 400 или уже к 500-м ближе, наверное – которые просто читают закон об ЭЦП, которому, по-моему, 8 лет уже и выполняют ряд регламентов и сдают вот эти вот…

В.ЗАХАРЧЕНКО: Не совсем, кстати, понятно, почему эта функция, эта услуга делегируется каким-то негосударственным компаниям и почему государство не дает частным лицам выдавать паспорта также? Ведь, роль фактически та же самая, удостоверяющая либо личность, либо компанию.

П.ДИДЕНКО: Нет, на самом деле, ситуация похожая, но не совсем. Вообще, физически смотрите, давайте посмотрим на то, как выдача паспорта происходит. Там самая главная задача в том, чтобы убедиться в том, что тот, кто пришел к вам, это, действительно, Вася и паспорт мы выдаем Васе. В принципе, государство здесь не причем. Эту работу можно кому-нибудь другому поручить, если не хочется держать сотни или тысячи паспортных столов, и очереди, чтобы к ним стояли, и еще что-нибудь. В принципе, эту работу государство тоже могло бы кому-то поручить. И в некоторых странах так и есть – не государство физически выдает паспорт.

То же самое и здесь. ЭЦП – это такая штука, которая не паспорт, да? Это просто, вот, аналог собственноручной подписи гражданина. И если есть какие-то регламенты, которые государство установило к тем, кто может выдавать такие ЭЦП, и они исполняются четко, то в чем проблема-то?

В.ЗАХАРЧЕНКО: Мне кажется, что это все равно еще одна лазейка для всяких разного рода схем не абсолютно белых. Почему бы не посмотреть на грузинский путь, где государство все в открытую продает, все услуги предоставляет, то что могло быть и в карман. Продается именно в сервисных центрах.

П.ДИДЕНКО: Я не знаю, насколько продвинуто грузинское государство, как много счастья оно гражданам приносит – я не знаком с ситуацией. Но я видел много стран, которые вполне себе счастливые и люди хотят ехать туда, а не оттуда, и где государство старается на себя как можно меньше такой ерунды брать.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Ну понятно.

А.ПЛЮЩЕВ: Можно еще пару вопросов, которые пришли к нам на сайт? Так. Хороший вопрос, с которого, в принципе, можно было бы начинать сегодняшнюю беседу. Музейщик-подмастерье из Санкт-Петербурга спрашивает: «Как скоро лозунг «Заплати налоги и спи спокойно» превратится в «Кликни пару раз на смартфоне и спи спокойно»?»

П.ДИДЕНКО: Я думаю, что технически если бы какая-нибудь продвинутая интернет-компания захотела предоставить такой сервис, то она бы его сделала за неделю.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Почему не хочет?

П.ДИДЕНКО: Ну, потому что нет интернет-компаний, которые в этом бизнесе. Вот, кстати, мы упоминали Webmoney сегодня, да? И я думаю, что Webmoney легко бы могла сделать похожий сервис для граждан, если бы очень хотела, чтобы граждане были счастливы и платили налоги. И, вот, свою лепту сюда оно могло бы таким образом внести. Потому что в процессе уплаты налогов есть 2 составляющие. Первая, это рассчитать налог, то есть надо сделать такую программу или веб-сервис, веб-интерфейс. Ну вот, как FaceBook, Яндекс.Почта, еще какие-то такие вещи. Вот, веб-интерфейс, формочка, в которую надо вводить сколько ты денег заработал и, соответственно, чтобы эта функциональность рассчитывала, сколько надо заплатить налогов. Правильно? Ну, в принципе, несложная программа, я думаю, да? Если, допустим, у тебя в одном месте 3 рубля зарплата, во втором 2, то надо сложить там, умножить на 12, посчитать сколько будет 13% от этого – это и есть твои налоги. Ну, в принципе, в простом варианте. Далее нужно предоставить возможность просто заплатить. То есть, вот, есть куча платежных систем, они могли бы, в принципе, немедленно предоставить кнопку «Оплатить 13%». Это могли бы делать платежные системы, банки.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Насколько я понимаю, у банков некоторых это есть.

П.ДИДЕНКО: Возможно. Но…

В.ЗАХАРЧЕНКО: Я, вот, боюсь ошибиться, но сегодня в Гугле когда я искал, я видел даже контекстную рекламу Альфа-банка, что вы оплачиваете налоги прямо через интернет-банкинг.

П.ДИДЕНКО: Да, то есть, на самом деле, там надо просто на счет казначейства или кого-то там отправить сумму, которую надо предварительно считать. Вот и весь процесс, он очень простой. Но что касается расчета налогов для граждан… Потому что у нас законодательство налоговое для граждан очень простое. Допустим, в США – там очень влияет, где ты работаешь, чем ты занимаешься, для граждан даже, и от этого разные налоги применяются. Есть ли у тебя дом, есть ли у тебя дети, еще какие-то там есть льготы, там можно вычеты делать. Вот для этого… Там сложный сервис. А у нас очень простой: 13% — и вот твои налоги.

А.ПЛЮЩЕВ: В своем посте на Хабрхабре ты рассказывал об интересной технологии, когда можно зарегистрироваться как индивидуальный частный предприниматель, чтобы платить налоги. Это, собственно говоря, каким образом и для чего?

П.ДИДЕНКО: Там был пост вот о чем. У нас есть сервис, который очень простая интернет-бухгалтерия. То есть если ты маленький бизнес, то ты боишься каких-то налогов, вот какой-то бухгалтерии, всех этих слов, да? То есть если ты уже бизнес, у тебя есть какой-нибудь аутсорсенный бухгалтер, которому ты платишь там 3 тысячи в месяц или еще что-нибудь такое за то, чтобы он твои бумажки делал, это, как бы, тоже неприятно. Или ты вообще не платишь налоги, или ты даже не стал бизнесом заниматься, потому что ты боишься всей этой бюрократии и налогов, ну просто не хочешь связываться, да? Для тебя стоимость входного билета в бизнес – она очень велика, потому что придется разобраться с программой «1С», например. Это кому-то кажется ужасным. В том числе поэтому у нас мало малого бизнеса.

Но на самом деле, в этом нет никакой проблемы, просто люди не знают, что есть такая упрощенная система налогообложения, да? То есть если у тебя там какой-нибудь простой бизнес, ты платишь 6% от оборота всего своего, от всей выручки или 15% от чистой прибыли, и все. А дальше тебе надо раз в квартал платить в Пенсионный фонд и в Налоговую небольшие платежи, вот эти вот в размере 6 или 15 процентов, и в конце года там еще 2-3 бумажки отправлять. И, вот, мы это все помогаем делать предпринимателям, и у них жизнь становится лучше и проще.

Ну вот. Я там как раз писал, что… Я там такой кейс написал, что если ты сдаешь квартиру в Москве, то, вот, посмотри, как тебе…

А.ПЛЮЩЕВ: Да, это, мне кажется, касается очень многих людей. В отличие от того, о чем мы говорили до сих пор, этот совсем многих касается.

П.ДИДЕНКО: Я читал в Forbes прошлой весной, что в Москве 100 тысяч человек сдает квартиры. Это огромная армия и, в общем, я не знаю, какое количество из них…

А.ПЛЮЩЕВ: Платят налоги.

П.ДИДЕНКО: Да. Пока я снимал квартиру в Москве много лет, я много квартир сменил и ни разу не видел человека, который бы вбелую со мной заключил договор и так далее. Ну, квартира арендодателя. И на самом деле, можно оставаться в тени для таких вот арендодателей, а можно платить всего 6% и с помощью простого интернет-сервиса решать сразу все проблемы, и мы будем даже смсками напоминать, что, оказывается, тебе через 3 недели надо будет бумажку тут заполнить в онлайне и нажать кнопочку «Send».

В.ЗАХАРЧЕНКО: А зачем ему это? Зачем человеку, который сдает квартиру, отдавать часть своих денег, кровно заработанных, государству, кровопийцу, которое у него отбирает? Ну, нет у нас этой культуры. Нет у нас культуры, то, что я получил наличными, то, что я получил от сдачи квартиры, там…

А.ПЛЮЩЕВ: Нет, здесь понятно, мотивы-то как раз понятны в том смысле, что… Даже я могу за Петра ответить. В том смысле, что соседи у всех разные. Если настучат в Налоговую, то, в общем… У нас же некоторые слушают призывы типа «Заплати налоги и живи спокойно» или «Если у вас соседи сдают квартиру, настучите на них» и стучат. Не могу их осуждать за это. Но в душе осуждаю. Вот. Поэтому… Чтобы жить спокойно.

П.ДИДЕНКО: Да. Это такой, философский вопрос, который к каждому относится. Надо ответить, платишь ты налоги или нет. Если мое мнение интересует, то…

А.ПЛЮЩЕВ: Да. Вот, если бы я сдавал квартиру, то передо мной бы этот вопрос точно встал. Потому что я очень всегда хочу обезопаситься, чтобы лишний раз ни с кем не общаться по всяким поводам. Для меня 6% отдать гораздо легче, чем потом с кем-то разбираться. Но у меня другая проблема, и о ней я хотел бы поговорить с Петром, и вместо того чтобы просто позвонить Пете и сказать, я его позвал в эфир. Вот только ради этого такое использование служебного положения. Да.

Я же как и все присутствующие здесь в студии блогер, мы все – блогеры. Я не знаю как вам, мне периодически приходят какие-то предложения разместить какую-либо рекламу. Я никогда не размещаю рекламу… Вообще, до сих пор, кстати, у меня не было ни одного опыта, надо сказать. Но я всегда отказываюсь от скрытой рекламы, но открытую я бы готов был. Но тут, опять же, как только ко мне… Это заработок, естественно. Как только ко мне обратится налоговая служба, я не буду знать, что ей ответить. Я бы с удовольствием хотел бы заплатить налоги, но не знаю как. Применима ли эта схема, о которой ты только что рассказывал, к данному случаю? Или не применима? То есть я регистрируюсь как индивидуальный частный предприниматель и если я вбелую заключаю договор с рекламодателем, то с этого договора, с этой суммы, которую я получаю, я, видимо, как-то могу заплатить налоги. Или нет?

В.ЗАХАРЧЕНКО: И вторая половина вопрос – это о том, когда тот человек, платящий, не хочет, а я хочу быть белым. Ну, то есть, к примеру, он говорит «Ну, давай там Webmoney, Яндекс.Деньги, вот сейчас прямо сброшу».

А.ПЛЮЩЕВ: Да кэшем принесу.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Да, либо наличными принесу без всяких договоров, доверяю – ты человек известный. А ты, наоборот, хочешь, чтобы у тебя все было по-белому. Как в таком случае поступать?

П.ДИДЕНКО: Знаете, я к вам присоединюсь, потому что я тоже нахожусь в такой же ситуации сейчас. То есть я тут делаю подкасты и мне за это должны платить деньги, а я их не беру, потому что надо заключить договор, а я не хочу становиться индивидуальным предпринимателем. На самом деле, я понял, что мы сделаем кейс для блогеров обязательно такой, как мы делали для тех, кто сдает квартиры.

А.ПЛЮЩЕВ: Давай.

П.ДИДЕНКО: Мы распишем подробно, в чем там есть… У нас есть аналитики специальные, которые сядут и разберутся со всеми тонкостями там. А вот эта деятельность, где слово «реклама» возникает, надо ли там говорить «реклама»? А то, может быть, это на упрощенке нельзя делать? И так далее, и тому подобное. Мы этот кейс разберем. Но, в целом…

А.ПЛЮЩЕВ: Это очень хороший. Вот, посмотрите, мы заложили сегодня краеугольный камень заработка для блогеров, на самом деле. Причем, легального заработка.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Попросил процент с бизнеса, который «СКБ Контур» разовьет на базе этого. Озолотится. (все смеются)

П.ДИДЕНКО: Да-да-да.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, было бы неплохо хотя бы новогодние подарки от них.

П.ДИДЕНКО: Договоримся. Ну да, то есть, в принципе, вы можете там взять, стать индивидуальным предпринимателем. Для этого надо пойти, ну, как-нибудь стать индивидуальным предпринимателем. Можно пойти в налоговую, можно пойти к нам – мы бесплатно распечатаем документы все необходимые, их из принтера надо будет достать, пойти и все. То есть мы даже бесплатно позволяем зарегистрировать ИП. Но, к сожалению, пока в электронной форме нельзя, государство не позволяет. Вот, возвращаясь к вопросу, который был, что государство позволяет делать в электронной форме или нет? Вот, регистрировать ИП и компании нельзя. Ну, нам, кстати, новый мэр московский обещал в январе сделать такую возможность.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Сразу после пробок?

П.ДИДЕНКО: Да, сразу после пробок у нас будет регистрация ИП электронная в Москве.

А.ПЛЮЩЕВ: То есть это сразу, естественно, взрыв на миллион индивидуальных предпринимателей. Или несколько сотен тысяч.

П.ДИДЕНКО: (смеется) Ну, я думаю, что нет. Ну, наверное, хорошая возможность, но я думаю, что нет огромного количества людей, которые не зарегистрировались до сих пор как ИП, потому что им было сложно заполнить бумажку одну. Не в этом проблема. Но тем не менее. Вот, мы же привыкли в интернете все делать, да? И для меня, допустим, это ужасная боль писать ручкой какие-то буквы, вот, какие-то формы.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Тем более, выписывал (НЕРАЗБОРЧИВО).

П.ДИДЕНКО: Да-да-да, я все время ошибаюсь и начинаю снова, и так далее, и тому подобное. И все это будет в прошлом. И да, ты регистрируешься, и потом мы тебе помогаем все делать – открыть счет в банке, скажем, как чего делать, будем рассказывать. У тебя возникнет много вопросов: «А нужна ли мне касса, например?» Мы тебе расскажем. У нас там есть база знаний о том, как быть предпринимателем, что это значит с первого дня, конкретно. Очень много ответов на конкретные вопросы. Вот, и все, и ты сможешь принимать деньги, ты сможешь платить налоги очень просто. И мы тебе будем с удовольствием напоминать, если ты чего забыл заплатить.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Как быть тому, кто на протяжении года получал деньги через Яндекс.Деньги, через Webmoney, через другие платежные системы онлайновые, не важно какие, именно в электронном виде, оперировал ими и так далее. А потом в марте прозрел, понял, что он должен быть законопослушным гражданином и хочет заплатить налоги. Как в таком случае поступать? У него нет никакого подтверждения этих платежей о предоставлении услуг и так далее? Договоров, ИП тем более.

П.ДИДЕНКО: Это очень сложный вопрос. (смеется)

В.ЗАХАРЧЕНКО: Спасибо.

П.ДИДЕНКО: Поэтому я не знаю, как на него ответить. То есть обязанность ваша заключается в том, чтобы сообщить государству о всех доходах. Ну, сообщить и посмотреть, что будет.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Ну то есть если я не в своем уме, я могу сказать, что «да, я в прошлом году заработал 10 миллионов долларов и вот, пожалуйста, мои миллион 300 тысяч налогов».

П.ДИДЕНКО: Ну да, вот я получил какие-то доходы, вот я задекларировал налоги, я заплатил их, налоги эти. И вот и все. Ну, я не знаю, что с Webmoney делать, честно говоря – просто я немножко не в теме. То есть обязанность твоя как гражданина заплатить налоги до нужного срока, а потом, если ты чего-то не так сделал, Налоговая узнала, она должна будет доказать, что ты эти деньги получил, во-первых, в суде. С гражданами только через суд. И так далее, и тому подобное.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Смотрите, сразу еще вопрос в этом контексте. Саша, вот, говорит, что к нему обращаются всякие сервисы, ну, простой пример Балагун.ру, который размещает так называемую скрытую рекламу и они оперируют теми же самыми стандартными, ну, я их называю суррогатными, в общем, надстройками к платежной системе типа Яндекс.Деньги, Webmoney. С их стороны есть какое-либо движение? Потому что на Западе очень много сервисов, которые похожи на ваши, но есть движение в плане того, что ты можешь оперировать электронными деньгами и вот здесь рядышком же настройка, связанная с, скажем так, тем, чтобы все было у тебя по закону. В России – вот я только недавно заметил – есть такой сервис Paystore, тоже как раз в таком ключе: ты работаешь с электронными деньгами, но у тебя есть еще и рядышком сервис по составлению договоров, сопровождению юридическому всего этого со стороны сервисов, которые работают с блогерами, не важно с кем. Есть какое-то движение по направлению к вам? К вам приходят, договариваются, обсуждают, придумывают что-то? Или они не думают? Ну, то есть их абсолютно не беспокоит тот факт, что они работают вчерную с клиентами?

П.ДИДЕНКО: Нет, их не беспокоит. Но скажу из интересного про контакты с платежными системами, что у нас были разговоры про то, чтобы использовать ЭЦП при осуществлении платежей через интернет. Ну, на самом деле, вот, есть кнопка «Заплатить» и мы нажимаем на нее, и что-то происходит, что потом в суде доказать практически нереально, что это был я, что денег было конкретно столько-то, что, вот, значит они туда-то отправились. Это все малодоказуемо, на самом деле. И, вот, если бы ЭЦП где-то использовалась, тогда было бы все гораздо интересней. Но пока что там довольно сложно. Мир ЭЦП – он похож, знаешь, на вот такой мир шифрования, криптозащиты и так далее. А на интернет не похож, поэтому им очень трудно ужиться вместе. Ну, мы пытаемся, на самом деле, какую-то пользу здесь принести.

А.ПЛЮЩЕВ: Наш постоянный слушатель и задаватель вопросов Паблишер, издатель из Томска и Новосибирска заодно, пишет о том, что вчера приставы сняли у него со счета деньги по решению суда, о котором он ничего не знал, в пользу налоговиков. Он очень обрадовался. Раньше если он был государству, по его мнению, что-то должен, то с него по решению этого же суда, о котором он также ничего не знал, взыскивали судебные приставы – звонили, просили приехать, сами приезжали и так далее. «А сейчас милое дело: сами берут у меня со счета что нужно и не беспокоят по пустякам. Спорить все равно бесполезно. Отличный сервис. Вопрос: зачем при такой красоте этого удобства нужен еще какой-то там интернет-сервис? Ведь, там по-любому надо потратить самое дорогое – свое личное время. А результат будет ровно тот же, что и при полном посылании государства с его приставаниями по налогам».

П.ДИДЕНКО: Очень хорошо, что государство не стало возбуждать уголовное дело по статье 198 УК, которая карает за неуплату налогов на сумму больше в каких-то сценариях 100 тысяч рублей, а в каких-то 300 тысяч рублей. Максимум – год тюрьмы там. Поэтому вот такой ответ.

В.ЗАХАРЧЕНКО: То есть слушатель должен быть сейчас еще благодарен, что это все происходило, да?

П.ДИДЕНКО: Ну, то есть государство, наверное, не хотело его сажать в тюрьму и ничего такого с ним делать. Просто истребовало с него долг налоговый и все. Со мной тоже недавно произошло то же самое – там ко мне, к моей маме в другом городе, где я прописан, пришли приставы и отобрали у нее 5 тысяч рублей по иску, который 3 года назад компания МТС, сотовый оператор ко мне выиграл, а я даже об этом не знал. И я живу в 50 метрах от компании МТС в городе Москва и, в принципе, МТС об этом хорошо знает. Но 3 года он не хотел вот эти 5 тысяч рублей от меня получить, а, вот, ходил в суды и потом к маме послал приставов. Государство в этом смысле неэффективно, конечно.

А.ПЛЮЩЕВ: Спасибо большое. Сегодня Петр Диденко говорил о, может быть, не очень понятной всем теме. Но он обещал для всех сделать кейс. Во всяком случае, для блогеров точно. И я буду с нетерпением ждать. Спасибо большое. Петр Диденко, представитель компании «СКБ Контур», наш соведущий и главный эксперт программы «Точка» Виктор Захарченко и я, Александр Плющев не прощаюсь с вами, через уже чуть больше чем час в программе «Попутчики», если успею на поезд. Всем пока.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире