'Вопросы к интервью

А.ПЛЮЩЕВ: Ну так вот, 21 час 13 минут, Александр Белановский как мог ввел нас в курс дела. У нас Леонид Медников, эксперт аналитического центра «Яндекс.Пробки». Добрый вечер.

Л.МЕДНИКОВ: Добрый вечер.





А.ПЛЮЩЕВ: И Евгений Гребенников, менеджер того же сервиса. Добрый вечер, Жень.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Здравствуйте.

А.ПЛЮЩЕВ: Ваши вопросы – +7 985 970-45-45. Перед программой Сан Саныча Пикуленко, мне кажется, совсем актуально поговорить о пробках. Многие вопросы уже поступили на сайт радиостанции «Эхо Москвы». Вообще, сегодняшней программой я хочу открыть, может быть, целый цикл передач, посвященных, так сказать, сервисам. Сервисам очень популярным, очень известным, потому что у пользователей возникает огромное количество вопросов к ним. Они обращаются в службы поддержки или, может быть, в пиар-службы этих сервисов и зачастую в силу тех или иных причин ответов не получают. Или отвечают один, а не получают все. А этот будет такой цикл передач типа «Все, что вы хотели спросить о». И, вот, мне наши слушатели рекомендовали позвать «Яндекс.Пробки», поскольку в последнее время тема эта, особенно в Москве стала суперактуальной вокруг событий политических, с мэром Москвы и так далее. Я бы хотел сначала моих гостей для того, чтобы была некая тоже вводная еще одна, помимо Саши Белановского, попросить рассказать о том, как же все это получается, как формируется то, что мы видим зелененькие и красные стрелочки? Для тех, кто не знает, не очень интересуется, как все это получается, вся эта картинка складывается?

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Расскажу. Ну что ж, когда мы начинали в 2006 году, на самом деле, никакой развитой инфраструктуры, ничего этого не было. Мы рисовали пробки практически вручную, то есть пользователи нам писали смски, говорили, где они находятся, какая там дорожная ситуация, по телефону можно было позвонить и тоже рассказать, что вокруг тебя творится. И мы сами смотрели в дорожные камеры, то есть те камеры, которые смотрят на дорогу, на трафик дорожный и рисовали вручную стрелочки. Ну, в общем-то, приходилось очень несладко, это достаточно непросто было делать. Да и как-то возможностей масштабироваться было не особенно много. Поэтому в определенный момент перешли на алгоритм автоматической обработки данных.

Что это значит? То есть как все происходит, как схема работает? Работает она так. Пользователь скачивает наше приложение мобильное «Яндекс.Карты», пользуется им, смотрит пробки и при этом сам, если он, конечно, захотел передавать данные о пробках, передает нам периодически данные о своем местоположении, ну, там, местоположении, скажем так, своего телефона, и о скорости движения этого телефона, ну, то есть скорости движения его автомобиля. Мы эти данные получаем, получаем, естественно, не от одного пользователя, а от очень большого количества пользователей одновременно. Эти данные мы обрабатываем, выбрасываем ненужные данные, например, когда пользователь остановился у обочины, там, что-то купить или когда этот пользователь пешеход вообще, привязываем их к карте, усредняем…

А.ПЛЮЩЕВ: А вы как узнаете, что он пешеход?

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Ну, есть несколько моментов. Там если без деталей, то мы смотрим, как пользователь двигался последний час, то есть сколько он проехал за последний час, сколько он проехал за последние 20 минут, и какая максимальная скорость у него была за последний час. И там что-то такое, то есть такие 3 параметра, то есть по совокупности он может пройти либо не пройти.

А.ПЛЮЩЕВ: Но я, вот, кстати, когда иду пешком и использую карту в своем мобильном телефоне, я стараюсь не пользоваться Яндекс.Пробками, в том числе чтобы не путать. У меня 2 сервиса, один встроенный в телефон Ovi, я им пользуюсь, когда хожу пешком.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Спасибо, но можешь смело пользоваться Яндекс.Картами – мы отсеем.

А.ПЛЮЩЕВ: Хорошо. Не, ну на самом деле, мне кажется, что Яндекс более хорош для движения на автомобиле, особенно то, что он учитывает пробки при построении маршрута. То есть я тут взял на тест один навигатор, ну, соответственно, с навигационной системой, у которого нет пробочного сервиса.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: И в Москве это бессмысленно.

А.ПЛЮЩЕВ: Абсолютно. Просто ну там можно только оценивать, а как это нарисовано, ну и так далее. А больше никакого смысла нет. Многие люди говорят, что, «ну, вот, мы и так знаем, где пробки, они все время в одних и тех же местах примерно, мы и так знаем объезды, если они есть, или их, скорее всего, нет, поэтому пробочный сервис тоже, в общем, для навигатора бессмысленен», – говорят они. Мне кажется, что пробки у нас могут возникать и ночью, и я не раз на них натыкался в самых неожиданных местах. И по обычному пути следования. Поэтому пробочные сервисы, будь то Яндекс.Пробки или какой-то другой, они очень важны и важнее с каждым днем.

Л.МЕДНИКОВ: Я хочу сказать, что прямо сейчас, например, мы сюда ехали, вечер воскресенья, всегда пробок нет вообще в городе. Но сейчас, вот, в 3 балла оценивается. И, вот, мы успели вовремя, но, в целом, были так, на грани, потому что, действительно, снег. Как предсказать, где именно встанет, где лучше объехать? Вот живой пример нестандартной ситуации, где нужно знать информацию именно сейчас – она никогда такой не была.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, кстати, я хотел вот еще о чем спросить, прежде чем перейти к вопросам радиослушателей (их, действительно, много), и поступают в том числе на SMS +7 985 970-45-45. Если вдруг вам удобен твиттер, мой аккаунт Plushev к вашим услугам – пожалуйста, можете спрашивать туда. Я хотел вот что спросить еще. Как ни странно, и мне это показалось сильно странным, то, что, например, Ovi не знает кирпичей и запрещенных поворотов, для меня уже не сюрприз абсолютный. А то, что не знают этого Яндекс.Пробки бывает (сервис), для меня это очень странно. То есть когда знаки перевешиваются не вчера, он меня ведет налево под кирпич куда-нибудь, это довольно странно. Я, вот, столкнулся с этим буквально позавчера. Это как?

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Ответ очень простой. На самом деле, сервис, если мы говорим про пробки, он состоит из 3-х составляющих. Первая составляющая, это карта с графом дорожным, то есть, собственно, по чему мы ездим и где рисуются пробки. Второе, это технология, которая обеспечивает все это дело, сбор данных. И третье, собственно говоря, сами данные. Так вот, граф на данный момент, если мы говорим про Москву, предоставляет нам поставщик. И ограничения лицензии таковы, что сами править граф мы не можем. Поэтому есть определенная система, которая с определенными итерациями… Вот, мы собираем данные, пользователи нам присылают, да и сами какие-то находим ошибки или какие-то изменения там (улица становится односторонней), присылаем поставщику, он меняет, присылает нам, мы их встраиваем. То есть это не мгновенно, безусловно, происходит, но определенные задержки есть. Но тем не менее, мы, конечно же, меняем графы.

А.ПЛЮЩЕВ: Все, перехожу к вашим вопросам. Издатель из Томска Паблишер, наш постоянный слушатель спрашивает: «Кто пользователь вашего сервиса и сколько их?» А как вы их считаете, кстати? Это хороший вопрос.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Хороший вопрос. Тем более, знаете, тут такая история. Что значит «сервис»? Он такой, он растет, ветвится в разные стороны. Вот, у нас сейчас есть… Ну, понятное дело, пробки на картах на больших, на Вебе можно посмотреть, 70 городов, 4 страны. Есть мобильное приложение, мобильные Яндекс.Карты. Сейчас порядка – ну, вот, очень быстро растет – порядка 1,5 миллионов пользователей ежемесячно мобильных Яндекс.Карт и очень быстро растет, ну, в том числе и потому что бесплатный трафик от МТС и Мегафона есть. Есть на радио, пробки зачитываются по нашим отчетам, на городских экранах показываются пробки, в навигаторах показываются наши пробки, API пробочное, то есть можно на сайт встроить наши пробки. Ну, как бы, много всего, где мы показываем пробки. В принципе, ну, вот, можно мерить по мобильной аудитории, порядка 1,5 миллионов и сейчас растет пользователей мобильных Яндекс.Карт.

Кто? Да, собственно, на мой взгляд, на самом деле, все те, кому важно знать о дорожной ситуации в городе. Поэтому, на мой взгляд, если там про Москву, то это абсолютно все, и школьники там, предположим, и учителя, и бизнесмены, и все-все-все. Потому что если ты уж вылез на дорогу и, там, залез на общественный транспорт даже, будешь стоять в тех же самых пробках.

А.ПЛЮЩЕВ: Уточняет вопрос студент из России трип: «Сколько активных пользователей сервиса Яндекс.Пробки, например, в день, хотя бы для Москвы? Не тех, кто смотрит онлайн-карту из дома, а именно передает свои треки».

Е.ГРЕБЕННИКОВ: А здесь из тех, кто технически может отправлять данные, ну то есть у кого есть GPS-приемник и интернет, настроенный на телефоне, это порядка 80-90% отправляют данные. То есть, безусловно, отправлять данные о пробках, сообщать о пробках – это добровольное дело, каждый сам решает.

А.ПЛЮЩЕВ: То есть их получается какое количество?

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Слушайте, я вам штук не скажу сейчас. Но, вот, из тех, кто может, это порядка 80-90%. Ну, в общем-то, я не открою большого секрета корпоративного какого-то, у нас за год количество именно по таким данным выросло больше, чем в 5 раз.

А.ПЛЮЩЕВ: Просто, конечно, интересно узнать порядок. Это сотни человек, тысячи в Москве, десятки тысяч?

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Ну, это ближе к сотням.

А.ПЛЮЩЕВ: Сотни тысяч человек. Так. Сейчас еще. Вот, есть ряд вопросов, в которых содержатся утверждения – вам тогда придется их подтверждать или опровергать. «Почему в Москве и Санкт-Петербурге данные Навител.Пробки точнее? Замечал это лично, об этом говорят тестирования журналов «Компьютерра» и «Мобильные новости», и самих пользователей» — спрашивает тот же студент.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Интересный вопрос. Я про такие исследования, честно говоря, несколько не в курсе. Есть исследования GPS-Club – это немножко не про нас история, а про навигаторы с пробками. Вот там навигаторы с нашими пробками, если не ошибаюсь, были на первом месте.

Л.МЕДНИКОВ: Ну, на самом деле, это исследование какое-то наполовину, статус такой, наполовину опубликовано. И потом обещали досчитать результаты, и вот оно так пока и подвисло. Но, вот, в целом, если говорить про качество данных, то мы как раз считаем, что это то, благодаря чему наш сервис живет и набирает популярность день ото дня. На самом деле, мы посматриваем сами тоже на то, как показывают пробки другие, и, в общем, нам кажется, что все мы нормально показываем.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Это, конечно, не повод нам останавливаться и прыгать от восторга, но, тем не менее, конечно…

Л.МЕДНИКОВ: Ну и, на самом деле, это просто наш приоритет. У нас есть система измерения внутреннего качества, и мы, действительно, смотрим, мы понимаем, что, собственно, люди приходят на сервис за важной, точной информацией. То есть у нас есть специальная методика того, как измерять свое качество и понимать, куда мы движемся, насколько мы его улучшаем, ну, вот, с учетом той внутренней работы, которую мы ведем.

А.ПЛЮЩЕВ: Еще вопрос от наших пользователей. В Яндекс.Клубе обсуждается модерация точек, содержащих информацию о деятельности ГАИ. Я не могу произнести этот ник, ну, он просто непроизносимый – тут много согласных, занимающийся железнодорожными перевозками. «Я лично, — пишет он, — как комментарии к точке, содержащей сообщение о мобильном патруле, исчезли после 5 минут существования. Имеет ли это отношение к ведущейся работе по взаимодействию с дорожной инспекцией? Как тесно вы планируете с ними взаимодействовать?»

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Ой, сразу столько вопросов в одном. Скажу коротко. На самом деле, проект «Пользовательские метки» в мобильных Яндекс.Картах – это очень быстро растущая штука. Год назад мы бы и не подумали, что он хоть какое-то количество пользователей наберет и будет хоть сколько-то актуален. Сейчас люди не просто пассивно передают нам данные о пробках, ну то есть когда они включили и едут по дороге. Но они сами рассказывают другим пользователям о том, что да, вот я еду, здесь, я не знаю, перевернулся бензовоз, 4 полосы из 5-ти перегородил, сюда не надо ехать. И это очень помогает другим пользователям, то есть люди начинают общаться. И мы видим, что люди общаются не только на дорожные темы, и мы сделали специальную метку «Разговорчики» и люди там могут общаться на любые темы абсолютно.

У нас есть модерация и мы в ближайшем будущем еще, так сказать, планируем улучшить. Что в модерации есть? Убираются исключительно призывы к разжиганию, в общем-то, массовых розней и религиозных, и всего такого прочего. И убирается мат и нецензурщина всякая.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, то есть если я написал «Вот здесь в кустах стоит гаишник», то ваши модераторы это не уберут?

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Не уберут. Здесь единственное нужно учитывать, что вот эти точки «Разговорчики» живут 20 минут. Поэтому, ну, ты их поставил, через 20 минут она погаснет.

А.ПЛЮЩЕВ: Но, ведь, там есть, стойте. Одно дело, если ты это разговорчиками пишешь, другое дело, если ты это пишешь примечанием к точке. Ну, там у вас, подождите, есть вот такое – ДТП, Ремонтные работы, Другое.

Л.МЕДНИКОВ: Нет, подождите, у нас есть специальная, кстати, точка «Камеры», многие говорят «Что это за пистолет?» Это как раз камеры, там, где проверяют превышение скорости и это как раз отличная… То есть мы специально сделали точку, чтобы люди ставили и сообщали друг другу «Здесь камера – снижай скорость». То есть удалять такие точки нам бессмысленно.

А.ПЛЮЩЕВ: Вот. Камера, и к ней можно же написать примечание все равно.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Можно. Никто ничего не удалит.

Л.МЕДНИКОВ: То есть очень может быть, что люди ставили там в ДТП, например, и, соответственно, их переводили в этот тип. То есть точка, может быть, оставалась. Если у них этот слой отключен, они просто даже не видели, что она, на самом деле, другим показывается.

А.ПЛЮЩЕВ: Но, кстати, это же тоже большой вопрос вандализма при любом таком user-generated сервисе, да? Каков процент вандализма? То есть как проверить, соответствует ли эта точка действительно? Как, ей можно доверять, нельзя? Ведь, от этого зависит ваша репутация в том числе. То есть если большинство точек не будет соответствовать действительности, то…

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Ну, мы сейчас над этим работаем. Навскидку скажу 2 штуки. Первый способ, связанный с улучшением качества, это, собственно говоря, само пользовательское голосование. То есть когда ты видишь чужую метку, проезжаешь мимо, ты можешь тыкнуть на нее и подтвердить, сказать «Да, я согласен, точка присутствует», либо сказать «Я такого не видел».

А.ПЛЮЩЕВ: Я, знаете что, я пытаюсь это сделать, на самом деле, всегда. Ну, мне просто интересно. Ну, я думаю, что и другие пользователи тоже из такого мальчишеского, игрового интереса это делают, там, когда смотришь «А, есть тут точка, нет? Нету, значит, ну, растащили ДТП, хорошо» и ставишь, что нет.

Но тут же мне пришла в голову мысль, что это же влияет на безопасность движения. Вот, сидят люди и все время они всматриваются в точки в эти, тыкают там, пишут чего-то и так далее. Это же явная такая провокация водителя на небезопасную езду.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Вы знаете, я как и…

А.ПЛЮЩЕВ: Все же на ходу это делают, понятно.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Я как и производитель навигаторов, ну, тоже была какая-то история, по-моему, год назад про девушку, которой навигатор сказал «Теперь резко налево» или «Теперь резко направо», и она там через 5 рядов сиганула. Я еще раз, и призывал, и призываю всех быть максимально внимательными на дороге, и первоочередное внимание уделять именно ей, а не тому, что показывается на экране. Поэтому здесь мы, конечно же, рассчитываем на благоразумие тех людей, которые пользуются сервисом, поэтому там нет никаких всплывающих прыгающих окошек и всего прочего. То есть он максимально настроен на то, чтобы водителю было комфортно за рулем, чтобы его не раздражало то, что происходит на экране и не мешало ему.

А.ПЛЮЩЕВ: Ой, про разговорчики, знаете, что хотел сказать? Важная, как мне кажется, вещь. Я иногда хочу посмотреть разговорчики, но сам не хочу говорить. Как это сделать?

Е.ГРЕБЕННИКОВ: В смысле? Вот только посмотреть?

А.ПЛЮЩЕВ: Ну да. Мне интересно, что говорят вокруг в пробке. При этом я не хочу ничего говорить.

Л.МЕДНИКОВ: Так и не надо. Просто включайте слой «Разговорчики» у себя в меню, и все.

А.ПЛЮЩЕВ: А там в мобильных есть такое?

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Да-да-да.

Л.МЕДНИКОВ: Да.

А.ПЛЮЩЕВ: Я просто не знал.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Есть по слоям. То есть если хочешь только ДТП видеть, вот, остальное тебя не интересует, что там болтают.

Л.МЕДНИКОВ: Ну вот, у меня в телефоне – я сейчас показываю – есть в меню, пожалуйста, выбор «Типы точек, которые вы хотите видеть». Там можно убрать ненужно, если не интересно ДТП, включить только разговорчики – вот они у меня выделены, и все, будут показываться.

А.ПЛЮЩЕВ: А, отлично. Я просто этого не знал. Интересный сервис. Поэтому мне приходилось что-нибудь сказать, с чем-нибудь выступить, и тогда они показывались.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: А, тогда автоматически включается, совершенно верно.

Л.МЕДНИКОВ: Да, автоматически включается, но, видимо, на одну сессию только, да.

А.ПЛЮЩЕВ: Да. Ну ладно, поехали дальше. Да! Кстати, друзья, я что-то забыл сказать о видеотрансляции, а она идет, между прочим, и на сайте «Эха», на сайте plushev.com – где вам удобнее, посмотрите. Там вы совершенно спокойно увидите наших гостей. Напомню, это представители сервиса Яндекс.Пробки Леонид Медников, Евгений Гребенников. Вопросы ваши по +7 985 970-45-45 приветствуются. И в твиттер Plushev тоже, пожалуйста. Вот оттуда задам вопрос из регионов. Вообще, расскажите о регионах. Вы говорили, что в 70 городах. Ну, это здорово, так сказать, в 70 городах. А, вот, СП66 из Екатеринбурга, например, спрашивает: «Когда заработает сервис по прокладке маршрутов?» То есть не везде в городах он такой же полнофункциональный как в Москве. Вроде, пробки есть, а маршрутов нет.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Совершенно верно. Коротко отвечу. Да, мы тоже очень хотим, чтобы конкретно в Екатеринбурге и вообще во всех остальных городах кроме Москвы и Украины заработала маршрутизация. Работаем над этим.

А.ПЛЮЩЕВ: А когда? Спросил человек: когда в Екатеринбурге?

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Конкретные сроки назвать не могу. Как только, так сразу.

А.ПЛЮЩЕВ: Понятно. А вообще, с какой скоростью у вас идет освоение городов? Примерно? Опять же, всем же не интересно. Ну, интересна дата, да. Но в конце концов, это можно пережить. Всем интересен порядок. Сколько ждать? Дни, месяцы, годы?

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Я тут не соглашусь. Всем интересно, когда, вот, мой конкретно город будет.

А.ПЛЮЩЕВ: Естественно-естественно, конечно!

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Ну, вот, я, честно говоря, не помню, сколько за этот год. Но я думаю, что мы прибавили… Ну, вообще за этот год у нас появилась Украина, вся Украина, то есть сколько городов там есть, везде теперь пробки показываются. По России, ну, я думаю, что городов, может, 20 появилось – где-то порядка того. Буквально на днях появился Мурманск, то есть у нас такой, самый северный город России и Калининград – самый западный. Там еще данных пока не много, но все это дело очень быстро растет, поэтому, думаю, что скоро покрытие будет очень нормальным.

А.ПЛЮЩЕВ: А, кстати, вот я неожиданно подумал. Наверное, все-таки, самые мощные, что называется, пробки, наверное, в Москве. Ну и по количеству, и, там я не знаю, по средней длине пробки, по чему угодно, по любому показателю. Хотя, стоял я в Петербурге в такой пробке, что не приведи господь, и Москва показалась мне как-то не очень уж заткнутым городом в этом смысле. Но тем не менее, как дальше распределяются города по своей загруженности? Это нормальное вот такое наше представление? То есть, допустим там, как по крупности, так и, значит, соответственно, по мощности пробок. То есть Петербург, там я не знаю, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород.

Л.МЕДНИКОВ: На самом деле, мы очень пристально следим за 4 городами, на которых у нас считаются баллы – это Москва, Питер, Киев и Екатеринбург.

А.ПЛЮЩЕВ: Киев – наш российский город. (смеется)

Л.МЕДНИКОВ: На самом деле, 3 города, я бы сказал, 3 столицы – они, на самом деле, самые пробочные и там это очень еще забавно видно по посещаемости. То есть реально в этих городах больше всего людей ездит с мобильными Яндекс.Картами, передает нам данные, там самая большая закраска. То есть это мы понимаем, что людям важно, они включают приложение, они передают нам данные. Все остальные города – заметно меньше интерес и, соответственно, меньше пробочность в этих городах. То есть по всей видимости, все-таки, там проблема стоит остро, но совсем не так, как вот в этих, можно сказать, трех столицах.

А.ПЛЮЩЕВ: Друзья, у нас, может быть, получается несколько сумбурно, потому что и вопросы от вас поступают, естественно, по разным самым темам. Я не буду их прямо выстраивать, объединять в какие-то темы, я буду подряд, с вашего позволения, чтобы не терять особенно времени.

Рустем пишет: «Планируется ли Яндекс.Карты для Windows CE, то есть для навигаторов?» А их разве нет?

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Нет, их нет. Сейчас есть мобильные Яндекс.Карты под 8 платформ. Вы знаете, ну, тоже мы не рассказываем о своих планах и этим не наша команда немножко занимается.

Л.МЕДНИКОВ: Но Саша всегда, насколько я помню, говорил, что, в общем, эту проблему мы услышали, про нее думаем.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Возможно когда-то вас порадуем.

Л.МЕДНИКОВ: То есть да, как я понял, это, действительно, не наша команда делает, но, вроде бы, она плотно про это думает. Может быть, сделает.

А.ПЛЮЩЕВ: Так. Друзья, вы знаете что? Мне кажется, по каждому из городов, вот, когда там что-то появится в Оренбурге или в Екатеринбурге, ну, уже бессмысленно – мы сейчас просто превратим в такой отчет по городам. По некоторым городам можно поговорить там, ну, например, я не знаю, я был очень удивлен тем, что не только большие пробки, но и очень такой, как это сказать, корректный сервис по пробкам Яндекс.Пробки был в Казани. Я когда открыл у себя на мобильном, был сильно этим поражен. Ну, если есть вопросы, задавайте – не все задам, вот что я еще хотел сказать.

Так. Еще вопросы с сайта давайте попробуем. «Многие сервисы для навигаторов начали предоставлять свой сервис поиска по названию улицы, а потом уже подключили пробочные сервисы. Начали с конца, что, собственно, актуальней для столиц. Планируете ли вы в дальнейшем, а хотелось бы в ближайшем будущем улучшения поиска по названию интерфейса программы, стиль 3D, проезд развязок и так далее? И останется ли она в таком случае также бесплатной?» — спрашивает Игрозус.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Ну, начну со второй части. Да, мы планируем для пользователей, для конечных пользователей сервис – он был, есть и будет бесплатным. Значит, что касается улучшений, мы постоянно… Ну, опять же, это немножко не наша команда над мобильной частью работает, но ребята тоже очень активно работают, постоянно происходят какие-то изменения. Поэтому, ну, рано или поздно то, что названо, какие-то моменты из этого появятся точно, ну, что-то чуть позже, что-то чуть раньше.

А.ПЛЮЩЕВ: Знаете, с появлением у нас нового мэра вдруг люди, там, начали замечать, стали активнее пользоваться Яндекс.Пробками. Кстати, всплеск был пользования Яндекс.Пробками? Потому что все стали смотреть: «Ага, там мэр справился или нет? А как мы можем отсечь, ну, в смысле отследить? Мы посмотрим, сколько баллов на Яндекс.Пробках». И смотришь там: «Ой, вчера было 8, а сегодня 6. Гляди-ка, похоже, мэр работает». Смотришь на это, стоя в многокилометровой пробке.

Л.МЕДНИКОВ: Значит, во-первых, 8 баллов у нас, кажется, было только в последнее время. То есть, на самом деле, снижения баллов не было. Есть ощущение вот такого субъективного ожидания людей, что они чего-то ждут, что улучшится. А на самом деле, по нашим данным как раз это лето было свободнее предыдущего, а эта осень – она нагнала, то есть сравнялась и даже чуть обогнала предыдущий, то есть был очень резкий рост загруженности, на самом деле, в городе. По нашим баллам это отлично видно.

А.ПЛЮЩЕВ: А удивил Леонид, мне нравится, что лето было легче предыдущего. Отсюда сбежали все же летом.

Л.МЕДНИКОВ: Да, ну, правильно. Но это означает, что сейчас рост очень резко начался. То есть люди уже расслабились, привыкли, что пробок нет. И тут хопа, им ударяет в полном объеме, все возвращается. То есть все по приборам видно. Но при этом да, есть какое-то субъективное ожидание, что все станет, наверное, лучше, благодаря мэру. Этого не наблюдается. То есть объективно по баллам они особо никуда не утекали, то есть все нормально показывает ту загруженность, как она есть. Есть еще один эффект, про который, на самом деле, интересно рассказать. Именно в дни, когда было хуже всего, действительно, было что-то необычное в отличие от предыдущих лет, когда целиком вставал центр города просто намертво таким замком, при этом радиальные магистрали все ехали свободно. И тут, на самом деле, мы, вот, сами в каком-то смысле уж и не знаем, как правильно поступать. Вот, мы обсуждали это, показываем картинку пользователям – вот, 2 кольца красные, все остальное – зеленое, 9 вечера. Спрашиваем: «Вот, сколько б вы баллов здесь поставили?» Люди говорят: «3 балла». Мы говорим: «Вот, мы показывали 6. А люди, которые стоят в центре, недовольны, они говорят «Это 10, потому что, ну, я уже стою который час, и что вы мне рассказываете про какие-то 6 баллов?» То есть реально что-то с центром города стало странное в этот момент.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, слушайте, ну, я, может быть, какую-то банальную вещь скажу или неправильную с технологической точки зрения. И, кстати, в ваших радиосервисах такая вещь уже есть, на самом деле. Мне кажется, имело бы смысл сделать не только оценку по всему городу (а это ж средняя температура по больнице, мы понимаем), но и по тому району, в котором находится пользователь. Ведь, система понимает, где он находится, и она может оценить, там, радиус, я не знаю, вокруг него, там, в 5 километров.

Л.МЕДНИКОВ: Ну, на самом деле, у нас сейчас на большом Яндексе, на главной страничке есть такой сервис – это «Баллы на моем маршруте». То есть вы задаете маршрут «Дом – работа» или там можно несколько маршрутов задать, и под светофором «В городе 6 баллов» будет показываться, что а на вашем конкретном маршруте, например, 3 (вам повезло) или, наоборот, 10. И это гораздо лучший ответ, чем в районе, потому что вы по всем улицам района все равно не проезжаете, вам нужна какая-то одна конкретная. То есть у нас есть такой ответ. Ну и второе, что мы решили после таких странных случаев, что мы будем, опять же, на главной страничке Яндекса выдавать подпись в случаях вот таких совершенно аномальных проявлений, что там 6 баллов. У нас там, скажем, «Движение затруднено» идет стандартная подпись. Но после этого «Центр города стоит», чтобы такие значимые события для людей они понимали и не бросались, значит, «6 баллов – ура, можно ехать», а шли, все-таки, на карту, смотрели и видели, что происходит.

А.ПЛЮЩЕВ: Но насколько я понимаю, еще есть такая штука. А, во-первых я хотел сказать, что, конечно, это очень здорово насчет веб-приложения. Но, опять же, я по собственному опыту. Может, я оцениваю как-то не объективно. Но мне кажется, что, скорее, это имеет смысл для мобильных приложений. Потому что все равно, ну, если ты пользуешься, то, скорее всего, на мобильном телефоне. В машине просто нет большой возможности воспользоваться компьютером в силу разных причин.

Л.МЕДНИКОВ: Не, это мы, естественно, понимаем. Просто кажется, что балл имеет наибольшее значение. Вот, по нашим представлениям, когда человек сидит на работе, он пользуется сервисом Яндекса и он краем глаза смотрит, пора уже домой или еще посижу. А уже когда сел в машину, ну, напишем мы тебе 10 баллов, 6 баллов – ты уже едешь, тебе, главное, хорошо нарисовать маршрут, не занимать лишнее место.

А.ПЛЮЩЕВ: Это правда.

Л.МЕДНИКОВ: Вот, исходя из этого… Хотя, мы понимаем, кажется, что это больше такой вопрос, психологический. Просто человек, когда он простоял 3 часа в пробке, то он недоволен всем и ему показывать «6 баллов» — это какое-то издевательство.

А.ПЛЮЩЕВ: Есть, есть такое. Ну, очень много людей я знаю просто по откликам и в ЖЖ своем, там, в FaceBook, где угодно, они просто уверены в том, что московская мэрия – она как-то договорилась с Яндексом о том, чтобы он занижал баллы после прихода нового мэра, чтобы как раз не раздражать людей. Это же правда, правда?

Л.МЕДНИКОВ: Ну, на самом деле, мне кажется, нам нужно выпустить исследование. Мы раз в год публикуем исследование. Просто на наших баллах очень хорошо видна картина. Это, действительно, кажется, субъективное ощущение людей. И как я говорил, у нас очень четко они выросли, при этом люди говорят, что они падают. То есть, наверное, идет сравнение за разное время. То есть это все очень хорошо…

А.ПЛЮЩЕВ: Ну как? Слушайте, ну я не знаю. Но опять же, по собственному опыту. Раньше для меня 7 баллов не было каким-то сюрпризом и они были довольно часто. Сейчас они не так уж часто происходят. Вот тут увидел 8, это прямо чудо произошло. А раньше я видел и 9, тоже бывало.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Ну, я тогда отвечу так, чтобы сразу точку поставить. У нас абсолютно вся картинка пробочная, которая сейчас есть, и все ее составляющие, там, и радиосводка, и пробочная картинка, и балл пробки – все считается автоматически абсолютно.

А.ПЛЮЩЕВ: Но автоматика, как известно, управляется людьми.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Договоренностей – вот я как раз сейчас закончу – никаких договоренностей, конечно, ни с кем нет. Поэтому как и Леня правильно сказал, вот такие ощущения могут быть из-за того или могли быть из-за того, что конфигурация пробочная, на самом деле, изменилась с последнего года. Вот эти замыкания центральной части города, когда весь город зеленый, в прошлом году такого не было. И таким образом получается, что средний балл по городу, особенно для тех, кто там, на самом деле, 4 часа или 5 часов простоял в пробке и просто осатанел, да, ему может показаться, что это неадекватно.

Л.МЕДНИКОВ: А, может, раскроем секрет про то, что мы думаем про то, как лучше учитывать вот такие нестандартные ситуации еще?

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Да, раскроем секрет. Да, мы думаем на тему того, как лучше учитывать такие нестандартные ситуации.

А.ПЛЮЩЕВ: (смеется) Раскрыл. Вот так Яндекс всегда. «Мы раскроем секрет, мы думаем над этим».

Л.МЕДНИКОВ: Да. На самом деле, изменение конфигурации подталкивает нас к тому, чтобы лучше передавать ощущения людей. То есть алгоритм за это время, за год не менялся, но мы хотим, действительно, как-то подумать, как учитывать голоса тех людей, которые хотят… Просто, действительно, трафик проходит через центр города, Москва имеет радиально-кольцевую схему, и за счет этого, действительно, кажется, что центр города должен как-то больше передавать ощущения людей. Но как это правильно учитывать, мы пока не знаем, но, вот, собственно, мы сейчас исследования проводим.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Мы обязательно узнаем.

Л.МЕДНИКОВ: И, опять же, будем писать про это исследования и все это будет открыто и понятно.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Да, заходите к нам на сайт, читайте.

А.ПЛЮЩЕВ: Отличный вопрос: «Есть ли планы или теоретические наработки по внедрению функции «Оценка качества дорожного покрытия»?»

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Ну, смотрите. На самом деле, таких конкретных планов как по проекту, наверное, сформированных нет. Но пользователь сейчас, опять же, в пользовательских метках достаточно активно ставит, там не знаю, МКАД, 16 км, вторая полоса – большая яма. Люди ставят. Опять же, если это правда и если это актуально, то люди голосуют «за», говорят «Да, эта точка есть». Эта точка может, в принципе, до бесконечности висеть. Поэтому пользуйтесь мобильными Яндекс.Картами, ставьте точки и там это у вас будет уже.

А.ПЛЮЩЕВ: Про BlackBerry спрашивают, когда будет рабочая версия. Есть информация, что для этих телефонов, 9700 в частности модель, обновления версии не будет.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Вы знаете, я никак не могу прокомментировать.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, да. Я так понимаю, что для экзотических платформ для России довольно сложно бывает подобрать. Я, знаете, тоже цитирую телефоны иногда разные, и бам, и нету Яндекс.Пробок.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Ой, вы знаете, я тут не соглашусь. У нас сейчас порядка 8 платформ. И сейчас у нас (НЕРАЗБОРЧИВО) появился, то есть для России достаточно большая экзотика.

А.ПЛЮЩЕВ: Ой, МОЕМ я знаю даже, почему появился. Потому что (НЕРАЗБОРЧИВО) да (НЕРАЗБОРЧИВО) ходит, и мне удобно просто.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Секрет раскрыт.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, абсолютно.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Хорошо, раскрыл нас. Ну, тем не менее, на самом деле, понятное дело, что здесь играет роль пользовательский спрос. Если таких телефонов много, если их покупают, то, безусловно, мы под эту платформу сделаем продукт.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, хорошо. Про Андроид спрашивают: «Будет ли подарок пользователям мобильных Яндекс.Карт ОС Андроид с бесплатным трафиком от МТС? (почему от МТС только?) Какие еще обновления и новшества планируются для этой достаточно популярной платформы Андроид?» — спрашивает Зодиак46 из Королева.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Да. На самом деле, популярный вопрос. У нас именно под Андроид, именно под МТС нет приложения с бесплатным трафиком, хотя на остальных платформах для МТС и Мегафона он есть. Я не гарантирую про Новый год, но будет, конечно. Насколько я знаю, достаточно скоро будет.

А.ПЛЮЩЕВ: Мой любимый вопрос. Он мне очень нравится и я хотел его сам задать, но ПоповМ, научный сотрудник из Москвы меня опередил и он спрашивает: «Почему мобильные карты, по крайней мере, для Nokia и iPad не показывают примерное время доезда по маршруту? Приходится через браузер заходить, очень неудобно». Присоединяюсь.

Л.МЕДНИКОВ: Хорошо. Тут, на самом деле, история такая, что то, как мы сейчас рассчитываем время движения по маршруту, мы понимаем, что этот алгоритм не может выдать абсолютно точное время, то есть мы видим, что мы его не угадываем. И оно хорошо для больших карт, где вы можете подергать точки, посмотреть так больше, так меньше, примерно оценить больше-меньше. Вот для этого это время хорошо подходит.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: То есть выбрать маршрут фактически из нескольких, так, так или так.

Л.МЕДНИКОВ: Ну, то есть, скажем, то, что предлагается, вам не очень нравится, вы перетащили точку. Ну, вот, вам какую-то подсказку дают. А мы понимаем, что для мобильных это будет вводить людей в заблуждение. Вот, я сижу в машине, провожу и мне говорят «30 минут». Вот, мы пока понимаем, что при текущих уровнях алгоритмов мы не угадаем, мы работаем над тем, чтобы это время стало достаточно точным, соотносилось с реальной жизнью. Когда мы это сделаем, то мы, соответственно, и будем показывать людям в нужном месте.

А.ПЛЮЩЕВ: Меня, вот, знаете, что волнует? Однажды я ехал из аэропорта, ну и там, поскольку аэропорт на другом конце города от меня находится, для меня там важно что? Ехать по кольцу или через город. Где пробки будут больше к вечеру, по кольцу или через город? Значит, мне прокладывают маршрут и прокладывают через город. Но я сам по опыту своему знаю, что пока я доеду до города и пока я в него въеду и буду через него ехать, пробки там увеличатся – я это знаю. А Яндекс.Пробки почему-то об этом не знают и советуют мне ехать через город. Ну, то есть он видит, что их сейчас там нет, а на Кольцевой, там, есть пару затруднений, поэтому он не советует мне объезжать по кольцу. И поэтому я, конечно же, еду по кольцу, исходя из своего опыта. Я имею в виду что? Что будет ли Яндекс.Пробки учитывать вот этот показатель, увеличение, ну, там, изменение трафика со временем?

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Коротко отвечу: мы работаем над этим. И здесь еще один момент хочу сказать.

А.ПЛЮЩЕВ: Я дольше вопрос задавал. (все смеются)

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Но тем не менее так. Не знаю, может, я такой везунчик, потому что менеджер сервиса, у меня там все хорошо работает? У меня, на самом деле, когда какие-то серьезные пробки, особенно когда я еду в какое-то незнакомое место, я строю маршрут и меня он ведет очень по-дикому, честно говоря. Но приезжаю я очень быстро. То есть у меня впечатление именно пользовательское от использования маршрутизации очень положительное. Ну, то есть он меня очень странно все время ведет какими-то дорогами, которыми я бы в жизни не поехал. Но с другой стороны, это незнакомое для меня место какое-то, поэтому доезжаю всегда быстро.

А.ПЛЮЩЕВ: Вы знаете, я хочу возразить в этом плане. Потому что особенно если как раз знаешь местность, понимаешь, что он тебя ведет не только дикими дорогами, это еще полбеды. Но, например, он совершенно не понимает, что на какой-то дороге огромное количество светофоров, ты там потеряешь массу времени, они, например, очень короткие для проезда тебе. Он-то их не видит, ему все равно. Он думает, что ты проезжаешь без остановок. Там нет пробок, там все отлично. Но у тебя светофоры, ты потеряешь гораздо больше времени, чем ты потолкаешься на одном затруднении и проедешь дальше. Вот это из моего личного опыта, например.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Ну что ж, мы постоянно работаем над улучшением качества и маршрутизации, и пробочности.

А.ПЛЮЩЕВ: А оценивается ширина дорог? Ну, например, однополосное движение есть, где там в одну сторону. Понятно, что, наверное, магистрали – как-то они явно выделяются. Но есть однополосные, есть двухполосные и так далее. Вот это как-то тоже выделяется?

Л.МЕДНИКОВ: Не, ну на самом деле тут посмотрите, считается средняя скорость. Вот, вы говорите, светофор не учитывается. Если человек много времени потратил на светофоре, это все равно системой идет в зачет, и она среднюю скорость подставит. Таким образом, в общем-то, они более-менее уравнены. Там есть, на самом деле, свои нюансы, которые мы понимаем, над которыми надо работать. На самом деле, на данный момент, все-таки, технологии на таком уровне, что человек часто может улучшить маршрут и в этом плане мы, опять же, парадоксально своей простотой в каком-то смысле обыгрываем навигаторы. Потому что навигатор вам уже показывает туннель, вы едете и не понимаете, куда едете, Яндекс.Пробки дает вам картину сверху, и вы можете решить «Ага, вот здесь я вижу картину, вижу рекомендуемый маршрут и могу перепроложить». Пока, как, наверное, с шахматами можно сравнить, да? Пока человек обыгрывает компьютер, хотя. мы стремимся к тому, чтобы компьютер понимал лучше, чем человек. И, вот, по поводу пробок в центре, которые вот-вот нарастут, может быть, вы знаете, мы запустили на больших картах сервис «Статистика пробок».

Е.ГРЕБЕННИКОВ: «Пробки обычно».

Л.МЕДНИКОВ: Да, «Пробки обычно», где мы собрали как раз, можно подвигать ползунком и понять, какие они будут. Опять же, пока это делается в голове пользователя, он может принять решение, узнать, где возникнут пробки, там, обычно вечером в это время. То есть это как раз к вопросу о том, что оно, наверное, когда-то все соберется. Мы то есть знаем, действительно, про все эти истории, но собрать это все в алгоритм, который бы обыгрывал человека по уму, пока это не сделано, но мы будем стараться.

А.ПЛЮЩЕВ: Я сейчас уже более-менее привык, но первое время когда я переходил с навигаторов, у меня было много разных, ну, тестируемых тоже. У меня главной проблемой было, конечно, отсутствие голосового сопровождения. Потому что с навигатором… Я понимаю, что это сервис, это не навигатор, с одной стороны, мобильное приложение – это, может быть, даже, скорее, и бонус к веб-сервису. Но тем не менее. Вот, всем бы, вроде бы, полноценный сервис был и показывает, и где поворачивать, и что, и так далее. Но если бы он еще и голосом предупреждал меня, было бы совсем шоколадно. И можно было бы тогда для меня лично (я за себя говорю) не думать о приобретении навигатора или вообще не думать об этом сегменте. У вас планируется что-нибудь на этом поле? Или вы принципиально решили безголосыми быть?

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Нет, такого принципиального решения нет. Думаем на эту тему.

Л.МЕДНИКОВ: Но тут, на самом деле, просто история. Все пользователи понимают. Ну, у нас просто в клубе тоже шло обсуждение, уже этот ответ озвучивали. Сделать саму по себе подсказку – это очень просто. Там есть простое ограничение, опять же, в лицензии о том, что навигаторы – это другой рынок, и карты нам продавали бы на совершенно других условиях, если бы мы хотели бы… Это называется turn-by-turn navigation. Соответственно, мы пока в этот сегмент не идем.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Но зато приложение бесплатное.

Л.МЕДНИКОВ: Да, зато делаем бесплатное предложение. Если бы мы предложили turn-by-turn navigation, то мы просто поставщикам карт бы… Ну, То есть это совсем другие деньги, нам бы то ли его надо было платным делать, то ли как-то по-другому выходить из ситуации. То есть это вопрос не столько технологический, сколько разделения рынка. То есть мы не навигаторы.

А.ПЛЮЩЕВ: Вопрос, возможно, вызван непониманием одного из ответов. Ну, насколько я понял, Алексей спрашивает: «Почему вы убираете вебкамеры с Яндекс.Карт? По ним было хорошо видно пробки. Надо, наоборот, сделать больше». Я так понимаю, что вебкамеры никто не убирает – речь идет о тех камерах, которые следили за пробками, а не которые вам показывают трафик на перекрестках, да?

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Безусловно, конечно. Мы не то, что их не убираем, мы их наращиваем. Сейчас вот у нас вебкамеры есть в Москве – это уже больше 150 камер. В Питере, в Киеве, в Екатеринбурге. И дальше будем двигаться в другие города. Так что количество мы только наращиваем и смотрим, чтобы эти камеры были на самых таких, важных магистралях города. Единственное что, может быть, вопрос здесь о том, что пользователь смотрел на камеру и она, ну, вот, в какой-то день он вышел, камера не работала. Такое бывает. Камер, на самом деле, очень много, они как любые технически сложные устройства, там, предположим, их периодически проводим технический осмотр, ну и, наверное, когда проводится осмотр, они, естественно, выключаются, потому что не очень здорово смотреть, как там альпинист чистит стекло камеры, да? Вот в таких случаях мы выключаем. Поэтому, в принципе, ну, какое-то количество из этих, там уже больше 200 камер…

А.ПЛЮЩЕВ: Как альпинист чистит стекло, это самое интересное вообще. Вы что?

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Ну, наверное. Но это уже немножко не про дорогу уже. Ну, какие-то из этих более чем 200 камер не работают. Вот, сегодня одна не работает, завтра другая не работает – это нормально. Подождите немножко, мы каждый раз, когда они выключаются, мы какие-то работы делаем – это ненадолго всегда.

А.ПЛЮЩЕВ: Так. Вообще, вы поняли, на самом деле, для чего мы пригласили Яндекс.Пробки? Потому что, мне кажется, еще так, ну, года 2 максимум сервис совсем не актуальным станет, просто одна сплошная пробка будет. Вот, если усилия нашего мэра нового, который обещал справиться с пробками, они… Или, наоборот, или все зеленое, если у него все получится.

Еще один вопрос, в котором тоже содержится утверждение. «Почему данные Яндекс.Пробок часто отстают от реального времени на 5-15 минут, из-за чего теряют свою актуальность?»

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Ну, данные на 15 минут у нас, наверное, все-таки, не отстают. Фактическое время отставания где-то порядка 4-5 минут. Просто нужно, чтобы вы проехали какое-то расстояние и передали сигнал. Этот сигнал обрабатывается, возвращается к вам. Поэтому, ну, какое-то отставание, в принципе, неизбежно. Мы, естественно, работаем над его уменьшением, вот этого отставания, но какое-то оно будет.

Здесь еще такой момент. Иногда бывает такая история, что пользователь въехал в тоннель, ну, или в то место, где нет связи. И у него просто картинка не обновляется. Он этого не знает, хотя, на самом деле, картинка на мобильном обновляется быстрее, чем на вебе – на вебе раз в 4 минуты, на мобильном раз в 2 минуты. Потому что на мобильном, вообще-то говоря, самая актуальная картинка из всех картинок, что мы там можем где-то представить и где-то показать. Ну, если связи нет, понятное дело, что данные брать неоткуда, вот там картинка может и на 20 минут отстать, потому что просто неоткуда данные брать.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну что ж, дорогие друзья. Спасибо всем, кто принимал участие в нашей программе. Ну, полминуты еще, все-таки, задам этот вопрос. Почему не сделать возможность в разговорчиках отвечать на заметку пользователя? Чатик, дайте чатик.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Ладно, открою секрет. Будет, будет.

А.ПЛЮЩЕВ: Ура. Видите как? (все смеются) С этим новогодним подарком мы расходимся. Спасибо большое. Благодарю Леонида Медникова и Евгения Гребенникова из сервиса «Яндекс.Пробки». Уверен, не все далеко ваши вопросы остались отвеченными. Знаете что? Как-нибудь будет еще возможность встретиться, надеюсь. Спасибо, друзья.

Е.ГРЕБЕННИКОВ: Спасибо большое.

Л.МЕДНИКОВ: Спасибо.

А.ПЛЮЩЕВ: Через буквально час уже программа «Попутчики», а сейчас прямо передаем эстафету через 5 минут Сан Санычу Пикуленко и его программе автомобильной. Сегодня как никогда будет эта передача актуальна. Счастливо, пока.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире