'Вопросы к интервью
14 ноября 2010
Z Точка Все выпуски

Регистрация русскоязычных доменов «РФ»


Время выхода в эфир: 14 ноября 2010, 21:08

А. ПЛЮЩЕВ: В Москве 21 час 11 минут. Здравствуйте. У микрофона Александр Плющев. Я рад приветствовать моего подельника в этой программе, нашего постоянного эксперта Виктора Захарченко. Добрый вечер.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Добрый вечер.

А. ПЛЮЩЕВ: А также председателя Совета Координационного центра национального домена сети Интернет Михаила Якушева. Добрый вечер.

М. ЯКУШЕВ: Добрый вечер.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну вот я включаю видеотрансляцию на сайте «plushev.com» или на сайте «Эха Москвы», кому как удобнее, можно поглядеть. И Михаил Якушев будет отвечать на наши и ваши вопросы. Ваши уже поступили на сайт «Эха Москвы» по разным источникам, можно их также задавать по СМС +7(985)9704545. Ты видишь какой-нибудь Твиттер, Витя?

В. ЗАХАРЧЕНКО: Твиттер? Нет, не вижу.

А. ПЛЮЩЕВ: Значит, тогда Твиттер Plushev тоже на вопросы годится, а Твиттер Zacharius не годится. Как всегда, начинаем с блица, который приготовил Виктор Захарченко – короткие вопросы, короткие ответы от Михаила Якушева.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Михаил, Саша рассказал, как это все будет выглядеть. Вопросы не очень каверзные, но, тем не менее, требующие короткого ответа. Надеюсь, дальше в ходе программы мы их разберем более детально. Если готовы, начинаем. Если бы идею домена .РФ не поддержали российские власти, он бы состоялся?

М. ЯКУШЕВ: Да.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Сколько доменов в доменной зоне .РФ зарегистрировано на текущий момент?

М. ЯКУШЕВ: Порядка 430 тысяч.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Какой процент из них делегирован, то есть уже работает?

М. ЯКУШЕВ: Я не обладаю точной статистикой. Думаю, где-то там меньше одной десятой.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Понятно. Как вы оцениваете инициативу одного из регистраторов с доменами под зонами .ком.рф и .нет.рф?

М. ЯКУШЕВ: Это не противоречит той нормативной базе, которая действует в данной сфере?

В. ЗАХАРЧЕНКО: Считаете ли вы существующую систему аукционов оптимальным инструментом решения споров вокруг домена?

М. ЯКУШЕВ: Честно говоря, как юрист я не совсем понимаю, о чем идет речь. Но нужно смотреть, насколько указанные аукционы соответствуют, в первую очередь, тем договорам, которые существуют и которые предлагаются для подписания пользователям.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Знаете ли вы, сколько судебных исков зарегистрированы в связи с заменой доменов в доменной зоне .РФ?

М. ЯКУШЕВ: Несколько десятков.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Почему регистраторы оказались технически не готовы к началу регистрации?

М. ЯКУШЕВ: Вопрос мне не понятен, поскольку, в общем-то, зона запустилась вполне успешно. И я не знаю ни одного регистратора, который бы каким-то образом жаловался на то, что он был технически не готов.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Жаловались пользователи на то, что они не могут пробиться к регистраторам. Но тем не менее… Одобряете ли вы инициативу регистраторов регистрировать домены на себя якобы в технических целях?

М. ЯКУШЕВ: Это имеет как плюсы, так и минусы. Мне кажется, что минусов больше.

В. ЗАХАРЧЕНКО: По правилам домена .РФ могут ли там регистрировать доменные имена нерезиденты России?

М. ЯКУШЕВ: В течение первого года после начала открытой регистрации было установлено правило, что домен .РФ открыт только для резидентов России. Но насколько мне известно, достаточно креативные регистраторы нашли способ обойти это ограничение.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Ну и последний вопрос. Какой следующий русскоязычный домен нам ждать и когда?

М. ЯКУШЕВ: Это очень трудно прогнозировать, потому что все это является предметом очень острых и очень интересных дискуссий. Рискну предположить, что дот.Москва.

В. ЗАХАРЧЕНКО: «Москва» именно на русском, да?

М. ЯКУШЕВ: Да.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Ну, соответственно, я закончил свои вопросы, возвращаюсь к самому первому – к идее поддержки власти. А вот если назвать главный мотив, что послужило первым толчком к появлению домена .РФ?

М. ЯКУШЕВ: Тут нужно тогда немного историю вспомнить. Где-то на рубеже 2000 года стало понятно, что Интернет в том виде, в котором он сложился к новому тысячелетию, он имеет определенные ограничения. В частности, ограничения по адресному пространству, из-за чего началась эпопея перехода с протокола 4 на протокол 6 применительно к IP-адресам. А что касается доменов, которые являются надстройкой для удобства над IP-адресами, то возникла достаточно серьезная, очень сильная идея, поскольку Интернет дошел буквально до каждой деревни, до каждой школы, иметь возможность писать названия доменов на языках тех стран и народов, которые не используют латинскую графику. И, соответственно, наиболее активным здесь был Китай, который наряду с арабскими, скажем, странами громче всех об этом начал говорить на различных международных форумах. Очень быстро было подготовлено техническое решение, которое позволяло писать нелатинские название доменов в качестве доменов второго уровня. То есть оставалась зона, допустим, .CN, но перед ней шли, перед точкой, иероглифы. Такое решение было разработано и для России. Однако ни то, ни другое не было одобрено ICANN, отсутствовали международные стандарты. Поэтому локально эти решения работали. Однако для России было признано нецелесообразным иметь подобного решения, поскольку у нас есть совпадающие буквы как в латинице, так и в кириллице. Поэтому указанная возможность давала огромные, к сожалению, способности для фешинга, для сквотеров и так дальше. Поэтому было принято принципиальное решение, если я не ошибаюсь, в 2004 году нашим Координационным центром в домене .RU кириллическую графику не поддерживать. Это в русле, в общем-то, общемировой тенденции, если не брать такие страны, как Китай или Тайвань. Дальше был заход – попытаться сделать домен .РУ русскими буквами, аналогично и зеркально .RU английскому. И здесь возникла уже проблема другого плана, заключающаяся в том, что графически домен .РУ – это парагвайский домен .РУ (Пи-Уай). Поэтому ICАNN на это тоже не пошел. Кстати говоря, эти проблемы продолжаются, отказано нашим болгарским коллегам в домене .BG, потому что BG похожи на латинские BR. Так что вот эта проблема, она никуда не девалась. И наконец-то в ICANN, Корпорации по присвоению на мировом уровне доменных имен и адресов, стало понятно, что нужно вырабатывать международные стандарты, нужно запрашивать мнение государств. И, соответственно, эта работа для нас началась 2007 году, в 2008 году началась процедура, которую потом назвали фастреком, то есть ускоренная процедура присвоения национальных доменов. И собственно, ускорена процедура была обращения нашего государства, администрации связи в ICENN с просьбой о предоставлении кириллического домена .РФ. «РФ» содержит в себе символ, который отсутствует в латинском алфавите – буква «Ф». Следовательно, здесь проблем не было. Более того, РФ – это сокращенное название нашей страны, и все понимают, что РФ – это Россия. И вот, собственно, участие государства выразилось в том, что ускорен был процесс, решение о делегировании домена было принято ровно год назад в Египте, во время Международного форума по управлению Интернетом. Соответственно, мы открыли предварительное резервирование доменов для органов власти и для владельцев объектов интеллектуальной собственности. В мае состоялось физическое делегирование домена. С этого момента стали появляться кириллические домены в сети. Первым был президент, наш сайт, Координационного центра, другие сайты, правительственные. И вот после того, как прошло несколько этапов стадии…

В. ЗАХАРЧЕНКО: А почему дважды расширяли срок предварительной регистрации?

М. ЯКУШЕВ: Не все можно было предусмотреть с самого начала, потому что международные рекомендации и опыт запуска такого домена, как .RU для Европейского союза, говорил о том, что для успокоения правообладателей нужно разобраться, в первую очередь, с товарными знаками. И было, безусловно, много проблем снято с самого начала, что начался период предварительного резервирования для товарных знаков, однако только на латинице, чтобы транслировать латинские товарные знаки в кириллическую зону. Сразу же стало понятно, что абсолютно как бы некрасиво дискриминировать при этом российские словесные товарные знаки, поэтому было первое продление на товарные знаки словесные на кириллице. Кроме того, по рекомендации юристов в сфере интеллектуальной собственности, было также рекомендовано, и Координационный центр с этим согласился, распространить предварительное резервирование на другие идентификаторы. Наиболее спорной явилась регистрация СМИ, но, тем не менее, что состоялось, то состоялось. Некоммерческие организации, организации других организационно-правовых форм – все, за исключением коммерческих обозначений типа «ресторан «Фиалка»». Поскольку «Фиалок» и ресторанов «Фиалка» может быть очень много, такого рода коммерческие обозначения не резервировались. Все остальные организации, которые имели право на определенные товарные знаки, объекты идентификации, примерно к середине сентября завершили этот процесс. Всего было зарегистрировано порядка 17 тысяч доменов, эквивалентных различным объектам интеллектуальной собственности – названием, товарным знакам, знакам обслуживания и так дальше.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Государственным организациям, если я не ошибаюсь, тоже.

М. ЯКУШЕВ: Да, и также государственным организациям по списку, который нам был предоставлен.

В. ЗАХАРЧЕНКО: А вот интересно, вы сказали, что около одной десятой, 10 процентов доменов делегировано…

М. ЯКУШЕВ: Я имел в виду из 423.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Да, да, да. Если взять, допустим… Ну понятно, что в приказном порядке сказали: все государственные органы должны регистрировать домены .РФ. Они зарегистрировали. Сколько из них делегировано.

М. ЯКУШЕВ: Я думаю, что тоже пока не много.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Такой же порядок, да?

М. ЯКУШЕВ: Я думаю, что федеральные органы власти, чем ближе, условно говоря, к президенту, к правительству, тем процент делегирования, конечно, выше, чем дальше по регионам — я думаю, что пока этот только процесс начинается.

А. ПЛЮЩЕВ: Я напоминаю, у нас председатель Совета Координационного центра национального домена Михаил Якушев. В эфире ваши вопросы +7(985)9704545 или на Твиттер Plushev. Я процитирую несколько вопросов, но прежде хотел бы разобраться прямо с несколькими темами. Одна из тем касается того самого списка, так называемого запретного списка, который был растиражирован СМИ, опубликован, и в основу которого был взят, как говорят, какой-то словарь. Ну, короче говоря, это слова, так или иначе, нецензурные. Не все, правда. Вот мне хотелось бы спросить у Михаила Якушева. На каком основании составлялся этот список? Насколько соответствует действительности то, что было обнародовано? И так далее…

М. ЯКУШЕВ: Во-первых, стоп-листов на самом деле два. Один из них – это те домены, которые находятся в стоп-листе в связи с тем, что в их отношении внесены какие-то обеспечительные меры судами либо вынесены судебные решения о приостановлении работы с ними. Этот список достаточно короткий, по тем судам, которые уже состоялись или по которым были вынесены соответствующие определения. Наконец, вот тот список, который циркулирует в прессе…

А. ПЛЮЩЕВ: А вот первый, я на нем хотел остановиться. Это что означает?

М. ЯКУШЕВ: Что какая-то организация на этапе предварительного резервирования сочла свои права нарушенными тем, что, например, было зарегистрировано доменное имя кем-то еще…

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, то есть к нецензурности он не имеет никакого отношения?

В. ЗАХАРЧЕНКО: Ну вот, допустим, сейчас идут споры вокруг авто.рф.

М. ЯКУШЕВ: Они уже закончились.

А. ПЛЮЩЕВ: В качестве примера, да.

М. ЯКУШЕВ: Что касается того списка, который циркулирует в Интернете, то я, честно говоря, его не читал. Более того…

В. ЗАХАРЧЕНКО: Почитайте, вам очень понравится.

М. ЯКУШЕВ: Я не читал этот список, который был подготовлен в рабочем порядке Координационным центром. Это, вообще говоря, рабочий момент. Я думаю, что и на вашей радиостанции есть некий перечень слов, которые, по крайней мере, не принято произносить в новостных сообщениях.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну да, их производные. Это точно, безусловно. Но у нас, кстати, можно произносить, например, слово «стеклорез». А почему-то зарегистрировать домен стеклорез.рф я не могу. Что со стеклорезом не так, я не знаю.

М. ЯКУШЕВ: Значит, опять-таки я не знаю, откуда источник информации, который есть у вас. Тот список, который был подготовлен в рабочем порядке и который пытались согласовать и составить на основе мнения соответствующих лингвистических институтов, он может это слово содержать, может и нет. Я, честно говоря, не знаю, о чем конкретно идет речь. Но, разумеется, в этом списке все словоформы, они соответствуют либо неопределенной форме глагола, либо именительному падежу единственного числа существительного, либо, соответственно, мужскому роду и так дальше прилагательного. Поэтому русский язык, он достаточно богат, чтобы из этих словоформ сделать множество других склоняемых и спрягаемых частей речи. И кроме того, объединяя их с различными другими словами, видимо, можно бесконечно развлекаться. И поэтому этот список, который был принят в рабочем порядке, он… опять-таки все понимают, что, каким бы он ни был, коротким или длинным, он всех проблем не решит. На этапе именно открытия регистрации он воспрепятствовал тому, чтобы первые, по крайней мере, энное количество доменов были ровно те, о которых вы говорите.

В. ЗАХАРЧЕНКО: А в чем проблема…

А. ПЛЮЩЕВ: Извини, Вить, вот продолжаю эту тему. Просто насколько осмысленно вообще все это? Ну сейчас, конечно, мы столкнемся с некоторой проблемой, потому что называть это я по радио не могу, но тем не менее. Вот самое распространенное матерное слово российское, и прибавьте к нему .рф. Его невозможно зарегистрировать. Кстати, как регистратор … (неразб.) мне пишет: «Этот домен является зарезервированным либо премиум-доменом, предлагаемым по специальной цене». Ну это они обо всех так пишут, которых нельзя зарегистрировать. Не важно. Но тут же они предлагают зарегистрировать «народный.рф», «2014.рф», «любимый.рф», «гос.рф», «медиа.рф» и «только.рф». Понимаешь?

В. ЗАХАРЧЕНКО: Прямо сразу сочетая, да?

М. ЯКУШЕВ: Да, 590 рублей в год любое, вот в одно слово. «Любимый.рф» — пожалуйста, сколько хочешь. Какой смысл тогда что-то ограничивать, если все равно выйдет это? Это к Михаилу вопрос.

М. ЯКУШЕВ: Ну я тоже согласен, что рано или поздно все это выйдет, опять-таки с учетом креативности очень многих маркетинговых служб наших организаций и регистраторов. Но опять-таки на хотя бы первом этапе открытия регистрации вот те слова, которые, как вы говорите, в этом списке, они зарегистрированы быть не могут. Поэтому если какие-то другие регистраторы предлагают такого рода комбинации, ну это вопрос этики, я думаю. То есть то, что предлагается, не является незаконным.

В. ЗАХАРЧЕНКО: А вот, кстати, об этике. Ну, насколько я знаю, там, если уж говорить популярные матерные слова, англоязычные, из четырех букв состоящие, тоже не буду цитировать, но, тем не менее, домен такой-то.ком существует себе, работает, полноценный сайт функционирует. А в чем вообще проблема существования такого сайта? Ну это напоминает Гарри Поттера: «Мы не произносим его имя вслух. Но он что, есть?». В чем проблема существования такого домена? Вот объясните мне, ну, с позиции этики, не знаю… Я тоже не ругаюсь матом в прямом эфире, стараюсь. Но, тем не менее, не вижу проблемы существования такого домена.

М. ЯКУШЕВ: Вопрос ведь не столько в домене, сколько в той информации, которая на данном сайте существует.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Действительно. Можно на сайте пирожок.рф такого наразмещать, что…

М. ЯКУШЕВ: Возможно, возможно. Но, тем не менее, те слова, которые являются в данном случае однозначными, они, по крайней мере, никогда не смогут освободить того, кто регистрирует себе такой домен, от ответственности за ту информацию, которую он там будет размещать. Под предлогом, что ее разместил кто-то другой, а он, в общем-то, не знал, о чем идет речь.

В. ЗАХАРЧЕНКО: То есть вы защищаете потенциальных жертв своих необдуманных поступков?

М. ЯКУШЕВ: В том числе и это. И, кстати говоря, если будут зарегистрированы, уже, в общем-то, к сожалению, зарегистрированы, разного рода словоформы, которые за собой, можно сказать, столбят регистраторы, то, в общем-то, проблемы, в первую очередь, они создают только сами себе. Потому что сам по себе домен, тем более неделегированный, он, в общем-то, даже не нарушает публичный порядок. У нас нет законодательства, которое бы в каком-то перечне запрещало возможность использования тех или иных слов. Проблемы начнутся только с размещением определенной информации. Но вот условное название, допустим, сайт «мы-педофилы.рф», которое зарегистрировано там на какого-то из регистраторов, в случае размещения на нем информации, а я очень сомневаюсь, что там будет сборник рефератов по дифференциальному исчислению…

В. ЗАХАРЧЕНКО: Очень легко, поверьте.

М. ЯКУШЕВ: …скорее всего, будет нечто другое. Так вот, это нечто другое, оно преследуется по уголовному закону. Соответственно, кто является администратором данного домена хотя бы в ближайший год? Вот тот регистратор, который застолбил за собой или в ходе вот этого так называемого аукциона, или с целью последующей перепродажи, но отвечать-то будет он. И соответственно, здесь могут быть приняты любые меры, предусмотренные законом. И я не исключаю, что может быть закрыт вообще этот регистратор, его бизнес на этом прекратится. Пострадают, в первую очередь, все остальные люди, которые доверили ему отношения по регистрации доменов, доверили свои деньги и так дальше.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Хороший способ подставить регистратора-конкурента. Такие стоп-листы есть в других зонах?

М. ЯКУШЕВ: Есть.

В. ЗАХАРЧЕНКО: В Китае наверняка.

М. ЯКУШЕВ: Наверняка они есть в Китае. Там, к счастью для китайцев, нет необходимости делать словоформы, а все одним иероглифом.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Емко, да?

М. ЯКУШЕВ: Да, одним иероглифом емко выражается. Но в арабских странах они есть точно, причем более подробно, чем у нас. И более того, в эти стоп-листы попадают те названия и домены, которые относятся к другим доменным зонам, которые таким образом фильтруются. То есть если речь идет про совершенно нормальный сайт, но находится в другом государстве и содержит… ну, уже знают, что это сайт, который информацию содержит, недопустимую для данной страны, то это да, стоп-лист.

А. ПЛЮЩЕВ: Продолжаем. Ваши вопросы, пожалуйста. А я задам вопрос от нашей постоянной слушательницы из Москвы Ирины Хакамады. Значит, она пишет вот здесь, у нас на сайте: «Как известно, открытая регистрация доменов в зоне .РФ должна была стартовать 11 ноября 2010 года с 12:00 по московскому времени. В ночь на 11 ноября зарегистрироваться было еще невозможно, но уже в 8:30 утра я имела информацию о том, что Хакамада.рф уже зарегистрирован. Проверила в 12:00 – результат тот же». Так вот, вопрос она задает: «Каким образом был зарегистрирован домен до начала официальной регистрации доменов в зоне .РФ?».

М. ЯКУШЕВ: До начала официальной регистрации, разумеется, никакой домен зарегистрирован, даже зарезервирован быть не мог, поскольку не было соответствующей процедуры. И в силу тех возможностей, которые предоставлены были Координационному центру законодательством, мы с этой торговлей воздухом пытались бороться. Ну то есть как раз появились вот эти знаменитые аукционы, когда кто больше даст денег, тот и получит данный домен. Это полностью нарушает принцип, который существует во всем Интернете: первый пришел – первый получил.

А. ПЛЮЩЕВ: Кто первый встал, того и тапки.

М. ЯКУШЕВ: Да, совершенно верно. Поэтому проводить аукцион по поводу того, у кого больше денег, а не кто первый пришел, это нарушение. Тем более, если речь идет про зону в будущем, которая не была еще открыта. Поэтому на сайте Координационного центра появилось уведомление, где все пользователи уведомлялись о том, что подобного рода, можно сказать, мошеннические действия никак в нем не приветствуются и будут пресекаться. Но вот начиная с 12 часов дня 11-го числа, возможно, что вот пришел первый в первую микросекунду открытия зоны. И если условиями договоров наших регистраторов с пользователями подобного рода аукционы предусматривались, то вот эти все аукционы прошли в первые мили секунды этой регистрации. Видимо, так это было организовано. Если есть в этом сомнения у Ирины Муцуовны, если у нее есть подтверждения документальные, что она обращалась и получила ответ вот до начала регистрации, то, вообще говоря, конечно, это предмет для серьезного разбирательства. Она занимала кабинет, который сейчас занимает руководитель Антимонопольной службы, и, в принципе, это может быть предметом именно антимонопольного расследования в отношении тех регистраторов, которые, может быть, допускали подобного рода нарушения.

А. ПЛЮЩЕВ: Просто здесь Ирина Хакамада продолжает: «Заинтересовалась другими фамилиями, если рассматривать версию о микросекунде. Зюганов, Жириновский, Собянин, даже Тимати (что удивляет ее больше всего) – та же картина». И она уже задает вопрос к Федеральной антимонопольной службе России, это не к сегодняшнему гостю: «Насколько эти действия соответствуют антимонопольному законодательству? Законно ли используется инсайдерская информация? Не усматривает ли ФАС превышения полномочий компаниями-регистраторами?».

М. ЯКУШЕВ: Ну я считаю, что вопросы, вообще говоря, обоснованные.

А. ПЛЮЩЕВ: Я вот, например, тоже. Правда, я не такой прыткий, как Ирина Муцуовна, и мне, в общем, мой домен Плющев.рф – но мой, мой домен!.. Но есть тренер по хоккею известный Владимир Плющев, и я думаю, что он имеет не меньше прав на этот домен, чем я. И я через сутки пришел, он был уже зарегистрирован.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Но не хоккейным тренером. Правильно я понимаю?

А. ПЛЮЩЕВ: Да. Соответственно, мне ничего не оставалось делать, как зарегистрировать Плюшев.рф. Я посмотрел, как работает сама процедура. Работает она вполне ничего, только придется потом отослать скан паспорта. Ну и тоже отослать не обычной почтой, а просто загрузить. Естественно, отослать не бумажку, а отослать именно что скан. Нормально, нормально все работает. Ну я не знаю, я для себя не вижу смысла в русскоязычном домене. Может, кто-то видит. Я, вот хоть убей, и так пытался, и так, и с такой стороны, и с этой. Наверное, для домена «сука.рф», который невозможно сейчас зарегистрировать в силу того, что в том же банлисте, наверное, для его владельцев какое-то значение имеет. Для меня вот нет. Я лично о себе рассказываю.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Тем не менее, не помню, в каком СМИ, проходила информация, список в процентном отношении, сколько у какого регистратора. Вернее, сколько приходится процентов на какие-то структуры. У «Ру-Центра» – порядка 49,5 процента. И дальше идут первые, если я не ошибаюсь, три позиции – как раз регистраторы. Ту, что я увидел информацию: они ссылаются на… То есть они это делали в интересах своих клиентов, «Ру-Центр», мотивируя это тем, что он даже подключал своих партнеров, чтобы своих клиентов обезопасить от последующих потерь…

М. ЯКУШЕВ: И даже других регистраторов.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Ну это получается ситуация с футбольным матчем, где люди все становятся в очередь, приходит мужчина в кепке… Ничего, что про кепку вспоминаю? Приходит мужчина в кепке, покупает 20 тысяч билетов и потом продает их дороже. То есть как бы вы ни выстраивали эту систему, а ведь большой уже опыт с доменными именами… У Координационного центра вообще мировой опыт: борьба с киберсквоттерством – один из ключевых моментов. Тем не менее, можете ли вы сказать, что вот сейчас, на данный момент, принятые меры позволили именно оградить зону от сквоттеров?

М. ЯКУШЕВ: Ну если говорить про сквоттеров в классическом понимании этого слова, то эта проблема была решена в предварительном резервировании. Классическое сквоттерство в отношении товарных знаков в какой-то степени процентов на 99 было решено именно этим действием. То, о чем говорите вы, это не столько киберсквоттерство, сколько профессионализм доменного рынка. Это бизнес, это бизнес сравнительно новый. Но это реальное бизнес-решение, это деятельность, и причем деятельность опять-таки не на пустом месте, а на определенном оборудовании, с использованием технических средств. Компания «Ру-Центр» — это достаточно большая компания, там работают, ну, если не сотни, то десятки человек.

В. ЗАХАРЧЕНКО: И крупнейший регистратор, да.

М. ЯКУШЕВ: Крупнейший регистратор. Там достаточно серьезные технические средства задействованы. Там прекрасно работает хелпдеск – техническая поддержка. Есть юридический отдел. И, видимо, очень креативный отдел маркетинга.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Бизнес — перепродажа. Правильно?

М. ЯКУШЕВ: В том числе бизнес-перепродажа. И то, что они делают, можно по-разному оценивать с точки зрения общественной морали, но это опять-таки не является незаконным. То есть подобного рода вид деятельности, он достаточно характерен и, наверное, для других отраслей и не осуждается. Просто здесь он затрагивает слишком большое количество людей.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Вы как-то следите за ценами, которые выставляют регистраторы? Потому что разброс очень большой. Официально можете озвучить, сколько Координационный центр получает от регистраторов за домен?

М. ЯКУШЕВ: Мы не следим за ценами. Такая практика была, когда сначала была установлена единая цена для единственного регистратора тогдашнего «РосНИИРОС» — это были 100 долларов. Уже лет 10, как было снято регулирование и держался только нижний предел. Потом сняли и его. И сейчас все формируется на рынке. Координационный центр получает лишь отчисления на поддержку своей технической базы. И с каждого домена отчисляются 70 рублей – это фиксированная стоимость именно для того, чтобы развивать инфраструктуру серверов DNS, поддержку уже нас как регистратуры. И здесь вот у нас единый подход.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Если предположить, что для конечного клиента, пользователя дешевле, чем 70 рублей, он точно не купит.

М. ЯКУШЕВ: Может купить, если домен, скажем, прикладывается к какой-то другой услуге. Например, к услуге хостинга или к услуге доступа к Интернету.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Ну то есть это уже оплачивает фактически сам тот, кто ее предоставляет.

М. ЯКУШЕВ: Да, да, да. Поэтому здесь может он стоить 0, но это будет входить в какую-то комплексную услугу, которая оказывается данному клиенту, поэтому здесь мы это не регулируем.

В. ЗАХАРЧЕНКО: И вам не интересно, как повлияет на эти процессы…

М. ЯКУШЕВ: Наша организация не занимается коммерческой деятельностью. Мы – регистратура доменного имени .РУ, доменного имени .РФ. И мы, соответственно, отвечаем перед ICANN по договору с ними о поддержке российских зон и по соглашению с Министерством связи и массовых коммуникаций о выполнении этих функций, скажем, к домену .РФ.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Ну, возвращаясь к теме с изобретательностью, не буду утверждать, что это информация достоверная, но, тем не менее, медиа публикуют подходы одного из регистраторов к клиентам, который не регистрировал домены имя.рф, но в то же время, «ссылаясь на свою добрую волю, он регистрировал им домены имя.нет.рф., имя.ком.рф. То есть такой вот креативный подход. Что вы об этой практике думаете?

М. ЯКУШЕВ: Если они успели там в первые микросекунды подобного рода домены получить, ну они могут регистрировать домен третьего уровня.

В. ЗАХАРЧЕНКО: А по правилам… я вот сейчас показаться невеждой, но по правилам существования таких подзон, поддоменов…

М. ЯКУШЕВ: Они обычно бесплатны. Домены третьего уровня и последующих, они обычно всегда бесплатны.

В. ЗАХАРЧЕНКО: А просто помню эту всю историю с украинским доменом UA, где…

М. ЯКУШЕВ: Там другая история, потому что там не была открыта регистрация в корневой зоне, и там все коммерческие предприятия именно в подзоне com.. Ну точно такая же ситуация в Великобритании – там все в com.uk, например, регистрируются.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Ну когда открыли зону .UA для владельцев торговых марок, там появились поддомены in.ua, co.ua, biz.ua и так далее.

М. ЯКУШЕВ: Совершенно верно.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Вот та же самая история происходит сейчас с .РФ.

М. ЯКУШЕВ: Ну нет, у нас нет этих подзон. Эти домены, их как бы распространяют, ими торгуют.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Это маркетинг… (неразб.) называют их подзонами.

М. ЯКУШЕВ: Ну сами представьте, зачем по-русски слово «нет.рф»? Даже звучит очень плохо. По идее, должно было быть что-то типа сеть.рф, ну уж никак не нет.рф.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Выдвигали хорошую идею, что популярностью пользоваться будет поддомен нет.в.рф. Вот идея такая была.

А. ПЛЮЩЕВ: Несколько вопросов от наших слушателей сначала с сайте. «Не ждет ли домен .РФ судьба домена .SU? То есть работать-то они будут, но основная масса сайтов будет по зоне .RU ходить и свои сайты размещать. Да и, выехав за пределы .РФ, вбивать в адресной строке браузера что-нибудь вроде… (дальше идет нечитаемая аббревиатура). Интернет-кафе за границей, мягко скажем, тяжко».

М. ЯКУШЕВ: Было много версий, зачем вообще домен .РФ запускается. Я попытался рассказать предыстория. Одна из версий и вообще судьба этого домена: первое — то, что это сделано для фрагментации Интернета и выделения каким-то образом Российской Федерации, что абсолютно не имеет под собой никаких оснований. Второе – это то, что будет, так сказать, домен как бы второго уровня, российский домен подобный качеству российского автопрома. Соответственно, нормально ли люди будут пользоваться домена .RU… Так вот, я и говорю, что это абсолютно не правда. Я бы, наоборот, сказал, что это предоставление дополнительных возможностей. Ну вот при наличии кока-колы почему люди пьют пепси-колу? При наличии компьютеров Мас зачем люди пользуются Майкрософтом и наоборот? Это дополнительные возможности для людей, которые находятся на территории Российской Федерации, им проще набирать адрес кириллицы. Да, есть возможность даже этот адрес набрать и латиницей, вот именно с этой нечитаемой аббревиатурой, если человек находится за границей. Но, по крайней мере, для российских граждан это определенное удобство. Я очень сомневаюсь, что, скажем, российские государственные органы все мигрируют в зону .РФ, закрыв свои сайты в зоне .RU или даже не сделав переадресацию автоматическую с одного сайта на другой. Наоборот, это больше возможности. Следственно, и больше удобства.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Вы знаете, вот мне кажется, это большая проблема для российских чиновников. Потому что, отдыхая на горнолыжных курортах в Швейцарии и Австрии, им будет очень трудно набирать домены своих ведомств, которые будут находиться в зоне .РФ.

М. ЯКУШЕВ: Именно поэтому домены в зоне .RU останутся.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Ну, то есть они могут отдыхать спокойно. И, тем не менее, возвращаясь к вопросу о расширении пространства. Вот я смотрю на США: они были первыми, они очень многие вошли в зону .com, .net. Ну, .com как стандарт. Есть зона .US, как я понимаю, ни шатко, ни валко живет себе.

М. ЯКУШЕВ: Ее сейчас передали коммерческому регистратору, который сейчас начинает ее активно маркетировать. Так что сейчас она будет быстро развиваться, я думаю.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Тем не менее, новых компаний в Америке, в США, регистрируется, я думаю, не меньше, чем в России, ну вот в единице времени. Тем не менее, у них не поднимается как-то вопроса о том, что «давайте сделаем… конечно, не на языке индейцев чероки, но какое-то свое национальное, чтобы выделиться, чтобы отделиться и чтобы получить еще пространство для компаний, потому что негде размещать сайты.

М. ЯКУШЕВ: И это нормально, потому что у них государственный язык – это английский. Проблема, вот о которой мы говорим, она возникла в тех странах, где не английский язык является основой для графики или является государственным языком, не латиница. Поэтому, может быть, для США ваш пример не очень удачный, но удачный в другом смысле. Помимо ведь доменов международных, вот подобных кириллическим или англоязычным, сейчас обсуждается и, в общем-то, уже решается вопрос об открытии новых доменов общего пользования. Вот сейчас существует домены dot.travel, dot.aero, dot.info, вот подобного рода. Речь идет об открытии доменов, которые будут представлять собой, например, товарную марку, бренд. Dot Microsoft, Dot Google. И здесь, в общем-то, именно американские компании очень заинтересованы в том, чтобы это произошло. Если не ошибаюсь, заявка на домен подобного рода, кажется, от компании Canon уже поступила. Так что если они не заинтересованы в кириллических доменах, то я не вижу ничего плохого в домене dot США. И более того, я думаю, он рано или поздно там появится без особых проблем.

В. ЗАХАРЧЕНКО: И управляться будет вами…

М. ЯКУШЕВ: Нет, управляться будет какими-нибудь американскими коллегами, но я думаю, что этот вопрос можно решить. Будут политические проблемы. Например, домен дот Латвия по-русски. Почему бы его не создать для граждан, которые пользуются на территории Латвии своим родным русским языком? То есть политические проблемы будут, поэтому все непросто, и в разных случаях можно предоставлять разные возможности. Но чем больше вариантов свободы поведения, тем, мне кажется, и Интернет будет удобнее и более устойчиво будет развиваться.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Насколько перспективна идея с доменами субъектов РФ? Ну, по тому, как в Россию входят разные административные единицы…

М. ЯКУШЕВ: Вы имеете в виду домены первого уровня?

В. ЗАХАРЧЕНКО: Да. Домен .Чечня, к примеру, .Адыгея, .Дагенстан.

М. ЯКУШЕВ: Когда будет принято решение принципиальное о возможности увеличения количества доменов первого уровня. Мы ожидаем, что это произойдет в ближайшие год – полтора.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Это не ящик Пандоры, когда …(неразб.) настолько много…?

М. ЯКУШЕВ: Да, возможно, это ящик Пандоры, потому что, по оценкам от экспертов, через буквально несколько месяцев после этого решения количество доменов первого уровня может достигнуть нескольких десятков тысяч. Соответственно, можно себе представить, на сколько порядков возрастут таблицы… (неразб.), поскольку сейчас доменов порядка 230, и будет несколько десятков тысяч. Ну, что еще… Вот так развивается Интернет.

А. ПЛЮЩЕВ: Да, еще я хочу задать несколько вопросов от наших слушателей. Так… «Не планируется ли производителями браузеров обратная перекодировка адреса типа… (ну и дальше опять нечитаемая аббревиатура), который появляется в адресной строке браузера, на человеку понятный браузер, на, собственно, тот, который регистрировался?».

М. ЯКУШЕВ: Все крупнейшие производители программного обеспечения, в том числе браузеров, участвуют в заседаниях и встречах на, скажем так, высшем уровне, которые производит три раза в год ICANN. Они все в курсе этой проблемы, все последние версии всех браузеров поддерживают, и все Ай-ди-эны, доменные имена, которые утверждаются ICANN, и кириллицу в том числе. Хотя проблем, безусловно, много. И одна из них – это как раз проблема почты. Почта у нас до сих пор как стандарт не принята. И если еще доменные имена, сайты можно прочитать, то почта пока стандартно не работает. Более того, теряется все удобство пользования кириллическим алфавитом, когда вводится адрес почтовый и не нужно ничего переключать на клавиатуре, в русской кириллической раскладке отсутствует символ «Эт»(???). Значит, нужно его чем-то менять, либо уже даже не с производителями браузеров и программного обеспечения, а с производителями компьютерных устройств нужно договариваться о том, чтобы менять раскладку клавиатуры. То есть, безусловно, одно решение, которое кажется очевидным, влечет за собой огромное количество последующих проблем, которые нужно одну за другой решать, чтобы решение было реально удобным для всех.

А. ПЛЮЩЕВ: То есть почты в ближайшее время не будет?

М. ЯКУШЕВ: По оценкам, это произойдет если не в следующем, то в начале 2012 года.

А. ПЛЮЩЕВ: Дмитрий Иванов спрашивает через Твиттер: «Насколько будет востребован домен .РФ, по вашим прогнозам?».

М. ЯКУШЕВ: Мне трудно делать прогноз, поскольку первоначально вообще планировалось: хорошо бы до конца года зарегистрировать хотя бы 100 тысяч доменов, а потом все будет примерно по такой же динамике, как домен .RU. Вот прошло буквально три дня, их уже, доменов, 423 тысячи. Значит, до конца года вполне реально, что их будет полмиллиона. И мне кажется, что, вот посмотрим, где-то в январе какая цифра зафиксируется, и дальше динамика будет, видимо, соответствовать все-таки домену .RU. То есть он будет медленно догонять, но вряд ли будут какие-то прорывные движения.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Как сейчас используются… то есть о тех оценках, которые уже делегированы – это что, это зеркала, это переадресация, как правило, или это вот… Скажем так, сколько из той массы, которые уже делегированы, это полноценные самостоятельный сайты, не имеющие зеркал?

М. ЯКУШЕВ: Ну из того, что я успел посмотреть, это буквально единицы. В основном, конечно, зеркала.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Ну то есть, простите за такое сравнение, но мне кажется, что компании просто вынуждены покупать эти домены. Но им два раза предложили срок продления, что «ребята, вы не шутите, потому что мы сейчас закончим срок регистрации предварительный, придут киберсквоттеры, и потом вы будете уже у них покупать намного дороже».

М. ЯКУШЕВ: Ну они будут у киберсквоттеров их отсуживать, ничего страшного. Но эта проблема…

В. ЗАХАРЧЕНКО: Но это не дешевле, поверьте.

М. ЯКУШЕВ: Это не дешевле, но в любом случае проблему решает. Но это же проблема не только домена .РФ, это же во всех странах такое происходит, когда регистрируют общеизвестные товарные знаки в различных товарных доменных зонах других стран.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Да нет, я просто к тому, что об идее о том, что это расширение пространства Интернета, новые адреса…

М. ЯКУШЕВ: А для кого-то это создает новые проблемы, да.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Мне кажется, статистика покажет то, что основная масса – это люди, у которых есть сайты в .RU, в .com, вынуждены покупать еще вот… Вот в компании, в которой работаю я, мы решили, что не будем регистрировать «название компании.РФ», потому как есть в .RU и в .com как в некоторых стандартах для России и для мира, этого вполне хватит. Но я же уверен, что гигантские корпорации, они просто обязаны по каким-то внутренним нормам регистрировать во всех новых доменных зонах. И это как бы вынужденный шаг. И для них это не расширение, для них это просто как дырка в борту лодки, которую нужно затыкать.

М. ЯКУШЕВ: Для них это плата за глобализацию, не более того.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Ну что-то такое.

М. ЯКУШЕВ: Ну а для наших школ, которые где-нибудь в Сибири находятся, в деревне, нет необходимости, скажем, иметь сайт в зоне .RU, в зоне .com тем более.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Так почему не сделать эту зону .РФ только для государственных учреждений?

М. ЯКУШЕВ: Если бы государство с таким предложением обратилось, может быть, оно и было бы рассмотрено…

В. ЗАХАРЧЕНКО: Предложение, от которого нельзя отказаться, да?

М. ЯКУШЕВ: Да. Я напоминаю, что зона .РФ – это зона Российской Федерации. Это не зона, которая достаточно случайно досталась России только потому, что .RU – это в списке обозначений сокращенных названий стран. А .РФ – это наш национальный домен, реальный национальный домен. И здесь наше российское государство вправе определять, каким образом им управлять.

А. ПЛЮЩЕВ: Отличный вопрос поступил на Твиттер от пользователя с говорящим ником «Думающий»: «Разрешена ли буква «ё» в кириллических адресах?».

М. ЯКУШЕВ: Конечно. Это решение известной проблемы слова «ёжик», которое в латинице вынуждены выбирать один, по-моему, из 28 вариантов написания этого слова. А в кириллице слово «ёжик» пишется однозначно.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Ну, кстати, продолжая историю… одно из слов, где «к» и «бабушке» вспоминается, вот там буква «ё» в середине фигурирует. Вот, по-моему, там с «ё» зарегистрировать нельзя, а через «е» написать вполне можно, зарегистрировать в .РФ.

А. ПЛЮЩЕВ: Удобно, в конце концов. Я думаю, бабушка довольна. Теперь вопросы с СМС-ок. Я напомню, +7(985)9704545. Ну, наши слушатели возвращаются, разумеется, к тем темам, которые мы обсудили, поэтому мы тоже будем к ним возвращаться. Ярослав из Томска спрашивает: «Купил в Томске домен, на следующий день обнаружил на аукционе. Может, пора ударить по шаловливым ручонкам админов «РУ-Центра»? Вообще-то, если бы не домен в .RU, наплевал бы на .РФ». Это вот то, о чем Витя только что говорил.

М. ЯКУШЕВ: Опять-таки в условиях действующего антимонопольного законодательства, которое у нас есть, действия, если речь идет про «РУ-Центр», они не являются незаконными. То есть они действуют в рамках тех правовых норм, которые допустимы в нашей стране. Другое дело, что первоначально планировался другой механизм запуска зоны, который бы позволил эти проблемы решить. Но, к сожалению, против него, как известно, резко выступила Антимонопольная служба. В результате вот тот механизм, который применяется сейчас, это то, что было сделано фактически после вмешательства нашего государственного ведомства, которое отменило другой механизм, позволивший бы этих проблем избежать.

А. ПЛЮЩЕВ: Диорф напрямую спрашивает: «Почему регистраторы, пользуясь служебным положением, фактически занимаются киберсквоттингом? Большинство красивых имен зарегистрированы именно ими».

В. ЗАХАРЧЕНКО: Ну я продолжу этот вопрос. Фигурирует такой один из слухов, что регистраторы занимаются и следующим: хорошие домены, они объявляют их на аукционы, на этих аукционах пользователь, единственный, как правило, соревнуется в цене с ботами, которые поддерживаются тем же самым регистратором. Ну и просто поднимается цена до определенной планки, которая выгодна регистраторам, и домен сливается – пожалуйста, покупай в видимости борьбы. Понятно, что этот вопрос нужно задавать, скорее всего, регистраторам, но, тем не менее, как-то вот не очень красиво это все выглядит.

М. ЯКУШЕВ: Если такого рода случаи, они могут быть документально подтверждены, то я думаю, что это основание для серьезного разбирательства. Во-первых, мы должны будем проверить, насколько это соответствует духу наших регламентирующих документов. И во-вторых, действительно, как уже Антимонопольная служба говорила, они тоже были бы заинтересованы проверить, что же в этом случае происходит. Но я напоминаю, что если регистрация ведется на регистратора, и, соответственно, в течение года он формально не может с себя это администрирование передать кому-то другому, то в течение года что бы ни появилось на этом сайте, за это будет отвечать сам регистратор, который, в общем-то, и будет вести, получается, тот сайт, на котором будет размещаться информация, которая может нарушать чьи-то права или интересы.

В. ЗАХАРЧЕНКО: А у вас есть информация о том, что зарегистрированные домены, они зарегистрированы в интересах какого-то конкретного клиенты или просто самим регистратором?

М. ЯКУШЕВ: Разумеется, есть сервис «ху-из», который позволяет определить…

В. ЗАХАРЧЕНКО: Сейчас соотношение можете назвать, сколько, грубо говоря, людям, сколько регистраторам?..

М. ЯКУШЕВ: Могу сказать, что на этапе вот буквально первых десятков минут…

В. ЗАХАРЧЕНКО: Ну, техника работала, понятно.

М. ЯКУШЕВ: Да. … действительно большая часть была у регистраторов и зарегистрирована либо на одного регистратора, либо на другого по просьбе первого регистратора. Затем ситуация стала выправляться, и я думаю, что сейчас большинство все-таки указывает реальных лиц.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Ну сейчас-то, понятно, указывают. Но, наверное, в глобальной массе зарегистрированных доменов все равно процентов 95 так и остаются не для людей.

М. ЯКУШЕВ: Я думаю, меньше. Но, к сожалению, да, значительная часть – это точно.

В. ЗАХАРЧЕНКО: То есть я хочу пояснить слушателям свою позицию. Мы сейчас ни в коем случае не обвиняем компании «РУ-Центр» в каких-то незаконных действиях. Михаил ответил, что они не подпадают под какую-то букву закона, под нарушения официально. Но, тем не менее, история получилась такой, что Координационный центр за 400 тысяч доменов получил средства от регистраторов. Правильно? Ну, по большому счету, это уже головная боль и забота самих регистраторов, что с этими доменами будет. Хотят они у себя их продолжать продлевать, 100 тысяч каждый год – пожалуйста, продлевайте, ребята. Или дадите клиентам – ну, это ваши клиенты, с которыми вы работаете. Тем не менее, «РУ-Центр» буквально за несколько дней до начала регистрации открытой понизил цену для партнеров. Ну то есть сделал все для того, чтобы эти домены получить. И пока вот весь этот ажиотаж – красивая действительно цифра «400000» и 20-ка самых популярных европейских доменов, если я не ошибаюсь, по скорости – получается, что это все-таки цифра… ну, эта цифра – скорее спрос на ожидание какое-то. То есть регистраторы на себя взяли, а там, даст Бог, и потянутся и клиенты собирать.

М. ЯКУШЕВ: Коллеги, Интернет не существует изолированно. Это срез нашего общества, нашего бизнеса. Вот такой наш бизнес, такое наше общество, и такое наше законодательство, которое позволяет этот бизнес делать.

А. ПЛЮЩЕВ: Я благодарю Михаила Якушева. На этом программа наша подходит к концу. Речь шла сегодня о регистрации русскоязычных доменов .РФ. Я тут в Твиттере переписывался с коллегой Михаила Якушева Андреем Колесниковым, которого вы слышали у нас в программе тоже, и написал ему, что это наверняка не последняя наша передача по этому поводу. Вот теперь говорят во всеуслышание. Спасибо большое Виктору Захарченко, который нашел время сегодня проэкспертировать нашу программу. И я, Александр Плющев, на следующей неделе, а через час уже с вами в программе «Попутчики». Счастливо, пока!

В. ЗАХАРЧЕНКО: До свидания.






Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире