'Вопросы к интервью
А.ПЛЮЩЕВ: В Москве 22 часа 11 минут, с вами Александр Плющев, всем привет. Начнем минут через 7-8 говорить о госуслугах в интернете. Повод для этого нам дал совсем недавно открывшийся портал gosuslugi.ru. Представлять его в нашем эфире будет Илья Массух, это советник министра связи. Ну и он будет в ответе за все. Можете уже слать ему смс — +7 985 970 4545. Кроме того, будет видеотрансляция, там у нас есть чат — тоже можно обмениваться мнениями или задавать вопросы. Кроме того, в нашей программе будут участвовать два интернет-эксперта, занимающихся исследованием госсайтов — Екатерина Аксенова и Иван Бехтин. Мой коллега Саша Белановский кое-что подробнее вам расскажет о госуслугах в интернете, чтобы ввести в тему.

ЭХОНЕТ

А.ПЛЮЩЕВ: В Москве 22 часа 18 минут. Александр Плющев у микрофона. Здесь у нас в студии довольно много гостей. Поэтому, может быть, звук какой-то несколько иной, нежели обычно. Видеотрансляция идет на сайте «Эха Москвы», на сайте plushev.com. У нас в гостях сегодня Илья Массух, это советник министра связи РФ, а также мои коллеги в каком-то смысле, я имею в виду, по блогерской деятельности — Екатерина Аксенова, вы наверняка ее помните, создатель и ведущая сайта gov-gov.ru, добрый вечер.

Е.АКСЕНОВА: Здравствуйте.

А.ПЛЮЩЕВ: И Иван Бехтин, создатель сайта (неразб.), блога тоже.

И.БЕХТИН: Здравствуйте.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну вот, мы будем втроем с Ильей обсуждать госуслуги в интернете. Я вот довольно долгое время там сегодня провел — пытался что-то для себя полезное найти. Ну, в смысле как? Вот мне скоро нужно будет оформлять загранпаспорт, я зашел посмотреть, что там, какие документы нужны и так далее. Я понял, что заявку я не могу отправить на подачу загранпаспорта. Если бы я неоднократно не делал этой процедуры, я бы часть документов собирал бы зря. Ну, например, разрешение командующего нужно, например. Ну и еще что-то такого плана. В общем, все довольно… не с одного клика, не с первого взгляда все понятно. Стоило ли запускать такой, может, не очень понятный пользователям портал вот в такой спешке? Тем более, за две недели до объявленного срока.

И.МАССУХ: Не знаю, мне, на самом деле, кажется, что его стоило бы запустить в 2003 году, 2004-м, когда стартовала «Электронная Росси». Мы действительно в спешке создавали. Потому что этот ресурс для граждан достаточно востребован. И потрачено на него — ну, наверное, около года мы думали о том, как он должен выглядеть. Касательно услуг и касательно самих справок, работа построена так, что само ведомство, в данном случае Федерально-миграционная служба, заполняет определенный раздел на портале, который называется реестром этой услуги, и указывает необходимые документы, шаги, бланки анкет и так далее. Поэтому претензии по необходимым справкам, которые там указываются… я тоже, кстати, много услуг там поглядел, какие-то вообще ужасные документы там требуются. Я потом могу рассказать вам о них.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну расскажите сейчас прямо, чего откладывать?

И.МАССУХ: Дело в том, что когда вы формализуете услугу и заставляете ведомство четко описать ее по определенному сценарию, то вы увидите, что для получения лицензии на образование потребуется 23 документа, для открытия автошколы тоже какое-то неимоверное количество согласований. И вот формализация услуг государственных региональных и муниципальных в одном месте позволит получить какую-то обратную связь в смысле того, что уменьшить количество согласований, справок, требуемых государством для оказания той или иной функции.

А.ПЛЮЩЕВ: Я понимаю, одна точка. Но зачем, если все эти сайты этих министерств и ведомств давным-давно есть, есть сайт правительства, который отсылает на сайт министерства?

И.МАССУХ: Вы сами ответили на вопрос — одна точка, единая точка. И какой-то единый интерфейс.

А.ПЛЮЩЕВ: Хорошо. А тогда зачем будут существовать множественные сайты разных структур? Они будут потом ликвидированы?

И.МАССУХ: Ну вот у вас же есть своя страничка в интернете.

А.ПЛЮЩЕВ: Несомненно, да.

И.МАССУХ: Так и ведомство, наверное, хочет иметь какое-то свое отдельное лицо в интернете. На самом деле, запрещать этого мы не будем. Ну, просто использование одного сайта позволит людям проще навигироваться по тем или иным услугам. Это будет единый интерфейс. Там необходимые документы, оплата в будущем.

А.ПЛЮЩЕВ: Прежде чем передать слово моим коллегам, я напомню, что есть у нас, во-первых, смс — +7985 970 4545, во-вторых, есть видеотрансляция на сайте «Эха Москвы» или plushev.com, кому как удобнее, и там есть чат сопровождающий, там тоже можно задавать вопросы. Только обращайтесь лично ко мне там, тогда у меня будет больше возможностей этот вопрос увидеть. И последний в этом блоке у меня вопрос. Если мы говорим именно о пользователях и о том, что им может принести этот портал госуслуг, то — насколько удалось реализовать то, что было задумано? Скажем так — на сколько процентов он сейчас функционирует? Вот наверняка же при его создании был какой-то план, что должно получиться в итоге. Вот то, что сейчас есть, это на сколько процентов реализованная вещь?

И.МАССУХ: Ну, мы вообще хотели сделать электронные какие-то услуги к 12-му году. Вот в этом смысле еще ни одной электронной услуги не сделано на сайте. Но, правда, мы и не в 12-м году. С точки зрения наполнения, мы оцифровали около 400 услуг. Сейчас на сайте 130-140. Дело в том, что каждая услуга требует бюрократического оформления определенного.

А.ПЛЮЩЕВ: Услуга — это одна страничка. Правильно я понимаю?

И.МАССУХ: Ну, если зайдете на какой-нибудь там ФМС — получение паспорта в 14 лет, вот это услуга. Требует согласования в Минэкономразвития. Оно смотрит, какие документы нужны. И вот эта процедура не может быть механизирована. Там человек смотрит и оценивает. Поэтому сайт будет наполняться. Я думаю, что к февралю все эти 400 услуг, которые мы электрофицировали, будут на сайте. Ну, собираемся онлайн-сервисы открывать определенные, личные кабинеты. Но это все в будущем.

А.ПЛЮЩЕВ: Хорошо. Теперь за дело принимаются профессионалы. Катя, пожалуйста.

Е.АКСЕНОВА: Я хотела спросить — вот прошло 5 дней работы портала. Есть какая-то обратная связь, которая носит не декларативный характер, а какие-то конструктивные предложения от людей? Вот тут вот изменить, тут услуга неправильная, нужно так-то…

А.ПЛЮЩЕВ: Я добавлю. Ну хорошо, я-то могу каким-то образом позвонить вам, допустим. Как обычные пользователи?

И.МАССУХ: Отличный вопрос. Мы вообще его открыли в тестовом режиме специально, чтобы получить определенный фидбэк. И надеемся, что в первый год он будет собирать определенную обратную связь. Там, во-первых, есть кнопки, по которым можно отправить сообщение. Потом, там можно выделить любой фрагмент и тоже отправить сообщение. На все сообщения мы отвечаем. Я вот специально последние два дня рабочей недели занимался — есть форматы ответов, есть люди, мы понимаем, как отвечать. И я поразился, кстати, удивительный у нас народ: несмотря на то, что действительно сайт на первом этапе сбойнул по разным причинам, но даже в тот день, когда сайт с перебоями работал, мы получили больше сотни откликов, из них 80% положительные. Я имею в виду, не то, что хвалят, а — да, очень удобно, но вот еще что-то надо сделать.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, в смысле, конструктивных.

Е.АКСЕНОВА: То есть граждане готовы вносить свой вклад?

И.МАССУХ: Мы, честно говоря, удивились нагрузке и количеству обращений на сайт. Сейчас мы поставили специально счетчик в Рамблере — он сейчас занимает первое место среди всех государственных органов. Поставили счетчик 18-го числа.

А.ПЛЮЩЕВ: Сейчас очень грязный эксперимент. Потому что о вас говорят и по телеканалу «Вести», и где только ни говорят, вот на «Эхе Москвы» тоже. Поэтому мы поглядим после Нового Года, что будет, 10 января, знаете ли, посмотрим. Иван.

И.БЕХТИН: Илья, у меня вот вопрос — насколько я понимаю, Министерство связи — это один из федеральных органов власти, и оно приказать что-то другим ведомствам не может, оно, может, даже гораздо меньше по бюджету и по всем остальным возможностям…

И.МАССУХ: Да, оно чуть ли не самое маленькое.

И.БЕХТИН: Да. Соответственно, у меня вопрос — а как же оно собирается добиваться того, чтобы информация на портале была достоверной, чтобы все контакты и регламенты соответствовали действительности, и кто за это будет отвечать? Если гражданин пришел и реально делает не то количество шагов, которое там указано, или не те контактные телефоны, не те адреса. То есть кто за это отвечает?

И.МАССУХ: Мы маленькие, но у нас есть влиятельные друзья. На самом деле, лично вице-премьер Сергей Семенович Собянин занимается вопросом наполнения портала, и он посвятил за последний год, наверное, несколько недель своего рабочего времени и собирал еженедельные совещания, просил ведомства внимательнее отнестись к наполнению портала, а те, которые невнимательно относились, он настоятельно просил, и так далее. Ну, действительно, министерство в ряду других министерств, и мы действительно не можем приказывать, есть такая проблема.

И.БЕХТИН: Я могу сказать, почему я спрашиваю. У нас недавно был принят 8-й ФЗ, это закон, который обязал все госучреждения держать у себя сайты. То есть это не просто страничка, а они там должны информацию раскрывать. И надзор возложен на прокуратуру, что ведомство этот закон исполняет. Предполагается ли, что министерством или кем-то будет подготовлен закон о том, что вся информация на портале госуслуг должна быть, она должна быть достоверной, и за этим наблюдает, например, та же самая прокуратура?

И.МАССУХ: Ну, во-первых, в Думе готовится закон о госуслугах, там собираются какие-то обязательства на ведомства возложить. А потом, само ведомство обязано предоставлять государственные услуги. А форма предоставления в данном случае электронная. Работа построена таким образом, как я сказал, что непосредственно ведомство подписывает электронно-цифровой подписью то, что оно написало. Поэтому если бланк с портала взять, распечатать, прийти, и там администратор какой-то скажет, что у нас только что поменялись они, так что идите снова возьмите в пятом окошке новую анкету, вот такое невозможно. Пишите, будем разбираться.

А.ПЛЮЩЕВ: Так же, как и невозможно, что неполный перечень. Я вот очень часто сталкиваюсь с тем, что, казалось бы, у посольств высокоразвитых стран на сайтах не полный перечень документов встречается. Это не к вам претензии. Я имею в виду, что даже у них эти вот бюрократические штучки очень лихо проходят.

И.МАССУХ: Сказать, что такого не будет, трудно.

А.ПЛЮЩЕВ: Важно, кто будет отвечать. Вот что. Потому что у вас же, кажется, написано: «Обращаем ваше внимание на то, что оператор портала (тоже, кстати, интересно узнать, кто это и что это вообще такое, я первый раз встречаюсь с таким) не несет ответственности за некорректную информацию, размещенную на портале». Ну слава богу, оператор не несет, а кто несет-то?

И.МАССУХ: Оператор — мы, Минсвязи и Ростелеком. А несет конкретное ведомство, конечно. Но обращаться к нему можно смело через нас, через портал. Там кнопки есть, и можно писать имейл. Минсвязи будет таким шлюзом граждан для общения с другими ведомствами.

Е.АКСЕНОВА: Илья, когда я изучала этот портал, меня очень интересовал один вопрос: почему портал, представляющий, я бы сказала, самую человечную часть государства, то есть ту, которой оно взаимодействует со всеми нами, с гражданами, а почему портал выдержан в таком сверхофициальном, сверхнормализованном стиле? Это же не нормотворчество, не протокол, не какие-то вещи…

А.ПЛЮЩЕВ: Продраться трудно.

Е.АКСЕНОВА: Ну, во-первых, продраться трудно…

И.МАССУХ: То есть дойти до нужной информации трудно?

А.ПЛЮЩЕВ: Не, не в этом дело. Я имею в виду, через язык.

И.МАССУХ: Специально делали жизненные ситуации… нам все, наоборот, говорят, что слишком уж вольный портал. Не тех людей спрашивали.

Е.АКСЕНОВА: Не тех людей. Я по роду службы к государственным сайтам более чем привыкла, но он один из самых официальных, занормированных, строгих и так далее.

И.МАССУХ: Но, с другой стороны, все-таки госуслуги — за этим же есть какие-то и юридические, и административные…

Е.АКСЕНОВА: Я не за расхлябанность, но это же для людей. Почему не сделать там блок разработчиков, чтобы было понятно, собственно, а как этот сайт изнутри делался, чтобы было понятно, что за таинственным оператором стоят действительно какие-то люди, которые читают почту? Это же невозможно заключить мне.

И.МАССУХ: То есть вы предлагаете обратную связь усилить, да?

Е.АКСЕНОВА: Ну, придать какое-то человеческое лицо всему этому.

А.ПЛЮЩЕВ: Слушайте, коллеги, вот хотел чуть-чуть повернуть от самого сайта к более широким вещам. Это же все в рамках программы «Электронная Россия», я так понимаю, происходит?

И.МАССУХ: Да, она у нас в следующем году доживает последний год.

А.ПЛЮЩЕВ: Заканчивается. Решили, что нецелесообразно продлевать до 2020-го. Ну неважно.

И.МАССУХ: Не знаю, не слышал.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну неважно, дело даже не в этом. А в том, что, наверное, какие-то деньги затрачены. Я слышал очень много разных оценок от разных людей — они колебались в довольно приличных пределах. А сколько денег пошло на этот сайт, вы знаете?

И.МАССУХ: Порядка 100 миллионов рублей.

А.ПЛЮЩЕВ: А основные затраты из этих денег на что идут? Ну потому что, конечно же, сразу же появляются люди, которые говорят: «Да мы за выходные сделаем такой за тысячу рублей».

И.МАССУХ: Это проблема с интернет-проектами.

А.ПЛЮЩЕВ: Нет, это всегда так. И в этом ничего удивительного или страшного нет. Бывают разные цифры. Возможно, 100 миллионов или 150, это нормально. Вот на что основная часть пошла денег?

И.МАССУХ: Определенная часть пошла на серверную инфраструктуру, на техническую. Но она, наверное, стандартная достаточно. Хотя сейчас придется усиливать. На разработку. На разработку процессов взаимодействия с Минэкономразвития, с другими ведомствами.

А.ПЛЮЩЕВ: Я просто вот к чему клоню. Обычно когда говорят «Ну это же правительственный сайт», даже имеют в виду не столько возможный уровень коррупции, сколько, например, затраты на защиту — на защиту информации, на всякие-разные мероприятия по безопасности. Там эта составляющая высокая или нет?

И.МАССУХ: В настоящий момент не такая высокая. Много денег на защиту не тратили.

А.ПЛЮЩЕВ: Понятно. То есть если бы это была негосударственная структура такого же наполнения, такого уровня, было бы затрачено столько же денег? Потребовалось бы столько же денег?

И.МАССУХ: Наверное.

А.ПЛЮЩЕВ: Коллеги.

И.БЕХТИН: На сайте есть интересные ссылки, которые только начали появляться на наших госсайтах. Это «О сайте», «Условия использования». Это вообще редкость для наших госсайтов.

И.МАССУХ: Еще появятся скоро «Вопросы и ответы».

И.БЕХТИН: Ну вот мне кажется, там не хватает одной очень интересной ссылки. Это «Конфиденциальность». Насколько конфиденциальны те данные, которые я на сайте уже сейчас оставляю и будут оставлять в дальнейшем?

И.МАССУХ: В настоящий момент сайт работает в режиме второй стадии перехода к электронному правительству. То есть там есть информация об услугах, местах их оказания, телефонах, и бланки. Для получения этой информации вам не надо оставлять никакие персональные данные.

И.БЕХТИН: Я немножко о другом. Вот, например, в США есть даже специальный приказ президента, который регламентирует использование cookies на веб-сайтах, то есть до такого доходит. И Обама снял видео YouTube с сайта Белого Дома, потому что это нарушало этот закон. То есть конфиденциальность — это даже мой IP-адрес. Я зашел на сайт — это уже отмечается. То есть это будет как-то регламентироваться или нет?

И.МАССУХ: Хороший вопрос. Не думали. Не будем никуда передавать. Именно cookies и IP-адрес, да? Мы так серьезно продумывали по личному кабинету. Там, естественно, будет гарантия сохранности.

А.ПЛЮЩЕВ: Мне кажется, россияне уже настолько привыкли к тому, что данные, которые они оставляют везде, во всяких ДЕЗах там, бог знает где, в мобильных компаниях, во многих разных других местах, моментально появляются где угодно. То есть это уже вещь потерянная.

И.МАССУХ: К сожалению. Будем ломать. Не знаю.

А.ПЛЮЩЕВ: Посмотрим, да, как это у вас получится. Будем надеяться, что получится. Напомню смс — +7 985 970 4545. Катя, можно тебя попросить задать вопрос?

Е.АКСЕНОВА: Конечно. Мне было всегда интересно, на какие образцы ориентировались разработчики этого сайта? Были ли какие-то другие замечательные сложные электронные сервисы, опыт которых учитывался при разработке?

И.МАССУХ: Смотрели внимательно опыт мировой. Делали специальный анализ по всем порталам электронного правительства в мире. Интересные примеры в Америке, в Дании, во Франции неплохие вещи сделаны, в Сингапуре недавно были. Достаточно интересно. Кстати, Сингапур шел к этому электронному правительству лет 20 и тратил последние три года пять миллиардов долларов в год на страну размером 40 на 20 км. У нас, кажется, пять миллиардов даже на всю «Электронную Россию» не было потрачено.

А.ПЛЮЩЕВ: И возвращаясь к данным, я вспомнил про сайт nalog.ru, ФНС, и там вот эта замечательная штука, где можно посмотреть собственные долги. Вы смотрели собственные долги?

И.МАССУХ: Нет. Не смотрел, но слышал много раз. Вообще, как гражданин я как-то с опаской смотрю.

А.ПЛЮЩЕВ: Это ужасно удобно, оказывается.

И.МАССУХ: Понятно, что удобно. Например, мой ИНН не является секретом большим. Соответственно, введя мою фамилию, могут узнать всю информацию о моем имуществе.

А.ПЛЮЩЕВ: Да.

И.МАССУХ: Там же и какие-то транспортные налоги, и автомобиль.

А.ПЛЮЩЕВ: Совершенно верно.

И.МАССУХ: И квартира, и дача.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, чем вы владеете, можно рассчитать, исходя из этой цифры.

И.МАССУХ: Конечно. Не знаю, как гражданин я опасаюсь по персональным данным. Как выход ведомства с какой-то инновацией в форме электронной услуги — ну, это не самый плохой пример.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, в том-то и дело. Что, с одной стороны, это очень удобно, с другой стороны, очень опасно оказалось.

Е.АКСЕНОВА: Александр, на это есть налоговая — ответ, который мне очень понравился: «А вы долгов не делайте, и никто про ваше имущество ничего не узнает». То есть это у них метод стимулирования, на самом деле.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну раз уж ты, Катя, взялась представлять здесь интересы налогового ведомства…

Е.АКСЕНОВА: Нет, я ни в коем случае не адвокат налоговой, мне просто этот аргумент нравится.

А.ПЛЮЩЕВ: …то мне ничего не остается сделать, как сказать — а вы уведомления шлите нормальные, и тогда вообще все будет замечательно. Там у меня было замечательно: я какие-то 2 рубля не доплатил. Мне начислили около 200 рублей пеней. Наверное, это много лет длится, судя по размеру пеней. Но я не знал об этом. Может быть, когда-то даже я пропустил письмо. Никто не запрещает прислать повторно. Вот не было бы этого сайта, я бы и не узнал. Узнал бы когда-нибудь где-нибудь на границе, что я злостный неплательщик 300 (в сумме, еще кое-что есть) рублей. Потрясающе. Вот как это согласовать? Как заставить ведомство эффективно работать с людьми? Оно представило себе все, что можно: вот, подать документы — такие-то документы нужны. Все нормально. Но когда от него что-то требуется — например, прислать человеку уведомление о задолженности или еще о чем-то, оно может этого не сделать совершенно спокойно. Тут уже интернет как бы ни при чем.

И.МАССУХ: На самом деле, только обратной связью с обществом. Другим способом не заставить ни одно ведомство. Ну, есть законы, которые у нас характеризуются необязательностью исполнения, но я считаю, что открытая обратная связь с обществом, в данном случае с помощью интернета, как раз позволит как-то реорганизовать взаимодействие. Ведь у нас единственная страна, мне кажется, в которой смеются по поводу анекдота про прачечную и Министерство культуры. В любой другой стране такой анекдот расскажи — никто не засмеется. А у нас люди просто звонить не могут в ЖЭК, потому что их сразу облаивают. В данном случае компьютер не сможет облаять.

А.ПЛЮЩЕВ: Я тоже больше люблю общаться с автоматами, нежели с людьми, это правда. Если я могу оплатить в автомате, конечно, я выберу автомат, нежели человека. И я думаю, что любой здравомыслящий человек поступает так же. Но вот что пишет нам, например, преподаватель вуза из Сургута на сайт, он анализирует, что состоялось открытие портала госуслуг: «Позиционируемый как инструмент предоставления госуслуг, ни одну из них портал НЕ предоставляет. Отсутствие в РФ необходимой технологической инфраструктуры (например, единой системы персонального учета населения и др.) делает это принципиально невозможным. Мы еще раз видим огромный разрыв между подобным решениями, и тем, что называется «электронным государством». «Электронная Россия» — это черная дыра бюджета». Ну действительно, может быть, несколько опережает время, хотя вы говорите, что в 2003 году надо было открывать. Может быть, инфраструктура еще не готова к этому. В интернете, как мы говорим, на бумажке все хорошо получается, бумага все стерпит, так и интернет, в принципе, все стерпит. В интернете все здорово получается. Население и чиновники…

И.МАССУХ: Будем смотреть, как это работает. Но, честно скажу, не сильно соглашусь со слушателем.

А.ПЛЮЩЕВ: Аргументируйте.

И.МАССУХ: На самом деле, технических вопросов по организации электронного правительства я сейчас не вижу. У нас есть возможность использовать различные идентификаторы, накопленные в базах Пенсионного фонда, налоговой той же для персонального учета населения. В принципе, не знаю, не соглашусь.

И.БЕХТИН: Я не просто не соглашусь. Я кардинально не согласен с тем, что написано. Во-первых, говорить, что «Электронная Россия» — это черная дыра бюджета, это надо не знать, что такое наш бюджет. В бюджете «Электронная Россия» — это 0,01%. Лучше посмотреть его внимательнее, чтобы понять, что у нас основные расходы идут на строительство дорог и вообще строительство. Максимум, это маленькая дырочка. И второе — надо понимать, что единая система персонифицированного учета — за нее кто-то должен нести единую ответственность, потому что это сведение всех персональных данных в один реестр. И, например, в США уже намучились с социальными номерами, к которым привязали все. Это информация, которую нельзя раскрыть. Вот ИНН у нас можно раскрыть. У них социальный номер — не дай бог. И если у нас в единую базу свести номера паспортов, ИНН и номера соцстрахования, это караул. Если эта информация появится где-либо…

А.ПЛЮЩЕВ: То есть нас спасает то, что все децентрализовано. Если бы у нас все было в порядке, то это был бы караул. Я тебя так понял.

И.БЕХТИН: Абсолютно правда.

И.МАССУХ: Я тоже считаю, что соединить все в единую базу данных ни в коем случае нельзя. С другой стороны, можно путем каких-то технических манипуляций обеспечить доступ к этим данным определенной категории ведомств либо граждан и тем самым предоставить гражданину или ведомству информацию о конкретном человеке из Минздрава, из Пенсионного фонда, из налоговой. Но ни в коем случае не потоком.

И.БЕХТИН: Я согласен, да.

А.ПЛЮЩЕВ: Здесь есть смска от одного из наших слушателей. Я напомню — +7 985 970 4545. «Нашел на Госуслугах ошибку в документах на внесение изменений в списки предприятий», ну и так далее. Короче, есть ошибки, по мнению нашего слушателя. «Как и просят, оформил ошибку и отправил информацию, и тишина — уже не один день, а изменений нет. Пусть ответят тогда, в чем смысл просить находить ошибки».

И.МАССУХ: Если оставили имейл, то скорее всего пользователю ответят в ближайшее время. А если не оставили имейл, то мы эту информацию передаем в ведомство, как я и сказал, и потом заставляем его изменить ошибку. Минсвязи само не может поменять даже опечатку. Мы построили такой регламент, чтобы ведомство, которое ответственны за административные регламенты, за услуги, само исправляло. Сейчас заработает.

И.БЕХТИН: А можно как вопрос и предложение сразу?

И.МАССУХ: Давайте.

И.БЕХТИН: У нас получается, что очень много зависит от ведомств. В принципе же, вопросы, которые задают пользователи, могут быть публичными. Если пользователь написал совсем уж что-то неприличное и не соответствующее действительности, это можно не показывать, то есть режим модерации. Но если он написал нормальный адекватный отзыв, почему бы его не опубликовать на сайте? Представьте себе, пользователь оставляет отзывы разным ведомствам, а вы можете дальше их рейтинговать — сколько времени прошло с тех пор, как это ведомство на этот отзыв отреагировало, чтобы пользователи могли увидеть, что оно отреагировало. Пусть все будет публично.

И.МАССУХ: Нормальное предложение, да. Попробуем. Но давайте дадим время какое-то ведомствам. Они ж тоже учатся. А то мы сделаем Министерство связи министерством государственных услуг и функций. Мы же там не делаем Большого Брата. Но, может, некоторые ведомства действительно не очень активно занимаются госуслугами. И, может, их публичность подстегнет.

А.ПЛЮЩЕВ: Я напомню, Илья Массух, советник министра связи, Екатерина Аксенова и Иван Бехтин, блоггеры. Вот есть ваши вопросы еще. Очень хорошие вопросы поступают по смс. «Почему портал под копирайтом? В США все государственное копирайтом не защищается, и все можно юзать в коммерческих целях», — пишет Оля.

Е.АКСЕНОВА: Это неправда.

И.БЕХТИН: Это просто категорически неправда.

И.МАССУХ: Во-первых, в Америке авторское право очень серьезно отслеживается. А потом — копирайт Министерства связи. Кто разрабатывал, тот и…

Е.АКСЕНОВА: Нет, пользователь, который задал этот вопрос, говорит какое-то зерно правды, потому что в США действительно есть отличная практика — раскрывать интерфейсы государственных услуг, государственных баз данных, чтобы сторонние разработчики могли создавать на их основе свои приложения, отработанные, удобные, предельно вылизанные, что часто является трудно достижимым в условиях государственной разработки. Я извиняюсь, но это правда. И это действительно превосходная практика — раскрывать эти интерфейсы, оставляя ту тонкую выработку и подгонку под клиента, под пользователя на долю частной инициативы. Я вот вообще хотела задать такой полуфилософский вопрос, связанный со следующим. Не является ли вообще такая сервисная вещь, как оказание услуг, глубоко чуждой государству, особенно федеральным органам исполнительной власти? То есть нельзя ли рассмотреть возможность пойти по другой ветке развития, когда предоставляются все возможности оказывать эти услуги тем, кто приспособлен их оказывать?

И.МАССУХ: Отчасти мы как-то согласны с вами, поэтому у нас этот портал делает коммерческая организация — Ростелеком. Минсвязи как заказчик выступает, но основное делал Ростелеком. Но, с другой стороны, если избавить государственные органы от выполнения кассационных функций и переедать все эти функции частным организациям коммерческим, то вообще чем они тогда будут заниматься?

Е.АКСЕНОВА: У государства много разных других важных функций, связанных с нормотворчеством, с регулированием и так далее.

И.МАССУХ: А паспорт кто будет выдавать тогда?

Е.АКСЕНОВА: Вы знаете, с тех пор, как появились визовые центры, например, при странах, входящих в Шенгенский союз, получать визы стало настолько легко и беззаботно, что дальше некуда.

И.МАССУХ: Но зато за большие чуть-чуть деньги.

И.БЕХТИН: Вообще, насчет паспорта — это не очень удачный пример. Потому что недавно как раз был создан ФГУП, который будет выдавать загранпаспорта. Это решение господина Собянина.

И.МАССУХ: ФГУП будет ускоренно выдавать паспорта.

И.БЕХТИН: Но все равно это ФГУП, это коммерческое предприятие, хоть и в госсобственности.

Е.АКСЕНОВА: Может, эта проблема исчезнет из нашей жизни.

И.БЕХТИН: Почему не сделать его ОАО и оставить в госсобственности и частично приватизировать?

А.ПЛЮЩЕВ: Друзья, мы, по-моему, из интернета вышли. Давайте обратно вернемся. Вячеслав из Уренгоя спрашивает: «А может, обязать интернет-провайдеров предоставить бесплатный доступ к порталу?» Илья задумался так.

И.МАССУХ: Задумался, да. Это технически, наверное, возможно, по айпишнику. Прямо конкретно на этот портал чтобы был бесплатный доступ? Подумаем.

Е.АКСЕНОВА: Можно ж не заставлять. А провайдеры могут включить в свой пакет маркетинговый вот такую замечательную фишку.

И.БЕХТИН: Просто не выдавать им лицензию, если они не предоставят этого.

А.ПЛЮЩЕВ: Мне все время казалось, что у Минсвязи много всяких рычагов, чтобы совершенно ненавязчиво предложить провайдерам как-то подумать над этим.

Е.АКСЕНОВА: Я просто знаю прекрасные примеры, когда в некоторых городах, например, внутригородской трафик бесплатен. И это очень серьезный вклад в развитие местного интернета, кстати.

А.ПЛЮЩЕВ: Абсолютно. Так и есть.

И.МАССУХ: Мы подумаем. Действительно. За то, что человек смотрит на кремлевские куранты, с него же деньги не берут.

А.ПЛЮЩЕВ: Совершенно верно.

Е.АКСЕНОВА: Билетик не просят.

А.ПЛЮЩЕВ: То есть это что же получится? У меня неоплаченный интернет, но я зато могу зайти на сайт gosuslugi.ru.

И.МАССУХ: Ну, это как 112 — у вас неоплаченный телефон, но вы все равно можете позвонить на 112.

А.ПЛЮЩЕВ: Такая же история. Это было бы реально полезно. С другой стороны, могут ведь обвинить в использовании административного ресурса и конкурентного преимущества. Примерно такая же история, как с Internet Explorer’ом, бесплатно распространяемым. Да нет, все, что бесплатно, все хорошо. Скажите, а вот чиновники из министерств относятся с пониманием к необходимости интернетизации правительства?

И.МАССУХ: Ну, у нас, слава богу, импульс идет от самого главного человека в стране. От президента. Поэтому чиновники сразу выстраиваются и стараются. Многие начали обучаться компьютеру.

А.ПЛЮЩЕВ: Нет, подождите. Судя по тому, с какой скоростью они заполняют то, что они должны заполнить, и каким образом они это делают

И.МАССУХ: Александр, 4 месяца делался сайт всего лишь. За 4 месяца сделали. Где-то с августа-месяца по сегодняшний день. Там работало 80 с лишним ведомств, заставляли их заполнять, обучали. Быстрее этот аппарат… Я не верю. Я сам когда-то работал в коммерческой структуре, поэтому восхищен тем, как удалось построить эту армию чиновников.

А.ПЛЮЩЕВ: А вам приходилось сталкиваться с элементами противодействия? Ну, я не буду спрашивать имена, не надо никого закладывать.

И.МАССУХ: Приходилось.

А.ПЛЮЩЕВ: Бывало, что и…

И.МАССУХ: Было, да.

А.ПЛЮЩЕВ: А насколько частый этот элемент?

И.МАССУХ: Нечасто.

А.ПЛЮЩЕВ: «Кто-то кое-где у нас порой»?

И.МАССУХ: 10-15% — противодействие либо нежелание что-то изменить.

А.ПЛЮЩЕВ: Возвращаясь к вопросу о деньгах. 150 миллионов — это ведь уже потраченные деньги? Или это выделенные целиком?

И.МАССУХ: 100. Это оплаченные Ростелекомом, либо еще не оплаченные, но, наверное, оплатятся в конце года.

А.ПЛЮЩЕВ: Я имею в виду, ну дальше же нужна какая-то поддержка, развитие и так далее — это будут какие-то дополнительные деньги?

И.МАССУХ: Да.

А.ПЛЮЩЕВ: И они уже предусмотрены в бюджете?

И.МАССУХ: Да. Но мы, может быть, пересмотрим в сторону увеличения, потому что понятно, что сайт — это такое лицо получилось федеральных органов госвласти и региональных. Поэтому надо его делать красивым, удобным и так далее.

А.ПЛЮЩЕВ: А, кстати, как в регионах, насколько это трудный или легкий процесс?

И.МАССУХ: Кстати, регионы намного более активно подключаются. Ну, есть передовики — Москва, Татарстан, Самара, Саратов. Но любой регион с удовольствием подключается к порталу и предлагает либо там разместить свои услуги, либо сделать свою страничку.

Е.АКСЕНОВА: А вот насчет того, что этот портал — лицо федеральных органов исполнительной власти.

И.МАССУХ: Ну, это так, образно.

Е.АКСЕНОВА: Нет, я понимаю полностью этот образ. Мне просто интересно, каким образом это лицо будет демонстрироваться всему остальному миру, потому что у нас много обсуждений, много огорчений всеобщих было из-за того, что Россия регулярно занимает очень низкое место в рейтинге стран по развитию электронного правительства. И вот теперь у нас есть портал, на котором мы дошли до какой-то из пяти стадий развития электронного правительства, по версии ООН, ну и, на самом деле, пора показать этот товар лицом, чтобы…

И.МАССУХ: Честно скажу, очень сложно комментировать рейтинги, которые делаются не у нас.

А.ПЛЮЩЕВ: У нас-то, конечно, хорошие рейтинги.

И.МАССУХ: Да нет, почему? Я думаю, этот конкретный опыт, когда люди оценивают сами своим посещением, вопросами. Если рейтинги ООН составляются правильно, то и в отсутствии этого портала мы были на каких-то 60-х местах, 70-х, то с включением этого портала мы сразу должны перепрыгнуть место на 15-е или 20-е. Вот посмотрим, какой рейтинг будет в 2009 году.

Е.АКСЕНОВА: Я просто пиарщик в прошлом, поэтому знаю, что если с ними не работать, если не перевести со своего непонятного никому языка на английский, если не поработать с лидерами мнений, не написать несколько релизов по этому поводу, то никто ни о чем не узнает.

И.МАССУХ: Ну, мы собираемся это делать. Но в первую очередь работа министерства нацелена все-таки на наших граждан, а не на ооновский рейтинг. Поэтому хочется основные усилия туда тратить. Хотя я лично, если какой-нибудь человек, который составляет этот рейтинг, сей час слушает, пусть мне позвонит — я хорошо говорю по-английски, поэтому могу с ним поговорить.

А.ПЛЮЩЕВ: Этого человека зовут Илья Массух, он советник министра связи РФ. Еще у нас сегодня присутствовали Екатерина Аксенова и Иван Бехтин, мои коллеги, блоггеры. Мы говорили о госуслугах в интернете. В частности, о сайте gosuslugi.ru, который теперь в категории «Государство» в Рамблере занимает первое место. Посмотрим, что будет в январе, как у них будет с посещаемостью и с услугами. Будем надеяться, что там будут вноситься изменения по нашим с вами замечаниям. Я всем нам, знаете ли, в конце этой передачи ужасно хочу пожелать — ну, хотя бы дожить до того момента, когда у нас с вами будет реальная возможность общаться с государством и получать от него услуги через интернет. Пока это только начало. Дай бог, чтобы на этом не закончилось. И я надеюсь, все присоединятся к моим пожеланиям. Доживем?

И.МАССУХ: Должны, да. Мы молодые достаточно.

А.ПЛЮЩЕВ: Хорошо. «Точка» продолжится на следующей неделе. Думаю, будет программа в записи, поскольку я решил уйти в отпуск. А потом, в следующем году, с вами встретимся, как всегда, по воскресеньям вечером. С вами был Александр Плющев. Всем пока.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире