'Вопросы к интервью


А. ПЛЮЩЕВ: В Москве 22 часа 10 минут, с вами Александр Плющев. Сегодня мы вместе с вами и соведущим, постоянным экспертом программы Виктором Захарченко будем обсуждать с вами перспективы развития Ваймакс в России, в ваших городах. Пригласили мы в этом смысле представителя локомотива этого бизнеса компании «Йота». Егор Иванов, директор по развитию бизнеса, и Наталья Царевская, пиар-директор этой компании будут отвечать на ваши и наши вопросы. Напоминаю номер СМС +7-985-970-45-45, ваши вопросы по Ваймакс-технологии, который с моей точки зрения, в какой-то степени убьёт радио, а может быть даже и мобильную связь. Вот дорогие друзья, задавайте свои вопросы. Пока небольшое эссе от моего коллеги Саши Белановского.

Александр Белановский, отрывок из передачи.

А. ПЛЮЩЕВ: Московское время 22 часа 16 минут, ещё раз добрый вечер, у микрофона Александр Плющев. Запускаю видео-трансляцию, она идёт на сайте «Эхо Москвы» и на сайте plushev.com. что же, давайте начнём про Ваймакс говорить. Виктор Захарченко, постоянный эксперт нашей программы. Добрый вечер.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Добрый вечер.

А. ПЛЮЩЕВ: Также Егор Иванов, директор по развитию бизнеса компании «Йота».

Е. ИВАНОВ: Здравствуйте.

А. ПЛЮЩЕВ: И Наталья Царевская, пиар-директор компании «Йота».

Н. ЦАРЕВСКАЯ: Добрый вечер.

А. ПЛЮЩЕВ: Добрый вечер. Я немножечко запыхался, бегал за модемом. Значит, вот какая штука. Про Ваймакс нам только что рассказал Саша Белановский. Прежде всего, я хочу передать слово Виктору Захарченко, который задаст 10 вопросов из своего коварного блица, а я немного отдышусь.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Дорогие друзья, Егор, Наталья, добрый вечер. Вопросы как обычно короткие, и требуют как обычно таких же коротких ответов. Не удивляйтесь, если они будут для вас немного каверзными, но надеюсь, что всё пойдёт нормально, постараемся это сделать быстро и интересно для слушателей. Если вы готовы, я адресую с вашего позволения Егору вопросы. Первый вопрос. Считаете ли вы, что для среднестатистического пользователя есть существенная разница между скоростью в 1 мегабит и 10 мегабит?

Е. ИВАНОВ: Да, конечно.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Когда у московской «Йоты» появится второй телефон клиентской поддержки?

Е. ИВАНОВ: В ближайшее время.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Сколько стоит на данный момент создание федерального Ваймакс оператора, готового обслужить 10 миллионов абонентов?

Е. ИВАНОВ: Это достаточно сложный вопрос, он состоит из многих составляющих. Давайте я пока воздержусь от ответа.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Сколько будет в России федеральных Ваймакс операторов на конец года?

Е. ИВАНОВ: Я думаю, что столько же, сколько есть на данный момент.

А. ПЛЮЩЕВ: Сколько на конец года будет абонентов мобильного Ваймакс в России?

Е. ИВАНОВ: Дай бог, чтобы всё население России стало Ваймакс абонентами.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Когда абонентам начнут предоставлять коммерческие услуги в Краснодаре и Сочи?

Е. ИВАНОВ: Опять же в ближайшее время. К сожалению, большинство, ряд аспектов зависят не только от нас, но и от внешних факторов.

В. ЗАХАРЧЕНКО: После запуска Йота-музыки будет ли запущен сервис Йота-кино?

Е. ИВАНОВ: Вы его ждёте?

В. ЗАХАРЧЕНКО: Да, жду.

Е. ИВАНОВ: Будет.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Будет ли до конца года введён в эксплуатацию ваш сервис мобильного телевидения?

Е. ИВАНОВ: Он уже введён в эксплуатацию.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Оцените по 5-ти балльной системе перспективы технологии 3G в России?

Е. ИВАНОВ: На двоечку.

В. ЗАХАРЧЕНКО: И последний вопрос. Когда будет введён Ваймакс роуминг с Украиной?

Е. ИВАНОВ: Тогда, когда там появится полноценная сеть по мобильному, Ваймакс.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Большое спасибо.

А. ПЛЮЩЕВ: Спасибо большое, теперь мы будем расширять в том числе и эти вопросы, и задавать другие. Вы можете задавать свои по номеру +7-985-970-45-45. Кое-какие вопросы уже заданы на сайт «Эхо Москвы». Я, пожалуй, начну с них, их можно объединить, разбить на несколько групп. Одна группа, это то, что затронул Виктор уже насчёт распространения «Йота» по городам России. Какая вообще стратегия после Москвы, Петербурга и Уфы. Наверняка глупо спрашивать, будет ли где-нибудь ещё. А где ещё, где первые города, в которых появятся «Йота»?

Е. ИВАНОВ: Сейчас уже запущены проекты, как это было сказано в блиц-опросе, в Краснодаре и Сочи.

А. ПЛЮЩЕВ: Видимо ещё в тестовом режиме?

Е. ИВАНОВ: Там идёт активная стройка, и также стройка началась в Самаре. Вообще в наших планах 180 городов в ближайшие 2,5 – 3 года, все города, начиная от 100 тысяч населения.

А. ПЛЮЩЕВ: То есть не только миллионники?

Е. ИВАНОВ: Да, не только миллионники.

А. ПЛЮЩЕВ: Хорошо. И чтобы с распространением так уже более-менее покончить, будут ли какие-либо услуги для пользователей, которые выезжают за рубеж, условно, роуминг?

Е. ИВАНОВ: Здесь вопрос надо разделить на две составляющих. Во-первых, «Йота» активно выводит свои услуги, в том числе и в другие страны, у нас уже началось несколько проектов в Латинской Америке, начался проект в Белоруссии. Поэтому естественно, между теми странами, где будет построена такая же сеть «Йота», однозначно будет существовать роуминг, и возможно это даже не будет полноценный роуминг в нашем понимании, когда абонент платит какие-то дополнительные деньги. Это будет по сути единое пространство, и если экономическая ситуация стран находится на одном и том же уровне. Потому что понятно, что сложно предположить, что пользователи в какой-нибудь стране в центральной Америке могут позволить себе платить те же самые деньги, что и здесь в Москве. Но, тем не менее, с точки зрения именно технической, технологической точки зрения этот вопрос будет решён максимально быстро и просто. Вторая часть этого вопроса относится к роумингу с другими операторами других стран. Здесь в первую очередь надо решать технические вопросы. Потому что с одной стороны могут быть разные частоты, с другой стороны принципиально разное оборудование. Здесь первая ласточка, первый шаг в этом направлении уже сделан, в частности, «Йота» подписала соглашение о начале роуминговых инициатив с крупнейшими операторами в мире, такими, как «UQ» в Японии, как «Clear» в США. Вскоре к этому проекту подсоединятся и другие операторы, поэтому ответ будет естественно да, будет.

А. ПЛЮЩЕВ: Я хочу выделить один регион из всех российских, потому что очень много вопросов по нему, и уж извините, мы на нём сосредоточимся, потому что он волнует жителей двух регионов сразу, но один регион это Подмосковье. Волнует жителей Москвы, которые туда выезжают, волнует собственно жителей Подмосковья, как и когда, если это известно?

Е. ИВАНОВ: Уже мы активно начинаем развивать сеть в Подмосковье, в частности уже запущены базовые станции в Мытищах, в Красногорске, в ближайшее время появится Одинцово, Зеленоград. Это то, что касается ближайшего Подмосковья за МКАДом. В том числе мы смотрим и чуть дальше, Серпухов.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Очевидно, что вы как-то разделяете (неразборчиво) разных рынков. Вы говорите о городах от 100 тысяч, соответственно, есть Подмосковье. Вот Подмосковье более приоритетный для вас регион, или где-то посередине?

Е. ИВАНОВ: Естественно, это один из приоритетных регионов, и собственно запуск сети в Москве, и в летний период показали, насколько остро проблема стоит именно в Подмосковье, может быть даже более резко, чем в Москве.

А. ПЛЮЩЕВ: Конечно острее. Я вам просто процитирую один из, даже не вопросов, а реплик наших пользователей, наших слушателей. Сергей пишет: «В восторге от «Йота», классный инет, но малая зона покрытия делает его для меня пока ненужным. Внутри города Москвы или Питера у меня много других возможностей для интернета, нужен интернет для Подмосковья, хочу «Йота» на дачу». Опять же, ещё один Сергей спрашивает: «Присоединился к «Йота» 3 дня назад в районе ВДНХ. Кайф, однако вопрос, когда Подмосковье». Но Подмосковье оно большое, оно неоднородное, мне кажется, что там тоже будет тоже такими зонами поначалу.

Е. ИВАНОВ: Всё будем строить. Я бы призвал наших слушателей, наших потенциальных пользователей чуть набраться терпения, потому что мы и так стараемся двигаться быстрыми темпами, и темпы строительства сети в России они самые большие в мире, и с точки зрения прироста клиентской базы, и инфраструктуры. Проект «Йота» в России сейчас является передовым проектом в мире. Поэтому, всё будет, и города большие будут, и Подмосковье.

А. ПЛЮЩЕВ: Я бы хотел, просто чтобы закончить со всеми региональными вопросами, спросить, а как пользователи вообще могут узнать, когда в их город придёт Ваймакс. Потому что огромное количество вопросов, вот Екатеринбург, Казань, вот я из того, что вижу, Рязань, и так далее. Очень много городов, нельзя по каждому из них устроить радиоэфир. Каким образом пользователь может узнать и ориентироваться?

Е. ИВАНОВ: Мы же не приходим, и не запускаем наши проекты совершенно незаметно. Сначала идёт этап строительства сети, потом появляется реклама, мы запускаем кампанию Йота-чемпионы, когда самым активным, возможно лояльным нашим пользователям мы бесплатно раздаём устройства, чтобы протестировать сеть, протестировать качество услуг, и получить от них ответную реакцию.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Вот кроме названных городов, о которых вы говорили, Краснодар, Сочи, упомянули Уфу. Вот в скольких городах уже ведётся строительство базовых станций?

Е. ИВАНОВ: Те города, которые я назвал, в них непосредственно ведётся строительство. С другой стороны мы активно сейчас запускаем кампанию по привлечению региональных партнёров, которые нам могут построить сети в других городах, это касается в первую очередь небольших городов. Поэтому если представители таких телекомкомпаний сейчас нас слышат, то пожалуйста, обращайтесь.

А. ПЛЮЩЕВ: Я бы хотел немного развернуться шире к теме Ваймакс, мы ещё вернёмся и к «Йота» непосредственно, и к вопросам наших слушателей, которых огромное количество. Вот у меня уже здесь в чате, который сопровождает видео-трансляцию, которая идёт, я напомню, на сайте «Эхо Москвы» и plushev.com, уже благодарят за актуальную информацию. Но, тем не менее, давайте шире о Ваймаксе поговорим. Есть мнение, и я неоднократно его слышал, читал о том, что ёмкость такой сети она конечна, и соответственно, всё хорошо, пока пользователей мало. И более того, уже появляются такие мнения, что вот, когда всё начиналось, было здорово, а сейчас, дескать, всё испортилось. Я не могу присоединиться к этому, сейчас у меня ноутбук рядом со мной стоит, он заряжен модемом «Йота», и соответственно работает, здесь всё нормально. В тех точках, в которых я бываю, всё нормально, я не могу побывать во всей Москве, в Петербурге, в Уфе и сам проверить все точки. Значит, может быть, где-то у кого-то не работает. Действительно ли, с увеличением пользователей будут возникать подобные проблемы, и если да, то каким образом это решается?

Е. ИВАНОВ: Смотрите, изначально стратегия нашей компании по разворачиванию сети заключалась в обеспечении полного непрерывного покрытия в рамках тех городов, с которыми мы начали наш проект. Сейчас, когда сеть уже полностью покрывает Москву и Петербург, можно говорить о покрытии, близком к 100 процентам. Мы видим активный рост абонентской базы, и для увеличения ёмкости мы просто в те зоны, где уже с одной стороны ковровое покрытие существует, но не хватает ёмкости, мы просто добавляем оборудование, и тем самым решаем эти проблемы. Поэтому с этой точки зрения ёмкость неограниченна, она ограничивается лишь инвестициями и установленным оборудованием.

В. ЗАХАРЧЕНКО: То есть, какой бы ни был спрос, всё равно вы поставите то количество вышек, которое будет удовлетворять?

Е. ИВАНОВ: Да.

А. ПЛЮЩЕВ: Хорошо, правильно ли я понимаю, что со временем, сейчас же возникла эта проблема в Европе, кода производители телефонов сталкиваются с такой штукой, что операторы им запрещают внедрять скайп из-за чего. Из-за того, что люди перестают разговаривать по мобильному телефону. Правильно ли я понимаю, что с развитием 4g вы станете конкурировать практически с мобильными операторами, потому что интернет-телефония, будучи применённой через телефон, а уже телефон есть 4g, ваш же HTC, который продаётся. Таким образом, они будут начинать обходить операторов мобильной связи, и звонить просто через интернет?

Е. ИВАНОВ: Так или иначе, если мы говорим о следующем поколении связи, о связи 4g, которая в принципе стирает границы между голосовыми данными и просто данными, потому что голос это те же самые данные, только занимающие намного меньше объёма. С другой стороны все операторы, так или иначе, придут к технологии IP. И сколько бы сейчас ни говорили, и сколько бы ни пытались лоббировать и запретить скайп и вообще IP-телефонию в России, мотивируя это тем, что резко снижается прибыль компаний, которые являются экономико-образующими. Всё равно, так или иначе, от прогресса не уйти. Либо этим компаниям предстоит переключение на IP-технологии, на связь следующего поколения, либо просто с течением времени они будут (неразборчиво).

В. ЗАХАРЧЕНКО: Тем не менее, поведение компаний, которые работают на рынке мобильной связи, оно несколько отличается, допустим, тот же «Комстар», ваш конкурент на московском рынке, и вообще на федеральном рынке это одна из позиций. Я, готовясь к этому эфиру, нашёл одну заметку, где как раз журналисты брали интервью у представителей «Вымпелком», которые говорили: «Ну да, Ваймакс, это ещё одна из технологий, но не знаем, возможно, какие-то перспективы есть, не более того». Насколько я понимаю, сейчас «Вымпелком» как раз не разворачивается лицом к технологии, не пытается замкнуть полный цикл всех технологических условий. То есть эти компании не оценивают Ваймакс именно как перспективный, или же какие-то другие? Понятно, что такой вопрос логично адресовать им, но на ваш взгляд?

Е. ИВАНОВ: Что бы вы делали на месте этих компаний, если бы понимали, что переход полностью на IP-технологии убивает основную долю выручки и долю прибыли этих компаний.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Есть такое утверждение, когда мы говорили о фотостоках, я немного отвлекусь от темы, то человек сказал: «если кто-то убьёт мой бизнес, то пускай это будет моя компания». По крайней мере, в этой компании могли инвестировать подобное направление.

Е. ИВАНОВ: Опять же, осознание рано или поздно придёт. До поры, до времени компании могут упираться, либо могут надеяться на приход других технологий, но, так или иначе, прогресс неизбежен.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Тем не менее, возвращаясь к Сашиному вопросу о том, что вы потенциально станете конкурентами вот этого большого огромного рынка сотовой связи. Вы готовы к тому, ведь пока эти компании вас особо не воспринимают, как конкурента, мол, есть технология Ваймакс, ещё один способ доступа. Я спросил в блице о количестве абонентов. Компания Джейсон Паклерс говорит, что к началу следующего года в России будет 2,5 миллиона абонентов мобильного Ваймакс. Это рынок, который ещё пока слишком маленький по сравнению с рынком абонентов сотовой связи. Тем не менее, в какой-то момент вы станете им, если всё будет хорошо у технологии Ваймакс, не буду говорить о вас, пусть всё будет хорошо, но вообще компании, предоставляющие эту услугу, они станут конкурентом сотовых операторов.

Е. ИВАНОВ: Давайте я так попробую ответить на этот вопрос. Многие задают вопрос о том, каков вообще размер данного рынка. Знаете, если мы вспомним, что было 10 лет назад, когда появлялись первые сотовые телефоны, и приходилось стоять на лавочках в парке, чтобы ловить связь. Тогда мы не могли даже представить, что у каждой старенькой бабушки в деревне будет сотовый телефон через 10 лет. Поэтому моё мнение, что рынок мобильного интернета, он неограничен, и когда-нибудь всё население земли…

В. ЗАХАРЧЕНКО: Тогда продолжу ваш ответ. Если есть 3g, есть 4g, там ещё какие-то цифры дальше идут.

Е. ИВАНОВ: Уже ничего другого придумать невозможно. Появились скорости, пропали провода, появилась мобильность, и больше цифр не будет.

А. ПЛЮЩЕВ: Это противоречит ответу Егора на вопрос, есть ли разница между 1 мегабитом и 10-ю мегабитами. Выходит что нет, по его же ответу.

Е. ИВАНОВ: Скорости появляться будут. Я вам могу сказать, что сейчас, когда мы заходили в студию, я слышал анонс, и диктор говорил про текущий стандарт, который называется 16I. В ближайший год или два выйдет следующий стандарт, который будет иметь, индекс М. Вот он уже будет передавать до 1-го гигабита в секунду.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Всё равно, я, честно говоря, не понимаю, для обычного пользователя, коим являюсь я, предел моего мечтания, использования технологий по передаче данных, это наверно мольное телевидение, то есть я в режиме реального времени смотрю телевидение. Я не представляю, что я буду себя телепортировать в виде частиц, хотя кто знает, через какое-то время такая пропускная способность. Честно говоря, не могу понять, зачем среднему пользователю, именно пользователю, который смотрит сайты, загружает какую-то музыку, вот рост этой цифры от 10-ти мегабит?

Е. ИВАНОВ: Знаете, наше будущее начинается с воображения.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Да, я сейчас вот тот человек, который стоит на лавочке.

А. ПЛЮЩЕВ: У меня есть одна теория на этот счёт.

Е. ИВАНОВ: Это первая стадия. А потом среднее потребление, средний трафик на абонента нашей сети составляет 10,3 гигабайта. Для кого-то это кажется много, и мне часто задают такие вопросы, но с другой стороны часто по сути это один фильм в формате блюрей.

А. ПЛЮЩЕВ: Я напомню, у нас представители компании «Йота», Егор Иванов и Наталья Царевская. Мы с Виктором Захарченко продолжаем. Ваши вопросы на +7-985-970-45-45. Хотя там огромное количество, но надеюсь, что успеем. Но обещали пофантазировать. Вы знаете, я как-то однажды проснулся и понял, что радио так же, как и сотовой связи в вашем расскажите постепенно приходит конец, радио, в смысле такому способу распространения сигнала. Почему. Представим себе, что не просто компьютеры, оборудованные модемами «Йота» или кого-то другого, не просто они всовывают их в USB-порты, а что они встроены в радиоприёмник, который дома стоит, или скорее даже в машине, потому, что радио слушают в основном в машине. И тогда у пользователя появляется возможность принимать не 20, и не 40 радиостанций в FM-диапазоне, это то, чем он ограничен сейчас, а 10 тысяч радиостанций, причём таких, которые он хочет на выбор из разных концов мира, на которые не нужно брать лицензии на вещание, которые не ограничены Минпечати, и прочим. У пользователя появляется шикарнейший выбор. Единственное, что может сдержать, как мне кажется, потому что технологически ту нет никакой проблемы, вставить модем в приёмник нет никакой проблемы абсолютно. Единственное что может сдержать, это как раз та ёмкость, о которой мы говорили. Если допустим у нас 3 миллиона машин в Москве, 3 миллиона пользователей сразу раз, вернее не сразу, а по мере обмена приёмников в машинах. Но, тем не менее, ждёт ли нас такое будущее, нам, как радиостанциям, стоит готовиться к конкуренции с интернет-радио?

Е. ИВАНОВ: А в чём здесь конкуренция. Здесь как раз переход в некий другой способ существования, на котором тоже можно зарабатывать деньги.

А. ПЛЮЩЕВ: Несомненно. Просто появляется сразу много. То было 20 участников, а то 10 тысяч, вот и всё, рынок как-то взрывается.

Е. ИВАНОВ: Я могу привести ещё один пример. Я, например уверен, что большинство точек по продаже DVD-дисков и музыки, они тоже в ближайшее время умрут, от этого никуда не деться, всё перейдёт в интернет. Опять же, либо мы будем сопротивляться какое-то время этому прогрессу, либо мы встанем на одну волну с ним, и будем на одном пути.

А. ПЛЮЩЕВ: Мне кажется, что я не сильно ошибался насчёт интернет-радио и всей этой революции. Я просто сужу по ответу Егора.

В. ЗАХАРЧЕНКО: По поводу лицензирования ты мне кажется, ситуацию делаешь слишком идеальной. Я думаю, что будет лицензироваться всё-таки.

А. ПЛЮЩЕВ: Конечно, например радиостанция где-нибудь в кампусе в Аклахоме, конечно она будет лицензироваться, несомненно, российской Минпечатью, иначе не послушаешь. Сейчас уже ты можешь слушать в своём радиоприёмнике. Тут весь вопрос только в отношении этого со стороны государства. Следующий вопрос Виктор, я очень хочу почитать СМС, тут их очень много.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Я как обычно буду занудствовать вопросами, имеющими отношение к бизнесу. Собственно компании, которые развивают Ваймакс в России. Собственно, одно из заявлений то, что, уже несколько компаний, несколько инвестиционных фондов заявили, что будем строить большие федеральные Ваймакс сети. Эти заявления были сделаны ещё до, не к ночи упомянутого, кризиса, сейчас как-то всё это поутихло и подзабылось. Я спрашивал во время блица о сумме, сколько стоит построить федерального оператора. Вот компания, бренд «Фрэштейл», на них обещали потратить 200 миллионов долларов. Вопрос немного в другом. Ведь всё равно это бизнес. Очевидно, что вы строите бизнес, который должен быть рентабельным. Понятно, что есть Подмосковье, люди москвичи, в принципе каждый, кто пользуется интернетом на работе, он задумывается над тем, как ему пользоваться интернетом в Подмосковье. Это ваш абонент, тем более, если он уже пользуется «Йота» в Москве, то и в Подмосковье он будет за это платить. Есть, допустим, Екатеринбург, город миллионник понятно. Но есть сейчас город с населением 100 тысяч человек, и пишут люди, пишут на «Эхо Москвы»: «Когда будет в нашем городе поставлено», но этих людей очень мало. Я понимаю, что построить там базовые станции это хорошо, это движение вперёд, это локомотив. Но если не ошибаюсь, ваши тарифы сейчас, вот, сколько стоит тариф неограниченный?

Н. ЦАРЕВСКАЯ: 900 рублей.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Но 900 рублей в Москве и 900 рублей в каком-нибудь городе с населением в 100 тысяч человек это две большие или четыре маленькие разницы. То есть на этом рынке спроса пока на всё это нет. Им бы с обычным интернетом разобраться, не говоря уже про Ваймакс. А вы пытаетесь отстроить инфраструктуру и осваивать новые рынки. Как с вопросом бизнеса это пересекается? Это не то, чтобы альтруизм в чистом виде, что двигаемся вперёд, а там на этом как-нибудь заработаем, или же это всё-таки трезвая оценка и вы видите цифры, вот 2012-й год выход на окупаемость во всех городах.

Е. ИВАНОВ: Во-первых, говоря про окупаемость, я могу вам сказать, что сейчас наша абонентская база составляет 150 тысяч, мы очень активно растём и прибавляем по 2 тысячи абонентов в день. И при достижении точки в 200 тысяч абонентов мы выходим на традиционный (неразборчиво). То есть у нас начинается, генерируются положительные потоки. И если говорить про региональную экспансию, то пример Уфы, нашего следующего города после двух столиц, показал что там запрос, потребность, сроки окупаемости этого города, как отдельно взятого проекта, они намного выше, чем в столицах.

А. ПЛЮЩЕВ: Это же очевидно, потому что там плохо с интернетом высокоскоростным, которого здесь много. Как писали люди: «В Москве у меня много возможностей, и в Питере, а в области нет». Такая же история и в регионах.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Такая же история в Подмосковье и с городами 100-тысячниками.

А. ПЛЮЩЕВ: Хороший вопрос здесь задаёт пользователь. Я даже не очень надеюсь на него получить ответ, но, тем не менее, это хорошая тема для обсуждения, как мне кажется: «у любой связи, распространяющейся по воздуху, радиоволнам всегда возникает вопрос, а не вредно ли это. Есть ли какие-то медицинские заключения у вас на этот счёт»?

Е. ИВАНОВ: Ну, сколько мы уже прожили после появления GSM-сетей.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Мы-то да, а тараканы нет, тараканы исчезли.

Е. ИВАНОВ: Может быть, это и к лучшему.

А. ПЛЮЩЕВ: Может быть и к лучшему. Но с другой стороны серьёзно, есть ли какие-то медицинские заключения на этот счёт?

Н. ЦАРЕВСКАЯ: Есть медицинские заключения, как упомянутой GSM-сети. Проводились исследования и до сих пор не стихают споры. По поводу того, насколько вреден или не вреден мобайл Ваймакс проводились исследования, я точных цифр сейчас не вспомню, но излучение менее вредно, чем у GSM-станций.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Даже здесь удар такой по операторам.

А. ПЛЮЩЕВ: Да, пора будет уже GSM-станции демонтировать, и продолжать собственно…

В. ЗАХАРЧЕНКО: У меня такой вопрос. Мы говорили о том, что вы делаете проекты в других странах. Ответ про частоты звучал из уст Егора о том, что как раз роуминг это вопрос только сопоставления частот, чтобы они были одинаковые в Европе и везде. У людей возникает вопрос, что они приобретают устройство, поддерживающего Ваймакс. Не будет ли у них проблемы с тем, что они с этим устройством приедут в Европу, но там ему скажут: «Извини друг, но на этих частотах у нас Ваймакс не обнаружен».

Е. ИВАНОВ: Это не проблема частот. Разность в частотах это один из многих технических факторов, которые предстоит решать всем операторам. Сейчас, говоря про Европу, мы видим положительную динамику в сторону Ваймакса. Первые шаги были сделаны в скандинавских странах, в Норвегии, в Швеции, где были выделены частоты под Ваймакс, те же самые частоты, на которых работает в России «Йота», на которых работает в Японии компания «UQ».

В. ЗАХАРЧЕНКО: Я кстати слышал, что (неразборчиво)-2 собирается в России как раз тоже строить Ваймакс.

Е. ИВАНОВ: Хорошо, мы не боимся конкуренции, она развивает рынок. В ближайшее время будет аукцион в Финляндии. В следующем году другие страны, такие как Германия и Голландия подтянутся. Поэтому маятник начал двигаться, процесс пошёл.

А. ПЛЮЩЕВ: Хорошо. Есть ещё несколько вопросов. Я говорю, что на две части можно разделить вопросы, которые пришли к нам на сайт. Одна по городам, а другая по взаимоотношениям с пользователями, потому что и в вопросах здесь, и ко мне приходили, я видел то, что главные жалобы на то, что у вас всего один телефон для клиентов, технической поддержки.

Е. ИВАНОВ: Я понимаю, наверно в любом ретэйловом бизнесе, ориентированном на массового потребителя, конечного пользователя, всегда существуют недовольства или проблемы, связанные с обслуживанием.

А. ПЛЮЩЕВ: Безусловно.

Е. ИВАНОВ: Здесь я бы опять же призвал наших пользователей чуть набраться терпения. Мы молодая динамичная компания, вы знаете, что мы были образованы с нуля 2 года назад. У большинства из нас нет никакого опыта в Телекоме. Возможно, в большинстве случаев это нам и помогает, потому что мы думаем, мы рассуждаем, мы действуем как пользователи, но в каких-то вопросах мы тоже набиваем шишки. Что касается центра обслуживания и call-центра, то в ближайшее время в октябре месяце будет ряд серьёзных изменений, как структурных, так и программных. Появится новое программное обеспечение, поэтому я могу обещать, что качество улучшится.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Если мы к октябрю подошли, вы уже в августе стали представить тарифные планы, а потом так тихонько перенести на октябрь.

А. ПЛЮЩЕВ: Посуточный тарифный план.

Е. ИВАНОВ: В октябре появится.

А. ПЛЮЩЕВ: Я уже недоволен как пользователь, я собирался с августа перейти, мне он нужен несколько раз в месяц, и без объявления войны абсолютно перенесли на октябрь. Я недоволен.

Е. ИВАНОВ: Появятся в октябре.

А. ПЛЮЩЕВ: А будут ли ещё какие-то другие тарифы, тарифные планы?

Е. ИВАНОВ: Я бы пока не стал ничего анонсировать, потому что политика нашей компании. Мы стараемся сначала сделать, а уже потом об этом объявить. Что касается подневного тарифа, то да, он появится в октябре, я уже об этом могу заявить.

А. ПЛЮЩЕВ: Хорошо. Тогда, ну всё равно о планах, но, тем не менее, уже есть устройство с пропреитарным модемом, установленным внутри. Это ряд ноутбуков, нетбуков, один телефон коммуникатор, и есть отдельные модемчики. Когда у меня часто спрашивают люди, что покупать, лучше прямо сразу нетбук или ноутбук с модемом, или отдельный. Я говорю, что на данный момент я бы покупал отдельный хотя бы потому, что ты можешь его на нескольких ноутбуках использовать, если у тебя их несколько. Во-вторых, ты можешь выкинуть за окошко модем, в хорошем смысле этого слова, на проводе, если у тебя толстые стенки в доме и не берёт. Тут был отличный вопрос: «Сегодня как раз купил модем «Йота», но пока не установил программку, говорит, что нужен выход в интернет, а у меня USB-порт, и так плотненько друг к другу, что поставить одновременно два модема, «Билайн» и «Йота» не могу. Придётся идти к кому-то. Не понимаю, почему при покупке мне такие детали не сообщили». Но вот если на проводок поставить, всё отлично будет, всё уместится.

Н. ЦАРЕВСКАЯ: Дело в том, что при установке наш модем не требует присутствия в интернете, это что-то неправильно.

А. ПЛЮЩЕВ: Но там когда платить, там необходимо, чтобы он был подключён.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Это «Билайн» требует, я думаю.

А. ПЛЮЩЕВ: Или «Билайн».

Н. ЦАРЕВСКАЯ: Могу предложить позвонить в call-центр.

Е. ИВАНОВ: Его можно обменять, я бы предложил использовать PCI экспресс-карту, которая имеет принципиальное (неразборчиво), их можно поменять, они одинаково стоят.

В. ЗАХАРЧЕНКО: По-моему не у всех нетбуков сейчас есть слот под карту.

А. ПЛЮЩЕВ: У нетбуков не у всех, да, только у ноутбуков. Вот такая история, я советую всё-таки покупать отдельно. Мне кажется, что он больше отвечает даже идеологии мобильности. Что скажете вы по этому поводу?

Е. ИВАНОВ: Модем на проводке это здорово, я не перестаю удивляться находчивости нашего народа. Но опять-таки возвращаемся к вопросу покрытия, которое лишь вопрос времени. Мы действительно сейчас строим очень быстро. Если изначально количество базовых станций, расставленных в городах, оно не позволяло получить достаточно хороший сигнал внутри здания, то и теперь с увеличением ёмкости, с увеличением количества оборудования сигнал в здании будет очень хорошим. И по сути необходимость в придумывании таких временных решений отпадёт. Тем более, что у ноутбука со встроенным чипом антенна гораздо более мощная, чем у модема.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Просто ноутбук так просто в окошко не выбросишь.

А. ПЛЮЩЕВ: Да, с ним надо высовываться.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Я бы хотел перевести тему в другую сторону. Очевидно, что вы предоставляете интернет, и доступ в интернет является сейчас основным бизнесом. Но, тем не менее, совсем недавно «Йота» анонсировала проект «Йота-музыка», в котором, если я не ошибаюсь, 600 тысяч композиций.

Е. ИВАНОВ: Уже 700 тысяч.

А. ПЛЮЩЕВ: Соответственно пока, если я не ошибаюсь, это всё предоставляется пользователям бесплатно на основе технологии (неразборчиво). Вопрос такой, будет ли в будущем этот сервис платным, с одной стороны, и с другой стороны, то, о чём я спрашивал в блице, на что Егор шуткой ответил по поводу продолжения этого сервиса, то есть сервиса с видео, с киноконтентом. Будет ли он, когда ждать? Я вспоминаю, что вы сначала делаете, а потом рассказываете, но если можно, поделитесь всё-таки планами.

Е. ИВАНОВ: Я услышал, что он нужен, поэтому специально для вас мы будем делать.

А. ПЛЮЩЕВ: Что касается телевидения. Насколько я понимаю, оно есть сейчас только для мобильного. Я поясню опять же мой личный интерес. Я думаю. Что с таким вопросом сталкивались очень многие наши пользователи. Например, у меня есть «Стрим-ТВ», и чтобы развести его на несколько телевизоров, надо что-то вообще сверх ординарное провести, или покупать коробки и так далее, но это, конечно же, не к вам. Я что подумал, а я подумал, если бы, например, у «Йота», или у кого-то ещё было бы своё мобильное ТВ, я бы сделал маленькую точку, которая бы раздавала интернет и точно также делала мне телевизор в одной из комнат, а в другой был бы прекрасный «Стрим-ТВ» например, это одно из решений. Будет ли у вас такое же телевидение, как у того же «Стрим-ТВ»?

Е. ИВАНОВ: Я бы не стал сравнивать с кем-то. Здесь бы я хотел подчеркнуть, что «Йота» в первую очередь сервисная компания. Возможно вы знаете, что в Санкт-Петербурге, где находится наша штаб-квартира, есть наш собственный центр исследований и разработки, который называется «Йота старлап», которая сейчас уже насчитывает свыше 250-ти программистов, молодых талантливых ребят и девчонок, которых мы путём проведения различных олимпиад по программированию и математических олимпиад насобирали со всей страны и привозим к нам в Петербург. У нас есть очень много идей и на подходе в разной стадии очень много различных сервисов и приложений. Как говорится, бойтесь мечтать, мечты сбываются.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Мне кажется, что проблемы нет, всё упаковано, но в принципе любой телеканал, который вещает через интернет, технологии 4g позволяют спокойно его смотреть с менее прерывистым качеством, чем ты это делаешь во время просмотра при обычном соединении.

А. ПЛЮЩЕВ: Да, возможно.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Как сервис доставки он ничему не противоречит, просто делает это быстрее.

А. ПЛЮЩЕВ: Кстати, у вас появилось ещё одно такое новое предложение, то есть ты можешь дома или на работе сделать такую точку Wi-Fi.

Е. ИВАНОВ: Да, есть такое устройство, которое называется Ваймакс Wi-Fi роутер. Вы его ставите у себя в офисе либо в квартире, он принимает Ваймакс, в квартиру раздаёт Wi-Fi, плюс у него есть два порта под кабельный интернет и два порта под IP-телефонию.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Кстати говорят, что у вас всё-таки отличаются тарифы для физических и юридических лиц. Чем это вызвано?

Е. ИВАНОВ: Естественно отличаются. Опять же вызвано моделью оплаты, потому что если в тарифах для частных клиентов мы говорим о предоплатной схеме, то у корпоративных клиентов эта схема постоплатная, в количестве пользователей, в объёме потребления.

Н. ЦАРЕВСКАЯ: У нас с корпоративным пользователем заключается SLA и дополнительный COS, то есть это дополнительный сервис.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Напугали конечно словами.

Е. ИВАНОВ: Расшифровывается так, заключается договор, гарантирующий предоставление услуг определённого качества, плюс корпоративным абонентам выставляется максимальный приоритет. Вообще говоря, про мобильный Ваймакс, насколько мне известно, это единственная радио-технология, в которой есть вот это страшное слово COS. Это возможность приватизировать различных абонентов в зависимости от их статуса. В нашей сети корпоративные абоненты имеют наибольший статус. То есть, в первую очередь, канал будет отдан им, а уже дальше по нисходящей абонентам с меньшим приоритетом.

А. ПЛЮЩЕВ: Очень много вопросов по СМС приходит, которые связаны вот с чем: «не планируется ли с увеличением количества клиентов снижение абонентской платы». Хотя в тоже время пишет Олег из Саратова: «900 рублей на скорости 200 гигабайт это сказка. У нас Саратов за 900 рублей 9 гигабайт скачал и дальше до конца месяца по 64 килобайта». В общем, ограниченный тарифный план. В Сергиевом-Посаде, Московская область: «Ценовой сговор провайдеров» — пишет тоже нам наш слушатель – «цена 1500 рублей за 5 мегабит, обслуживание никакое. Появитесь скорее». И так далее. Но вопрос остаётся действительно актуальным, будет ли снижение абонентской платы при увеличении пользователей.

Е. ИВАНОВ: Всё течёт, всё меняется. Пока мы не планируем, рынок – конкурентная среда, и собственно само восприятие доступности этой услуги будет меняться.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Вы чувствуете конкуренцию на рынке сейчас?

Е. ИВАНОВ: Здесь сложно сказать, что называть конкуренцией. С другой стороны рост абонентской базы, он сейчас больше, чем мы могли себе предполагать, и главное, чем мог предполагать рынок.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Я поясню, мы с Сашей говорили тоже до эфира о том, что многие компании, которые работают на рынке доступа в интернет, они, когда конкурентов нет, чувствуют себя вольготно, могут наплевательски относиться к сервису. Но когда появляются конкуренты, они начинают шевелиться, они начинают не только заботиться о снижении, ведь очевидно, что приходящий новый игрок будет демпинговать по ценам, пусть себе во вред, но чтобы перехватить пользовательскую базу. Так вот как раз когда есть конкуренция это более полезно рынку, чем когда вы выступаете не просто локомотивом. А единственным вагоном, который едет в этом направлении.

Е. ИВАНОВ: Я с вами согласен полностью, но в нашем случае ситуация наверно немного другая. Когда приходили сотовые операторы много лет назад, у них по сути аналогов не было, спутниковыми телефонами мало кто пользовался, и это было безумно дорого.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Были пейджеры.

Е. ИВАНОВ: Это опять же принципиально другой вид услуги. Здесь же вы вспомните, как развивалась ситуация. До того, как «Йота» объявила о запуске своей сети в сентябре прошлого года, вообще говорили, что как технологии, Ваймакса в принципе не существует. После того, как «Йота» построила сеть и объявила об этом, разговоры сменились на: «ОК, технология существует, но бизнес-модели совершенно нет. Мобильный интернет никому не нужен, есть кабельные высокоскоростные сети, есть Wi-Fi, и так далее. Поэтому в этой ситуации мы никогда не чувствовали себя вольготно. Если мы не говорим о конкуренции с компаниями, работающими по той же самой технологии, то конкурентов с точки зрения проводных операторов, операторов 3G, Wi-Fi, всегда существовала и существует.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Ещё один маленький занудный вопрос про то, что одним из акционеров вашей компании является «Ростехнология».

А. ПЛЮЩЕВ: Вот здесь Евгений из Москвы спрашивает: «Так всё же кто инвестор, или это коммерческая тайна». Слушателей этот вопрос тоже интересует.

Е. ИВАНОВ: Всё правильно, на 25 процентов наша компания принадлежит «Ростехнологиям», другие 75 процентов принадлежат частному инвестиционному фонду.

В. ЗАХАРЧЕНКО: То есть государство участвовало в этом проекте?

Е. ИВАНОВ: Да, государство участвует в этом проекте, и очень сильно нам помогает, в первую очередь в выходе на международные рынки, потому что компания «Ростехнология» представлена практически во всех странах, у неё есть офисы и представительства. Именно это позволяет нам развивать экспансию, и собственно заявлять о России не только как о ресурсной стране, но стране инновационной, которая делает высокие технологичные продукты.

А. ПЛЮЩЕВ: Не могу вас не спросить. Недели 2 – 3 назад появились, можно сказать, слухи, потому что это были неподтверждённые сообщения в интернет-изданиях, которые потом активно перепечатывались газетами, но, тем не менее, официально нигде не было подтверждено, что якобы у ФСБ есть планы продавать модемы абсолютно любые, и в том числе и для Wi-Fi доступа. Это значит что и компьютеры, в которых вмонтированы Wi-Fi модемы и ваши модемчики в том числе, по паспорту, как сейчас симки продают. Известно ли вам что-нибудь по этому поводу, и если допустим, такой вариант реалистичен, то, что вы думаете относительно этого?

Е. ИВАНОВ: Мне здесь сложно что-то прокомментировать. Если государство решит, то нам ничего не останется, как подчиниться, как это делают сотовые операторы.

А. ПЛЮЩЕВ: Есть ли в этом смысл какой-либо, вы его видите? Понятно, для чего это делается. Симка это для чего, что если с этого телефона звонили, переговаривались террористы, то их каким-то образом можно вычислить, идентифицировать. Имеет ли это какой-либо смысл?

Е. ИВАНОВ: Я объять же не берусь здесь говорить за государство, я уверен, что там сидят люди грамотные и знающие, что за решение они предлагают.

А. ПЛЮЩЕВ: Хорошо. Я напомню, что у нас сегодня в гостях были Егор Иванов, директор по развитию бизнеса компании «Йота», Наталья Царевская, пиар-директор этой компании, Виктор Захарченко, наш постоянный интернет-эксперт и директор по развитию социальной сети. В оставшиеся секунд 30 я единственное, что хочу сказать, что друзья, мы продолжим эту тему обязательно. То количество вопросов, которые вы сегодня задали, правда они все были в основном конкретные, когда вы придёте в тот или иной город, прям точку буквально называли на карте, и так далее. Но, тем не менее, интерес огромен и к самой технологии, как мы видим, и к вашему бизнесу в частности. Я думаю. Что разговор мы этот продолжим о Ваймаксе, и о «Йота», как откровенному лидеру, чего уж тут греха таить, в этой области. Я думаю, что мы вернёмся к этому разговору. Спасибо вам большое, до свидания.

Е. ИВАНОВ: Спасибо, приглашайте, будем рады.

Н. ЦАРЕВСКАЯ: Спасибо.




Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире