'Вопросы к интервью
А.ПЛЮЩЕВ: Всем привет. С вами Александр Плющев, программа «Точка». Здесь и далее до конца этого часа. В программе сегодня ищем работу с помощью интернет-сервисов. И у нас в гостях будут крайне ответственные за это люди — Алена Владимирская, руководитель проекта Работа@mail.ru, Юрий Вировец, президент группы компаний HeadHunter. Вот, собственно, им ваши вопросы адресуйте по +7 985 970 4545. Редкая возможность, когда они могут ответить. Кроме того, мы будем ждать ваш собственный опыт – удачный, неудачный – поиска работы через интернет. По 363 36 59 включится телефон минут через 15-20. Через пять минут мы начнем нашу полную версию программы. Пока в тему вас будет вводить мой коллега Саша Белановский.

ЭХОНЕТ

А.ПЛЮЩЕВ: Сегодня у нас, друзья, будет чистое радио, потому что видеотрансляция запланированная не состоится. Извините, ради бога, что-то подводят меня мои приборы. Ну, может, в середине восстановим. Итак, я рад приветствовать в этой студии наших гостей — Алену Владимирскую, руководителя проекта Работа@mail.ru. Добрый вечер.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Добрый вечер.

А.ПЛЮЩЕВ: И также Юрия Вировца, президента группы компаний HeadHunter.

Ю.ВИРОВЕЦ: Добрый вечер.

А.ПЛЮЩЕВ: Со мной, как всегда, мой верный соведущий Витя Захарченко. Добрый вечер.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Добрый вечер.

А.ПЛЮЩЕВ: Вот в такой компании мы сегодня решили поговорить об эффективном поиске работы через интернет. Это уже вещь не новая, как вы слышали от господина Белановского. Но у нас есть новые условия зато – есть у нас кризис на дворе. Тезисно: что изменилось в связи с кризисом? Стали ли больше искать работу? Стали ли меньше искать работу? Активнее и так далее?

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Работу стали искать больше, безусловно. Количество соискателей увеличилось с сентября, когда начался кризис, по нашему ресурсу где-то в 3-4 раза. Стали сильнее откликаться на вакансии. Если в среднем до кризиса откликались на вакансии 3-4 человека, то сейчас откликается 12-15 человек. При этом значительно уменьшилось количество вакансий. Если до кризиса в среднем активных было порядка 110-120 тысяч вакансий на ресурсе, на любом из большой пятерки, то сейчас – где-то от 40 до 60 тысяч активных вакансий.

А.ПЛЮЩЕВ: Юр, что у вас?

Ю.ВИРОВЕЦ: Да, я бы хотел только добавить, что работодатели при этом жалуются, что все равно никого не найти. То есть найти хорошего человека, профессионального сотрудника стало не проще, а сложнее, потому что откликаются все веером на одну вакансию приходят десятки, сотни, иногда тысячи откликов, просмотреть их физически невозможно, и работодатели, в общем, в полном недоумении находятся. Как раньше было сложно найти профессионала, так и сейчас стало не менее сложно, а даже и сложнее где-то.

А.ПЛЮЩЕВ: То есть у нас сегодня будет разговор такой. HeadHunter, он же что делает? Он подыскивает сотрудников, в основном.

Ю.ВИРОВЕЦ: Мы не агентство. Агентства подыскивают. Мы только даем возможность самим людям искать.

А.ПЛЮЩЕВ: Возможность подыскать, да. А работа.mail.ru дает возможность людям найти работу. Ну и так далее. Хорошо. Не буду в ваши внутренние дела вмешиваться. Вот кризис несколько обострил конкуренцию и за работников, и за рабочие места, получается, как я понял по вашим словам. Мне, честно говоря, по моей пролетарской привычке наплевать на работодателей, вы уж извините, но не очень наплевать на людей. И хотелось бы с их точки зрения узнать, что сейчас, как сделать так, чтобы твое резюме, одно из 10 000, было просмотрено. Как сделать так, чтобы поиск работы в интернете, с помощью таких инструментов, как ваши, в том числе, был более эффективным?

В.ЗАХАРЧЕНКО: Я бы хотел еще уточнить такой момент. Само количество резюме увеличилось?

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да, конечно.

Ю.ВИРОВЕЦ: Конечно, радикально.

В.ЗАХАРЧЕНКО: И вот в этом количестве резюме доля профессионалов, то есть людей, скажем так, более высокого уровня, то есть высшего ценового предложения на уровень компенсации, возросло или нет?

Ю.ВИРОВЕЦ: Вы понимаете, дело в том, что профессионализм не всегда напрямую коррелирует с зарплатными ожиданиями. Конечно, есть связь, но это отдельная тема. А если возвращаться к исходному вопросу – что сделать, чтобы ваше резюме просмотрели и заметили, если коротко отвечать, то: надо написать хорошее резюме. Не полениться, прочитать – довольно много есть всякой литературы и в офлайне, и онлайн, про то, как писать резюме, что там должно быть. Если кратко говорить, то нужно написать максимально подробно, а с другой стороны, не слишком длинно и с соблюдением разумной пропорции и с упоминанием важных ключевых слов, по которым ваше резюме будут искать.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Это первое.

А.ПЛЮЩЕВ: Видите ли, Юрий, дело-то в том, что вам как раз задают вопрос на сайте «Эха Москвы» — говорят, что закрыты для прочтения чужие резюме, и поэтому учиться не на чем.

Ю.ВИРОВЕЦ: Ну, во-первых, мы сейчас открыли резюме. У нас есть демо-доступ. Но с другой стороны, поиск работы – дело очень интимное. И поэтому наш сайт предоставляет возможность сохранять конфиденциальность поиска работы, и далеко не каждый человек хочет, чтобы его резюме, а это, в общем, действительно довольно интимная информация, висело в интернете, как на заборе. И именно потому, что мы заботимся о том, чтобы сохранить конфиденциальность соискателей, мы не открываем. Мы открываем только зарегистрированным работодателям. А если вы ищете резюме, то есть масса сайтов и масса литературы, еще раз повторюсь, и в частности у нас на сайте есть множество всяких рекомендаций, советов, за деньги и без денег. Пожалуйста, ищите, как писать резюме.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Совершенно бессмысленно пытаться научиться составить хорошее резюме, руководствуясь другими резюме. Надо изначально исходить из того, что на каждом хорошем рекрутинговом ресурсе есть что? Есть правильные хелпы, как составить резюме, как составить сопроводительное письмо, как правильно общаться с работодателем, как правильно себя оценить, есть статистика зарплат, посмотреть, сколько ты стоишь. Возможно, тебе не отвечают потому, что ты ставишь неадекватную рыночную цену. Соответственно, когда ты все это прочитаешь, не ленясь, дальше ты в состоянии все это сделать. Более того, я вот знаю, что и на HeadHunter, и у нас, прежде всего, появился такой сервис, что профессионалы помогают за очень небольшие деньги составить грамотное резюме. Активируй этот сервис, тебе перезвонят настоящие профессионалы из ведущих рекрутинговых агентств и помогут тебе и будут нянчиться с тобой столько, сколько нужно, и резюме будет замечательным.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Коллеги, я бы хотел такой вопрос задать. Мы сейчас говорим о вас как о компаниях, лидирующих на этом рынке, прежде все онлайновом. И мы говорим о том, что резюме является одной из отправных точек, то есть одним из тех базовых кирпичиков, на которых строится весь этот сегмент. Вопрос немного такой получается, оффтопик. А вообще, не имея своего онлайнового резюме, нельзя работу найти? Или же есть какие-то инструменты? Ну понятно, что у вас все на этом базируется. Но очевидно, что интернет позволяет коммуницировать напрямую.

Ю.ВИРОВЕЦ: Да, конечно. Если вы дизайнер, есть прекрасные сайты – вы можете разместить портфолио. Есть прекрасный сайт – free-lance.ru, где вы можете размещать свои портфолио, свои работы. Это поиск работы для людей свободных профессий, есть специализированные сайты по поиску домашнего персонала. То есть, конечно же, есть масса специализированных ресурсов под те или иные профессии. Не всегда резюме является основным инструментом.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Но работодатель ищет все-таки именно через ваши сайты либо…

Ю.ВИРОВЕЦ: В зависимости от того, какой работодатель. Если я еще дизайнеров, я, конечно, ищу их не на HeadHunter, не на работа.mail.ru.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Вот в этом направлении появился какой-то сдвиг? То есть работодатель стал смотреть немного более широко на интернет?

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Конечно.

Ю.ВИРОВЕЦ: Безусловно.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Более того – и мы тут взаимодействуем. То есть достаточно часто, когда ко мне приходит работодатель и говорит: «Вы знаете, у нас такая вот топовая позиция», мы говорим: «Вы знаете, это несколько не наш сегмент» и совершенно спокойно передаем эти контакты группе компаний HeadHunter. Я знаю, что группа компаний HeadHunter делает ровно то же по поводу каких-то историй – водителей, секретарей, передавая эти контакты нам. То есть это нормально. Работодатель четко понимает, где кого эффективно искать.

Ю.ВИРОВЕЦ: Да, более того – они ведут статистику, отслеживают все. Это же все деньги.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да.

А.ПЛЮЩЕВ: Вот вопрос нам пришел на смс. Я напомню, что можно задавать нашим гостям вопросы — +7 985 970 4545. А через несколько минут мы включим и телефон – 363 36 59. Больше всего интересует ваш опыт. Тут как раз опытом делится наш слушатель Петр из Саратова: «Я в феврале нашел себе новую перспективную работу через интернет. Правда, с трудом. Слишком много мусора – пустых ссылок, неполных сведений о вакансии и прочее. Вопрос: почему на большинстве сайтах для соискателей ссылки о вакансиях не прямые, адресующие к работодателю, а отсылающие к кадровым агентствам и агентствам по подбору персонала?»

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Потому что эту вакансию размещало кадровое агентство. Потому что работодатель, соответственно, заплатил некие деньги за то, что предварительный какой-то research осуществляет кадровое агентство.

Ю.ВИРОВЕЦ: Да, потому что работодатель ленивый, вот что я могу сказать. Им проще заплатить денег агентству, чем ковыряться в интернете самим.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Нет, совершенно не обязательно. На самом деле, не забывайте – был вопрос слушателя из Саратова. Вполне возможно, что работа, которую он нашел, это работа в московской или санкт-петербургской компании с филиалом в Саратове. В этом случае работодатель, находящийся в Москве, вряд ли может оценить сотрудника. Он передает эти полномочия в кадровое агентство региональное.

А.ПЛЮЩЕВ: А вы можете сейчас оценить, раз был затронут региональный аспект, насколько стала мобильнее аудитория? Насколько люди ищут работу в том числе и в других городах, не только в своих?

Ю.ВИРОВЕЦ: Ищут, конечно. В основном, в Москве и в Питере. То есть если говорить о миграционном потоке, то он практически не изменился. Провинция едет в Москву, ищет работу в Москве. Все, в общем, по-прежнему.

В.ЗАХАРЧЕНКО: А можно сказать, что на всем этом фоне работодатели жалуются… ну, вы говорите, что откликов стало больше, больше человек откликается на вакансию, что и уровень шума стал больше? То есть приходится…

Ю.ВИРОВЕЦ: Безусловно, приходится фильтровать, да. Работодатели все жалуются, это действительно факт медицинский, что на некоторые вакансии, на нашем сайте вот есть вакансии – по-моему, это был персональный ассистент в Роснефть – вакансия получила что-то больше тысячи откликов. Их физически невозможно посмотреть. То есть понятно, что работодатель может первые несколько десятков просмотреть, а все остальное приходится просто игнорировать. Да, такая проблема есть.

А.ПЛЮЩЕВ: С другой стороны, есть еще одна проблема. Во всяком случае, мне люди, которые знали о теме нашей программы и буквально вживую здесь говорили, спрашивают, почему очень часто базы не чистятся от объявлений просроченных или от вакансий, которые на самом деле таковыми не являются, и так далее.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Вы знаете, рынок неоднороден. Есть, скажем так, большая пятерка, большая десятка, в которой есть некие каноны и понятные правила, а есть, к сожалению, другие рекрутинговые ресурсы. Соответственно, вся большая пятерка работает по такому принципу, как и работает работа.mail.ru. Вакансия активна две недели. Через две недели вакансия уходит в архив. Работодателю уходит письмо. Соответственно, работодатель говорит: «Да, мне по-прежнему интересен отклик на эту вакансию» и ее продлевает. Либо, соответственно, говорит: «Нет, мне неинтересно, я вакансию закрыл», и вакансия уходит в архив. Во-вторых, сейчас большая пятерка – это премодерируемые работодатели. То есть ни один работодатель не может разместить свою вакансию на сайте до тех пор, пока он не прошел проверку нашими модераторами. Вот мы ни в жизни не расскажем, как на самом деле мы эту проверку осуществляем. У нас масса всяческих черных списков, у нас масса всяких черных телефонов и прочих разных историй. Но это есть некая гарантия на 99,9%, что на наших сайтах нет как раз вакансий мошенников, нет вакансий тех компаний, которые камуфлируются под другие компании. Это часто такой вот неудачный сетевой маркетинг. И прочие вещи, на которые чаще всего жалуются соискатели. Но есть ведь ресурсы, не поддерживающие эти стандарты. Поэтому пользуйтесь нами.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Насколько часто сами пользователи жалуются? То есть простая ситуация – человек прочитал объявление про какую-то позицию, которая вполне его устраивает, и вроде компания солидная, начинает с ними общаться, получает совсем другие условия, что-то там было…

Ю.ВИРОВЕЦ: Жалуются постоянно. Я могу сказать, что к нам в support приходит много писем и звонков на тему – а вот, этот работодатель такой плохой и нехороший. Мы говорим, что – ребята, мы поддерживаем строжайший нейтралитет в этих вопросах, потому что точно так же приходит огромное количество писем и звонков от работодателей – а вот этот вор, а вот этот плохой, а вот этот нас кинул. И если мы начнем ввязываться в эти самые споры, мы просто погибнем под шквалом такого вот понятно чего. То есть мы всегда говорим – ребята, разбирайтесь сами. Мы не можем и не будем никогда выступать как посредник между работодателем и соискателем.

В.ЗАХАРЧЕНКО: А это такая глобальная позиция?

Ю.ВИРОВЕЦ: Абсолютно глобальная.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Ресурсы большой пятерки и просто рекрутинговые сайты будут ли предлагать какие-то дополнительные услуги по сближению, по упрощению? То есть пока, на данный момент, я понимаю, ситуация простая: человек размещает свое резюме, оно совпадает с какой-то вакансией, на его взгляд, ему нужной, и дальше все переходит на личное общение между агентством либо…

Ю.ВИРОВЕЦ: Нет, я думаю, глобально развитие происходит в следующем направлении: есть социальные сети, и есть конкурирующие сайты по поиску работы. Сайты по поиску работы все абсолютно в мире мигрируют в сторону таких вот – application service provider-приложений, то есть это некие системы автоматизации для подбора персонала. То есть когда в компании стоит задача нанимать тысячи людей в год, то это невозможно делать без какой-то серьезной автоматизации. Пока эта автоматизация переходит в интернет, то есть создается что-то похожее на Google Docs для автоматизации системы подбора. И, как правило, все крупные сайты в эту сторону потихоньку мигрируют. То есть в создание таких вот систем автоматизации подбора гораздо более широких функциональных, чем просто базы данных резюме.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да, ну и вторая история, в которую мы тоже мигрируем – мы становимся постепенно некими кадровыми агентствами, потому что все чаще…

Ю.ВИРОВЕЦ: Мы не становимся.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Мы все больше вступаем в партнерство с кадровыми агентствами. По одной простой причине: нам все чаще работодатели предлагают некие заказы – не просто предоставить определенное количество резюме, но и осуществить определенный research, то есть выбрать из 200-300 резюме нужные ему. И вот интеграция между нами и массовыми ведущими кадровыми агентствами – это тоже некий путь, куда движутся рекрутинговые ресурсы массовые.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Вот Юрий вспомнил про социальные сети. Я так понимаю, что обе ваши компании так или иначе соприкасаются с социальными сетями. У mail.ru есть Мой Мир, у группы HeadHunter тоже близкие отношения с крупнейшими социальными сетями. В то же время, стало известно, что совсем недавно HeadHunter закрыл проект Webby.

Ю.ВИРОВЕЦ: Да, закрыл.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Какие были основные причины этого? Разочарование?

Ю.ВИРОВЕЦ: Не разочарование. Потому что этот проект был создан как конкуренция Моему Кругу. И проиграл в чистом виде. Классическая история, как маленькая, но активная команда, энтузиасты своего дела, победила бюрократическую машину, которая попробовала с ними конкурировать.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Но это не означает, что вы вообще в идее взаимодействия с социальными сетями разочаровались?

Ю.ВИРОВЕЦ: Нет, почему? Мы с Моим Кругом теперь партнеры. Мы, собственно, решили… Знаете, не можешь победить – возглавь. Собственно говоря, мы дали Яндексу идею купить Мой Круг, а после того, как он купил, мы с ними партнеримся и отдаем вакансии туда.

А.ПЛЮЩЕВ: Друзья, я хочу послушать наших друзей по ту сторону радиоприемника. 363 36 59 – поделитесь, пожалуйста, своим позитивным или негативным опытом поиска работы через интернет. Вовсе не обязательно через те ресурсы, которые здесь у нас представлены. Напомню, работа.mail.ru и HeadHunter. Соответственно, расскажите про другие. Опять же, неважно, какой опыт – удачный или неудачный. Будем рассматривать и комментировать все. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, Александр. Меня Павел зовут. Приветствую вас и ваших гостей. У меня как раз удачный опыт поиска предыдущей работы. Я нашел ее через HeadHunter, за что людям большое спасибо. У меня вопрос следующий, немножко из смежной сферы. Вы знаете, я работу не ищу уже почти 4 года, но мне на мой адрес стали приходить какие-то странные совершенно вакансии о том, что – дорогой Павел, мы нашли ваше резюме. Причем от компании, которая искала резюме. И ссылочка. И когда, в конечном итоге, начинаешь смотреть первую, вторую, третью, оказывается, что эта компания к моей отрасли вообще не имеет никакого отношения, а это банальный спам, но такой, креативный. Хотелось бы спросить у гостей. Я думаю, что они знают об этой проблеме. И, собственно, как они планируют бороться, чтобы соискателей, которые работают с ними, таким образом не терроризировали?

А.ПЛЮЩЕВ: Спасибо за вопрос.

Ю.ВИРОВЕЦ: Ну давайте я отвечу. Проблема действительно острая. Изобретательности спамеров нет предела. И мы боремся с этой проблемой. Боремся и техническими способами, и юридическими способами. К сожалению, однозначного решения здесь не существует, потому что – еще раз – спамеры до безумия изобретательны. Они могут выкачивать имейлы. То есть мы делаем специальную защиту от того, чтобы роботы не выкачивали бы контактную информацию. Все равно спамеры находят способы ее обойти. И мы боремся в легальной плоскости. Мы подаем судебные иски. Но это все чрезвычайно сложно, во-первых, в силу того, что у нас юридическая база довольно слабая, законодательная, а во-вторых, просто, говорю еще раз, спамеры чрезвычайно изобретательны, и поэтому тут, на мой взгляд, эта проблема окончательного решения не имеет. То есть это борьба щита и места бесконечная.

А.ПЛЮЩЕВ: Давайте еще один звоночек примем. 363 36 59 – наберите нам, поделитесь своим собственным опытом. Если у вас есть вопрос, как у нашего предыдущего слушателя, тоже не постесняйтесь его после изложения опыта задать. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте. Это Булат, город Казань. У меня удачный опыт поиска работы через HeadHunter. Год назад я нашел работу. У меня вопрос к HeadHunter. Я сейчас являюсь работодателем и очень часто пользуюсь услугами HeadHunter и mail.ru. Вопрос к HeadHunter  — почему вы некоторое время назад закрыли доступ к резюме – можно было обзванивать определенное количество резюме, 10 в день, что ли, а с недавних пор вы закрыли этот доступ.

Ю.ВИРОВЕЦ: Ответ очень простой – потому что кризис, потому что мы хотим, чтобы работодатели начали платить. Вы как работодатель, действительно, имели возможность бесплатно это делать. Да, к сожалению, мы вынуждены ужесточать условия для работодателей, но это для их же пользы, в конце концов. Да, действительно, теперь тут приходится за все платить..

А.ПЛЮЩЕВ: Ничего личного, только бизнес, конечно.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну вот приходится уходить на mail.ru, например.

Ю.ВИРОВЕЦ: Ну, каждый делает свой выбор, безусловно.

СЛУШАТЕЛЬ: Понятно, спасибо.

А.ПЛЮЩЕВ: Спасибо вам большое. Давайте еще один звонок послушаем и потом перейдем к нашим вопросам, которые еще есть у нас. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте. Меня зовут Анатолий. По поводу работодателей. Начиная с новогодних праздников, случилась такая история. Я не знаю, правильно ли я позвонил или нет. Я работаю в шести организациях.

А.ПЛЮЩЕВ: Так. Поздравляю. Это не с каждым случается.

СЛУШАТЕЛЬ: Так сложилось.

А.ПЛЮЩЕВ: Даже я в два раза меньше. Так.

СЛУШАТЕЛЬ: На самом деле, зарплата небольшая, но с миру по нитке получается. Один из моих работодателей после кризиса, после этого всего стал смотреть на сотрудников и на меня в том числе, совсем иначе. И этот человек делится со мной какими-то вещами, говорит о том, что…

А.ПЛЮЩЕВ: Извините, ради бога, просто я так чувствую, у нас далек от интернета этот пример. Хотя и веселый. Спасибо вам большое, спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, почему? По интернету непосредственно так все и сложилось. Потому что я с интернетом связан непосредственно. Я системный администратор.

А.ПЛЮЩЕВ: Понял, вы просто так издалека начали.

СЛУШАТЕЛЬ: В общем, по поводу интернета. Он начал действительно находить людей. В общем, у него запросы поменялись. Я вам хочу сказать, что люди сейчас после кризиса в небольших организациях действительно стали смотреть на людей с маленькими запросами, и их интересует сотрудник, который готов, грубо говоря, за 15000 рублей выполнять такую работу…

А.ПЛЮЩЕВ: Мне кажется, это всегда так было.

Ю.ВИРОВЕЦ: Это называется конкуренция.

А.ПЛЮЩЕВ: Сейчас просто обострилось. Конечно же, всем хотелось бы, чтобы за 15000 рублей он еще и не ел и в туалет не ходил.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Это такая форма естественного отбора, которая проявилась в текущей ситуации. И мне кажется, просто кризисные факторы являются усиливающими.

А.ПЛЮЩЕВ: Вот обвиняет вас Александр, филолог из Нижнего Тагила, Свердловской области. Мы уже затрагивали региональный аспект, но он заходит на него с другой стороны: «Сайты по поиску работы в интернете фактически ориентированы только на Москву и Санкт-Петербург. Начинаешь просматривать свой регион – плакать хочется. Либо ни одного предложения вообще нет, либо одна-две вакансии на особого рода интим-услуги. Хоть пиши резюме, хоть не пиши – все равно никто не откликается. У меня на разных сайтах резюме висят – хоть бы раз кто написал из работодателей».

В.ЗАХАРЧЕНКО: Я хотел mail.ru задать вопрос, потому что я знаю, они запустили совсем недавно в Челябинске…

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Ну, мы много где запустили.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Украинский был проект. Что является мотиватором и с чьей стороны идет инициатива?

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Инициатива идет с нашей стороны, это совершенно понятно. Мы прекрасно понимаем, что большинство работодателей в регионах не ориентировано на интернет. И действительно, их надо очень учить, им надо объяснять, что вакансии выгодно размещать в интернете, что это очень эффективно действительно, это требует очень большой работы. И вот до Нижнего Тагила мы пока еще не дошли, но дойдем обязательно.

А.ПЛЮЩЕВ: Но с другой стороны, мне кажется, что это такие города, где 2-3 градообразующих предприятия…

В.ЗАХАРЧЕНКО: Да и пользователей интернета, мне кажется, там не очень много.

А.ПЛЮЩЕВ: Где просто нет работодателей.

Ю.ВИРОВЕЦ: Я поспорю. Помните, была история про город Байкальск, где закрыли целлюлозный комбинат? И при этом было много шума в прессе, что теперь все люди останутся без работы. Так вот, я посмотрел. Во-первых, у нас есть агрегатор, помимо собственно сайта HeadHunter, 100rabot, такой Яндекс по вакансиям, он ищет по всем сайтам. Я специально смотрел вакансии в городе Байкальске. Во-первых, они есть. В каких-то местных предприятиях, но самое интересное – есть полно удаленной работы. То есть если у человека в том же Байкальске есть компьютер, ему совершенно не обязательно ехать в близлежащий областной или какой-то еще центр. Есть полно удаленной работы, которую вполне можно делать через интернет и из Байкальска, и из других городов, и зарабатывать при этом немаленькие деньги. У нас, например, половина штата всех сотрудников, из 250 человек, которые у нас работают, работает дома. Неважно, где они сидят – в Пензе, в Казани, в том же Челябинске. Извините, когда вы звоните в компанию, вы попадаете в Ярославль. У нас секретари на ресепшн сидят в Ярославле. Поэтому это как раз интернет очень сильно способствует тому, что люди в регионах не замыкаются на эти свои монопредприятия, а имеют возможность делать что-то еще, при этом не уезжая из своего города.

А.ПЛЮЩЕВ: Я напомню, что у нас в гостях Юрий Вировец из HeadHunter и Алена Владимирская из Работа@mail.ru. Она что-то хотела добавить.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Еще есть вакансии из Москвы и Санкт-Петербурга. Там ищут людей на филиалы. Традиционно работодатели Москвы и Санкт-Петербурга очень активно размещают вакансии в интернете. Поэтому эти вакансии во всех других городах гарантированно есть в интернете. То есть если вы хотите работать в московской или питерской компании, но у себя в городе, такие вакансии ищите в интернете.

А.ПЛЮЩЕВ: Петр, который работу у себя в Саратове нашел, пишет нам: «Резюме составил самостоятельно, модернизировав шаблон Microsoft. Потом нашел вакансию на rabota.mail.ru, отправил свое резюме. Работой в Саратове пока доволен. В Москве поиск не увенчался успехом. Всем соискателем желаю удачи! Делюсь секретом успеха: в свое резюме вставил цифровое фото, и сработало».

Ю.ВИРОВЕЦ: Да, кстати говоря, очень важная тема – цифровые фото. Потому что резюме с фотографией просматривается действительно больше, чаще, и работодатели гораздо больше их любят.

А.ПЛЮЩЕВ: Серьезно?

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да.

Ю.ВИРОВЕЦ: Да.

А.ПЛЮЩЕВ: Я б никогда не подумал, что это имеет какое-то значение.

Ю.ВИРОВЕЦ: А вот кстати в Японии, я вам скажу, работодатели вообще не размещают вакансии без того, чтобы прицепить видеопрезентацию офиса. То есть ни один уважающий себя японец не пойдет устраиваться на работу, если он не видел видеопрезентацию офиса, вида из окна, вида рабочего места и прочих вещей таких. Поэтому внешний вид имеет очень большое значение, конечно.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Я бы хотел задать еще такой вопрос, раз эта тема у нас. Получается, что пока у нас соискатель нанимается в компании на работу, а компании в текущей ситуации…

Ю.ВИРОВЕЦ: Еще год назад было не так.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Да. Я говорю про текущую ситуацию. С другой стороны, означает ли это, что компании пока слабо используют те самые инструменты интернета по самопрезентации?

Ю.ВИРОВЕЦ: Слабо. Это факт.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Вот проект grumi.ru, который сейчас приходит мне на память, как раз был заточен на ту идею, на презентацию компаний как действительно места, где хочется работать. Человек не столько узнает о конкретной позиции, сколько об атмосфере, о коллективе, об условиях, об идеологии, о миссиях и так далее. То есть самопрезентация.

Ю.ВИРОВЕЦ: В силу косности и инертности маркетологов и HRов в компании, действительно, про это мало думают. Но сейчас ситуация меняется. Когда мы запускались в 2000 году, тоже никому не приходило в голову искать квалифицированный персонал через интернет. Я верю в то, что нашими совместными усилиями мы воспитаем рынок.

А.ПЛЮЩЕВ: Небольшой блиц с смс. Напомню, есть еще у вас возможность задать вопрос по +7 985 970 4545 или поделиться опытом, мнением и так далее. Мария из Москвы пишет: «Уважаемые гости! Уровень дохода соискателей уже давно не указывают, а резюме и отклики рекрутер практически не смотрит. Ищу работу в банковской сфере с помощью HeadHunter два месяца. До сентября 2008 года работодатели меня буквально преследовали».

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да.

Ю.ВИРОВЕЦ: Кризис. Что здесь скажешь?

А.ПЛЮЩЕВ: «Муж нашел работу через mail. Долго, трудно, но хорошая работа», — благодарит вас Инна. «HeadHunter: не устроили условия, вопросы по оплате, оформлению по приеме в организацию. Жду новых предложений», — пишет Евгений из Москвы. Хорошо. Есть комментарии?

Ю.ВИРОВЕЦ: Нет. Успехов в ожидании.

А.ПЛЮЩЕВ: Извините, зачитался просто. Сергей, коммерческий директор, MBA, три иностранных языка, опыт 15 лет, возраст 49 – откликов нет вообще. Это возраст? Плохое резюме? как вы думаете?

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Это кризис.

Ю.ВИРОВЕЦ: Может быть и то, и другое, и третье. Сложно так сказать. Я думаю, что возраст играет роль.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: А как давно разместил резюме? неизвестно ничего?

А.ПЛЮЩЕВ: Сергей из Москвы не написал об этом.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: На самом деле, сейчас под кризис, средний срок закрытия такого резюме, если до кризиса был 3-4 месяца, то сейчас может быть уже и 6. Ждите. И активно ищите. Не просто пассивно ждите, а активно ищите работу. Это сложно.

А.ПЛЮЩЕВ: А имеет, кстати, смысл на нескольких ресурсах размещать?

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Конечно. Да. Поиск работы – это отдельная работа. И сейчас это очень тяжело.

А.ПЛЮЩЕВ: Мне нравится, что вы не говорите – нет, только на нашем. Роберт из Москвы пишет: «Есть ли черные списки работников, предоставляемые как сервис работодателям?»

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Нет.

Ю.ВИРОВЕЦ: Ответственно заявляю, что нет. Их нету. Я в этой теме давно варюсь. Работодатели бы очень хотели иметь такие списки. Тема поднимается периодически, начиная с 2000 года, как появился интернет. Их нет. Потому что сделать их практически невозможно.

А.ПЛЮЩЕВ: Есть у меня еще один вопрос. Может, он не очень корректный будет, но попытайтесь его тогда переформулировать. На вас это свалю. Смотрите, многие не ищут работу через интернет, потому что они не уверены в себе как пользователи. Насколько уверенным пользователем, то есть, условно говоря, насколько простой интерфейс? Вот ответьте за себя – насколько просто разобраться и насколько просто не допустить ошибок, важных для составления резюме и для получения работы? Фатальных каких-то ошибок. Насколько нужно быть уверенным пользователем?

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Ну смотрите, конечно, надо быть просто пользователем. Как минимум, у тебя должен быть интернет. Все остальное… На самом деле, про наш ресурс я что могу сказать? У нас всегда подкачивается – пользователь, как только он входит, телефон. Ты можешь позвонить, и тебя проведут по всем этапам. Соответственно, тебе будут честно говорить: вот здесь нажми кнопочку, вот здесь напиши свою фамилию, а вот здесь, пожалуйста, телефон с плюсом, а здесь без плюса. То есть – интернет, компьютер. И если ты в чем-то не разбираешься, еще возможность есть одновременно позвонить. Все. Мне кажется, это просто.

Ю.ВИРОВЕЦ: Я бы сказал так – это непростое дело, написать резюме. Но основная сложность не в том, чтобы разобраться в интернете, а в том, чтобы хотя бы взять и от руки на бумаге его написать. То есть 99% сложности именно с этим связано – чтобы просто хотя бы написать его на бумаге, а внести его в интернет – это, мне кажется, 1% всех сложностей, которые только могут быть.

В.ЗАХАРЧЕНКО: А нет такого момента, что у нас в стране отсутствует как таковая культура вообще поиска работы?

Ю.ВИРОВЕЦ: Есть такая проблема.

В.ЗАХАРЧЕНКО: То есть люди сейчас столкнулись с этой проблемой. Они пришли на работу, устроились после вуза по распределению. То есть само понимание поиска работы как таковое у них отсутствует.

Ю.ВИРОВЕЦ: Такая проблема есть, но она уходит, потому что среди пользователей сети большинство – это все-таки уже молодые люди, которые уже не помнят, что такое распределение, слава богу, и, соответственно, они как бы эту культуру уже впитывают более или менее со школы. Но в принципе для более старшего поколения, конечно, такая проблема есть.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Более того – они не только ее впитывают. Они в результате обучают мам и чаще всего даже бабушек. Мы видим большое количеств резюме, когда в сопроводительном письме пишут: «Я молодой человек Алексей, мне 20 лет, я системный администратор. Я ищу работу для мамы. Она учительница. Вот я составил ее резюме. Посмотрите, пожалуйста».

Ю.ВИРОВЕЦ: Да, такое встречается.

А.ПЛЮЩЕВ: Что называется, кому война, а кому и мать родна. Вот насчет кризиса – вам что это: война или мать родна?

Ю.ВИРОВЕЦ: Нам война.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Ой, война.

А.ПЛЮЩЕВ: А я так понял, что мать родна. Потому что больше стали искать работу.

Ю.ВИРОВЕЦ: Они ж нам не платят.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Нам платит работодатель. У работодателя нет сейчас бюджета. Почему нет бюджета? Во-первых, ситуация тяжелая, во-вторых, не нужно искать персонал.

Ю.ВИРОВЕЦ: Поэтому, конечно, наши доходы падают, мы страдаем от кризиса, я думаю, что из всей интернет-индустрии как мало кто.

В.ЗАХАРЧЕНКО: А зарабатывать на пользователях?

Ю.ВИРОВЕЦ: Зарабатывать на пользователях – хорошая тема, но это не очень получается в силу исторических традиций нашего рынка.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Мы не будем зарабатывать на пользователях, потому что мы считаем, что зарабатывать на пользователях, особенно в тяжелое время, когда кризис, это не очень хорошо.

А.ПЛЮЩЕВ: Приятно слышать от mail.ru.

Ю.ВИРОВЕЦ: Я как раз не считаю, что это плохо. Я считаю, что зарабатывать на пользователях, если ты им даешь что-то нужное и они готовы за это платить, это хорошо. Другое дело – что много не заработаешь.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Наша позиция – мы на беде не зарабатываем.

А.ПЛЮЩЕВ: Послушайте, извините за дурацкий вопрос, но разве там не крутится реклама?

Ю.ВИРОВЕЦ: Крутится, конечно.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Нет, смотрите – мы даем все основные сервисы пользователю бесплатно.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, это я не называю зарабатывать на пользователе, нет. Но на трафике-то можно зарабатывать.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Ну конечно, да.

Ю.ВИРОВЕЦ: А на чем зарабатывает mail.ru?

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: В общем, мы не производим впечатление голодающих.

А.ПЛЮЩЕВ: Хорошо. Есть еще пара вопросов, пришедших к нам на сайт. Я о низ немножко подзабыл. «На сайте HeadHunter в объявлениях очень многих работодателей не указывается контактная информация, нет ни телефона, ни имейла. То есть единственная возможность с ними связаться – послать резюме через сайт. Но на отклики через сайт многие не реагируют и даже не просматривают их. Можно ли обязать работодателей указывать контактные данные в тексте объявления?

Ю.ВИРОВЕЦ: Более того – мы их обязываем не указывать. У нас ходит специальный робот и выдирает оттуда контактные данные, потому что наша политика в том, что работодатель работает с откликами через сайт, потому что это гораздо удобнее, в конце концов, и отклики, посланные через сайт, просматриваются больше, чем отклики, отправленные по имейлу и попадающие в спам-листы, в корзину непросмотренных и выбрасываемых. То есть если вы откликаетесь через сайт, вероятность того, что ваш отклик просмотрят, гораздо выше, чем если вы его отправляете на имейл, и тем более если вы звоните. Потому что работодатель ненавидит, когда ему звонят соискатели.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Ну не знаю. На самом деле, в наших вакансиях очень часто указывают? Не отправляйте резюме, а только звоните. Это, видимо, говорит просто об одной истории – это разные модели и разные вакансии. В тот момент, когда ты набираешь 500 продавцов за две недели и ты делаешь как работодатель у себя отдельный колл-центр, ты разговариваешь с этими людьми, там указывается отдельно – пожалуйста, звоните в определенные часы. То есть это зависит от модели и от вакансии.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, мне кажется, эта история со звонить, это все очень не интернетно.

Ю.ВИРОВЕЦ: Да.

А.ПЛЮЩЕВ: Нет, я не критикую совсем. Может быть, это эффективно для поиска работы. Может быть. Особенно в нашем не интернетизированом обществе, как бы оно ни шагнуло далеко вперед за последние годы. Тем не менее, я смотрю и думаю – все-таки 21-й век, и вдруг бам – номер телефона.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Вообще, есть ли перспектива следующего этапа, когда первичная коммуникация между работодателем и соискателем будет происходить в интернете?

Ю.ВИРОВЕЦ: Есть, конечно. Дальше стали общаться по скайпу, есть еще масса сервисов по онлайну интервью. Сейчас каналы стали широкие, видеоинтервью – сейчас очень актуальная тема.

В.ЗАХАРЧЕНКО: А идея с сертификацией потенциально?

Ю.ВИРОВЕЦ: Тоже тема очень актуальная. Но там проблема связана с аутентификацией в интернете, потому что понятно, что работодатель хочет быть уверен, что это именно этот человек отвечал. Там есть много проблем на эту тему, но они так или иначе решаются. И я думаю, что лет через пять это, в общем, станет обычной практикой достаточно.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Есть ли компании, которые полностью весь цикл проводят онлайн? Тот же mail.ru, допустим, или HeadHunter – это компании, в которых работает очень много сотрудников удаленно.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Да.

В.ЗАХАРЧЕНКО: То есть полный цикл, вплоть до этапа заключения трудового договора, производится онлайн.

Ю.ВИРОВЕЦ: Нет, ну такого, чтобы до этапа трудового договора, конечно, нет. Личное интервью, в конце концов, это важно. Прежде чем брать человека на работу, надо обязательно с ним лично пообщаться.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Бывает 2-3 этапа собеседований. Первый, особенно если соискатель из региона, а основная компания находится в Москве или в Санкт-Петербурге, да, они проходят так, онлайн.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Я помню, еще на заре, когда был такой каталог list.ru у mail, там было куча модеравторов, которые получали средства вознаграждения…

А.ПЛЮЩЕВ: Какое ты хорошее слово придумал – модеравтор.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Они, по-моему, не заключали никаких трудовых договоров. То есть был этап взаимодействия сугубо онлайн.

Ю.ВИРОВЕЦ: Ну, тогда вообще былинные времена были.

А.ПЛЮЩЕВ: Давайте об истории не будем, потому что есть насущный вопрос. Правда, меня очень часто спрашивают про удаленную работу, путая всякие какие-то рекламные дела или темные с действительно нормальной удаленной работой. Вот Юрий из Томска спрашивает: «Работа на дому возможна?» Уже ответили, что возможна. Но мне бы хотелось понять – в последнее время стало больше объявлений об удаленной работе? Ну не в кризис, а за последние годы тенденция какова?

Ю.ВИРОВЕЦ: Да, конечно, их стало больше. Потому что большее число работодателей стали…

А.ПЛЮЩЕВ: А можете сейчас оценить, каков процент удаленки и вот такой работы?

Ю.ВИРОВЕЦ: Не могу сказать.

А.ВЛАДИМИРСКАЯ: Можно сразу предупредить? Дорогой Юрий, когда вы сейчас откликаетесь на предложение об удаленной работе, пожалуйста, обращайте внимание, чтобы там не было такой надписи, что трудоустройство платное. Действительно, с кризисом появилось дикое количество мошенников, зарабатывающих на трудоустройстве. Соответственно, существуют разные формы: оплата за трудовую книжку, оплата за конверты, оплата за заключение договора. Вот пожалуйста, если там есть хотя бы что-то об этом, никогда не откликайтесь. Это мошенники. Ни один приличный работодатель не берет деньги за трудоустройство соискателя через рекрутинговое агентство.

А.ПЛЮЩЕВ: Спасибо, Алена, потому что я забыл – мне специально прислал слушатель письмо ровно с этим предупреждением. Спасибо, что вы напомнили. Вот мы таким образом и это озвучили. Спасибо большое. Благодарю Алену Владимирскую, из Работа@mail.ru, Юрия Вировца из группы компаний HeadHunter. Мы с Виктором Захарченко, директором по развитию социальной сети TooDoo, с вами прощаемся. Надолго. Потому что два воскресенья будут записи, будут повторы.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире