'Вопросы к интервью




А.ПЛЮЩЕВ: 22 часа 11 минут. Минут через шесть мы будем с вами обсуждать тему музыки в сети. Но речь теперь уже пойдет не столько о пиратстве, сколько наоборот о легальном распространении музыки, причем бесплатно или за ту сумму, которую вы сами хотите за эту музыку заплатить. Примеры такие известны. О них расскажет мой коллега Саша Белановский, после чего мы продолжим с нашим интернет-исследователем Виктором Захарченко, а также Мирославом Сарбаевым, основателем музыкальной социальной сети.

ЭХОНЕТ

Привет, это «Большой ЭхоНет» и я его ведущий Саша Белановский.
Неделю назад я рассказывал про различные способы зарабатывать на своем блоге, и отмечал среди прочих пожертвования, а лучше сказать вознаграждения. Сегодня мы поговорим о них в более широком контексте и назовем их одним страшным английским словом…


КТО ЕСТЬ ГДЕ

Объемы прибылей в музыкальной отрасли существенно сократились на протяжении последних лет. Главной причиной упадка, по мнению экспертов, является не нынешний кризис, а тенденция распространения музыки в интернете, — сообщает сайт e-news.com.ua. Те, кто сегодня слушает музыку, в большинстве случаев за это не платят. Музыка загружается бесплатно из интернета на компьютер, а затем на mp3-плеер. Поэтому не удивительно, что прибыли музыкальной отрасли в последние годы резко упали. Пластинки уже совсем отошли в прошлое, а компакт-диски не выдерживают конкуренции с многочисленными бесплатными предложениями музыки в интернете. Например, лишь в Германии за год нелегально загружается около 300 миллионов композиций. По некоторым оценкам, из-за этого в последние годы отрасль потеряла около 40% оборота. За последний год 85% предложенной на продажу в интернете музыки ни разу не купили. Большинство пользователей отдают преимущество нелегальной загрузке музыкальных композиций. По мнению музыковедов, это признак не только экономической, но и культурной катастрофы. Чем большими станут объемы жестких дисков и чем меньше будет время загрузки, прогнозируют специалисты, тем быстрее кино— и книжная индустрия окажутся в похожей ситуации. На этом пасмурном фоне, между тем, появился новый многообещающий тренд, в котором исполнитель и слушатель вступают в новый тип отношений. Правда, надо сразу же оговориться, что коммерчески выгодным он может быть лишь для самих авторов-исполнителей, а вот лейблы звукозаписи, похоже, в этой модели не предусмотрены. Несколько месяцев назад на волне этого тренда в Рунете появился сервис, позволяющий творческим людям зарабатывать деньги с помощью добровольных пожертвований благодарных поклонников. Адрес этого сайта — Kroogi.com. Идея новой соцсети проста: автор выкладывает контент бесплатно, а все прочие пользователи могут вознаградить его какой-то суммой денег. Это явление, пришедшее из-за океана, называется краудфандингом.

ВОКРУГ СЕТИ

Создатели краудфандинга — музыканты. Одна из причин в том, наверное, что способ раскрутки по принципу «Pay What You Want» хорошо работает с неизвестными артистами. Так, Мария Шнейдер получила «Грэмми» после того, как стала популярной на ArtistShare, сервисе, подобном «Кругам». Впрочем, не чураются использовать новый инструмент и такие мастодонты как Radiohead. На международной конференции «You Are in Control», которая была посвящена подведению итогов года в сфере музыкального бизнеса, стало известно, что последний альбом группы Radiohead «In Rainbows» купили три миллиона человек. Сообщается, что альбом продавался успешнее, чем предыдущая работа коллектива. Согласно подсчетам британской радиостанции XFM, уже через два дня после релиза группа смогла заработать около пяти миллионов фунтов стерлингов. Музыканты выпустили альбом через посвященный ему сайт в интернете, откуда пластинку можно было скачать либо бесплатно, либо самостоятельно установив на нее цену. «In Rainbows» появился в сети 10 октября 2007 года. Через два месяца доступ к файлам на сайте «In Rainbows» был прекращен. А уже 1 января 2008 пластинка была выпущена на физических носителях. В то же время сообщается, что большинство слушателей всё-таки скачали альбом бесплатно и несмотря на то, что «In Rainbows» был в открытом доступе на официальном сайте, большая часть поклонников Radiohead предпочла скачать его нелегально — через файлообменные сети.

Ну а одним из первых новую модель отношений между творцом и поклонниками в нашей стране начал использовать музыкант Петр Налич, который выпустил дебютный альбом и сделал его доступным для свободного скачивания на Яндексе.



Те слушатели, которые хотят заплатить за альбом деньги, могут самостоятельно установить его стоимость и перевести на счет музыкального коллектива Налича любую сумму. Оплатить покупку альбома можно через систему «Яндекс.Деньги». «Обычно люди стараются свою музыку продать, желательно как можно дороже. Нам кажется, что это не очень правильно! Гораздо приятней свою музыку дарить, если есть такая возможность. Мы с самого начала старались это делать», — заявил музыкант.

Между тем и легендарный БГ ступает на ту же дорогу. Он выпустил альбом своего нового проекта «Aquarium International», в котором наряду с музыкантами «Аквариума» заняты еще 17 музыкантов из девяти стран мира. Диск «Live at The Royal Albert Hall 2008» представляет собой запись концерта группы на сцене «Альберт-Холла» в Лондоне в мае 2008 года. Альбом издан только в новой социальной сети «Круги», которую я сегодня уже не раз упоминал. По словам основателя портала «Круги» Мирослава Сарбаева, скачать альбом Гребенщикова можно абсолютно бесплатно. При этом желающие могут поддержать проект материально, чтобы в дальнейшем получить доступ к другим эксклюзивным материалам.

Это был «Большой ЭхоНет». Звукорежиссер передачи — Сергей Игнатов, автор и исполнитель — я, Саша Белановский. Текст этого, а также предыдущих выпусков вы найдете по адресу belanovsky.livejournal.com. Ну а я с вами прощаюсь — до новых встреч.


А.ПЛЮЩЕВ: Александр Плющев, Виктор Захарченко, наш интернет-исследователь. Добрый вечер. И Мирослав Сарбаев, основатель Krugi.ru, социальной сети. Наверное, многие поклонник творчества Бориса Борисовича Гребенщикова, прежде всего они, знают эту социальную сеть. Может быть, для остальных она будет менее знакома. Сейчас познакомимся. Мирослав, добрый вечер.

М.САРБАЕВ: Здравствуйте.

А.ПЛЮЩЕВ: Мы сегодня вот о чем решили поговорить и обсудить с вами – это как раз легальное распространение музыки. На заре программы «Точка» у нас была тема – нелегальное распространение музыки и вообще, собственно, музыка в сети. Теперь поговорим о легальном. Вот у нас в студии автор этого интереснейшего проекта, как раз занимающийся легальным распространением музыки. Когда есть такая идея, одними из первых, как уже сказал Саша Белановский, использовали ее различные западные музыканты, прежде всего Radiohead, теперь вот пришло и к нам – сколько хочешь, столько и заплати. Слава богу, есть такая возможность. Но у нас принято считать, что у нас никто не заплатит, особенно если дать возможность скачать. У нас и нелегально тоже предпочитают, но легально совсем никто не заплатит. Опровергайте.

М.САРБАЕВ: Я сначала думал, что будет довольно мало людей, которые будут платить. То есть я так полагал – один из тридцати, из пятидесяти. Но делом интернет-пользователи опровергли это.

А.ПЛЮЩЕВ: Факты, статистика.

М.САРБАЕВ: Сейчас мы видим стабильную статистику. Каждый пятый, каждый шестой платит.

А.ПЛЮЩЕВ: Так америкосы, небось. Не наши?

М.САРБАЕВ: Вы знаете, русские платят чаще, а американцев больше. То есть американцы – где-то один из десяти платит, русские – один из четырех, четырех с половиной.

А.ПЛЮЩЕВ: Так. А почем же они платят? В среднем сколько отдает человек?

М.САРБАЕВ: Средний американец платит от пяти до десяти долларов, русский платит в районе доллара.

А.ПЛЮЩЕВ: А можно даже меньше доллара, да?

М.САРБАЕВ: Можно хоть ноль, можно один цент заплатить.

А.ПЛЮЩЕВ: Я просто сам платил – я посчитал, нужно два доллара заплатить, и подумал, что там кратно все единицам, а оказывается, сотым.

М.САРБАЕВ: Если люди платят через смс, то провайдеры мобильных сетей сами устанавливают цены смс, они могут быть 40-20 центов. Это зависит и от того, какой провайдер. Какой-нибудь украинский или дальневосточный провайдер – у них могут быть опции, которые могут быть 20-50 центов, и все.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Смс – это такой инструмент для сугубо нашей, постсоветской аудитории. американцы им не платят скорее всего. Да?

М.САРБАЕВ: Да, это только в бывшем СССР.

А.ПЛЮЩЕВ: Я хотел призвать нашу аудиторию тоже присоединиться минут через 15, мы включим наш телефон 363 36 59. Мы хотели бы обнаружить среди нашей аудитории людей, которые платили за музыку сознательно, на любом сайте, добровольно ли, как донейшн-пожертвование, или это была просто платная музыка на каком-нибудь iTunes, в Амазоне, в любом другом магазине. Именно за музыку не на физических носителях. Много есть всяких разных серверов. Вот если вы платили, пожалуйста, позвоните нам 363 36 59 – интересно узнать мотивацию, сколько отдавали и так далее. Потому что у меня до сих пор не развеялись сомнения – ну как это, если бесплатно? Ну хорошо, я хороший человек, да, я отдал два доллара, до сих пор жалею. Но остальные-то плохие же.

М.САРБАЕВ: А хороших много, оказывается.

В.ЗАХАРЧЕНКО: А есть ощущение, что эти люди перешли сейчас на Krugi.com, о котором много говорят, сайт интересный, но нет опасения, что очень скоро вся эта аудитория соберется у вас, к примеру это будет 50 тысяч человек, а остальные будут такие, о которых говорит Саша. Ага, бесплатно! Зачем же я буду платить?

М.САРБАЕВ: Вы знаете, я верю в человечество.

А.ПЛЮЩЕВ: Веришь в человечество? Почему?

М.САРБАЕВ: Да, верю в человечество. Я думаю, что таких людей, которые не хотят халявить, много. И в принципе это правильная позиция – если вам какой-то человек делает хорошо и дает возможность получить это хорошо за бесплатно, то правильно и хорошо не оставлять этот акт бесплатным, а отблагодарить. Мы все говорим спасибо, когда нам делают что-то хорошее. И деньги – это тоже форма энергии, это форма сказать спасибо через интернет. Почему бы этого не сделать?

В.ЗАХАРЧЕНКО: У меня возникает другой вопрос. Саша говорит о сумме платежа с одного пользователя. Мне интересна, собственно, вторая часть, то есть какую сумму аккумулирует музыкант. Можешь не говорить абсолютные цифры. У меня просто есть небольшое сомнение в плане того, что пока проект остается не мегабольшим, средним, то эти суммы, которые собирает музыкант, это не иначе как пожертвование, небольшое такое приятное дополнение…

А.ПЛЮЩЕВ: Короче – можно на этом заработать или нет?

В.ЗАХАРЧЕНКО: Да, то есть это все-таки слишком мелкие суммы, чтобы рассматривать их как альтернативу традиционной дистрибуции.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну мы про Radiohead все слышали. Да, им удалось, хорошо. А у нас?

В.ЗАХАРЧЕНКО: Но они были большие сразу. И понятно, что бренд Radiohead сыграл. Аудитория уже была большая, миллионы слушателей пришли и купили, потому что это Radiohead. Как быть маленьким молодым командам, которые хотят выбиться и тоже заработать? Почему нет?

М.САРБАЕВ: У меня несколько ответов. Первый ответ такой – уважаемые господа радиослушатели, пожалуйста, приходите на Krugi, присоединяйтесь. Чем больше нас будет, таких, кто готов участвовать в этом проекте, тем быстрее это заработает и тем больше будет возможностей у наших любимых музыкантов, и у начинающих музыкантов не обслуживать столики в ресторанах, а заниматься, собственно, тем, чем они хотят заниматься, и тем, чем мы хотим, чтобы они занимались. То есть чем больше людей будет участвовать, тем больше будет возможностей у творческих людей. Это первый ответ. Да, совершенно верно – пока эта сеть маленькая, это некоторое такое приятное дополнение к доходу для уже раскрученных музыкантов. Но при этом для начинающих музыкантов, возможно, это тоже некая проба пера на новой площадке. Это, возможно, некие методы работать с новыми способами распространения своего контента.

В.ЗАХАРЧЕНКО: В одном из интервью, по-моему, звучала идея – не знаю, твоя или же спрашивающего, о том, что как раз такая площадка может быть интересна тем самым ненавистным лейблам, которые придут и найдут себе хорошего музыканта и выдернут его из Krugi, чтобы потом его продавать, как и положено, на дисках.

М.САРБАЕВ: Вы знаете, с нами уже работают лейблы…

В.ЗАХАРЧЕНКО: То есть нету ненависти какой-то?

М.САРБАЕВ: Я не замечал.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Как на врага на вас не смотрят, что вы отбираете у них хлеб?

М.САРБАЕВ: Я не знаю. Может, кто-нибудь подстерегает из-за угла, но напрямую никто не подходил и не говорил – не делайте так. Нет, к нам приходили лейблы, мы с ними работаем, и им очень интересно смотреть за статистикой посещаемости музыкантов, о которых никто не знает. И в принципе лейблам, так же, как и нам, понятно, что в тот момент, когда диск только выпустили и он выходит в продажу, через пять минут он появляется в интернете на бесплатное скачивание. И будем ли это делать мы или кто-то другой, все равно это кто-то будет делать. И в отличие от кого-то другого, мы тем не менее даем возможность людям, которые скачивают, очистить свою совесть, что ли.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, и отблагодарить. Хорошо. Есть ли музыканты, которые, зарегистрировавшись в Krugi.com, и вообще – есть ли у них возможность такая – не выставлять свой контент бесплатно, то есть только за деньги?

М.САРБАЕВ: В принципе, наша система может быть сконфигурирована так, чтобы невозможно было сгрузить контент забесплатно. Мы уговариваем людей этого не делать, говоря о том, что это противно изначальной задумке этой сети.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Но приходится уговаривать?

М.САРБАЕВ: Вы знаете, нет. Уговаривать – наверное, это неправильно слово. Мы говорим – ребят, давайте не будем продавать, а будем делать это на добровольной основе. На самом деле, была недавно история. В Сан-Франциско есть такая организация, которая помогает неимущим и раздает им некоторую печатную продукцию, которую они потом сами продают. И вот один из таких людей подошел ко мне и говорит – «Уважаемый прохожий, вам сегодня очень повезло. У меня есть журнал». Я был в каком-то не очень хорошем настроении мрачном, размышлял о кризисе. Я взял эту газету и сказал – «На тебе два доллара, дорогой». А газета стоит доллар при этом.

А.ПЛЮЩЕВ: С другой стороны, все наоборот – если спросить, есть ли музыканты, которые не хотят брать денег, а просто хотят выложить?

В.ЗАХАРЧЕНКО: Да, которые отключают вообще опцию пожертвования.

М.САРБАЕВ: Есть.

А.ПЛЮЩЕВ: Они какой степени известности?

М.САРБАЕВ: Умка.

А.ПЛЮЩЕВ: Она просто не берет деньги?

М.САРБАЕВ: Да.

А.ПЛЮЩЕВ: Какую долю из пожертвования берет себе Krugi.com?

М.САРБАЕВ: Нисколько вообще.

А.ПЛЮЩЕВ: То есть все деньги идут музыкантам?

М.САРБАЕВ: Все деньги идут музыкантам за вычетом транзакционных отчислений, которые берем себе не мы, а которые берут себе…

А.ПЛЮЩЕВ: Тогда в чем интерес?

М.САРБАЕВ: Интерес – во-первых, продвинуть идею, во-вторых, да, Круги – это проект, который должен поддерживать себя. Соответственно, мы будем и стараемся зарабатывать на рекламе. И кроме того – у нас с какого-то момент (сейчас этого нет) возникли платные аккаунты, где будут включены какие-то дополнительные опции, возможности для тех людей, которые заплатят денег.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Какова сейчас статистика сервиса – сколько музыкантов, сколько посетителей? Чтобы понимать, на какой стадии проект сейчас.

М.САРБАЕВ: Сейчас у нас порядка 600-700 музыкантов, которые выложили свой контент, и около 20 000 пользователей.

В.ЗАХАРЧЕНКО: А динамика прироста музыкантов прослеживается или же это стабильная цифра?

М.САРБАЕВ: Растет. Я сейчас не могу сказать вам точные цифры, но я вижу, что по мере общего роста пользователей стабильно увеличивается количество музыкантов.

А.ПЛЮЩЕВ: Тут спрашивают, как Krugi могут доказать, что они отдают все деньги, а не жилят под себя половину? Какой контроль?

М.САРБАЕВ: Спросите у получателей.

В.ЗАХАРЧЕНКО: То есть там идет прямая транзакция на тот кошелек, который заведен музыкантом?

М.САРБАЕВ: Да. То есть известно, что когда человек переводит деньги через смс, то мобильный оператор берет себе от 40 до 60% комиссии.

А.ПЛЮЩЕВ: Господа, мы с вами вступаем в стадию телефонных звонков в нашей программе. Первый телефонный звонок мы совершили – позвонили основательнице интернет-магазина Sound Key Соне Соколовой, она же, собственно, и главный редактор Звуков.Ру. Соня, добрый вечер.

С.СОКОЛОВА: Добрый вечер, Саша. Привет, Мирослав.

А.ПЛЮЩЕВ: Привет-привет. Сонь, мне казалось всегда – я довольно долго наблюдаю за Sound Key, — что ты немножко другую модель продажи музыки продвигаешь. В чем отличие и как ты относишься к системе «заплати сколько хочешь»?

С.СОКОЛОВА: Я начну, наверное, с отношения. Дело в том, что оба моих портала и портал Мирослава преследуют одну и ту же цель – дать музыкантам самим рулить условиями, на которых они выкладывают музыку. Поэтому такую систему я могу только приветствовать и всячески поддерживать то, что делает Мирослав. Что касается системы Sound Key, это фактически ответ на требования музыкантов, которые долгое время, в течение более десяти лет, выкладывали бесплатно музыку на Звуки и неоднократно выражали свое желание продавать ее, через Звуки же. Просто я в какой-то момент посчитала, что люди, которые складывают музыку бесплатно, и люди, которые скачивают ее за деньги, это две несколько разных аудитории, и я развела их по двум разным порталам. Но по большому счету, все это об одном и том же – о том, что музыканты сами решают, что и как они будут продавать либо распространять бесплатно, сами выбирают себе ресурс, с которого они все это будут делать, и сами устанавливают правила.

А.ПЛЮЩЕВ: То есть получается, что Круги – твой конкурент прямой.

С.СОКОЛОВА: Я бы так не сказала. Во-первых, скорее все-таки партнер, потому что, в общем-то, я с большим удовольствием сама пишу об акциях, которые проводят Круги, и мы во многом пересекаемся и по аудитории, и по музыкантам. С одной стороны. А с другой стороны, я абсолютно убеждена, что это две системы, которые могут сосуществовать совершенно логично, органично. И во многом дополнять друг друга. Потому что совершенно очевидно, что не за горами тот момент, когда музыканты, которые сейчас представлены в системе Мирослава, могут задаться вопросом, как извлекать деньги на регулярной основе и по какой-то фиксированной схеме на большем количестве площадок, допустим.

А.ПЛЮЩЕВ: Знаешь, я тут сижу немного злой, потому что Мирослав мне напоминает одухотворенного поклонника группы «Аквариум» — он говорит, что все люди хорошие, они все платят, каждый пятый приходит платит, и так далее. Он приехал из-за океана, как мне сказали. Ты-то живешь здесь, в России. Мне кажется, ты не настолько благодушно должна быть настроена. И что, действительно у этой модели пожертвований есть будущее для музыкантов?

С.СОКОЛОВА: Да, я считаю, что есть. Другое дело – какое.

А.ПЛЮЩЕВ: И люди будут добровольно платить?

С.СОКОЛОВА: Я объясню. Дело в том, что есть две разные категории музыкантов, который в данном случае пожертвования собирают с разным эффектом. С одной стороны, это музыканты известные – класса Radiohead, Аквариум и так далее, которые уже добились успешности и которым сейчас просто добирают те деньги, которые не добрали традиционными путями. Во всяком случае, они используют эти механизмы в качестве дополнительной пиар-раскрутки, тем самым подавая себя как прогрессивных, умных, идущих в ногу со временем, прекрасных, восхитительных людей. Это с одной стороны. С другой стороны, это молодые группы. Их поведение в таких системах больше похоже на стояние в переходе со шляпой и с надписью «Подайте, кто сколько может». Подают им, понятное дело, немного, но некоторым талантливым все-таки подают.

А.ПЛЮЩЕВ: Я, честно говоря, большого будущего не увидел в том, что ты сказала, прямо скажем.

С.СОКОЛОВА: Я считаю, что для многих музыкантов с именем это реальной хороший выход, потому что, с одной стороны, просто тупо объявлять цену на ту музыку, которую они все это время по нужде или по какой-то душевной скромности раздавали бесплатно. Это, наверное, не самый последовательный ход для них. С другой стороны, продемонстрировать свою близость к высоким технологиям им тоже бывает полезно.

А.ПЛЮЩЕВ: Спасибо большое. Соня Соколова. Если у вас, господа, нет вопросов немедленных к Соне, то я позволю себе в столь поздний час отключить ее. Спасибо большое за такое внесение в нашу дискуссию. Господа, мы обещали включить телефон – 363 36 59 – для тех, кто покупал музыку, зачем он это делал, на каком ресурсе. Крайне интересно. Делитесь. Пока вы набираете этот номер, я хочу еще вот что спросить Мирослава. А будет ли кто-то еще из известных музыкантов сейчас, кого можно будет скачать бесплатно или за копеечки, которые мы там платим?

М.САРБАЕВ: Будет, и довольно много. У нас очень много интереса со стороны известных музыкантов, с которыми мы работаем. Из суеверных соображений не хотелось бы называть много имен…

А.ПЛЮЩЕВ: Ну хоть немного.

М.САРБАЕВ: Ну, например, горячо любимая мной группа «Волга». Это Алексей Борисов из «Ночного проспекта», это его этноэлектронный проект. Вот он появился сейчас на Кругах, и вот-вот откроется их контент по той же схеме, что и у «Аквариума». На самой странице «Аквариума» только что вышел альбом, который называется «Welcome to the club», это два музыканта из «Аквариума» — отдельный джазовый альбом выставили. И много-много других. То есть у нас там в самой непосредственной близости по времени появится где-то около десяти новых проектов из самых разнообразных сфер музыки.

А.ПЛЮЩЕВ: Давайте послушаем наших радиослушателей. Если вы платили, расскажите, как, зачем вы это делали, почем платили. Интересно. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Олег, Москва. Я платил, разумеется, и неоднократно. И это, я считаю, нормальное явление. Что касается…

А.ПЛЮЩЕВ: Мне кажется, по мнению большинства, я просто по чату смотрю, вы ненормальный.

СЛУШАТЕЛЬ: В каком-то смысле я сумасшедший. Более того – последнюю пластинку «Аквариума» я даже купил в виде пластинки. Почему вы считаете, что это такое редкое явление? Вовсе нет.

А.ПЛЮЩЕВ: Полагаю, что все-таки редкое. Скажите, вы платили за какую музыку? ну вот последний раз. Просто интересно, сколько, где, за что.

СЛУШАТЕЛЬ: Очень просто. Последний раз – это последняя пластинка «Cold play». Я ее скачивал в интернете, физически я ее не покупал, но опять-таки это был некий русский ресурс, я уж не помню по названию, который вовсе не Круги, не такого типа, я имею в виду. Соответственно, там было подозрение, что все-таки деньги идут не музыкантам.

А.ПЛЮЩЕВ: А, да, это типа…

СЛУШАТЕЛЬ: mp3.com сейчас умер, он как-то по-другому сейчас называется.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Олег, если позволите, такой вопрос – а есть у вас на компьютере музыка, которая не купленная, а полученная каким-то другим путем – перезаписали у друга?

СЛУШАТЕЛЬ: Разумеется. Я не святой. У меня в моем iTunes масса материала разного происхождения. Но, кстати говоря, если говорить о ситуации изнутри для музыкантов, с которой я несколько знаком, то получается, сейчас вопрос не стоит о том, что они могут каким-то другим образом заработать. Музыканты зарабатывают либо концертами, как вы знаете, либо звукозаписью и практически ничего не получают, особенно в нашей стране, потому что даже если продаются официальные диски, это совершенно никакой доход для музыкантов. Поэтому Круги – это, пожалуй, единственная реальная разумная возможность заработать музыкантам.

А.ПЛЮЩЕВ: Я б не сказал Круги, я бы сказал модель, потому что Круги, как мы уже знаем, не единственная подобная площадка. Спасибо.

В.ЗАХАРЧЕНКО: У меня вопрос к Мирославу в связи с тем, что спросил слушатель. Получается, что да, вы говорите музыкантам – «Ребята, окей, мы даем инструмент, который позволяет вам заработать какой-то дополнительный бонус». Но те же рекординговые лейблы, правообладатели берут на себя обязательства по отслеживанию и убиению в сети нелегально тиражируемого контента. То есть сейчас, насколько я знаю, даже с торрент-трекерами российскими активно ведется работа – ребята, убирайте этот альбом или это кинопроизведение. Его быть не должно, иначе у вас будут проблемы. Насколько я понимаю, вы такой работы вести не будете. То есть всегда будет альтернатива – вот тут «Аквариум» лежит за «плати, сколько хочешь», а на торрент-трекере тот же «Аквариум» лежит в бесплатном доступе. Вы будете бороться с простым пиратским распространением музыки или нет?

М.САРБАЕВ: Вы знаете, у нас уже есть инструмент, который можно отметить и сказать – я считаю, что это контент лежит здесь нелегально. И если это сделать, то идет имейл модератору.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Это контент, который лежит на Кругах?

М.САРБАЕВ: Совершенно верно.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Я же говорю о том, что вот музыкант, который пришел к вам, молодой исполнитель средней популярности, загрузил контент вам, получает какие-то пожертвования, но в то же время по сети распространяется его контент. Лейбл бы его защищал, каким-то образом отслеживал и преследовал тех, кто тиражирует контент бесплатно. Вы что-то делаете в этом направлении?

М.САРБАЕВ: У нас пока нет таких планов. Это не значит, что мы никогда этого делать не будем, то есть мы считаем, что наша задача – создать инфраструктуру для поддержания жизни сообщества сетевого. Возможно, в сетевом сообществе возникнет некоторое движение самих людей, самих пользователей, которые будут заниматься такими вещами. Но мы создатели инфраструктуры.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Еще такой вопрос. Есть, ты говоришь, у вас «Аквариум», ты говоришь о готовящихся проектах с другими популярными исполнителями. Но это российские музыкальные бренды. Круги, насколько я понимаю, проект международный. Что делается с той стороны? с Radiohead общались?

М.САРБАЕВ: С Radiohead не общались. Круги – это международный проект, многоязычный. У нас фокус сейчас на Россию, поскольку я и еще ряд создателей этого портала из России, мы хорошо знаем русскую музыку, но при этом у нас в ближайших планах запуски подобных мероприятий в Европе и в Америке. То есть начало раскрутки.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Нет такого ощущения, что в России да, это тренд – говорят про Налича и про Круги.com. На Западе вы все-таки одни из многих. Насколько я знаю, там масса проектов похожей модели, и вы там в совокупности не самый первый игрок, скажем так.

М.САРБАЕВ: Да, мы там не самый первый игрок. Именно поэтому мы начали с России. Потому что мы здесь крепче стоим и крепче можем встать.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Получается парадоксальная ситуация. В России, в которой сама идея донейшн менее все-таки развита, чем на Западе, вы пытаетесь построить форпост, с которого будете двигаться на Запад.

М.САРБАЕВ: Я не думаю, что она парадоксальна. Во-первых, оказалось, что эта идея достаточно развита для того, чтобы это хорошо работало, а во-вторых, ну да, мы строим систему, которая работать будет везде. И надо откуда-то начинать. Мы решили начать с России.

А.ПЛЮЩЕВ: «Аквариум» будет следующий диск у вас размещать или нет?

М.САРБАЕВ: Я думаю, что надо у «Аквариума» спросить.

А.ПЛЮЩЕВ: Это хорошо. Но вы с ними не говорили об этом? Как они считают, удачный это опыт или нет?

М.САРБАЕВ: По-моему, им понравилось.

А.ПЛЮЩЕВ: Но о следующих работах не было речи пока?

М.САРБАЕВ: Дело в том, что я не могу говорить от имени «Аквариума» по поводу того, что они делают сейчас. Поэтому действительно лучше спросить у них.

А.ПЛЮЩЕВ: Хорошо. При случае обязательно. 36336 59 – если вы платили когда-нибудь за музыку, что вы покупали, очень интересно, и в каком размере это были платы.

М.САРБАЕВ: Кстати, совсем недавно, буквально несколько дней назад, «Аквариум» выставил один из своих треков на Кругах, чтобы люди делали ремиксы, в разобранном виде, то есть его можно скачать по партиям, и сейчас уже началось движения в сети…

А.ПЛЮЩЕВ: Там, естественно, плата вообще не предусмотрена, разумеется, как я понимаю.

М.САРБАЕВ: Да. Человек скачивает бесплатно трек «Дуй» из последнего альбома, который вот в этой версии занимает несколько гигабайтов, и может его резать, кромсать, переделывать, добавлять свою музыку, и уже, по-моему, неделю спустя появилось 7-8 ремиксов.

А.ПЛЮЩЕВ: Вы в эфире, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я категорически против платного скачивания через интернет.

А.ПЛЮЩЕВ: Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Егор.

А.ПЛЮЩЕВ: Егор, вы ни разу не платили за скачивание музыки? Вообще никогда?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, я никогда не платил. Во-первых, я плачу за интернет. То есть я плачу 600 рублей в месяц, и какой мне смысл еще платить за музыку или за что-то другое?

А.ПЛЮЩЕВ: По-моему, отличный подход, действительно – я плачу за интернет, все. Значит, все остальное бесплатно. Разве не так? по вашему так? все, что в интернете, все мое.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну да, а музыка – это же все-таки искусство…

А.ПЛЮЩЕВ: И отменить входную плату в Третьяковскую галерею. Всегда я говорил – искусство должно принадлежать народу. Правда?

М.САРБАЕВ: Интересно то, что модель Кругов поддерживает в том числе и такую точку зрения, постольку поскольку человек, который скачивает музыку на Кругах, не платит за музыку, он просто дарит в ответ на музыку некоторую сумму денег музыканту. То есть это не является магазинной транзакцией.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Егор, я прошу прощения, такой вопрос – а вы когда-нибудь музыкантам, которые в переходах играют либо на улице на площади, бросали монетку какую-то, самую символическую?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну да, бросал.

В.ЗАХАРЧЕНКО: То есть вы против того, чтобы была принудительная продажа, но в принципе в интернете, если что, готовы бросить какую-то монетку любимому музыканту или какой-то новой группе?

СЛУШАТЕЛЬ: Опять же – а смысл? Новая группа – я ее просто не знаю, зачем мне ее скачивать? А для известных групп эти деньги…

В.ЗАХАРЧЕНКО: Ровно так же – зачем эта монетка человеку, который стоит и играет в переходе? Молодой музыкант, который начинает деятельность, у него нет ни одной монетки, ему с чего-то нужно стартовать, и любой рубль, который дадите ему вы, это отождествление благодарности — вы считаете его музыку качественной. То есть почему в переходе вы бросите, а в интернете не бросите?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, в переходе я брошу скорее…

А.ПЛЮЩЕВ: Потому что за переход он ничего не платит, а за интернет платит! Чего ж тебе непонятного-то, Вить? Правда?

СЛУШАТЕЛЬ: Да-да.

А.ПЛЮЩЕВ: Вот так. За интернет 600 рублей заплатил – все, привет. И во многом обоснованная психология.

В.ЗАХАРЧЕНКО: В принципе, эта идея довольно активно обсуждается – что провайдеры как раз должны продавать… видеотрансляции через интернет, по-моему, начинают активно сейчас распространяться как раз по такому методу: ты оплачиваешь доступ, и все локальные московские провайдеры по похожей модели – ты покупаешь все в одном, и у тебя есть доступ к массе контента.

А.ПЛЮЩЕВ: Наша трансляция, в которой и Витю Захарченко видно, и Мирослава Сарбаева, идет совершенно бесплатно, только трафик, если он у вас лимитированный, вы оплачиваете.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Но если бы была кнопка «donation», я думаю, кто-нибудь монетку бы бросил.

М.САРБАЕВ: Я как раз подумал, что надо было кнопку поставить.

А.ПЛЮЩЕВ: Да? а зачем? Я считаю, что не надо.

М.САРБАЕВ: Искусство должно быть бесплатным, да.

А.ПЛЮЩЕВ: Представляете – стою я и прошу донейшн – как-то мне не хочется. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Сергей, Петербург. Хотелось такую вещь сказать по поводу оплаты музыки. Вот я начинающий диджей, и все мои знакомые, все, кто крутится в этом, пользуются таким ресурсом Recordings.Ru.

А.ПЛЮЩЕВ: А он платный, кстати.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, он платный. В силу того, что просто больше нет альтернатив… для людей, которые сидят в России, в Петербурге, есть только интернет, нет выходов на какие-то фирменные магазины, чтобы из Лондона музыка, еще что-то, какие-то новые тенденции…

А.ПЛЮЩЕВ: Вы же по профессии используете, вы ж дома не слушаете, я думаю?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну как, перед тем, как играть, ее нужно послушать.

А.ПЛЮЩЕВ: Я ж говорю – по профессии. Для удовольствия-то, я думаю, вас тошнит уже от нее. Если так, между нами.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, скорее нет. А по поводу того, как раньше было – когда только начиналось это все, оплата в интернете, музыка платная в интернете, было очень сложно найти что-то бесплатно, какую-то редкую композицию. И было возможно скачать, только заплатив. А сейчас при таких ресурсах, как, например, зайцев.нет или те же торрент-трекеры – а какой смысл? Это я вам как русский человек говорю. Я понимаю абсурдность ситуации, но тем не менее у нас менталитет такой – зачем платить за что-то, когда можно это взять бесплатно?

В.ЗАХАРЧЕНКО: Сергей, прошу прощения, я такой вопрос вам хотел задать – а вы выкладываете свои композиции на Recordings.Ru?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, мне еще далеко до этого. Насколько я знаю, на Recordings.Ru нет возможности выложить свою композицию, существуют другие порталы…

В.ЗАХАРЧЕНКО: Я понял. Вы сами планируете в будущем выкладывать свои композиции, через какое-то время, не сейчас?

СЛУШАТЕЛЬ: Хотелось бы в это верить.

В.ЗАХАРЧЕНКО: У меня к вам вопрос – что вы от этого будете хотеть? Вы хотите от этого получить промо? То  есть, возможно, денег вам не дадут, но о вас все будут говорить – это Сергей из Питера, классный диджей. Либо же вы хотите собрать деньги через интернет? Что важнее – промо или деньги?

СЛУШАТЕЛЬ: Вот на этот вопрос, вы просто не дали закончить… вот для чего, на мой взгляд, могут существовать Круги.Ру? как выражение своего рода спасибо. То есть люди послушали, где-то услышали и захотели сказать спасибо исполнителю. И вот в таком случае они на вашем портале платят деньги. Ну вот мне так кажется. А мне бы лично, безусловно, как русскому человеку, хотелось бы заработать денег.

М.САРБАЕВ: Не только русский, все хотят на что-то жить.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Это не только наша болезнь, да.

А.ПЛЮЩЕВ: Что за альтруистичная нация, хотелось бы знать? Отличный вопрос пришел тоже по статистике от Тошки на смс +7 985 970 4545. Тошка спрашивает, какую самую большую сумму платили за альбом.

М.САРБАЕВ: Я видел 500 долларов. Более того – неоднократно.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Это был платеж сознательный или человек просто нолик случайно написал?

М.САРБАЕВ: Это был сознательный платеж.

А.ПЛЮЩЕВ: Мне кажется, это группы сами себе платили. Хотя, с другой стороны, это ж нигде не показывается.

В.ЗАХАРЧЕНКО: А есть какой-то рейтинг, кто собрал больше донейшн, или нет?

М.САРБАЕВ: Пока нет.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Но в будущем планируется?

М.САРБАЕВ: Это хорошая тема. Мы не думали соревнование устраивать вокруг денег.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Нет, но на самом деле, мне кажется, очень объективное мерило популярности – рублем платить. Вот веришь в то, что я хороший музыкант, заплати, поддержи рублем. Это используется во всяких ток-шоу, насколько я понимаю. Выступают на улицах артисты, и по собранным ими средствам определяют, кто лучше. Естественно, там стоит друг, который сразу кладет им 500 долларов, говорит – я за него, и он собирает массу денег. То есть накрутки, конечно, возможны. Хотя это очень выгодные для музыкантов накрутки, я думаю.

М.САРБАЕВ: Знаете, деньги это такая субстанция, с которой играть в такие игры, как мне кажется, может быть странно. Это может странно отозваться на популярности, если переигрывать деньги.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Мирослав, я хотел еще такой момент уточнить. Я спросил его у слушателя – проект что дает людям? Ну, я понял – сообщество единомышленников, которые думают о такой модели распространения музыкального контента. Дает еще какие-то средства, донейшн. В плане промо это дает что-то музыкантам самим? Именно тем рядовым, которые пришли к вам чего-то добиться?

М.САРБАЕВ: Знаете, это следующий шаг для нас – устроить в Кругах все так, чтобы можно было давать возможность начинающим музыкантам быть услышанными как можно большему количеству людей.

В.ЗАХАРЧЕНКО: И еще такой сугубо технический вопрос. Круги – это еще маленький проект. Запланированы ли у вас инструменты, при помощи которых я смогу кнопку донейшн повесить у себя на сайте, у себя в профиле MySpace, FaceBook или другой социальной сети?

М.САРБАЕВ: Ответ – да.

В.ЗАХАРЧЕНКО: То есть это запланировано или уже есть?

М.САРБАЕВ: Это запланировано.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Спасибо.

А.ПЛЮЩЕВ: Здесь еще один вопрос бы в чате, и меня он, кстати, волнует, но он не относится к музыке. Потому что я еще интересуюсь такой отраслью, как мультипликация. Для нее это было бы крайне актуально. Вы не планировали заняться этим бизнесом?

М.САРБАЕВ: У нас в Кругах уже есть прекрасный человек Иван Максимов.

А.ПЛЮЩЕВ: Ой, Ваня Максимов. А я не знал, слушайте.

М.САРБАЕВ: Да, и мы развиваем это направление.

В.ЗАХАРЧЕНКО: То есть в принципе любое искусство, которое есть в цифровом виде…

М.САРБАЕВ: На самом деле, на Кругах есть маленький и пока никому не известный проект, который называется «Цивилизация для чайников», который вообще не имеет отношения ни к музыке, ни к мультипликации. Это люди пытаются начать писать энциклопедию, при помощи которой можно, оказавшись на необитаемом острове, восстановить цивилизацию.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Понятно. У меня часто возникает вопрос – если бы я попал на необитаемый остров, смог бы я свои знания по химии и физике применить, чтобы быстрее, чем человечество, добиться тех результатов, которые есть сейчас?

М.САРБАЕВ: Совершенно верно. Вот для этого завели этот проект.

А.ПЛЮЩЕВ: Я напоминаю, у нас Мирослав Сарбаев, Круги.Com, Виктор Захарченко, наш интернет-исследователь, тоже со мной. Еще один звоночек давайте перед окончанием программы послушаем. Почему же все-таки люди платят? Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Мне кажется, что этот проект правильный, грамотный и нужный.

А.ПЛЮЩЕВ: Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня Григорий зовут, город Москва.

А.ПЛЮЩЕВ: Григорий, скажите, вы сами платите за музыку?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, я плачу, и предыдущий абонент, начинающий диджей, обозначил сайт Recordings.Ru, но это нелегальный сайт.

В.ЗАХАРЧЕНКО: А какое мерило? Как вы определяете на внешний взгляд, насколько сайт легальный или нет?

СЛУШАТЕЛЬ: Это, на самом деле, в некоторой степени известно, я думаю, по наполнению рекламным контентом или некими сообществами в том же интернете.

А.ПЛЮЩЕВ: Подождите. Но мне казалось, что договор с каким-нибудь РАО никак не отражается на количестве рекламы или еще чего-либо. Просто мы все можем подозревать Recordings.Ru или allofmp3.com, кого угодно, в том, что эти деньги идут не музыкантам и не в РАО даже, а кому-то в карман, но факт установить, мне кажется, очень трудно.

СЛУШАТЕЛЬ: Я думаю, на самом деле, что это не так трудно, потому что если задать вопрос тем музыкантам, что у них выложено на Recordings.Ru, они отрицательно покачают головой и скажут – нет, я не получаю ни одного цента от ваших скачиваний, а эти деньги идут непонятным людям.

В.ЗАХАРЧЕНКО: Такой у меня вопрос. Допустим, вы какую-то композицию хотите загрузить себе на компьютер, вы точно ее знаете, и вы находите ее в интернете на двух сайтах – один сайт, где это есть платно, и второй, где это бесплатно. Ваш выбор. Что вы сделаете?

СЛУШАТЕЛЬ: Скорее всего, наверное, я обращу внимание на качество. И скорее всего на платном сайте качество этой композиции будет выше. Для многих людей это важно.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну да, тут постоянно спрашивают, где взять несжатые мп3.

СЛУШАТЕЛЬ: Это все знают – bigport.com – это всем известный диджейский ресурс мировой, в котором выложены все премьеры и все новинки. И плюс – там выложены абсолютно новые работы неизвестных музыкантов, исполнителей. Но за это тоже берется определенная сумма, которая меньше. Я за то, чтобы музыка все-таки была платной. А такие проекты, как Круги, должны существовать, грубо говоря, показывая, что есть свобода выбора. Но в данной ситуации я не вижу свободы в том плане, что любой артист затрачивает свои деньги, и каким-то образом ему нужно их отбивать.

А.ПЛЮЩЕВ: Понятно. Ну как говорят? пусть отбивает на концертах, господи. А записи, знаете, могли бы и раздать народу. На концерты вон билеты какие дорогие –ну что вы, ей-богу?

М.САРБАЕВ: С другой стороны, с концертами весь мир не объездишь, в каждый уголок не заедешь. А так есть возможность кому-то, кто находится в стране, удаленной от путей музыкантов…

В.ЗАХАРЧЕНКО: Мирослав, простой вопрос – что нужно человеку, начинающему музыканту, который хочет участвовать в Кругах, сделать?

М.САРБАЕВ: Ему нужно прийти на Круги.Ру или Круги.com или Круги точка все что угодно, завести себе аккаунт…

А.ПЛЮЩЕВ: А вы его будете как-то идентифицировать? Может, это я от имени RadioHead буду выкладывать что-нибудь?

М.САРБАЕВ: У нас есть способы идентифицировать музыкантов. То есть, с одной стороны, если человек заводит себе платежные системы, то платежная система подтверждает подлинность человека.

А.ПЛЮЩЕВ: Не обойдешь. Ясно. Значит, завести аккаунт…

М.САРБАЕВ: И все, в принципе. То есть сейчас, на данный момент, мы заканчиваем работу над тем, чтобы автоматизировано позволить людям принимать деньги и при этом автоматизировано идентифицировать их как легальных деньгопринимателей. Эта опция будет в продакшн через неделю-две.

А.ПЛЮЩЕВ: Спасибо большое. Мирослав Сарбаев сегодня был гостем нашей программы, основатель сайта Круги.com. Интересный проект. Будет посматривать и следить. Витя Захарченко, наш интернет-исследователь и директор по развитию социальной сети TooDoo, и я, Александр Плющев. Я с вами через неделю встречусь. Всем пока.

М.САРБАЕВ: Спасибо.

В.ЗАХАРЧЕНКО: До свидания.

Комментарии

3

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

dmacfady 15 февраля 2009 | 22:42

Русские лейблы/магазины
А как думаете: что вообще будет с русскими **лейблами** в ближайщем будущем? И связи с этим, считая "особенности" русского контекста и постоянные проблемы с пиратством, как думаете: исчезнут ли музыкальные *магазины* (как физические адреса)? Закроются ли крупные сети и, мб, абсолютно *все* перейдет в интернет? На западе ситуация уже так складывается.
Thanks
David


14 июня 2009 | 11:10

Alex
C 12 июня - Днём России!




vadimp 15 июня 2009 | 03:04

Чтож история повторяется!
Музыканты выходят на "площадь".

И "Круги.com" абсолютно правильный и самый перспективный подход к делу. Думается лет через 10 это будет чуть ли не единственный путь к успеху. Смотришь и музыкальная критика возродится.

А с появлением подобных ресурсов всякие "файл обменники" попросту исчезнут.

А вот "жлобам" - "лейблам" придется туго.
Попробуй-ка перестрой весь бизнес построенный на монополизме авторского права.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире