'Вопросы к интервью
25 января 2009
Z Точка Все выпуски

«Аська» и другие мессенджеры – их проблемы и перспективы


Время выхода в эфир: 25 января 2009, 22:12

А.ПЛЮЩЕВ: Ну вот и пришло время поговорить о сервисах мгновенных сообщений. Многие знают их исключительно по сервису ICQ, который называется еще в просторечье «аськой». На прошлой неделе были с ним проблемы. Ну и не только с ним. Даже, скорее, не столько с ним. Обо все этом подробнее сейчас расскажет Саша Белановский, а мы уже вместе с вами будем разбирать эту ситуацию вместе с генеральным директором компании МедиаМир, продвигающей один из таких мессенджеров – QIP – в России, Михаилом Гуревичем. Будет это минут через семь.

ЭХОНЕТ

Привет, это «Большой Эхонет» и я, его ведущий, Саша Белановский. Сегодня обсуждаем ситуацию вокруг проблем с аськой, популярным интернет-мессенджером, который снова дал повод о нём заговорить…

КТО ЕСТЬ ГДЕ

В далёком 1998-ом газеты взрывались сообщениями о небывалом успехе молодой израильской команды из четырёх человек, которая называлась Mirabilis. Удивительные цифры статистики подтверждали то, что в интернете назревает революция в общении. А вызвала всё это небольшая программка под названием ICQ. Кстати сама аббревиатура «ICQ» является английским омофоном фразы «I seek you», что переводится на русский как «я ищу тебя». Так вот первый год использования «я ищу тебя» привел в ряды подписчиков аськи более семи миллионов человек! А по прошествии пяти лет это число увеличилось более чем в 10 раз! 100 миллионов человек пользовались ICQ, всего через 5 лет после её выпуска. Программа привлекала своей простотой, бесплатностью и удобством, а также возможностями расширения, которые сразу же начали раскрываться как разработчиками, так и энтузиастами.
Согласно сайту Icq-Download.Ru, в 1997 году компания Activerse занималась разработкой программы, которая позволяла бы легко общаться внутри офисов и компаний и, что самое главное, видеть, какие сотрудники находятся в сети и работают, а какие нет. Нескольким молодым программистам схожая идея пришла в голову ещё раньше, до Activerse. Они хотели создать небольшую программку для удобного и быстрого общения в Интернете и в локальных сетях. Создав пробную версию, они принесли её своим друзьям, которые, впрочем, по-разному отнеслись к этому творению: некоторые сетовали на её несовершенство и неудобство, другие наоборот поняли, насколько практична и приятна ICQ. После того, как в ноябре 1996 года была выпущена первая версия аськи, разработчики раздали её своим друзьям, а те, оценив все преимущества программы, разослали её своим друзьям. Таким образом, количество пользователей ICQ стало расширяться в геометрической прогрессии! Activerse пыталась что-то противопоставить простенькой и бесплатной аське, но это уже было бесполезно, и тогда они приняли решение, сориентироваться на выпуске подобного приложения специально для корпораций и компаний, однако и тут израильские разработчики их опередили! 1997 год ознаменовался выпуском корпоративной версии ICQ, которой уже никто ничего противопоставить не мог.
Израильская компания Mirabilis, которая при помощи своей программы объединяла миллионы людей, не ставила перед собой цель извлечения из этого денег, и поэтому сразу стала объектом охоты для гигантских корпораций, таких как AOL и Microsoft. В итоге в 98-ом году AOL приобрела Mirabilis за 287 миллионов долларов. Наши дни. 21 января 2009 года. При попытке подключения к серверу пользователи получили системное сообщение в котором говорится о том, что ICQ не поддерживает используемую версию. Кроме того в этом месседже предлагается скачать бесплатную авторизованную версию ICQ с официального веб-сайта. А между тем на главной странице этого сайта ICQ.com появилось сообщение, в котором говорится, что отныне поддерживаются только официальные версии программ.
Как передает Habrahabr. Ru, пользователи, которые уже находились в роковой момент в онлайне, никаких изменений не почувствовали и от сервера отключены не были. У тех, кто пытался подключиться в первые час-полтора это получалось с переменным успехом, что можно объяснить тем, что сеть ICQ распределенная и состоит из множества серверов, и даже после входа пользователя могут перебросить на другой. Судя по всему изменения применялись на них по очереди.
Авторы статьи на «Хабрахабре» подметили интересный факт. Похоже, что со всеми вышеперечисленными айсикьюшными проблемами в этот раз столкнулись только жители стран СНГ. Как сообщается, в Чехии и Германии все работало прекрасно. Кроме того через американский прокси-сервер успешно проходило подключение с одного из главных конкурентов ICQ — миранды. Это наводит некоторых интернет-пользователей на подозрения о том, что проводилась целенаправленная травля разрабатываемых в России альтернативных мессенджеров.
Кроме того, сообщение на ICQ.com, о котором я уже говорил, было видно российским пользователям интернета, а, например, посетителям из Штатов по тому же адресу показывали уже совсем другой сюжет, без соответствующего текста.

ВОКРУГ СЕТИ

Между тем, есть заявления и со стороны представителей ICQ в России. Они отрицают свою причастность к сбоям мессенджера. По крайней мере, об этом корреспонденту «Klerk. Ru» заявила Светлана Мукосеева из PR-агентства Spice Group, которое представляет интересы ICQ в России. Светлана сказала, что разработчики «аськи» 21 января не рассылали никаких предупреждений пользователям и не меняли протокол программы.
«Единственное, что можно посоветовать при возникновении сбоев — прекратить пользоваться сторонними клиентами и скачивать программу только с сайта ICQ.com», заявила Светлана.
Она заверила, что никакой специальной политики борьбы с «подражателями» у разработчиков «аськи» нет.
Ну, а директор по маркетингу и PR компании «Mail. Ru» Анна Артамонова рассказала Хабрахабру, что вокруг протокола ICQ сложилась парадоксальная ситуация. Дело в том, что подавляющее большинство его пользователей предпочитают работать не с официальным клиентом, а с альтернативными. Просто оригинальная программа, по всей видимости, до такой степени не устраивает пользователей — как с точки зрения интерфейса, так и функционала, — говорит Артамонова.
Столь жесткие методы борьбы ICQ с альтернативными клиентами — которые к тому же «задевают» и пользователей оригинальной программы (а по данным «Mail. Ru», к сети ICQ не могли подключиться обладатели некоторых версий официального клиента) — могут привести к серьезному оттоку людей на другие протоколы инстант-мессенджинга.
Артамонова сказала также, что её компания не раз пыталась наладить контакт с американской медиа-корпорацией AOL, в ведении которой сегодня и находится ICQ, однако эти попытки успехом не увенчались.
Причиной такой страстной ненависти AOL к программам-альтернативам понятны. Они заключаются в том, что QIP, Miranda, Mail. Ru и прочие неофициальные клиенты, в отличие от оригинальных версий ICQ, не содержат встроенную рекламу. Именно те деньги, которые зарабатываются с баннерных показов и составляют основной заработок AOL на сервисе мгновенных сообщений, сообщает «Pravda. Ru». Как бы то ни было, создатели популярных альтернативных ICQ-клиентов уже 22 января выпустили обновления, позволяющие снова подключаться к сети. Так, ровно в полночь о выходе обновленной версии клиента сообщили разработчики QIP, заработал популярный мобильный мессенджер «Jimm», а также в Mail.ru сообщили о восстановлении поддержки ICQ в «Mail.ru Агенте».

Текст передачи можно прочитать на Belanovsky.Livejournal.Com. Это был «Большой ЭхоNet» и я, его ведущий, Саша Белановский. Пока!

А.ПЛЮЩЕВ: Теперь еще не только слушаете, но и смотрите – на сайте plushev.com идет видеотрансляция, где виден уже Михаил Гуревич, генеральный директор компании МедиаМир, продвигающей QIP в России. QIP – это тоже мессенджер. Михаил, добрый вечер.

М.ГУРЕВИЧ: Добрый вечер.

А.ПЛЮЩЕВ: Мы собрались здесь с Михаилом по экстренному поводу. На самом деле, тема передача сегодня планировалась другая, и через неделю вы услышите, что мы там запланировали, но события заставили нас экстренно сменить… слава богу, это случилось не в субботу, не в воскресенье, а несколько дней назад. Событие – это то, что произошло, то, о чем вам рассказал и Белановский тоже – в общем, многие испытали проблемы. Но с другой стороны, мне тут многие пишут и в комментариях, и в вопросах на сайт echo.msk.ru, что – ну а чего, проблемы-то испытали те, кто использует левые клиенты – типа вашего QIP, типа Миранды и так далее, используйте фирменный, родной, айсикьюшный клиент, и у вас не будет проблем.

М.ГУРЕВИЧ: Мне лично как человеку достаточно трудно использовать оригинальный клиент, потому что я пользуюсь Mac’ом. Но я честно скажу, попробовал загрузить оригинальную аську для Macintosh – последняя версия была выпущена в декабре 2002 года. То есть и о возможностях этой аськи и о работоспособности, наверное, можно долго рассуждать, но это не для человека и не для жизни. Это с точки зрения моей личной проблемы, трагедии. С точки зрения пользователей ОС Windows – я видел оригинальный ICQ. Это такой тяжелый мультимедийный продукт, и судя по результатам, судя по тому, что люди в массовом количестве загружают обновившиеся версии альтернативных (все же не левых, а я бы использовал слово альтернативных) клиентов, наверное, что-то их не удовлетворяет в оригинальном клиенте. И это такое народное голосование. Это куда более важно, это куда жестче, чем бизнес.

А.ПЛЮЩЕВ: Мне кажется, что, может быть, многие люди делают это из-за того, что им не нравится монопольное положение. Когда все пользуются одной и той же программой в каком-то одном и том же месте, возникает обязательно какое-то количество людей, которые не хотели бы отказываться от этого общения, с одной стороны, но вот это однообразие…

М.ГУРЕВИЧ: Выделяться из толпы. Я согласен. Есть такой клиент, на мой взгляд. Он называется «Миранда». Он отдельный — по статистике, которой мы располагаем, порядка 5% пользователей используют «Миранду». И 5% — это примерно как раз тот объем и то количество людей, которые хотят выделиться из толпы и использовать что-то такое альтернативное. Когда мы говорим о массе и понимаем, что разного рода альтернативными клиентами пользуется порядка 70% пользователей протокола ICQ, все же это не желание выделиться.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, мы имеем то, что имеем. А имеем мы то, что все… ну не все, а большинство людей пользуются именно ICQ. Никакими другими клиентами. Я имею в виду протокол. Мы, простые пользователи, знаем его как «аську». Вот. И я вот тоже встал перед этой дилеммой. Мне тоже нравятся другие протоколы. Ну, прежде всего, конечно же, Jabber, который использует другие клиенты. Но у меня большая проблема. У меня контакт-лист, простите, на 900 контактов…

М.ГУРЕВИЧ: И с этим надо что-то делать.

А.ПЛЮЩЕВ: И люди не переходят. Почему? Я написал большой пост у себя в блоге, как раз направленный к этим людям. Говорю – ребята, вы посмотрите, мир не замыкается на одной программе. Но я их тоже очень хорошо понимаю. Я сам такой пользователь. У тебя есть какая-то вещь, к которой ты более или менее привык. У нее есть какие-то неудобства, ее какие-то высоколобые дядьки ругают. Но в принципе тебе с ней не так уж и плохо. В конце концов, если не выпендриваться.

М.ГУРЕВИЧ: Смотря с чем. С протоколом или с клиентом?

А.ПЛЮЩЕВ: Да пускай даже хотя бы с протоколом и с клиентом. Неважно. В данном случае это не имеет никакого значения, как мне кажется. И ты людей не перетащишь. И ты вынужден тоже там сидеть. Точно так же.

М.ГУРЕВИЧ: Есть такая проблема. Другое дело, что в других странах мы видим, как значение меняется, и в России значение меняется. И рост Jabber’а за последний год более чем заметен, и, с другой стороны, ребята, которые технологически занимаются программой QIP, в данный момент очень активно продвигают продукт под названием QIP Infium, который как раз позволяет запараллелить ваш ICQ-номер и Jabber-аккаунт и, соответственно, дать массе аудитории, массе своих друзей и знакомых некий альтернативный Jabber-аккаунт, дабы в такой ситуации, как случилась на прошлой неделе, контакты не пострадали. И я знаю по опыту, что очень много людей продолжало общаться, не понимая, что они общаются через Jabber-аккаунт, но вполне все это было работоспособно, и свои задачи они выполняли.

А.ПЛЮЩЕВ: Здорово. Я сам пользуюсь таким мультипротокольным клиентом. Но я вот был несколько дней назад сильно удивлен, когда мой мультипротокольный клиент показывал мне исключительно тех, кто добавлен у меня через Jabber. И такое, как нам теперь говорит ICQ, будет, ребята, каждый месяц, не меньше.

М.ГУРЕВИЧ: Ну, ICQ, на самом деле, официально ничего не говорит. Это отдельная история. Нету позиции у компании ICQ, и я знаю, что представители QIP и Mail.Ru встречались неоднократно с представителями компании ICQ, которые отвечают за этот протокол в Европе, и пытались как-то договориться о чем-то. Причем там были и денежные предложения, были предложения о разделении прибыли. Нету позиции у AOL, нету позиции у ICQ, что именно они хотят, кроме позиции, что мы хотим, чтобы все флаги были в гости именно к нам. Что, на мой взгляд, в сегодняшнем мире, мягко говоря, нереально.

А.ПЛЮЩЕВ: Ты можешь объяснить, почему они не закрывают сервера совсем для подключения?

М.ГУРЕВИЧ: Ну, есть только один клиент, который смог написать соответствующий протокол. Называется он Skype. Который действительно практически невозможно дублировать. И я не знаю альтернативных клиентов, которые в полной мере давали бы те возможности, которые дает протокол Skype. Никакой другой протокол, включая Microsoft Messenger или Yahoo Messenger, Google Talk, Oscar и иже с ними, не имеет такого криптования кода, то есть он не только зашифрован, чтобы его невозможно было повторить.

А.ПЛЮЩЕВ: Я напоминаю, что у нас генеральный директор компании МедиаМир Михаил Гуревич. МедиаМир занимается продвижением QIP в России. Вы можете задать свои вопросы по +7 985 970 4545. И мы включим телефон – 363 36 59. А у меня сегодня будет такой вопрос к вам. Давайте обсудим такую тему. Это следующая тема. Как вы решаете для себя вопрос с мессенджером? Готовы ли вы перейти на другой протокол?

М.ГУРЕВИЧ: Или на другой мессенджер? Или вернуться на оригинальный?

А.ПЛЮЩЕВ: Да. Пробовали ли вы сделать что-то? Вообще – чем вы пользуетесь? Такой небольшой опрос устроим. Хотя, как мне кажется, активны всегда пользователи альтернативных всяких вещей. Люди, которые используют вещи повсеместные, по умолчанию настроенные, большинством принятые, они в основном пассивны. Активны же всегда новаторы. Пока я бы хотел, чтобы ты небольшой экскурс в историю сделал. Не экскурс, а нечто мемуарное. Как по твоему, почему так исторически сложилось (мы все знаем, что исторически так сложилось), что ICQ занял лидирующую позицию в России?

М.ГУРЕВИЧ: Здесь очень интересный такой момент. Во-первых, когда все это происходило, а происходило это в середине 90-х годов, больше половины того, что мы называем Рунет, проживало за границей. Более того – человек, который вообще придумал термин Рунет, это израильский программист, живет он сегодня в Рамадгане, Рафи Асламбеков, и, соответственно, ваш покорный слуга тоже в то время жил там. Более того – я был первым русскоязычным журналистом, взявшим интервью у создателя ICQ. И вот мы начали там пользоваться этим протоколом. Благо, в Израиле он был создан. И как-то так получилось, что вся активная часть Рунета тогдашнего, очень маленького, начала пользоваться данным протоколом. Так что никакого чуда. Просто так произошло, что большая часть аудитории проживала там, где ICQ продвигалась активнее и рекламировалась активнее. Причем не было такой рекламы, как сегодня, не было баннеров, но вот из уст в уста такой вирусный маркетинг очень удачно там происходил.

А.ПЛЮЩЕВ: Вы, продвигаючи QIP, не боитесь? Вот каждый месяц такие проблемы. То есть в декабре было и в январе. Хорошо, а потом каждую неделю будет такая проблема…

М.ГУРЕВИЧ: У меня здесь странное позиционирование. Потому что, с одной стороны, да, мы продвигаем эту программу. С другой стороны, у нас только есть опцион на ее приобретение и среди всего прочего одно из условий, при которых мы будем готовы приобрести программу, это если будут решены все проблемы, связанные в том числе и с юридическим характером. Да, я понимаю, что это большая проблема. Но с другой стороны, я понимаю, что пользователи – вот это очень странно, если вы отследите реакцию пользователей в сети, а реакция – давайте вернемся на региональный клиент – наименее активная реакция из всех присутствующих. Большинство говорит – давайте искать какой-то выход, потому что мессенджер должен быть легкий, ненавязчивый и удобный для работы, а не удобный для самого мессенджера. Поэтому, я думаю, что люди будут более активно переходить на открытый протокол Jabber, и в связи с этим конкуренция будет происходить не между протоколами, а между клиентами. Действительно, ситуация очень похода на аналогичную ситуацию с мобильными телефонами. 10 лет назад вы не могли послать смску, если вы пользователь одного сотового оператора, пользователю другого сотового оператора. Она просто не доходила. Это ненормально, это нереально. В сегодняшней ситуации каждый выбирает – кто-то любит одну мобильную трубку, кто-то другую. Кто-то любит одного сотового оператора, кто-то другого, но между собой они могут легко общаться. Я уверен, что рано или поздно и это решение проблемы будет, что в ситуации с мессенджерами мы придем к абсолютно аналогичной ситуации. И тогда будет свободная конкуренция – кто-то любит клиент ICQ, кто-то любит клиент QIP, кто-то Yandex, кто-то Mail и иже с ними. И каждый человек просто будет выбирать. Потому что ему нравится клиент, ему нравится внешний вид. Ему нравятся какие-то возможности.

А.ПЛЮЩЕВ: 363 36 59. Я вижу, у нас и так много звонков, можно не повторять этот номер. Михаил по радийной привычке уже сидит в наушниках, все отлично. Мы готовы принять ваши звонки. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, Санкт-Петербург вас беспокоит, Денис меня зовут. Я пользуюсь Мирандой очень давно.

А.ПЛЮЩЕВ: Я ж говорил – самые активные те, кто передовые.

СЛУШАТЕЛЬ: У меня там и ICQ, и для Jabber’a я Google Talk’ом пользуюсь через Миранду тоже.

А.ПЛЮЩЕВ: Скажите, пожалуйста, вам приходилось тем, с кем вы общаетесь, открывать мир и говорить, что не одна аська вообще в мире существует?

СЛУШАТЕЛЬ: Конечно.

А.ПЛЮЩЕВ: Вам хоть кого-нибудь удалось переубедить?

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, все мои знакомые, большинство пользуется Мирандой, поэтому мне странно было слышать, когда ваш собеседник сказал, что Мирандой мало народу пользуется.

А.ПЛЮЩЕВ: Да ну что вы, вы просто в передовом отряде.

М.ГУРЕВИЧ: Вы в авангарде.

СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо.

А.ПЛЮЩЕВ: Вам спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ: По поводу клиента ICQ – он не выпускается официально для мобильных телефонов. Поэтому все, кто пользуется аськой с телефонов, вынуждены использовать альтернативные клиенты.

М.ГУРЕВИЧ: А можно задать вопрос?

А.ПЛЮЩЕВ: Пожалуйста.

М.ГУРЕВИЧ: Для мобильных телефонов нету, но для PC-то есть и для Macintosh. Может, все-таки вопрос не в том, для чего есть, а для чего нету, а просто неудобно, некрасиво. Вопрос даже не в рекламе. Вот я честно говорю…

СЛУШАТЕЛЬ: Я согласен, что неудобно, тяжело, масса ненужных функций, которые могли бы быть опциональными, но они сразу навязаны, и за счет этого пакет тяжелый. Интерфейс перегруженный, на мой взгляд. Масса ненужных кнопок меню и так далее. Родной клиент мне не нравится активно.

А.ПЛЮЩЕВ: Ясно. Спасибо большое. Кстати, если вдруг кого-то сильно устраивает клиент ICQ, позвоните – поговорим. 363 36 59. Я не хотел бы превращать передачу в препарирование ICQ непременно. Мне кажется, важно то, что сказал Миша. Я бы представлял себе идеально такую ситуацию – что все разработчики клиентов каким-то образом договариваются о единой политике…

М.ГУРЕВИЧ: Как сотовые операторы.

А.ПЛЮЩЕВ: Все, дальше ты уже борешься за клиента внешним видом, отсутствием-присутствием рекламы или выдачей каких-то бонусов, розыгрышами призов, чем угодно, неважно, но ты борешься уже сам.

М.ГУРЕВИЧ: На самом деле, аналогия с мобильными операторами – это очень хорошо. Потому что там же тоже есть такое распространенное обвинение – а вы же подключаетесь к серверам. Так сделайте входящий и исходящий трафик – мы тоже готовы поставить сервера. Более того – они есть.

А.ПЛЮЩЕВ: Мне кажется, еще такая вещь присутствует. Несмотря на все войны, несмотря на все коммерческие интересы (может, я идеалист, я не знаю), у любых разработчиков все-таки есть изначальное уважение просто к изобретателям ICQ.

М.ГУРЕВИЧ: Да, конечно, большой респект и не меньшая уважуха, что называется.

А.ПЛЮЩЕВ: Вот. Поэтому почва для договоренности уже есть.

М.ГУРЕВИЧ: Абсолютно да. Другое дело, что попытка договориться, к сожалению, из-за отсутствия стратегии, склонность к договоренности ни к чему не приводит. То есть для того, чтобы договориться, нужна какая-то база, какая-то позиция. А между тем, очень интересный момент – я смотрел обзор популярных инстант-мессенджеров, программ для общения. Вы знаете, что даже в Израиле, на родине ICQ, они сегодня вторые? Их обогнал MSN-мессенджер. И это при том, что в Израиле ICQ продвигается даже мороженым, пирожным, чем угодно. То есть наверное все же вопрос не только в том, что есть альтернативные мессенджеры, а в том, что вот как бы нужно как-то думать о клиенте чуть больше.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, кстати, был вопрос, пришедший к нас на сайт – каковы перспективы лайф-мессенджеров, по твоему?

М.ГУРЕВИЧ: Я, честно говоря, пару раз пользовался лайф-мессенджером – никакой такой аллергии у меня на него не возникло. Достаточно легкий, достаточно удобный. Но, опять же, в ситуации, когда нужно куда-то переходить, переходить на еще один закрытый протокол – это менять шило на мыло.

А.ПЛЮЩЕВ: Вот мне очень нравится, когда люди употребляют выражение «закрытый протокол». Для 99% пользователей – я не проводил опрос, но я больше чем уверен, я готов деньги поставить – им вообще наплевать, закрытый протокол или открытый. Потому что в его разработке они никакого участия не принимают.

М.ГУРЕВИЧ: Абсолютно согласен. Кроме ситуации, которая была на прошлой неделе, в декабре и, возможно, будет происходить.

А.ПЛЮЩЕВ: Они не знают и не чувствуют, что это от закрытости протокола, только и всего.

М.ГУРЕВИЧ: Ну вот главная задача сегодня и в принципе. Надо сказать, что практически весь Рунет, включая Yandex, LiveJournal, представителей Google, QIP, включая активистов Миранды, обсуждает и доносит всячески, как только можно, то, что да, открытый протокол решает проблемы, какие были в декабре, в январе и которые, возможно, будут иметь место и далее.

А.ПЛЮЩЕВ: Вы в прямом эфире, алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Настя. Когда вы, уважаемый ведущий, называете себя обычным пользователем, это, конечно, неправильно. Вот я обычный пользователь.

М.ГУРЕВИЧ: Он тоже обычный пользователь, поверьте мне.

А.ПЛЮЩЕВ: Миша не даст соврать. Ну а что делать… судьба такая… Ну ладно, я не буду оправдываться, хорошо.

М.ГУРЕВИЧ: Он профессиональный обычный пользователь просто.

А.ПЛЮЩЕВ: Пусть я необычный.

СЛУШАТЕЛЬ: Сижу дома, не работает QIP любимый – ну не работает. Черт с ним. Пришла, поставила аську.

А.ПЛЮЩЕВ: Так. Я тоже так сделал. Но ненадолго. Потому что меня надолго не хватило, честно говоря. Ну, я потом обратно поставил QIP. Вот сейчас он у меня глючит, кстати. Вот прямо сейчас.

М.ГУРЕВИЧ: Негодяй. Это происки просто.

А.ПЛЮЩЕВ: Да. То, о чем я тебе говорил. Ужасно глючит QIP. Прямо вот в этот момент. Да. Это нормально.

М.ГУРЕВИЧ: Это презентационный эффект называется.

А.ПЛЮЩЕВ: Можно вернуться. Но если ты привык, что у тебя в одном месте все контакты, с этого очень трудно слезать.

М.ГУРЕВИЧ: Ну и кроме того – если ты привык, что это легко и не находится всегда перед твоими глазами. Потому что когда ты заходишь на интернет-сайт, это нормально, что перед тобой вся информация во всей ее красе, но когда ты пользуешься мессенджером и он полностью перед тобой, и нетбуки, которые мощностью 1,3, я подозреваю, что могут быть проблемы, хотя вроде…

А.ПЛЮЩЕВ: А, вам нужны мощные нетбуки… Нет, ты знаешь, на самом деле, та же история происходит на 1,7 на двух ядрах.

М.ГУРЕВИЧ: Вернемся к нашему разговору. Я готов сейчас починить. То есть прервемся, может, я починю…

А.ПЛЮЩЕВ: Ну хорошо. Мы прерываемся для того, чтобы мне Михаил Гуревич починил QIP, а пока послушаем звонок. Я вот о чем хотел сказать. Два сразу вопроса. Один – который ты видишь в моем сломавшемся QIP. Насчет того, что почему AOL сопротивляется. А с другой стороны, есть смс…

М.ГУРЕВИЧ: Это была грязная пропаганда. QIP работает просто замечательно.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну слава тебе господи, починил. Шаман. Написано: «QIP нарушает закон. Дело не в защите протокола от альтернативных клиентов, а в нарушении закона. ICQ принадлежит компании AOL». Нарушаете закон?

М.ГУРЕВИЧ: Ну, во-первых, насчет того, нарушают ли разработчики QIP закон, можно долго спорить. Потому что каждый человек, который загружает себе QIP, он, условно говоря, виртуально подписывает соглашение пользовательское, в котором говорится о том, что это не программа ICQ, ICQ не несет никакой ответственности. И вообще никто не несет никакой ответственности. Это просто канал для передачи информации. И каждый пользователь это подписывает. Это первый момент. Второй момент – есть большой вопрос относительно протоколов. Вот с авторским правом относительно протоколов можно долго спорить, и, честно говоря, прецедентов я пока не слышал относительно того или иного решения. Третий момент заключается в том, что есть некая практика жизненная, которая говорит о том, что ICQ или AOL или Microsoft Life-Messenger в течение последних десяти лет своего активного развития ни разу не предъявляли открытых претензий к альтернативным клиентам. Кстати, они их не предъявляют и сейчас. Если вы зайдете на сайт ICQ, там будет написано, что компания AOL или компания ICQ никоим образом не гарантирует хорошее качество связи через альтернативный клиент и призывает пользоваться своим оригинальным. Но никакого вопроса о том, что мы их засудим, негодяев, пока, во всяком случае, там нет.

А.ПЛЮЩЕВ: Подтверждаю – по-прежнему глючит. Разбираюсь после эфира. Все! Здесь был вопрос, за который меня упрекают, что я его не задал. Давай задам, хорошо. Мне кажется, что мы об этом уже поговорили, но если слушатели не отследили этого, хорошо. «Расскажите о gmail-чате. Пользуюсь им. Он лучше аськи. И очень доволен. Это может быть аналог или замена аськи?»

М.ГУРЕВИЧ: Парадокс – мне ребята их QIP дали статистику использования тех или иных протоколов в мультипротокольном клиенте QIP Infium. Так вот, к сожалению… я тоже пользуюсь gmail’ом, это один из моих активных джабберов…

А.ПЛЮЩЕВ: Подожди. Давай дли Лии объясним – это тот же самый Jabber, только в другой упаковке.

М.ГУРЕВИЧ: Конечно. Yandex, LiveJournal, Google и QIP – это все Jabber, открытый бесплатный протокол.

А.ПЛЮЩЕВ: Лия добавляет: «У меня проблема в безопасности. Почта и клиент – хорошо в одном. Но безопасность?» А мне кажется, тут нет никакой проблемы абсолютно.

М.ГУРЕВИЧ: Я не вижу никакой проблемы с безопасностью. То есть, скажем так, за QIP старший брат проглядывается куда меньше, чем за оригинальным клиентом ICQ и уж куда меньше, чем за ОС Windows. Действительно часто задают вопрос относительно безопасности – кто-то за мной следит, кто-то хочет украсть мои данные. Так вот, я могу сказать – главное и лучшее действие, чтобы у вас никто ничего не украл – не ставьте ОС Windows. Потому что такую дыру трудно себе представить. А если уж поставили, расслабьтесь – ну мало среди нас агентов 007, у которых суперсекретная информация.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, это просто «маковод» Гуревич, он забылся вообще. Ну что, человек-маковод, человек с Mac’ом, надо пожалеть его.

М.ГУРЕВИЧ: «Маканутый» это называется.

А.ПЛЮЩЕВ: У него и iPhone я тоже видел. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: День добрый. Меня зовут Денис. Я активный пользователь клиента ??? под linux, и Миранды под Windows. Соответственно, очень неудобно было 21-го числа, когда все отключилось…

А.ПЛЮЩЕВ: Хотел бы я посмотреть на человека хоть одного, который сказал бы, что это дико удобно.

М.ГУРЕВИЧ: Мне это было одно время дико удобно. Есть все по работе, и никого лишнего.

СЛУШАТЕЛЬ: Но учитывая, что большинство людей, включая поставщиков, сидят в ICQ, было реально неудобно. И при этом попытки перевести людей на альтернативные клиенты увенчались успехом только частично. То есть у меня контакт-лист в районе 300 пользователей. И вот на данный момент где-то пользователей 70 я перетянул на Jabber. Хотелось бы другое сказать – почему бы квипу тому же не попытаться договориться с социальными сетями типа ВКонтакте, дабы внедрить Jabber у них. Потому что сеть большая и пользователей много. Я думаю, было бы хорошей идеей это сделать. И многие таким образом перетянулись бы.

М.ГУРЕВИЧ: Я призываю вас и остальных слушателей «Эха Москвы» — давайте составим петицию и обратимся. К сожалению или к счастью, бизнес иногда все же превалирует над чистым разумом. И я не рассчитываю на то, что руководство ВКонтакте уж точно, ну и, думаю, с руководством Одноклассников как-то можно все же еще о чем-то говорить, но все равно шансов достаточно мало, что они поддержат это начинание. Хотя посмотрите на тот же FaceBook, который в общем-то завел свой мессенджер, тот же открытый протокол, и я сегодня как пользователь FaceBook имею всех друзей в своем Adium. Это может быть QIP, может быть и Миранда. Замечательно я с ними общаюсь. То есть на Западе это уже происходит. У нас же пока бизнес-процессы превалируют над какими-то стратегическими вопросами. Но опять же, с точки зрения QIP, то, что всем в автоматическом режиме предлагается завести QIP-аккаунт, который на Jabber, я считаю, это большой шаг вперед, и с точки зрения пользователей всех альтернативных клиентов без сноски думаю, что правильно и важно поддержать это начинание.

А.ПЛЮЩЕВ: Послушай, очень много спрашивают о том, на чем же QIP зарабатывает. Хорошо, аська – стандартно на рекламе, родная. Альтерантивные клиенты рекламу не показывают. Они вообще на чем работают? Ни себе ни людям.

М.ГУРЕВИЧ: Нет, почему? Я скажу, что, на мой взгляд… Google Talk, кстати, тоже не имеет никакой рекламы. Более того – в MSN есть какая-то реклама, но она вообще незаметна и вряд ли имеет какую-то смысловую нагрузку. Все нормальные мессенджеры зарабатывают и будут зарабатывать не то что на перегоне, но на трансформации пользователей инстант-мессенджеров в пользователей всякого рода веб-сервисов. То есть сегодня у QIP есть достаточно популярная стартовая страничка, где есть поисковая система в сотрудничестве с компанией Yandex, а кроме того, есть всякого рода другие партнерские программы, как, например, замечательное партнерство относительно хранения файлов в сети. То есть тот, кто пользуется QIP, уже мог этим воспользоваться. То есть, например, часто же такая ситуация, что вы отправляете кому-то файл, а человек не в сети. Сегодня, если вы сегодня это делаете в QIP Infium, то он автоматически заливается на сервер, а другому вашему респонденту приходит ссылочка, и он скачивает. Это удобно. Это тоже дает монетизацию. Потому что эти люди потом начинают использовать это файловое хранилище, платить какие-то деньги за дополнительные возможности, но впрямую чистой монетизации самого клиента нет. И не будет. И это не только правильно чисто с точки зрения пользователя. Это правильно с точки зрения бизнеса. Потому что мы видим живой пример, который теряет сегодня популярность в России, именно из-за того, что пытается насадить рекламу.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, я хочу нашим слушателям сказать, что я, честно говоря, даже не хочу задавать вопросов про QIP и про его устройство и так далее, просто потому что сегодня передача не о том, как устроен QIP, и я не очень солидарен в данном случае с Михаилом, просто это не моя работа – продвижение этого клиента.

М.ГУРЕВИЧ: Но заметь – я всегда говорю о других клиентах тоже, стараясь быть абсолютно сбалансированным, скажем так.

А.ПЛЮЩЕВ: Хорошо. С Миранды ты просто начал. Давайте еще послушаем звонок. Кстати, есть и смс — +7 985 970 4545. Алекс из Москвы спрашивает: «Почему вы не говорите, что под Linux официального клиента просто нет?»

М.ГУРЕВИЧ: Да я ж говорю, вопрос не в том, есть официальный клиент или нет. Если вернуться к последней январской ситуации с отключением – мне кажется, радиослушателям очень важно понять, что были отключены российские и украинские IP. То есть это было такое… ну, я не сказал бы нападение, и я бы не использовал слово дискриминация, но вы сами можете придумать какие-то слова взамен.

А.ПЛЮЩЕВ: Недружелюбная акция.

М.ГУРЕВИЧ: Недружелюбная акция по отношению к пользователям. И когда вы говорите о том, что для Linux нету – я сижу на Маке. Если с 2002 года не выпускали никакого обновления, значит, я не интересен как клиент. И это нормально. Ну неинтересен я. И не надо для меня делать. Но зачем для меня закрывать протокол, просто потому что я нахожусь в России?

А.ПЛЮЩЕВ: 363 36 59. Подключайтесь к нашему обсуждению. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Григорий, Подмосковье. Спасибо Михаилу за QIP, очень удобная программа. А версия для Windows Mobile 6.0 у вас есть?

М.ГУРЕВИЧ: Во-первых, спасибо в первую очередь не мне, а Ильгаму Зюлькорнееву, который просто гениальный программист, я считаю. А что касается мобильных версий, то, насколько я знаю, есть и для Windows Mobile, и более того – для тех, кто пользуется iPhone, могу сказать, что Ильгам сам пользуется им, и мы надеемся, что рано или поздно под iPhone тоже появится.

СЛУШАТЕЛЬ: То есть искать на qip.ru?

М.ГУРЕВИЧ: Да.

СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо.

А.ПЛЮЩЕВ: Спасибо вам. Рано или поздно они все равно спрашивают о QIP.

М.ГУРЕВИЧ: Популярная программа просто.

А.ПЛЮЩЕВ: Ты знаешь, смотри еще какая штука. Когда я перешел на мультипротокольный клиент, а отказался не только от ICQ, но и от очень хорошей программы Google Talk. Я просто ее снес. И вот в день всеобщего коллапса, когда у меня еще и заколлапсировала новая версия QIP…

М.ГУРЕВИЧ: Больше такого не будет. Обещаю тебе, что все будет сделано для того.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, может, это я и два моих компьютера такие, я не знаю. Но суть не в этом. Я вынужден был с ICQ качать еще и Google Talk. Потому что просто вынес его из компьютера. Многим людям я бы просто очень советовал, если вы боитесь чего-то и так далее, скачайте себе Google Talk, один раз, и попробуйте там, например, меня найти, а это очень просто – plushev@gmail.com. Этот адрес есть везде. Не найти его надо сильно умудриться.

М.ГУРЕВИЧ: Будет у вас точно один респондент, с которым всегда можно пообщаться.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну например, да. Просто это даст возможность понять, что существует нечто другое, отличное от того, к чему вы привыкли. Может, это покажется вам хуже, я не знаю…

М.ГУРЕВИЧ: Там есть некоторые проблемы с настройкой. Опять же, это вопрос… Я смотрел на оригинальный клиент ICQ на PC – я там попробовал какие-то настройки поменять, и я вдруг понял, что это, наверное, действительно хорошо для пользователя, который ни в чем не разбирается – давать минимум настроек. Но так уж получилось, что большая часть пользователей в России разбираются, потому что все эти возможности настроек и в QIP и в Миранде они уже видели. И вот здесь как раз есть проблема с GTalk – слишком мало возможностей для настройки.

А.ПЛЮЩЕВ: Слушай, нас обвиняют в том, что мы ударение неверно ставим в слове QIP. Я, честно говоря, не знаю, куда еще можно там ударить. Разве в односложных словах бывают разные ударения? Ну, знаешь, век живи – век учись. Впервые об этом услышал. Ничего. Может, как-нибудь проживу с этим знанием. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Алексей, Москва. Я к вопросу о мессенджерах хотел заметить еще такой аспект, который, к сожалению, не обсуждается. Это доступность программа для людей с нарушением зрения, которые используют спецсофт, и всех этих многочисленных программ – только MSN оригинальный и Миранда. Я бы, допустим, с удовольствием пользовался тем же самым QIP, но интерфейс для меня абсолютно не адаптирован. Этот вопрос можно решать?

А.ПЛЮЩЕВ: Это очень важный вопрос.

М.ГУРЕВИЧ: Действительно важный вопрос. И я должен сказать честно – простите меня, просто не задумывался об этом. Но с другой стороны, я обещаю вам, что я передам разработчикам буквально завтра – а почему, действительно, мы об этом не подумали?

А.ПЛЮЩЕВ: Я думаю, что они сегодня уже все услышали.

М.ГУРЕВИЧ: Я буду надеяться. Потому что ответить что-то по существу – что-то мы там считали, не считали, ну это как бы…

А.ПЛЮЩЕВ: Кстати, мы планируем передачу о различных инструментах для людей с ограниченными возможностями.

М.ГУРЕВИЧ: Можно я тут попродвигаю немножко продукцию Apple? Мне никто за это ничего не платит, честно слово. Вот там есть просто замечательные настройки – иногда я даже не могу их отключить.

А.ПЛЮЩЕВ: Представляете, маководы какие – они еще и идейные. Они продвигают даже без денег! 363 36 59 – наш телефон. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Добрый день. Меня зовут Владимир, я из Москвы. Можно вопросик задавать? Я тоже пользуюсь QIP. И что-то я такое слышал, что QIP имеет отношение к РБК. И от него зависит. И если РБК закроется, то и QIP не будет обновляться.

А.ПЛЮЩЕВ: Шикарный вопрос. Спасибо вам большое. Многие слышали про трудности, которые испытывает РБК, и в связи с этим мы, конечно же…

М.ГУРЕВИЧ: Вообще это ответ от ICQ РБК – одни три буквы ответили другим трем буквам и всех послали на третьи три буквы. Нет, на самом деле, у компании МедиаМир, генеральным директором которой я являюсь, есть опцион на приобретение достаточно внушительной части данной программы QIP, который будет реализован в условиях, если АБВГД… Вместе с тем – да, мы занимаемся продвижением уже сегодня, потому что есть взаимовыгодное сотрудничество с разработчиками QIP, которое и им интересно и нам интересно. Это уже сегодня происходит. Во-первых, я бы хотел сразу всех успокоить – РБК жил, РБК жив, РБК будет жить.

А.ПЛЮЩЕВ: Я вырежу это, буду повторять потом.

М.ГУРЕВИЧ: Это хороший, кстати, слоган. Для «Эха Москвы» в том числе. Но даже если вдруг, не дай бог, там что-то происходит, QIP достаточно популярный продукт, это продукт, которым пользуются миллионы людей. Уверяю вас, ничего с ним страшного при любом развитии событий не произойдет.

А.ПЛЮЩЕВ: Я бы, кстати, тоже насчет судьбы любого востребованного продукта сильно бы не беспокоился – всегда хозяин найдется при любом раскладе.

М.ГУРЕВИЧ: Абсолютно. И пользователи в обиду не дадут.

А.ПЛЮЩЕВ: Они да, они точно не дадут в обиду. Хотя, ты знаешь, я вот вспоминаю, была же масса клиентов каких-то, а выжила только Миранда.

М.ГУРЕВИЧ: Одиго, да. Это тоже была, кстати, израильская разработка.

А.ПЛЮЩЕВ: Там еще что-то было.

М.ГУРЕВИЧ: И есть масса. Для тех, кто интересуется историей – можно зайти на Википедию, там есть список просто бесконечный разного рода клиентов с подробностями, что в них есть, чего в них нету. Просто что-то для жизни, а что-то для разработчиков. Что-то нравится только разработчикам, а что-то нравится людям.

А.ПЛЮЩЕВ: А, вот что с ударением – не квипЫ, а квИпы. Подожди, а ты говорил во множественном числе?

М.ГУРЕВИЧ: Как-то трудно.

А.ПЛЮЩЕВ: Аськи, квипы и джитоки собрались однажды… Понятно. Хорошо. Я еще вопросы почитать с смс. Их довольно много. Например, спрашивают, почему именно с российскими пользователями эта недружественная акция была предпринята. Зачем обрубать именно российские IP?

М.ГУРЕВИЧ: Дело в том, что у компании ICQ у протокола Oscar есть несколько рынков. Есть Германия, Россия и страны СНГ, есть Чехия и Словакия, есть Израиль. Соответственно, в Израиле, насколько я знаю, они уже проиграли. В Германии они тоже очень проигрывают. И в России они не проигрывают, но и не имеют рынка. И это некая такая последняя, видимо, попытка хоть что-то сделать. При этом, опять же, не обладая какой-то внятной стратегией.

А.ПЛЮЩЕВ: Слушай, ну мне казалось, что у ICQ тут были какие-то успехи определенные, чисто внешние. Я не знаю бумаг, в цифрах ничего не понимаю…

М.ГУРЕВИЧ: Хочешь интересный момент? Ты скачивал оригинальный клиент? Если попробовать скачать клиент с icq.com на русском языке, то вам предложат прописать стартовой страничкой Yandex и сделать поисковую систему Yandex. Вопрос – какой может быть успех, когда на отдельно взятом рынке компания не может понять, с кем она сотрудничает? Ну какой может быть успех?

А.ПЛЮЩЕВ: Если кто не понял, Михаил намекает на то, что Yandex – это прямой конкурент Rambler’а.

М.ГУРЕВИЧ: Ну как бы я не намекаю на это, но наверное могут быть люди, которые так могут подумать.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, действительно. Я на это совершенно не обратил внимание. Я скачивал клиент Light, и там тоже есть эта штука.

М.ГУРЕВИЧ: Это отсутствие стратегии как таковой. Ну о чем вы говорите?

А.ПЛЮЩЕВ: Даже интересно. Скажи мне, а ты реально веришь в то, что наступит такая договоренность по протоколам и по разделению?

М.ГУРЕВИЧ: Да, безусловно. То есть на самом-то деле все, кто будет достигать соглашения с Google, будут выходить на этот рынок. Потому что Google – это Jabber, он открытый протокол. Соответственно, любое партнерство с Google в результате выводит всех нас на свободный рынок. Более того – я знаю, что AOL пару лет назад писал некий порт для коннекшна между Oscar и Jabber. К сожалению, я так понимаю, что на сегодняшний день не дописал до конца. Но рано или поздно это будет дописано. Рано или поздно, безусловно, будет иметь значение клиент, а не протокол. Трубка всегда важнее сотового оператора.

А.ПЛЮЩЕВ: Спасибо большое. Генеральный директор компании МедиаМир Михаил Гуревич был у нас в гостях. Я думаю, что разговор о мессенджерах мы как-нибудь еще продолжим. Тем более, что неподдельный интерес был выражен вами.

М.ГУРЕВИЧ: Спасибо всем вам.

А.ПЛЮЩЕВ: Счастливо. Пока.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире