'Вопросы к интервью
А. ПЛЮЩЕВ: 22-11, вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы», у микрофона Александр Плющев. Впереди у нас программа «Точка», вновь сегодня посвященная социальным сетям, потому что они не дают расслабиться и дают все новые и новые поводы, для того чтобы их обсудить. Подробнее о последних новостях, связанных с социальными сетями, расскажет мой коллега Александр Белановский, после чего мы с моими гостями придем и обсудим все это вместе с вами.

ЭХОНЕТ

Кто есть где

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Привет, у микрофона Саша Белановский. Сегодня говорим о новом в мире социальных сетей.

Неделю назад я рассказывал вам о том, какого блестящего результата можно добиться в политической пропаганде, если на полную катушку использовать Интернет. В частности, я широко раскрыл тему привлечения Обамой своих сторонников через его собственную социальную сеть. Так забавно получилось, что не прошло с момента выхода программы в эфир и семи дней, как крупнейшая политическая партия нашей страны «Единая Россия» объявила о создании своего социального сервиса…

Его имя очень гармонично вписывается в общую концепцию партии – ресурс носит гордое название «Берлога» и располагается по адресу togeth.er.ru. «Берлога» является лишь частью нового крупного интернет-проекта партии – er.ru, который, как заявляют единоросы, из «партийного ресурса превращается в кольцо сайтов, полезных для массового читателя». В это кольцо входят 12 проектов. Работают из них пока только три – собственно сам сайт партии, портал новостей и уже упоминавшаяся «Берлога». За несколько дней существования соцсети в спячку успели впасть пока только пара тысяч человек. Но зато среди этого сравнительно небольшого количества пользователей можно найти и добавить в друзья таких видных персонажей, как Гус Хиддинк, Светлана Хоркина, Олег Морозов, Светлана Журова, Михаил Гришанков и Андрей Исаев. Некоторые известные партийцы уже ведут у себя на страничке видеоблоги. Единоросы особо подчеркивают, что «Берлога» – это дискуссионная площадка, на которую приглашаются представители всех российских политических партий и движений для создания реального межпартийного политического клуба. Словами кураторы проекта здесь не ограничиваются – в качестве регистрации на главной странице будущим «берлоггерам» сразу же предлагают политически идентифицировать себя. Им необходимо выбрать на своеобразной шкале место, соответствующее их политическим убеждениям – от КПРФ до новой либеральной партии «Правое дело». Надо, правда, заметить, что интерактивная шкала работает только при просмотре сайта в стандартном интернет-эксплорере. В остальных, испробованных мною и не только, популярных браузерах при попытке признаться сайту в своих убеждениях, тот выдает ошибку.

В блогосфере уже отреагировали на создание нового проекта. В частности, заявление председателя Высшего совета партии Бориса Грызлова о том, что «новый портал идет на уровне передовых технологий», вызывает у многих интернет-пользователей сомнение. Как пишет «Коммерсант», большинство из отзывов нецензурные, самый мягкий совет авторам сайта – уйти из профессии. Примечательно, что открытие портала er.ru ознаменовалось скандалом. Оформление главной страницы напоминало рисунок с официального сайта компании «Orange Label». Руководитель московского отделения компании Галина Адамс рассказала «Коммерсанту», что летом представители «Единой России» предложили «Orange Label» участвовать в тендере на разработку концепции дизайна портала, однако компания отказалась. «А теперь, – говорит Адамс, – мы видим, что они украли шапку с официального сайта. Мы полагаем, что это месть за наш отказ». Впрочем, вскоре заставка с главной страницы партийного сайта была все-таки снята.

Как бы то ни было, даже при поверхностном знакомстве с социальным сервисом, в частности, и с порталом er.ru в общем становится очевидным, что проект сделан не на совесть и вряд ли в ближайшее время сможет составить конкуренцию таким мастодонтам, как «Одноклассники» или «ВКонтакте».

Вообще, тенденция к созданию узкоспециализированных сетей налицо. Ведь создавать интернет-сообщества, которые объединяют всех или почти всех, уже бессмысленно – слишком велика конкуренция. Гораздо более перспективно – уделять внимание ещё неохваченным аспектам жизни интернет-пользователей и объединять их по определённому критерию. Такой логикой, видимо, руководствовались создатели порталов Профессионалы.ру и TheMODA.ру. Первый из них, как не сложно догадаться, является сервисом, где общаются, обмениваются рекомендациями и договариваются о встречах деловые люди. Создатели сети объединяют в ней деловое сообщество «по отраслевым, профессиональным и географическим признакам». Второй же сайт, TheMODA.ру – это 1-я социальная сеть моды в Рунете. Как говорится на самОм «модном» сайте, одна из его особенностей – создание для пользователей благоприятной площадки для открытого общения с профессионалами моды, дизайна, стиля и красоты. По традициям социальных сетей здесь собран весь необходимый функционал на выбор пользователя – это блоги, видео, аудио, фотоальбомы, опросы, голосования и рейтинги. Новые специальные социальные сервисы появляются и в США. Так, Пентагон объявил о создании социального сервиса для военных и их родственников. Он называется TroopTube, и ознакомиться с ним можно по адресу trooptube.tv. Как сообщают Вести.net , на этом сервисе военнослужащие могут размещать видеоролики из любой точки мира, где есть выход в Интернет. При этом в Минобороны США отметили, что содержание видеозаписей будет тщательно проверяться перед тем, как появится в свободном доступе в сети. Цензура сверху – это самое главное отличие ресурса от YouTube, по образу которого и создавали TroopTube. Стоит напомнить, что некоторое время назад американским военным запретили доступ к популярному видео-хостингу YouTube, мотивируя это соображениями безопасности. По этой же причине сервис TroopTube не предоставляет возможности разместить то или иное видео где-нибудь на стороне – в блоге или на форуме.

Вокруг сети

Одна из самых популярных социальных сетей России «Одноклассники.ру» стала брать плату за регистрацию новых участников. До 1 ноября любой желающий мог зарегистрироваться на этом сайте бесплатно. Впрочем, в последнее время администрацией ресурса вводилось все больше и больше платных услуг, таких как «Невидимка» или «Страховка от низкой оценки».

Теперь при попытке завести собственную страницу на «Одноклассниках» новый пользователь получает уведомление о том, что в данный момент он пользуется ограниченной версией сайта и не может отправлять сообщения, оценивать фотографии, оставлять комментарии в форумах и посещать страницы других пользователей. Чтобы пользоваться сайтом в полном объёме, он должен активировать свой профиль с помощью SMS-сообщения. В зависимости от оператора мобильной связи, стоимость регистрации может варьироваться. На 1 ноября она составляла примерно 30 рублей. Руководство компании называет решение о взимании платы за регистрацию новых пользователей «вынужденной мерой» и объясняет необходимостью «поддержания порядка на сайте и защиты всех пользователей от автоматической рассылки спама». Президент «Одноклассников» Никита Шерман уверен, что из-за ведения платы, резкого падения количества новых регистраций не будет. Между тем, речи о том, что пользователи, которые завели свою страницу на портале до 1 ноября, будут платить деньги за пользование его услугами, пока не идет.

Свободно могут вздохнуть те, кто собирается регистрироваться на сайте «ВКонтакте.ру». Там этот процесс и по сей день остаётся бесплатным. Но в то же время ресурс стал предоставлять возможность за небольшую плату размещать свои объявления. Включить услугу можно в настройках, а оплата на сайте осуществляется также посредством SMS-сообщений. Заплатить «ВКонтакте» придётся и за подарки – с некоторых пор их можно оставлять на стенах других пользователей.

Все мы уже привыкли к тому, что социальные сервисы создаются, развиваются, обновляются, но, пожалуй, впервые мы узнаем о том, что они могут ещё и официально закрываться. Так произошло с трехмерной социальной сетью Lively.com. В компании Google, которая является создателем этого проекта, заявили, что уже в декабре нынешнего года сервис прекратит свое существование. Официально причин интернет-корпорация не называет, но наиболее вероятным считается то, что таким образом компания надеется сократить расходы и сосредоточиться на приоритетных проектах. Напомню, что пользователи этого перспективного сайта могли создавать виртуального персонажа и ходить по виртуальным «комнатам», общаясь с их посетителями. Lively.com, который просуществовал меньше полугода, составлял серьёзную конкуренцию популярному проекту Second Life, обладая перед последним определёнными преимуществами.

Программу провел Саша Белановский. Счастливо.

А. ПЛЮЩЕВ: А теперь Виктор Захарченко, уже знакомый вам по прошлой передаче, директор по развитию социальной сети TooDoo, а я буду дальше его называть просто трендер, трендер Рунета. А также Дмитрий Самохвалов, один из руководителей социальной сети «Мир тесен» у нас в эфире. Добрый вечер.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Добрый вечер.

Д. САМОХВАЛОВ: Добрый вечер, дорогие друзья.

А. ПЛЮЩЕВ: Должен был быть Николай Самохвалов, как было объявлено, но он приболел. По пути его заменил Дмитрий, который также там рулит в «Мир тесен». Так что вы практически не заметите подмены. Единственная разница – в имени. Смотрите, только что мы прослушали все новости, касающиеся социальных сетей. Уже два раза в недолгой истории программы «Точка» мы это дело обсуждали, социальные сети и социальные сервисы. Тем не менее третий раз к этому возвращаемся. Главная новость – это вовсе не открытие, как бы этого ни хотелось «Единой России», их кривой социальной сети «Берлога», о которой мы еще поговорим, если нам дадут и слушатели, и мы сами себе дадим. Но, конечно, главный и, может быть, поворотный сюжет во всем этом, это платная регистрация на «Одноклассниках». Признаюсь, сегодня я заплатил за регистрацию на «Одноклассниках», понадобился аккаунт моей тещи. Ничего не сделаешь, человек хочет найти своих одноклассников, и пришлось смс-ку отправить господам в «Одноклассниках». Тут же объявился человек, который пришел, поставил какие-то оценки, и нам предложили их убрать за определенное вознаграждение. Т.е. все эти мошеннические вымогательства денег, мне кажется, процветают на этом сервисе. Но об этом еще чуть позже. Смотрите, стал сервис платным. Впервые в истории российских социальных сетей, во всяком случае в таких популярных, сервис стал платным для новых пользователей. Значит ли это, что все остальные сервисы, популярные, не очень популярные, пойдут по этой модели?

Д. САМОХВАЛОВ: Я думаю, не настолько все плохо, как может показаться на первый взгляд.

А. ПЛЮЩЕВ: Простите, я забыл запустить видеотрансляцию. Она уже идет на plushev.com, в разделе «Video».

Д. САМОХВАЛОВ: Я еще раз повторю, что мне так кажется, что не все настолько плохо, как может показаться на первый взгляд. Хотя «Одноклассники» пошли на очень непопулярную меру не только для российского Интернета, но и вообще для России. Что-то платное – у нас это вообще странно. Но они сделали первый очень смелый шаг. Реакция первая пользователей уже есть, она в основном негативная. Они пошли по примеру западных своих аналогов. Такой есть сервис на Западе, прообраз «Одноклассников» – Сlassmates.com. На нем уже достаточно давно практикуются платные услуги, за пользование сайтом взимается плата, за три месяца, по-моему, 15 долларов. Возможно, «Одноклассникам», как и их прообразу на Западе, придется столкнуться с такой вещью, как судебные иски. Не понятно, насколько в нашей стране судебная система сможет обработать их, но вот на Западе это уже работает. Один из пользователей Сlassmates.com подал в суд на этот достаточно популярный сервис из-за того, что ему прислали личное сообщение, в котором говорилось, что сервис нашел его одноклассников. И предложил, естественно, ему заплатить 15 долларов за использование аккаунта, для того чтобы этих одноклассников найти. Человек, обрадовавшись, заплатил эти 15 долларов, зашел в свой аккаунт и не увидел там ни одного из своих одноклассников. Он очень расстроился, подал на них в суд. Я думаю, что успешно выиграет это дело, так как после этой новости выяснилось, что это не первый судебный иск на этот портал. До этого были уже другие судебные иски за похожие мошеннические действия. Они увенчались достаточно крупными денежными потерями. Самый крупный иск, по-моему, 200 тысяч долларов был для Сlassmates.

А. ПЛЮЩЕВ: Я понимаю, когда тебе предлагают реальные услуги за деньги, дополнительные услуги, это нормально. Например, те же сделай себе офигенный userpic, все что угодно. Когда к тебе приходят люди… А там в тех же «Одноклассниках» для многих очень важна эта система оценок – совершенно идиотская вещь, на мой взгляд, – фотографий, кто кому пятерок наставил, кто кому двоек наставил и так далее. И когда тебе предлагают свой профиль изменить, причем то, что не ты вносил изменения, а те оценки, которые тебе выставляют, это изменения, которые вносил не ты. Когда тебе предлагают свой профиль изменить за деньги, это отличное поле для мошенничества, просто шикарное для вымогательства денег. Т.е. тебе будут рисовать все что угодно, и после этого с тебя будут тянуть деньги бесконечно.

Д. САМОХВАЛОВ: Я думаю, что и вне сферы Интернета подобные вещи процветают.

А. ПЛЮЩЕВ: Несомненно.

Д. САМОХВАЛОВ: Если в парикмахерской сделать не очень хорошую стрижку и потом предложить новую, намного лучше…

А. ПЛЮЩЕВ: Перестричь.

Д. САМОХВАЛОВ: Это будет аналогом этого же. Но в данном случае это несет меньше имиджевых потерь для самого человека, так как оценка в «Одноклассниках» пока еще не ассоциируется настолько с человеческой личностью, нежели стрижка.

А. ПЛЮЩЕВ: Но мы не ответили на вопрос. Это тенденция? Или это единичное явление, которое на «Одноклассниках» и закончится?

Д. САМОХВАЛОВ: Я считаю, что это достаточно смелый шаг, который в России имеет непонятные последствия для себя, еще нельзя точно определить, что будет из этого.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Я очень надеюсь, что эта тенденция продолжится, продлится и получит последователей в лице Дмитрия и «Мир тесен», социальных сетей других, TooDoo, за которую отвечаю я, более нишевых проектов. Мне кажется, что мы немного утрируем, сгущаем краски по одной простой причине. Я, допустим, никогда не буду платить – никогда не говори «никогда» – за сервис на «Одноклассниках». Потому что я там в течение двух месяцев получил все те контакты, которые были мне необходимы, восстановил связь со своими коллегами по образовательной среде, с которыми учился на Украине, с которыми общался в школе. На этом для меня коммуникативное свойство этого сервиса закончилось. Поэтому какие-то вещи касательно фотографий моих, касательно комментариев, я на них реагирую абсолютно спокойно. Возможно, в силу того, что в российском Интернете являюсь публичной персоной. Возможно, выходом будет просто удаление аккаунта. Но это будет абсолютно не эмоциональное, тяжелое для меня решение, а просто «Одноклассники» – это не та среда, в которой я общаюсь и пользуюсь сервисом. Я готов платить за сервисы в других социальных сетях: в «Моем круге», профессиональной деловой сети российской, в какой-то другой среде, где контакт и сервис для меня будет важен. Мы смеемся сейчас, что людям важны оценки в «Одноклассниках», как это может быть, что человеку важно, кто что о нем сказал. Но на самом деле это не единичный пример, это не два человека, это глобальный тренд. Сотни, тысячи, уже, наверное, миллионы людей, для которых это все важно. 7 млн. человек заходит ежедневно на сайт Одноклассники.Ру и для них на самом деле важно. Мы с вами не сможем понять, что движет этими людьми, почему они выкладывают фотографии «Я в Париже», «Я и Венеция», «Я и Муаммар Каддафи», какие-то другие вещи, касаемые личной жизни каждого человека, мы над этим всем смеемся. Тем не менее это глобальная тенденция. И для меня здесь важно немного другое. Мы сегодня говорим о социальных сетях, как они будут, возможно, трансформироваться в следующем году, наступающем году под фактором кризиса возможного, под тем фактором, что они уже доросли до какого-то предела, сопоставимого с размером всей аудитории. Так вот для меня эта тенденция кажется очень позитивной. Когда мы готовились к эфиру, к этому и к предыдущему, Саша, я говорил тебе о том, что очень важно то, что «Одноклассники» проламливают стену. Да, возможно, это имеет какой-то feedback, отзывы пользователей очень хорошие.

А. ПЛЮЩЕВ: Сейчас ты для меня выступаешь абсолютным адвокатом дьявола. Потому что, на мой взгляд, они нашли лохов, абсолютных лохов и всячески их разводят, не больше и не меньше. Объясню почему. Есть другие, не менее хорошие социальные сервисы, по функционалу, и бесплатные. Стоп. Есть другие сервисы, хорошие по функционалу – раз. Во-вторых, это то, что есть сервисы, в которых сообщение между пользователями не цензурируются, а в «Одноклассниках» оно цензурируется. Есть масса других возможностей найти друг друга и так далее. Они нашли лохов, которые не знают всего этого и разводят их, разводят их на деньги. И ты сейчас их защищаешь. В моих глазах это так.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Сейчас ты назвал очень большой пласт российских интернет-пользователей таким некрасивым словом. С другой стороны, ты должен понимать, как мне кажется, это мое личное мнение…

А. ПЛЮЩЕВ: Они действуют по принципу «на дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь, и делай с ним, что хошь».

Д. САМОХВАЛОВ: Мне кажется, надо разделить здесь понятие платности, потому что платные сервисы могут быть очень разными. Они могут быть добровольными. Т.е. я хочу, например, кому-то подарок подарить или украсить как-то свой профиль. Это мой добровольный выбор. Т.е. захотел – заплатил смс-ку, захотел – не заплатил.

А. ПЛЮЩЕВ: Совершенно верно.

Д. САМОХВАЛОВ: «Одноклассники» создали другой немножко прецедент. Они ввели плату за регистрацию. А. ПЛЮЩЕВ: Регистрация бесплатна. Но для того чтобы ты ее активировал…

Д. САМОХВАЛОВ: Реально пользоваться сайтом наравне со всеми, с другими пользователями, без каких-либо улучшений, нужно будет заплатить деньги, да. И здесь есть такая вещь, что для очень многих людей такие сайты, как «Одноклассники», «ВКонтакте», «Мир тесен», «Мой круг», вообще все социальные сети, для многих они стали точкой входа в Интернет.

А. ПЛЮЩЕВ: Они у них «домашней страницей».

Д. САМОХВАЛОВ: И сейчас люди, которые впервые попадают в Интернет, они, слышав где-то, что Интернет – это такая отличная вещь, где все люди братья и так далее, получают сразу смс сюда, 30 рублей у тебя уже нет…

А. ПЛЮЩЕВ: Они не знают, что есть иное.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Ну что такое 30 рублей? Ерунда.

А. ПЛЮЩЕВ: И они потом будут платить, с них будут доить за то, чтобы они выставили больше 10 фотографий на сайт.

Д. САМОХВАЛОВ: 5 рублей за штуку.

А. ПЛЮЩЕВ: У них будут удалять фотографии, которые не нравятся их модераторам, и чтобы их восстановить, они будут платить. Это все будет так.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Извини, это проблема «Одноклассников», именно как сервиса?

А. ПЛЮЩЕВ: Нет, ты говоришь: «Они проламливают стену». Вот чем они проламливают стену, я тебе говорю. Я тебе отвечаю.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Первое, чем они проламливают стену – они добиваются в российском Интернете… Мы говорили уже с тобой об этом, эта тема муссируется очень давно. Люди воспринимают Интернет как среду бесплатного, т.е. то, куда можно придти и получить что-то абсолютно бесплатно: какие-то коммуникативные вещи, какой-то контент. В России не принято платить за контент как таковое. Сейчас вообще появились популярные торрент-трекеры, которые позволяют всё скачивать бесплатно. И когда в России говорят о возможных судебных исках за скачиваемые видеофильмы, все говорят: «Этого не может быть, я привык качать из Интернета бесплатно». Хотя весь цивилизованный мир… Тогда можно говорить, что вообще вся Россия по отношению к Интернету…

А. ПЛЮЩЕВ: Это отдельная тема, мы обсуждали ее во второй программе «Точка». И ты абсолютно прав, отношение такое.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Касательно платных сервисов. Ведь я не собираюсь судить о том, насколько это будет востребовано аудиторией. Возможно, «Одноклассники» потеряют часто аудитории. Возможно, они вызовут просто волну гнева. Так было у компании «SUP» с из отменой базовых аккаунтов на сервисе LiveJournal. Массы подняли бурю протеста, и «SUP» вынужден был вернуться на старые позиции. Я не исключаю такого сценария для «Одноклассников». Для меня важно другое. То, что человек, приходящий… Дима говорит про точку входа, абсолютно верное утверждение о том, что для этих людей Интернет пока ассоциируется со словом «Одноклассники», с этой средой. Они не знают про существование… Ты говоришь о наличии других сетей. Да, это мы втроем знаем, аудитория «Эхо Москвы», думаю, тоже знает, она ищет в других сервисах. Эти люди не знают. Я бы очень сильно удивился, если бы «Одноклассники» рекламировали у себя на страницах какие-то альтернативные социальные сети. Понятно, что искусственные запреты, вот как обсуждаемые последние решения о том, что упоминание социальной сети «ВКонтакте» воспринимается в «Одноклассниках» как спам.

Д. САМОХВАЛОВ: И других социальных сетей.

А. ПЛЮЩЕВ: Они просто запрещены. Там не написано, что это спам. А просто невозможно отправить сообщение от одного пользователя другому…

В. ЗАХАРЧЕНКО: В котором упоминается другая социальная сеть. Похожий был прецедент у «Мир тесен».

А. ПЛЮЩЕВ: Я все искал, где же там будет написано: «Заплати 35 рублей, чтобы отправился с этими словами».

В. ЗАХАРЧЕНКО: Я думаю, что сейчас руководство «Одноклассников» нас слышит, и твоя бесплатно подаренная идея, она будет скоро монетизирована. Я сейчас не о том. Я не говорю о том, как пахнут эти сервисы, как мы их воспринимаем, я говорю о другой вещи, о более глобальной тенденции. «Одноклассники» приучают людей к тому, что в Интернете есть платные услуги. Мы с тобой пришли в Интернет в эпоху, когда это было ограничено числом 20 ресурсов, контент сайтов, каким-то набором, достойным перечисления на пальцах одной руки, сервисов – и всё, это было слишком замкнуто. Мы привыкли этим пользоваться бесплатно, все платное приживалось очень постепенно. Я не помню, чтобы в 2002 году были какие-то сервисы в Интернете, за которые я платил. Ozon тогда проламливал стену, когда продавал книги. Люди учились покупать книги через Интернет. «Одноклассники» сейчас проламывают другую стену. Они всех тех людей, которые попадают в сеть через них как точку входа, они привыкают к тому, что есть платные сервисы.

А. ПЛЮЩЕВ: Мы забыли немножко про слушателей. Друзья, присоединяйтесь к нам. +7-985-970-4545, это смс-ки. Телефон мы тоже сейчас включим, 363-3659, пару звонков примем. Я бы потом еще про политический Интернет, про политические социальные сети поговорил, хотя бы минут 10 оставим на это. А пока с платностью, бесплатностью и социальными сетями разберемся. Присоединяйтесь к нам, ежели хотите что сказать на этот счет. Еще у нас есть видеотрансляция на plushev.com, в разделе «Video». Там вы можете видеть и Дмитрия Самохвалова и Виктора Захарченко. Оба они имеют непосредственное отношение к социальным сетям. Им можно также задавать вопросы. Я, например, у Дмитрия хотел спросить очень коротко, «Мир тесен» собирается идти по этой модели? Если не обо всех говорить, а о вас конкретно.

Д. САМОХВАЛОВ: Если конкретно говорить о нас, то именно по этой модели мы идти не собираемся, мы уже пошли по модели, но немного иной. У нас уже есть некоторые платные сервисы, которые позволяют пользователя улучшать, в частности, свой профиль каким-то образом, выражать свои чувства к другим пользователям, дарить подарки и так далее.

А. ПЛЮЩЕВ: Понятно. Нечто дополнительное.

Д. САМОХВАЛОВ: Но все это сделано не только за смс, но мы даем возможность пользователям, пользуясь сервисом, заработать возможность пользоваться этими платными услугами, т.е. не вкладывая своих личных денег. Одновременно с этим у нас игра проводится на «Мир тесен», называется «Мечты сбываются», она с «Газпромом», не претендуем на оригинальность, в которой возможно, просто пользуясь сервисом, приглашая друзей, общаясь с ними, выигрывать различные призы, от плеера до автомобиля. Но при этом за эти же средства, на счету которые появляются, можно пользоваться различными платными услугами. Т.е. не обязательно при этом деньги какие-то платить, смс-ки посылать и так далее. Можно просто другими путями это сделать. Поэтому наш путь будет отличаться, и уже отличается, от других сервисов. Мы хотим предложить пользователям альтернативу. Т.е. не только тянуть деньги из их кармана, но и…

А. ПЛЮЩЕВ: Очень важно сейчас сказано было. Не то, что ты говорил, Витя. Хорошо. Поехали. Послушаем слушателей. 363-3659. Говорите, пожалуйста, вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ1: Здравствуйте. Я из Астраханской области, зовут меня Анатолий.

А. ПЛЮЩЕВ: Вы пользуетесь какой-нибудь социальной сетью?

СЛУШАТЕЛЬ1: Да, я в «Одноклассниках», как раз разговор у вас об этом идет.

А. ПЛЮЩЕВ: Расскажите нам об этом.

СЛУШАТЕЛЬ1: Я не против оплаты. Но меня возмущают такие моменты. Во-первых, надо было заранее сказать, что, ребята, с такого-то времени будет плата, хотите – пожалуйста. Я, возможно, и пошел бы на оплату.

А. ПЛЮЩЕВ: Это не в стиле «Одноклассников», мне кажется.

СЛУШАТЕЛЬ1: И второе, что меня еще больше возмутило. Я выхожу на «Одноклассники» через «Rambler», у меня там «ящик», и на этом «ящике» я хранил все мои письма с моими одноклассниками. Захожу три дня назад – все письма уничтожены, их просто не существует, все списаны, все удалены.

А. ПЛЮЩЕВ: Понятно. Вы не думаете, что у вас могли вскрыть аккаунт? Там бывает и такое.

СЛУШАТЕЛЬ1: Возможно, и вскрыли. Я там почти год, ни разу не вскрывали. Сейчас буду менять всё, пароли и прочее.

А. ПЛЮЩЕВ: Интересно. Мне ужасно нравится, что часто вообще не понятно, что происходит: то ли удалены письма, то ли вскрыли аккаунт, черт его знает.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Анатолий еще на связи?

А. ПЛЮЩЕВ: Нет. Ты хотел что-то спросить?

В. ЗАХАРЧЕНКО: Я хотел спросить смотрел ли Анатолий другие социальные сети, пробовал ли он альтернативные варианты.

А. ПЛЮЩЕВ: Извини, пожалуйста. Хотел еще один звонок принять, и я эту сделаю.

СЛУШАТЕЛЬ2: Добрый вечер. Алексей из Москвы.

А. ПЛЮЩЕВ: Пожалуйста, Алексей.

СЛУШАТЕЛЬ2: У меня такой вопрос к вашим коллегам. Подобная история была с «мейлом», когда был сайт знакомств. Помните, такой был популярный. И они тогда тоже ввели платную регистрацию для сайта знакомств. В итоге, по-моему, все это дело заглохло. Не ждет ли такое «Одноклассников», как вы думаете?

Д. САМОХВАЛОВ: Если можно, уточните, о каком именно сервисе знакомств идет речь.

СЛУШАТЕЛЬ2: Ну просто, парень ищет девушку, к примеру, что-то такое, из этого рода.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Я так понимаю, что речь идет об интегрированной «Мамбе».

Д. САМОХВАЛОВ: Идет речь, видимо, о проекте «Мамба», который просто интегрирован.

СЛУШАТЕЛЬ2: Нет, это на mail.ru. Да, «Мамба», совершенно верно.

Д. САМОХВАЛОВ: Дело в том, что эти знакомства, они к mail.ru не имеют такого прямого отношения, это другой сервис немного, и он платный.

СЛУШАТЕЛЬ2: Тем не менее это некий прообраз того, что вы говорите, социальных сетей. Оттуда же все началось. И никакого дальнейшего развития это не получило, во всяком случае в России.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Если позволите, я отвечу со своей стороны, со своей колокольни. На самом деле dating, вот эта вся ниша, которая называется знакомствами, она в России очень хорошо развивается. Она развивается по модели, не похожей на западную. На Западе люди привыкли платить абонентскую плату за пользование сервисом, остальным всем пользоваться бесплатно.

А. ПЛЮЩЕВ: А у нас за понты исключительно платят.

В. ЗАХАРЧЕНКО: А в России, как показала практика, люди регистрируются бесплатно, а потом все дополнительные фишечки, рюшечки и продвижение в рейтинге получают за плату.

А. ПЛЮЩЕВ: Мне кажется, что это как раз абсолютно нормально.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Если все-таки проводить параллель с социальными сетями, то я понял суть твоей претензии. «Одноклассники» идут по принципу не платы за расширение функционала, а платы за его неограничение. Не хочешь, чтобы я сделал тебе что-то меньше, то, пожалуйста, заплати деньги.

А. ПЛЮЩЕВ: Это бандитская логика, на самом деле. Такой наезд, когда крышуют людей: не хочешь, чтобы у тебя были неприятности, плати деньги. Вот так и здесь.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Все-таки отвечаю на вопрос слушателя. Мне кажется, что социальные сети ждет в следующем году трансформация. Но мы об этом еще поговорим в эфире. Но они будут трансформироваться как раз в том направлении, что знакомства – это будет всего лишь одна из составляющих, которая обязательно будет представлена в социальных сетях. Она и так уже в виде партнерских программ той же «Мамбы», которую вы упоминали в связке с mail.ru. Она уже была опробована, если не ошибаюсь, на «Одноклассниках». Есть альтернативные варианты. В любом случае социальные сети к этому придут. Они будут пускать щупальца свои в самые разные сферы Интернет, и знакомства, dating – это будет одна из категорий. Притом что знакомства уже показали себя как хороший бизнес в российском Интернете, прибыльный, рентабельный, стабильно растущий. Я думаю, для социальных сетей, для которых вопрос заработка стоит очень насущно на данный момент, dating, знакомства будут очень интересным направлением.

Д. САМОХВАЛОВ: Мне кажется, слушатель имел в виду вот такой вопрос, его составляющую еще одну. Он говорил о знакомствах как вообще о социальной сети. В ответ на это можно сказать, что знакомства уже включены в социальные сети.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Одна из составляющих.

Д. САМОХВАЛОВ: Поэтому говорить о знакомствах в России…

А. ПЛЮЩЕВ: Не успеем мы о политике. Черт с ней. И слава тебе, господи. Мы как-нибудь отдельно соберемся. Давайте-ка закончим с этим, потому что много вопросов и много реакций на наш сайт. Смотрите, какая она разная. Вот, например, пишет нам Саша из Пышмы: «Бесплатный Интернет – это такая же гибель для информационного общества, как коммунизм для индустриального. Надо платить за всё». Но тут же есть прямо противоположное. Не могу найти, я его изложу. Смысл его сводится к тому, что разве не на рекламе должен зарабатывать Интернет. Вот, нашел, Петр пишет: «Я уже плачу немалые деньги за то, что просто вхожу в Интернет, постоянно смотрю там ненужную мне рекламу и другой спам. Не на этом ли должен зарабатывать Интернет?» Смотрите, какие два разные, противоположные сообщения.

Д. САМОХВАЛОВ: На спаме вообще, мне кажется, странно зарабатывать в Интернете.

А. ПЛЮЩЕВ: Просто человек всю рекламу называет спамом. Не надо углубляться в терминологию. Он говорит: мне показывают много рекламы, у меня всплывают баннеры, еще, не дай бог, информеры какие-нибудь ко мне прилепятся, я все это смотрю, какого черта с меня еще деньги берут. Вот такая логика у людей. А другие говорят: нет, ребята, за всё надо платить, бесплатного сыра долго не бывает, халява долгая…

Д. САМОХВАЛОВ: Опять же надо разделять, за что платить. Когда человек четко понимает, за что он конкретно платит, то это можно назвать услугой со стороны каких-то сервисов, кроме рекламы. Человек по улице идет, он тоже видит рекламные щиты. Он же от этого не перестает на улицу выходить. По-моему, это абсолютно нормально.

А. ПЛЮЩЕВ: И покупать те же самые товары, которые ему рекламируют, за деньги.

Д. САМОХВАЛОВ: Он может канал переключить, а на улицу вышел – уже вывеску нельзя убрать. Поэтому опять же надо разделять, за что платить. Если за сервис, который человек сам решил купить, это одно дело. А когда он просто пришел и не может попасть туда, не заплатив денег, это совершенно другое.

А. ПЛЮЩЕВ: Есть еще один аспект. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос. И я слушателей тоже к этому призываю. Задумайтесь над этим на секунду и ответьте на вопрос, кто создает контент «Одноклассников», кто делает вот всё то, ради чего туда идут люди? Кто это делает? Не функционал, нет, а контент – создает профили людей, вывешивает фотографии. Кто это делает?

Д. САМОХВАЛОВ: Пользователи, естественно.

А. ПЛЮЩЕВ: Пользователи. Пользователи работают на этот сервис, который берет с пользователей деньги. Логично ли это? Пользователи создают ему всё. Без пользователей кто они? Никто.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Мне кажется, абсолютно логично, абсолютно нормальная связка, которая существует.

А. ПЛЮЩЕВ: Представь, что ты выращивал бы корову, забивал ее, делал колбасу из нее у себя в хозяйстве, и после этого тебе бы предлагали купить эту колбасу за деньги.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Мне кажется, ты смешиваешь два разных понятия, перетаскивая корову в Интернет за рога. Если я произвожу какой-то контент, если выкладываю, допустим, свое музыкальное произведение, я его хочу продавать, потому что это продукт моего труда, я назначаю какую-то цену, исходя из моих понятий, здесь все понятно, вроде бы логично.

А. ПЛЮЩЕВ: Несомненно.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Социальные сети – я уже сталкивался с похожими претензиями: как можно вообще что-то требовать от пользователя, если он и есть суть, и соль, и хлеб вашей социальной сети?

А. ПЛЮЩЕВ: Несомненно.

В. ЗАХАРЧЕНКО: А человек ничего не получит от социальной сети, пока он не сделает первый шаг, пока он себя не идентифицирует, не введет свои данные, он не сможет найти людей, которые релевантны его интересам.

А. ПЛЮЩЕВ: Например, да.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Именно поэтому. Т.е. человека к этому никто не принуждает. Всё, о чем мы говорим, мне кажется, упирается в одно простое определение. Есть сервис и есть твое личное отношение к нему – ты хочешь им пользоваться или не хочешь. И всё. Да, очень плохо, когда уже чем-то ты пользуешься, а тебе начинают вставлять палки в колеса и говорят, что нет, ты на самом деле ехал со скоростью 30 км. в час, а теперь, извини, ты будешь ехать со скоростью 20 км. в час… Вот эта урезающая модель, которая есть на «Одноклассниках», она, конечно, вызывает лично у меня, как сугубо отдельного пользователя, негативную реакцию. Но, с другой стороны, то, что платные сервисы… Есть отношение конкретного человека. Человеку нравится, что все его фотографии стоят с пятерками. Да пожалуйста, вот тебе. Саша, так же мы не воспринимаем людей, которые пять лет назад ходили в дорогих спортивных костюмах, потому что это был самый завидный жених на деревне. Но человеку это нравилось. У всех людей определением богатства был «Ролекс», благодаря чему «Ролекс» в России обесценился как бренд. Во всем мире он существует, а в России это воспринимается смешно. «Ролекс», «Моторола», красный, малиновый пиджак – это было то, что возвели в ранг фарса. Но человеку это нравилось, он готов за это платить. Мне этот тезис вдалбливали ребята, которые работают в индустрии онлайновых игр. Там тоже ты платишь не понятно за что. Ты добавляешь своему виртуальному герою какой-то супер-меч, который рубит всех врагов…

А. ПЛЮЩЕВ: Это я никогда не понимал.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Я тоже этого не понимаю. Потом ты надеваешь какой-то шлем. А помимо шлема, ты еще получаешь волшебные кеды, благодаря которым ты быстрее всех удираешь. Для меня это бред. Но есть масса, есть миллионы людей, которым это важно, которые живут в этом виртуальном мире, которые просаживают массу времени и своих денег для прокачки своих героев. Для них это важно. Есть сервис, которым люди хотят пользоваться, они готовы за это платить.

А. ПЛЮЩЕВ: То, о чем ты рассказываешь, там контент был создан до пришествия туда пользователя.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Это база, платформа.

А. ПЛЮЩЕВ: В социальных сетях нет контента изначально, его создают пользователи. Это все равно что ты приходишь на YouTube и выкладываешь там видео. Представь, что за просмотр видео, выложенного другими пользователями, сервис берет деньги. Ну не бред?.. В. ЗАХАРЧЕНКО: Если с этих денег идет доля, отдаваемая пользователям, и пользователь, который выложил…

А. ПЛЮЩЕВ: Это другое.

Д. САМОХВАЛОВ: Есть еще один момент интересный. Можно с другой стороны взглянуть на эту вещь. Да, сервис без пользователей ничего из себя не представляет. Но и пользователи получают от сервиса что-то.

А. ПЛЮЩЕВ: Несомненно.

Д. САМОХВАЛОВ: Они получают возможность… Для многих людей вообще возможность заявить о себе на аудиторию свыше 10 человек – это счастье.

А. ПЛЮЩЕВ: Скорее, больше не для социальных сетей подходит этот аргумент, а для блогов.

Д. САМОХВАЛОВ: Для чего угодно, вообще для Интернета, для социальных сетей в точности.

А. ПЛЮЩЕВ: Безусловно.

Д. САМОХВАЛОВ: Мой профиль – это то, в чем я могу общаться со своими друзьями намного больше, я решаю конкретные свои задачи.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Простой пример. Певица Лили Аллен, которая сейчас крутится на всех телевизионных каналах, которая выросла буквально на MySpace. О ней никто не знал, она выложила пару своих видео, сейчас имеет контракты с ведущими рекордовыми лейблами. Т.е. человек, который абсолютно благодаря этому вырос. Извини, Дима, что перебил.

Д. САМОХВАЛОВ: И поэтому говорить об односторонней какой-то отдаче тоже не совсем правильно. Но опять же разделение должно присутствовать. Т.е. пользователи отдают, но они и получают. Наверное, в каком-то балансе здесь дело. Когда сервис начинает брать у пользователей больше, чем он им отдает, вот это уже неправильно и вызывает…

В. ЗАХАРЧЕНКО: Грань, она очень тонкая. Понятно, что когда я регистрируюсь в деловой социальной сети – Linkedin, «Мой круг», я заинтересован в том, чтобы информация обо мне была максимально правдивой, максимально детальной, это фактически аналог резюме для работодателя. Это некое перечисление моей профессиональной деятельности. И я сам заинтересован, чтобы этой информации было максимум. И я никогда не буду говорить, предъявлять претензии, что это я выложил этот контент. Это важно именно для меня. Человек, он так же регистрируется в «Одноклассниках», он может быть абсолютным анонимом, пытаться искать своих друзей, выложив инкогнито фотографию абсолютно непонятную. Хотя, насколько я знаю, тот же «Мир тесен», он очень щепетильно относится к вопросу идентификации людей. Понятно, что проверить каждого, позвонив по телефону, невозможно, но данные должны быть максимально похожими на правдивые.

Д. САМОХВАЛОВ: Мы стараемся следить за этим, для того чтобы как можно меньше было людей, которые не понятно что из себя представляют. Социальная сеть живет во многом тем, что люди там настоящие, во многом именно это привлекает туда людей. Поэтому виртуальные персонажи, они в минус играют любой социальной сети.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Пользователь сам определяет степень публичности, которую он готов нести через социальные сети, через любые другие сервисы. Он себя идентифицирует, для того чтобы получить такую же идентификацию со стороны интересующих его людей.

Д. САМОХВАЛОВ: Витя, у меня к тебе такой вопрос. Ты говоришь, что «Моим кругом», например, пользуешься, составляя свое резюме, можно сказать.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Да.

Д. САМОХВАЛОВ: Если бы «Мой круг» ввел плату за использование, ты бы как к этому отнесся?

В. ЗАХАРЧЕНКО: За что именно? За то, что там размещается мое резюме?

Д. САМОХВАЛОВ: Просто ты пользуешься, ты имеешь возможность того, что работодатели имеют доступ, бизнес-партнеры имеют доступ вообще увидеть, кто ты такой.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Я понял твой вопрос. Смотри, сразу то, что у HeadHunter уже есть платный доступ к аккаунтам пользователей, к каким-то резюме. Если бы введено это было на «Моем круге», я считаю, что это абсолютно логичный шаг, но я бы оценивал сугубо из текущей ситуации. Грубо говоря, простой вопрос. На данный момент я нахожусь в статусе поиска работы или насколько моя публичность, она достаточна для того, чтобы не иметь… Я, скажем так, все-таки не считаю себя менеджером самого низшего звена в Интернете. Я считаю, что я персона довольно публичная, и человек, который заинтересуется мной как кандидатом-соискателем, он найдет обо мне информацию. Т.е. лично для меня, скорее всего, плата за такую услугу будет невостребованной. Но я понимаю, что, взяв себя же 2-3 года назад, я бы абсолютно спокойно за это заплатил.

Д. САМОХВАЛОВ: Т.е. критерий целесообразности.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Ровно то, о чем я говорил. Есть сервис, есть его стоимость, и ты лично для себя определяешь, ты за это готов платить или не готов. Ровно так же и «Одноклассники». Ты для себя определяешь, хочешь ты туда вбивать свою информацию или нет. Да, я абсолютно согласен с Сашей, что урезание функционала – это во всех отношениях неприятная модель.

А. ПЛЮЩЕВ: Правильно, мне кажется, сказал наш позвонивший слушатель. Одно дело – когда тебя предупреждают, например, пишут: «Ребята, это бета. У нас сейчас все бесплатно, но потом, знаете ли, мы за финтифлюшки будем брать и еще, может быть, за что-то»… Как часто это бывает? Я пишу о разных новых сервисах. Некоторые пишут: «Мы будем бесплатными всегда». Некоторые пишут: «Мы до 1 ноября, а дальше посмотрим». И так далее. У всех по-разному. Но очень важно, мне кажется, предупредить пользователя. Если ты его не предупреждаешь, ты его держишь за лоха, надеясь поймать потом, когда ты его уже подсадил на свой сервис, и после этого ему уже трудно с него слезть. Там контакты, там переписка, там что-то осталось, а тут тебе – раз, выходит дядя и говорит «отправь смс».

В. ЗАХАРЧЕНКО: Мне кажется, если резюмировать то, о чем мы говорили (я очень надеюсь, что руководство «Одноклассников» нас сегодня слушает): действительно, модель, когда добавляется дополнительный функционал, это должно быть все-таки в следующем году. А я ожидаю, следующий год социальные сети будут обрастать просто сервисами, массой сервисов.

А. ПЛЮЩЕВ: Они, конечно, молодцы. Я с тобой соглашусь. Знаешь, в чем? В том, что они показывают, на мой взгляд, как не надо делать. Т.е. идя по пути монетизации – что само по себе вещь хорошая, несомненно, это приводит деньги в Интернет, деньги пользователей и так далее, – они показывают путь, которым не надо идти.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Не надо делать, ты с позиции кого сейчас говоришь? С позиции владельца бизнеса или с позиции пользователя?

А. ПЛЮЩЕВ: Я тебе говорю с позиции, как это воспринимается пользователями. Скажется ли это на бизнесе, я не знаю. Я бы очень хотел, чтобы сказалось. Просто чтобы остальные люди… Мы же, пользователи, за конкуренцию. Чем больше конкуренция, тем больше у нас выбор. Чтобы остальные компании, когда делали, они делали более дружественно к пользователю, например.

Д. САМОХВАЛОВ: Саша, мне кажется, раз мы говорили о бетах, то еще «Единая Россия» у нас сейчас бет выпустила, вот об этом еще хотелось поговорить.

А. ПЛЮЩЕВ: Там, по-моему, мини-альфа, честно говоря. Не успеваем уже о политике. Ну хорошо, три минуты осталось.

Д. САМОХВАЛОВ: У меня есть мнение, что, несмотря на то, что все это ужасно, плохо, криво, вообще не о чем говорить, но со стороны нашего можно сказать правительства и нашей правящей партии это ужасно смелый, правильный шаг. Возможно, через несколько лет это во что-то превратится положительное.

А. ПЛЮЩЕВ: Вот вы, как эксперты по рынку, скажите, почему правящая партия не смогла найти людей с прямыми руками.

Д. САМОХВАЛОВ: Это же не так просто. На этом рынке…

А. ПЛЮЩЕВ: Не первая же социальная сеть. Правда?

Д. САМОХВАЛОВ: Конечно.

А. ПЛЮЩЕВ: И она у них простенькая весьма.

Д. САМОХВАЛОВ: Все люди, которые могут делать социальные сети, они уже их делают сейчас.

А. ПЛЮЩЕВ: Но сейчас вроде кризис, можно поднанять кого-то.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Мне кажется, проблема немного в другом. Всегда разработка интернет-ресурсов для государства, она была окутана тайной непонятностей…

А. ПЛЮЩЕВ: Но вот этот образовательный портал-то…

В. ЗАХАРЧЕНКО: У тебя, по-моему, был опыт работы в какой-то экспертной комиссии.

А. ПЛЮЩЕВ: Да, сайт президента.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Но тем не менее все эти процессы, они как-то происходят абсолютно вне рынка, и это чем-то похоже на распределение рекламных бюджетов. Они достаются каким-то своим людям, возможно. Давайте говорить о позитивном факте, о тенденции. Я думаю, что этот проект еще неоднократно поменяется, и вид его будет… Сам первый шаг, он очень важен.

А. ПЛЮЩЕВ: Если не поменяется, то это вообще уже беда. А правда, как вы думаете, это они сделали на волне популярности соцсетей и прежде всего «Одноклассников» в такой форме, или в некоем расчете на будущее, на то, что будет всерьез и надолго, такая форма общения?

Д. САМОХВАЛОВ: У нас же президент в Интернете…

А. ПЛЮЩЕВ: Я не про Интернет, я именно про социальную сеть.

Д. САМОХВАЛОВ: Если именно про социальную сеть… У всех есть социальная сеть, почему у партии «Единая Россия» нет социальной сети? Как так может быть? Это несерьезно.

А. ПЛЮЩЕВ: (СМЕЕТСЯ)

В. ЗАХАРЧЕНКО: Мне кажется, что это вполне логичный шаг. Он продиктован совпадением двух тезисов, которые ты озвучил. С одной стороны, это тренд, вот люди в социальных сетях «сетят», торчат (но, в принципе, «сетят», можно сказать и так). С другой стороны, государство, естественно, должно делать шаги, для того чтобы подстраиваться под интересы аудитории. Он будет меняться еще неоднократно. Раньше мы собирали вопросы президента на «Яндексе», в следующем году, возможно, будем собирать вопросы президенту на «Одноклассниках»…

А. ПЛЮЩЕВ: За 35 рублей.

В. ЗАХАРЧЕНКО: Возможно.

А. ПЛЮЩЕВ: Задай вопрос президенту за 35 рублей. Это ждет нас, очевидно совершенно. Хорошо. Разговор не окончен. Я думал, может, сегодня, за третью уже передачу о социальных сетях мы разберемся и закончим. Нет, я думаю, что не закончили. Спасибо всем, особенно социальной сети «Одноклассники.Ру», которая дала нам столько поводов шикарных о ней поговорить, и об остальных. Я благодарю Дмитрия Самохвалова, который, по-моему, блестяще сегодня заменил Николая, и Витю Захарченко, который потихонечку становится у нас постоянным гостем и экспертом. На следующий раз хотели мы поговорить о премии Рунета. Следите внимательно, во вторник будут вручены премии Рунета. И об этом в следующее воскресенье в программе «Точка». Спасибо, ребята.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире