'Вопросы к интервью

С. Оселедько 22 часа и 9 минут в Москве, в эфире программа «Точка», в студии ее ведущий Сергей Оселедько, вместе со мной тут Александр Плющев.

А. Плющев Добрый вечер.

С. Оселедько Который недавно вернулся из Барселоны, где проходило это большое ежегодное событие в мобильной отрасли, которое называется Всемирный мобильный конгресс. Вот о нем мы сегодня и поговорим. Напоминаю, что задавать ваши вопросы можно, используя твиттер-аккаунт @vyzvon, или по смс по номеру +7-985-970-45-45. В студии вместе с нами сегодня главный редактор журнала Droider.Ru Борис Веденский. Вадим, добрый вечер.

Б. Веденский Привет.

А. Плющев Вадим.

С. Оселедько Ой, Борис, простите, да.

А. Плющев Борис Веденский – Вадим, добрый вечер.

С. Оселедько Борис, добрый вечер. Но начнем мы с того, что мы послушаем по телефону ведущего программы «Вести.net» Павла Кушелева, который, так же, как и все присутствующие, кроме меня, был в Барселоне на этом мероприятии.

А. Плющев Да он, собственно, еще там до сих пор.

С. Оселедько А, он до сих пор там.

А. Плющев Где-то там недалеко.

С. Оселедько Понятно. Ну, вот мы сейчас его и послушаем по поводу его впечатлений.

А. Плющев Добрый вечер, Паш.

П. Кушелев Привет.

А. Плющев Мы ненадолго, чтобы не расстрелять все средства твоего московского мобильного телефона, поскольку мы на андоррский не дозвонились. Да, каковы твои главные впечатления? Давай про какие-нибудь тенденции и гаджеты поговорим.

П. Кушелев Саш, о чем мы еще можем говорить, о пробках что ли? Слушай, ну, трудно мне сказать. Во-первых, я удивлен, что есть журнал Droider.Ru.

Б. Веденский Я тоже, Паш.

П. Кушелев Боря…

Б. Веденский Привет.

П. Кушелев … пришлите мне, пожалуйста, экземпляр сигнальный.

Б. Веденский Как только так сразу.

П. Кушелев Я не знаю, я боюсь, что я отниму у вас хлеб, потому что понятно, что таких мощных железячных премьер там было всего-то немного, и основная схватка была якодзун между двумя корейскими конторами – Samsung да LG. Причем LG, ну, в этом году, на мой взгляд, выстрелил так мощно на своей презентации, что я думал, что это будет самое яркое вообще впечатление. Потому что они показали железный аккуратный с точки зрения дизайна, в общем, наверное, даже с такой очень недурной задумкой. Имеется в виду, полумодульный такой телефон, потому что у него, несмотря на то, что он полностью железный, снимается внизу какая-то крышечка, и там не только можно менять батарейки, но и в этом же слоте есть шина управления и шина данных, можно туда что-то прицеплять. Правда, сценарии, которыми должны руководствоваться люди, которые сделают модули под этот телефон, были представлены двумя довольно странными примерами. Bang and Olufsen со своим звуком каким-то особенно волшебным и, собственно, сама LG сделала модуль камеры, даже не камеры, а управления камерой. Потому что ставится такая нашлепка, которая позволяет нормальной, собственно, телефоновской нормальной камерой фотографировать с помощью физических кнопок и крутилочкой увеличивать и уменьшать зум.

Но вообще, в принципе, само по себе довольно неплохо, мне кажется, придумано, и сделано это было так, что я вдруг даже поверил, что LG может быть вот такой модной компанией. Мне кажется, что это немаловажно, быть не просто середнячком, который делает неплохие телефоны за приемлемые деньги, а вот быть модной компанией, которая может что-то придумать.

Ну, есть еще, конечно же, Имперский марш Samsung. Я так понимаю, что все практически, кто пришел, были на нем, мне пересказывать глупо, но это, в общем, конечно, самое мощное шоу, которое я от Samsung видел, со вставками виртуальной реальности, потому что на каждом сиденье каждому приглашенному досталось по шлему Gear VR.

А. Плющев Ты знаешь, у меня было полное впечатление, что это сделали только для того, чтобы замаскировать выход Цукерберга. Потому что один ролик был, в общем, так притянут за уши, а вот второй, ровно на Цукерберге же его показывали, и, в общем, потом стало как-то понятно. И вот ради этой фоточки знаменитой, когда он идет, а все кругом в шлемах.

П. Кушелев Впечатление – это очень хорошо. Я тебя уверяю, если вы видите где-то заговор, это, скорее всего, головотяпство…

А. Плющев Я вот только что Боре Веденскому именно так и говорил.

Б. Веденский «Ха-ха-ха, будущее, прекрати» — лучший комментарий к фоточке.

П. Кушелев Смысл-то не в этом. Смысл в том, что это действительно очень круто, что использовали VR, но только использовать не придумали его как. Ну, показали пару раз всем вокруг, что там ролики могут быть такие со стерео-зрением. В первый раз, знаешь – может быть, во второй раз что-нибудь придумают. Ну, а кроме всего прочего, этот куб, в котором выступали там люди, потому что сцена… ну, как называется? Зал был круговым.

Б. Веденский Как у Шакиры на концерте.

П. Кушелев Да-да-да. И в центре был этот куб, он был так ярко освещен, и все смотрели практически только туда, поэтому, мне кажется, Цукерберг мог и так просто пройти, остаться незамеченным. Ну, в общем, конечно, явление Цукерберга, , который, опять же, ничего путного не сказал, ничего сверхъестественного, но это вот реально слона на веревке привели. Поскольку после смерти Стива Джобса нет никого столь обожаемого или обладающего такой какой-то харизмой, магическим полем в мире хайтека, кроме как Цукерберг, ну, вот все, на этом можно, собственно, закрывать презентации или по крайней мере с гостями, все остальное будет послабее явно.

С. Оселедько Паша, а какое отношение Цукерберг к этому шлему-то имеет?

П. Кушелев Цукерберг купил компанию Oculus за какие-то адские деньги. Он все покупает за адские деньги. За это ему, наверное, все говорят спасибо, но поскольку он у меня ничего не покупал, мне, в общем, все равно.

Б. Веденский Акционеры Фейсбука, наверное, спасибо говорят тоже.

П. Кушелев Наверное. Но смысл-то не в этом. Смысл в том, что он его купил, но пока что не придумал, как прикрутить. Что, впрочем, касается и всех других покупок Цукерберга таких громких. Вот они купили WhatsApp и не придумали, как его прикрутить к Фейсбуку или какой-то мостик сделать. Они купили Инстаграм, и, опять же, ничего не придумала, как прикрутить, кроме как запретили показывать в Твиттере, ну, или Твиттер сам не стал показывать полностью эти самые картинки. Вот и все, вот здесь видна только фейсбуковская, так скажем, я не знаю, спина. А так покупают, чтобы было.

В принципе, мне кажется, о Gear VR там и говорить особенно нечего. Если говорить о трендах, то очевидно, что трендом были шлемы VR и вообще виртуальная реальность, 360 видео. Все пытались показывать камерки какие-то. И у Samsungа такая камерка есть, которая снимает круговое видео, и у LG. LG сделало свой какой-то микрошлемик тоже, который они называли самым маленьким, просто потому, что даже телефон не вставляется, он на кабеле висит.

Но мне, конечно, больше всего понравилось, в очередной причем раз – это вот шлем HTC с Valve, который называется Vive. Он же был, собственно, оглашена его цена – 700 долларов. То есть, он вышел в продажу. И в очередной раз когда я проходил демо, показывали уже первые игрушки для него. Если вот кто не знает, это шлем, который рассчитан не на то, чтобы ты, как такой слепоглухонемой аквалангист виртуальный бился в кресле с этой маской судорожно, а на некую более естественную деятельность. Дело в том, что там есть два трекера, которые за тобой следят, и ты в них можешь задать внутри своей комнаты некое безопасное пространство для путешествия в виртуальной реальности. При приближении к стенке этой виртуальной раньше тебе показывали такую проявляющуюся сквозь этот виртуальный мир сетку синюю, а сейчас они встроили, собственно, камеру в шлем, и теперь, как только ты подходишь к границе виртуального мира и возникает реальная опасность, что ты носом грохнешься о комод, или я не знаю, что у тебя там стоит – начинает подмешивать реальный мир, видео реального мира в виртуальный. Это очень клево выглядит. Конечно, это все нужно пробовать, так вот не расскажешь.

Понятно, что большая часть шутеров, которые, наверное, самые популярные сейчас игрушки, всякие там постдумовские, постквейковские, всякие, я не знаю, как, Колда, там еще что-нибудь, как это все называется. Они там невозможны, потому что там рассчитано на то, что герой по большей части бежит, прыгает или прячется. Здесь у тебя есть небольшое достаточно пространство, которое ограничено не просто комнатой, но еще и хвостом не более пяти метров шлангов этих, собственно, кабелей, которыми ты привязан к компьютеру.

Б. Веденский Ну, ты там, как Нео в Матрице, собственно, бултыхаешься.

П. Кушелев Да, но какую-то свободу это тебе дает. И это на самом деле поражает воображение. Вот если вы не пробовали, попробуйте обязательно.

Так вот, они показали первые игры, они похоже сделаны, как, что называется, ground up, специально для этой модели, и в основном они, ну, построены вокруг модели «ты защищаешь что-то». Ну, например, с друзьями спиной к спине или, я не знаю, как это… отступать некуда, позади Москва. Поэтому на тебя налетают со всех сторон, ты имеешь возможность отпрыгивать немножко, приседать там что-то, но, в общем-то, топчешься вокруг одного и того же места, отстреливаясь. В общем, меня поразило, и я понял, что детям, конечно, если купить, это будет страшный наркотик, просто погружение совершенно фантастическое. Это вот мои самые яркие впечатления о премьерах виртуального мира в Барсе.

Я хотел бы последнюю тему затронуть. Я не помню, по-моему, никого из вас я не видел. Была интересная премьера Lenovo, которая не Lenovo. Значит, мероприятие было в музее барселонском на Монтжуике (это такая гора), и устраивал его Гугл. Но почему-то на всех флаерах, на всех плакатах сверху было написано Lenovo. Это проект Project Tango, два года назад они показали его на Google I/O. Выглядит он как такие среднего размера планшеты с огромным количеством камер. Потому что проект Tango – это фактически 3D-видение машинное. То есть, там есть инфракрасная камера, там есть типа дальномера, там есть стереокамера, там есть обычная камера – в общем, куча всего понапхано.

И показывали его вначале, собственно говоря, два года назад на таких неуклюжих чрезвычайно примерах. То есть, берешь этот планшет, и вот у тебя что-то есть перед тобой, ты начинаешь его оцифровывать, создавать трехмерную модель. Непонятно было, для кого это, зачем эти трехмерные модели, какого черта вообще нужно их оцифровывать, да еще и планшетом. Ну, в общем, выглядело чрезвычайно неуклюже.

А сейчас показали совершенно феерический сценарий использования. Оказывается, с помощью этого проекта Tango можно решить проблему, до сих пор неподъемную, нерешаемую проблему навигации внутри помещения, indoor. До сих пор пытались какие-то находить смежные и, я не знаю, костыли какие-то: устанавливать правильным образом Wi-Fi, например, всюду или какие-то маячки ставить. Если помните, была история с биконами от Apple в частности – и ничего не сыграло, не получилось. Эта же штука делает таким образом. Там одна из камер, обычная, она фишай. То есть, у нее там поле зрения какое-то очень большое. И достаточно человеку пройти по помещению пару раз, и она создает такую приблизительную картинку, схему геометрическую помещения. Ну, там разное программное обеспечение, но каждый раз при прохождении нового человека в этой системе просто-напросто уточняется эта схема.

И вот они показали приложения. Одно из них – это просто путеводитель по музею. Там дополненная реальность какая-то на этом планшетике. Ты идешь, смотришь на него, видно, собственно, то, что видит планшет, и там рисуют тебе виртуальную линию, куда нужно идти. Если ты направляешь на картину или на скульптуру, она с точностью, причем до пяти миллиметров… как вот точно эта хрень работает, до пяти миллиметров она способна найти нужную точку и вывести, например, справку какую-то или еще что-то. То есть, в принципе, если такое программное обеспечение раздать всем, я думаю, что и музеи, и все торговые центры достаточно легко это дело быстро оцифруют, тем более что оно такое, краудсорсинг картографический, то есть оно уточняется со временем и оно невероятно точно. Я вообще не мог себе представить даже такого.

Кроме всего прочего, там была такая еще, например, модель, называется она Glympse. Ну, это такое приложение. Это приложение для встреч людей. То есть, например, есть какие-то встречи, которые вот раньше в юмористическом плане описывались: я буду держать в руках газету «Известия», и кодовая фраза будет «У нас продается славянский шкаф». А здесь ты входишь в помещение, вполне возможно, в метро или где угодно, вполне возможно, достаточно заполненное людьми. И если у человека работает такая же программка на его устройстве, над ним просто висит огромный виртуальный куб, совершенно невозможно пропустить, еще что-то. Там причем сценариев применения множество: от встреч, таких интернет-знакомств первых встреч, до передачи, не знаю, товаров от какого-нибудь курьера, чего угодно, в общем. В общем, это меня поразило.

Но самое главное, что Леновы-то там не было, а устроили они это потому, что они сделают первый телефон, ну, большой какой-то такой фаблет, что называется, но покажут его только летом. И там они его не показали и даже о нем не заикнулись. Если сильно кого-нибудь за лацканы потянуть, то нехотя вот объясняли, почему это так. В общем, это самая удивительная презентация из тех, что была в Барселоне. Ну, наверное, собственно, я оставлю все остальное вам пожевать, а то я…

А. Плющев Спасибо, дорогой Павел. Да, я с ужасом думаю, что вообще мы еще будем обсуждать. Ты очень здорово пунктирно обозначил. Спасибо, Павел, не будем тебя больше разорять. Павел Кушелев, ведущий программы «Вести.net».

Б. Веденский Счастливо!

А. Плющев Счастливо, Паш.

Ну что, Боря. Это Борис Веденский здесь, кто забыл за тирадой…

Б. Веденский Меня спрашивали в трансляции в Перископе, где у Паши кнопка. Не в обиду, я с удовольствием слушал. Было ощущение, что это запись, настолько хорошо все…

А. Плющев Значит, Борис Веденский, главный редактор Droider.Ru.

Б. Веденский И видеоблогер.

А. Плющев И видеоблогер, ведет трансляцию сейчас у нас в Перископе из студии. У нас, я не знаю, кто-нибудь из гостей уже вел или нет. Чтобы мы гостей показывали – это было. Ну, у меня в эфирах точно ни один гость еще не вел трансляцию.

Б. Веденский Подключайтесь, если у вас не ловится радио.

А. Плющев Да, посмотрите у Бори в Перископе.

Ну, давай, может быть, пройдемся тоже по тенденциям и гаджетам. Я потом, у меня есть прямо к тебе конкретные вопросы. Я просто читал то, что ты писал во время Мобильного конгресса. Я-то ленился, мало что писал, а ты писал много.

Б. Веденский Тут можно разделить на несколько, наверное, направлений. Основные действительно Паша правильно обозначил – это… Ну, традиционно на Мобильном конгрессе все ждут новые смартфоны…

А. Плющев Которых нет уже который год.

Б. Веденский Вот я не согласен. Мне в этом году очень понравилось, как прошел конгресс, потому что представили мало, но все, что представили, было достаточно…

А. Плющев Тебе разборный автомат Калашникова от LG понравился вот этот?

Б. Веденский Матрешка эта? Про LG, с ними все понятно. Если посмотреть статистику аналитической компании IDC за 15-й год, то ты увидишь, что на первом месте Samsung по количеству продаж, на втором Apple, на третьем Huawei, на четвертом кто-то там еще китайский. И LG там где-то дай бог в пятерку входит. А у всяких там бывших крупнячков, типа Sony, у них все еще хуже. Поэтому, если Samsung в прошлом году выпустил свою линейку S6 достаточно успешную и решил в этом году как бы усилить успех, сделать примерно все то же самое, только чуть получше…

А. Плющев Только назвать S7.

Б. Веденский Только назвать S7, да. То у LG, у Sony, у них совершенно другие задачи: им нужно заново искать свое место в этом пироге уже поделенном.

А. Плющев В этом мире Samsung.

Б. Веденский В мире Samsung и Apple, да. И Huawei, кстати. Поэтому они что-то пытаются выпендриться как-то. LG показали вот этот свой смартфон G5, который странен минимум двумя вещами. Первая странная вещь в нем, как Паша совершенно верно заметил – это то, что у него нижняя часть телефона разбирается и вытаскивается низ вместе с батарейкой, почему-то они решили вместе с батарейкой вытаскивать. И вместо этого низа можно вставлять дополнительные аксессуары, которых представили всего два. Непонятно, кто будет делать еще, потому что, для того чтобы делать еще, производителю этих сторонних аксессуаров нужно понимать, что будут продажи этого G5. А будут ли продажи, никто не знает.

Ну вот. И было два действительно аксессуара достаточно странных. Один из них представлял собой типа помощник фотографу. То есть, это такой набалдашник, который делает и без того смартфон с достаточно спорным дизайном (кому-то нравится, кому-то – нет), делает его просто уродливым. Там присобачивается такая ручка странная, на ручке кнопочки, крутилочки. При этом дополнительную камеру ты не получаешь, то есть, ты получаешь держалку, по-английски это называют grip. И в ней еще немного дополнительной батарейки. Такая странная вещь. Вторая – это усилитель, чтобы слушать музыку в более высоком качестве.

Ну, и проблемы у этой концепции есть. Первая проблема – то, что на горячую ты не поменяешь эту загоголину – имеется в виду, смартфон придется выключать. Вторая проблема – как я уже сказал, непонятно, кто будет делать эти дополнительные штуки. И в-третьих, что самое печальное, непонятно, на сколько итераций, так сказать, входов и выходов хватит вот этого механизма, который… Паша не рассказал, но на стенде один из образцов у него развалился, насколько я знаю. Так что, это достаточно спорная история.

Вторая интересная вещь у этого смартфона заключается в том, что там поставили сзади две камеры. То есть, мы привыкли, что у смартфонов одна камера, а там поставили две. Это уже не первый подобный опыт, но впервые сделали смартфон, у которого это можно более-менее понять, почему и зачем это сделано и какой прок от этого. Фишка в том, что вторая камера дополнительная, помимо основной, она имеет очень широкий угол охвата, и это позволяет снимать видео, наподобие видео GoPro. Это выглядит очень эффектно. И, я извиняюсь, делать вместительные селфи. Как-то так. Это если про LG.

Если про Samsung дальше разжигать, то, ну, тут, в принципе, все понятно…

А. Плющев Да.

Б. Веденский … то же самое, только лучше. Оно влагостойкое, теперь там камера получше, дизайн покрасивше – в общем, всего по чуть-чуть. И это очень хорошо, что они так сделали, потому что обычно мы привыкли к тому, что Samsung – это кони на сцене, значит, Джигурда и какие-то непонятные пляски. Здесь все было пристойно. И Марк Цукерберг, который вышел…

А. Плющев Цукерберг – это лучше коней гораздо. Даже лучше Джигурды, не побоюсь этого слова. Хотя можно поспорить.

Б. Веденский Да. Поэтому, что, молодцы, молодцы. Вот, а про Sony… ну, что Sony? Sony в таком же положении, как LG, только еще хуже, потому что у них еще хуже продажи. У них есть традиционная какая-то аудитория зато, которая вроде как Sony любит за дизайн, за какой-то подход такой, видение. Но потихонечку она эту аудиторию теряет, потому что смартфоны чуть проигрывают в конкуренции в своих качествах. И они решили так исхитриться: у них была линейка Xperia Z, теперь они сделали Xperia X.

А. Плющев Да, и они ничего про Z не говорят. То есть, будет она дальше, не будет…

Б. Веденский Никому неинтересно на самом деле.

А. Плющев Неважно, да, какая разница, какой буквой это обозвать, X или Z?

Б. Веденский Да. И они сделали… (неразб.) этого обновления линейки, что они сделали такой финт ушами любопытный: они в центр линейки поставили не самый навороченный смартфон, как это обычно бывает, они в центр линейки, вот Xperia X называется такой смартфон, который со средними характеристиками, такой попроще. А вот премиальный уже, конкурент iPhone последних, новых Galaxy, он называется совершенно жутко, называется X Performance. Отдельно на исповедь надо сходить человеку, который придумал это название. И еще дополнительно представили смартфон Xperia XA – это типа бюджетник с очень хорошим дизайном, но, к сожалению, по сравнению с китайскими смартфонами, он будет стоить столько же, столько китайский смартфон с полными характеристиками, поэтому тоже непонятно, как он будет выдерживать конкуренцию. Вот такие дела, если о смартфонах кратко.

С. Оселедько А еще что-нибудь там было, кроме?..

Б. Веденский Конечно, конечно.

С. Оселедько Все же ждут какого-то интернета вещей…

А. Плющев Там, ты знаешь, везде, вот куда бы ты ни бросил взгляд, куда бы ты ни бросил взгляд, везде либо у тебя окажется шлем виртуальной реальности, вот ты увидишь его обязательно, либо надпись Internet of Things, обязательно.

Б. Веденский Еще 5G иногда.

А. Плющев И 5G, да. Вот это полный спектр, 360 градусов. Куда ни повернешься, обязательно во что-нибудь упрешься.

Б. Веденский 360. Хорошо, что ты сказал эту цифру, потому что…

С. Оселедько Кроме лозунгов и названий что-то было на эту тему интересного?

Б. Веденский Да, значит, все понимают, что… Значит, я это вижу так…

А. Плющев Минута осталась, можно потом продолжиться.

Б. Веденский … что, значит, мировая закулиса и масоны от мира гаджетов пару лет назад собрались и поняли, что продажи смартфонов, планшетов и всего похожего, они, конечно, вроде как растут, но скоро перестанут расти и, может, даже начнут падать. И нужно придумать, что бы впаривать другое людям. Ну, это логично, любая компания, которая хочет собрать деньги, хочет придумать новые продукты. Вот. И как-то так получилось, что все одновременно решили, что следующая эта штука, которую нужно продавать – это VR, виртуальная реальность, видео 360. Вот мы видели от Samsung…

А. Плющев 15 секунд.

Б. Веденский Ну, давайте продолжим после паузы. Короче говоря, мы увидели от Samsung камеру для съемки 360 и от LG камеру для съемки видео 360.

А. Плющев Продолжим через пару минут. Этот бойко говорящий молодой симпатичный человек – Борис Веденский, он же Вадим, главный редактор Droider.Ru. Продолжим через пару минут.

РЕКЛАМА

А. Плющев С вами Александр Плющев и Сергей Оселедько, здесь у нас также Борис Веденский, главный редактор Droider.Ru, видеоблогер, транслирует нас в Перископе в своем. Первый раз ощущаем себя объектами съемки. Поехали. Мы про 360 градусов видео.

Б. Веденский Да, так вот, если закруглить эту историю, то идея в том, что компании крупные, производящие гаджеты, они пытаются нащупать новые какие-то точки роста для своего бизнеса, и, видимо, как очевидную идею сейчас выбрали виртуальную реальность и видео 360. Именно поэтому показали новые устройства для съемки LG и Samsung. LG показали свои очки, у Samsung уже были свои очки. Все делают эти шлема: Oculus, PlayStation и так далее. Главная на самом деле, как я понял, идея выступления Цукерберга на конференции Samsung заключалась в том, что он пытался продвинуть эту историю в плане массовости. То есть, он очень много рассказывал о том, как они вместе с Samsung допиливают софт, показывали там какие-то картинки интерфейсов даже. То есть, видимо, мечта Цукерберга заключается в том, чтобы этот VR и 360 видео…

А. Плющев Надеть на всех вот эти вот штуки.

Б. Веденский Да, как на той фоточке, чтобы это превратилось в новый такой Instagram, чтобы люди сами снимали и сами смотрели. И чтобы это было такое вот кручение, бурление, новая такая волна сама в себе. И на фоне этого, соответственно, всем будет хорошо: и Фейсбуку будет хорошо, и Гуглу, и YouTube будет хорошо, и тем, кто делает эти гаджеты, будет хорошо – всем будет хорошо. Хорошая идея. Проблема в том, что здесь как бы много технических дырок. Прежде всего то, что тебе нужно, на обоих концах чтобы было у пользователя по устройству. На моменте съемки нужно новое дополнительное устройство, да? Нужно эту камеру купить. На моменте просмотра тебе тоже нужно дополнительное устройство, чтобы смотреть, потому что на обычном телефоне, там можно пальчиком крутить, но это не так интересно. Это одна проблема.

А вторая проблема – спектр применения на самом деле достаточно узкий. Потому что вот мы сидим сейчас в студии, тут, допустим, можно поставить в серединку камеру 360, и чтобы человек в режиме онлайн подключился и мог вот так крутить, смотреть, с какой стороны ведущий говорит. А если ты, допустим, просто обычную телевизионную программу ведешь, там один ведущий, тебе вообще нафиг не надо это 360, потому что тебе все покажут в рамках твоей привычной картинки плоской, да. Зачем это нужно, непонятно. То есть, есть какие-то идеи, как это применять, конечно. Снимать репортажи о путешествиях интересно: ты идешь по джунглям, и смотреть, что вокруг. В играх, естественно, в, я извиняюсь, порноиндустрии. Но в как бы повседневной жизни как-то вот…

А. Плющев Прервемся ненадолго. С чем? С тем, что этот Мобильный конгресс проходил на фоне знаменитого скандала, который продолжается и будет еще долго продолжаться, Apple против ФСБ. Я, пользуясь случаем, поймал там Евгения Касперского.

Б. Веденский ФБР.

А. Плющев ФБР. Я все время так говорю почему-то, ФСБ. Значит, я поймал Евгения Касперского, главу Лаборатории Касперского, и попросил его прокомментировать этот скандал. Я, кстати, был уверен, что он скажет, что Apple должен сдать все ключи, все пароли, все явки и вообще… Ну, поскольку Евгений Касперский, он всегда как-то так за борьбу с плохими парнями. Вот что сказал, послушайте, что сказал Евгений Касперский.

(запись)

Е. Касперский На самом деле для расследования преступности, киберпреступности, традиционной, естественно, требуются и компьютерные технологии. И то, что полиции разных стран следят за подозреваемыми при помощи компьютерных либо мобильных технологий, в этом нет, в целом, ничего плохого. Полиция, для того она и полиция, чтобы ловить, искать плохих людей. Но то, что государство требует от компаний, просит компании встраивать бэкдоры в их софт или в устройства – я считаю, что это неправильно. Я категорически против этого. Потому что рано или поздно преступники, либо компьютерные, либо традиционные преступники, террористы найдут эти бэкдоры, они хакнут их и начнут использовать для своих целей. Так что, бэкдоры в массовых продуктах, в массовых приложениях либо в массовых девайсах – это не поможет никак государству бороться с преступностью, это, наоборот, стимулировать будет преступность для совершения новый деяний.

Но я думаю, что здесь единственный путь стандартный: каждый случай такой должен быть индивидуальным. По каждому случаю есть решение суда о розыскной деятельности. Компания, которая является владельцем устройства, которое у подозреваемого, она должна получить официальное требование, официальную бумагу, подписанную судьей, о том, что проводится расследование, необходимо вскрыть это устройство. А в дальнейшем какие есть технологии по вскрытию этой информации, это зависит от конкретного устройства.

А. Плющев Вот что сказал Евгений Касперский. Меня, честно говоря, немного даже удивило, и, я бы так сказал, приятно.

Но можем вернуться к гаджетам. Это я просто попутно, как, знаешь, попутный продукт…

С. Оселедько Борис же на мой вопрос-то про интернет вещей не ответил. Меня волнует очень.

А. Плющев У Оселедько есть два на самом деле пункта, два пунктика – это интернет вещей и big data. Поэтому будьте добры, пожалуйста, принесите интернет вещей и big data сюда, Борис.

Б. Веденский Про интернет вещей ничего глобального и крупного на конгрессе не представили. Я знаю, что Саша не очень был в восторге…

С. Оселедько То есть, там просто на каждом углу писали, но ничего не показали.

Б. Веденский Пишут уже года два, я не помню, сколько. Это так же, как с 360, то есть, они все пытаются-пытаются-пытаются…

А. Плющев Допустим, вот есть стенд, и там какие-то маленькие такие стенды, на одном написано «Интернет вещей». Ты так подходишь, там говорят: мы готовы разрабатывать софт под интернет вещей. Ну, там, вот под что-то. Ну, ок, хорошо, слава богу.

Б. Веденский Проблема в том, что тут как бы лебедь, рак и щука, и непонятно, кто… нет стандарта…

А. Плющев Чем я был недоволен-то?

Б. Веденский Да, ты был не в восторге, как я понял, от не смартфонных гаджетов, скажем, которые представила Sony. Они показали несколько любопытных…

А. Плющев Это концепты.

Б. Веденский Смотри, они показали четыре устройства, или деревянных коробочки, которые именуются устройствами. Первый, единственный не концепт из этих четырех – это так называемый Xperia Ear, то есть Ухо. Это, ну, типа умная гарнитура. То есть, она умеет все, что умеет гарнитура, плюс она… ты с помощью нее можешь, например, отправлять текстовые сообщения друзьям в WhatsApp, отвечать на текстовые сообщения. И она умеет, когда ты вставишь, она автоматически понимает, что ты вставил ее в ухо, и умеет читать какие-то апдейты, которые ты ей запрограммировал. Достаточно любопытная вещь.

А. Плющев Например – ну, чтобы понятно было слушателям – рассказывает тебе о погоде, о твоих планах на день, о календаре, о входящих, исходящих сообщениях различных и так далее.

Б. Веденский Да. А остальные устройства, они, соответственно, про них пока ничего непонятно, это концепты. И два из них достаточно любопытные, потому что один из них называется, по-моему, Проектор просто, а другой называется Агент. И один из них представляет собой, Проектор… ну, это действительно проектор, который ты можешь повесить, например, на кухне…

А. Плющев Размером с кофеварку примерно небольшую.

Б. Веденский Крупненькая такая штука, да. И там, соответственно, есть какой-то умный интерфейс, там есть технология, которая распознает прикосновение к той поверхности, на которую проецируется. То есть, она работает как бы как сенсорный экран, только проекционный. И она, соответственно, то же самое делает: она умеет отвечать на голосовые запросы, она умеет выводить какую-то информацию, календарь, не знаю, бла-бла-бла и так далее, рецепты.

А вторая похожая штука, Агент, выглядит как такой небольшой робот высотой, наверное, сантиметров тридцать-сорок. И он стоит на столе, и у него тоже есть проектор, и он тоже умеет управлять музыкой, светом, отвечать на вопросы и так далее.

А. Плющев При мне он просто сломался.

Б. Веденский Он в демо-режиме вообще был, он вообще не работал, то есть, с ним даже ничего попробовать нельзя было.

А. Плющев Нет, попробовать нельзя было, у него демо-режим, вот демо-режим при мне сломался.

Б. Веденский Ну, это нормально. Там как бы еще один четвертый гаджет Xperia Eye, он вообще был не гаджет, а просто…

А. Плющев Коробка, да.

Б. Веденский Это для концептов нормально. То есть, понятна претензия к этим вещам, да? Ой, Sony, великая японская компания, показывает какой-то фуфел. Все понятно. Попытаюсь оправдать немножко Sony, как я это вижу. Идея в том, чтобы придумать именно для человека точку входа в этот интернет вещей. То есть, вот когда мы говорим о том, что холодильник будет общаться с микроволновкой и кофеваркой, и через интернет они смогут там что-то сами делать. Человеку нужно понимать, в какой момент и где он сможет в этот процесс общения включаться.

С. Оселедько Зачем?

Б. Веденский Объясню, зачем. Потому что тебе, например, не нравится тот эспрессо, который тебе сварила вчера умная кофеварка, ты хочешь из другого кофе, или побольше водички, или молока, или сливки вместо молока.

А. Плющев Если это кофеварка от Apple, больше ничего ты не получишь, только тот, вот который…

С. Оселедько И тебе объяснят, что именно так и правильно.

А. Плющев Именно такой ты и хочешь.

Б. Веденский Безусловно. Ну вот, и вот эти вот штучки странные, которые показала Sony – это вот попытка показать, придумать вот эту точку входа для пользователя, через которую мы будем с этим интернетом вещей коммуницировать и через которую он сможет там что-то выдавать. Это могут быть в том числе и хабы, которые будут, собственно говоря, управлять твоей умной техникой внутри дома. Потому что иначе пользователь не понимает, где продукт, он не совсем… То есть, мало того что сейчас стандартов нету для интернета вещей, непонятно, как разные производители могут общаться друг с другом, да? Один делает холодильник, другой делает стиральную машину – и как они друг с другом взаимодействуют? Нету этого пока. Так и мало того, что они сами не могут друг с другом общаться, так пользователь не понимает, как он с ними будет общаться и как всем этим управлять. Вот это такая попытка такую штуку сделать.

С. Оселедько Так а что они хотят-то? Почему тогда такой тренд?

Б. Веденский Интернет вещей?

С. Оселедько Да. Чтобы поговорить?

Б. Веденский Смотрите, это будущее.

А. Плющев Это поиск новых рынков, мне кажется.

Б. Веденский Нет, это вещь, которая, все понимают, что будет. Просто никто пока не понял, когда.

А. Плющев И какая.

Б. Веденский И как, да. И все такие сидят… знаете, это как, не знаю, как в покер играют. И выпало три карты, и они такие думают: хм, повысить ставку, не повысить? Показать, что у меня есть, не показать? Что-нибудь сделать? Может, с кем-нибудь объединиться? Такая вот непонятная тык-мык, туда-сюда. В общем, все потихонечку пробуют и все ждут, когда… на самом деле ждут, когда Apple придет и скажет: так, будет вот так. А, ок, ладно.

А. Плющев Ну, утрированно, может быть, так оно и есть.

С. Оселедько Удручающее впечатление на самом деле.

А. Плющев Чего ни пробовали с часами со всякими и со всем, до тех пор, пока Apple Watch не появились, рынок так и не выстроился. А теперь выстроился, и все о них забыли. Заметь, заметь, забыли сразу.

Б. Веденский Забыли сразу.

А. Плющев Нет никаких часов.

Б. Веденский Не было часов на конгрессе, это очень любопытно.

С. Оселедько А почему? Рынок умер, или Apple всех сделал?

А. Плющев Они как-то висят там где-то в уголке. Вот, например, у того же Huawei или еще у каких-то. У кого еще висели? Ну, неважно. Но ты понимаешь, что это вот просто для ассортимента тут торчит, не более того. Никто на них не делает упор, ни в одной презентации никаких часов не было.

Б. Веденский А любопытный был гэг. Я не помню производителя, который обсуждался на Мобильном конгрессе среди нашей тусовки российских журналистов, про то, что в статистику, в аналитику по умным часам за 15-й год не включили какого-то там китайского производителя, который делает часы для детей. Знаете, которые живут неделю, там есть кнопка «Позвонить маме» и кнопка «SOS», такого плана. И там еще есть разноцветные циферблатики, которые ты можешь менять, разные, красивые. И они там в Китае сделали кассу прямо, они там продали десяток миллионов, а Apple просто за пояс заткнули. И эту позицию не включили в отчет.

А. Плющев Исказили статистику.

С. Оселедько Мировая закулиса?

Б. Веденский Мировая закулиса.

А. Плющев Сейчас перейдем к вопросам слушателей. Я еще хотел перерыв небольшой сделать. На что? На фоне этого же конгресса я там встретил Василя Лацанича, вице-президента МТС. Прозвучала от него новость, надо сказать, которая касается практически нас всех, кто пользуется мессенджерами. Вот как она звучит в исполнении Василя Лацанича, от него, собственно, лично. Короче говоря, вот он сейчас скажет, а я потом добавлю, переведу немного на пользовательский язык.

(запись)

В. Лацанич Наверное, самой большой новостью для российского рынка в данный момент является открытие потенциала возможностей использования нового типа услуг, которые операторы стараются стандартизировать и сделать общедоступными. Если до сегодняшнего дня все мы наслаждались тем, что было сделано более тридцати лет назад, GSM Ассоциацией в свое время, когда был стандартизирован протокол GSM, когда появилось такое понятие, как автоматический роуминг, как автоматические выборы базовых станций и предпочтительной маршрутизации. В последнее время большинство услуг перемещается в сторону так называемого IP, когда и IP-мессенджеры, которыми практически все люди пользуются уже, и новые IP голосовые, IP видеоуслуги. Вот здесь очень не хватает общих правил, общих стандартов, которые помогли бы сделать то, что мы называем interoperability, или связь между операторами, удобной для абонентов, легкой для настроек и массово использующейся.

Мы здесь вроде бы как действуем в очень необычном для себя амплуа. Все считают, что мессенджеры и тому подобное IP услуги убивают или по крайней мере серьезно подъедают бизнес операторов, а мы наоборот хотим, чтобы это было стандартизировано, чтобы это было введено в законодательные и лицензионные рамки и чтобы мы могли предоставлять услуги не только внутри своего собственного абонентского пула, но и другим абонентам других операторов.

Наверное, это новость более индустриальная, менее народная, если я могу так сказать, но я уверен, что из нее может получиться гораздо больший народный эффект, чем из каких-то новостей, которые сейчас выглядят интересными, через год уже забудутся. А эта новость будет с нами как минимум как направление ближайшие несколько лет и, скорее всего, как продукт уже через год будет достаточно массово доступна рынку.

А. Плющев Вот МТС, Мегафон, Билайн и Tele 2 объединились, чтобы добиться стандартизации, лицензирования, ну, как сказал Василь Лацанич только что. Хотя потом он разным изданиям говорил, что это, в общем, не хотим, чтобы лицензирование ввели и так далее. Но вот он в этом своем высказывании…

С. Оселедько Как они могут лицензирования-то добиться?

А. Плющев Добиться лицензирования этих услуг. То есть, Telegram должен получать лицензию на осуществление услуг. Ну, я так его понял. Вот ты слышал это сам вместе со мной только что.

С. Оселедько Да, странное заявление какое-то.

А. Плющев Хорошо, стандартизация. Он должен добиться как-то соответствия стандартам российского Минсвязи, допустим, да? Извините, что мы немного с темы на тему перескакиваем. Надо сказать, весь конгресс, он же такой сумбурный: ты прошел, встретил человека, начал с ним о совсем другом говорить.

С. Оселедько Тут Владимир в бане спрашивал, а зачем Плющев туда ездил. Вот за этим и ездил.

Б. Веденский У Дурова-то не спросили, что он думает по этому поводу? Ты же был на вечеринке Telegram в Барселоне.

А. Плющев Ты знаешь, там было исключительно празднование, там не о делах. Не знаю, может быть, не я, может быть, кто-то спрашивал. Но насчет того, что какой смысл меня посылать – чтобы бы я Борю привел, конечно. Кто еще Борю-то приведет, ясное дело.

Это важная штука. Просто вот я хочу, чтобы мы отметили, чтобы мы знали о ней, да? Это важная штука, и мы дальше будем продолжать и с операторами говорить, и с представителями мессенджеров…

С. Оселедько То есть, я так понял, что они собрались и обсудили какой-то единый протокол. У них же, у каждого же оператора есть какой-то свой там а-ля мессенджер, типа МТС коннект или еще что-то такое. Чтобы они друг друга понимали. Потому что иначе у них никаких шансов против какого-нибудь WhatsApp кроссплатформенного и кроссоператорного выстоять.

А. Плющев Какой-то межоператорский мессенджер.

С. Оселедько Да.

А. Плющев Который может и звонить, и…

С. Оселедько Да, они грустят, что у них смски упали, и поэтому они хотят как-то возглавить это шествие. Но как они заставят Telegram сертифицироваться?..

Б. Веденский Так не они будут заставлять, компетентные органы.

А. Плющев Но они начали движение в этом направлении. И интересно, хотя и немного жутковато, что у них, в результате, получится.

Все, рекламная пауза наших четырех мобильных операторов закончена, против мессендежеров…

Б. Веденский Или антиреклама.

А. Плющев Мы возвращаемся к вопросам. Смотри, что спрашивают. Про большие аккумуляторы спрашивают. «Были ли представлены телефоны с емкими аккумуляторами – скажем, 7 000 миллиампер в час?» — спрашивает Алексей. Я такого не видел, там максимум, по-моему, 3 600.

С. Оселедько: 3 600 это у Samsung самый мощный сейчас?

Б. Веденский Да, вроде бы. То есть, из топовых, которые мы обсуждали, там точно такого не было. Традиционно такие штуки очень любит Lenovo и ноунеймы, да. Но до семи, по-моему, не доходило еще.

А. Плющев Да, у Lenovo, может быть, побольше, чем 3 600, может, 4 000 где-нибудь есть, но не более того. Не помню.

С. Оселедько Что Майкрософт, еще спрашивают.

А. Плющев Да, что Майкрософт? Тебе понравилось, что они показывали?

Б. Веденский Грешным делом не зашел даже на стенд, честно говоря.

А. Плющев А я заходил, но тоже ничего особенного не почерпнул.

С. Оселедько А вот что их тема с тем, что они…

А. Плющев Расширяется линейка…

С. Оселедько … Windows Phone…

А. Плющев Да, расширяется линейка за счет Acer, например, он выпустил, Acer выпустил…

Б. Веденский И HP показали еще какой-то.

А. Плющев … и HP на Windows Phone. Ну, вот за счет таких производителей, которые там где-то во второй десятке, получается, у нас.

С. Оселедько То есть, это по-прежнему Неуловимый Джо.

Б. Веденский Зато, зато как бы для компьютеров Windows 10 вроде как ничего, летит потихонечку. И вот Huawei, который мы сегодня упоминали, они единственный гаджет показали на конгрессе – это очень любопытный такой полупланшет, полуноутбук, называется Mate Book. Он такой очень компактненький, тоненький, легенький, и к нему можно пристегнуть клавиатуру. Если помните, Майкрософт свой фирменный девайс под названием Surface уже года три подобный представляе. Это то же самое, только от Huawei.

А. Плющев Безумно дорогой у Майкрософта.

Б. Веденский У этих тоже дорогой.

А. Плющев Да, тоже недешевый. Там цены, типа 90 тысяч, вот такого плана.

Б. Веденский Surface – не знаю, вот Mate Book от 700 долларов начинается без налога.

А. Плющев То есть, от 50 тысяч.

Б. Веденский Ну, в России как бы свои реалии.

А. Плющев А, понятно. Значит, выше. Леонид спрашивает…

С. Оселедько Да, откопал стюардессу. Что с BlackBerry?

Б. Веденский С BlackBerry непонятно.

А. Плющев Там не видел.

Б. Веденский Сегодня прочитал новость: WhatsApp, по-моему, перестал поддержку BlackBerry телефонов.

А. Плющев Перспективно. «Если говорить об утилитарных гаджетах, которыми мы все в основном пользуемся (смартфонах и планшетах, отчасти компьютерах и ноутбуках), как я понимаю, сейчас компании уже в этом сегменте ничего нового не предлагают, то есть нет уже никакого наращивания памяти, производительности, качества камеры и прочего. Следовательно, если ты хочешь купить какой-нибудь планшет, ты спокойно можешь выбирать сейчас из того, что есть на данный день на рынке, так как через полгода и год ничего нового не будет. Так?», — с уважением спрашивает Леонид. И у нас на этот ответ минута.

Б. Веденский Ну, близко. То есть, действительно какой-то технологический потолок подпираем уже головами и лысинами инженеров, и действительно как-то сильно выделиться, сильно выпендриться, что-то радикальное придумать, предложить достаточно сложно. С другой стороны, как бы странно требовать этого каждый год. Поэтому посмотрим. Именно поэтому вкладываются все в другие направления, в VR и так далее. Действительно, и Sony в этом плане очень правы, что они в центр линейки поставили как раз вот такой средненький девайс, не навороченный полностью, потому что это во многом отвечают тому, что сейчас с рынком происходит. Действительно массовому пользователю до мегагерцов и мегапикселей…

С. Оселедько То есть, это кризис?

Б. Веденский Нет, кризиса пока нет. Рост продаж смартфонов все еще есть, в 15-м году 10% было.

А. Плющев Это скорее что пользователь не видит смысла платить за цифры.

Б. Веденский Да, совершенно верно.

А. Плющев Он получает услугу, в общем-то, и задешево примерно ту же самую, его это устраивает.

Б. Веденский А дизайн хороший и материалы уже стали встраивать тоже в средние аппараты, поэтому обычный пользователь, который не заморачивается, он, в принципе, не понимает, за что переплачивать-то, зачем.

А. Плющев Спасибо большое. Борис Веденский, главный редактор Droider.Ru, он же видеоблогер еще к тому же, был у нас сегодня с отчетом по новинкам Всемирного мобильного конгресса.

Б. Веденский Спасибо.

А. Плющев В следующий раз, через неделю, поговорим об уберизации бизнеса. Да, будет такое дело, программа эта уже готова. Спасибо и счастливо, пока.

Б. Веденский Пока!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире