'Вопросы к интервью

А. Плющев Московское время 22 часа почти 11 минут, здесь Александр Плющев, Сергей Оселедько.

С. Оселедько Добрый вечер.

А. Плющев В кои-то веки мы без живых гостей в студии, впрочем, без, что называется, посторонних не обойдется…

С. Оселедько Мертвых тоже здесь нет.

А. Плющев Да, имеется в виду, что ни по телефону у нас сегодня, ни в студии гостей не будет. Может быть, кстати, это начало большой дружбы, начало какой-то новой эры, я не знаю.

С. Оселедько А зачем они нам, да?

А. Плющев Да. В конце концов, действительно, сидят бухтят что-то там. Нет, на самом деле тут несколько недель, наверное, уже назад проходила в Москве конференция большая про инновации, и там в числе прочих был глава компании BlaBlaCar Фредерик Маззелла, и Алексей Соломин взял у него интервью, а также у менеджера BlaBlaCar по России и Украине Алексея Лазоренко, вы его чуть позже услышите. И я подумал, что это отличный повод, отличная идея поговорить вообще о шеринговых сервисах. Вот сейчас, до того, как вам дать послушать это интервью, мы, собственно, поговорим немножко о том, что же это такое. И это прямо касается всех-всех-всех, абсолютно всех пользователей интернета и даже не пользователей в какой-то мере.

А затем, после того, как мы послушаем интервью, после перерыва в середине часа, мы хотели поговорить с вами в кои-то веки в программе «Точка». Сергей Оселедько, по-моему, даже ни разу со слушателями еще не общался, у него дебют сегодня будет. Поговорить с вами об этом, о том, кто пользовался подобными сервисами или кто на них заработал. Вот это самое важное, кто на них заработал.

Каких образом можно на них заработать и что это вообще такое? Ну, самый известный, наверное, шеринговый сервис – это Airbnb, то есть аренда квартир и сдача квартир в аренду. Любых помещений: домов, я не знаю, погребов…

С. Оселедько Там и яхты сдают.

А. Плющев Теперь – да. Поначалу были там комнаты, дома, квартиры и так далее.

С. Оселедько Замки.

А. Плющев Особенно если вы сдавали квартиру сами, тоже нам после перерыва позвоните. Можно пока отправлять смски на этот счет — +7-985-970-45-45, или твиттер-аккаунт @vyzvon, или веб-форма на нашем сайте.

В общем, общая идея у этих сервисов такова: если у тебя что-то есть, ты можешь на этом заработать деньги или отбить часть расходов на это. Вот про часть расходов на это – это как раз сервис BlaBlaCar, о котором тоже пойдет речь и которому будет посвящено интервью. Идея его такова: если у вас есть машина и вы куда-то собираетесь в поездку, вы можете кого-то взять из попутчиков, они вам оплатят бензин, ну, или часть бензина, часть топлива. Вы сами устанавливаете цену на поездку. Оно не столько заработать ставит своей целью, сколько вот отбить некоторые расходы.

И у нас довольно популярно, ты знаешь, я слышал, мне один знакомый рассказывал, говорит: а я вот отдыхал летом на Алтае, я купил там дом. Хорошо. Или дом у его жены, неважно. Хорошо. Это нужно от Барнаула ехать четыре часа на машине, никакой транспорт туда не ходит. Я говорю: а как ты добирался-то? Это же интересно. Ну, как? Обычно BlaBlaCar. BlaBlaCar? – спросил я. Я ни разу не пользовался. И он мне рассказал, что вот он прилетает в Барнаул. До этого где-то за месяц, за две недели они договариваются. Кто-то едет в этот район куда-то по пути, они договариваются. Набивается целая машина, четыре человека. Ну, то есть, водитель и три еще. Они ему скидываются, какую-то, в общем, довольно символическую сумму, типа тысяча рублей. Да, там можно на такси поехать, но представляешь, дорога от Барнаула куда-то в глушь там. Можно на такси поехать, оно будет стоить где-то, он сказал, в пять раз дороже обходится такси, ну, вот если ты его арендуешь.

С. Оселедько Да, то есть, как замена такси это вряд ли получится, потому что нет оперативности. Это скорее как замена поездам или электричкам.

А. Плющев Именно, именно. Потому что я когда изучал, вот как действует BlaBlaCar, у них тоже часто спрашивают: вы, получается, конкуренты Uber? Да какому Uber? Uber тут поди войди вообще с его размахом, мощью и возможностями и той же оперативностью, о которой ты сказал. Нет, поездам, именно поездам и автобусам междугородним.

С. Оселедько Я тут подумал: у нас же запускают эту трассу платную M11 под боком с какими-то совершенно безумными ценами. Я думал: может, кого-то брать на борт, чтобы отбивать стоимость проезда по платной дороге?

А. Плющев Конечно. Может быть, на это и рассчитано, кстати, введение такой безумной платы.

С. Оселедько Надо зарегистрироваться.

А. Плющев Более того, я, например, зарегистрировался как раз попробовать на этом BlaBlaCar. Там, правда, не приняли мой профиль, потому что я поставил ссылку на профиль на «Эхо Москвы», как-то подозрительно это сочли, как-то человек, в общем, с работой решил с такой… Я шучу, я не знаю, по каким они причинам отвергли мой профиль, но неважно.

С. Оселедько Но в России-то это, пожалуй, все. Airbnb и BlaBlaCar – и все. Что-то еще можно найти в интернете, типа RentMoney или что-то с прокатом одежды, вечерних платьев особенно, но как бы в России как-то глухо. Наверное, потому что то ли народ очень недоверчивый, то ли онлайн-платежи как-то не так сильно развиты. Потому что на Западе, там, по-моему, арендовать можно вообще все на свете.

А. Плющев Вот, и мы сегодня немножечко пошерстили. Чуть-чуть отобьем хлеб у Ирины Баблоян, которая вам в программе «Эхонет» рассказывает о сайтах. И мы нашли какое-то неимоверное количество различный сайтов и сервисов. Вот у нас еще есть три минутки, чтобы о них рассказать, но, может, потом тоже упомянем.

Начнем с простых. Кроме Airbnb и BlaBlaCar, известных всему миру, есть еще, например, американский, вот он Zilok называется. Zilok, он позволяет… я не знаю, какая игра слов на английском здесь. Но тем не менее. Здесь можно все абсолютно тоже арендовать. Меня интересовали автомобили.

С. Оселедько Потребительские товары, да?
А. Плющев Да, автомобили. И вот ты забиваешь, где ты это хочешь – например, Сан-Франциско. И тебе предлагают тип автомобиля выбрать в более сложном поиске, я не знаю, еще какие-то вещи. В прокатную контору ты приехал, и тебе предлагают машины довольно дорого и такого очень среднего сегмента. Ни шикарную машину ты практически никогда не можешь арендовать в ренте, если ты вдруг хочешь. Там есть какие-то, то Ламборгини нет, как правило. А тут есть, я нашел Ламборгини. Ну, мне не надо, я вообще стараюсь подешевле, но вот если кому надо… И подешевле. Потому что в прокатах, как правило, они очень быстро обновляют паркинг, у них, как правило, новые машины, чтобы не возиться с обслуживанием старых. А здесь у людей-то старые машины. Вторая стоит в гараже, какая-нибудь Тойота Королла 89-го года. Ну, и чего? Стоит и стоит. А тут раз – и можно из нее делать деньги. Пожалуйста, можешь снять – 35 долларов в день.

С. Оселедько А как они решают там проблему с угонами? Страховая компания возмещает тебе убытки, если ты машину с ключами и документами отдал? Мне кажется, у нас это по закону как-то не пройдет.

А. Плющев Вот большая проблема, конечно, у нас с законами, и обсудим мы это попозже.

С. Оселедько Потому что ни одна страховая не выплатит тебе страховку за машину, которую ты отдал с ключами и документами кому-то.

А. Плющев Ну, там ты заключаешь договор через вот эту компанию, она предоставляет типовой договор, ты заключаешь его. И там вносится залог, естественно, вносится залог, точно так же, как в прокате. Единственное, что, в отличие от проката, ты не снабжаешь свою машину спутниковым…

С. Оселедько Слушай, каршеринг как раз у нас активно развивается, даже что-то Правительство Москвы на государственном уровне пытается делать каршеринг, электромобили какие-то. В Париже я видел такие штуки неоднократно. С машинами эта тема раскрыта давно. Можно арендовать вообще какие-то совершенно удивительные вещи. Во-первых, можно банком быть. И там есть сервис с таким приятным русскому уху названием zopa.com. Это британский сервис. Если у тебя есть лишние деньги, ты можешь совершенно спокойно их кому-нибудь дать взаймы под проценты и побыть таким банком. Говорят, что они там больше миллиарда фунтов сдали.

А. Плющев Выдали. Мы вернемся к этому. Сейчас про BlaBlaCar. Вот Фредерик Маззелла, глава BlaBlaCar. Французский сервис – кстати, о Франции. И Алексей Лазоренко, менеджер BlaBlaCar по России и Украине, у микрофона нашего корреспондента Алексея Соломина.

(звучит запись)

А. Соломин Вы достаточно молоды для потенциального миллиардера.

Ф. Маззелла Для такой компании да я не так уж и молод, я выгляжу так просто. Мне 39, 40 будет в следующем году. Нет, я молод, вы правы, но мне 39.

А. Соломин В России мы себе других миллиардеров представляем.

Ф. Маззелла Ну, я не миллиардер. То, что компания оценена в миллиард, еще не значит, что я миллиардер.

А. Соломин Да, я знаю. Но вы же будете.

Ф. Маззелла Этого я не знаю. Вы знаете.

А. Соломин Ну, я думаю.

Ф. Маззелла Вы думаете, ок (смеется).

А. Соломин Как вам пришла идея BlaBlaCar?

Ф. Маззелла Очень легко. Я родился в сельской местности во Франции, когда мне нужно было ехать к моим родителям из Парижа – это пяться километров. Как-то на Рождество нужно было поехать, и все поезда были переполнены, я уехать не мог. Моя младшая сестра, у нее была машина, и она подобрала меня в Париже и отвезла меня в Вандею (это моя малая родина). По дороге я видел поезд, который был переполнен, и автомобильное шоссе, которое было совершенно пустым. И я сижу и думаю: о боже, надо что-то сделать, предложить пустые места в авто тем людям, которые хотят путешествовать. Так мы и сделали: дали возможность водителям предложить свободные места пассажирам. Вот уже больше десяти лет прошло, а я не могу прекратить думать об этом.

А. Соломин Сейчас ваш проект получил сотни миллион, ну, хорошо, миллиард долларов от инвесторов. Когда вы планируете стать прибыльными?

Ф. Маззелла Не сейчас, потому что быть прибыльными, генерировать прибыль означает, что вы перестаете инвестировать в рост компании достаточно средств. То есть, сейчас мы ставим на рост, мы вынуждены стимулировать этот рост. Это основная причина, по которой мы привлекаем средства. Таким образом мы быстрее можем расширяться географически. Если бы мы стали получать прибыль, то не должны были бы искать новые инвестиции. Но пока есть пространство для экспансии, мы, скорее всего, не выйдем на прибыльность.

А. Соломин Чего вы от России ожидаете?

Ф. Маззелла Вопрос-то серьезный.

А. Соломин Россия – не очень хорошая страна для путешествий: дороги плохие, пространства широкие, люди у нас не очень хорошо себя чувствуют с незнакомцами рядом, стараются не общаться с незнакомцами и вообще их боятся. У вас опыт работы здесь отличается от других стран? И вы думаете, что проект будет популярным?

Ф. Маззелла Он будет, и он уже популярен. Вам может так казаться, что есть люди, не готовые подсаживаться в чужие машины или пускать в свою машину других. Но у нас есть информация, мы сейчас в 90 странах работаем, нет ни одной страны, куда бы мы ни приходили, где бы люди не говорили то же самое, что вы говорите сейчас.

А. Соломин Что, ни одной?

Ф. Маззелла Все говорят, все время говорят: вы знаете, здесь люди не захотят свою машину делить с кем-то, они свои машины любят, незнакомцев они пускать не будут. Но когда мы начинаем разворачиваться, то постоянно видим, как и в России, что рост в этих странах превышает наши ожидания. Сообщество день за днем растет, причем очень-очень быстро. Мы создаем сообщество, где люди разделяют свои права, свои обязательства по оплате. У нас созданы профайлы на каждого, кто зарегистрирован. У вас есть их фотографии, вы видите рейтинг человека на основе оценки других людей. Мы проверяем телефонные номера при регистрации, есть телефонная история. Вы можете свой профайл связать с вашим профилем ВКонтакте. Это создает достаточный уровень надежности, что вы не окажетесь с тем, с кем уже были проблемы.

А. Соломин Вы тестируете аудиторию, перед тем как зайти в страну?

А. Лазоренко В случае прихода BlaBlaCar в Россию и Украину все было даже намного проще, потому что до этого BlaBlaCar пришел сюда через поглощение локального проекта Подорожники.ком. И мы, в принципе, уже смогли в какой-то степени даже раскачать, прощупать аудиторию, мы поняли, насколько это может быть востребовано, и потенциал действительно мы увидели громадный. Мы в первую очередь начали работать с фестивалями, это дало нам сразу же возможность сформировать критическую массу на определенных направлениях. И мы видели, как быстро начинает расти вокруг определенных географий, как быстро начинает расти аудитория. Мотивация довольно-таки простая: все люди хотят экономить, все люди хотят путешествовать более эффективно и экономно. Мы давали им такую возможность, и у нас было очевидно, что потенциал в России и в Украине, он действительно колоссальный. И мы убедились в этом, BlaBlaCar убедился в этом уже спустя первые три месяца, когда у нас планы были на год, условно, которые мы сделали за три месяца. У нас в первые три месяца зарегистрировалось более двухсот пятидесяти тысяч человек, а спустя десять месяцев уже зарегистрировалось более миллиона.

То есть, это стало таким очевидным доказательством того факта, что на самом деле все вот эти вот какие-то сомнения относительно закрытости людей, относительно плохой инфраструктуры, которая абсолютно не предназначена для путешествий на автомобиле – это все лишь стереотипы, на самом деле люди путешествуют много, и аудитория, которая пользуется нашим сервисом, она довольно-таки продвинутая, она довольно-таки открытая, и никаких абсолютно существенных разниц с пользователем в Европе мы не наблюдаем. Это абсолютно такие же шаблоны использования, абсолютно так же люди открыто коммуницируют, так же заполняют свои профайлы. И, в общем-то, они хотят шерить, они хотят делиться, они хотят путешествовать вместе, экономить вместе, и никакой принципиальной разницы с европейским рынком.

А. Соломин Господин Маззелла, какой самый успешный опыт вы получили за пределами Франции?

Ф. Маззелла Россия, наверное.

А. Соломин Россия?

Ф. Маззелла На самом деле Россия побила все ожидания, потому что менее чем за два года BlaBlaCar стал очень популярным. Вы знаете, чтобы достичь такого уровня известности сервиса и такого количества его пользователей, во Франции нужно 5-6 лет, а в России это менее двух лет. Мы готовы к очень-очень хорошей судьбе проекта, к тому, что все будут им пользоваться.

А. Соломин Каким образом вы монетизируете ваш проект?

Ф. Маззелла Наша модель монетизации основана на транзакциях. Когда пассажир резервирует место в машине у водителя, имеющего свободное место, мы берем комиссию от 10% до 15%, в зависимости от условий. То есть, это бизнес-модель, основанная на транзакциях.

А. Соломин Как вы будете монетизировать здесь в России, если люди предпочитают использовать наличные? Пока вы разрешаете, насколько я знаю, то есть пока это выглядит как благотворительность.

А. Лазоренко Да, все верно, пока мы разрешаем. И, в принципе, в ближайшие как минимум полгода у нас не стоит на повестке дня вопрос монетизации. Мы сейчас начинаем менять систему бронирования, которая, в общем-то, приблизит использование сервиса к той модели, которая сейчас уже широко используется в Западной Европе. То есть, полноценное бронирование, ты получаешь практически билет на проезд у водителя. И это сделает систему более надежной, это сделает систему более прозрачной, потому что пассажиры, которые бронируют места, они будут видеть не только подтверждение своей поездки, но они будут видеть, с кем, какие другие пассажиры будут с ними делить эту поездку. То есть, больше прозрачности, больше надежности. И это наша задача на ближайшие полгода, развернуть вот эту вот систему бронирования.

Сейчас действительно у нас пассажиры рассчитываются с водителями наличными, и мы не хотим каких-то строить дополнительных барьеров, мы в ближайшее время будем позволять это делать. При этом хочу отметить, что, в целом, в России довольно-таки уже большой процент пользователей интернета, которые совершают онлайн-транзакции, и это становится нормой. И мы абсолютно не боимся в России однажды запускать монетизацию, потому что мы знаем, что Россия – это довольно-таки уже продвинутый, как бы кому ни казалось, продвинутый интернет-рынок. Поэтому все будет отлично, мы в этом уверены.

А. Соломин Ну, и, соответственно, придется платить налоги. То есть, это поможет вам нормально платить налоги в России.

А. Лазоренко Конечно. Мы на самом деле строим долгосрочные, долгоиграющие планы в России, мы здесь всерьез и надолго, поэтому мы хотим платить налоги, мы будем платить налоги. И, в общем-то, наша деятельность будет абсолютно прозрачна, абсолютно законна, поэтому никаких вопросов даже быть не может.

А. Соломин BlaBlaCar работает в основном как сервис для межгорода. Есть стартапы, которые работают внутри города. Может быть, нужно обратить внимание на это направление?

Ф. Маззелла Нет, сегодня мы основываемся на модели костшеринга, то есть люди разделяют цену поездки на дальние расстояния. Это способ, который позволяет каждому экономить: и водителю, и пассажирам. На коротких расстояниях цена около четырех центов за километр, в рублях это… сколько это в рублях? Серьезно, один рубль? Очень дешево.

А. Соломин Вы, кажется, собрались убить нашу отрасль частного извоза.

Ф. Маззелла Нет, потому что для водителя один-два рубля за километр – это очень низкая цена, она не позволяет водителю экономить на шеринге. Когда вы едете сотню, двести или триста километров, тогда эти несколько сотен рублей с пассажира создают экономию, тогда это происходит. На очень короткие расстояния за пять или десять рублей водители не будут брать пассажиров.

А. Соломин Если я правильно понимаю, если водители по вашей модели будут работать в городе, то никогда никакой выгоды не получат.

Ф. Маззелла Совершенно никогда никакой выгоды не получат. Это основа костшеринга, поэтому это работает только на больших расстояниях, когда экономия от шеринга значительна. Две или три сотни рублей – тогда хорошо. За один рубль, за два или пять рублей водители даже связываться не будут, делать телефонные звонки и собирать пассажиров, тратить ваше время, энергию на это.

А. Соломин Вы планируете сами по России попутешествовать?

Ф. Маззелла Что, я? Я вчера прилетел из Парижа, а в субботу уже улетаю в Париж, я на три дня в Москве всего.

А. Соломин Что насчет ваших планов по развитию в США, Японии или, скажем, в Китае, в тех странах, где вы еще не работаете?

Ф. Маззелла Очень много. Мы объясняем наше отсутствие в США сегодня тем, что бензин в США очень дешевый, двигаться на машине по Америке супердешево, и там не так много чего шерить. А насчет других стран, следующее, где мы запускаемся – это Бразилия в концу года, а там и другие страны.

А. Соломин Работа в Бразилии имеет особенности свои?

Ф. Маззелла Посмотрим. К концу года запустимся. У нас команда там работает, и начнем работу к концу года, тогда сможем больше сказать, пока просто не начали.

А. Соломин Договорились. Россия требует перевода персональных данных пользователей на российскую территорию. Вы уже это сделали?

А. Лазоренко На самом деле, да, закон этот вступил в силу, и мы сейчас делаем все, для того чтобы как можно скорее начать его соблюдать. Мы давно уже инициировали этот процесс, но технически он не такой простой, потому что действительно требует вмешательства в текущую инфраструктуру баз данных, и это требует довольно-таки много времени, много усилий. Поэтому мы над этим работаем, и в ближайшее время эти требования будут соблюдены, но это требует времени немножко.

А. Плющев Это Фредерик Маззелла, глава BlaBlaCar, и Алексей Лазоренко, менеджер BlaBlaCar по России и Украине, разговаривал с ними Алексей Соломин. Здесь уже есть несколько вопросов, несколько реплик, и даже один из людей, которые заработали на сервисе, ну, во всяком случае отбили часть каких-то своих поездок – вызвоним после перерыва. Есть несколько очень забавных, смешных реплик. И об этом пойдет речь буквально через две минуты у нас вместе с Сергеем Оселедько.

Я напомню, что мы хотим, чтобы позвонили к нам в эфир по +7 (495) 363-36-59 пользователи любого шерингового сервиса такого рода, особенно которые зарабатывали, особенно которые сдавали квартиры, работали в качестве водителя вот на подобных автомобилях. Uber не считается, кстати, другого рода сервис.

С. Оселедько Хотя Uber – это же тоже шеринговая модель вполне себе.

А. Плющев Ну, не совсем, нет, совсем нет, я бы даже сказал. Ладно, поспорим об этом через две минуты.
РЕКЛАМА

А. Плющев Ну вот, значит, нам написал Василий где-то минут десять назад: «Постоянно пользуюсь BlaBlaCar как водитель. Деньги тут играют второстепенную роль. Позвоните – расскажу в эфире». Василий в эфире. Просили позвонить – вот мы позвонили. Василий, добрый вечер.

Василий Здравствуйте.

А. Плющев Расскажите, да, о том, какую там роль играют деньги, как вообще, что такое, где возите, кого возите.

Василий Я довольно часто езжу на большие расстояния по своим частным делам, и вот недавно открыл для себя этот сервис. В принципе, необходимости что-то зарабатывать, что-то компенсировать у меня нет. Денежная составляющая большой роли не играет. Но оказалось, что просто таким образом можно найти интересных нормальных попутчиков, которые…

А. Плющев Если скучно ехать.

Василий Да, нескучно ехать, не дают заснуть. А деньги здесь, они просто дисциплинируют. Есть денежная составляющая – это значит, что если мы договорились в 4 утра где-то встретиться в Москве, то я действительно встану и в 4 утра там буду. Оказывается, что без каких-то обязательств это сделать довольно трудно.

А. Плющев Это дисциплинирует вас, но это не дисциплинирует их, увы. И пока не будет предоплаты по карточке на сайте, когда человек вносит и за свои деньги уже, хочешь – не хочешь, придет, то это никогда их не дисциплинирует, к сожалению. Насколько дисциплинированы пассажиры наши?

Василий Вы знаете, не было… я вот делал это уже пять раз – ни разу не было ни малейших проблем, ни малейших задержек, и все прошло просто замечательно. И с людьми после поездки мы даже продолжаем переписываться в социальных сетях, поскольку за десять часов дороги какие-то возникли общие разговоры, общие темы, общие интересы.

А. Плющев Ну да. Нет, там очень много тонкостей, я видел. Например, можно выставить, когда ты в качестве пассажира, можно выставить, что водитель – женщина. Это если ты сам женщина, если пассажир – женщина, если она боится ехать с мужчиной, она может выставить галочку, если у тебя в профиле написано, что ты женщина, соответственно, ты можешь выбрать себе водителя-женщину. Там так решается проблема возможного харассмента.

Василий Там еще есть важная вещь – это возможность написать отзывы как водителю, так и пассажирам…

А. Плющев Друг о друге.

Василий Да. И те, кто, допустим, видят мою заявку на поездку, они могут это почитать и сделать какие-то выводы, принять решение.

А. Плющев Ну да, понятно. Хотя, конечно, от субъективизма никто не защищен. Черт его знает, что там понравится, что не понравится человеку.

С. Оселедько С другой стороны, без отзывов нельзя.

А. Плющев И оценок.

С. Оселедько Да, и оценок. Это единственное, что как-то вообще делает эту модель жизнеспособной, потому что иначе там будет полное раздолье для мошенников и для всего остального.

А. Плющев Ну, мошенники, я так понимаю, мошенничества фактор самой системой еще частично отсекается. Василий, может, меня поправит.

Василий На самом деле все работает на доверии. Нужна определенная смелость, уверенность в себе, чтобы предлагать свой автомобиль людям. Но вот на практике с людьми предварительно созваниваешься и разговариваешь, спрашиваешь, кто они, по каким делам едут. В общем, это решает обычно… можешь всегда отказать, заранее можешь сказать, что не хочешь ехать с этим человеком.

А. Плющев Спасибо вам большое, Василий, спасибо, интересно очень. Если еще кто пользовался у нас, или сдавал квартиру, или, может быть, возил на автомобилях, или снимал квартиру через Airbnb, или какими-то другими сервисами, я не знаю, вы пользуетесь – позвоните нам. +7 (495) 363-36-59. Я пока смсочки почитаю.

Да, тут наш слушатель SWK (не знаю, как ему нравится, чтобы его называли, он все время критически настроен) прислал две смешных смски. Одна: «Платишь символическую сумму в тысячу рублей, — это я сказал про поездку от Барнаула. – Страшно далеки они были от народа». Имеет в виду он меня. Когда у вас такси стоит пять или десять тысяч, тысяча, естественно, становится символической суммой. Это все в сравнении познается, знаете? Если… как у нас есть, лоукостер «Победа»? У него три тысячи рублей – может быть, вам билеты тоже дорогие на него, я не знаю. Народу близок лоукостер «Победа» или нет? Я не знаю, мне кажется, близок. Если есть такие билеты.

С. Оселедько Я думал, ты у меня спрашиваешь – так смотришь.

А. Плющев Ну, а на кого мне еще смотреть? Кроме тебя нет никого здесь. Василий Антипов есть. Черт, ты тут!

И еще пишет нам тот же SWK: «Неприбыльный сервис на миллиард! Блин, опять Плющев очередной МММ за взятки рекламирует», — зачем-то обвиняет он меня, совершенно необоснованно. «Я категорически требую призвать к ответу доставалу и барыгу». Конечно, SWK – большой специалист в инвестиционном бизнесе, он знает, что если бизнес на миллиард, он не может быть не прибыльным в принципе. А если он неприбылен, то это МММ. На всякий случай рекомендую, например, посмотреть Tesla Motors в Википедии и ее нынешние показатели, насколько прибылен этот бизнес, сколько он стоит и насколько он прибылен – сразу все поймете. Ну, боюсь, SWK ничего не поймет, но все остальные, кто, в общем, менее уверен в себе и меньший специалист, он, может, поймет.

Так, что у нас, есть ли звонки? Есть. Давай попробуем снять трубочку. Здравствуйте, добрый вечер.

Слушатель1 Добрый вечер. Алексей, Москва.

А. Плющев Здравствуйте, Алексей.

Слушатель1 Имею опыт использования Airbnb – очень понравилось. Достаточно задешево снял несколько раз квартиру на побережье в Европе.

А. Плющев А вы в какой стране снимали, если не секрет?

Слушатель1 В Испании.

А. Плющев И скажите, просто в последнее время как-то говорят, на Airbnb стало несколько сложновато: там все квартиры расхватаны и, в общем, стали цены приближаться к отельным. Нет?

Слушатель1 Нет, цены к отельным не стали приближаться. Квартиры действительно расхватывают, просто надо бронировать заранее.

А. Плющев Понятно. А как вам вся вот эта бодяга? Мне, например, вот с Airbnb чего не нравится – это то, что заранее надо списываться, договариваться, потом где-то встречаться, ключи получать. Ну, иногда это решается, особенно в какой-нибудь Америке – тебе код сообщают от замка, и все, и ты даже часто не встречаешься с хозяином.

Слушатель1 Вы знаете, я снимаю квартиру на протяжении уже, наверное, лет восьми, не только через Airbnb. Для людей это, в общем-то, бизнес в 90% случаев, это не так чтобы человек сдал свою квартиру, в которой он проживает. Либо он сдает в лучшем случае так называемую дачную квартиру, то есть где он сам с семьей проводит две недели отпуска, либо все-таки это несколько квартир, которыми один владелец владеет в данном конкретном регионе. Либо, опять-таки, они связываются с агентами – в моей практике тоже такое было, что на Airbnb интерес владельца представляет банальный агент по недвижимости, который подвозит ключи.

А. Плющев Понятно. Спасибо вам большое, интересно. У кого еще есть опыт, тоже позвоните. Вот нам Алиса из Казани пишет: «Автостоп значительно удобнее, универсальнее и веселее». Ну, чем BlaBlaCar. «По личному опыту. Теплой трассы всем, кто сейчас в пути, а вам удачного эфира». Алиса, спасибо большое. Я рад очень, что нас слушают молодые радиослушатели. По Алисе очевидно, что она молода, если не возрастом, то душой точно. Автостопом могут путешествовать только люди помоложе. Тем, кто постарше, особенно если ты с детьми или с пенсионерами, там ты уже так не попутешествуешь автостопом здорово. Ну, молодые – тоже прекрасно. Молодость – это замечательно.

У нас все пять линий горят, это прекрасно, много народу пользовалось. Чем пользовались вы? Здравствуйте.

Слушатель2 Александр, здравствуйте, добрый вечер. Меня зовут Ольга. Я вот не от хорошей жизни сдала квартиру.

А. Плющев Через что?

Слушатель2 Через риэлтора.

А. Плющев А при чем тут наша программа?

Слушатель2 И через полгода они залили мне соседей.

А. Плющев Понятно. Прошу прощения, немного о другом передача. Извините, бога ради. Мы про сервисы немножко, а не про отношения арендодателей и арендаторов. +7 (495) 363-36-59 – наш телефон, если вы чем-нибудь пользуетесь.

Ну, мы, кстати, сегодня нашли еще много разных сервисов довольно смешных. Они все зарубежные, хотя могут ими пользоваться и россияне. Вот в одном из них мы нашли много россиян, но об этом чуть позже. Давай, Сереж, расскажем, что ты еще нашел.

С. Оселедько На самом деле на Западе можно арендовать и сдать в аренду все что угодно вообще. То есть, лишние деньги, если кому-то повезло, можно сдать место на парковке перед домом или перед офисом…

А. Плющев С местом на парковке расскажу. Есть такой сервис Parking Panda. Я пользовался аналогичным в Чикаго. Совершенно случайно я на него вышел простым поиском обычным. Научила жизнь, вот жизнь заставила моментально. Просто мы искали, когда приехали в Чикаго, искали парковку. Нашли где-то там в центре подземную, как обычно, в первую попавшуюся заезжаешь, все. Ну, и пошли гулять. Короче говоря, было лень возвращаться, и уже заплатили за сутки 42 что ли доллара, 42 доллара за сутки. Многовато, вообще-то, прямо скажем. Прямо скажем, сильно многовато. Так это близко уже к цене гостиницы, знаешь ли. Ну, в общем, надо было как-то экономить. Я поиском потом вечерком нашел, все. На следующий день я снял практически там же, чуть-чуть дальше, в подземной парковке в отеле за 13 долларов. Потому что какая-то компания, у нее есть места там, и она их через этот сервис сдает, потому что они пустуют.

С. Оселедько У нас сейчас в роли этой компании практически все жители Центрального округа, которые покупают парковочный абонемент…

А. Плющев Пермит резидента, да.

С. Оселедько Днем уезжают на работу куда-то и свое место могут совершенно спокойно сдавать несчастным офисным сотрудникам, которые приезжают в то же ЦАО работать днем, и отбивать совершенно спокойно стоимость этого своего пермита.

А. Плющев Да, но они могут только…

С. Оселедько Они ночью, а те днем.

А. Плющев Нет, что значит, они могут сдать? У них же нет (неразб.) на этом месте, места-то нет.

С. Оселедько Номера надо еще.

А. Плющев У тебя только возможность есть, есть возможность бесплатно ставить. А где ты ставишь – это уже твоя проблема.

С. Оселедько Опять же, несовершенство законов. Такая идея была хорошая.

А. Плющев То есть, вот эта вот, например, Parking Panda, она дает возможность дешевле сильно встать, чем на обычных основаниях. Компании, у которых есть места где-то, они продают.

С. Оселедько Так там есть еще более экзотические вещи. Во-первых, можно сдать в аренду еду, которую ты дома приготовил. Я нашел сервис, который Feastly называется, там, собственно говоря, можно приготовить дома еды, позвать человека, покормить его за небольшие деньги. И заработать, и дешевле, чем в ресторане, и пообщаться – и везде профит.

А. Плющев Это вообще очень прекрасная тема. Сейчас я вернусь к смскам и к звонкам.

С. Оселедько Компании могут сдавать свободные рабочие места. Вот мне идея очень нравится. Есть в офисе пара свободных столов…

А. Плющев Коворкинг.

С. Оселедько Коворкинг можно сделать прямо вот с помощью сервисов, не отходя от кассы, и смузи подогнать тоже.

А. Плющев Про еду мне ужасно понравилось, например. Потому что у нас же… вот это для нас сервис. Единственное, что мы не доверяем людям, которые пришли, ну, вот зашли с улицы, мы их не знаем. А так, в принципе, у нас же просто в крови готовить салат оливье, в смысле, таз салата, не просто салат…

С. Оселедько Холодец еще.

А. Плющев Ну, стол, сколько остается обычно с застолья? А так люди поели, еще денег дали.

С. Оселедько Как раз 1 января можно…

А. Плющев Вот, 1 января на доедалки всех приглашать. Самое дешевое, кстати, будет, потому что огромная конкуренция. Приглашать на доедалки. Серьезно. Вот мы сейчас смеемся, это бизнес-идея очень хорошая. Другое дело, нужно только преодолеть вот это недоверие. Потому что пусти кого в дом – а он нажрется и мордой в салат, понимаешь? Непонятно. Или ему не понравится еда, он устроит дебош.

С. Оселедько А еще, знаешь, есть сервис какой? Аренда предметов современного искусства.

А. Плющев Зачем?

С. Оселедько То есть, если у тебя есть дома «Венера Милосская», можешь ее на время…

А. Плющев Современного, Сереж, современного.

С. Оселедько Ну, современная.

А. Плющев Я не знаю, уже «Черный квадрат» не современный давно.

С. Оселедько Церетели.

А. Плющев Если у тебя есть дома художник Павленский, например, то ты можешь – ну, или продукты его какой-то деятельности – то ты можешь его как-то сдать в аренду. Или Pussy Riot дома живут у тебя, например, можно.

Слушайте, есть, очень мне понравилось… так, сейчас, секунду.

С. Оселедько Давай, может…

А. Плющев Да, смс и звонки, сейчас. «Ездил BlaBlaCar – пока многие водители пытаются вполне заработать. На четыре поездки, четыре отбракованных водителя, один мошенник», — пишет Тема. Кстати, вот я там смотрел маршрут, самый популярный маршрут Москва – Петербург, там даже цены уже устоялись. 750 рублей, если ты выезжаешь загодя. Прямо сейчас – что-то типа тысячи. Ну, вот если срочно, где-то тысяча, а завтра уже 750. Я так поглядывал. За 750 нормально до Питера доехать, мне кажется.

С. Оселедько Очень нормально.

А. Плющев Да. Алло.

Слушатель3 Алло.

А. Плющев Да, здравствуйте.

Слушатель3 Добрый вечер. «Эхо Москвы», да?

А. Плющев Да.

Слушатель3 Вас еще тема Airbnb интересует?

А. Плющев Да, совершенно верно.

Слушатель3 С вами говорит бывалый турист, который уже с полсотни стран объехал. И я стараюсь гибко подходить к этому вопросу. Если дешевая страна, дешевый город, то стараюсь в отеле останавливаться. А если дорогой, то ищу в Airbnb.

А. Плющев Так. Ну, правильно. Например, где-нибудь на Манхеттене гостиничка разорит тебя за одни сутки.

Слушатель3 Конечно. Нет, не на Манхеттене, можно немного в стороне…

А. Плющев Ну да.

Слушатель3 … и вполне, так сказать, благополучно. Потому что на Манхеттене действительно дорого.

А. Плющев Очень, очень.

Слушатель3 Но есть и другие страны, средние. Кстати, из дорогих стран – Объединенные Арабские Эмираты, пришлось то же самое…

А. Плющев О, расскажите о том, как в Эмиратах. Ну, в общем, это такая с немного другой культурой страна, как мне кажется. Как там Airbnb работает?

Слушатель3 Нормально.

А. Плющев Нормально? Все так же? То есть, ничем от Европы не отличается?

Слушатель3 Надо сказать, что…

А. Плющев Я в Израиле снимал.

Слушатель3 … дело в том, чтобы снять через Airbnb, тебя хозяин должен одобрить.

А. Плющев Это правда.

Слушатель3 Списались, обговорили – все нормально. Ну, так как я уже великовозрастный турист, то от меня выходок, наверное, не ждут плохих. Вредных привычек нет. В общем, отказов очень мало бывает, чтобы не принял хозяин. Но, с другой стороны, вот там, где дорого, к тем же Эмиратам вернуться, дешевые отели, читаешь отзывы – потому что, прежде чем снять отель и даже в Airbnb, читаешь отзывы…

А. Плющев Ну да, естественно.

Слушатель3 И ищешь отрицательные отзывы, потому что положительные, они не дают полной картины.

А. Плющев Это правда.

Слушатель3 И часто недорогие отели содержат индусы, там грязь, тараканы, толпы индусов, кричащие дети – в общем, неспокойно. Поэтому я в частом секторе. Но даже в такой недорогой стране, как Бразилия, часть городов у меня были отели, а часть – частный сектор. Вполне благополучно.

А. Плющев Понятно. Ну, кстати, насчет кто что содержит – вот это раз на раз не приходится, как что попадешь. Я однажды попал – извините, что не по теме – в Стокгольме, там пакистанцы держали, по-моему, отель. Он, во-первых, был очень приличный, чистенький и дешевый. Во-вторых, это один из немногих, где удобства не приходилось делить с другим номером. Почему-то в Стокгольме это очень распространено. Ну, такая особенность. Ну, из дешевых. То есть, ты очень дорого платишь за то, чтобы удобства были у тебя в номере. Но неважно. Это, опять же, раз на раз не приходится.

«BlaBlaCar по России, — пишет нам Пунк, — очень выручает: можно с легкостью добраться до глухих деревень, куда таксисты бы очень заломили». Это абсолютная правда. «Были критические ситуации, очень выручило в этом году». Видишь, опять же, тоже раз на раз не приходится.

Давай еще звонок возьмем что ли. Добрый вечер, здравствуйте.

Слушатель4 Алло.

А. Плющев Да, здравствуйте.

Слушатель4 Здравствуйте.

А. Плющев Здравствуйте. Как вас зовут?

Слушатель4 Меня зовут Сергей, я уже прикрутил громкость, я в машине, слушаю вас.

А. Плющев Да, Сергей, пожалуйста. Вы чем пользовались?

Слушатель4 Пользовался я BlaBlaCar, причем как в качестве водителя, так и в качестве пассажира.

А. Плющев Расскажите.

Слушатель4 У меня иногда случаются разъезды по Центрально-Черноземной России, и вот в город Нижний Новгород и в город Казань я ездил в качестве водителя и брал пассажиров.

А. Плющев Так.

Слушатель4 Причем не от конца до конца, а, допустим, с высадками и посадками во Владимире, в Нижнем Новгороде, в Чебоксарах.

А. Плющев Классно. Поработали маршрутным такси.

Слушатель4 Что-то вроде. А в Воронеж, допустим, я ездил, наоборот, пассажиром, и это оказалось дешевле, чем ехать на поезде.

А. Плющев Ну да, так оно, собственно, и задумано.

Слушатель4 Дешевле, чем на поезде и на автобусе, очень удобно…

А. Плющев Были у вас неприятные ситуации, как с пассажирами, так вот и с водителем?

Слушатель4 Нет, ни разу. Все вполне благополучные, вполне корректные, никаких претензий ни у меня, ни ко мне не было.

А. Плющев Понял. Интересно, спасибо. Реально BlaBlaCar как-то набирает… Airbnb-то уже популярен…

С. Оселедько То есть, цифра в миллион человек похожа уже на правду по России.

А. Плющев По России?

С. Оселедько В интервью прозвучало.

А. Плющев Чисто зарегистрированных. Ну, это как? Ты один раз воспользовался… Мы с тобой редко ездим. Я вот в деревню езжу иногда: могу взять попутчика, но обычно у меня в качестве попутчиков банки там на заднем сиденье.

Еще буквально минутка у нас есть. Есть самый фантастический сервис…

С. Оселедько Это самое удивительное, да, что мы нашли. На самом деле этот сервис называется Rent a Friend – можно арендовать друга.

А. Плющев Ну, на самом деле это имеет смысл для путешественников, которые хотят взять местного языка, какого-то гида, ну, или просто приятеля, чтобы он местные кафешки показал и какие-то достопримечательности. Ну, вообще, чтобы если ты один путешествуешь, чтобы тебе было не скучно. Возможно, это как и сервис знакомств тоже используется.

Мы в Москве нашли, во-первых, здесь было 34 женщины в Москве в возрасте от 18 до 65 лет. И 24 мужчины. Среди них отличный чернокожий парень какой-то замечательный тоже есть. Единственное, что мне в этом сервисе не понравилось – нельзя установить поиск по владению языком. То есть, мне бы, например, приезжая куда-то в Европу, или в Соединенные Штаты, или, еще лучше, в Азию, хотелось бы, конечно, местного найти русскоязычного человека, чтобы с ним… ну, можно и англоязычного, конечно, но вот лучше совсем уж русскоязычного.

С. Оселедько Короче, можно сдать в аренду все что угодно: время, деньги, любые предметы, которые есть, одежду, место.

А. Плющев Да, но мы, к сожалению, в этом пока отстаем, больше как пользователи. Может быть, законодательная база, может быть, вообще общий инвестиционный климат здесь подводит, но как-то вот так. Но интересно, очень интересно, как все это развивается.

С. Оселедько За этим будущее, мне кажется.

А. Плющев Черт его знает. Вот это как раз не успели обсудить. Едва только в тему вошли. Надо еще одну будет программу делать, экспертов заодно позовем.

Сергей Оселедько, управляющий партнер компании Notamedia, был сегодня со мной, Александром Плющевым. Я еще приду в программу «Эходром».

С. Оселедько Всем пока!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире