'Вопросы к интервью
20 июля 2014
Z Точка Все выпуски

Инфогород: информационные технологии на службе горожан


Время выхода в эфир: 20 июля 2014, 21:10

С. ОСЕЛЕДЬКО: 21 час 8 минут в Москве. В эфире программа «Точка», обо всем интересном, что существует в виртуальном мире. Александр Плющев, в полном соответствии с Трудовым кодексом, в другом полушарии наслаждается заслуженным отпуском, поэтому сегодня я ее единственный ведущий Сергей Оселедько.

В последнее время на улицах Москвы появилось огромное количество рекламы, информирующей горожан о последних достижениях московского правительства в сфере информационных технологий. Тут и электронный референдум «Активный гражданин», и городская жалобная книга gorod.mos.ru. То тут, то там советуют искать велонасос под диваном, а велодрожки – на data.mos.ru. Вот обо всем об этом есть возможность у наших слушателей спросить с московского правительства за все, что происходит в сфере информационных технологий. Это можно сделать, отправив смс на номер +7-985-970-45-45 или в твиттер-аккаунт @vyzvon. А для ответа мы пригласили сегодня заместителя руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Андрея Белозерова. Андрей, добрый вечер.

А. БЕЛОЗЕРОВ: Да, Сергей, здравствуйте.

С. ОСЕЛЕДЬКО: Первый вопрос к вам. Передача у нас в первую очередь образовательная. Зачем горожанам так много сайтов? Про что они и зачем?

А. БЕЛОЗЕРОВ: Сегодняшняя жизнь такова, что хочется двигаться быстрее и быстрее, затрачивая на какие-то рутинные процедуры меньше времени. Вот все, что мы делаем в Москве, оно на самом деле во многом, если не во всем, направлено именно на это – чтобы сделать жизнь наших москвичей немножко более удобной, чтобы они тратили немножко меньше времени на всякого разного рода бумажную работу, беганье по инстанциями, а сидя дома за чашечкой кофе, решали свои такие повседневные бытовые проблемы, так или иначе связанные с какими-то органами московской власти. Поэтому все наши порталы, мобильные приложения, решения и сервисы, они все направлены на это, чтобы жизнь была чуть более удобной. Вот.

Все то, что вы сказали сейчас в начале передачи, да, оно, конечно, по-разному и для разных, может быть, даже аудиторий, но мы стараемся сделать таким образом, чтобы каждый, кто живет в этом городе, нашел какую-то возможность и, скажем так, его комфорт жизненный в этом городе стал чуть-чуть выше. Вот. Это и портал Госуслуг, где можно в онлайн-режиме получить городские услуги, не бегая по инстанциям. Это, как вы сказали, портал Наш город, где можно сообщить московской власти о каких-то проблемах, которые, может быть, мы не видим в силу малочисленности чиновников. Это и электронные референдумы по вопросам городского хозяйства, вот проект «Активный гражданин», это открытые данные – все, вот о чем мы сейчас с вами, видимо, поговорим.

С. ОСЕЛЕДЬКО: А что самое востребованное? Есть какая-то статистика? Потому что проектов огромное множество, если зайти на сайт департамента, там можно прямо запутаться в обилии направлений, которыми вы занимаетесь.

А. БЕЛОЗЕРОВ: Самые востребованные, пожалуй, сегодня – это две вещи. Это городские государственные услуги в электронном виде и это мобильные приложения. Городские услуги сегодня реализованы в двух ипостасях, скажем так. Одна из них виртуальная – это портал госуслуг pgu.mos.ru. А вторая, она такая реальная, жизненная – это многофункциональные центры государственных услуг, которые сегодня уже есть практически в каждом районе, до конца года планируется, что в каждом районе будет свой многофункциональный центр. Многофункциональный центр – это такое одно большое помещение, но чуть-чуть более удобное, с электронной очередью, с вызовами, с комнатой отдыха, с интернет-комнатой, где можно бесплатно за компьютером посидеть в интернете, пока, может быть, какая-то очередь идет. И самое главное, что туда мы потихоньку, скажем так, свозим все городские ведомства. Если раньше надо было сбегать в несколько адресов, постоять в паре пробок, то сегодня это все в одном месте, можно собрать все справки, если это необходимо, подать документы, получить документы, начиная от загранпаспорта, заканчивая свидетельством о рождении ребенка, там, любые другие документы.

С. ОСЕЛЕДЬКО: А регистрация у вас на портале госуслуг московских такая же запутанная, как на федеральном, тоже надо куда-то ехать или по почте две недели ждать?

А. БЕЛОЗЕРОВ: Теперь про портал госуслуг. Это как раз и есть та самая виртуальность, когда вообще ходить никуда не надо. Вот. С точки зрения регистрации, нет, мы изначально шли немножко по другому принципу, чем федеральный портал госуслуг, мы сделали такую регистрацию, которая не предусматривала поход куда бы то ни было. Вот. Почему? Потому что вот этот поход, он связан с удостоверением личности. Удостоверять личность человека необходимо тогда, когда оказываются юридически значимые услуги, ну, то есть, когда от этого зависит, там, имущество человека или еще какие-то аспекты его личной жизни. Вот. А такие простые услуги, такие информационные, например, взять оплатить свои ЖКХ-начисления, за квартиру оплатить – для этого и не надо, может быть, это делать, потому что сегодня это можно сделать в любом терминале QIWI. Естественно, терминал QIWI не проверяет личность человека, это не нужно, да? Поэтому и на портале мы пошли по этому пути.

Но буквально вот последние два года уже потихонечку информационные системы ведомственные наши, они доросли до такого уровня, когда мы потихоньку начинаем оказывать юридически значимые услуги тоже. То есть, например, сегодня пособие по… один из видов пособий, который сегодня есть – это когда до 20 недель беременности, беременная мама может получить единовременное пособие. Вот сегодня мы реализовали таким образом, что она подает заявку и получает деньги, ей вообще никуда не надо ходить. То есть, указывая номер фактически банковского счета, вообще никуда ходить не нужно. Раньше необходимо было сходить в три места, взять три справки, потом получить. Естественно, для такого рода услуг уже необходимо удостоверение личности человека. Все, что связано с финансами и с имуществом, да? Поэтому, в случае если человеку нужны такого рода услуги, то, да, к сожалению, ему придется сходить один раз в МФЦ.

Но и здесь мы постарались сделать как можно более удобно, то есть, не надо ничего ждать две недели по почте, там, и так далее. Ты приходишь в МФЦ – пять минут, тебе дают конверт с логином-паролем, ты зарегистрирован, и можно этим пользоваться. Надеюсь, что это чуть более удобно, может быть, чем на каких-то других… в других регионах, да?

Но, что важно, мы, конечно же, должны соблюдать единую техническую политику вместе с федеральными всеми решениями, и все те, кто зарегистрировался на Едином портале госуслуг, получил логин и пароль, они абсолютно бесшовно, то есть, без всяких дополнительных регистраций могут по своему логину и паролю зайти и на московский портал госуслуг. Потому что мы считаем, что если человек уже как бы произвел какие-то телодвижения, получил какие-то документы, то второй раз ему делать это не нужно, мы совершенно прозрачно даем доступ к тем услугам, которые есть на московском портале.

С. ОСЕЛЕДЬКО: А есть какая-то конкуренция с федеральным порталом госуслуг?

А. БЕЛОЗЕРОВ: Конкуренции никакой нет и быть не может. Ну, это если сравнить, а есть ли конкуренция между региональными властями и федеральными. Нет, конечно, у каждого есть свои заботы, свои хлопоты, у каждого есть свои какие-то задачи. И важно, чтобы мы здесь друг друга дополняли, чтобы мы, скажем так, те функции, которые, по законодательству, находятся на том или ином уровне власти, чтобы они реализовывались и в технических решениях абсолютно…

С. ОСЕЛЕДЬКО: Ну, вот если я пользователь федерального портала госуслуг, для чего мне может понадобиться московский портал госуслуг?

А. БЕЛОЗЕРОВ: Дело в том, что на федеральном портале оказываются услуги в основном федеральных органов власти. Там, Миграционная служба – получить загранпаспорт, да? Какие-то налоговые вещи и так далее. Но все такое вот муниципальное: записаться к врачу, оплатить ЖКХ, записать ребенка в детский сад, в школу, какие-то услуги в области строительства, получить, там, разрешение на строительство – вот это все то, что, по законодательству, реализует орган власти субъекта Российской Федерации. Соответственно, вот это все, оно и реализовано на портале госуслуг города Москвы. Поэтому, какие-то вещи можно и нужно получать на федеральном портале. Важно, чтобы это было прозрачно, да? Один раз зарегистрировавшись, человеку неважно, где он там, он в интернете, вот, и там два разных адреса – и все, не более того.

С. ОСЕЛЕДЬКО: Тут у слушателя есть вопрос, связанный с эргономикой и удобством портала госуслуг. Вот Лена из Москвы пишет, что портал pgu.mos.ru сложный и неудобный. «Мне 29 лет, и я трачу кучу времени и усилий, чтобы оплачивать ЖКХ». Вообще есть такая проблема у государственных порталов.

А. БЕЛОЗЕРОВ: Проблемы, конечно же, всегда есть у всех, они есть не только у государственных порталов, но есть и у коммерческих различных порталов. Мы абсолютно хорошо и правильно, я считаю, относимся к критике. И изначально, когда мы затевали новый дизайн портала госуслуг, мы хотели сделать его народным. То есть, мы проводили конкурс между дизайн-компаниями, дизайн-бюро интернетовскими, было порядка 15 заявок и порядка 15 различных дизайн-макетов, они были выставлены на публичное голосование. И выиграл вот тот дизайн, который сегодня на портале существует. Поэтому, да, наверное, можно критиковать и всегда можно делать лучше, и мы стараемся делать лучше, мы постоянно проводим различные виды тестирования, там, начиная от эргономического тестирования, интерфейсного тестирования, там, и так далее. Мы постоянно его улучшаем. Я надеюсь, что он и дальше будет улучшаться, он дальше будет еще удобнее. Вот.

С. ОСЕЛЕДЬКО: А какие услуги наиболее востребованы на портале? У вас нет такой проблемы, с которой столкнулся портал госуслуг на федеральном уровне, когда изначально попытались обеспечить вообще весь спектр, много-много сотен госуслуг, а потом столкнулись с необходимостью их сокращения, приоритезации и так далее?

А. БЕЛОЗЕРОВ: Важно, на мой взгляд, то, что информатизация, она неразрывна с административными реформами и реформами административных процедур. То есть, госуслуги в электронном виде и традиционные госуслуги – это все равно немножко разные процессы. И важно здесь понимать, что если мы запланировали перевод какой-то услуги в электронный вид, мы должны будем перестроить и технологию работы ведомства, да, которое эту услугу оказывает. Поэтому мы скорее пошли путем планирования вот этих вот консолидированных мероприятий, скажем так. То есть, мы не пытались сразу все тысячи услуг перевести в электронный вид. Ежегодно утверждаются планы комиссией по административной реформе – как правило, это где-то 100 услуг в год, которые переводятся, от 50 до 100. Три года назад было 50, сейчас уже по 100 в год мы переводим. Вот. Важно то, что по каждой услуге сначала все начинается с принятия нового административного регламента, то есть, регламента, по которому эта процедура должна оказываться. И в этом регламенте уже базово прописывается то, что услуга может быть оказана в электронном виде через портал госуслуг, либо через многофункциональный центр, либо через мобильные телефоны. И уже потом под этот административный регламент уже проектируются портальные формы, логика в системе и так далее.

Поэтому, наши услуги сегодня востребованы, потому что, на мой взгляд, они работают, работают вот именно в электронном виде, не так, как вот они там раньше были, да? Мы их перевели, они заработали. Почему? Потому что показатели посещаемости, они, ну, скорее это подтверждают. То есть, у нас сегодня уже больше двух миллионов москвичей завели личные кабинеты и получают услуги. И в день у нас порядка 150-200 тысяч человек заходят на портал госуслуг московский и либо получают какую-то информацию, либо какие-то сервисы, либо какие-то госуслуги. Это немало, это немало, даже если сравнивать с такими мировыми столицами, там, как Нью-Йорк, Лондон – это уже сопоставимые показатели по работе населения с порталами государственных и муниципальных услуг.

Если говорить о востребованности услуг, ну, наиболее востребованы те, которые такие каждодневные, скажем так, которые из месяца в месяц повторяются. Это ввод показаний водосчетчиков. То есть, если раньше надо было на бумажечке отнести в ГУ ИС и бросить в ящичек, то сегодня можно зайти на портал и ввести показания счетчиков горячей, холодной воды, счетчиков электричества. Соответственно, все те, у кого есть сегодня эти счетчики, они уже более чем на 50% ходят на портал и вводят эти показания. Достаточно много у нас людей записываются на прием к врачу через портал госуслуг и через мобильные приложения. Опять же, если раньше надо было идти в регистратуру, значит, договариваться с сотрудником регистратуры, в какой день где когда удобнее, сейчас просто открывается расписание того или иного врача, выбирается любое удобное время для человека. И ты уже приходишь с талончиком, который распечатан с портала. Соответственно, тоже такая достаточно востребованная услуга.

Очень много сегодня делается у нас вместе с московским ГИБДД в части организации дорожного движения. Это и возможность посмотреть свои штрафы, возможность оплатить штрафы, возможность увидеть, если, не дай бог, вы где-то запарковались неправильно и вашу машину эвакуировали – можно посмотреть, на какой она эвакуационной стоянке.

Еще какие услуги? Это оплата ЖКХ, не только ввод показаний счетчиков, но и оплата вот этих единых платежных документов. Вот.

Это то, что происходит регулярно, из месяца в месяц, оно есть всегда. И есть такие пиковые, скажем так, услуги, они связаны с сезонностью. То есть, когда стартует кампания, например, по записи в детский сад или в школу в первый класс. Уже вот в этом году в декабре уже четвертый год мы будем записывать полностью в электронном виде в первый класс. То есть, человек заходит, если это родитель первоклашки будущего, да, значит, вводит, какую школу мама или папа хотят выбрать для своего сына или дочери, и записываются.

Когда мы начинали этот процесс еще в 2010 году, мы искренне боялись, а что же будет. Ну, во-первых, думали, что люди могут испугаться. Потому что раньше такая была тема ажиотажная, с двух ночи записывались, за несколько суток живая очередь, значит, номерки на ладошке, ручкой написанные – вот это все было. И, конечно же, когда мы вот это начинали, мы боялись, что это не заработает, а скорее наоборот усугубит ситуацию. Вот. Поэтому достаточно большая информационная кампания проводилась, там много всяких эргономических тестирований, чтобы вот эти формы были очень простыми. Но оно заработало, да? И вот уже четвертый год 98% молодых мам и пап, они регистрируют, записывают своих детей в первый класс и в детский сад в электронном виде. Поэтому, это вот одна из таких пиковых услуг. И вообще образование, оно такое пиковое. ЕГЭ, например, прошло, результаты ЕГЭ положили на портал – все пошли смотреть ЕГЭ, там, какие баллы. Такого рода тоже услуги, они исчисляются десятками, сотнями тысяч, они тоже такие достаточно востребованные.

Отдельно, наверное, есть смысл сказать об услугах для бизнеса, для юридических лиц. Очень много сделано нашим градостроительным комплексом в плане перевода услуг в электронный вид. Мы были, Москва вообще первая в России, кто выдал разрешение на строительство в электронном виде. То есть, бумажки, на которой написано разрешение на строительство такого-то объекта, ее нет, да? То есть, застройщик подал все документы через портал, эти документы попали, соответственно, в наш Стройнадзор, который выдает эти разрешения, там были обработаны. И была на портале в личном кабинете этого юридического лица положена запись, в которой говорится, что это разрешение на строительство. Конечно, бумажка тоже может быть выдана, но это уже копия. То есть, оригиналом является электронный документ. Это действительно такой переворот в градостроительной сфере, которая традиционно была такой не самой прозрачной, наверное. Вот сейчас она уже, конечно, совсем другая и дышит совсем по-другому. Ну, и дальше наши градостроители делают очень много в этом направлении.

Отдельно, конечно, очень много лестных слов хочется сказать и в адрес Департамента транспорта и вообще транспортного комплекса. То, что там происходит – это в принципе революция для такого большого мегаполиса. Начиная от легализации такси. То есть, сегодня у нас разрешение на такси можно получить через портал госуслуг. То есть, если, например, таксомоторная компания или какой-то частный извозчик, частный перевозчик хотят получить на свой автомобиль разрешение, они подают заявку на портале, и им приходит точно так же разрешение. Разрешение на въезд грузового транспорта в пределы Третьего кольца, Садового, в пределы МКАДа – тоже в электронном виде. То есть, это тоже такие достаточно массовые услуги, которые запускались вот 11-й, 12-й, 13-й, 14-й годы и сегодня все больше и больше работают.

С. ОСЕЛЕДЬКО: Вот Екатерина задает очень интересный вопрос: все городские сайты я посещаю, на московском портале зарегистрирована, но вот жизненно важные вещи почему-то нужно искать неизвестно где. Это, кстати, такой хороший вопрос, потому что худо-бедно госуслуги как бы Департамент информационных технологий научился оказывать, а вот говорить с гражданами на одном языке пока получается с трудом. Я по себе знаю, я зашел на портал открытых данных, увидев рекламу, наружную рекламу в Москве, и обнаружил, что это как бы не совсем для людей портал. То есть, он, наверное, там, для роботов. Знаете, как чужие для хищников. Есть проблема с контентом, потому что чиновники обычно говорят на каком-то своем птичьем языке, малопонятном горожанам простым.

А. БЕЛОЗЕРОВ: Да, Сергей, вы, конечно же, правы, и наша собеседница, наверное, тоже права, потому что вообще информатизация каких-то городских сервисов – это во многом изменение в головах самих же чиновников. Потому что очень тяжело заставить нас самих разговаривать на том языке, который удобен людям. И в этом смысле критика, она справедлива, мы стараемся ее изменять и улучшать.

Что касается открытых данных, это вообще такой проект федерального масштаба и уровня, потому что есть указ президента, который говорит о том, что все данные, там, в течение нескольких лет должны быть… данные государственных информационных систем, они должны быть открыты для людей. Ну, чтобы люди не бегали и не искали, например, я не знаю, есть ли у этой поликлиники соответствующие лицензии или нет, чтобы это было в интернете, лежало в открытом доступе, это все можно было посмотреть. И вот когда мы стартовали портал открытых данных, опять же, не знаю, к счастью или к сожалению, мы были первыми в России, не первыми в мире, но в России одни из первых. Действительно, то, что делалось, мы до конца не понимали, а как это удобнее и где хорошо и как. Поэтому, наверное, могут быть к нему вопросы, но портал развивается активно, уже сегодня более 200 наборов данных выложено. То есть, мы хотим сделать из него такой большой-большой справочник по Москве. Если человеку где-то что-то нужно найти, чтобы он заходил на портал открытых данных и эту информацию находил.

Но вы правы в том числе и в том, что это не только для вот обывателей, скажем так, но это и для профессиональных разработческих сообществ и коллективов. Вообще термин открытых данных в английском, open data – это когда данные представляются в таком структурированном машиночитаемом виде, которые можно взять и положить в какие-то разные программы. Как это работает на человеческом языке, с айтишного на человеческий? Ну, допустим, есть какой-нибудь Яндекс Такси или Get Taxi, которые вызывают такси. Разработчик этого приложения заходит на портал открытых данных, подключается к соответствующему набору данных. В данном случае ему нужны номера машин, у которых есть лицензии, да? То есть, легальных перевозчиков. В автоматизированном он виде эти данные вытаскивает и встраивает в свое приложение. И когда человек, например, где-нибудь в Яндекс Такси или в Get Taxi заказывает такси, он может увидеть красненькое или зелененькое. Зелененькое, если у него есть лицензия, это легальный перевозчик, значит, он безопасный, надежный, проверенный, да? А красненькое, если он такой лицензией в настоящий момент не обладает, и надо еще десять раз подумать, садиться ли в такую машину.

Соответственно, если бы, например, раньше это пришлось вот делать Яндексу или Get Taxi, то, ну, где бы они эти данные брали? Скорее всего, нигде. Им бы дали кучу копий лицензий в лучшем случае, там, пачки огромные десятитысячные – их никогда в систему не положить. Вот открытые данные, они служат для того, чтобы те сервисы, которые есть на рынке, они были более удобными для конечных пользователей и с этим работала индустрия. Вот.

Сегодня говорил уже, что есть порядка 200 наборов данных, мы их расширяем. И вот недавно был наш первый опыт работы с индустрией, так называемый Хакатон открытых данных. Хакатон – это термин, который был придуман в Нью-Йорке тогдашним мэром Блумбергом, когда мы просто собираем какие-то коллективы разработчиков. В нашем случае в апреле их собралось больше сотни, что для нас тоже было как бы, ну, приятным таким известием. И они в закрытом помещения два дня сидят и программируют. Они берут какие-то наши наборы открытых данных и создают какие-то приложения. Вот. Удивительно было то, что было создано более 30 приложений, все они есть а Аппсторе или в Андроид Маркете, то есть, их можно скачать. Город за это не заплатил ни копейки, мы сэкономили деньги налогоплательщиков. Разработчики сделали какие-то приложения: путеводитель по музеям, например, где взяли все адреса, телефоны и прочее музеев, которые у нас есть на открытых данных. То есть, им не надо собирать эту информацию, они ее просто берут, да? И сделали такого рода путеводитель, взяв еще данные по велодорожкам, взяв данные по маршрутам городского общественного транспорта и уже в своем приложении сделав, например, возможность проложить свой маршрут. Если ты хочешь… например, как за день посетить 5 музеев, если ты передвигаешься на велосипеде? Замечательный интересный сервис, который может быть востребован туристами. И как раз вот в основе этого лежат открытые данные.

Вот такого рода Хакатоны, я думаю, и дальше мы будем проводить, очень интересный опыт. Сергей Семенович, мэр Москвы, поздравлял победителей лично, потому что и ему тоже в том числе показалось, что это действительно интересное начинание. С одной стороны, мы выявляем каких-то талантливых интересных программистов и разработчиков, которые потом, может быть, станут будущими министрами информационных технологий Москвы. С другой стороны, граждане получают какие-то дополнительные приложения и сервисы, которых у них раньше не было. С третьей стороны, Москва за это не платит ничего. То есть, это такая вот экосистема, которая выстраивается вокруг открытых данных, которая включает в себя бизнес разработческий, которая включает в себя конечных пользователей и включает государство, которое поставляет вот эти данные.

Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу и вопросу нашей собеседницы, конечно же, вот это все вместе перевести на такой удобный, понятный сразу язык и для людей, и для программистов, и для чиновников, наверное, где-то есть какие-то элементы, которые мы сделать не успели. Поэтому, в этом смысле там на портале есть возможность обратной связи, можно написать, что где не устраивает. Пожалуйста, не поленитесь, напишите, мы очень сильно постараемся улучшать наш портал по пожеланиям наших пользователей.

С. ОСЕЛЕДЬКО: То есть, как я понял, вы в первую очередь, конечно, попытались переложить головную боль на сторонних независимых разработчиков. Я так понимаю, что это отчасти связано еще с вашей единой мобильной платформой правительства Москвы. Сколько сейчас уже приложений создано? Какие наиболее популярны? Потому что на самом деле я сегодня смотрел, в топ-200, по крайней мере Аппстора российского, я ничего похожего на продукт на основе мобильной платформы не нашел.

А. БЕЛОЗЕРОВ: Да, мобильная платформа, вообще ее создание было продиктовано одним простым пониманием, что сегодня у москвичей порядка полутора телефонов на душу населения. То есть, если брать статистику официальную, то у каждого уже больше одного телефона. Из них примерно уже 40% — это смартфоны. И тенденция такова, что смартфоны заменяют кнопочные телефоны, да, и где-то к 20-му году это уже будет если не 100%, то очень близко к этому. И причем это устройство, в отличие от компьютера, оно всегда с тобой. Многие даже в постель ложатся с мобильным телефоном, ставят там будильник на нем и так далее. Поэтому, конечно же, самый короткий канал коммуникации с москвичом – это посредством мобильного устройства. Поэтому мы создали такого рода набор приложений и сервисов, который в целом называется единая мобильная платформа Москвы.

Что это такое? Во-первых, это 8 мобильных приложений. Каждое из них доступно и в Аппсторе, и в Андроид Маркете, для различных платформ. Парковки Москвы, наверное, уже нет смысла говорить сейчас, что это такое. То есть, там можно оплатить парковку, запарковаться, распарковаться, посмотреть ближайшие перехватывающие парковки, занятость, есть свободные места, нет свободных мест и так далее. Уже сегодня, наверное, где-то порядка 500-600 тысяч человек у нас скачали это приложение, ну, и в таком ежедневном режиме этим пользуются.

Второе приложение – это транспорт Москвы. Там можно посмотреть, например, свои штрафы, посмотреть информацию о своем автомобиле и много другой информации касаемо транспорта. Например, можно… там есть такой сервис – отправить сообщение по номеру автомобиля. То есть, если, например, кто-то где-то плохо припарковался, можно написать. И если этот человек тоже скачал такое приложение, то ему придет сообщение: пожалуйста, убери. Вот. И дальше оно будет развиваться, там будут сервисы различные, «автохам» и так далее. Вот это в планах.

Приложение госуслуги мобильные, то есть, помимо портала, есть еще мобильное приложение, там тоже есть целый ряд госуслуг. Ну, из таких наиболее интересных, я не знаю, слышали или нет, сегодня уже в 40% московских школ реализована технология по карте школьника, когда вот ребенок заходит в школу, прикладывая карточку, через турникет проходит. Потом проходит в столовую, прикладывает карточку, заказывает себе питание. Таким образом, город видит, что происходит в школе, а родитель имеет возможность видеть, что происходит с его ребенком. То есть, когда ребенок вошел в школу, когда он из нее вышел, что он сегодня покушал и так далее и тому подобное – вот эта информация, она доступна в приложении госуслуги.

С. ОСЕЛЕДЬКО: А много школ уже подключены?

А. БЕЛОЗЕРОВ: 40% — это примерно 400 школ. Сегодня у нас уже 300 тысяч детей каждый день заходят и выходят в школу по карточкам и кушают. Вот. Сейчас мы эту программу пролонгируем, продлеваем, и я думаю, что где-то к середине, может быть, максимум к концу следующего года мы этим оснастим все школы. То есть, у нас все школы будут работать в рамках единой вот такой системы.

Вернемся к мобильным приложениям. Следующее приложение – это Мобильная приемная. Это такой мобильный слепок портала Наш город. собственно, что это такое? Такая достаточно простая вещь. Можно с мобильного телефона сфотографировать, там, яму на дороге, надпись на заборе, сломанную какую-нибудь качель на детской площадке или скамеечку около дома. Так как это мобильный телефон, он автоматически определит местоположение, где этот снимок был сделан. Вы дальше вводите какой-то комментарий, нажимаете кнопочку «отправить» — и это уходит, скажем так, в правительство Москвы. То есть, уже дальше мы в каком-то автоматизированном режиме определяем, что это за сообщение. То есть, если это, например, яма на дороге, это уходит в соответствующую эксплуатирующую организацию, которая отвечает за ремонт и содержание вот этой вот части дороги, да? Если это сломанная детская площадка, то это уходит в управу района, где, собственно, сделана фотография, так как они отвечают за содержание детских площадок. И так далее и тому подобное. То есть, там больше ста видов жалоб, которые сегодня можно отправить. Соответственно, есть регламент: 8 дней, в течение этих 8 дней ответственный за тот или иной объект городского хозяйства, он должен либо исправить все то, что гражданин нашел, либо мотивированным образом написать, что он вот за 8 дней исправить не успевает, но обязуется это сделать, например, еще через 8 дней. И один раз они могут пролонгировать вот эти вещи.

Вот мобильная приемная, она позволяет вот эти вещи делать. У нас уже несколько, где-то, наверное, тысяч 300 людей этим пользуются активно. И самое главное тоже, что это начинает работать. То есть, это уже не просто игрушка, пофотографируй какую-нибудь гадость, это действительно такой организационный достаточно мощный механизм, который, вместе с порталом Наш город, который позволяет решать проблемы городского хозяйства. Потому что сегодня численность наших инспекционных подразделений, административно-технической инспекции, Мосжилинспекции, она небольшая. На весь город, там, дай бог будет тысяча инспекторов. Понятно, что каждый день обойти все дворы, все дороги, все подъезды в домах они не могут физически, это невозможно. И мы просим, призываем наших москвичей быть такими социально активными, потому что вы нам помогаете улучшать наш город. Если вы что-то видите из этого, пожалуйста, фотографируйте, присылайте, мы будем стараться сделать так, чтобы соответствующие подразделения правительства Москвы качественно исправляли те проблемы, о которых вы нам скажете.

С. ОСЕЛЕДЬКО: А есть какая-то статистика? Потому что очень важно в таких случаях иметь обратную связь. Есть ли какое-то уведомление граждан о том, что вот вы отправили такую-то заявку – вот такой-то результат? Есть какая-то статистика, аналитика на тему того, сколько обратилось, какие наиболее распространенные жалобы, какое среднее время их устранения и так далее?

А. БЕЛОЗЕРОВ: Статистика есть вся. Мало того, она доступна прямо на портале Наш город gorod.mos.ru. Обратная связь тоже есть. Она есть в электронной почте, в виде смски либо сообщения в приложении, и она есть на портале. Вот если даже просто набрать gorod.mos.ru, там прямо на главной странице есть такие вот примеры из последних, «было – стало» фотографии прямо. Было – это то, что прислал гражданин, там, сломанные качели, ямы и так далее. Стало – это, как то или иное наше ведомство отработало и исправило ту или иную ошибку. По статистике, в течение… если вот два года назад, когда портал запускался, статистика была ужасающей, то есть, не более 5% ведомств отвечали в срок, и вообще исправляли, и вообще как-то реагировали, то сейчас уже это, ну, там, подходит к 70-80%. 70-80 проблем, которые пришли к нам на портал или через мобильное приложение и были подтвержденными… ну, потому что все-таки есть люди, которые любят пошутить и сфотографировать или какую-нибудь картинку из интернета приложить вообще даже не из Москвы, да? Если проблема была подтверждена, то примерно 70-80%, они исправляются, исправляются в срок. Там, где не исправляется в срок, там сроки пролонгируются.

Да, конечно же, к сожалению, до сих пор у нас бывают и неприятные инциденты. Например, бывает, что какие-то ведомства вплоть до фотошопа подрисовывают. То есть, вот буквально недавно, 2-3 недели назад прямо на оперативном совещании у мэра был доклад по нашему городу, где как раз вот эти прецеденты показывались, когда, например, люди писали о том, что на их доме отсутствует номерная табличка, номер дома и адрес. А то, что выкладывала потом на портал соответствующая управа, значит, было просто нарисовано в фотошопе. И дом людей, которые обращались, он был кирпичный, а номерная табличка была прилеплена на панельном доме. Вот. После чего, после таких инцидентов два главы управы были мэром города сняты. И, конечно же, с большим сожалением мы вынуждены констатировать, что это все еще есть, но с большой радостью мы вынуждены констатировать, что этого все меньше. То есть, это стремится к нулю, вот эта вот нечистоплотность, и все вот эти управленческие воздействия, они, конечно же, подвигают все больше и больше наши городские ведомства и организации, которые ответственны за содержание города, работать более и более качественно.

И вот самый большой эффект вот этого портала и вот этого приложения – то, что москвичи все больше и больше сами начинают управлять нашим городом. То есть, они нам подсказывают, где надо что-то улучшить. Потому что, ну, действительно город большой, да? Поэтому вот этот вот системный такой эффект, да, в каком-то смысле, потому что это совсем другая логика работы городских ведомств – это вот результат создания вот этого инструментария.

Дальше про мобильные приложения. Одно из таких вот самых крайних, которые запустили – это вообще проект «Активный гражданин». Это проект, которого аналогов в мире мы не нашли. Значит, это проект, который предусматривает собой возможность проведения электронных референдумов по проблемам городского хозяйства. То есть, это вне политики, это не касается вообще никаких политических аспектов, это чисто такое вот хозяйственное отношение к городу. Когда, не знаю, вот мы хотим понять, а что думают наши москвичи, какие, например, виды транспорта, минитранспорта хотели бы, например, в Парке Горького: больше велосипеды развивать, или скутеры, или какие-то на конной тяге, да? Какие-то другие проблемы. Вот это все проводится через такие электронные референдумы. Люди скачивают у нас приложение «Активный гражданин» или заходят на сайт ag.mos.ru и проходят вот эти вот опросы, по результатам которых уже формируется понимание, а как вообще граждане относятся к тому или иному вопросу, и принимается соответствующее решение, реализуются те выводы, которые были сделаны в ходе вот этих опросов.

Этот проект существует всего два месяца, за два месяца он уже набрал порядка трехсот тысяч москвичей, которые в этом участвуют. Это, наверное, один из самых успешных проектов в этом смысле, потому что все остальные, даже парковки, они более такие были во времени долгие, несмотря на то, что не менее, наверное, насущные.

Так вот, «Активный гражданин», он существует всего два месяца, 300 тысяч человек, проведено уже несколько десятков опросов. И вот если умножить количество пользователей на количество опросов, которое они прошли, это уже исчисляется, ну, практически в миллионах. Здесь важно, конечно же, правильно выстроить организационный механизм обратной связи. То, чего, наверное, сегодня еще до конца люди не чувствуют, потому что все равно это некая инерция, да? Мы проводим опрос, и для того, чтобы реализовать вот те результаты, о которых нам говорят горожане, нужно некое время. Однако, уже и сейчас мы какие-то вещи делаем. Например, один из опросов был: а как вы относитесь к тому, чтобы переименовать ВВЦ обратно в ВДНХ? 90, больше 90% — положительно, давайте назовем обратно ВДНХ. Решение принято, теперь это ВДНХ.

С. ОСЕЛЕДЬКО: А почему вы статистику не показываете? Потому что вот мой опыт, и, кстати, Наталья из Москвы его подтверждает, что после того, как ты проголосовал… а я установил это приложение и честно ответил там на несколько вопросов. Если ты не видишь результаты голосования, ты не видишь, какой в принципе результат получен, какое решение принято, мотивации продолжать практически нет. Это же не связано, там, будет принято решение или нет. Хотя бы покажите статистику опросов.

А. БЕЛОЗЕРОВ: Эта информация не соответствует действительности. Вся статистика и все результаты опросов публикуются.

С. ОСЕЛЕДЬКО: По крайней мере, я не нашел.

А. БЕЛОЗЕРОВ: Значит, я вам покажу сейчас в вашем телефоне. В приложении есть раздел «Новости», прямо вот там внизу в меню есть «Опросы», «Профиль» и есть раздел «Новости». Вот когда нажимаешь на «Новости», там публикуются все новости. А как только результаты опроса обработаны, они туда попадают. И, соответственно, вы прямо в своем приложении, все, кто нас слышат, можете сейчас этот раздел найти и посмотреть, там будут результаты всех последних опросов. Вот.

А что касается веб-сайта, то там прямо на главной страничке есть счетчики, сколько людей скачали приложение, сколько людей прошли опросы. Поэтому, конечно же, мы это публикуем. Если мы, может быть, это делаем как-то недостаточно удобно, и, там, тем людям, которые, может быть, просто в силу такой ежедневной текучки невнимательно смотрят – постараемся принять это к сведению и как-то вот сделать эту кнопочку, там, побольше, пошире, чтобы она была виднее.

С. ОСЕЛЕДЬКО: А вот Илья из Москвы спрашивает: как контролируется, собственно говоря, полнота открытых данных? Вот он пишет, что стою у неработающего туалета на Дубининской улице – портал утверждает, что его нет, по данному запросу ничего не найдено.

А. БЕЛОЗЕРОВ: Замечательный вопрос. Ну, что называется, прямо в точку. Открытые данные, они, ну, такие двуединые, или двуликие. С одной стороны, мы хотим людям дать эту информацию. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что в государственных базах данных, к сожалению, исторически накоплено очень много так называемой грязной информации, то есть, той информации, которая не соответствует действительности. И как раз проект Открытые данные, он одним своим концом направлен на то, чтобы те люди, которые видят какое-то несоответствие, они нам говорили, что, знаете, уважаемый соответствующий департамент, вот у вас здесь нет на карте туалета, а физически он есть.

Большая просьба и к нашему собеседнику, и ко всем остальным, кто нас слышит, прямо на портале открытых данных есть кнопочка «сообщить о несоответствии, сообщить о проблеме», там выскакивает такое окошечко, и там можно написать, что, например, я здесь стою, здесь туалет есть, а у вас на карте нет. Вот все вот эти обращения, они внимательнейшим образом рассматриваются. И если это подтверждается, то соответствующая информация в городских базах данных, она исправляется. Поэтому вот, наверное, ответ, как контролируется полнота – да вами же самими или нами же всеми самими, москвичами, и контролируется. По крайней мере, нам бы очень хотелось, чтобы было именно так.

С. ОСЕЛЕДЬКО: Еще такой вопрос. На самом деле порталов, ну, что мне бросается в глаза, порталов в домене mos.ru огромное количество. Человеку запомнить даже, куда ему обращаться и по какому поводу, очень сложно. А планируется, какова вообще стратегия развития этого инфопространства городского, планируется ли там единая точка входа? Как не запутаться, не потеряться в этом всем?

А. БЕЛОЗЕРОВ: Тоже замечательный вопрос. Он вот, что называется, в тему. Мы, к сожалению, наверное, пошли изначально, ну, таким естественным, но, может быть, не совсем правильным путем, таким же, каким шли и все другие мировые державы и столицы. Например, и в Нью-Йорке, и в Лондоне было изначально сотни и тысячи сайтов, потому потихонечку они схлопывались, схлопывались, схлопывались. И, например, сейчас вот в Великобритании есть всего один государственный портал gov.uk, куда… и все остальные порталы были закрыты. Потому что, ну, людям действительно проще ориентироваться, когда есть единая точка входа. Конечно, если бы мы пошли по пути создания сразу единой точки входа, ну, скорее всего, мы бы ничего вот так быстро сделать не успели. Потому что чем сложнее проект, тем сложнее его в короткие сроки реализовывать. Поэтому мы реализовывали какие-то точечные задачи, сейчас потихоньку мы начинаем их интегрировать.

Как мы их интегрируем? У нас есть отдельный проект, который называется единое веб-пространство Москвы. Он включает в себя целый ряд элементов. Если вы сегодня зайдете на любой сайт в зоне mos.ru, начиная просто от mos.ru и заканчивая dit.mos.ru, какой угодно – там сверху есть такой… то, что по-английски называется header, или заголовок. Там есть общие части для всех наших порталов. Там есть навигатор, то есть, можно нажать кнопочку навигатора – выпадает навигатор по нашим порталам. Там есть перечень всех порталов с их краткой аннотацией. То есть, даже если человек не знает, где, то по крайней мере из аннотации он может примерно понять, что, например, госуслуги – это туда, пожаловаться – это туда, там, проголосовать за какую-то городскую проблему – это туда. Вот. Это такой навигационный механизм.

Отдельно есть строка поиска. Это не яндексовский, не гугловский поиск, это московский поиск, который по всем московским порталам ищет. То есть, если даже в навигаторе ты что-то не нашел, ты прямо вбиваешь свою проблему, свой вопрос, который человека интересует, и он ищет уже сразу по всем сайтам, выдавая ссылки, которые относятся к этому. Это был вот первый шаг, который мы уже реализовали, это сегодня есть везде.

Следующий шаг – это наши… ну, мы их называем жаргонизмом «разводяшки» – это странички, которые у нас являются единым окном входа в какую-то отрасль. Самую первую «разводяшку» мы запустили с Сергеем Капковым – это такая единая страница по культуре. Соответственно, когда туда заходишь, там уже… ну, то есть, понятно, что в культуре сегодня, в отрасли культуры у нас существует огромное количество разных юридических лиц, разных предприятий. Каждый парк – это что-то свое, каждая музыкальная школа, художественная школа, каждый театр, музей. Их там несколько тысяч, и у каждого есть свой сайт. Человек, конечно же, запутается. Вот это все объединить мы постарались вот в этом едином культурном портале, которые был открыт совсем недавно, это такой наш первый опыт. Как только он наберет некий вес, мы потихонечку начнем закрывать порталы те, которые не посещаются. То есть, у нас есть сегодня, например, художественные школы или музыкальные школы, на которых посещаемость 1-2 человека в день. Очевидно, что сопровождать и поддерживать такие порталы бессмысленно, люди туда не ходят. Мы потихоньку начнем вот это закрывать.

Такой же у нас портал есть в stroi.mos.ru, портал градостроительного комплекса, тоже такая единая точка входа, из нее уже есть ссылки на сайт Москомархитектуры, Стройнадзора, экспертизы.

Что касается вот единой точки входа такой виртуальной во все веб-пространство, мы сейчас прорабатываем концепцию, советуемся с отраслью, как это правильно сделать. Я думаю, что в 15-м году такой проект мы тоже стартанем, по вот гармонизации, скажем так, вот этого. То есть, когда человек будет заходить в одну точку и уже из этой точки, в зависимости от проблематики того, что его интересует, там, какая-то услуга, какая-то информация, новость, он уже будет гармонично ходить. То есть, мы сегодня… ну, это некий аналог, если угодно, вот как есть физический город за окном у нас, мы ходим, у нас есть указатели, номерные улицы и так далее, есть какие-то карты. Вот мы бы хотели этот принцип переложить в виртуальную среду, когда ты вышел на улицу, ты, в принципе, тебя не интересует, как организовано дорожное движение, указатели и так далее, ты просто вот знаешь, тебе надо пойти туда – и ты по этим указателям идешь. Вот точно так же мы хотели бы это сделать в виртуальности.

С. ОСЕЛЕДЬКО: Хорошо. Ну, еще, у нас осталось пять минут. Вы не могли бы коротко рассказать, а чем еще ДИТ занимается, кроме вот порталов в домене mos.ru? Я слышал про то, что какое-то значимое количество инспекторов ГИБДД вы оснастили Айпадами. Есть какая-то информация, это повлияло как-то на время оформления дорожно-транспортных происшествий и безопасность на дорогах?

А. БЕЛОЗЕРОВ: Ну, во-первых, упаси боже у нас оснащать инспекторов ГИБДД Айпадами.

С. ОСЕЛЕДЬКО: Это не вы сделали?

А. БЕЛОЗЕРОВ: Нет. Мы делали, но не Айпадами, потому что, во-первых, Айпады – это дорого очень.

С. ОСЕЛЕДЬКО: А, просто планшетами?

А. БЕЛОЗЕРОВ: А во-вторых, это не очень безопасно с точки зрения защиты информации. Поэтому, да, оснащение планшетами и проект «Мобильный инспектор», он идет, сегодня уже больше тысячи планшетов у нас передано. Причем, это не только планшеты, это целый комплекс технический: есть планшет, есть принтер мобильный, который стоит либо в бардачке автомобиля, либо, если это мотоциклист, то в мотоциклетной сумке сзади. И сделано это для того, чтобы можно было не ручкой заполнять бланк ДТП, например, как это делалось раньше, а чтобы на планшете двумя-тремя кнопками автоматически эта информация была бы сформирована.

Для чего это делается? Сегодня, по статистике, если у нас есть двухполосная дорога и, если, например, на одной из полос случилось ДТП и полоса занята, то 10 минут, когда полоса занята, дают 2-километровую пробку. Если, соответственно, 20 минут и так далее, потом умножаем на сеть дорог, понимаем, сколько баллов у нас пробки выросли. Проведя эксперимент, который был в прошлом году, на 20 экипажах, мы посчитали, что примерно на 10-12 минут быстрее оформляется каждое единичное ДТП. Почему? Потому что человек не переписывает с водительских прав двух участников происшествия, потом с СТС и с полюсов ОСАГО, а он просто вводит номер машины и всю информацию на планшет получает автоматически, нажимает кнопку «распечатать» — и все.

Поэтому, с одной стороны, я думаю, что мы сильно-сильно снизим пробки, одну из самых больших проблем, наверное, городских, через этот проект. С другой стороны, мы сделаем таким образом, чтобы информация, которая нужна потом людям: штрафы, какие-то документы по ДТП, которые надо, там, в страховую нести, еще куда-то – чтобы это было можно в интернете тоже получать, потому что все с планшета попадает в соответствующую базу данных. Вот такой проект тоже есть, да, тысяча планшетов передано, уже где-то, наверное, 600 экипажей у нас работает каждый день. Я надеюсь, что все вы… я ни в коем случае не надеюсь, что вы попадете в ДТП, ни в коем случае этого не желаю, но если вдруг угораздило где-то столкнуться в этом плане с инспектором, то это будет по крайней мере так цивилизовано и быстро.

С. ОСЕЛЕДЬКО: А 600 экипажей – это сколько в процентах от общего их количества?

А. БЕЛОЗЕРОВ: Примерно в Москве у нас 2 000 – 2 200 экипажей. Ну, экипажей не в смысле машин, а в смысле это могут быть и пешие, и мотоциклетные, и автомобильные. Поэтому это уже получается 25-30% от тех, которые работают. Я думаю, что до середины осени максимум все будут оснащены и мы перейдем на такую работу.

С. ОСЕЛЕДЬКО: Но вообще что нас ожидает там? Я знаю, что есть у вас стратегическая программа до 2016 года. Что, кроме, там, тематических порталов, единой точки входа нас ожидает?

А. БЕЛОЗЕРОВ: Да, есть госпрограмма «Информационный город», недавно она была продлена до 18-го года – собственно все то, что вот мы сейчас говорим, оно реализуется в рамках этой программы. Программа делится на три основные вещи. Первое – это вся инфраструктура, это вся связь: это Wi-Fi в парках, Wi-Fi в метро, это интернет в школах, в детских садах, это оснащение компьютерами и планшетами. Вот это все тоже в рамках этой программы реализуется.

Что нас здесь ждет? Нас ждет принципиально новый инфраструктурный уровень города Москвы, начиная от того, что мы… например, у нас есть один из проектов вместе с Департаментом образования «Школа новых технологий», там есть победители-школы, которые, да, там уже мы интернет довели до 100 мегабит. Такого нет нигде в России, это действительно круто.

Возвращаясь к программе, еще две – это перевод государственных услуг и все, что связано с автоматизацией органов власти. И третье – это сервисы для горожан. Соответственно, ждет нас то, что мы будем сидеть дома с чашкой кофе, вообще не сталкиваться с чиновниками, а заниматься саморазвитием, общением с семьей, отдыхом на свежем воздухе.

С. ОСЕЛЕДЬКО: Понятно. Ну, наше время подошло к концу. На наши вопросы сегодня отвечал заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Андрей Белозеров. С вами был Сергей Оселедько. До встречи через неделю, пока.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире