'Вопросы к интервью


А. ПЛЮЩЕВ: Московское время 21 час 8 минут. Добрый вечер, вас приветствует радиостанция «Эхо Москвы» и я, Александр Плющев, со мной вместе мой коллега Андрей Ходорченков.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Всем добрый вечер.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, и прежде чем начать нашу программу сегодня… сегодня мы хотели поговорить о Госуслугах, там есть с ними некоторые изменения, и эту тему, вы знаете, мы не оставляем, постоянно следим за тем, как государство переводит в онлайн всякие разные собственные услуги государственные, мы этим стараемся или пытаемся пользоваться, соответственно, мы здесь, на радиостанции «Эхо Москвы», за этим следим.

Ну так вот, я хотел бы чуть-чуть буквально сказать. Все мы наблюдаем за событиями в Бирюлево, в московском районе, где продолжаются столкновения, где продолжаются погромы, я не побоюсь этого слова, да? Вот. Я… есть и интернет-аспект этой всей истории. Боюсь, что он гораздо меньшее значение имеет, чем то, что там происходит сейчас. Происходящее вы узнаете из выпуска новостей, и, наверное, от нас тоже будете узнавать, мы следим за развитием событий там. Вот. Я хотел сказать о том, что это, пожалуй, первая такая массовая или экстренная история, которая так мощно освещается в интернете, прежде всего интернет-телевидением. Вот я сегодня имел возможность не по одной какой-нибудь любительской трансляции следить за тем, что там происходит, а нашел, ну, как минимум раз-два-три-четыре-пять, пять интернет-трансляций. Я их перечислю. Это телеканал «Дождь», это телеканал «Life News», это телеканал «Москва 24», прямые трансляции. Четыре, пожалуй, извините. И на Юстриме была любительская трансляция, как я понимаю, которую потом использовал телеканал «Дождь».

На мой взгляд, крайне удивительно то, что… Да, почему, во-первых, почему это важно, и тут почему я «Москву 24», например, перечисляю, которая, по идее, является обычным телевидением? Да дело в том, что она обычное телевидение для жителей Московского региона, для жителей, например, там, я не знаю, Хабаровского края, в котором, правда, поздно, ну, или, не знаю, там, Кемеровской области или Калининградской области он не является привычным телеканалом, и я думаю, что в пакетах его может и не быть, в пакетах спутникового или кабельного телевидения. А благодаря интернету как раз на него можно посмотреть в прямом эфире, то, что происходит прямо сейчас. И это такое тоже… некоторая новая реальность. Как когда мы смотрели телеканал NHK, который из нас вряд ли кто-нибудь смотрит каждый день, благодаря интернету именно, тогда, когда происходили события в Японии со станцией Фукусима.

И еще на одном моменте я хотел бы заострить внимание. Мы привыкли к тому, что «Дождь», телеканал «Дождь» является лидером в этом смысле. Сегодня он абсолютно проигрывал по всем параметрам, начиная от журналистской работы – ну, это не в нашей программе обсуждается – и заканчивая, собственно, технико-технологическим своим, ну, я не знаю, обоснованием, технико-технологической составляющей, да? Почему? Потому что, как вы знаете, и у нас по этому поводу был эфир, телеканал «Дождь» объявил о платной подписке на свои прямые эфиры, на свой прямой эфир и на весь архив, пообещав при этом, что общественно значимые события, прямой эфир будет показывать бесплатно. И сегодня было анонсировано то, что прямой эфир будет бесплатным, в какой-то момент, после чего телеканал «Дождь» не смог открыть бесплатную трансляцию. Я-то в этом плане считаю, что телеканал «Дождь», раз уж сказал, что они закрываются, то и должен до конца быть закрытым. Ну, платите за это деньги. Я сегодня, правда, был удивлен крайне низким качеством самой работы, и у меня большой вопрос, за что я заплатил 1 000 рублей в год, вот. Но это, опять же, оставим за рамками.

Если ты обещаешь, что у тебя будет бесплатное вещание в интернете, ты должен отработать технологию таким образом, чтобы она отключалась моментально по одной кнопке, в смысле, вход по авторизации, по платной авторизации. Вот. Поэтому то, что сегодня произошло – это очень большой… не только очень большой прокол «Дождя», это бы бог с ним, в конце концов. Это очень большой удар по внедрению платного контента, очень большой подрыв доверия к нему, о чем я искренне сожалению. Вот, собственно… Да, Андрюш, что-то добавить хотел?

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Мне очень сложно рассуждать, я пристрастное лицо, что бы я ни сказал, скорее всего, будет…

А. ПЛЮЩЕВ: Причастен к телеканалу «Дождь».

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Причастен к телеканалу «Дождь». Я думаю, что коллег, конечно, нужно – тут наше мнение расходится – коллег, конечно, нужно простить, тем более что они сообщили…

А. ПЛЮЩЕВ: Понять и простить (смеется).

А. ХОДОРЧЕНКОВ: … технических проблемах. Другое дело, как поступили люди в тот момент, когда поняли, что не могут смотреть «Дождь». Часть людей пошли покупать платную подписку, а часть перешли к коллегам, чей эфир на самом деле сегодня был довольно профессиональным.

А. ПЛЮЩЕВ: Да, нужно сказать, что и вот, опять же, у нас по «Лайфу» был эфир здесь, в том числе и по «Лайфу», Ашот Габрелянов здесь был в эфире. Надо сказать, что они очень профессионально отработали, и с интернет точки зрения тоже.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Давай о средствах связи. +7-985-970-45-45 – пишите нам, пожалуйста, смски в прямой эфир или используйте Твиттер, пишите на аккаунт @vyzvon.

А. ПЛЮЩЕВ: Но дальше мы будем говорить не об этом, поэтому смски и свои твиты лучше посвящать Госуслугам, честно говоря, хотя, может быть, мы вот этой моей пафосной речью несколько сбили нашу тему. Тем не менее, я надеюсь, мы как-нибудь вырулим, тем более что у нас опытные гости, не один раз они у нас уже здесь были, и в основном все крутится вокруг одного: либо Госуслуг, либо открытых данных, что, в общем, где-то, где-то рядом. Итак, у нас в гостях Катя Аксенова, Екатерина Аксенова, генеральный директор агентства «Стратег». Добрый вечер.

Е. АКСЕНОВА: Добрый вечер.

А. ПЛЮЩЕВ: Эксперт и по открытым данным, и по Госуслугам. И Илья Массух, ныне глава Фонда информационной демократии. Добрый вечер.

И. МАССУХ: Добрый вечер.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, а ранее он, собственно, и отвечал за эти самые Госуслуги, в том числе несколько раз у нас в эфире. Первый же вопрос вам, Илья. Вы чувствуете свою собственную ответственность за то, что сейчас происходит с Госуслугами?

И. МАССУХ: Ну, ответственность то, что сейчас, наверное, не чувствую. Мне просто, ну, иногда обидно то, что происходит с Госуслугами. И, в принципе, там, стартовали в 2008-м году, сделали эти Госуслуги в 9-м, в 10-м, и был набор такой, темп набран хороший, так что, даже мы в рейтингах поднимались в международных. Поэтому… Ну, и когда вот такая небольшая стагнация, а потом… сейчас вообще говорят, что там какой-то будет откат и, там, откат в хорошем смысле слова (смеется)…

А. ПЛЮЩЕВ: Все равно в плохом.

И. МАССУХ: Ну да, ну, наверное, да, да.

А. ПЛЮЩЕВ: Не в самом плохом, я бы так сказал.

И. МАССУХ: Да, не в самом плохом.

И. МАССУХ: Какую-то ответственность чувствую теперь как общественник, поэтому… знаете, у общества тоже ответственность есть.

А. ПЛЮЩЕВ: Сейчас, секунду. Я просто поясню, может быть, тем, кто немножко не в курсе, что, собственно говоря…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: А что с ними происходит.

А. ПЛЮЩЕВ: … что случилось. Дело в том, что на минувшей неделе, значит…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Сначала появилась статья в газете «Известия».

А. ПЛЮЩЕВ: Да, ну, не просто статья в газете «Известия», это было бы еще полбеды, но в этой самой статье в газете «Известия», значит, заместитель министра экономического развития Олег Фомичев, он сказал, что, согласно новой концепции, на портале можно будет получить только около двадцати наиболее популярных услуг, о прочих можно получить исчерпывающую информацию. Затем были всякие уточнения, которые вот лично для меня, как человека более-менее внутри индустрии, они были только еще более приводящими к панике и к какой-то депрессии по этому поводу. Поэтому я и решил собрать этот эфир. Я сначала подумал: ну, слава богу, опровергли. Минэкономразвития опровергло сообщение о том, что портал Госуслуг урезают до двадцати услуг… Но когда я прочитал повнимательнее это сообщение, я понял, что не, ничего подобного.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Знаешь, что меня?.. Вот Олег Фомичев (далее прямая цитата): «Мы как раз стратегию не меняем, мы тактику меняем».

А. ПЛЮЩЕВ: Все, кранты, значит. Давайте спросим у наших экспертов. Что, по-вашему, происходит с Госуслугами на самом деле? Вот что стоит за всеми этими сообщениями? Поясните как люди, которые, может быть, каждый день за этим наблюдают и гораздо больше нашего в этом понимают.

Е. АКСЕНОВА: Ну, здесь идет большая игра с цифрами. Начнем с того, что на портале сейчас вот реально действующих услуг, их и есть примерно 20 штук. То есть, это обещание перекрыть кислород, значит, каким-то абстрактным 32 тысячам услуг, да, как это звучит в цитатах – это, конечно же, ну, некоторое искажение картины, потому что как сейчас все заговорили? Вот есть 32 тысячи услуги, да…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: А будет их 20.

Е. АКСЕНОВА: А будет 20. Нет, ситуация совершенно другая. Она заключается в следующем: что их всего 20…

И. МАССУХ: Нет, тут, Кать, я не соглашусь, их там больше, ну, точно больше 500 работающих.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, как…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: А остальные 31 500 – это?..

И. МАССУХ: Ну, в смысле, когда можно получить услугу. Не просто информацию и анкету, там, какую-то скачать…

Е. АКСЕНОВА: … а заполнить форму.

И. МАССУХ: … заполнить форму и отправить ее туда.

Е. АКСЕНОВА: И отправить форму.

И. МАССУХ: Да. Ну, в ведомство. Ну, не 20, слушай, это как-то…

Е. АКСЕНОВА: Остальные 500 – это продублированные 20 по регионам.

И. МАССУХ: Не-не-не-не-не, федеральных штук 200 работающих и региональных.

А. ПЛЮЩЕВ: На самом деле, если правда то, что говорит Илья, то впереди катастрофа. Потому что их сократят до 20. В смысле, 500 сократят до 20.

И. МАССУХ: Я чисто отвечаю даже… Можно же зайти на портал и посмотреть, сколько кнопок «получить услугу».

Е. АКСЕНОВА: Кнопок-то много, да.

И. МАССУХ: Так, и что?

Е. АКСЕНОВА: Кнопок у нас действительно много, но нужно проверять весь цикл проведения услуги.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Подождите, есть 500. А есть 31 500, условно, которые что?

И. МАССУХ: Которые как бы называются услугами, но на самом деле это просто анкета какая-нибудь, там, информация о том, как ее получить.

Е. АКСЕНОВА: Регламент.

И. МАССУХ: Да.

Е. АКСЕНОВА: Регламент оказания услуги. Тоже такая полезная вещь. Или, там, порядок оказания услуги, там, выложены какие-то документы, бланки.

И. МАССУХ: У нас, кстати, услуг получения паспорта штук пять просто.

Е. АКСЕНОВА: Конечно, конечно.

И. МАССУХ: Вот просто штук пять. Это пять услуг. Загранпаспорт, обычный паспорт, там, для ребенка, для не ребенка, там, да.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Это как раз, вероятно, услуги востребованные на сайте.

И. МАССУХ: Ну, с паспортом – да. Ну, там, штрафы в ГАИ, там, какие-то, ну, такие, самые популярные. Я вот перед эфиром сказал, что я одну…

А. ПЛЮЩЕВ: Подождите. Отвлекшись на собственно терминологию, вот, вы не сказали о том, что же происходит с Госуслугами.

Е. АКСЕНОВА: Никто толком не знает до конца, что с ними происходит, потому что у нас нет на столе, там, документа, который исчерпывающе бы описывал, в чем, там, план, стратегия, да? А. ПЛЮЩЕВ: На то вы и эксперты, собственно говоря, чтобы и без документа как-то понять по каким-то вот словам господина Фомичева в газете «Известия» или, может быть, по… ну, Илья Иссович, у вас гигантский опыт работы, там, в…

И. МАССУХ: Нет, я бы не ждал документа. Такой документ будет вреден. Если 20 услуг оставить, а остальные сказать, что не будем делать, во-первых, там все ведомства расслабятся – это гарантировано. Ну, это как пример. Вот у нас мэра выбрали Собянина, ему, значит, президент сказал с пробками бороться, премьер сказал с пробками бороться, там, на выборы он шел, говорит: буду бороться с пробками. Представьте себе, сейчас выступит и скажет: слушайте, что-то тяжело, не получается, я решил побороться с пробками на Кутузовском проспекте и где-нибудь на Третьем кольце. А все остальное не буду бороться, потому что очень тяжело. Там мало машин ездит, знаете. И получается, что полгорода окажется, там, ну, как бы… ну, вот не выбрали их. Так, я боюсь, и с услугами будет.

Е. АКСЕНОВА: Ну, какой-то документ, очевидно, появится, потому что, действительно, общая ситуация с электронными госуслугами требует, ну, какого-то следующего шага. Понятно, что сейчас там текущая программа действует до 20-го года есть, да, «Информационное общество» наше, до 20-го года она будет жить. Но все равно должно какое-то консолидированное решение появиться. И, собственно, мы…

И. МАССУХ: Но народ-то живет не программами, не госпрограммами, а как раз услугами. Вот он радуется, там, там ему разрешили получить загранпаспорт. Раньше стоял с пяти утра, занимал очередь, а теперь там получает загранпаспорт издалека.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Илья, у меня созрел вопрос. А можно ли сказать, что вот те услуги, которых 500, часть из них, ну, не востребована совсем? Можно ли сказать, что мы абсолютно ничего не потеряем от того, что избавимся от доброй сотни, или двух, или трех услуг и оставим их, там, допустим, 50 или 70?

И. МАССУХ: Ну, не знаю. Наверное, неправильно так подходить, да? Вот мы… у нас бюрократия как развивалась? Вначале мы пешком ходили к чиновнику, потом разрешили в ЖЭК звонить. Ну, они, там, трубку не брали. Сейчас появилась новая форма взаимодействия – электронные какие-то, ну, коммуникации.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Но не следует, скажем, отточить до совершенства, скажем, 50, и потом?..

И. МАССУХ: Согласен. Точно надо оттачивать, да, и, там, какие-то выбрать приоритетные. Насколько я помню, они и были выбраны. Там есть какие-то документы правительственные на эту тему, список приоритетных госуслуг.

А. ПЛЮЩЕВ: Я вот все время…

И. МАССУХ: Саша задумался.

А. ПЛЮЩЕВ: Я все время думаю, у меня сегодня такой вечер программных заявлений, и я поэтому тоже… На самом деле, смотрите, какая интересная история. На эту систему, ну, вот было выделено, насколько я помню, 20 миллиардов рублей, так?

И. МАССУХ: Ну, вот это тоже, кстати… это надо смотреть. «Электронная Россия» стартовала с 2002-го года. И, действительно, по программе, до 2010-го было выделено 20 миллиардов рублей. Но я вот как, приходя в 2008-м году в Министерство, ну, к сожалению, там, никаких Госуслуг не нашел. Поэтому, там… ну, тратились деньги на какие-то… железо, там, на какие-то…

А. ПЛЮЩЕВ: Ну да.

И. МАССУХ: … компьютеры…

А. ПЛЮЩЕВ: Я вот думаю. Примерно такая же история, как с «Дождем»: за что я заплатил эти деньги? Потому что, ну, я же как налогоплательщик тоже какую-то небольшую лепту внес в эти 20 миллиардов. Мы… я всегда критиковал Госуслуги…

И. МАССУХ: Это правильно. Если не будет критики, не будет развития.

А. ПЛЮЩЕВ: Я считаю, что благодаря тоже таким людям, которые критиковали постоянно, они худо-бедно развивались. Вот. И мне казалось всегда, что развиваются они недостаточно быстро, потому что, там, условно говоря, в какой-нибудь Эстонии почему-то это быстрее. Ну, почему-то.

И. МАССУХ: Страна, наверное, чуть-чуть поменьше.

А. ПЛЮЩЕВ: Может быть, страна поменьше, может, бюрократия чуть поживее, может быть, как-то, я не знаю, люди зависят, те, кто управляет, от тех, кто их выбирает – я не знаю, почему. Но там как-то побыстрее все это. Вот. И я все время думаю: черт, на что?.. Ну ладно, в конце концов, пусть хоть так. Но выходит теперь, что и так слишком быстро, что они развивались слишком быстро для нас. Разве это… может быть, у нас что-то не так, я не знаю, с законодательством, с бухгалтерией какой-нибудь, о которой всегда говорят, что она не того образца у нас, вот. С… ну, в смысле, с меж, там, ведомственными взаимоотношениями. Что не может у нас прижиться вот эта онлайновая культура оказания услуг.

Е. АКСЕНОВА: Ну, у меня есть гипотеза, которой я всячески делюсь. Гипотеза заключается в следующем, в двух вещах. Во-первых, все эти так называемые электронные государственные услуги – это, конечно, не услуги, это некоторый способ государства немножко облегчить своим гражданам те неприятности, которые оно же нам и причиняет.

А. ПЛЮЩЕВ: Абсолютно.

Е. АКСЕНОВА: Потому что услуга – это что-то, что по доброй воле человек запрашивает. Я вот в парикмахерскую съездила перед эфиром – вот это услуга, да. А когда ты оформляешь какое-нибудь разрешение на разрешение на позволение – это не услуга, это смазывание гильотины антисептиками и анаболиками, чтобы не так неприятно было. И у нас в стране, вот если посмотреть, немножко сделав шаг от терминологии, от такой вот правильной, документально узкой, есть одна потрясающая работающая, вот просто замечательная «электронная государственная услуга» — это сдача налоговой отчетности предприятиями. Слушайте, замечательно работает, без проблем. То есть, уже лет как пять это отлично работающая система. И вы можете делать это через облако, через тысячу достаточно удобных хороших способов. Есть крупные поставщики, и вы эту проблему для себя решаете. Ну, понятно, что по доброй воле вы бы налоги все равно платить не стали, но это насильственное государственное, значит, ваше обязательство теперь делается с удобством.

Чем отличается сдача налоговой отчетности от того, что есть на портале? Очень просто: то, что вы это делаете через сервисы сторонних производителей. То есть, ФНС когда-то объявила правила игры, да? Задала некоторые стандарты, задала некоторые условия. И у нас, ну, вот теперь такая ситуация, какая она есть. То есть, с одной стороны, кластеры достаточно процветающего бизнеса. Это хороший бизнес, отличный даже, все эти электронные системы сдачи отчетности в разные органы. И у нас бизнес, который более или менее доволен. Вот я директор организации, я могу сказать, что сдача налоговой отчетности для небольшого предприятия не составляет вот вообще никакой особой проблемы, да? То есть, это вот стало таким рутинным действием, которое никак не замечается. Это легко. Поэтому, может быть, пора задуматься о как бы структуре, может быть, пора задуматься о том, что государство, когда создает вот такой вот сервисный портал, с формами, с юзабилити, со всеми этими, значит, фронтендами, может, оно берет не свойственные себе функции. И как бы оно ни старалось…

А. ПЛЮЩЕВ: То есть, ты думаешь…

Е. АКСЕНОВА: … все равно не получится.

А. ПЛЮЩЕВ: … что это лучше заказать за… ну, тоже за деньги, да, мы же деньги выделяем на это, да? У каких-то коммерческих компаний…

Е. АКСЕНОВА: Ну, и сейчас заказываются у коммерческих компаний, как мы заметили, за деньги. Ну, вот есть, например, американская модель, которая, ну, неплохо реализовалась…

А. ПЛЮЩЕВ: Что же они ни черта не делают-то, эти коммерческие компании?

Е. АКСЕНОВА: Подождите…

И. МАССУХ: Катя чуть-чуть о другом говорит.

Е. АКСЕНОВА: Ну, вот я про Юту хотела два слова сказать.

И. МАССУХ: Давай.

Е. АКСЕНОВА: Очень простая та модель. Они подняли красивый здоровский портал, значит, штата, в том числе с сервисной частью, с электронными госуслугами, и не взяла компания за них денег нисколько, вот, она берет процент с транзакций. Поскольку все электронные государственные услуги или большинство, связанное, там, с пенни, пошлиной или еще какой-то, значит, оплатой того, что государство тебя заставляет делать, то они живут на транзакции. Это хороший портал, жители штата Юта, мормоны довольны.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: А почему мы не пошли таким путем?

И. МАССУХ: Не знаю, у нас была концепция чуть-чуть другая. Мне кажется, что государство не должно создавать очереди само, а потом их ликвидировать за деньги. Ну, вот то, что произошло с ФНС. Я же тоже коммерсантом был, значит… был ужас, да? Там, ад в 90-х годах, когда…

Е. АКСЕНОВА: Каждый квартал…

И. МАССУХ: … бухгалтер точно в ночь уходил и сдавал эти документы. И этот ужас построен был государством, той же ФНС, не кем-то другим. И потом решили тоже скоммерциализировать и через какие-то компании, ну, там, какие-то спецоператоры связи, там… есть, там, 10-15 компаний, которые принимают эту отчетность, беря у коммерсантов деньги за отправку, правильную доставку этих деклараций налоговых. Ну, такой, спорный момент. Хорошо сделано, но, с другой стороны, брать-то не имеют права. Ну, вот это все равно что брать за анкеты, да? Вот анкета на загранпаспорт, приходил раньше, мог без очереди получит за 100 рублей вот в соседней компании ООО «Лучшие анкеты на загранпаспорт». Ну, вот с налоговой отчетностью приблизительно то же самое получилось, просто это облекли в какую-то такую, ну, в нормативную базу государственную. С Госуслугами, вот возвращаясь к Саше, да, действительно, очень быстро мы развивались, там, с 2008-го по 12-й, там. Во-первых, порталы появились, эти услуги, напрягли эти все ведомства переводить услуги в электронный вид. Причем перевод услуг в электронный вид, он, помимо удобства для граждан, он еще реорганизует процесс в самом ведомстве. Я когда-то здесь же, на эфире, говорил про услугу получения лицензии на образовательную деятельность. Вот когда ее расписали в этот, по шагам… оказалось, кстати, 23 шага на первом этапе. И там появились всякие, ну, совсем идиотские требования, которые сами же Минобраз, Мин образования, сам же смеялся и гадал, для чего же это у нас в этом регламенте такое написано.

Быстро двигались, но на самом деле отрасль-то динамичная, интернет, нельзя медленно развиваться. Вот с 2010-й по 12-й год было две версии портала Госуслуг. Если помните…

А. ПЛЮЩЕВ: Да.

И. МАССУХ: … вот сейчас современная, она такая… у нас кодовым названием называлась «Стекляшка», и вообще-то она в 12-м году должна была уже умереть, появиться новая. А до этого была такая…

Е. АКСЕНОВА: Синенькая.

И. МАССУХ: Синенькая, да. Вот за последние полтора года не появилось ничего, только вот эти услуги, они хуже стали работать. Это вот, ну, это видно, там, невооруженным взглядом. Коммерциализировать их, Кать… ну, какие-то услуги ЖКХ давай попробуем покоммерциализировать.

Е. АКСЕНОВА: Ну, услуг ЖКХ, напомню, на портале-то федеральном как бы и…

И. МАССУХ: Какие-то есть там, кстати, оплата есть.

А. ПЛЮЩЕВ: Оплата есть.

И. МАССУХ: Оплата есть, да.

Е. АКСЕНОВА: Но это небольшая часть. Ну, в общем, это путь. И почему нельзя браться за вот самые широкие, связанные с той же оплатой штрафов, которая, кстати, сейчас идет по пути коммерциализации через все эти тернии? То есть, у нас появляются уже публичные интерфейсы для оплаты штрафов.

И. МАССУХ: Да.

Е. АКСЕНОВА: Они не подсоединены к системам, то есть, ты не можешь полностью удобно, чтобы там без номера постановления просто узнать все свои штрафы по каким-то хорошим алгоритмам. Но это идет в эту сторону. То есть, почему бы, собственно, в эту стороны не двинуться – не понятно. Это никак нет ограничений ни, там, связанных с безопасностью, ни связанных, собственно, с реализацией…

И. МАССУХ: Ну, касательно штрафов согласен, да, можно коммерциализировать.

Е. АКСЕНОВА: Да, конечно. Это будет здорово, это будет правильно.

И. МАССУХ: И пусть гражданин выбирает, сколько платить ему комиссии, где и как. С другой стороны, зайдя в ГИБДД, ты должен иметь возможность, не платя комиссии, заплатить штраф.

Е. АКСЕНОВА: Ну, не всегда так получается.

И. МАССУХ: Ну, а как?

Е. АКСЕНОВА: Ну, вот я за парковку плачу…

И. МАССУХ: Вы помните историю эту с смс-голосованием, там, на вот это… Первый канал проводил, касательно Дальнего Востока.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: «Имя России»?

А. ПЛЮЩЕВ: Нет-нет, марафон.

И. МАССУХ: Марафон. На самом деле меня тоже возмущало. Ну, 50 рублей смска, все хорошо, и написано: включая НДС. Интересно. Благотворительность у нас точно не облагается налогами, а здесь, значит, 50 рублей, включая, там, какую-то долю государства. При чем тут государство, когда я лично отдаю деньги на какие-то?..

А. ПЛЮЩЕВ: Где здесь, собственно, добавленная стоимость, хотелось бы понять.

И. МАССУХ: Да. Ну, и то же самое с услугами. Ну, если я штраф плачу, если я дошел, там, лично до ГИБДД… а вообще-то, зайдя на сайт государственный, это значит, я лично пришел. Почему я должен платить комиссию?

Е. АКСЕНОВА: Илья, возьмите государственную, так сказать, городскую электронную услугу, то есть, с федерального уровня на городской. Паркуешься же в центре в Бульварном кольце…

И. МАССУХ: Да, кстати, удобно.

Е. АКСЕНОВА: … платишь парковочку. А откуда там процент, когда заводишь деньги в систему? Я вот постоянно плачу, и меня каждый раз страшно раздражает…

И. МАССУХ: А почему процент? 150 рублей, кажется, я вот все время плачу. Три часа, кажется.

Е. АКСЕНОВА: Если оплачивать через смс или через приложение…

И. МАССУХ: Больше берут?

Е. АКСЕНОВА: … забрасывая туда банковской картой, там берется сверху процентик.

И. МАССУХ: Ну, банковская карта – там эквайринг, это уже банковское законодательство.

Е. АКСЕНОВА: Но приложение официальное городское…

А. ПЛЮЩЕВ: Слушайте, мы немножко отошли от Госуслуг, прошу прощения. Еще раз напомню – тут есть смски нам – +7-985-970-45-45, или твиттер-аккаунт @vyzvon. Значит, есть несколько вопросов… не несколько вопросов, а несколько таких смс. Вот, например. «Пытался сделать загранпаспорт через портал услуг – в итоге, паспорт сделал через турфирму». Или спрашивают: «Добрый вечер. Через Госуслуги получил загранпаспорт. Четко, оперативно, качественно и понятно». Ну, вопрос того, как реализовано на местах, вообще никуда не делся, никуда. И я боюсь, никуда не денется еще очень долгое время. Раз. Значит, второе, что никуда не делось – мы с вами еще об этом говорили прям на заре этих самых Госуслуг – никуда не делось и размежевание по ведомствам. В том смысле, что у каждого ведомства еще есть собственный сайт со своими услугами, он никак, никоим образом, как правило, не интегрирован в Госуслуги. Часто требования на ведомственном сайте противоречат тому, что изложено на Госуслугах и так далее. Что с этим, почему и в вашем там присутствии, и в бытность вашу замминистра, и сейчас почему с этим ничего не делается?

И. МАССУХ: Ну, на самом деле ведомственная такая самостийность – это большая проблема. И чтобы ее победить, нужно было, там, ну, каких-то иметь влиятельных друзей. Тогда был Собянин вице-премьер, потом был Володин вице-премьер, потом был…

А. ПЛЮЩЕВ: Собянин был…

И. МАССУХ: Да, он Госуслуги стартовал, ну, на федеральном уровне. Потом Володин. И благодаря вот этим двум деятелям государственным вообще-то удавалось заставлять ведомства отказываться от собственных сайтов. Во-первых, это неэффективный расход, я считаю…

А. ПЛЮЩЕВ: Конечно. Просто дублирование.

И. МАССУХ: Дублирование, да.

А. ПЛЮЩЕВ: Абсолютно.

И. МАССУХ: Вот. И запускать на Госуслугах. Как только этот процесс закончился, ну, как бы там перестало это быть давление, то, естественно, айтишники в ведомствах начинают… подбегают к руководителям: мы сейчас сделаем такой сайт хороший, и он будет наш. И ты, там, пойдешь с этим сайтом и где-нибудь похвалишься. Ну, это в лучшем случае (смеется). Вот. И процесс, он на самом деле такой, это каждый день надо работать. Вот то, что я сейчас вижу, особенно когда заявляют, что давайте мы не будем все услуги переводить, а будем… возьмем как бы которые есть, и успокоимся на этом. Это, ну, как бы, мне кажется, что просто хочется не работать. Ну, чтобы не работать, надо в начале сходить к президенту, к премьеру, сказать, что вот тут надо бы…

А. ПЛЮЩЕВ: Про премьера-то. Ладно президент – он не пользуется у нас интернетом вроде бы. А премьер пользуется активно. Иногда так активно, что лучше бы уже и как-то нет. Вот. Это я к тому, что он тут зашел на Госуслуги. В сентябре было дело. И возмутился, какова там регистрация замороченная.

И. МАССУХ: Не, он не с этим возмутился. Он увидел сайт несуществующего ведомства Росохранкультура…

А. ПЛЮЩЕВ: Тоже было…

И. МАССУХ: … и новости о Ксении Собчак.

А. ПЛЮЩЕВ: Тоже было дело. И как раз регистрация тоже его смутила. И, казалось бы, казалось бы, даже поступила реакция на это: Минкомсвязи предложило значительно ускорить и упростить регистрацию на портале Госуслуг. Для части услуг – вот ЖКХ, о котором мы говорили, штраф ГИБДД и так далее – можно было бы авторизоваться с помощью мобильного телефона. Сообщили об этом Госуслуги, их официальный блог. Но, надо сказать, довольно давно. Произошло это еще в сентябре-месяце, но до сих пор как-то по мобильному телефону… 9 сентября это произошло, месяц назад. И как-то вот по мобильному телефону до сих пор ничего нельзя сделать, в смысле, войти, хоть на какой-то урезанный портал Госуслуг. Тоже ничего почему-то не происходит. Более того, они пообещали… ну, вот сейчас как? Надо в Ростелеком сходить с паспортом и взять себе…

И. МАССУХ: Либо Почту России ждать.

А. ПЛЮЩЕВ: Да-да, либо ждать по Почте России. Теперь что нужно? Может, не теперь, а что они предлагают. То, как быстро работают государственные ведомства, мы с вами видим вот на этом примере тоже: 9 сентября было обещано. Для того чтобы расширить возможности учетной записи и получить доступ ко всем услугам – ну, это тем, кто еще не регистрировался – необходимо будет заполнить профиль пользователя дополнительной информацией. Затем для подтверждения личности потребуется с паспортом прийти в ближайший уполномоченный многофункциональный центр – не в Ростелеком, а в многофункциональный центр – почтовое отделение… вот почтовое отделение – самое смешное, конечно. И умереть там в очереди. Или федеральный орган исполнительной власти. Я не очень понимаю, что значит федеральный орган исполнительной власти.

И. МАССУХ: В любой, наверное. На вахту, знаете, к охранникам, показать… (смеется)

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, то есть, вот в Минэкономразвития я…

И. МАССУХ: Например.

А. ПЛЮЩЕВ: Да? Допустим. Мне нравится вот Минэкономразвития почему-то, я туда пойду..

И. МАССУХ: Название какое-то такое звучное.

А. ПЛЮЩЕВ: Да. Я, правда, зарегистрирован уже, мне труднее. Вот. В общем…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Какой ужас, Саш.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну да. То есть, никуда это не делось…

И. МАССУХ: На самом деле, действительно, ну, достаточно медленно работают. Ввести упрощенную регистрацию, наверное, можно, это не так сложно. Ну, не знаю…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Нельзя сделать так, чтобы не нужно было на Почту России приходить?

Е. АКСЕНОВА: А что вам Почта России, слушайте? Нормальное место.

И. МАССУХ: А вы были на почте-то?

Е. АКСЕНОВА: Да, я посылки забираю из интернет-магазина.

А. ПЛЮЩЕВ: Да, я вот, ты знаешь, как раз, Кать…

И. МАССУХ: А я недавно был…

А. ПЛЮЩЕВ: … я зашел в субботу и понял, что я до вечера не уйду оттуда. Одно окно у меня работало там.

И. МАССУХ: Нет, Почта России пусть занимается… сделает хорошо почту, а уже потом заниматься Госуслугами. Иначе, ну, знаете… как можно поручать ведомству, которое не может сделать основную свою работу, еще какую-то?

А. ПЛЮЩЕВ: Конечно, конечно.

Е. АКСЕНОВА: Коллеги, подождите, а вас не возмущает, что чтобы получить банковскую карту, нужно сходить в банковское отделение? Там тоже, даже в коммерческих банках, но я бы не сказала, что какие-то высоты сервиса. Ну, вот нужно сходить, да?..

И. МАССУХ: Ну, все-таки выше сервис-то. Ну, в коммерческих банках, там…

А. ПЛЮЩЕВ: Гораздо, конечно.

И. МАССУХ: Даже в Сбербанке.

Е. АКСЕНОВА: Ну, ок, пусть работают над сервисом. Но есть некоторые такие очень важные ключевые доступы, которые должны контролироваться. Вы не доверяете свою пластиковую карту, да? Точно так же, как, в общем-то, доступ к ряду электронных государственных услуг. Ну, это такая же важная штука, как карта, потому что это обращение к самым разным сторонам вашей жизни, связанных с недвижимостью, с деньгами, с документами, с налогами…

И. МАССУХ: Не, в этом смысле ты права, да.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Я для себя на этот вопрос не смог ответить. А вы считаете, нужно обязательно ножками куда-то приходить? Вот мы далеки от того, чтобы в какой-то момент для регистрации на Госуслугах не понадобилось физически куда-то идти вообще?

Е. АКСЕНОВА: Смотрите, в чем как бы суть, да? В том, что когда… в идеале, в идеале. Когда вы заходите на портал электронных государственных услуг, в идеале, вы должны иметь возможность сделать со своим, там, гражданским статусом, со своими вот отношениями с государствами все, да? И недвижимость зарегистрировать, и…

И. МАССУХ: Правильно, молодец. Не 20 услуг, да, Кать? А все.

Е. АКСЕНОВА: Ну, в идеале, должны быть, безусловно.

И. МАССУХ: Да (смеется).

Е. АКСЕНОВА: Поэтому, удостоверение вашей личности в этот момент, оно должно быть очень надежным, скажем так. И для того чтобы это случилось, в какой-то момент, конечно, вы должны, ну, прийти куда-то с пачкой своих документов, там, с паспортом…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Хорошо, а если мне нужно оплатить штраф?

Е. АКСЕНОВА: А вы и сейчас не нуждаетесь ни в каком Ростелекоме для этого, идите платите в интернете, легко.

А. ПЛЮЩЕВ: Просто не на сайте Госуслуг, только и всего.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Нет, а банковскую карту на сайте Госуслуг? Это же госуслуга, правильно? Почему нельзя просто, без похода в почту, взять…

И. МАССУХ: Сейчас, справедливости ради, ты можешь зарегистрироваться на Госуслугах и ждать заказного письма с Почтой России, и почтальон, ну, должен проверить твои паспортные данные…

А. ПЛЮЩЕВ: Как правило, в ящик…

И. МАССУХ: Но, как правило, они, к сожалению, бросают в ящик…

А. ПЛЮЩЕВ: Еще они проверять его будут…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Подождите, автомат в магазине, стоящий автомат, куда я подхожу платить штраф, он же не просит меня какой-то особый…

И. МАССУХ: Нет, штраф…

Е. АКСЕНОВА: Штраф – нет проблем.

А. ПЛЮЩЕВ: И ЖКХ тоже не надо. Слушайте, вот еще одна. Это возвращаясь к тому, что я говорил про разные ведомства, разные сайты и вообще вот эту такую фрагментацию. Вера пишет: «Добрый вечер. Сейчас по Москве идет реклама pgu.mos.ru, предлагается получать госуслуги там. Это то же самое, что Госуслуги, только московское? – спрашивает она. – Или pgu.mos.ru будет развиваться, а Госуслуги зачахнут?» Е. АКСЕНОВА: Это два разных портала, потому что у нас различаются услуги, которые предоставляет федерация, и услуги, которые предоставляет вам город. Поэтому на портале pgu.mos.ru вы можете найти такие вещи, как, например, найти близлежащую секцию для своего ребенка и записать его туда электронным образом, встать на очередь в детский садик, встать на очередь, вернее, выбрать школу для своего первоклассника…

А. ПЛЮЩЕВ: А на Госуслугах это нельзя?

А. ХОДОРЧЕНКОВ: А это хорошо, что у нас несколько таких сайтов?

Е. АКСЕНОВА: Ну, потому что Москва – это Москва, а федерация – это федерация. Конечно, это разное, это разные функции, это разные…

А. ПЛЮЩЕВ: Подождите, секунду. А почему нельзя… он же знает мой регион, Госуслуги, прекрасно знает, из какого я региона. Почему нельзя туда это интегрировать-то?

Е. АКСЕНОВА: Потому что у нас страна так устроена.

А. ПЛЮЩЕВ: А, понял. Все, ответила.

А. ПЛЮЩЕВ: Потому что у нас муниципальное управление отдельно от исполнительной…

И. МАССУХ: У нас страна так устроена, что богатые регионы стараются сделать свой собственный портал, и все. На Госуслугах вы найдете кучу услуг региональных тоже по записи, там, в детский сад, но это будет какое-нибудь Кемерово, Курган – такие. Ну, как бы я без обид, да? Но какие-то, ну, дотационные, я бы так сказал, регионы. А вы не найдете на Госуслугах услуг Москвы, Татарстана, там… ну, Санкт-Петербурга… нет, Санкт-Петербург есть. Ну, и каких-то еще, там, таких…

А. ПЛЮЩЕВ: Я в этом смысле некоторым образом даже в худших условиях, чем житель Кемерово, получается.

И. МАССУХ: Ну, чуть-чуть хуже, потому что вы должны… вам, кстати, два пароля надо помнить.

А. ПЛЮЩЕВ: Да, два пароля, я должен в двух местах регистрироваться. Это, в общем, очень нездорово, несмотря на то, что там…

И. МАССУХ: Другое дело, что Москва, конечно…

А. ПЛЮЩЕВ: Еще потрачены мои же деньги.

И. МАССУХ: Москва – это, ну, такая большая конгломерация, большая такая структура государственного правления. Может, допускаю, что ей нужно иметь какое-то свое окно работы с жителями, чтобы не бегали…

А. ПЛЮЩЕВ: А как по-вашему, действительно ли… ну, то есть, что ставилось мотивом того, что будет меняться тактика, я бы так сказал, оказания госуслуг?

А. ХОДОРЧЕНКОВ: А не стратегия.

А. ПЛЮЩЕВ: Да. Мотивом. Что оказались ведомства не готовы к переводу онлайн, и вот не могут они сейчас все. Как по-вашему, что должно… что можно предпринять для того, чтобы они оказались готовы, для того, чтобы все-таки как можно большее число госуслуг оказывалось онлайн?

И. МАССУХ: Нет, надо просто планомерно работать, там никаких таких препятствий ни технологических, ни организационных нет. Надо брать каждое ведомство… если уж мы заставили, там, МВД, достаточно костное ведомство, ну, и с точки зрения бюрократии, там, выдавать паспорта, там сейчас можно машины регистрировать – ну, это тоже ГАИ, да? Вот штрафы, мы говорим, спокойно оплачивать. Это все вот то ведомство, которое вообще считается, там, одно… ну, костное, с точки зрения бюрократии. Надо брать каждое ведомство, вызывать его, там, они получают бюджетные деньги на информатизацию, ставят приоритеты. Ну, то, что мы делали с 10-го по 12-й год, я бы так сказал. Ведь если помните, там, у нас такая революционная история была. Это с граждан запретили требовать справки, если они находятся… если данные по ним уже находятся в другом ведомстве. То есть, например, если вы приходите, ну, там, в Пенсионный фонд пенсию оформлять, типичная справка – это с налоговой инспекции принесите, там, за уплату налогов. То с 10-го года гражданин имеет право сказать: идите сами за этой справкой. Сказать Пенсионному фонду, чтобы он сам сходил за этой справкой. И вот некоторые вот такие моменты, они работают. Другое дело, ну, до сих пор, конечно… Тут, я говорю, планомерная работа. Ну, как бы Минкомсвязь как-то самоустранилась, начала говорить про… интересней говорить про цифровое неравенство про какое-то такое мифическое, хотя мы все…

А. ПЛЮЩЕВ: Про управление интернетом еще.

И. МАССУХ: Про управление интернетом, там, вот пиратский закон выходит, там… точнее, антипиратский, да? Вот. А Госуслуги – это такая –чуть-чуть неблагодарная работа, потому что, ну, требует, там, каких-то управленческих решений, там, усилий. Но, с другой стороны, благодарная работа, когда услуга появляется, когда действительно гражданам…

Е. АКСЕНОВА: Я думаю, что, конечно, в идеальном каком-то сферическом обществе, да, нужно перемалывать эту костную материю и создавать идеальные услуги, но в реальной жизни есть вещи, которые государство может делать, есть вещи, которые государство не может делать, потому что оно просто не может. Поэтому, например, собственно, фронтенд-сервисы, сервисы, которые направлены на прямое взаимодействие с человеком, ну, не может оно делать, понимаете? Вот сколько денег ни даст, кого ни наймет, какого самого…

И. МАССУХ: Ну как, Москва делает?

Е. АКСЕНОВА: У Москвы там есть свои, кстати, вопросы с юзабилити. Они недавно проводили, там, конкурс, чтобы улучшить, значит. И исследование того, как люди работают на этом портале, показывают, что…

И. МАССУХ: Нет, я согласен, но это надо открыто людям рассказать, что мы не услуги сокращаем, а меняем, там, парадигму какую-то управления. И тогда государство должно сказать, что тогда мы этому ведомству, там, не знаю, какому-то, да, Икс, не будем давать деньги на это. Вот в чем… А они же и деньги берут, и делают плохо.

Е. АКСЕНОВА: Ну, в общем, я-то думаю, что государство должно быть платформой для оказания этих услуг и не пытаться взять на себя то, что не сможет сделать никогда. Поэтому они должны… вот, например, система СМЭВ – да, система СМЭВ – это…

А. ПЛЮЩЕВ: Поясни для слушателей, что это.

Е. АКСЕНОВА: Это как раз та самая система, которая гоняет справки-бумажки от ведомства к ведомству, вместо того чтобы гонять человека – то, о чем Илья Иссович только что рассказал. Это некоторый позвоночник вот этой вот, значит, системы оказания электронных госуслуг, на нее ушла прорва денег, но она как-то более или менее начинает работать. И понятно, что никакая там сторонняя, значит… веселые вольные подрядчики ее не сделают. Это большой государственный инфраструктурный проект, без которого нельзя. Но все то, что видят люди, все эти фронтенды, все эти… там большая часть бизнес-процессов, нужно отдавать на откуп. Вспомните, там, опыт свой десятилетней давности, как вы ходили в посольства визы получать. Это были страшные места! Любое посольство, хоть французское, хоть какое. Там, какие-то окошки, какие-то бумажки, ничего не понятно, очереди. Сейчас почти все посольства отдали на откуп коммерческим визовым центрам, не имеющим никакого отношения, там, ни к этой стране, вообще ни к чему. Вы заходите, там, электронная очередь, там, все четко, красиво, там куча окошек, все идеально.

И. МАССУХ: У нас государство тоже так же. Оно, видно, посмотрело на посольства и придумало многофункциональные центры как раз оказания госуслуг (смеется).

Е. АКСЕНОВА: МФЦ – кстати, довольно приличное место.

И. МАССУХ: Да, нормальное место.

Е. АКСЕНОВА: Приходишь и там чувствуешь себя ок. Не нужно так вот нагнуться к какому-то окошку и там у свирепой барышни, значит, пытаться выяснить, что тебе делать. То же самое нужно сделать в интернете.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Соображение: все, что государственное, очень недружелюбно. Мы все помним государственные поликлиники, куда ты приходишь, и там как-то вот стены в чем-то измазаны… И приходим в какую-нибудь поликлинику частную, где обычно всегда очень приятно. И насколько, вот на ваш вкус, насколько вообще френдли вот нынешний сайт госуслуг?

Е. АКСЕНОВА: Нет, он не френдли.

И. МАССУХ: Ну, я говорю, что его надо было в 12-м году уже менять. Ну, то есть, редизайн делать. Каждый сайт у нас соответствует своему времени, должен соответствовать.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: И этот соответствовал тому?

И. МАССУХ: Ну, с 11-го по 12-й как-то…

А. ПЛЮЩЕВ: Он просто учитывает ту скорость, с которой работают государственные органы. В принципе, им нужно, знаешь, как в «Алисе»: для того, чтобы оставаться на месте, им нужно бежать вдвое быстрее.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Потому что я-то начинаю быть сторонником как раз того, что отдайте вы это в коммерческие структуры…

Е. АКСЕНОВА: Конечно.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Мы отдадим за это пять рублей, но мы зайдем на тот сайт, на котором нам будет приятно находиться.

И. МАССУХ: Саму витрину – может быть, да.

Е. АКСЕНОВА: Конечно, конечно. И тогда это будет сайт вот лично для вас, под вас подстроенный, кастомизированный…

А. ПЛЮЩЕВ: На самом деле…

И. МАССУХ: С другой стороны, там какие-нибудь…

А. ПЛЮЩЕВ: Подождите, а разве не частная компания его разрабатывала и внедряла?

Е. АКСЕНОВА: Госконтракт, госконтракт – это госконтракт. И по госконтракту, вы находитесь в очень специфических условиях, и вы по заказу не сделаете то, что вы сделаете для себя. Представьте себе…

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, то есть, тогда мы ни о чем говорим, потому что, ну, вот уже тот аутсорс, о котором ты говоришь, он уже существует.

Е. АКСЕНОВА: Нет, я говорю…

А. ПЛЮЩЕВ: Но только в рамках госконтракта.

Е. АКСЕНОВА: Нет-нет-нет, Александр, я говорю о другой вещи. Аутсорс, когда вам заказали и вы заказчику сделали, акты подписали, на, получи, работай, да? Это одно дело. Другое дело, когда у вас есть бизнес, когда эта витрина оказания электронных госуслуг – это ваш бизнес, с транзакций с которого вы как-то получаете деньги.

И. МАССУХ: Катя говорит, что… то есть, государство, кому ты отдала ворох госуслуг..

А. ПЛЮЩЕВ: Ну да.

И. МАССУХ: … и говорит: сделай из этого… оберни в красивую обертку, и за это тебе разрешается брать деньги с людей.

Е. АКСЕНОВА: Как сдача налоговой отчетности, да? Каждая фирма…

И. МАССУХ: Но только это не государственный должен быть сервис, Кать, это должен быть…

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Возможно, таких сервисов должно быть несколько.

И. МАССУХ: Пусть много, да. Пусть конкурируют.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: На конкурентной основе. Этот удобнее этого, я пойду завтра сюда.

Е. АКСЕНОВА: Конечно. Нужно задать некоторые стандарты…

А. ПЛЮЩЕВ: У нас осталось буквально три минуты, и я хотел бы воспользоваться этим временем, поскольку Илья Массух здесь в студии у нас, а он сейчас возглавляет Фонд информационной демократии, да? Который, соответственно, делал Российскую общественную инициативу, отвечает за нее. Это тот самый сайт РОИ, где мы с вами голосуем, в том числе голосовали за отмену антипиратского закона, за то, чтобы чиновникам не позволяли больше полутора миллионов рублей тратить на машины. И успешно проголосовали эти инициативы, и, в общем-то, где-то они там рассматриваются каким-то образом. Не будем сейчас об этом, не так много времени осталось. Хотел бы, чтобы вы рассказали о том, ну, вот как по-вашему, состоялась эта история или не состоялась. Вот тоже с теми же двумя инициативами, которые…

И. МАССУХ: Не, ну, сам сайт-то и сам проект этот состоялся. Во-первых, он…

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, а смыслово?..

И. МАССУХ: … достаточно воздушный. Вот, Катя, с точки зрения дизайна…

Е. АКСЕНОВА: Хороший, хороший, удобный. Мне нравится.

А. ПЛЮЩЕВ: Не считая, что на Госуслугах надо перед этим регистрироваться.

И. МАССУХ: Ну, слушайте, демократия требует каких-то усилий от человека.

А. ПЛЮЩЕВ: Хорошо. Для вас много сделал Навальный, между прочим, кстати, надо сказать.

И. МАССУХ: Леха, да, да, он у нас практически был рекламным агентом.

А. ПЛЮЩЕВ: Главный такой пушер в этом смысле. Ну вот, смыслово состоялся? То есть, вот мы хоть одно свое решение с помощью РОИ уже… мы еще не провели же до сих пор…

И. МАССУХ: Точно провели отмену промилле, потому что президент ее подписал, отмену нулевого промилле, когда на сайте было 89 что ли тысяч уже голосов.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, прямо скажем, ее и Медведев поддержал, там невелика хитрость была. Так, хорошо.

И. МАССУХ: Ну, Медведев ее, кажется, отменял… вводил нулевое промилле.

А. ПЛЮЩЕВ: Вводил, да. Путин поддержал.

И. МАССУХ: А Путин поддержал, да. Вот. Отмена вот этих полутора миллионных автомобилей, она на хорошем сейчас уровне, там, в правительстве обещают разработать документ, сделают дифференциацию по стоимости, там, от 600 тысяч, насколько я знаю, до трех миллионов. Ну, три миллиона, там, типа, для министров, а для обычных каких-нибудь начальников ЖЭКов, там, до 600 тысяч, вот так. Антипиратский закон завтра обсуждаем, инициативу. Ну, она сформулирована так, у меня есть как-то претензии к формулировке: отмена закона о незаконных блокировках. Ну, во-первых, незаконных блокировок еще не было, они все законные через Мосгорсуд.

А. ПЛЮЩЕВ: Минута у нас.

И. МАССУХ: Через Мосгорсуд проходили. С другой стороны, безусловно, там надо его как-то модифицировать, этот закон, потому что он так… ну, даже та правоприменительная практика, которая прошла, уже говорит, что блокировка по айпишникам – это очень, ну, так, жестоко для интернет-индустрии…

А. ПЛЮЩЕВ: То есть, вы оптимистичны по поводу…

И. МАССУХ: Я надеюсь. Не, я буду всегда…

А. ПЛЮЩЕВ: Я даже не в смысле антипиратства, а в смысле того, что наша инициатива как-то, за которую мы голосуем…

И. МАССУХ: У нас три миллиона голосов отдано за 6 месяцев, 3 миллиона. И инициатив две с лишним тысячи. Мы думали, когда я создавал сайт, я своим сотрудникам говорил: слушайте, ну, будет три инициативы в день, и все. Сейчас у нас 70 инициатив в день каждый день, прямо люди… вот что вижу, то пишу. Ну, к сожалению, иногда так бывает…

А. ПЛЮЩЕВ: Спасибо большое, мы как-нибудь продолжим про РОИ, да и про Госуслуги обязательно разговор. Андрей Ходорченков – мой соведущий. Разговаривали мы с главой Фонда информационной демократии Ильей Массухом и Екатериной Аксеновой, генеральным директором агентства «Стратег» и экспертом в этой области. Спасибо большое.

А. ХОДОРЧЕНКОВ: Всем всего доброго.

И. МАССУХ: Спасибо.

Е. АКСЕНОВА: Хорошего вечера.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире