'Вопросы к интервью
А. ПЛЮЩЕВ: В Москве 21 час 10 минут, добрый вечер, с вами Александр Плющев и Александр Белановский.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Добрый вечер.

А. ПЛЮЩЕВ: Это программа «Точка». И в ближайший час, не как в последние разы у нас было, на одну тему, а сразу на несколько будем говорить, решили мы сегодня объединить. Ну, можно, наверное, как-то их и в одну бы тему было объединить эти, но мы что-то не парились.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Да.

А. ПЛЮЩЕВ: Что-то не парились. Короче, да, не стали мы. Тут состоялись конференции Яндекс и Гугл: Яндекс в Москве, Гугл, соответственно, в Калифорнии. И об этом будем говорить. Там, может быть, еще о мобильных тенденциях каких-то успеем под конец программы поговорить. Будем говорить с нашими гостями. Один здесь, в студии – это Петр Диденко, директор по стратегическому развитию «СКБ Контур». Петь, добрый вечер.

П. ДИДЕНКО: Добрый вечер.

А. ПЛЮЩЕВ: И, возможно, наш коллега, ведущий программы «Вести.net» Павел Кушелев будет у нас по телефону. Я говорю «возможно», потому что он в Калифорнии до сих пор находится. Я надеюсь, что связь у нас заладится с этим солнечным штатом. Вот. Начнем мы с того, что на этой неделе выкатил Яндекс. Пока этого нет на самом деле, то есть это анонсировано, но не запущено…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Будет в середине лета.

А. ПЛЮЩЕВ: ... не запущено, да, в эксплуатацию. Будет в середине лета. Пока есть возможность поговорить о том, что это будет. А вот когда это будет запущено в эксплуатацию, мы здесь ждем представителей Яндекса, вот, которые иногда звонят к нам в эфир, но не дозваниваются почему-то, вот они будут вживую. Пообещали мне, что придут и расскажут, чтобы слушатели наши могли посмотреть прямо в компьютере, прямо в телефоне мобильном, смартфоне, в планшете, как это все работает, каким образом, задали вопросы, которые их интересуют уже тогда. Это будет в июле, видимо, в середине лета. Ну, вот точнее не могу сказать.

Сегодня о будущем таком, о том, что будет. Ну, вот я могу сказать, что побывал я на этой конференции Яндекса. Она называлась так весьма по-яндексовски заурядно, я бы так сказал: «Еще одна конференция про маркетинг». Ну, вначале там было не столько про маркетинг, сколько про выдачу в запросах, выдачу в поисковой системе Яндекс и изменения в поиске, изменения в браузере, Яндекс-браузере, который занял, кстати, нишу в 6% уже на российском рынке, что довольно много. Надо сказать, я был весьма впечатлен тем, что было рассказано про поиск Яндекса.

Чтобы вы понимали, те, кто не знает, не следил за ходом этой конференции, за презентацией: во-первых, можете зайти по адресу beta.yandex.ru и посмотреть замечательный такой ролик, фильмик такой, снятый в таком очень американском духе, как мне кажется. И там разработчики Яндекса рассказывают о том, что это будет. Это во-первых. А во-вторых, ну, вот я сейчас расскажу.

Выдача Яндекса, она такая умная, предполагается. То есть, допустим, там, условно говоря, ищете вы… хотите вы пойти в кино, и вот у вас есть ближайший кинотеатр. Вы вводите название фильма, даже не обязательно название фильма, а просто кинотеатр, и в первой же ссылке, вместо ссылки на кинотеатр, у вас вылезает расписание и возможность купить билет в несколько кликов, да?

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Суть там этого нововведения в том, что…

А. ПЛЮЩЕВ: Это называется Острова.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Да. А ты не произнес еще?..

А. ПЛЮЩЕВ: Нет. Яндекс Острова.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Да, она называется Яндекс Острова. Суть в том, что пользователь теперь может пройти до своей цели, до покупки, до услуги гораздо более коротким путем. Сможет.

А. ПЛЮЩЕВ: Во многих случаях, вообще не заходя на сайт, который предоставляет эту услугу или рассказывает о чем-то. Ну, например, Википедия. Там можно не заходить на Википедию, если вы что-то пытаетесь узнать. Ну, например, я не знаю, биографию Иоганна Себастьяна Баха, да? Соответственно, картинки по запросу «Иоганн Себастьян Бах» будут предоставлены. Они и сейчас предоставляются в отдельном блоке, а так будет как бы такая министатья из Википедии. То есть, если вам нужно понять, композитор или нет, или годы жизни, вы… вам не надо будет переходить, значит, на саму Википедию, небольшой кусочек там будет. Но полностью, конечно же, вы увидите все там. Вот. Или, опять же, если есть какая-то услуга, вот как покупка, например, авиабилетов или еще, то на сайт, вполне возможно, и не придется переходить. Это, конечно, вот поначалу очень впечатляет. Не понятно, как это будет работать. Потому что у каких-то сайтов есть эта возможность, они дают такой функционал, у каких-то – нет. В смысле, в поисковую выдачу отправляют, да? И если это будет работать у всех, то вообще не понятно, как они будут жить без трафика, что будет делать медийная реклама и так далее…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: На самом деле это полностью перевернет, вероятно, там, модель…

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, модель бизнеса, но и модель потребления тоже. То есть, тебе достаточно просто зайти, там, на Яндекс, и все. И ограничится ли наш интернет теперь Яндексом – не совсем понятно. Вот. Может быть. За этим мы, собственно, и позвали нашего эксперта, директора по стратегическому развитию «СКБ Контур» Петра Диденко. Как тебе, прежде всего, Яндекс Острова? Ты наверняка тоже видел все, и ролик смотрел…

П. ДИДЕНКО: Да, я тоже видел, это очень интересно было посмотреть конференцию. И ролик – собственно, это единственный артефакт, который на сегодня пока есть, к сожалению…

А. ПЛЮЩЕВ: Остался, да, из этого.

П. ДИДЕНКО: Да-да-да. Очень интересный подход. Мне кажется, что это даже не столько про текущих пользователей (хотя они тоже оценят удобство), сколько про следующих пользователей, про новых пользователей интернета.

А. ПЛЮЩЕВ: То есть, это на нас не рассчитано. Мы умрем, и все, не научимся пользоваться…

П. ДИДЕНКО: Нам тоже будет удобно и хорошо, мы будем пользоваться. Если ты искал билеты, а тут говорят «нажми кнопку и купи билет», то, возможно, ты захочешь купить. Зачет тебе ходить по куче каких-то билетных сайтов и там разбираться?..

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Тут есть такое дело, как привычка.

П. ДИДЕНКО: Это правда. Но посмотрим, что будет. Мне интересно…

А. ПЛЮЩЕВ: Опять же, интересно, вот в данном случае, когда продажи, у нас же есть всегда подозрение, что посредник берет комиссию. Вот. В данном случае ее нет, разумеется, потому что Яндекс не зарабатывает таким образом, но, конечно, думаешь: «А вдруг, вот если я схожу на сайт, вдруг там дешевле будет?» Например. Или легче. Или еще что-то.

П. ДИДЕНКО: Я думаю, что все эти моменты пользователи смогут проверить эмпирически. То есть, они попробуют так, попробуют так. В интернете очень просто сравнивать, да? И если раньше надо было, для того чтобы уметь сравнивать, значит, иметь какой-то свой любимый сайт, который умеет сравнивать, то теперь можно делать все, и сравнение, и покупку, прямо в этой самой поисковой строке. Это очень интересно, потому что… я уже начал говорить про новых пользователей, которые еще не пользуются интернетом или которые очень мало пользуются интернетом. Я думаю, что столкновение с такой новой штукой, как интернет, для них…

А. ПЛЮЩЕВ: Ты кого имеешь в виду, подожди, под этими новыми пользователями? Кто еще не вырос, кому еще, там, 9-10 лет? Или это те, кому уже за 50, но кто еще не дошел до Одноклассников? Там, за 60, за 70.

П. ДИДЕНКО: Я помню статистику, которую на Российском интернет-форуме рассказывали. Да, огромное количество все-таки взрослых людей не пользуются интернетом совершенно.

А. ПЛЮЩЕВ: Это правда.

П. ДИДЕНКО: Огромное количество людей в регионах в отдаленных не пользуются интернетом. И еще интересный, наверное, вопрос: а как пользуются интернетом молодые люди? Вот моей дочери 16 лет, и я не уверен, что она когда-либо была на Яндексе. Она была в Контакте. И как Яндекс ее привлечет? Зачем он?..

А. ПЛЮЩЕВ: Подожди, вот я не знаю, может быть, разные модели, но вот моей дочери 13, и она знает, что Контакт – это для общения, развлечения, да? А Яндекс – для поиска. А Википедия – для знаний. Примерно так. То есть, если она понимает, что есть что-то в Википедии, она в Яндекс не полезет никогда. Вот. Хотя в Яндексе, понятно, что тот же запрос даст тебе Википедию первой ссылкой.

П. ДИДЕНКО: Я не хотел обидеть пользователей ВКонтакте, но мне кажется, что они очень погружены в этот…

А. ПЛЮЩЕВ: У них мир.

П. ДИДЕНКО: Да, у них мир, у них свой отдельный мир. И, более того, социальные сети очень не хотят, чтобы кто-то уходил…

А. ПЛЮЩЕВ: Конечно.

П. ДИДЕНКО: … из их мира на какие-то поисковики, которые этим социальным сетям ничего не платят, между прочим. И получается, что для Яндекса надо предоставлять какой-то продукт, который будет понятен тем, кто, по каким-то причинам, еще не пользуется Яндексом, тем, у кого уже все есть и так. И в этом смысле Острова, мне кажется, такая новая выдача, которая предполагает абсолютно другой интерфейс, где ты не просто получаешь ответы на вопрос, а решаешь задачи свои собственные в реальном времени – вот это уже интересно.

А именно об этом, кстати, сказал Илья Сегалович, один из основателей Яндекса, на конференции или в интервью журналу «Форбс», я не помню сейчас: что раньше миссия Яндекса была отвечать на вопросы пользователей, теперь миссия Яндекса – решать задачи. Вот. И я думаю, что… я вспомнил, что после того, как я посмотрел вот на презентацию Островов, я пошел на Гугл, и поискал там что-то, и увидел вот десять зелененьких или синеньких ссылочек стандартной выдачи. Я подумал, что это очень напоминает что-то такое программистское. А вот те интерфейсы, они очень похожи на что-то людское.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Тут нам пишут, к сожалению, не подписано, но отмечают, что нечто подобное давно уже было придумано в Гугле, но по какой-то причине заглохло.

П. ДИДЕНКО: Мне кажется, что компанию Гугл основали программисты, они там еще очень сурово рулят на сегодня. Дай бог им, чтобы они все-таки побольше привлекали людей из реального мира.

А. ПЛЮЩЕВ: Смотри, правильно ли я тебя понимаю, что ты отмечаешь новый поворот в деле – это постоянно происходит – в деле такой десакрализации, с одной стороны, и упрощения, очень большого упрощения интернета – с другой. Ну, Рунета сейчас, в частности, да? Яндекс, надо сказать – один из ведущих мировых поисковиков, он поскольку а) не только в России, б) он четвертый, если я не ошибаюсь, вообще в мировом интернете. Ну, и поэтому можно к нему относиться тоже как к своеобразному законодателю, законодателю здесь, там, мод или тенденций. Потому что мы же так относимся к Касперскому, а он тоже не первый в мире сильно. Вот. Поэтому ничего страшного. Так что, и Яндекс у нас может спокойно здесь рассматриваться как не только внутрирунетная история.

Ну так вот, правильно ли я понимаю, что идет процесс упрощения? Потому что интернет, как мы его помним, он все время упрощался. В смысле интерфейсов, я имею в виду. Вот я помню интернет, там, года с 96-го, наверное, да? С 98-го появилась программа «Эхонет», которую сейчас Белановский ведет. То есть, уже обозрение, было что обозревать. И все время… сначала это были какие-то довольно сложные системы, не говоря уж о том… ну, каким образом? Пользовательски. То есть, ты должен был выполнить ряд каких-то операций, чтобы получить что-то. Существовало такое… вот я думаю, что пользователи, которые лет пять в интернете или семь, они не очень понимают, что такое язык запросов Яндекса. Ну, что такое язык запросов? Ты просто кладешь, там, слова, и все. Какой язык там? Вообще существовали разные, там, плюсики, кавычки и всякое такое вот. Он и сейчас существует – другое дело, что им никто не пользуется.

Значит, правильно ли я понимаю, что есть очередное упрощение? И хорошо ли это? Потому что, с одной стороны, мы… ну, удобнее пользоваться. А с другой стороны, мы, может быть, меньше соображаем.

П. ДИДЕНКО: Это очень интересный вопрос. Потому что хороший вопрос: а какова вообще цель человечества? Наверное, просто удобно жить. Ну, в целом, да, удобно? Все люди хотят удобнее жить. А им приходится сталкиваться вот как раз со словом «стресс», которое я уже сегодня произнес и увидел реакцию на него. И нужно, чтобы люди сталкивались с меньшим стрессом. Я имею в виду, что поисковики, другие интернет-компании, они хотят, чтобы люди сталкивались с меньшим стрессом, когда они имеют дело с ними. Я помню, что когда я в 93-м году начал пользоваться интернетом, он выглядел совсем не так, как сейчас. И тогда я не мог своей маме, допустим, которой 64, по-моему, года сейчас, объяснить, что это и зачем. Но в какой-то момент мы ей показали, что вот можно так вот получать, там, информацию, смотреть, не знаю, фотографии меня. А недавно я приехал к ней в гости: оказывается, она там сидит уже чуть ли не сутками. Потому что интернет стал проще и понятнее ей.

И поисковики любой ценой сейчас борются за новых пользователей, за тех, кто пользуется не поисковиками, я не знаю, соцсетями, или вообще не пользуется ничем. Они хотят каким-то образом принести новую пользу и отличаться. Перед Яндексом сейчас стоит огромная задача бороться с Гуглом. Гугл победил во всех странах примерно, кроме России и Китая. И Гугл наступает на Яндекс, и нужно придумывать что-то абсолютно новое. И сейчас Яндекс, по сути, он что придумал? Он создал вот этот механизм, который называется Острова, когда вот эти интерфейсы новые создает не сам Яндекс, а когда веб-мастер, владелец сайта, может часть своей функциональности выставить на Яндекс. Такого раньше, ну, вот в таком именно виде, чтобы вот можно было прямо… я как владелец сайта чтобы мог создавать интерфейс Яндекса, такого не было. Теперь это возможно.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Вот, кстати, расскажи, что вот эта новая система будет означать для владельцев коммерческих сайтов, на которых продаются билеты, там, еще какие-то вещи, да? Что это? Это скорее хорошо или скорее плохо?

П. ДИДЕНКО: Представьте себе, что у вас на сайте есть какая-то прикладная функциональность. То есть, не просто у вас на сайте можно кликать с одной страницы на другую, там, справочник у вас. Это слишком простая конфигурация, это давно уже Яндекс научился понимать, что какие-то вот сайты представляют из себя справочники, и показывать их в виде таких колдунчиков так называемых, кратко выдирать из справочника информацию. Теперь представьте, что у вас какой-то сайт, на котором какая-то прикладная динамическая информация: билеты, например, регистрация – какая угодно функциональность. Я могу написать небольшую такую программу, скрипт – для специалистов скажу, XML-файл – в определенном формате, который Яндекс предложил, выложил в открытый доступ. И описать, как вот эта функциональность моего сайта должна отображаться на Яндексе, как должен выглядеть интерфейс, что должно происходить при введении, значит, циферок или слов в формочки, которые я на Яндексе будут показывать, и при нажатии на кнопочки. Все это можно заранее запрограммировать. И, таким образом, когда пользователь, допустим, ищет «онлайн-регистрация Аэрофлот», то он получает именно онлайн-регистрацию Аэрофлот, а не ссылку, как раньше на сайт Аэрофлота…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Для Аэрофлота это что значит?

П. ДИДЕНКО: Для Аэрофлота это значит, что он может сделать удобнее для конечного пользователя процесс, ну, вот, например, регистрации.

А. ПЛЮЩЕВ: Но при этом, если он использует медийную рекламу, он ее потеряет.

П. ДИДЕНКО: Хороший вопрос. В чем смысл деятельности Аэрофлота? Смысл деятельности Аэрофлота в том, чтобы пользователь, имеющий… пассажир это называется в оффлайновом мире, пассажир, имеющий билет на самолет Аэрофлота, поскорее улетел. Ему нужно, чтобы этот пассажир не сдал билет ни в коем случае, ему нужно, чтобы он направился прямо из дома, телепатически вот перенесся, телепортировался в самолет. К сожалению, это невозможно. Но вот эти Острова Яндекса – это путь туда. Потому что я не знаю, где у Аэрофлота регистрация. Лично я не очень люблю искать ее постоянно на сайте Аэрофлота и отвечать на кучу вопросов, ответов на которые я не знаю. И если они выставят это как удобную функциональность на Яндекс, я с удовольствием буду делать это именно так. Очень хорошо.

Медийная реклама – да. Но вспомним, в чем смысл деятельности Аэрофлота. Есть сайты, которые…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Не совсем пример, мне кажется, удачный, потому что есть компании, которых все-таки как раз доход состоит…

А. ПЛЮЩЕВ: Главный заработок, да…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Да.

П. ДИДЕНКО: Это правда. Новостные сайты, сайты газет – ну, много сайтов, да. Но все-таки сейчас все больше люди, компании понимают ту идею, что сайт – это не адрес на визитке, это не, значит, визитка…

А. ПЛЮЩЕВ: А услуга.

П. ДИДЕНКО: ... а это место, где продаются ваши услуги.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, с одной стороны, я вот думаю о сайте радио «Эхо Москвы», например…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Там блоги на Яндексе прям можно было бы…

П. ДИДЕНКО: Послушать эфир «Эхо Москвы».

А. БЕЛАНОВСКИЙ: И комментарии прям там писать.

А. ПЛЮЩЕВ: В общем, тут есть вопросы еще, каким образом вообще заставить все-таки перейти, если ты не хочешь медийку терять. Все равно же Островами можно заставить перейти. Ну, например – теоретически, я просто теоретизирую – сделать какие-то завлекалки, заманухи какие-то очень интересные, тоже там, может быть, динамические, какие угодно, вот, и так далее. Чтобы человек кликнул при выдаче не на «РСН», условно говоря, а на «Эхо Москвы».

П. ДИДЕНКО: Ну да. Интересно, как можно пойти далеко в плане создания каких-то новых форм поискового спама в том числе.

А. ПЛЮЩЕВ: Да.

П. ДИДЕНКО: И вчера я обсуждал с коллегами из Яндекса этот вопрос, они сказали, что они очень серьезно над этим поработали, и ни в коем случае это не станет формой распространения спама. То есть, это будет очень сильно контролироваться. И, зная Яндекс и как он относится к вот различным попыткам обмануть его пользователей…

А. ПЛЮЩЕВ: Но еще, смотри, это же затраты дополнительные для компаний. Ну, веб-мастеру нужно работать. И понятно, что он там может быть на ставке, но тем не менее. У него появилась новая задача.

П. ДИДЕНКО: Это называется мир развивается. Хочешь жить – умей вертеться. Раньше компании не нужен был сайт, а теперь нужен…

А. ПЛЮЩЕВ: Ок. Но тогда, значит, если сайт подозревает, что он не попадает в первую десятку выдачи или, там, двадцатку, хотя бы, там, тридцатку, то он может не париться. Что ему париться? Все равно, в общем, как бы если до его Островов дойдут, то это будет, там, на четвертой странице.

П. ДИДЕНКО: Вопрос того, что ищет пользователь и что он получает в ответ. Если он ищет регистрацию Аэрофлота, и находит регистрацию Аэрофлота, и уходит довольный, немедленно обслуженный, счастливый, то это одна форма опыта пользователя. А если он, допустим, ищет регистрацию на другую авиакомпанию и находит просто ссылку на нее, и там надо десять раз кликать, то в следующий раз пользователь подумает, какую пользу ему эта компания как бы доставляет в конечном итоге. Не купить ли билет на Аэрофлот?

А. ПЛЮЩЕВ: Сейчас мы переключимся на другую тему, но прежде тебе, знаешь, тут пишут: «Короче, поисковики признаются в своей слабости и перекладывают свои трудности на плечи создателей сайтов». Интересный вывод.

П. ДИДЕНКО: Это очень интересный вывод. Мне кажется, что вообще-то те создатели сайтов, которые, значит, очень динамичные, которые понимают, что сайт – это инструмент продаж, инструмент обслуживания своих клиентов, более качественного обслуживания, они обрадуются тому, что Яндекс дал им, наконец-то, через десять лет, показывать в поисковой выдаче что-то от себя. То есть, не хотите – не пользуйтесь. Ну, это как Яндекс продает рекламу за деньги: боже ты мой, какой ужас, надо платить деньги Яндексу, потому что мои конкуренты тоже показывают рекламу в Яндексе – ну, обираловка же. Теоретически. Но, в принципе, если ты делаешь это лучше других, ты можешь получить преимущество.

А. ПЛЮЩЕВ: Хорошо. Тогда самое время нам сейчас сменить тему и от Яндекса перейти к Гуглу. У Гугл тоже была конференция, в Калифорнии, Google I/O. Там был Павел Кушелев, ведущий программы «Вести.net». В смысле, на конференции. А в Калифорнии он до сих пор еще несколько часов проводит. Паша, добрый вечер, доброе утро тебе.

П. КУШЕЛЕВ: Доброе утро.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, расскажи нам, ты как уже фактически очевидец, как корреспондент, чем удивил и порадовал Гугл.

П. КУШЕЛЕВ: Ну, новинками или меня?

А. ПЛЮЩЕВ: (смеется) Ну, давай так: ты же как бы обозреватель…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Что ты увидел.

А. ПЛЮЩЕВ: Да, что ты выделил для себя, что ты выделил для пользователя.

П. КУШЕЛЕВ: Что я выделил для себя. Ну, я использую метафору, которую я уже использовал, придумал, она мне очень нравится просто. Прошлый Гугл I/O, который я, к сожалению, смотрел только по интернету, он был таким абсолютным боевиком, очень прямо голливудским. Центральной фигурой был Сергей Брин, он там целую ораву парашютистов, подводников и велосипедистов привел, которые прыгали, если вы помните, с самолета прямо в этих гугл-очках на, значит, на плоскую крышу чуть ли не конференц-холла и приезжали потом на великах. В общем, было что-то невероятное. А в этот раз это была такая тихая… мелодрама такая, я не знаю, для семейного пользования. То есть, апдейтов было много, но они не такие большие. И центральной фигурой был Ларри Пейдж, который вышел после, ну, рассказа об апдейте карт, когда выяснилось, что нынешние карты десктопные Гугла, встроенны в Google Earth, в частности, и там можно масштабировать карточку прямо на компьютере так, что ты увидишь Землю, а потом масштабировать еще, и ты увидишь ее в космосе, освещенную, значит, вот лучами Солнца, с другой стороной – светящимися городами. И на фоне вот этой огромной светящейся Земли вышел Ларри Пейдж, невероятно тихим и сиплым голосом начал рассказывать… ну, в общем, прочел небольшую речь и начал отвечать на вопросы зала. Это очень важно, потому что полтора года его практически не было на публике. Как выяснилось, у него какая-то… конечно, после Стива Джобса все начали беспокоиться сразу же о том, не лишается ли гендиректора вообще Гугл. Выяснилось, что у него какая-то жутко редкая болезнь, паралич голосовых связок. То есть, вот фактически не мог говорить все это время. Ну, и сейчас говорит ужасно тихо, и это, вы знаете, такой эффект производит, как будто бы человек прощается, и очень важно запомнить все его слова. Как-то так было.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Будем надеяться, что это все-таки не так.

П. КУШЕЛЕВ: Нет, это вообще не так. Но смысл-то в том, что вот мессадж такой был. А на самом деле его показали: смотрите, он живой, он разговаривает. Более того, даже отвечает на вопросы зала. Вы можете себе представить человека с параличом голосовых связок, там, 6 тысяч человек, которые хотят поговорить с гендиректором Гугла? Ну, им всем, конечно, не дали, но все равно. Это для него был невероятный труд.

Значит, что мне больше всего понравилось? Мне больше всего понравилась демонстрация вещи, которая называется Гугл Ассистент, которую раньше журналисты называли проект Majel. Это так называемый конкурент Siri. Это штука, которая понимает естественную речь человека. То есть, теперь, по крайней мере в Америке, даже на десктопе, на обычном компьютере, он все время тебя слушает. Когда ты говоришь ему «Ok, Google», он включается, и ты можешь произнести звуковую фразу. Там, например, первая фраза… тоже достаточно было недурно сделано, женщина это демонстрировала. Она говорит такой огромной аудитории, где 6 тысяч человек, и все они шепчут, бухтят и еще что-то: «Я никогда не пробовала, поэтому, пожалуйста, ну, там, типа не вредите мне, я подержу пальцы скрещенные». И спросила, что «вот я еду, дескать, в Санта-Крус (это один из небольших городков в Кремниевой долине). Что бы мне там поделать интересного?»

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Она прям так и спросила?

П. КУШЕЛЕВ: Ну, да, да-да-да. «Что ты можешь?..» По-английски это звучит так: «Что ты можешь делать в Санта-Крусе?» И Гугл выдал ей вот свой этот Serp, свои результаты поисковые, которые, там, с картами теперь, со справками, с ресторанами. Это не так, как у Яндекса, но тоже богато, не просто поисковые, не просто строчечки с этими самыми, с линками. И следующий был вопрос вообще контекстный: «Сколько отсюда добираться

дотуда?» Вот так вот, дословно, отсюда дотуда. И тот совершенно спокойно ответил, сколько, и нарисовал тут же… ну, выдал…

А. ПЛЮЩЕВ: Маршрут.

П. КУШЕЛЕВ: … карточку маршрута, кроме всего прочего, выдал карточку маршрута и сказал, что час двадцать на машине. Ну, то есть, я увидел в этом, во-первых, будущее интерфейса, причем ближайшее будущее. А во-вторых, надежду для себя, потому что я знаю, что гугловский голосовой поиск работает два с половиной года, по-моему, уже в России, и очень неплохо распознает русский. И, соответственно, наверное…

А. ПЛЮЩЕВ: Но при этом он не пользуется популярностью, насколько я знаю.

П. КУШЕЛЕВ: Это другая история. Вы знаете, вот здесь, в Сан-Франциско, я тоже что-то на замечал. Я вообще довольно сметливый парень, но я что-то не замечал на улице людей, которые бы какие-то вопросы задавали своим телефонам на улице, будь это Айфон или Андроиды какие-то. Не знаю. Но мне интересно, да, и я понимаю, что когда дело дойдет до локализации Siri – вообще неизвестно. А у Гугл частично этот продукт работает на русском языке. Может быть, он к нам придет довольно быстро. Может быть, я им буду пользоваться, не знаю. Ну, там было достаточно много всего другого. Для меня были маленькие разочарования. Например, ребята из Гугла убили Google Docs и все заменили своей видеоконференцией Hangouts, которая теперь включает и говорилку, и смску – все-все-все-все. Мне это не очень удобно, по чести говоря, пока что. Но не важно.

Но самое, конечно, главное, то, ради чего я сюда поехал – это очки. Вот. И я с первого дня…

А. ПЛЮЩЕВ: Скажи не, ты очки поехал снять или?.. Ну, потому что представляли-то их, насколько я помню, в прошлом году.

П. КУШЕЛЕВ: Не, ну, меня-то здесь не было в прошлом году.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, то есть, ты имеешь в виду, что они стали доступные.

П. КУШЕЛЕВ: Нет, они не стали никому… ну, как бы они стали чуть более доступны, но не нам с тобой, Саш.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, да, понятно.

П. КУШЕЛЕВ: В прошлом году объявили о том, что будет регистрация заявок для девелоперов, для программистов, которые были на прошлой конференции. И если они зарегистрируются, то через какое-то время их начнут поставлять. Вот их начали 3-4 недели назад поставлять, собственно, тем, кто зарегистрировался год назад. И, соответственно, в миру их около 2 тысяч штук. Я не знаю, сколько у Гугла. Я так думаю, что штук 300-500, не знаю. И, наверное, 1 500 – 1 700 вот, собственно, у программистов, которые прямого отношения к Гуглу не имеют, которые просто работают с его платформой. И, соответственно, это тот момент, когда… потому что у гуглеров, конечно, это еще нужно выпросить. И я не уверен, что получится. Здесь все-таки люди, они не подписывали клятву кровью, что они никому не дадут, не покажут и так далее. Потому что там было интересно: вокруг полно людей в очках. Ну, то есть, я думаю, что там несколько сотен было, 3-4 сотни, может быть, больше. Вот. Есть стойка с называнием «Glass», но на стойке этой очки не дают пощупать и ничего особенно там с тобой… интервью никакого не дают. Значит, пресс-служба говорит, что у них нет интервьюеров про очки, но подсказывает, что, в принципе, вы можете напасть в темном углу на девелопера, отобрать у него очки, что-нибудь попробовать и, может быть, поговорить с ним.

А. ПЛЮЩЕВ: (смеется)

П. КУШЕЛЕВ: Ну, вот мы так и сделали. Я напал на двух, в общем, одолел, там, и попробовал.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, и как тебе?

П. КУШЕЛЕВ: Ну, слушай, я уже за то время, пока их не было, я столько всего прочел из Америки… Я сначала читал, что это круто, но непонятно. Потом просто, что это круто, без всякого содержания. Потом уже про то, что это могло бы быть круто, но чего-то не получилось. Потом, последнее, что я читал – это про то, что это сегвей относимо электроники: вроде как круто, но никто не пользуется. И, может быть, какой-нибудь бухгалтер в них будет сидеть, и у него, там циферки перед глазами (неразб.).

Я надел на себя. Все вранье. Они пока что, конечно, стакан не наполненный. Но, во-первых, ощущения клевые, глаза совершенно не устают, насколько я попробовал, да? Они очень легкие. И выяснилось, что вот это ощущение, когда у тебя в поле твоего зрения чуть выше взгляда вот, ну, обычного, висит, ну, как бы табло полупрозрачное, очень хорошо различимое, с какой-то информацией – это страшно удобно.

А. ПЛЮЩЕВ: То есть, подожди, подожди, Павлик, вот чтобы было понятно. Это примерно у тебя получается, как будто у тебя в глаз встроено приложение InstaWeather, допустим, да? Вот как в Инстаграме есть такое, ну, в смысле, отдельное…

П. КУШЕЛЕВ: Ну, не совсем, не совсем. Значит, во-первых, они, я тебе скажу, они, во-первых, в основном все время выключены.

А. ПЛЮЩЕВ: Ага.

П. КУШЕЛЕВ: Просто они экономят батарейку. У них есть стандартный жест на включение. Он немножко странноватый, но я думаю, что они доработают. Ты чуть-чуть откидываешь голову назад и говоришь: «Ok glass».

А. ПЛЮЩЕВ: То есть, как в фильме «Бриллиантовая рука», там, значит, герой Андрея Миронова.

П. КУШЕЛЕВ: Либо ты, наверное, должен их касаться как-то там. У них собственно, одна дужка. Одна дужка представляет собой основу, вот эту титановая проволочку, а вторая довольно крупная дужка, в которой, с одной стороны, тач-панель, а с другой стороны, очень вот за ушами… я не знаю, как, у очкариков надо спросить, как вот эта часть оправы, которая за ухом заканчивается. Вот она такая непропорционально там толстая. Там, я так думаю, батарейка, но трудно сказать. Вот.

И тогда они тебе показывают сначала часы. Наверное, это как InstaWeather, но только нужно себе представить, что пока ты смотришь прямо, ты его практически не видишь. Тебе нужно чуть-чуть поднять глаз так, чуть-чуть, и тогда ты увидишь, да? Во-вторых, там очень мало анимации. Фактически он показывает такие же карточки, которые – я думаю, что они даже стандартизованы – которые он выдает в сервисе Google Now. Ну, представляешь: пробки, да, там, погода – вот такие. Ну, то есть, все красивенько, но достаточно статично. Значит, динамика появляется, когда ты пробуешь пользоваться им как интерфейсом к навигации. И она… реально клево. То есть, когда ты крутишь головой, стрелочка, на карте которая там висит, она тоже крутится. Там достаточно все это точно сделано. Оно, конечно, будет глючить немножко, я уверен, потому что в телефонах-то глючит, но очень клево. И все, кто пользовался долго, говорят, что очень удобно.

И еще один момент. Я все думал: как же работают эти наушники, которые передают звук прямо через кости черепа, да? Выяснилось, что это, собственно, на одной из дужек такая продолговатая кнопочка – это пьезоэлемент на самом деле, который как бы отстукивает тебе звук прям по голове.

А. ПЛЮЩЕВ: Да ты что! А. БЕЛАНОВСКИЙ: А что за звук там, какие звуки там? П. КУШЕЛЕВ: Ну, как? Имеется в виду, наушники. Ну, какие угодно.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, все, что…

П. КУШЕЛЕВ: Музыку… ну, музыку вряд ли, но голос…

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, навигация, голос, например, навигация, да.

П. КУШЕЛЕВ: Ну, конечно. Нет, эта технология существует, я так понимаю, где-то применяется в специальных каких-то сферах, может быть, в военной, может быть, еще где-то. То есть, есть, они не изобрели. Но просто это очень странно, поскольку я первый раз в жизни попробовал. У тебя уши свободны. Очевидно, что голос ты слышишь не ими, а откуда-то чуть сзади, может быть, у тебя в голове. Если очки эти будут тебе говорить, что сделать, ну, ты вот такой готовый американский психопат, короче, с голосами в голове. Но единственное, что это голоса такие, не очень громкие, к ним нужно прислушиваться немножко. И там очень смешно, я заметил, когда люди разговаривают по очкам, они затыкают как минимум одно ухо. Пустое, понимаешь?

А. ПЛЮЩЕВ: Чтобы не слышать внешнего шума.

П. КУШЕЛЕВ: Да-да-да-да-да. И слушать голоса в голове. Очень смешно в этом отношении, очень смешно. Пока что они… ну, конечно, люди все время крутят и пытаются их использовать. Видимо, батарейка не очень хорошая. При интенсивном использовании штука эта садится за полтора часа, по словам. При не очень интенсивном – ну, полдня. Ну, вернее, не очень интенсивном, но изучающем. Как это будет у человека, который уже привык – я не знаю, но вряд ли день-то протянет. Они не совсем самостоятельные, они должны быть связаны… они могут быть связаны с твоим телефоном…

П. ДИДЕНКО: С Андроидом.

П. КУШЕЛЕВ: … Bluetooth-каналом, или их напрямую можно к вай-фаю какому-то присоединить. Ну, то есть, это не совсем самостоятельный гаджет такой. Что еще можно сказать?

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, подожди, Павлик, подожки. Вот тут Петя Диденко предположил, что это Андроид обязательно должен быть. Нет?

П. КУШЕЛЕВ: Ну, пока что, конечно, Андроид. Но я думаю, что они не остановятся. Ну, в общем, дополнение такое: Петечка, привет тебе…

П. ДИДЕНКО: Привет.

П. КУШЕЛЕВ: … ты молодец. Но дело-то не в Андрииде. В данном случае… А, внутри у них Андроид, конечно же.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну, само собой.

П. КУШЕЛЕВ: У них внутри Андроид, у них внутри Андроид. Пока что приложений очень мало, но начали курочить со страшной силой. Вот при мне, значит, уже сделали, вот пока я здесь был, сделали Твиттер и Фейсбук. Но все, что они могут пока что – это просто фоточки отсылать…

А. ПЛЮЩЕВ: Ты пробовал ими фотографировать?

П. КУШЕЛЕВ: Да, пробовал фотографировать. Пятимегапиксельная карта, все достаточно стандартно.

А. ПЛЮЩЕВ: Скажи, вот ты когда фотографируешь, ты видишь фотографию в них?

П. КУШЕЛЕВ: Да. Ну, это стандартный момент: ты фотографируешь, некоторое время тебе показывают то, что ты сфотографировал.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну да. И как фоткает, нормально?

П. КУШЕЛЕВ: А?

А. ПЛЮЩЕВ: Как фоткает, нормально?

П. КУШЕЛЕВ: Ну, обычная, не сверхъестественная, обычная камера Андроида 5 мегапикселей. Она снимает видео, достаточно причем клеево. Там интересно, я забыл тебе сказать, вот с другой стороны камеры большой, даже не прямо напротив нее, а как бы в уголке этой оправы согнутой, там есть маленькая камерка, она смотрит на глаз. Значит, вообще-то, говорят, что это типа датчик, надето на человека или нет. Но кто-то уже сломал, потому что открытого (неразб.) программного нет к этой штуке. Кто-то докопался и сделал программку, которая, значит, улавливает, когда ты моргаешь. Самое интересное, что они это сделали, а потом почему-то заблокировали, не дали доступ к этой штуке. Вот вполне возможно, что они хотели посмотреть, то ли статистику собрать вот какую-то, что как человек смотрит, что, куда, для того чтобы…

А. ПЛЮЩЕВ: Сколько человек с голубыми глазами…

П. КУШЕЛЕВ: Да. То ли они хотели что-то делать с управлением глазом, может быть, ну, куда зрачок смотрит. Я не знаю, насколько это легко…

А. ПЛЮЩЕВ: То ли просто Гугл захотел взглянуть нам в глаза всем.

П. КУШЕЛЕВ: Да-да-да. Ну, в общем, такое достаточно все интересное. Но только при нынешней стоимости в 1 600 долларов, очевидно, что это еще не продукт, это то, что по-английски называется proof of concept, да? Ну, то есть, доказательство, что это работает.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну да.

П. КУШЕЛЕВ: И я думаю, что они докрутят. Я вообще, по чести говоря, сюда скептическим образом приехал, сейчас вижу: реально клевая, ну, вот клевая штука, и так может действительно быть.

А. ПЛЮЩЕВ: Слава богу. Спасибо большое, Павлик, спасибо. Счастливо тебе добраться до Москвы. Павел Кушелев, ведущий программы «Вести.net», был с нами, рассказал нам и о конференции I/O, о Google I/O, и о своих впечатлениях от Google Glass, очков новой разработки, которым еще, в общем, далеко явно до внедрения, широких продаж и масс, массового маркета, вот.

П. ДИДЕНКО: Более того, даже несмотря на то, что Павел нам сказал, что он видел 300-400 человек, значит, живых с этим устройством на голове, я посмотрел в поисковиках: картинок с людьми настоящих нет. То есть, не те картинки, которые маркетинг Гугла опубликовал рекламные, а вот чтобы люди себя сфотографировали – вот не находятся пока. Интересно.

А. ПЛЮЩЕВ: Слушайте, у нас есть сообщение, кстати, по теме, от агентства «ИТАР-ТАСС», Я просто сейчас летел из Питера, может быть, был немного не в новостях, не видел. Не знаю, является ли это новостью для тех, кто следит за интернет-бизнесом. Оказывается, Yahoo! одобрил сделку по приобретению сети микроблоков Tumblr, вот, все, за 1,1 миллиарда долларов. Вот. Может быть, я какой-то баян сообщаю сейчас, не знаю. Я отстал немножко от жизни. Но на всякий случай, чтобы не пропустить. Мало ли, вдруг кто-то не знает, если это баян.

Поехали, дальше продолжаем.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Ну, я бы хотел у Пети спросить – ты же тоже смотрел и следил за этим – что ты выделил? Потому что, ну, Паша, он очень ярко, красочно рассказал о своих впечатлениях, потому что у него был там непосредственный опыт. Мы можем поговорить о том, что как-то вот объективно наблюдалось, какие яркие вещи.

А. ПЛЮЩЕВ: Со стороны, как это объективно из Москвы наблюдалось.

П. ДИДЕНКО: Я думаю, что те, кто интересовались, что было на конференции, они, в принципе, себе представляют. Я отмечу парочку таких, может быть, не очень замеченных вещей, которые лично мне показались интересными. Ну, мы знаем, что основные деньги Гугла, они происходят от рекламы и показывания ее на различных устройствах: на компьютерах, на Андроидах, на чем-то еще. Вот.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: На очках.

П. ДИДЕНКО: На очках теперь, да-да. Тут везде скоро будет реклама Гугла. И очень интересно, собирается ли Гугл делать вот какой-то вот такой второй продукт за пределами поиска, который приносит значительное количество денег, вот. И вот эти вот претенденты на звание второго продукта, которые Гугл периодически показывает, очень интересно смотреть. Ну, например, вы знаете про их cloud computing, облачный сервис, да, когда компании могут не размещать какие-то свои программы на своих собственных серверах, а, допустим, хостить их у Гугла, чтобы тот, значит, хостил их на своих серверах, а они ему платили небольшую копеечку за это. Вот. То есть, там было довольно много новостей про вот их такие штуки, как Google Compute Engine и Google App Engine, то есть это вот когда программисты могут написать программу и доверить, чтобы она размещалась в Гугле и работала там. То есть, явно они очень серьезно пересмотрели свой подход к вот этой теме. То есть, насколько я помню, единицы процентов выручки, меньше двух, по-моему, вот эти вот облачные технологии приносят сегодня Гуглу. И они выкатили огромное количество новостей, которые относятся именно к развитию вот этой темы. То есть, это очень интересно, что Гугл передумал недо… как это сказать? Он считает, что облачные технологии – тоже важно. И он показывает это вот именно тем, какие инновации он представляет. Вот.

И второе, что я отметил – это то, о чем сегодня мы уже говорили: о том, чтобы продукты были проще. То есть, я читал книжку про основание Гугл. Там были программисты, они придумали, значит, такую штуку, как интеллектуальный поиск и механизм, там, PageRank – и вот из этого появился поиск. А теперь надо делать сервисы, которые привлекут новых людей, для которых вот поиск уже слишком сложный. Концепция вот этого прошлого интернета, интернета, который становится уже прошлым интернетом – это слишком сложно для них. Вот в этом смысле мне отметилось, что они начали… сделали кучу апдейтов опять к сети Google+. То есть их ответ Фейсбуку, по сути, да, если кто не знает. 41, по-моему, апдейт, 41 новость была по поводу Google+.

А. ПЛЮЩЕВ: Но при этом Google+ просто…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: … в минусе.

А. ПЛЮЩЕВ: Нет… ну, в этом смысле тоже. Я имею в виду, что ему очень-очень-очень далеко (это очень мягко говоря) до Фейсбука. Не в смысле функциональности, а в смысле популярности просто, в смысле спроса.

П. ДИДЕНКО: Да, это правда. И они не копируют Фейсбук, они делают, пытаются делать что-то новое, да? То, что они могут делать, вот они 41 какую-то новую фичу выкатили на суд публики.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Тебе кажется как: это спасет?.. Ну, то есть, не спасет, а поможет ли сделать какой-то рывок Google+? Потому что, ну, не получалось до этого.

П. ДИДЕНКО: Очень большой акцент, насколько я знаю, внутри Гугла именно на Google+. То есть, вот еще 3 года назад встретьте вы меня и спросите, как там в Гугле… я, там, иногда общаюсь с какими-то сотрудниками Гугла. Мне всегда говорили: если ты работаешь не над поиском, не над качеством поиска, не над развитием поиска, то ты как бы, ну, не человек второго сорта, а вот, ну, чем-то не тем, может быть, занимаешься. А Google+ стал огромным тоже акцентом внутренним, и как бы почетно работать в Google+ внутри Гугла. Сегодня Павел уже упоминал, что Гугл закрыл, ну, убил, по сути, Google Talk, мессенджер, который был у Гугла, интегрировал его с Google+. Вот этот мессенджер, он был какой-то такой вот непристроенный. Им пользовались какие-то люди, которые вот очень почему-то любят Гугл…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Типа нас с Плющевым.

А. ПЛЮЩЕВ: Я пользуюсь, да, мы с Белановским переписываемся.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Я его очень люблю, нежно.

А. ПЛЮЩЕВ: Хороший, да.

П. ДИДЕНКО: Да-да-да. И теперь он стал, насколько я понимаю, вот уже слился с Google+ тоже, и, по сути, теперь это один продукт. Вот как мы сегодня обсуждали, что надо делать какие-то простые продукты, Яндексу надо делать простые продукты, чтобы людям простым было понятно, то в случае с Гуглом получалось, что у него вроде есть социальная сеть, но там вот… а еще в стороне есть где-то продукт для мгновенного обмена сообщениями…

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Это как раз в Hangouts вошел…

П. ДИДЕНКО: Hangouts, да. Мне, кстати…

А. ПЛЮЩЕВ: Это то, что называлось у нас, вот чтобы понимали люди, Видеовстречи.

П. ДИДЕНКО: Видеовстречи, да-да-да. Hangouts…

А. ПЛЮЩЕВ: Ужасное русское название. Hangouts, может быть, не лучше, но видеовстречи-то – совсем уже караул.

П. ДИДЕНКО: Да, это абсолютная правда. И, ты знаешь, еще недавно я тоже считал, что Hangouts такая очень странная, значит, развлекаловка. До тех пор, пока я не увидел ваш с Михаилом Гуревичем подкаст…

А. ПЛЮЩЕВ: Подкаст, который мы делали с помощью Hangouts.

П. ДИДЕНКО: … «Теория большого заговора», который отлично работает на Hangouts, очень интересно. Я… вот мы сколько там? Неделю назад, или когда? На днях…

А. ПЛЮЩЕВ: В среду. Ты смотрел нас через телефон.

П. ДИДЕНКО: Да, (неразб.) парка я ходил и на Айфоне смотрел. И вы сидели, у вас не было какой-то техники для проведения видеоконференции, вы просто сидели у обычных компьютеров…

А. ПЛЮЩЕВ: Более того, можно и без компьютера, потому что работает в приложении Google+. Можно с телефона совершенно.

П. ДИДЕНКО: Вот. И самое удивительное, что это хорошо работает. То есть, как посмотришь на корпоративные системы для проведения видеоконференций, на их ценник, на то, как они, там, глючат, как они зависят от плохого интернета и так далее – это ужасно. А это работает. И Гугл…

А. ПЛЮЩЕВ: Хотя тоже зависит от плохого интернета.

П. ДИДЕНКО: Ну, я думаю, что там… знаешь, после того, как я… два часа, по-моему, ваш подкаст продолжается, я его смотрел на Айфоне….

А. ПЛЮЩЕВ: Час.

П. ДИДЕНКО: Час, да. На Айфоне на 3G, ходя по парку. Я очень доволен остался качеством. И вот Гугл такими продуктами набивает свой Google+. Это очень здорово.

А. ПЛЮЩЕВ: Интересные, слушай, какие две конференции попались. Ну, еще и очки, которые, наконец-то, достались Павлику в руки. Интересно, кто пострадал из разработчиков вообще и сколько там Павлик закопал в парке где-нибудь. Да, он запросто мог. Вот. Интересно.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Спасибо большое, у нас в гостях сегодня был Петр Диденко, директор по стратегическому развитию «СКБ Контур». Вели программу Александр Плющев…

А. ПЛЮЩЕВ: … и Александр Белановский. До следующей недели, пока.

А. БЕЛАНОВСКИЙ: Счастливо.

П. ДИДЕНКО: До свидания.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире