18 мая 2003 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Максим Суханов — актер, Рената Литвинова — киноактриса, сценарист, режиссер.
Эфир ведут Ксения Ларина и Вита Рамм.

К. ЛАРИНА Ну что, начинается наша программа «25-й кадр», программа, посвященная отечественному кинематографу, которую вместе со мной ведет Вита Рамм, добрый день, да, здравствуй, Вита, еще раз, у микрофона Ксения Ларина. И у нас в гостях сегодня замечательные люди Рената Литвинова и Максим Суханов. Добрый день, уважаемые гости.
М. СУХАНОВ, Р. ЛИТВИНОВА Здравствуйте.
К. ЛАРИНА Для начала короткую справочку, поскольку мы не на экране, а по радио, наверное, несколько слов стоит сказать о сегодняшних гостях, так называемые титры.
В. РАММ Да, Максим Александрович Суханов, в 85-м году окончил Щукинское театральное училище, играет в спектаклях в театре им. Вахтангова «Амфитрион», «Сирано де Бержерак». С 95 года с неизменным успехом в театре Станиславского идет «Хлестаков», а с 99 «Укрощение строптивой». Снялся в фильмах «Лимита», «Страна глухих», «Наташа», «Мама», «24 часа», «Женщин обижать не рекомендуется», «Театральный роман». Обладатель Государственной премии России и премии «Золотая чайка» за роль в спектакле «Хлестаков».
К. ЛАРИНА Что за «Золотая чайка»?
В. РАММ Не знаю, так написано.
К. ЛАРИНА «Чайка».
В. РАММ А также премии российской академии киноискусств «Ника», национальной премии кинокритиков и кинопрессы «Золотой Овен» за фильм «Страна глухих» и лучшую мужскую роль в фильме «Женщин обижать не рекомендуется». Владелец ресторанов, в том числе знаменитого «Лабарданс» в театре Маяковского, продюсирует многосерийный фильм «Дни ангела». Мама художник, отец военный. Родители мамы, бабушка и дед, были актерами, работали в театре Мейерхольда. Как говорит его сайт, специальный, свой у Максима Суханова, что именно бабушка подготовила программу для Щукинского училища, туда Максим и поступил. Еще известно, что Максим Суханов не любит разговаривать о своих родственниках, личной жизни и бизнесе. Отвечает на вопросы только о творчестве или может побеседовать о каких-то социальных, политических моментах.
К. ЛАРИНА Неправда.
В. РАММ Любит играть на фортепиано, сочиняет музыку.
К. ЛАРИНА Ну что, делайте комментарии свои, поправки к тексту, Максим.
М. СУХАНОВ Что уж тут можно добавить?
К. ЛАРИНА Владелец ресторанов, да, заводов-пароходов, удивительный персонаж.
В. РАММ Удивительный.
К. ЛАРИНА Так, теперь я читаю. Рената Литвинова знаковое имя для столичных кинематографических и литературных кругов, имя-образ, имя-стиль. Москвичка, окончила сценарный факультет ВГИКа, как сценарист получила известность после фильмов Валерия Рубинчика «Любовь», Киры Муратовой «Увлечения», «Принципиальный и жалостливый взгляд». В качестве актрисы дебютировала в ленте «Увлечения». Муж Леонид к кино отношения не имеет. На все вопросы Рената отвечает лукаво, «он просит говорить, что он инженер». В августе 2001 году родилась дочь Ульяна. Как режиссер, Рената сделала документальный фильм «Нет смерти для меня». В 2000 г. получила Лавровую ветвь в номинации «Лучший документальный телефильм». Была членом жюри Международного Берлинского кинофестиваля. В 2002 г. снялась и написала сценарий к фильму «Небо, самолет, девушка», а также получила Госпремию России за роль в фильме Александра Митты «Граница. Таежный роман». А дальше цитаты, здесь красота просто полная. Тимур Кибиров: «Ты, Литвинова, птица заморская, хоть с экрана ты нам улыбнись». А вот мнение Сергея Соловьева: «Рената сильная и таинственная женщина, этой тайной она не намерена ни с кем делиться и уж тем более играть себя в чужих фильмах. Рената использует своеобразие собственной личности очень расчетливо, очень умно, очень дозированно, в каждой картине по-разному». Митта собирается снимать «Вишневый сад». Очевидно, Рената сыграет там Раневскую. Ой нет?
Р. ЛИТВИНОВА Что-то как-то я не знаю.
К. ЛАРИНА Все всё слышат. Ну что, какие замечания по тексту?
Р. ЛИТВИНОВА Что-то как-то скупо, прям я не знаю.
К. ЛАРИНА Добавьте.
Р. ЛИТВИНОВА Вот, например, в «Стране глухих», это же моя повесть, Максим, у него намного-намного больше была роль глухонемого Свиньи, я так потом жалела, что Валера не внес это в сценарий, что в какой-то определенный час он надевал свои слуховые аппараты, что он признавался в некоторых убийствах, а когда она говорила: «А зачем ты мне это говоришь?», он говорил: «А факты, факты». Там столько было всего, что мне до сих пор жалко. Я думаю, может быть, мне взять, самой переснять «Страну глухих» и взять его обратно.
К. ЛАРИНА Действительно.
В. РАММ Так что наши гости объединены уже давным-давно.
К. ЛАРИНА Тем, что сделано, и тем, что будет.
В. РАММ И тем, как их видят, по крайней мере, все те, кто интересуется нашим кино, это очень активные и яркие персоны, которых любит и светская хроника, при этом мне кажется, что оба наших гостя еще и невероятные трудяги, иначе ничего бы не достигли, если бы только были персонажами светских хроник, т.е. оба работающие, пишут, продюсируют. Рената, вот «Небо, самолет, девушка», это просто режиссер, может быть, и обижается, что меньше упоминают ее, как дебют Веры Воронковой.
К. ЛАРИНА Сторожевой.
Р. ЛИТВИНОВА Взяла и обидела.
В. РАММ Да, Веры Сторожевой, но только потому, что это проект, действительно, который полностью отвечает, и задумала, и исполнила Рената Литвинова, и как продюсер. И сейчас Максим также занимается продюсерской деятельностью, и очень они оба встречаются опять в проекте Ренаты Литвиновой. Рената уже как режиссер, да?
Р. ЛИТВИНОВА Проект называется «Богиня», там у Максима главная роль мужская, потрясающая, я считаю, что это просто она его, это будет что-то грандиозное, я не знаю.
К. ЛАРИНА «Богиня» — это Ваш сценарий?
Р. ЛИТВИНОВА Мой сценарий, да, а кто же мне его еще напишет?
К. ЛАРИНА Будете там играть?
Р. ЛИТВИНОВА Буду играть, да.
В. РАММ А совмещать игру и режиссерское дело?
Р. ЛИТВИНОВА Нормально, просто надо дожить до конца, это тяжело физически, на самом деле. И такой продюсерский ход, я думаю, как это может совмещаться.
В. РАММ Но и продюсером фильма являетесь тоже Вы?
Р. ЛИТВИНОВА Конечно, да.
В. РАММ Что сложнее всего в нашей киноотрасли быть актрисой в чужих руках или быть продюсером?
Р. ЛИТВИНОВА Вы знаете, быть продюсером тоже, на самом деле, трудно, и это бизнес для сумасшедших, невозможно ничего заработать. У нас нет кинопроката налаженного, как зарабатывать? Даже они хотят взять кинокартину, но кинотеатры принадлежат американцам большей частью. Например, «Небо, самолет», оно собрало очень много по сравнению с другими русскими картинами, но они не ставят русские картины в свои кинотеатры. Отбить деньги невозможно. Если бы ее прокатали, как любой американский фильм, средний, она собрала бы нормальные деньги, эта картина. Она бы сразу все отбила. В общем, с этим конечно горестное положение, надо просто строить кинотеатры.
В. РАММ Мне кажется, Рената, и не только строить кинотеатры, но здесь просчеты чаще всего продюсеров. Это у нас любят снимать, снимать, снимать кино, и потом вдруг раз как черт из табакерки вылезает продюсер из котомочки и говорит: «Вот у меня есть фильм», а кинотеатры работают, плановое хозяйство, в которых они уже знают, что они будут показывать в ноябре, январе и прочее, т.к. американские продюсеры заявляют мы сегодня запускаем, премьера именно такого-то дня такого-то месяца в таком-то году. И только крайние какие-то, фильм Скорцезе, например, переносился несколько раз, т.е. кинотеатры должны знать, когда им ждать.
Р. ЛИТВИНОВА Мы теперь все это учли, и теперь, я думаю, у нас начнется улучшение в этом случае.
К. ЛАРИНА Рената, а важно, чтобы посмотрели кино зрители?
Р. ЛИТВИНОВА Очень важно.
К. ЛАРИНА Потому что все равно уже успех, он есть, вот «Небо, самолет, девушка». Ваши коллеги посмотрели, на фестивале показали, да, какую-то Вы получили свою порцию впечатлений от впечатлений людей, которые видели кино. А зритель что Вам дает, зрительское внимание?
Р. ЛИТВИНОВА А для кого, собственно говоря, фильм тогда снимается? Я ненавижу, когда зрители уходят из зала. Я столько этого вынесла на некоторых фильмах, я клянусь, что я буду снимать фильмы, с которых не будут уходить люди.
К. ЛАРИНА Для людей, да?
Р. ЛИТВИНОВА Да.
К. ЛАРИНА А что, Вы были свидетелем того, как на ваших картинах люди уходят из зала?
Р. ЛИТВИНОВА Да, целыми пачками.
К. ЛАРИНА Да Вы что! С муратовских, наверное?
Р. ЛИТВИНОВА Да, такой прекрасный арт-хаус, как бы 10 минут стучит дверь это так больно.
К. ЛАРИНА Т.е. Вы их понимаете?
Р. ЛИТВИНОВА Ну зритель есть зритель, что с него взять? Надо как-то с ним работать.
В. РАММ Максим, а Ваша продюсерская деятельность, Вы сразу рассчитали то, что на кинопрокате нельзя зарабатывать и поэтому телевидение, телевизионный проект? Поэтому? «Дни ангела», по-моему, да, называется?
М. СУХАНОВ Да, но я хочу оговориться, мы втроем это все делаем. Это с моими друзьями, с Сашей Самойленко и с Сергеем Пруткиным. Сначала мы хотели делать театральный проект, продюсировать, потом что-то у нас не сложилось. И Саше пришла идея заняться продюсированием пока телесериала, мини-телесериала, 4 серии.
К. ЛАРИНА Там, где Гафт играет?
М. СУХАНОВ Да, там, где Гафт играет.
К. ЛАРИНА Столько восторгов, он когда был у нас в гостях, он рассказывал о своих впечатлениях от съемок, с ночи приехал к нам в эфир, просто был в восторге, говорил такого сценария он давно в своей жизни не получал.
М. СУХАНОВ Да, пока нам повезло и с режиссером Игорем Апасяном, и со сценаристом Алексей Тим, и компания, которая собралась, актеры, не было никакого особенного кастинга. Мы кого сразу хотели, мы им предложили, они все согласились. И как-то все очень было органично. Вот теперь она уже закончится, наверное, 25 мая. И мы начнем ее продавать.
К. ЛАРИНА На телевизор?
М. СУХАНОВ Да, пока на телевидение. Есть еще вариант сделать кино, полный метр, но об этом уже говорить надо после.
В. РАММ А как продавать вы провели какие-то исследования как продюсеры, какой канал, для какого канала, кто купит, кто тендер дороже возьмет?
М. СУХАНОВ Конечно. Я бы не стал сейчас углубляться в эту тему, но естественно мы, т.к. у нас есть и друзья, и товарищи, которые уже давно этим занимаются, просто профессионалы в этом деле, волки, что называется, и они с удовольствием, во всяком случае, чем-то делятся с нами в смысле своего опыта. Поэтому исследования были все проведены. И то, что получилось, мы надеемся.
В. РАММ А тест-просмотры какие-то? Вот Ренату приглашали?
М. СУХАНОВ Нет, еще мы не делали тест-просмотров.
К. ЛАРИНА Какие умные слова вы говорите, я прямо сижу испуганно, тест-просмотры.
Р. ЛИТВИНОВА Я тоже.
В. РАММ Тест-просмотры в киноиндустрии это очень важный элемент.
Р. ЛИТВИНОВА Какая еще индустрия?
В. РАММ Вам надо ее строить, вы молодые, от вас все зависит, и поэтому тест-просмотры это очень важный элемент этой киноиндустрии, когда продюсеры, приглашая не своих друзей, а если, допустим, фильм рассчитан на молодежь, значит, приглашаются студенты, приглашаются школьники, и сидят люди, которые подробно записывают реакцию зала.
К. ЛАРИНА Интересно, т.е. изначально уже рассчитывать на какую-то аудиторию, что ли, конкретную?
В. РАММ Конечно, Голливуд так и работает, молодежное.
М. СУХАНОВ Желательно, желательно рассчитывать, да, но мы так снимали фильм, что мы рассчитываем буквально на всех, только так.
К. ЛАРИНА А кого же тогда приглашать?
М. СУХАНОВ Понемножечку, наверное.
К. ЛАРИНА Отовсюду, возможно для всех, да?
М. СУХАНОВ Конечно.
В. РАММ Приглашать семьи, чтобы были мама, папа, дети, чтобы, если это телевизионный просмотр, если это вечернее время, значит, нужно приглашать.
К. ЛАРИНА Рената, Вы также рассчитываете на какую-то конкретную аудиторию, когда работаете?
Р. ЛИТВИНОВА Я просто, значит, какая наиболее активная аудитория.
К. ЛАРИНА Какая? Молодежь?
Р. ЛИТВИНОВА Подростки, молодежь до 25 лет, остальная, она резко падает, люди усаживаются перед телевизорами.
К. ЛАРИНА А Вам интересна эта аудитория до 25 лет?
Р. ЛИТВИНОВА Я их очень люблю, это такие вообще, можно сказать, самые фанаты, вот так.
В. РАММ Но тогда придется, чтобы Ваши герои, как модно сейчас, летали, пули руками ловили, как модные японские фильмы-триллеры, от капли воды умирают все.
Р. ЛИТВИНОВА Нет, на самом деле получается, что Вы как-то принижаете публику тем, что Вы говорите, что они только это. На самом деле, у нас жанровый фильм, и там присутствуют всякие мистические вещи, там есть и элементы триллера, и детективная история, и все это такое будет, волшебства всякие, которые очень интересны.
К. ЛАРИНА Т.е. такой «Гарри Поттер»?
Р. ЛИТВИНОВА Да, это все будет. Но все равно, например в «Небе, самолете» этого не было, а публика шла, и у нас были даже в некоторых кинотеатрах не могли купить билеты.
В. РАММ Да, я знаю, что мне директор кинотеатра «Ролан» рассказывал о том, что это просто он считает большим успехом и гордился, что он правильно сделал, что поставил.
Р. ЛИТВИНОВА Там не было ничего такого, что сейчас перечислили, она была суперкамерная, и вообще все против всего, понимаете, когда картина случается, ее не просчитаешь. Вообще эти даже, как вы говорите, тест-просмотры, и не просчитаешь успех. Если бы это было можно сделать
В. РАММ Да, если бы это можно было просчитать, когда снимаешь комикс-фильм, и там
Р. ЛИТВИНОВА Нельзя просчитать, и многие комикс-фильмы проваливались, были дикие бюджеты, и все равно не получалось. Если бы это можно было сделать, такая тайная энергия, я всегда говорю, что кино любит какую-то кровь, если ты ее дашь, и она ее впитает, тогда от нее повалит энергия. Это абсолютная мистика, абсолютная чистая энергия. Я имею в виду создание фильма.
К. ЛАРИНА Напоминаю, что в гостях у нас сегодня Рената Литвинова и Максим Суханов, сейчас у нас новости, и потом продолжим наш разговор.
НОВОСТИ
ИГРА СО СЛУШАТЕЛЯМИ
К. ЛАРИНА У нас первая часть разговора получилась достаточно техническая, мы так говорили о работе в кино, это такая фабрика, индустрия, на самом деле у нас такие люди в гостях, которые знают, что это такое. Это тайна прежде всего, об этом знает Рената, об этом знает и Максим. Ведь самое удивительное в актерской профессии, когда ты смотришь и не понимаешь, как это делается. И такие примеры можно по пальцам пересчитать, у меня в памяти осталось мое сильнейшее впечатление, о чем я не устаю повторять, это Олег Борисов в спектакле «Кроткая», я не знаю, смотрел ли его кто-нибудь.
Р. ЛИТВИНОВА Я видела.
К. ЛАРИНА Да? Вот скажите, согласны? Вот сидишь и не понимаешь, как это может происходить на твоих глазах, даже не в кино, один раз зафиксировано на пленку, а каждый вечер на сцене театра. Рената, а Вы себя когда почувствовали актрисой? Или Вы себя актрисой все-таки не считаете?
Р. ЛИТВИНОВА Нет, я считаю, что я просто совпадаю со своим текстом, не знаю, когда я его даю в уста каким-то другим артисткам, мне он кажется мертвым, каким-то теоретическим, несмешным, не знаю, какое-то мучение. Это чтобы найти, например Инга Стрелкова-Оболдина, которая будет играть вместе с Максимом в моем фильме горбунью, она из немногих артисток, которая удивительно совпадает. Я не знаю, как это назвать.
К. ЛАРИНА Т.е. объяснить это невозможно.
Р. ЛИТВИНОВА Да, Максим, который произносит мои тексты, я смотрю, что это как будто его, я не знаю, а другие артисты я, правда, Ваш текст ни на кого больше не накладывала.
К. ЛАРИНА Ни на ком не пробовала.
Р. ЛИТВИНОВА Нет, он тянется к этому много-много лет.
К. ЛАРИНА Максим, а как Вы выбираете, по наитию, по интуиции? То, что Ваше, если говорить о литературе, о текстах.
М. СУХАНОВ Конечно, прежде всего мои ощущения от драматургии, от того, в какой компании мне предстоит работать. Вот комплекс этих ощущений дает мне возможность выбирать и говорить «да» либо говорить «нет».
В. РАММ А часто говорите «нет»?
Р. ЛИТВИНОВА Да при мне он стольким потрясающим режиссерам говорит «нет», я помню, один режиссер, чуть ли не матом «нет».
М. СУХАНОВ Ну как, я не могу сказать, что мне уж так часто что-то предлагают, но приходится отказываться и слава Богу. И дело все в том, что если ты на берегу договариваешься о чем-то или не договариваешься, то этот выбор потом и будет влиять на работу, на съемочный процесс. Допустим, если тебя что-то не устраивает, лучше об этом договориться. Либо не договориться и не участвовать в этой работе. Мне кажется, это очень правильный путь.
К. ЛАРИНА Но что, по каким критериям Вы отказываете? Тем более Рената говорит, что замечательные режиссеры, не просто какие-то.
Р. ЛИТВИНОВА Там вообще чуть ли не самые лучшие в России. Вот взял, сказал «нет».
М. СУХАНОВ Ну как по каким критериям
К. ЛАРИНА Почитали, посмотрели или человек не нравится?
Р. ЛИТВИНОВА Мне кажется, роль, да?
М. СУХАНОВ Вы же сами понимаете, есть разная драматургия, бывает, что драматургии нет вообще, режиссер очень хороший, но драматургии нет вообще. Бывает такое бывает.
В. РАММ И режиссер может сказать придет Суханов и сделает.
М. СУХАНОВ Я думаю, что очень важно, и для каждого актера важно, кто рядом с ним участвует в этой работе и будет отвечать, в конце концов, за тот результат, который получится. Если я понимаю, что я не могу ни химически, ни физически находиться рядом с кем-то или кто-то со мной. Не потому, что я о себе какого-то необычного мнения, исключительно по собственному чутью, также, я думаю, и на радиостанции, наверное, выбираются люди, не только исключительно по своим профессиональным качествам и талантам, но еще с энергией невероятно много что связано. И вот я смотрю да, да, да и где у меня из 10 «да» 9 «да», то там я соглашаюсь.
В. РАММ Максим, вот в «Театральном романе» несколько ролей, да, и потом сразу это было предложено Вам сыграть?
К. ЛАРИНА Станиславского не страшно было?
В. РАММ Или только одного, а потом режиссеры по ходу действия?
М. СУХАНОВ Да, сначала мы говорили только об одной роли, о Бомбардове, мы долго разговаривали, очень долго с Юрием Гольдиным и с Олегом, я согласился, мне было очень интересно. И как-то в час ночи раздался звонок, Юра мне звонит и говорит я хочу сейчас к тебе приехать. Я говорю можем и наутро отложить. Нет, он говорит, я не буду спать, а после этого звонка, может быть, и ты не будешь спать. В общем, мы встретились полвторого ночи в переулке.
К. ЛАРИНА В темном.
М. СУХАНОВ Да, где мы живем. Они меня вытащили, мы сидели в машине втроем и разговаривали наверное часа полтора. И тогда они предложили мне такой ход сделать еще и эту роль. Это для меня тоже было неожиданностью, но я сразу стал считать, мне это понравилось, и я тогда тогда вообще все по-другому заиграло, что ли, все линии сразу как-то по-другому выстроились. Мне естественно это еще больше понравилось и я согласился.
В. РАММ А супруге понравилось, что полоумный режиссер, сумасшедший, ночью приснился ему такой замысел, будит актера, не дает ему спать?
М. СУХАНОВ Конечно, она привыкла к такого рода и моим проявлениям. Нечасто мне звонят режиссеры.
К. ЛАРИНА И дальше что было, Вы все-таки кого играли, Станиславского или Ивана Васильевича?
М. СУХАНОВ Нельзя так сказать, кого я играл.
К. ЛАРИНА Но для Вас это было важно, для себя решить я кто или нет?
М. СУХАНОВ Для меня было важно понять, прежде всего ту атмосферу, в которой разворачиваются все эти события. И все те действия, которые направлены на главного героя этим героем. Вот это для меня было важно. И естественно то, что весь материал булгаковский, т.к. наверное я со всеми его произведениями знаком, здесь не конкретно «Театральный роман» мной имеется в виду, а все то, что я воспринял, прочтя его произведения. Никогда я не могу говорить так, что конкретно я именно играл того-то, я думал только о нем и читал, кто же такой был Станиславский, смотрел портреты, нет. Я никогда так не работаю.
К. ЛАРИНА Мне так понравился Станиславский, я бы хотела, чтобы он был именно таким. Я так обрадовалась, когда его увидела, оказывается, у него есть чувство юмора, вообще живой человек, обаятельный.
М. СУХАНОВ Я слышал одну запись его, он на самом деле с юмором человек, очень здравомыслящий.
В. РАММ А системой пользуетесь, когда играете?
К. ЛАРИНА Станиславского? А как же.
М. СУХАНОВ Сейчас например.
К. ЛАРИНА Рената, как Вам Станиславский?
Р. ЛИТВИНОВА Ой, с этим театром такие страшные дела, даже не буду комментировать.
К. ЛАРИНА Серьезно? С Московским художественным?
Р. ЛИТВИНОВА Нет, вообще все эти театральные страсти-мордасти.
В. РАММ Нет желания поиграть в театре?
Р. ЛИТВИНОВА Нет, я буду издалека наблюдать.
К. ЛАРИНА Почему?
Р. ЛИТВИНОВА Видите, я даже не могу комментировать это. Я сразу начинаю, как я политику не могу комментировать, также и театр, сразу все, можете даже не спрашивать меня.
К. ЛАРИНА Как интересно, вот видите, какие тайны только открываются.
Р. ЛИТВИНОВА Я здесь ничего не понимаю, да.
В. РАММ Рената, а в своем режиссерском дебюте игрового кино, потому что я не говорю здесь о документальном замечательном фильме, какие уроки Вы будет, Муратовой или Гринуэя, кого больше будет?
Р. ЛИТВИНОВА Они, кстати, очень оказались похожими. У меня друг Рустам Хамдамов, удивительно, режиссер арт-хауса, великий режиссер, который потом впоследствии оказывает влияние и на весь коммерческий кинематограф, растаскивают на цитаты.
В. РАММ Просто упрощают.
Р. ЛИТВИНОВА Я потом смотрю это цитата Гринуэя, это цитата Рустама, это цитата Киры. Киру же тоже растаскивают, именно на коммерческие фильмы, одевают, ставят таких же героев, в такой же манере они говорят, как бы уже на этом зарабатывают деньги. А это великие люди арт-хауса, которые никогда не сломаются. И даже помню Питер как-то одному продюсеру сказал очень хорошо, что Вы мне сказали про эту сцену, я ее не вырежу никогда. Он от него тихо-тихо отошел.
В. РАММ Я видела смонтированный черновой монтаж фильма Рустама Хамдамова, где Вы снимались, замечательное кино, и так обидно, что продюсеры сидят на таком золотом ящике.
Р. ЛИТВИНОВА В Казахстане, да.
В. РАММ И ничего не делают, чтобы окончить этот фильм. И для окончания не так уж и много денег, потому что кино само по себе уже сделано.
Р. ЛИТВИНОВА И с Назарбаевым, правда, он ничего не понял, говорила с его дочерью. Дело все в том, что, оказывается, они попросили за этот материал очень большие деньги, туда нужно ехать и выкупать его, потому что они принадлежат продюсерам Казахстана. Это какой-то ужас, это просто какой-то ужас. Где бы взять деньги.
В. РАММ Это был бы переворот.
Р. ЛИТВИНОВА Надо взять туда поехать, это все выкупить, естественно это арт-хаус, естественно на этом не заработаешь денег, но это в высшей степени настоящее искусство, это та самая роскошь, которая есть искусство, нельзя ее поместить в кинотеатр, но это навсегда, это такая драгоценность.
К. ЛАРИНА Рената, а смотрела Татьяна Васильевна Доронина Ваш фильм?
Р. ЛИТВИНОВА Вы знаете, мы ее приглашали. Я же из многих посвященных, я же ей посвятила фильм, мне позвонила, видно, ее секретарь театра, и сказала, что она мне желает счастья.
К. ЛАРИНА И все? Но хорошая актриса Татьяна Доронина, скажите?
Р. ЛИТВИНОВА Что значит хорошая? Она просто уже такое явление, она такой прекрасный, великий монстр, даже я не знаю, как это назвать. Она уже, понимаете, вне обсуждения.
К. ЛАРИНА Я просто вспомнила Ваш фильм документальный «Нет смерти для меня».
Р. ЛИТВИНОВА Как бы хотелось бы, чтобы она там снялась и много-много других артисток.
К. ЛАРИНА Вообще, не знаю, как ваши впечатления о сегодняшнем актерском мире, после общения с такими удивительными женщинами, многих из них действительно можно назвать гениями.
Р. ЛИТВИНОВА Именно крупных личностей, конечно, именно масштаба большого, именно внутреннего, как это назвать, чтобы была личность, чтобы был человек?
В. РАММ Внутреннее содержание, внутренний опыт, просто эта жизнь.
Р. ЛИТВИНОВА Это тяжеловато найти таких.
К. ЛАРИНА А почему, как Вы думаете?
Р. ЛИТВИНОВА Не знаю, может, я плохо ищу?
К. ЛАРИНА Нет, Вы не плохо ищете, наверное, хорошо. Действительно можно по пальцам перечислить людей, которые сегодняшние.
Р. ЛИТВИНОВА Мне интересна всегда личность, потому что все-таки актер должен быть личностью. Я не знаю, мне интересно смотреть на личность.
К. ЛАРИНА Может быть, время такое?
В. РАММ Другие режиссеры, допустим, считают, что личность актера это то, что мешает, он должен быть послушной марионеткой, пластилином.
К. ЛАРИНА Актер сидит и молчит, все это слушает.
М. СУХАНОВ Мне очень интересно, что вы говорите.
Р. ЛИТВИНОВА Если он согласен полностью с режиссером, если не сражается, он всегда подчиняется, если именно произошло это совпадение. А если нет вы знаете, какое это мучение, например, личности, актеру умному, актеру независимому, вдруг подчиняться человеку, которого он не уважает, он с ним не согласен, как это вообще на самом деле разрушительно. Поэтому в данном случае я не соглашаюсь никогда на проекты, где я знаю, что проект, сценарий плохой, режиссер уже все, не снимет он хорошего кино. Лучше, мне кажется, не соглашаться. Это так разрушительно. После каждой работы лечишься, я не знаю, я не умею, как другие актеры, просто не переставая из фильма в фильм. Я просто до такой степени опустошаюсь, я не представляю. Я говорю, я конечно не профессионал. Я не умею так.
К. ЛАРИНА Ну и слава Богу.
Р. ЛИТВИНОВА Потому что каждый раз ты себя отдаешь просто до капли. А потом надо же как-то наполнять себя.
К. ЛАРИНА Кстати, могу теперь сказать, что мне мешало в «Театральном романе». Наличие так называемых сериальных артистов в этой экранизации. Там они есть, я не буду их называть, хотя многих из них я и фамилии даже не вспомню, просто то, что называется «я их где-то видела», да, это уже совсем другой жанр. У нас все-таки потихоньку расслоение это происходит, как это происходит в Америке.
В. РАММ Для рекламы рекламные.
К. ЛАРИНА Рекламные артисты, сериальные артисты, артисты большого кино.
Р. ЛИТВИНОВА И пусть это будет, Боже мой, это нормально.
К. ЛАРИНА Это есть, Максим, Ваши ощущения?
В. РАММ Смешивать, наверное, не надо.
Р. ЛИТВИНОВА Это уже вопрос к режиссеру.
М. СУХАНОВ Я думаю тоже, что это вопрос к режиссеру, я даже не хотел бы это комментировать, хотя вполне возможно, что я согласен с вами.
К. ЛАРИНА Вы в сериалах где-нибудь были?
М. СУХАНОВ Нет, ни разу.
Р. ЛИТВИНОВА Но есть великие карьеры, которые можно начать и с рекламы, можно начать и с сериалов. Не бывает правил.
К. ЛАРИНА Можете кого-нибудь назвать, например?
Р. ЛИТВИНОВА Почти все великие биографии, они делаются вопреки всему. И всегда как исключение. Вообще ты можешь выйти хрен знает, откуда, ты можешь обладать кучей недостатков, у тебя дефект речи, ты можешь быть уродом, и тебе все скажут, что ты профнепригоден, а ты самый великий. Вот мне кажется, все эти великие биографии, они именно такие, откуда-то ты поднимаешься.
В. РАММ Известно, как Голливуд пишет свои биографии, обязательно одинокое детство, ущемленное, которое потом потребность любви, и когда становятся звездой, вот большие деньги, большая любовь.
К. ЛАРИНА Особенно мне нравится изнасилованная в детстве Опра Уинфри, это же классика жанра, вы что.
В. РАММ Да, и должна поработать еще продавщицей или официанткой обязательно около Голливуда.
Р. ЛИТВИНОВА Это хорошо, кстати, это вдохновляет угнетенных на самом деле людей, которые должны стать сильными. И из слабости перейти в силу, это нормальный путь. Т.е. я даже не издеваюсь над этим, меня это абсолютно я считаю, что кино должно, и твоя карьера или чужая карьера, она должна именно давать такую надежду. А что же такое, что же мы не должны давать надежды? Т.е. я на стороне этих светлых примеров, т.е. я хочу быть на стороне какого-то света для таких, как я, для зрителей.
К. ЛАРИНА Скажите, Рената, а Вы бы хотели сыграть где-нибудь в экранизации какого-нибудь классического произведения?
В. РАММ Анну Каренину.
К. ЛАРИНА Например.
В. РАММ Тодоровский собирается.
К. ЛАРИНА Нет, ну правда? Или только свое? Хотя Вы же снимались в «Границе», чужой сценарий, чужие руки, чужая стилистика.
Р. ЛИТВИНОВА Конечно, мне лучше петь свою песню, что же я буду отбивать чужой хлеб? Я буду лучше петь свою песню. Какие-то будут, может быть, исключения, какие-нибудь камео-появления, может быть, где-то когда-то, но это не как правило.
К. ЛАРИНА Но Вы не назовете так навскидку какую-нибудь литературную героиню, которая Вам близка?
Р. ЛИТВИНОВА Мне нравится Снежная королева. Я буду ударять по сказкам.
К. ЛАРИНА А что-нибудь такое типа госпожи Бовари, нет?
Р. ЛИТВИНОВА Ой, мне бы со своими замыслами разобраться, так что я абсолютно в этом смысле неадекватна. У меня все там распределено.
В. РАММ Так, и в этом распределении когда выйдет книжка?
Р. ЛИТВИНОВА Ой, надо, да, мне чуть-чуть осталось. Мне надо доделать эту картину, понимаете, я уже не могу, у меня там все болеет. Если не сделаю, то просто, можно сказать, умру.
В. РАММ Вот так вот, какой опасный режиссер. Но это накладывает, наверное, на актеров огромную ответственность, да?
Р. ЛИТВИНОВА В принципе, да, если он что-то такое
М. СУХАНОВ То все.
К. ЛАРИНА А вот Максим сказал, что надо на берегу договариваться, а бывают какие-нибудь внутренние страдания, борьба с режиссером, когда от берега давно отплыли, уже назад дороги нет? А сил нет никаких, все.
М. СУХАНОВ Конечно, бывают непредсказуемые ситуации.
К. ЛАРИНА Что делать?
М. СУХАНОВ Я думаю, что т.к. мы все обладаем прекрасной способностью говорить, то надо договариваться, вот и все.
К. ЛАРИНА А если невозможно?
М. СУХАНОВ Я не думаю, как невозможно?
Р. ЛИТВИНОВА Мне кажется, что когда вплыл в это кино, когда там уже разбираться?
М. СУХАНОВ Нет, всегда можно договориться, тем более что слово всегда сущностно.
В. РАММ Максим, а Вам понравилось быть продюсером, продюсировать кино? Это в принципе мировая практика, каждый актер старается устроить судьбу свою собственную, имея продюсерскую компанию.
К. ЛАРИНА Да уж. Или судьбу своей жены, слава Богу, у Максима жена не актриса.
В. РАММ Но зато талантливая писательница.
М. СУХАНОВ Да, она мне очень помогает.
К. ЛАРИНА Жена замечательная.
М. СУХАНОВ И не знаю, понравилось, сказать просто понравилось, с одной стороны, ничего не сказать, пока мне это нравится. Бросать я это не собираюсь, и это никоим образом никакого отношения не имеет к тому, что я делал до сих пор. Поэтому пока мне это интересно. Я не знаю, что будет дальше.
Р. ЛИТВИНОВА Мне кажется это естественный переход для человека, который старается что-то в этой жизни сделать и не ждать откуда-то предложений. А он берет все в свои руки, на самом деле, это дико трудно, это не приносит денег. На самом деле ты берешь просто что-то такое в руки и делаешь сам.
В. РАММ Приходится в руки брать калькулятор, да, все считать?
М. СУХАНОВ Не только калькулятор, здесь ты принимаешь участие в творческом процессе, ты не просто занимаешься деньгами или какими-то техническими вопросами, а участвуешь и в отборе актеров, и отборе сценария.
К. ЛАРИНА Отборе режиссера.
М. СУХАНОВ Отборе режиссера, конечно.
К. ЛАРИНА Это правильно?
М. СУХАНОВ Я думаю, что правильно.
В. РАММ Да, продюсер должен отвечать за свой проект.
Р. ЛИТВИНОВА Мне кажется, это естественный переход.
М. СУХАНОВ Другое дело, какой продюсер в этом участвует, это уже другой вопрос. На самом деле, конечно же, это правильно.
К. ЛАРИНА А Вы играете в собственном проекте продюсерском?
М. СУХАНОВ Нет, я не играю. Саша Самойленко.
К. ЛАРИНА Это принципиально?
М. СУХАНОВ Он играет там.
К. ЛАРИНА А Вы для себя принципиально решили, что Вы не будете там играть или просто там нет?
М. СУХАНОВ Я думаю, мне бы это помешало в этом моем первом опыте. И потом я не очень мог. Прежде всего, наверное, причина та, что мне бы это помешало.
В. РАММ А отказывать актерам как продюсеру, кастинг, приглашается же на кастинг несколько человек, и каждый думает, что он с Вами знаком, с Вами дружит, и вдруг нужно отказать, это сложно?
М. СУХАНОВ Да, но отказ, он ведь не просто ты мне не нравишься, извини, сейчас что-то сделать, ты мне не нравишься, я тебе отказываю. Отказ, он все равно предполагает аргументы. Аргументы, они все творческие, т.е. они исходят и от режиссера, и от общей концепции, поэтому всегда можно объяснить этот отказ. Я не думаю, что вообще отказ кому-то должен быть обидой.
К. ЛАРИНА А Вам отказывали когда-нибудь?
М. СУХАНОВ Конечно.
К. ЛАРИНА И что, легко Вы с этим мирились?
Р. ЛИТВИНОВА Это часть профессии.
М. СУХАНОВ Дело все в том, что в тот момент, когда тебе отказывают, допустим, у меня были пробы у Лунгина на «Олигарха», у меня было порядка 5 проб, и в конце концов он меня не утвердил.
К. ЛАРИНА И слава Богу мне можно сказать.
М. СУХАНОВ Он не утвердил, но в конце концов мы поняли, что наверное нам не нужно в это плавание идти вместе. Ничего же здесь обидного нет. Гораздо было бы обиднее, если бы он меня утвердил, а потом всю картину, весь съемочный период раздражался по поводу того, что же у него за актер.
К. ЛАРИНА Т.е. Ваших актерских талантов это ни в коей мере не ущемляет?
М. СУХАНОВ Нет.
К. ЛАРИНА Просто я другой, я не отсюда?
М. СУХАНОВ Конечно, потом всегда человек, который уже понимает, каким образом реализуется его собственное «я», он чувствует свою компанию и не свою. Благо я прожил какой-то кусок жизни, когда мои ощущения меня очень редко подводили.
К. ЛАРИНА Рената, а Вам отказывали когда-нибудь, простите? То, что касается творческой жизни либо Вы пока этого не испытывали?
Р. ЛИТВИНОВА Что-то как-то нет, не испытывала.
К. ЛАРИНА Мне кажется, это страшно, когда тебе могут отказать, ужасно.
В. РАММ А в деньгах отказывали как продюсеру?
Р. ЛИТВИНОВА Кто например а, мне однажды не давали денег.
К. ЛАРИНА Ей однажды не давали денег.
Р. ЛИТВИНОВА Они там собрались худсоветом, наши современники, и не дали мне, говоря, что я недостойна финансирования.
К. ЛАРИНА Так и сказали?
Р. ЛИТВИНОВА Такое было, да, мне сказали, почти все проголосовали против тебя. Как интересно, какие же они все добрые.
В. РАММ Рената, а когда ждать Вашего фильма, сейчас как продюсера, как режиссера?
Р. ЛИТВИНОВА Это у нас произойдет Так, у нас последний съемочный день запланирован на конец августа. И все, дальше начнется у нас post-production. А может быть, мы даже успеем его к Берлинскому фестивалю.
В. РАММ Но у вас там все свои.
Р. ЛИТВИНОВА Я просто люблю Берлинский фестиваль. Там будет картина Гринуэя, наша часть вторая, я тоже буду там иметь какую-то такую роль большую.
В. РАММ И Вы с Гринуэем конкуренты.
Р. ЛИТВИНОВА Представляете? Это прекрасно.
В. РАММ Я желаю Вам удачи.
ИГРА СО СЛУШАТЕЛЯМИ
К. ЛАРИНА «Милые женщины, на фоне вашего женского всеобщего обсуждения молчание прекрасного мужчины, милого гостя, просто золото. Сидит и слушает. Не каждый так может», — пишет нам Ирина. Спасибо, Максим, за Ваше молчание.
М. СУХАНОВ Спасибо, я удовольствие получаю, когда женщины общаются.
К. ЛАРИНА Рената Литвинова также наша гостья, Рената, Вам тоже большое спасибо. Удачи и ни пуха, чтобы все это состоялось.
В. РАММ Будем ждать ваших фильмов.
К. ЛАРИНА Берегите режиссера.
М. СУХАНОВ Да.
К. ЛАРИНА Напомню, программа «25-й кадр», Вита Рамм, Ксения Ларина, наши сегодняшние гости. Спасибо вам.
М. СУХАНОВ, Р. ЛИТВИНОВА Спасибо.


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире