29 марта 2003
Z Театральная площадь Все выпуски

«Школа современной пьесы»


Время выхода в эфир: 29 марта 2003, 11:13

29 марта 2003 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Альберт Филозов — актёр театра и кино.
Эфир ведет Ксения Ларина.

К. ЛАРИНА Наше следующее приглашение в театр «Школу современной пьесы», что находится на Трубной площади, угол Неглинки и Цветного бульвара. У нас сегодня в гостях Альберт Филозов, актёр театра «Школа современной пьесы», актер кино. Наверное, можно назвать его еще актером театра Анатолия Васильева, поскольку настоящая театральная слава пришла именно со спектаклем «Взрослая дочь молодого человека». И фраза «Это жизнь, Бэмс» стала для многих жизненным девизом. Скучайте по этому спектаклю?
А. ФИЛОЗОВ Если честно, я никогда не возвращаюсь назад. Я даже не пересматриваю кассету записей. Надо жить сегодня. Мы много лет в стране жили будущим, а теперь многие живут прошлым, а я хочу жить сейчас настоящим. Это было хорошо, у Васильева, замечательно. Я иногда прихожу к нему. Недавно был юбилей театра. И очень люблю все, но живу я здесь, в этом театре.
К. ЛАРИНА Это жизнь.
А. ФИЛОЗОВ Да, действительно.
К. ЛАРИНА Давайте начнем с сегодняшнего события. Сегодня премьера в театре «Школа современной пьесы». Перед моими глазами лежит очень красивая программка. Спектакль называется «Кремль, иди ко мне». И это в канун предвыборной кампании звучит несколько двусмысленно.
А. ФИЛОЗОВ Никакой политики. Там мой герой рассказывает, как к нему пришел человек с новым проектом. Он говорит: «Проект так себе, но заставка мне понравилась». Стоит маленький мальчик, его оставили дома одного, он смотрит в окно на Кремль с табурета и манит его рукой, ему не с кем поиграть, поговорить: «Кремль, иди ко мне».
К. ЛАРИНА Всего-то?
А. ФИЛОЗОВ Всего-навсего. Это частное, но там есть и обращение к Кремлю, потому что мы его любим с детства, это символ и города, и страны, в этом смысле. Не в политическом, как раз в личностном для нас Кремль что-то значит, и красиво это, и история.
К. ЛАРИНА Давайте скажем выходные данные. Это пьеса Алексея Казанцева. Драматург был очень популярный. Я помню, что очень много его пьес шло в Москве в пору советскую, поскольку это была такая отдушина. У него были такие жанровые истории. Я помню, очень любили спектакли по пьесе «Старый дом» Алексея Казанцева. Очень много у него было хороших вещей о любви, о человеческих отношениях, что в пору повального увлечения Кремлем было действительно отдушиной. Как мне казалось, в розовском стиле, розовско-арбузовском Алексей Казанцев пишет. Как эта пьеса попала в ваш театр, как это все происходило? Чем она Вас привлекла?
А. ФИЛОЗОВ Этого я не знаю, поскольку не я режиссер.
К. ЛАРИНА Борис Мильграм.
А. ФИЛОЗОВ Да. Мне пьеса понравилась сразу, потому как, помимо каких-то человеческих вещей, которые есть, там есть игра. И как раз со времен Васильева весь наш театр идет в сторону игрового театра. Там вроде и серьезные вещи, но они подаются в игровой манере. И есть трансформация, то есть каждый играет по 2-4 роли там, причем это оправдано смыслом.
К. ЛАРИНА Это комедия?
А. ФИЛОЗОВ Нет. Местами это смешно, местами это фарс. Я играю женщину там, например.
К. ЛАРИНА И Вас эта участь не миновала.
А. ФИЛОЗОВ Но только не в плане трансвестизма, а нормально, в игровом плане. Героине вдруг звонит женщина, которая очень любит ее мужа. Короче, там такие взаимоотношения, и все это подано в игре. Поэтому мне очень это нравится.
К. ЛАРИНА Кто Ваши партнеры в спектакле?
А. ФИЛОЗОВ Марина Хазова, актриса театра «Современник», очень хорошая, и я очень рад встрече с ней. Потому что я ее помню, еще когда первые спектакли были у Морозова, у нас, в театре Станиславского.
К. ЛАРИНА «Брысь, костлявая, брысь».
А. ФИЛОЗОВ Да, и она замечательно играла, и у Васильева в первом варианте она играла Вассу Железнову прекрасно. А молодой человек это Алеша Зуев. Он, я недавно посмотрел кассету, замечательно играет царевича Алексея в фильме Мельникова. Так что они умелые, молодые, веселые и легкие.
К. ЛАРИНА Вы, вообще, такой хулиган на сцене…
А. ФИЛОЗОВ Я?!
К. ЛАРИНА Да, мне кажется, что для Вас, вообще, никаких рамок не существует.
А. ФИЛОЗОВ Совершенно верно.
К. ЛАРИНА И определить, в каком жанре Вы работаете, тоже невозможно. Потому что, если вспомнить все спектакли, которые сегодня идут на сцене театра «Школа современной пьесы» с Вашим участием, там есть и опера, и откровенная буффонада. Там есть и лирическая вещь «Пришел мужчина к женщине». Может быть, я что-то забыла.
А. ФИЛОЗОВ Нет, это нормально. Я считаю, что актер все должен. Мне как раз в этом смысле повезло, и в кино, и в театре на мне никогда не было клейма типажности.
К. ЛАРИНА А в кино тоже не было типажности?
А. ФИЛОЗОВ Нет, потому что я или играл тихонь…
К. ЛАРИНА Тихие интеллигенты.
А. ФИЛОЗОВ Либо негодяев, каких-то злодеев. Сейчас у меня замечательная роль. Буквально послезавтра, 31-го, начинается новый сериал. И меня эта участь не минула. Но что делать? Я думаю, поскольку они есть, то надо хотя бы делать это качественно. И мне кажется, что это достаточно качественно сделано.
К. ЛАРИНА Это что такое?
А. ФИЛОЗОВ Это режиссер Владимир Фокин. Если помните, был фильм «Сыщик».
К. ЛАРИНА «ТАСС уполномочен заявить».
А. ФИЛОЗОВ Да.
К. ЛАРИНА Он давно ничего не делал.
А. ФИЛОЗОВ Нет, он делал что-то. И как раз недавно была его картина «Дом для богатых». Это большой сериал, 16-серийный, с хорошими актерами. То есть партнеры у меня Сережа Юрский, Лия Ахеджакова, Евгений Князев, Даша Михайлова.
К. ЛАРИНА Все хорошие артисты.
А. ФИЛОЗОВ Да, и мне кажется, что это достаточно качественно и интересно.
К. ЛАРИНА А Вы впервые в сериале снимаетесь в наше время?
А. ФИЛОЗОВ Нет, был еще, недавно прошел, вчера или позавчера. Это называется «Кобра». Но это похоже на многое. А этот, который, я надеюсь, вы увидите 31-го, мне кажется, по-другому несколько сделан. То есть сделано, как в кино, и мы играем, как в кино.
К. ЛАРИНА Из тех ролей, которые сегодня Вы играете, есть персонаж, который более всего близок Вам лично, по характеру, по строю души, по мировоззрению?
А. ФИЛОЗОВ Нет, я так не могу сказать. Есть вещи более приятные, есть менее приятные. Эта роль мне очень интересна и приятна. Там несколько ролей, и главный персонаж — хороший человек, безусловно. И другие, в которых он превращается, занятные очень.
К. ЛАРИНА Порядочные люди.
А. ФИЛОЗОВ Там есть разные. Есть и полковник «собственной безопасности», это так называется, Одуванчиков. Но в нем тоже есть какие-то человеческие черты.
К. ЛАРИНА Похоже на какую-то сатирическую вещь.
А. ФИЛОЗОВ Нет.
К. ЛАРИНА Никакой политики нет?
А. ФИЛОЗОВ Это не имеет отношения к политике. Это имеет отношение к человеку, вообще, к его внутренней трансформации и к его ответственности за свою жизнь.
К. ЛАРИНА Я сегодня пойду смотреть спектакль, а наших слушателей мы позовем на следующий спектакль, который будет 8 апреля. Я не могу еще одно название обойти в нашем разговоре, поскольку уже не секрет, что театр «Школа современной пьесы» во главе с его художественным руководителем помешан на чеховской «Чайке».
А. ФИЛОЗОВ Да.
К. ЛАРИНА Это какое-то уже идет буйное помешательство, поскольку сейчас идет чеховская «Чайка», акунинская «Чайка», и в репетициях идет оперетта «Чайка» на музыку Александра Журбина. А в этих спектаклях Вы играете доктора Дорна. И в оперетте тоже?
А. ФИЛОЗОВ Да.
К. ЛАРИНА Мне просто интересно. Не надоели ли Вам все эти персонажи? Без конца, каждый день играть по «Чайке» в разных ее вариантах?
А. ФИЛОЗОВ Они совершенно разные все. Я, вообще, очень люблю эту пьесу.
К. ЛАРИНА Какую из них?
А. ФИЛОЗОВ «Чайку» я люблю чеховскую больше всего, потому что она про молодых. Ее неправильно всегда ставят. Ее ставят про проблемы Аркадиной и Тригорина, а на самом деле, я в этом убедился, когда был в музее Чехова в Ялте. Мне сказали, что Мейерхольд, который играл Треплева, жил у Антона Павловича там, в Ялте, когда они были на гастролях, показывали ему спектакль, и Антон Павлович очень его любил. И неслучайно Комиссаржевская играла Нину. То есть спектакль, конечно, о молодых. Об их пути, об их проблемах. А из этого сделали комедию про Аркадину и Тригорина. Это неверно. Я очень люблю чеховскую «Чайку». У Акунина совсем другой взгляд, всегда детектив.
К. ЛАРИНА Вы-то вообще главный убийца получились.
А. ФИЛОЗОВ Дорн-то?
К. ЛАРИНА Да.
А. ФИЛОЗОВ Он такой идейный…
К. ЛАРИНА Гринписовский.
А. ФИЛОЗОВ Да, он убил из идейных соображений. Режиссер поставил задачу написать классическую оперетту, Кальман, Штраус. И действительно, Журбин, по-моему, этого добился. Журбин и Вадим Жук из Петербурга, который написал либретто. Причем он хорошо это сделал, так же, как Акунин, пользуясь словарем того времени, Жук, пользуясь словарем чеховским, написал совершенно новые тексты.
К. ЛАРИНА А что это дает самой «Чайке», такие вариации на тему чеховской пьесы?
А. ФИЛОЗОВ Я думаю, что это просто очень универсальный сюжет. Спасибо Антону Павловичу, который придумал абсолютно универсальный сюжет. Из него можно сделать все, что угодно. Можно комедию, правда, с плохим концом. Она и написана, как комедия, потому что Треплев застрелил себя. Можно и оперетту, потому что сюжет почти опереточный: мать, любовник, сын и еще одна молодая девушка, которая нравится любовнику его матери, и он, который влюблен в эту девушку. Абсолютная оперетта. А можно и трагедию сделать, все, что угодно.
К. ЛАРИНА Не секрет, что есть среди театральной публики, особенно среди чеховедов, люди, которые не приняли акунинскую «Чайку». Я даже читала какие-то материалы по этому поводу в защиту Антона Павловича Чехова. Возникает очень банальный вопрос. Антон Павлович принял бы такой вариант?
А. ФИЛОЗОВ Я не знаю. Надо сказать, что Антон Павлович был очень терпимый. И когда «Чайку» пробивал еще в цензуре Потапенко, в Петербурге, а Антон Павлович жил в Москве, он ему доверил делать с пьесой что угодно. Есть много вариантов. То, что Потапенко вымарал для цензуры, и Чехов совершенно спокойно на это пошел. Сейчас бы никакой драматург у нас себе не позволил этого сделать. Это первое. Второе. Когда Акунин посмотрел спектакль, он очень сожалел, что не общался с нами в момент постановки.
К. ЛАРИНА По своей пьесе?
А. ФИЛОЗОВ Да. Он многое бы изменил, и он, конечно, как драматург еще начинающий, не знает законов театра. Поэтому я думаю, что она бы претерпела большие изменения, если бы он действительно был в работе.
К. ЛАРИНА А что чеховедам можно сказать по этому поводу?
А. ФИЛОЗОВ А чеховеды, естественно, бьются за букву.
К. ЛАРИНА За чистоту.
А. ФИЛОЗОВ Да, их тоже можно понять. Но надо относиться к этому менее серьезно. Потому что одно дело, когда ставит «Чайку», я тут слышал, какой-то железный потолок, и оттуда камнепад, это «Читаем методом Станиславского» называется…
К. ЛАРИНА Да, это Андрея Жолдака, по-моему.
А. ФИЛОЗОВ И кому-то там пробило голову, не то Треплеву, не то еще кому-то, этими камнями. Я не думаю, что это имеет отношение к Чехову и к Станиславскому. А когда шутка Акунина такая, что любой из персонажей мог убить Чехова, то надо и воспринимать это как шутку, а не как новое прочтение Чехова.
К. ЛАРИНА Вопрос, который я задавала Вашей партнерше по этим спектаклям, Ирине Алферовой. Для понимания образа, в данном случае образа Дорна, Вам помогает то, что происходит в «Чайке» Акунина?
А. ФИЛОЗОВ Нет.
К. ЛАРИНА Или это все разные образы?
А. ФИЛОЗОВ Это разные комнаты, извините. В одной лежит одно, в другой другое.
К. ЛАРИНА А почему? Человек тот же.
А. ФИЛОЗОВ Если говорить всерьез, то чеховский Дорн не позволит себе ничего похожего на то, что делает акунинский Дорн. И любой из чеховских персонажей. А пофантазировать на эту тему, конечно, можно. Отчего же нет? Пофантазировать, не более того.
К. ЛАРИНА То есть Дорн, который живет в спектакле по пьесе Акунина, — это совсем другой Дорн?
А. ФИЛОЗОВ Конечно.
К. ЛАРИНА Надо же. Это, скорее, наверное, предок Фандорина. Тоже об этом говорили.
А. ФИЛОЗОВ Да.
К. ЛАРИНА Еще у меня вопрос по Чехову. Вы играли Чехова раньше?
А. ФИЛОЗОВ Я не играл. Мне очень не повезло. Неслучайно я сейчас в театре «Школа современной пьесы», хотя я не люблю современную пьесу. Я люблю классику, а мне ее не довелось играть совершенно. Я не играл Чехова. Только один раз в кино я сыграл. Я очень люблю этот фильм, это было «Три года». Это фильм, который поставили Любшин и Долинин. Это действительно по повести Чехова и это снято близко к Чехову. Там совершенно удивительный актерский состав, и все работают в одном диапазоне. Такие яркие актеры, как Яковлев. Он играет так нежно и так глубоко! Там вроде не похоже это на вахтанговскую школу. И все другие: и Фрейндлих, и сам Любшин.
К. ЛАРИНА А в театре никогда?
А. ФИЛОЗОВ Нет, никогда.
К. ЛАРИНА А все остальное Достоевский, Мольер, Шекспир?
А. ФИЛОЗОВ Ничего такого я не играл. Единственная была классическая роль, я играл в «Тени» Салтыкова-Щедрина. Это последний спектакль Марии Кнебель. Я очень любил эту роль. Это все, больше классики не играл.
К. ЛАРИНА Райхельгауз пусть поставит что-нибудь классическое.
А. ФИЛОЗОВ А у него «Школа современной пьесы», ничего не поставит.
К. ЛАРИНА Чехов-то идет, «Чайка».
А. ФИЛОЗОВ Он тоже ее поставил очень современно.

(игра)
К. ЛАРИНА Здесь много вопросов к Вам, Альберт Леонидович, и очень много отзывов, очень приятных, о Дорне в «Чайке», той и другой. Много народу видели и Вас благодарят за эти работы.
А. ФИЛОЗОВ Спасибо.
К. ЛАРИНА Не только москвичи, есть Саратов, где Вы были на гастролях. Я бы хотела сказать несколько слов о совсем другой деятельности нашего гостя. У меня здесь бумажка лежит. «Мастерская Иосифа Райхельгауза объявляет набор: режиссер драмы, актер драмы». И среди педагогов на первом месте значится как раз Альберт Филозов. Вы же преподавали уже, у Вас опыт есть.
А. ФИЛОЗОВ Да. Я был во ВГИКе, преподавал. Последнее время у нас была мастерская с Арменом Борисовичем Джигарханяном, мы вместе вели курсы. Потом я преподавал у иностранцев, у меня были англичане. Потом одна из моих студенток организовала летнюю школу в Бирмингеме, и несколько лет подряд мы выезжали туда группой педагогов. Но в последнее время я этим не занимаюсь, потому как это отнимает очень много сил. Это меня уговорил Райхельгауз, честно говоря. Много сил, потому что просто приходить раз в месяц, педагоги работают, а ты как руководитель приходишь, говоришь, что хорошо, что плохо, я не могу. Во-первых, стыдно, во-вторых, это же мои ученики тогда будут. Я очень много работаю в театре. К сожалению, я своих детей даже не вижу, они вырастают без меня. У меня две маленькие девочки, и я пропускаю самый золотой возраст.
К. ЛАРИНА А сколько им?
А. ФИЛОЗОВ Одной 4 исполнилось позавчера, а другой 9 лет.
К. ЛАРИНА Хоть на «Вредные советы» они приходили, смотрели?
А. ФИЛОЗОВ Нет.
К. ЛАРИНА Не пускаете?
А. ФИЛОЗОВ Я не пускаю их. Поэтому для меня это довольно трудно. Если я этим буду заниматься, я буду отдавать этому много времени и сил. Поэтому я воздерживался, но он как-то меня уговорил. Тем более что это, как я полагаю, будут люди, которые понюхали немножко порох, знают, что это за профессия. Туда приглашаются работающие в театре молодые актеры, у которых нет образования.
К. ЛАРИНА Заочное?
А. ФИЛОЗОВ Да. Поэтому они могут получить направление. И мне кажется, это, вообще, очень правильно. Это моя старая идея, я еще писал давно, когда во ВГИКе преподавал, для журнала «Театральная жизнь», что не надо много учебных заведений, люди могут научиться только в театре. Потому что если начинают с учебы, учебных заведений, в театре все заново. Это надо заново переучиваться. Это потерянное время. Поэтому надо, чтобы в театре занимались и дикцией, и пластикой, и были все педагоги.
К. ЛАРИНА И сразу в спектакль?
А. ФИЛОЗОВ Да. Именно только так можно. Заочное образование это нормально для людей, которые уже что-то умеют, могут и не знают, в какую сторону им податься.
К. ЛАРИНА А переучить разве можно?
А. ФИЛОЗОВ Можно, я уверен.
К. ЛАРИНА От самодеятельности как-то очиститься?
А. ФИЛОЗОВ Можно, потому что, когда я работал в театре Станиславского, были молодые и немолодые актеры, и пришел Васильев, они же переучили этот театр. То есть кто-то вынужден был уйти, потому что не поддавался. Но я уверен, что талантливые актеры очень быстро меняются, достаточно перейти к хорошему режиссеру. Как Эфрос сделал из театра «Ленинского Комсомола» (вообще, заштатный театр был) выдающийся лучший театр. Как Васильев, Морозов и Райхельгауз из театра Станиславского сделали самый передовой театр. Сделали три спектакля, и все поменялось. Так что я верю, что это возможно. Поэтому я приглашаю людей, работающих в театре и не работающих, хотящих в театр войти.
К. ЛАРИНА Давайте прямо так и скажем, что каждый понедельник июня прослушивание и консультации в московском театре «Школа современной пьесы». Можете позвонить по телефону 200-09-00, и вся информация вам будет предоставлена.
А. ФИЛОЗОВ Это совместная академия театрального искусства…
К. ЛАРИНА ГИТИС, да?
А. ФИЛОЗОВ То, что было ГИТИС раньше, и театр совместно делают такой курс.
К. ЛАРИНА Давайте немножечко поговорим про Ваших учителей. Вам в этом смысле повезло?
А. ФИЛОЗОВ Мне повезло очень. Во-первых, когда нас принимали в Художественный театр, а я тогда жил в Свердловске, и театр приехал на гастроли. Поэтому мне не надо было никуда ехать. Театр приехал туда…
К. ЛАРИНА И они объявили набор?
А. ФИЛОЗОВ Объявили набор в Школу-студию, и там взяли четверых человек. И нас принимал, на последнем туре сидел весь Художественный театр, весь цвет, все народные артисты сидели там. И потом, когда мы учились, все и приходили люди.
К. ЛАРИНА А Вы помните, что Вы читали?
А. ФИЛОЗОВ Я помню только стихотворение. Я читал пушкинского «Гусара», остальное не помню. Когда мы учились, у нас руководитель курса был Виктор Яковлевич Станицын, потом Евгения Николаевна Морес, которая замечательно играла Митиль в «Синей птице». Она работала еще со Станиславским. Александр Михайлович Карев, Блинников Сергей Капитонович. Последняя ушла недавно, Софья Станиславовна Пилявская, замечательная, красивая, талантливая. Так что нам очень повезло. И потом, когда я уже был в театре Станиславского, пришла Мария Осиповна Кнебель ставить спектакль. И это было просто чудо, работать с ней. Благодаря ей я что-то стал потом понимать уже в театре. Это была вторая школа.
К. ЛАРИНА А во МХАТ не хотели попасть, в сам театр?
А. ФИЛОЗОВ Я как-то об этом никогда и не думал. Как получается, так и получается. Хотя несколько спектаклей в прошлом году посмотрел во МХАТе, они мне очень понравились. Это мой дом. Сейчас хорошо тем, что можно не служить в театре, можно работать. И если меня пригласили бы туда, я с удовольствием там что-то сыграл бы. Поскольку это моя альма-матер.
К. ЛАРИНА Театр «Школа современной пьесы» все-таки начинался, как театр антрепризный, и всем так казалось. Вот, звезды из разных театров пришли…
А. ФИЛОЗОВ Никогда. Это был государственный театр, который организовало Минкультуры, ВТО и издательство «Высшая школа», в помещении которого мы сейчас и находимся. Теперь уже нам отдали часть этого помещения. Это был государственный театр.
К. ЛАРИНА С самого начала?
А. ФИЛОЗОВ Да. Было три человека: Иосиф Райхельгауз, Любовь Полищук, я и директор театра Дружинина.
К. ЛАРИНА А чего Вам не хватало? Вы работали в театре Станиславского.
А. ФИЛОЗОВ Нет, я уже нигде не работал к этому времени.
К. ЛАРИНА Ушли оттуда?
А. ФИЛОЗОВ Я ушел из театра Станиславского к Васильеву, потом мы расстались с Васильевым, или Васильев с нами, будем точнее говорить. И я оказался нигде. И спасибо Савве Кулишу, который позвал меня во ВГИК преподавать на курсы. А так, я вообще не работал нигде. Немножко снимался, немножко читал что-то, был безработным.
К. ЛАРИНА Кошмар какой-то!
А. ФИЛОЗОВ Я до всяких перестроек уже перестроился, был совершенно свободный человек.
К. ЛАРИНА Вот видите, мы все равно опять возвращаемся к банальной теме по поводу зависимости актерской профессии. Как здесь можно сохранить чувство собственного достоинства? Это возможно? Для мужчины, тем более.
А. ФИЛОЗОВ Я думаю, что возможно. Потому что до всего, еще проработав год в театре Станиславского, я ушел из этого театра, потому что я там ничего не играл. Ушел от своих друзей, от Михаила Михайловича Яншина, которого я очень любил и уважал. Просто я не вписывался в репертуар, мне не было там ролей. Я ушел к Варпаховскому в театр Ермоловой, потом ушел оттуда, когда в театр Станиславского пришел Львов-Анохин. Потому что он тогда был один из ведущих режиссеров, молодых и интересных. Я всегда уходил, как Колобок, от всех. И я считаю, что это возможно. Человек должен уходить туда, где ему творчески интереснее. Это зависит от характера. Кто-то сидит всю жизнь, ждет и киснет. Поэтому я здесь, потому что мне творчески здесь хорошо, свободно. И у меня достаточно хорошие отношения с Райхельгаузом, он не препятствует мне. Я могу сниматься. Я играю в антрепризах.
К. ЛАРИНА Антрепризы Вас не раздражают?
А. ФИЛОЗОВ Нет, хотя сейчас я играю меньше уже. Один спектакль только остался. Но он к этому относится терпимо, по крайней мере. Хотя ему это не нравится, как всякому хозяину, но он меня не угнетает.
К. ЛАРИНА Вы для себя знаете Ваш уровень, ниже которого Вы никогда не позволите себе опуститься? Я имею в виду по выбору материала, компании, режиссера?
А. ФИЛОЗОВ Мне кажется, что да.
К. ЛАРИНА Для Вас это важно?
А. ФИЛОЗОВ Важно.
К. ЛАРИНА Потому что сейчас, для того чтобы заработать деньги, возможностей более чем достаточно. И, наверное, слава богу. Но при этом, мне кажется, что-то находишь, а что-то теряешь.
А. ФИЛОЗОВ Разумеется.
К. ЛАРИНА Как и с сериалами.
А. ФИЛОЗОВ Разумеется. Поэтому я сейчас очень рад, что опять, если сериал, то я снимаюсь у Фокина, который режиссер действительно, и он это делал, как в кино. И мои коллеги, Юрский и Ахеджакова, работали как всегда замечательно, не делая скидки. Это не был никакой компромисс. Это была плодотворная нормальная всегдашняя работа.
К. ЛАРИНА Уж коли у Вас есть педагогический талант, то должен быть и режиссерский. Никогда не пробовали поставить что-то сами?
А. ФИЛОЗОВ Я делал единственный опыт. На курсе я сделал «Чайку», именно чеховскую. Я очень люблю и знаю эту пьесу. Но что-то ставить самому у меня нет на это времени и сил. Может быть. Хотя я считаю, что это совершенно другая профессия. И это все равно будет спектакль актера, а не режиссера.
К. ЛАРИНА Сейчас у нас такое время. Все могут все. Потому что, мы видим, и кино люди снимают, которые вообще не понимают, что такое кино. И в театре то же самое. Тоже важный вопрос, наверное. Особенно с Вами разговаривать, уж коли Вы у нас педагог, будете преподавать, набирать студентов. Что такое сегодня профессия артиста? Что она из себя представляет? Для кого Вы будете готовить сегодня своих выпускников?
А. ФИЛОЗОВ Вообще, честно говоря, мне страшновато даже об этом думать. Именно поэтому я как-то расстался с этой профессией.
К. ЛАРИНА Педагогической?
А. ФИЛОЗОВ Да. Потому что мне очень жалко тех, в кого я вкладываю свои силы, из которых пытаюсь что-то сделать. Жалко, потому что потом они не находят применения, к сожалению. Это во всем мире. Многие из моих английских студентов, когда я приезжаю туда, спрашиваю: «Как этот, что он?», и узнаю, к сожалению, что кто-то работает с неполноценными детьми, они таким образом лечат театром, кто-то занимается совсем другой профессией, и очень мало кто работает. Там с этим еще труднее, чем у нас. Я боюсь, что у нас приходят те времена, когда мы достигаем нормального европейского уровня, когда актер должен будет носиться с высунутым языком и искать работу, а не работа будет искать его. И это нормально.
К. ЛАРИНА Нормально, потому что сейчас модное слово «проект», «кастинг», и на эти кастинги ходят люди, не просто никому не известные, начинающие артисты, а люди с именами. Да, они готовы участвовать в конкурсе. На Ваш взгляд, трудно в себе это перебороть, привыкнуть к совсем другой системе и другому отношению?
А. ФИЛОЗОВ Наверное, трудно. Но это надо воспитывать с детства, и это совершенно нормально. Я, например, отношусь сейчас, хотя вроде уже не самый неизвестный артист, нормально, и сейчас у меня есть взаимоотношения с одним очень хорошим и очень уважаемым мной режиссером. Он, можно сказать, остался одним из корифеев. Он меня пробует на очень хорошую роль.
К. ЛАРИНА Это в кино?
А. ФИЛОЗОВ В кино. Я отношусь к этому нормально. Хотя у нас действительно хорошие отношения, я говорю: «Если не получается, что делать, я спокойно к этому отнесусь». Хотя мне очень хочется играть эту роль, и именно у него.
К. ЛАРИНА А Вы когда-нибудь просили роль?
А. ФИЛОЗОВ Никогда. Я этого не понимаю. Не потому что я считаю, что это плохо или хорошо. Но никогда не просил, даже когда нравилось. Наверное, это гордыня, это нехорошо. Но есть люди, которые ходили по «Мосфильму», заглядывали: «Вам не нужны артисты?» Я никогда. Меня первый раз туда позвали, просто потому что увидели мою фотографию в фойе театра. Это был мой первый фильм «Вид на жительство», главная роль. И так я с тех пор и существую.
К. ЛАРИНА А отказывались от ролей?
А. ФИЛОЗОВ Отказывался. Когда пошла эта перестройка, и стали мне предлагать, особенно после «Тегерана-43», где я сыграл убийцу, негодяя, крестных отцов мафии.
К. ЛАРИНА Хорошее амплуа.
А. ФИЛОЗОВ Во-первых, я никогда не держал миллионы в руках, не знаю, что это такое. И никогда от меня не зависела жизнь человека. Я не знаю, как это, убить человека.
К. ЛАРИНА Отказались?
А. ФИЛОЗОВ Да.
К. ЛАРИНА Вообще, есть такие актеры, которые в принципе боятся играть отрицательные роли.
А. ФИЛОЗОВ Нет, я не боюсь, я же много играл.
К. ЛАРИНА Знаю. Альберт Леонидович, скажите, они действительно действуют на…
А. ФИЛОЗОВ Они действительно действуют. К тебе что-то прилипает, это правда.
К. ЛАРИНА Серьезно?
А. ФИЛОЗОВ Да. Во-первых, когда ты играешь хорошего человека, то ты невольно какие-то вещи себе не позволяешь.
К. ЛАРИНА А если уж Ленина сыграешь, вообще.
А. ФИЛОЗОВ И как-то делаешься немножко лучше в жизни на этот период. И это абсолютно верно. Мне рассказывали, Любшин, которого я очень люблю, и у которого скоро будет юбилей, я снимался с удовольствием в его фильме «Три года»... мне рассказывали, когда он играл в каком-то фильме нехорошего человека, с ним рядом находиться было невозможно.
К. ЛАРИНА Отрицательная энергетика шла?
А. ФИЛОЗОВ Да. И я считаю, что это абсолютно верно. Конечно, все есть игра. Поэтому надо играть всякие роли. Но иногда что-то прилипает.
К. ЛАРИНА Но есть вещи, которые Вы себе не позволите на сцене? Может быть, какие-то приметы для Вас, которые важны. «То, что я никогда не сделаю»? Я знаю, есть актеры, которые боятся играть смерть в буквальном смысле этого слова, умирать на сцене.
А. ФИЛОЗОВ Сейчас в этом сериале я играю человека в возрасте от 45-ти до 95-ти, такой размах. Там есть и смерть тоже. Не знаю. Я не очень суеверен. Скорее, другие вещи какие-то, эротические. Я никогда не играл в таких спектаклях. Единственное, что я мог себе позволить в «Мужчине и женщине», — это выйти в трусах. И то, это смешно, и дети очень смеются над этим
К. ЛАРИНА Но женщину сыграли?
А. ФИЛОЗОВ Это же шутка. Это не в сексуальном плане женщина. Это одна из сущностей главного героя или те фантомы, которые грезятся героине, как наказание за ее грех.
К. ЛАРИНА Мы сегодня больше говорили о профессии актерской. А есть вещи в этой профессии, которые необъяснимы? Для Вас в том числе, как для носителя. То, что нельзя объяснить, откуда это.
А. ФИЛОЗОВ Да, конечно. Там все необъяснимо. Готовишься, думаешь: «вот, сегодня я сыграю», а ничего не получается. Или, наоборот, приходишь усталый и равнодушный ко всему, и вдруг что-то, какой-то момент на сцене тебя заденет, и ты сыграешь его так, как никогда не играл. Вообще, это дело очень живое, поэтому совершенно непредсказуемое. И замечательно сказал Питер Брук: «Единственное место, где можно не врать, это сцена». То есть там можно быть самим собой, даже не ожидая от себя каких-то вещей. Поэтому это замечательно.
К. ЛАРИНА Поэтому, как мне кажется, очень важно, чтобы театральные зрители понимали, что премьера это еще не спектакль.
А. ФИЛОЗОВ Нет. Нам Райхельгауз рассказывал, в Израиле такая традиция. Они премьеру объявляют на десятый спектакль. И приглашают критику на десятый спектакль. Это естественно, спектакль рождается только на зрителе. Потому что вся предыдущая подготовка это именно подготовка. Только во взаимоотношениях. Это взаимная игра, и зритель влияет на спектакль просто катастрофически иногда, как в положительную, так и в отрицательную сторону.
К. ЛАРИНА У Вас бывает такое ощущение, когда неохота играть сегодня?
А. ФИЛОЗОВ Бывает.
К. ЛАРИНА И что делать?
А. ФИЛОЗОВ Есть же профессия все-таки. И когда начинаешь с нуля, то получается лучше, чем когда ты к этому готовишься. И как раз Васильеву принадлежит совершенно уникальное изречение о том, что, вообще, играть это противоестественно для человека. Естественно есть, пить, спать и заниматься какими-то бытовыми вещами. А это все-таки некое состояние духа, а он же ведь не всегда нам подвластен. Поэтому это состояние не естественное, замечательное, и его надо поймать.
К. ЛАРИНА Главное, с ума не сойти, не заиграться.
А. ФИЛОЗОВ Да.
(игра)
К. ЛАРИНА И несколько вопросов от наших слушателей. «Будете ли Вы болеть за екатеринбургских номинантов «Золотой маски»? Я не знала, что Вы из Свердловска. У нас сегодня идет снег. Таня из Екатеринбурга». Будете болеть за «Золотую маску», за Екатеринбург, за спектакль из Свердловска?
А. ФИЛОЗОВ Да, конечно. Я всегда очень нежно отношусь к этому городу.
К. ЛАРИНА «Какие ближайшие гастроли? Мария из Челябинска». Очень много вопросов из других городов.
А. ФИЛОЗОВ По-моему, мы едем в Америку в конце мая.
К. ЛАРИНА Все в Америку хотят. Нет, чтобы в Челябинск поехать.
А. ФИЛОЗОВ В Челябинск мы тоже поедем. Недавно мы в Саратове были с гастролями. По-моему, в Тольятти будут ближайшие гастроли. Завтра мы едем в Петербург.
К. ЛАРИНА Что за спектакль?
А. ФИЛОЗОВ Мы с Натальей Андрейченко играем «Прекрасное лекарство от тоски». Андрейченко, которая играет у нас в театре впервые за 13 лет, с тех, как пор мы расстались после «Серсо».
К. ЛАРИНА И в какой форме актриса Андрейченко?
А. ФИЛОЗОВ Она всегда в замечательной форме. Она легка, хороша, красива и талантлива. И я получаю большое удовольствие.
К. ЛАРИНА Непредсказуемая, наверное, актриса.
А. ФИЛОЗОВ Да.
К. ЛАРИНА С ней непросто, наверное?
А. ФИЛОЗОВ Но поскольку у нас стародавняя актерская связь налажена, мне с ней легко, весело и хорошо.
К. ЛАРИНА Еще вопрос. Тамара Григорьевна просит назвать сериал, который мы будем смотреть на следующей неделе с участием Филозова.
А. ФИЛОЗОВ «Пятый ангел» по НТВ.
К. ЛАРИНА «Альберт Филозов один из моих любимых актеров. То, что он сейчас говорит, доказывает, что он настоящий актер, а не лакей рекламных роликов, и это прекрасно. Борис Николаевич».
А. ФИЛОЗОВ Спасибо.
К. ЛАРИНА Рекламные ролики не из Вашего репертуара?
А. ФИЛОЗОВ Нет.
К. ЛАРИНА «Правда, что Отелло может сыграть только тот, кто в жизни задушил всех своих жен? Александр Васильевич».
А. ФИЛОЗОВ Хороший вопрос. Нет, я думаю, что это не так, конечно. Но тот человек, который знает, что такое ревность, может сыграть Отелло. Потому что можно всегда нафантазировать все остальное. Но тому, кто не знает этого чувства, конечно, труднее.
К. ЛАРИНА «По высочайшей интеллигентности чувствуются уральские корни. Татьяна Ушакова из Екатеринбурга».
А. ФИЛОЗОВ В Екатеринбурге было много замечательных людей. И во время эвакуации, конечно, очень много это повлияло. И, вообще, всегда были люди, замечательные художники и другие.
К. ЛАРИНА Давайте еще раз скажем в конце про спектакль «Кремль, иди ко мне». Сегодня премьера. Мне остается только пожелать «ни пуха».
А. ФИЛОЗОВ К черту.
К. ЛАРИНА Спасибо Вам большое, удачи и до встречи.
А. ФИЛОЗОВ Спасибо.
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» был Альберт Филозов — актёр театра и кино.

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире