2 марта 2003 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Владимир Васильев, хореограф, балетмейстер, артист, поэт, Борис Беленький, президент ассоциации «Музы свободы», учредитель премии «Хрустальная Турандот».
Ведущая эфира Ксения Ларина.

К. ЛАРИНА Добрый день! Наши гости — Владимир Васильев, хореограф, балетмейстер, артист, поэт, Борис Беленький, президент ассоциации «Музы свободы», учредитель премии «Хрустальная Турандот». И сказу скажу, что именно благодаря Боре Владимир оказался в нашей студии. Мы начнем с повода, тем более, что повод очень важный, а затем будем говорить о том, о чем нам захочется. Если у вас возникнут вопросы к нашем гостям, напомню номер нашего пейджер 961-22-22 для «Эха Москвы». А повод замечательный учрежден фонд им. Галины Улановой, и как раз наши гостя являются представителями этого фонда.
В. ВАСИЛЬЕВ Президент перед вами и вице-президент.
К. ЛАРИНА Я знаю ваше отношение к Улановой, думаю, что не стоит рассказывать и историю отношений, и о том вообще, кто для вас эта удивительная женщина. А почему возникла эта идея, стоит спросить. Все-таки есть государство, которое чтит своих героев, зачем еще фонд придумывать?
В. ВАСИЛЬЕВ Так многие сейчас говорят. А зачем делать какую-то передачу, а зачем, она и так великая, что тут вспоминать? К сожалению, мир так устроен, что до тех пор, пока мы на сцене нас любят, помнят, узнают, иногда боготворят. Но стоит уйти великому даже актеру со сцены, и он пропадает очень часто. И даже такие великие имена, как Уланова, оно может как-то уйти совсем из памяти народной. Но фонд как раз и призван сохранить вот ту чистоту, то духовное наследие, которое она оставила, передала своим ученикам, которых не так много. Ну, а если ученики не будут вспоминать ее, то очень быстро исчезнет из памяти и само имя Улановой. И вот 21 марта будет 5 лет со дня смерти Галины Сергеевны. Именно в этот день мы проводим такую большую акцию. Фонд обратился с обращением ко многим театрам музыкальным, да и драматическим и России, и ближнего, дальнего зарубежья, чтобы в этот день театры свои спектакли, которые у них стоят в репертуаре, просто посвятили это великой балерине. У нас сейчас уже есть отклики, я думаю, что таких людей будет очень много. Это опять та солидарностью актерская, артистическая, которая просто необходима в поддержании, укреплении тех замечательных имен, с которыми нас столкнула судьба. И 21 марта, это дань памяти, должен быть вечер «Галине Улановой посвящается» в Новой опере. И будут там фрагменты из балетов, которые она танцевала, готовится специальная лента, на которой будет Галина Сергеевна. Надеюсь, что она будет откровением. Будет звучать удивительная музыка, и худрук как раз по части музыкальной, Е.В. Колобов, наш большой друг и соратник, и будет принимать участие огромное количество замечательных звезд и Большого, и других театров. И будет и балет. Приезжает специально балет из Литвы, так что будут фрагменты, такие танцевальные сюиты. Как таковых па-де-де будет очень мало. Такие большие куски, которые могут произвести впечатление своей целостностью, массовостью и разными красками, их будет довольно много здесь.
К. ЛАРИНА Боря, если что добавить?
Б. БЕЛЕНЬКИЙ Вы знаете, приехав несколько раньше, я молодых людей на Новом Арбате спрашивал кто такая Галина Уланова?
К. ЛАРИНА Ты опрос сделал на улице?!
Б. БЕЛЕНЬКИЙ Ну, экспресс-опрос. 2 человека сказали, что не знают, один говорит это та, которая снималась в «Гусарской балладе». Ну, понятно, Уланова уланы, кирасиры, гусары. Это проблема не Улановой, это проблема наша. И людей, живущих в этой стране. Странно, конечно Что такое страна? Это всего-навсего территория. Это проблема людей. Уланова была, есть и навсегда останется великой балериной. То, что вокруг тьма Великий мудрец сказал тьма уходит тогда, когда приходит свет. Вот фонд должен проливать свет. И эта большая акция, посвященная Галина Улановой, 21-го числа, и создание Международного центра хореографии, в Москве, центр мировой хореографии, который возглавит президент фонда Владимир Викторович
К. ЛАРИНА Это учебное заведение или что?
В. ВАСИЛЬЕВ Эта идея была давным-давно высказана. Сначала она должна была осуществляться в Петербурге. В свое время я говорил с Собчаком, царство ему небесное, и он поддержал ее — как раз в районе Росси, сделать вообще эту зону пешеходной, и именно там создать центр мировой хореографии, куда бы вошли все направления, все школы, самые известные в мире. И сам бог велел, казалось бы  все-таки наш балет начался с Петербурга. Ну, а после того, как потом пошли изменения, на смену ему пришли другие люди и т.д., короче говоря, сейчас я не отбросил эту идею, сейчас мы как раз и хотим воспользоваться, конечно же, и именем Галины Сергеевны, которой уже нет, и очень хотим, чтобы ее имени такой мировой центр был здесь, в Москве. В принципе, наверное, тут легче это будет сделать И те, которые сейчас только-только достраиваются, может быть, можно там это будет сделать. Тем более, что появляется огромное количество разных сейчас центров культурных.
К. ЛАРИНА — Центр оперного пения Г.П. Вишневской.
В. ВАСИЛЬЕВ Да, а все-таки балет наш долгое время был впереди планеты всей, и нужно постараться, чтобы он так и остался.
К. ЛАРИНА Так там что, будут какие-то мастер-классы, семинары, концерты, спектакли?
В. ВАСИЛЬЕВ Вот все то, что вы перечисляете, там и будет. Более того, там будут все направления, там не только классический танец. Такого центра просто пока нет нигде в мире.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ И такой центр должен быть, потому что В. Васильева приглашают во все страны мира удобнее, чтобы страны мира к нам съезжались. Кстати, это не голословное такое. Потому что есть предложения действительно сейчас и из Японии, были из Китая, но мне кажется, что если уж мы всю жизнь тут прожили и никуда не выезжали, сейчас как-то грех вообще
К. ЛАРИНА Ну, учитывая все-таки еще этот вид искусства, балет, абсолютно такое национальное достояние российское. Можно аналогию провести с нашим фигурным катанием. Просто вы сказали, что лучше, чтобы к нам приезжали, я вспоминаю слова Татьяны Тарасовой, которая сказала, что я не от хорошей жизни работаю за границей. Сделайте центр фигурного катания в России, они все сюда приедут тренироваться. Наверное, тут то же самое.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ Совершенно верно. Балет это истинное национальное достояние. Это то, что не кончится никогда. Нефть может кончится, и потом, нефть есть даже у Саддама Хусейна. А таких людей как Уланова, Максимова и Васильев нет нигде. Только в России.
В. ВАСИЛЬЕВ Можно еще присовокупить огромное количество замечательных людей, более достойных.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ Тут конечно надо искать поддержку и среди властьпредержащих, и в СМИ Но простите, о ваших коллегах, вот этот скандал в ГД, когда кто-то там матом ругается, это смакуют все каналы целый день.
К. ЛАРИНА Но уже же позор, как об этом не говорить?
Б. БЕЛЕНЬКИЙ Это позор. Но это тиражирование позора. Сказали один раз, и забыли.
К. ЛАРИНА А я за то, чтобы тиражировать такой позор, чтобы их тыкать, как котят, в этот позор. Чтобы они включают ТВ, а везде показывают, как они матом ругаются. Понимаете? Тогда будет смысл какой-то.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ И все пошли вместе ругаться матом. Давайте балет показывать. Покажите «Фрагменты одной биографии»
К. ЛАРИНА Спокойно, сейчас мы дойдем до «Лебединого озера»
Б. БЕЛЕНЬКИЙ Есть балет «Фрагменты одной биографии», вы видели этот балет?
К. ЛАРИНА Нет.
В. ВАСИЛЬЕВ Тут дело не в этом. Действительно сейчас стало, конечно, меньше этих программ на ТВ, именно посвященных танцу, балету и т.д., но они есть, грех жаловаться. Другое дело, что есть огромное количество замечательных, уже готовых произведений, или еще вынашиваемых, но осуществить их действительно сложно, потому что без денег, к сожалению, сейчас не сделаешь ничего.
К. ЛАРИНА Вот поэтому может быть, стоит обратить ваше внимание на то, что такие элитарные виды искусства, как опера и балет, сейчас пошли другим, более простым путем они решили совместить свои лучшие достижения с т.н. поп-культурой. И мне кажется, что тут таится очень большая опасность для перспектив, для того, в какую сторону будет развиваться дальше это искусство. Вы не согласны?
В. ВАСИЛЬЕВ Я не согласен, потому что я считаю, что 21 век это все-таки новое прочтение той же классики должно быть. Если мы оставим все так, как было, и превратим все это в музейное такое достояние, толка от этого никакого не будет. Все действительно забудут и скажут, что нам такого не нужно, а нужны совершенно новые формы, новый подход. Опять же, меня, например, больше волнует сейчас классика, не открытие новых каких-то путей, а вот как классику опять вернуть. Как заставить, вообще, да, актеры обязаны заставлять силой своего таланта, так же режиссеры, художники и т.д., делать такие произведения, которые бы одинаково волновали сейчас и молодежь, и среднее поколение. Но старшее до конца своих дней так и останется приверженцем этого вида искусства. Так вот, я вам откровенно скажу, я сам не могу сейчас смотреть просто танцы, просто пение. Мне мало этого. Во-первых, меня нужно увлечь, и не только эмоционально, должна быть какая-то драма, что-то должно происходить. И то, что я понимаю, потому что очень часто, особенно в абстрактных балетах, фильмах, в современных операх я устаю от ребусов, от головоломок. И я не хочу этого, не хочу заниматься головоломками в театре на спектакле каком бы то ни было, кстати, и в драматическом. Вот потом, придя домой, я могу еще, если я для себя еще потом буду думать и открою что-то новое, честь и хвала этому режиссеру, спектаклю, художнику, композитору и т.д. Но во время этого спектакля я не должен этим заниматься. Я должен быть увлечен, захвачен, я должен сопереживать, соучаствовать, вот тогда это хорошо.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ Что касается поп-культуры и классики высокой, элитарное искусство все дело в уровне, на каком уровне адаптируется классика. Потому что развивается все. Если бы не развивался язык, самый главный инструмент общения, мы бы говорили на старославянском до сих пор.
К. ЛАРИНА А может быть, неплохо бы?..
Б. БЕЛЕНЬКИЙ Нет, это так сложно лепо ли не бяшете, братия в эфире! Нет, все развивается, но все должно развиваться на высоком уровне. И адаптация, скажем, «Танго» было когда-то приведено, это один из любимых моих балетов, поставленных Васильевым, танго пришло на сцену, ну, казалось бы, портовый танец, а вот пришел на классическую сцену, какой получился синтез потрясающий! Когда низкопробные оперные певцы объявляют себя Паваротти или Доминго
К. ЛАРИНА А когда Доминго и Паваротти идут к низкопробной публике, на стадионы? Вот я хочу это понять, вот ваше отношение к этому. Очень многие говорят, что это предательство
Б. БЕЛЕНЬКИЙ Нет, они пропагандисты, они не предатели. Мне кажется, что людям нужно приобщаться, даже тому, что сидит на стадионе, чтобы однажды сказать ах!
К. ЛАРИНА Вы согласны?
В. ВАСИЛЬЕВ У меня очень сложное отношение к выступлениям этой тройки. Потому что в начале, конечно, они руководствовались, очевидно, такими благими намерениями, но потом, к сожалению Так всегда, даже самые лучшие наши намерения иногда обретают такую странную форму. И публики, мне кажется, не бывает такой вот низкопробной и элитарной, высокой. Когда на выступлениях перед элитарной публикой ты получаешь меньше удовольствия, нежели перед простой, которая не знает еще ничего, которая непосредственно и живо воспринимает то, что ты ей даешь.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ Простая и пошлая разные вещи.
В. ВАСИЛЬЕВ Да. Ну, и так же, конечно Все-таки, я вам хочу сказать, это деньги, это шоу-бизнес. Мы с вами сейчас живем в эпоху шоу-бизнеса. Противостоять этому можно только величайшим качеством, и естественно, конечно, поддержкой тех средств, которые могут показать это величайшее качество. К сожалению, шоу-бизнес это 90% низкопробных вещей, конечно. Раскрутить можно любого человека, абсолютно. Не бездарного, но имеющего какие-то в своем арсенале качества, можно сделать звездой. И этому много примеров, мы же с вами их видим.
К. ЛАРИНА Возвращаясь к Улановой, она же была свидетелем этого нового времени, как она его воспринимала?
В. ВАСИЛЬЕВ Думаю, что так же, как и я. Потому что мне часто кажется, что я вообще как-то вне этого времени сейчас живу. Меня это раздражает, а раз меня это раздражает, то это я уже не иду, я не в этой среде. Меня раздражает тусовка, раздражает раздевание людей на любых каналах ТВ 
Б. БЕЛЕНЬКИЙ Внутреннее.
В. ВАСИЛЬЕВ Да, когда каждый считает долгом рассказать все самое-самое, грязное, прежде всего. Меня возмущает просто иногда. Меня многие передачи возмущают такие как «Последний герой», например, это ужасно. Воспитывать людей на том, что надо обязательно вычеркивать из своей команды людей и оставаться при этом Это чудовищно, на мой взгляд!
Б. БЕЛЕНЬКИЙ У Васильева есть замечательное качество он смотрит ТВ, в отличие от меня, я вообще удивляюсь, как это можно смотреть!
В. ВАСИЛЬЕВ Ну, я чаще всего смотрю «Дискавери», и смотрю спорт.
К. ЛАРИНА А «Культуру» смотрите?
В. ВАСИЛЬЕВ Для меня это самый лучший канал.
К. ЛАРИНА Вот видите, можно быть современным каналом, и говорить о высоких вещах, о важных. Раньше нам казалось, что это невозможно, что культура это такая архаика, нафталин, а вот у нас тут современная жизнь. Оказывается, можно.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ Можно и нужно.
В. ВАСИЛЬЕВ Вы знаете, я с удовольствием смотрю и слушаю передачи Гордона. Понимает, он сейчас абсолютно другой, не знаю, что на него подействовало, то ли «Школа злословия», которая разбирала его Которая, кстати, тоже замечательная идея, но они как-то превратились, не знаю
Б. БЕЛЕНЬКИЙ В зависимости от того, с кем у них
В. ВАСИЛЬЕВ И, в общем, злословия не вижу такого, остроумия.
К. ЛАРИНА Вам пора быть телевизионным критиком, завести колонку!
В. ВАСИЛЬЕВ Ни в коем случае!
К. ЛАРИНА Мы продолжим после новостей.
НОВОСТИ.
К. ЛАРИНА Мы говорим о фонде им. Улановой, как раз у нас в студии президент и вице-президент этого фонда. И 21 марта, в день памяти Галины Сергеевны, будет проведена такая уникальная акция спектакли во многих театрах мира будут посвящены памяти Галины Сергеевны, а в Москве в Новой опере будет гала-концерт, посвященный Галине Улановой. Давайте я что-нибудь с пейджера почитаю. Про Галину Сергеевну очень много вопросов, связанных с памятью об этом человеке: «Скажите, что сейчас с квартирой Улановой, будет ли там музей? Есть ли мемориальная доска на доме, где жила Уланова? Елена».
В. ВАСИЛЬЕВ Сейчас квартира находится в ведении музея Бахрушина и становится его филиалом. Это будет музей-квартира. Такая же, очевидно, как квартира Рихтера. И это хорошо. Но правда, Галина Сергеевна сама очень хотела, чтобы квартира эта отошла Большому театру. И мы добивались, и я когда еще был директором, добивался долгое время, чтобы квартира осталась за Большим театром, где мы могли бы устраивать вечера, передачи и т.д. Сегодня мы могли бы, кстати, с вами поговорить из этой квартиры. Но почему-то потом после ухода Большой театр счел это тяжким бременем для себя и отказался от этого. А на днях был еще один такой удар Большой театр, который являлся учредителем этого фонда, написал мне такое вот решение свое, что Большой театр выходит из состава учредителей.
Б. БЕЛЕНБКИЙ Это, впрочем, удар по Большому театру, который они сами по себе
К. ЛАРИНА А по каким причинам, я не очень понимаю?
В. ВАСИЛЬЕВ А никто не понимает, и я не понимаю, по каким причинам это может быть
Б. БЕЛЕНЬКИЙ Когда сегодня, тем более, когда 21 марта все театры крупнейшие мира подтвердят свою приверженность
В. ВАСИЛЬЕВ Да, очень многие. Сейчас во всяком случае весь попечительский совет, все люди считают за счастье быть как-то
Б. БЕЛЕНЬКИЙ Кстати, можно назвать имена. Да, замечательные имена в попечительском совете это и Антонова, Пушкинский музей, Русский музей, это Гергиев, это Джон Майер, это Бежар, Барышников, Наталья Макарова, это сэр Питер Устинов. И они прислали просто замечательные свои какие-то высказывания, что они считают для себя за честь помочь фонду. И в связи с этим я не понимаю.
К. ЛАРИНА Скажите, а если говорить о творческом наследии, существует что-то, что требует издания книги какой-то, или фотографии, какие-то записки? Что есть?
В. ВАСИЛЬЕВ Готовится сейчас книга, и Татьяна Сергеевна Касаткина У нас огромная программа, и естественно, мы ее должны развивать, и Татьяна Сергеевна сейчас готовит книгу об Улановой. Будут и книги, и фильмы. В конце концов, надо собрать воедино все то, что разбросано по крохам где-то. Так что музей-квартира сейчас приводится в порядок, там чуть ли не год шла опись. И Татьяна Сергеевна, друг большой Галины Сергеевны, и Елена Сергеевна, они с утра до вечера были, пока шла опись. Мне тоже много раздавалось звонков как же так, а вот говорят, что разворовали, когда особенно мы смотрели по ТВ этот бред. Там просто ничего не могло пропасть.
К. ЛАРИНА Есть еще вопрос, связанный уже с вашей судьбой, Владимир Викторович: «Почему вы остались в стране, это что, патриотизм? Семья Овсянниковых».
В. ВАСИЛЬЕВ Мне кажется, это нормально. Но сейчас я могу сказать, не почему я остался, а почему мы не уехали. Очевидно, так сложилось, что нас никогда не загоняли в угол. Был один раз такой прецедент, но по-моему, как-то так власти поняли, что гораздо лучше будет, если мы будем свободно ездить и представлять достойно Россию за рубежом, не уезжая насовсем. Может быть, в этом смысле нам и повезло. Ну, в конце концов, каждый выбирает для себя что-то главное. Значит, наверное, нам здесь лучше.
К. ЛАРИНА Скажите, вот в тот момент, тяжелый для вас, когда это все с вами произошло, увольнение из Большого, вы почувствовали, насколько вас поддерживают люди? Мне кажется, что это невозможно было не почувствовать. Несмотря на всякие официальные заявления, новости, и то, что вас фактически не было, вы не хотели давать интервью, комментировать эти события, вы почувствовали, что люди к этому относятся однозначно?
В. ВАСИЛЬЕВ Какие люди?
К. ЛАРИНА Кто вас любит.
В. ВАСИЛЬЕВ Потому что друзья, естественно, а у меня, я считал, что у меня очень много друзей, и слава богу, не разочаровался. Потому что в такие моменты это все как раз и происходит. И многие выступили даже в прессе в защиту, хотя, в общем, что в защиту? Властям ведь очень легко говорить, что со мной ведь ничего страшного не произошло просто ликвидировали эту должность, и все. И вот нет должности нет человека. Это нормальный такой прием при смене руководства в любых совершенно областях. Конечно, для меня это было больно в начале, но меня спасла Катя, и вот звонки друзей. А если говорить о боли, то больно было, я смотрел когда по ТВ передачу из Большого театра, новый сезон, который начался, и когда я видел, что пришедшие вновь люди саркастически отзываются о прошлом руководстве, и когда тот же зал, который только что уверял меня в искренней любви и в своем замечательном отношении ко мне, тот же зал смеялся над этим , вот это больно. Хотя, должен сказать, потом очень быстро. Огромное количество звонков, которое раздавалось, служило как бы оправданием того, что Ну, это слабость, слабость вообще актерская. Думаешь, что будет лучше, ан нет.
К. ЛАРИНА Я вспоминаю «Хрустальную Турандот», когда Борис Беленький специально для вас учредил эту номинацию «За честь и достоинство», которая была вручена вам
Б. БЕЛЕНЬКИЙ Это Борис Беленький вручил, а учредила вся театральная Москва.
К. ЛАРИНА Как зал это все воспринял, я была просто потрясена. Когда мы все в едином порыве, захотелось встать. Вот именно, что в этом выражается отношение к вам, к этому факту биографии, не вашей, кстати это факт не вашей биографии, это тех людей, которые это сделали. И бог им судья.
В. ВАСИЛЬЕВ Да, для меня это был подарок такой, вот пожалуй, самые волнительные минуты были. Я все время думал только бы не потекли слезы от счастья, что люди вот так вот воспринимают то, что случилось. Но должен сказать вот такая награда очень сложна тем, что ты обязан существовать и дальше. Поддерживать ее. Потому что любое какое-то, ну, мы же все люди эмоциональные, может восприниматься не так, как тебе бы хотелось. И поэтому надо соответствовать этому, да.
К. ЛАРИНА Вы прощаете эти вещи?
В. ВАСИЛЬЕВ А я вообще прощаю всех людей, которые извиняются за то, что сделали. Если они не извиняются, почему я их должен прощать? Нет, я их не прощаю.
К. ЛАРИНА Но вы же здесь, и так или иначе судьба вас сталкивает с людьми, которые с вами так поступили. И как вы в таких ситуациях себя ведете?
В. ВАСИЛЬЕВ Она не сталкивает.
К. ЛАРИНА Т.е. руку никто не подает, не делает вид, что ничего не произошло?
В. ВАСИЛЬЕВ Знаете, это моя уже слабость некоторым я подаю руки, а потом себя же ругаю. Не нужно этого делать. Нужно все-таки, чтобы люди знали, что они представляют собой на самом деле для меня. Я большинство людей, естественно, прощаю, о чем речь.
К. ЛАРИНА Давайте поговорим немного о том, что было в вашей жизни до сегодняшнего момента. Мы рассказали о фонде Галины Улановой, но есть еще и балетмейстер, хореограф Владимир Васильев, который, конечно же, без работы не сидел все это время после ухода из Большого театра. И немало вещей сделал. Расскажите об этом.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ И художник, действительно, у меня картина очень красивая висит, написанная в Рыжовке. Это, кстати, ответ семейству Овсянниковых, почему не уехал потому что есть Рыжовка. Не хочется озвучивать, чтоб не получилось пафосно, но есть Волга, есть леса, есть вечные вещи. Одно дело, суетное, там, чиновники, приходят и уходят
В. ВАСИЛЬЕВ Нет, прежде всего, мне кажется, что это друзья. Вот если друзей нет, тогда никакая родина В конце концов, можно эти леса найти и в Канаде, и во всех странах
К. ЛАРИНА Товарищи, нас не поймут, если мы, перечисляя всех, кто нас поддерживает и любит, как бы от имени вашего говорю про друзей, про близких, мы ничего не говорим о потрясающей совершенно супруге, Кате, которая наверняка заслуживает отдельных слов во всей этой истории.
В. ВАСИЛЬЕВ Да, конечно. Ну, а кто поддерживает всегда? Это жена, дом и друзья. Это самое главное. Катя-то, она еще когда я должен был только вступить в эту должность, она мне говорила ты с ума сошел, зачем это нужно? Все равно я знаю, чем это обернется. И она была права. И она мне опять сказала, когда я позвонил, кстати, она была в Рыжовке, я сказал ну, все, вот произошло то, о чем ты мечтала, говорила, все, я теперь не работаю. Она сказала ну, и прекрасно, приезжай сюда! И я на следующий же день попросил, чтобы вещи мои вынесли из кабинета, и все. Мне не хотелось действительно ни с кем разговаривать, и это очень хорошо, потому что эмоции, которые тебя переполняют, они не всегда такого, они в себе несут уже корень зла для кого-то. А вот просто надо пройти уже это время, и тогда по-другому совершенно то это воспринимаешь и не разговариваешь с людьми. И вообще понимаешь. В конце концов, может быть, это и благо. Т.е. для меня, как все считают, это благо, потому что после этого было очень много сделано, я поездил по миру, т.к. до этого я сидел в театре, я занимался всем. И я не жалею совсем, я люблю, продолжаю любить театр. Но вот войти туда я уже не могу. Я даже рядом проходить как-то не очень. Потому что это 50 лет прошло, вся жизнь.
К. ЛАРИНА Если говорить о каких-то ваших личных уроках, вот чему эта история вас научила, что вы себе никогда больше не позволите?
В. ВАСИЛЬЕВ Я не могу Т.е. я сказать-то могу, но я обязательно как все люди буду повторять эти же ошибки, обязательно, потому что мне, как многим, опять мне кажется, что да, это было, в частности, вот тогда, но теперь будет по-другому. Но есть какая-то закономерность, вся наша жизнь построена на этих радостях и горестях. Мы тогда и радости не будем ощущать, если мы постоянно Кстати, вы говорите стихи. Вот я стихи писал серьезные тогда, когда работал, когда было трудно, больно, и после того, как все это произошло. А сейчас, вот когда радостно, когда хорошо, вот сейчас нет. Мне сейчас только пишутся какие-то эпиграммы и юмористические стихи. Вот и все, больше ничего.
К. ЛАРИНА Не прочтете ничего?
В. ВАСИЛЬЕВ Нет, не прочту. Я лучше потом издам, и прочитаете.
К. ЛАРИНА А когда книгу издадите? Или уже была книга?
В. ВАСИЛЬЕВ Нет-нет, была маленькая книжонка, которую собрали друзья, там просто 60 маленьких стихотворений. Но книгу, естественно, буду, конечно, писать, и я буду писать. И там, наверное, конечно, не все будет. Я ее задумал давно, она так сидит в голове и во мне, и много есть записей, отрывков. Но когда это будет, я даже не могу сказать, потому что я все время думал, что это рано, рано, я еще подожду. Может быть, будет поздно уже
К. ЛАРИНА Когда начиналась жизнь ассоциации «Музы свободы», помню, одна из первых самых акций, на которой мы с Борей познакомились в Доме актера, это была акция в поддержку демократии. Вот на сегодняшний день, прошло уже больше 10 лет с тех пор, как выстраивать свои отношения с властью? Мне очень важно знать ваше мнение. Та пресловутая тема интеллигенция и власть, художник и власть, она сегодня популярна и очень серьезна, на эту тему многие стараются разговаривать и понять для себя все-таки, вот на этой чаше весов что важнее? Вот вы для себя как-то определяете уровень общения, границы, которые власть не имеет права переступать в отношении жизни художника?
В. ВАСИЛЬЕВ Мне кажется, что любому художнику нужно быть подальше от власти, если он желает остаться чистым, нетронутым и заниматься своей профессий серьезно. И если это можно. Иногда это просто нельзя, иногда приходится обращаться. Но насколько возможно, лучше все-таки не прибегать к помощи власти. Скажем, с тем же фондом, с этим увековечиванием памяти Улановой, а что делать? Конечно, мы обращаемся за помощью, естественно
Б. БЕЛЕНЬКИЙ Кстати, нас поддерживают.
В. ВАСИЛЬЕВ Поддерживают, потому что, в конце концов, это же единственная женщина почетный гражданин Москвы. Поэтому, конечно, попечительский совет, например, я бы очень хотел, если бы Юрий Михайлович согласился, чтобы он возглавил его, Лужков. Потому что это человек, который реально может помочь, и много делает. Но вот мне кажется, соединить мэра и почетного гражданина города было бы очень хорошо. Ну, что с властью? Власть опять, кто во власти? Я тоже был какой-то властью. Я бы далек, я не ходил по кабинетам, наоборот, я считаю своей заслугой, что Большой театр при мне не был в подчинении Минкультуры. Я считаю это правильным, и не нужно этого делать. И сейчас тоже считаю так. Ну, не знаю, это вопрос сложный. Это у каждого по-своему. Потому что есть дружеские отношения, и приятно, когда глава, скажем, нашего государства, любит твою профессию, поддерживает ее. Ну, а нет нет, понимаете, у каждого свой путь. Поэтому тут Вообще, все-таки, смотря, как развивается наше общество вообще, действительно кажется, что в общем, определяет все равно верхушка, вот советники президента, кто близок к нему, как они доводят эту информацию до него. И я каждый раз говорю все плохи, один президент хороший, мы все ему желаем помочь, мы все ему говорим, и Михаил Сергеевич только что говорил. Понимаете? Но это не совсем так-то. Потому что, ну, значит плохо работают люди, если доводят неправильную информацию. И те наши странные шаги, мы то туда, то сюда, мы как-то мечемся, не пойми как, т.е. они мешают этому признанию всенародному. А потом, что такое? Мы же все время слушаем Москва, это одно, но я-то знаю, что происходит за той же самой Рыжовкой, и что в окрестных селах. Это далеко не радостные картины.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ Я убежден в том, что талант это частная собственность. Человек создан великим творцом, и перед ним должен отвечать. С властьпредержащими носители той частной собственности должны иметь отношения очень отстраненные. Т.е. одно дело благожелательное отношение властей, а другое дело диктат.
К. ЛАРИНА Или наоборот, еще бывает такое панибратство, похлопывание по плечу такое.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ На самом деле, художник должен отчитываться перед творцом. Когда мы в начале 90-х поддерживали демократию, делали это искренне, это как первая любовь
К. ЛАРИНА Время изменилось?
Б. БЕЛЕНЬКИЙ Да. Вчера «Известия» публикуют список 17 миллиардеров российских, вот бы опубликовали список 17 звезд балета! Условно говоря, и 
К. ЛАРИНА И размер их зарплаты!
Б. БЕЛЕНЬКИЙ Да. Но у творца, легенда умирает последней, не надежда, а легенда. Никогда в жизни звезда балета не расскажет, что ей вчера нечего было кушать на обед. Никогда не выйдет с каской на Горбатый мост, потому что там легенда умирает последней. Я звезда, я человек достойный, и умру достойно. А это вот  17 миллиардеров. Я смотрю, читаю их доходы, думаю у них денег больше, у любого из них, чем в бюджете страны на здравоохранение, культуру и оборону вместе взятые. Сегодня они могут сделать свою армию, что ли? Или свою систему здравоохранения?
К. ЛАРИНА Могут.
Б. БЕЛЕНЬКИЙ Пусть сделают!
К. ЛАРИНА Вот смотрите, в такие моменты переходные всегда власть нуждается в людях с чистой репутацией. Таких людей у нас остается все меньше и меньше, т.к. искушение-то велико. Если человек с чистой репутацией и чистой душой власти отдается, а потом все. Это такое болото, которое затягивает мгновенно. Ничего потом не объяснишь. В вашей жизни такие искушения бывали? Как вы себя каким-то образом останавливали?
В. ВАСИЛЬЕВ Вы знаете, наверное, не было, потому что, ну, что касается той же партии. Т.к. мы спокойно выезжали на Запад с Максимовой, все думали, что либо мы работаем в КГБ, либо мы работаем активно в партии, и мы образец и пример партийной чистоты. И искушений не было никогда, потому что была, это интуиция. Много лет нас уговаривали вступать в партию, и говорили причем прекрасно, аргументы были замечательные потому что нам нужны честные люди, вы говорите то, что думаете, а это как раз то, что необходимо партии и т.д. И каждый раз мы находили какие-то отговорки, что я еще не созрел
К. ЛАРИНА Да, я по ночам кричу!
В. ВАСИЛЬЕВ Да-да, а закончилось это все очень симпатично. Когда нам в очередной раз сказали, что надо пойти, там все готово, не надо быть кандидатом, я просто в сердцах так, после репетиции, уставший, сказал да я не хочу! И все, отстали. Оказывается, иногда так Но наверное, если бы раньше это произошло, было бы гораздо хуже.
К. ЛАРИНА К сожалению, у нас заканчивается время. Я очень рада, что мы встретились. Владимир Васильев человек какого-то необыкновенного обаяния, оторваться от глаз невозможно! Спасибо вам большое! Надеюсь, что будете у нас почаще, приходите, мы вас очень любим!
В. ВАСИЛЬЕВ Спасибо!
Б. БЕЛЕНЬКИЙ А мы приглашаем слушателей 21 марта, мы даже можем телефон дать фонда, чтобы обращались за билетами: 248-92-91, туда можно позвонить и приобрести билеты в Новую оперу, пока они еще есть, на 21-е число.
К. ЛАРИНА Спасибо! Нашими гостями были Владимир Васильев и Борис Беленький.

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире