28 октября 2001 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Леонид Трушкин главный режиссер театра имени Антона Чехова и Владимир Долинский актер.
Эфир ведет Ксения Ларина.

К. ЛАРИНА Сейчас у нас «Театральная площадь», на которой мы встречаемся с главным режиссером театра имени Антона Чехова имени не имени, все, все, молчу. Театр Антона Чехова, Леонид Трушкин. Здравствуй, Леня, привет.
Л. ТРУШКИН Привет.
К. ЛАРИНА И актер Владимир Долинский. Здравствуйте.
В. ДОЛИНСКИЙ Здравствуйте.
К. ЛАРИНА Рада вас приветствовать. Я тут тоже ошиблась, сказала, что вы у нас ни разу не были, а потом вспомнила, что где-то в феврале вы к нам приходили, по-моему.
В. ДОЛИНСКИЙ Приходили.
К. ЛАРИНА К Матвею Ганапольскому, да? С целой компанией.
Л. ТРУШКИН Вы втроем были?
В. ДОЛИНСКИЙ Да.
К. ЛАРИНА Ну а сегодня мы представляем новый спектакль в театре Антона Чехова «Шалопаи или Кин IV» по пьесе Григория Горина. Лень, тоже я уже говорила нашим слушателям, напоминала, что «Кин IV» у нас идет в Москве, на сцене театра имени Маяковского в постановке Тани Ахромковой.
Л. ТРУШКИН Точно.
К. ЛАРИНА И спектакль этот, как вы понимаете, был выпущен, слава тебе господи, еще при жизни Григория Израилевича Горина. Ну, вопрос традиционный, банальный, естественный, почему ты обратился именно к этой пьесе, и к Горину, в частности?
Л. ТРУШКИН Вообще история с этой пьесой интересная, потому что Григорий Израилевич мне ее принес в 93-м году, тогда, когда я был увлечен пьесой Слэйда «Чествование». И тогда я не стал ставить эту пьесу, и тогда она и была поставлена в театре Маяковского.
К. ЛАРИНА А почему ты отказался?
Л. ТРУШКИН Во-первых, потому что я уже намеривался ставить «Чествование», а во-вторых, потому что в пьесе «Кин IV» была одна сцена, которую я не понимал, и, честно говоря, не понял до сих пор. И вот уже с Любовь Павловной, с вдовой Григория Израилевича, мы договорились, что она позволит мне эту сцену сократить.
К. ЛАРИНА А что это за сцена?
Л. ТРУШКИН Это сцена во втором акте пьесы, там спивающийся Кин ходит по площадям и читает монологи. Мне казалось, что это очень тормозит сюжет. А поскольку это финал, мне казалось это непозволительным. Я думаю, что Григорий Израилевич бы позволил мне сократить. Но, повторяю, главной причиной было то, что я уже вплотную занимался «Чествованием», а время не ждет, Григорий Израилевич хотел, чтобы пьеса была поставлена как можно скорее, справедливо хотел этого, и тогда вот так случилось.
К. ЛАРИНА О чем ты ставишь этот спектакль?
Л. ТРУШКИН О свободе как ощущении человека в мире, о свободе, о том, что это высшее счастье. Ну, свобода, конечно, относительна, но вот чем менее относительна, тем лучше. Чем свободнее человек, тем он счастливее. И когда доктор в исполнении Владимира Абрамовича говорит: «да, да, видел недавно Кина, пьет. Болен, болен беспробудным пьянством». Король говорит: «счастливец!» Не имеется ввиду, что пьянство счастье, счастье свобода, в которой пребывает Кин, и которой лишен король в силу просто семейных обстоятельств, поскольку он наследный принц и должен был войти вот в этот протокол.
К. ЛАРИНА Вообще, тема короля и шута, она такая тема, главная в жизни Григория Горина, именно в жизни, не только в творчестве, но и в жизни. Он на эту тему много размышлять любил, и вслух, и про себя, и письменно, и устно. Кстати, и «Шут Балакирев» об этом же и «Тиль» с чего начинался, театр Ленинского Комсомола, тоже об этом же. Взять любое произведение по пьесе Горина, будь то кино, или театр, это все равно об этом же. А поскольку знали хорошо Григория Горина и Леня, и Владимир Абрамович, я знаю, вы снимались даже в «Мюнхгаузене», тоже играли, может быть, вы попробуете объяснить, почему эта тема не давала покоя Григорию Горину?
Л. ТРУШКИН Володь, попробуй.
В. ДОЛИНСКИЙ Нет, я не попробую. Я не могу взять на себя такую ответственность. Эта тема очень большая, очень серьезная, она его волновала, как я могу сказать, почему? Может быть, наверное, потому что он себя чувствовал шутом, может быть. И свои взаимоотношения с предержащими власть, ведь он прошел очень нелегкий путь для того, чтобы ему стать тем великим Григорием Гориным, которым он стал, он прошел очень длинный, мучительный довольно путь. У него был верный помощник, это Марк Анатольевич Захаров, который очень помогал ему, а он помогал Захарову. Это был такой был потрясающий тандем. Я видел глаза Захарова на похоронах Гриши Горина, я большей печали не видел за свою жизнь в глазах у людей. По-видимому, поэтому
Л. ТРУШКИН Я, честно говоря, не думаю, что это главная тема, к счастью, Горина, взаимоотношения власти и актера, шута и короля. Я думаю, что все-таки это оселок, на котором проверяется нечто иное, все-таки, речь идет о свободе. Вот тема рабства, может быть, да, может, была главной, если говорить обо всех, опять же, произведениях. Хотя тоже, мы сейчас пытаемся «поверить алгеброй гармонию» все-таки Все-таки, Горин это гармония, а мы пытаемся расщепить атом. Стоит ли это делать? Но если уж говорить о том, что я ощущаю в его пьесах, то все-таки, главным образом, неприятие рабства в силу объективных или субъективных причин. Ведь, скажем, судьба Георга IV это судьба рабская, он же подчиняется устоям, которые навязаны ему историей государства английского, лордом Мьюэлом, в частности. Обстоятельства не дают ему быть свободным, и он умирает. Я-то думаю, что Георг IV умирает именно в силу того, что он живет так, как жить не может. Он не может жить королем, он должен жить свободным человеком, он рожден биологически свободным человеком, а поставлен в условия рабские, как это ни странно звучит, ведь он король. Но по сути дела он раб, он раб обстоятельств, вот.
В. ДОЛИНСКИЙ Вот сейчас Леня так сказать, это раскладывает, говорит, а я вспоминаю сейчас вот то, что мы делаем там, на сцене, то, что делает Виталик Соломин, Валера Золотухин.
К. ЛАРИНА Кто кого, кстати, там?
В. ДОЛИНСКИЙ Кин…
Л. ТРУШКИН Кто кого? Ничья.
В. ДОЛИНСКИЙ Кин это Золотухин, а Георг это Виталий Соломин. Ой, когда я прочел пьесу, то потом узнал про распределение, меня как-то вот это начало вот так ломать, почему-то я видел себе Кина совсем другого, да и Георга я видел другого. И, господи, боже мой, сейчас за 2 месяца, как они оба меня убедили! Я не представляю себе вот сейчас, кто бы мог кроме них сыграть. Наверное, могли бы, но так, как они, никто. Как они работают блестяще! Какой вообще, даже если не будет спектакля
К. ЛАРИНА Как это не будет?!
Л. ТРУШКИН Типун на язык.
В. ДОЛИНСКИЙ Вот я типун на язык, питон на язык ну, даже если бы не было, это были два счастливых месяца в моей жизни, эта работа.
К. ЛАРИНА Ну, я бы хотела, поскольку я смотрела спектакль в театре Маяковского. Там можно говорить о каких-то вещах спорных.
Л. ТРУШКИН Говорят, хороший спектакль.
К. ЛАРИНА Не смотрел?
Л. ТРУШКИН Я не видел, к счастью, в том смысле, что
К. ЛАРИНА Могу вам сказать Вы тоже не видели, Владимир Абрамович?
В. ДОЛИНСКИЙ Нет, не видел, меня приглашал Кашинцев.
К. ЛАРИНА Сходите, посмотрите, потом, когда выпустите.
В. ДОЛИНСКИЙ Потом.
К. ЛАРИНА Я просто хочу вам сказать, что, может быть, потом проверите мои субъективные ощущения, мне кажется, что это лучшая роль Игоря Костолевского. Раньше он таких ролей не играл, таким он на сцене театра Маяковского никогда не был. Он играет Георга, это просто великолепно. Александр Лазарев, старший, естественно, играет Кина, ну, это абсолютно его роль. Тут вспоминается «Человек из Ламанчи», вот какие-то такие ассоциации у меня были. Когда сдаете, когда показываете, когда премьера?
Л. ТРУШКИН Вот насчет сдаете, интересный вопрос в нашем театре.
К. ЛАРИНА А вот ты все привыкаешь, Ленечка?! Завтра день рождения комсомола, ты знаешь?
Л. ТРУШКИН Пора отвыкать, ребята, пора отвыкать уже все, от сдач, все. Сдаем сами себе. Мы играм в Зеленограде 12-го и 13-го ноября, с божьей помощью, если все будет так, как мы планируем.
К. ЛАРИНА А почему так далеко?
Л. ТРУШКИН Далеко что?
К. ЛАРИНА Где это вы будете играть?
Л. ТРУШКИН В Зеленограде, потому что мы там будем репетировать, у нас же нет сцены.
В. ДОЛИНСКИЙ Зеленоград это в России.
Л. ТРУШКИН Это рядом. Театр Антона Чехова не имеет своей сцены, поэтому арендует ее. А кто же сдаст сцену так надолго? Вот, Зеленоград, к счастью, у нас традиция добрая. «Ужин с дураком» мы там выпускали. И вот там должны сыграть 12-го и 13-го, потом мы уедем в Питер, 16, 17-го в БДТ должны сыграть, а уже 19-го
В. ДОЛИНСКИЙ БДТ
Л. ТРУШКИН Тоже традиция, между прочим, счастливая для нас.
В. ДОЛИНСКИЙ Потрясающе.
Л. ТРУШКИН А 19-го в театре Вахтангова должна состояться премьера, в Москве уже.
К. ЛАРИНА Кто еще из актеров занят в спектакле, кроме
Л. ТРУШКИН Ну, вот, рядом со мной сидит Владимир Долинский, я хочу отдельно сказать, поскольку тем более он здесь сидит, и глупо было бы не воспользоваться случаем. Он играет 4 роли в этом спектакле.
В. ДОЛИНСКИЙ Я бы сам бы рассказал.
К. ЛАРИНА 4 роли?
Л. ТРУШКИН Да, он играет Соломона, на роль которого он изначально и был приглашен, но в процессе репетиции выяснилось, что правильнее будет, если Владимир Абрамович сыграет еще 3 роли. Он сыграет Доктора, он сыграет Кефельда, посла Дании, и он сыграет Мьюэла. Это по принципу чистой трансформации делается. Скажем, вот есть 2 сцены есть сцена, где он на свету уходит за кулисы Доктором, а возвращается Мьюэлом с паузой в 7-8 секунд. Вот это очень интересно. Это очень театрально, поскольку все-таки, обстоятельства пьесы теснейшим образом связаны с театром, даже определяются театральной средой, то мне показалось это уместным. Я очень рад, что Володя это делает с моей точки зрения просто блестяще.
(все плюют и стучат по дереву)
Л. ТРУШКИН Кроме того у нас заняты Верочка Глаголева, играет графиню Кефельд, жену датского посла, Ира Домнинская замечательно репетирует Эмми. Мне очень нравится ее работа, первый раз мы работаем с ней вместе.
В. ДОЛИНСКИЙ Какая колоритная актриса!
Л. ТРУШКИН Очень хорошая.
К. ЛАРИНА Театр Маяковского, по-моему?
Л. ТРУШКИН Да, совершенно верно. Она очень живая, очень такая сочная актриса. Нравится мне очень, очень нравится она мне. Вот так.
К. ЛАРИНА А героиня?
В. ДОЛИНСКИЙ А Катя? Потрясающая девочка.
Л. ТРУШКИН Катя Галахова, да она у нас играет вот в «Позе эмигранта», тоже Катю, кстати говоря. А здесь она играет Анну Демби. Мне очень нравится как она репетирует.
В. ДОЛИНСКИЙ Я вообще обалдел, я ее не видел до этого.
Л. ТРУШКИН Более того, я еще хотел бы сказать, вообще говоря, и о художнике-постановщике. Валерий Левенталь.
К. ЛАРИНА Легенда.
Л. ТРУШКИН Наше счастье. Он построил на сцене практически Гранд-Опера, в декорации. Замечательную музыку написал Марк Минков.
К. ЛАРИНА Одни звезды.
Л. ТРУШКИН Да. Но вот с Минковым я все-таки уже делал 2 спектакля, и «Позу эмигранта» и «Ужин с дураком». И в очередной раз я рад, что пригласил его. А с Левенталем работали впервые, поразительный художник, поразительный мыслитель. Вообще очень мне повезло в этом смысле.
В. ДОЛИНСКИЙ Сюда бы режиссера хорошего и все.
Л. ТРУШКИН Да. Да хотя бы чтоб не испортил компанию!
В. ДОЛИНСКИЙ Я хочу 2 слова сказать. Не потому что петушка хвалит кукуха
К. ЛАРИНА Ну, похвалите, этого кукуха можно похвалить. А то его никто не хвалит.
В. ДОЛИНСКИЙ Я хочу проконстатировать факт, что и ним очень интересно работать. Я опять же не знаю, я очень боюсь всегда предрекать какой-то результат. Бог его знает, что получится, что бог даст, то и получится.
Л. ТРУШКИН Ну да, это так.
В. ДОЛИНСКИЙ А сам процесс очень интересный. Вот Леня умеет построить процесс, так, чтобы очень хотелось с утра вставать, чистить зубы, выпивать кофе и бежать на репетицию. И что если пустой день, если нет репетиции, он для меня вот сейчас потерян этот день. Вот это вот самый большой комплимент, который я могу сказать в адрес театра Антона Чехова.
К. ЛАРИНА Быстро работает?
В. ДОЛИНСКИЙ Быстро, но кропотливо, как бы так, очень плотно. Там нет тусовочных репетиций, нету таких. Без 5-ти 10 собираемся, в 10 впряглись, и так до конца.
К. ЛАРИНА Вот Леня все время утверждает, что у него такой театр, в котором как бы нет постоянной труппы, но я все время, каждый раз, когда мы с ним встречаемся, я все время с ним спорю, потому что как не крути все равно компания своя, что называется.
Л. ТРУШКИН Ксюш, принципиально же другое, что люди приходят ко мне на конкретную работу, на конкретные сроки и на конкретные деньги. Очень важно, что мы собираемся каждый раз добровольно, а не потому что мы уже как бы повязаны друг с другом. И вот мне не нравится роль, но поскольку я в этой компании, буду ее репетировать, мне не нравится зарплата, но поскольку я в этой компании, куда бежать. Вот этого нет. Люди каждый раз сознательно приходят на каждую работу или не приходят. Сознательно. Это очень важно, что обе стороны удовлетворяют условия, на которых они работают. Это честно и это очень важно, потому что дальше добиваться атмосферы проще, когда ты не видишь ненавидящих глаз, что он сейчас мог бы заработать хорошие деньги или поработать с хорошим режиссером, а он у тебя здесь сидит за копейки и мучается с такой бездарностью, как ты. Вот этого не случается, потому что если я для кого-то бездарность, он ко мне не приходит, если я кому-то мало плачу, он со мной не будет работать. То есть, мы встречаемся каждый раз по обоюдному согласию, это очень важно.
В. ДОЛИНСКИЙ И еще вот эту тему, как ни странно, я не буду расшифровывать, как это делается, но эта тема поднимается и в этом спектакле, взаимоотношения антрепризы и государственного театра.
Л. ТРУШКИН Тоже с позволения Любовь Павловны, такая преамбула небольшая есть в спектакле.
В. ДОЛИНСКИЙ — И, как мне кажется, это довольно решено. Но, те, кто придет, те увидят.

К. ЛАРИНА Поводом для нашей встречи является предстоящая премьера спектакля «Шалопаи или Кин IV» по пьесе Григория Горина, и, как мы выяснили, премьера будет сыграна в Зеленограде. А, здесь конверт, мне передает Леонид, но это не деньги, это как раз для вас, уважаемые друзья, да, это для вас. Это у нас билеты на спектакль «Ужин с дураком» на 1-е ноября в театре Эстрады, и на спектакль «Там же, тогда же» в филиале театра имени Маяковского 2-го ноября. Ну, и что мы будем спрашивать? Мы вопросы не приготовили.
Л. ТРУШКИН Ну, это я не знаю. Это вам.
К. ЛАРИНА Это нам, да? Хорошо, тогда мы сделаем так. Давайте мы сделаем так, дорогие друзья. Поскольку, как я уже здесь говорила в другой программе, театральной, что в театр надо ходить по любви, не будем мы вам навязывать.
Л. ТРУШКИН Поэтому мы пойдем сами.
К. ЛАРИНА Не будем проверять вашу эрудицию. Кто хочет пойти на спектакль «Ужин с дураком», напишите на пейджер «Ужин с дураком», и оставьте свои координаты. А тот, кто хочет пойти на спектакль «Там же, тогда же», сделайте то же самое. Каждому по два, да, правильно, очень хорошо. Каждому по два. Еще об одном поводе все-таки хочу сказать, у нас же там еще юбилей грядет. Нет, не надо, не надо, можно, можно, да. Мужчине полезно иногда
Л. ТРУШКИН Со столетьем
К. ЛАРИНА — иногда подумать о том, сколько ему лет, и решить для себя, все, что было до этого это было то, или, может быть, стоит опять сначала начать.
Л. ТРУШКИН Не, не, не, все было то.
К. ЛАРИНА То? Ни о чем не жалеешь?
Л. ТРУШКИН Нет.
К. ЛАРИНА Нет?
Л. ТРУШКИН Нет.
К. ЛАРИНА Сколько театру лет?
Л. ТРУШКИН Вот, 13.
К. ЛАРИНА И ничего?
Л. ТРУШКИН В каком смысле? Не болеем.
К. ЛАРИНА Не хотелось бросить?
Л. ТРУШКИН Нет.
К. ЛАРИНА Нет?
Л. ТРУШКИН Всерьез, нет.
К. ЛАРИНА Ну, вот скажи мне, Лень, когда театр начинался, я понимаю, что тогда вряд ли были поставлены какие-то там задачи, стратегические, как ты говоришь. Но с течением времени, как мне кажется, они оформляются.
Л. ТРУШКИН Точно.
К. ЛАРИНА Их можно сформулировать. Вот на сегодняшний день, ты сделал то, что хотел или все-таки еще нет?
Л. ТРУШКИН Нет, я не успел сделать то, что хотел. Мне надо зафиксировать в России то, что мне надо сделать за свою жизнь, зафиксировать в России здание, частное здание частного театра. То есть, вот локально ввести здравый смысл в театральные реформы. Это здание может принадлежать не мне, чтобы я был правильно понят, и я подчеркиваю это. Существенно не то, кому будет принадлежать это здание, существенно то, что это здание не будет принадлежать ни городу, ни государству. И тогда гарантированно это здание будет востребовано публикой. Потому что, если оно не будет востребовано публикой, это здание будет продано. И хорошо бы ввести закон, чтобы профилирование не менялось. Вот если человек купил театр, то вот это здание на протяжении 100 ближайших лет обязано работать театром и не имеет право быть чем-то другим.
К. ЛАРИНА Казино.
Л. ТРУШКИН Казино, например.
К. ЛАРИНА Но этот театр один. В данном случае театр Леонида Трушкина должен
Л. ТРУШКИН Антона Чехова.
К. ЛАРИНА Да, Антона Чехова должен жить в этом здании?
Л. ТРУШКИН Как будет распоряжаться, как будет распоряжаться менеджеры этого здания. Здание должно зарабатывать деньги театральной деятельностью. Вот что существенно. Пока что я бы хотел ставить, вообще говоря, но или я доживу до того момента, когда я перестану мочь, или я не доживу просто до того момента, когда что-то случится. Но принципиально одно, это здание должно зарабатывать деньги театральной деятельностью, и сопутствующей деятельностью. Я имею ввиду, может быть, кафе, ресторан
К. ЛАРИНА Но главное
Л. ТРУШКИН А все равно, поскольку площади просто, главное, принадлежат театру, то они и должны давать главные деньги. Это нормально, это возможно. Мы 13 лет это доказываем.
К. ЛАРИНА То есть, грубо говоря, ты хочешь пойти и купить здание.
Л. ТРУШКИН Совершенно верно. Не я, у меня нет денег.
К. ЛАРИНА Ну? «Крыша».
Л. ТРУШКИН Есть люди, которые хотят купить. «Крыши» у меня тоже нет, она мне и не нужна, у меня есть крыша в здании.
В. ДОЛИНСКИЙ Не отапливаемое помещение.
Л. ТРУШКИН Есть не отапливаемое помещение, поскольку оно принадлежит не частному лицу, вот поэтому оно не отапливаемое.
К. ЛАРИНА Или я сошла с ума, но я помню, что что-то тебе предлагали.
Л. ТРУШКИН Так нет. То, что мне предлагали, мне не дают. Ну, это долгий разговор, не думаю, что это интересно вашим и нашим радиослушателям, потому что там просто есть факт подкупа судов, например. Ну, что мы сейчас будем говорить, что нужна судебная реформа в России, чтобы шли реформы. Они не будут идти.
К. ЛАРИНА Мне кажется, что театр Антона Чехова на сегодняшний день единственный театр, которому не дали еще помещение.
Л. ТРУШКИН Ну, потому что он частный! Ксюшенька, если бы мы были под городом или под федеральной властью, что-то нам бы дали, я думаю, потому что мы уже как бы за 13 лет доказали.
В. ДОЛИНСКИЙ Если бы он к кому-нибудь прилип
Л. ТРУШКИН Да, но я не хочу быть зависимым ни от кого. Это принципиальная позиция. И в этом проблема. Ну, так интересно же решить проблему эту, а не прилипнуть к кому-нибудь, правда? Ведь интересно же не брать деньги. Ну, что такое, мы говорим, нам нужно богатое государство, он государственник. Да не может государственник, на самом деле, работать в государстве и брать деньги из бюджета. Государственник это тот, кто деньги в бюджет платит, ничего из бюджета не взяв. Вот кто государственник. Тот, кто платит деньги для содержания детей бездомных, пенсионеров, медицины бесплатной, безопасности страны. За счет чего все это может существовать? За счет частной собственности, которая платит налоги в бюджет, тогда бюджет богатый. А у нас 96 театров сосут из бюджета только в Москве. А во всей Франции их 3, понимаете? Вот и все. Государь-император позволил себе 3 императорских театра на всю Россию, а у нас 96 только в Москве.
К. ЛАРИНА Ну, что их закрыть?
Л. ТРУШКИН Почему закрыть? Дать им возможность зарабатывать деньги самостоятельно.
К. ЛАРИНА Ну, как может заработать деньги театр .
В. ДОЛИНСКИЙ А почему завод разоряется?
Л. ТРУШКИН Может быть, он не должен существовать этот театр Может быть. Пусть потребитель скажет, и пусть Министерство культуры скажет, вот это вот великий художник. Мы, народ России не дорос до понимания этого художника, и мы берем его под защиту. Но вряд ли в Москве 96 гениев, не понятых народом. Ну, может быть, хорошо, если 2-3 гения вообще в России существуют.
К. ЛАРИНА А куда ты денешь артистов? В каждом театре труппы какие огромные. Куда ты их денешь?
Л. ТРУШКИН Они должны деваться сами. Они должны либо мочь кооперироваться, создавать продукт, который будут покупать, либо менять профессию. Жестоко это? По отношению к кому? К артистам, да?
К. ЛАРИНА Да.
Л. ТРУШКИН А не жестоко по отношению к публике, к налогоплательщикам, содержать тысячи людей, которые налогоплательщикам в этом качестве, актерском, не нужны?
К. ЛАРИНА Они получают копейки!
Л. ТРУШКИН Этот разговор я слышал от государственного чиновника.
К. ЛАРИНА Так.
Л. ТРУШКИН Дело же не в этом. Дело же в том, что они не работают. Они получают копейки, но они ничего не производят. Они могут получать не копейки и что-то производить. Надо понять, на месте ли ты. Это очень полезно для человека, прежде всего. Не морочить ему голову. А то человек, сидя в труппе, до 60-ти лет надеется, что придет новый режиссер, и этот 60-летний, наконец-то, сыграет Ромео, которого он не сыграл в 20 лет.
К. ЛАРИНА Вот я бы хотела, чтобы актер подключился к этому разговору. Владимир Абрамович, вот ваше мнение, все-таки?
В. ДОЛИНСКИЙ А мое мнение, оно.
К. ЛАРИНА Вы, слава тебе господи, тьфу, тьфу, тьфу, востребованный артист, вас знают, вас любят, и вас приглашают на роли. Но есть же огромное количество актеров, которые работают по-талалихински, вот просто так, на выходах, всю жизнь, никому не нужные. Что с ними делать?
В. ДОЛИНСКИЙ А простите, пожалуйста, а что значит вы востребованы? Ну, я востребован потому, что я очень много работал, я не брезговал никакой работой. Я, вобщем, достаточно поздно начал. Вернее, начал, у меня были жизненные некие перипетии, когда мне снова в 40 лет приходилось начинать с нуля. Я не брезговал никакой работой. Я работал, работал, работал, и сейчас да, я, видимо, достиг такого момента, когда меня действительно приглашают во многие антрепризы, там, сниматься приглашают. Ну, как? Ну, это надо работать. Надо работать, и доказывать, что ты и никто другой. Ну, а как можно по-другому? А как? Это и у, простите меня, и у художников тоже самое, и у композиторов тоже самое, даже у токаря. Плохой токарь не нужен, а хороший токарь, который доказал, что он один и незаменим в этом, он будет много получать, много зарабатывать, будет необходим. Жестоко? Простите, а как в Америке? Как в Америке работают актеры? Они работают, я знаю ребят, официантами они работают.
Л. ТРУШКИН Именно так. Ксюш, а что ты думаешь, все, кто хотят работать на радио, вот сидеть на твоем месте, все сидят на твоем месте и работают? Как ты думаешь?
К. ЛАРИНА Нет, конечно.
Л. ТРУШКИН Нет. Значит, здесь не возникает вопроса, что при этом они почему-то моют посуду вместо того, чтобы сидеть вместо тебя здесь. Наверное, ты сидишь, потому что ты лучше. Ну, так решило руководство станции.
К. ЛАРИНА Ну, это как бы все относительно. Тут, кстати, как и в театре никаких критериев нет.
Л. ТРУШКИН Все относительно, судьба, везение, совершенно верно.
В. ДОЛИНСКИЙ Простите, Валера Толков у вас работает. У вас на радиостанции. Работает Валера Толков, работает на радиостанции «Эхо Москвы» и работает очень неплохой актер в театре у Марка Розовского. Да, он очень много но он не бросает свою любимую профессию, там он не получает денег
Л. ТРУШКИН Саша Шаврин здесь работает.
В. ДОЛИНСКИЙ — Я знаю Володю Юматова, я знаю Мосалова Сашу на REN-TV работает.
Л. ТРУШКИН Дело не в этом. Дело в том, что рынок это и есть отбор, более или менее естественный. Конечно, везение должно сопутствовать, удача, но все равно. Вы знаете, «Старик и море» заканчивается по-моему, я даже когда-то говорил об этом: «и если бы у старика спросили, что бы он предпочел удачу или готовность к ней, он бы ответил второе», — я сейчас не дословно цитирую, а по смыслу. Вот надо быть готовым к удаче. Для этого надо очень много работать. Удача бывает, но так случается, что человек и не замечает, что ему повезло, потому что он не был готов к этому везению. Ну, альтернатива этому тотальный социализм, все бедные.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Все понятно.
Л. ТРУШКИН Мы уже поняли, что рабский труд непроизводителен. Вот и все.
К. ЛАРИНА Такие вещи нужно объяснять еще абитуриентам театральных вузов.
Л. ТРУШКИН Я-то думаю, что конечно.
К. ЛАРИНА Которые по традиции по советской идут
Л. ТРУШКИН Думают, что если у них есть диплом, они артисты.
К. ЛАРИНА Все, да, они артисты.
В. ДОЛИНСКИЙ Совершенно верно, вот это вот неправильно.
К. ЛАРИНА Вот, мы так учились в институте, мы его заканчивались, распределились по театрам, и очень многие, кстати, мои однокурсники, которым я желаю счастья и процветания, но, к сожалению, они находятся внутри какой-то труппы в московском театре и ничего не делают.
Л. ТРУШКИН И пропадают.
В. ДОЛИНСКИЙ А простите, а врачи? Что мы только об одном? А врачи хорошие?
К. ЛАРИНА Врачи хотя бы взятки берут. Артисту, к сожалению, даже взятку не за что дать.
В. ДОЛИНСКИЙ Ну, мы не будем, взятки, ясно, но сейчас нужны хорошие специалисты в любом деле, и они будут преуспевать.
Л. ТРУШКИН На самом деле, нужно соревнование, это рынок.
К. ЛАРИНА Ну, вот другая ситуация на конкретном примере, здесь можно назвать фамилии, потому что все это на слуху и на виду. Ирина Апексимова и Московский Художественный Академический театр. Я думаю, что вы в курсе этой ситуации. Человек, который был уволен из театра, и по суду восстановилась. Понятно, что нынешний художественный руководитель, Олег Павлович Табаков имеет право как худрук не замечать ее как артистку, и он ее не видит. Но по суду, по КЗОТу, по чему угодно, она восстановлена в театре. Вот как здесь найти золотую середину?
Л. ТРУШКИН Я очень хорошо отношусь к Ире Апексимовой, она работает у меня в спектакле, я считаю, тем не менее, что действительно художественный руководитель имеет право видеть кто ему нужен, а кто нет, и я считаю, что в данном случае нужно менять КЗОТ. Вот и все. А какой же толк от того, что Иру восстановили в театре, а она не работает, просто получает зарплату. Кому от этого хорошо? Ире хорошо, театру хорошо или публике хорошо?
В. ДОЛИНСКИЙ Ольга Александровна Аросева, так ее Плучек не видел, 15 или 20 лет она приходила получала деньги в театре, пусть копейки, но была в театре Сатиры.
Л. ТРУШКИН Ну, а я думаю, что если бы она была не в театре Сатиры, она бы прорвалась гораздо раньше в другом театре.
В. ДОЛИНСКИЙ Да, да, намного. Она прорвалась все равно.
Л. ТРУШКИН Но так и было бы. Поэтому я-то считаю, что КЗОТ чудовищный сегодня. Он защищает что? Знаете, что нельзя алкоголика выгнать, например? Большие проблемы! Вот человека, который просто не может работать и не хочет работать. Выгнать его практически невозможно. Надо 3 каких-то последних китайских предупреждения, что-то такое Да не так это должно быть. Конечно, работник должен быть защищен перед работодателем, но цивилизованно. Должна быть защищено, на самом деле, должно быть защищено дело. Не работодатель и работник, а дело. Это сложный комплекс законов.
К. ЛАРИНА А чем занимается, прости, Леня, профсоюз актерский в Америке? Вот скажи.
Л. ТРУШКИН Я, честно говоря, подробно не знаю.
К. ЛАРИНА Они ведь что-то делают, забастовки там объявляют.
Л. ТРУШКИН Совершенно верно. Там есть гильдия актерская, режиссерская, сценарная, и так далее.
К. ЛАРИНА Они же не роли распределяют, да?
Л. ТРУШКИН Там есть агенты, артист вообще говоря, ведь сам не судится, там делают за него это агенты. Там построенная система, которую надо строить в России. Совсем естественно, что у нас нет этой системы, у нас была другая в принципе система социальная. Но правильно строить систему. Вот не союз театральных деятелей, а профсоюз должен быть.
К. ЛАРИНА А вы, вообще, говорили на эту тему на съезде?
Л. ТРУШКИН Нет, не говорили, насколько я знаю, я там неполные 2 дня сидел, я не слышал, чтобы об этом говорили. Там, главным образом, назначали руководство союза. Вот это было главной и, строго говоря, единственной задачей этого съезда. Может быть, это тоже нормально, я не знаю, может быть, для этого съезд и собирается, а дальше в рабочем порядке. Но мне кажется, что на самом деле, важно создать профсоюз. Но до того, как создавать профсоюз, надо в Думе изменить законодательство трудовое, КЗОТ должен быть изменен. Он сегодня не дает возможности развитию реформ. Совершенно невозможно развиваться реформам, реальность далеко уехала уже от того КЗОТа, который мы имеем на сегодняшний день. Это колоссальные государственные задачи, которые сейчас стоят перед обществом.
В. ДОЛИНСКИЙ Что касается Иры Апексимовой, мне кажется, что она достаточно востребованная актриса, для нее это, видимо, было делом принципа.
К. ЛАРИНА И что?
В. ДОЛИНСКИЙ Я думаю, что это было делом принципа для нее, вернуться. Она может, мне кажется, на следующий день сама написать заявление об уходе.
Л. ТРУШКИН Мы обсуждаем что? Случай с Апексимовой, Галахова была уволена из театра. Но, на мой взгляд, я в этом абсолютно убежден, актриса с большим будущим, очень талантливый человек. Можно посмотреть, как ее принимает публика, можно послушать, что говорят о ней партнеры, которые с ней играют, мастера. И что? Она была уволена Олегом Павловичем. Есть у нее претензии в этом смысле к Олегу Павловичу? Да никаких. Ему так надо, или он так видит. Это его право, он отвечает за результат деятельности театра, дальше дайте ему рулить. Дайте ему рулить.
К. ЛАРИНА Вот эта тема, конечно, очень серьезная, товарищи. Вот я хочу вернуться на несколько лет назад, когда вернулся в страну Юрий Петрович Любимов. И тогда ведь все это началось, эта тема возникла как актуальная тема в российском театре. Когда он приехал и сказал, что я хочу работать с этим, этим, этим, а с этими, спасибо, до свидания, да? Ну, ситуация, вспомните, это было очень тяжело, со скандалами, сколько там вообще здоровья было угроблено на все на это дело. Кто здесь прав, Лень?
Л. ТРУШКИН Я считаю, что, понимаете, вы же не спрашиваете меня сейчас, ты меня сейчас не спрашиваешь, как я отношусь к труппе?
К. ЛАРИНА Не спрашиваю.
Л. ТРУШКИН Вот с моей точки зрения, если Любимов поставлен руководить театром, он прав.
К. ЛАРИНА Имеет право выбирать, да?
Л. ТРУШКИН Абсолютно, а дальше по результатам. Вот я бы задал вопрос по результатам деятельности сегодня. Вот, скажем. Это другой разговор. Вот вы выбрали тех артистов, которых хотели, что вы сделали, Юрий Петрович? Предположим.
К. ЛАРИНА Кто это должен спрашивать у Юрия Петровича?
Л. ТРУШКИН Вы знаете, что? У Юрия Петровича должны спрашивать чиновники, вот, по посещаемости, по финансовой деятельности.
К. ЛАРИНА Поскольку они финансируют этот театр, да?
Л. ТРУШКИН Совершенно верно. Тот, кто дает деньги, тот и спрашивает. И я, например, в нашем театре, спрашиваю я, потому что я плачу зарплату, которую зарабатываю не я один, а вся команда. Я юридически хозяин, значит, я распределяю заработанные деньги. Я буду распределять неправильно, люди от меня уйдут, или я разорю себя. Слишком буду социально направленный, буду так платить, что развиваться не на что будет. Но я отвечаю жизнью театра за правильность руководства им же.
К. ЛАРИНА Но ты же не можешь, извини меня, печь шедевры как блины, ты же не застрахован от неудач как руководитель театра?
Л. ТРУШКИН Они у меня бывают. Надо стратегически строить правильно политику. Вот поставлен «Ужин с дураком», это коммерческий спектакль, я сейчас не обсуждаю его художественные качества, это не мое дело.
К. ЛАРИНА Понятно, понятно.
Л. ТРУШКИН Он коммерчески очень успешный. Дальше был спектакль «Цена». Я прогнозировал коммерческий неуспех спектакля, но мне это было важно, вот мне важно было поставить спектакль. Я позволил себе такую роскошь, поставил его и очень рад, что поставил. Следующий спектакль, «Шалопаи». Я прогнозирую коммерческий успех. Это не значит, что он будет, я говорю о прогнозе. Я прогнозирую, скажем, 25-30% рентабельность его, что хорошо. Это не «Ужин с дураком», но это рентабельность, которая даст возможность мне развиваться, ставить следующий спектакль, не залезая в долги. Вот и все. Если я ошибусь в этих прогнозах 2 раза, 3 раза, я закрою театр, потому что мне не чем будет платить зарплату, поэтому я-то отвечаю реально своим делом за свою политику. Ни один государственный режиссер или директор театр не отвечает делом за это. Вспомним, когда в последний раз был снят режиссер, главный режиссер с должности снят?
К. ЛАРИНА Ужас. Я вспоминаю опять эту жуткую историю с Плучеком.
Л. ТРУШКИН Снять невозможно.
К. ЛАРИНА Все получается у нас не так, вроде все правильно, а получается грязно и погано.
Л. ТРУШКИН Совершенно верно. А должно быть так: есть контракт на год, на два, на три. Вообще, лучше на год, мне кажется.
В. ДОЛИНСКИЙ Год мало.
Л. ТРУШКИН Ну, хорошо, на 3. Все, как только вы залезаете в долги спасибо, мы вас очень любим, но А содержим мы, например, Васильева, потому что он гений, так мы проголосовали, все. Вот он гений, он может вообще не приносить денег в бюджет. Я не против. Давайте, Васильев, кто еще? Фокин, кто еще?
К. ЛАРИНА Ну, Фокин все-таки старается каким-то образом сам зарабатывать.
Л. ТРУШКИН Ну, Фокин сам зарабатывает. Кто еще? Васильев, кто?
В. ДОЛИНСКИЙ Фоменко.
Л. ТРУШКИН Фоменко, за, обеими руками. Еще?
В. ДОЛИНСКИЙ Хорош.
Л. ТРУШКИН Кто?
В. ДОЛИНСКИЙ Хорош.
Л. ТРУШКИН Хорош. Вот двоих давайте и содержать, но не так, как мы содержим Фоменко, а достойно.
В. ДОЛИНСКИЙ Додина давайте.
Л. ТРУШКИН Чтобы Фоменко не было вопросов, где взять денег. Понимаете, если мы вместо 96-ти театров будем содержать 2, то мы их будем содержать каждый в 48 раз лучше, чем содержим сейчас. Это будет царская жизнь у Фоменко, и у Васильева, например. Я говорю о том, что надо считать, настало время, когда умом Россию понимать надо.
К. ЛАРИНА Скажи, пожалуйста, существуют еще частные театры в Москве? Я просто не знаю. Именно так определить юридически. Кроме твоего?
Л. ТРУШКИН Думаю, что да.
В. ДОЛИНСКИЙ Казакова Михаила Михайловича.
Л. ТРУШКИН Да, думаю.
К. ЛАРИНА Кстати, у него тоже была неплохая идея по поводу помещения. Вообще, сделать помещение, где бы играли только частные спектакли.
Л. ТРУШКИН Невозможно, думаю я, потому что, если я буду менеджер, я буду соблюдать свои интересы. Это коммунальная квартира. Я не верю в коммунальную
К. ЛАРИНА То есть, прокатная площадка должна кому-то принадлежать?
Л. ТРУШКИН Обязательно, должен быть хозяин. Причем, хозяин не я. Я пойду против, скажем, даже коммерческих интересов во имя художественных, и буду лоббировать себя, если эта площадка принадлежит мне. Та же история будет с Казаковым. Либо эта площадка должна принадлежать экономисту, который ничего не понимает в театре, и никого из нас не любит. Вот тогда, он будет соблюдать чисто экономические законы. Либо эта площадка должна принадлежать мне, либо Михаилу Михайловичу Казакову, и так далее. Коммунальная квартира, я в это не верю, это плохо в условиях рынка. В условиях социализма это было замечательно. Я помню свою коммуналку.
К. ЛАРИНА Ну, что, заканчивается наш горячий разговор, мне кажется, что очень правильное направление мы сегодня выбрали.
В. ДОЛИНСКИЙ Давайте еще, как хорошо, только разговорились!
К. ЛАРИНА Я желаю удачи, вернее даже по-другому скажу, ни пуха вам, друзья мои, да?
Л. ТРУШКИН К черту!
К. ЛАРИНА Напомню, что спектакль «Кин IV или шалопаи» будет в Зеленограде показан 12, 13. Но в конце ноября
В. ДОЛИНСКИЙ Нет, 19-го ноября, в помещении театра Вахтангова.
К. ЛАРИНА 19-го ноября, я еще про это напомню. И еще поздравим мы Леню обязательно с днем рождения.
Л. ТРУШКИН Какие счастливые зрители! Они и придут и увидят все.
К. ЛАРИНА Это.
Л. ТРУШКИН Как я им завидую.
К. ЛАРИНА Спасибо большое, и через несколько минут я вам сообщу, кто пойдет на спектакли. Пока.













Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире