16 июня 2001 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Борис Беленький, президент ассоциации «Муза свободы»
Эфир ведут Ксения Ларина, Ринат Валиулин.

К.ЛАРИНА: Напомним, что «Хрустальная Турандот» это первая московская театральная премия, в этом году она отмечает свой юбилей, 10 лет исполняется. Постоянные слушатели помнят, что мы с Борисом встречались достаточно часто в программе «Театральная площадь» и представляли лауреатов разных лет, лауреатов премии «Хрустальная Турандот». 19 июня состоится это торжественное событие в усадьбе Кусково любимое место «Хрустальной Турандот», там она живет. Теперь, наверно, Вам слово. Что будет в этом году? Наверно, первый вопрос почему так долго мы ждали этой юбилейной церемонии, достаточно давно уже это собирались сделать, и никак все не получалось?
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: К десятилетию нужно подойти и ждать ровно 10 лет, для того чтобы получить.
Р.ВАЛИУЛИН: Долго же вы мучались!
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: На самом деле, это такое приятное мучение, если можно говорить о мучении. Были проблемы, были сложности, и наконец все позади, и принцесса возвращается во дворец, на родину московского театра, где Шереметьев организовал его и Параша Жемчугова своим даром и талантом заслужила вольную. Я люблю объезжать те края, в районе улицы Юности, там аллея Жемчуговой и улица Жемчуговой, думаю как приятно
Р.ВАЛИУЛИН: А Молдагулова кто такая? Там улица, направо от Юности. Это комсомолка какая-то?
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Это уже имеющая отношение к советским временам женщина. Кусково — это родина московского театра, и там какой-то особый дух Конечно, мы сердечно благодарны Третьяковской галерее и руководству за то, что в свое время они нас там приняли, там здорово, но лучше всего, конечно, в Кусково.
К.ЛАРИНА: Я знаю, что номинации, которые будут вручаться во время этой церемонии премии, конечно, засекречены, мы все будем узнавать прямо там
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Номинанты засекречены номинации не засекречены.
К.ЛАРИНА: Да, но есть традиционные премии, которые вручаются за выслугу, за честь и достоинство просто за то, что человек есть на этом свете. И эти имена уже известны, может быть, мы про них скажем.
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: В этом году у нас будет 2 номинации новые и один сюрприз, который я хотел бы открыть прямо 19 числа, приятный сюрприз для всех нас, как нам кажется. Номинации традиционные это «За долголетнее доблестное служение театру», это Владимир Михайлович Зельдин, потрясающий актер, замечательный человек. Мы недавно с ним встречались, и я дивился его стати, выправке, насколько он строен, насколько стройны его мысли и умение излагать их, и это Зельдин В этом году мы вводим новую номинацию и с большим для себя удовольствием и с высокой для себя честью вручаем премию «За честь и достоинство», это первая премия в «Хрустальной Турандот», и она будет присуждена Владимиру Васильеву.
К.ЛАРИНА: Кстати, я об этом знала, естественно, прочитала, поскольку на пресс-конференции об этом говорилось. Когда соотносишь эти имена Владимир Васильев, а рядом номинация «За честь и достоинство», — я впервые ощутила настоящий смысл этих слов. Потому что когда мы говорим о Владимире Васильеве, естественно, мы говорим о чести и достоинстве. Вообще замечательный выбор. Я думаю, что Геннадия Рождественского можно будет наградить этой премией, наверно, через год, я думаю, стоит это сделать.
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Трудно сказать На самом деле не помню, в  «Коммерсанте» что ли  статья о его отставке называлась «Рождественский первый ушел с корабля». Кто уходит с корабля первым, мы все знаем, и аналогия с кораблем Он когда пришел, тронной своей речью сказал, что «я принял корабль без навигационных приборов, наполовину затонувший и сделаю все, чтобы его вытащить». Ну, не будем судить Геннадия Николаевича, мне кажется, что не он является причиной тех событий, которые случились год назад, и не о нем речь и не о тех событиях. А честь и хвала Владимиру Васильеву, который так замечательно держал удар, ни о ком не сказал плохо, не собрал ни одной пресс-конференции, хотя вы-то, журналисты, знаете, насколько желанным был бы он на любой встрече, на любом уровне с пишущей электронной или радийной журналистской компанией И он себя реализует трудом. Он поставил в Италии, поставил в Аргентине, сейчас делает работу в Японии, в России много ставит
К.ЛАРИНА: Он будет сам на церемонии вручения премии?
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Да, конечно, будет, дай бог ему здоровья и он, и Екатерина Сергеевна, мы с волнением ждем этой минуты. И еще у нас новая номинация, впервые в этом году она входит в реестр, что называется, «Турандот», и называться она будет «За вклад в театральное искусство Москвы».
К.ЛАРИНА: А, это то, что мы с вами говорили о гастролерах, о тех, которые приезжают и делают нечто, но оставляют здесь для нас.
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: То есть награждается пришелец, который оставил наиболее яркий след на московской сцене. Будет награжден Богдан Ступка, совершенно потрясающий актер и, слава богу, уже не министр культуры
К.ЛАРИНА: Уже нет?
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Ну да, ушел в отставку кабинет Ющенко, и он ушел тоже, и с наслаждением для себя принял театр Ивана Франко, наконец-то вспомнил это счастье прихода на работу
Р.ВАЛИУЛИН: Да, он же сюда приезжал министром.
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Сюда приезжал министром.
К.ЛАРИНА: Да, и играл в «Старосветской любви» как министр культуры Украины.
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Играл как Афанасий Иванович.
К.ЛАРИНА: Прекрасная работа.
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Это замечательно. Я вообще потрясаюсь, как он Он умеет играть все и короля Лира, и Афанасия Ивановича И вообще непонятно, как он это делает, технология приготовления роли непонятна. Скажем, ординарный некий актер, работая на сцене, обнажает ту технологию, которую он готовил к роли, понятно, как он ее читал, как он работал с режиссером, как ему показывали, что нужно делать. А вот здесь — непонятно. Выходит на сцену некий образ, просто как пришелец. За то и получит.
Р.ВАЛИУЛИН: Действительно, большой подарок Москве. Тогда уж надо поблагодарить и режиссера Валерия Владимировича Фокина.
К.ЛАРИНА: Сколько он у нас наполучал «Турандот»?
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Он у нас дважды получал «Турандот», и по статусу «Турандот» ее можно получать хоть 100 раз, было бы за что. Вот сейчас он получил государственную премию как просветитель за создание центра. Это вообще уникальная история: вдруг во времена разрухи и торжества продовольственных рынков, о чем было в первой части программы, вдруг возник потрясающий центр не где-нибудь в подвале, в метро, на чердаке, в лифте, а такой потрясающий мирового уровня центр.
К.ЛАРИНА: И второй у нас есть лауреат премии за вклад в Москву.
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: За вклад в театральное искусство Москвы получает Деклан Доннелан.
К.ЛАРИНА: Режиссер спектакля «Борис Годунов».
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Но он получит не на церемонии, а 23 числа, он прилетает в Москву в рамках олимпиады, и мы, чтобы не очень перестраивать его То есть он готов был приехать 19-го, но это было сопряжено с огромными трудностями. Нужно было перестраивать гастроли в Амстердаме, и мы сочли для себя возможным 23 числа на презентации его книги вручить ему непосредственно приз, а собственно на церемонии получит Богдан Ступка.
К.ЛАРИНА: Может быть, скажем все-таки несколько слов о номинантах.
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Номинанты у нас такие «Лучший дебют», «Лучшая сценография», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», «Лучшая режиссура», «Лучший спектакль», и один в этом году будет вручен специальный приз, я пока об этом не буду говорить.
К.ЛАРИНА: Специальный приз «Хрустальной Турандот»? То есть она сама выбирает
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Да, у «Хрустальной Турандот» будет один специальный приз, об этом вы узнаете 19 числа.
К.ЛАРИНА: Церемония кем придумана? Наверно, все в тех же традициях, Турандот будет задавать загадки?
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: На этот раз мы от загадок отказались, как-то за 10 лет она немножко утомила Калафа, и  слушателей, и зрителей, это уже стало неким занудством. Она будет говорить прозой, так же, как и Калаф, она не будет задавать загадок, и мы постарались написать сценарий максимально легко, потому что сам пафос дворца, эти зеркала, позолота, хрусталь в люстрах и хрусталь в призе замечательном призе, который
К.ЛАРИНА: Кто делал приз?
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: В этом году нам очень повезло, по эскизам Стаса Морозова приз сделали две совершенно замечательные московские художницы Наталья Воликова и Татьяна Таня, извините пожалуйста.
К.ЛАРИНА: Бывает, и с нами такое бывает.
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Татьяна Новикова. Они необычайно талантливые люди, приятно, что они еще живут в Российской Федерации, хотелось бы, чтобы они тут жили подольше, поскольку хорошие специалисты все оказываются или в Вене, или в Италии Но вот нам повезло, и получились очень красивые призы, вы их увидите 19 числа, и я думаю, что они вам тоже понравятся.
К.ЛАРИНА: Это авторские работы штучные?
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Это штучные авторские работы, они все похожи друг на друга, но нет ни одной одинаковой.
Р.ВАЛИУЛИН: Стилистика одна?
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Да, и это нельзя купить ни в каком магазине, безусловно, и я думаю, это никогда не будет продаваться в магазинах.
К.ЛАРИНА: Смотрите, 10-я юбилейная церемония вручения премии «Хрустальная Турандот» проходит на фоне Всемирной театральной олимпиады. Это, конечно же, замечательно
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Так Всемирную-то олимпиаду как раз и пригласили в Москву в честь
К.ЛАРИНА: В честь «Хрустальной Турандот». Да, мне кажется, что это замечательно, в этом какой-то есть смысл даже мистический театральный: театральное лето. А с другой стороны, здесь, на Арбате у театра Вахтангова отпилили руку бронзовой Турандот, которая находится у театра Вахтангова около фонтанчика, замечательный изящный памятник. Вот эта не пугает Вас примета?
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Это не то чтобы пугает — от этого как-то гадко на душе. Но, с одной стороны, если сначала приглашение сюда театральной олимпиады, в Москву это, безусловно, признание Москвы как театральной Мекки, и Москва как центр культуры нам страшно приятно, что это совпадает с нашей идеологией, поскольку «Хрустальная Турандот» это высшая театральная премия Москвы и  мы принципиально отслеживаем московские театры и понимаем, что тут работы непочатый край, это действительно Мекка
К.ЛАРИНА: Трудно выбрать лучшего
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Да, и когда сейчас «все флаги в гости» — это как бы подтверждение нашей идеи. Что касается вандализма на Арбате, то я всегда говорил о том, что свобода без культуры это день открытых дверей в зоопарке. Демократия и свобода это же совершенно разные вещи. Разнузданность и свобода совершенно разные вещи. Свобода без культуры Здесь этой мерзости может противостоять культура. У меня мало надежды на правоохранителей, на этих смешных милиционеров с автоматами и бронежилетами. По Арбату ходят автоматчики в бронежилетах и чуть ли не в касках. Во-первых, они москвичей боятся, я так понимаю. Когда наши милиционеры ходят по Чечне с автоматами я понимаю, почему они с автоматами и в бронежилетах. Когда они ходят по Арбату в бронежилетах я не понимаю, кого они боятся.
Р.ВАЛИУЛИН: Учитывая то, что в такой толпе открыть автоматный огонь, наверно, просто запрещено даже уставом.
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Это просто страшно представить себе при их умении пользоваться огнестрельным оружием. Они ничего не могут. Поэтому уповаю на культуру все-таки и на вас, на радио и, прежде всего, на телевидение, потому что сегодня это самый огромный, самый большой удав, который, как кроликов, гипнотизирует всех зрителей, и, собственно, мы имеем то, что мы имеем. По ящику днем и ночью демонстрирующиеся фильмы и программы это как раз про это.
Р.ВАЛИУЛИН: Если перефразировать английскую поговорку «ты есть то, что ты ешь», получим: ты есть то, что ты смотришь.
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Безусловно. Если человек просыпается в 8 утра и, собираясь на работу, смотрит по телевизору «Дорожный патруль», где показывают эти расчлененные трупы, он уже к 9 утра в полной боевой готовности. То есть он готов уже соответствующим образом провести этот день, а вечером еще добавит
К.ЛАРИНА: Так что лучше читать хорошие книги и ходить на хорошие спектакли или на хорошие фильмы, которые, кстати, встречаются в московской киноафише, если сильно присмотреться, можно что-то найти.
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Да, это очень приятно.
К.ЛАРИНА: Поскольку мы все-таки говорим о театральной премии, мне бы очень хотелось, чтобы Вы немножко сказали о своих театральных впечатлениях за этот сезон, поскольку сезон подходит к концу, он завершается таким праздником театральным. Что для Вас было самым интересным и ярким в течение этого сезона?
Р.ВАЛИУЛИН: Таким образом мы пытаемся выведать, кто же получит
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Как коварно Я буду говорить о своих личных впечатлениях. Два спектакля мне понравились необычайно «Номер тринадцать» во МХАТе и «Шут Балакирев» в Ленкоме. Я страшно рад, мне совершенно непонятно негодование театральных критиков относительно «Тринадцатого номера».
К.ЛАРИНА: А негодование есть? Насколько я знаю, зрители в восторге.
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Негодование критиков и главная претензия как могла комедия прийти во МХАТ. Я вспоминаю Ильфа и Петрова, помните, в предисловии они написали: «Почему вы пишете смешно? спросил какой-то начетчик советский. — Когда я вижу наши достижения, мне не хочется смеяться, мне хочется молиться». То есть мне кажется, что люди, которые ругают «Тринадцатый номер», считают, что во МХАТ нужно ходить только спать, в 29-й раз смотреть «Трех сестер», которые все слабее и слабее выглядят Это мое субъективное мнение, но я вижу по зрительским рядам. Туда приходят школьники
К.ЛАРИНА: На «Три сестры»?
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: На «Три сестры», на весь этот традиционный репертуар классический, который дай бог Олегу Павловичу, чтобы хватило сил сдюжить и все это плавно перевести. А «Тринадцатый номер» это как свежий воздух. Вот вдруг распахнулись окна
К.ЛАРИНА: Это американская вещь?
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Английская.
К.ЛАРИНА: В переводе Михаила Мишина, заметим. Все-таки человек, который с литературой знаком не понаслышке
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Да, и там прекрасные актеры, там просто царит Женя Миронов, которого все было уже записали в трагики. И Шекспир, и Пушкин, то он Гамлет
К.ЛАРИНА: Он везде хорош.
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: А он умеет все, он замечательный совершенно актер. Ну и, конечно, «Шут»
К.ЛАРИНА: «Шут Балакирев» — напомним, что это спектакль, поставленный по последней, так получилось, пьесе Григория Горина. Вчера отмечали как раз годовщину со дня его трагического, нелепого ухода, и «Шута Балакирева» он уже не увидел. Но его видят зрители, по-моему, на спектакль этот попасть невозможно. Я еще не видела.
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Увидите.
К.ЛАРИНА: А еще, то, что пораньше было?
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Как всегда, интересная работа в ТЮЗе, очень любопытная, очень интересная работа Райкина Кости.
К.ЛАРИНА: «Шантеклер».
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Замечательно. Он такой легкий. Он человек, который себе уже все доказал. Его раньше поругивали за то, что непонятно, варьете это или театр, а здесь видна работа уникального мастера, ни на кого не похожего, легкого и такого, каким может быть только он. И  очень приятно, что на московской карте на веки вечные поселился московский театр, который называется «Сатирикон», со своим лицом необычайно симпатичным, очень талантливый, вот такой, каким, наверно, его выстраивал Костя, и хвала ему, что так получилось Очень хорошая работа в Театре Вахтангова «Дядюшкин сон».
К.ЛАРИНА: Это, кстати, лауреаты премии «Хрустальная Турандот» Маша Аронова и Владимир Этуш.
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Да, и Владимир Этуш, и Маша Аронова И такого Достоевского неожиданного зрители, наверно, не чают видеть. И Аронова играет так, что понятно, что это прима, в театре появилась прима. Дай бог ей вырасти до уровня Раневской, но судьбу прожить более счастливую, театральную я имею в виду судьбу. Она замечательная актриса, и Владимир Абрамович, честь ему и хвала, в не очень молодые лета играет потрясающе, и принимают на ура, это очень хорошая работа. Так что московский театр, как всегда, порадовал нас прекрасными премьерами.
К.ЛАРИНА: Ну что же, еще раз напомним, что десятая юбилейная церемония вручения премии «Хрустальная Турандот» состоится 19 июня в Кусково, милости просим А кого мы приглашаем, кстати? Возможно туда попасть людям каким-то образом?
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Не искушайте. Там всего 250 мест, а заявок уже тысячи полторы, и сейчас самое неблагодарное занятие пытаться каким-то образом
Р.ВАЛИУЛИН: Но посмотреть по телевидению это можно будет?
К.ЛАРИНА: А будет кто-нибудь снимать, кстати?
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Будет снимать очень хорошая компания, которая называется студия «Перспектива», главный режиссер этой студии Игорь Романовский и лауреат государственной премии, и мы будем договариваться потом с каналами о показе этой премии.
К.ЛАРИНА: А мы, в свою очередь, обещаем подробнейший рассказ о том, что будет происходить в Кусково. Во сколько мы точно узнаем то время икс, когда называются времена счастливчиков и победителей?
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Вечером с 21.00 и начнем.
К.ЛАРИНА: Не раньше, да?
Б.БЕЛЕНЬКИЙ: Не раньше. Запаситесь терпением.
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» был Борис Беленький, президент ассоциации «Муза свободы».

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире