'Вопросы к интервью

А.Нарышкин Начинаем наш эфир. Алексей Нарышкин в студии. Рядом со мной Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Добрый вечер!

М.Ликсутов Добрый вечер!

А.Нарышкин Сразу скажу слушателям, что мы с Максимом Ликсутовым хотим… надеемся, что будет такая некая регулярная история: раз в месяц будем собираться, отвечать на самые острые ваши вопросы. Потому что вопросов много, и на сайте много, и прошлый раз вы примерно месяц назад были с Венедиктовым в эфире. Вопросы есть всегда по поводу того, как организован транспорт в Москве, по поводу парковок. Можете, кстати, те же самые вопросы или другие вопросы присылать. Телефон для sms: +7 (985) 970 45 45, аккаунт vyzvon в Твиттере. И есть Сетевизор на сайте echo.msk.ru. Там же специальная форма для отправки ваших сообщений, ваших вопросов.

Меня беспокоит, я вам честно скажу, вопрос с платными парковками. Правда, я сам сейчас очень редко езжу. Тем не менее, последние дни опять поднимается волна обсуждения. Связано это с тем, что зона платных парковок будет расширятся, и звучит цифра – 25 декабря. Объясните, пожалуйста, ситуацию: ждать ли к Новому году такого подарка москвичам — в виде расширения нового?

М.Ликсутов А вы считаете, это подарок?

А.Нарышкин А я не знаю. Ну, слушайте, для московский властей, наверное, это подарок, потому что это дополнительные деньги, сборы.

М.Ликсутов Тогда про сборы. С конца начну ответ на этот вопрос.

А.Нарышкин Давайте.

М.Ликсутов За время работы платных парковок бюджет города получил около 5 миллиардов рублей. Это почти за три года функционирования платных парковок. Другую цифру вам приведу. К примеру в год правительство Москвы в бюджете закладывает около 90 миллиардов рублей на строительство дорожной сети – раз.

Второе: например, объем контрактов на транспортную работу по новой модели управления наземным транспортном – это, когда мы переводим всё на госконтракт, всех перевозчиков наземного транспорта, все автобусы, вместо маршруток которые будут ходить, новые, не старше 2-х лет с четкой системой, с городскими билетами – объем контрактов более 50 миллиардов рублей. То есть вот 5 миллиардов рублей – это много или мало для бюджета? Могу вам сказать, что совершенно не много.

А.Нарышкин Вы меня засыпали цифрами. У меня со школьной скамьи с алгеброй плохо.

М. Ликсутов: В год правительство Москвы в бюджет закладывает около 90 млрд рублей на строительство дорожной сети

М.Ликсутов Но я на самом деле уверен, что у большинства наших слушателей достаточно неплохо все, и хочу сказать, что эти деньги не являются существенными, с точки зрения дохода бюджета, относительно тех цифр, которые я озвучил. Безусловно, цифра 5 миллиардов сама по себе большая. Важно одно – что эта мера регулирующая, она нужная, она дала результат.

А.Нарышкин Результат в виде сокращения плотности…

М.Ликсутов В виде улучшения движения в городе. Это заметно не только правительству Москвы – это и экспертам и различными компаниям, которые занимаются анализом дорожного движения в Москве, даже, в том числе, и международным. Могу сказать, что для регулирования она необходима, она нужна. И я об этом говорил и повторю: любая ответственная городская власть на нашем месте, на моем месте конкретно, уверен, которая бы не занималась популизмом, а действительно, старалась бы улучшить движение в городе, за это переживала, она бы делала точно так же.

В части сроков. Мы никаких сроков перед собой не ставим. Как только мы закончим все обсуждения с жителями – а у нас за последние три недели было около 30 встреч в разных управах, префектурах, районах Москвы…

А.Нарышкин А кто с кем встречается?

М.Ликсутов Я расскажу. Эти встречи открытые. Туда приглашаются и жители и, зачастую, муниципальные депутаты…

А.Нарышкин Какой-то НРЗБ подъезд?

М.Ликсутов Организовывает это префектура, и они это публикуют обычно в региональных газетах либо на своем сайте…

А.Нарышкин Который мало кто читает, как мне представляется.

М.Ликсутов Читают как раз жители. На самом деле газеты крайне популярны, потому что они либо электронные, либо их распространяют непосредственно в почтовый ящик. Могу сказать, что когда я лично встречался с некоторыми муниципальными депутатами района Останкино – он был один из проблемных с точки зрения принятия решения по тому, вводить платную парковку, не вводить – помимо обсуждения сами муниципальные депутаты крайне нас просили, как инфографику как получить, резидентное разрешение, какие условия платной парковки – публиковать именно в местных газетах, то есть это востребованный информационный ресурс.

А.Нарышкин Так в итоге до нового года обсуждения эти закончатся, будет принято какое-то решение?

М.Ликсутов Как раз на этой неделе какие-то итоги по обсуждению будем подводить, и после этого поймем более точно по срокам каких-то введений и прочее. Но то, что парковка платная будет – это факт, и об этом говорили, по-моему, все мои коллеги на всех уровнях.

М. Ликсутов: Парковка будет точечно расширяться, в местах, где есть, действительно проблема, связанная с движением

А.Нарышкин Ну, парковка платная есть, она понятно, что будет расширяться.

М.Ликсутов Конечно. Но еще раз повторю – это очень важно – расширяться она будет точечно, именно в местах, где есть, действительно, проблема, связанная с движением. И еще хочу сказать, что от платной парковки – и не устаю это повторять, и пользуясь случаем, хотел бы еще раз это сделать – выигрывают жители, которые проживают непосредственно на улице, где платная парковка непосредственно введена. Они получают резидентное разрешение, они получают свободные места и возможность легально и законно поставить свою машину около своего дома.

А.Нарышкин Мой коллега Дмитрий специально просил вопрос адресовать: А платная парковка, вообще, в перспективе может дойти до МКАД? Ну, чтобы собирать… Представляете, это же суммы со всех москвичей…

М.Ликсутов Это, во-первых, не со всех москвичей – это раз. Во-вторых, много оплачивают люди, которые приезжают в Москву в какой-то конкретный район по каким-то делам и прочее. Это не значит, что у нас москвичи только и платят. Это совершенно не так. Во-вторых, платная парковка – это уже факт. И истина: она улучшает дорожное движение в городе. И центр города – посмотрите – он достаточно разгрузился. Но это, конечно, не панацея для решения всех проблем, я имею в виду с пробками и с транспортом. В Москве машин больше, чем улично-дорожная сеть может позволить – это тоже факт, и уверен, что все разумные люди, автомобилисты, которые как-то задумывались об этом, это прекрасно понимают и знают.

А.Нарышкин Я думаю, к теме платных парковок вернемся еще. Расскажите про трассу М-11, которая соединяет вроде бы как часть Москвы с Москвы, Зеленоград с большой Москвой. 400 рублей, если я ничего не путаю, стоит плата. И много людей жалуются, что трасса сейчас либо пустует, либо ехать туда, например, с Зеленограда с утра и вечером возвращаться – это 800 рублей. Это все дорого. Зачем это ввели? Почему нет никаких льгот, возможно, нет бесплатного проезда для тех, кто живет, прописан в Зеленограде?

М.Ликсутов Да, отвечу. Москвичи, по крайней мере, привыкли, что все транспортные вопросы они задают непосредственно мне, как человеку, ответственному за транспорт в городе, но этот проект федерального правительства. Он к правительству Москвы прямого отношения никакого не имеет.

А.Нарышкин Он же связывает две части Москвы.

М.Ликсутов Не важно. Это строилось не для того, чтобы Зеленоград с Москвой связать. Наша задача, которую перед нами жители, руководитель города, она простая – это развитие общественного транспорта, чтобы из Зеленограда в Москву можно было доехать, используя комфортный общественный транспорт. Альтернатива такая есть. И могу вам сказать, что за 25 минут со станции Крюково – это Зеленоград – доехать до Ленинградского вокзала даже по платной трассе невозможно. А, используя электропоезд, это возможно.

А.Нарышкин Так значит, жителям Зеленограда, у который есть машины, которые не хотят платить по 800 рублей в день, чтобы добраться до работы, в что предлагаете, с утра вместо машины идти на станцию…

М.Ликсутов Нет, я даже не это предлагаю. Во-первых, есть бесплатная альтернатива – это раз. Это первое. Если вы обязательно привязаны к машине… и еще раз повторю, на тарифы никаким образом правительство Москвы не влияет. Чтобы просто убрать какую-то дискуссию в этом вопросе. С нами ее никто не согласовывал и в принципе не должен был согласовывать. Если говорить про альтернативу, наша задача в первую очередь – это развитие общественного транспорта. Мы совместно с коллегами из РЖД и с федеральным правительством, за что большое спасибо им тоже, смогли запустить до введения каких-то плат и ограничений в части личного транспорта, отличную, хорошую альтернативу. Отличные новые поезда ходят 25 минут с Крюкова до Москвы. Отличное решение. И, я могу сказать, популярность этой услуги, этого сервиса, этой поездки – она каждый день растет – неделя от недели у нас количество пассажиров увеличивается.

М. Ликсутов: В Москве машин больше, чем улично-дорожная сеть может позволить – это факт

А.Нарышкин Хорошо. Но я так понимаю, есть проблема еще с автобусами. Есть автобусы, которые ходят из Зеленограда в Москву. И жаловалась моя коллега другая…

М.Ликсутов Это было буквально первые дни, когда были проблемы с оплатой, и автобус едет по платной дороге бесплатно. Он просто не мог въехать на эту платную дорогу из-за большого количества машин, которые стояли на подъезде к посту оплаты. Теперь этой проблемы нет, но мы подготовились и в этот же день увеличили количество автобусов примерно на 10-15 процентов в различные часы дня. Постарались нивелировать эту проблему, но действительно проблемы эти были. Мы видели, что автобус просто не мог туда попасть из-за огромного количества машин, которые не могли заехать на платную дорогу.

А.Нарышкин То есть сейчас проблем с автобусами по этой трассе М-11 нет.

М.Ликсутов Сейчас проблем с автобусами нет.

А.Нарышкин А ходят они часто?

М.Ликсутов Ходят в час пик – около 10 минут интервал движения между ними утренний или вечерний. Но, повторю еще раз: в моем понимании, если меня спросить, какой бы я вариант предпочел, если бы я жил в Зеленограде – я бы ездил, конечно, на электропоезде. И мало того, есть информация, и я часто вижу и в прессе: говорят, что для того, чтобы пустить этот новый электропоезд-экспресс отменили обычные пригородные поезда. Хочу сказать, что это совершенно не так. С коллегами из РЖД мы этот вопрос обговаривали, держим его на постоянном контроле. Не один поезд обычный пригородный не отменился. То есть экспресс добавили дополнительно полным объемом к существующим поездам.

А.Нарышкин В эфире радиостанции «Эхо Москвы», напомню, Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Ваши вопросы вы можете присылать. Телефон для sms: +7 (985) 970 45 45.

Вопрос от себя еще один. Вот смотрите, мы перешли с вами на короткое время с городского уровня на федеральный. Вот эта система «Платон», из-за которой бастуют дальнобойщики, она городу Москве и московским дорогам каким-то образом может помочь? Вот эти суммы, которые собираются с дальнобойщиков, они как-то повлияют на развитие наших дорог здесь?

М.Ликсутов Проект сугубо федеральный. У нас, например, МКАД – это дорога городская, поэтому отношения к взиманию платы правительство Москвы не имеет никакого.

А.Нарышкин Хорошо. Давайте перейдем к вопросам. Вам пишут конкретно… уже начали про адреса…Это вечная история, когда вы у нас в эфире появляетесь. Вот: «Возле парка Царицыно — какому движению там машины мешали? Если мешали, то почему их просто нее запретить? Как плата за парковки улучшит там движение?»

М.Ликсутов Плата за парковки улучит движение. Есть тоже простые вещи по ряду вопросов, которые мне задают постоянно, но я считаю правильно: если есть возможность, надо на них отвечать столько, сколько спрашивают. Простая вещь: если брать любое парковочное место в центре города, до введения платной парковки среднее время нахождения машины на парковке составляло 6 часов, когда она была бесплатная. Когда ввелась платная парковка, время – от 1 часа 10 минут до 1 часа 30 минут. То есть это говорит о том, что оборачиваемость мест стала больше. И человек, которому, действительно, надо поехать на своей машине, у него получается возможность оставить, запарковать свою машину на легальное место. Когда парковка бесплатная, у ряда социальных заведений мы все равно оставляем эту парковку бесплатной, мы сознательно это делаем – то, по крайней мере, при введении платной парковки количество мест в легальной зоне, где можно оставить машину без нарушения, оно возрастает.

А.Нарышкин Вопрос у нас на сайт пришел, пишет Наталья, москвичка. У нее два вопроса. Один прочитаю: «Зачем в Москве нужны велополосы?» Вот на самом деле? Сделали на Бульварном кольце их — и чего? Не катаются. Ну холодно, правда.

М.Ликсутов Сейчас холодно, а летом… Не всегда же холодно было.

А.Нарышкин А есть понимание, несколько эта история востребована – с велопрокатом, с велодорожками. Ну, потому что отдельные велополосы – мне, например, как пешеходу, все равно… Но есть, например, в центре много улиц, где сделали эти велодорожки, расширили тротуары –непонятно, зачем такой огромный. Все равно никто не катается.

М.Ликсутов Я не знаю про «никто не катается». Я думаю, что вы можете задать вопрос радиослушателям, кто из них катался летом по Москве, по центру города, используя инфраструктуру, сколько было поездок на Бульварном кольце. Если вы знаете, мы делали опрос на нашем портале «Активный гражданин»...

А.Нарышкин Что показал?

М. Ликсутов: Есть спрос на велосипедные поездки в сезон в Москве огромный, и каждый год растет в разы

М.Ликсутов Ну, показал даже для меня несколько удивительные результаты. Примерная тема вопроса была – я извиняюсь, дословно его не помню — Какое ваше отношение к велополосе на Бульварном кольце? И спрашивали, конечно: «Вы кто: автомобилист или велосипедист». Велосипедисты, понятно дело, поддержали. Там 90 с лишним процентов ответили да. Но интересно, что те люди, которые сказали, что «мы автомобилисты», почти 78% — примерно такая цифра, я еще раз прошу прощения за какую-то погрешность, возможно – сказали, что да, они поддерживают, чтобы выделенная полоса для велосипедистов на Бульварном кольце была.

Мало того, могу вам сказать, что ни одного дорожно-транспортного происшествия на Бульварном кольце с велосипедистами не было. А количество людей, которые воспользовались городским велопрокатом, в этом году приблизилось за сезон к 1 миллиону пользователей. Это почти в несколько раз больше, чем в прошлом году за этот же период времени. То есть спрос на велосипедные поездки в сезон в Москве огромный, каждый год растет, причем растет в разы. И мое личное мнение – что если мы создадим комфортную инфраструктуру для поездок на велосипеде, велосипедистов в городе будет больше.

А.Нарышкин Дальше как будет развиваться эта велосипедная история?

М.Ликсутов Мы приняли решение о том, что велополоса на Бульварном кольце останется и на следующий год. Она не все Бульварное кольцо охватывала. В следующем году, к началу велосезона велополоса будет на всем Бульварном кольце. И в рамках программы «Моя улица», где мы приводим в порядок не только тротуары – расширяем – но и комплекс городского хозяйства делает огромную работу по наведению порядка: это и перекладка коммуникаций, убирают лишние провода, ремонтируют фасады. Масса вещей происходит с тем, чтобы улица была комфортна, привлекательна.

Так вот, по мере реализации программы «Моя улица» велодорожки будут появляться там, где они должны появляться с учетом связанности велоструктуры и безопасности дорожного движения, конечно. И задача, которую нам мэр города поставил — это, конечно, сделать все максимально возможное, чтобы пропускная возможность улиц оставалась прежней.

А.Нарышкин Как раз велосипедист спрашивает, которые представляется как Максим: «Езжу постоянно на велосипеде в сезон, от снега до снега, — то есть, видимо, от ранней весны до ноября, на, — спросите гостя про Новослободскую и Долгоруковскую…». То есть, наверное, речь идет об этих выделенных дорожках.

М.Ликсутов Вы знаете, я сейчас по памяти не скажу про Долгоруковскую улицу, какие там планы есть по велополосе. Наверное, проще – я обязательно на нашем сайте transport.mos.ru по итогам сегодняшней встречи, нашего эфира обязательно отвечу на все вопросы – размещу. К сожалению, однозначно сказать, что там будет с велоинфраструктурой по этой улице сказать не могу.

Еще одну интересную вещь скажу. Например, улица – тоже пример этот приводил — Дмитровка. Если кто помнит, там уже почти два года назад это была такая пилотная улица, где был расширен тротуар, сужена проезжая часть. Так вот, количество пешеходов по улице Дмитровка увеличилось почти в 7 раз, если сравнивать до того, как сделали благоустройство тротуара и после того. Количество измеряется именно кратными цифрами, то есть в 7 раз больше людей стало пользоваться этой нормальной, комфортной, удобной инфраструктурой. Это есть результат. Когда нас спрашивают, зачем и почему – вот, такие цифры…

А.Нарышкин А городу какая выгода от этого, что больше пешеходов? Может, я просто что-то не понимаю?

М.Ликсутов Городу… нет. Вы знаете, это среда называется городская. Всем от этого становится хорошо. Магазинам становится хорошо, потому что больше посетителей. Соответственно, работает экономика, появляются рабочие места, город становится комфортным. Потому что, если люди пользуются улицами, гуляют и проводят свое время там, значит инфраструктура улучшается, она становится более дружелюбной, комфортной. Город по-другому выглядит. Советую погулять, короче говоря.

А.Нарышкин Максим Ликсутов в эфире «Эха Москвы». Вопрос тоже довольно конкретный от Юрия. Он живет в центре Москвы : «На общественной транспорт пересесть не могу по ряду причин. Автомобиль куплен в кредит на мою сестру, переоформить на себя не могу: сестра прописана в другом месте. Как получить абонемент на парковку рядом с домом?»

М.Ликсутов Наверное, речь идет не об абонементе, а резидентном разрешении.

А.Нарышкин Ну, видимо.

М.Ликсутов В этом варианте только, видимо, ваша сестра может ходатайствовать о получении этого резидентного разрешения. А вы можете, – хотите – купить абонемент годовой или месячный и никаких проблем нет. Впишите туда номер машины и сможете, пользуясь абонементом, правда, не бесплатно, но, соответственно, упростить себе жить и не каждый раз открывать сессию парковочную и закрывать ее, а один раз сделать это в год и больше к этому не возвращаться.

М. Ликсутов: До сентября следующего года мы планируем, что полностью все перевозчики перейдут на новую модель работы

А.Нарышкин Спрашивают про тарифную политику: Почему не сделать, как в Европе,– правда, не уточняется, в каких странах, в каких городах, — 2 часа бесплатно парковки, потом 2 за деньги, потом эвакуация?»

М.Ликсутов Из моего знания крупнейших мировых столиц даже европейских, могу сказать про такую практику, что возможно, в каких-то местах это есть, но не носит никакой массовый характер. Это скорее исключение из правил – эта методика, о которой здесь речь идет.

А.Нарышкин «После отмены автобусов малой вместимости качество обслуживания пассажиров резко ухудшилось. Зачем это сделали?» И дальше вот: «Автобус 205-й, чтобы приехать или уехать с улицы Довженко, приходятся ждать по 40 минут. Спасибо! Артур» — или Артем.

М.Ликсутов Вы знаете, ничего не отменили еще. Вот только-только у нас закончились конкурсы на выбор перевозчиков. Перевозчики теперь должны через 6 месяцев купить новые автобусы, подготовиться к тому, чтобы выйти на линию… То есть ничего еще не отменили, но уже…

А.Нарышкин А что должно произойти?

М.Ликсутов Произойдет следующее. То, что автобусы малой вместимости, так называемые маршрутки, они уйдут в прошлое — примерно к 1 сентября следующего года…

А.Нарышкин Это городские или которые частные?

М.Ликсутов Которые частные. У нас маршруток городских… может быть, несколько штук есть. Все перевозчики будут работать по единым стандартам, четко по расписанию. И во всех автобусах будут приниматься только городские билеты. То есть вы, имя городской билет, абонемент, можете пользоваться любым автобусом… не как сейчас, что только городские, соответственно, действуют одни тарифы, частные – другие, и частные ездят как угодно. Единый стандарт. Это говорит о том, что все автобусы будут не старше двух лет. В основном они будут средней и большой вместимости. Сейчас автобус, который ездит, он малой вместимости. То есть больше количество пассажирских мест. Там обязательно должен быть кондиционер или климат-контроль.

А.Нарышкин Это прямо некий такой регламент для стандартов…

М.Ликсутов В контракте все это очень жестко прописано, и большая ответственность перевозчиков… Контракт мы заключаем на 5 лет. И все граждане, у которых есть какие-то льготы – это студенты и школьники, это пенсионеры – смогут пользоваться любым видом… любым автобусом, который придет на остановку.

А.Нарышкин С какого месяца?

М.Ликсутов Там есть график выхода этих автобусов на маршрут. Как только мы сейчас отыграем все конкурсы, мы начнем информировать граждан, и на каждой остановке появится новая схема, где будет написано, с какого периода будет работать конкретный маршрут, что поменяется, когда выйдет на маршрут перевозчик. До сентября следующего года мы планируем, что полностью все перевозчики уже перейдут на новую модель работы.

А.Нарышкин Я правильно понял, что, например, по этой системе нельзя будет водителю говорить: «А вот остановим мне здесь, на перекрестке…»?

М.Ликсутов Вообще-то и сейчас это нельзя. Говорить можно, но он не должен вам идти навстречу, в общем-то…

А.Нарышкин Я думал, в этом и прелесть маршрутки, что водитель выполняет любой твой каприз, ну, в рамках маршрута.

М.Ликсутов Вы ошибаетесь.

А.Нарышкин Опять же про маршрутки: «Почему отняли льготы на проезд у московских инвалидов?» — пишет Татьяна, которой 68 лет, и у нее 5 внуков. Еще раз…

М.Ликсутов Вы знаете, еще раз. Наверное, надо понять: на городском транспорте никакие льготы ни у кого не забирали – это первое. Если частная компания – сегодня они работают как хотят. К тарифной политике город не имеет. Мы эту систему меняем. Для этого изменили весь порядок согласования маршрутов, выхода их на маршрут. К сентябрю следующего года все льготы, которые есть у городского перевозчика – вы ими сможете воспользоваться на любом транспорте, который будет в городе.

М. Ликсутов: Если убрать плату за стоянку ночью, то автомобилисты, которые не живут тут захотят просто оставить машину

А.Нарышкин Про страну, где 2 часа парковка бесплатно, пишут нам, что это Финляндия. Хорошо, поверим на слово.

М.Ликсутов Город Хельсинки, если сравнить с Москвой, то, наверное, Москва, я думаю, раз в 15, наверное, если не в 18 больше города Хельсинки, и, соответственно, надо сравнивать Москву все-таки с мегаполисами, такими, как Пекин, Шанхай, Нью-Йорк, в крайнем случае какие-то крупные…

А.Нарышкин То есть Хельсинки в плане транспортной ситуации нам не конкурент вообще? Вообще тягаться с ним это странно?

М.Ликсутов Тягаться им с нами странно. А вообще, надо сравнивать города-мегаполисы, тогда это будет корректное и правильное сравнение.

А.Нарышкин Что будет у Павелецкого вокзала, когда закончат там… по-моему, же вечная стройка уже не первый год?..

М.Ликсутов Там будет строиться большой удобный пересадочный узел. И, надеюсь, что через пару лет с небольшим стройка закончится и тех проблем, которые она сейчас создает для движения, их не будет.

А.Нарышкин Несколько вопросов перед перерывом успею задать. Спрашивают, есть у вас зимний велосипед.

М.Ликсутов Зимний велосипед? Такого понятия «зимний велосипед» я не слышал…

А.Нарышкин Шины…

М.Ликсутов С особым протектором, позволяющим ездить зимой — да, есть.

А.Нарышкин Когда последний раз катались вообще в принципе по Москве?

М.Ликсутов На велосипеде?

А.Нарышкин Да.

М.Ликсутов А августе месяце катался еще.

А.Нарышкин Хорошо. Давайте сделаем перерыв в нашем сегодняшнем эфире. Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы сегодня мой гость, ваш гость. Через пять минут продолжим.

НОВОСТИ

А.Нарышкин 21 час и 35 минут в российской столице. Продолжаем наш эфир. Максим Ликсутов, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, вице-мэр – на всякий случай я тоже напоминаю. И вопросы ваши вы можете присылать, телефон для sms: +7 (985) 970 45 45, аккаунт vyzvon в Твиттере тоже вашем распоряжении.

К парковкам давайте вернемся. Плата по ночам – что с ней сейчас, напомните, пожалуйста? Я думаю, что водители-то в курсе, а пешеходы? Парковка в центре города, где она платная.

М.Ликсутов Для жителей для 20-00 до 8 утра она бесплатная…

А.Нарышкин Это которые купили резидентское вот это…

М.Ликсутов Нет, это вообще бесплатно. То есть надо просто зарегистрировать свою машину и больше ничего не надо. А если вы покупаете резидентное разрешение за 3 тысячи рублей в год, то вы ставите машину бесплатно 24 часа все дни недели.

А.Нарышкин В вашем районе.

М.Ликсутов В вашем районе.

М. Ликсутов: Почти 70% от стоимости шлагбаума правительство Москвы субсидирует. Это было отдельное решение мэра города

А.Нарышкин Почему не сделать ночную парковку бесплатной для всех?

М.Ликсутов Объясню. Говорить будем про центр города, так как там парковка действует на некоторых улицах уже почти три года. У некоторых домов Замоскворечья, например, нет бывает, и двора, зачастую, если старое здание, то и подземного гаража также. Если мы уберем плату за стоянку ночью, то с большой долей вероятности те автомобилисты, которые не живут и захотят просто оставить просто машину около этого дома и смогут сделать это совершенно законно на бесплатных основаниях, то жители, которые проживают именно в доме – для них крайне важная ночная парковка именно около их дома, так как отсутствует альтернатива – будут находится в крайне невыгодном положении. Поэтому мы приняли решение о том, что ночью парковка так же платная, но если вы живете около этого дома, то, соответственно, у вас есть резидентное разрешение, и вы оставляете машину либо бесплатно совсем либо за достаточно небольшие деньги – 3 тысячи рублей.

А.Нарышкин То есть бесплатной ночной парковки для всех ждать москвичам и тем, кто приезжает в столицу, не стоит?

М.Ликсутов Для жителей она уже есть по факту, и это самое главное, чтобы житель, которые постоянно проживает в доме и у него отсутствует какая-то другая альтернатива – либо двор, либо подземная парковка, либо гараж – смог на законных основаниях без проблем оставить свою машину недалеко от дома. Это задача, которую мы решаем именно платой в ночное время.

А.Нарышкин «Возможет ли возврат бесплатного проезда в общественном транспорте подмосковным пенсионерам?» — спрашивает вас некий москвич. Не подписался, правда…

М.Ликсутов Решение по этим вопросам принимает не правительство Москвы – правительство Московской области…

А.Нарышкин НРЗБ договаривается?

М.Ликсутов Нет, совершенно не договаривается. Если это пенсионеры московские, то это, конечно, наша сфера ответственности, но здесь никаких изменений в части проезда и прочего нет. Тот вопрос, который вы мне задали, это сугубо прерогатива правительства Московской области.

А.Нарышкин «Спросите у Ликсутова, когда появится городской транспорт до аэропорта «Домодедово». Сейчас либо дорогой «Аэроэкспресс», либо коммерческие автобусы – куча неучтенной «черной» наличности». Марина интересуется.

М.Ликсутов Про неучтенную «черную» наличность не знаю. Я знаю, что там объявлены даже тарифы у частного перевозчика туда. Поэтому первый раз слышу, что есть проблемы с доездом на общественном транспорте до метро «Домодедово». Поэтому разберусь, отвечу и обязательно прокомментируем этот вопрос на сайте transport.mos.ru в ближайшую неделю.

А.Нарышкин Евгений из Москвы: «Будут ли платные парковки во дворах вне 3-го кольца?»

М.Ликсутов Во дворах вообще платных парковок не будет. Правительство Москвы не занимается введением платы за парковку во дворах. Мы говорим только про улично-дорожную сеть. Во дворах жители должны сами принять решение, что они хотят: площадку детскую, вообще убрать парковку; наоборот, ее сделать. Это сугубо прерогатива жителей. Единственное, что мы помогаем жителям – установить шлагбаумы. Почти 70% от стоимости шлагбаума правительство Москвы субсидирует. Это было отдельное решение мэра города. Если надо два шлагбаума, то, соответственно, два, если три – то три. Мы готовы каждый шлагбаум до 70%...

А.Нарышкин А от чего зависит? Дороговизна самого шлагбаума?..

М.Ликсутов Есть разная ширина как минимум проезжей части. Иногда нужно два шлагбаума ставить на одну дорогу. Тут есть просто нюансы в зависимости от проекта. Но мы максимально помогаем тем, кто принял решение о том, чтобы установить шлагбаум во дворе.

А.Нарышкин «Хочу спросить у Ликсутова: Когда общественной транспорт научиться подъезжать вплотную к тротуару, чтобы не прыгали старики? Спасибо. Анатолий». Есть норматив?

М.Ликсутов Конечно. Автобус должен подъезжать так, чтобы вы не прыгали, а удобно перешагнули в автобус, трамвай, троллейбус. Для этого мы последние годы, с 2011 года, покупаем только низкопольный транспорт. Поэтому мой совет один: если видите, что такая проблема есть, не стеснятся обращаться к нам с указанием времени, номера транспортного средства. На каждом автобусе написан его номер помимо маршрута. Просто номер автобуса. Мы по каждому случаю будем очень серьезно разбираться.

М. Ликсутов: Я считаю, что если незаконно занято место инвалида, машину надо эвакуировать. Штрафа здесь недостаточно

А.Нарышкин Ну, хорошо. Пенсионеру пришлось прыгать до автобуса. Он растянул себе что-нибудь. Он хочет пожаловаться на водителя автобуса. Он отправляет вам, например, на сайт или на «горячую линию» номер автобуса. Водитель говорит: «А я близко подъехал, все хорошо». В чем смысл этой системы?

М.Ликсутов Очень простой смысл. В каждом автобусе у нас есть система видеокамеры, которая позволит нам точно определить, как он подъехал, куда он подъехал.

А.Нарышкин То есть камера снимает именно подъезд к остановке.

М.Ликсутов Камер снимает впереди все, что происходит у автобуса. И уверен, что мы сможем определить, как он – качественно или некачественно – подъехал к остановке и насколько создал проблему для пассажиров. Всегда встаем на сторону пассажиров здесь. Будем объективно разбираться. Уверен, что у нас водительская дисциплина достаточно высокая у городских перевозчиков. Где надо, будем заниматься и поправим все перегибы.

А.Нарышкин Какие-то прецеденты уже есть, что увольняли, например, наказывали?

М.Ликсутов Конечно, такие прецеденты есть. И если водитель, например, был достаточно груб с пассажирами, для нас это сразу же одна дорога – это на увольнение. Пассажир всегда прав.

А.Нарышкин А вот это как вы проверяете?

М.Ликсутов Если есть обращение, то, соответственно, мы берем запись видеокамеры…

А.Нарышкин Так вы же говорите, видеокамера показывает то, что впереди.

М.Ликсутов Не важно. Если вы автомобилист…

А.Нарышкин По тому, как сотрясается автобус?

М.Ликсутов Нет. Когда на остановке – обычно автобус стоит, он не едет. Можно все равно понять… короче говоря, есть техническая возможность это установить. Не будем вдаваться в детали. Можно установить, как он подъехал – это проблем никаких нет. Во-вторых, у нас есть большое количество контролеров как со стороны и городских служб, так и со стороны службы перевозчика. Тоже можно всегда понять, что там было, спросить уточнить. Это не так сложно.

А.Нарышкин Есть вопросы про парковочные места для инвалидов. Кстати, от себя спрошу, потом к вопросам слушателей перейду: Что делать с теми, кто ставит машины на площади, зарезервированные для людей с ограниченными возможностями?

М.Ликсутов У нас есть постоянный диалог с различными обществами маломобильных граждан города Москвы, где мы стараемся вместе с ними определить, где нужны эти места, где им удобнее именно с какой стороны, в каком месте, у какого дома. Такой диалог у нас есть постоянно, раз в месяц примерно проходит наша встреча по этому поводу. За этим следят органы полиции, ГИБДД…

А.Нарышкин То есть они подъезжают как-то избирательно, смотрят под машину?

М.Ликсутов Нет, под машину не надо смотреть. Надо посмотреть на номер машины. Есть база данных, где у нас все автомобили инвалидов, которые имеют право стоять на инвалидных местах, они все внесены в базу. И, соответственно, ГИБДД очень легко понимает, имеет право эта машина стоять там или не имеет. Но я сторонник достаточно жестких мер в этом вопросе. Я считаю, что если незаконно занято место инвалида, машину надо эвакуировать. Штрафа здесь недостаточно. Просто иногда это вопрос физической возможности человека выйти из машины, и для него, этого маломобильного гражданина крайне важно.

А.Нарышкин Смотрите, вам возражает Алексей из Москвы, не я, но я, кстати, вполне солидарен с моим тезкой: «Нельзя ли сократить число инвалидных мест на парковках. У нас нет каждого десятого автомобиля с инвалидным знаком. Места пустуют, а ставить некуда».

М.Ликсутов Не согласен с вами категорически. Вопрос, во-первых, этот закреплен в федеральном законодательстве…

А.Нарышкин Каждое десятое место должно быть…

М.Ликсутов 10% мест. Это не обязательно должна быть именно эта улица. 10% парковочных мест в городе Москве отдано инвалидам. Это сознательная позиция правительства Москвы. Мало того, могу вам сказать, что на ряде улиц, может быть, сделать и больше. Поэтому мы в таком ручном режиме, в диалоге с обществом маломобильных граждан стараемся все вопросы решать.

М. Ликсутов: Когда мы закрываем движение поездов на день, мы делаем в 10 раз больше работ, чем в обычное ночное окно

А.Нарышкин Так а может, на ряде улиц сделать меньше, как-то опросить граждан?

М.Ликсутов Там мы это и делаем. Там, где эти места не нужны и общество инвалидов и маломобильных граждан говорят — нет, не надо, то мы, конечно, это не делаем. Все места, которые сейчас размечены для инвалидов, востребованы.

А.Нарышкин Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы сегодня в эфире «Эха Москвы». Спрашивали еще в связи парковочными местами для инвалидов. А может, какие-то столбики специальные выдвигающиеся, чтобы эти места не занимали?

М.Ликсутов Проще их не занимать, мне кажется. Чем мы придумаем какие-то технические средства проще просто себя спросить, свой разум и совесть и поступить, как она подсказывает.

А.Нарышкин Куда обращаться за возмещением платы за шлагбаум, о чем вы говорили?

М.Ликсутов Это на уровне управы и префектуры – всю информацию там коллеги предоставят. Если что-то будет непонятно, обращайтесь к нам, или на нашу «горячую линию». Мы вам консультацию дадим по этому поводу.

А.Нарышкин Марк из Москвы нас возвращает к теме маршруток: «Вы хотите убрать все маршрутки в городе. Это плохо. По Ленинскому ходят только новые маршрутки и в три раза быстрей, чем троллейбус».

М.Ликсутов Мы их не уберем, мы их всего лишь поменяем на более комфортный, современный, безопасный подвижной состав, где будут действовать все виды городских билетов и все льготы для граждан, которые ими обладают в Москве.

А.Нарышкин Тут, кстати, писали, что от Сокольников до Ашана в маршрутке едут стоя. А так нельзя делать?

М.Ликсутов Если автобус малой вместимости и не приспособлен для поездок — тут автобус автобусу рознь, тут надо детально смотреть – обычно стоять нельзя, в автобусе малой вместимости.

А.Нарышкин Сейчас пока маршрутки в их нынешнем виде существуют по нынешним правилам, можно ли куда-то пожаловаться на частную такую компанию?

М.Ликсутов Конечно, вы можете отправит обращение к нам. Мы в рамках наших полномочий – они есть, некоторые из них – мы готовы будем проводить проверку. Обязательно разберемся.

А.Нарышкин По-моему, когда вы у нас были месяц назад, был похожий вопрос, но, тем не менее, тоже стоит ответить. Про инвалидов опять. Почему инвалиды не из Москвы не могут стоять на местах для инвалидов?

М.Ликсутов Могут стоять. И федеральное законодательство говорит о том, что мы не делим инвалидов и Москвы и из Московской области или откуда-то еще. Если вам вдруг придет этот штраф, то вы приложите свое инвалидное удостоверение, и, конечно, штраф вам отменял, если по каким-то причинам это произойдет. Не все инвалиды ставят знак, что это машина инвалида на лобовое, заднее стекло, и, конечно, с идентификацией этих машин у сотрудников ГБДД возникают определенные сложности. Это объективная проблема.

А.Нарышкин Вопрос из Санкт-Петербурга: «Естли ли приоритет у столичного правительства – развитие общественного транспорта, почему бы не перенять опыт города Таллина, где проезд для жителей для всех видов городского транспорта бесплатен?» Что, действительно, бесплатный в Таллине?

М.Ликсутов В городе Таллине, действительно, проезд на городском транспорте бесплатный, но только для жителей.

А.Нарышкин Ну. Я бы не отказался в Москве ездить бесплатно.

М.Ликсутов Я думаю, что вы от бесплатного всего бы не отказались, судя по риторике, которая есть. Но могу вам сказать из того, по крайней мере, что я читал про город Таллин и отмену платы за проезд, — количество пассажиров, к сожалению, не увеличилось серьезным образом от этого. Поэтому думаю, что это такая вещь… в большей степени политически ангажированная, чем разумная и правильная. Потому что надо же автобусы менять… То есть, грубо говоря, сделать бесплатно, это значит, откуда-то деньги взять – образования, здравоохранения — и деньги эти направить на бесплатный проезд. Это правильное решение или нет? Мне кажется, нет.

А.Нарышкин Ирина возвращает опять к теме парковок для инвалидов. Интересный у нее случай: «На Планетной улице незаконно переместили машину. Пока собственник отсутствовал, нарисовали знак для инвалидов и поставили машину обратно, создав искусственное нарушение». Что делать?

М.Ликсутов Это машину не эвакуировали, ее переместили с одного место на другое, и штраф с нее точно не взяли…

А.Нарышкин Ее поставили обратно, где уже был нарисован знак, если верить…

М. Ликсутов: В Московском метрополитене возможность пользоваться Wi-Fi будет всегда бесплатная

М.Ликсутов Штраф, я уверен, ей не выписали, хотя достаточно необычная история, я думаю, стоит того, чтобы написать нам в департамент — мы разберемся с этим.

А.Нарышкин Вопрос, который пришел с сайта. Пользователь МММ1960: «Последнее время часто по субботам закрываются участки метрополитена. Какие рабочие заняты при проведении этих работ?» На sms, кстати, говорят, что создают некие узкие проходы, которые в условиях сейчас повышенной террористической угрозы, не безопасны. Когда эти ремонты все прекратятся, то есть по выходным вырезания целых сегментов линий?

М.Ликсутов Во-первых, безопасность в метрополитене – это наш приоритет в работе. И правительства Москвы, и метрополитена, в частности. Поэтому, как вы знаете, возможность поменять или отремонтировать рельсы или шпалы у нас есть, если в обычном режиме – это ночное окно, это всего лишь буквально три с половиной часа рабочего времени. За такой объем времени нам поменять, по-настоящему что-то отремонтировать, например, какой-нибудь участок пути, километр или полтора, крайне затруднительно.

А.Нарышкин А почему нельзя, например, пораньше метро закрыть и попозже на следующий день открыть? Я просто объясню вам. Я сам с этим сталкивался с ребенком. В выходной день, по-моему, ехали в какой-то парк по «зеленой ветке», и она была перекрыта. В итоге мы ехали по кольцу каким-то образом. Сознательно не брал машину. И мы оценили все эти пробки, давки буквально на пересадках на кольце.

М.Ликсутов На самом деле пересадки и давки, уверен, что какой-то большой не было, потому что мы за этим следим, и я бы об этом знал.

А.Нарышкин На Белорусской мы 15 минут стояли… переходили с одной станции на другу.

М.Ликсутов Возможно так было, но это такой, вообще, экстренный вариант, при котором, наверное, вам хотелось бы ездить на максимально безопасном метро, быть уверенным в том, что технически оно полностью соответствует всем нормативам и стандартам, и вам не надо об этом переживать и думать об этом. Поэтому еще раз повторю: приоритет у нас безопасности за так называемое технологическое окно, когда мы закрываем движение поездов фактически на один день, мы делаем почти в 10 раз больше работ, чем в обычное ночное окно. Это позволяет нам ускоренным темпом поменять все то, что надо поменять с учетом сроков эксплуатации, с учетом качества эксплуатации. Поэтому такие окна еще будут в 16-м году.

Например, за этот год мы поменяли почти 50 километров рельсов, поменяли старые шпалы на новые бетонные. Серьезно поменяли систему электрических кабелей, систему сигнализации, массу светофорных объектов. Все это позволяет нам с той интенсивности движения Московского метро, к которому ни один метрополитен мира пока не приблизился. Поэтому еще раз повторю: для нас это вопрос безопасности, для нас то вопрос надежности. Это непростые вещи, и мы вынуждены работать по такому сценарию.

А.Нарышкин Значит, еще раз: до какого месяца продолжится?

М.Ликсутов Это будет еще примерно 8 или 10 окон в 2016 году. И я уверен, что этого, наверное, будет достаточно, чтобы в 17 году уже технические окна не делать. Но еще раз повторю, что это крайне важна и нужная работа, которую обязательно надо сделать.

А.Нарышкин Машину инвалида из области эвакуировали от Московского зоопарка. История 10-дневной давности», — говорит Константин. Что ему можно в этой ситуации сейчас сделать: пожаловаться, оспорить?

М.Ликсутов Это необходимо обратиться в органы ГИБДД. Необходимо к ним обратиться. Уверен, что коллеги рассмотрят оперативно и примут правильное решение в этом вопросе.

М. Ликсутов: Через несколько месяцев все кассы в метро будут оборудованы терминалами для оплаты поездок карточкой

А.Нарышкин Убедительная просьба от огромного количества жителей Войковского района города Москвы: «Помогите вернуть, установить на прежнее место остановку общественного транспорта, троллейбусов маршрутов 43 и 6 у театрально зала «Лебедь»; которая теперь находится напротив дома 36. Очень стало неудобно для жителей, особенно для пожилых людей, инвалидов и прочих категорий». С этим можно что-то сделать кроме того, что я вам передам?

М.Ликсутов Вы передадите, я обязательно разберусь с этим. Конечно, можно посмотреть более детально на этот вопрос. И обязательно я на него отреагирую и посмотрю, что можно сделать по этому поводу.

А.Нарышкин А вообще, есть такая история, что по требованию жителей того или иного района появляется новая остановка?

М.Ликсутов Это является новая остановка и перемещается та, которая есть с учетом того, что она была сделана несколько десятилетий тому назад. Поэтому, конечно, процесс живой. Возможность переставлять остановки, делать их более удобными и комфортными, она точно есть. Зачастую это и вопросы безопасности дорожного движения, поэтому мы всегда на эти вещи очень живо и активно реагируем. Проблем нет, мы этот вопрос рассмотрим.

А.Нарышкин У нас немного времени остается. Георгий спрашивает, почему запретили выезд на полосу для общественного транспорта машинам такси?

М.Ликсутов Мы, во-первых, никогда не запрещали и не разрешали. Есть федеральное законодательство и Правила дорожного движения, которые четко предписывают, что можно, чего нельзя сделать любым транспортным средствам по выделенным полосам. Поэтому, коллеги, прошу просто внимательно смотреть на Правила дорожного движения – все написано, кто может ездить, кто не может ездить.

А.Нарышкин Несколько вопросов под занавес про метро. Я думаю, многие москвичи с этим сталкиваются. Хотите ехать с определенным комфортом – заходите в интернет, и там этот обязательный к просмотру рекламный ролик на 20 секунд. Если хотите отказаться от рекламы, должна быть плата 100 рублей в месяц. Это исчезнет когда-нибудь?

М.Ликсутов Исчезнет что – реклама?

А.Нарышкин Да, исчезнет реклама. Чтобы сразу доступ в интернет. Слушайте, я просто сам с этим сталкиваюсь. Вот мне ехать две остановки. Пока это все загрузиться, я уже весь путь проехал. Пересаживаюсь в другой вагон, на другую линию – и опять эта процедура…

М.Ликсутов Вы знаете, в развитие Wi-Fi в метро, который единственно, где работает в мире – это в метрополитене Москвы, мы не вложили ни одной копейки. Это не наш сервис, это не сервис Московского метрополитена. Частная компания которая проложила несколько сотен километров оптических кабелей, сделало эту систему, и как-то ее надо окупать. Поэтому в Московском метрополитене Wi-Fi будет бесплатный, то есть возможность пользоваться Wi-Fi будет именно всегда бесплатная…

А.Нарышкин Всегда будет бесплатная?

М.Ликсутов Всегда будет бесплатная. Это закреплено в нашем 15-летнем контракте, насколько я помню… Именно срок помню. То, что он бесплатный будет, это сто процентов. Но какое-то рекламное объявление необходимо, чтобы компания поддерживала инфраструктуру в рабочем состоянии. Поэтому есть альтернатива: убрать рекламу, но за деньги. Наверное, это разумная альтернатива.

А.Нарышкин Столичное правительство ничего не получает с этого интернета, с этих предложений от рекламы?..

М.Ликсутов Насколько я знаю, компания-оператор этой системы Wi-Fi вложила несколько миллиардов рублей с тем, чтобы эту услугу создать. Мы получаем небольшую арендную плату за кабели, которые установлены…

А.Нарышкин Они вам еще и платят?

М.Ликсутов Она достаточно формальный характер носит, и в большей степени нужна только для того, чтоб обслуживать эту кабельную продукцию и прочее. Поэтому Wi-Fi, еще раз повторю, будет бесплатный.

А.Нарышкин В самом начале эфира вы сказали про 5 миллиардов рублей, собранных с платных парковок за три года. В прошлом эфире с Венедиктовым вы говорили, что эта сумма примерно – это вот за оплату парковок. А есть ли какая-то цифра по деньгам, которая от штрафов?

М.Ликсутов Штраф за неоплаченную парковку за весь период работы этой системы в Москве собран 1 миллиард 300 миллионов рублей.

А.Нарышкин То есть оплачивают парковку на большую сумму, чем штрафуют.

М.Ликсутов Конечно.

А.Нарышкин В общей сложности за три года получатся 6 с лишним миллиардов.

М.Ликсутов Ну, штрафы я бы не брал в учет. Потому что количество штрафов за неоплату парковки у нас в Москве каждый год сокращается.

А.Нарышкин А штрафы тоже идут каким-то образом в казну и перераспределяются?

М.Ликсутов Все деньги и от платной парковки, все до копейки штрафы приходят в казну города Москвы.

А.Нарышкин Последнее самое спрошу: Когда можно будет в метро купить билет за карточку – ну, карточкой расплатиться банковской?

М.Ликсутов Уже при оплате билета, при покупке билета.

А.Нарышкин Я хочу билет купить, и у меня нет наличности – вечная проблема…

М.Ликсутов Оборудовать все кассы терминалами для того, чтобы купить билет – я думаю, что через несколько месяцев все кассы в Московском метрополитене будут оборудованы терминалами для того, чтобы вы могли оплатить поездку вашей карточкой.

А.Нарышкин Время наше подошло к концу. Спасибо огромное! Максим Ликсутов, вице-мэр, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.

М.Ликсутов Спасибо вам большое, хорошего вам вечера!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире