А.Нарышкин Всем добрый вечер! В эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Своими глазами». Меня зовут Алексей Нарышкин, рядом со мной Леся Рябцева. Привет! Сегодня в расширенном составе будем работать.

Л.Рябцева Привет-привет! В двойном.

А.Нарышкин Да, в двойном. Это еще лучше, потому что сегодня у нас замечательный гость Радханатх Свами, известный кришнаитский гуру и, автор книги «Путешествие домой». Возможно, некоторые слушатели ее читали.

Л.Рябцева Некоторые – это я. Я ее читала и заставляла Венедиктова читать.

А.Нарышкин Да, но ты продвинутая в отличие от…

Л.Рябцева Собственно, сегодня гость к нам пришел не один. С нами сегодня еще и его переводчик ВигьямаГосвами.

А.Нарышкин В любом случае, гостям добрый вечер!

Р.Свами Добрый вечер!

Р.СВАМИ: Я люблю Россию, потому что я очень люблю русских людей

Л.Рябцева Я хочу напомнить, что три года назад тот же самый состав был у нас в редакции. Это был эфир «Своими глазами», но с Ольгой Бычковой, и Софой Шеварднадзе.

А.Нарышкин Та же самая передача с Софико Шеварднадзе и, Радханатх, с вами. Как раз и рассказывали про свою книгу «Путешествие домой про то, как американский подросток в поисках себя путешествует по миру и в итоге останавливается в Индии и становится, собственно, тем, кем он сейчас является.

Л.Рябцева Поскольку гость говорит только по-английски и понимает только английский, можно говорить все, что угодно – он нас не сможет поправить. Самая прекрасная часть этого эфира.

А.Нарышкин Замечательно! Я надеюсь, рано или поздно гость нам скажет какие-то слова. Хочется знать в первую очередь ваши впечатления от России.

Л.Рябцева Зачем вы приехали?

Р.Свами Я люблю Россию, потому что я очень люблю русских людей, и у меня здесь много друзей, много учеников. Я приехал для того, чтобы быть вместе с ними и вместе с вами.

Р.СВАМИ: В россиянах я замечаю только особое изящество, культуру и красоту.

Л.Рябцева Это очень мило. Ты таешь уже?

А.Нарышкин Да, конечно.

Л.Рябцева Ты должен растаять.

А.Нарышкин Вы заметили, как поменялись россияне за те три года, что вас здесь не было?

Р.Свами Нет, я ничего не заметил. Я замечаю только особое изящество, культуру и красоту в российских людях. Это очень редкое качество, в мире оно встречается редко. Где бы я ни был, когда я встречаюсь с россиянами, это всегда особая встреча для меня. И мои предки также из России.

А.Нарышкин Это замечательно, что вы в россиянах подмечаете только хорошее, потому что мы здесь, и в частности находясь в России, видим, как люди становятся все агрессивнее и на то масса причин.

Л.Рябцева Ну, то есть да, идет война, которая очень многих между собой сталкивает. У нас распадаются семьи. И, собственно, у вас, мы хотели попросить такой совет, лайфхак: что делать внутри этой агрессии и как себя вести?

Р.Свами Я путешествуюпо всему миру и вижу, что эти проблемы есть повсюду. Это общая проблема и с духовной точки зрения, а я смотрю на все, будучи саньяси с вами, на все с духовной точки зрения. Проблема в смещении ценностей. Нас отвлекают вещи, которые на самом деле не имеют большого значения в жизни. И мы не сосредотачиваемся на самых разных принципах и законах жизни.

Я приведу пример. Когда мне было 8 лет, я сидел на кровати моей матери, и она наносила косметику перед зеркалом. Это было в окрестностях Чикаго в Америке – то место, где я вырос. Она сказала мне: «Все любят моего отца, все любят меня, но мы вовсе не любим друг друга и мы решили разойтись. Мне тогда было 7 или 8 лет, и мысль о том, что мои родители разойдутся, была непостижимадля меня. Я полностью растерялся и заплакал. Я не произнес в ответ ни слова. Я выбежал из комнаты, я сбежал по лестнице вниз, выбежал за дверь. Перебежал через улицу и бежал, бежал, бежал… Моя мать увидела, что со мной случилось.

Несколько часов спустя мой отец пришел с работы. Я знал, что она скажет ему, что случилось. Он зашел ко мне в комнату, и после того, как они закрыли дверь, я приложил ухо к замочной скважине, и я стал подслушивать. И она рассказала, что случилось. В ответ было глубокое молчание. И после этого они решили, что ради своих детей мы останемся вместе. И для них это было непростое решение. Но даже, будучи ребенком, я понял, что они сосредотачиваются на большей проблеме и отметают в сторону меньшую проблему – конфликт между собой.

И несколько лет спустя я никогда не видел более любящей семьи, чем они. Они были очень верны друг другу и у них все наладилось. Потому что они сошлись вместе не на основании того, что они хотели удовлетворить себя, а любовь и союз – единственное, что ими было основано на более высокой ценности, чем их собственное удовлетворение. И к тому моменту, когда моя мать ушла из этого мира, они были женаты 59 лет. Это идея, которую можно к любому аспекту, к любой стороне нашей жизни применить.

Мелочи могут полностью отвлечь нас, и можем ругаться из-за этих мелочей сколь угодно долго. Но это возможно только тогда, когда мы забываем о по-настоящему важных вещах в своей жизни. С духовной точки зрения, мы вечная душа, которая смотрит через это тела, через глаза этого тела, слышит через уши. Мы — жизненная сила внутри. Эта жизненная сила внутри нас – часть бога, частица. Ее природа – любить. Но, когда мы нарушаем связь с этой жизненной силой, мы не можем винить нашу собственную ценность по-настоящему и не можем увидеть ценность в других людях. Потому что с духовной точки зрения каждое существо – наши братья и сестры. И, когда мы нарушаем связь с нами самими, мы не можем вступать во взаимоотношения с другими и ценить других людей. Это универсальный принцип, это суть любой религии.

В Библии Иисус говорит, что обретет человек, если он обретет весь мир, но потеряет свою душу. Бхагавад-гита ответственно говорит то же самое: душа исполнена вечности, знаний и блаженства. Когда мы понимаем, что наша истинная цель – стать инструментом любви, которой мы были порождены, то все остальные вещи становятся неважными. Это очень важно в России и повсюду в мире. Мы должны сосредоточиться на том, что по-настоящему важно в жизни. Это то, как мы можем связаться друг с другом и как мы можем вступить во взаимоотношения, исполненные любви и сострадания по отношению друг к другу.

А.Нарышкин Вы рассказали про вашу личную историю, вашу семейную история взаимоотношений между вашим отцом и вашей мамой. Тогда вопрос про любовь. А что в вашем понимании любовь?

Р.Свами Самая важная потребность всех живых существ – любить и быть любимым. Вещи могу дать какое-то удовлетворение уму или чувствам нашим, но никакие вещи не могут удовлетворить по-настоящему наше сердце. Только любовь и ощущение того, что нас любят, могут дать ощущение полноты сердца. Это существенная фундаментальная потребность любого человека. Как маленький ребенок. Мы можем дать ребенку очень много красивых одежек, игрушек, но, если родители не любят его, ребенок никогда не будет счастлив.

Я однажды встречался с матерью Терезой. Она сказала мне, что величайшая проблема в этом мире – это голод. Но не голод желудка. Эту проблему легко решить, дав ему немножко поесть. Это голод сердца. Она сказала: «Когда я путешествую по всему миру, будь это Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Лондон или Москва, куда бы я не отправилась, самые богаты люди – самые бедные люди. Сердца их голодают, потому что только любовь может исполнить потребность сердца». Источником этой любви является изначальная любовь души к Богу. Есть только один Бог для всех религий, у него разные имена. Он изначальный отец, изначальная мать.

Когда мы поливаем корень дерева, то эта вода распространяется по всем частям дерева. Подобно этому – когда мы открываем любовь к Богу внутри себя, и когда мы испытываем, что Бог любит каждого из нас лично, то естественным образом мы будем смотреть на других, как на братьев и сестер. Нам может не нравиться, что они делают, но, тем не менее, мы будем чувствовать родство с ними. Когда любовь исходит из души – это глубочайшее чувство.

В цивилизованном обществе люди любят людей и пользуются вещами, но в современно мире очень часто люди любят вещи и пользуются другими людьми, чтобы получить вещи. Это очень пустая концепция счастья, очень внешняя, поверхностная. Чем больше мы связаны душой с Богом и чем больше мы связаны друг с другом на этом уровне, тем глубже мы сами и наши чувства глубже. И ей не могут помешать никакие обстоятельства, которые меняются в этом мире.

А.Нарышкин В программе «Своими глазами» сегодня Радханатх Свами, известный кришнаитский гуру.

Л.Рябцева Автор книги «Путешествие домой», которую читала только я в этой студии.

А.Нарышкин Я прочитаю.

Л.Рябцева Теперь придется.И Бхакти ВигъянаГосвами помогает нам переводить нашего гостя сегодня. От меня можно вопрос, лайфхак? Как люди приходят в религию: им очень хорошо или решают что-то поменять в своей жизни и поделиться этим, или же, наоборот, им очень плохо?

Р.Свами Разные люди приходят по разным причинам?

Р.СВАМИ: Нас отвлекают вещи, которые на самом деле не имеют большого значения в жизни

Л.Рябцева Но как они выбирают религию?

Р.СвамиВ Бхагавад-гите есть очень красивый стих, который описывает, что, как правило, люди приходят в религию либо, потому что они несчастны и страдают, или они нуждаются в деньгах, или у них есть любознательность и они хотят познать истину, или потому что они действительно хотят познать абсолютную истину и хотят обрести связь с Богом. Настоящий принцип религии: не просто узнать чтоновое, а поменять свое сердце, преобразиться. Настоящая религия заключается не в том, чтобы приписать себе какое-то внешнееобозначение – я то или сё, — а настоящая религия – это преображение высокомерия в смирение, жадности – в щедрость, эгоизма, эгоистического вожделения – в бескорыстную любовь, чтобы пробудить дремлющую в нас любовь, которая есть в каждом из нас. Когда мы почувствуем эту любовь, мы естественным образом почувствуем смирение. Мы почувствуем себя слугой других и слугой Бога, и мы станем инструментом сострадания.

В своей книге я рассказываю историю о том, какя жил с человеком на берегу Ганга. Его звали Нарайн. И каждый день он отводил меня к своему другу. Он был мусульманином, и его звали Мухаммед. Мухаммед рассказывал о Коране, а Нарайн рассказывал о Бхагавад-гите или о Ведах. А я говорил о том, что я знаю. И мы не соперничали друг с другом, мы делились друг с другом. Иоднажды я сидел на берегу Ганга. Я спросил Нарайна, как это может быть, что в стране, где столько конфликтов междумусульманами и индусами, вы лучшие друзья друг с другом? Я никогда не забуду, что он мне сказал. Это было в 1971 году, но до сих пор я ясно и отчетливо помню, что он мне ответил. Он сказал, что собака распознает своего хозяина, в какую бы одежду он не был одет. Ее хозяин может быть в смокинге, в пиджаке, в костюме, с галстуком и майке или в нижнем белье, или, может быть, даже голым – но собака распознает своего хозяина независимо от того, как он одет. И он сказал: «Если мы не можем распознать своего хозяина, своего господина, который одевается в различные одежды и приходит в различных обличиях для разных народов, то это значит, нам еще есть, чему поучиться у собаки».

А.Нарышкин Я все-таки не понял, стоит ли пробовать разные религии? И ваш совет.

Р.Свами Мы должны искать истину, суть. Религию не нужно менять. Но мы должны попытаться найти суть и попытаться следовать по стопам настоящих святых, которые показывают на своем примере, на примере своей жизни, что значит, быть религиозным человеком. Например, Иисус говорит: «Люби бога всем своим сердцем и люби своего ближнего, как самого себя» — это первая и самая важная заповедь. И каково естественное следствиеэтой любви – то, что мы будем любить своего ближнего, как самого себя. И на самом деле все наши ближние: черные, белые, красные, желтые, мужчины, женщины, на востоке, на западе. И даже не важно, люди они или слоны. Там, где есть жизнь – жизнь священна. Окружающая среда, земля, на которой мы живем, планета. Мы должны уважать присутствие бога в сердцах людей. И это суть любой религии – то, каким образом мы можем проявить свою любовь к Богу.

Л.Рябцева Нас слушает очень много скептиков наверняка, я уверена в этом, которые, конечно же, вас послушают, но скажут, что «я не могу быть таким добрым, мягким, духовным».

А.Нарышкин Слишком позитивно.

Л.Рябцева «…Слишком позитивно – всех любить, потому что мной будут пользоваться, и я могу потерять свою работу, если я буду увлекаться духовностью, да и, собственно, зачем мне это?»

Р.Свами Если вы на самом деле духовны, вы не будете бояться того, что вы потеряете свою работу, и вы не потеряете свою работа на самом деле. Будете жить очень динамичной жизнью, потому что в вашей жизни будет высший смысл. Ничего духовного нет в том, чтобы позволять другим эксплуатировать себя. Но, если мы понимаем, что Бог дал мне мои таланты, и что все, что окружает меня, принадлежит Богу, и я пытаюсь использовать это, уважая других, как проявление богатства, которые я обнаружил внутри, которые есть в душе каждого человека, в сердце каждого человека. На самом деле сострадание является самой сильной мотивирующей силой, могущественной мотивирующей силой. Мать любитребенка. Делается ли она от этого ленивой? Она готова работать 24 часа в сутки, преодолевать любые трудности, потому что у нее есть высшая цель.

Поэтому не важно, кем бы мы ни были – врачами, политиками, юристами, инженерами, бизнесменами или журналистами на радио, или даже маленькими Свами, — если нами движет желание жить цельной честной жизнью и служить другим, это даст нам большую силу, большое мужество. Но не для того, чтобы причинять боль другим, а чтобы служить другим. Что является большей силой: щедрость или жадность? Любовь или ненависть? Злоба или сострадание? И то и другое очень могущественные силы. Но позитивное – более высокое, потому что оно на самом деле даем нам возможность соединиться с высшей силой.

И это может сделать каждый человек, пусть в небольшой степени. Если мы стремимся к этому, мы сможем это сделать. И для этого мы должны проводить какое-то время с людьми, которые воодушевляют нас жить в соответствии с этими высшими ценностями и добродетелями. Если мы будем уделять время духовной практике той религии, в которой мы находимся, для того, чтобы вступить в эту внутреннюю связь.

Каждый из нас по-своему может внести какой-то вклад в этой дело, если мы просто настроены на это. Именно в этом случае настоящий смысл придет в нашу жизнь. Есть поговорка: Вы можете судить о своем богатстве, если в вашем распоряжении есть вещи, которые невозможно купить за деньги. Даже если мы работаем ради денег, что делает большинство людей, мы не должны забывать или пренебрегать самой важной вещью с жизнью: наши отношения с другими, наши отношения с Богом и с нами самими, с нашей внутренней сутью. И нам нужно уделять время для того, чтобы эти отношения становились крепче.

А.Нарышкин Я вас хотел вернуть в Россию. По данным статистики – власти недавно обнародовали – более 20 миллионов человек живут за чертой бедности. Понятное дело, что эта ситуация не уникальна. Вы сами об этом сказали в начале программы, в той же Индии все наверняка хуже обстоит. Что вы посоветуете тем, россиянам, которые оказались в такой ситуации, которые едва сводят концы с концами, им не хватает денег на еду: думать о Боге, думать о хорошем, о позитиве?

Л.Рябцева Одной верой сыт не будешь.

Р.Свами Я бы хотел ответить на этот вопрос с двух точек зрения, двух разных. С одной – одна из главных причин нищеты в мире – это жадность. Одни люди становятся богаче, богаче и эксплуатируют других, и им все равно, что при этом чувствуют другие. Простой пример: в Индии главная причина, почему люди безграмотные – это голод, потому что маленькие дети предпочитают просить милостыню илиработать и зарабатывать какие-то гроши, чем сидеть в школе и пытаться сосредоточится на чем-то, на чем они не могут сосредоточиться из-за голода. И намобратились администрации школ, чтобы готовили пищу. Мы стали делать это, и примерно на 30% увеличилась посещаемость школ. Дети начали ходить в школу, потому что их кормили там.

Я знаю одного человека, он очень богатый человек, промышленник, он и его жена. Анонимно, не говоря ни кому, каждый день они кормят около 100 тысяч детей. Они дают деньги для этого. Почему? Потому что им не все равно. Они знают, что если эти дети получат образование, они смогут жить полноценной жизнью, а если они не смогут этого сделать, то нищета будет увеличиваться. Если бы богатые люди по-настоящему заботились о других не для достижения политических целей, а из-за совести, которая говорит им это изнутри. На самом деле мы просто-напросто заботимся о том, что нам дал бог, и мы должны использовать это на благо других. Именно эта щедрость и сострадание могут дать возможности для людей выйти за пределы бедности и нищеты.

Что касается людей, которые оказались в этой ситуации, нам нужно стараться и,в конечном счете, мы можем обнаружить счастье внутри. И независимо от того, сколько у нас есть – много или мало – если мы будем испытывать радость помогать другим и, заботясь о других, мы можем обнаружить этот источник счастья внутри. И это поможет нам быть в связи с самими собой. Это позитивное отношение может давать нам импульс тому, чтобы стать лучше и быть лучше.

НОВОСТИ

Л.Рябцева Это программа «Своими глазами». С вами Леся Рябцева, Алексей Нарышкин. Напомню, что у нас в гостях Радханатх Свами, автор книги «Путешествие домой» и его переводчик и наш уже новый друг Бхакти ВигъянаГосвами. Мыговорим про любовь, про Россию, про то, как все замечательно. Только есть маленький недочет: мы с вами находимся в России, и здесь очень странно относятся к людям, которые ходят в оранжевых одеждах. Вы ходите по улицам, поете песни, пугаете народ, и люди считают вас… принимают либо за фанатиков, либо за секту. Может быть, вас это устраивает, либо вы что-то хотите с этим делать?

Р.Свами Я не знаю слишком много об этом. Принцип таков, что мы не должны быть фанатиками. Духовная жизнь не зависит от того, как мы одеты. Она зависит от состояния нашего сердца. Мы можем одеваться в разные одежды, мы можем одеваться в такие же одежды как вы, в хорошие одежды, но при этом любить Бога, при этом быть инструментом милости Бога. Духовная жизнь не зависит от одежды. Он зависит не от того, что мы поменяли одежду, а от того, что мы поменяли сердце.

В то же время на каждом духовном пути люди хотят поделиться тем, что у них есть. Мы не должны делать это свысока, мы должны проявлять сострадание и смирение. В нашей традиции мы идем по пути бхакти. Это значит, любовь и преданность. Есть много имен Бога, но мы зовем его Кришна. Кришна – значит, самый красивый, очаровательный, высший объект любви каждого. Харе – это имя женского, материнского, сострадательного аспекта Бога, его энергии. Рама – это значит, что, когда мы связаны с Богом, когда наша душа связана с ним, то тогда мы испытываем высшее блаженство, и мы можем поделиться этим блаженством с другими. И, когда мы повторяем Харе Кришна, Харе Рама, мы всего-навсего делимся этой радостью.

Л.Рябцева На радиостанции «Эхо Москвы» звучала мантра. Я впервые за 25 лет, наверное, слышу мантру.

У вас же наверняка есть какая-то цель в жизни. Какая это цель?

Р.Свами Поднять над сектантскими эгоистическими частными заботами нашей жизни и по-настоящему связать свое тело, свой ум с душой, с источником жизни в нашем теле и обнаружить внутри себя сокровища любви. Если мы просто свяжемся с собой, восстановим эту связь, и обретя эту любовь, поделиться ее с другими и стать ее инструментом, через то, что мы делаем в наших отношениях, нашей профессией, нашим телом, умом и речью.

А.Нарышкин Вы верите в то, что все находится в руках Бога, в Божественное провидение, что Бог ведет тебя по жизни? И в любом случае, если какие-то неурядицы в жизни, то, видимо, бог тебе посылает такое испытание, и будет все потом обязательно хорошо.

Р.Свами Бог дает нам свободную волю, и мы можем причинить другим зло или, наоборот, сделать что-то хорошее. Приведу пример. Один из моих друзей, с которым я вырос, — его отец был самым богатым человеком – по соседству, и,когда он умер, он оставил двоим своим сыновьям одинаковое количество денег, много денег. Старший сын сделал то, что отец попросил его сделать – он купил ранчо в Орегоне – это очень красивый штат в Америке – он построил там хороший дом, завел лошадей, женился, вырастил детей. Они сталиходить в университет, колледж.

Другой брат из-за дурного общения хотел увеличить свои деньги, и он стал продавать кокаин. Его арестовали. Это случилось 35 лет назад. Этот человек до сих пор в тюрьме. То же самое количество денег: один в тюрьме, другой воспитывает замечательную семью. Может ли младший сын обвинять своего отца в том, что с ним случилось? Это был его выбор, его решение. Как мы пользуемся тем, что есть у нас? У нас есть свободная воля или мы можем заставить других страдать и, в конце концов, будем страдать из а этого сами. Мы можем приносить другим счастье и стать счастливыми сами. В какой бы ситуации мы не оказались, мы должны принять ответственность за эту ситуацию на себя, и мы должны реагировать на эту ситуацию с внутренней ценностью, честностью, и именно эта внутренняя честность помогает нам почувствовать связь с богом, потому что именно наша внутренняя честность является признаком преданности Богу.

Л.Рябцева Мне кажется, что в религии очень много пересечений. Если читать Гиту и потому перечитывать Гиту, то можно найти, по крайней мере, одну суть – это так, нет? А-а! Понял? Я получила пятерку!

Р.СВАМИ: Настоящая религия – это преображение высокомерия в смирение, эгоизма – в бескорыстную любовь

Р.Свами В моей собственной жизни я именно хотел найти эту суть, общую суть, и я очень глубоко верю, что нужно найти некую духовную суть внутри себя.Я обошел почти полмира, и я практически в любой религии видел красоту и любовь, и я также видел очень много уродства и ненависти в религиях. И я понял, что суть всех великих религий – это отдать свое сердце Богу для того, чтобы стать инструментом в его руках.

А.Нарышкин В программе «Своими глазами» сегодня Радханатх Свами, кришнаитский гуру и проповедник, автор книги «Путешествие домой». Вы сказали про страдания чуть выше. Я недавно посмотрел фильм российский документальный про ребенка аутиста «Антон тут рядом», который живет в России, и судьба его незавидна. Вопрос как раз про страдания. Почему людям, в данной конкретной ситуации родителям, и этому ребенку посылаются такие испытания? Для чего людям страдания?

Р.Свами Есть представление о карме. В Библии тоже говорится: «что посеешь, то и пожнешь». Есть закон физики, который утверждает, что на каждое действие есть равное противодействие. Когда мы причиняем боль другим, торано или поздно эта боль вернется к нам. Если мы делаем других счастливыми, рано или поздно это счастье тоже придет к нам. Атма или жизненная сила, душа внутри нас проходит через многие жизни и проходила через разные судьбы, которые мы создали своими собственными усилиями, своим выбором. Мы получаем то, что мы должны получить, но это не должно нас делать равнодушными к страданиям других, ссылаясь на то, что они сами виноваты или погружаться в депрессию.

Эти представления должны помочь нам почувствовать ответственность за свою собственную жизнь. Что бы мы ни делали, мы отвечаем, мы будем отвечать за это. И, когда мы видим других людей, их страдания – маленьких детей или родителей их – мы должны думать, что мы можем сделать, чтобы помочь им, чтобы возвысить их как-то. Мы, как общество,должны давать всех необходимое им для того, чтобы как-то вылечить их. Но даже если ничего не поможет, а такиеслучаи бывают, если мы дадим этим людям сострадание, они могут возвыситься над той ситуацией, в которой оказались, над тем страданием, в котором оказались.

В своей жизни я вижу страдания, которые испытываются люди в больницах. Мы можем помочь им с медицинской точки зрения, но одновременно с этим нужно помочь им воспринимать жизнь определенным образом. И помочь им воспринимать вечные души в себе и в других, чтобы эти люди, даже испытывающие страдания, могли чувствовать удовлетворение от своей жизни, даже проходя через эти трагедии, понимая более широкую картину.

А.Нарышкин Но, что делать людям, которые как раз сами и страдают: опять же те же родители, у которых больной ребенок, и больной ребенок? Надеться на то, что в следующей жизни у меня все будет хорошо, потому что душа переселится в другую оболочку?

Р.Свами Родители должны давать всю возможную любовь физическую, эмоциональную, духовную своему ребенку, и это само по себе освободит их от страданий.

А.Нарышкин А ребенку, который страдает, который не понимает, за что ему это заболевание?

Р.Свами Что касается ребенка, то важней всего, чтобы родители помогли ему пройти через это. Я знаю детей, которые рождались с дефектами, которые никогда не смогут ни говорить, ни ходить, ни даже ни сидеть, полностью зависимых от своих родителей, и постоянно испытывающих боли и страдания. Когда дети рождаются с этими болезнями – и я знаю детей, которые прожили в 12 лет в таком теле – и я много раз видел одну и ту же вещь – что они, тем не менее, откликаются на любовь. Они не могут понять, что вы им говорите, но они могут почувствовать, что вы заботитесь о них и любитеих. И они становятся счастливыми, ощущая это. Я знаю родителей, которые считают, что это величайшее благословение в их жизни – иметь ребенка, которого они могут любить абсолютно бескорыстно. Разумеется, они отдали бы все что угодно для того, чтобы ребенок их стал здоровым, но это не в их силах. И вместо того, чтобы чувствовать, что на них лежит проклятие, они чувствуют, что это благословение, которое пришло в их жизнь, потому что мы можем бескорыстно любить ребенка и видеть, как этот ребенок откликается на нашу любовь.

Ищите и обрящете. В какой бы ситуации вы не находились, если вы ищете благословение и возможности, вы найдете возможности. Можно всегда быть хорошим и делать хорошие дела, чтобы стать инструментом.

Л.Рябцева Если я хочу начать духовную жизнь, с чего я должна начать? НЕРАЗБ. переодеться как-то, ходить в храмы – что я должна делать?

Р.Свами Вы уже сделали правильный первый шаг: вы задали вопрос. Начинается все с вопроса. Есть ли что-то большее, чем эти поверхностные вещи, которые заставляют нас ругаться друг с другом. Есть ли что-то большее, чем моя жадность, сомнения в себе, комплексы, которые у меня есть? Кто я такой? Что принесет смысл в мою жизнь? Есть ли Бог и кто он такой? С этого начинается духовная жизнь. И тогда мы начинаем искать людей, которые могут воодушевить нас и дать знания, ответы на эти вопросы. И какая бы религия это ни была, мы начинаем применять ее в своей жизни, очень хорошо понимая, какой цели мы должны достичь, правильной цели, не ложные цели. Ложная цель у меня есть. Это одержимость: я хочу чувствовать себя лучше других. И поэтому моя религия самая лучшая.

Мы не должны пользоваться религией как инструментом комплекса превосходства над другими. Мы должны искать религию для настоящей цели. А Иисус говорил, что смиренные унаследуют царство Бога. Для этого человек должен быть смиренным и стать слугой других.

Л.Рябцева Я знаю, что у вас выходит новая книга. И я ее, если честно, очень-очень жду, но конечный выход ее переносится, и запланировано это все теперь на апрель 16-го года. Я даже немножко обижена, что она не выходит, и вы задерживаете выпуск этой книги, потому что фанаты в России страдают. У меня есть только «Путешествие домой» и все.

Собственно, о чем эта книжка? Мне казалось, что вы в первой уже все рассказали.

Р.Свами Я рассказал все, но затем решил написать вторую книгу.

Л.Рябцева И, кстати, почему? Я знаю, что в книжке «Путешествие домой» сказано, что ваш друг – его имя Джон Фэйворс, если я не ошибаюсь, -он попросил вас написать книжку о своем пути, и так появилось «Путешествие домой». А вторая книжка – кто вас попросил ее написать?

Р.Свами Вторая книжка называется «Путешествие вглубь себя». Она описывает универсальные принципы или учение бхакти. Я описываю там различные события мой жизни, которые случились со мной после того, как закончилось «Путешествие домой». Эти истории иллюстрируют учение, о котором я рассказываю. Я ответил на ваш вопрос?

Л.Рябцева Да, кроме одного: почему так долго не выходит книга?

Р.Свами Редакторы, публикаторы…

Л.Рябцева Главное, что она, конечно, закончена, несомненно. Мы все теперь ждем.

Р.Свами Две недели назад я встречался с издателем книги. В апреле 2016 года – наверняка.

Л.Рябцева Наверняка? Все может опять перенестись.

А.Нарышкин С вами автор книги «Путешествие домой», автор еще и второй книги, которая готовится к публикации.

Л.Рябцева «Путешествие внутрь себя» — как-то так она будет называться?

А.Нарышкин …Сегодня гость на «Эхе Москвы», гость программы «Своими глазами». Здесь Леся Рябцева, и Алексей Нарышкин…

Л.Рябцева Подожди, еще Бхакти ВигъянаГосвами.

А.Нарышкин Да, конечно, который помогает нам с переводом. В прошлый раз, когда вы были в нашей студии, вы сказали следующую вещь. Вы рассказывали про ваше прошлое и Грецию, и я процитирую даже: «Я каждый день отправлялся на вершину горы и с восхода дозаката просил Бога, чтобы он направил меня. Ив какой-то момент я услышал голос: «Отправляйся вИндию», — сказали вы три года назад в нашей студии. Из этого я сделал вывод, что Бог откликается на просьбы, если я вас правильно понял. В этой связи у меня к вам вопрос: О чем можно и о чем нельзя просить Бога и как надо правильно просить о чем-то?

Л.Рябцева Спросил корыстный Нарышкин.

Р.Свами К Богу можно обращаться по-любому, это хорошо.Можно обращаться к нему, потому что вы попали в беду. Но по мере того, как мы становимся более зрелымив духовном отношении, мы не обращаемся к Богу, чтобы он решил наши проблемы, мы обращаемся к Богу, прося его, чтобы он далнам мудрость, силу, чтобы исполнить его волю. Величайшая молитва, которую я знаю: «О! Мой Господь, помоги мне служить тебе! Как я могу исполнить твою волю?» Это гораздо более глубокое выражение людей к Богу, чем просьба: «Бог, сделай, как я хочу». Надо, безусловно, обращаться к Богу, чтобы он помог решить нам наши проблемы. Это хорошо, потому что мы признаем его тем самым, признаем свою зависимость от своей милости.

А.Нарышкин Но вряд ли Бог может помочь закрыть, например, кредит, ипотеку, расплатиться с квартирой.

Р.Свами О, эти проблемы можно решить, даже если вы не верите в Бога. Зачем беспокоить Бога по этим пустякам. Хотя, если мы просим об этом Бога, по крайней мере, мы признаем его существование. Но по-настоящему к Богу обращаться нужно «Помоги мне служить тебе. Помоги мне преодолеть препятствия, которые отделяют меня от любви к тебе». Все остальное приложится.

Л.Рябцева Зачем быть вегетарианцем?

А.Нарышкин Вы, как вегетарианец со стажем, как сегодня завтракали, обедали и будете ужинать.

Л.Рябцева Мы сегодня прекрасно обедали, делали это вместе, кстати.

А.Нарышкин Вот ваш рациона?

Л.Рябцева Мясоеды переживают просто. Они не знают, что есть кроме мяса гарниры.

Р.Свами Я не ем ни мясо, ни рыбу, ни яйца, ни птицу и ничего подобного. Был вегетарианец мистер Келлог, и для того, чтобы облегчить жизнь вегетарианцам, выпустил эту серию продуктов Келлог. У него была хорошая формула. Он говорит: «Мы не должны есть то, что может убегать от нас, уплывать от нас или улетать от нас». И много этих замечательных злаков: рожь, пшеница, овес. Замечательные травы. Огромное количество для того, чтобы поддерживать свое здоровье. Они помогают поддерживать здоровье в теле и сознание. У многих людей есть собака, и они знают, что собака откликается на любовь.

Но, если собака и кошка откликаются на нашулюбовь, то почему-то же самое не отнести к корове или к козе? Корова будет плакать, если ее теленок будет ранен. Почему мы должны причинять боль живым существам, которые находятся в телах животных? Чем в большей степени расширяется наше сострадание и распространяется на другие виды жизни, тем в большей степени мы можем почувствовать истинное сострадание внутри.

Мы вегетарианцы, потому что мы хотим развить в себе сострадание, почувствовать сострадание. Мы не верим в то, что есть какая-то необходимость проливать кровь других существ и причинять боль, если можно не делать этого. Сегодня утром у меня была овсяная каша и фрукты и много замечательных других вещей. На обед у меня был рис и хлеб и сладости и паста и картошка.

Л.Рябцева День обжорства был.

А.Нарышкин Никакого алкоголя.

Р.Свами Нет. Мы не принимаем никакие одурманивающие вещества, потому что алкоголь и наркотики затуманивают наше сознание, и они привязывают к себе, порабощают нас, а мы хотим вернуть наше сознание в некое изначальное состояние.

Л.Рябцева Я бы разговаривала и разговаривала. Самыйпоследний вопрос. Вот ты приходишь после работы очень уставший и привык выпивать бокал красного вина или бутылочку пива или еще что-то в этомроде. И, если не алкоголь, то чем же расслабляться-то?

Р.Свами Много различных способов расслабляться. В нашей жизни мы слушаем замечательную духовную музыку, читаем книги, беседуем с людьми, ведем легкую,о очень воодушевляющую беседу. Есть духовные формы развлечения. Есть формы развлечения, которые возвышают нас.

Л.Рябцева И те, которые понижают, видимо. Слава богу, в этой студии появился человек, который проповедует, собственно, вегетарианство как минимум, как и я. Это был программа «Своими глазами». Алексей Нарышкин, Леся Рябцева, и наши гости: автор книги «Путешествие домой» Радханатх Свами и Бхакти ВигъянаГосвами. Буду ждать я апреля 16-го года, собственно, когда можно будет купить книгу нашего гостя.

А.Нарышкин Я пойду в магазин, куплю себе…

Л.Рябцева «Путешествие домой».

А.Нарышкин Нет, куплю себе овощей…

Л.Рябцева Я тебе приготовлю из него ланч. Расскажу, что можно есть кроме мяса. Спасибо, до свидания!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире