'Вопросы к интервью
18 июля 2017
Z В круге СВЕТА Все выпуски

Метро — сегодня и завтра!


Время выхода в эфир: 18 июля 2017, 20:05

С. Сорокина Здравствуйте. Это программа «В круге Света». У нас сегодня очень московская тема. Тема метро московского. Мы давно об этом не говорили и вот оказия. У нас в студии Роман Латыпов, первый зам. начальника московского метрополитена. По стратегическому развитию и клиентской работе. Здравствуйте.

Р. Латыпов Здравствуйте, Светлана.

С. Сорокина Давайте сразу определим. По стратегическому развитию и клиентской работе — звучит, конечно, оно как-то загадочно. Что конкретно входит в круг ваших обязанностей. А что вы, может быть, не знаете и не будете отвечать, чтобы сразу сориентироваться.

Р. Латыпов В мой круг обязанностей входят вопросы развития метрополитена, то есть все новые сервисы, новые услуги, которые предлагаются. В мой круг обязанностей входят экономические и имущественные вопросы, которые есть у метрополитена. И, разумеется, вопросы обслуживания пассажиров. То есть обслуживание как в кассах, так и на информационных стойках. В виде продажи билетов, в виде мобильных решений, мероприятий, которые проходят в метрополитене и так далее. То есть в целом в метрополитене в двух словах если — отвечаю за пассажиров и за развитие.

С. Сорокина А комфорт пассажиров тоже все-таки ваше.

Р. Латыпов Разумеется, в целом любые вещи, которые касаются комфорта пассажиров я тоже…

С. Сорокина Очень хорошо. Замечательно. Я предлагаю нашим радиослушателям писать мне sms, вопросы реплики по номеру +7-985-970-45-45. Пожалуйста, присылайте свои вопросы. И мы, пожалуй, начнем вот с чего. Сегодня ночью так получилось, что Роман Маратович спал мало, как признался сейчас, поскольку на станции метро «Маяковская» именно ночью, когда все поезда прекратили свое движение, там был показ первого эпизода седьмого сезона «Игры престолов». И счастливчики в числе 350 человек пришли смотреть это. Ну как прошло?

Р. Латыпов Светлана, прошло прекрасно. Несмотря на то, что все мало спали, я сам общался с пассажирами, которые там были, с гостями. Все на самом деле в диком восторге.

С. Сорокина Что такое дикий восторг?

Р. Латыпов Все чувствовали, что они погружены в атмосферу фильма как никогда. И в целом это незабываемое ощущение смотреть фильм, находясь на глубине 30 метров под землей. Приблизительно такая глубина «Маяковской», и это действительно атмосфера. Действие фильма происходит в средневековые времена. Это фэнтези. И станция «Маяковская» реально прибавляет антураж вокруг, то есть чувствуешь себя прямо погруженным в фильм. И в резкий момент фильма, когда резко высунулась из-под двери рука, подпрыгнул весь зал. То есть действительно это чувство полного погружения в то, что происходило.

С. Сорокина Я видела буквально одну фотографию в Интернете, очень красиво выглядела станция. Там были по бокам поезда, открыты двери, и вы там попкорном угощали?

Р. Латыпов Вы знаете, действительно угощали попкорном, но двери были закрыты в поездах. Поезда стояли в целях безопасности для того, чтобы…

С. Сорокина Никто не свалился.

Р. Латыпов Да, абсолютно. Попкорном действительно угощали, то есть, как выглядело мероприятие: стоял большой экран ЖК, очень яркий. Он был приподнят так, чтобы было видно, стояли кресла, то есть было 350 мест. И стоял отдельно стол с попкорном, и было несколько развлекательных секций. Стоял железный трон – один из ключевых артефактов.

С. Сорокина В общем, наигрались.

Р. Латыпов Да.

С. Сорокина Все были довольны. А во что вам это обошлось? Это дорогое мероприятие?

Р. Латыпов Метрополитен на эту активность, как и на другие мероприятия ночью в метро не потратил ничего.

С. Сорокина Как это может быть?

Р. Латыпов Мероприятие реализуется теми организациями, которые хотят что-то реализовать за свой счет в метрополитене.

С. Сорокина То есть такое продвижение продукта.

Р. Латыпов Абсолютно, это не коммерческая для метрополитена история. И там можно зайти на сайт госзакупок и убедиться, что никаких закупок метрополитен просто не производил.

С. Сорокина А попкорн?

Р. Латыпов Тоже был за счет…

С. Сорокина С ума сойти. Скажите, а зачем вообще все это надо? Вот единственное, что интересует тех, кто, наверное, злобствуют те, кто не попали, сразу скажем, что это разыгрывалось в мобильном или в соцсетях.

Р. Латыпов В официальных соцсетях. То есть у нас 4 соцсети было: твиттер, Инстаграм, фейсбук и Вконтакте. И разыгрывалось две номинации. Первая – нужно было какой-нибудь мем, смешную картинку сделать с «Играми престолов», либо оценить мобильное приложение и выложить там же.

С. Сорокина И вот эти счастливчики, которые выиграли. Попали. Так зачем это надо, что за ерунда. Люди приходят для того чтобы в метро переместиться из пункта А в пункт Б. И вдруг какие-то игры. То у вас кто-то там на скрипке играет, то балет, что меня вообще повергло. То у вас киношку показывают. Ну что это такое.

Р. Латыпов Вы знаете, в этом и вопрос, мы как раз как метрополитен хотим, чтобы московский метрополитен воспринимался не только как транспорт, как самая эффективная транспортная система и самая надежная. Московский метрополитен действительно имеет впечатляющие параметры в части количества инфраструктуры, которая есть. У нас светофоров больше, чем в любом городе миллионнике в метрополитене. При этом мы хотим, чтобы метрополитен на самом деле воспринимался как компания, которая связана с обслуживанием пассажиров. И основная цель мероприятий – поменять восприятие пассажиров, чтобы они воспринимали, в том числе как интересный объект, культурный.

С. Сорокина Я бы даже сказала, лучше, чтобы как дружественная среда.

Р. Латыпов Абсолютно. Несмотря на то, что в метрополитене ходят поезда. Несмотря на то, что приходится спускаться под землю. Мы хотим вызвать интерес к метрополитену именно как культурному объекту. И поэтому мы все мероприятия делаем, отражая то, что происходит в обществе. Вы действительно правы, мы делали в рамках проекта «Ночь в метро», «Ночь йоги» была в метро. Люди могли заниматься йогой всю ночь.

С. Сорокина Кто у вас креативит так?

Р. Латыпов Мы все вместе стараемся. У нас в период проведения кубка конфедерации был кремлевский балет. Потрясающее мероприятие. На «Новослободской», в том числе иностранных болельщиков было много. Из Мексики, Чили.

С. Сорокина Еще поговорим. Что-нибудь на будущее. Утечку информации. Что в творческих планах.

Р. Латыпов Вы знаете, в фильмах есть такое понятие распространенное – спойлер. Это когда мы вперед говорим событие, что-то портим вперед. Вот мы этим никогда не занимаемся. И заранее никогда не говорим о том, что будет.

С. Сорокина А есть уже что-то в голове уже? Какие-то планы.

Р. Латыпов В голове, конечно же, есть. Мы много вещей прорабатываем. Но не буду выдавать спойлер.

С. Сорокина Хорошо, на этом остановимся. Давайте теперь по делу. Итак, наше метро московское, если верить каким-то официальным справкам, пятое в мире по интенсивности использования. Это так?

Р. Латыпов Да.

С. Сорокина После азиатских в основном столиц. Пекина, Шанхая.

Р. Латыпов Даже не в основном, действительно после азиатских столиц. То есть во всем западном полушарии в Европе и США московский метрополитен это крупнейшая транспортная система. Больше просто нет.

С. Сорокина Сколько у нас ежедневно перевозится людей?

Р. Латыпов 8,5 миллионов человек перевозится каждый рабочий день. При этом бывает больше 9 миллионов. То есть рекорды определенные тоже бывают.

С. Сорокина Это ежедневно. Теперь скажите мне, а что делается для того, чтобы как-то справиться с самыми трудными пиковыми часами. Потому что иногда заходишь в метро, а сейчас из-за всей политики выдавливания автомобилистов из города приходится все чаще спускаться в метро, и вот бывает очень некомфортно, когда битком вагоны, когда стоишь на платформе, стараешься отойти от края, потому что как бы ни спихнули. Так много народу. И вспоминаются сразу какие-нибудь картинки из Японии. Где специально обученные люди заталкивают людей, чтобы они поплотнее вошли в вагон. Что у нас делается для того, чтобы как-то разгрузиться?

Р. Латыпов Вы знаете, это путь Японии, конечно, у нас немного другой. Что делается. Ну во-первых, вводятся новые кольцевые и хордовые связи. То есть, например, есть запуск МЦК, планируется запуск третьего пересадочного контура. К чему приводят такие мероприятия.

С. Сорокина Кстати, третий пересадочный контур это, по-моему, уже довольно близкие планы.

Р. Латыпов Это в планах сейчас, да. И смысл этих мероприятий в том, что пассажиры не доезжают до так называемого критического перегона. Мы называем в метрополитене критическим перегоном последний перегон перед кольцом. То есть люди собираются на линии и выходить обычно начинают на кольце. Потому что они начинают разъезжаться. И если появляется еще одна кольцевая связь, тогда пассажиры начинают выходить раньше. Так ввод МЦК привел к тому, что например, Сокольническая линия на севере разгрузилась на 20%, Филевская линия тоже…

С. Сорокина – Мцк Московское центральное кольцо. Это замечательная железнодорожная круговая история. И это действительно повлияло на передвижение. Разгрузило.

Р. Латыпов Действительно повлияло. Как я уже сказал цифру, то есть у нас 20% снизилась загрузка Сокольнической линии, на севере. У нас на 15% снизилась нагрузка на кольцевую линию. И от 10 до 20% снизилась на пригородные вокзалы. Потому что МЦК как инфраструктура интегрирована, в том числе с радикальными направлениями пригородного железнодорожного транспорта, то есть люди, которые едут из Московской области, например, по Казанскому направлению, они могут сейчас не доезжать до Казанского вокзала. Они могут выйти на станции Фрезер, пересесть на МЦК раньше и за счет этого нагрузка в центре также снижается.

С. Сорокина То есть вы довольны. Немножко вопросов, которые поступают уже вовсю. «Сегодня сообщили, — пишет из Москвы Дмитрий, — о дальнейшем развитии Сокольнической линии. А когда на этой линии появятся поезда с кондиционерами, и планируют ли оставить ретро-линию с ретро-поездами». Сначала давайте про кондиционеры и вообще про новые вагоны, так скажем.

Р. Латыпов У нас сейчас действительно большая программа обновления подвижного состава. И поезда меняются на линиях по мере истечения их срока службы, по мере их амортизации. Сейчас у нас есть большой контракт на замену 768 вагонов на поставку. Это вагоны нового типа «Москва». Эти вагоны очень сильно отличаются…

С. Сорокина Это где сквозные проходы.

Р. Латыпов Да, там не только сквозные проходы, там очень много других вещей. Например, интерактивные дисплеи. Разумеется, кондиционеры. Там освещение днем более холодное, точнее утром, вечером более теплое, когда человек едет домой. И там снижен уровень шума. И, в общем, сильно отличается вагон. Так вот, говоря про замену, сейчас у нас в ближайших планах замена на Таганско-Краснопресненской линии. При этом по мере выбытия старого парка, разумеется, закупается уже абсолютно новый подвижной состав, который имеет кондиционеры.

С. Сорокина А как думаете, как скоро произойдет такая ощутимая замена на многих линиях.

Р. Латыпов На самом деле замена уже ощутима. То есть у нас средний возраст парка значительно упал за последние 5 лет. Упал на треть возраст парка. Можно так сказать. И замена происходит, причем очень интенсивно. Спасибо правительству Москвы…

С. Сорокина Которое оплачивает это удовольствие. Спрашивает Кирилл: «Почему и зачем во многих вестибюлях и где вход на станции через подземные переходы сколачивают мраморную облицовку, которая прекрасна визуально, в нормальном состоянии, и прослужит много лет. И ставят некачественный уродливый вентилируемый фасад».

Р. Латыпов Не совсем ко мне вопрос. Больше инфраструктурный. При этом нужно понимать, что не все переходы в городе относятся к московскому метрополитену. Поэтому если вы уточните, я после эфира буду рад потом индивидуально ответить, уточнив у своих коллег.

С. Сорокина Хорошо. Алексей спрашивает: «Сориентируйте, пожалуйста, о сроках ввода станции «Беломорская»».

Р. Латыпов Это также, к сожалению» не ко мне вопрос. У нас строительством метро занимается Стройкомплекс Москвы. Мы московский метрополитен, мы эксплуатирующая организация. То есть мы занимаемся перевозкой, обслуживанием пассажиров и обслуживание той инфраструктуры, которую нам передают строители. Поэтому…

С. Сорокина Но вы даже примерно не знаете?

Р. Латыпов Действительно лучше о сроках поинтересоваться в Стройкомплексе Москвы.

С. Сорокина «Верните в метро газетные киоски», — просят вас. Есть такие планы?

Р. Латыпов Мы сейчас проводим аукционы на торговлю нового формата. Уже первая очередь заселена. И в том числе пресса подразумевается как один из типов наполнения. При этом, о чем хотелось бы сказать. Чем эта торговля отличается от того, что было раньше. Во-первых, она отличается внешним видом. То есть тот, кто был в обновленных подуличных переходах, обновленный формат торговли, видел это совершенно другое качество. Те, кто там торгуют, они жестко регламентированы. По тому, что можно использовать. Например, как иллюстрация — запрещено использовать скотч, что-либо вешать на скотч на стекло. Это просто потому что это внешне портит. И, во-вторых, что важно, мы сдаем, на электронной площадке проводим эти аукционы и сдаем их напрямую предпринимателям без права субаренды. То есть, посредников больше нет. За счет этого мы значительно доходы метрополитена увеличили.

С. Сорокина Но речь идет о вестибюлях и переходах между станциями.

Р. Латыпов Да, подуличных переходах. При этом в самих вестибюлях то, о чем хотелось бы сказать, у нас распространяются уже газеты. Это газета «Метро» и газета «Вечерняя Москва».

С. Сорокина А собственно газетные киоски с большим набором каких-то предложений это же самое место. Люди идут, покупают эти газеты. Читают их.

С. Сорокина Я именно про них и говорю. Они есть в подуличных переходах. То есть там действительно целый газетный киоск. Там продаются газеты, журналы. То есть продается все в этих киосках.

С. Сорокина Еще вопрос. «Будет ли карта «Тройка» обладать функциональностью карты «Стрелка»? Я запуталась. «Стрелка» это что-то из бывшей жизни. Или может быть «Стрелка» будет работать в метро.

Р. Латыпов «Стрелка» это карточка Московской области, я поясню. На самом деле можно этот вопрос двояко понять. Если вопрос единой карточки, то такие карточки уже есть. Пока это работает следующим образом. У нас есть совмещенная карта «Тройка-Стрелка», то есть это на одной и той же карте по факту две карты. Для того чтобы в кошельке не возить две карты, можно возить одну. Эти карты продаются как в Москве, мы их называем «Тройка-Стрелка» и они в дизайне «Тройка», так и в Московской области. Они называются «Стрелка-Тройка». И помимо этого мы могу сказать даже с метрополитеном Санкт-Петербурга сейчас реализовали проект ,у нас есть карта «Тройка-Подорожник». «Подорожник» это такая же карта в Питере. Таким образом можно…

С. Сорокина И там и там пользоваться…

Р. Латыпов Метрополитеном.

С. Сорокина То есть такая сдвоенная специальная карта.

Р. Латыпов Да.

С. Сорокина «Почему исчезли очень удобные билеты на 10 поездок. Я редко бываю в метро, и мне было бы это удобно», — Максим.

Р. Латыпов Вы знаете, вопрос по тарифам и билетам, к сожалению тоже не к московскому метрополитену. У нас тарифы и билетную политику устанавливает правительство Москвы.

С. Сорокина И билетную тоже.

Р. Латыпов При этом чтобы ответить слушателю в части удобства, очень удобный есть проездной «Тройка», на который можно записать все типы билетов, которые сейчас есть и в общем это не будет менее выгодно, чем было до этого. И могу сказать, что билеты на 10 поездок реально очень мало людей пользовались. То есть он не был популярен.

С. Сорокина В принципе да, соглашусь. На «Тройку», во-первых, нет временного ограничения. Во-вторых, сколько денег положил, столько и ездишь.

Р. Латыпов Действительно пять лет баланс на «Тройке» хранился, и мы сейчас новую функцию ввели. В мобильное приложение, можно вообще не приходить в кассу, можно из мобильного приложения на телефон Андроид любой, который поддерживает NFC, положить деньги на карту «Тройка», прислонить «Тройку» к телефону и баланс запишется на карту. И можно будет прямо с этим билетом пойти в метро, в кассу вообще не приходить.

С. Сорокина И экономить время. Я вернусь к вопросам, которых очень много. Обязательно вернусь, не беспокойтесь. Я хочу просто еще свое что-нибудь спросить. Скажите, пожалуйста, мы перед тем, как в студию войти, говорили, что в названии метрополитена длинном аж дважды встречается имя Ленина. И ордена Ленина и имени Ленина. Не обсуждается тема отказаться от этого имени?

Р. Латыпов Со мной точно не обсуждается.

С. Сорокина А вы как считаете?

Р. Латыпов Я один из руководителей метрополитена, который пришел в него работать и, наверное, как человек, который просто работает в организации, я не хотел бы говорить о том, что хочу сменить ее название. Вот вы как относитесь к смене названия радиостанции «Эхо Москвы»?

С. Сорокина Мне кажется оно хорошее, соответствует.

Р. Латыпов Вот я также говорю.

С. Сорокина Хорошо. Есть другая тема. Было очень много станций, которые переименовывались. Особенно это происходило много в районе 90-го года. Когда везде много что менялось. Общественное мнение было взбудоражено. И многие станции поменяли название. Например, «Дзержинская» стала называться «Лубянка». «Ждановская» стала «Выхино». «Охотный ряд» вообще несколько раз меняли туда-сюда и ничего страшного, как-то все успокоилось. Но почему вспомнила об этом станции, скажу. По-моему, вчера была дата 99 лет как убили царскую семью. И каждый раз, когда я натыкаюсь на станцию «Войковская», а Войков это непосредственно убийца царской семьи, я вздрагиваю. По-моему несколько лет назад пытались даже опрос проводить, наверное, еще до вашего прихода.

Р. Латыпов Да, к сожалению, до моего прихода. Я помню, был опрос.

С. Сорокина Люди привыкли и вроде как сказали «оставьте». Вот меня коробит. А вообще как принимается вопрос о новом названии или переименовании. Какая процедура?

Р. Латыпов Есть постановление правительства Москвы, которое определяет процедуру наименования станций. Есть особая комиссия, которая включает, насколько я знаю в себя представителей, в том числе сообщества исторического, архитекторов часто, людей, которые знают историю каких-то специфических мест, где находятся отдельные станции. Эта комиссия принимает решение о наименованиях станций. После этого выходит нормативный акт.

С. Сорокина Комиссия из специалистов.

Р. Латыпов Да.

С. Сорокина Понятно. Скажите, пожалуйста, вы уже говорили о том, что тарифная политика, политика количества поездок и еще чего-то это не ваша компетенция. Москва. И правительство Москвы финансирует как само строительство метро, так как я понимаю, дотирует самое существование, эксплуатацию метро. То есть в принципе не окупается эта структура одной только платой за проезд. Это дорогое удовольствие для правительства Москвы?

Р. Латыпов В целом в мире я могу сказать, что система метрополитена, которая полностью окупается именно за счет перевозочной деятельности, я вообще сомневаюсь, что существует. Я, во всяком случае, о них не знаю. И московский метрополитен вполне находится на уровне всех остальных метрополитенов. По уровню покрытия доходов, точнее расходов доходами именно билетной выручки от пассажиров. Разумеется, разница действительно дотируется и так же как это происходит во всех остальных городах.

С. Сорокина Дотируется как самый социальный способ передвижения? Как что?

Р. Латыпов Я бы сказал, как самый популярный, наверное, способ передвижения в части количества пассажиров.

С. Сорокина Самое массовое.

Р. Латыпов У нас 2,5 миллиарда пассажиров в год практически. Для большей части пассажиров это действительно самый удобный и быстрый способ передвижения.

С. Сорокина То есть это социальная задача, социальная нагрузка московского правительства, как и администраций других городов. Возвращаюсь к вопросам. Елена спрашивает: «Будут ли в метро туалеты». Вечная тема. Или так и будем мучаться. Действительно многие подолгу едут, люди разные бывают.

Р. Латыпов Что могу сказать, про туалеты действительно часто приходят вопросы. Очень тяжело в целом сделать туалет на станции метрополитена, которая имеет глубину 30-50 метров, которая была построена 60 лет назад, разумеется, нет никаких коммуникаций. И дальше вопрос обслуживания этого туалета это огромный вопрос. Но что могу сказать. У нас сейчас МЦК появилась новая линия и на станциях МЦК туалеты есть. Причем не только на станциях, даже в поездах. В каждом поезде есть два туалета.

С. Сорокина В новых поездах?

Р. Латыпов Да. На МЦК. Это новая инфраструктура и которая по-другому строилась, уже сейчас строилась и действительно нам присылают благодарности за то, что на МЦК есть туалеты.

С. Сорокина Это замечательно. Строятся новые станции, может быть как задачу техническое задание нужно, наверное, на новых станциях обязать строителей предусмотреть. Станции бывают не такого глубокого залегания. Проще какие-то коммуникации провести. В конце концов, для сотрудников туалеты там существуют.

Р. Латыпов Да, но при этом это абсолютно, скажем так, технические помещения и на самом деле эксплуатация их в пассажирской зоне это отдельный вопрос. Мы со Стройкомплексом также консультируемся по этому вопросу. Но не могут ничего конкретного ответить.

С. Сорокина Пока что терпите. Ничего такого не предусмотрено. Наталья говорит: «А вот Хуснуллин сказал неделю назад, что будет метро в Троицке в 21-м году». Ну Хуснуллину виднее. Он все-таки строительством занимается. Так что, наверное, можно верить. «Почему ничего не делается для снижения шума на станциях. Почему не применяется для отделки станций пористая керамическая плитка, шумоуловители и так далее, — Марина пишет. На полвопроса, наверное, отвечу. Очень много старых станций, что же там обивать весь этот мрамор.

Р. Латыпов Это, во-первых, и, во-вторых, действительно не плитка определяет шум на станции, две вещи, наверное, над которыми мы работаем. Во-первых, поезд, который определенный уровень сам по себе генерирует. И новые поезда значительно тише, чем старые. То есть поезда «Москва» тише, чем старые. И, во-вторых, то, от чего появляется шум – от взаимодействия рельса и колеса. И на всех новых станциях применяются технологии LVT — Low Vibration Track.

С. Сорокина Более тихие рельсы.

Р. Латыпов Не рельсы. Шпалы. Рельсы прикручены к основанию туннеля.

С. Сорокина Но меньше шума.

Р. Латыпов За счет этого меньше вибрация, меньше шума.

С. Сорокина Пишут нам: «Вы отдаете себе отчет, что у нас метро осталось на уровне 50-70 годов». Мне так не кажется.

Р. Латыпов Я тоже позволю сразу же…

С. Сорокина «В Москве всего 200 станций, на 13 миллионов жителей. В Мюнхене на один миллион 160 станций метро. Кроме того, неудобные пересадки, крутые лестницы, бедные бабушки тянут тележки по крутым ступеням. К черту красоту, было бы удобно и комфортно». Как вы относитесь к этой реплике?

Р. Латыпов Можно критиковать то, что было построено много лет назад, но в целом скажу, что московский метрополитен на самом деле технически это уникальное сооружение и во многом оно действительно самое современное. В техническом плане. И самое продвинутое в мире. Я несколько примеров из разных областей приведу. Во-первых, это интервал между поездами. В московском метрополитене он достигает 90 секунд в час-пик. То есть каждые 90 секунд приходит новый поезд, каждые полторы минуты. Это рекорд, в мире даже близко никто к такому интервалу, в час-пик с таким интервалом работать не умеет никто. И это действительно уникальная технологическая черта московского метрополитена. У нас провозная способность на единицу длины метрополитена самая высокая в мире за счет этого. Это с одной стороны, с другой стороны, где можно сейчас какие-то инновационные сервисы внедрять, мы их очень активно внедряем. У нас самое большое в мире поддерживается количество способов оплаты.

С. Сорокина Про оплату отдельно. Давайте про удобства все-таки. Когда говорят, что например, когда будут выходы с платформ вокзалов прямо в метро. Чтобы не тащиться по лестницам, я сама езжу часто на Ленинградский вокзал, и знаю, что это страшно неудобно. Мы про это продолжим через несколько минут. А сейчас пришел уже Володя Варфоломеев и готов нам новости прочитать. Есть что-нибудь интересное, Володя?

В. Варфоломеев Как всегда.

НОВОСТИ

С. Сорокина Еще раз вас приветствую. Говорим о московском метрополитене. Очень много вопросов. Но мы остановились на теме удобства. Для пассажиров. И есть ли возможность действительно облегчить переход из метро, например, на вокзалы. Я езжу на Ленинградский вокзал, и когда с чемоданом это бывает крайне неудобно. Там лестницы, никак не подойти иначе.

Р. Латыпов Действительно переходы были построены давно. Так же как и вокзал и станция «Комсомольская». Поэтому не буду комментировать возможность что-то перестроить. Но скажу о том, как мы помогаем пассажирам неудобства преодолеть. У нас целая служба работает, она называется ЦОМП, несколько функций у нее. Во-первых, она помогает маломобильным пассажирам, слабовидящим. Она сопровождает группы с детьми. На самом деле любой пассажир может абсолютно бесплатно воспользоваться услугами.

С. Сорокина А как их найти?

Р. Латыпов Либо подав заявку через мобильное приложение…

С. Сорокина То есть накануне поездки, сказать, когда и где вы будете.

Р. Латыпов Да, действительно просто нужно сказать, когда и где вы будете, и вас встретит сотрудник. Либо на самых загруженных станциях часто эти сотрудники дежурят у турникетов. Их легко узнать по яркой желтой форме. И они помогут вам донести детскую коляску, чемодан и в общем, мы действительно это делаем для того чтобы комфорт пассажиров повысить. Когда мы запускали МЦК, я сам вместе с этими сотрудниками занимался этой работой, в том числе по сопровождению пассажиров и у нас очень хорошие отзывы и очень много благодарностей.

С. Сорокина Там тысячи людей идут, на площади трех вокзалов просто.

Р. Латыпов Это действительно так. И тем, кто наиболее сильно нуждается в помощи, мы стараемся помогать. Стараемся эти сервисы предоставить.

С. Сорокина Обращу внимание.

Р. Латыпов Обратите, пожалуйста.

С. Сорокина «Почему мы должны выслушивать рекламу в метро на эскалаторе, возмущены».

Р. Латыпов Мы с 1 июня отменили всю рекламу на эскалаторах. Больше нет никакой рекламы. Коммерческой информации на эскалаторах нет вообще. Количество информации общей на эскалаторах из-за того, что мы отказались от рекламы уменьшилось на 40%. То есть у нас сейчас если пассажир регулярно пользуется метрополитеном, я думаю точно замечают, что рекламы нет, и информации стало меньше. Мы вообще идем по пути очистки от так называемого аудиомусора всех сообщений. То есть все ненужные слова мы убираем. Такое же упражнение мы проделали на МЦК. В вагонах нам часто поступали жалобы, что МЦК говорливое. Там не было никакой коммерческой информации. Но мы количество технологической информации просто оптимизировали, уменьшили на 30%.

С. Сорокина «Почему бы ни организовать в метро точки общепита, очень есть хочется», — пишет Александр. Наверное, по той же причине, что и туалеты.

Р. Латыпов По точкам общепита скажу, что у нас в подуличных переходах есть лоты, которые подразумевают под собой размещение общепита. И у нас открываются кофейни, не скажу столовые, но точки, которые продают питание.

С. Сорокина Про переходы к вокзалам поговорили. Но продолжают жаловаться на то, что даже где проходил, например, капремонт, например, второй выход «Маяковки», от эскалаторов в подземном вестибюле до поверхности еще три пролета по лестнице. Лифта нет. Эскалатора нет. А на старом выходе лестница еще круче. Жалуются, что очень неудобно.

Р. Латыпов Вы понимаете, станция «Маяковская» ее глубина порядка 30 метров, даже больше. 33 метра. И ремонт вестибюля явно не подразумевает под собой, что на 30 метров вниз кто-то сделает лифт на платформу. То есть затраты на такое мероприятие, технологическая его сложность сделать лифт на работающую станцию это просто запредельно.

С. Сорокина А эскалатор поставить. Вот три пролета.

Р. Латыпов Эскалатор на самом деле тоже не просто ленточка, которая едет в торговом центре. У нас в метрополитене используются так называемые тяжелые эскалаторы. Эскалатор, у которого есть внизу машинный зал. И если эскалатор сразу не запроектирован на станции, его позже туда установить…

С. Сорокина А что делать инвалидам. Как три пролета преодолеть.

Р. Латыпов Инвалиды могут воспользоваться центром обеспечения маломобильных пассажиров. Либо помогут ему при помощи специального оборудования. У нас есть такой гусеничный подъемник, на него размещается кресло.

С. Сорокина То есть тоже заранее надо посылать заявку.

Р. Латыпов Заранее. Либо на самых популярных у маломобильных пассажиров станциях наши сотрудники дежурят всегда. То есть они там стоят.

С. Сорокина Чего, на руках понесут что ли.

Р. Латыпов Я уже сказал, что есть гусеничный подъемник. Он сам проедет по лестнице, он специально сконструирован, чтобы ехать по лестнице.

С. Сорокина «Третий год возле 4-х выходов со станции «Первомайская» стоят наземные уродливые ржавые конструкции. И вторую зиму никто не собирается устанавливать на них остекление или надежную кровлю». В общем ругаются. Вот еще вижу, тоже про «Первомайскую».

Р. Латыпов Про «Первомайскую» конкретно уточню, что там происходит.

С. Сорокина Быстренько, потому что вопросов очень много. Хочется успеть задать хотя бы часть. Вы скажете отдельно.

Р. Латыпов Да, я уточню.

С. Сорокина Хорошо, будет пояснение. А вообще какая обратная связь?

Р. Латыпов У нас сразу несколько каналов есть. Постоянно добавляются новые. То есть самый простой способ это написать письмо. Новые способы это портал «Наш город», есть такой у правительства Москвы, можно через него написать. И самые новые два способа, которые появились в течение последнего года. Первый – ящики обратной связи. Они на некоторых станциях и будет проект расширяться. Можно около кассовой зоны написать на бумажке пожелание и отправить. Мы на все обязательно вещи, которые нам написаны, мы отвечаем в течение 30 дней, стараемся даже быстрее. Обычно в течение недели. Если контактные данные указаны, приходит ответ. Либо последний канал это мобильное приложение наше «Метро Москвы» называется. Уже почти 500 тысяч человек его скачали. Через него можно вообще сфотографировать на телефон любую вещь и отправить нам фото. Мы также крайне оперативно дадим ответ и туда же в приложение его загрузим. Либо напишем на емейл, позвоним по телефону, если пассажир указал его.

С. Сорокина То есть вы как-то очень развиваете мобильное приложение.

Р. Латыпов Мы стараемся общаться действительно с пассажирами и мобильное приложение это один из каналов, через которые это можно делать. И очень много уникальных услуг у нас в мобильном приложении есть, которые его отличают от других приложений и от мировых аналогов. Например, можно видеть количество мест в онлайн на всех перехватывающих парковках метра. Это уникальная услуга.

С. Сорокина О перехватывающих парковках тоже пишут и спрашивают. У вас их сколько сейчас? Около конечных станций.

Р. Латыпов Не только, около станций в целом за пределами центра, на окраине. 27 штук сейчас работает. Почти 5,5 тысяч человек. Хотел бы объяснить, что такое перехватывающая парковка. Может быть, не все слушатели знают.

С. Сорокина Которые именно вам принадлежат.

Р. Латыпов Да, это парковка, которая находится на окраинной станции метрополитена, парковка на ней бесплатная при совершении двух поездок на метро. То есть если пассажир утром и вечером проехал, парковка бесплатная. Если пассажир не проехал на метро, он там стоит и платит сто рублей в час.

С. Сорокина Дорого.

Р. Латыпов Да, такой тариф, но цель такого тарифа – чтобы большая часть людей, которые там стоят, она пользовалась парковкой для поездки на метро. Действительно все эти парковки заполняются на 85, некоторые даже на 100%. Очень популярная услуга.

С. Сорокина Скажите, я вычитала, что у вас все больше появляется стоек для того, чтобы подзарядить зарядные устройства. Это что, зачем? Там же все бегут, всем некогда. Вы думаете, будет кто-то стоять заряжать.

Р. Латыпов Светлана, на самом деле, если вы ездите в метро, вы увидите, что постоянно кто-то стоит и заряжает телефон в любое время дня и ночи.

С. Сорокина Ну возможно.

Р. Латыпов Я сам ехал вчера. У меня сел телефон, но был с собой кабель. Я сам стоял пять минут заряжал телефон, чтобы позвонить.

С. Сорокина А вай-фай у вас во всех вагонах действует.

Р. Латыпов Во всех вагонах и мы первый метрополитен в мире, который во всех вагонах сделал вай-фай. Это технически намного сложнее, чем сделать это на станциях.

С. Сорокина На станциях у вас как раз нет.

Р. Латыпов Действительно нет. Это осознанное решение. Из соображений безопасности. Мы проводили пилот на двух станциях, но пассажир, который смотрит в телефон, стоя на платформе и люди входят в поезд мимо него это просто реально небезопасно. И для пассажира и для окружающих. Поэтому на платформах и на станциях мы специально не стали делать вай-фай.

С. Сорокина Жалуются, что бесплатный проезд для подмосковных пенсионеров отменен.

Р. Латыпов Это к правительству Московской области даже вопрос.

С. Сорокина Даже не к московскому. Очень же многие приезжают сюда. Разумеется. Скажите, пожалуйста, что показал опыт кубка конфедераций. Потому что у нас в будущем году чемпионат мира по футболу. Очень коротко. Как метро с этим столкнулось. Какие выводы.

Р. Латыпов У нас было более 200 мероприятий, которые мы сделали. Во-первых, персонал, мы набрали 400 англоязычных кассиров, обучили свой персонал. И еще 200 других сотрудников было в клиентской зоне. Которые говорили по-английски. Показала себя практика с англоязычными сотрудниками крайне успешно. К чемпионату мира мы будем это расширять. Навигация была отдельная, очень исчерпывающая была система навигации. То есть на всех пересадочных станциях висели наклейки и на колоннах, и на полу проезда к стадиону «Спартак». Были указатели. И пассажиры этим пользовались. И с навигацией проблем не возникало. Плюс очень большое усиление было в части провоза маломобильных граждан. Действовали специальные регламенты для того чтобы маломобильных гражданам из других стран мы могли и других городов, из Москвы тоже могли перевозить. И была большая развлекательная программа. У нас настольный футбол стоял бесплатный. На некоторых станциях. Свой чемпионат шел по настольному футболу в метрополитене. Для болельщиков был балет, новая сувенирная линейка в сувенирных магазинах метрополитена появилась также очень популярная.

С. Сорокина Скажите, то, что по-английски у вас говорят кассиры это конечно серьезно. А у вас текучесть кадров большая. У вас сколько сотрудников на круг?

Р. Латыпов У нас порядка 49 тысяч сотрудников сейчас.

С. Сорокина Ничего себе.

Р. Латыпов И текучесть кадров небольшая. Я сравнивал у нас текучесть кадров с текучестью в коммерческих компаниях. У нас она сильно ниже и вызвана нормальными причинами. Просто уходом людей на пенсию. Переездом.

С. Сорокина Естественными причинами.

Р. Латыпов Поэтому, когда работает почти 50 тысяч человек, естественно, что кто-то все время выходит на пенсию или кто-то куда-то переходит.

С. Сорокина А почему так. Вы больше платите, какие условия. Ведь условия жуткие. Все время в потемках. Шум. На станциях сквозняки. Дышать не очень полезно, наверное. Чем привлекаете?

Р. Латыпов В части профессии действительно зарплата в метрополитене выше, в том числе из-за условий. Например, у машинистов по отрасли в метрополитене зарплаты одни из самых высоких. По остальным, в целом по всем сотрудникам у нас, во-первых, есть социальный пакет определенный, который нашим сотрудникам нравится. Во-вторых, у нас сотрудники чувствуют себя частью большой команды. И на самом деле часто всю жизнь приходящие люди работают в метрополитене. Не только одну жизнь, у нас есть трудовые династии, когда уже на протяжении 80 лет семьи работают в метрополитене. И суммарный трудовой стаж некоторых династий уже тысячами лет исчисляется. То есть столько людей из одной семьи работает, что для них это образом жизни становится.

С. Сорокина Возвращаясь к вопросам, которые приходят и приходят в sms. Жалуются на то, что бомжей много в вагонах можно встретить. Особенно видимо, вечером под ночь. И кстати бродячих собак.

Р. Латыпов Могу сказать, что работу наша служба безопасности проводит по пресечению проезда таких граждан в метрополитене. Особенно когда они нарушают правила проезда. И на самом деле их становится меньше. То есть это и объективная статистика. Если кто-то ездит в метрополитене постоянно, я думаю, точно это замечает.

С. Сорокина То есть считаете, что все-таки тренд позитивный.

Р. Латыпов Да.

С. Сорокина А как с вандализмом?

Р. Латыпов Вандализм, безусловно, в метрополитене московском есть. Учитывая просто то, что 8,5 миллионов человек каждый день проходят, разумеется, какой-то есть. Но мы сравнивали также уровень вандализма с уровнями других стран, европейских стран. И США в том числе. И азиатских метрополитенов. И могу сказать, что у нас достаточно невысокий уровень вандализма. Понятно, что бывают отдельные всплески. Но в целом даже они сейчас сглаживаются.

С. Сорокина Это вы так просто оптимистично говорите или действительно так и есть. Ну как по правде. Такое ощущение, что не уменьшается.

Р. Латыпов На самом деле, во-первых, уменьшается. И в целом к любой инфраструктуре, когда что-то новое возникает, происходит просто действительно какой-то всплеск. Я сам помню, когда запустили МЦК, почему-то люди изначально пытались снимать чехлы с сидений.

С. Сорокина В сетях полно было, и разрисовывать, и разбивать.

Р. Латыпов Такие были вещи. Но потом они пошли на спад. В том числе благодаря тому, что охрана была усилена. И сейчас этого практически нет.

С. Сорокина А монорельс к вам относится?

Р. Латыпов К нам.

С. Сорокина Это будет развиваться. Такое ощущение, что заморозился этот монорельс.

Р. Латыпов Он сейчас работает в экскурсионном режиме. То есть пассажиропоток на монорельсе, как транспортная система пассажиропоток снижается. То есть, во-первых, он снизился после ввода МЦК. Часть людей для перемещения между двумя линиями стали пользоваться МЦК. И, во-вторых, снизился еще на 40% после ввода станции «Фонвизинская». Это станция Люблинско-Дмитровской линии, которая прямо посередине на монорельсе была открыта. Люди стали пользоваться метрополитеном, а не монорельсом.

С. Сорокина То есть загибается эта тема?

Р. Латыпов Просто пассажиропоток снижается. Планы по развитию действительно лучше адресовать правительству Москвы. Мы лишь как эксплуатирующая организация я вам могу сказать, что пассажиропоток монорельса снижается.

С. Сорокина Зоя спрашивает: «Почему, как правило, не работает один из эскалаторов? А все давятся на оставшемся».

Р. Латыпов По эскалаторам, во-первых, в часы пик работают, как правило, все эскалаторы. И эскалатор, когда не работает, значит, что он находится на техническом обслуживании. У нас включены эскалаторы всегда, когда они не находятся на техническом обслуживании. У нас есть регламент и любой эскалатор, я сам один из людей, которые следят в том числе за комфортом пассажиров, я своим коллегам из блока инфраструктуры постоянно задаю вопрос: а почему этот эскалатор выключен. А тот почему выключен. И всегда я узнаю, что действительно находился на обслуживании. Эскалатор как машина, через сколько-то километров должен проходить техническое обслуживание. Это обязательно.

С. Сорокина Но бывает страшно обидно. Стоишь в толпе, и видишь, что один из эскалаторов не работает. Хочется, чтобы включили. А его не включают. Наталья спрашивает: «А где сувенирные магазины в метрополитене?»

Р. Латыпов На стойках «Живое общение».

С. Сорокина Информационные стойки.

Р. Латыпов Абсолютно. Плюс у нас есть флагманский магазин, открыт большой на станции «Маяковская». Там есть вход с улицы, со станции, где вчера была «Игра престолов». Очень большой ассортимент сувениров. Рекомендуем вам его посетить.

С. Сорокина А «Маяковская» у нас ЮНЕСКО…

Р. Латыпов Станция культурного наследия.

С. Сорокина Одна, по-моему такая.

Р. Латыпов Нет, очень много.

С. Сорокина Ой, я чего-то про нее вспомнила. Мария пишет: «Я пенсионерка, проезд на метро по соцкарте. То есть, билета нет. А за перехватывающую парковку придется платить?» Хитрый вопрос.

Р. Латыпов Действительно вопрос хитрый. И социальная карта сейчас у нас привязана к системе оплаты, в том числе парковок. Но бывают нюансы с оплатами. Но если вы обратитесь к сотруднику, проблема будет решена.

С. Сорокина А как? Вот поставил машину, потом проехал по карте…

Р. Латыпов Как механизм работает. Я поставил машину, я получил, когда заехал в парковку, парковочную карту. Дальше я с этой картой зашел в метрополитен, у меня есть карта «Тройка» или многоразовый билет. Неважно, что. Я карту прислонил к турникету. Проехал, вечером еще раз зашел, эту же карточку прислонил к метрополитену, выехал. И в итоге оказался в вестибюле с двумя карточками на руках. Я вот вышел из метрополитена после двух поездок. Одна карточка у меня парковочная…

С. Сорокина А на другой зафиксированы поездки.

Р. Латыпов Две поездки.

С. Сорокина Так на социальной тоже наверное зафиксированы.

Р. Латыпов Конечно, тоже фиксируются. Есть желтый терминал на стене…

С. Сорокина Все понятно. Если что, нужно обратиться к сотрудникам, чтобы они объяснили. «Раздражает объявление станций на английском языке», — пишет моя тезка Светлана.

Р. Латыпов По объявлениям на английском языке. Это, во-первых, требование было по проведению кубка конфедерации, одно из требований организаторов. И, во-вторых, это общемировая практика. Когда проводится крупное спортивное событие, всегда дублируется на английском языке. Причем опыт можно взять как Минска, ближнего зарубежья, когда чемпионат мира был по хоккею, дублировалось все на английском языке. Так и Рио-де-Жанейро, Пекина, Сеула, Токио, Парижа. Все дублировали на английском языке. Причем многие оставили английский язык после проведения…

С. Сорокина Но у нас все-таки не такое огромное количество туристов. Если это не какое-то суперсобытие. Чтобы постоянно объявлять на английском. Много сообщений, что раздражает это. Значит, все-таки хотите сохранить это.

Р. Латыпов Я не уверен, что действительно хотим это дальше сохранять. Решение отдельно будет приниматься. Но в любом случае на период чемпионата мира, кубка конфедерации дублировать информацию на английском нужно. Потому что я ездил в некоторых китайских метрополитенах, где не было дублирования на английском, я могу сказать, что это просто целый квест найти выход и доехать до станции.

С. Сорокина Это правда. Константин пишет: «Почему же много лет на станции «Комсомольская» закрыт вход с поверхности? Очень неудобный вход через подземелье и массу лестниц при выходе с электрички Ярославского вокзала».

Р. Латыпов Входы на «Комсомольской» это отдельная сложная большая история. Я могу отдельно потом пояснить, можем даже рассказать об этом подробнее, но в целом так. Такая система входов и выходов, которая сейчас есть и закрытие определенных скажем так вестибюлей на вход вызвано тем, что если сделать по-другому, получается большое скопление пассажиров на платформе, что небезопасно. Поэтому годами сложилась та схема движения, которая есть. Ей уже много лет, она действительно оптимальна. По-разному пробовали этот вопрос, я знаю.

С. Сорокина Уже мы сейчас будем заканчивать. Буквально еще пару вопросов. «Почему на Рязанском проспекте на проходе стоят автоматы пополнения «Тройкой» и там столпотворение». Обратите внимание.

Р. Латыпов Я обращу внимание. Я просто еще скажу, мы дополнительный канал продаж на некоторых станциях, мы три станции протестировали. Мы начали продавать билеты в очереди. То есть ходят девушки с терминалом и прямо в очереди продают билеты. Очереди очень сильно уменьшаются. 20-30% в час-пик.

С. Сорокина То есть что-то придумываете. Елена говорит «Что за дурость, — это про помощников, которые помогают тащить вещи, ежели вы на вокзал, — я молодая женщина и мне что, понесут чемодан. Во всем мире в старых зданиях делают пандусы».

Р. Латыпов Пандусы у нас тоже есть.

С. Сорокина Но они неудобны.

Р. Латыпов И вам действительно, если вы обратитесь, вам понесут чемодан.

С. Сорокина И даже молодая женщина все равно можно попросить помощи.

Р. Латыпов Конечно.

С. Сорокина «После ремонта на «Соколе» установили деревянные двери. Такие тяжелые. Невозможно открыть».

Р. Латыпов Там восстановили культурное наследие. «Сокол» тоже станция культурного наследия. Эти двери были по первоначальному проекту, по которому станция была спроектирована.

С. Сорокина «Вы так и не ответили на вопрос про ретро-вагоны».

Р. Латыпов Действительно извините, забыл ответить на вопрос. Там много частей было. Мы восстановили несколько вагонов типа А, это те самые ретро-вагоны, о которых вы говорите. Это самые первые вагоны, которые ездили в метрополитене. И сейчас на определенных событиях эти ретро-вагоны, например, на день рождения метро действительно выезжают. При этом все время на линии эти вагоны не эксплуатируются. И навряд ли будут эксплуатироваться. Я поясню, почему. Во-первых, у них другие скоростные характеристики. Во-вторых, эти вагоны все-таки меньше уровень комфорта имеют по сравнению с современным подвижным составом. И в график уложить старые вагоны с новыми вагонами у нас такое бывает, это называется парад поездов, когда все поезда друг за другом по сроку службы едут. Но это действительно какие-то скорее праздничные события, отдельные мероприятия.

С. Сорокина Ну что же. Всё не успела. Попрошу сейчас референтов чтобы, может, распечатали вопросы для того, чтобы вы посмотрели.

Р. Латыпов Да, я буду рад просто ответить индивидуально.

С. Сорокина Либо эта тема для нашей следующей встречи. Надеюсь, что вы будете приходить и какие-то новости сообщать.

Р. Латыпов Если будете приглашать.

С. Сорокина Обязательно. И хочу сказать, что вообще это очень мужское царство, эти 50 тысяч, из них практически 40 это мужчины работают под землей.

Р. Латыпов Большая часть — да.

С. Сорокина Большинство просто не видим. Они не стоят возле эскалаторов. Но хочу сказать, что вы были неправы, когда говорили, что никогда не было машинистов женщин. Были. Несколько. Оказывается. Может быть, появится и в будущем. Пока что машинисты только мужчины. Заканчиваем мы наш разговор. Напоминаю, что Роман Латыпов, первый зам. начальника метрополитена по стратегическому развитию и клиентской работе был с нами. А весь массив вопросов мы запомним и продолжим на нашей следующей встрече. Спасибо большое. Всего доброго.

Р. Латыпов До свидания.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире