'Вопросы к интервью

Время выхода в эфир: 04 мая 2021, 13:00

Андрей Кураев Добрый день. «Эхо Москвы» предоставило нам площадку, возможность разговора в прямом эфире, вы можете писать вопросы сюда вот в чат на канале «СлухайЭхо».

И первый из вопросов, который я вижу вверху, некий «Братский» решил поязвить и говорит: «Это обман, Кураев не дьякон, его лишили сана, разжаловали».
Ну, это не вполне так. Да, 4 апреля была резолюция Патриарха – и в таком виде я получил письмо из епархиального суда, то есть наложил сам мораторий на решение лишить меня сана. Поэтому пока юридически все решено.

Естественно, здесь есть ряд интереснейших вопросов… лишается своих священных полномочий… греха, в минуту ли когда общественности стало известно об этом грехе, в минуту, когда епископ принял решение, или когда он подписал бумагу, или когда бумага была вручена адресату. В общем, здесь вопросов не мало, и эти события могут быть… весьма большие временные промежутки.
И конечно, естественно, здесь есть очень важный вопрос о том, в какой степени Бог обязан вмешаться в решение земных… Это и богословски интересный вопрос, и исторически. Очень даже не раз в истории анафемы снимались еще при жизни этих людей. А свежий пример – это примирение Московского патриархата и русской зарубежной церкви. В этом смысле, например, напомню судьбу священника Олега Стеняева, он был дьякон московского патриархата, перешел в зарубежную церковь, там он был рукоположен в священники, через несколько лет вернулся назад, но Арсений, викарий московского патриарха Алексия, заново рукоположил священника… которая была совершена в зарубежной церкви. Так что всякое бывает, и обратное тоже.
Скажем, если не ошибаюсь, епископа… лишили за сексуальные излишества сана в зарубежной церкви, он перешел в московский патриархат и стал митрополитом. Всякое бывало в истории церкви. Так что посмотрим, чем наша история кончится. Моя лично. Но я пока еще дьякон.

Следующий вопрос: О чем говорил патриарх Кирилл, упоминаю гордыню власти?
Надо сказать, что там прозвучал просто обычный пассаж из проповеди Патриарха… Там просто он предупреждает что не надо заноситься, все от бога зависит и т.д. Почему он решил именно этот фрагмент обычных своих проповедей озвучить именно сегодня, я не знаю. В любом случае, там же ведь сказано… Но никто же из нас не поверит, что патриарх про себя такое может сказать, поэтому не стоит иметь в этом довольно очевидном богословском тезисе, не стоит здесь видеть…

Вот очень важный вопрос: Есть ли надежда на оптимизацию миссионерства проповеди Евангелия в ближайший год и развитие миссии в странах Азии?
Надежда всегда есть, потому что Бог может неожиданно призвать какого-то человека… не имея социальной подготовки в соответствующих научно-миссионерских изданиях, и вдруг такой человек появится. А я таких людей знаю. Одна удивительная женщина, но она узбечка, и она очень воодушевлена идеей православия… Это первое.

Второе, есть ли такие планы у нас? Смотря о какой Азии идет речь. Если это Азия – Средняя Азия, то Казахстан плюс постсоветские республики, здесь таких планов нет и не может быть, потому что там наша иерархия боится породить обвинения в прозелитизме, миссионерстве… меня предупреждали, когда я туда приезжаю, строго-настрого слово миссионерство не употреблять, и вообще мы работаем со своими, уже крещеными. В принципе, позиция понятна, потому что честно говоря, дай-то бог свое подобрать, некогда бывшее своим, а не на чье-то чужое заглядываться.

Если речь идет о Дальней Азии, типа Таиланда, Сингапура и т.д., такая активность имитировалась. Но здесь надо иметь в виду, что в современном мире идет такая глобальная циркуляция религиозной атмосферы: циклоны, антициклоны, где-то дожди, где-то засуха, и одновременно в глобальном масштабе происходит сразу все. Кто-то уходит, в католицизм, в буддизм, кто-то оттуда переходит в православие. Иногда это индивидуальные переходы, часто совершенно не афишируемые… и максимально игнорировать случаи перехода из нее, и в итоге у людей возникает иллюзия, что мы побеждаем. Но это довольно наивное представление.

А.Кураев: Если Бог окажется злым, а не благим – бегите подальше от этого Бога

Только одна нация в мире Азии действительно стоит на пороге перемены своей религиозной идентичности – это Южная Корея. Они от традиционного язычества и части буддизма практически уже пришли к христианству, но не к православному, а довольно неклассическому, такое протестантско-харизматическое движение. Это есть. И это уникальный случай, потому что впервые в истории человечества вообще этот переход к христианству на уровне национальном происходит без нажима государства. Без приказа князя Владимира, царя Бориса или императора Константина о том, что приказываю завтра креститься. Поэтому, это первый в истории общенародный обращение, не части, 10-15% населения, а именно большинства населения и добровольное.

Вот это очень интересно. Но плюс к этому есть победные реляции о торжестве православия где-то на Дальнем Востоке. Надо иметь в виду, что это во многом еще и конкурентная борьба между православными. Потому что… считает эту территорию своей. Русская церковь считает своей на том основании, что там существуют русские моряки, купцы, первопроходцы. Первый европеец, женившийся на туземке в Австралии, это был русский моряк. Который и дал пример всем остальным. Константинополь считает, что все, что за пределами традиционных 5 патриархатов, это все их, иерусалимский патриархат считает, что все, что юго-восточнее Иерусалима – это их, а… считает, что весь мир, который восточнее Сирии тоже их. И поэтому время от времени происходит…

Что касается Южной Кореи, когда-то это была русская корейская миссия, потом уже в конце 20 когда появился епископ Константинопольский, который считает, что это его территория. И поэтому, конечно, в этих условиях, официальная московская патриархия с радостью сообщает о том, что где-то в тех краях открыт очередной приход нашей церкви, и подтекстом, что это мы еще и утираем нос. Но в любом случае, если даже мотив такой, и если это реально кому-то из людей помогает, то хорошо. Но чтобы не слишком задирать нос, нужно съездить куда-нибудь на остров Бали, и посмотреть, сколько там есть русских, которые стали последователями индуизма и поэтому уехали туда. Я думаю, что это будет число больше, чем число местных жителей, которые приняли православие.

Вахтанг Петров считает, что я полковник генерального штаба и спрашивает, какие шансы вторжения России в Украину? Я считаю, что нулевые, надеюсь, что ничего такого не будет, планироваться может все что угодно. Надеюсь, к реальности не будут иметь отношения. Пошли слухи, что российские войска стягиваются к границе Украины, тогда еще стало понятно, то, наверное, все-таки это не более чем акция устрашения, до реалий не дойдет. В 2008 году люди, которые публиковали подобные фотки, они потом получили реальные сроки. Впрочем, эта тема жутко интересная, военная история учит, что да, демонстрация силы действительно помогает удержать… Может быть, Советский Союз переусердствовал со своим… накануне 41 года. Немцы знали, какие есть вооружения, какие современные танки, если бы они не знали о возможностях нашей автомобилестроительной и танкостроительной промышленности, то может быть и не планировали план Барбаросса?

С другой стороны, накануне Первой мировой войны, война во многом началась из-за секретности, из-за того, что немцы не знали о существовании Антанты. О существовании именно военного договора. Что интересно, англичане тоже об этом не знали, только правительства об этом знали. Потому что там демократия, и не каждый из премьер-министров имеет доступ… Министр иностранных дел Великобритании знал, что существует договор с Франции, согласно которому, если во Франции начинается война, где-то в Европе, Франция весь свой флот забирает. И вот премьер-министр, беседуя с германским послом, говорит: Да нет, если Франция ввяжется в войну, это ее личное дело. Германский консул радостно телеграфирует в Берлин, и на этом рождаются прекрасные планы радужные, что Англия останется в стороне. Есть такой договор, подписанный пару лет назад, так что нам придется воевать. Для Кайзера это оказалось большой неожиданностью, и закончилось печально для всей Германии. Это я к тому, что иногда… Продемонстрировали и разошлись по домам.

Что случилось в московском храме, где мирянина помял настоятеля за фотки?
Ну это я бы сказал, профнепригодность… можно было бы назвать. Этот храм на Новом Арбате или на Калининском проспекте. Это храм знаменитый, в конце концов его показывают в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», и вообще он симпатично смотрится и смотрелся особенно раньше, недоснесенной частью храма на фоне таких модерновых высоток советского стиля. В этом храме только один священник, настоятель. И еще в 2011 году там был скандал, он избил регента не своего храма, который просто с детишками зашел на службу, и на глазах у детей, а там… Регент некое профессиональное замечание шепнул батюшке… и в итоге получил по лицу. И за шиворот был священником выгнан вон из храма, а вслед за ним и детишек вытолкнул. Причем, что интересно, уже тогда же этот регент подал жалобу в патриархию, в верховный суд, как минимум, три свидетеля, подпись трех свидетелей были, а прихожане – вы не обижайтесь, батюшка у нас со всеми так раздражителен. Это был 11-й год, ничего не произошло, церковный суд на это не возбудился.

Это конечно интересные лично мне мотивы к тому, чтобы поинтересоваться вопросом церковного права, церковного делопроизводства. Просто я могу сказать, что верховный суд никогда не рассматривал дела, защищающие прихожан, мирян, перед лицами, обладающих священным саном. То есть если у священника… то жалобы мирян никогда судами не принимались к рассмотрению. Церковными судами.

В данном случае яркий пример: суд никак не отреагировал, священник остался на своем хлебном месте. Хлебное место, потому что там куча туристов и т.д. И вот все повторилось сейчас, в 21 году, когда… эмоциональный, он почему-то решил побить человека, который зашел, ему понравились украшения храма, и он решил их сфотографировать. Наверное, это все к лучшему может обернуться, если московская патриархия все-таки примет решение расследовать этот инцидент и сделать соответствующие выводы. Наверное, этого батюшку надо держать немножко под контролем. Может быть, назначить другой храм, может быть монастырь, где он не будет чувствовать такой… за все происходящее, поэтому будет относиться к людям, заходят, смотрят, а кажется, когда прямо канонами сказано: священник, поднимаешь руку на верного, это прямо в канонах прописано.

В отличие от моего случая, которого нет в каноне ни в каком, который говорит о том, что делать с клириком, который умершего священника… вот про это в канонах ничего не сказано. Вот так же и здесь.

А.Кураев: Религия – она обыденность превращает в праздник. Обыденность наделяет сакральным смыслом

Андрей Химера: в одном интервью вы говорили о православных и потере послушания…
Само слово это я не помню, когда и в каком контексте оно было сказано. А тематика действительно серьезная. Я был свидетелем последней беседы дивного человека, митрополита Антония Сурожского с русскими семинаристами. Это был 88 год, Московская духовная академия. Он тогда о пастырстве, о духовничестве беседовал с нами. Я тогда еще был студентом, и вот он сказал удивительные слова: высшая задача духовника: сделать самого себя ненужным. К Апостолу Павлу было сказано, что задача любой школы, средней и высшей сделать так, чтобы человек научился сам решать и жизненные и профессиональные вопросы, которые будет ставить перед ним жизнь. Сам научился находить нужную информацию, решать возникающие проблемы, находить ответы на поступающие вопросы.

И вот из этой православной совершенно формулы православный майнстрим делает какое-то большое-большое исключение. Вот «православные обречены на то, чтобы всегда быть стадом». Буквально вчера по телеканалу Спас протоиерей Дмитрий Новиков так и сказал: это все наше большое стадо. И это он сказал с полным восторгом, говоря о русской православной церкви. Нельзя без конца быть только чадом, только стадом, только паствой. Есть такие речевые штампы в церковной речи, которые на самом деле пугают. «Вернулся в лоно церкви». Простите, лоно – это влагалище. Как можно вернуться в лоно церкви уже рожденному существу, я не хочу себе даже представлять. Как можно пребывать в лоне матери в течение многих лет, это бедная мать, которая не может разродиться ребенком, который застрял в ее родовых путях. И вообще лоно существует для того, чтобы через него пройти, выйти. Отчасти для того, чтобы заразиться микрофлорой матери, потом сосуществовать с ее молочком спокойно. Это такая форма безопасности. Но жить все время в лоне матери никому не удастся. И делать вид, изображать.

Так и здесь, мы не должны младенчествовать умом, апостол Павел еще об этом говорил, и поэтому есть период жизни человека, в т.ч. период его церковной жизни, когда послушание совершенно естественно, хорошо, нормально, а затем надо научиться рано или поздно самому как-то понимать, что добро, что зло. А не звонить батюшке каждый раз: батюшка, а можно я ложечку сметаны… а батюшка говорит: нет! И тем более, когда вопросы находятся вне компетенции церковно-пастырского священника. Вопросы насчет сметанки в борщ, это я согласен, можно об этом спросить. А вот вопросы, связанные с современной культурой, с современной светской жизнью, современной политической. Не очень понятно, почему необходимо со священником согласовывать какие-то свои человеческие, а порой даже профессиональные… на то, что происходит.

Поэтому да, вот это вот… у нас стала массово издаваться литература для монахов, где главная добродетель – это послушание, а вот это был большой перекос. Потому что одно дело монах, который принял решение и который опять же, когда писалась эта литература, человек шел не на лейбл, не на торговую марку, шел на глаза. Он видел глаза какого-то встреченного ему монаха, и вдруг, увидев этот отблеск рая в глазах другого человека, он преисполнялся желанием: я хочу, чтобы именно он был моим вожатым по жизни. Это нормально, это прекрасно.
А когда сегодня люди идут не к этому батюшке, а в некую административную структуру, представляете?

Вот простейший вопрос: вот человек пришел к некоему священнику в монастырь, обещался послушание и поначалу все прекрасно, потому что батюшка был строителем этого монастыря, или его игуменом, или духовником, а потом этот батюшка или умер, или его перевели… И вот очень непростой вопрос, этот послушник остается в этом же монастыре, но уже без своего духовника. Как ему быть? А ему епископ прислал какого-то своего протеже. Игуменства этого монастыря. Человек совершенно другого склада, вкусов, традиций, ориентации и т.д. А он вынужден его слушать. Это даже в монашестве порождает серьезные проблемы и конфликты, а когда это переносится на жизнь обычных семейных людей, которые честно говоря… а им говорят, что вы должны во всем и всегда слушаться, а если нет, то вы ужасный грешник и т.д. Тогда это иначе трудно назвать, иначе как манипуляцией людьми. Поставить им такую планку, которая заведомо недостижима, затем на основании очевиднейшей и неизбежного расхождения между ними и этой планкой объявить их ужасными грешниками. Ну а дальше, раз ты ужасный грешник, и я поставил тебе этот диагноз, по принципу психбольницы: кто первый надел халат, тот доктор. И начинает уже властвовать над этими людьми. И внедряется идея послушания ради этого.

Поэтому надо различать, где благое разумное благодатное послушание, а где просто манипуляции. Однажды один семинарист решил открыть мне душу, и сказал: вы знаете, Отец, когда я буду священником, я буду очень строгим священником, я буду всем все запрещать. Я удивился: а зачем? Почему? «Вы понимаете, я сначала всем все буду запрещать, а потом некоторым прихожанам что-то буду разрешать. И они меня за это полюбят». Вот здесь уже целая жизненная программа очень рано сложившегося юноши, и у него кстати с карьерой все хорошо.

Не собираетесь ли вы возобновить курс лекций?
Вы знаете, я дам позитивный ответ: ко мне полиция может прийти уже сегодня вечером, законодательство у нас такое сегодня, что даже… тоже подлежит определенным санкциям. Поэтому здесь очень много чего сходится вместе. Мне самому надо очень многое еще прочитать и узнать. Тот досуг, который мне подарен патриархом, он в этом смысле мне очень помогает, гораздо меньше влиять на чьи-то судьбы сейчас, так что поэтому я как-то не очень голодаю без лекций. С радостью отзываюсь, но психологически не очень хочу. И практически сейчас возможность такая обнулена. Лучше писать, только на этой неделе сдал книжку в издательство. У меня поэтому сейчас эйфория от тройного освобождения. Свобода от писательской каторги, буду читать то что хочу, а не то что надо по работе. Потому что надо сказать, что церковно-правовая литература – это не самое интересное чтение на свете. Вторая свобода, которую я обрел – Пасха, можно прекратить держать себя… Третья свобода – это весна, конец зимнего домашнего ареста, то есть в этом смысле все хорошо. И тем более можно спокойно чуть-чуть отдышаться, а потом… следующих книг.

Сергей Иванов спрашивает, почему после исповеди бывает тяжелее на душе.
Это конечно уже не ко мне, это к священникам. Но очевидно, что тяжесть может человек чувствовать, когда у него не произошло развода между ним и теми печальными реалиями своей жизни, о которых… Развод – это же форма расторжения брака произошло, темный двойник остался во мне, поэтому тяжело. Не говоря уже о вещах… у человека может увидеть, что священник на самом деле его не увидел. Принял на исповедь, но на самом деле не увидел. На автомате так крестиком осенил, сказал формулу исповеди, контакта не произошло. Может быть, из-за этого.

А.Кураев: Много у святых отцов горьких слов для современной жизни, и сегодня в этом смысле ничего не изменилось

Вахтанг Петров: скажите, какой… церкви… каждый православный в 21 веке?
Наверное, все-таки даже у православных разные, не могу однозначно сказать, но я бы советовал, найдите, желательно чтобы книжка была толстой. Потому что бывают такие лайт-издания вроде Голутвинского Коломенского монастыря, где православно-пропагандистское оставлено, а тяжелые с кровавым потом размышления автора о жизни, это исповедник, который через лагеря прошел, это самиздатский автор оттуда были выброшены, к сожалению. А есть полные издания. В интернете посмотрите, мне кажется, там полная версия должна быть.

А с другой стороны, учитывая то, что о негативе церковной жизни сейчас много, сейчас история церкви… в богословских трудах, он доступен в открытом доступе, забыл священника имя… История церкви как история святых. Не интриг патриархов, а история … отец Сергий Мансуров.

Но знаете, вообще сложность такая есть, преподавание западной истории. Всегда студент, приходя из семинарии в академию, испытывает такой контрастный душ. Потому что в семинарии им рассказывают… такая лайт-версия православия от понтификата к понтификату. А в академии начинается более честное знакомство с историей церкви. Вместе помолились, и господь им послал ангелов, а в реале оказалось, что они умудрялись собачиться между собой даже на соборах. Масса была странных людей среди соборов, было много случаев, как многие из них потом отрекались от своих же собственных решений. Семинаристам этого не рассказывают, а вот для академиков…
Поэтому и на вопрос Вахтанга Петрова к книгочитателю, вы совсем новичок в знакомстве с церковной историей, или же нет? И тогда это уже разная литература и разные книги.

Вот некто, важный вопрос: Зачем его вообще пригласили?
У разных людей есть разные интересы, есть нечто, что интересно вам. Мне не интересна тема морковной рассады в весенние дни. Но я и не хожу на их сайты и не пишу: зачем вы эту чушь обсуждаете? Попробуйте взять с меня пример и быть настолько рассудительным в этих вопросах и разрешить людям быть другими.

Борис Литовченко: российскому интеллигенту эмигрировать или все не настолько плохо?
Вот честно, не возьму на себя ответственность. С одной стороны, плохо или нет, но есть… мы можем вспомнить пример немецких евреев во времена Рейха. Там температура довольно быстро повышалась, но тоже не то чтобы сразу. От прихода нацистов к власти и до окончательного решения вопроса прошло 10 лет, и по крайней мере первые 6 лет, пока не началась Вторая мировая война, были окошки, через которые можно было уйти. Не все ими воспользовались. Кто-то считал, что все рассосется. А кто-то считал, что я же кавалер железного креста, я ветеран первой мировой войны, я за Германию кровь проливал, меня-то уж точно не тронут. Кто-то считал, что я же крещеный, да, я еврей, но бабушка крестилась. И христиан же никогда в погромах не трогают. И ни то, и ни другое, оказывается, не спасало.

Идем ли мы каким-то путем, что не станет возможно никакого свободного движения мысли, и языка, и ног в нашем обществе – не хотелось бы такого. Скажем так, если кто-то имеет возможность уехать – Бог вам в помощь, это ваш выбор, может быть все будет хорошо. Если вы решите однажды вернуться в другую Россию, или в Россию ту же, но доказавшую, что она…

Какие же все-таки лицемеры и лжецы, пишет Серега. Христос снял с храма торговцев, вот РПЦ и есть тот самый торговец.
Я чувствую, что в вашей записи, Сергей, есть… и просил бы с этим осторожнее обходиться. Во-первых, Евангелие. Евангелие – это книга, которая написана про всех. И ее нельзя зауживать и искать только что-то про… она про каждого из нас. И соответственно, каждый из нас может узнать себя и в позитивных персонажах типа Закхея, и в полупозитивных персонажах типа того же Закхея, который был изрядно… как встретить Христа, и в позитивных персонажах. Это все про нас. Обличение Христом фарисейства – это тоже про нас. В этом совершенно ничего нового нет, никакой сенсации. Это еще Максим Исповедник говорил, это все про нас.

Много у святых отцов горьких слов для современной жизни, и сегодня в этом смысле ничего не изменилось. И тем не менее, не все фарисеи, не все лжецы, не все торговцы. Бывает и другое, попробуйте стать таким другим. Человеком, который серьезно воспринимал нагорную проповедь Христа, его обличения, попробовал к себе их отнести и тем самым стать настоящим христианином.

Стас Путильцев: Приветствую из Курска. Считаете ли вы Россию социальным государством?
Да пожалуй, как-то Россия старательно старается эти признака с себя сбросить. Здесь государство олигархов, но которому нужна обслуга, и которому нужно обеспечить минимум проживания этой обслуги, вот и все.

Андрей Евстигнеев: в одной из лекций вы говорили о сошествии… ведь мы знаем, что Христос был безгрешен.
Дело в том, что мир до Евангелия был в этом смысле очень прост. Люди все после смерти не находили дорогу, земля до Евангельского… такая блокированная планета, и греки считали, что в атмосфере живут… Вот библейские авторы. В одном из уроков есть замечательная история, он молится о том, чтобы Бог прислал помощь. В конце концов ангел спускается к нему, а пророк начинает скандалить: где ты был? Я 3 недели молился, чтобы час пришел. И архангел говорит: Господь сразу услышал, и отправил меня на помощь, но ангел царства персидского 3 недели боролся со мной. Так вот, мир Ветхого завета – это мир, в котором нет посмертной надежды ни для кого. И поэтому здесь вопрос решался иначе. И поэтому любой человек – это законная добыча князя тьмы. И в этом смысле Христос не по понятиям действует. Не сходит в цитадель ада. Христос да, обманул сатану. Бывает такое.

Буквально на днях читал историю, как немецкий торговый корабль во время второй мировой войны, это было торговое судно, но на котором секретно установили военное вооружение: торпеды, пушки, и вот он проводил астралийский крейсер, потому что крейсер подошел проверить торговое судно, которое шло под нейтральным флагом, а немцы достали свои пушки, торпеды достали и потопили его. Бывает такое, такие военные обманы.

А.Кураев: Если кто-то имеет возможность уехать – Бог вам в помощь, это ваш выбор, может быть все будет хорошо

Но в целом это очень важная тема, очень обнадеживающая. Вот этот грешник, он по всем законам должен быть… а на стороне милости… когда божья матерь приходит забрать душу Фауста… это дает надежду для каждого из нас.

Вопрос, как Христос спас женщину, если он… мужчина, спрашивает Смоки.
Ну, видите ли, Христос стал человеком вообще. Можно сказать, Христос был плотником, можно ли спастись слесарям. Христос спасся в 33 года, можно ли спастись в 35. Христос был евреем, в еврейском обществе родился – как быть нам, несчастным славянам. Скажем так, Христос не прячет идею спасения в зависимости от того, мужчина вы или женщина, богатый или бедный, славянин или еврей, свой дар спасения он дарит нам одинаково, вопрос в том, хотим ли мы этого.

Андрей Егоров спрашивает, почему о Христе и Евангелие вы говорите меньше, чем о насущных проблемах?
Ну во-первых, о чем спрашивают, о том и говорю… и у которых получается это даже лучше, чем у меня. Поэтому у меня по жизни принцип такой: если кто-то этого не делает, а я хорошо делаю, тогда я этим займусь. Если я вижу, что кто-то лучше, чем я это делаю – я не буду портить процесс. Потому что, знаете, не стоит идти в парный теннис, если там есть Кафельников, а я впервые ракетку взял в руки. Может быть не впервые, но уровня пляжного бадминтона. Я скорее Кафельникова потоплю. Поэтому есть вещи, которые лучше промолчу, чтобы не дать петуха. Есть известный стишок: О Христе немало песен сложено, я слажаю вам еще одну. Вот не хотелось бы, чтобы это было про меня.

Олег Золотарев спрашивает: является ли идея грехопадения Адама неотъемлемой для христианства. Может ли человек быть самопортящимся…
Да, эта идея действительно для христианства неотделима, потому что миссия Христа воспринимается как миссия спасателя. А погибающую планету… это миссия эвакуатора. Спасают там, где уже недостаточно просто советов, а надо помочь – там спасают. Нельзя даже бросить спасательный круг – этого мало. Необходимо самому броситься в стихию и вытащить человека. Может быть, и ценой своей жизни, как в случае с Христом. А вот объяснить, почему есть благое доброе творение и при этом… истории этого творения должен умирать, для этого надо предположить, что какой-то Чернобыль должен быть раньше. И поэтому надо взять вот эту миссию чернобыльского ликвидатора: смертельно опасную, очень благородную и важную, и смертельную. Поэтому да, христианское богословие – оно становится логичным только в том случае, если допускаем эту идею изначальной порчи мироздания, не из рук Бога произошла эта порча. А ответственность за кривые судьбы человечества берет на себя сам человек. Вот в этом суть грехопадения.

То есть, очень важно, чего в нем нет – в нем нет перекладывания ответственности на дьявола. То есть, какие-то злые другие духи, они накосячили вопреки воле творца, злые боги, здесь нет греческой темы борьбы богов. Здесь есть Бог и есть человек. Человек виноват в том, что в нас прошла некая такая… для исцеления от которой в конце понадобилась смерть Христа.

Почему у греков не такое тяжелое… как у нас?
У меня нет такой уверенности. Я знаю, что греки относятся очень внимательно к своему собственному… Более тщательно соблюдаются… масла оливкового. Другое дело, что им в некотором смысле проще, круглый год чего-то плодоносит в южном климате и все время можно чего-то перекусить, в то же время рядом плещется южное море, в котором тоже масса всякой вкуснятинки, в этом смысле им легче и это тоже одна из проблем – переноса южного… в наши северные широты. К сожалению православный собор отказался обсуждать этот вопрос. Были очень интересные предложения, были очень интересные предложения от сербской церкви и от патриарха сербского. Это все было забыто, и чтобы не портить благостной картинки собора, как радостно, что здесь мы собрались, решили от спорных тем, сложных. решили от этого отказаться. А проблема осталась.

Мне почему-то напоминают правила… ну да, это правда. Но я никаких таких собраний не собираю.

Простой вопрос, расскажите… выполнять прямые обязанности. Как бороться, и надо ли?
Вы знаете, с этим вопросом я справился в детские годы. Когда мне было чего-то очень лень, например, учиться в школе или чистить картошку. Я для себя все превращал в некий военный… я такой был мальчик с милитаризированным сознанием, и соответственно, вот я картошку назначал во враги, назначал рубеж. Вот сейчас еще немножко и прорву фронт и т.д. От человека зависит, наделять смыслами ту реалию, с которой он встретился. И попробуйте, мир в котором живете, наделить этим смыслом. Вам интересно? И тогда может быть и даже скучные проходные минуты, часы вашей жизни, регламенты, протоколы, они для вас станут чем-то значимым. Религия – она обыденность превращает в праздник. Обыденность наделяет сакральным смыслом. Таинством. Не просто пахота поля или сбор урожая, а мы принимаем дары от бога. Или мы вместе с богом трудимся. Такого рода смыслов даже обычный труд человека. И тем самым помогает его совершать именно человеком.

Ольга Козлова: где-нибудь на земле сохранилась подлинная православная церковь?
Ну вы знаете, мы входим в очень сложный тогда мир критериев – что назвать подлинной православной церковью. Если подлинная православная церковь это та, которая исполняет все свои собственные каноны и предписания, то можно сказать — давно нет. Еще Григорий Богослов второму вселенскому собору бросил слова, вспомнили… а правила давно забыты. На минуточку, это 1382 год, а правила уже давно забыты. В то же время, подлинная православная церковь это та, в которой пребывает Христос, которую он терпит. Кого Христос может назвать своими – вот главный вопрос. Ответ зависит только от нас.
Я могу выразить свою надежду, я очень надеюсь, что ни патриарх Кирилл, ни я, ни вы Ольга, не являемся чужими. Что никому из нас, я надеюсь, он не скажет: отойдите, я не знал вас. А может сказаться и так. Поэтому сказать, что вот эта подлинная православная церковь, это нет.

А.Кураев: Надо различать, где благое разумное благодатное послушание, а где просто манипуляции

Розенберг: где находится наш мир по Библии: земля – шар или плоскость?
Можно найти тексты и такие, и такие, плоскость конечно, в мире Ветхого завета. Но надо понять, что Библия она вообще не об этом. Она говорит о том, как на земле, какой бы формы она ни была, как услышать Бога. Как не пропустить его вестника. Мы-то с вами добраться туда не можем, и те правила кашрута и шабата нам не помогут. Но вестник, пророк от него может прийти. И этот пророк может вести себя крайне неприлично. Эти вестники могут быть очень странными. Ослица может в конце концов вдруг заговорить от имени Бога. Моисей оказывается от Бога, хотя губит народ израильский, ведет его в пустыню Синая, где людям… но тем не менее он от Бога. Главное для библии распознать божью тропинку, божьих вестников. А какая форма и какие здесь законы, вот очень разумно есть такая педагогика библейская, она об этом молчит. Там нет законов мироздания, и спустя столетия Галилей об этом скажет своим судьям, что Библия учит нас тому… а не как вращается небо. Этот вопрос, он не к Библии.

Только единственное, отмечу, что никогда, ни один из христианских авторов не утверждал, что земля стоит на слонах и черепахе, это какие-то индийские представления, но вовсе не христианские. Более-менее обычное, то что приписывается христианам, что она плоская, но это вовсе не канонизированный автор, это какие-то его личные конструкции, фантазии о небесных сферах и т.д.

Аркадий Карпачев: есть ли в России приходы других православных юрисдикций и можно ли там очищаться?
Ответ неочевиден. Дело в том, что формально есть приходы других юрисдикций… чешской церкви в Москве, иерусалимская в Калуге, недавно было закрыто подворье Александрийского патриархата после разрыва наших отношений, но даже в тех подворьях, что действуют, болгарское есть подворье, сербское, но даже там, где есть, там номинальные настоятели и клирики этих зарубежных церквей, да, но рядовые священники наши московские. И поэтому встретиться вам именно с официальным послом, для какой-то беседы серьезной, наедине, это достаточно сложно. Исключение было может быть и есть, это подворье американской православной… храм Святой Екатерины. Вот там, кажется, действительно более-менее необычный священник был, но я давно уже не слышал оттуда новостей.

Смоки опять спрашивает: Как логически доказать, что бог, который находится вне законов логики, никак не может оказаться злым, а не благим.
Вы знаете, штука такая, если Бог окажется злым, а не благим – бегите подальше от этого Бога. Разрывайте религиозные отношения с ним. Это сюжет, который есть во многих религиях мира. Что некий не благой, а злой Бог заинтересовался тобой, вспомним американский фильм «Чужой» или «Хищник», когда некие могущественные существа прилетают на землю, но совсем не для того, чтобы подарить нам какие-то дары духовные или технические, а совсем наоборот, и конечно же, с ними надо начинать войну. Сюжет, лежащий в основе многих и многих мифов народов мира, но на этом строится и христианская вера. Если Бог есть, он единый, один бог-творец разумный. Если Бог есть, он должен быть благим, потому что иначе тогда не надо его искать. Дальше, если Бог этот един, то он совершенно непостижим, потому что он как нечто единое находится за пределами нашего разума, который все дробит и привык иметь дело с дробностями. Этот Бог выходит за рамки непостижимости. Но если Бог выходит за рамки непостижимости, чтобы нас поймать, тогда от него надо бежать. Это в богословии есть. И есть то, что Бог это любовь. И эта любовь не прячется… и честно вам скажу, что ничего выше, чище чем евангелие не нахожу.

Алексей спрашивает: ваше познание бога скорее философское? Был ли в вашей жизни мистический опыт божественного?
Во-первых, я отчасти уже ответил на этот вопрос. Поверьте, в моей жизни были эпизоды, которые я лично истолковываю как чудо. И несмотря на свои проблемные отношения, не записываясь в ряды и даже просто не собираюсь покидать… Так что всякое бывало.

А.Кураев: Есть речевые штампы в церковной речи, которые на самом деле пугают. «Вернулся в лоно церкви»

Мама Лу спрашивает: нужно ли винить себя в смерти бабушки, если она умерла при мне за полчаса, потому что я не успела вызвать скорую помощь?
Вы знаете, я полагаю, что касается наших отношений с родителями, для меня это тоже очень больная тема. Я не помню, у кого-то из советских поэтов читал замечательные стихи. Запомнил смысл, не запомнил конкретных слов и не запомнил автора к сожалению, но смысл в том, что бог беспощадный, в том смысле, что когда одни умирают, и мы не успеваем попросить прощения. И та ссора, которая казалась минутной, проходящей, она может оказаться навсегда. И что касается, это в общем тема, конечно каждый раз я вспоминаю своих родителей, каждый раз я думаю, каким же непроходимым тупицей я был, как иначе нужно было, особенно в годы их болезни, старения, как иначе надо было себя вести, как много больше времени уделять. Поэтому если ваша бабушка оставила в вас такую саднящую память последних дней, мне кажется, это ее последний дар вам. Чтобы вы помнили… очеловечили себя.

Интересное предложение поступило от Марии 2773: Женитесь на мне.
Ну вы бы хоть фотку прислали, нельзя же прямо так бросаться в омут, не знаю куда.

Людмила спрашивает, что вы думаете о верующих… а сами о христианстве знают меньше неверующих.
Самое начало, 2010 год, когда в патриархии стали готовить такие законы об оскорблении религиозных чувств, я выступал резко против этого, потому что разбираться в моих чувствах, я единственный эксперт своих чувств. И я выставляю суд своим заложником, когда я заявляю, что мои чувства оскорблены.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире