'Вопросы к интервью
О. БЫЧКОВА: Добрый день! Это программа «Сканер». У микрофона Ольга Бычкова и мой коллега, Юрий Погорелый, заместитель генерального директора Службы финансово-экономической информации «Интерфакса». Как всегда, с помощью программы «Скан» «Интерфакса» мы подводим итоги недели, смотрим, какие люди, компании, организации, чаще всего упоминались в СМИ. В первой части мы смотрим, о каких персонах больше всего на этой недели писали, выбираем «персону недели».

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: Совершенно неожиданно конец года стал очень бурным политически — да, были выборы и еще выборы, но чтобы настолько активно все развивалось, ожиданий не было. Самый большой резонанс получили две темы на этой недели — выдвижение кандидата в президента и неожиданный скандал с увольнением журналистов из газеты «Коммерсант». Но поговорим сначала о топе, о тандеме. В тандеме у нас на этой неделе сменился лидер, и впервые Путин занимает первое место в рейтинге не на один-два дня, а в течение всей недели. Причем, важный момент — у него самый большой за последние месяцы отрыв от президента Медведева – почти на 60% упоминаний. Был повод – у него была «Горячая линия», было огромное количество упоминаний о нем, его комментарии, цитирования. У Путина объективно будет больше, так как он объявил, что хочет идти на президента. В первой двадцатке нашего рейтинга все кандидаты в президенты есть – Михаил Прохоров, который неожиданно вернулся в политическую жизнь и сразу занял аж 3 место в рейтинге, на 4 — Сергей Миронов, на 8 — Жириновский, с 15 места идут другие кандидаты — Мезенцев. Лимонов и Зюганов.

О.БЫЧКОВА: То есть, потенциальные кандидаты в президенты поднимаются на верхние строчки.

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: Да, и мне интересно – это у нас так система СМИ управляема, что когда нужно, то Путин и Прохоров занимают такие места, или это объективно, когда все каналы показывают одно и то же, люди читают и комментируют, или объективно — мне это интересно, может ли это управляться.

О.БЫЧКОВА: Напомню, что именно по количеству упоминаний выстраивается рейтинг.

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: Да, причем это упоминания как в СМИ, интернет-сайтах, топовых блогах – вся медиа-система дрожит.

О.БЫЧКОВА: Если это вся медиа-система, включая блоги, то наверное, часть управляемая, а часть – нет.

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: Это философский вопрос. В общем, когда надо, то вроде все как надо. На 5 месте у нас оказался Алексей Кудрин, который вдруг заявил, что ему интересна политика, о нем Путин говорил в своем общении с народом, Кудрин говорил о Прохорове — он опал в эти медиа-тренды и занял 5 место – на самом деле это круто. На 6 месте Грызлов, который объявил о своем уходе с поста спикера Госдумы, и здесь есть милый момент – для того, чтобы Грызлов впервые попал так высоко в нашем рейтинге, ему надо было заявить о своем уходе из Госдумы. Бизнесмен Алишер Усманов, владелец Издательского дома «Коммерсант» впервые попал в наш рейтинг занял в нем 9-е место, а уволенный глав.ред журнала «Коммерсант-Власть», Максим Ковальский и гендиректор холдинга Андрей Галиев и глава издательского дома «Коммерсант», Кудрявцев – во второй десятке рейтинга.

Главный оппозиционер прошлой недели, Алексей Навальный, съехал с 3 места аж на 29-е — он отбывает присужденные ему 15 суток и пока предложить ничего не может, в отличие от Ходорковского, — видимо, не освоил эпистолярный жанр из тюрьмы.

О.БЫЧКОВА: Освоил. Было обращение к участникам митинга на Болотной площади, которое там было зачитано и цитировалось в СМИ. Но да, Навальный, по независящим от него причинам, находится не в центре информационного поля. Посмотрим, что будет, когда он в него вернется.

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: Кстати, насчет Ходорковского – он снова вернулся в рейтинг и находится на 25 месте благодаря тому, что Прохоров обещал его помиловать, как только станет президентом. Самый главный заключенный Украины, Юлия Тимошенко, на 7 месте — СМИ активно обсуждают состояние ее здоровья и условия содержания в СИЗО, а президент Янукович сильно от нее отстает — на 14 месте.

О.БЫЧКОВА: Показательно.

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: Да. То есть, неважно для медиапространства, какой реальный пост ты занимаешь. Важное место занимают выборы в Приднестровья — кандидаты Шевчук и Каменский на 21 и 27 местах, а действующий президент республики, Игорь Смирнов, на 26. Накал страстей вокруг выборов президента в Южной Осетии не ослабевает – Джиоева на 36 месте, Кокойты — на 48. И наш любимый новогодний персонаж Дед Мороз поднимается вверх по ступенькам рейтинга – на этой неделе он на 34 месте.

О.БЫЧКОВА: медленно перемещается дедушка, надо сказать.

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: Видимо, есть чем заняться народу.

О.БЫЧКОВА: Дмитрий спрашивает про Нарышкина и Суркова – на каких они строчках?

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: Сурков с небольшим отрывом обогнал Деда Мороза – на 33 месте, а Нарышкин не был общественностью мощно отмечен. Игорь Шувалов на 39 месте, Явлинский — на 40, последний в списке николя Саркози.

О.БЫЧКОВА: Зарубежных политиков немного?

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: Их сейчас немного. Не ругаются сейчас европейцы между собой, или, возможно, ругаются, но у нас своя движуха началась в России.

О.БЫЧКОВА: Хорошо. Теперь — о персоне недели, которой безусловно стал Михаил Прохоров, неожиданно занявший быстро высокую третью позицию после тандема, где всегда бывает Путин или Медведев. И небольшое напоминание о Михаиле Прохорове.

А.БЕЛАНОВСКИЙ: Михаил Прохоров родился в 1965 году в Москве. С 1983 по 1985 год служил в армии, после окончания поступил в Московский государственный финансовый институт, который с отличием окончил в 1989 г. До 1992 г. Прохоров работал в международном банке экономического сотрудничества, где познакомился с Владимиром Потаниным, который пришел к нему на консультацию по поводу своей компании «Интеррос». Спустя несколько месяцев они стали работать вместе, и в 1992 г. основали банк НФК, затем «Онэксим-банк», который возглавил Прохоров.

Период бурного развития империи Прохорова-Потанина пришелся на конец 90-х – начало 2000 гг. На базе «Норильского никеля» и других купленных в процессе приватизации акций ведущих предприятий страны, создается холдинговая компания «Интеррос». В 1998 г. «Онэксим-Банк» присоединяется к только что созданному «Росбанку», Прохоров становится его президентом. В начале 2000-х Прохоров на протяжении шести лет возглавлял ГМК «Норильский Никель», а в 2006 г. стал председателем Совета директоров компании «Полюс-Золото», созданный из выделенных из «Норильского Никеля» золотодобывающих активов.

В конце января 2007 г. Прохоров и Потанин заявили о начале раздела бизнеса, но этот процесс затянулся на несколько лет. Самым трудным оказался раздел «Норильского никеля» — в результате Прохоров продал принадлежащие ему акции предприятия «РусАлу», получив взамен пакет акций алюминиевой компании.

В настоящее время под управлением созданной Прохоровым группы «Онэксим» находятся активы объемом свыше 25 млрд. долларов, среди которых акции «РусАла», «Полюс-Золото»№. ТГК-4, «ИнтерГео», девелоперская компания «Открытые инвестиции», страховая компания «Согласие», Банк НФК, медиагруппа «Живи», которая издает ежемесячный журнал «Сноб», ориентированный на состоятельных людей, а также РБК-ТВ. Кроме того, Прохоров реализует проект по производству в России гибридного автомобиля — «Ё-мобиля».

Политическая карьера Прохорова началась летом 2011г., когда он был избран лидером партии «Правое дело» и заявил о намерении провести ее в Госдуму. Однако, в результате разногласий с однопартийцами, в сентябре он был смещен со своего поста. 12 декабря Прохоров объявил о намерении баллотироваться в президенты России на выборах 4 марта. По версии журнала «Форбс» Михаил Прохоров занимает 32 сточку в списке богатейших людей планеты с состоянием в 18 млрд. долларов.

О.БЫЧКОВА: Когда мы смотрим видеоряд с «Правым делом» Прохорова, я обратила внимание, что эти кадры выглядят как хроники 90-го года, а это было несколько месяцев назад. Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: Мы просто внутренне похоронили в себе эту историю — это моя точка зрения, — потому что было понятно, что все свернулось. И когда я сейчас слышу упоминание про «Правое дело», ничего, кроме умиления, у меня это не вызывает.

О.БЫЧКОВА: При упоминании Прохорова на сайте развернулась большая дискуссия. Слушатель Печатник: «Жалкая кучка кандидатов и Болотная вынудили Путина поставить на новенького». Сарт: «Вся его избирательная кампания будет враньем, вернее, ее вообще не будет – он должен только для строчки в бюллетене». Ирэн: «Судя по многим комментариям на сайте, яркие новые личности вызывают априори отторжение у многих ретроградов». Мнения разделились в том, что касается Прохорова и его выдвижения. У нас есть категоричное мнение Станислава Белковского, президента Института национальной стратегии.

С.БЕЛКОВСКИЙ: Прохоров — системный, абсолютно управляемый игрок. Он никогда не принимал никаких самостоятельных решений. Он обижен на Медведева, потому что Медведев убрал его из «Правого дела» — все инвективы в адрес Суркова были только эвфемизмом обвинений в адрес Медведева, которые он не решался произнести, особенно не зная, пойдет ли Медведев на второй срок. Прохоров – бизнесмен, он зарабатывает деньги. Путин был личным рекламным агентом – он ехал на его «ё-мобиле», который не работает, правда, из своей резиденции в резиденцию Медведева «Горки» — сколько стоит час рекламной акции с участием Путина — довольно много. Поэтому Прохоров продолжает зарабатывать деньги, он в системе – ему поручили баллотироваться в президенты, чтобы легитимировать избрание Путина, и он будет это делать. Ему кажется, что у него есть политические амбиции, но он не понимает, что у холуя не может быть политических амбиций. Он может просто холуем, старшим холуем, верховным холуем, но больше чем холуем он быть не может — качественно. Он им и остается, дай ему бог здоровья. Он скучен как стиральная доска, у него нет никаких политических инстинктов, он не понимает, что происходит в политике, он ее воспринимает тоже как форму бизнеса. Просто ему наскучило делать «ё-мобиль», и он пошел заниматься политикой, как он ее понимает. Причем, его «ё-мобиль» уже не работает – он продает этот проект, и политика точно так же не работает. Поэтому мне кажется, что Прохоров просто опоздал. Тогда, когда создавалось «Правое дело», это была разводка достаточно качественная – многие бы в нее поверили. Но после того, что случилось – не поверят, я готов замазаться на ящик коньяка: не поверит Болотная площадь Прохорову, хотя он выдвигается именно по проекту Болотной площади.

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: Не будем сейчас разбирать политическую программу Прохорова и его аналитическое чутье, но я должен сказать, что человек, которого как бы снова вытащили на политическую арену, — сам он вышел, или не сам, — свечки не держал, не видел инструкцию и его обещания, но скажу так: если человек возникает ниоткуда, а мы с тобой внимательно смотрим за тем, что происходит с ним в медиа-пространстве, возникает ниоткуда, находится на 3 месте и количество его упоминаний не меньше, чему Медведева, то технологически, возможно, это и есть та самая фигура, которая позволит людям хотя бы сделать вид, что они волеизъявили. или почувствовать хотя бы..

О.БЫЧКОВА: У нас есть противоположное мнение Евгения Ройзмана, президента Фонда «Город без наркотиков». По его мнению Прохоров не является сурковским проектом.

Е.РОЙЗМАН: Изначально Прохоров не может быть сурковским проектом, потому что где Сурков и где Прохоров? Разный уровень мощности, разное мировосприятие. И Прохоров не может быть вообще чьим-то проектом – это совершенно нормальный, самостоятельный, самодостаточный здоровенный русский мужик. Где Сурков и где Прохоров? – разные весовые категории. Но все равно надо искать, смотреть поляну, прощупывать, заходить в политику — может быть, не получится с первого раза, уже не получилось со второго раза, со второго или третьего – получится. Уже понятно – уже появился азарт, появилась потребность. Потому что каждый нормальный мужчина заточен на результат, задача – добиться результата. Когда мы с Прохоровым разговаривали, в первый раз встретившись, определили позицию. Он мне сказал одну простую вещь: у меня все есть, у меня всего достаточно, я могу жить и до конца жизни получать удовольствие. Но я вижу, что происходит в моей стране, понимаю, что нужно исправить и готов взяться это исправлять. У Михаила есть серьезный плюс в отличие от многих оппонентов – он способен ясно и просто излагать свои мысли. При этом он человек не трусливый, порядочный, как уже показали несколько ситуаций и способен оставаться самим собой в самых сложных историях. Поэтому я считаю, что он достоин быть кандидатом в президенты и достоин быть президентом. И с таким президентом, конечно, страна выиграет. Плюс это просто высокая, мощная личность. И важный момент: очень много теоретиков, а он – практик. Они будут сидеть на своих стульчиках за мониторами, делать мудрые лица, двигать мышками, а он пошел, и будет делать – это большая разница.

О.БЫЧКОВА: Вот такие полярные мнения. Мы будем продолжать наблюдать, а пока делаем перерыв в программе.

НОВОСТИ

О.БЫЧКОВА: Продолжаем программу. В этой части «Сканера» мы выбираем организацию или компанию недели — и тут у нас большое поле для маневра сегодня.

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: Абсолютно. Рейтинговые агентства действительно находятся очень высоко в нашем рейтинге.

О.БЫЧКОВА: Да, они появляются постоянно, каждую неделю.

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: А теперь они все вместе.

О.БЫЧКОВА: Мы только что узнали, что большой список стран оказался в «черном списке».

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: Хотел бы я, чтобы мы были в том «черном списке», в котором находятся эти страны — потому что у них инвестиционный рейтинг, а у нас не очень. Тем не менее. У нас «Фитч» на 6 месте. «Мудис» на 8, а «Эс-Эн-Пи» — на 19. У нас очень большая атомная тема – Калининская АЭС, которой никогда не было в рейтинге, но туда приехал Путин, — а мы только что слышали стоимость рекламы Путина — на 15 месте. По этой же причине на 36 месте мы видим компанию «Росатом». На 33 — Чернобыльская АЭС, — так как 14 декабря был День ликвидатора Чернобыльской аварии. На 24 месте — «Фукусима-1», там было землетрясение вновь, и толчки ощущались в районе станции. С темой «Фукусимы» связано упоминание на 26 месте компании «Гугл», — она в память мартовских жертв цунами в Японии создала панорамные фото пострадавших районов до и после землетрясения.

На 37 месте у нас новая компания с относительной славой — ювелирный холдинг «Алтын», руководители которого обвинялись в контрабанде золота, и на этой неделе уголовное дело против них было закрыто – очень похоже на дело «Арбат-Престижа»: «всем спасибо, все свободны» — а компании уже и нет.

Еще одна новая компания, тоже с непростым ощущением попала в рейтинг — Тихоокеанская мостостроительная компания. Которую мало кто знает, но это именно она строила тот самый сгоревший мост, который является ключевым объектом саммита АТЭС и находится во Владивостоке.

Завсегдатаи рейтинга спокойно, деловито дорабатывают оставшиеся до конца года дни и готовятся подводить итоги. Первая пятерка самых упоминаемых компаний та же — «Газпром», «Сбербанк», ВТБ, ММВБ и РЖД. Но по неофициальному показателю — объясню сейчас, поему, — первая пятерка должна выглядеть несколько иначе. На 3 месте здесь должна быть компания «Facebook» — мы внутри нашей системы ее маркируем как социальную сеть, чтобы не создвать лишнего шума.

О.БЫЧКОВА: Лишний шум – это что значит?

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: Лишнего поискового шума. Ровно так же, как мы компанию «Интерфакс» в рейтинг не помещаем – иначе мы были бы очень высоко в рейтинге. Но «Facebook» тут интересна именно как компания – он на третьем месте, должен был заменить собой банк ВТБ.

О.БЫЧКОВА: То есть, если техническую ославляющую убрать, то, как компания в чистом виде «Facebook» на 3 позиции, — что безумно высоко.

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: Для зарубежной компании это впервые. И конечно, «Facebook» обязан этому событиям прошлой недели, событиям митинга на Болотной площади – через «Facebook» координировались количество человек – по разным оценкам, от 20 до 40 тысяч. Социальная сеть «Вконтакте» использовалась тоже, но там количество желающих пойти на митинг, использующих ее как инфраструктуру для этого митинга, было намного меньше. И конечно, тут же «Facebook» собирает людей на площадь Академика Сахарова, — это стало инфраструктурной частью нашей жизни.

О.БЫЧКОВА: Это очень интересная история, которую имеет смысл обсудить. Компания недели – «Facebook», и информация о ней, — если кто не знает.

А.БЕЛАНОВСКИЙ: «Facebook» — социальная сеть, основанная в феврале 2004 г. 19-летним Марком Цукербергом и тремя его соседями по комнате во время обучения в гарвардском университете. Первоначально сайт был назван «The Facebook» и был доступен только для студентов Гарвардского университета. Спустя несколько дней после создания сайт был закрыт администрацией Гарварда. Цукерберг был обвинен администрацией в нарушении безопасности авторских прав, неприкосновенности частной жизни, и наказанием должно было служить исключение из университета. В итоге обвинения были сняты, и Цукерберг открыл сайт для своих однокурсников.

Членство в социальной сети изначально было ограничено студентами Гарвардского колледжа, и в течение первого месяца в ней было зарегистрировано более половины студентов Гарварда. Вскоре вокруг Цукерберга сформировалась команда единомышленников, желающих помочь в продвижении сайта. В марте 2004 года регистрация в соцсети была открыта для студентов Стэнфорда, Колумбийского университета и Йелля, а затем в большинстве университетов США и Канады. Начиная с сентября 2006 г. сайт доступен для всех пользователей интернета в возрасте от 13 лет, имеющих адрес электронной почты. В настоящее время аудитория «Facebook» составляет 850 миллионов пользователей, многие из которых заходят на сайт с помощью мобильных устройств. При этом количество уникальных посетителей сайта в октябре 2011 г. составило 750 миллионов, а количество просмотров страниц — 620 миллиардов. Выручка «FACEBOOK» за 2011 г., по собственной оценке компании, составила 5 млрд. долларов США.

Благодаря этому проекту Марк Цукерберг в 23 года стал самым молодым миллиардером — в списке «Форбс» он занимает 52 место с состоянием в размере 13,5 млрд. долларов. Фильм Дэвида Финчера «Социальная сеть» об истории создания «FACEBOOK» получил премию «Золотой глобус» как лучший фильм 2010 года.

О.БЫЧКОВА: В удивительное время живем – думал ли Цукерберг, когда создавал виртуальную тусовку для студентов, что спустя небольшое количество лет какие-то чуваки в Москве в декабре будут собираться, чтобы постоять на морозе, используя его изобретение.

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: А может быть, он для этого и выдумывал?

О.БЫЧКОВА: И тогда зря мы грешим на Хиллари Клинтон, и совсем другие персонажи в этой «закулисе». Екатерина Скоробогатова, представитель «FACEBOOK» в России у нас на прямой телефонной линии. Как вам, как представителю «FACEBOOK», такая совершенно неожиданно свалившаяся на вас политическая слава и известность? Готовы ли вы к ней, рады ли вы такому повороту дела?

Е.СКОРОБОГАТОВА: Наверное, я могу здесь говорить только о сервисе. А не о своей личной известности. «FACEBOOK» известен во всем мире уже давно, в России он начинает сейчас активно развиваться, становится более популярным и известным как удобный и полезный коммуникационный социальный сервис. Поэтому ситуация ожидаема и вполне понятная для самого «FACEBOOK» – это действительно успешный сервис, им пользуется до 800 млн. человек во всем мире.

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: Основатель «Вконтакте», Павел Дуров рассказывал, что к нему обращались представители ФСБ с просьбой закрыть группы, связанные с митингами на Болотной. А к вам обращались российские власти с просьбой закрыть какую-нибудь политически-активную социальную группу, или организацию встречи на Болотной — такое было?

Е.СКОРОБОГАТОВА: Мы не комментируем такие вопросы – к сожалению, я не могу на него ответить.

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: Тогда такой вопрос – было известно, что во время событий в Иране, «FACEBOOK» за три дня или за три недели сделал на фарси версию «FACEBOOK» – для того, чтобы люди могли активно ею пользоваться делает ли что-нибудь «FACEBOOK» активно, с точки зрения сервисов, специально что-нибудь для России – затачиваете ли вы что-нибудь такое «экстра».

Е.СКОРОБОГАТОВА: Конечно, «FACEBOOK» работает над тем, чтобы стать более полезным и понятным пользователям в России. Самое простое – мы перевели сервис на русский, причем вообще «FACEBOOK» переводит пользователей — безусловно, с помощью профессиональных переводчиков, «FACEBOOK» переводит сообщество пользователей, есть специальное приложение, которое они могут использовать. То есть, мы переводим «FACEBOOK» на русский, активно работаем с российскими различными сайтами, чтобы сделать так, чтобы пользователи на этих сайтах могли отмечать, что им что-то нравится, либо входить со своими логинами и паролями на «FACEBOOK» на эти сайты – это важная часть нашей работы, потому что мы развиваем «FACEBOOK» как платформу. Это, наверное, основные направления развития нашего в России.

Мы также запустили очень важную историю с точки зрения локализации, общения не только для русских пользователей – не только с русскими пользователями. Мы запустили для русских пользователей возможность переводить публикации страниц, либо своих друзей, то есть, переводить посты с любых иностранных языков на русский.

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: А обратно?

Е.СКОРОБОГАТОВА: Обратно — мы сейчас разворачиваем это на все остальные языки. Сейчас она запущена для России, Японии и Кореи. Будем запускать и для всех остальных стран. Для того, чтобы пользователи «FACEBOOK», которые не знают русского, могли переводить новости от русских страниц, от русских друзей на понятный язык.

О.БЫЧКОВА: Когда 4 декабря были выборы, у сайта «Эхо Москвы» и не только у нас, были серьезные проблемы — у нас была существенная ДиДОС-атака, и большую часть суток сайт был в нерабочем состоянии. Было что-нибудь подобное с «FACEBOOK»?

Е.СКОРОБОГАТОВА: Подобные ситуации мы не комментируем, но могу сказать, что основная задача «FACEBOOK» как сервиса – быть доступными. Это важная для нас задача — чтобы сервис был работающим, всегда загружался и пользователи могли бы его использовать для общения. Мы очень внимательно следим за тем чтобы «FACEBOOK» всегда был доступен.

О.БЫЧКОВА: Спасибо вам большое. У нас есть еще одно мнение – от Сергея Плуготаренко, директора Российской ассоциации электронных коммуникаций.

Е.СКОРОБОГАТОВА: Хотел спросить — у вас есть ощущение, что то, что так много людей воспользовались социальной сетью, в данном случае, «FACEBOOK», для организации митинга – это что-то случайное, одномоментное, или это теперь уже вошло в нашу жизнь, будет системой, и теперь все митинги у нас будут организовываться через социальные сети?

О.БЫЧКОВА: Раз так удачно получается.

С.ПЛУГОТАРЕНКО: Да, думаю, что конечно, социальные сети это такой инструмент, который будут использовать все чаще. Другой вопрос, что возникает вопрос, почему именно «FACEBOOK» имеет пальму первенства – мне кажется, что было более или менее равнозначным распределение по социальным сетям, по системе микроблоков.

О.БЫЧКОВА: Просто по количеству «лайков» оказалось, что в «FACEBOOK» было больше всего.

С.ПЛУГОТАРЕНКО: Да, система «лайков» и интерфейс, чем сильнее такие системы, как «FACEBOOK», «Гугл» — им достаточно придти в Россию, или другую страну — им не нужно предпринимать никаких усилий, достаточно локализовать свои сервисы на местный язык, и большая армия людей готова пользоваться этими сервисами. Но в то же время нельзя забывать, что в России сильна своя собственная когорта местных сервисов, достаточно мощных и изначально русскоязычных, это собственная поисковая система, собственная почтовая служба, две мощнейшие социальные сети, которые держат аудиторию гораздо большую, чем «FACEBOOK», — то есть, у нас есть большие мощные наши собственные сервисы, аналогичные западным, которые пока не отдают аудиторию. То, что аудитория собирается через «FACEBOOK» именно на митинги, показывает, что это такая аудитория у «FACEBOOK», то есть, есть некая корреляция между теми, кто готов идти на Болотную площадь и сидит в «FACEBOOK» – думаю, что главная фишка этого феномена.

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: А почему так получилось? Почему именно люди, сидящие в «FACEBOOK», оказались в большинстве случаев участниками митинга на Болотной, а не люди, которые сидят, например, в «Одноклассниках»?

О.БЫЧКОВА: То есть вопрос именно в том, какие люди сидят в «FACEBOOK».

С.ПЛУГОТАРЕНКО: Думаю, что в «FACEBOOK» сидит достаточно рафинированная аудитория — интеллигенции, высокооплачиваемых специалистов. Сужу по себе – мое окружение в «FACEBOOK» мне абсолютно понятно. Я не могу сказать, что знаю все свои 5 тысяч друзей, но когда мне нужно воспользоваться – по бизнесу — контактами, найти человека, я знаю, что гораздо проще это сделать в «FACEBOOK», в поисковой строке «FACEBOOK». И это означает, что там достаточно правильно формируются люди, которые близки друг другу по духу.

О.БЫЧКОВА: А почему именно так получилось?

С.ПЛУГОТАРЕНКО: Думаю, что это очень грамотная политика «FACEBOOK» – они не гнались за супер-массовой аудиторией – насколько мне известно, они действительно в первое время концентрировались на том, что они предоставляют качественный сервис для специалистов — наверное, в первую очередь для «ай-тишников», хотя сейчас там уже достаточно пользователей. В отличие от «Одноклассников» и «ВКонтакте», где изначально аудитория собиралась из тех, кто имел доступ, и в первую очередь те самые тинэйджеры, которых там очень много — они генерируют тоже большую долю информационного шума. Их много, и нельзя сказать, что аудитория такая же рафинированная, как на «FACEBOOK».

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: А у вас не создается такое ощущение, что большие порталы, такие, как социальные сети типа «ВКонтакте», имеющие еще какой-то контент, или сервисные порталы типа «Мейл.ру», поисковые, как «Яндекс», уже сейчас создают реальную альтернативу тому же самому телевидению с точки зрения именно информирования людей, анне только предоставления им поисковых сервисов, сервисов почтовых, поиска друзей?

С.ПЛУГОТАРЕНКО: Совершенно верно, так оно и есть. На сегодняшний день можно даже сказать больше: был большой интернет. В котором существовали СМИ, потом блогосфера, — этого было недостаточно для того, чтобы создать мощную конкуренцию телевидению. А сервисы. Которые сегодня условно пускают вас по паролю в некий конвергированный или интегрированный медиа-сервис, где есть все — поиск, обмен файлами, коммуникации, общение, хранение фотографий – это получается уже интернет в интернете – это новое явление, которое обладает особенностями интернета в интернете, и именно поэтому он может составлять альтернативу телевидению — это правда. Все предыдущие сервисы не могли конкурировать. И дело даже не в охвате, дело в том, что у них были совершенно другие сервисы.

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: Можно маленький прогноз? Через довольно короткое время должно произойти насыщение – думаю, что в «Одноклассниках» все, кто уже хотел там быть, они уже есть, и даже может быть ушли оттуда. И то же в «ВКонтакте». Когда наступит стопроцентный охват рунетной аудитории социальными сетями, и насколько мы близки к этому?

С.ПЛУГОТАРЕНКО: Мы к этому близки. Дело в том, что основные точки роста, которые остались — регионы, благодаря мобильному интернету и возрастные категории — 50-55-плюс – эти люди начнут подтягиваться в интернет, и в социальные медиа – за счет них будет расти аудитория. А аудитория молодая и городов-миллионников уже давно насытилась, и здесь роста нельзя ожидать. Но при этом нельзя забывать, что интернет растет не только благодаря количеству пользователей, а еще растет и по времени, которое эти пользователи проводят в интернете. И здесь, конечно, попадание интернета в зону карманной доступности, то есть, выдача на мобильный телефон за совершенно смешную плату подключения интернету, — это еще одна точка роста. Она позволяет людям больше проводить времени в интернете. Потому что нельзя достать из кармана телевизор и посмотреть его на Болотной, а мобильник достать можно.

О.БЫЧКОВА: В связи с последними событиями еще больше говорят о всяких страшилках – что отключить все эти социальные сети, обрубить каналы. Мы сейчас смотрим на события в Казахстане, где по сообщениям, взяли и выключили «Твиттер» — насколько технически это осуществимо в такой стране как Россия, в таком городе как Москва, или в других российских крупных городах.

С.ПЛУГОТАРЕНКО: Технически это возможно – Китай тому пример. Но существует возможность это обойти, и в любом случае есть некая прослойка, специалист, который сумеет поставить на серверы защиту, но для основной части пользователей можно блокировать сервис — была бы на то воля государства. К счастью то… НЕ СЛЫШНО… по результатам нашего расследования выясняется, что власти часто берут свои слова обратно, говоря, что те, кто высказал подобные идеи, либо не совсем разобрались в обстановке, либо имели в виду что-то другое. Поэтому говорить о том, что существует направленное действие на зажимание определенных коммуникационных сервисов в современной России не имеет смысла — пока мы с этим не сталкиваемся. Другое дело, что возникают всевозможные течения, связанные с призывами по борьбе с детской порнографией в интернете, появляются законопроекты, которые на это нацелены, которые, в принципе, закладывают законодательную базу для того, чтобы можно было закрывать определенные ресурсы, вовлеченные в эти злостные нарушения.

О.БЫЧКОВА: И использовать это как предлог.

С.ПЛУГОТАРЕНКО: Да. Но здесь тоже, наверное, не стоит видеть особые препятствия для того, чтобы общество в этом разобралось. Пока что нам удавалось достаточно жестко отстаивать интересы пользователей в интернете.

О.БЫЧКОВА: Спасибо большое.

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: Кстати, интересно было отмечено, что людям на самом деле все равно, что они собрались из американской сети пойти на Болотную – видимо, там был сервис по организации мероприятий более удобный, чем в других местах – вот и все. А людям все равно, отечественный ли это производитель социальной сети, или импортный.

О.БЫЧКОВА: Просто удобная кнопка и хорошо сделано — и этого достаточно.

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: И, наверное, именно это причина, почему это был «FACEBOOK».

О.БЫЧКОВА: Работайте, пожалуйста, отечественные производители, над собой — и больше ничего не нужно. На этом – все.

Ю.ПОГОРЕЛЫЙ: Да, спасибо.

О.БЫЧКОВА: Спасибо всем. Это была программа «Сканер». В следующий раз встретимся ровно через неделю.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире