'Вопросы к интервью


О.БЫЧКОВА – 22 часа и 11 минут в Москве, у микрофона Ольга Бычкова, добрый вечер! И Владимир Герасимов – исполнительный директор «Интерфакса». Добрый вечер! Мы с помощью нашей программы «Сканер» подводим итоги завершающейся недели. Делаем мы это благодаряинформационной системы «СКАН» «Интерфакса», которая сидит и все время изучает – каждый день, каждый час, каждую минуту  — что пишут разные СМИ по разным поводам; и вот, все это выстраивает в некие рейтинги, которыми мы пользуемся для того чтобы понять, о чем и о ком больше всего писали на этой неделе, и какие, вообще, темы, персонажи и истории были в центре внимания СМИ. Итак, персона недели у нас сейчас в первой части до середины часа, до новостей. Затем будем говорить о том, какая компания стала компанией неделе. Итак, какие люди фигурировали?

В.ГЕРАСИМОВ – Наш рейтинг «СКАНА» регулярно преподносить какие-нибудь сюрпризы. На этой неделе едва не состоялась сенсация: ИО – теперь — мэра Москвы Сергей Собянин чуть-чуть не обогнал премьера Дмитрия Медведева  — не хватило ему пару процентов. Но, еще время не закончилось…

О.ЖУРАВЛЕВА – То есть, он чуть-чуть не втиснулся там, между ними? Между первой и второй позицией?

В.ГЕРАСИМОВ – При этом есть и вторая – но, может быть, не сенсация, но не так часто бывающее явление, когда президент Владимир Путин обгоняет премьера в два с лишним раза.

О.БЫЧКОВА – То есть, это очень много…

В.ГЕРАСИМОВ – Это много. С очень большим отрывом. Конечно, сыграла роль новость про развод, и впервые попала в рейтинг Людмила Путина. Тоже характерно, что, буквально, что еще даже суток не прошло с момента этого сообщения и она на 15 месте. Это просто показывает, как за один день набираются голоса и это, в общем, действительно, быстро произошло в данном случае. И пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, который впервые столь часто отвечал на разнообразные вопросы про личную жизнь Путина – он на 10 месте в «СКАНЕ». Так что, эта тема, которая связана с двумя такими событиями – это отставка мэра Москвы Сергея Собянина, который идет на выборы и новость про развод. Естественно, новость про предстоящие выборы уже всколыхнула всех потенциальных конкурентов на выборах. Это, конечно, Алексей Навальный –6 место, Михаил Прохоров – 8 место. Здесь я хочу продолжить список, но перед тем, как его продолжить, здесь Александр Сергеевич Пушкин между претендентами на место…

О.БЫЧКОВА – У которого был день рождения.

В.ГЕРАСИМОВ – Совершенно верно – это было вчера. Сразу за Пушкиным идет Юрий Лужков, которого мы давно не видели в рейтинге, а тут он у нас сразу на 11 месте. Тут и выборы и кино тоже было на одном из телеканалов про его сельскохозяйственные успехи. В мэры собрался глава «Яблока» Сергей Митрохин – 26 место. Сергей Удальцов тоже возможно – у него 32-е место. Так что, вот такая история. Еще одна достаточно активная тема – это, конечно, арест мэра Махачкалы Саида Амирова. Сам Амиров 4-й среди самых упоминаемых персон.

О.БЫЧКОВА – Прости, пожалуйста, то есть, у нас получается: Путин, Медведев, Собянин, Амиров?

В.ГЕРАСИМОВ – Совершенно верно.

О.БЫЧКОВА – Интересно…

В.ГЕРАСИМОВ – Вот, если Сергей Собянин часто бывает, конечно, высоко, но на 3-м место достаточно редко. Конечно, Амиров – это уникальный случай. И президент Дагестана Рамзан Абдулатипов, который комментировал эту историю, тоже есть в рейтинге самых упоминаемых персон. Ну, и следователь Арсен Гаджибеков, в убийстве которого Амирова и подозревают – он тоже среди самых упоминаемых персон СМИ на этой неделе. 5-место –ты упомянула, кто на пятом месте…

О.БЫЧКОВА – Я не знала.

В.ГЕРАСИМОВ – НЕРАЗБ. Еще одна информационная история, как у нас разнообразна эта неделя То есть, каждая персона и целый информационный сюжет.

О.БЫЧКОВА – И все разные  — эти сюжеты, все отличаются друг от друга.

В.ГЕРАСИМОВ – Дмитрий Ливанов, который был у нас героем на предыдущей неделе, не сдает позиции, не даем ему ЕГЭ это сделать и продолжающая череда разнообразных скандалов, связанных с этим – он на 9 месте.

Президент Сирии Башар Асад  — давненько не был у нас так высоко. На этой неделе он высоко – военную победу одержал над повстанцами и, соответственно тоже было много новостей.

Сергей Гуриев – еще один наш герой тоже пока достаточно активно упоминался в СМИ, о нем Путин говорил, и сам Гуриев дал интервью FinancialTimes сегодня – вот, такая история.

Обычно еще хочется посмотреть на какие-то такие темы не вполне стандартные. Ну вот, тема тенниса у нас представлена Марией Шараповой и Сиреной Уильямс, которые будут играть в финале. На 25 месте Мария Шарапова, на 38 месте по упоминаемости Сирена Уильямс. Ну, и был еще саммит Россия— ЕС. Так что, Жозе Мануэл Баррозу, который до сих пор у нас по поводу кризиса, в основном фигурировал – теперь попал в политические новости.

И последнее место в нашем рейтинге – Алексей Козлов, который был выпущен на свободы на этой неделе, так что…

О.БЫЧКОВА – И только что был в эфире «Эхо Москвы» вместе с Ольгой Романовой.

В.ГЕРАСИМОВ – Значит, наверное, это добавило. Значит уже на 49-м.

Так что, было из чего выбирать, из кого выбирать. Все-таки, Сергей Собянин – я думаю – его третье место говорит о том, что, конечно, он…

О.БЫЧКОВА — … является, несомненно, героем недели, персоной ́той неделе. Конечно, как только официально было объявлено о том, что Сергей Собянин уходит досрочно в отставку и президент Путин это отставку принял. Затем московская дума приняла окончательное решение о дне голосования, конечно, сразу же  решение о дне голосования, конечно, сразу же начались разные версии того, что, собственно, за сценарий мы наблюдаем, что за кино мы смотрим. И, как я понимаю, что все версии сводятся к тому, что Собянин хочет избираться прямо сейчас, потому что он понимает, что через год или больше это будет гораздо более проблематично…

В.ГЕРАСИМОВ – Тут сразу начинается череда выборов. Будут жен выборы потом и в Госдуму через какое-то время и другие выборы, и, естественно, это вызовет активизацию, все более растущую, политических сил. Поэтому, я думаю, что сейчас все-таки, такой период спада политической активности – это, наверное, тоже фактор

О.БЫЧКОВА – Ну, да. И вторая версия заключается в том, что на самом деле это часть очень сложного, хитроумного и далеко идущего плана Владимира Путина, который хочет сейчас увеличить политической вес Собянина затем, чтобы дальше как-то смотреть – не поменять ли программа премьер-министра. Вот, такие две идеи.

В.ГЕРАСИМОВ – Мне, честно говоря, кажется эта версия менее реалистичной. Ну, посмотрим.

О.БЫЧКОВА – Она существует.

В системе ЖКХ. В 90-х занимал посты в руководстве Ханты-Мансийского автономного округа. В 2001 был избран губернатором Тюменской области. В 2005 году Собянин был назначен руководителем администрации президента России. В 2008 руководит избирательным штабом президента Медведева. А после выбора стал руководителем аппарата правительства. В 2010 году после отставки Юрия Лужкова был назначен мэром Москвы. За три года руководства столицей запомнился москвичам строительством новых магистралей и развязок, интенсивного строительства новой станции метрополитены, заменой асфальтового покрытия тротуарной плиткой в центре Москвы, введением платных парковок, введением выделенных полос общественного транспорта. Кроме того, при Собянине к Москве была присоединена часть южных районов Подмосковья. 6 июня за два с лишним года до истечения полномочий, Собянин ушел в отставку с поста мэра Москвы и намеревается принять участие в досрочных выборах мэр, которые должны будут пройти 8-го сентября»

О.БЫЧКОВА – Сегодня, собственно, появились сообщения о том, что Собянин будет самовыдвиженцем на этих выборах, а не пойдет от партии «Единая Россия». Вот, что сказал в эфире «Эхо Москвы» журналист Николай Сванидзе, вот, как он это объяснил:

«Ну, уже давно понятно, что партия «Единая Россия» перестала быть любимой партией президента, перестала быть главной его электоральной базой. Ясно, что ставка делается на Народный фронт. И поэтому, наверное, сейчас выгоднее для путинского человека, для путинского выдвиженца, опираться не на «Единую Россию», которая на глазах теряет популярность, а выгоднее опираться на нечто более на данный момент непонятное, аморфное и загадочное, а в будущем, видимо, и перспективное. Поэтому самовыдвиженец – это как-то более по-народному».

О.БЫЧКОВА – И еще одна цитата из Станислава Белковского, политолога – вернее, из его выступления тоже на «Эхо Москвы» – как он объясняет действия Собянина:

«С одной стороны, есть определенная печаль относительно того, что реальной конкуренции на этих выборах не будет.Михаил Прохоров не успеет собрать разрозненные силы. Впрочем, даже, если бы выборы были в срок, я не уверен, что Михаил Прохоров составил бы Собянину реальную конкуренцию. Алексей Навальный, возможно, будет слишком сконцентрирован на проблемах «Кировского леса», чтобы участвовать в этих выборах, в принципе, даже по закону. Но, само по себе это все равно хорошо. Это означает две вещи. Первое: Сергей Собянин не верит в возможность своей легкой победы в 2015 году, а значит, достаточно трезво оценивают эволюцию политической ситуации и политической системы в стране. Он и люди, которые подсказали ему это, а также те, которые одобрили его решение, понимают, что ситуация в стране будет совершенно не в их пользу. Второе: мэр Москвы собирается легитимировать себя с помощью выборов, а это тоже свидетельствует об изменении политической атмосферы в стране».

О.БЫЧКОВА – Еще мнение экономиста Сергей Алексашенко по поводу того, что надо и чего не надо делать Сергею Собянину в этой ситуации:

«Юридически, наверное, к мэру Собянину претензий быть не может. По закону человек имеет право уйти в отставку, но вы знаете, есть правило хорошее: «По сути — правильно, а по форме – издевательство». Вот, мэр Собянин, если он хочет поддержки москвичей, он не должен заниматься мелким жульничеством – ему это не нужно. Сказать, что он нарушил закон нельзя, но и сказать, что он создает равные условия для конкуренции другим кандидатам – невозможно. Шансы, конечно, есть всегда, просто этим политикам принимать участие в этой кампании будет гораздо сложнее. У них гораздо меньше времени на разработку своей программы, у них мало времени – может быть, за исключением Прохорова – на сбор финансовых ресурсов, на создание штаба. Мы же понимаем, что на мэра Собянина будет работать весь административный ресурс города Москвы»

О.БЫЧКОВА – Ну, а сейчас мы поговорим по телефону в прямом эфире с Алексеем Чеснаковым, директором Центра политической конъюнктуры России. Алексей, добрый вечер!

А.ЧЕСНАКОВ – Добрый вечер!

О.БЫЧКОВА – Слышите ли вы нас. Мы вас слышим хорошо. Алексей, мы к вам, как к эксперту. Потому что вы, как человек, который много лет занимались, именно, политической работой и непосредственно в партии «Единая Россия», которую вы покинули некоторое время тому назад. Это я просто нашим слушателям напоминаю. Скажите, какова ваша версия, почему это все происходит, зачем это нужно Собянину, и что нужно ожидать дальше?

А.ЧЕСНАКОВ – С точки зрения технологической, конечно, команда московского мэра хотела бы как можно раньше зафиксировать свое электоральное преимущество, которое сегодня есть у нее. И, безусловно, ждать еще два года до выборов, которые были бы по официальному календарю, было бы для них неразумно. Тем более, что в следующем году собирались проводить выборы в московскую городскую думу и собираются, и не факт, конечно, что хорошие были бы результаты. Поэтому они играют на опережение, они пытаются получить результат сейчас, чтобы не дожидаться негативных условий конкуренции через два года. Мне кажется, это единственный аргумент.

О.БЫЧКОВА – А вы думаете, какой может быть дальнейший план лично у Сергея Собянина – он собирается долго работать, как можно дольше, если он выигрывает на выборах на посту мэра Москвы, или у него, действительно есть какие-то далеко идущие планы, которые не ясны, но которые очень конспирологически подозреваются — как вы считаете?

А.ЧЕСНАКОВ – Если бы у него были далеко идущие планы, то зачем ему нужно было бы избираться в мэры Москвы с таким дополнительным…, дополнительной головной болью? Он бы сидел еще два дополнительно года и эти планы бы реализовались. Мне кажется, на ближайшие 5 лет он себя видит мэром Москвы, у него есть вполне хорошая дееспособная команда: Сергей Капков, например, или Анастасия Ракова – там молодые, яркие и интересные политики, которые имеют шансы за пять лет превратиться в мощных политиков федерального уровня. Поэтому я-то как раз думаю, что свое будущее он связывает с Москвой сейчас. Это было бы логично. Наоборот, мне кажется, даже есть такая версия, что он захотел как можно ярче провести мэрские выборы, чтобы не случилось никакого оригинального предложения ему перейти на федеральный уровень.

О.БЫЧКОВА – От которого нельзя будет отказаться.

А.ЧЕСНАКОВ – Да, все-таки избранный мэр – это мэр, у которого есть серьезные обязательства перед избирателями такого крупного города, и у него всегда был бы в кармане аргумент: «Ну, как же – мне обмануть избирателя». Поэтому, я думаю, просто фиксируется нынешнее положение, тем более, никаких серьезных конкурентов на сегодняшний день у него нет, и, если они не совершат ошибок – я имею в виду, московский избирательный штаб – никаких проблем быть не должно.

В.ГЕРАСИМОВ – Алексей, скажите, тот факт, что происходит самовыдвижение и поддержка со стороны фронта – это некая новая технология, которая затем будет отрабатываться и в других регионах или это просто московская технология уникальная?

А.ЧЕСНАКОВ – Я не являюсь технологом Народного фронта. Я думаю, такая технология будет применяться достаточно широко, тем боле, как вы знаете, что Сергей Семенович пойдет, скорее всего, как самовыдвиженец — не от конкретной партии. И, по всей видимости, это такой новый тренд на избирательные кампании, когда выбираться губернаторы будут, в основном, не из политических партий. Мне это обидно видеть, потому что, мне кажется, что политические партии могли бы более ́эффективно и более остро конкурировать в процессе выдвижения кандидатов, но, к сожалению, партии  — и правящая, и оппозиционные – оказались не способны воспользоваться теми инструментами, которые им предлагало законодательство; и, поэтому, конечно, политик сегодня хотел бы собрать как можно больше организационных, партийных голосов в свою поддержку, не привязываясь к конкретной политической силе.

В.ГЕРАСИМОВ – Алексей, скажите, а, все-таки, соперники… — как вы считаете? Скажем, Прохоров будет, или от «Справедливой России» будет сильный кандидат – несколько вероятен вариант, что будет второй тур выборов, хотя бы?

А.ЧЕСНАКОВ — Второй тур выборов? Правда, по-моему, у нас однотуровая система выборов, мэрских выборов?

О.БЫЧКОВА — То есть, там победитель определяется просто по большинству голосов, да?

А.ЧЕСНАКОВ – Да, насколько я знаю. Может быть, я давно не следил за изменениями в конкретном московском законодательстве…

О.БЫЧКОВА – Но, вы считаете, что это…

А.ЧЕСНАКОВ – В общественных муниципалитетах это было так. Что касается кандидатов  — на самом деле тот же Прохоров не вел активно избирательную кампанию до последнего времени, он занимался какими-то другими городами, какими-то другими выборами, и понятно, что был упущен момент. В Москве нужно более агрессивно демонстрировать свою программу, свои взгляды, люди ждут этого от конкурентов. И понятно, в какой-то мере, что Прохоров исчез из их поля зрения. То есть, они о нем помнят, и какая-то часть готова голосовать за него; но, мне кажется, что Михаилу Дмитриевичу нужно было бы не забывать о таком возможном ходе Собянина и не рассчитывать на то, что выборы состояться в срок, потому что политик всегда должен рассчитывать на изменение сценария, и в данном случае это произошло, хотя о нем говорили уже полгода.

О.БЫЧКОВА – Ну, да. То есть, готовность должна быть, конечно, в любую секунду – это правда. Спасибо вам большое! Алексей Чеснаков – директор центра политической конъюнктуры России в программе «Сканер». Мы были в прямом эфире. Ну, мы, собственно, в нем и остаемся. Сейчас новости и небольшая реклама. Затем мы будем говорить о том, какие компании на этой неделе были в центре всеобщего внимания.

НОВОСТИ.

О.БЫЧКОВА — 22-33 в Москве. Мы продолжаем программу «Сканер». Ольга Бычкова и Владимир Герасимов – «Интерфакс». Итак, что говорит нам информационная система «Интерфакса», которая называется «СКАН» и, которая на сей раз показывает, о каких компаниях и по каким причинам писали на этой неделе.

В.ГЕРАСИМОВ – В первой части у нас был ИО мэры Москвы, во второй части все дело идет к московскому метро. Так что, у нас такое полное получается, действительно, эхо Москвы. То есть, все темы московские по полной программе. Про аварию всем мы слышали…

О.БЫЧКОВА – А некоторые даже видели.

В.ГЕРАСИМОВ – Да, некоторые даже видели. Что касается других компаний, которые тоже оказались в этой теме, это, конечно, «Яндекс» — он тоже поднялся по упоминаемости, потому что, это, конечно, московские пробки, которые тут же кругом этой истории возникли и потом преследовали нас еще следующий день.

В верхней части рейтинга у нас представлены «Газпром» и «Сбербанк», а на 4— месте РЖД – была конференция в Сочи, была публикация в СМИ про дачу президента компании. Из зарубежных компаний у нас традиционно «Эпл» и «Гугл» представлены. На это неделе еще «Майкрософт» присутствует в верхней части. Здесь были новости из США, что журналисты опубликовали информацию, что эти компании давали данные спецслужбам и доступ к серверам, чтобы была возможность смотреть за пользователями. Ну, компании, правда, все это опровергают.

О.БЫЧКОВА – Даже Барак Обама уже опроверг…

В.ГЕРАСИМОВ – Была новость, что «Эпл» собирается trade-in вводить. То есть, сдает старый айфон – получаешь новый айфон.

О.БЫЧКОВА – Да, ты что?!

В.ГЕРАСИМОВ – Я думаю, пока это не в России будет, но идея неплохая, да.

О.БЫЧКОВА – Это очень интересно.

В.ГЕРАСИМОВ – Я боюсь, что у нас тоже будет за окружной дорогой где-нибудь айфоны сдавать – большие салоны у нас обычно находятся далеко.

В.ГЕРАСИМОВ – МГТУ имени Ломоносова поднялся на 8 место, и в этом было тоже замешано «Эхо Москвы» вместе с «Интерфаксом», поскольку у нас снова МГУ на первом месте в нашей рейтинге вузов, который был опубликован на этой неделе.

О.БЫЧКОВА – А там МГУ первый?

В.ГЕРАСИМОВ – Да. «Почта России» на 15 месте. Опять разгорается скандал с нарушением сроков поставки посылок. 23-е место у РЭШ. Понятно, ведь речь идет о его бывшем уже ректоре…

О.БЫЧКОВА –Сергее Гуриев.

В.ГЕРАСИМОВ – Сергее Гуриеве. Социальная сеть «ВКонтакте» – вот, только были новости про это происшествие с Павлом Дуровым, точнее происшествие с машиной, в которой он был. Ну, еще была история, связанная с ЕГЭ, потому что опять «ВКонтакте» упоминалась как источник появления ответов на ЕГЭ. И вот, в середине списка среди самых упоминаемых компаний среди российских СМИ, в «СКАНЕ» тоже и «ВКонтакте».

«Боинг» объявил о том, что он планирует создать в «Сколково» школу пилотов, и оказалось, что она последнее время появлялась в связи с «Дримлайнером», теперь с другой темой в нашем рейтинге.

«Росбанк» тоже достаточно высоко. Появились новые потерпевшие от бывшего председателя управления Владимира Голубкова, которые обвиняют его в мошенничестве. «НОВОТЭК» не смог договорить с «Газпромом» о создании СП для работ на Ямале. Они должны были к началу лета определить долю инвестиций в проекте, но этого пока не случилось и «НОВОТЭК» на 37 месте.

Как я уже сказал, у нас был не бизнес в центре внимания. Все-таки, такая компания муниципальная – Московский метрополитен. И, эта компания стала у нас героем недели.

О.БЫЧКОВА – Сегодня опять Сергей Собянин – тот же, что и в первой части нашей программы – он сегодня провел оперативное совещание правительства города. И принял уже немедленно организационные меры. То есть, из-за возгорания этого кабеля на красной ветке московского метро уволен начальник службы электроснабжения метро, получит выговор главный инженер, и предупрежден сам начальник метрополитена. То есть, Собянин решил крепко разобраться и плюс сделал еще пару указаний насчет того, что нужно предпринять, чтобы уменьшить такую опасность в дальнейшем. Итак, Московский метрополитен, его история, и, что произошло позавчера. Алексей Гусаров об этом:

«Московское метро было открыто в мае 1935 года. Первая очередь шла от станции «Сокольники» до парка «Культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Сейчас Московский метрополитен включает в себя 12 линий длиной свыше 313 км, 188 станций. Ежедневно Московский метрополитен перевозит в среднем 6 с половиной миллионов человек. Это второй по объемам перевозки метрополитен в мире после токийского. До 2020 года планируется ввести новые линии протяженностью в 150 километров и открыть 70 новых станций. Транспортная инфраструктура Московского метрополитена остается уязвимой: за последние несколько лет происходили возгорания на путях, самопроизвольно останавливался эскалатор, сходили с рельсов вагоны. Утром 5-го июня на самой старой ветке метро – Сокольнической — в тоннеле загорелся кабель, произошло сильное задымление. Были эвакуированы 4 с половиной тысячи пассажиров, пострадали – 47. Со второй попытки к 15 часам движение по поврежденному участку удалось запустить. До этого случаи возгорания в Московском метро были в 2010 и 11-м годах на Арбатско-Покровской и Горьковско-Замоскворецкой линиях».

О.БЫЧКОВА – Для иллюстрации: один из свидетелей того, что происходило в метро, под землей, на «Красной ветке», свидетель по фамилии Юшманов – вот, что он рассказал нам в эфире буквально в те часы, когда это все только что случилось:

«По громкой связи начали объявлять, чтобы люди покинули станцию. Там огромное количество людей столпилось. Начали выходить и на «Серую ветку» и на «синюю» и на «голубую». Я уже начал подниматься по лестнице на «Серую ветку», появился дым – довольно плотный и густой. По громкой связи объявляла женщина, судорожным истерическим голосом говорила: «Уважаемые пассажиры, пожалуйста, покиньте станцию» — и все. Она повторяла только эту фразу, и то было очень плохо слышно, люди не сразу расслышали. Поэтому, наверное, и столпотворение такое появилось. Когда я выходил, паники особой не было. А, которые уже были за мной – поток двигался очень медленно – там уже люди начинали откровенно волноваться…»

О.БЫЧКОВА – Михаил Блинкин – директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики у нас на прямой телефонной линии программы «Сканер». Михаил, добрый вечер!

М.БЛИНКИН – Добрый вечер!

О.БЫЧКОВА – Добрый вечер, спасибо, что вы с нами. Эти события все сейчас…. Вот, только одно свидетельство очевидца, который говорит, что все был очень не организованно и непонятно. И дальше мы знаем тоже, что коллапс наступил не только внизу, на «красной ветке» под землей, но и также люди, которые пытались уехать общественным транспортном – тоже им было это сложно сделать. Мы понимаем, что эта ситуация, конечно, экстремальная, безусловно. Она сложная и понятно, что тут не может быть, чтобы все гладко сработало, но, тем не менее, есть ощущение, все-таки, что метро, и службы городские транспортные показали себя неорганизованными и даже — можно так резко сказать – не состоятельными. Какая ваша оценка?

М.БЛИНКИН – Я бы сразу разделил обстоятельства на два разных кластера. То, что были сборы с объявлениями, то, что была допущена неразбериха – если не сказать паника внизу — это, безусловно, упущение. А вот, на земле – тут начинается другая история. В принципе,Мосгостранс в рамках стандартных эвакуационных мероприятий – вот, дана команда: какой-то сбой. Подать автобус – они могут подать хоть тысячу автобусов. Там и ресурсов хватит и организационных талантов хватит. Вопрос в том, что там, где мы с вами находимся, на Дмитровке – там метро, напротив колонный зал Дома союзов – на этой улице я при всем желании и всей фантазии более 3-х десятков автобусов не впихну. То есть, там начинаются задачи, связанные с тем, что у нас просто элементарно система работает на максимуме своих возможностей, на максимуме своих потенций, и любой сбой – то, что называется в науке состояние структурной неустойчивости – одна соломинка – и спина сломалась. И что я могу сделать – я ставлю себя на месть… -там по этой Красной ветке в час пик 60 тысяч пассажиров везут. Это все равно, что ведро чашечкой исчерпать. Вот, автобус – это чашечка.

О.БЫЧКОВА – Автобусы на Охотном ряду – понятно, что там они попасть еще туда должны вначале, в самый центр города и там места, конечно, нет. Вообще, ничего нет. Ну, например, на «Парке культуры», где тоже было такое место просто чудовищной давки и люди не могли оттуда выбраться – там Садовое кольце, все такое большое, широкое…

М.БЛИНКИН – На самом деле, если в центре, там, где мы с вами находимся – на перекрестке Охотного ряда и Дмитровки – там, действительно, ничего сделать нельзя, то на «Парке культуры» — я с вами соглашусь. Там и попросторней, и у нас с вами там Комсомольский проспект, у нас там с вами широченное Садовое кольцо, там, в принципе, с наземным транспортом все можно было сделать толковее.

О.БЫЧКОВА – Тем не менее, люди оттуда тоже выбирались пешком, по многу километров.

М.БЛИНКИН – Тут я с вами соглашусь, и еще добавлю, что это событие показало крайне низкий социальный капитал в городе. Элементарной солидарности – подвести – ничего подобного!

О.БЫЧКОВА – Ой, опять эти таксисты, который там…

Нам начались безобразия – 1000 рублей до Павелецкого вокзала. Вот, это меня даже больше тревожит, чем нераспорядительность тех или иных служб. Это очень плохой признак.

О.БЫЧКОВА – Если вернуться, все-таки, к транспортным вопросам… Ты хотел задать вопрос? Владимир Герасимов.

В.ГЕРАСИМОВ – Да. Я хотел спросить. Я так понимаю, что мы еще отчасти заложники той ситуации, когда у нас все едут в центр, и мы едем в центр, и большинство движется по этим линия, поэтому, если что-то происходит, то  альтернативных возможностей куда-то от этой линии уйти – нет. Вот, планы развития Московского метро, дорожной сети что-то изменит в этой ситуации, или это уже навсегда?

М.БЛИНКИН – Вы, абсолютно, правы, это такой принципиальный системный эффект, когда у нас утром… — представляете уровень концентрации? – в 8% московской территории – это чуть шире Бульварного кольца помещается 60% рабочих мест всей Москвы.

О.БЫЧКОВА – Ничего себе!

М.БЛИНКИН – И чисто транспортными средствами эта проблема, вообще, неразрешима. Если мы не сумеем поменять эту жуткую центростремительную структуру города, и мы хоть немножко не сдвинемся в части полицентричности по размещению рабочих мест – чисто транспортными средствами всю Москву перевезти в особую точку, а потом обратно – это, вообще, нельзя сделать.

О.БЫЧКОВА – А почему она такая центростремительная эта система, ведь люди же едут на работу не только в Кремль работать, например?

М.БЛИНКИН – Нет. Причем тут кремль. Вопрос в том, что много раз детальным образом исследовалось… Вот, казалось бы, скромному бизнесмену зачем платить очень дорого, зачем платить эти серьезные деньги, снимая офис, например, где-то между Садовым и Бульварным кольцом? Так в Гольяново и Митино — в пять раз дешевле. А вопрос в том, что у него ни работник, ни клиент туда не приедут. У нас вся периферия Москвы жутко не связана: до центра – хоть с приключениями, хоть в давке, хоть в пробке на машине, хоть в давке метро я всегда доберусь, а вот, перебраться с одного периферийного района в другой – как из Восточного Дегудино в Западное – через Париж. Вот это – принципиальный дефект московской планировки, который годами формировался и жутко усугубился в период развития города последние – условно скажем – 20 лет. Из этого надо выбираться. С этим, действительно, Москва просто жить не сможет – чего себя обманывать.

О.БЫЧКОВА – Но, может быть, эта как раз, задача самая простая из тех, которые есть в транспорте, потому что протянуть эти поперечные какие-то соединения между концами этих радиусов московских – наверное, это проще, чем прорубать новое метро или еще что-то…

В.ГЕРАСИМОВ – 3-е транспортное кольцо – это был не самый дешевый вариант такого соединения.

О.БЫЧКОВА – И не самый эффективный.

М.БЛИНКИН – Вопрос такой, что тут даже не зависит от того, проще это или не проще. Наша общая идея: уширять въездные магистрали. Вот, как есть структура – давайте еще наращивать. Вот, у нас широкая дорога – давайте еще шире ее сделаем. Вот, эта идея, абсолютно порочна.Многообразие связок на периферии, которая просто оживит спальные районы города. Чтобы сработал этот эффект. Это же десятки тысяч людей принимают конкретные бизнес-решения. Ну, зачем они будут переплачивать бешеные деньги на той же Дмитровке снимать офис, когда где-нибудь на периферии это будет дешевле. Вот, как только туда буду связи… и здесь самый интересный проект, который реализуется в Москве – это, конечно, Малое кольцо железной дороги. Если это и появится устойчивая связь на дальней периферии города – вот, здесь возможен этот сдвиг. Не волевой, не начальственный – просто сам бизнес начнет соображать: а, там выгодней. Если это получится – это будет хорошо. Если все сохраниться так, по инерции, когда мы все вместе едем в одну сторону, то опять же, любая встряска…. Ну, конечно, можно говорить, а зачем встряска? Ребята, аккуратным образом держите технику – ничего не случиться…

О.БЫЧКОВА – Все может случиться.

М.БЛИНКИН – Но не бывает этого, всегда что-то случается…

О.БЫЧКОВА – Да. Это неизбежно. Что вы хотите, если не могут люди часто из одного сибирского города в другой сибирский город попасть иначе, как через Москву. Вот, есть такие маршруты, а тут какое-то Гольяново…

М.БЛИНКИН – Абсолютно верно. И я в одном из своих докладов представлял картинки на эту тему, когда самое хорошее сообщение – условно – между Пермью и Екатеринбургом – через Москву. 8 рейсов – очень быстро. А там 29 километров по прямой, кстати. Вот, вся центростремительная эта структура: «начинается земля, как известно от Кремля». Это не только в Москве – это по всей территории России. Это надо менять в ближайшее время; ну, не в ближайшее – в среднесрочной перспективе. Это очень плохая структура, очень неустойчивая, структурно неустойчивая.

В.ГЕРАСИМОВ – А те планы, которые сейчас реализуются, они – я так понимаю, не в полной мере будут способствовать. В частности, эта реконструкция Ленинского проспекта, которая в значительной степени определяет концепцию этого движения вперед, она не получает – я знаю – и вашей поддержки тоже.

О.БЫЧКОВА – И северная хорда вот эта тоже…

М.БЛИНКИН – Я могу сказать, что этот проект мне активно не нравится, и я об этом говорил, как пишущий человек и на официальном уровне. Есть проекты, которые мне нравятся. Я называл. Любая связка на периферии – а Малое кольцо железной дороги – это мощнейшая связка на периферии с огромной пропускной способностью – вот, любые проекты такого сорта мне нравятся. Еще мне не нравится, когда мы пытаемся решить транспортные задачи за счет ухудшения городской среды. Но это совсем другая проблема.

О.БЫЧКОВА – Ну да, то есть, от того, что, если станет больше эстакад, например, в этом городе жить легче не будет, и приятнее.

М.БЛИНКИН – Дело в том, что вопрос в том, что где, зачем и какая эстакада – это каждый раз конкретное, серьезное техническое решение, которое может быть удачным, а может быть неудачным. Вот, универсального рецепта нет. Во многих случаях попытка строительства эстакад в рамках планировочного статус-кво, то есть, грубо говоря, у нас остается обычная городская улица – а мы туда «впиндюриваем» эстакаду. Вот, на эту тему есть моя любимая история: самый дорогой способ передвинуть пробку с места на место.

О.БЫЧКОВА – Да, действительно. Как будто бы она сама не перебежит через пять минут.

М.БЛИНКИН – В том-то и дело – самый дорогой способ. Но, если немножко шире, то могу сказать, что очень многие планы из того, что сейчас делается – прежде всего, по общественному транспорту – это, конечно, все-таки  в разумном направлении. В целом я, конечно, оптимист – может, не обоснованный оптимист.

О.БЫЧКОВА – А, что делается по общественному транспорту? Вот, сделали выделенные полосы – это иногда работает, иногда не работает. Что еще?

М.БЛИНКИН – Вот, пункт первый: программа метростроения за 80 лет — она самая мощная. Пункт второй: закупка подвижного состава для наземного транспорта – если все это выполнится, что сейчас забюджетировано на ближайшие три года, мы будем ездить в наземном транспорте вполне европейского вида.

О.БЫЧКОВА – Это мечта, кстати – ради этого можно бросить машину.

М.БЛИНКИН – На самом деле, для того, чтобы благополучную даму, хорошо одетую пересадить в общественный транспорт – это должен быть, как трамвай –Т3 на бульварах в периферию. Вот, там нормальные и благополучные парижане и парижанки с удовольствием пересели в трамвай. Можно посмотреть фотографию этого трамвая – это приятно. Там еще Wi-Fi есть ,низкопольный, низкошумный и так далее…. В принципе, московские планы, сделать, так сказать, на Европу похоже – это очень разумно и правильно.

О.БЫЧКОВА – А это план, который уже как-то принят и осуществляется или пока прожекты экспертов?

М.БЛИНКИН – Это не прожекты экспертов — это вещь, которая забюджетирована, поставлены конкретные деньги на конкретные сроки. Это вполне конкретно.

В.ГЕРАСИМОВ – А, где можно втиснуть в Москве и трамвайные пути и дороги? Ведь, все же – то, что было оставлено когда-то в качестве резерва – все теперь застроена, я так понимаю.

М.БЛИНКИН – Эта беда существует. Если смотреть картинки из генплана 72-го года – там было очень хорошее поколение российских планировщиков, они уже не боялись, что их расстреляют, как в 30-х годах это было, и в то же время можно было зарубежные книжки читать, в командировки ездить. Хорошее поколение планировщиков, и они сделали очень приличный генплан. Там резервы для будущих магистралей – и рельсовых и автомобильных – были заложены очень разумно и по геометрии и по отводам. Но, так сказать, у нас была «веселая эпоха»: мы за 20 лет все со свистом застроили.

О.БЫЧКОВА – А, действительно, все уже утеряны эти резервы?

М.БЛИНКИН – Сейчас единственный резерв, но он очень проблемный – это использовать полосы отвода железных дорог. Но, строительство в этих полосах отвода – оно, практически, все эстакадное. Еще же нельзя железнодорожное движение остановить. Это же жизнь города и коммерция, и все на свете. Теоретически – это можно, практически – очень трудно. А отводы, которые шли просто по свободной территории…. Ну вот, «Триумф Палас» стоит на одной из этих хорд 71-го года – очень красиво на схеме видно. Ну, прямо посерединке. Но, уже не снесем.

О.БЫЧКОВА – Ну, да. Понятно.

М.БЛИНКИН – Таких потерь в Москве, к сожалению, очень много.

О.БЫЧКОВА – А, как вы, вообще, оцениваете готовность московских властей изменить представление о том, что нужно делать. Потому что эти планы по северной хорде, по реконструкции Ленинского проспекта – они уже всеми критикуются, и все говорят, что это неправильное решение, которое ничего коренным образом не улучшит.

М.БЛИНКИН – А вот, это я с вами поспорю, потому что по всем вопросам, где есть профессиональный консенсус, нынешняя московская администрация — ну, Юрий Михайлович – он был изобретатель и рационализатор, он все по-своему делал – она действует формально, и, в общем, совершенно правильно. Там, где есть консенсус профессиональный – она так и поступает. А вот, скажем, по реконструкциям старых московских проспектов и улиц, как бы они не назывались  — вот, нет консенсуса. Есть люди, которые говорят, что это неправильно; а есть люди, которые говорят, что это высшее достижение московской урбанистики, которая позволяет совместить улицу и дорогу в одном флаконе.

О.БЫЧКОВА – И, что делать властям?

М.БЛИНКИН — НЕРАЗБ. начальнику две одинаковых бумажечки: одни говорят в клеточку – другие в полосочку… Вот, вы начальник, Ольга – как вы будете принимать? Вот, кто из экспертов умный, а кто нет?

О.БЫЧКОВА – Я подам в отставку немедленно.

М.БЛИНКИН – На самом деле это реальная проблема, связанная с отсутствием устойчивой позиции экспертного сообщества.

В.ГЕРАСИМОВ – Мне кажется, тут еще есть позиция тех, кто живет на этой улице и тех, кто не живет. Скажем, Ленинградский проспект тоже когда-то имел не очень широкие, но все-таки, какие-то бульварчики. Сейчас это, фактически шоссе, такой хайвэй в центре города. В аэропорт ехать – если, дальше, конечно, пробки нет – очень удобно. А жителям, которые теперь вынуждены ходить по таким шоссейным переходам, и, где городская среда изменилась – нет. Вот, как найти баланс между теми, кто живет на этой улице и теми, кто едет в аэропорт.

М.БЛИНКИН – Вы знаете, это интересный вопрос. В принципе, в мировой практике считается, что переделать улицу в какое-то подобие хайвэя – это считается совсем порочное решение. Скажем, если брать американские планировочные нормы, где-то в конце 70-х годов было запрещено. Мы это делаем, и, что самое интересное, нет единогласия даже среди населения. Ко мне приходят на почту письма: «Плохой проект. Мы поддерживаем вашу критику этого проекта». Приходят прямо противоположные письма, где говорят: «А, что? Замечательно! У нас будут подземные переходы, у нас будут автомобили быстро ездить, а не стоять на светофорах». То есть, народ же, на самом деле в сознании того, что городская среда – это некоторая данность, некоторое благо, за которое надо бороться и так далее. Ну, это, в общем, некоторый уровень городской культуры.

О.БЫЧКОВА – Да. К сожалению, этим тоже проблемы, так же, как и с социальной солидарностью, ответственностью. Конечно, люди не привыкли считать город своим родным местом.

М.БЛИНКИН – Да, совершенно верно. И эта проблема существует.

О.БЫЧКОВА – Спасибо большое! Михаил Блинкин – директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики. Вот, собственно, вся картина у нас тут, фактически.

В.ГЕРАСИМОВ – Ну, собственно говоря, это проблема, с которой уже многие годы все борются и многие годы обсуждают. Посмотрим, что будет меняться.

О.БЫЧКОВА – Ну, что ж, сейчас, конечно, мне кажется позитивным, что сегодня были произнесены разные жесткие слова в адрес руководства транспорта и метрополитена, потому что даже, если это делается ради предвыборных обещаний одного из кандидатов в мэры, то пусть эту будет сделано хотя бы и так. Может, мы успеем до 8-го сентября, когда будут выборы, что-то получить хорошее в нашем тяжелом, бедном городе.

В.ГЕРАСИМОВ – Тем временем количество машин в городе продолжает расти. Ежегодно на 4%. Уже за 4 миллиона мы перевалили, так что, это тоже такая тенденция…

О.БЫЧКОВА – Я езжу на троллейбусе два раза в неделю, ты знаешь?

В.ГЕРАСИМОВ – Я на метро езжу.

О.БЫЧКОВА – И ты пешком, вообще, ходишь.

В.ГЕРАСИМОВ – Так что – машин слишком много.

О.БЫЧКОВА – Да. Спасибо большое! Владимир Герасимов – исполнительный директор «Интерфакса», Ольга Бычкова. Встретимся ровно через неделю. Это была программа «Сканер».

Комментарии

4

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

07 июня 2013 | 22:13

100 пунктов поддержки Собянина.
Уже хохма пошла что установленные паркоматы это автоматические устройства по сбору подписей и средств в поддержку Собянина.
ЖЕСТЬ!


jjtompson 07 июня 2013 | 22:25

"Машинист увидел загорание кабеля и сообщил..." - это означает, что надлежащей системы автоматики в московском метро нет.
На новых линиях метро её тоже не будет. Ударное строительство метро в Москве - это авантюра, поскольку приводит к привлесению неспециализированных строительных организаций. Союзкурортпроект уже построил Большой Театр.


andr100067 07 июня 2013 | 22:22

Татьяну Догилеву всегда любил. Она просто хороший человек


sergbls 07 июня 2013 | 22:37

чего ЭМ уже включилась в предвыборную компанию Собянина?
Лихо ВЫ! эх Оля, Оля.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире