'Вопросы к интервью
30 августа 2018
Z Рикошет Все выпуски

Что хотят от Кирилла Серебренникова?


Время выхода в эфир: 30 августа 2018, 18:33

О.Бычкова 18 часов и 34 минуты в Москве. У микрофона Ольга Бычкова. Добрый вечер! В «Рикошете» сегодня мы говорим о новом фильме Катерины Гордеевой и Романа Супера «Как Серебренников потратил 218 миллионов / #театральноедело». Так называется это кино. Можете увидеть целиком этот фильм, который сегодня утром появился в YouTube. Он абсолютно доступен. И на YouTube, а также на сайте «Эха Москвы» он выложен. Найдите там эту ссылку, посмотрите обязательно.

У нас Катерина Гордеева прямо сейчас по телефону в прямом эфире программы «Рикошет». Катя, добрый вечер! Секунду, сейчас мы проверим все настройки.

Е.Гордеева Я слышу тебя.

О.Бычкова Ну всё, слава богу. А то мы тебя уже потеряли.

Е.Гордеева Я просто так дышу тихо.

О.Бычкова Дыши громко. Хочу тебе сразу поздравить просто с той работой. Она совершенно замечательная. Это фильм, который длится час с чем-то.

Е.Гордеева Я была бы счастлива его не делать.

О.Бычкова Да, это я понимаю тебя. Вот расскажи с самого начала, как это всё делалось? Там, например, есть съемки Кирилла Серебренникова в квартире. Но он находится под домашним арестом. Расскажи, пожалуйста, об этих обстоятельствах, как всё это делалось.

Е.Гордеева Я начала с того, что я была бы счастлива ничего не делать, и честно сказать, долгое время думала, что я его и не буду делать. Ну, в силу разных обстоятельств. Журналисты понимают, как врачи понимают, что оперировать человека, который тебе дорог, в общем, тяжелее, чем другого, потому что есть личные обстоятельства, точно так же и журналистам тяжелее брать интервью, тяжелее делать фильм, тяжелее писать книжку о тех, с кем тебя связывают неформальные отношения.

У нас с Кириллом неформальные отношения, потому что мы знакомы по Ростову. Мы, в общем, так или иначе, вместе росли, мы учились в одной школе.

Е.Гордеева: Я была уверена, что кто-то снимет про это дело кино, поясняющий материал. Это дело требует пояснения

О.Бычкова Я не знала этого, что вы знакомы прямо буквально всю жизнь.

Е.Гордеева Даже так. И одна из первых моих рецензий в жизни – мне было 13 лет, я была на спектакле Кирилла, когда мне было те же самые 13 лет, мы работали НРЗБ с Кириллом и Сашей Расторгуевым в «Молодежной артели Ростовского телевидения», она называлась «Март». И делали там такое… в 90-х телевидение прекрасное, немножко артовое. То есть это история личная.

И когда я ходила на все заседании судов и так далее, и я ходила туда как человек и как товарищ, но не как журналист. В какой-то момент я поняла, что это надо все-таки записывать. Я сперва записывала в Фейсбуке, потом я записывала на аудио. Это не возбраняется законом. Аудиозапись может вестись во время заседания суда.

Я все равно думала год. Я была уверена, что кто-то снимет про это дело кино, какой-то поясняющий материал, какое-то сделает расследование и так далее. Потому что это дело, действительно, требует пояснения. Нужно во многом разобраться. И когда примерно ко второму году я поняла, что уже никто не сделает, я поняла, что надо тут всё забывать. И мы встретились с Ромой Супером и Сашей Уржановым, потому что мы тоже старые товарищи.

О.Бычкова Да, это понятно.

Е.Гордеева Мы подали, что нужно сделать, как это нужно сделать. У нас были разны варианты: сделать сериал из маленьких серий, какие-то поясняющие ролики, еще что-то. Но все равно мы пришли в итоге к тому, что мы будем делать фильм.

О.Бычкова Катя, извини, у тебя немножко прерывается звук. Мы не очень хорошо тебя слышим. Давай мы тебя сейчас наберем еще раз. А пока это происходит, я расскажу нашим слушателям вот еще о чем.

У нас в программе «Рикошет» подразумевается голосование. И я хотела попросить вас ответить вот на какой вопрос. Я думала, что можно спросить в связи с делом «Седьмой студии», с Кириллом Серебренниковым. Кирилл Серебренников, конечно, один из самых выдающихся российских театральных кинорежиссеров, который работает и востребован не только в России, но и за рубежом. И, конечно, очень хочется надеяться, что всё это закончится, и он продолжит, конечно, свою деятельность.

Поэтому я хотела задать такой вопрос для голосования. Вот таким людям, как Серебренников, — но, на самом деле, не только ему – вот этим талантливым режиссерам, артистам, художникам и так далее, им лучше уехать из России или нет, не надо? Если вы считаете, что да, им надо уезжать из России, потому что, действительно, жизнь коротка, а нужно успеть сделать очень многое, тогда вы набираете 660 06 64. Ну, или по любой другой причине. Если вы считаете, что нет, они должны оставаться, например, потому, что если все уедут, а мы тут что будем делать, куда мы будем ходить, что мы будем смотреть? – тогда – 660 06 65. Прямо сейчас я запускаю это голосование.

Голосование идет. Катя, ты снова с нами, я надеюсь.

Е.Гордеева: Нам предъявляют претензии, почему нет версии, кто заказчик этого дела. Но это зыбкая почва конспирологии

Е.Гордеева Да. Я хотела сказать по поводу твоего вопроса, который ты задаешь радиослушателям. 21 августа прошлого года мы встречались с Кириллом – я, мой муж Коля Солодников. Людмила Улицкая, Кирилл… Мы провели этот день в Санкт-Петербурге. Кирилл там снимал «Лето», а у нас там были «Диалоги». И весь день, весь вечер, вот сколько времени мы там провели вместе, я всё время говорила Кириллу: «Послушай, тебя знают на Западе, у тебя прекрасная история режиссерская, ты сможешь работать, у тебя будет работа. Уезжай сейчас». Потому что уже шло уголовное дело, уже были обыски, вот эти маски-шоу в театре и у Кирилла в доме, и еще по дести адресам. Уже был задержан Алексей Малобродский.

И Кирилл мне всё время говорил: «Какая чушь! Если я уеду, я признаю свою вину. Ведь я ни в чем не виноват. Я не поеду. Я здесь работаю, я здесь живу. Это моя страна». И вот этот разговор, он шел по кругу. Я говорю, надо уехать, а он говорит, что он не поедет.

И прощались… Улицкая описала это в каком-то своем эссе. На прощанье шел проливной дождь. Он зашел в арку, куда ему нужно было идти, а мы остались снаружи. И мы с ним целовались через решетку. И Улицкая повернулась еще, говорит: «Какой образ…». Но это всё была шутка. Это было 21 августа. А ночью 22-го его задержали. Вот это к вопросу, что нужно принимать решение или оставаться.

О.Бычкова Вот мы смотрим, какое у нас сейчас идет голосование. Я тебе потом скажу в конце, что думают наши слушатели по этому поводу.

На самом деле, важно, что очень просто, но очень внятно с помощью инфографики, схем в этом фильме у вас объяснено, в чем, собственно, заключается это дело, как устроено это финансирование. Для тебя что было важнее: объяснить логическую, информативную суть или показать…

Е.Гордеева Мне было самой важно понять, что там происходило. Отчасти это моя внутреннее волнение по поводу того, а что там было-то на самом деле? И из того, что мы заключили, мы очень хотели объяснить людям, как это было на самом деле.

О.Бычкова Мне кажется, вам это удалось. По крайней мере, я для себя тоже какие-то вещи уяснила. И, конечно, эти интервью с отцом Кирилла Серебренникова, с женой Алексея Малобродского, с людьми, которые непосредственно в этом деле, они, конечно, очень эмоциональные.

Е.Гордеева Там еще очень важное интервью, на мой взгляд, с человеком по имени Денис Химиляйне – это аудитор «Седьмой студии», человек, который видел эти документы, до того, как всё началось; человек, который жив-здоров сейчас и, в общем, в состоянии отвечать, что там было.

О.Бычкова Да, и он очень внятно говорит, что там можно предъявить одно, другое, но точно не хищение, да.

Е.Гордеева Совершенно верно. Нам предъявляют претензии, почему нет версии, за что сидит Кирилл, кто там заказчик этого дела. Но это как бы зыбкая почва конспирологии, на которую не очень хочется вставать. Единственное, что можно понять из всего этого, что такое количество арестованных, такие мучительные 11 месяцев Алексея Аркадьевича Малобродского, — они связаны с тем, чтобы были показания на Кирилла, что он управлял этими финансами. Кирилл – руководитель, который управлял постановкой.

О.Бычкова То есть в любом случае, это дело, прежде всего, Кирилла Серебренникова. Катя, прости, у нас заканчивается время. Я хочу только сказать, что получилось с нашим голосованием: 76% слушателей считают, что да, таким художником нужно уезжать, 24 с этим не согласны.

Спасибо большое! Это Катерина Гордеева. Посмотрите ее фильм и Романа Супера «Как Серебренников потратил 218 миллионов». Есть в YouTube, есть на сайте «Эха Москвы».



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире