'Вопросы к интервью


С. БУНТМАН: Ну что ж, начнем и представим нашего гостя. Это Андрей Зимин – начальник таможенного поста «Международный почтамт» Московской таможни Центрального таможенного управления РФ. Андрей Николаевич, добрый день.

А. ЗИМИН: Добрый день.



И. МЕРКУЛОВА: На сайте «Эхо Москвы» ведется видеотрансляция. Во-вторых, вы можете активнейшим образом участвовать в нашем разговоре, +7-985-970-4545 – это номер для смс-сообщений. Наверное, мы включим телефон.

С. БУНТМАН: Примерно в 15-20 мы включим телефон, чтобы сейчас мы поняли ситуации более-менее, а потом у вас были вопросы. Так что слушайте, а не просто готовьте какие-то вечные вопросы.

И. МЕРКУЛОВА: 363-36-59.

С. БУНТМАН: Из вечных вопросов вот такой. Опять есть задержки с пересылками, с посылками, которые приходят в особенности из-за границы. Насколько мы можем понимать из того, что публикуют, это связано еще с новыми правилами, которые буквально с начала июня вступили в действие. С другой стороны, не хватает сил. Не понятно, кому надо приходить, кому не надо приходить, как это всё делается. С каким комплексом проблем сталкиваетесь вы с вашей стороны?

А. ЗИМИН: Спасибо за вопрос. Начнем с самого начала, по порядку. Да, действительно, в апреле месяце у нас существовали определенные проблемы по международной почте. С одной стороны, не успевала почта. С другой стороны, не успевала таможня. В итоге где-то с помощью почты, где-то с помощью таможни были созданы с помощью «Почты России» новые дополнительные рабочие места, линии контроля. Соответственно, «Почта России» предоставила дополнительно операторов почтовой связи, т.е. увеличила свой личный состав, и адекватно этому процессу на таможенном посту «Международный почтамт» была увеличена штатная численность личного состава, введен круглосуточный график работы, что позволило увеличить объем отправления входящей международной почты практически в два раза, т.е. где-то с четырех тысяч до восьми тысяч международных почтовых отправлений в день. Поэтому в мае месяце тот снежный ком, который накопился в начале года, он был практически ликвидирован. Новые правила, точнее сказать новый Таможенный кодекс Таможенного союза, он вступил с 1 июля.

С. БУНТМАН: И оказалось, что это очень сложно для всех.

А. ЗИМИН: На самом деле сложного ничего нет. Но когда существует информационный вакуум, люди, может быть, находятся в определенной прострации.

И. МЕРКУЛОВА: Главное, чтобы таможня была в курсе.

А. ЗИМИН: Прежде всего, хотелось бы сказать, что вступление в силу с 1 июля нового Таможенного кодекса Таможенного союза, оно ни в коем случае не повлияло в плане ухудшения на положение российских граждан, а также предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории РФ. Даже я бы сказал так, что таможенное законодательство в данном случае пошло по пути либерализации. Что имеется в виду? Как пример. Если раньше по грузам, доставляемым экспресс-перевозчиком так называемый льготный порог (т.е. без таможенных пошлин, налогов и сборов, т.е. без таможенных платежей) составлял 5 тысяч рублей, и частота перемещения была один раз в неделю, то в настоящее время это составило 200 евро, согласно статье 80-й нового кодекса, а в рублях это приблизительно 8 тысяч, и без ограничения срока.

С. БУНТМАН: Хоть каждый день.

А. ЗИМИН: Да. Это разве не демократизация таможенного законодательства?

С. БУНТМАН: Несомненно.

И. МЕРКУЛОВА: А с физическими лицами что?

А. ЗИМИН: То, что касается физических лиц, если раньше по экспресс-грузам у нас составляло те же самые 5 тысяч рублей раз в неделю, то сейчас тысяча евро раз в месяц, 31 килограмм. Это, по-моему, совсем демократично, либерально. По почте раньше было 10 тысяч рублей в неделю, частота перемещения, т.е. вы могли получить без взимания пошлин, налогов и сборов посылку раз в неделю стоимостью до 10 тысяч рублей. Сейчас, так же как по экспресс-грузам, тысяча евро раз в месяц, 31 килограмм. Т.е. это более комфортное использование предоставляемой льготы.

С. БУНТМАН: Андрей Николаевич, можно шаг назад, для того чтобы нам понять, о чем идет речь? Что собой представляют эти посылки? Это посылки от одного физического лица другому лицу? Это покупки он-лайн, или это вообще отдельная система, покупки в Интернете?

А. ЗИМИН: Это любые посылки.

С. БУНТМАН: Любые.

И. МЕРКУЛОВА: А можно тогда спросить, сколько сейчас идет посылка? Если весной у нас были чудовищные проблемы, вместо двух недель посылка шла несколько месяцев, то сейчас как обстоят дела?

А. ЗИМИН: Среднестатистическое время оформления одной посылки инспектором составляет от 5 до 7 минут. Хотел бы сразу сказать, что отправления, пересылаемые экспресс-грузом, они к международным почтовым отправлениям не относятся. При этом международные почтовые отправления, которые хранятся в зоне таможенного контроля, они не хранятся на таможенном посту или в отделе таможенного оформления. Они хранятся на почте. Именно на «Почте России» у нас нет ни таможенных складов, ни складов временного хранения, т.е. там почтовое хранение, почтовый учет. В отличие от экспресс-перевозчиков, где экспресс-перевозчик, он же брокер, например DHL, UPS или TNT, он же и склад временного хранения. Там уже существует таможенный учет, там есть склады временного хранения. Поэтому посылка, которая предъявляется на таможню… Вот мне предъявили посылку, я ее оформляю, я, допустим, инспектор. Всё остальное время она хранится на «Почте России», даже посылки, которые задержан, т.е. ввоз которых запрещен на территорию Российской Федерации, они всё равно хранятся на «Почте России».

И. МЕРКУЛОВА: Т.е. вопросы к «Почте России».

А. ЗИМИН: Конечно.

С. БУНТМАН: Или к почтовым фирмам DHL и так далее.

И. МЕРКУЛОВА: Вопрос от нашего слушателя: «Заказное письмо из Германии шло в Россию два месяца, авиабандероль из Италии – четыре, письма из Австралии – по полгода». Это тоже к почте?

С. БУНТМАН: Письма вообще не предъявляются, согласно таможенному законодательству, даже нового Таможенного кодекса.

И. МЕРКУЛОВА: Вопрос от Ани из Азова: «Почему таможня так неаккуратно досматривает частные посылки?»

С. БУНТМАН: Здесь еще сообщения: «Посылки от друзей из дальнего зарубежья приходят вскрытые, упаковка всех вложений нарушена, шампунь разлит, конфеты рассыпаны». Тут мало смешного, когда получаешь такое. Они действительно приходят в таком виде. Из-за чего это случается?

А. ЗИМИН: Чтобы вы понимали, как происходит процесс.

С. БУНТМАН: Да, хорошо бы знать.

А. ЗИМИН: Ситуация выглядит таким образом. Посылка инспектору подается оператором почтовой связи. Инспектор посылку видит в течение 6 минут среднестатистически. Инспектор никогда с посылкой не работает один. Все процедуры, которые он осуществляет – форма таможенного контроля, – он осуществляет в присутствии операторов почтовой связи, как правило, при этом присутствует еще грузчик. Один оператор почтовой связи подает посылку, допустим, на рентген, другой снимает, инспектор светит. Оператор номер один подает на документальный контроль, другой у него ее забирает. Оператор номер один подает посылку для досмотра, он вскрывает ее и предъявляет вложения инспектору. Инспектор осмотрел, досмотрел, описал, второй оператор почтовой связи забирает эту посылку.

И. МЕРКУЛОВА: А все посылки вскрываются или только подозрительные?

А. ЗИМИН: Не все, конечно. По результатам рентгена, по результатам документального контроля инспектор принимает решение о проведении досмотра. От одного до 10% вскрываются, в зависимости от наплыва. Если это идет новогодняя нагрузка, то в процентном соотношении меньше досматривается. Но при этом рентген проходят 100 процентов, везде – на экспрессах, в международной почте, всё 100% проходит у нас рентген.

С. БУНТМАН: Это понятно. Но судя по логике происходящего, вот как вы описываете, когда посылку, предположим, необходимо вскрыть, ее вскрывают, инспектор отдает ее снова почтовым товарищам. Есть ли кто-то такой, кто ответственен за то, что не обнаружили или вынули гранату Ф-1 оттуда… Они должны упаковать снова?

А. ЗИМИН: Конечно. Упаковывает оператор почтовой связи. Упаковывает и отдает уже грузчику, чтобы тот отвез на тот или иной участок обработки почты в соответствии с принятым решением, которое принял инспектор. Потому что решения могут быть разными: выпустить для внутреннего потребления… Ну всё, проблем нет, выпущено. Либо же, допустим, выпустить посылку с обязательным взиманием платежей. Это по принципу наложенного платежа на почте.

С. БУНТМАН: Если превосходит сумму по оценке или там алмаз, а написано, что стоит 5 рублей…

А. ЗИМИН: Алмазы запрещено.

С. БУНТМАН: Я утрирую. Но если расходится с тем, что написано.

А. ЗИМИН: Либо если требуется какая-то дополнительная проверка сведений. У нас разные бывают. У нас и ногти для ритуальных обрядов идут. Но зачем это нужно перевозить? Такие вещи мы задерживаем. Задерживаются по уголовным и административным делам, а таможенное оформление мы не завершаем, уточняем, что это такое.

И. МЕРКУЛОВА: Есть одна вещь, которая меня поразила. Оказывается, все посылки – допустим, посылки из Японии во Владивосток, – они идут через Москву.

А. ЗИМИН: Да, такая логистика, это почтовая логистика. У экспресс-перевозчиков эта логистика тоже похожа, т.е. основная масса приходит в Москву, а потом уже растекается по всей России.

И. МЕРКУЛОВА: Как-то, может быть, изменить ситуацию?

С. БУНТМАН: Неплохо бы с этим побороться. Глупый вопрос – можно ли устроить больше пунктов? Например, во Владивостоке.

И. МЕРКУЛОВА: Мы выяснили, что от таможни это не зависит.

А. ЗИМИН: Можно.

С. БУНТМАН: Кто должен это решить?

А. ЗИМИН: Это называется место международного почтового обмена, развитием которого занимается «Почта России». В зависимости от развития этого международного почтового обмена происходит его насыщение таможней. Т.е. сделали две линии контроля, допустим, где-нибудь в Новороссийске… Сделали одну линию контроля – таможня насыщает одну линию контроля. Сделали две линии контроля – таможня насыщает две линии.

С. БУНТМАН: Т.е. в данном случае таможня выполняет, обеспечивает некое решение.



А. ЗИМИН: Конечно. Мы участвуем в процессе перемещения международных почтовых отправлений.

С. БУНТМАН: В принципе, это межпочтовые соглашения.

А. ЗИМИН: Это Всемирный почтовый союз.

С. БУНТМАН: Я напоминаю, Андрей Зимин – начальник таможенного поста «Международный почтамт». Мы с вами в который раз упираемся в почту.

А. ЗИМИН: В настоящее время неоднократно проводились как руководством Центрального таможенного управления, так и руководством Федеральной таможенной службы совещания с руководством Почтовой службы России. Приняты определенные решения по развитию мест международного почтового обмена. Насколько я владею ситуацией, в настоящее время происходит развитие Самары, происходит развитие Брянска.

Но всего до 1 июля у нас существовало 12 мест международного почтового обмена, из них развито было более-менее только одно – Москва. Но и то развито оно было условно. Оно могло обеспечивать до образования того снежного кома, о котором я говорил, в начале года нормальное существование, прохождение международных почтовых отправлений. Но после того, как случился такой коллапс интернет-торговли, который таможня никак не могла предсказать – его даже не могла предсказать сама почта, экспресс-перевозчики в том числе, после того как это произошло, безусловно, в Москве мы модернизировались, реорганизовались, но на местах, в регионах… Т.е. в первую очередь нужно развивать регионы, потому что Москву особо развивать уже некуда.

И. МЕРКУЛОВА: Но ведь нет же гарантии, что такая ситуация не повторится.

С. БУНТМАН: Если не развивать, то можно гарантировать, что повторится.

А. ЗИМИН: При увеличении объема и отсутствии развития иных мест международного почтового обмена гарантий, конечно, никаких быть не может.

И. МЕРКУЛОВА: Некоторые интернет-магазины уже отказываются иметь дело с покупателями из России, потому что происходят какие-то необъяснимые для них вещи.

С. БУНТМАН: Да, но всё равно мы сотрудничаем, всё равно покупают. Можно такой характерный вопрос, прежде чем мы включим телефон. Дмитрий из Москвы спрашивает очень важную вещь: «С марта на таможне в Москве застряла посылка из Штатов, таможня PCI-3». Путь посылки отслеживается, как во многих интернет-отправлениях. Нам понятно, где может застрять. Что делать и куда обращаться? Есть ли возможность куда-то обратиться, если застряла?

А. ЗИМИН: Здесь ситуация такая. Услугу предоставляет «Почта России». У них есть трекинг, по которому отслеживают. В данном случае слушатель говорит, что «я обращаюсь к трекингу почты, а по нему не понятно». Но дело в том, что у почты есть «горячая линия» бюро розыска посылок. Может быть, эта посылка по каким-то причинам, смотря какое вложение там было, ушла на возврат. Я дальше, может быть, расскажу – это будет интересно слушателям, – что есть определенные изменения по тем международным почтовым отправлениям, именно вложениям, которые запрещены к ввозу в посылках.

И. МЕРКУЛОВА: Можно прямо сейчас рассказать.

А. ЗИМИН: Могу прямо сейчас рассказать. Ситуация такая. Что было и что есть. Раньше можно было в международных почтовых отправлениях (я буду называть проще – посылки) перемещать культурные ценности. В настоящее время перемещение культурных ценностей в международных почтовых отправлениях запрещено.

И. МЕРКУЛОВА: Вообще? Т.е. без ограничений?

С. БУНТМАН: Определение культурных ценностей. Это что? Я считаю, что моя открытка – это культурная ценность.

А. ЗИМИН: Есть целый уровень критериев отнесения к культурным ценностям. Это то, что может быть достоянием народа, при вывозе это 50 лет, при ввозе это 100 лет. Как правило, мы-то пляшем от разрешения Минкультуры, от заключения департамента…

С. БУНТМАН: Т.е. «не является культурной ценностью» – и штамп.

А. ЗИМИН: Конечно. Если это культурная ценность, то это запрещено. Это первое отличие. А раньше можно было перемещать. Единственный нюанс, что до 1 марта 2009 года мы оформляли это на «Международном почтамте». После 1 марта 2009 года это в нашу компетенцию не входило. Т.е. приходило это к нам, оформлялось в других местах таможенного оформления. Далее, что еще нового. Запрещен ввоз сигарет, табачной продукции и курительных смесей. Курительные смеси вообще отдельно. Курительные смеси в настоящее время отнесены к наркотическим. В данном случае речь идет о тех, которые не являются наркотическими.

С. БУНТМАН: Просто-напросто пачку табаку или банку табаку нельзя прислать.

А. ЗИМИН: Нельзя. Раньше можно было 200 сигарет или 50 сигар привозить, сейчас это уже запрещено.

С. БУНТМАН: Перевозить?

А. ЗИМИН: Ввозить в международных почтовых отправлениях.

С. БУНТМАН: Именно почтовых. Если вы повезете это в сопровождаемом багаже в аэропорту или даже в несопровождаемом багаже, т.е. вы едите откуда-то, с Кубы, допустим, и везете, то это можно.

С. БУНТМАН: В определенном лимите можно.

А. ЗИМИН: Нельзя именно в посылках перемещать это. Далее. Раньше можно было перемещать растения, можно было перемещать семена. Сейчас ввоз в посылках растений, семян запрещен.

С. БУНТМАН: Т.е. заказать по Интернету семена…

А. ЗИМИН: Нельзя. Запрещено. Это сразу ставится на возврат. У нас была служба карантина растений, в связи с этим она сокращается. Далее. Запрещен ввоз алкогольной продукции.

С. БУНТМАН: Бутылку не получишь.

А. ЗИМИН: Если вы повезете в сопровождаемом багаже, три литра вина вы можете провезти, и вам никто вопросы не задаст, по новым правилам. А в посылках это запрещено перевозить. Оружие, его части, предметы, конструктивно схожие, запрещено.

И. МЕРКУЛОВА: Даже если это пластмассовый пистолет.

С. БУНТМАН: Здесь Илья из Петербурга пятый раз задает вопрос: «Можно ли перевезти пластмассовый пистолет?» Возможно ли это определить без вскрытия, если это точная копия, пластмасса, игрушка?

А. ЗИМИН: Без вскрытия посылки это тяжело.

С. БУНТМАН: Илья, придется вскрыть и передернуть затвор.

А. ЗИМИН: В любом случае такая посылка будет вскрыта. Безусловно, если будет видно, что это пластмассовый аналог «Беретты», понятно, что тут до маразма никто не доходит.

И. МЕРКУЛОВА: Это основное? Или еще что-то есть с запрещенными предметами?

А. ЗИМИН: Запрещено перемещать озоноразрушающие, радиоактивные, но это уже было.

С. БУНТМАН: Озоноразрушающие – это что сюда входит?

И. МЕРКУЛОВА: Баллончики аэрозольные.

А. ЗИМИН: Баллончики аэрозольные, средства для наращивания ногтей. Живые животные запрещены. И самое основное – сейчас это, наверное, вас удивит, хотя и раньше это не одобрялось, просто напрямую такого запрета не было – запрещено перемещать скоропортящиеся товары, т.е. еду. Те, кто в армии служил, – кусочек сала, кусочек колбаски на почте отправляли.

С. БУНТМАН: Бандеролью, в посылке…

А. ЗИМИН: Нельзя. Запрещено. Представьте, почта по посылочной почте, федеральной почте доставляется порядка месяца, а по экспресс-почте (есть такая почта ЕМS) доставляется две недели. За две недели может протухнуть всё что угодно. У нас уже и карантин собирался почту закрывать…

С. БУНТМАН: А какие-нибудь печенья, галеты тоже нельзя?

А. ЗИМИН: Это не является скоропортящимися продуктами.

С. БУНТМАН: Это очень интересно. Я думаю, что всем полезно узнать. Что касается почты, работников почты на ту же тему мы пригласим и обязательно зададим те вопросы, которые касаются именно работы почты.

И. МЕРКУЛОВА: А сейчас давайте послушаем наших слушателей, у них наверняка есть вопросы к нашему гостю. 363-36-59 – телефон прямого эфира. Добрый день, вы в прямом эфире.

СЛУШАТЕЛЬ1: Здравствуйте. Меня зовут Вадим, город Санкт-Петербург.

И. МЕРКУЛОВА: Вадим, ваш вопрос нашему гостю.

СЛУШАТЕЛЬ1: Почему до весны все экспресс-перевозчики, в том числе иностранные и российские, работали, никакого наплыва и коллапса не было, а как вдруг решила Федеральная таможенная служба сделать единый пункт в Москве, это случилось? Что это за логистика такая в плане стаскивания грузов со всей страны в один пункт, конкретно в Москву?

А. ЗИМИН: Спасибо за вопрос. Что хотелось прежде всего сказать? Я на «Московском почтамте» за Санкт-Петербург сказать не могу, могу говорить только за московские экспрессы и за московскую почту. Но, в принципе, высказывая свое мнение, я хотел бы сказать, что в данном случае логистику определяет не таможня, логистику определяют как экспресс-перевозчики, так и сама почта, т.е. где лучше. Безусловно, таможне тоже задается вопросом, где бы лучше было, где таможня себя видит. Но логистику определяют сами перевозчики. Вы понимаете, кто перемещает груз? Экспресс-перевозчик или почта. Таможня не может диктовать свои условия хозяйствующим субъектам.

С. БУНТМАН: Вы – такой барьер в проходе почты или экспресс-перевозчиков, вы такой пункт, а всё остальное делают они.

А. ЗИМИН: Значит, экспресс-перевозчики и почта, если она там участвует, определили, что им в одном месте быть лучше. Таможня с этим согласилась и, соответственно, делает то насыщение, которым обеспечили….

И. МЕРКУЛОВА: Николай из Вологды спрашивает: «Таможенный налог не взимается при пересылке товаров для личного пользования. А кто решает, какой товар для личного пользования, а какой нет?»

А. ЗИМИН: Когда в таможню обращается человек, он дает пояснение: для личного пользования, не для личного пользования. Это первое. Второй момент – исходя из того, как человек обосновал… Условно говоря, вы привезли 10 одинаковых дисков Поля Мориа, а у вас семья три человека. Они для личного пользования. Обоснуйте, для чего они нужны. Или же другой вопрос, когда человек обращается и говорит: «А это мне для личного пользования фильтр для промышленной обработки питьевой воды». А у вас что, промышленная установка для обработки питьевой воды стоит?

С. БУНТМАН: Т.е. когда существует явное несоответствие.

А. ЗИМИН: Конечно. А дальше уже инспектор на основании характера предназначения, перемещения определяет.

И. МЕРКУЛОВА: Последний вопрос от Владимира: «Уточните, пожалуйста, про скоропортящиеся продукты. Это только для международных посылок запрещено или внутри страны тоже нельзя?»

А. ЗИМИН: Для международных посылок.

С. БУНТМАН: Но у нас страна как 20 международных. Обязательно пригласим почтовиков. Я хотел бы сказать, что мы это сделаем через неделю, сделаем на том же месте, в тот же час.

И. МЕРКУЛОВА: К сожалению, не всё зависит от нас.

С. БУНТМАН: Мы постараемся это сделать. Андрей Николаевич, большое вам спасибо. Я напоминаю, что Андрей Зимин, начальник таможенного поста «Международный почтамт» Московской таможни Центрального таможенного управления РФ, был у нас в гостях.

А. ЗИМИН: Спасибо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире